Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Попечительство о народной трезвости » Встречи, конференции, документы... »

16.07.2018 | 15 ИЮЛЯ СОСТОЯЛОСЬ ОФИЦИАЛЬНОЕ ЗАКРЫТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СЛЕТА ТРЕЗВОСТИ И ЗДОРОВЬЯ "УРАЛ-2018"

14.07.2018 | Основные мероприятия Царских дней-2018 в Екатеринбурге

19.06.2018 | Обучающий семинар для организаторов трезвенного движения

24.05.2018 | Утверждение трезвости в новообразованных епархиях Русской Православной Церкви. Круглый стол

- -
- -
Попечительство о народной трезвости

- -  

Участники семинара «Воспитание человека в трезвенных традициях отечественной культуры» о его задачах, проблемах и перспективах.

Чекедова Ольга Григорьевна (Просветительский центр, оргкомитет семинара).

Как один из организаторов семинара, в чем Вы видите задачи семинара и пути их решения?

Поскольку семинар научно-практический, то задача, во-первых, научно обобщить практический опыт специалистов по трезвенному воспитанию подростков и молодежи. У нас на семинаре не только практики, но и ученые очень высокого уровня, потому что нам нужны обобщения на очень высоком научном уровне, иначе научная общественность простой язык практиков не понимает.

Во-вторых, самое главное, мы должны в результате построить структурно-организационную модель профилактики зависимостей: что воспитывать для устойчивости к зависимостям, как воспитывать и кто должен воспитывать, какие структуры, кому нужно объединиться для трезвенного воспитания. Если мы построим эту модель, то это уже будет научный результат.

Погорелов С.Т. Погорелов Станислав Тимофеевич (эксперт семинара, кандидат педагогических наук)

На Ваш взгляд, ученого и педагога, в чем задачи этого семинара, как они решаются и решаются ли?

Емкая научная формулировка предполагает вопросы скорее даже методологии, чем теории или методики. Поэтому ожидать от семинара чисто практических результатов очень трудно, и мы действительно только в некоторых выступлениях решаем вопросы обобщения опыта.

Другие выступления, в частности, Алмазова Б.Н., мое, хотя они поневоле апеллируют к какому-либо практическому опыту, направленны на решение методологических задач выбора подхода к трезвенному просвещению. Потому что трезвенное воспитание - это особый процесс, в сердцевине которого лежит преодоление либо отсутствия смысла жизни у человека, либо смыслового противоречия своего существования и форм жизни в современном обществе. Наработанный пласт культуры, который человечество как богатство сохраняет, в то же время обрушивается на человека, он не в силах его постичь, не в силах с ним совладать. Он просто не адаптируется, не успевает, - так быстро меняются условия, так быстро меняется объем того, что надо освоить и чему надо соответствовать.

Поэтому начинаются как бы ролевые проявления человека. Мы видим это на примере молодежи, они начинают, входя в это общество проигрывать разные культурные и субкультурные конструкции. В частности, мы видели фильм «Школа», где девочка, одев на себя некую культурную оболочку, трагически заканчивает жизнь, но в самой этой культуре, вернее, субкультуре есть отрицание жизни, отрицание самого себя, есть просто ненависть к себе, тогда и к окружающим она оборачивается этой же стороной и логически приводит к такому финалу. Такие игры могут быть очень опасны, потому что при облечении в атрибуты этих ролей, этих игровых форм культуры не коренных, несвойственных нашей традиции, заемных, привлекательных в силу романтизации или поиска чего-то нового, можно получить результат, в том числе, и трагический. Много этих «игр» связано как раз с использованием психоактивных веществ, т. е. наркотиков во всех их формах, начиная от табака и алкоголя и заканчивая нелегальными формами.

Все это кажется затрагивающим небольшие группы молодежи, на самом деле, видимо, это фундаментальное свойство сегодняшнего противоречия, когда человек созревает физиологически раньше, чем он может созреть социально, когда он самостоятелен и самодостаточен в вызовах общества и может обеспечить себя, создать семью, профессионально осуществлять свою деятельность. Этот период очень длительный. Этот большой период приходится проходить, пробуя себя. Плюс к этому, накладывается трагичная ситуация быстрой смены ценностей в обществе. И наш семинар говорит как раз о такой ситуации, в которой мы должны вести трезвенную работу.

Но мое глубокое убеждение, что пока мы, пытаясь выстроить диалог с государством, настоящего диалога еще и не установили. Пока существуют некие договоренности, система согласованных действий касается пока локальных, конкретных мероприятий. А внутреннего единства понимания общности задач, того, например, что характер употребления психоактивных веществ принял такой масштаб, что под угрозу поставлено выживание страны и народа, пока нет. И в этом отношении государство пока не определило своих соратников и пользуется в основном директивными методами.

Я понимаю, что Церковь состоит из людей, которые выбор свой духовный сделали. Но у Церкви сегодня тоже проблема, как раскрыть свои смыслы тем людям, которые не придерживаются этой традиции, как снять все противоречия, решая общую беду. Ведь на пожаре не будешь говорить, что я буддист, я иудей, а я вообще атеист. Вот тут, в этой ситуации, в степени алкоголизации нашего общества - пожар и нужно объединяться. И ресурсы, и формы работы, и кадры, - все это нужно соединять, нужно активное сотрудничество, соработничество, сопартнерство. Это очень важная, предельно обостренная по своим последствиям проблема. Но пока этого единства, к сожалению, нет.

Но меня радует, что нас принимает Министерство социальной защиты, поддерживает епархию в этих начинаниях, поддерживается и идея Попечительства о народной трезвости. А вот с Министерством образования такая важная работа, как предупреждение никотиновой зависимости подростков, носит только разрешительный и информационный характер. Но этого мало для партнерства, нам нужны действительно профессиональные кадры для поддержки и нужна помощь в разработке содержания, выборе форм продолжения начатого. Церковь выдвигает эту идею, может объяснить, в чем духовный смысл, может сюда привнести небольшой организационный ресурс, но получается, что здесь мы больше полагаемся на инициативу самих образовательных учреждений. Тем не менее, эти формы работы дают свой результат, но мы не можем даже точно научно сказать какова их эффективность. Этот вопрос я поставил как задачу создания мониторинговой группы, но опять же нас отсылают делать это на общественный началах. На общественных началах это может, конечно, сделать студенческий коллектив, мы можем привлечь волонтерское движение. Но нужны-то глубинные исследования, нужны сторонники и партнеры для интеллектуальной и профессиональной работы. Мы нуждаемся в расширении круга участников исследования по поводу кризиса идентичности живущей сегодня молодежи. Сама по себе эта проблематика должна быть осознана на на всех уровнях, от уровня мировоззренческого выбора и до того, как это вписывается во всю политику государства.

Мы, наконец-то, пришли к тому положению, когда государство разрешает включать в содержание образования основы религиозной культуры, считая их частью общей культуры. Но это тоже требует подготовки кадров. Вот сегодня у нас на семинаре будущие магистры педагогики. Часть из них проведут исследования по проблематике трезвенного просвещения и воспитания. Это, конечно, капля в море, но хоть что-то мы сможем предъявить как достигнутый результат. В этом может быть и практическая, и теоретическая значимость семинара.

Это уже третья сессия семинара трезвенного просвещения. Вы присутствовали на двух из них, есть ли какая-то преемственность и внутреннее развитие семинара или это разрозненные мероприятия, которые можно только формально объединить?

Здесь есть некая последовательность. На первом семинаре много времени было посвящено выработке научного языка, на котором мы должны говорить, и часть понятий мы для себя определили. Оставив за каждым право своего теоретического выбора, тем не менее, мы дали границы того поля, на котором можно говорить о трезвенном просвещении. И сам термин родился как итог первого семинара.

На втором семинаре мы все-таки основное внимание уделили выработке позиции Церкви в трезвенном просвещении, т.е. что можно предложить как позицию православно-ориентированной части общественности и священства в трезвенном просвещении, воспитании и образовании. Итогом тогда стали предложения к Проекту концепции Церкви по трезвенному просвещению. Документ этот очень необходим, т. к. в самой Церкви сегодня социальное служение переживает этап становления.

В советское время этого ничего просто не могло быть. А в исторической России досоветского периода просто не было необходимости в таких концепциях. Церковь тогда была исторически сложившейся частью социума, была наделена частью функций, в том числе и юридических, правоприменительных, скажем, семейное право было частью церковной функции.

Сегодня Церковь никаких таких функций не выполняет и социальное служение ее приходится заново выстраивать, считаясь с тем, что общество иное. Оно совершило индустриальный прорыв за ХХ век. А сегодня задача перехода в постиндустриальное общество. И общество, и жизнь человека в нем, и его самореализация носят иной характер. Церковь должна с этим как-то работать, осваивать эти смыслы. И вот тут понадобилась как часть той социальной программы Церкви данная Концепция трезвенного просвещения.

Третий семинар сегодня прорабатывает, как можно реализовать трезвенное воспитание, опираясь на отечественные традиции. Единства достичь трудно, т. к. само понимание личности в православной традиции, в психологии, педагогике и юриспруденции совершенно различно. Мы все работаем с личностью и должны, направляя социальное проектирование в сторону социализации духовного ее развития, прийти к какому-то единому понимаю, чтобы эта работа была эффективна. Чтобы проекты, которые будут разрабатываться, всеми использовались и принимались, чтобы была ясна роль каждого социального института в этом совместном делании. И для меня остается проблемой, что воспитательный потенциал самой православной традиции выявляется сложно. Потому что нет еще того языка, который был бы общим и для современного научного знания, и для Церкви. С одной стороны, тысячелетний опыт Церкви необходимо изложить на языке современной науки и технологии. С другой, надо самой современной психологии и педагогике научиться этот потенциал видеть и использовать. И те предельные цели, которые ставит перед собой православная культура и традиция в воспитании, сделать частью сегодняшнего дня. Это необходимо еще и потому, что те цели, которые мы начинаем соотносить, они оказываются различно направлены. Очень много индивидуализма и эгоизма пришло с Запада при заимствовании образовательных программ, подходов и технологий. Православная традиция в этом смысле более открыта для человека в пространстве вневременном, надмирном и, я бы даже сказал, надличностном. Поэтому она более обращена к смыслам благополучия междупоколенного бытия, исторической преемственности, общественного служения. Что, скажем, в такой практике индивидуалистической самореализации, которую мы поставили как задачу, защищая права личности. требует долгого согласования. Да, верно, что личность свободна, личность автономна и является самоценностью, но понимание высшего достоинства человека как образа и подобия Божиего дало науке именно христианство. Сегодня же либеральная идеология прав человека тоже защищает его как свободного человека, но защищает как юридическую единицу и именно таким образом строит воспитательную практику. А это приводит, в частности, к такому индивидуализму и эгоизму, о котором мы говорим, потому что права, юридическое их толкование, оказываются как бы впереди нравственности, впереди духовного смысла. И вот тут-то мы попадаем в те опасности, о которых говорим, то ювенальная юстиция, то сексуальное просвещение, то поставление ребенка перед выбором. Ребенок экспериментирует с психоактивными веществами, видите ли, у него права такие есть, и мы до какой-то грани может ему препятствовать, а дальше не имеем права его ограничивать.

В той традиции, в которой мы жили это просто пресекалось. Сегодня считается, что такие методы не допустимы, и на этом основании может возникнуть правовой конфликт. А наша традиция к этим проявлениям ребенка относилась очень жестко. Потому что ответственность за ребенка нес родитель. Хотя, конечно, сегодня общество не назовешь традиционным. Наша семья утрачена, во многом разрушена и иерархическая структура семьи, полнота содержания ее жизни, и разрушено это предшествующим бытием. Поэтому воспитательные функции и возможности семьи ограничены. Тем не менее, даже оставшимися содержательными вещами в функциях родителей нужно дорожить, т.к. и это могут подвергнуть сомнению. Потому что, например, Форсайт-проект, который мы упоминали на семинаре, выстроен на том, чтобы государство имело право вмешиваться в семью в лице ювенальной юстиция. Не родители от духовых идеалов идут в воспитании, а государство идет от прав личности, прав ребенка, которые существуют как юридическая норма и будут родителям навязываться. Это реальное противоречие наших дней, хотя мы понимаем, что ребенок тоже самоценность, и он должен быть защищен, в том числе, и в семье.

На семинаре опять же, как и на предшествующих сессиях, выступали представители социальной защиты, наркозащиты. К работе данной сессии семинара, что очень ценно, был привлечен как эксперт Слободчиков В.И. Он раскрыл антропологическую составляющую, которая очень важна в понимании природы человека и того пути, который он проходит в жизни, как он попадает в зависимость.

Плотникова Е.В. Плотникова Елена Владимировна (доктор философских наук)

Семинар заявлен как научно-практический. В чем Вам видится научная значимость семинара?

Научная значимость семинара мне видится в том, что ученые разных специальностей имеют возможность высказать точку зрения, свою лично, опираясь на научный опыт своей специальности. Психиатр, социальный политик, педагог, психолог, богослов - все опираются на определенную научную традицию, называют эту традицию, доносят до сведения всех участников, на каких научных основах они строят свои заключения. И научная новизна заключается в том, по-видимому, что на стыке этих научных традиций появляется некоторое новое знание о таком явлении как трезвенность, трезвение, так и об отклонении от нормального трезвого мировоззрения и образа жизни.

А какова практическая значимость семинара?

Практическая значимость видится в том, что все участники сообщают о конкретном опыте. Я узнала, например, о семейных клубах трезвости, об исторически преемственном опыте в различных территориях Российской Федерации, о практической работе с разными категориями населения (страждущими, созависимыми и т. д.). Прозвучало очень много других практических примеров, иллюстраций из разного опыта. Более того, эти примеры наталкивают не на идею буквального повторения, а на идеи создания новых практик, таких, которых еще, возможно, в трезвенном движении и не было.

Что заинтересовало Вас лично как ученого и человека на этом семинаре, что, может быть, удивило?

Отрадно, что все участники говорили не о сопротивлении алкоголизму, наркомании или курению, а о глубинных причинах социальных болезней, симптомами которых являются не только зависимости, но и агрессия, тревожность, страхи личностные, социальные, враждебность человеческая. Именно эта широта взглядов меня привлекла, что это не пропагандистский кружок по «борьбе с», а действительно исследование причин социальных, духовных, психологических, педагогических, коренящихся в общественной ситуации, не имеющей прецедентов. Мы не можем опереться ни на какую иную традицию полностью, потому что так, как мы живем, никто никогда не жил. И сегодняшнее собрание участников уникально тем, что это люди способные экспертно оценить особенности именно нашего общества в настоящее время.

Бушуев Олег (председатель Молодежной общественной организации «Трезвение» г. Челябинска)

Обращаюсь к Вам с тем же вопросом, что и к другим участникам: как решает семинар поставленные перед ним задачи?

На самом деле, никаких конкретных задач перед семинаром поставлено не было, поэтому сложно сказать, выполняются, реализуются ли они или нет. Например, при знакомстве участникам было предложено высказаться, зачем они сюда приехали, и, собственно, все сформулировали разные цели.

Кто-то приехал обменяться опытом, кто-то приехал выступить, потому что пригласили, кто-то приехал ответить на свои вопросы. Но, конечно, так или иначе тема каждого доклада касалась воспитания человека в трезвости. В этом плане можно сказать, что далеко от тематики мы не ушли. Но, с другой стороны, это осмысляется совершенно с разных сторон. По крайней мере, если предположить, что у этого семинара должен быть результат, должна быть сформулирована некая модель воспитания человека, то, наверное, какая-то информация, какой-то аспект этой модели можно выделить в докладах людей. Но это, видимо, работа или экспертов, или какого-то методического совета, которая в общем-то нас не касается, мы не участвуем в разработке этой модели, мы участвуем как слушатели, и по сути для нас работа семинара ничем не отличается просто от конференции, на которой разные люди, съехавшиеся из разных регионов представляют свой, по своему уникальный опыт, совершенно из разнообразных областей.

Да, действительно, семинар больше напоминает конференцию. А как по Вашему более эффективно выстроить работу семинара?

Я представляю работу семинара таким образом: количество времени, затрачиваемого на восприятие информации, должно быть меньше затрачиваемого на продумывание и разработку. Гораздо интереснее использовать свой опыт и опыт коллег для решения стоящих перед нами задач. Бывают такие задачи, которые очень сложно решить специалисту в какой-то конкретной области. Проблема, которую мы затронули - комплексная, и необходимо ее решать именно сообща, тогда интеллектуальные возможности будут задействованы более эффективно. Вообще, для семинара полезнее было бы чередовать формы работы: лекционный материал и работу в группах, да и прогулки со свободным общением нам бы не помешали. Когда идут лекции друг за другом, причем их темы мало друг с другом связаны, то это очень сложно и в этом есть нарушение принципов организации семинарской работы, хотя, наверное, определенный смысл в этом есть, когда докладчиков больше, чем времени. Может, мы и выйдем на какую-то цель, которую ставил перед собой оргкомитет. По крайней мере, для тех, кто на подобных семинарах впервые или бывает не часто, я думаю, что бесспорная польза есть.

Можно ли говорить о преемственности, росте и развитии семинара от сессии к сессии?

Семинары друг с другом связаны, в первую очередь, составом участников. Как правило, наиболее активные участники и докладчики на семинаре одни и те же. В этом плане есть преемственность, и, исходя из опыта предыдущих семинаров, мы не тратим время на то, чтобы войти в понимание того, что нам надо.

Что касается внутреннего роста семинара, то мы, конечно, понимаем общую задачу разработки теории трезвенного просвещения, которая перед этими семинарами поставлена, но понимания как ее решать нет. Если бы мы поняли как ее решать, написали бы алгоритм, разбили бы достижение решения задачи на этапы. И могли бы сказать, что мы этап первый прошли, этап второй, этап третий прошли, блок первый, блок второй, блок третий разобрали. Но мы сейчас находимся в стадии осмысления той области, в которой нам предстоит разработать теорию. Потому что существует большое количество разнообразных концепций, которые разрабатывались различными специалистами. Есть преподаватели высших учебных заведений, которые преподают уже, собственно, теорию трезвого образа жизни. Есть люди, которые разрабатывают свои концепции, как, например, концепция социальной отчужденности, которая является оригинальной авторской концепцией, объясняющей многое совершенно по-своему.

И, конечно, прежде чем нам формулировать какие-то основные принципы этой теории, какие-то ее основные положения, сделать какие-то выводы и разработать рекомендации, нам нужно охватить тот опыт, те научные разработки, которые сейчас существуют. Скорее всего, это достаточно длительный период. Радует, что от семинара к семинару все более вырисовывается их тематика, т.е. та область в общем поле нашей деятельности, которая еще не рассмотрена. По крайней мере, тематика этого семинара в высшей степени актуальна, даже я бы сказал нова - воспитание человека трезвым. Не трезвенное просвещение в общем, и не какой-то набор мероприятий, которые еще не известно какой результат дадут. Раньше мы думали о том, что должны сделать, а то, усвоится это или не усвоится человеком, в какой форме лучше это усваивается, такая задача поставлена впервые.

Я думаю, что в контексте данной темы, мы представляем тоже очень важный опыт воспитания и социализации человека в молодежной организации, основанной на самостоятельной активности молодежи.

-

-

 -



Старый стиль 5Июль вторник Новый стиль) 18Июль Седмица 7-я по Пятидесятнице. Глас 5. Поста нет. Совершается служба с полиелеемПрп. Афанасия Афонского (1000). Совершается служба со славословиемОбретение честных мощей прп. Сергия, игумена Радонежского (1422). Мцц. Анны и Кириллы (304). Прп. Лампада Иринопольского (X). Сщмч. Геннадия пресвитера (1918). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрмцц. вел. кн. Елисаветы и инокини Варвары (1918). Прп. Агапита исп (1936). Иконы Божией Матери, именуемой "Экономисса". Евангельские ЧтенияУтр. - Мф., 43 зач., XI, 27-30. Лит. - 1 Кор., 136 зач., VI, 20 - VII, 12. Мф., 57 зач., XIV, 1-13. Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17-23. Прмц.: 2 Кор., 181 зач., VI, 1-10. Мф., 62 зач., XV, 21-28 .* Чтения прмц. вел. кн. Елисаветы читаются, если ей совершается служба. Cлужба прп. Афанасия Афонского может быть перенесена на 6/19 июля. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Мф. 14, 1-13). Дошел слух о делах Господа до Ирода; он при этом тотчас и заключил: это Иоанн воскрес. Мало ли что можно было при этом подумать! А между тем он ни о ком не подумал, как только об Иоанне. Кто же это дал такое направление его мыслям? Совесть. От нее не спрячешь бессовестных дел, суда ее ничем нельзя поправить. Обезглавливая Иоанна, Ирод присваивал себе право на то, и другие не отрицали такого права, а совесть заговорила свое, и речей ее не мог он заглушить ничем. Вот ему и видится Иоанн. Сколько знаем мы подобных сказаний, что совесть преследует грешника и живописует ему предмет и дело греха так, что он видит их даже вне! Стало быть, есть в нас голос, который мы должны признать не нашим голосом. Чьим же? Божиим. От кого естество наше, от того и голос. Если он Божий, то должно его слушать, ибо тварь не смеет поперечить Творцу. Голос этот говорит, что есть Бог, что мы от Него состоим в полной зависимости и потому не можем не питать в себе благоговейного страха Божия; имея же его, мы должны исполнять волю Божию, которую совесть и указывает. Все это составляет слово Божие, написанное в естестве нашем, читаемое и предлагаемое нам, и мы видим, что люди всех времен и всех стран слышат это слово и внимают ему. Повсюду веруют в Бога, повсюду слушают совесть и чают будущей жизни. Это только ныне как-то в моду вошло не признавать этих истин. Так поступают натуралисты, по-русски - естественники; значит, естественники проповедуют противоестественное учение. Молитвы Тропарь преподобного Афанасия Афонскогоглас 3Еже во плоти житию твоему/ удивишася ангельстии чини:/ како с телом к невидимым сплетением изшел еси, приснославне,/ и уязвил еси демонские полки./ Отонудуже, Афанасие,/ Христос тебе воздаде богатыми дарованьми,/ сего ради, отче, моли/ спастися душам нашим. Кондак преподобного Афанасия Афонскогоглас 8Яко невещественных существ зрителя изрядна/ и деятельна сказателя всеистинна,/ взывает тя стадо твое, Богоглагольниче:/ не оскудей, моля о рабех твоих,/ избавитися напастей и обхождений, вопиющим ти:/ радуйся, отче Афанасие. Тропарь общий преподобным Сергию и Никонуглас 8Яко трисветлаго солнца светозарный звезды,/ Троическим светом озаряете сердца верных,/ сосуда Света Пресвятыя Троицы явльшеся,/ и предивным вашим житием иноком бысте твердии законоположителие/ и церквам благолепие, и благоверным, и святителем, и всем людем,/ вся бо демонския скверны отгнавше отсюду/ вашими чистыми учении и делы,/ добре упасосте стадо, собранное вами,/ но и ныне молим вас:/ посещайте чад своих, яко имущий дерзновение ко Святей Троице,/ Богомудре Сергие с чудным учеником своим Никоном,/ и молите Христа Бога, да спасет души наша. Тропарь преподобнаго Сергияглас 8От юности восприял еси Христа в души твоей, преподобне,/ и паче всего вожделел еси мирскаго мятежа уклонитися,/ мужески в пустыню вселился еси/ и чада послушания в ней, плоды смирения, возрастил еси./ Тем быв Троице вселение,/ чудесы твоими всех просветил еси, приходящих к тебе верою,/ и исцеления всем подай обильно./ Отче наш Сергие, моли Христа Бога, да спасет души наша. Тропарь преподобного Сергияглас 8От юности восприял еси Христа в души твоей, преподобне,/ и паче всего вожделел еси мирскаго мятежа уклонитися:/ мужески в пустыню вселился еси/ и чада послушания в ней, плоды смирения, возрастил еси./ Тем, быв Троице вселение,/ чудесы твоими всех просветил еси, приходящих к тебе верою,/ и исцеления всем подая обильно.// Отче наш Сергие, моли Христа Бога, да спасет души наша. Ин тропарь преподобного Сергия, игумена Радонежскогоглас 4Днесь пресветло красуется царствующий град Москва,/ яко светолучными зарями, молниями чудес твоих осияемь,/ всю вселенную созывает/ похвалити тя, Богомудре Сергие;/ пречестная же и славная обитель твоя,/ юже во Имя Святыя Троицы многими труды твоими создал еси, отче,/ имущи в себе стада ученик твоих,/ веселия и радости исполняется./ Мы же, празднующе преславное обретение честных мощей твоих, в земли сокровенных,/ яко цвет благоуханен и кадило благовонно,/любезно я лобызающе, различная исцеления приемлем/ и твоими молитвами грехов прощения сподобляемся,/ отче преподобне Сергие,/ моли Святую Троицу/ спасти души наша. Кондак преподобного Сергияглас 8Днесь, яко солнце пресветло, возсиявше от земли,/ честныя мощи твоя нетленны обретошася,/ яко благоуханный цвет, множеством чудес сияюще,/ и всем верным источающе различная исцеления,/ и веселяще избранное твое стадо,/ еже мудре собрав, добре паствил еси./ О нихже и ныне Троице предстоиши, моляся,/ и воинству победительная на враги даровати,// да вси вопием ти: радуйся, Сергие богомудре. Ин кондак преподобного Сергия, игумена Радонежскогоглас 8Взирающе на предлежащий честный твой гроб,/ в немже скрыся, яко многоценное сокровище, святое трудолюбное твое тело чистоты,/ мы, чада твоя суще жалостная,/ в удивлении един со единем вещающе, вопием:/ отче наш Сергие, моли Святую Троицу/ и нам спастися, твоим чадом. Показать ещё молитвы Тропарь преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровныглас 1Смирением достоинство княжеское сокрывши, богомудрая Елисавето, сугубым служением Марфы и Марии Христа почтила еси. Милосердием, терпением и любовию себе предочистивши, яко жертва праведная Богу принеслася еси. Мы же, чтуще добродетельное житие и страдания твоя, яко истинную наставницу усердно просим тя: святая мученице великая княгине Елисавето, моли Христа Бога спасти и просветити души наша. Кондак преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровныглас 2Величие подвига веры кто повесть? Во глубине земли, яко в раи светлости, страстотерпица великая княгиня Елисавета со ангелы во псалмех и пениих радовашеся и, убиение претерпевающи, о безбожных мучителех взываше: Господи, прости им грех сей, не ведят бо, что творят. Тоя молитвами, Христе Боже, помилуй и спаси души наша. Ин кондак преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровныглас 5От славы царственныя, вземши Крест Христов, прешла еси к славе небесней, молящи врагов, и обрела еси радость вечную, святая мученице княгине Елисавето, с Варварою мученицею. Темже молим вас: молите о душах наших. Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Экономиссаглас 4Предстательство страшное и непостыдное,/ не презри, Благая, молитв наших,/ Всепетая Богородице, Милостивая верных Домостроительнице,/ утверди православных жительство,/ спаси страну нашу/ и всех православно живущих в ней защити,/ зане родила еси Бога, Едина Благословенная. Службы5 июля: Преподобного Афанасия Афонского. Обретение мощей преподобного Сергия Радонежского. 25 сентября: Преподобной Евфросинии Александрийской. Преставление преподобного Сергия, игумена Радонежского. Сайты приходов: Западно-Американская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Сан-Франциско Абаканская епархия:Домовый храм преподобного Сергия Радонежского при епархиальном управлении г. Абакан Алатырская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского с. Сурский Майдан Храм преподобного Сергия Радонежского с. Рындино Алтайская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Верх-Катунское Альметьевская епархия:Храм Сергия Радонежского пос. Актюбинский Анадырская и Чукотская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского с. Омолон Аргентинская и Южноамериканская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Порту Алегри Ардатовская епархия:Храм Сергия Радонежского пос. Тургенево Армавирская епархия:Храм Сергия Радонежского ст. Ярославская Храм прп. Сергия Радонежского г. Усть-Лабинск Арсеньевская епархия:Храм во имя прп. Сергия Радонежского с. Новосысоевка Архангельская епархия:Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь дер. Монастырь Храм в честь прп. Сергия Радонежского ст. Исакогорка Астанайская епархия:Храм во имя святого прп. Сергия Радонежского пос. Туймебаева (Ашыбулак) Астраханская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Астрахань Ахтубинская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Новоурусовка Балашовская епархия:Храм во имя прп. Сергия Радонежского с. Сплавнуха Храм Сергия Радонежского с. Бакуры Барнаульская епархия:Храм Серафима Саровского г. Горно-Алтайск Барышская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского с. Румянцево Бежецкая епархия:Храм Троицы Живоначальной пос. Рамешки Храм Александра Невского пос. Рамешки Белгородская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Малое Городище Храм прп. Сергия Радонежского г. Старый Оскол Храм Сергия Радонежского с. Мазикино Храм в честь иконы Божией Матери "Экономисса" с. Русская Березовка Белевская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Плавск Свято-Сергиевский храм с. Черкассы Берлинская и Германская епархия (РПЦЗ):Храм прп. Сергия Радонежского г. Бад Киссенген Берлинско-Германская епархия:Храм (домовой) прп. Сергия Радонежского г. Берлин Благовещенская и Тындинская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Тамбовка Храм прп. Сергия Радонежского с. Чигири Благочиние приходов Русской Православной Церкви в Швеции:Храм прп. Сергия Радонежского г. Стокгольм Боровичская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Пестово Храм Сергия Радонежского дер. Сутоки-Рядок Брянская епархия:Богородицкая Площанская мужская пустынь пос. Пчела Храм Сергия Радонежского при Епархиальном Архиерейском доме г. Брянск Храм в честь прп. Сергия Радонежского г. Дятьково Храм Сергия Радонежского пос. Радица-Крыловка Храм в честь прп. Сергия Радонежского с. Уты Будапештская и Венгерская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Будапешт Бузулукская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Сорочинск Храм прп. Сергия Радонежского пос. Володарский Храм прп. Сергия Радонежского пос. ВТК Храм прп. Сергия Радонежского с. Никифоровка Валуйская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского с. Малобыково Великолукская епархия:Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Столбушино Храм прп. Сергия Радонежского г. Пустошка Владивостокская епархия:Храм святого преподобного Сергия Радонежского г. Владивосток Владимирская епархия:Храм Иконы Божией Матери Казанская с. Усолье Храм Преподобного Сергия Радонежского с. Мало-Борисково Храм Иконы Божией Матери Казанская г. Лакинск Храм Серафима Саровского г. Курлово Храм Сергия Радонежского с. Жерехово Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Суздаль Волгоградская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Волгоград Храм Сергия Радонежского г. Волгоград Храм Сергия Радонежского г. Волгоград Волгодонская епархия:Храм Илии пророка г. Волгодонск Вологодская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Вологда Воронежская епархия:Храм во имя прп. Сергия Радонежского г. Воронеж Храм Успения Пресвятой Богородицы на Монастырщенке г. Воронеж Храм Богоявления Господня г. Воронеж Храм Сергия Радонежского с. Тресоруково Выборгская епархия:Храм Свт. Николая Мир Ликийских Чудотворца пос. им. Свердлова (Овцыно) Храм "Коневской" иконы Божией Матери пос. Саперное Храм прп. Сергия Радонежского г. Сертолово Храм-часовня прп. Сергия Радонежского г. Сертолово Храм св. вмч. Георгия Победоносца пос. Каменка Выксунская епархия:Храм в честь прп. Сергия Радонежского с. Левино Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Поздняково Храм во имя Святого Пророка Илии с. Филинское Храм в честь прп. Сергия Радонежского с. Верхняя Верея Вяземская епархия:Храм Богоявления Господня дер. Соколино Георгиевская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Нефтекумск Храм прп. Сергия Радонежского пос. Виноградный Гомельская епархия:Храм преподобного Сергия Радонежского г. Гомель Горловская епархия:Храм Сергия Радонежского пос. Ивановка Женский монастырь в честь прп. Сергия Радонежского с. Сергеевка Сергиевский храм г. Углегорск Губкинская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского с. Завидовка Храм прп. Сергия Радонежского с. Теребрено Днепропетровская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Днепропетровск Донецкая епархия:Женский скит в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" с. Богородичное Монастырь преподобного Сергия Радонежского г. Краматорск Храм Сергия Радонежского г. Харцызск Екатеринбургская епархия:Храм Сергия Радонежского и Елизаветы Фёдоровны г. Екатеринбург Храм Сергия Радонежского пос. Большой Исток Храм Сергия Радонежского пос. Сарга Екатеринодарская епархия:Храм преподобного Сергия Радонежского г. Туапсе Свято-Екатерининский кафедральный Собор г. Краснодар Храм Сергия Радонежского пос. Южный Елецкая епархия:Храм Казанской иконы Божией Матери с. Большие Извалы Запорожская епархия:Храм в честь Преподобного Сергия Радонежского с. Новотаврическое Иваново-Вознесенская епархия:Храм святых первоверховных Апостолов Петра и Павла дер. Стрелка Сергиева пустынь Введенского женского монастыря с. Стоянцево Храм в честь преподобного Сергия Радонежского с. Кунестино Иркутская епархия:Храм преподобного Сергия Радонежского г. Иркутск Искитимская епархия:Храм Сергия Радонежского ст. Безменово Йоханнесбургская и Преторийская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Йоханнесбург Казанская епархия:Храм Илии Пророка с. Ильинское Храм Троицы Живоначальной с. Усады Храм преподобного Сергия Радонежского с. Старое Дрожжаное Храм Сергия Радонежского с. Свияжск Свияжский Иоанно-Предтеченский монастырь с. Свияжск Храм Троицы Живоначальной с. Ямбухтино Храм Сергия Радонежского с. Малмыжка Храм Сергия Радонежского с. Нижний Услон Храм Сергия Радонежского с. Большая Акса Храм прп. Сергия Радонежского с. Большое Подберезье Храм Тихона, Патриарха Московского пос. Сидоровка Храм Александра Невского в Азино г. Казань Храм Сергия Радонежского г. Казань Храм Сергия Радонежского при Ложкинской богадельне г. Казань Каинская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Убинское Калининградская епархия:Храм Сергия Радонежского пос. Рыбачий Калужская епархия:Храм Николая Чудотворца с. Растворово Николо-Сергиевский храм с. Передоль Храм Николая Чудотворца с. Тарутино Храм Иоанна Предтечи г. Калуга Храм Сергия Радонежского пос. Мстихино Свято-Лаврентьев монастырь г. Калуга Богородицерождественская девичья пустынь с. Барятино Каменская епархия:Храм во имя св. прп. Сергия Радонежского Чудотворца пос. Асбестовский Храм свт. Николая Чудотворца с. Мезенское Карасукская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Довольное Храм во имя прп. Сергия Радонежского с. Табулга Касимовская епархия:Храм Благовещения Пресвятой Богородицы г. Касимов Храм Троицы Живоначальной г. Касимов Храм в честь прп. Сергия Радонежского с. Салтыково Храм Всех Святых пос. Елатьма Кемеровская епархия:Храм преподобного Сергия Радонежского с.Мохово Храм прп. Сергия Радонежского г. Ленинск-Кузнецкий Храм прп. Сергия Радонежского г. Киселевск Киевская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Киев Храм в честь преподобного Сергия Радонежского г. Киев Храм прп. Сергия Радонежского г. Киев Ставропигиальный женский монастырь в честь Анастасии Римляныни г. Житомир Храм прп. Сергия Радонежского в Дарницком р-не г. Киев Покровский женский монастырь г. Киев Кинельская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Чапаевск Кировоградская епархия:Храм преподобного Афанасия Афонского г. Кировоград Козельская епархия:Храм в честь прп. Сергия Радонежского г. Людиново Храм в честь прп. Сергия Радонежского с. Улемец Корсунская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского, прп. Серафима Саровского и мч. Викентия Сарагосского г. Милан Костомукшская епархия:Домовый храм в честь прп. Сергия Радонежского пос. Малиновая Варакка Костромская епархия:Храм в честь прп. Сергия Радонежского г. Кострома Храм Сергия Радонежского пос. Раслово Котласская епархия:Храм Спаса Нерукотворного Образа г. Сольвычегодск Красноярская епархия:Храм Сергия Радонежского в Бородино Храм Троицы Живоначальной г. Шарыпово Курганская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Лесниково Курская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Курск Храм Казанской иконы Божией Матери и Сергия Радонежского г. Курск Кызыльская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Шагонар Ливенская епархия:Свято-Сергиевский кафедральный собор г. Ливны Свято-Сергиевский Кафедральный собор г. Ливны Липецкая епархия:Храм Сергия Радонежского с. Волчье Храм Сергия Радонежского с. Липовка Луганская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Луганск Храм прп. Сергия Радонежского г. Луганск Лысковская и Лукояновская епархия:Храм в честь Пресвятой Живоначальной Троицы пос. Большое Мурашкино Магаданская и Синегорская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Магадан Мариинская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Топки Мелекесская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Артюшкино Митрополичий округ в республике Казахстан:Свято-Троицкий Усть-Каменогорский мужской монастырь г. Усть-Каменогорск Мичуринская епархия:Храм Сергия Радонежского пос. Первомайский Храм Иконы Божией Матери "Боголюбская" г. Мичуринск Храм Сергия Радонежского пос. Первомайский Могилевская и Мстиславская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского дер. Дашковка Московская епархия (городская):Подворье Патриарха Московского и всея Руси при храме преподобного Сергия Радонежского в Гольянове г. Москва Храм прп. Сергия Радонежского в Бусинове г. Москва Храм Явл. Божией Матери пр. Сергию Радонежскому при дет.дом слепоглухих г. Сергиев Посад Храм прп. Сергия Радонежского в Некрасовке Троицкий храм с. Новая Шурма Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах г. Москва Храм Сергия Радонежского с. Мергусово Преображенский храм пос. Лотошино Храм Преображения Господня в Тушине г. Москва Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Дмитров Храм иконы Божией Матери "Знамение" г. Москва Храм Николая Чудотворца с. Васютино Храм прп. Сергия Радонежского на Ходынском поле г. Москва Никольский храм пос. Серебряные Пруды Храм Сергия Радонежского с. Горы Храм Сергия Радонежского г. Луховицы Храм Сергия Радонежского г. Сергиев Посад Храм Успения Пресвятой Богородицы дер. Воинова Гора Храм Знамения иконы Божией Матери - на Шереметевом дворе г. Москва Храм Сергия Радонежского с. Дивноморское Сергиевский храм с. Могутово Никольский храм с. Дерюзино Храм Николая Чудотворца в Дербеневе г. Москва Храм свт. Николая Мирликийского в Кузнецах г. Москва Храм Троицы Живоначальной г. Озёры Храм прп. Сергия Радонежского пос. Зеленоградский Михаило-Архангельский храм с. Синьково Храм Петра и Павла в Лефортове г. Москва Храм свт. Николая Мирликийского с. Здехово Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры г. Москва Храм "Казанской" иконы Божией Матери с. Товарищево Храм "Влахернской" иконы Божией Матери в Кузьминках г. Москва Храм прп. Сергия Радонежского в Солнцево г. Москва Храм Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке г. Москва Храм Вознесения Господня за Серпуховскими воротами г. Москва Храм Сергия Радонежского пос. Плесково Храм Успения Пресвятой Богородицы в Путинках г. Москва Храм прп. Сергия Радонежского г. Зеленоград Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Мышкино Храм прп. Сергия Радонежского дер. Тарасово Храм прп. Сергия Радонежского в Бибиреве г. Москва Храм прп. Сергия Радонежского - при Специальной Средней Школе МВД г. Москва Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове г. Москва Храм Троицы Живоначальной пос. Филимонки Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове г. Москва Храм свт. Филиппа, митр. Московского г. Москва Собор Николая Чудотворца г. Москва Храм прп. Сергия Радонежского при Счетной Палате РФ г. Москва Храм прп. Сергия Радонежского в Крапивниках г. Москва Храм Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Ясеневе г. Москва Храм прп. Сергия Радонежского в Чертанове г. Москва Собор Московских Святых в Бибирево г. Москва Храм преподобного Сергия Радонежского в Тушине г. Москва Храм прп. Сергия Радонежского дер. Пронское Храмовый комплекс прп. Сергия Радонежского на Рязанке г. Москва Храм Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной) в Рогожской слободе г. Москва Храм свт. Николая Чудотворца в Отрадном г. Москва Храм свт. Николая Чудотворца в Подкопаях г. Москва Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Ерино Храм "Тихвинской" иконы Божией Матери в Алексеевском г. Москва Храм Троицы Живоначальной на Пятницком кладбище г. Москва Храм "Казанской" иконы Божией Матери в Теплом Стане г. Москва Московская епархия (областная):Троицкий храм с. Саввино Высоцкий мужской монастырь г. Серпухов Храм Иконы Божией Матери Знамение с. Холмы Сергиевский храм дер. Городково Владимирский храм дер. Маврино Храм преподобного Сергия Радонежского пос. Малаховка Димитрие-Солунский храм дер. Аксеново Храм Иконы Божией Матери Тихвинская г. Ногинск Ильинский храм дер. Лемешово Храм Иконы Божией Матери Знамение с. Старая Кашира Храм Владимирской иконы Божией Матери с. Никитское Храм Сергия Радонежского дер. Татищево Храм Троицы Живоначальной с. Троицкое Храм Покрова Пресвятой Богородицы г. Серпухов Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Ногинск Храм Преображения Господня в Саввино г. Железнодорожный Храм Сергия Радонежского пос. Кратово Храм Сретения Господня г. Дмитров Храм Преображения Господня пос. Нудоль Храм Иконы Божией Матери Смоленская дер. Воронино Сергиевский храм дер. Мисирево Храм Троицы Живоначальной с. Павлино (Троицком-Кайнарджи) Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Стромынь Храм Сергия Радонежского с. Новосергиево Храм Троицы Живоначальной с. Ивашево Троицкий храм с. Новлянское Тихвинский храм г. Ступино Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь г. Коломна Храм Успения Пресвятой Богородицы дер. Обухово Храм Троицы Живоначальной дер. Ольявидово Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Подчерково Вознесенский храм дер. Тархово Никольский храм с. Батюшково Храм преподобного Сергия Радонежского г. Долгопрудный Храм Сергия Радонежского с. Кишкино Храм преп. Сергия Радонежского дер. Зятьково Храм преподобного Сергия Радонежского с. Комягино Сергиевский храм пос. Нагорное Храм Сергия Радонежского дер. Веледниково Храм Сергия Радонежского дер. Воронино Храм преподобного Сергия Радонежского пос. Монолит Никольский храм с. Горки Крестильный храм прп. Сергия Радонежского г. Коломна Никольский храм г. Лосино-Петровский Успенский храм с. Большое Алексеевское Храм Иконы Божией Матери "Смоленская" дер. Бородино Храм Трех Святителей Великих дер. Драчево Храм Покрова Пресвятой Богородицы пос. Черкизово Храм Александра Невского г. Красноармейск Храм Иконы Божией Матери "Гребневская" г. Одинцово Храм преподобного Сергия и мученика Валентина на РКК "Энергия" г. Королев Храм Покрова Пресвятой Богородицы г. Руза Храм Сергия Радонежского с. Трубино Храм прп. Сергия Радонежского дер. Алмазово Храм Иконы Божией Матери "Гребневская" дер. Гребнево Храм Воскресения словущего дер. Волочаново Храм Преображения Господня г. Долгопрудный Храм иконы Божией Матери "Экономисса" пос. Северный Мукачевская епархия:Мужской монастырь в честь "Казанской" иконы Божией Матери с. Тишев Мурманская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Мурманск Архиерейское Свято-Феодоритовское Подворье г. Мурманск Храм Сергия Радонежского н/п. Белое Море Муромская епархия:Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Чаадаево Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Троицкое Татарово Находкинская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Сергеевка Кафедральный собор в честь Казанской иконы Божией Матери г. Находка Нижегородская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Волчиха Храм Святой Живоначальной Троицы в Копосове г. Нижний Новгород Благовещенский мужской монастырь г. Нижний Новгород Храм прп. Сергия Радонежского (Архиерейское подворье) г. Нижний Новгород Храм в честь Пресвятой Живоначальной Троицы с. Вторусское Храм в честь прп. Сергия Радонежского г. Дзержинск Храм во имя прп. Сергия Радонежского с. Тепелево Храм Сергия Радонежского пос. Выездное Храм Сергия Радонежского г. Бор Нижнетагильская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Нижний Тагил Николаевская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Николаев Новгородская епархия:Храм во имя прп. Сергия Радонежского дер. Большое Уклейно Новокузнецкая епархия:Храм прп.Сергия Радонежского при СибГИУ г. Новокузнецк Новосибирская епархия: Троице-Владимирский собор г. Новосибирск Храм Всех святых, в земле Российской просиявших г. Новосибирск Сергиево - Казанский храм пос. Краснообск Одесская епархия:Свято-Пантелеимоновский мужской монастырь г. Одесса Свято-Успенский мужской монастырь г. Одесса Омская епархия:Храм Рождества Христова и Сергия Радонежского пос. Крутая Горка Храм Сергия Радонежского и Никона Радонежского пос. Большие Поля Оренбургская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Оренбург Орловско-Болховская епархия:Храм преподобного Сергия Радонежского с. Кирово Городище Орская епархия:Храм святого преподобного Сергия Радонежского г. Новотроицк Отрадненская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Березовка Храм во имя преподобного Сергия Радонежского пос. Сергиевск Храм Сергия Радонежского с. Камышла Храм Сергия Радонежского с. Новоборский Пензенская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Владыкино Храм Сергия Радонежского с. Соловцовка Храм Сергия Радонежского с. Саловка Храм Сергия Радонежского с. Головинщино Храм Сергия Радонежского с. Шнаево Храм Сергия Радонежского пос. Саловка Храм прп. Сергия Радонежского г. Каменка Переславская епархия:Храм Преподобного Сергия Радонежского г. Переславль-Залесский Храм Георгия Победоносца с. Славитино Никольский женский монастырь г. Переславль-Залесский Николо-Сольбинский женский монастырь пос. Сольба Пермская епархия:Храм Сергия Радонежского д. Марково Песоченская епархия:Храм Сергия Радонежского дер. Чумазово Собор в честь святого благоверного князя Александра Невского г. Киров Петрозаводская епархия:Важеозерский Спасо-Преображенский мужской монастырь пос. Интерпоселок Петропавловская и Камчатская епархия:Храм в честь прп. Сергия Радонежского г. Петропавловск-Камчатский Петропавловско-Булаевская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Сергеевка Полтавская епархия:Храм Серафима Саровского г. Полтава Представительства:храм преподобного Сергия Радонежского на о. Чанг Псковская епархия:Храм преподобного Сергия Радонежского г. Псков Пятигорская епархия:Собор Покрова Пресвятой Богородицы г. Минеральные Воды Храм Сергия Радонежского п. Комсомолец Ржевская епархия:Храм Сергия Радонежского пос. Пено Россошанская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского с. Русская Буйловка Ростовская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Новочеркасск Храм в честь преподобного Сергия Радонежского г. Ростов-на-Дону Храм Преподобного Сергия Радонежского г. Таганрог Храм преподобного Сергия Радонесжкого г. Ростов-на-Дону Рыбинская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского с. Сергиевское Храм Святителя Николая пос. Радищево Борисоглебский монастырь пос. Борисоглебский Храм Андрея Стратилата дер. Коротылево Храм Сергия Радонежского с. Зубарево Храм Святой Троицы с. Горинское Храм Андрея Стратилата с. Андреевское Храм в честь Преподобного Сергия Радонежского с. Тимонино Рязанская епархия:Казанский женский монастырь г. Рязань Храм во имя преподобного Сергия Радонежского с. Агро-Пустынь Иоанно-Богословский храм с. Жокино Храм Покрова Пресвятой Богородицы г. Рязань Храм Николая Чудотворца с. Киселево Скит преподобного Сергия Радонежского. Подворье Данилова монастыря с. Михеи Храм Троицы Живоначальной с. Троица Салехардская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Ноябрьск Самарская епархия:Храм Троицы Живоначальной и Сергия Радонежского г. Самара Храм в честь святого преподобного Сергия Радонежского г. Самара Свято-Богородичный Казанский мужской монастырь с. Винновка Санкт-Петербургская епархия:Крестовоздвиженский Казачий собор г. Санкт-Петербург Храм Сергия Радонежского на Средней Рогатке г. Санкт-Петербург Храм Преображения Господня в Лесном г. Санкт-Петербург Храм св. прп. Сергия Радонежского г. Санкт-Петербург Храм прп. Сергия Радонежского в Царском Селе г. Пушкин Храм "Казанской" иконы Божией Матери г. Зеленогорск Храм прп. Сергия Радонежского пос. Песочный Храм иконы Божией Матери "Милующая" ('Достойно есть') в Галерной гавани г. Санкт-Петербург Храм в честь прп. Сергия Радонежского г. Санкт-Петербург Храм в честь св. прп. Сергия Радонежского г. Санкт-Петербург Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь г. Санкт-Петербург Храм прп. Сергия Радонежского г. Санкт-Петербург Спасо-Преображенский собор г. Санкт-Петербург Домовый храм прмц. Елисаветы Феодоровны г. Санкт-Петербург Домовая часовня-храм св. прмц. вел. кн. Елисаветы пос. Лахта Храм прпмч. вел. кн. Елизаветы на Светлановском пр-кте г. Санкт-Петербург Саратовская епархия:Свято-Сергиевский женский монастырь с. Алексеевка Храм Преподобного Сергия Радонежского с. Кошели Храм во имя прп. Сергия Радонежского пос. Юбилейный Храм прп. Сергия Радонежского пос. Сергиевский Северодонецкая епархия:Свято-Сергиевский мужской монастырь г. Кременная Североморская епархия:Храм преподобного Сергия Радонежского пос. Щукозеро Сердобская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Крутец Симбирская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского при гимназии г. Ульяновск Симферопольская епархия:Храм преп. Сергия Радонежского г. Севастополь Храм Сергия Радонежского с. Орлиное Скопинская епархия:Димитриевский мужской монастырь г. Скопин Николо-Бавыкинский мужской монастырь пос. Заря Свободы Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы с. Летники Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Липяги Храм Сергия Радонежского с. Новобокино Храм Сергия Радонежского с. Напольное Храм Сергия Радонежского с. Эммануиловка Храм Сергия Радонежского с. Новосергеевка Храм Николая Чудотворца р/пос. Сапожок Храм Николая Чудотворца с. Новое Еголдаево Смоленская епархия:Храм Сергия Радонежского пос. Стодолище Храм в честь преподобного Сергия Радонежского пос. Стодолище Храм Покрова Пресвятой Богородицы г. Демидов Соликамская епархия:Храм во имя прп. Сергия Радонежского г. Березники Средне-Американская епархия:Собор прп. Сергия Радонежского г. Парма Ставропигиальные монастыри РПЦ:Храм Сергия Радонежского пгт. Богородское Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь г. Kurem
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Rambler's Top100 «Сестры» Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.19100 c.