Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество «Трезвение» » Газета "Трезвение" »

16.07.2018 | 15 ИЮЛЯ СОСТОЯЛОСЬ ОФИЦИАЛЬНОЕ ЗАКРЫТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СЛЕТА ТРЕЗВОСТИ И ЗДОРОВЬЯ "УРАЛ-2018"

14.07.2018 | Основные мероприятия Царских дней-2018 в Екатеринбурге

19.06.2018 | Обучающий семинар для организаторов трезвенного движения

24.05.2018 | Утверждение трезвости в новообразованных епархиях Русской Православной Церкви. Круглый стол

- -

В июле выходит в свет новый номер журнала «Трезвое слово» №2 (№14)

«Трезвое слово» №2 (№14)
www.trezvoeslovo.ru

План работы Общества «ТРЕЗВЕНИЕ» на 2009 год

- -
Газета "Трезвение"

- -  

Как будем обретать добродетели: через внедрение или взращиванием?

Сегодня стало обычным делом говорить о возможной в ближайшее время катастрофе, если не общемирового, то общероссийского масштаба точно. Аналитики и составители прогнозов из разных сфер знаний единодушны в признании, что мировое сообщество во многих жизненно важных вопросах зашло в тупик, выход из которого обещает быть смертельно опасным не только для отдельных наций и государств, но и для человечества в целом. Ещё более панические прогнозы предлагаются относительно будущего нашей России, как единого государства, и русского народа, как великой нации.

Сразу скажем, что все эти опасения в полной мере разделяют православные мыслители, как ныне живущие, так и ушедшие из жизни в недавнем прошлом, но оставившие свои предвидения на ближайшее будущее. Заметим при этом, что в Православии всегда было принято говорить, даже по поводу самых достоверных прогнозов, что всё будет так, как Бог даст, и ещё: Бог не без милости! Поэтому нам уместно целиком и полностью полагаться на волю Божию, но в то же время мы сами будем трезвиться, бодрствовать и принимать меры, чтобы даже худший вариант развития событий не застал нас не готовыми к Суду Господню, к смерти физической.

Итак, что же в первую очередь беспокоит думающих православных людей в состоянии нашего общества, государства и Русской Православной Церкви?

На уровне личности это, во-первых, очевидное падение нравственности, падение до критических пределов, когда и молодые, и старые в массе своей демонстративно являют своим поведением бесстыдство и бессовестность.

Во-вторых, это потеря смысла жизни, что особенно катастрофично для молодых людей, ещё не закалённых в преодолении житейских неурядиц. Буквально ножом по сердцу резанула меня свежая информация, что в городе Окуловка Новгородской области из четырёх братьев в возрасте 20 с небольшим лет, которых я знал лично, с месячным промежутком покончили с собой двое. Трудно смириться с подобными примерами ухода из жизни молодых русских мужчин, которым надо было бы быть цветом нации, а они обрекли себя на прямо противоположное состояние - праха земного. Но такова горькая действительность нашей настоящей жизни.


Я много размышлял на эту тему и мои выводы целиком и полностью совпадают с точкой зрения писателя Виктора Николаева, который пишет:

"Беда к ним пришла после того, как они "откупили" сына от армии. Мать этого заключенного, приговорённого к высшей мере наказания, произнесла слова: "Это у нас длится из рода в род". Со своей стороны я трактую такое явление "родовым проклятьем", то есть нераскаянным, не отмоленным грехом предков. Виктор Николаев же говорит: "Преступление, как грех, срока давности не имеет, если за ним не последовало наказания и духовного раскаяния. Подобно смертельно опасной инфекции, оно переходит из рода в род"
В-третьих, человек-личность в практике жизни всё чаще и чаще подменяется зверо-человеком или человеком-травой. Почему такие подмены стали возможны в массовом масштабе? Думаю, из-за маловерия. Время наше такое, как бурное море в евангельские времена, мы также в страхе наблюдаем разгул стихий: "И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами, а Он спал" (Мф. 8, 2). Читаем: лодка - наше Отечество, а Господь, отстранившись на время, даёт нам, плывущим в этой лодке, возможность самим себя проявить в условиях разгула стихий мира сего. Что же дальше говорит нам Евангелие? " Тогда ученики Его, подошедши к Нему, разбудили Его и сказали: Господи, спаси нас, погибаем. И говорит им: что вы так боязливы маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина". (Мф. 8,25-26). Замечательно, что Господь откликается на моление учеников своих и спасает их по Своей милости. Так что нам остаётся только последовать этому доброму примеру настойчивости учеников Христа, которые в то время ещё не были апостолами, потому что об избрании их для апостольского служения говорится только в 10-й главе, в то время как приведённая цитата относится к главе 8-й.

А что же особенно беспокоит нас, православных, на уровне семьи? Конечно же, неверность мужа и жены, которые в большинстве своём даже не пытаются обещать друг другу любовь до гроба, потому что у них нет этой самой любви, как категории жертвенности и крестоношения, а есть суррогат любви в виде похоти. В итоге семья, как таковая, исчезает и подменяется сожительством. Естественно, что дети, рожденные в сожительстве, как бы и не совсем родные дети, чужие по духу. Эти дети в лучшем случае или папины, или мамины, а чаще всего ничьи, ибо зачаты и рождены вне любви, в скотской похоти. Соответственно, они не могут наследовать любовь от родителей своих, и для них остаётся единственная возможность обрести эту любовь в Церкви Христовой в процессе длительного и многотрудного воцерковления и Богопознания, ибо Бог есть Любовь, и, познав Его, мы получаем дар любви, если таковой нам не дали в наследство родители.

На уровне общества и государства тоже имеется немало проблем, среди которых выделим обвальное разделение людей на бедных и богатых по материальному достатку. Всё бы это было ничего, терпимо, да богатые чаще всего становятся таковыми бесчестными способами, что, во-первых, лишает их права на продолжение рода, как нечестивцев. А, во-вторых, вызывает недоверие и даже ненависть к ним со стороны бедных людей. Что, в свою очередь, губительно для этих бедных, так как немирность в душе не позволяет быть человеком Боголюбивым. В итоге не могут спасаться во Христе Иисусе ни те, ни другие.

Другая тяжкая особенность нынешнего состояния общества и государства - навязываемая гражданам точка зрения, что все начальники - преступники, в крайнем случае, слуги преступников, исполняющие поручения своих хозяев за страх или за "чечевичную похлёбку". Есть и ещё один распространённый тезис в оценке наших власть предержащих, что все они предатели своего народа, порученцы западных властных структур. Но, как говорится, и то, и другое скверно. Зачем же и кто внедряет в сознание народных масс такие убеждения? Массовость охвата пандемией недоверия к вождям народным даёт основание утверждать, что это не дело рук человеческих. А чьё же тогда это дело? Безусловно, так действуют силы ада, действуют через своих медиумов -клевретов дьявола, которые находятся внутри народа, и защитится от которых можно только мобилизовав защитные силы народа. Безусловно, единственное средство в этом роде - Вера Отцов, катализатор народного духа.

Однако и в Русской Православной Церкви далеко не всё благополучно. Святейший Патриарх, как любящий отец, тщетно призывает всю Полноту Церкви улучшать внебогослужебную деятельность в приходах. А этого как не было, так и нет. Особенно плохо поставлена работа с молодёжью и детьми, а ведь за ними будущее нации и государства.

Вот, собственно, краткий перечень, далеко не полный, тех вопросов, которые волнуют думающих православных людей. Естественно, что в основе любого искажения нормальной, природной жизни лежит какая-то страсть. Преодоление страсти возможно только путём замещения её в душе человеческой добродетелью. Как наиболее эффективно и безболезненно обрести ту или иную добродетель? - вопрос непраздный и заслуживающий тщательного исследования.

Дерзнём же, в меру своих возможностей, обратиться к разрешению этой задачи.

Иллюзии - презрение правды

Будем честны перед собой, каждый из нас в глубине своей души понимает, что его жизнь в практических поступках далека от желаемой правды жизни. При этом мы постоянно в оправдание себе что-то придумываем, а это и есть наши иллюзии, ибо от того, что мы придумали себе оправдание, наш неблагочестивый поступок не стал добрым. Поэтому уместно сделать вывод, что наши иллюзии рождаются из страха потерять имеющееся у нас, большее или меньшее, благополучие жизни, а равно они проистекают из нежелания и неготовности мужественно, с достоинством и честью, встретить все жизненные испытания. Однако будем честны до конца перед собой: любой уход в иллюзии, другими словами - уход в неправды, означает, что таким образом мы уходим от дела практического спасения во Христе Иисусе в небытие.

Дела спасения - вот критерий подлинной правды жизни и надо постараться каждому применить к себе этот суровый, но целебный для души, критерий.

Естественно, что большинство прихожан Церкви надеются, что само обращение к церковной жизни есть гарантия спасения для вечной жизни. Однако не надо быть выдающимся мыслителем, чтобы понять и согласиться, что сегодня Церковь живёт потребностями Веры, что далеко не адекватно делам спасения.

Потребности Веры относительно несложно удовлетворить и многие это делают, посещая храм, исполняя нехитрые приходские послушания. Но это, как правило, не есть дела спасения. Потому что спасаться надо практически, в реальных делах спасения во исполнение Заповедей Христовых, в трудах по нужде и по долгу.

Заметим непредвзято, чтобы научить Полноту Церкви, включая священнослужителей, практическому деланию ради Христа, в Церкви должен наличествовать учительный элемент, учащий, как говорит Иоанн Златоуст, в равной степени и словом, и делом.

У нас же пока наличествуют, и то недостаточно, только начетники, менторы, в лучшем случае, способные просветители от книжных знаний. Но катастрофически недостаёт проповедующих от опыта, тем более мало среди этих опытных людей обладающих даром слова.

Протоиерей Анатолий Гармаев (Волгоград), размышляя над вопросами православного образования, рекомендует различать аудиторное образование, где много иллюзий, и образование укладное, которое подкрепляет предлагаемые знания практикой жизни.

Не сомневаюсь, что эта точка зрения заслуживает всяческой поддержки в Полноте Церкви.

Просвещение, образование, спасение

Три эти категории православного самоусовершенствования сегодня в центре внимания практикующих православных.

Просвещение даёт начальное знание практических методик для последующего развития личности в духе благочестия. В частности, уровень православного просвещения в трезвенном движении представляют школы трезвения. Заметим сразу же, что при подготовке тематики занятий в них обязательно должен быть заложен замысел, в ходе реализации которого обеспечивается просвещение человека. В частности, в школе трезвения в пределах курса из 10 занятий обязательно реализуются два замысла. Первый состоит в том, чтобы доказательно открыть человеку, что для него лично вполне возможна жизнь в трезвости, без употребления одурманивающих веществ. При этом предлагаются опробованные в практике трезвенной работы, вполне надёжные и несложные для применения технологические приёмы оздоровления образа жизни учащихся. Второй замысел 10-дневного курса школы трезвения заключен в приобщении учащегося к основам Православия и в подготовке его к практическому воцерковлению. Если замысла нет или почему-то не удаётся его реализовать, то занятия уподобляются практике светского просвещения, где учащихся просто натаскивают на знания по отвлечённым темам.

Образование - это более высокий уровень обучения человека, потому что здесь речь идёт об образовании души человеческой на пути к спасению во Христе Иисусе. Именно так, не принижая, а по самому высокому счёту, надо понимать образование.

В православном трезвенном движении задачу образования решают трезвенные общины, общества и клубы трезвения, бодрствования. В общину приходит человек, прошедший курс в школе трезвения, и здесь он продолжает своё самоусовершенствование довольно длительное время. Цель православного образования вообще, и образования в трезвенной общине в частности, состоит в раскрытии образа Божия в человеке. И получаемые в этом случае внешние знания являются как бы средством огранки имеющихся в каждом человеке Богоданных талантов и способностей. Кто-то заметит, может быть, что, скажем, в нашем клубе "Бодрствование" члены клуба не так много получают новых знаний, и вести разговор о серьезном образовании в этом случае является натяжкой. Однако в порядке возражения заметим, что все мы сегодня переполнены информацией и случайными предметными знаниями. Поэтому в больших объёмах новых знаний, как правило, нет нужды. Гораздо важнее искать и укреплять гармонию внешних (предметных) знаний, коими мы уже обладаем, с внутренними знаниями, которые мы приобретаем в практическом Православии. И эту задачу православные общества трезвости способны решать. При этом со временем весь запас внешних знаний человека пронизывают уточнённые, применительно к конкретной личной жизни, нравственные понятия, законы Христа в их практическом переложении. Вот в этом случае и является миру человек образованный.

Хочется заметить в разговоре о православном трезвенном образовании, что в нашем делании не должно первенствовать чувство успеха, хотя, конечно же, конкретный результат тоже важен, как, например, отказ от порока курения и т. п. Но гораздо важнее для нас представляется динамика возрождения личности, ранее пораженная дурными пристрастиями. И на этом пути следует укоренять в душе человеческой знания в духе Нового Завета. А эта задача никак не решается сразу, в её решении наблюдаются этапы. Перечислим эти этапы:
1) Человек осознаёт необходимость для себя в исполнении Заповедей Христовых.

2) Он сосредотачивается и постепенно погружается в следование Законам Христа.

3) Человек приобщается к практике православной жизни во Христе Иисусе.

4) В его душе накапливаются и упорядочиваются внешние знания, необходимые для последующего служения в миру, позволяющие достойно решать служебные и бытовые задачи. Подчеркнём ещё раз, что все эти прошлые и вновь приобретённые знания, без которых невозможна успешная жизнь мирянина в современных условиях, пронизываются православным христианским образованием. Образованный православный человек обладает духовной мудростью в зоне знаний от Веры Отцов.
А что же тогда представляет спасение во Христе Иисусе в реальной жизни мирянина? При этом мы умышленно абстрагируемся от жизни монашествующих, жизнь которых строится по особым канонам. Тема эта мало разработана применительно к современной жизни. И, тем не менее, можно достаточно точно сказать, что спасение сегодня заключено в освобождении личности от ложных оснований в жизни, от иллюзий во всех их видах. Задача, скажем прямо, архисложная, но решаемая подвижниками благочестия. Решается она путём приобщения личности к христианским добродетелям. В нашем случае, видимо, будет достаточно ограничиться таким определением спасения во Христе Иисусе. Хотя, повторимся, размышлять на эту тему можно бесконечно.

Внедрение и взращивание добродетели трезвости. В чём разница и предпочтение?

Трезвость имеет ввиду сознательный отказ от употребления спиртного и других одурманивающих веществ, это чисто внутренний позыв души человеческой. Воздержание же порождается внешними факторами или же запретительным движением души, например, из страха потерять жизнь и т.п.

Как видим из определений, между трезвостью и воздержанием имеется весьма существенная разница, причём трезвость неизмеримо более высокое душевное качество свободного человека, в то время как воздержание бывает и в принудительном или вынужденном порядке. Например, человек не пьёт потому, что у него на это нет денег или же его бьют за это, сажают в карцер.

И, тем не менее, воздержание со временем может стать привычкой, а затем и потребностью души. А это уже трезвость в чистом виде, когда душа человеческая не нуждается в дурмане, потому что действительно хочет жить трезвомысленно.

На сегодня в обществе превалирует ориентация на внедрение трезвого образа жизни путём каких-то ограничительных и запретительных мер по отношению к людям, страждущим от пьянства, наркомании и других подобных пороков. Применяются различные методы медикаментозного, психиатрического и психологического характера. Перечислим некоторые из этих методов: "подшивка", выработка отвращения к конкретному наркотизирующему веществу, "кодирование", "перепрограммирование", аутотренинг и т.п. Заметим, что все эти методы между собою объединяют два характерных признака. Первый признак заключен в том, что на личность идёт воздействие извне, в его душу со стороны других людей внедряются запретительные установки, первоосновой которых являются страхи: страх смерти, страх потери здоровья или житейского благополучия, страх человеческий и даже страх демонический. Второй признак состоит в том, что в процессе освобождения страждущего человека от порока врачующий его "специалист" не является носителем добродетели, это просто технический исполнитель или некое приложение к "методу". В данном случае речь идёт о том, что врач-нарколог, или психиатр-кодировщик, или психотерапевт, или иной "специалист", занятый в данном технологическом процессе, все эти люди сами не являются трезвенниками, а очень часто даже поражены тем же алкоголизмом, курением или другим сопутствующим порокам. То есть здесь существует четкое физическое и душевное разделение пациента, метода освобождения от порока и лица, применяющего этот метод к пациенту. Естественно, что все они чужды друг другу и физически, и нравственно, а пациент испытывает дискомфорт от осознания собственной несвободы и зависимости от внешних сил и, вольно-невольно, стремится освободиться от этой зависимости, а, не имея такой возможности, страждет от бессилия, впадает в уныние и другие пороки. Обратимся к Евангелию:
"Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого" (Мф. 12, 43-45).
Понятное дело, что православных трезвенников никак не устраивает подобная ситуация, поэтому они занимаются взращиванием добродетели трезвости в душе страждущего от порока человека. Процесс этот достаточно длительный и трудоёмкий, но единственно возможный в духе Православия, где обязательным условием является добровольность и взаимное желание: со стороны страждущего - получать помощь, а со стороны врачующего - оказывать эту помощь на безмездной основе. Подчеркнём, не ради корысти, а из любви к ближнему своему. Естественно, что трудящийся достоин пропитания, и благотворящий не будет забыт Богом и людьми, получит необходимую поддержку в делах своих. Но это уже следствие доброделания, а не предварительное условие, как у наёмников, о которых шёл разговор ранее. Вспомним, что именно наёмники за мзду занимаются внедрением программ отказа от спиртного и других наркотиков. У православных трезвенников, соответственно, фундаментом трезвенной работы является любовь - энергия Богоугодной, благочестивой жизни.

Как уже говорилось, азы православной трезвости даются в школах трезвения, а затем возрастание личности идёт в трезвенной общине при церковном приходе. Именно при такой схеме идёт взращивание добродетели трезвости в православных трезвенных общинах. В этом делании центральной задачей, коей следует учиться, становится уразуменье, разуменье. По словарю Даля: "Разуменье, уразуменье, знанье, пониманье, постиженье и понятие, умственное (но не нравственное) усвоенье". Всё это производные от слова "Разум - духовная сила, могущая помнить (постигать, познавать), судить (соображать, применять, сравнивать) и заключать (решать, выводить следствия); способность верного, последовательного сцепления мыслей, от причины, следствий и до цели, конца" (по Далю).

Напомним, что к умственному началу в человеке относится истина и ложь, а к нравственному - добро и зло. Вместе же умственное и нравственное начала составляют духовный мир человека. Вот почему мы сейчас говорим об этой категории православного образования в общине, потому что человек обязан разуметь себя, и это осознание самого себя идёт через самоукорение. Самоукорение, в православном смысле, - категория покаяния, то есть категория чисто христианская, и она позволяет обеспечить живую связь умственного и нравственного начал в жизни человека, в ходе духовного образования личности.

Здесь скажем о важности учиться православному миросозерцанию, то есть уразумению всего вокруг себя, а затем и осознанию самого себя в этом внешнем мире, со всеми его добрыми и дурными проявлениями. Для примера, применим данные размышления к церковной службе. Если человек просто присутствует на службе, то он удовлетворяет потребности Веры. Но если он вникает в саму содержательную суть службы, переживает Евангельские чтения, молитвенные обращения к подвигам святых Божиих, самоукоряется (почему он не так живёт, как святые Божии и т.п.) - то этот человек занимается образованием самого себя, взращивает в себе Христовы добродетели.

Аналогично и по отношению к добродетели трезвости: одно дело - жить трезво ради себя, а совсем другое - образовывать себя в духе Христова служения добродетели трезвости, подобно тому, как воин по совести и со страхом Божиим защищает Отечество и народ свой, а в мирное время оттачивает своё боевое мастерство во Христе Иисусе, т.е. в готовности к самопожертвованию и в стойком терпении всех тягот воинской службы.

Однако ещё раз вернемся к теме взращивания в человеке добродетели трезвости. Как можно представить методику этого процесса?

Прежде всего, отметим, что распорядок жизни взращивает добродетель трезвости. То есть человек исключает спиртное из своего обихода, ставит задачу жить трезво перед собою и живёт так. Для самоконтроля желательно вести дневник. Далее намеченный распорядок трезвой жизни соединяется с укладом жизни личности и близких людей, семьи. Уклад добродетельной жизни - это некое постоянство, живое присутствие, движение данной добродетели, в нашем случае - трезвости, в полноте жизни этого человека и его семьи. Затем, по мере движения времени, принятый уклад добродетельной жизни насыщается содержанием в духе православной трезвости.

Заметим, что вначале добродетельная правда жизни (в нашем случае - жизнь в трезвости) опирается на разумение, на умственное начало в человеке. А потом она становится обычаем, то есть становится частью уклада жизни, укореняется в нравственном начале души. В этом случае трезвость - добро, а отказ от неё, даже в малом, - зло, и этим всё сказано.

Методика подготовки руководителей для школ трезвения и обществ трезвости.

Сразу скажем, что обязательными условиями для общения руководителей православных трезвенных обществ с членами общины и приходящими за помощью людьми являются: правдивость, искренность и честность. Эти качества гораздо важнее, чем какие-то специальные знания и способности.

Существует два способа подбора кандидатов на послушания руководителей православных общин. Первый -это выделение их из числа уже подготовленных и внешне способных к этой работе людей, согласных вести эту работу. Сразу скажем, что это наиболее простой способ, но не всегда эффективный. Потому что обладание знаниями, навыками и способностями при недостатке любви к страждущим людям, обращающимся за помощью, часто губит добрые начинания уже в самом начале. Вот почему в практике внебогослужебной работы в приходах так много неудачных попыток организовать ту или иную приходскую структуру по социальному и просветительскому служению.

Поэтому следует признать предпочтительным метод взращивания непосредственно в приходе руководителей из числа желающих заниматься конкретным делом, обладающих добрыми нравственными качествами и неотступно продолжающих своё практическое воцерковление. Каковы задачи, которые решаются при взращивании православных руководителей для конкретного приходского послушания?
1. Необходимо насытить этого человека знаниями по содержанию намечаемой работы.

2. Следует научить его должным навыкам и действиям в практической работе. Заметим в этой связи, что действия бывают:
а) существенные, б) несущественные и в) дополнительные.
Руководителям надо учиться распознавать и разделять действия в общине по этим принципам. Потому что иначе не научишься правильности содержания трезвенной работы. Каковы признаки существенных действий в нашем деле? Конечно же, это всё то, что для человека спасительно, то есть подвигает слушателей и членов общины к жизни вечной. Другими словами, сюда относятся все действия во благо православной трезвости, то есть по достижению добродетели трезвости в строгом соответствии с духом Православия. В идеальном смысле руководитель, наученный распознавать действия, понимает, что совершается в Духе Святом, а что нет, что носит второстепенный характер, а может быть, и вредит делу православной трезвости.

3. Чтобы православного руководителя трезвенной общины насытить должными впечатлениями, необходимо знакомить его с опытом других трезвенных общин, посылать в командировки по обмену опытом и в паломнические поездки

4. Руководитель православных трезвенников должен неотступно насыщаться ценностями Православия и благочестивой жизни, чтобы потом делиться ими с другими членами общины и со страждущими, обращающимися за помощью.

5. Заметим, что на занятиях в школе трезвения говорится не только "из опыта" жизни в православной трезвости, но и "из знаний", которые даёт наука и светское образование.
Но внутри православных трезвенных общин безусловное предпочтение отдаётся знаниям "из опыта", имея в виду не только имеющиеся в данной общине наработки, но и опыт других современных трезвенных общин, и дореволюционный опыт, и жития святых, Священное Писание и Предания святых отцов, которые тоже проистекают "из опыта" спасения во Христе Иисусе.

В трезвенном движении сегодня среди желающих жить трезво можно чётко различать 3 категории людей: Во-первых, это трезвенники со стажем, их часто называют действительными членами православных обществ трезвости. Во-вторых, это новоначальные трезвенники, их часто называют трезвенниками-соискателями, согласные жить православно и трезво, и готовые призывать других граждан в эту добродетель. В-третьих, это как бы "гости" православных трезвенных общин, учащиеся школ трезвения, у которых появилась "проблема", не считаться с которой они не могут. Однако им ещё не очень хочется жить трезво, они занимают позицию наблюдателей, думают над проблемами трезвения, бодрствования. Это, безусловно, наши союзники и близкие нам люди: "Ибо, кто не против вас, тот за вас" (Мр. 9, 40).

Практическое соотношение методик "из опыта" и "из знания" в трезвенном движении.
Есть ли нужда их противопоставлять?

Сразу скажем, что современная медицинская методология помощи страждущим от наркотических пристрастий происходит "из знаний". Собственно в этом первопричина низкой эффективности работы наркологической службы, которая способна лишь откликаться на потребу дня, снимать острые приступы наркотического недуга.

Среди неправославных методов помощи страждущим людям, есть немало методологий "из опыта".

В частности, сюда относятся системы по опыту "Анонимных алкоголиков" и "Анонимных наркоманов", где первейшее средство помощи -работа в группе и медитации. Заметим, что эти методы ориентированы на западный менталитет, и члены общин "Анонимных алкоголиков" и "Анонимных наркоманов" дисциплинированно собираются в группах ежедневно, а иногда два раза в день, утром и вечером, на протяжении многих лет.

В стране, в последние 15 лет довольно широко практиковали специалисты "по методу Шичко", пытавшиеся помогать людям на основе разработок Геннадия Андреевича Шичко. К сожалению, абсолютное большинство из этих специалистов сбивались на работу "из знаний", хотя и предлагали самих себя на аудиторных занятиях в качестве примера трезвой жизни "по методу Шичко". В итоге, эффективность их работы тоже была не высока, как и у врачей - наркологов. Почему?

Да потому, что работу "из опыта" можно организовать только в постоянно действующей общине, а это очень трудоёмкое и неблагодарное дело, где средств не приобретёшь, а силы потратишь немалые. Кстати, сам Геннадий Андреевич Шичко до своей смерти (3.11.1986) скрупулезно работал в "клубе оптимализма", где действительно велась работа "из опыта", и она, естественно, давала результат даже тогда, когда пациенты Геннадия Андреевича сами не посещали клуб, но они ревниво следим за этим опытом и укреплялись на его основе.

Не секрет, что клуб, созданный Геннадием Андреевичем, живёт и здравствует, только теперь он называется "Православный клуб "Бодрствование" во имя святого мученика Вонифатия", но суть его работы "из опыта" остаётся прежней.

Дореволюционные православные трезвенники хорошо понимали равночестность в трезвенной работе знаний и опыта, поэтому, с одной стороны, они занимались просвещением в духе трезвости, а с другой, они накапливали и обменивались опытом трезвенной жизни в приходских обществах трезвости.

Современные православные трезвенники стараются использовать всё лучшее, что удалось найти в прошлом опыте, и наработки последнего времени. Именно так выработалась связанная система варианта воскресных школ при церковных приходах, которые в этом случае называются школы трезвения, и приходских же обществ трезвости, где нарабатывается опытным путём уклад личной и семейной жизни в трезвости.

Почему школы трезвения относятся к разряду воскресных школ, если они работают не только по воскресным дням? Да потому, что эти школы трезвения помогают заблудшим людям воскреснуть для дела спасения во Христе Иисусе, воскреснуть из праха греха к жизни вечной.

Вот собственно, что хотелось сказать по предложенной теме.

Владимир Алексеевич Михайлов,
председатель Всероссийского
братства "Трезвение".








Старый стиль 5Июль вторник Новый стиль) 18Июль Седмица 7-я по Пятидесятнице. Глас 5. Поста нет. Совершается служба с полиелеемПрп. Афанасия Афонского (1000). Совершается служба со славословиемОбретение честных мощей прп. Сергия, игумена Радонежского (1422). Мцц. Анны и Кириллы (304). Прп. Лампада Иринопольского (X). Сщмч. Геннадия пресвитера (1918). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрмцц. вел. кн. Елисаветы и инокини Варвары (1918). Прп. Агапита исп (1936). Иконы Божией Матери, именуемой "Экономисса". Евангельские ЧтенияУтр. - Мф., 43 зач., XI, 27-30. Лит. - 1 Кор., 136 зач., VI, 20 - VII, 12. Мф., 57 зач., XIV, 1-13. Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17-23. Прмц.: 2 Кор., 181 зач., VI, 1-10. Мф., 62 зач., XV, 21-28 .* Чтения прмц. вел. кн. Елисаветы читаются, если ей совершается служба. Cлужба прп. Афанасия Афонского может быть перенесена на 6/19 июля. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Мф. 14, 1-13). Дошел слух о делах Господа до Ирода; он при этом тотчас и заключил: это Иоанн воскрес. Мало ли что можно было при этом подумать! А между тем он ни о ком не подумал, как только об Иоанне. Кто же это дал такое направление его мыслям? Совесть. От нее не спрячешь бессовестных дел, суда ее ничем нельзя поправить. Обезглавливая Иоанна, Ирод присваивал себе право на то, и другие не отрицали такого права, а совесть заговорила свое, и речей ее не мог он заглушить ничем. Вот ему и видится Иоанн. Сколько знаем мы подобных сказаний, что совесть преследует грешника и живописует ему предмет и дело греха так, что он видит их даже вне! Стало быть, есть в нас голос, который мы должны признать не нашим голосом. Чьим же? Божиим. От кого естество наше, от того и голос. Если он Божий, то должно его слушать, ибо тварь не смеет поперечить Творцу. Голос этот говорит, что есть Бог, что мы от Него состоим в полной зависимости и потому не можем не питать в себе благоговейного страха Божия; имея же его, мы должны исполнять волю Божию, которую совесть и указывает. Все это составляет слово Божие, написанное в естестве нашем, читаемое и предлагаемое нам, и мы видим, что люди всех времен и всех стран слышат это слово и внимают ему. Повсюду веруют в Бога, повсюду слушают совесть и чают будущей жизни. Это только ныне как-то в моду вошло не признавать этих истин. Так поступают натуралисты, по-русски - естественники; значит, естественники проповедуют противоестественное учение. Молитвы Тропарь преподобного Афанасия Афонскогоглас 3Еже во плоти житию твоему/ удивишася ангельстии чини:/ како с телом к невидимым сплетением изшел еси, приснославне,/ и уязвил еси демонские полки./ Отонудуже, Афанасие,/ Христос тебе воздаде богатыми дарованьми,/ сего ради, отче, моли/ спастися душам нашим. Кондак преподобного Афанасия Афонскогоглас 8Яко невещественных существ зрителя изрядна/ и деятельна сказателя всеистинна,/ взывает тя стадо твое, Богоглагольниче:/ не оскудей, моля о рабех твоих,/ избавитися напастей и обхождений, вопиющим ти:/ радуйся, отче Афанасие. Тропарь общий преподобным Сергию и Никонуглас 8Яко трисветлаго солнца светозарный звезды,/ Троическим светом озаряете сердца верных,/ сосуда Света Пресвятыя Троицы явльшеся,/ и предивным вашим житием иноком бысте твердии законоположителие/ и церквам благолепие, и благоверным, и святителем, и всем людем,/ вся бо демонския скверны отгнавше отсюду/ вашими чистыми учении и делы,/ добре упасосте стадо, собранное вами,/ но и ныне молим вас:/ посещайте чад своих, яко имущий дерзновение ко Святей Троице,/ Богомудре Сергие с чудным учеником своим Никоном,/ и молите Христа Бога, да спасет души наша. Тропарь преподобнаго Сергияглас 8От юности восприял еси Христа в души твоей, преподобне,/ и паче всего вожделел еси мирскаго мятежа уклонитися,/ мужески в пустыню вселился еси/ и чада послушания в ней, плоды смирения, возрастил еси./ Тем быв Троице вселение,/ чудесы твоими всех просветил еси, приходящих к тебе верою,/ и исцеления всем подай обильно./ Отче наш Сергие, моли Христа Бога, да спасет души наша. Тропарь преподобного Сергияглас 8От юности восприял еси Христа в души твоей, преподобне,/ и паче всего вожделел еси мирскаго мятежа уклонитися:/ мужески в пустыню вселился еси/ и чада послушания в ней, плоды смирения, возрастил еси./ Тем, быв Троице вселение,/ чудесы твоими всех просветил еси, приходящих к тебе верою,/ и исцеления всем подая обильно.// Отче наш Сергие, моли Христа Бога, да спасет души наша. Ин тропарь преподобного Сергия, игумена Радонежскогоглас 4Днесь пресветло красуется царствующий град Москва,/ яко светолучными зарями, молниями чудес твоих осияемь,/ всю вселенную созывает/ похвалити тя, Богомудре Сергие;/ пречестная же и славная обитель твоя,/ юже во Имя Святыя Троицы многими труды твоими создал еси, отче,/ имущи в себе стада ученик твоих,/ веселия и радости исполняется./ Мы же, празднующе преславное обретение честных мощей твоих, в земли сокровенных,/ яко цвет благоуханен и кадило благовонно,/любезно я лобызающе, различная исцеления приемлем/ и твоими молитвами грехов прощения сподобляемся,/ отче преподобне Сергие,/ моли Святую Троицу/ спасти души наша. Кондак преподобного Сергияглас 8Днесь, яко солнце пресветло, возсиявше от земли,/ честныя мощи твоя нетленны обретошася,/ яко благоуханный цвет, множеством чудес сияюще,/ и всем верным источающе различная исцеления,/ и веселяще избранное твое стадо,/ еже мудре собрав, добре паствил еси./ О нихже и ныне Троице предстоиши, моляся,/ и воинству победительная на враги даровати,// да вси вопием ти: радуйся, Сергие богомудре. Ин кондак преподобного Сергия, игумена Радонежскогоглас 8Взирающе на предлежащий честный твой гроб,/ в немже скрыся, яко многоценное сокровище, святое трудолюбное твое тело чистоты,/ мы, чада твоя суще жалостная,/ в удивлении един со единем вещающе, вопием:/ отче наш Сергие, моли Святую Троицу/ и нам спастися, твоим чадом. Показать ещё молитвы Тропарь преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровныглас 1Смирением достоинство княжеское сокрывши, богомудрая Елисавето, сугубым служением Марфы и Марии Христа почтила еси. Милосердием, терпением и любовию себе предочистивши, яко жертва праведная Богу принеслася еси. Мы же, чтуще добродетельное житие и страдания твоя, яко истинную наставницу усердно просим тя: святая мученице великая княгине Елисавето, моли Христа Бога спасти и просветити души наша. Кондак преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровныглас 2Величие подвига веры кто повесть? Во глубине земли, яко в раи светлости, страстотерпица великая княгиня Елисавета со ангелы во псалмех и пениих радовашеся и, убиение претерпевающи, о безбожных мучителех взываше: Господи, прости им грех сей, не ведят бо, что творят. Тоя молитвами, Христе Боже, помилуй и спаси души наша. Ин кондак преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровныглас 5От славы царственныя, вземши Крест Христов, прешла еси к славе небесней, молящи врагов, и обрела еси радость вечную, святая мученице княгине Елисавето, с Варварою мученицею. Темже молим вас: молите о душах наших. Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Экономиссаглас 4Предстательство страшное и непостыдное,/ не презри, Благая, молитв наших,/ Всепетая Богородице, Милостивая верных Домостроительнице,/ утверди православных жительство,/ спаси страну нашу/ и всех православно живущих в ней защити,/ зане родила еси Бога, Едина Благословенная. Службы5 июля: Преподобного Афанасия Афонского. Обретение мощей преподобного Сергия Радонежского. 25 сентября: Преподобной Евфросинии Александрийской. Преставление преподобного Сергия, игумена Радонежского. Сайты приходов: Западно-Американская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Сан-Франциско Абаканская епархия:Домовый храм преподобного Сергия Радонежского при епархиальном управлении г. Абакан Алатырская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского с. Сурский Майдан Храм преподобного Сергия Радонежского с. Рындино Алтайская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Верх-Катунское Альметьевская епархия:Храм Сергия Радонежского пос. Актюбинский Анадырская и Чукотская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского с. Омолон Аргентинская и Южноамериканская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Порту Алегри Ардатовская епархия:Храм Сергия Радонежского пос. Тургенево Армавирская епархия:Храм Сергия Радонежского ст. Ярославская Храм прп. Сергия Радонежского г. Усть-Лабинск Арсеньевская епархия:Храм во имя прп. Сергия Радонежского с. Новосысоевка Архангельская епархия:Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь дер. Монастырь Храм в честь прп. Сергия Радонежского ст. Исакогорка Астанайская епархия:Храм во имя святого прп. Сергия Радонежского пос. Туймебаева (Ашыбулак) Астраханская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Астрахань Ахтубинская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Новоурусовка Балашовская епархия:Храм во имя прп. Сергия Радонежского с. Сплавнуха Храм Сергия Радонежского с. Бакуры Барнаульская епархия:Храм Серафима Саровского г. Горно-Алтайск Барышская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского с. Румянцево Бежецкая епархия:Храм Троицы Живоначальной пос. Рамешки Храм Александра Невского пос. Рамешки Белгородская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Малое Городище Храм прп. Сергия Радонежского г. Старый Оскол Храм Сергия Радонежского с. Мазикино Храм в честь иконы Божией Матери "Экономисса" с. Русская Березовка Белевская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Плавск Свято-Сергиевский храм с. Черкассы Берлинская и Германская епархия (РПЦЗ):Храм прп. Сергия Радонежского г. Бад Киссенген Берлинско-Германская епархия:Храм (домовой) прп. Сергия Радонежского г. Берлин Благовещенская и Тындинская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Тамбовка Храм прп. Сергия Радонежского с. Чигири Благочиние приходов Русской Православной Церкви в Швеции:Храм прп. Сергия Радонежского г. Стокгольм Боровичская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Пестово Храм Сергия Радонежского дер. Сутоки-Рядок Брянская епархия:Богородицкая Площанская мужская пустынь пос. Пчела Храм Сергия Радонежского при Епархиальном Архиерейском доме г. Брянск Храм в честь прп. Сергия Радонежского г. Дятьково Храм Сергия Радонежского пос. Радица-Крыловка Храм в честь прп. Сергия Радонежского с. Уты Будапештская и Венгерская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Будапешт Бузулукская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Сорочинск Храм прп. Сергия Радонежского пос. Володарский Храм прп. Сергия Радонежского пос. ВТК Храм прп. Сергия Радонежского с. Никифоровка Валуйская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского с. Малобыково Великолукская епархия:Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Столбушино Храм прп. Сергия Радонежского г. Пустошка Владивостокская епархия:Храм святого преподобного Сергия Радонежского г. Владивосток Владимирская епархия:Храм Иконы Божией Матери Казанская с. Усолье Храм Преподобного Сергия Радонежского с. Мало-Борисково Храм Иконы Божией Матери Казанская г. Лакинск Храм Серафима Саровского г. Курлово Храм Сергия Радонежского с. Жерехово Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Суздаль Волгоградская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Волгоград Храм Сергия Радонежского г. Волгоград Храм Сергия Радонежского г. Волгоград Волгодонская епархия:Храм Илии пророка г. Волгодонск Вологодская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Вологда Воронежская епархия:Храм во имя прп. Сергия Радонежского г. Воронеж Храм Успения Пресвятой Богородицы на Монастырщенке г. Воронеж Храм Богоявления Господня г. Воронеж Храм Сергия Радонежского с. Тресоруково Выборгская епархия:Храм Свт. Николая Мир Ликийских Чудотворца пос. им. Свердлова (Овцыно) Храм "Коневской" иконы Божией Матери пос. Саперное Храм прп. Сергия Радонежского г. Сертолово Храм-часовня прп. Сергия Радонежского г. Сертолово Храм св. вмч. Георгия Победоносца пос. Каменка Выксунская епархия:Храм в честь прп. Сергия Радонежского с. Левино Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Поздняково Храм во имя Святого Пророка Илии с. Филинское Храм в честь прп. Сергия Радонежского с. Верхняя Верея Вяземская епархия:Храм Богоявления Господня дер. Соколино Георгиевская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Нефтекумск Храм прп. Сергия Радонежского пос. Виноградный Гомельская епархия:Храм преподобного Сергия Радонежского г. Гомель Горловская епархия:Храм Сергия Радонежского пос. Ивановка Женский монастырь в честь прп. Сергия Радонежского с. Сергеевка Сергиевский храм г. Углегорск Губкинская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского с. Завидовка Храм прп. Сергия Радонежского с. Теребрено Днепропетровская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Днепропетровск Донецкая епархия:Женский скит в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" с. Богородичное Монастырь преподобного Сергия Радонежского г. Краматорск Храм Сергия Радонежского г. Харцызск Екатеринбургская епархия:Храм Сергия Радонежского и Елизаветы Фёдоровны г. Екатеринбург Храм Сергия Радонежского пос. Большой Исток Храм Сергия Радонежского пос. Сарга Екатеринодарская епархия:Храм преподобного Сергия Радонежского г. Туапсе Свято-Екатерининский кафедральный Собор г. Краснодар Храм Сергия Радонежского пос. Южный Елецкая епархия:Храм Казанской иконы Божией Матери с. Большие Извалы Запорожская епархия:Храм в честь Преподобного Сергия Радонежского с. Новотаврическое Иваново-Вознесенская епархия:Храм святых первоверховных Апостолов Петра и Павла дер. Стрелка Сергиева пустынь Введенского женского монастыря с. Стоянцево Храм в честь преподобного Сергия Радонежского с. Кунестино Иркутская епархия:Храм преподобного Сергия Радонежского г. Иркутск Искитимская епархия:Храм Сергия Радонежского ст. Безменово Йоханнесбургская и Преторийская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Йоханнесбург Казанская епархия:Храм Илии Пророка с. Ильинское Храм Троицы Живоначальной с. Усады Храм преподобного Сергия Радонежского с. Старое Дрожжаное Храм Сергия Радонежского с. Свияжск Свияжский Иоанно-Предтеченский монастырь с. Свияжск Храм Троицы Живоначальной с. Ямбухтино Храм Сергия Радонежского с. Малмыжка Храм Сергия Радонежского с. Нижний Услон Храм Сергия Радонежского с. Большая Акса Храм прп. Сергия Радонежского с. Большое Подберезье Храм Тихона, Патриарха Московского пос. Сидоровка Храм Александра Невского в Азино г. Казань Храм Сергия Радонежского г. Казань Храм Сергия Радонежского при Ложкинской богадельне г. Казань Каинская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Убинское Калининградская епархия:Храм Сергия Радонежского пос. Рыбачий Калужская епархия:Храм Николая Чудотворца с. Растворово Николо-Сергиевский храм с. Передоль Храм Николая Чудотворца с. Тарутино Храм Иоанна Предтечи г. Калуга Храм Сергия Радонежского пос. Мстихино Свято-Лаврентьев монастырь г. Калуга Богородицерождественская девичья пустынь с. Барятино Каменская епархия:Храм во имя св. прп. Сергия Радонежского Чудотворца пос. Асбестовский Храм свт. Николая Чудотворца с. Мезенское Карасукская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Довольное Храм во имя прп. Сергия Радонежского с. Табулга Касимовская епархия:Храм Благовещения Пресвятой Богородицы г. Касимов Храм Троицы Живоначальной г. Касимов Храм в честь прп. Сергия Радонежского с. Салтыково Храм Всех Святых пос. Елатьма Кемеровская епархия:Храм преподобного Сергия Радонежского с.Мохово Храм прп. Сергия Радонежского г. Ленинск-Кузнецкий Храм прп. Сергия Радонежского г. Киселевск Киевская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Киев Храм в честь преподобного Сергия Радонежского г. Киев Храм прп. Сергия Радонежского г. Киев Ставропигиальный женский монастырь в честь Анастасии Римляныни г. Житомир Храм прп. Сергия Радонежского в Дарницком р-не г. Киев Покровский женский монастырь г. Киев Кинельская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Чапаевск Кировоградская епархия:Храм преподобного Афанасия Афонского г. Кировоград Козельская епархия:Храм в честь прп. Сергия Радонежского г. Людиново Храм в честь прп. Сергия Радонежского с. Улемец Корсунская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского, прп. Серафима Саровского и мч. Викентия Сарагосского г. Милан Костомукшская епархия:Домовый храм в честь прп. Сергия Радонежского пос. Малиновая Варакка Костромская епархия:Храм в честь прп. Сергия Радонежского г. Кострома Храм Сергия Радонежского пос. Раслово Котласская епархия:Храм Спаса Нерукотворного Образа г. Сольвычегодск Красноярская епархия:Храм Сергия Радонежского в Бородино Храм Троицы Живоначальной г. Шарыпово Курганская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Лесниково Курская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Курск Храм Казанской иконы Божией Матери и Сергия Радонежского г. Курск Кызыльская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Шагонар Ливенская епархия:Свято-Сергиевский кафедральный собор г. Ливны Свято-Сергиевский Кафедральный собор г. Ливны Липецкая епархия:Храм Сергия Радонежского с. Волчье Храм Сергия Радонежского с. Липовка Луганская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Луганск Храм прп. Сергия Радонежского г. Луганск Лысковская и Лукояновская епархия:Храм в честь Пресвятой Живоначальной Троицы пос. Большое Мурашкино Магаданская и Синегорская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Магадан Мариинская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Топки Мелекесская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Артюшкино Митрополичий округ в республике Казахстан:Свято-Троицкий Усть-Каменогорский мужской монастырь г. Усть-Каменогорск Мичуринская епархия:Храм Сергия Радонежского пос. Первомайский Храм Иконы Божией Матери "Боголюбская" г. Мичуринск Храм Сергия Радонежского пос. Первомайский Могилевская и Мстиславская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского дер. Дашковка Московская епархия (городская):Подворье Патриарха Московского и всея Руси при храме преподобного Сергия Радонежского в Гольянове г. Москва Храм прп. Сергия Радонежского в Бусинове г. Москва Храм Явл. Божией Матери пр. Сергию Радонежскому при дет.дом слепоглухих г. Сергиев Посад Храм прп. Сергия Радонежского в Некрасовке Троицкий храм с. Новая Шурма Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах г. Москва Храм Сергия Радонежского с. Мергусово Преображенский храм пос. Лотошино Храм Преображения Господня в Тушине г. Москва Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Дмитров Храм иконы Божией Матери "Знамение" г. Москва Храм Николая Чудотворца с. Васютино Храм прп. Сергия Радонежского на Ходынском поле г. Москва Никольский храм пос. Серебряные Пруды Храм Сергия Радонежского с. Горы Храм Сергия Радонежского г. Луховицы Храм Сергия Радонежского г. Сергиев Посад Храм Успения Пресвятой Богородицы дер. Воинова Гора Храм Знамения иконы Божией Матери - на Шереметевом дворе г. Москва Храм Сергия Радонежского с. Дивноморское Сергиевский храм с. Могутово Никольский храм с. Дерюзино Храм Николая Чудотворца в Дербеневе г. Москва Храм свт. Николая Мирликийского в Кузнецах г. Москва Храм Троицы Живоначальной г. Озёры Храм прп. Сергия Радонежского пос. Зеленоградский Михаило-Архангельский храм с. Синьково Храм Петра и Павла в Лефортове г. Москва Храм свт. Николая Мирликийского с. Здехово Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры г. Москва Храм "Казанской" иконы Божией Матери с. Товарищево Храм "Влахернской" иконы Божией Матери в Кузьминках г. Москва Храм прп. Сергия Радонежского в Солнцево г. Москва Храм Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке г. Москва Храм Вознесения Господня за Серпуховскими воротами г. Москва Храм Сергия Радонежского пос. Плесково Храм Успения Пресвятой Богородицы в Путинках г. Москва Храм прп. Сергия Радонежского г. Зеленоград Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Мышкино Храм прп. Сергия Радонежского дер. Тарасово Храм прп. Сергия Радонежского в Бибиреве г. Москва Храм прп. Сергия Радонежского - при Специальной Средней Школе МВД г. Москва Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове г. Москва Храм Троицы Живоначальной пос. Филимонки Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове г. Москва Храм свт. Филиппа, митр. Московского г. Москва Собор Николая Чудотворца г. Москва Храм прп. Сергия Радонежского при Счетной Палате РФ г. Москва Храм прп. Сергия Радонежского в Крапивниках г. Москва Храм Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Ясеневе г. Москва Храм прп. Сергия Радонежского в Чертанове г. Москва Собор Московских Святых в Бибирево г. Москва Храм преподобного Сергия Радонежского в Тушине г. Москва Храм прп. Сергия Радонежского дер. Пронское Храмовый комплекс прп. Сергия Радонежского на Рязанке г. Москва Храм Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной) в Рогожской слободе г. Москва Храм свт. Николая Чудотворца в Отрадном г. Москва Храм свт. Николая Чудотворца в Подкопаях г. Москва Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Ерино Храм "Тихвинской" иконы Божией Матери в Алексеевском г. Москва Храм Троицы Живоначальной на Пятницком кладбище г. Москва Храм "Казанской" иконы Божией Матери в Теплом Стане г. Москва Московская епархия (областная):Троицкий храм с. Саввино Высоцкий мужской монастырь г. Серпухов Храм Иконы Божией Матери Знамение с. Холмы Сергиевский храм дер. Городково Владимирский храм дер. Маврино Храм преподобного Сергия Радонежского пос. Малаховка Димитрие-Солунский храм дер. Аксеново Храм Иконы Божией Матери Тихвинская г. Ногинск Ильинский храм дер. Лемешово Храм Иконы Божией Матери Знамение с. Старая Кашира Храм Владимирской иконы Божией Матери с. Никитское Храм Сергия Радонежского дер. Татищево Храм Троицы Живоначальной с. Троицкое Храм Покрова Пресвятой Богородицы г. Серпухов Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Ногинск Храм Преображения Господня в Саввино г. Железнодорожный Храм Сергия Радонежского пос. Кратово Храм Сретения Господня г. Дмитров Храм Преображения Господня пос. Нудоль Храм Иконы Божией Матери Смоленская дер. Воронино Сергиевский храм дер. Мисирево Храм Троицы Живоначальной с. Павлино (Троицком-Кайнарджи) Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Стромынь Храм Сергия Радонежского с. Новосергиево Храм Троицы Живоначальной с. Ивашево Троицкий храм с. Новлянское Тихвинский храм г. Ступино Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь г. Коломна Храм Успения Пресвятой Богородицы дер. Обухово Храм Троицы Живоначальной дер. Ольявидово Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Подчерково Вознесенский храм дер. Тархово Никольский храм с. Батюшково Храм преподобного Сергия Радонежского г. Долгопрудный Храм Сергия Радонежского с. Кишкино Храм преп. Сергия Радонежского дер. Зятьково Храм преподобного Сергия Радонежского с. Комягино Сергиевский храм пос. Нагорное Храм Сергия Радонежского дер. Веледниково Храм Сергия Радонежского дер. Воронино Храм преподобного Сергия Радонежского пос. Монолит Никольский храм с. Горки Крестильный храм прп. Сергия Радонежского г. Коломна Никольский храм г. Лосино-Петровский Успенский храм с. Большое Алексеевское Храм Иконы Божией Матери "Смоленская" дер. Бородино Храм Трех Святителей Великих дер. Драчево Храм Покрова Пресвятой Богородицы пос. Черкизово Храм Александра Невского г. Красноармейск Храм Иконы Божией Матери "Гребневская" г. Одинцово Храм преподобного Сергия и мученика Валентина на РКК "Энергия" г. Королев Храм Покрова Пресвятой Богородицы г. Руза Храм Сергия Радонежского с. Трубино Храм прп. Сергия Радонежского дер. Алмазово Храм Иконы Божией Матери "Гребневская" дер. Гребнево Храм Воскресения словущего дер. Волочаново Храм Преображения Господня г. Долгопрудный Храм иконы Божией Матери "Экономисса" пос. Северный Мукачевская епархия:Мужской монастырь в честь "Казанской" иконы Божией Матери с. Тишев Мурманская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Мурманск Архиерейское Свято-Феодоритовское Подворье г. Мурманск Храм Сергия Радонежского н/п. Белое Море Муромская епархия:Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Чаадаево Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Троицкое Татарово Находкинская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Сергеевка Кафедральный собор в честь Казанской иконы Божией Матери г. Находка Нижегородская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Волчиха Храм Святой Живоначальной Троицы в Копосове г. Нижний Новгород Благовещенский мужской монастырь г. Нижний Новгород Храм прп. Сергия Радонежского (Архиерейское подворье) г. Нижний Новгород Храм в честь Пресвятой Живоначальной Троицы с. Вторусское Храм в честь прп. Сергия Радонежского г. Дзержинск Храм во имя прп. Сергия Радонежского с. Тепелево Храм Сергия Радонежского пос. Выездное Храм Сергия Радонежского г. Бор Нижнетагильская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Нижний Тагил Николаевская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Николаев Новгородская епархия:Храм во имя прп. Сергия Радонежского дер. Большое Уклейно Новокузнецкая епархия:Храм прп.Сергия Радонежского при СибГИУ г. Новокузнецк Новосибирская епархия: Троице-Владимирский собор г. Новосибирск Храм Всех святых, в земле Российской просиявших г. Новосибирск Сергиево - Казанский храм пос. Краснообск Одесская епархия:Свято-Пантелеимоновский мужской монастырь г. Одесса Свято-Успенский мужской монастырь г. Одесса Омская епархия:Храм Рождества Христова и Сергия Радонежского пос. Крутая Горка Храм Сергия Радонежского и Никона Радонежского пос. Большие Поля Оренбургская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Оренбург Орловско-Болховская епархия:Храм преподобного Сергия Радонежского с. Кирово Городище Орская епархия:Храм святого преподобного Сергия Радонежского г. Новотроицк Отрадненская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Березовка Храм во имя преподобного Сергия Радонежского пос. Сергиевск Храм Сергия Радонежского с. Камышла Храм Сергия Радонежского с. Новоборский Пензенская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Владыкино Храм Сергия Радонежского с. Соловцовка Храм Сергия Радонежского с. Саловка Храм Сергия Радонежского с. Головинщино Храм Сергия Радонежского с. Шнаево Храм Сергия Радонежского пос. Саловка Храм прп. Сергия Радонежского г. Каменка Переславская епархия:Храм Преподобного Сергия Радонежского г. Переславль-Залесский Храм Георгия Победоносца с. Славитино Никольский женский монастырь г. Переславль-Залесский Николо-Сольбинский женский монастырь пос. Сольба Пермская епархия:Храм Сергия Радонежского д. Марково Песоченская епархия:Храм Сергия Радонежского дер. Чумазово Собор в честь святого благоверного князя Александра Невского г. Киров Петрозаводская епархия:Важеозерский Спасо-Преображенский мужской монастырь пос. Интерпоселок Петропавловская и Камчатская епархия:Храм в честь прп. Сергия Радонежского г. Петропавловск-Камчатский Петропавловско-Булаевская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Сергеевка Полтавская епархия:Храм Серафима Саровского г. Полтава Представительства:храм преподобного Сергия Радонежского на о. Чанг Псковская епархия:Храм преподобного Сергия Радонежского г. Псков Пятигорская епархия:Собор Покрова Пресвятой Богородицы г. Минеральные Воды Храм Сергия Радонежского п. Комсомолец Ржевская епархия:Храм Сергия Радонежского пос. Пено Россошанская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского с. Русская Буйловка Ростовская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Новочеркасск Храм в честь преподобного Сергия Радонежского г. Ростов-на-Дону Храм Преподобного Сергия Радонежского г. Таганрог Храм преподобного Сергия Радонесжкого г. Ростов-на-Дону Рыбинская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского с. Сергиевское Храм Святителя Николая пос. Радищево Борисоглебский монастырь пос. Борисоглебский Храм Андрея Стратилата дер. Коротылево Храм Сергия Радонежского с. Зубарево Храм Святой Троицы с. Горинское Храм Андрея Стратилата с. Андреевское Храм в честь Преподобного Сергия Радонежского с. Тимонино Рязанская епархия:Казанский женский монастырь г. Рязань Храм во имя преподобного Сергия Радонежского с. Агро-Пустынь Иоанно-Богословский храм с. Жокино Храм Покрова Пресвятой Богородицы г. Рязань Храм Николая Чудотворца с. Киселево Скит преподобного Сергия Радонежского. Подворье Данилова монастыря с. Михеи Храм Троицы Живоначальной с. Троица Салехардская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Ноябрьск Самарская епархия:Храм Троицы Живоначальной и Сергия Радонежского г. Самара Храм в честь святого преподобного Сергия Радонежского г. Самара Свято-Богородичный Казанский мужской монастырь с. Винновка Санкт-Петербургская епархия:Крестовоздвиженский Казачий собор г. Санкт-Петербург Храм Сергия Радонежского на Средней Рогатке г. Санкт-Петербург Храм Преображения Господня в Лесном г. Санкт-Петербург Храм св. прп. Сергия Радонежского г. Санкт-Петербург Храм прп. Сергия Радонежского в Царском Селе г. Пушкин Храм "Казанской" иконы Божией Матери г. Зеленогорск Храм прп. Сергия Радонежского пос. Песочный Храм иконы Божией Матери "Милующая" ('Достойно есть') в Галерной гавани г. Санкт-Петербург Храм в честь прп. Сергия Радонежского г. Санкт-Петербург Храм в честь св. прп. Сергия Радонежского г. Санкт-Петербург Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь г. Санкт-Петербург Храм прп. Сергия Радонежского г. Санкт-Петербург Спасо-Преображенский собор г. Санкт-Петербург Домовый храм прмц. Елисаветы Феодоровны г. Санкт-Петербург Домовая часовня-храм св. прмц. вел. кн. Елисаветы пос. Лахта Храм прпмч. вел. кн. Елизаветы на Светлановском пр-кте г. Санкт-Петербург Саратовская епархия:Свято-Сергиевский женский монастырь с. Алексеевка Храм Преподобного Сергия Радонежского с. Кошели Храм во имя прп. Сергия Радонежского пос. Юбилейный Храм прп. Сергия Радонежского пос. Сергиевский Северодонецкая епархия:Свято-Сергиевский мужской монастырь г. Кременная Североморская епархия:Храм преподобного Сергия Радонежского пос. Щукозеро Сердобская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Крутец Симбирская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского при гимназии г. Ульяновск Симферопольская епархия:Храм преп. Сергия Радонежского г. Севастополь Храм Сергия Радонежского с. Орлиное Скопинская епархия:Димитриевский мужской монастырь г. Скопин Николо-Бавыкинский мужской монастырь пос. Заря Свободы Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы с. Летники Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Липяги Храм Сергия Радонежского с. Новобокино Храм Сергия Радонежского с. Напольное Храм Сергия Радонежского с. Эммануиловка Храм Сергия Радонежского с. Новосергеевка Храм Николая Чудотворца р/пос. Сапожок Храм Николая Чудотворца с. Новое Еголдаево Смоленская епархия:Храм Сергия Радонежского пос. Стодолище Храм в честь преподобного Сергия Радонежского пос. Стодолище Храм Покрова Пресвятой Богородицы г. Демидов Соликамская епархия:Храм во имя прп. Сергия Радонежского г. Березники Средне-Американская епархия:Собор прп. Сергия Радонежского г. Парма Ставропигиальные монастыри РПЦ:Храм Сергия Радонежского пгт. Богородское Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь г. Kurem
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Rambler's Top100 «Сестры» Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.36474 c.