Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество «Трезвение» » Газета "Трезвение" »

16.07.2018 | 15 ИЮЛЯ СОСТОЯЛОСЬ ОФИЦИАЛЬНОЕ ЗАКРЫТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СЛЕТА ТРЕЗВОСТИ И ЗДОРОВЬЯ "УРАЛ-2018"

14.07.2018 | Основные мероприятия Царских дней-2018 в Екатеринбурге

19.06.2018 | Обучающий семинар для организаторов трезвенного движения

24.05.2018 | Утверждение трезвости в новообразованных епархиях Русской Православной Церкви. Круглый стол

- -

В июле выходит в свет новый номер журнала «Трезвое слово» №2 (№14)

«Трезвое слово» №2 (№14)
www.trezvoeslovo.ru

План работы Общества «ТРЕЗВЕНИЕ» на 2009 год

- -
Газета "Трезвение"

- -  

Материалы газеты “Трезвение” за июль 2006 года

КАК ХЛЕБ И ВОДА

12 ИЮНЯ, во второй день празднования Пятидесятницы, в День Святого Духа, по сложившейся традиции состоялся крестный ход вокруг города Абакана с иконой Божией Матери, именуемой "Неупиваемая Чаша".

После совершения Божественной Литургии в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Преосвященный Ионафан, епископ Абаканский и Кызылский, напутствует крестоходцев на духовное делание. "Мы должны ясно представлять, для чего совершается крестный ход, для чего предпринимается этот немалый труд, - разъясняет Владыка. - Для того, чтобы укрепить свою веру. Для того, чтобы помочь укреплению веры в других людях. Для того, чтобы помочь найти дорогу в храмы тем, кто еще не знает этого спасительного пути. Для того, чтобы помочь страждущим нашим братьям и сестрам, одолеваемым греховными страстями, преимущественно недугом винопития и наркомании, ибо икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша" отличается особой благодатной силой именно для исцеления этих недугов. Будем молиться Пресвятой Богородице о тех, кто нуждается в Небесной помощи. Предпримем этот крестный ход с любовью к страждущим".

Благословляя крестный ход, Владыка Ионафан просит особо потрудиться в молитве. И молитва звучит непрестанно. Нынешнее крестное шествие как никогда многолюдно. Возглавляют его семь священников: иерей Андрей Габченко, иерей Александр Горбатов, иерей Олег Попов, иерей Василий Аргудаев, иерей Алексий Демченко, иерей Георгий Жаткин, иерей Сергий Бабайцев.

"На Всероссийских встречах православных трезвенников всегда отмечается особая благодатная помощь крестных ходов. Наш крестный ход - это продолжение Литургии. Это Богослужение, где храмом становится вся природа, куполом - небо, а каждый крестоходец - пламенеющая к Богу свеча, - рассуждает духовник Епархиального братства "Трезвение" иерей Андрей Габченко. - Наши благочестивые предки ясно ощущали, что крестный ход - это духовное ополчение. Шествие с иконами Спасителя, Богородицы, святых угодников Божиих, молитвенное пение единым сердцем - освящает все вокруг".

Шестой раз идут православные по обводной дороге тридцать километров. Было всякое: дождь, зной, ветер, - но люди идут. Нынче - палящее солнце, небе ни облачка, но крестоходцы не ропщут и молитвенное пение не умолкает.

Сначала топают ножками вслед за всеми даже малыши трех-четырех лет, трогательно взявшись за руки. Отстают, конечно, но машина сопровождения ГИБДД послушно идет следом. У молоденькой мамы на руках самый маленький участник - Артемию 10 месяцев. Удобнее всех Анастасии (ей скоро 2 года) - на плечах у папы все видно.

Много молодежи. Отрадно видеть, как взрослеют постоянные участники шествий. Марине было 17, а теперь уже 22 года. "Думала, не успею нынче, догнала крестный ход уже в пути, - улыбается Марина. - Мы идем и молимся за всех. И окружающие меняются. Ведь мы еще и миссионеры. Люди выходят из машин и задают вопросы. Мне больно за моих сверстников, которые гибнут от наркомании. Сами они молиться уже не могут. Значит, мы должны взывать за них ко Господу и Пречистой Деве".

Третий раз Григорий (ему тоже 22) приезжает из села Подсиньего, чтобы идти крестным ходом: "Здесь становишься ближе к Богу. Можно сказать то, что волнует, тяготит. И Господь обязательно поможет".

"В доме престарелых мы помогаем отцу Георгию, настоятелю Владимирского храма, - делится Константин. - Там есть отделение малютки. Это тяжко больные дети. Эти дети терпят страдания из-за пороков родителей - пьянства, блуда, наркомании. Если бы все это понимали..."

"Воспринимаю крестный ход, как покаяние, - рассуждает Павел из поселка Усть-Абакан. - Ведь пьянство взрослых и наркомания моих ровесников - это расплата за тяжкие грехи безбожия".

Как всегда, на посту ветераны. Лидии Михайловне 78 лет. Несет икону Божией Матери "Владимирская": "Парень нашел на свалке. Вымыла, освятила, молюсь", - бережно прижимает к себе старушка старинную, в ризе икону.

"На Литургии причастилась Святых Таин. Иду в соединении со Христом и с радостью духовной. Господь силы дает", - спешит за всеми Анна Прокопьевна, ей 72 года.

"Здесь мы можем проявить любовь к Богу и ближнему. Мы молимся друг за друга, чтобы воскресла Святая Русь", - делится Георгий Васильевич.

Глубоко трогают слова пожилой женщины, которая назвалась просто Пелагеей: "Шестой раз иду крестным ходом, жду его, душа просит. Как голодный человек жаждет хлеба и воды, так душа рвется сюда, чтобы получить пищу духовную".

Наталья в крестном ходе первый раз. Сколько открытий сделала для себя! Идти легко и радостно. Молитвенное пение создает особое одухотворенное состояние. "Нужно отвлечься от суеты и почувствовать благодать Божию", - поддерживает ее Анатолий.

Как всегда, в пути встречает крестный ход Владыка Ионафан, чтобы укрепить свою паству в духовном делании. Он благословляет каждого иконой - иконы греческие, привезенные Преосвященным со Святой Горы Афон.

Надо заметить, что крестные шествия с иконой Божией Матери "Неупиваемая Чаша" становятся традиционными не только в Абаканской епархии. Четыре года назад в крестном ходе вокруг Абакана участвовал прихожанин храма села Курагино Красноярского края. Вернулся полный впечатлений и предложил организовать такой же крестный ход вокруг своего села. Теперь в Курагино их состоялось уже четыре. Специально написали большую икону, чтобы, как у нас в Абакане, нести ее на плечах.

Завершился Большой Волжский крестный ход по городам и селам Тверской области. Девизом крестного хода стали слова: "Церковь вместе с властью, предпринимателями и всем обществом - за трезвость", а главной святыней - чудотворная икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша" из Высоцкого монастыря г. Серпухова. (Подробно читайте на 3-й стр.)

Целодневный крестный ход вокруг Абакана завершается поздно вечером. К Преображенскому собору крестоходцы подходят с Пасхальными песнопениями. Собор встречает торжественным трезвоном. В храме перед обнесенной вокруг города иконой Божией Матери "Неупиваемая Чаша" вслед за епископом Ионафаном и священниками весь народ торжественно поет "Царице моя преблагая..." Всем участникам крестного хода возглашается многолетие. Владыка Ионафан сердечно благодарит всех за понесенные труды, благословляет каждого святым крестом и кропит святой водой, в которую добавлено миро от мощей святителя Николая Мирликийского, привезенное из итальянского города Бари.

Зоя Александровна ПАВИНА.





ВОЗЗОВЕМ С ВЕРОЮ К БОГОРОДИЦЕ

В прошлом номере газеты мы сообщали, что начался Волжский крестный ход за трезвость с иконой Божией Матери "Неупиваемая Чаша" из Высоцкого мужского монастыря г. Серпухова. Эта икона является точной копией исчезнувшего чудотворного образа, явившегося в 1878 году.

Крестный ход завершен. Святыня посетила города и села Тверской епархии - от истока Волги до города Калязина. Тверские трезвенники прислали нам эти путевые заметки.

28 мая. Божественную Литургию вместе с архиепископом Тверским и Кашинским Виктором совершал архиепископ Великоновгородский и Старорусский Лев. Владыка Лев опустил крест в волжские воды во время чина малого водоосвящения. В Богослужении принимали участие благочинные всех округов Тверской епархии, монашествующие Тверских монастырей.

Гостей на празднике было много. На волговерховье собрались представители областной и районных администраций, бизнес-структуры, тверские казаки, воспитанники военного училища им. В. Суворова, прихожане храмов Тверской епархии, паломники из других регионов, представители братств трезвенников из разных областей России. Девиз этого Волжского крестного хода - "Церковь вместе с властью, предпринимателями и всем обществом - за трезвость", - вывел крестный ход из церковных стен и сделал его социально значимым событием. Это подчеркнул архиепископ Тверской и Кашинский Виктор, обратившись к духовенству и гостям праздника. "Проблема алкогольной и наркотической зависимости - общая для всей России, - сказал Владыка Виктор. - Мы понимаем, что крестный ход с иконой Божией Матери "Неупиваемая Чаша" сразу не решит ее, но его главная задача - заявить о необходимости здорового образа жизни для россиян, показать, что мы едины в стремлении избавить нашу страну от этого недуга".

Присутствующих приветствовал архиепископ Великоновгородский и Старорусский Лев: "На фоне экономических, политических неурядиц не все люди смогли справиться с теми испытаниями, которые выпали на долю наших соотечественников в последнее время. Многие пристрастились к алкоголю и наркотикам... Чем мы можем им помочь? В сегодняшнем чтении Евангелия мы слышали о том, как вера спасла слепого, обратившегося к Богу. В Евангелии множество таких примеров. Но православная вера спасала и наш народ на протяжении всей его истории... И сегодня, когда многие испытания посетили нас, мы вновь обращаемся с верой перед этим чудотворным образом "Неупиваемая Чаша" с тем, чтобы Матерь Божия покрыла Землю Русскую своим святым омофором и оградила бы нас от многих бед и, самое главное, от страшной напасти - алкоголизма и наркомании. Примечательно, что здесь, на истоке Волги, собрались представителя государственной власти, Церкви, бизнеса, собрались все те, кому небезразлична судьба нашего народа, для того, чтобы верой и своими делами сделать все необходимое для предотвращения гибели России от алкоголизма. Я верю, что по нашим молитвам и по нашей вере Господь спасет нашу Родину, спасет наш народ".

Колокольный звон на передвижной звоннице возвестил о начале Волжского крестного хода. Участники шествия во главе с архиепископом Виктором прошли до деревни Новинки первые восемь километров пути. "Воскресение Христово видевши, поклонимся Господу Иисусу..." - пели дружные голоса в перерывах между чтением акафиста иконе Божией Матери "Неупиваемая Чаша". В Новинках после молебна о благополучном водном путешествии Владыка Виктор, постоянные участники крестного хода вместе со святыней взошли на катер и переправились к величественному из красного кирпича храму в честь Иоанна Предтечи в д. Ширков Погост.

Примечательно, что первая остановка крестного хода в храме Иоанна Предтечи - покровителя православных трезвенников России.

30 мая. Волжский крестный ход в этом году имеет свою особенность: даже при самом ясном закате следующее утро выдается пасмурным, иногда дождливым. А немного спустя появляется солнце - и греет до самого вечера. Вот и сегодня: когда икону несли крестным ходом из церкви иконы Божией Матери "Знамение" в Богородицкий Житенный монастырь, небо было пасмурным. А после того, как Владыка отслужил Божественную Литургию и икону "Неупиваемая Чаша" вынесли из храма Смоленской иконы Божией Матери, уже вовсю светило солнце.

Крестным ходом обошли монастырь. Стены монастыря уцелели в годы лихолетья, да и само внутреннее устройство обители постепенно налаживается стараниями матушки Елизаветы, монахинь и послушниц. На катере переправились в Нилову Пустынь.
В обители преподобного Нила Волжский крестный ход встречала вся братия монастыря на архиерейской пристани. Икону Божией Матери "Неупиваемая Чаша" с благоговением перенесли в Богоявленский собор, где архиепископ Тверской и Кашинский Виктор совершил пасхальным чином вечернее Богослужение на Отдание Пасхи.

1 июня. Волжский крестный ход встречали в Селижарове, в церкви святых апостолов Петра и Павла. Благочинный протоиерей Анатолий Волгин совершил Божественную Литургию и произнес проповедь о Вознесении Господнем, пропитанную глубокой христианской мудростью и любовью. Затем к прихожанам обратился диакон Александр Горячев. Он рассказал о социальной значимости крестного хода под девизом "За трезвость", о деятельности тверского товарищества трезвенников, бессменным председателем которого на протяжении 15 лет является он сам.

2 июня. Вот и Ржев. Здесь мы побывали во всех трех действующих православных храмах. С утра Владыка служил в храме Новомучеников Российских. До трех часов дня чудотворная икона оставалась в храме, и к ней все шли и шли ржевитяне. А затем "Неупиваемую Чашу" крестным ходом перенесли в Вознесенский собор, располагающийся в живописном уголке города на берегу Волги. На следующий день утром крестный ход тек по сонным улицам Ржева, как большая река, неспешно несущая свои воды, то и дело вбирающая в себя все новые и новые ручейки. Горожане, жмурящиеся от яркого солнца, окутанные ароматом сирени, заслышав пение и колокольный звон, с минуту стояли в задумчивости, затем радостно крестились и вливались в шествие...

И вот уже виден Оковецкий храм, с его колокольни разливается по всему городу густой звон. Путь Пресвятой Богородицы усыпан цветами сирени...

После Божественной Литургии за обедом разговор то и дело возвращался к теме трезвения. Диакон Александр Горячев напомнил спутникам сюжет повести "Батый": татаро-монголы разгромили Рязань, не оставив камня на камне, и, казалось, в живых не осталось никого. Но вот поднялся один человек. В горести и беспамятстве метался он по дымящимся развалинам, пока не увидел лежащий на земле колокол. С трудом куда-то его подвесил и стал звонить, звонить, что было сил. И постепенно из под обломков стали подниматься люди...
- И ведь стоит Рязань! - закончил рассказ отец Александр. - Я очень рад, что именно Церковь взялась за столь сложное и важное дело: она как будто звонит сейчас в тот самый колокол...
В том же ключе высказалась и заместитель главы Ржева Галина Мешкова:
- Я надеюсь и верю, что эта инициатива, этот крестный ход поможет избавиться от страшного недуга, оскверняющего нашу Тверскую землю!..
5 июня. Волжский крестный ход прибыл в Тверь. В 20.00. на пристани в поселке Мигалово, несмотря на грозу и начинающийся дождь, чудотворный образ Божией Матери "Неупиваемая Чаша" был торжественно встречен священнослужителями и многочисленными православными тверичанами. После этого икону перенесли к Христорождественской церкви, где настоятель храма священник Димитрий Куликов отслужил молебен перед чудотворным образом.

Те верующие, которые в этот день не смогли приложиться к святыне, имели возможность встретить икону ранним утром следующего дня. Торжественная встреча состоялась 6 июня в 7.30 у храма святого Михаила Тверского. Городское духовенство и православные жители Твери, затаив дыхание, стояли на берегу Волги, недалеко от острова Памяти и ждали приближения катера с находящейся на нем святыней. Оттуда пешим ходом, с торжественными песнопениями в честь Божией Матери, шествие проследовало в Вознесенский собор, где совершена Божественная Литургия. К чудотворной святыне, поставленной в центре храма, вереницей тянулись люди, чтобы приложиться к образу Божией Матери "Неупиваемая Чаша", моля Пресвятую Деву о даровании здравия родным и близким людям. Многие из пришедших прикладывали к чудотворному образу принесенные с собой маленькие иконки, чтобы и домой унести частичку благословения Богородицы.

В 15.00. чудотворную икону Божией Матери торжественным крестным ходом перенесли из Вознесенского собора в Иоанно-Предтеченскую церковь, где в 17.00. началось Всенощное бдение, а утром 7 июня в этом же храме, архиепископ Тверской и Кашинский Виктор, в сослужении тверского духовенства, возглавил Божественную Литургию.

В воскресенье, 11 июня, православные тверичане провожали икону Божией Матери "Неупиваемая Чаша". Около двух часов дня корабль со святыней на борту отчалил от берега и отправился дальше по Волге. Утром, в тверском соборе "Белая Троица", архиепископ Тверской и Кашинский Виктор возглавил Божественную Литургию и отслужил молебен перед чудотворной иконой. Все, пришедшие в этот день на Богослужение, могли приложиться к святыне, попросить у Божией Матери помощи и заступничества. Затем икону пронесли крестным ходом вокруг храма и направились к речному вокзалу. Огромное количество людей шли вместе через центр города, вслед за иконой, выражая тем самым свое почтение святыне. Многие прохожие останавливались и не могли насмотреться на ее красоту и великолепие.

12 июня. В Конакове от плавучей пристани крестный ход прошел по центральной части города - к домовой церкви святого князя Михаила Тверского и святой княгини Анны Кашинской, располагающейся при детско-юношеском культурно-образовательном центре "Новая Корчева". В небольшом храме не разместилось и одной пятой части собравшихся. Здесь святыню встречали особенно горячо. Молясь, многие плакали, а когда икону перед отплытием стали переносить на корабль, перегибались через борта и тянули деньги на требы, выкрикивая имена своих мужей, братьев, матерей, сыновей, одержимых тяжким недугом пьянства... Помоги им, Господи!..

14 июня. Там, где река Хотча впадает в Волгу, на самом мысу, как будто паря над водой, стоит храм Иерусалимской иконы Божией Матери. На берегу с хлебом-солью встречали участников крестного хода жители Белого Городка...

Здесь нас ждал сюрприз: местная администрация и духовенство Кимрского благочиния подготовили тематический "круглый стол". Дети из 14-ти школ района, а также воскресных школ и православных кружков, собравшись в зале дома культуры, смогли задать все интересующие их вопросы представителям духовенства, администрации, правоохранительных органов, местного наркологического диспансера. Вопросы были самые разные: "Можно ли в пост смотреть телевизор?", "Как действует пиво на организм подростка?", "Почему, если табак вредит здоровью, государство не издает закона о запрете продажи сигарет?".

17 июня. Утро последнего дня выдалось ярким и солнечным. По устланной травой и цветами дорожке образ "Неупиваемая Чаша" внесли в реставрируемый собор Вознесения Господня г. Калязина, где Владыка Виктор совершил Божественную Литургию, в которой принял участие и настоятель Высоцкого мужского монастыря города Серпухова игумен Кирилл (Костиков), приехавший по окончании пути забирать чудотворную икону. После Богослужения на прихрамовой территории с приветственным словом к калязинцам обратились Владыка Виктор, попечители крестного хода, а также представители местной администрации и образовательных учреждений. Крестным ходом прошли по улицам города, возле пристани сели на катер и направились к "монастырскому" острову (ранее там располагалась Троицкая обитель, основанная преподобным Макарием Калязинским). На острове у восстановленной монастырской башни был отслужен молебен.

Финальные мероприятия Волжского крестного хода были поистине грандиозными: для выступления на праздничном концерте прибыли 180 исполнителей! Музыка - плавная и торжественная, духовная и народная - лилась со сцены и разносилась ветром по улицам города, по Волжским просторам, радуя сердца.

ДЕСНИЦА ИОАННА

КРЕСТИТЕЛЯ В РОССИИ

7 июня ковчег с десницей честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна был доставлен из Черногории в Москву. Акция по принесению десницы пророка в Россию проводится по благословению предстоятелей Сербской и Русской Православных Церквей - патриархов Павла и Алексия II. Организатором акции выступил Фонд Андрея Первозванного.

Пребывание в России великой христианской святыни - десницы Иоанна Предтечи, которую Пророк возложил на голову Спасителя, когда крестил Его в Иордане - великое событие для всех православных нашего Отечества. Для православных трезвенников оно по-особому значимо, ведь Иоанн Предтеча - небесный покровитель Всероссийского братства "Трезвение".

Судьба великой святыни - десницы святого пророка Иоанна, тесно связана с историческими событиями в России и других странах, где она пребывала. Обходя с проповедью Христовой разные города и селения, Евангелист Лука взял из Севастии в Антиохию частицу мощей великого пророка - его правую руку (десницу). Девять веков рука пророка находилась там, и только когда в 959 году мусульмане овладели Антиохией (при императоре Константине Порфирородном), дьякон перенес руку Предтечи в Xалкедон. Оттуда она была перевезена в Константинополь, где и хранилась до времени завоевания этого города турками.

Позже десница хранилась в Иерусалиме, на острове Родос, на Мальте, в Австрии.

В 1799 году десница Иоанна Крестителя и частица Животворящего Креста Господня были переданы российскому императору Павлу Первому Мальтийским рыцарским орденом и хранились в Гатчине под Санкт-Петербургом. В 1919 году святыни были увезены в Эстонию, а затем тайно перевезены в Данию, где пребывала в изгнании вдовствующая императрица Мария Федоровна. После кончины царицы ее дочери передали реликвии главе Русской Зарубежной Церкви митрополиту Антонию (Храповицкому). Они хранились в Берлине. Затем мощи Пророка были переданы королю Югославии Александру Карагеоргиевичу. После оккупации страны гитлеровцами святыни вывезли в отдаленный черногорский монастырь.

В 1951 году отряд югославского спецназа изъял реликвии и передал в хранилище музея города Цетинье. Через 17 лет один из полицейских тайно сообщил об их местонахождении сербскому духовенству. Только в 1993 году, во время посещения Черногории Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, святыня была вновь явлена миру и хранится в Цетинском мужском монастыре.

В аэропорту "Внуково-3" святыню встречали многочисленные представители православного духовенства Москвы. После краткого молебна украшенный драгоценностями ковчег с мощами для поклонения верующих привезли к началу вечернего Богослужения в храм Христа Спасителя, которое возглавил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В главном храме столицы десница находилась до 16 июня. За эти дни приложиться к святым мощам успели более 400 тысяч верующих. Затем святыня начала свой путь по России.

В дни пребывания Святыни на Нижегородской земле желающих поклониться деснице Иоанна Крестителя было так много, что люди стояли в полукилометровой очереди перед собором по 13 часов и более.

В течение 40 дней пребывания вне Черногории Святыне смогли поклониться христиане Чебоксар, Екатеринбурга, Саратова, Челябинска, Владикавказа, Ростова-на-Дону и Санкт-Петербурга. Дальше Святыню доставят в Минск и Киев.

16 июня ковчег с десницей Иоанна Крестителя вернется в Цетинский монастырь в Черногории.

ВНЕСТИ
ЧЕТКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Считаем, что Всероссийское Иоанно-Предтеченское братство "Трезвение" за три года своего существования вполне созрело для того, чтобы просить благодатного Патриаршего благословения.

Для этого необходимо доработать устав братства, учитывая накопленный опыт. В частности, мы предлагаем внести четкое определение православного трезвенника, как это было до революции. Верующий человек любую аскезу всегда посвящает Христу. Поэтому православные трезвенники, в отличие от трезвенников-атеистов, посвящают свою трезвость Господу нашему Иисусу Христу, давая обет трезвости. Это относится как к мирянам, так и к священнослужителям.
1.Предлагаем внести в устав Всероссийского Иоанно-Предтеченского братства "Трезвение" понятие действительного члена и соискателя в действительные члены братства. Членом братства будет любой православный трезвенник, давший обет трезвости на всю жизнь или на какой-то срок (временем срока будет определяться действительное членство в братстве). Соискателем в действительные члены может считаться любой православный, не употребляющий одурманивающих веществ: спиртное, табак, другие наркотизирующие вещества, - но не принявший обета трезвости. В принятии решений и голосовании могут участвовать только действительные члены братства. Соискатели и гости участия в голосовании не принимают.

2. В связи с ежегодным расширением состава братства доработать технический учет его действительных членов (ксерокопии обетных грамот к поименным спискам в электронном виде и на бумажных носителях). Включать трезвеннические братства и общества в состав Всероссийского только при условии согласованности их уставов с уставом Всероссийского Иоанно-Предтеченского братства "Трезвение".
Члены Всероссийского братства "ТРЕЗВЕНИЕ":

Протоиерей Алексий Тимофеев, духовник и председатель братства трезвости в честь иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша", село Озерецкое Дмитровского района Московской области.

Диакон Александр Горячев, руководитель братства трезвости г. Твери.

Сергей Борисович Шилков, зам. председателя Всероссийского братства "Трезвение", г.Москва.

Марина Эдуардовна Шилкова, член совета, г.Москва.

Евгений Игоревич Волков, член совета, г.Ярославль.

Галина Васильевна Нагорная, секретарь клуба "Бодрствование" во имя св. мученика Вонифатия, г. Санкт-Петербург.

Татьяна Алексеевна Метельская, клуб "Бодрствование", г. С-Петербург.

Вера Александровна Михайлова, клуб "Бодрствование", г. С-Петербург.

Юрий Никифорович Кладиков, клуб "Бодрствование", г. С-Петербург.

Игорь Леонидович Утробин, клуб "Бодрствование", г. С-Петербург.

Ирина Евгеньевна Дмитриева, выпускница Свято-Иоанновских епархиальных педагогических курсов, педагог, г. С-Петербург.

Ирина Николаевна Хомякова, выпускница Свято-Иоанновских епархиальных педагогических курсов, работник культуры, г. С-Петербург.


ПО ОБРАЗУ БОЛЬШОЙ СЕМЬИ

Когда мы говорим о проблеме противодействия наркомании и алкоголизму, то должны четко понимать, что алкоголизация и наркотизация распространяется в том обществе, в котором утрачиваются духовно-нравственные ориентиры и высший смысл человеческого существования, когда исчезает понятие греха и насаждается культ примитивных "наслаждений". В "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви" говорится: "Основная причина бегства многих наших современников в область алкогольных или наркотических иллюзий - это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров... Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов". И верно: чем бы человека ни развлекала цивилизация, отсутствие духовно-нравственного миропонимания непременно приведет к духовному кризису, к целому комплексу психических и физических расстройств личности. Именно на устранение этих причин и направлена деятельность нашего отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии.

Опыт показал, что следование традициям Русской Православной Церкви в профилактике и реабилитации наркомании и алкоголизма в нашей стране методологически наиболее обосновано, чем западные методики, которые нам настойчиво внедряют, так как Православие ближе нашему менталитету и более успешно проявляет себя на уровне генетической памяти. Потому-то именно православный опыт противодействия наркомании и алкоголизму наиболее плодотворен в нашей стране. Церковный опыт был изучен окружной антинаркотической комиссией при Полномочном представителе Президента Северо-Западного федерального округа. Было принято решение: "Признать высокую эффективность работы, проводимой Санкт-Петербургской и другими епархиями, находящимися в пределах Северо-Западного федерального округа, по реабилитации и постреабилитации нарко- и алкоголезависимых и рекомендовать накопленный опыт к распространению". Кроме того, от Полномочного представителя Президента было обращение к Правящему Архиерею с просьбой о создании отдела по противодействию наркомании и алкоголизму в Санкт-Петербургской епархии. Такой отдел был создан 1 октября 2003 года.

Создание отдела в нашей епархии имело, как мы и ожидали, положительное значение в активизации церковной антинаркотической и антиалкогольной работе не только в епархиях, соседствующих с нами, но и в других епархиях Русской Православной Церкви. К нам приезжают из Украины, Белоруссии, Эстонии, Казахстана и других регионов. Мы оказываем консультативную, методологическую, информационную и иную помощь, которая лежит в пределах нашей компетенции и возможностей.

При отделе по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии действует несколько структурных подразделений. Важную задачу по реабилитации наркозависимых выполняет Епархиальный реабилитационный центр "Саперное", который начал свою работу в 1996 году в приходе храма Коневской иконы Божией Матери на Карельском перешейке. В основном здесь проходит реабилитацию молодежь в возрасте от 18 до 32 лет.

Основа комплексной духовной, психологической и педагогической реабилитации лежит в восстановлении духовных ценностей, изменении мировоззрения, переосмыслении прошедшего жизненного этапа, в воспитании реабилитантов на основе традиционных для России культурных ценностей, нормализации психологического состояния зависимых от наркотиков людей. Принципы, применяемые при душепопечении наркозависимых в нашем центре, строятся с учетом психологии, физиологии, аскетики и других важных дисциплин. Одновременно с духовной, психологической и педагогической проводится и социально-трудовая реабилитация, которая заключается в обязательном несении трудового послушания, развитии у подопечных трудолюбия и приобретении навыков дальнейшей трудовой деятельности в обществе.

Организация реабилитационной среды в Епархиальном реабилитационном центре "Саперное" строится по образу правильной большой многодетной семьи, братства или общины монастырского типа. Во главе семьи находится священник, являющийся "строгим и любящим отцом", который определяет план работы, контроль за выполнением и качеством работы, понимающий чувства реабилитантов, помогающий разбираться в духовных и житейских вопросах. Образ женщины-матери несет матушка (жена священника). Она также общается с реабилитантами, показывает пример в работе (на поле, огороде, в домашнем хозяйстве), помогает им советом в семейных делах и общении с родителями, оделяет теплой материнской заботой. Помощь священнику оказывают несколько волонтеров (ребят, которые прошли реабилитацию в центре и имеют стойкую ремиссию от 3 до 5 лет). Их задача - быть примером для реабилитантов, научить их жить по принципу "делай, как я". Следующим звеном идет костяк группы - "старшие дети" - это ребята, которые живут на приходе 3-4 и более месяцев, знающие порядки, дисциплину, которым доверяют. Они помогают адаптироваться вновь поступившим и служат им примером. Среди них выбираются старшие по работам, по быту и т.п. Новые ребята - "младшие братья" - входят в общину по одному. Жизнь строится вокруг Богослужения и Церковных Таинств.

Дважды в неделю в центре "Саперное" проводятся занятия в воскресной школе. Кроме того, каждую неделю проходит показ видеофильмов с последующим их обсуждением, так называемый кинолекторий. Во время обсуждения специально подобранных фильмов происходит осмысление и эмоциональное прочувствование важнейших человеческих жизненных задач и путей их решения. Для наркозависимых просмотр фильмов и их обсуждение в группе является весьма эффективным терапевтическим приемом.

Очень важным инструментом в помощи вторичной профилактики наркозависимых является институт обетов трезвости. Однако пользоваться им нужно очень осторожно. Основываясь как на дореволюционном, так и собственном опыте, нами установлено, что обет должен принимать священник с учетом личностных особенностей и степени воцерковления желающего дать его. Очень важно объяснить, что обет трезвости дается Богу, а не священнику, что нарушение его является сугубым грехом. Сроки обетов первоначально давать небольшие -3-6 месяцев. Выдержавшие этот срок могут давать обет трезвости на более длительное время. Обет в основном дается на отказ алкоголя, так как его употребление, как правило, провоцирует наркозависимых на возврат к употреблению наркотиков. Желающему дать обет на неупотребление наркотиков срок может быть только один - на всю жизнь.

Во главу всего проекта реабилитации в "Саперном" изначально заложена любовь, доверие, желание помочь реабилитанту встать на правильный путь. Создание структуры реабилитации, основанной на образе правильной семьи, ведет к дальнейшему формированию у реабилитанта должного отношения к родителям, осмыслению цели семейной жизни, учит, каким должно быть воспитание детей. Устроение жизни на приходе с одной стороны просто, а с другой требует, если хотите, подвига. Человеку нелегко очиститься от страстей, но ведь очищение человека - это не только отрицание старого, но и приобретение нового, что требует также немало усилий.

В отличие от большинства светских центров реабилитации, мы убеждаем воспитанников, что не только наркотики, но все, что негативно влияет на сознание и мешает человеку критически оценивать ситуацию, вредно для их физического, психического и духовного здоровья, поэтому категорически неприемлемо для них. Мы имеем ввиду не только наркотики, но и некоторые виды лекарственных препаратов, алкоголь, табакокурение, а также рок-музыку и религиозные учения деструктивных сект. Кроме этого мы стараемся показать, что сущность различных страстей, их природа совершенно одинакова, - будь то наркомания, игромания или компьютерная зависимость - и поэтому одинаково опасна.

Очень важно, чтобы попавшие в зависимость (одержимые страстью) поняли, что за понятием "зависимость" стоит не просто дурная привычка, вызвавшая болезнь, а в реальности существующий инфернальный (адский, демонический) мир, которому противостоять только лишь человеческими усилиями (будь то медицинская или психологическая помощь и даже их совокупность) без веры в Бога малоуспешно.

Нужно отметить, что реабилитационный центр "Саперное" в нашей епархии не единственный. Имея те или иные особенности, но осуществляя реабилитацию на основе православного вероучения, работает братство преподобного Серафима Вырицкого, скит при храме "Неупиваемая Чаша" в Покрово-Тервеническом монастыре и другие монастыри.

Подготовку наркозависимых ребят к реабилитации в "Саперном" и других центрах осуществляет Епархиальный реабилитационный центр "Воскресение", расположенный на территории Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Там же проводится школа родителей и оказывается постреабилитационная поддержка нашим подопечным. Центр "Воскресение" действует с 2002 года.

В нашей работе мы исходим из представления о том, что одним из важнейших составляющих вторичной профилактики наркомании является работа с родителями. Практика убедительно свидетельствует о том, что у наркозависимых людей, чьи семьи были вовлечены в реабилитационный процесс, срывы происходят значительно реже, чем у реабилитантов, чьи родители уклонялись от программ поддержки. Иными словами, от того, насколько успешно строится работа с родителями, зависит, какой станет семья для выздоравливающего наркомана - провоцирующей наркотическое поведение или предохраняющей от наркотизации.

С октября 2004 года в Митрополичьем корпусе Свято-Троицкой Александро-Невской лавры при Епархиальном отделе по противодействию наркомании и алкоголизму открылась школа трезвения. В ней на специальных курсах оказывается помощь людям, желающим преодолеть алкогольную или табачную зависимость. Также здесь осуществляется психологическая поддержка родным и близким зависимых людей. Большинство преподавателей нашей школы трезвения имеют многолетний опыт трезвенной работы в приходах Санкт-Петербургской епархии.

С нашей точки зрения опыт работы с семьями наркоманов и самими наркоманами не должен автоматически переноситься на работу с семьями алкоголиков и ими самими, несмотря на то, что в проявлениях этих двух духовно-нравственных болезней существуют общие черты. Именно потому система реабилитации алкоголезависимых людей в школе трезвения значительно отличается от системы реабилитации в центре "Воскресение".

В школе трезвения курс по преодолению алкогольной и табачной зависимостей проводится в два этапа. Первый этап курса - подготовительный. Он состоит из нескольких занятий или индивидуальных консультаций. На этом первом, весьма важном этапе преодоления алкогольно-табачной зависимости, наши слушатели получают знания о природе зависимостей, об эффективных способах исцеления, приобретают необходимые сведения для начала трезвой жизни. Человеку предлагается разобраться в том, насколько сильно его стремление измениться, стать лучше. На подготовительный курс принимаются только зависимые люди, а их близкие приглашаются в школу трезвения на второй, основной этап курса.

На основном курсе слушатели смогут познакомиться с теми, кто уже долгий период ведет трезвый образ жизни. Здесь проходят интересные встречи со священниками, врачами, писателями, общественными деятелями. Цель основного курса - закрепить установку на трезвый образ жизни. Нашим слушателям и их близким мы рекомендуем посещать встречи основного курса хотя бы в течение полугода. Встречи проходят вечером один раз в неделю.

Подавляющее большинство слушателей школы после завершения цикла занятий ведут трезвую жизнь, сознательно отказавшись от саморазрушения организма алкоголем и табачным дымом. Залог успеха слушателей школы трезвения состоит в том, что они избрали высокие духовно-нравственные жизненные цели. А эти цели, в свою очередь, вытащили их из привычной обыденности, поскольку наши трезвомыслящие подопечные прилагали усилия и упорство к изменению себя.

Еще одно направление деятельности отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии - профилактика наркомании, алкоголизма и никотинизма. Основная цель профилактики - насколько возможно снизить спрос на наркотики, алкоголь и сигареты. В плане профилактической деятельности наш отдел издает книги, буклеты, плакаты, видеофильмы, аудиокассеты. Нами выпускается альманах "Теория и практика противодействия наркомании и алкоголизму". Сотрудниками отдела постоянно проводятся обучающие семинары и круглые столы. Мы являемся обязательными участниками всех форумов, в т. ч. международных, касающихся проблем наркомании и алкоголизма.

Отдельная задача нашей профилактической деятельности - это совместная работа с миссионерским отделом по разъяснению опасности обращения за помощью в сектантские организации, которые, используя западную финансовую и политическую поддержку, расплодились как поганки по всей России. Особенно вызывает тревогу наступательность такого вредного и духовно опасного сообщества, как АА/АН, которые сумели внедриться не только в светские реабилитационные учреждения, но даже в некоторые православные монастыри.

Стоит затронуть, прежде всего, вопрос о том, что в программной литературе АА/АН особо подчеркивается духовный, но не религиозный характер "12 шагов". При этом понятие "духовность" не расшифровывается, оставляя полную свободу для каких угодно истолкований самими членами АА/АН. На практике это приводит к подверженности членов АА/АН влиянию со стороны любых религиозных, философских, квазирелигиозных и оккультных систем, которые в том или ином контексте употребляют слово "духовность".

Наркозависимые и алкоголезависимые люди конечно же нуждается в духовной поддержке и ищут ее, но "духовность" программы "12 шагов" настолько неопределенна и расходится с традициями Русской Православной Церкви, что люди, попавшие в лукавые программы АА/АН, рискуют навсегда потерять связь с духовными и культурными традициями своего народа.

Принципиальным различием в православном представлении и положениях программы АА/АН является, например, что алкоголизм по пониманию АА/АН - такая же болезнь как диабет, и ответственности за эту болезнь алкоголезависимый почти не несет. Православное же вероучение утверждает, что любая зависимость - изначально грех, а уже потом болезнь. Апостол Иаков пишет: "Похоть (то есть, пожелание, страсть - авт.) же, зачавши, рождает грех, сделанный же грех порождает смерть" (Иак. 1, 15).

В последнем номере альманаха "Теория и практика противодействия наркомании и алкоголизму" мы предложили некоторые выводы о личностных особенностях "анонимных" алкоголиков и наркоманов. Позвольте процитировать:

"1. В результате отождествления с программой у участников движения происходит не возвращение в сообщество независимых людей, а формируется принадлежность к особой группе "анонимных" алкоголиков или наркоманов, что приводит к укреплению чувства собственной особенности и исключительности, вплоть до ощущения превосходства над людьми, не имеющими отношения к программе "12 шагов".

2. Уверенность в том, что без программы невозможно выздоравливать и сохранять трезвость стимулирует страх потери 12-шаговой группы, способствует выработке психологической зависимости от программы.

3. С течением времени у членов движения АА/АН снижается способность к критическому осмыслению всего, что так или иначе связано с программой, мышление становится стереотипным и категоричным.

4. Возникает несоответствие декларируемого и реального поведения, которое зачастую становится манипулятивным, и при этом оправдывается с помощью словесной эквилибристики программными положениями.

5. Усугубляется беззащитность "анонимных" алкоголиков и наркоманов перед влиянием любых, в том числе явно деструктивных "духовных" учений и систем. Не осознается внутренняя противоречивость собственного мировоззрения.

К сожалению, в специальной литературе, посвященной проблемам зависимости, до сих пор уделяется недостаточное внимание критическому анализу программы "12 шагов" и ее влиянию на "анонимных наркоманов" и "анонимных алкоголиков". Очевидно, что кроме трезвости, которая является основной целью программы, участники приобретают такие психологические качества, которые не могут оцениваться как положительные".

В заключение мне хотелось бы подчеркнуть, что в Русской Православной Церкви имеется богатейший опыт в деле противодействия наркомании и алкоголизму. Во многих епархиях успешно действуют православные общества трезвости и реабилитационные центры. Нам нужно больше обмениваться православным опытом помощи наркозависимым и алкоголезависимым людям, перенимать наиболее удачное в работе своих коллег.

Протоиерей Сергий Бельков,
руководитель отдела по противодействию наркомании
и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии
.




Старый стиль 5Июль вторник Новый стиль) 18Июль Седмица 7-я по Пятидесятнице. Глас 5. Поста нет. Совершается служба с полиелеемПрп. Афанасия Афонского (1000). Совершается служба со славословиемОбретение честных мощей прп. Сергия, игумена Радонежского (1422). Мцц. Анны и Кириллы (304). Прп. Лампада Иринопольского (X). Сщмч. Геннадия пресвитера (1918). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрмцц. вел. кн. Елисаветы и инокини Варвары (1918). Прп. Агапита исп (1936). Иконы Божией Матери, именуемой "Экономисса". Евангельские ЧтенияУтр. - Мф., 43 зач., XI, 27-30. Лит. - 1 Кор., 136 зач., VI, 20 - VII, 12. Мф., 57 зач., XIV, 1-13. Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17-23. Прмц.: 2 Кор., 181 зач., VI, 1-10. Мф., 62 зач., XV, 21-28 .* Чтения прмц. вел. кн. Елисаветы читаются, если ей совершается служба. Cлужба прп. Афанасия Афонского может быть перенесена на 6/19 июля. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Мф. 14, 1-13). Дошел слух о делах Господа до Ирода; он при этом тотчас и заключил: это Иоанн воскрес. Мало ли что можно было при этом подумать! А между тем он ни о ком не подумал, как только об Иоанне. Кто же это дал такое направление его мыслям? Совесть. От нее не спрячешь бессовестных дел, суда ее ничем нельзя поправить. Обезглавливая Иоанна, Ирод присваивал себе право на то, и другие не отрицали такого права, а совесть заговорила свое, и речей ее не мог он заглушить ничем. Вот ему и видится Иоанн. Сколько знаем мы подобных сказаний, что совесть преследует грешника и живописует ему предмет и дело греха так, что он видит их даже вне! Стало быть, есть в нас голос, который мы должны признать не нашим голосом. Чьим же? Божиим. От кого естество наше, от того и голос. Если он Божий, то должно его слушать, ибо тварь не смеет поперечить Творцу. Голос этот говорит, что есть Бог, что мы от Него состоим в полной зависимости и потому не можем не питать в себе благоговейного страха Божия; имея же его, мы должны исполнять волю Божию, которую совесть и указывает. Все это составляет слово Божие, написанное в естестве нашем, читаемое и предлагаемое нам, и мы видим, что люди всех времен и всех стран слышат это слово и внимают ему. Повсюду веруют в Бога, повсюду слушают совесть и чают будущей жизни. Это только ныне как-то в моду вошло не признавать этих истин. Так поступают натуралисты, по-русски - естественники; значит, естественники проповедуют противоестественное учение. Молитвы Тропарь преподобного Афанасия Афонскогоглас 3Еже во плоти житию твоему/ удивишася ангельстии чини:/ како с телом к невидимым сплетением изшел еси, приснославне,/ и уязвил еси демонские полки./ Отонудуже, Афанасие,/ Христос тебе воздаде богатыми дарованьми,/ сего ради, отче, моли/ спастися душам нашим. Кондак преподобного Афанасия Афонскогоглас 8Яко невещественных существ зрителя изрядна/ и деятельна сказателя всеистинна,/ взывает тя стадо твое, Богоглагольниче:/ не оскудей, моля о рабех твоих,/ избавитися напастей и обхождений, вопиющим ти:/ радуйся, отче Афанасие. Тропарь общий преподобным Сергию и Никонуглас 8Яко трисветлаго солнца светозарный звезды,/ Троическим светом озаряете сердца верных,/ сосуда Света Пресвятыя Троицы явльшеся,/ и предивным вашим житием иноком бысте твердии законоположителие/ и церквам благолепие, и благоверным, и святителем, и всем людем,/ вся бо демонския скверны отгнавше отсюду/ вашими чистыми учении и делы,/ добре упасосте стадо, собранное вами,/ но и ныне молим вас:/ посещайте чад своих, яко имущий дерзновение ко Святей Троице,/ Богомудре Сергие с чудным учеником своим Никоном,/ и молите Христа Бога, да спасет души наша. Тропарь преподобнаго Сергияглас 8От юности восприял еси Христа в души твоей, преподобне,/ и паче всего вожделел еси мирскаго мятежа уклонитися,/ мужески в пустыню вселился еси/ и чада послушания в ней, плоды смирения, возрастил еси./ Тем быв Троице вселение,/ чудесы твоими всех просветил еси, приходящих к тебе верою,/ и исцеления всем подай обильно./ Отче наш Сергие, моли Христа Бога, да спасет души наша. Тропарь преподобного Сергияглас 8От юности восприял еси Христа в души твоей, преподобне,/ и паче всего вожделел еси мирскаго мятежа уклонитися:/ мужески в пустыню вселился еси/ и чада послушания в ней, плоды смирения, возрастил еси./ Тем, быв Троице вселение,/ чудесы твоими всех просветил еси, приходящих к тебе верою,/ и исцеления всем подая обильно.// Отче наш Сергие, моли Христа Бога, да спасет души наша. Ин тропарь преподобного Сергия, игумена Радонежскогоглас 4Днесь пресветло красуется царствующий град Москва,/ яко светолучными зарями, молниями чудес твоих осияемь,/ всю вселенную созывает/ похвалити тя, Богомудре Сергие;/ пречестная же и славная обитель твоя,/ юже во Имя Святыя Троицы многими труды твоими создал еси, отче,/ имущи в себе стада ученик твоих,/ веселия и радости исполняется./ Мы же, празднующе преславное обретение честных мощей твоих, в земли сокровенных,/ яко цвет благоуханен и кадило благовонно,/любезно я лобызающе, различная исцеления приемлем/ и твоими молитвами грехов прощения сподобляемся,/ отче преподобне Сергие,/ моли Святую Троицу/ спасти души наша. Кондак преподобного Сергияглас 8Днесь, яко солнце пресветло, возсиявше от земли,/ честныя мощи твоя нетленны обретошася,/ яко благоуханный цвет, множеством чудес сияюще,/ и всем верным источающе различная исцеления,/ и веселяще избранное твое стадо,/ еже мудре собрав, добре паствил еси./ О нихже и ныне Троице предстоиши, моляся,/ и воинству победительная на враги даровати,// да вси вопием ти: радуйся, Сергие богомудре. Ин кондак преподобного Сергия, игумена Радонежскогоглас 8Взирающе на предлежащий честный твой гроб,/ в немже скрыся, яко многоценное сокровище, святое трудолюбное твое тело чистоты,/ мы, чада твоя суще жалостная,/ в удивлении един со единем вещающе, вопием:/ отче наш Сергие, моли Святую Троицу/ и нам спастися, твоим чадом. Показать ещё молитвы Тропарь преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровныглас 1Смирением достоинство княжеское сокрывши, богомудрая Елисавето, сугубым служением Марфы и Марии Христа почтила еси. Милосердием, терпением и любовию себе предочистивши, яко жертва праведная Богу принеслася еси. Мы же, чтуще добродетельное житие и страдания твоя, яко истинную наставницу усердно просим тя: святая мученице великая княгине Елисавето, моли Христа Бога спасти и просветити души наша. Кондак преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровныглас 2Величие подвига веры кто повесть? Во глубине земли, яко в раи светлости, страстотерпица великая княгиня Елисавета со ангелы во псалмех и пениих радовашеся и, убиение претерпевающи, о безбожных мучителех взываше: Господи, прости им грех сей, не ведят бо, что творят. Тоя молитвами, Христе Боже, помилуй и спаси души наша. Ин кондак преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровныглас 5От славы царственныя, вземши Крест Христов, прешла еси к славе небесней, молящи врагов, и обрела еси радость вечную, святая мученице княгине Елисавето, с Варварою мученицею. Темже молим вас: молите о душах наших. Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Экономиссаглас 4Предстательство страшное и непостыдное,/ не презри, Благая, молитв наших,/ Всепетая Богородице, Милостивая верных Домостроительнице,/ утверди православных жительство,/ спаси страну нашу/ и всех православно живущих в ней защити,/ зане родила еси Бога, Едина Благословенная. Службы5 июля: Преподобного Афанасия Афонского. Обретение мощей преподобного Сергия Радонежского. 25 сентября: Преподобной Евфросинии Александрийской. Преставление преподобного Сергия, игумена Радонежского. Сайты приходов: Западно-Американская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Сан-Франциско Абаканская епархия:Домовый храм преподобного Сергия Радонежского при епархиальном управлении г. Абакан Алатырская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского с. Сурский Майдан Храм преподобного Сергия Радонежского с. Рындино Алтайская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Верх-Катунское Альметьевская епархия:Храм Сергия Радонежского пос. Актюбинский Анадырская и Чукотская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского с. Омолон Аргентинская и Южноамериканская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Порту Алегри Ардатовская епархия:Храм Сергия Радонежского пос. Тургенево Армавирская епархия:Храм Сергия Радонежского ст. Ярославская Храм прп. Сергия Радонежского г. Усть-Лабинск Арсеньевская епархия:Храм во имя прп. Сергия Радонежского с. Новосысоевка Архангельская епархия:Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь дер. Монастырь Храм в честь прп. Сергия Радонежского ст. Исакогорка Астанайская епархия:Храм во имя святого прп. Сергия Радонежского пос. Туймебаева (Ашыбулак) Астраханская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Астрахань Ахтубинская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Новоурусовка Балашовская епархия:Храм во имя прп. Сергия Радонежского с. Сплавнуха Храм Сергия Радонежского с. Бакуры Барнаульская епархия:Храм Серафима Саровского г. Горно-Алтайск Барышская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского с. Румянцево Бежецкая епархия:Храм Троицы Живоначальной пос. Рамешки Храм Александра Невского пос. Рамешки Белгородская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Малое Городище Храм прп. Сергия Радонежского г. Старый Оскол Храм Сергия Радонежского с. Мазикино Храм в честь иконы Божией Матери "Экономисса" с. Русская Березовка Белевская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Плавск Свято-Сергиевский храм с. Черкассы Берлинская и Германская епархия (РПЦЗ):Храм прп. Сергия Радонежского г. Бад Киссенген Берлинско-Германская епархия:Храм (домовой) прп. Сергия Радонежского г. Берлин Благовещенская и Тындинская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Тамбовка Храм прп. Сергия Радонежского с. Чигири Благочиние приходов Русской Православной Церкви в Швеции:Храм прп. Сергия Радонежского г. Стокгольм Боровичская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Пестово Храм Сергия Радонежского дер. Сутоки-Рядок Брянская епархия:Богородицкая Площанская мужская пустынь пос. Пчела Храм Сергия Радонежского при Епархиальном Архиерейском доме г. Брянск Храм в честь прп. Сергия Радонежского г. Дятьково Храм Сергия Радонежского пос. Радица-Крыловка Храм в честь прп. Сергия Радонежского с. Уты Будапештская и Венгерская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Будапешт Бузулукская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Сорочинск Храм прп. Сергия Радонежского пос. Володарский Храм прп. Сергия Радонежского пос. ВТК Храм прп. Сергия Радонежского с. Никифоровка Валуйская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского с. Малобыково Великолукская епархия:Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Столбушино Храм прп. Сергия Радонежского г. Пустошка Владивостокская епархия:Храм святого преподобного Сергия Радонежского г. Владивосток Владимирская епархия:Храм Иконы Божией Матери Казанская с. Усолье Храм Преподобного Сергия Радонежского с. Мало-Борисково Храм Иконы Божией Матери Казанская г. Лакинск Храм Серафима Саровского г. Курлово Храм Сергия Радонежского с. Жерехово Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Суздаль Волгоградская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Волгоград Храм Сергия Радонежского г. Волгоград Храм Сергия Радонежского г. Волгоград Волгодонская епархия:Храм Илии пророка г. Волгодонск Вологодская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Вологда Воронежская епархия:Храм во имя прп. Сергия Радонежского г. Воронеж Храм Успения Пресвятой Богородицы на Монастырщенке г. Воронеж Храм Богоявления Господня г. Воронеж Храм Сергия Радонежского с. Тресоруково Выборгская епархия:Храм Свт. Николая Мир Ликийских Чудотворца пос. им. Свердлова (Овцыно) Храм "Коневской" иконы Божией Матери пос. Саперное Храм прп. Сергия Радонежского г. Сертолово Храм-часовня прп. Сергия Радонежского г. Сертолово Храм св. вмч. Георгия Победоносца пос. Каменка Выксунская епархия:Храм в честь прп. Сергия Радонежского с. Левино Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Поздняково Храм во имя Святого Пророка Илии с. Филинское Храм в честь прп. Сергия Радонежского с. Верхняя Верея Вяземская епархия:Храм Богоявления Господня дер. Соколино Георгиевская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Нефтекумск Храм прп. Сергия Радонежского пос. Виноградный Гомельская епархия:Храм преподобного Сергия Радонежского г. Гомель Горловская епархия:Храм Сергия Радонежского пос. Ивановка Женский монастырь в честь прп. Сергия Радонежского с. Сергеевка Сергиевский храм г. Углегорск Губкинская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского с. Завидовка Храм прп. Сергия Радонежского с. Теребрено Днепропетровская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Днепропетровск Донецкая епархия:Женский скит в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" с. Богородичное Монастырь преподобного Сергия Радонежского г. Краматорск Храм Сергия Радонежского г. Харцызск Екатеринбургская епархия:Храм Сергия Радонежского и Елизаветы Фёдоровны г. Екатеринбург Храм Сергия Радонежского пос. Большой Исток Храм Сергия Радонежского пос. Сарга Екатеринодарская епархия:Храм преподобного Сергия Радонежского г. Туапсе Свято-Екатерининский кафедральный Собор г. Краснодар Храм Сергия Радонежского пос. Южный Елецкая епархия:Храм Казанской иконы Божией Матери с. Большие Извалы Запорожская епархия:Храм в честь Преподобного Сергия Радонежского с. Новотаврическое Иваново-Вознесенская епархия:Храм святых первоверховных Апостолов Петра и Павла дер. Стрелка Сергиева пустынь Введенского женского монастыря с. Стоянцево Храм в честь преподобного Сергия Радонежского с. Кунестино Иркутская епархия:Храм преподобного Сергия Радонежского г. Иркутск Искитимская епархия:Храм Сергия Радонежского ст. Безменово Йоханнесбургская и Преторийская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Йоханнесбург Казанская епархия:Храм Илии Пророка с. Ильинское Храм Троицы Живоначальной с. Усады Храм преподобного Сергия Радонежского с. Старое Дрожжаное Храм Сергия Радонежского с. Свияжск Свияжский Иоанно-Предтеченский монастырь с. Свияжск Храм Троицы Живоначальной с. Ямбухтино Храм Сергия Радонежского с. Малмыжка Храм Сергия Радонежского с. Нижний Услон Храм Сергия Радонежского с. Большая Акса Храм прп. Сергия Радонежского с. Большое Подберезье Храм Тихона, Патриарха Московского пос. Сидоровка Храм Александра Невского в Азино г. Казань Храм Сергия Радонежского г. Казань Храм Сергия Радонежского при Ложкинской богадельне г. Казань Каинская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Убинское Калининградская епархия:Храм Сергия Радонежского пос. Рыбачий Калужская епархия:Храм Николая Чудотворца с. Растворово Николо-Сергиевский храм с. Передоль Храм Николая Чудотворца с. Тарутино Храм Иоанна Предтечи г. Калуга Храм Сергия Радонежского пос. Мстихино Свято-Лаврентьев монастырь г. Калуга Богородицерождественская девичья пустынь с. Барятино Каменская епархия:Храм во имя св. прп. Сергия Радонежского Чудотворца пос. Асбестовский Храм свт. Николая Чудотворца с. Мезенское Карасукская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Довольное Храм во имя прп. Сергия Радонежского с. Табулга Касимовская епархия:Храм Благовещения Пресвятой Богородицы г. Касимов Храм Троицы Живоначальной г. Касимов Храм в честь прп. Сергия Радонежского с. Салтыково Храм Всех Святых пос. Елатьма Кемеровская епархия:Храм преподобного Сергия Радонежского с.Мохово Храм прп. Сергия Радонежского г. Ленинск-Кузнецкий Храм прп. Сергия Радонежского г. Киселевск Киевская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Киев Храм в честь преподобного Сергия Радонежского г. Киев Храм прп. Сергия Радонежского г. Киев Ставропигиальный женский монастырь в честь Анастасии Римляныни г. Житомир Храм прп. Сергия Радонежского в Дарницком р-не г. Киев Покровский женский монастырь г. Киев Кинельская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Чапаевск Кировоградская епархия:Храм преподобного Афанасия Афонского г. Кировоград Козельская епархия:Храм в честь прп. Сергия Радонежского г. Людиново Храм в честь прп. Сергия Радонежского с. Улемец Корсунская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского, прп. Серафима Саровского и мч. Викентия Сарагосского г. Милан Костомукшская епархия:Домовый храм в честь прп. Сергия Радонежского пос. Малиновая Варакка Костромская епархия:Храм в честь прп. Сергия Радонежского г. Кострома Храм Сергия Радонежского пос. Раслово Котласская епархия:Храм Спаса Нерукотворного Образа г. Сольвычегодск Красноярская епархия:Храм Сергия Радонежского в Бородино Храм Троицы Живоначальной г. Шарыпово Курганская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Лесниково Курская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Курск Храм Казанской иконы Божией Матери и Сергия Радонежского г. Курск Кызыльская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Шагонар Ливенская епархия:Свято-Сергиевский кафедральный собор г. Ливны Свято-Сергиевский Кафедральный собор г. Ливны Липецкая епархия:Храм Сергия Радонежского с. Волчье Храм Сергия Радонежского с. Липовка Луганская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Луганск Храм прп. Сергия Радонежского г. Луганск Лысковская и Лукояновская епархия:Храм в честь Пресвятой Живоначальной Троицы пос. Большое Мурашкино Магаданская и Синегорская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Магадан Мариинская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Топки Мелекесская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Артюшкино Митрополичий округ в республике Казахстан:Свято-Троицкий Усть-Каменогорский мужской монастырь г. Усть-Каменогорск Мичуринская епархия:Храм Сергия Радонежского пос. Первомайский Храм Иконы Божией Матери "Боголюбская" г. Мичуринск Храм Сергия Радонежского пос. Первомайский Могилевская и Мстиславская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского дер. Дашковка Московская епархия (городская):Подворье Патриарха Московского и всея Руси при храме преподобного Сергия Радонежского в Гольянове г. Москва Храм прп. Сергия Радонежского в Бусинове г. Москва Храм Явл. Божией Матери пр. Сергию Радонежскому при дет.дом слепоглухих г. Сергиев Посад Храм прп. Сергия Радонежского в Некрасовке Троицкий храм с. Новая Шурма Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах г. Москва Храм Сергия Радонежского с. Мергусово Преображенский храм пос. Лотошино Храм Преображения Господня в Тушине г. Москва Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Дмитров Храм иконы Божией Матери "Знамение" г. Москва Храм Николая Чудотворца с. Васютино Храм прп. Сергия Радонежского на Ходынском поле г. Москва Никольский храм пос. Серебряные Пруды Храм Сергия Радонежского с. Горы Храм Сергия Радонежского г. Луховицы Храм Сергия Радонежского г. Сергиев Посад Храм Успения Пресвятой Богородицы дер. Воинова Гора Храм Знамения иконы Божией Матери - на Шереметевом дворе г. Москва Храм Сергия Радонежского с. Дивноморское Сергиевский храм с. Могутово Никольский храм с. Дерюзино Храм Николая Чудотворца в Дербеневе г. Москва Храм свт. Николая Мирликийского в Кузнецах г. Москва Храм Троицы Живоначальной г. Озёры Храм прп. Сергия Радонежского пос. Зеленоградский Михаило-Архангельский храм с. Синьково Храм Петра и Павла в Лефортове г. Москва Храм свт. Николая Мирликийского с. Здехово Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры г. Москва Храм "Казанской" иконы Божией Матери с. Товарищево Храм "Влахернской" иконы Божией Матери в Кузьминках г. Москва Храм прп. Сергия Радонежского в Солнцево г. Москва Храм Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке г. Москва Храм Вознесения Господня за Серпуховскими воротами г. Москва Храм Сергия Радонежского пос. Плесково Храм Успения Пресвятой Богородицы в Путинках г. Москва Храм прп. Сергия Радонежского г. Зеленоград Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Мышкино Храм прп. Сергия Радонежского дер. Тарасово Храм прп. Сергия Радонежского в Бибиреве г. Москва Храм прп. Сергия Радонежского - при Специальной Средней Школе МВД г. Москва Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове г. Москва Храм Троицы Живоначальной пос. Филимонки Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове г. Москва Храм свт. Филиппа, митр. Московского г. Москва Собор Николая Чудотворца г. Москва Храм прп. Сергия Радонежского при Счетной Палате РФ г. Москва Храм прп. Сергия Радонежского в Крапивниках г. Москва Храм Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Ясеневе г. Москва Храм прп. Сергия Радонежского в Чертанове г. Москва Собор Московских Святых в Бибирево г. Москва Храм преподобного Сергия Радонежского в Тушине г. Москва Храм прп. Сергия Радонежского дер. Пронское Храмовый комплекс прп. Сергия Радонежского на Рязанке г. Москва Храм Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной) в Рогожской слободе г. Москва Храм свт. Николая Чудотворца в Отрадном г. Москва Храм свт. Николая Чудотворца в Подкопаях г. Москва Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Ерино Храм "Тихвинской" иконы Божией Матери в Алексеевском г. Москва Храм Троицы Живоначальной на Пятницком кладбище г. Москва Храм "Казанской" иконы Божией Матери в Теплом Стане г. Москва Московская епархия (областная):Троицкий храм с. Саввино Высоцкий мужской монастырь г. Серпухов Храм Иконы Божией Матери Знамение с. Холмы Сергиевский храм дер. Городково Владимирский храм дер. Маврино Храм преподобного Сергия Радонежского пос. Малаховка Димитрие-Солунский храм дер. Аксеново Храм Иконы Божией Матери Тихвинская г. Ногинск Ильинский храм дер. Лемешово Храм Иконы Божией Матери Знамение с. Старая Кашира Храм Владимирской иконы Божией Матери с. Никитское Храм Сергия Радонежского дер. Татищево Храм Троицы Живоначальной с. Троицкое Храм Покрова Пресвятой Богородицы г. Серпухов Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Ногинск Храм Преображения Господня в Саввино г. Железнодорожный Храм Сергия Радонежского пос. Кратово Храм Сретения Господня г. Дмитров Храм Преображения Господня пос. Нудоль Храм Иконы Божией Матери Смоленская дер. Воронино Сергиевский храм дер. Мисирево Храм Троицы Живоначальной с. Павлино (Троицком-Кайнарджи) Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Стромынь Храм Сергия Радонежского с. Новосергиево Храм Троицы Живоначальной с. Ивашево Троицкий храм с. Новлянское Тихвинский храм г. Ступино Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь г. Коломна Храм Успения Пресвятой Богородицы дер. Обухово Храм Троицы Живоначальной дер. Ольявидово Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Подчерково Вознесенский храм дер. Тархово Никольский храм с. Батюшково Храм преподобного Сергия Радонежского г. Долгопрудный Храм Сергия Радонежского с. Кишкино Храм преп. Сергия Радонежского дер. Зятьково Храм преподобного Сергия Радонежского с. Комягино Сергиевский храм пос. Нагорное Храм Сергия Радонежского дер. Веледниково Храм Сергия Радонежского дер. Воронино Храм преподобного Сергия Радонежского пос. Монолит Никольский храм с. Горки Крестильный храм прп. Сергия Радонежского г. Коломна Никольский храм г. Лосино-Петровский Успенский храм с. Большое Алексеевское Храм Иконы Божией Матери "Смоленская" дер. Бородино Храм Трех Святителей Великих дер. Драчево Храм Покрова Пресвятой Богородицы пос. Черкизово Храм Александра Невского г. Красноармейск Храм Иконы Божией Матери "Гребневская" г. Одинцово Храм преподобного Сергия и мученика Валентина на РКК "Энергия" г. Королев Храм Покрова Пресвятой Богородицы г. Руза Храм Сергия Радонежского с. Трубино Храм прп. Сергия Радонежского дер. Алмазово Храм Иконы Божией Матери "Гребневская" дер. Гребнево Храм Воскресения словущего дер. Волочаново Храм Преображения Господня г. Долгопрудный Храм иконы Божией Матери "Экономисса" пос. Северный Мукачевская епархия:Мужской монастырь в честь "Казанской" иконы Божией Матери с. Тишев Мурманская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Мурманск Архиерейское Свято-Феодоритовское Подворье г. Мурманск Храм Сергия Радонежского н/п. Белое Море Муромская епархия:Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Чаадаево Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Троицкое Татарово Находкинская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Сергеевка Кафедральный собор в честь Казанской иконы Божией Матери г. Находка Нижегородская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Волчиха Храм Святой Живоначальной Троицы в Копосове г. Нижний Новгород Благовещенский мужской монастырь г. Нижний Новгород Храм прп. Сергия Радонежского (Архиерейское подворье) г. Нижний Новгород Храм в честь Пресвятой Живоначальной Троицы с. Вторусское Храм в честь прп. Сергия Радонежского г. Дзержинск Храм во имя прп. Сергия Радонежского с. Тепелево Храм Сергия Радонежского пос. Выездное Храм Сергия Радонежского г. Бор Нижнетагильская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Нижний Тагил Николаевская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Николаев Новгородская епархия:Храм во имя прп. Сергия Радонежского дер. Большое Уклейно Новокузнецкая епархия:Храм прп.Сергия Радонежского при СибГИУ г. Новокузнецк Новосибирская епархия: Троице-Владимирский собор г. Новосибирск Храм Всех святых, в земле Российской просиявших г. Новосибирск Сергиево - Казанский храм пос. Краснообск Одесская епархия:Свято-Пантелеимоновский мужской монастырь г. Одесса Свято-Успенский мужской монастырь г. Одесса Омская епархия:Храм Рождества Христова и Сергия Радонежского пос. Крутая Горка Храм Сергия Радонежского и Никона Радонежского пос. Большие Поля Оренбургская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Оренбург Орловско-Болховская епархия:Храм преподобного Сергия Радонежского с. Кирово Городище Орская епархия:Храм святого преподобного Сергия Радонежского г. Новотроицк Отрадненская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Березовка Храм во имя преподобного Сергия Радонежского пос. Сергиевск Храм Сергия Радонежского с. Камышла Храм Сергия Радонежского с. Новоборский Пензенская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Владыкино Храм Сергия Радонежского с. Соловцовка Храм Сергия Радонежского с. Саловка Храм Сергия Радонежского с. Головинщино Храм Сергия Радонежского с. Шнаево Храм Сергия Радонежского пос. Саловка Храм прп. Сергия Радонежского г. Каменка Переславская епархия:Храм Преподобного Сергия Радонежского г. Переславль-Залесский Храм Георгия Победоносца с. Славитино Никольский женский монастырь г. Переславль-Залесский Николо-Сольбинский женский монастырь пос. Сольба Пермская епархия:Храм Сергия Радонежского д. Марково Песоченская епархия:Храм Сергия Радонежского дер. Чумазово Собор в честь святого благоверного князя Александра Невского г. Киров Петрозаводская епархия:Важеозерский Спасо-Преображенский мужской монастырь пос. Интерпоселок Петропавловская и Камчатская епархия:Храм в честь прп. Сергия Радонежского г. Петропавловск-Камчатский Петропавловско-Булаевская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Сергеевка Полтавская епархия:Храм Серафима Саровского г. Полтава Представительства:храм преподобного Сергия Радонежского на о. Чанг Псковская епархия:Храм преподобного Сергия Радонежского г. Псков Пятигорская епархия:Собор Покрова Пресвятой Богородицы г. Минеральные Воды Храм Сергия Радонежского п. Комсомолец Ржевская епархия:Храм Сергия Радонежского пос. Пено Россошанская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского с. Русская Буйловка Ростовская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Новочеркасск Храм в честь преподобного Сергия Радонежского г. Ростов-на-Дону Храм Преподобного Сергия Радонежского г. Таганрог Храм преподобного Сергия Радонесжкого г. Ростов-на-Дону Рыбинская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского с. Сергиевское Храм Святителя Николая пос. Радищево Борисоглебский монастырь пос. Борисоглебский Храм Андрея Стратилата дер. Коротылево Храм Сергия Радонежского с. Зубарево Храм Святой Троицы с. Горинское Храм Андрея Стратилата с. Андреевское Храм в честь Преподобного Сергия Радонежского с. Тимонино Рязанская епархия:Казанский женский монастырь г. Рязань Храм во имя преподобного Сергия Радонежского с. Агро-Пустынь Иоанно-Богословский храм с. Жокино Храм Покрова Пресвятой Богородицы г. Рязань Храм Николая Чудотворца с. Киселево Скит преподобного Сергия Радонежского. Подворье Данилова монастыря с. Михеи Храм Троицы Живоначальной с. Троица Салехардская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Ноябрьск Самарская епархия:Храм Троицы Живоначальной и Сергия Радонежского г. Самара Храм в честь святого преподобного Сергия Радонежского г. Самара Свято-Богородичный Казанский мужской монастырь с. Винновка Санкт-Петербургская епархия:Крестовоздвиженский Казачий собор г. Санкт-Петербург Храм Сергия Радонежского на Средней Рогатке г. Санкт-Петербург Храм Преображения Господня в Лесном г. Санкт-Петербург Храм св. прп. Сергия Радонежского г. Санкт-Петербург Храм прп. Сергия Радонежского в Царском Селе г. Пушкин Храм "Казанской" иконы Божией Матери г. Зеленогорск Храм прп. Сергия Радонежского пос. Песочный Храм иконы Божией Матери "Милующая" ('Достойно есть') в Галерной гавани г. Санкт-Петербург Храм в честь прп. Сергия Радонежского г. Санкт-Петербург Храм в честь св. прп. Сергия Радонежского г. Санкт-Петербург Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь г. Санкт-Петербург Храм прп. Сергия Радонежского г. Санкт-Петербург Спасо-Преображенский собор г. Санкт-Петербург Домовый храм прмц. Елисаветы Феодоровны г. Санкт-Петербург Домовая часовня-храм св. прмц. вел. кн. Елисаветы пос. Лахта Храм прпмч. вел. кн. Елизаветы на Светлановском пр-кте г. Санкт-Петербург Саратовская епархия:Свято-Сергиевский женский монастырь с. Алексеевка Храм Преподобного Сергия Радонежского с. Кошели Храм во имя прп. Сергия Радонежского пос. Юбилейный Храм прп. Сергия Радонежского пос. Сергиевский Северодонецкая епархия:Свято-Сергиевский мужской монастырь г. Кременная Североморская епархия:Храм преподобного Сергия Радонежского пос. Щукозеро Сердобская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Крутец Симбирская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского при гимназии г. Ульяновск Симферопольская епархия:Храм преп. Сергия Радонежского г. Севастополь Храм Сергия Радонежского с. Орлиное Скопинская епархия:Димитриевский мужской монастырь г. Скопин Николо-Бавыкинский мужской монастырь пос. Заря Свободы Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы с. Летники Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Липяги Храм Сергия Радонежского с. Новобокино Храм Сергия Радонежского с. Напольное Храм Сергия Радонежского с. Эммануиловка Храм Сергия Радонежского с. Новосергеевка Храм Николая Чудотворца р/пос. Сапожок Храм Николая Чудотворца с. Новое Еголдаево Смоленская епархия:Храм Сергия Радонежского пос. Стодолище Храм в честь преподобного Сергия Радонежского пос. Стодолище Храм Покрова Пресвятой Богородицы г. Демидов Соликамская епархия:Храм во имя прп. Сергия Радонежского г. Березники Средне-Американская епархия:Собор прп. Сергия Радонежского г. Парма Ставропигиальные монастыри РПЦ:Храм Сергия Радонежского пгт. Богородское Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь г. Kurem
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Rambler's Top100 «Сестры» Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.24753 c.