Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество «Трезвение» » Лекции, статьи, публикации. »

16.07.2018 | 15 ИЮЛЯ СОСТОЯЛОСЬ ОФИЦИАЛЬНОЕ ЗАКРЫТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СЛЕТА ТРЕЗВОСТИ И ЗДОРОВЬЯ "УРАЛ-2018"

14.07.2018 | Основные мероприятия Царских дней-2018 в Екатеринбурге

19.06.2018 | Обучающий семинар для организаторов трезвенного движения

24.05.2018 | Утверждение трезвости в новообразованных епархиях Русской Православной Церкви. Круглый стол

- -

В июле выходит в свет новый номер журнала «Трезвое слово» №2 (№14)

«Трезвое слово» №2 (№14)
www.trezvoeslovo.ru

План работы Общества «ТРЕЗВЕНИЕ» на 2009 год

- -
Лекции, статьи, публикации.

- -  

Общества трезвости рубежа XIX–XX веков: возникновение, устройство, уставы

Первые общества трезвости возникли в России в 1858 году. Движение трезвенников было стихийным, направлено оно было, прежде всего, против откупной системы торговли алкоголем, существовавшей в то время в России, и против крайних злоупотреблений откупщиков, которые в погоне за сверхприбылями вместо водки продавали народу по дорогой цене мутную, грязную, разведенную разными одуряющими примесями жидкость. Вначале это были просто объединения людей, давших обет (обещание) воздерживаться от употребления алкоголя на какое-то определенное время. Обеты эти поддерживались и благословлялись священниками Православной Церкви. Но вскоре откупщики начали жаловаться. Доходы их резко сократились. Упали также доходы чиновников и полиции, которые состояли у откупщиков на содержании, поэтому они начали вести борьбу против обществ трезвости: грозили судом, местными властями, выставляли тех, кто решился вести трезвую жизнь, бунтовщиками, врагами государства. При этом в правящих кругах существовало мнение, согласно которому народному «трезвенному движению» не следует оказывать поддержку, поскольку «чрез это крестьяне приучатся к единодушию и согласию, которые, обратясь в привычку, могут быть направлены ими и на другие предметы, как, например, на стачки в отказе работ помещикам...»[1] Правительство было связано необходимостью покровительства винным откупщикам с целью сохранения и увеличения государственных доходов. В 1859 году министр финансов сообщил обер-прокурору Святейшего Синода о жалобах откупщиков на православных священников, удерживающих народ от пьянства принудительными мерами, и просил для предупреждения подобных действий духовенства сделать по этому предмету общее распоряжение. Синод возразил, что действия священников не противоречат пастырскому долгу и Синод не намерен мешать духовенству. Тем не менее, вскоре после отмены откупной системы в 1863 году трезвенное движение сошло на нет[2].

О трезвенном движении не было слышно до конца 1880-х годов. Впрочем, отдельные попытки организовать кружки поборников трезвости стали замечаться несколько ранее. Так, в 1874 году открылось общество трезвости в с. Дейкаловке Полтавской губернии, а 5 июля 1882 года великий русский педагог С.А. Рачинский учредил «согласие» трезвости в с. Татеве Смоленской губернии[3]. Оно имело устав, попечителей и хорошо организованную программу по борьбе с пьянством. Конечно, не сразу С.А. Рачинскому удалось достигнуть таких результатов, но он верил, что не только для 50-70 членов- трезвенников стоит потрудиться, но даже и для одного. Тогда же он впервые четко сформулировал главное правило утверждения трезвой жизни: православная трезвенная работа может быть плодотворной только при церковном приходе. Только под благодатным воздействием Церкви возможно исцеление человеческих душ от пороков[4]. Татевское общество трезвости послужило образцом для тысяч подобных обществ и положило начало большому движению за трезвость в Русской Православной Церкви.

Народная читальня - чайная
Народная читальня - чайная "Казанского общества трезвости"
Опыт Рачинского с самого начала привлек пристальное внимание обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева, с которым Рачинский состоял в дружеской переписке. Еще в июне 1882 года Победоносцев обещал оказать новому начинанию всемерную поддержку (в частности, написать Смоленскому губернатору и поговорить с министром внутренних дел Д.А. Толстым) и просил прислать «план и организацию» образуемого общества[5]. Во второй половине 1880?х годов в разных местностях России под влиянием бесед и проповедей священников крестьянами стали составляться приговоры о закрытии кабаков и питейных заведений. Однако эти начинания, поддерживаемые епархиальными архиереями, встречали ожесточенное сопротивление кабатчиков, помещиков (на землях которых зачастую и находились кабаки) и местных властей, находящихся «в тесной дружбе с виноторговцами». В результате крестьянские приговоры, как правило, не утверждались уездными и губернскими присутствиями по питейным делам, а священники подвергались преследованиям[6].

На эту проблему указывалось в отчете обер-прокурора за 1888-1889 год: «Хотя и составляются общественные приговоры, касающиеся устранения нравственной порчи народа от ярмарочного и кабачного зла, но они редко приводятся в исполнение. Равно оказываются часто несостоятельными общественные приговоры и о неупотреблении крепких напитков, потому что они сталкиваются с казенными интересами водочной торговли и личными интересами тех, кто пользуется прибылью от этой торговли». «Вообще же, - резюмирует Победоносцев, - борьба духовенства с пороком пьянства может быть только тогда вполне успешна, когда ему на помощь придет и законодательство, и общество»[7].




Тем не менее, было очевидно, что начинать эту борьбу придется именно Церкви. В апреле 1889 года Победоносцев выдвинул в Синоде предложение о «возможных со стороны духовного ведомства мерах в видах содействия правительству по искоренению в народе пьянства», результатом которого стал циркулярный указ Синода от 10 августа того же года, в котором говорилось, что «православное духовенство и само лично, и при помощи обществ трезвости, приходских попечительств, церковных советов, при непосредственном и деятельном вспомоществовании со стороны епархиальной власти, должно выступить на неустанную борьбу с пьянством и всеми силами содействовать искоренению пристрастия в народе к спиртным напиткам». Епархиальным архиереям предлагалось «донести Святейшему Синоду, существуют ли в настоящее время... общества трезвости и в чем обнаружилось влияние их на религиозно-нравственное состояние как принадлежащих к их составу лиц, так и на окрестное население»[8].


Московская духовная консистория, исполняя указ Синода, в течение нескольких месяцев собрала сведения о наличии в епархии обществ трезвости (таковых не оказалось) и в апреле 1890 года приняла постановление, в котором отразилась как готовность развернуть борьбу с пьянством, так и серьезные опасения насчет возможного сопротивления светских властей: «Так как обществ трезвости в Московской епархии не существует, то прежде необходимо озаботиться их открытием. Но для сего епархиальному начальству и духовенству необходимо знать взгляды на сии учреждения высшего церковного правительства и иметь для своих начинаний и мероприятий по организации обществ трезвости твердую опору в ясных и определенных указаниях Святейшего Синода. В противном случае духовенство, которое, нет сомнения, с сочувствием откликается на призыв высшей духовной власти к новому роду деятельности, будет колебаться, опасаясь столкновения с правительственными лицами и учреждениями светского ведомства (далее зачеркнуто: в виды коих по разным соображениям может и не входить поощрение его деятельности по принятию мер к ограничению и совершенному искоренению пьянства в народе). <...> По крайней мере было бы полезно, чтобы о распоряжении Святейшего Синода относительно обществ трезвости было поставлено в известность официальным порядком и гражданское ведомство»[9]. Консистория указывала на необходимость для успеха дела привлекать в создаваемые общества трезвости «влиятельных и уважаемых в приходе лиц»: церковного старосту, волостного старшину, урядника, сельского старосту, волостных судей, управляющих имениями, содержателей мельниц, местных торговцев, учителей народных школ.

«Участие в обществе представителей сельской власти и деревенской знати, - подчеркивается в постановлении, - важно в том отношении, что эти лица, помимо несомненного влияния собственным примером, могут оказывать содействие силою своей власти и значения; одушевляемые целями общества, они совокупным действованием могут склонить приходскую общину если не к совершенному закрытию в приходе питейных заведений, то по крайней мере к устранению или ограничению беспорядков и злоупотреблений в питейной торговле со стороны виноторговцев, имеющих интерес поддерживать и поощрять пьянство в народе».

При устройстве обществ трезвости было рекомендовано брать за образец устав Татевского общества трезвости, написанный С.А. Рачинским.

Постановления Святейшего Синода и Московской духовной консистории подтолкнули духовенство к активной деятельности по борьбе с пьянством. Информацию о первом известном нам обществе трезвости в Московской губернии находим в справочнике Н.И. Григорьева. Он сообщает об открытии 21 ноября 1890 года священником И. Карповым общества трезвости при церкви в с. Гололобове Коломенского уезда. Покровителем общества являлся святой Пантелеимон Целитель. «При приеме в члены общества дается обет воздержания перед иконою этого святого и целуется икона, которая потом с надписью дается новому члену; после обедни служится молебен покровителю общества с акафистом; икона в доме членов держится на видном месте; члены общества поминаются на ектении за литургией; срок обета не меньше как на год. В первый год записалось 94 человека, во второй - 59, на третий - 133 человека; члены общества - большею частью рабочие на заводе Струве; много поступило в общество членами из дальних деревень и других заводов; были случаи нарушения обета, но отпавшие от общества если и пьют вино, то умереннее прежнего; многие члены повторяют свой обет из года в год»[10].


Значительно более широкую известность получило Сергиево-Нахабинско-Баньковское общество трезвости, зарегистрированное 25 сентября 1891 года в с. Нахабино Звенигородского уезда[11]. Образование общества трезвости в Нахабино связано с именем священника нахабинской церкви Покрова Богородицы отца Сергия Пермского. Это был человек далеко не заурядный. Он родился в Москве в 1863 году. После окончания семинарии в начале 1880-х годов получил приход в селе Нахабино. Здесь же вел уроки Закона Божиего в начальном народном училище. Здесь основал общество трезвости, которое получило широкую известность.

Учредитель Нахабинского общества трезвости, священник церкви села Нахабина отец Сергий Пермский
Учредитель Нахабинского общества трезвости, священник церкви села Нахабина отец Сергий Пермский
Отец Сергий вел собственную статистику. Он записывал в книгу регистрации общества не только имена и фамилии, но и место рождения, сословие, профессию, место работы. Это давало возможность в какой-то мере проследить дальнейшие судьбы людей. Вот некоторые выписки из этой книги, о которых упоминает Орлов в своей работе: «В первый год в состав общества входило 47 человек, причем нарушителей было 15; во второй год в обществе значилось 118 членов... на 3-м году существования общества в нем было уже 314 человек, на 4-м - 358, на 5-м - 1273, на 6-м - 10 368, на 7-м - 30 945 человек»[12]. Это статистика нам говорит о том, что деятельность отца Сергия с каждым годом становилась более известной не только в Нахабино, но и во всей округе. К нему стали стекаться люди из разных концов России.

Нахабинское общество трезвости, образованное как церковно-приходское, но постепенно расширившее свою деятельность далеко за рамки прихода, было нетипичным явлением. Подавляющее большинство обществ трезвости достаточно четко разделяется на два основных типа: светские (преимущественно городские) и церковно-приходские (как правило, сельские) общества трезвости.

Городские общества трезвости были подведомственны Министерству внутренних дел через Московского генерал-губернатора, которому ежегодно отчитывались о своей деятельности. Общества имели довольно подробный печатный устав, утверждавшийся установленным порядком, и пользовались правами юридического лица: владели собственностью (прежде всего недвижимой), основывали капиталы, заключали договора. Крупные общества, такие как Первое Московское, открывали отделения в удаленных районах города. Деятельностью обществ руководило правление из нескольких человек, во главе которого могли стоять священники, представители интеллигенции (врачи, учителя) или местной власти. Например, председателем Подольского общества трезвости был земский начальник А.Н. Кравченко, пожертвовавший обществу дом с землей[13]. Участие в обществе лиц с высоким общественным положением положительно сказывалось на его деятельности. По словам врача А.М. Коровина, председателя Первого Московского общества трезвости, если «в обществе не имеется лиц, власть имущих или со средствами, крайне трудно вести борьбу: то и дело встречаются препятствия, которые мудрено осилить»[14].

Церковно-приходские общества трезвости открывались в пределах одного прихода в сельской местности. Во главе таких обществ стояли приходские священники, реже - диаконы, иногда преподаватели духовных семинарий. Приходские общества были подведомственны Святейшему Синоду через Московскую духовную консисторию, в которую священник подавал прошение об открытии общества с приложением краткого рукописного устава или правил трезвенников[15]. Для получения прав юридического лица общество должно было также представить устав на утверждение светской власти, однако на практике это было скорее исключением (известен лишь один подобный пример - это упомянутое выше Нахабинское общество трезвости). Как правило, церковно-приходское общество само собственностью не владело и пользовалось недвижимым имуществом, принадлежащим приходу, чаще всего - помещением церковно-приходской школы.




Важно отметить, что и в светских, и тем более в церковных обществах огромную роль играло духовенство, которое чаще всего являлось идейным вдохновителем всей организации, «обязательным работником» обществ трезвости, без которого все начинания заканчивались скорым закрытием общества[16]. П.И. Поляков не раз в своей книге приходил к такому выводу: без духовенства в обществах трезвости не будет пользы даже при участии светских власть имущих людей. «Действительно, без батюшки у народа ничего не делается, особенно что касается его важнейшей духовно-нравственной стороны жизни. "Батюшка не благословляет" - вот то могучее вето, с которым приходится считаться при всяком новом деле на Святой Руси. Можно ли после этого сомневаться в том, что и в борьбе с пьянством, как и во всякой борьбе за существование в нашем отечестве, духовенство должно занять первенствующую роль, оно должно стать в первых рядах и даже во главе борцов за трезвость. Доколе этого не будет, дотоле все усилия лучших светских людей и учреждений будут уподобляться сизифовой работе»[17]. Порядок открытия обществ трезвости несколько различался в зависимости от типа общества. В светских обществах он выглядел следующим образом: «начинатель дела» должен был подготовиться к открытию общества, созвав «собрание лиц, желающих стать членами-учредителями». Членов-учредителей могло быть неограниченное количество, но не менее пяти лиц. Желательно, чтобы все они были лично известны начинателю. Это собрание должно было выработать устав для дальнейшей работы общества. Устав подписывался учредителями общества и подавался при прошении в канцелярию Московского генерал-губернатора, откуда передавался на утверждение министра внутренних дел[18]. В дальнейшем, после издания «Временных правил об обществах и союзах» 4 марта 1906 года, светские общества трезвости должны были следовать этим правилам. Согласно им, уставы регистрировались в губернском или городском по делам об обществах присутствиях[19].

Образец членского свидетельства
Образец членского свидетельства
Схема открытия церковно-приходских обществ трезвости была довольно простой, и почти всегда без каких-либо препятствий удавалось открыть общество в том или ином селе или деревне. Порядок регистрации общества заключался в следующем: приходской священник или, реже, диакон писали прошение в Московскую духовную консисторию на имя правящего архиерея, излагая причину открытия. Причины, описанные в прошениях, были нескольких типов. Священники, которые формально подходили к делу, чаще всего в своих прошениях объясняли открытие обществ трезвости только исполнением предписаний Московской духовной консистории. Так пояснил причину открытия Сергий Владиславлев, священник при Николаевской церкви села Пятницкого-Берендеева: «Во исполнение предписания Московской духовной консистории за № 3371 от 27 марта 1907 года честь имею покорнейше донести, что открытие общества трезвости при Николаевской, села Пятницкого, Берендеево то же, Звенигородского уезда, церкви весьма уместно, ибо самое село служит торговым центром для окружающих селений»[20]. Открытие новых отделений какого-либо общества объяснялось обычно дальностью главного здания, то есть членов очень много, и большинство не может добраться до общества, как написано в журнале заседаний Первого Московского общества трезвости: «Имея в виду, что дальнее расстояние не позволяет обществу проявить своей деятельности в местности, прилегающей к Миусскому кладбищу, где уже замечаются факты роста членов, просить отца Георгия Богословского, священника Софийской, на Миусском кладбище, церкви, состоящего действительным членом общества, принять на себя труд по записи членов, поступающих в наше общество»[21]. Диакон Распятской церкви Серпухова Иоанн Доброхотов просил духовную консисторию разрешить открытие общества трезвости в связи с тем, что «город Серпухов и его уезд изобилует фабричным людом, и потому открытие такого общества среди местного населения было бы и полезно, и своевременно»[22]. Он пытался организовать фабричный люд и его свободное время.

После того, как в духовную консисторию попадало прошение и прикрепленный устав, она выносила резолюцию о разрешении или запрете на открытие общества трезвости. Почти всегда консистория давала согласие на открытие общества, сопровождая это такими словами: «Рассмотрев представленные прошение и проект устава открываемого в селе (название села) уезда (название уезда) церкви (название церкви) общества трезвости и не находя никаких препятствий к его утверждению, консистория полагает, что к открытию общества трезвости и утверждению устава по прилагаемому проекту со стороны епархиального начальства и духовной консистории препятствий не встречается»[23].

Внутреннее устройство обществ трезвости наиболее полно отражается в их уставах. Обращает на себя внимание существенное различие в уставах крупных обществ трезвости (преимущественно светских) и церковно-приходских. В первом случае уставы - печатные, довольно подробные и весьма сходные по содержанию. Мы имеем семь уставов такого типа: Подольского общества трезвости, Дорогомиловского общества трезвости, Сергиево-Нахабинско-Баньковского общества трезвости в с. Нахабино, Первого Московского общества трезвости (1895 и 1909 гг.), Замоскворецкого общества трезвости и Варнавинского народного общества трезвости.

По уставам общества имели в основном одну и ту же цель - искоренение и борьбу с пьянством в народе. Общества разными методами пытались достигать этой цели. Деятельность была разнообразной: выписывались антиалкогольные издания, проводились религиозно-нравственные и просветительные беседы и чтения, для трезвенников пытались создавать условия проведения свободного времени и отдыха. Членство делилось на разные ступени в связи с положением и возможностями трезвенников. Управлялось общество своими силами, и все должности занимали члены-трезвенники. Конечно, уставы не были написаны под копирку, и каждое общество вносило туда свои параграфы и дополнения в зависимости от тех или иных условий. Так, например, Варнавинское общество расширяло свои задачи и пыталось не только огородить народ от пьянства, но и приобщить его к церковной жизни. Но в целом они все пытались обеспечить для трезвенников такие условия жизни, чтобы они не соблазнялись спиртными напитками.



Форма священного листа
Форма священного листа
Устройство приходских обществ трезвости было более простым и менее формализованным. Уставы или правила этих обществ гораздо короче, они составлены в свободной форме и написаны от руки (приходские общества не имели средств для печати устава в типографии). В архиве Московской духовной консистории сохранилось четыре подобных устава[24]. Как и печатные Уставы, рукописные начинаются с определения цели общества. Она также заключается в искоренении пьянства. Об этом свидетельствуют первые параграфы рукописных правил: «Цель учреждения названного общества заключается в противодействии сильно распространенному в народе пороку пьянства и пристрастий вообще к спиртному напитку»[25]. Но вот священник Рождественской церкви села Шарапова ставил своей целью не только отвадить народ от пьянства, но и «помогать исправляться нравственно и иметь попечение о бедных и нуждающихся в материальной помощи членах общества»[26]. Священник хотел создать некую кооперацию взаимопомощи для своего прихода, надеясь на сознательность своей паствы. Диакон же из города Серпухова ориентировался на рабочих, которых в его приходе было большинство. В уставе зафиксировано, что «цель общества - содействовать трезвой и трудовой жизни своих членов»[27].

Далее в уставах идут пункты о возрасте и поле вступающих членов. Все учредители сходятся на том, что членами могут быть лица обоего пола, а вот возраст членов в одном случае ограничивается 16 годами, тогда как в селе Васильевском по настоянию священника Алексия Борисова могли вступать в члены общества лица, достигшие 14-летнего возраста, что, по-видимому, было связано с распространенным детским пьянством, которое имело место почти наравне со взрослым[28].

Далее речь идет об обете, который должны давать члены общества. Вступающие в члены общества дают пред Святым Крестом и Евангелием особо установленное обещание и записываются в книгу, которая хранится при церкви. Срок и условия этого обещания могут быть разными. Священник сам устанавливает, какие могут быть сроки в его обществе трезвости. Об этом в уставе может говориться кратко, как, к примеру, в уставе Серпуховского общества: «Записываться членами можно на сроки от одного месяца до года и больше. По миновании срока запись возобновляется»[29]. В большинстве случаев срок обета выбирался самим трезвенником в силу своих способностей воздержаться от спиртного, но были случаи, когда священник, видя колебания нового члена, сам назначал срок обета для него. «Срок для воздержания от порока пьянства избирается вступающим в общество, а в некоторых случаях назначается и священником, причем имеющим сильное пристрастие к пороку предварительно вступления в члены общества назначается испытание не менее 6 недель, и тогда, по истечении этого срока, принимаются таковые членами»[30]. Пастырь стремился выбрать такой срок обета для трезвенника, чтобы тот его не нарушал. Ведь это было бы нарушением обещания, данного Богу, что могло очень плохо кончиться. А с другой стороны, это нарушение могло быть соблазном и для других членов общества трезвости. В уставе священника Михаила Порецкого срок обета ограничивался членским взносом, таким образом стимулируя не нарушать данный обет. «Желающий быть членом на целый год и внесший один рубль получает икону Покрова Пресвятой Богородицы с надписью года, месяца и числа выдачи члену. Желающий записаться в число членов на 6 месяцев получает икону святого архангела Михаила тоже с надписью. Желающий быть членом на один месяц вносит в кассу 5 копеек, на 2 месяца - 10 копеек»[31].

Один из пунктов, который есть в рукописных уставах, отличает их от печатных. В первых отдельным пунктом прописано, что член общества трезвости «обязуется чаще посещать храм Божий и непременно раз в год причащаться святых Христовых таин»[32]. Это была естественная забота священника о духовной жизни своих прихожан, и тем более вновь вступивших в общество членов. Ведь храмы посещались все меньше и меньше, а все больше становилось разгула и пьяного веселья. Поэтому такой пункт в уставе был очень уместен. Христианин должен был помнить о таинствах Церкви, а лучше всего - участвовать в них.



Обетная грамота
Обетная грамота
Остальные пункты уставов почти полностью совпадают с печатными. В них прописаны условия получения денежных средств обществом трезвости; в первую очередь это членские взносы, а во вторую - пожертвования: единовременные или постоянные. Также в уставах перечислены способы и методы борьбы с пьянством. Вот примерный перечень этих пунктов: чтения с теневыми картинками (духовно-нравственные, исторические, литературные и по другим предметам), воскресные и вечерние классы для взрослых, библиотеки, книжный склад, праздничные собрания членов, общее пение, паломничества, крестные ходы, концерты, литературные вечера, прогулки, распространение в народе книг и брошюр, поучающих воздержанию от спиртных напитков, и вообще изданий нравственного содержания, вспомогательные кассы для членов, выдача пособий на случай нужды, бюро для приискания мест и подачи советов, открытие чайных и столовых[33]. Последним пунктом прописано, что перед вступлением в общество необходимо прослушать молебен святому покровителю общества, а в день учреждения общества трезвости ежегодно все члены должны присутствовать и по возможности причащаться святых Христовых таин на праздничной литургии[34].

Сравнивая уставы крупных и приходских обществ трезвости, можно сделать вывод, что основная концепция их была очень близка, но в приходских уставах она изложена значительно короче, по-житейски, более понятно для простого народа, преимущественно крестьян. В них не упоминается о правлении или совете общества (руководил приходским обществом единолично священник), зато большое внимание уделяется индивидуальной пастырской работе с каждым из членов общества и их активному участию в церковной жизни. Священники всячески пытались охранять трезвенников от искушений, которые их ожидали на нелегком пути борьбы со страстями. Н.И. Григорьев даже утверждал, что «городские общества, если и могут гордиться, то успехами в деле отвлечения народа от кабака и вообще своею деятельностью на почве благотворительности; они по характеру своей деятельности (за редкими исключениями) являются скорее не обществами трезвости, а обществами для борьбы с пьянством, обществами для отвлечения народа от пьянства, настоящими же обществами трезвости являются пока только церковно-приходские общества трезвости, работающие в провинциальной сельской глуши»[35].

Таким образом, начало «второй волне» трезвенного движения было положено указом Святейшего Синода от 10 августа 1889 года, который опирался на опыт предшествующих попыток борьбы с пьянством (прежде всего на достижения С.А. Рачинского). Указ и последовавшее за ним постановление Московской духовной консистории предусматривали создание церковно-приходских обществ трезвости, и численно именно они были преобладающими, однако параллельно с ними, преимущественно в городах, возникали крупные общества светского типа, делавшие больший акцент на культурно-просветительской работе. Впрочем, и в светских обществах, наряду с интеллигенцией, очень велика была роль духовенства, на плечи которого ложилась забота о пастырском окормлении людей, давших Богу обет трезвости.

Анна Кропоткина
18 февраля 2013 года
[1] Козлов С. Страсть пьянства. Алкоголизм в хозяйственной и социальной жизни деревенской России // История (Приложение к газете «Первое сентября»). 2009. № 17. С. 24. [2] Гусев Г.В. Общества трезвости как учреждения внешкольного дополнительного образования (кон. XIX - нач. ХX в.) // Вестник ПСТГУ. IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 1 (16). С. 63-64. [3] Там же. С. 64. [4] Церковные ведомости. 1890. № 34. [5] Письмо К.П. Победоносцева С.А. Рачинскому от 30 июня 1882 г. // ОР РНБ. Ф. 631. Д. 22. Л. 167-168. [6] Рождественский А.В. Что сделало духовенство для борьбы с народным пьянством. СПб., 1900. С. 13-16. [7] Всеподданейший отчет обер-прокурора Св. Синода по ведомству православного вероисповедания за 1888-1889 гг. СПб., 1890. С. 78-79. [8] ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 536. Д. 33. Л. 1-5. [9] Там же. Л. 115-116. [10] Григорьев Н.И. Общества трезвости: их организация и деятельность за 1892-1893 гг. СПб., 1894. С. 17. [11] Устав Сергиево-Нахабинско-Баньковского общества трезвости в с. Нахабино // ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 544. Д. 22. [12] Орлов И.С. В Нахабино! Личные впечатления и наброски. М., 1899. С. 12. [13] Григорьев Н.И. Общества трезвости: их организация и деятельность за 1892-1893 гг. С. 5. [14] Коровин А.М. Движение трезвости в России. СПб., 1900. С. 7. [15] Афанасьев А.Л. Трезвенное движение в России в период мирного развития. 1907-1914 годы. Опыт оздоровления общества. Томск, 2007. С. 4; Мордвинов И.П. Общество трезвости жизни и работа в нем. СПб., 1910. С. 40-42. [16] Мордвинов И.П. Общество трезвости жизни и работа в нем. С. 42. [17] Поляков П.И. Православное духовенство в борьбе с народным пьянством. СПб., 1900. С. 10. [18] Григорьев Н.И. Общества трезвости: их организация и деятельность за 1892-1893 гг. С. 79. [19] Мордвинов И.П. Общество трезвости жизни и работа в нем. С. 5-20. [20] ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 549. Д. 20. Л. 1. [21] ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 549. Д. 48. Л. 3. [22] ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 545. Д. 14. Л. 1. [23] ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 545. Д. 12. Л. 4. [24] Устав общества трезвости при Христорождественской, села Рождествена-Шарапова, церкви Московского уезда // ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 548. Д. 7; Устав Серпуховского общества трезвости и трудовой жизни // ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 545. Д. 14; Устав общества трезвости при Богородице-Рождественской, села Васильевского, церкви Можайского уезда // ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 542. Д. 3; Устав общества трезвости при Покровской, села Покрова-Разницы, церкви Подольского уезда // ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 543. Д. 3. [25] Устав общества трезвости при Богородице-Рождественской, села Васильевского, церкви Можайского уезда // ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 542. Д. 3. Л. 2. [26] Устав общества трезвости при Христорождественской, села Рождествена-Шарапова, церкви Московского уезда // ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 548. Д. 7. Л. 5. [27] Устав Серпуховского общества трезвости и трудовой жизни // ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 545. Д. 14. Л. 7. [28] Устав общества трезвости при Христорождественской, села Рождествена-Шарапова, церкви Московского уезда. Л. 5; Устав Серпуховского общества трезвости и трудовой жизни. Л. 7; Устав общества трезвости при Богородице-Рождественской, села Васильевского, церкви Можайского уезда. Л. 2; Устав общества трезвости при Покровской, села Покрова-Разницы, церкви Подольского уезда // ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 543. Д. 3. Л. 2 об. [29] Устав Серпуховского общества трезвости и трудовой жизни. Л. 7. [30] Устав общества трезвости при Богородице-Рождественской, села Васильевского, церкви Можайского уезда. Л. 2. [31] Устав общества трезвости при Покровской, села Покрова-Разницы, церкви Подольского уезда. Л. 2. [32] Устав Серпуховского общества трезвости и трудовой жизни. Л. 9. [33] Устав общества трезвости при Христорождественской, села Рождествена-Шарапова, церкви Московского уезда. Л. 5; Устав Серпуховского общества трезвости и трудовой жизни. Л. 7 об.; Устав общества трезвости при Богородице-Рождественской, села Васильевского, церкви Можайского уезда. Л. 3; Устав общества трезвости при Покровской, села Покрова-Разницы, церкви Подольского уезда. Л. 2 об. - 3. [34] Устав общества трезвости при Христорождественской, села Рождествена-Шарапова, церкви Московского уезда. Л. 5; Устав Серпуховского общества трезвости и трудовой жизни. Л. 9 об.; Устав общества трезвости при Богородице-Рождественской, села Васильевского, церкви Можайского уезда. Л. 3; Устав общества трезвости при Покровской, села Покрова-Разницы, церкви Подольского уезда. Л. 3. [35] Григорьев Н.И. Общества трезвости: их организация и деятельность за 1892-1893 гг. С. 18.



Старый стиль 5Июль вторник Новый стиль) 18Июль Седмица 7-я по Пятидесятнице. Глас 5. Поста нет. Совершается служба с полиелеемПрп. Афанасия Афонского (1000). Совершается служба со славословиемОбретение честных мощей прп. Сергия, игумена Радонежского (1422). Мцц. Анны и Кириллы (304). Прп. Лампада Иринопольского (X). Сщмч. Геннадия пресвитера (1918). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрмцц. вел. кн. Елисаветы и инокини Варвары (1918). Прп. Агапита исп (1936). Иконы Божией Матери, именуемой "Экономисса". Евангельские ЧтенияУтр. - Мф., 43 зач., XI, 27-30. Лит. - 1 Кор., 136 зач., VI, 20 - VII, 12. Мф., 57 зач., XIV, 1-13. Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17-23. Прмц.: 2 Кор., 181 зач., VI, 1-10. Мф., 62 зач., XV, 21-28 .* Чтения прмц. вел. кн. Елисаветы читаются, если ей совершается служба. Cлужба прп. Афанасия Афонского может быть перенесена на 6/19 июля. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Мф. 14, 1-13). Дошел слух о делах Господа до Ирода; он при этом тотчас и заключил: это Иоанн воскрес. Мало ли что можно было при этом подумать! А между тем он ни о ком не подумал, как только об Иоанне. Кто же это дал такое направление его мыслям? Совесть. От нее не спрячешь бессовестных дел, суда ее ничем нельзя поправить. Обезглавливая Иоанна, Ирод присваивал себе право на то, и другие не отрицали такого права, а совесть заговорила свое, и речей ее не мог он заглушить ничем. Вот ему и видится Иоанн. Сколько знаем мы подобных сказаний, что совесть преследует грешника и живописует ему предмет и дело греха так, что он видит их даже вне! Стало быть, есть в нас голос, который мы должны признать не нашим голосом. Чьим же? Божиим. От кого естество наше, от того и голос. Если он Божий, то должно его слушать, ибо тварь не смеет поперечить Творцу. Голос этот говорит, что есть Бог, что мы от Него состоим в полной зависимости и потому не можем не питать в себе благоговейного страха Божия; имея же его, мы должны исполнять волю Божию, которую совесть и указывает. Все это составляет слово Божие, написанное в естестве нашем, читаемое и предлагаемое нам, и мы видим, что люди всех времен и всех стран слышат это слово и внимают ему. Повсюду веруют в Бога, повсюду слушают совесть и чают будущей жизни. Это только ныне как-то в моду вошло не признавать этих истин. Так поступают натуралисты, по-русски - естественники; значит, естественники проповедуют противоестественное учение. Молитвы Тропарь преподобного Афанасия Афонскогоглас 3Еже во плоти житию твоему/ удивишася ангельстии чини:/ како с телом к невидимым сплетением изшел еси, приснославне,/ и уязвил еси демонские полки./ Отонудуже, Афанасие,/ Христос тебе воздаде богатыми дарованьми,/ сего ради, отче, моли/ спастися душам нашим. Кондак преподобного Афанасия Афонскогоглас 8Яко невещественных существ зрителя изрядна/ и деятельна сказателя всеистинна,/ взывает тя стадо твое, Богоглагольниче:/ не оскудей, моля о рабех твоих,/ избавитися напастей и обхождений, вопиющим ти:/ радуйся, отче Афанасие. Тропарь общий преподобным Сергию и Никонуглас 8Яко трисветлаго солнца светозарный звезды,/ Троическим светом озаряете сердца верных,/ сосуда Света Пресвятыя Троицы явльшеся,/ и предивным вашим житием иноком бысте твердии законоположителие/ и церквам благолепие, и благоверным, и святителем, и всем людем,/ вся бо демонския скверны отгнавше отсюду/ вашими чистыми учении и делы,/ добре упасосте стадо, собранное вами,/ но и ныне молим вас:/ посещайте чад своих, яко имущий дерзновение ко Святей Троице,/ Богомудре Сергие с чудным учеником своим Никоном,/ и молите Христа Бога, да спасет души наша. Тропарь преподобнаго Сергияглас 8От юности восприял еси Христа в души твоей, преподобне,/ и паче всего вожделел еси мирскаго мятежа уклонитися,/ мужески в пустыню вселился еси/ и чада послушания в ней, плоды смирения, возрастил еси./ Тем быв Троице вселение,/ чудесы твоими всех просветил еси, приходящих к тебе верою,/ и исцеления всем подай обильно./ Отче наш Сергие, моли Христа Бога, да спасет души наша. Тропарь преподобного Сергияглас 8От юности восприял еси Христа в души твоей, преподобне,/ и паче всего вожделел еси мирскаго мятежа уклонитися:/ мужески в пустыню вселился еси/ и чада послушания в ней, плоды смирения, возрастил еси./ Тем, быв Троице вселение,/ чудесы твоими всех просветил еси, приходящих к тебе верою,/ и исцеления всем подая обильно.// Отче наш Сергие, моли Христа Бога, да спасет души наша. Ин тропарь преподобного Сергия, игумена Радонежскогоглас 4Днесь пресветло красуется царствующий град Москва,/ яко светолучными зарями, молниями чудес твоих осияемь,/ всю вселенную созывает/ похвалити тя, Богомудре Сергие;/ пречестная же и славная обитель твоя,/ юже во Имя Святыя Троицы многими труды твоими создал еси, отче,/ имущи в себе стада ученик твоих,/ веселия и радости исполняется./ Мы же, празднующе преславное обретение честных мощей твоих, в земли сокровенных,/ яко цвет благоуханен и кадило благовонно,/любезно я лобызающе, различная исцеления приемлем/ и твоими молитвами грехов прощения сподобляемся,/ отче преподобне Сергие,/ моли Святую Троицу/ спасти души наша. Кондак преподобного Сергияглас 8Днесь, яко солнце пресветло, возсиявше от земли,/ честныя мощи твоя нетленны обретошася,/ яко благоуханный цвет, множеством чудес сияюще,/ и всем верным источающе различная исцеления,/ и веселяще избранное твое стадо,/ еже мудре собрав, добре паствил еси./ О нихже и ныне Троице предстоиши, моляся,/ и воинству победительная на враги даровати,// да вси вопием ти: радуйся, Сергие богомудре. Ин кондак преподобного Сергия, игумена Радонежскогоглас 8Взирающе на предлежащий честный твой гроб,/ в немже скрыся, яко многоценное сокровище, святое трудолюбное твое тело чистоты,/ мы, чада твоя суще жалостная,/ в удивлении един со единем вещающе, вопием:/ отче наш Сергие, моли Святую Троицу/ и нам спастися, твоим чадом. Показать ещё молитвы Тропарь преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровныглас 1Смирением достоинство княжеское сокрывши, богомудрая Елисавето, сугубым служением Марфы и Марии Христа почтила еси. Милосердием, терпением и любовию себе предочистивши, яко жертва праведная Богу принеслася еси. Мы же, чтуще добродетельное житие и страдания твоя, яко истинную наставницу усердно просим тя: святая мученице великая княгине Елисавето, моли Христа Бога спасти и просветити души наша. Кондак преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровныглас 2Величие подвига веры кто повесть? Во глубине земли, яко в раи светлости, страстотерпица великая княгиня Елисавета со ангелы во псалмех и пениих радовашеся и, убиение претерпевающи, о безбожных мучителех взываше: Господи, прости им грех сей, не ведят бо, что творят. Тоя молитвами, Христе Боже, помилуй и спаси души наша. Ин кондак преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровныглас 5От славы царственныя, вземши Крест Христов, прешла еси к славе небесней, молящи врагов, и обрела еси радость вечную, святая мученице княгине Елисавето, с Варварою мученицею. Темже молим вас: молите о душах наших. Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Экономиссаглас 4Предстательство страшное и непостыдное,/ не презри, Благая, молитв наших,/ Всепетая Богородице, Милостивая верных Домостроительнице,/ утверди православных жительство,/ спаси страну нашу/ и всех православно живущих в ней защити,/ зане родила еси Бога, Едина Благословенная. Службы5 июля: Преподобного Афанасия Афонского. Обретение мощей преподобного Сергия Радонежского. 25 сентября: Преподобной Евфросинии Александрийской. Преставление преподобного Сергия, игумена Радонежского. Сайты приходов: Западно-Американская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Сан-Франциско Абаканская епархия:Домовый храм преподобного Сергия Радонежского при епархиальном управлении г. Абакан Алатырская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского с. Сурский Майдан Храм преподобного Сергия Радонежского с. Рындино Алтайская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Верх-Катунское Альметьевская епархия:Храм Сергия Радонежского пос. Актюбинский Анадырская и Чукотская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского с. Омолон Аргентинская и Южноамериканская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Порту Алегри Ардатовская епархия:Храм Сергия Радонежского пос. Тургенево Армавирская епархия:Храм Сергия Радонежского ст. Ярославская Храм прп. Сергия Радонежского г. Усть-Лабинск Арсеньевская епархия:Храм во имя прп. Сергия Радонежского с. Новосысоевка Архангельская епархия:Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь дер. Монастырь Храм в честь прп. Сергия Радонежского ст. Исакогорка Астанайская епархия:Храм во имя святого прп. Сергия Радонежского пос. Туймебаева (Ашыбулак) Астраханская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Астрахань Ахтубинская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Новоурусовка Балашовская епархия:Храм во имя прп. Сергия Радонежского с. Сплавнуха Храм Сергия Радонежского с. Бакуры Барнаульская епархия:Храм Серафима Саровского г. Горно-Алтайск Барышская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского с. Румянцево Бежецкая епархия:Храм Троицы Живоначальной пос. Рамешки Храм Александра Невского пос. Рамешки Белгородская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Малое Городище Храм прп. Сергия Радонежского г. Старый Оскол Храм Сергия Радонежского с. Мазикино Храм в честь иконы Божией Матери "Экономисса" с. Русская Березовка Белевская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Плавск Свято-Сергиевский храм с. Черкассы Берлинская и Германская епархия (РПЦЗ):Храм прп. Сергия Радонежского г. Бад Киссенген Берлинско-Германская епархия:Храм (домовой) прп. Сергия Радонежского г. Берлин Благовещенская и Тындинская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Тамбовка Храм прп. Сергия Радонежского с. Чигири Благочиние приходов Русской Православной Церкви в Швеции:Храм прп. Сергия Радонежского г. Стокгольм Боровичская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Пестово Храм Сергия Радонежского дер. Сутоки-Рядок Брянская епархия:Богородицкая Площанская мужская пустынь пос. Пчела Храм Сергия Радонежского при Епархиальном Архиерейском доме г. Брянск Храм в честь прп. Сергия Радонежского г. Дятьково Храм Сергия Радонежского пос. Радица-Крыловка Храм в честь прп. Сергия Радонежского с. Уты Будапештская и Венгерская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Будапешт Бузулукская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Сорочинск Храм прп. Сергия Радонежского пос. Володарский Храм прп. Сергия Радонежского пос. ВТК Храм прп. Сергия Радонежского с. Никифоровка Валуйская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского с. Малобыково Великолукская епархия:Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Столбушино Храм прп. Сергия Радонежского г. Пустошка Владивостокская епархия:Храм святого преподобного Сергия Радонежского г. Владивосток Владимирская епархия:Храм Иконы Божией Матери Казанская с. Усолье Храм Преподобного Сергия Радонежского с. Мало-Борисково Храм Иконы Божией Матери Казанская г. Лакинск Храм Серафима Саровского г. Курлово Храм Сергия Радонежского с. Жерехово Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Суздаль Волгоградская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Волгоград Храм Сергия Радонежского г. Волгоград Храм Сергия Радонежского г. Волгоград Волгодонская епархия:Храм Илии пророка г. Волгодонск Вологодская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Вологда Воронежская епархия:Храм во имя прп. Сергия Радонежского г. Воронеж Храм Успения Пресвятой Богородицы на Монастырщенке г. Воронеж Храм Богоявления Господня г. Воронеж Храм Сергия Радонежского с. Тресоруково Выборгская епархия:Храм Свт. Николая Мир Ликийских Чудотворца пос. им. Свердлова (Овцыно) Храм "Коневской" иконы Божией Матери пос. Саперное Храм прп. Сергия Радонежского г. Сертолово Храм-часовня прп. Сергия Радонежского г. Сертолово Храм св. вмч. Георгия Победоносца пос. Каменка Выксунская епархия:Храм в честь прп. Сергия Радонежского с. Левино Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Поздняково Храм во имя Святого Пророка Илии с. Филинское Храм в честь прп. Сергия Радонежского с. Верхняя Верея Вяземская епархия:Храм Богоявления Господня дер. Соколино Георгиевская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Нефтекумск Храм прп. Сергия Радонежского пос. Виноградный Гомельская епархия:Храм преподобного Сергия Радонежского г. Гомель Горловская епархия:Храм Сергия Радонежского пос. Ивановка Женский монастырь в честь прп. Сергия Радонежского с. Сергеевка Сергиевский храм г. Углегорск Губкинская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского с. Завидовка Храм прп. Сергия Радонежского с. Теребрено Днепропетровская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Днепропетровск Донецкая епархия:Женский скит в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" с. Богородичное Монастырь преподобного Сергия Радонежского г. Краматорск Храм Сергия Радонежского г. Харцызск Екатеринбургская епархия:Храм Сергия Радонежского и Елизаветы Фёдоровны г. Екатеринбург Храм Сергия Радонежского пос. Большой Исток Храм Сергия Радонежского пос. Сарга Екатеринодарская епархия:Храм преподобного Сергия Радонежского г. Туапсе Свято-Екатерининский кафедральный Собор г. Краснодар Храм Сергия Радонежского пос. Южный Елецкая епархия:Храм Казанской иконы Божией Матери с. Большие Извалы Запорожская епархия:Храм в честь Преподобного Сергия Радонежского с. Новотаврическое Иваново-Вознесенская епархия:Храм святых первоверховных Апостолов Петра и Павла дер. Стрелка Сергиева пустынь Введенского женского монастыря с. Стоянцево Храм в честь преподобного Сергия Радонежского с. Кунестино Иркутская епархия:Храм преподобного Сергия Радонежского г. Иркутск Искитимская епархия:Храм Сергия Радонежского ст. Безменово Йоханнесбургская и Преторийская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Йоханнесбург Казанская епархия:Храм Илии Пророка с. Ильинское Храм Троицы Живоначальной с. Усады Храм преподобного Сергия Радонежского с. Старое Дрожжаное Храм Сергия Радонежского с. Свияжск Свияжский Иоанно-Предтеченский монастырь с. Свияжск Храм Троицы Живоначальной с. Ямбухтино Храм Сергия Радонежского с. Малмыжка Храм Сергия Радонежского с. Нижний Услон Храм Сергия Радонежского с. Большая Акса Храм прп. Сергия Радонежского с. Большое Подберезье Храм Тихона, Патриарха Московского пос. Сидоровка Храм Александра Невского в Азино г. Казань Храм Сергия Радонежского г. Казань Храм Сергия Радонежского при Ложкинской богадельне г. Казань Каинская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Убинское Калининградская епархия:Храм Сергия Радонежского пос. Рыбачий Калужская епархия:Храм Николая Чудотворца с. Растворово Николо-Сергиевский храм с. Передоль Храм Николая Чудотворца с. Тарутино Храм Иоанна Предтечи г. Калуга Храм Сергия Радонежского пос. Мстихино Свято-Лаврентьев монастырь г. Калуга Богородицерождественская девичья пустынь с. Барятино Каменская епархия:Храм во имя св. прп. Сергия Радонежского Чудотворца пос. Асбестовский Храм свт. Николая Чудотворца с. Мезенское Карасукская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Довольное Храм во имя прп. Сергия Радонежского с. Табулга Касимовская епархия:Храм Благовещения Пресвятой Богородицы г. Касимов Храм Троицы Живоначальной г. Касимов Храм в честь прп. Сергия Радонежского с. Салтыково Храм Всех Святых пос. Елатьма Кемеровская епархия:Храм преподобного Сергия Радонежского с.Мохово Храм прп. Сергия Радонежского г. Ленинск-Кузнецкий Храм прп. Сергия Радонежского г. Киселевск Киевская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Киев Храм в честь преподобного Сергия Радонежского г. Киев Храм прп. Сергия Радонежского г. Киев Ставропигиальный женский монастырь в честь Анастасии Римляныни г. Житомир Храм прп. Сергия Радонежского в Дарницком р-не г. Киев Покровский женский монастырь г. Киев Кинельская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Чапаевск Кировоградская епархия:Храм преподобного Афанасия Афонского г. Кировоград Козельская епархия:Храм в честь прп. Сергия Радонежского г. Людиново Храм в честь прп. Сергия Радонежского с. Улемец Корсунская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского, прп. Серафима Саровского и мч. Викентия Сарагосского г. Милан Костомукшская епархия:Домовый храм в честь прп. Сергия Радонежского пос. Малиновая Варакка Костромская епархия:Храм в честь прп. Сергия Радонежского г. Кострома Храм Сергия Радонежского пос. Раслово Котласская епархия:Храм Спаса Нерукотворного Образа г. Сольвычегодск Красноярская епархия:Храм Сергия Радонежского в Бородино Храм Троицы Живоначальной г. Шарыпово Курганская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Лесниково Курская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Курск Храм Казанской иконы Божией Матери и Сергия Радонежского г. Курск Кызыльская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Шагонар Ливенская епархия:Свято-Сергиевский кафедральный собор г. Ливны Свято-Сергиевский Кафедральный собор г. Ливны Липецкая епархия:Храм Сергия Радонежского с. Волчье Храм Сергия Радонежского с. Липовка Луганская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Луганск Храм прп. Сергия Радонежского г. Луганск Лысковская и Лукояновская епархия:Храм в честь Пресвятой Живоначальной Троицы пос. Большое Мурашкино Магаданская и Синегорская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Магадан Мариинская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Топки Мелекесская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Артюшкино Митрополичий округ в республике Казахстан:Свято-Троицкий Усть-Каменогорский мужской монастырь г. Усть-Каменогорск Мичуринская епархия:Храм Сергия Радонежского пос. Первомайский Храм Иконы Божией Матери "Боголюбская" г. Мичуринск Храм Сергия Радонежского пос. Первомайский Могилевская и Мстиславская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского дер. Дашковка Московская епархия (городская):Подворье Патриарха Московского и всея Руси при храме преподобного Сергия Радонежского в Гольянове г. Москва Храм прп. Сергия Радонежского в Бусинове г. Москва Храм Явл. Божией Матери пр. Сергию Радонежскому при дет.дом слепоглухих г. Сергиев Посад Храм прп. Сергия Радонежского в Некрасовке Троицкий храм с. Новая Шурма Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах г. Москва Храм Сергия Радонежского с. Мергусово Преображенский храм пос. Лотошино Храм Преображения Господня в Тушине г. Москва Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Дмитров Храм иконы Божией Матери "Знамение" г. Москва Храм Николая Чудотворца с. Васютино Храм прп. Сергия Радонежского на Ходынском поле г. Москва Никольский храм пос. Серебряные Пруды Храм Сергия Радонежского с. Горы Храм Сергия Радонежского г. Луховицы Храм Сергия Радонежского г. Сергиев Посад Храм Успения Пресвятой Богородицы дер. Воинова Гора Храм Знамения иконы Божией Матери - на Шереметевом дворе г. Москва Храм Сергия Радонежского с. Дивноморское Сергиевский храм с. Могутово Никольский храм с. Дерюзино Храм Николая Чудотворца в Дербеневе г. Москва Храм свт. Николая Мирликийского в Кузнецах г. Москва Храм Троицы Живоначальной г. Озёры Храм прп. Сергия Радонежского пос. Зеленоградский Михаило-Архангельский храм с. Синьково Храм Петра и Павла в Лефортове г. Москва Храм свт. Николая Мирликийского с. Здехово Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры г. Москва Храм "Казанской" иконы Божией Матери с. Товарищево Храм "Влахернской" иконы Божией Матери в Кузьминках г. Москва Храм прп. Сергия Радонежского в Солнцево г. Москва Храм Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке г. Москва Храм Вознесения Господня за Серпуховскими воротами г. Москва Храм Сергия Радонежского пос. Плесково Храм Успения Пресвятой Богородицы в Путинках г. Москва Храм прп. Сергия Радонежского г. Зеленоград Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Мышкино Храм прп. Сергия Радонежского дер. Тарасово Храм прп. Сергия Радонежского в Бибиреве г. Москва Храм прп. Сергия Радонежского - при Специальной Средней Школе МВД г. Москва Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове г. Москва Храм Троицы Живоначальной пос. Филимонки Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове г. Москва Храм свт. Филиппа, митр. Московского г. Москва Собор Николая Чудотворца г. Москва Храм прп. Сергия Радонежского при Счетной Палате РФ г. Москва Храм прп. Сергия Радонежского в Крапивниках г. Москва Храм Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Ясеневе г. Москва Храм прп. Сергия Радонежского в Чертанове г. Москва Собор Московских Святых в Бибирево г. Москва Храм преподобного Сергия Радонежского в Тушине г. Москва Храм прп. Сергия Радонежского дер. Пронское Храмовый комплекс прп. Сергия Радонежского на Рязанке г. Москва Храм Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной) в Рогожской слободе г. Москва Храм свт. Николая Чудотворца в Отрадном г. Москва Храм свт. Николая Чудотворца в Подкопаях г. Москва Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Ерино Храм "Тихвинской" иконы Божией Матери в Алексеевском г. Москва Храм Троицы Живоначальной на Пятницком кладбище г. Москва Храм "Казанской" иконы Божией Матери в Теплом Стане г. Москва Московская епархия (областная):Троицкий храм с. Саввино Высоцкий мужской монастырь г. Серпухов Храм Иконы Божией Матери Знамение с. Холмы Сергиевский храм дер. Городково Владимирский храм дер. Маврино Храм преподобного Сергия Радонежского пос. Малаховка Димитрие-Солунский храм дер. Аксеново Храм Иконы Божией Матери Тихвинская г. Ногинск Ильинский храм дер. Лемешово Храм Иконы Божией Матери Знамение с. Старая Кашира Храм Владимирской иконы Божией Матери с. Никитское Храм Сергия Радонежского дер. Татищево Храм Троицы Живоначальной с. Троицкое Храм Покрова Пресвятой Богородицы г. Серпухов Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Ногинск Храм Преображения Господня в Саввино г. Железнодорожный Храм Сергия Радонежского пос. Кратово Храм Сретения Господня г. Дмитров Храм Преображения Господня пос. Нудоль Храм Иконы Божией Матери Смоленская дер. Воронино Сергиевский храм дер. Мисирево Храм Троицы Живоначальной с. Павлино (Троицком-Кайнарджи) Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Стромынь Храм Сергия Радонежского с. Новосергиево Храм Троицы Живоначальной с. Ивашево Троицкий храм с. Новлянское Тихвинский храм г. Ступино Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь г. Коломна Храм Успения Пресвятой Богородицы дер. Обухово Храм Троицы Живоначальной дер. Ольявидово Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Подчерково Вознесенский храм дер. Тархово Никольский храм с. Батюшково Храм преподобного Сергия Радонежского г. Долгопрудный Храм Сергия Радонежского с. Кишкино Храм преп. Сергия Радонежского дер. Зятьково Храм преподобного Сергия Радонежского с. Комягино Сергиевский храм пос. Нагорное Храм Сергия Радонежского дер. Веледниково Храм Сергия Радонежского дер. Воронино Храм преподобного Сергия Радонежского пос. Монолит Никольский храм с. Горки Крестильный храм прп. Сергия Радонежского г. Коломна Никольский храм г. Лосино-Петровский Успенский храм с. Большое Алексеевское Храм Иконы Божией Матери "Смоленская" дер. Бородино Храм Трех Святителей Великих дер. Драчево Храм Покрова Пресвятой Богородицы пос. Черкизово Храм Александра Невского г. Красноармейск Храм Иконы Божией Матери "Гребневская" г. Одинцово Храм преподобного Сергия и мученика Валентина на РКК "Энергия" г. Королев Храм Покрова Пресвятой Богородицы г. Руза Храм Сергия Радонежского с. Трубино Храм прп. Сергия Радонежского дер. Алмазово Храм Иконы Божией Матери "Гребневская" дер. Гребнево Храм Воскресения словущего дер. Волочаново Храм Преображения Господня г. Долгопрудный Храм иконы Божией Матери "Экономисса" пос. Северный Мукачевская епархия:Мужской монастырь в честь "Казанской" иконы Божией Матери с. Тишев Мурманская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Мурманск Архиерейское Свято-Феодоритовское Подворье г. Мурманск Храм Сергия Радонежского н/п. Белое Море Муромская епархия:Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Чаадаево Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Троицкое Татарово Находкинская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Сергеевка Кафедральный собор в честь Казанской иконы Божией Матери г. Находка Нижегородская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Волчиха Храм Святой Живоначальной Троицы в Копосове г. Нижний Новгород Благовещенский мужской монастырь г. Нижний Новгород Храм прп. Сергия Радонежского (Архиерейское подворье) г. Нижний Новгород Храм в честь Пресвятой Живоначальной Троицы с. Вторусское Храм в честь прп. Сергия Радонежского г. Дзержинск Храм во имя прп. Сергия Радонежского с. Тепелево Храм Сергия Радонежского пос. Выездное Храм Сергия Радонежского г. Бор Нижнетагильская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Нижний Тагил Николаевская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Николаев Новгородская епархия:Храм во имя прп. Сергия Радонежского дер. Большое Уклейно Новокузнецкая епархия:Храм прп.Сергия Радонежского при СибГИУ г. Новокузнецк Новосибирская епархия: Троице-Владимирский собор г. Новосибирск Храм Всех святых, в земле Российской просиявших г. Новосибирск Сергиево - Казанский храм пос. Краснообск Одесская епархия:Свято-Пантелеимоновский мужской монастырь г. Одесса Свято-Успенский мужской монастырь г. Одесса Омская епархия:Храм Рождества Христова и Сергия Радонежского пос. Крутая Горка Храм Сергия Радонежского и Никона Радонежского пос. Большие Поля Оренбургская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Оренбург Орловско-Болховская епархия:Храм преподобного Сергия Радонежского с. Кирово Городище Орская епархия:Храм святого преподобного Сергия Радонежского г. Новотроицк Отрадненская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Березовка Храм во имя преподобного Сергия Радонежского пос. Сергиевск Храм Сергия Радонежского с. Камышла Храм Сергия Радонежского с. Новоборский Пензенская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Владыкино Храм Сергия Радонежского с. Соловцовка Храм Сергия Радонежского с. Саловка Храм Сергия Радонежского с. Головинщино Храм Сергия Радонежского с. Шнаево Храм Сергия Радонежского пос. Саловка Храм прп. Сергия Радонежского г. Каменка Переславская епархия:Храм Преподобного Сергия Радонежского г. Переславль-Залесский Храм Георгия Победоносца с. Славитино Никольский женский монастырь г. Переславль-Залесский Николо-Сольбинский женский монастырь пос. Сольба Пермская епархия:Храм Сергия Радонежского д. Марково Песоченская епархия:Храм Сергия Радонежского дер. Чумазово Собор в честь святого благоверного князя Александра Невского г. Киров Петрозаводская епархия:Важеозерский Спасо-Преображенский мужской монастырь пос. Интерпоселок Петропавловская и Камчатская епархия:Храм в честь прп. Сергия Радонежского г. Петропавловск-Камчатский Петропавловско-Булаевская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Сергеевка Полтавская епархия:Храм Серафима Саровского г. Полтава Представительства:храм преподобного Сергия Радонежского на о. Чанг Псковская епархия:Храм преподобного Сергия Радонежского г. Псков Пятигорская епархия:Собор Покрова Пресвятой Богородицы г. Минеральные Воды Храм Сергия Радонежского п. Комсомолец Ржевская епархия:Храм Сергия Радонежского пос. Пено Россошанская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского с. Русская Буйловка Ростовская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Новочеркасск Храм в честь преподобного Сергия Радонежского г. Ростов-на-Дону Храм Преподобного Сергия Радонежского г. Таганрог Храм преподобного Сергия Радонесжкого г. Ростов-на-Дону Рыбинская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского с. Сергиевское Храм Святителя Николая пос. Радищево Борисоглебский монастырь пос. Борисоглебский Храм Андрея Стратилата дер. Коротылево Храм Сергия Радонежского с. Зубарево Храм Святой Троицы с. Горинское Храм Андрея Стратилата с. Андреевское Храм в честь Преподобного Сергия Радонежского с. Тимонино Рязанская епархия:Казанский женский монастырь г. Рязань Храм во имя преподобного Сергия Радонежского с. Агро-Пустынь Иоанно-Богословский храм с. Жокино Храм Покрова Пресвятой Богородицы г. Рязань Храм Николая Чудотворца с. Киселево Скит преподобного Сергия Радонежского. Подворье Данилова монастыря с. Михеи Храм Троицы Живоначальной с. Троица Салехардская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Ноябрьск Самарская епархия:Храм Троицы Живоначальной и Сергия Радонежского г. Самара Храм в честь святого преподобного Сергия Радонежского г. Самара Свято-Богородичный Казанский мужской монастырь с. Винновка Санкт-Петербургская епархия:Крестовоздвиженский Казачий собор г. Санкт-Петербург Храм Сергия Радонежского на Средней Рогатке г. Санкт-Петербург Храм Преображения Господня в Лесном г. Санкт-Петербург Храм св. прп. Сергия Радонежского г. Санкт-Петербург Храм прп. Сергия Радонежского в Царском Селе г. Пушкин Храм "Казанской" иконы Божией Матери г. Зеленогорск Храм прп. Сергия Радонежского пос. Песочный Храм иконы Божией Матери "Милующая" ('Достойно есть') в Галерной гавани г. Санкт-Петербург Храм в честь прп. Сергия Радонежского г. Санкт-Петербург Храм в честь св. прп. Сергия Радонежского г. Санкт-Петербург Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь г. Санкт-Петербург Храм прп. Сергия Радонежского г. Санкт-Петербург Спасо-Преображенский собор г. Санкт-Петербург Домовый храм прмц. Елисаветы Феодоровны г. Санкт-Петербург Домовая часовня-храм св. прмц. вел. кн. Елисаветы пос. Лахта Храм прпмч. вел. кн. Елизаветы на Светлановском пр-кте г. Санкт-Петербург Саратовская епархия:Свято-Сергиевский женский монастырь с. Алексеевка Храм Преподобного Сергия Радонежского с. Кошели Храм во имя прп. Сергия Радонежского пос. Юбилейный Храм прп. Сергия Радонежского пос. Сергиевский Северодонецкая епархия:Свято-Сергиевский мужской монастырь г. Кременная Североморская епархия:Храм преподобного Сергия Радонежского пос. Щукозеро Сердобская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Крутец Симбирская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского при гимназии г. Ульяновск Симферопольская епархия:Храм преп. Сергия Радонежского г. Севастополь Храм Сергия Радонежского с. Орлиное Скопинская епархия:Димитриевский мужской монастырь г. Скопин Николо-Бавыкинский мужской монастырь пос. Заря Свободы Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы с. Летники Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Липяги Храм Сергия Радонежского с. Новобокино Храм Сергия Радонежского с. Напольное Храм Сергия Радонежского с. Эммануиловка Храм Сергия Радонежского с. Новосергеевка Храм Николая Чудотворца р/пос. Сапожок Храм Николая Чудотворца с. Новое Еголдаево Смоленская епархия:Храм Сергия Радонежского пос. Стодолище Храм в честь преподобного Сергия Радонежского пос. Стодолище Храм Покрова Пресвятой Богородицы г. Демидов Соликамская епархия:Храм во имя прп. Сергия Радонежского г. Березники Средне-Американская епархия:Собор прп. Сергия Радонежского г. Парма Ставропигиальные монастыри РПЦ:Храм Сергия Радонежского пгт. Богородское Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь г. Kurem
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Rambler's Top100 «Сестры» Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.13497 c.