Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество «Трезвение» » 10 лет Обществу "Трезвение" »

16.07.2018 | 15 ИЮЛЯ СОСТОЯЛОСЬ ОФИЦИАЛЬНОЕ ЗАКРЫТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СЛЕТА ТРЕЗВОСТИ И ЗДОРОВЬЯ "УРАЛ-2018"

14.07.2018 | Основные мероприятия Царских дней-2018 в Екатеринбурге

19.06.2018 | Обучающий семинар для организаторов трезвенного движения

24.05.2018 | Утверждение трезвости в новообразованных епархиях Русской Православной Церкви. Круглый стол

- -

В июле выходит в свет новый номер журнала «Трезвое слово» №2 (№14)

«Трезвое слово» №2 (№14)
www.trezvoeslovo.ru

План работы Общества «ТРЕЗВЕНИЕ» на 2009 год

- -
10 лет Обществу "Трезвение"

- -  

Концептуальные подходы профилактики злоупотребления ПАВ

и других форм зависимостей детей, подростков и молодежи, разработанные Центром повышения квалификации работников образовательных учреждений по вопросам профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде УрФО Министерства образования РФ ( далее Центр УРФО).
Елена Германовна Попова,
доцент кафедры УГТУ-УПИ

В основу региональных программ центра была положена концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, утвержденная приказом Минобразования России №619 от 28.02.2000г., и которая была одобрена решением правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотиками и их не законному обороту от 22.05.2000 г.

Модели региональных программ центра, разработанные на основе Концепции Минобразования и реализуемых в рамках образовательных курсов в УрФО, были созданы профессорского-преподавательским составом центра, защищены и утверждены министерством образования РФ 01.09.2002 г.

Команда специалистов центра в УрФО в своей профессиональной деятельности исходит из того, что профилактика наркомании как одна из форм зависимости может быть решена только в контексте профилактики факторов, способствующих формированию зависимого типа личности .

В отличие от целостного здорового и свободного человека, зависимый восполняет свою ущербность, создавая иллюзию удовлетворения своих потребностей путем потребления каких-либо химических веществ, либо используя другого человека (феномен созависимости), либо каких-то разрушающих действий. Зависимость как проявление болезненного развития есть инфантильная попытка ущербного человека разрешить свои внутренние (чаше не осознаваемые) противоречия и конфликты деструктивным способом.

Схема.

Два возможных сценария жизненного пути человека:

  • Целостность Ущербность
  • Свобода Зависимость
  • Здоровье Болезнь
  • Жизнь Смерть

Как проблема целостности человека связана с профилактической работой и какова смысловая нагрузка данного понятия?

Идея целостного развития человека наиболее полно представлена в традициях педагогической антропологии. "Культура здоровья с позиции педагогической антропологии раскрывается через понимание культуры здоровья состоящей из трех взаимосвязанных аспектов: духовного, душевного и физического здоровья. Эти аспекты являются системой, то есть действует в единстве".

Целостность человека определяется:

Во-первых, соблюдением им духовных, нравственных и физических законов бытия;
Во-вторых, единством и гармонией его мыслей, чувств и поступков;

В-третьих, единством и гармонией с природой и социумом;

В-четвертых, полнотой развития и реализацией заложенных в нем возможностей и талантом;

В-пятых, личностным осмыслением, освоением и приумножением культурно-исторических и духовных традиций своего народа.
 

В большинстве реализуемых в настоящее время профилактических программ среди мотивов первичного употребления наркотиков и других ПАВ обычно выделяют:

  • атарактические (достижения психологического комфорта);
  • субмиссивные (стремления к принадлежности и одобрению группы);
  • гедонистичекие (получение специфического физиологического и эмоционального удовольствия);
  • гиперактивации (повышение тонуса и самооценки);
  • псевдокультурные (демонстрация какого-то качества);
  • познавательно-исследовательские (любопытство, стремления к новым впечатлениям).

Однако это лишь видимая часть айсберга.

По убеждению авторов данной программы профилактики зависимостей, в основе деструктивного зависимого поведения лежат проблемы неудовлетворенных витальных потребностей человека: потребности в любви и трансцендентальной потребности (наряду с потребностями в телесном комфорте и в общении).

Удовлетворение потребности любви и трансцендентальной является для человека жизненно важным условием его формирования, развития, также как для жизни его тела нужен воздух, вода и пища, а для его социализации- другой человек.

Под трансцендентальной потребностью мы понимаем потребность разрешения противоречия между "Я - реальным" и "Я - духовным" в человеке, осознанием того, что его жизнь не заканчивается со смертью его физического тела, с его стремлением выйти за пределы своего земного "Я", соотнести себя с Абсолютом, постичь высшие смыслы своего бытия.

Когда человек удовлетворяет свою трансцендентальную потребность, заполняя свое "святое место", которое, как гласит народная мудрость "пусто не бывает", он достигает мира в душе, полноты, покоя и радости, такой человек обретает жизненный стержень, защиту от агрессии и манипуляции. Но ответы на эти экзистенциальные вопросы он должен найти сам.

Одним из самых важных вопросов бытия является вопрос жизни и смерти. Нельзя заниматься профилактикой зависимостей, если человек не ответил на этот вопрос. Психологи знают, что в основе фундаментального чувства страха лежит страх смерти. Он помогает человеку в минуты опасности сохранить свою жизнь, это чувство "питает" инстинкт самосохранения и наличие этого защитного механизма говорит о психическом здоровье человека. 

Но есть страх и тревога экзистенциальные, в основе, которых лежат не разрешенные противоречия между "Я"- реальным и "Я"- духовным. Если человек живет в логике парадигмы "вечная смерть", а не "вечная жизнь", он обречен на тоску и страх, пусть даже он храбрится и не признает этого. В эту логику как нельзя лучше вписывается лозунг: " Попробуй все, не дай себе засохнуть!"

Если же человек знает, что со смертью тела, его личность не умирает, что его земная жизнь озарена светом любви и вечности, он обретает высший смысл жизни каждого земного дня, а в его душе поселяются мир и покой. 

Вот как об этом говорят великие писатели и поэты. Федор Михайлович Достоевский: "Вся жизнь человека, личная и общественная, стоит на вере в бессмертие души. Это наивысшая идея, без которой ни человек, ни народ не могут существовать".

Иоганн Вольфганг Гете: "При мысли о смерти я совершенно спокоен, потому что твердо убежден, что наш дух есть существо, природа которого остается неразрушимой и который будет действовать вечно".

Факт бессмертия человеческой личности является в настоящее время не только предметом веры, но и науки ( См : П. Калиновский "Переход. Последняя болезнь, смерть и после." М., 2005г.).

Наша задача состоит в организации диалога, целью которого является духовное пробуждение личности. Учитель здесь не доминирует, не меняет душу по своему разумению, а помогает активизироваться живительным силам, скрытым в глубине человеческой души. Трансцендентальная или духовная потребность предполагает промысливание и таких важных вопросов, как: чистота Слова, Красота, Творчество, Свобода- Рабство, Удовольствие - Радость, Одиночество- Уединение, Познание себя и мира, Труд земной и духовный, Патриотизм.

Для команды преподавателей Центра УРФО приоритетным является не форма проведения профилактического занятия, не технология, а смыслы, цели участников диалога.

Мы широко используем в своей работе известные и эффективные интерактивные методики, что- то придумываем сами с нашими соавторами: учителями, преподавателями вузов и сузов, нашими юными коллегами-добровольцами превентологами, работающие по программе "равный - равному", школьниками и студентами.

Так простое и всем "тренерам" известное разминочное упражнение "Бездомный заяц", может послужить началом к серьезному разговору о любви к России и гордости к подвигам святости наших предков ( после шуточных или формальных вопросов, можно предложить поменяться местами тем, кто гордится своей родиной). Так после горячих споров и признаний, один молодой человек, называющий в след за нашими горе- политиками Россию "эта, в этой стране", пораженный произошедшими в своих взглядах переменами сказал фразу, которая стала для нас афоризмом: "Все страны граничат друг с другом, а Россия - с Богом".

Потребность в любви лежит в плоскости нравственных (а значит духовных вопросов бытия человека), поэтому разграничение этих двух потребностей носит чисто условный характер.

Если в процессе своей жизнедеятельности человек не удовлетворяет эти четыре жизненно важные потребности, он не может реализовать себя во всей полноте, состояться как личность, и поэтому обречен на ущербность, деструктивную зависимость, болезнь и смерть.
Данный подход к проблеме глубинных причин зависимого поведения личности был представлен в региональном компоненте программы профилактики зависимостей федерального центра УрФО и получил Диплом Министерства образования Российской Федерации "Российский образовательный форум и школа-2003".

Реализация программы "Духовные основы профилактики зависимостей" получила высокую оценку в ходе супервизии образовательной деятельности центра консультантам Министерства Образования Российской Федерации доктором медицинских наук заместитель главного врача института им. В.П. Сербского Н.В. Вострокнутовым в 2003 году.

Профилактические программы призваны сформировать у человека многоуровневые степени защиты от экспансии психически дестабилизирующих субкультур, в том числе и наркокультуры.

Многоуровневая система защиты включает в себя:


  1. Позитивные жизненные смыслы.
  2. Особую духовную организацию.
  3. Культурную и социальную укорененность.
  4. Позитивную систему взаимоотношений.
  5. Определенную личную позицию.
  6. И на базе этих личностных качеств - выработка определенных паттернов поведения.

Поэтому авторы комплекса программ профилактики зависимостей главный превентивный удар направляют в ценностно-смысловую сферу личности, определяющую поведение и в целом жизнь человека.

Здесь мы не будем останавливаться на механизме формирования ценностно-смыслового самоопределения личности, скажем только, что представленные программа, с одной стороны, дают возможность осознать и выстроить иерархию ценностей человека в соответствии с его природой и предназначением, с другой стороны - гармонизировать все сущностные силы человека, делая его целостным здоровым и свободным.

Мы считаем, что превентивная позитивная профилактика должна быть встроена в государственную систему духовно-нравственного воспитания гражданина России, начиная с воспитания будущих родителей.

Она должна включать:

1. Научно-обоснованную, духовно и нравственно ориентированную программу полового воспитания.

2. Культуру семьи и семейных отношений, включая проблемы профилактики деструктивных семейных отношений, в том числе - созависимости.

3. Возрастную психологию и педагогику (начиная с психологической и педогогической подготовки к созданию семьи, выполнению супружеских обязанностей, родительству, а так же психологию и педагогику от пренатальной до вопросов автономии и самостоятельности взрослеющих детей, т.е. юношества).

Однако прежде чем приступить к анализу профилактических программ, необходимо еще уточнить понятийный аппарат.

Прежде всего, определим, что мы вкладываем в понятие духовно- нравственное воспитание Вос- питание, т. е. питание верхних структур человека-души и духа.

Тело - определяет биофизический уровень жизни человека, предназначено для выживания в земных условиях, в биосфере. Все психофизические и вегетативные процессы, инстинктивные потребности и влечения, деятельностная активность и волевая импульсивность как таковая относятся к телесной стороне жизнедеятельности человека. Этот уровень жизни человека во многом имеет сходство с жизнью животных, почему и возникла ошибочная гипотеза происхождения человека от обезьяны. 

Душа - это социально-психологический уровень устроения человека. Он включает индивидуально-личностные свойства и особенности индивидуума. Уникальность каждого человека определяется неповторимостью его личностных качеств; характером взаимодействия со значимыми старшими в раннем детстве, отрочестве и юности; а также теми конкретными условиями среды, которые складываются у каждого из нас в тот или иной исторический период. Вариативность формирования своеобразия личности бесконечно велика, поэтому все мы неповторимы.

Душевный уровень - это прежде всего уровень межличностных отношений, на основе которых и формируется нрав личности, его собственная нравственность, т.е. те привычки и навыки взаимодействия с другими людьми, которые лично ему нравятся, и которые определяют его характер. Законы душевного устроения жизни человека как результата межличностных отношений непреложны, они объективны, имеют свою этапность, механизмы и содержание.

Дух - это экзистенциальный, смысловой, ценностный уровень жизни личности. Духовность относится к родовым определениям собственно человеческого способа жизни.

Святитель Игнатий Брянчанинов называет дух "словесной частью души". Дух есть то, что связывает отдельную личность со всем человеческим родом во всей развертке его культурного и исторического бытия

Духовность придает смысл жизни отдельному человеку; в ней он ищет и находит ответы на вопросы: зачем он живет, каково его назначение, что есть добро и зло, истина и заблуждение, красивое и безобразное. Нравственность также есть одно из измерений духовности человека, осуществляющаяся на грани бытийных и трансцендентных возможностей человека. Духовный уровень - уровень постижения себя, мира, Бога.

Телесная, душевная и духовная стороны жизни личности имеют иерархическую соподчиненность.

Тело человеческое мы видим сразу, его возможности в основном определяются психофизическими, материальными параметрами. Душу человека можно увидеть, но только отчасти - в тех проявлениях характера другого, которые открываются в его эмоциях, способностях, общении и деятельности. Дух же невидим вообще, но именно Дух играет главенствующую роль, так как ценностные ориентации человека и определяют весь строй его жизни.

Каждый из трёх уровней имеет полярность векторной направленности. Эта векторная направленность исходит из двух позиционных структур личности: ядра-Совести и ядра-Эго-влечений.

Личностная позиция - это устойчивая система отношений человека к действительности, проявляемая в соответственном поведении и поступках.

Каждой личности от рождения приданы и ядро- Совести, и ядро-Эго-влечений. В процессе воспитания та или иная позиционная структура развивается и становится доминирующей в личности.

Позиционная структура Совести как основание личности направлена на позитивное созидание, носит характер служения, реализует нравственный самоконтроль.

Совесть - это глас Божий в человеке, т.е. иррационально закрепленные в личности Божественные смыслы, заключенные в лексических понятиях, это то что начертал на скрижалях нашего сердца Бог.

Совесть - это соединенность, согласованность с Божественным откровением, с Божественной вестью. Благодаря Совести человек может превосходить собственную материальную ограниченность, потому что духовно-нравственные поступки предназначены для бесконечного исторического ряда, устремлены в Вечность бытия. Это тот критерий по которому человек определяет добро и зло в своих мыслях, словах, поступках и отношениях.

Позиционная структура Эго-влечений как основание личности определяет склонность человека к злу, к греху; направлена на самоудовлетворение своекорыстных мотивов; носит деструктивный характер удовлетворения собственных потребностей безотносительно интересов других людей.

Эго-влечения часто принимают форму самоублажения телесной плоти человека, его низшего, животного уровня, поиска материального комфорта и выгоды. Такая позиция формируется у человека при "низ- питании", а не при воспитании и современная массовая культура насилует и извращает истинную природу человека по сути не давая ему возможности стать личностью. Возможность трансцендентирования недоступна позиционному образованию Эго-влечений. Эго-влечения - это иррациональная устремленность к самоутверждению себя в земном отрезке бытия.

Ключевым содержанием развития какой-либо позиционной структуры в человеке является его отношение к другому.

Исходя из позиционной структуры ядра-Совести, другой - является самоценностью.

Как Бог есть человеколюбец, так и личность, живущая погруженностью в образы Совести, обращена к другому( не случайно слово "друг" и "другой" однокоренные слова). "Я" - есть средство жертвенного служения, исполнения своего предназначения, своего долга.

Исходя из позиционной структуры ядра-Эго-влечений, "Я" - есть самоценность; другой - средство достижений своекорыстных целей. Себялюбие и полная концентрация на собственном "Я" погружает личность в образы Эго-влечений.

Различают восемь основных образов Совести и восемь основных образов Эго-влечений.

Эго-влечения Совесть

Гордыня Любовь

Тщеславие Смирение

Чревоугодие Воздержание

Блуд Целомудрие

Гнев Кротость

Сребролюбие Милосердие

Печаль Трезвение

Уныние Трудолюбие

Состояние нравственного выбора есть нулевая точка личностной позиции. Человеческая воля как деятельностная активность не имеет содержательного образа действий, и в момент свободного выбора обращается либо к позиционной структуре Совести, либо к позиционной структуре Эго-влечений, к страстям.

Эта позиционная направленность и образует позитивную (по Совести) и негативную (по Эго-влечениям) векторную направленность каждого уровня личности.

Позитивная направленность воли к Совести на уровне тела ведет к Жизни, а негативная - к Смерти.

Если рассматривать душевный уровень жизни - человеческие отношения, - то отношения, направленные к Совести, достигают Любви, а страстные, эгоцентричные отношения приводят к одиночеству, пустоте.

Одиночество может проявляться в разной степени: я никому не нужен → мне никто не нужен → я сам себе не нужен.

На духовном уровне движение человеческой воли к Совести приводит человека к Истине, а противоположная уклоненность - к Эго-влечениям - ведет его ко Лжи.

Таким образом, жизнь человека по страстям, ведет его к смерти, одиночеству и лжи, а наркотики, зависимость от деструктивных культов, деструктивного сексуального поведения, созависимость, лудомания, суицид - "орудия" смерти.

Жизнь же человека по совести ведет его к жизни, любви и истине. Педагог, видя поступки ребенка, должен понимать, где, на какой духовно-нравственной территории, он обитает своим телом, душой и духом: в демоническом пространстве или в Божественном?

Педагогическая деятельность есть обучение ребенка навыку обращения Свободной Волей к образам действия по Совести в конкретных жизненных ситуациях. Если такого обучения нет, то ребенок, по своей телесно-животной организации, непременно будет склонен к греху, к поступкам по Эго-влечениям. Максимально раздвигать границы пространства Совести, направлять поступки в сторону созидания, а не страстей - вот главная цель собственно педагогического действия.

Размышляя над проблемами духовно - нравственного воспитания детей, Ш. А, Амонашвилли пишет: "В душе и сердце ребенка должны быть посеяны: светлые мысли, образы и мечтания - чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию, ответственность за свои мысли, слова и поступки, устремленность к благу, мужество и бесстрашие, чувство заботы и сострадания, радости и восхищения, сознания жизни, смерти и бессмертия..." В этих словах известного педагога названы основные цели духовно - нравственного воспитания, которые отражают всю сложность и трудность данной деятельности.

Они обусловлены, во-первых, отсутствием единства во взглядах педагогов на понятие "духовно-нравственное воспитание", во-вторых, недостаточной изученностью духовно-нравственного развития подростков и молодежи, в-третьих, особой зависимостью результативности используемых методов воспитания от личного осмысления ценностей педагогом, от его умения строить диалог, сопереживать своему воспитаннику.

Понятие "духовно-нравственное воспитание" в современной педагогической и психолгической литературе не имеет точного толкования, т.к. существуют различные подходы к определению природы самой духовности.

Духовность рассматривают и как результат приобщения личности к общечеловеческим ценностям, духовной культуре, и как психическое состояние человека в моменты интеллектуальных озарений, разрешения нравственно трудных конфликтов, опасных для жизни ситуаций, и как способность к саморазвитию, созданию собственного внутреннего мира, как божественное откровение, и как попытку найти высший смысл своего существования, соотнести свою ограниченную во времени жизнь с непреходящими ценностями, с вечностью, Богом.

Все эти подходы верны и неверны одновременно. Верны, потому что духовность действительно имеет своё отражение и в творческом вдохновении непреходящих шедевров, и в высоком устремлении идейных порывов личности, и в принципах социального благоденствия, опирающихся на общечеловеческие нравственные нормы и ценности.

Неверность же широко распространенной в настоящее время трактовки этого термина заключается в том, что понятие "духовность" рассматривается в рамках секуляризованной культуры, которая, обособившись от христианства и духовного наследмя других традиционных конфессий, утверждает миросозерцание без Богосозерцания.

Духовность как понятие все более и более закреплялось вне религиозных представлений, т.е. лишалось своей феноменологической сущности, ибо только Бог есть Дух, и всё от Него исходящее есть духовность.

Научно-технический прогресс до такой степени изменил строение, интересы, вкусы и потребности человеческой души, что христианская Церковь (хранительница христианского учения) стала восприниматься как утратившая авторитет человековедческая структура общества, а христианство - как непрактическая идеология.

Вследствие этого "человек нового европейского уклада души все более отчуждается от вечных истин христианства, разучается созерцать их, привыкает обходиться без них, религиозно мертвеет, умственно и нравственно вырождается и идет навстречу невиданному еще в истории человечества культурному кризису" (Ильин И.А.. Основы христианской культуры. __ 1937. Т.1. С. 287).

Современное время философы называют "глобальным кризисом", "эпохой дегуманизации", т.е. расчеловечиванием в человеке человеческого.

В. Франкл называл это коллективным неврозом XX века, который характеризуется ощущением бессмысленности жизни, фаталистическими установками, стремлением человека жить сегодняшним днём, что и влечет за собой глубокое разочарование, депрессии, рост психических и духовных заболеваний, преступности.

Выражаясь философским языком, человек оказывается отчужденным от мира и от своей собственной человеческой сущности.

На языке христианства это называется отпадением от Бога. Атеистический анархизм, отрицающий издревле существующее покровительство Бога над человеком, выдвинул тезис: верить в Бога глупо и вредно! (Вот уж воистину - дерзость и безумие!).

За последние века человечество оскудело внутренним, духовным опытом и прилепилось к внешнему, чувственному опыту.

Утрата веры, может быть, и не глупость, но большое несчастье.
Обращенность к чувственному, внешнему, материальному опыту и отвращенность от нечувственного, внутреннего, духовного опыта определили душевный и умственный уклад современного человечества, устремленного к самодовольному утилитаризму, почитающего корыстолюбие и пошлость, восхищающегося жестокостью и вседозволенностью. ,Трагедия отчуждения, отпадания человека от самого себя остро ощущалась во все времена.

Памятен эпизод из истории древней Эллады, когда философ Диоген пришел днем на рыночную площадь с зажженным фонарем. Удивленным жителям он объяснил: "ищу человека".

Известный психолог А.Н. Леонтьев однажды заметил, что самое опасное сейчас - "обнищание души при увеличении информации". В результате мы рискуем получить человека с большой головой и маленьким сердцем.

По мнению Э. Фромма, увеличение материальных благ и комфорта, постоянная погоня за навязываемыми модой и рекламой вещами, делает из человека потребителя, постепенно теряющего собственное "Я".

Человек чувствует, что жизнь его бессмысленна, часто не осознавая это. Современный мир уничтожает известную дилемму Э. Фромма; "БЫТЬ или. ИМЕТЬ?!", и практически лишает человека выбора и свободы, навязывая ему лишь одну "ипостась" - иметь.

Митрополит Антоний Сурожский приводит поразительный пример духовно мертвой жиэни потерявшего себя человека: "Ученый, творчески одаренный человек умер; его схоронили. У него был сын в сумасшедшем доме, юноша, не достигший еще двадцати лет. Его мать сообщила ему о смерти отца. Он рассмеялся и ответил: неправда! Он не мог умереть!"

Истощивши все свои объяснения, мать привела его ко мне, что бы я ему растолковал, что его отец на самом деле умер.

Прежде, чем сказать ему что- либо, я спросил юношу: "Почему ты думаешь, что твой отец не умер, когда свидетели его смерти тебе говорят, что он умер; люди, видевшие его мертвое тело, принявшие участие в его похоронах, видевшие, как гроб опустили в землю и закапали землей? Почему же ты отрицаешь его смерть?" "Потому что, - ответил он, -что он никогда не жил и, значит, не мог умереть..."

И он мне растолковал, что его отец существовал только привязанностью к автомобилю, к телевизору, к своей коллекции драгоценных камней к своим книгам. "Пока эти вещи существуют, говорит этот мальчик,- мой отец живой или такой же мертвый, каким он был раньше..."

Дальше Владыка Антоний добавляет: "Так выразиться мог только юноша, потерявший привычку мыслить, как бы мы сказали, "разумно", т.е. по - земному; но он видел вещи такими, какие они на самом деле есть.
Этот человек, его отец, не жил: он отражал окружающую действительность, зажигался каким-то интересом, но переживание не жизнь; это мгновенное событие, которое уходит, как свеча гаснет...Как мы похожи на него! Он укоренился в земле; его единственные интересы были земные...в нем человека не осталось, потому что он весь ушел в предметы. И вот перед каждым из нас стоит тот же вопрос: я существую? Есть во мне кто-то или во мне пустота?...Есть ли во мне что- либо, что может войти в вечность?"

Наркомания- это медленное самоубийство, уход человека из жизни земной, попытка удовлетворения трансцендентальной потребности человека путем его демонизации .

Известная врач И. В.Мельникова, исповедующая целостный подход к лечению больных, успешно помогающая и наркозависимым, как-то сказала автору этих строк: "Если перевести на язык медицины, то наркомания это онкология духа. Нарушение обменных процессов на уровне клетки "врачуется" словом, отсюда необъяснимые с точки зрения светской медицины "чудеса" в исцелении наркозависимых".

В соответствии с действующим законодательством и сложившейся практикой, концепция правомерно выделяет три направления и уровня духовно-нравственного воспитания: светское (культурологическое) в государственных муниципальных образовательных учреждениях, церковное (религиозное) в конфессиональных образовательных учреждениях и семейное с присущими ему специфическими задачами.

Наши программы предназначены для государственных муниципальных образовательных учреждений и, следовательно, по своему направлению является светским, хотя будет лукавством, если не скажем, что мы понимаем под духовностью, объясняя концептуальные подходы к профилактике.

Но в рамках светского образования мы говорим с нашими учениками и студентами прежде всего о духовности как о нравственности, организуем экзистенциальный диалог, пробуждая их духовное "Я" , но заставить их любить и верить не возможно, т.к.это интимное пространство их души.

"НЕ НАВРЕДИ!",- во главный принцип профилактики зависимостей среди детей и молодежи.

В соответствии со ст.14 Закона РФ "Об образовании", которая включает в себя требование интеграции личности в систему мировой и национальной культуры, наши программы включают духовный и нравственный опыт православия, тысячелетний опыт российской культуры и в них не делается упор на религиозную направленность.

Мы понимаем под духовно-нравственным воспитанием приобщение человека к духовно-нравственным ценностям, воспитание готовности к их усвоению и способности создавать свой духовный мир.

Противники духовно-нравственного воспитания часто приводят один и тот же аргумент в защиту своей точки зрения: дескать, у нас в России существуют различные конфессии и поэтому духовно ориентированные программы ущемляют религиозные чувства людей исповедующих другие религии".

Но, во-первых, наши программы, как мы сказали выше, - светские, культурологические, а православие и русский язык являются культурообразующими в России.

Во-вторых, нравственные законы, по которым живут все народы России, не противоречат друг другу и поэтому все традиционные конфессии поддерживают работу по нравственному оздоровлению общества, по противодействию и защите наших детей и молодежи от деструктивного воздействия безнравственных бездуховных субкультур.

В-третьих, мы считаем, что духовная культура и традиции всех российских народов, их взаимообогащение и объединение против крупномасштабной информационной агрессии по отношению к России, ее будущему - залог победы здоровых сил российского общества над силами зла. Против духовного роста россиян выступают только бес-духовные силы, а не верующие, пусть они и принадлежат к разным религиозным конфессиям. Понимают важность такой воспитательной работы, и люди не религиозные, но нравственные, верящие в идеалы добра, свободы, справедливости, т. е. в человеческое в человеке.

Поэтому, на наш взгляд, необходимо учить детей, подростков, и молодежь уважению, терпимости, братской любви к людям другой национальности, расы и религии. А иначе - какие же мы христиане, где наше духовное и нравственное здоровье, если в сердце у нас живет не любовь и милосердие, а гордыня и ненависть?!

Ценностно-смысловой подход в профилактике зависимостей позволяет человеку полностью реализовать свою природу и предназначение, обрести истинный смысл жизни и эффективно разрешить внутриличностные конфликты (духовные, психологические и социальные), не прибегая к каким-либо психоактивным веществам или их заменителей.

В православной традиции под духовно-нравственным пространством понимают позиционно-уровневую структуру личности, включающую все аспекты жизнедеятельности человека. Эта жизнедеятельность имеет духовно-душевно-телесную организацию, устроение которой зависит от приоритета позиционного выбора личности.

Поэтому цель воспитания с точки зрения православной традиции двуедина:

  1. Воспитание гражданина Отечества.
  2. Воспитание "гражданина Царствия Небесного.

Человек стремится не только к развитию, но и к духовному становлению. Он предчувствует, что истинное человеческое бытие - именно на пересечении горизонтальной и вертикальной составляющих его жизни.

Точка соединения - крест - есть место реальной жизни человека. В момент пересечения линий развития и духовного становления человек совершает поступки. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, плотское и духовное - и есть крестная ноша каждого человека, призванного в этот мир. Только человек, живущий в соответствии с высшими духовными и нравственными ценностями, может жить полноценной земной жизнью и быть достойным сыном своего Отечества, гражданином и патриотом.

Бывает так, что лучше поэта о сложном никто сказать не может.

Вот так точно об этом говорит Тютчев: "О, вещая душа моя! О, сердце, полное тревоги, о, как ты бьешься на пороге! Как бы двойного бытия!"

Ведущие отечественные психологи считают, что человек (чело - разум, век - вечность) в своем развитии проходит ряд этапов. В основе этого движения, его стержнем является ценностно-смысловая направленность личности.

Теория смысловых уровней.

Автор: Б.С. Братусь

Теория интегральной периодизации.

Автор: В.И. Слободчиков

1. Предличностный

1. Стадия оживления

2. Эгоцентрический

2. Одушевление

3. Группоцентрический

3. Персонализация

4. Гуманистический

4. Индивидуализация

5. Духовный

5. Универсализация

 

Все эти уровни существуют у человека в потенции, в возможности, а в процессе жизни они должны присваиваться. Процесс генезиса смысловых уровней есть процесс присвоения личностью своей души. Стремление человека к развитию по вертикали, к духовному - норма для человека, а нарушение подобного хода развития ведет к серьезным личностным аномалиям, утрате ее полноты. Об этом писали Л.С. Выготский., С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, А.А. Ухтомский, В. Франкл и др.

Диакон А. Кураев пишет, развивая теорию В. Франкла, что если личность не сможет исполнить своей миссии, то миру явится не полнота, ущербность. И прежде чем обжиться, необходимо очеловечиться.

"Так что давайте изучать не калек, - писал А. Маслоу, а наибольшее, какое сможем найти, приближение к целостному, здоровому человеку. Мы найдем у таких людей качественные отличия - другую систему мотивации, другие эмоции и ценности, другое мышление и восприятие. В некотором смысле только святые представляют собой человечество". Именно такой путь является для человека нормой, целью, идеалом.

Святость - вот идеал, данный человеку в этой жизни, одновременно достижимый и недостижимый.

Недостижимый в своей полноте, так как святость не ограничена объективным уровнем, и достижимый для конкретного человека в соответствии с его мерой и возможностями. Святость задает особую норму жизни человека. Нормой становится его постоянный рост, постоянное развитие или, по словам Зинченко "развитие нормы". Показателем развития является сам человек - то, как он меняется по сравнению с самим собой. Это уже не только развитие как "организма", а личная история человека, которая вплетается в историю человечества.

Духовно-нравственное воспитание есть, во-первых, развитие человека по горизонтали, т.е. в соответствии с нравственными ценностями или вопреки им. Здесь возможны два пути, два типа взаимоотношений: любовь или манипуляция.

Первый путь исходит из следующих посылов:
- Мера любви к себе в православной традиции определяется мерой любви к ближнему, т.е. к другому человеку, в том числе иноверцу, обижающему нас.
- Кем или чем является другой человек: ценностью, целью или средством.
- Что я взращиваю в себе: добродетели или пороки?
-Сила моей личности определяется способностью устоять в добре и истине, милосердии, целомудрии, мире. Именно такой человек называется кротким, т.к. сила его любви - есть короткий путь к другому человеку, ко всему миру. Когда человек соблюдает духовные и нравственные законы, обретает мир покой и радость в душе, он достигает и физического, телесного здоровья. Этот неоспоримый факт признает сейчас и наука и медицина в том числе, хотя для наших предков эта истина была законом жизни.

Второй путь - манипулятивный, где другой человек для меня не личность, а объект особого рода, вещь, средство для достижения денег или власти.Манипуляция - это скрытое воздействие, факт, который не должен быть замечен объектом манипуляции, равно как и истинная цель манипулятора. Манипуляция не только побуждает человека находиться под таким воздействием, делать то, чего желают другие, но и заставляет его хотеть сделать это.

Однако, лицемеря и обманывая других, человек разрушает себя, свою жизнь, обрекает себя на пустоту и одиночество, теряет Лик. Как сказано в одном из стихотворений Евгения Евтушенко: "актерствуя лихо, неужто ты стал подлецом, надетые лица, неужто вы стали лицом?!" Когда человек живет вопреки голосу своей совести, а зависть, тщеславие, блуд, гнев, жадность становятся его личинами, он превращается в жалкого раба, пусть даже и обладая всей властью и сокровищами мира сего.
Нравственное здоровье человека определяется мерой любви к другому.

Схематично наши рассуждения можно представить следующим образом.

БОГ

Духовность как святость возрастание в добродетелях, восстановление целостности, свойственной нашим праотцам, здоровья, свободы, любви. Духовным центром "Я" личности вновь становится божественная благодать. Победа духа над плотью. Свобода от страстей. БОГОПОДОБИЕ. ЖИЗНЬ. Нравственность

Диавол

С точки зрения православной традиции застревание человека и его жизненная устремленность на предличностном и эгоистическом уровне, делает его "свято место" пустым и заполняется плотским или демоническим содержанием. Наркомания - подчинение человека демоническим духовным силам, трагический эрзац духовности. Этот взгляд на закономерности нормального развития человека, как мы указывали выше, разделяют ведущие психологи.

Попрание духовных и нравственных заповедей своего народа, разрушает человеческую личность, приводит к неврозу, депрессии, вторичному иммунодефициту и служит предпосылкой его девиаций, в том числе и аддитивного поведения.

Известные детские психологи И. Я. Медведева и Т. Л. Шишова, успешно применяющие свой авторский метод "психоэлевации" в лечении детских неврозов, утверждают, что одной из основных неврозообразующих причин является конфликт между генетически передаваемой родовой памятью или "архитипом", как бы сказал К. Юнг, и агрессивно навязываемые нам массовой культурой, чуждые российскому мироустроению, западные ценности (см: Медведева И. Шишова Т. "Дети нашего времени" Москва, 2003).

Истоки детских неврозов коренятся в утрате возвышенных идеалов, патетике героизма, свойственных российской культуре. Само происхождение слова "культура" означает культ- ура, что в переводе с церковно- славянского означает свет, правда, истина. Наши воины, защищая свою Отчизну, кричат в бою: "УРА!", призывая на помощь силы света, правды и истины.

Дело в том, что в подростковом возрасте дети отчаянно нуждаются в возможности проявить свой героизм, социальную значимость для обретения смысла жизни и своей роли в мире. Прагматизм, индивидуализм, приземленность западных ценностей, несоответствие природе души российского человека, провоцирует бессознательный протест и желание некоторой части подростков удовлетворения героических стремлений деструктивными способами: приемом наркотиков, участием в криминальных сообществах и т.п..

Большинство западных технологий профилактики ПАВ и ВИЧ/СПИДа противоречат российскому мировосприятию, кроме того, они " раскачивают" и культивируют эгоистические, гедонистические, сугубо плотские ценности у наших детей, обесценивают традиционные российские ценности, необходимые для здоровья человека: стыдливость, целомудрие, доброту, щедрость, милосердие, кротость, жертвенность, патриотизм, все то, что собственно и делает его Человеком и приближает к святости.

Зачастую западные технологии формируют и запускают механизм зависимостей, а не профилактируют, поощряют грех, а не возвышают его на уровень добродетели (в соответствии со святоотеческим учением, грех есть извращенная добродетель), на чем основан метод "психоэлевации".

Вместо воспитания, происходит "низ-питание", отчуждение истинного в человеке, способствуя наркотизации, алкоголизации и росту суицидов.

Анализируя причины наркотизации и алкоголизации детей и молодежи иеромонах Анатолий Берестов, руководитель Душепопечительского Центра святого Иоанна Кронштадтского, доктор медицинских наук, говорит, что "непризнание государством и обществом роли религиозной духовности в психологическом, морально-этическом, культурном и интеллектуально-образовательном отношении в воспитании приводит общество к вырождению и вымиранию".

На сколько это важно, свидетельствует статистика Центра: с августа 1998 г. по настоящее время через Центр прошло 3500 человек, среди них детей из традиционно-верующих семей было всего 5 человек. Это всего лишь 0,013%!

Наш собственный десятилетний консультативный и реабилитационный опыт психологической помощи наркозависимым и созависимым также свидетельствует: из 500 семей, обратившихся с 1986 по 2006гг к специалистам Областной общественной организации "Родители за будущее без наркотиков", не было ни одной традиционно верующей семьи, зато были профессорские, учительские, адвокатские и другие семьи, а наркоманами становились и золотые медалисты, и чемпионы Европы, и общественные деятели.

Все это мы написали лишь для того, что бы каждый родитель и педагог знал, где и в чем главная защита от деструктивной зависимости наших детей. И уж если из такой беды и пропасти как наркомания вызволяет вера, то, может быть, не стоит сопротивляться духовному пробуждению и росту наших детей.

Всегда помните: "СВЯТО МЕСТО ПУСТО НЕ БЫВАЕТ", так пусть в нем живет любящий БОГ, а не какая-нибудь нечисть.



Старый стиль 5Июль вторник Новый стиль) 18Июль Седмица 7-я по Пятидесятнице. Глас 5. Поста нет. Совершается служба с полиелеемПрп. Афанасия Афонского (1000). Совершается служба со славословиемОбретение честных мощей прп. Сергия, игумена Радонежского (1422). Мцц. Анны и Кириллы (304). Прп. Лампада Иринопольского (X). Сщмч. Геннадия пресвитера (1918). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрмцц. вел. кн. Елисаветы и инокини Варвары (1918). Прп. Агапита исп (1936). Иконы Божией Матери, именуемой "Экономисса". Евангельские ЧтенияУтр. - Мф., 43 зач., XI, 27-30. Лит. - 1 Кор., 136 зач., VI, 20 - VII, 12. Мф., 57 зач., XIV, 1-13. Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17-23. Прмц.: 2 Кор., 181 зач., VI, 1-10. Мф., 62 зач., XV, 21-28 .* Чтения прмц. вел. кн. Елисаветы читаются, если ей совершается служба. Cлужба прп. Афанасия Афонского может быть перенесена на 6/19 июля. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Мф. 14, 1-13). Дошел слух о делах Господа до Ирода; он при этом тотчас и заключил: это Иоанн воскрес. Мало ли что можно было при этом подумать! А между тем он ни о ком не подумал, как только об Иоанне. Кто же это дал такое направление его мыслям? Совесть. От нее не спрячешь бессовестных дел, суда ее ничем нельзя поправить. Обезглавливая Иоанна, Ирод присваивал себе право на то, и другие не отрицали такого права, а совесть заговорила свое, и речей ее не мог он заглушить ничем. Вот ему и видится Иоанн. Сколько знаем мы подобных сказаний, что совесть преследует грешника и живописует ему предмет и дело греха так, что он видит их даже вне! Стало быть, есть в нас голос, который мы должны признать не нашим голосом. Чьим же? Божиим. От кого естество наше, от того и голос. Если он Божий, то должно его слушать, ибо тварь не смеет поперечить Творцу. Голос этот говорит, что есть Бог, что мы от Него состоим в полной зависимости и потому не можем не питать в себе благоговейного страха Божия; имея же его, мы должны исполнять волю Божию, которую совесть и указывает. Все это составляет слово Божие, написанное в естестве нашем, читаемое и предлагаемое нам, и мы видим, что люди всех времен и всех стран слышат это слово и внимают ему. Повсюду веруют в Бога, повсюду слушают совесть и чают будущей жизни. Это только ныне как-то в моду вошло не признавать этих истин. Так поступают натуралисты, по-русски - естественники; значит, естественники проповедуют противоестественное учение. Молитвы Тропарь преподобного Афанасия Афонскогоглас 3Еже во плоти житию твоему/ удивишася ангельстии чини:/ како с телом к невидимым сплетением изшел еси, приснославне,/ и уязвил еси демонские полки./ Отонудуже, Афанасие,/ Христос тебе воздаде богатыми дарованьми,/ сего ради, отче, моли/ спастися душам нашим. Кондак преподобного Афанасия Афонскогоглас 8Яко невещественных существ зрителя изрядна/ и деятельна сказателя всеистинна,/ взывает тя стадо твое, Богоглагольниче:/ не оскудей, моля о рабех твоих,/ избавитися напастей и обхождений, вопиющим ти:/ радуйся, отче Афанасие. Тропарь общий преподобным Сергию и Никонуглас 8Яко трисветлаго солнца светозарный звезды,/ Троическим светом озаряете сердца верных,/ сосуда Света Пресвятыя Троицы явльшеся,/ и предивным вашим житием иноком бысте твердии законоположителие/ и церквам благолепие, и благоверным, и святителем, и всем людем,/ вся бо демонския скверны отгнавше отсюду/ вашими чистыми учении и делы,/ добре упасосте стадо, собранное вами,/ но и ныне молим вас:/ посещайте чад своих, яко имущий дерзновение ко Святей Троице,/ Богомудре Сергие с чудным учеником своим Никоном,/ и молите Христа Бога, да спасет души наша. Тропарь преподобнаго Сергияглас 8От юности восприял еси Христа в души твоей, преподобне,/ и паче всего вожделел еси мирскаго мятежа уклонитися,/ мужески в пустыню вселился еси/ и чада послушания в ней, плоды смирения, возрастил еси./ Тем быв Троице вселение,/ чудесы твоими всех просветил еси, приходящих к тебе верою,/ и исцеления всем подай обильно./ Отче наш Сергие, моли Христа Бога, да спасет души наша. Тропарь преподобного Сергияглас 8От юности восприял еси Христа в души твоей, преподобне,/ и паче всего вожделел еси мирскаго мятежа уклонитися:/ мужески в пустыню вселился еси/ и чада послушания в ней, плоды смирения, возрастил еси./ Тем, быв Троице вселение,/ чудесы твоими всех просветил еси, приходящих к тебе верою,/ и исцеления всем подая обильно.// Отче наш Сергие, моли Христа Бога, да спасет души наша. Ин тропарь преподобного Сергия, игумена Радонежскогоглас 4Днесь пресветло красуется царствующий град Москва,/ яко светолучными зарями, молниями чудес твоих осияемь,/ всю вселенную созывает/ похвалити тя, Богомудре Сергие;/ пречестная же и славная обитель твоя,/ юже во Имя Святыя Троицы многими труды твоими создал еси, отче,/ имущи в себе стада ученик твоих,/ веселия и радости исполняется./ Мы же, празднующе преславное обретение честных мощей твоих, в земли сокровенных,/ яко цвет благоуханен и кадило благовонно,/любезно я лобызающе, различная исцеления приемлем/ и твоими молитвами грехов прощения сподобляемся,/ отче преподобне Сергие,/ моли Святую Троицу/ спасти души наша. Кондак преподобного Сергияглас 8Днесь, яко солнце пресветло, возсиявше от земли,/ честныя мощи твоя нетленны обретошася,/ яко благоуханный цвет, множеством чудес сияюще,/ и всем верным источающе различная исцеления,/ и веселяще избранное твое стадо,/ еже мудре собрав, добре паствил еси./ О нихже и ныне Троице предстоиши, моляся,/ и воинству победительная на враги даровати,// да вси вопием ти: радуйся, Сергие богомудре. Ин кондак преподобного Сергия, игумена Радонежскогоглас 8Взирающе на предлежащий честный твой гроб,/ в немже скрыся, яко многоценное сокровище, святое трудолюбное твое тело чистоты,/ мы, чада твоя суще жалостная,/ в удивлении един со единем вещающе, вопием:/ отче наш Сергие, моли Святую Троицу/ и нам спастися, твоим чадом. Показать ещё молитвы Тропарь преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровныглас 1Смирением достоинство княжеское сокрывши, богомудрая Елисавето, сугубым служением Марфы и Марии Христа почтила еси. Милосердием, терпением и любовию себе предочистивши, яко жертва праведная Богу принеслася еси. Мы же, чтуще добродетельное житие и страдания твоя, яко истинную наставницу усердно просим тя: святая мученице великая княгине Елисавето, моли Христа Бога спасти и просветити души наша. Кондак преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровныглас 2Величие подвига веры кто повесть? Во глубине земли, яко в раи светлости, страстотерпица великая княгиня Елисавета со ангелы во псалмех и пениих радовашеся и, убиение претерпевающи, о безбожных мучителех взываше: Господи, прости им грех сей, не ведят бо, что творят. Тоя молитвами, Христе Боже, помилуй и спаси души наша. Ин кондак преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровныглас 5От славы царственныя, вземши Крест Христов, прешла еси к славе небесней, молящи врагов, и обрела еси радость вечную, святая мученице княгине Елисавето, с Варварою мученицею. Темже молим вас: молите о душах наших. Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Экономиссаглас 4Предстательство страшное и непостыдное,/ не презри, Благая, молитв наших,/ Всепетая Богородице, Милостивая верных Домостроительнице,/ утверди православных жительство,/ спаси страну нашу/ и всех православно живущих в ней защити,/ зане родила еси Бога, Едина Благословенная. Службы5 июля: Преподобного Афанасия Афонского. Обретение мощей преподобного Сергия Радонежского. 25 сентября: Преподобной Евфросинии Александрийской. Преставление преподобного Сергия, игумена Радонежского. Сайты приходов: Западно-Американская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Сан-Франциско Абаканская епархия:Домовый храм преподобного Сергия Радонежского при епархиальном управлении г. Абакан Алатырская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского с. Сурский Майдан Храм преподобного Сергия Радонежского с. Рындино Алтайская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Верх-Катунское Альметьевская епархия:Храм Сергия Радонежского пос. Актюбинский Анадырская и Чукотская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского с. Омолон Аргентинская и Южноамериканская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Порту Алегри Ардатовская епархия:Храм Сергия Радонежского пос. Тургенево Армавирская епархия:Храм Сергия Радонежского ст. Ярославская Храм прп. Сергия Радонежского г. Усть-Лабинск Арсеньевская епархия:Храм во имя прп. Сергия Радонежского с. Новосысоевка Архангельская епархия:Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь дер. Монастырь Храм в честь прп. Сергия Радонежского ст. Исакогорка Астанайская епархия:Храм во имя святого прп. Сергия Радонежского пос. Туймебаева (Ашыбулак) Астраханская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Астрахань Ахтубинская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Новоурусовка Балашовская епархия:Храм во имя прп. Сергия Радонежского с. Сплавнуха Храм Сергия Радонежского с. Бакуры Барнаульская епархия:Храм Серафима Саровского г. Горно-Алтайск Барышская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского с. Румянцево Бежецкая епархия:Храм Троицы Живоначальной пос. Рамешки Храм Александра Невского пос. Рамешки Белгородская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Малое Городище Храм прп. Сергия Радонежского г. Старый Оскол Храм Сергия Радонежского с. Мазикино Храм в честь иконы Божией Матери "Экономисса" с. Русская Березовка Белевская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Плавск Свято-Сергиевский храм с. Черкассы Берлинская и Германская епархия (РПЦЗ):Храм прп. Сергия Радонежского г. Бад Киссенген Берлинско-Германская епархия:Храм (домовой) прп. Сергия Радонежского г. Берлин Благовещенская и Тындинская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Тамбовка Храм прп. Сергия Радонежского с. Чигири Благочиние приходов Русской Православной Церкви в Швеции:Храм прп. Сергия Радонежского г. Стокгольм Боровичская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Пестово Храм Сергия Радонежского дер. Сутоки-Рядок Брянская епархия:Богородицкая Площанская мужская пустынь пос. Пчела Храм Сергия Радонежского при Епархиальном Архиерейском доме г. Брянск Храм в честь прп. Сергия Радонежского г. Дятьково Храм Сергия Радонежского пос. Радица-Крыловка Храм в честь прп. Сергия Радонежского с. Уты Будапештская и Венгерская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Будапешт Бузулукская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Сорочинск Храм прп. Сергия Радонежского пос. Володарский Храм прп. Сергия Радонежского пос. ВТК Храм прп. Сергия Радонежского с. Никифоровка Валуйская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского с. Малобыково Великолукская епархия:Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Столбушино Храм прп. Сергия Радонежского г. Пустошка Владивостокская епархия:Храм святого преподобного Сергия Радонежского г. Владивосток Владимирская епархия:Храм Иконы Божией Матери Казанская с. Усолье Храм Преподобного Сергия Радонежского с. Мало-Борисково Храм Иконы Божией Матери Казанская г. Лакинск Храм Серафима Саровского г. Курлово Храм Сергия Радонежского с. Жерехово Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Суздаль Волгоградская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Волгоград Храм Сергия Радонежского г. Волгоград Храм Сергия Радонежского г. Волгоград Волгодонская епархия:Храм Илии пророка г. Волгодонск Вологодская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Вологда Воронежская епархия:Храм во имя прп. Сергия Радонежского г. Воронеж Храм Успения Пресвятой Богородицы на Монастырщенке г. Воронеж Храм Богоявления Господня г. Воронеж Храм Сергия Радонежского с. Тресоруково Выборгская епархия:Храм Свт. Николая Мир Ликийских Чудотворца пос. им. Свердлова (Овцыно) Храм "Коневской" иконы Божией Матери пос. Саперное Храм прп. Сергия Радонежского г. Сертолово Храм-часовня прп. Сергия Радонежского г. Сертолово Храм св. вмч. Георгия Победоносца пос. Каменка Выксунская епархия:Храм в честь прп. Сергия Радонежского с. Левино Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Поздняково Храм во имя Святого Пророка Илии с. Филинское Храм в честь прп. Сергия Радонежского с. Верхняя Верея Вяземская епархия:Храм Богоявления Господня дер. Соколино Георгиевская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Нефтекумск Храм прп. Сергия Радонежского пос. Виноградный Гомельская епархия:Храм преподобного Сергия Радонежского г. Гомель Горловская епархия:Храм Сергия Радонежского пос. Ивановка Женский монастырь в честь прп. Сергия Радонежского с. Сергеевка Сергиевский храм г. Углегорск Губкинская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского с. Завидовка Храм прп. Сергия Радонежского с. Теребрено Днепропетровская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Днепропетровск Донецкая епархия:Женский скит в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" с. Богородичное Монастырь преподобного Сергия Радонежского г. Краматорск Храм Сергия Радонежского г. Харцызск Екатеринбургская епархия:Храм Сергия Радонежского и Елизаветы Фёдоровны г. Екатеринбург Храм Сергия Радонежского пос. Большой Исток Храм Сергия Радонежского пос. Сарга Екатеринодарская епархия:Храм преподобного Сергия Радонежского г. Туапсе Свято-Екатерининский кафедральный Собор г. Краснодар Храм Сергия Радонежского пос. Южный Елецкая епархия:Храм Казанской иконы Божией Матери с. Большие Извалы Запорожская епархия:Храм в честь Преподобного Сергия Радонежского с. Новотаврическое Иваново-Вознесенская епархия:Храм святых первоверховных Апостолов Петра и Павла дер. Стрелка Сергиева пустынь Введенского женского монастыря с. Стоянцево Храм в честь преподобного Сергия Радонежского с. Кунестино Иркутская епархия:Храм преподобного Сергия Радонежского г. Иркутск Искитимская епархия:Храм Сергия Радонежского ст. Безменово Йоханнесбургская и Преторийская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Йоханнесбург Казанская епархия:Храм Илии Пророка с. Ильинское Храм Троицы Живоначальной с. Усады Храм преподобного Сергия Радонежского с. Старое Дрожжаное Храм Сергия Радонежского с. Свияжск Свияжский Иоанно-Предтеченский монастырь с. Свияжск Храм Троицы Живоначальной с. Ямбухтино Храм Сергия Радонежского с. Малмыжка Храм Сергия Радонежского с. Нижний Услон Храм Сергия Радонежского с. Большая Акса Храм прп. Сергия Радонежского с. Большое Подберезье Храм Тихона, Патриарха Московского пос. Сидоровка Храм Александра Невского в Азино г. Казань Храм Сергия Радонежского г. Казань Храм Сергия Радонежского при Ложкинской богадельне г. Казань Каинская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Убинское Калининградская епархия:Храм Сергия Радонежского пос. Рыбачий Калужская епархия:Храм Николая Чудотворца с. Растворово Николо-Сергиевский храм с. Передоль Храм Николая Чудотворца с. Тарутино Храм Иоанна Предтечи г. Калуга Храм Сергия Радонежского пос. Мстихино Свято-Лаврентьев монастырь г. Калуга Богородицерождественская девичья пустынь с. Барятино Каменская епархия:Храм во имя св. прп. Сергия Радонежского Чудотворца пос. Асбестовский Храм свт. Николая Чудотворца с. Мезенское Карасукская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Довольное Храм во имя прп. Сергия Радонежского с. Табулга Касимовская епархия:Храм Благовещения Пресвятой Богородицы г. Касимов Храм Троицы Живоначальной г. Касимов Храм в честь прп. Сергия Радонежского с. Салтыково Храм Всех Святых пос. Елатьма Кемеровская епархия:Храм преподобного Сергия Радонежского с.Мохово Храм прп. Сергия Радонежского г. Ленинск-Кузнецкий Храм прп. Сергия Радонежского г. Киселевск Киевская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Киев Храм в честь преподобного Сергия Радонежского г. Киев Храм прп. Сергия Радонежского г. Киев Ставропигиальный женский монастырь в честь Анастасии Римляныни г. Житомир Храм прп. Сергия Радонежского в Дарницком р-не г. Киев Покровский женский монастырь г. Киев Кинельская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Чапаевск Кировоградская епархия:Храм преподобного Афанасия Афонского г. Кировоград Козельская епархия:Храм в честь прп. Сергия Радонежского г. Людиново Храм в честь прп. Сергия Радонежского с. Улемец Корсунская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского, прп. Серафима Саровского и мч. Викентия Сарагосского г. Милан Костомукшская епархия:Домовый храм в честь прп. Сергия Радонежского пос. Малиновая Варакка Костромская епархия:Храм в честь прп. Сергия Радонежского г. Кострома Храм Сергия Радонежского пос. Раслово Котласская епархия:Храм Спаса Нерукотворного Образа г. Сольвычегодск Красноярская епархия:Храм Сергия Радонежского в Бородино Храм Троицы Живоначальной г. Шарыпово Курганская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Лесниково Курская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Курск Храм Казанской иконы Божией Матери и Сергия Радонежского г. Курск Кызыльская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Шагонар Ливенская епархия:Свято-Сергиевский кафедральный собор г. Ливны Свято-Сергиевский Кафедральный собор г. Ливны Липецкая епархия:Храм Сергия Радонежского с. Волчье Храм Сергия Радонежского с. Липовка Луганская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Луганск Храм прп. Сергия Радонежского г. Луганск Лысковская и Лукояновская епархия:Храм в честь Пресвятой Живоначальной Троицы пос. Большое Мурашкино Магаданская и Синегорская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Магадан Мариинская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Топки Мелекесская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Артюшкино Митрополичий округ в республике Казахстан:Свято-Троицкий Усть-Каменогорский мужской монастырь г. Усть-Каменогорск Мичуринская епархия:Храм Сергия Радонежского пос. Первомайский Храм Иконы Божией Матери "Боголюбская" г. Мичуринск Храм Сергия Радонежского пос. Первомайский Могилевская и Мстиславская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского дер. Дашковка Московская епархия (городская):Подворье Патриарха Московского и всея Руси при храме преподобного Сергия Радонежского в Гольянове г. Москва Храм прп. Сергия Радонежского в Бусинове г. Москва Храм Явл. Божией Матери пр. Сергию Радонежскому при дет.дом слепоглухих г. Сергиев Посад Храм прп. Сергия Радонежского в Некрасовке Троицкий храм с. Новая Шурма Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах г. Москва Храм Сергия Радонежского с. Мергусово Преображенский храм пос. Лотошино Храм Преображения Господня в Тушине г. Москва Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Дмитров Храм иконы Божией Матери "Знамение" г. Москва Храм Николая Чудотворца с. Васютино Храм прп. Сергия Радонежского на Ходынском поле г. Москва Никольский храм пос. Серебряные Пруды Храм Сергия Радонежского с. Горы Храм Сергия Радонежского г. Луховицы Храм Сергия Радонежского г. Сергиев Посад Храм Успения Пресвятой Богородицы дер. Воинова Гора Храм Знамения иконы Божией Матери - на Шереметевом дворе г. Москва Храм Сергия Радонежского с. Дивноморское Сергиевский храм с. Могутово Никольский храм с. Дерюзино Храм Николая Чудотворца в Дербеневе г. Москва Храм свт. Николая Мирликийского в Кузнецах г. Москва Храм Троицы Живоначальной г. Озёры Храм прп. Сергия Радонежского пос. Зеленоградский Михаило-Архангельский храм с. Синьково Храм Петра и Павла в Лефортове г. Москва Храм свт. Николая Мирликийского с. Здехово Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры г. Москва Храм "Казанской" иконы Божией Матери с. Товарищево Храм "Влахернской" иконы Божией Матери в Кузьминках г. Москва Храм прп. Сергия Радонежского в Солнцево г. Москва Храм Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке г. Москва Храм Вознесения Господня за Серпуховскими воротами г. Москва Храм Сергия Радонежского пос. Плесково Храм Успения Пресвятой Богородицы в Путинках г. Москва Храм прп. Сергия Радонежского г. Зеленоград Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Мышкино Храм прп. Сергия Радонежского дер. Тарасово Храм прп. Сергия Радонежского в Бибиреве г. Москва Храм прп. Сергия Радонежского - при Специальной Средней Школе МВД г. Москва Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове г. Москва Храм Троицы Живоначальной пос. Филимонки Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове г. Москва Храм свт. Филиппа, митр. Московского г. Москва Собор Николая Чудотворца г. Москва Храм прп. Сергия Радонежского при Счетной Палате РФ г. Москва Храм прп. Сергия Радонежского в Крапивниках г. Москва Храм Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Ясеневе г. Москва Храм прп. Сергия Радонежского в Чертанове г. Москва Собор Московских Святых в Бибирево г. Москва Храм преподобного Сергия Радонежского в Тушине г. Москва Храм прп. Сергия Радонежского дер. Пронское Храмовый комплекс прп. Сергия Радонежского на Рязанке г. Москва Храм Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной) в Рогожской слободе г. Москва Храм свт. Николая Чудотворца в Отрадном г. Москва Храм свт. Николая Чудотворца в Подкопаях г. Москва Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Ерино Храм "Тихвинской" иконы Божией Матери в Алексеевском г. Москва Храм Троицы Живоначальной на Пятницком кладбище г. Москва Храм "Казанской" иконы Божией Матери в Теплом Стане г. Москва Московская епархия (областная):Троицкий храм с. Саввино Высоцкий мужской монастырь г. Серпухов Храм Иконы Божией Матери Знамение с. Холмы Сергиевский храм дер. Городково Владимирский храм дер. Маврино Храм преподобного Сергия Радонежского пос. Малаховка Димитрие-Солунский храм дер. Аксеново Храм Иконы Божией Матери Тихвинская г. Ногинск Ильинский храм дер. Лемешово Храм Иконы Божией Матери Знамение с. Старая Кашира Храм Владимирской иконы Божией Матери с. Никитское Храм Сергия Радонежского дер. Татищево Храм Троицы Живоначальной с. Троицкое Храм Покрова Пресвятой Богородицы г. Серпухов Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Ногинск Храм Преображения Господня в Саввино г. Железнодорожный Храм Сергия Радонежского пос. Кратово Храм Сретения Господня г. Дмитров Храм Преображения Господня пос. Нудоль Храм Иконы Божией Матери Смоленская дер. Воронино Сергиевский храм дер. Мисирево Храм Троицы Живоначальной с. Павлино (Троицком-Кайнарджи) Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Стромынь Храм Сергия Радонежского с. Новосергиево Храм Троицы Живоначальной с. Ивашево Троицкий храм с. Новлянское Тихвинский храм г. Ступино Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь г. Коломна Храм Успения Пресвятой Богородицы дер. Обухово Храм Троицы Живоначальной дер. Ольявидово Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Подчерково Вознесенский храм дер. Тархово Никольский храм с. Батюшково Храм преподобного Сергия Радонежского г. Долгопрудный Храм Сергия Радонежского с. Кишкино Храм преп. Сергия Радонежского дер. Зятьково Храм преподобного Сергия Радонежского с. Комягино Сергиевский храм пос. Нагорное Храм Сергия Радонежского дер. Веледниково Храм Сергия Радонежского дер. Воронино Храм преподобного Сергия Радонежского пос. Монолит Никольский храм с. Горки Крестильный храм прп. Сергия Радонежского г. Коломна Никольский храм г. Лосино-Петровский Успенский храм с. Большое Алексеевское Храм Иконы Божией Матери "Смоленская" дер. Бородино Храм Трех Святителей Великих дер. Драчево Храм Покрова Пресвятой Богородицы пос. Черкизово Храм Александра Невского г. Красноармейск Храм Иконы Божией Матери "Гребневская" г. Одинцово Храм преподобного Сергия и мученика Валентина на РКК "Энергия" г. Королев Храм Покрова Пресвятой Богородицы г. Руза Храм Сергия Радонежского с. Трубино Храм прп. Сергия Радонежского дер. Алмазово Храм Иконы Божией Матери "Гребневская" дер. Гребнево Храм Воскресения словущего дер. Волочаново Храм Преображения Господня г. Долгопрудный Храм иконы Божией Матери "Экономисса" пос. Северный Мукачевская епархия:Мужской монастырь в честь "Казанской" иконы Божией Матери с. Тишев Мурманская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Мурманск Архиерейское Свято-Феодоритовское Подворье г. Мурманск Храм Сергия Радонежского н/п. Белое Море Муромская епархия:Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Чаадаево Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Троицкое Татарово Находкинская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Сергеевка Кафедральный собор в честь Казанской иконы Божией Матери г. Находка Нижегородская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Волчиха Храм Святой Живоначальной Троицы в Копосове г. Нижний Новгород Благовещенский мужской монастырь г. Нижний Новгород Храм прп. Сергия Радонежского (Архиерейское подворье) г. Нижний Новгород Храм в честь Пресвятой Живоначальной Троицы с. Вторусское Храм в честь прп. Сергия Радонежского г. Дзержинск Храм во имя прп. Сергия Радонежского с. Тепелево Храм Сергия Радонежского пос. Выездное Храм Сергия Радонежского г. Бор Нижнетагильская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Нижний Тагил Николаевская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Николаев Новгородская епархия:Храм во имя прп. Сергия Радонежского дер. Большое Уклейно Новокузнецкая епархия:Храм прп.Сергия Радонежского при СибГИУ г. Новокузнецк Новосибирская епархия: Троице-Владимирский собор г. Новосибирск Храм Всех святых, в земле Российской просиявших г. Новосибирск Сергиево - Казанский храм пос. Краснообск Одесская епархия:Свято-Пантелеимоновский мужской монастырь г. Одесса Свято-Успенский мужской монастырь г. Одесса Омская епархия:Храм Рождества Христова и Сергия Радонежского пос. Крутая Горка Храм Сергия Радонежского и Никона Радонежского пос. Большие Поля Оренбургская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Оренбург Орловско-Болховская епархия:Храм преподобного Сергия Радонежского с. Кирово Городище Орская епархия:Храм святого преподобного Сергия Радонежского г. Новотроицк Отрадненская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Березовка Храм во имя преподобного Сергия Радонежского пос. Сергиевск Храм Сергия Радонежского с. Камышла Храм Сергия Радонежского с. Новоборский Пензенская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Владыкино Храм Сергия Радонежского с. Соловцовка Храм Сергия Радонежского с. Саловка Храм Сергия Радонежского с. Головинщино Храм Сергия Радонежского с. Шнаево Храм Сергия Радонежского пос. Саловка Храм прп. Сергия Радонежского г. Каменка Переславская епархия:Храм Преподобного Сергия Радонежского г. Переславль-Залесский Храм Георгия Победоносца с. Славитино Никольский женский монастырь г. Переславль-Залесский Николо-Сольбинский женский монастырь пос. Сольба Пермская епархия:Храм Сергия Радонежского д. Марково Песоченская епархия:Храм Сергия Радонежского дер. Чумазово Собор в честь святого благоверного князя Александра Невского г. Киров Петрозаводская епархия:Важеозерский Спасо-Преображенский мужской монастырь пос. Интерпоселок Петропавловская и Камчатская епархия:Храм в честь прп. Сергия Радонежского г. Петропавловск-Камчатский Петропавловско-Булаевская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Сергеевка Полтавская епархия:Храм Серафима Саровского г. Полтава Представительства:храм преподобного Сергия Радонежского на о. Чанг Псковская епархия:Храм преподобного Сергия Радонежского г. Псков Пятигорская епархия:Собор Покрова Пресвятой Богородицы г. Минеральные Воды Храм Сергия Радонежского п. Комсомолец Ржевская епархия:Храм Сергия Радонежского пос. Пено Россошанская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского с. Русская Буйловка Ростовская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Новочеркасск Храм в честь преподобного Сергия Радонежского г. Ростов-на-Дону Храм Преподобного Сергия Радонежского г. Таганрог Храм преподобного Сергия Радонесжкого г. Ростов-на-Дону Рыбинская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского с. Сергиевское Храм Святителя Николая пос. Радищево Борисоглебский монастырь пос. Борисоглебский Храм Андрея Стратилата дер. Коротылево Храм Сергия Радонежского с. Зубарево Храм Святой Троицы с. Горинское Храм Андрея Стратилата с. Андреевское Храм в честь Преподобного Сергия Радонежского с. Тимонино Рязанская епархия:Казанский женский монастырь г. Рязань Храм во имя преподобного Сергия Радонежского с. Агро-Пустынь Иоанно-Богословский храм с. Жокино Храм Покрова Пресвятой Богородицы г. Рязань Храм Николая Чудотворца с. Киселево Скит преподобного Сергия Радонежского. Подворье Данилова монастыря с. Михеи Храм Троицы Живоначальной с. Троица Салехардская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Ноябрьск Самарская епархия:Храм Троицы Живоначальной и Сергия Радонежского г. Самара Храм в честь святого преподобного Сергия Радонежского г. Самара Свято-Богородичный Казанский мужской монастырь с. Винновка Санкт-Петербургская епархия:Крестовоздвиженский Казачий собор г. Санкт-Петербург Храм Сергия Радонежского на Средней Рогатке г. Санкт-Петербург Храм Преображения Господня в Лесном г. Санкт-Петербург Храм св. прп. Сергия Радонежского г. Санкт-Петербург Храм прп. Сергия Радонежского в Царском Селе г. Пушкин Храм "Казанской" иконы Божией Матери г. Зеленогорск Храм прп. Сергия Радонежского пос. Песочный Храм иконы Божией Матери "Милующая" ('Достойно есть') в Галерной гавани г. Санкт-Петербург Храм в честь прп. Сергия Радонежского г. Санкт-Петербург Храм в честь св. прп. Сергия Радонежского г. Санкт-Петербург Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь г. Санкт-Петербург Храм прп. Сергия Радонежского г. Санкт-Петербург Спасо-Преображенский собор г. Санкт-Петербург Домовый храм прмц. Елисаветы Феодоровны г. Санкт-Петербург Домовая часовня-храм св. прмц. вел. кн. Елисаветы пос. Лахта Храм прпмч. вел. кн. Елизаветы на Светлановском пр-кте г. Санкт-Петербург Саратовская епархия:Свято-Сергиевский женский монастырь с. Алексеевка Храм Преподобного Сергия Радонежского с. Кошели Храм во имя прп. Сергия Радонежского пос. Юбилейный Храм прп. Сергия Радонежского пос. Сергиевский Северодонецкая епархия:Свято-Сергиевский мужской монастырь г. Кременная Североморская епархия:Храм преподобного Сергия Радонежского пос. Щукозеро Сердобская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Крутец Симбирская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского при гимназии г. Ульяновск Симферопольская епархия:Храм преп. Сергия Радонежского г. Севастополь Храм Сергия Радонежского с. Орлиное Скопинская епархия:Димитриевский мужской монастырь г. Скопин Николо-Бавыкинский мужской монастырь пос. Заря Свободы Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы с. Летники Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Липяги Храм Сергия Радонежского с. Новобокино Храм Сергия Радонежского с. Напольное Храм Сергия Радонежского с. Эммануиловка Храм Сергия Радонежского с. Новосергеевка Храм Николая Чудотворца р/пос. Сапожок Храм Николая Чудотворца с. Новое Еголдаево Смоленская епархия:Храм Сергия Радонежского пос. Стодолище Храм в честь преподобного Сергия Радонежского пос. Стодолище Храм Покрова Пресвятой Богородицы г. Демидов Соликамская епархия:Храм во имя прп. Сергия Радонежского г. Березники Средне-Американская епархия:Собор прп. Сергия Радонежского г. Парма Ставропигиальные монастыри РПЦ:Храм Сергия Радонежского пгт. Богородское Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь г. Kurem
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Rambler's Top100 «Сестры» Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.16108 c.