Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Методические материалы » Профилактика зависимостей » Для подготовки бесед, уроков и мероприятий » По профилактике алкогольной зависимости »

18.08.2018 | ИДЕИ ТРЕЗВОСТИ ЖИВУТ И ВДОХНОВЛЯЮТ. Газета православных трезвенников. № 6 (191) Август 2018 г.

20.07.2018 | ТРЕЗВОСТЬ — ОСНОВА ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ. Газета православных трезвенников № 5 (190) Июнь-июль 2018 г.

16.07.2018 | 15 ИЮЛЯ СОСТОЯЛОСЬ ОФИЦИАЛЬНОЕ ЗАКРЫТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СЛЕТА ТРЕЗВОСТИ И ЗДОРОВЬЯ "УРАЛ-2018"

14.07.2018 | Основные мероприятия Царских дней-2018 в Екатеринбурге

- -
- -
Методические материалы

- -  

АЛКОГОЛЬНЫЙ УРОН РЕГИОНОВ РОССИИ

Расширенный  реферат  книги  (136 с., 57 рис., 9 таблиц)


Александр Викентьевич Немцов, доктор медицинских наук,
Руководитель отдела Московского научно-исследовательского
института психиатрии МЗ РФ


Недавно было показано, что в последние десятилетия алкогольный  урон  России  составлял от 500 до 750  тысяч  человек  в год  (Немцов, 2001).  Задача настоящей работы (и книги) состояла в том, чтобы определить как этот урон распределяется по территории страны. Это значило  выявить регионы с самой тяжелой алкогольной ситуацией, т.к. смерть человека или популяционная смертность интегрирует качество и стиль жизни, включая алкогольный. Но прежде, чем ответ был получен, выяснилось большое неблагополучие государственной статистики смертности, связанной с алкоголем.

*          *          *
В настоящее время (2002 г.) в России 89 административных образований, разделенных на 7 Федеральных округов. Из-за  неполноты  данных  из  исследования  были  исключены  Республики  Алтай,  Ингушетия  и  Чеченская.  Исключались  также  все  автономные  округа,  которые  являются  составными  частями  областей.  Т.о.  было  обследовано  77  регионов.

Алкогольная смертность регионов исследована с 1990 г., т.к. в Госкомстате РФ считают нужным или возможным сохранять областные данные смертности только за десятилетие, предшествующее текущему. В результате очень важные для темы материалы 1980-1989 гг. были утрачены. Средние для России показатели охватили и это десятилетие.

Данные по смертности, как общероссийские, так и региональные, были получены Госкомстатом РФ, данные о заболеваемости алкогольными психозами - в Центре наркологии МЗ РФ (все на 100 000 населения; смерти при отравлении алкоголем - также  в виде абсолютных чисел).

*          *          *
Неблагополучие российской статистики потребовало нескольких логических конструкций, которые заполняли фактологические бреши. Было бы лучше, если бы в работе было меньше логики, а больше добротных данных. Но пришлось работать с той статистикой, которая только и существует в России. А дефекты ее многогранны.

Во-первых, в нашей стране далеко не все виды алкогольной патологии отражены в перечне диагнозов смерти. В результате этого многие виды алкогольной смертности "растворены" в более крупных классах смертей и таким образом недоступны для анализа.

Вторая особенность статистики состоит в том, что алкогольная смертность часто выступают под маской неалкогольных диагнозов. Это еще раз подтвердилось в начале антиалкогольной кампании, когда показатели почти всех видов смертности, включая сердечно-сосудистую, снизились соответственно снижению потребления алкоголя (рис. 1-а-б-в-г; все рисунки в конце реферата). Все эти классы смертей по сути дела включают в себя алкогольную смертность в виде непрямых алкогольных потерь (алкогольная патология как сопутствующее заболевание) или прямых - за счет фальсификации алкогольных диагнозов смерти, например, таких, как отравления алкоголем.

Региональная статистика этого вида смертности, которая обычно служит не единственным, но главным показателем тяжести алкогольных проблем, была особенно неточна: среди видов смертности, связанных с алкоголем, эта имела самую большую вариабельность по регионам (рис. 2), а также асимметрию распределения областных показателей за счет непропорционально большого числа очень малых значений.

Еще одна особенность статистики отравлений алкоголем в том, что она более чем в половине регионов не соответствовала заболеваемости алкогольными психозами, ни по динамике, ни по уровню: в большой части регионов отношение психозов к отравлениям нарастало по мере снижения смертности при отравлениях (рис. 3). Это противоречит природе двух явлений: все перенесшие психоз и большинство умерших от отравления алкоголем - больные алкоголизмом. Иначе говоря, и те, и другие рекрутируются почти из единой когорты населения, что предполагает относительную устойчивость пропорции и корреляцию этих видов заболеваемости и смертности. Такая корреляция наблюдалась в 44 областях из 77. В остальных 33 областях  корреляция отсутствовала, а отношение психозов к отравлениям колебалось от 0,02 (Республика Адыгея, 1993) до 64,6 (Еврейская АО; 1996).

Отношение психозов и отравлений были подвергнуты специальному анализу, который позволил определить реальное соотношение психозов и отравлений как 1,89:1,0 и некоторый разброс этого показателя (от 1,29  до 2,47). Это позволило скорректировать смертность при отравлениях по уровню заболеваемости психозами в большей части регионов России. Такая коррекция показала, что реальное количество смертельных отравлений алкоголем в стране в 1,65 раз больше против показателей государственной статистики, хотя официальные данные и без того огромны - 55,5 и 41,1 тысяч человек в 1994 и 2001. Т.о. более реалистичная оценка смертей при отравлении алкоголем составляет 91,5 и 67,6 тысячи человек или 62,4 и 47,0 на 100 000 тысяч населения соответственно.

Можно утверждать, что и эта оценка еще несколько занижена, т.к. не все благополучно и с регистрацией психозов: в ряде соседних областей наблюдалась двукратная разница в уровне заболеваемости. Однако несомненно, что алкогольные психозы регистрируются в целом значительно лучше, чем смертность при отравлениях алкоголем.

Главный источник ошибок при регистрации этих смертей кроется на самых первых этажах формирования статистических данных - в Бюро судебно-медицинской экспертизы, где происходит искажение диагнозов из-за нежелательных морально-этических и социальных последствий для родственников умерших.

Коррекция показателей смертности при отравлении алкоголем был лишь первым шагом на пути оценки суммарной алкогольной смертности в регионах. Предстояло еще  оценить вклад других классов смертей, обнаруживших связь с потреблением алкоголя. В отличие от отравлений алкоголем эти виды смертности связаны с потреблением не столь жестко, а только в какой-то своей части. Необходимо было  определить эту долю. Из-за отсутствия региональных показателей реального потребления алкоголя сделать это пришлось на основе соотношения средних для России показателей смертности и потребления алкоголя. Составленные на этой основе уравнения линейной регрессии позволили определить тангенсы наклона  линий регрессии. Эти тангенсы были пропорциональны степени связи того или другого вида смертности с потреблением алкоголя. При этом тангенс при отравлении алкоголем был принят за 100 %, остальные - в процентах от него.

Т.о., роль алкоголя в различных классах смертности выражалась в процентах, которые отражали долю смертей, в той или другой степени зависимых от алкоголя. По этому показателю  нисходящий ряд видов смертности был следующий: отравления алкоголем (100%), убийства (72,2%), циррозы печени (67,6%), панкреатиты (60,1%), самоубийства (42,1%), сердечно-сосудистая патология (23,2%) и прочая смертность (25,0%). Это значит, для примера, что в России 23,2% сердечно-сосудистых смертей связаны со злоупотреблением алкоголя: либо это случаи употребления спиртного уже больными людьми, либо сердечно-сосудистая патология возникла в результате массивного пьянства, либо произошла вольная или невольная маскировка (подмена) алкогольных диагнозов сердечно-сосудистыми. Взятая в качестве контроля  заболеваемость алкогольными психозами обнаружила связь с алкоголем практически такую же, как и отравления алкоголем (97,5 %).

После определения доли смертей, связанных с потреблением алкоголя, показатели каждого из  шести оставшихся классов смертей, усредненные за 12 лет, были умножены на соответствующие долевые коэффициенты. С учетом того, что смерти с относительно малой долей алкогольной составляющей (меньше 26 %: сердечно-сосудистая и "прочая") преобладают в общей смертности (84,3 %), а смерти, более жестко связанные с потреблением алкоголя, составляют всего 15,7 % (отравления алкоголем, самоубийства, убийства и прочие насильственные смерти, смерти при циррозах и панкреатитах), алкогольная смертность этих двух групп исчислялась изолированно.  Тем более, что смертность сердечно-сосудистая и "прочая" были зависимы от возраста населения, существенно более пожилого на западе страны и молодого - на востоке. Соответственно показатель алкогольной смертности оказался бы зависимым не только от потребления спиртного, но и от возраста населения.

Этого можно было бы избежать, используя Европейский стандарт смертности, нивелирующий возрастные различия. Однако Госкомстат РФ рассчитывает этот региональный показатель только для тринадцати крупных классов смертей. Один из них  - все смерти от внешних (насильственных) причин. Вот почему эти данные не могли быть использованы для целей настоящего исследования, в котором применялась более дробная классификация смертности. Потребовалась  другая характеристика алкогольной смертности в регионах.

В качестве такой характеристики была принята доля зависимых от алкоголя смертей в общем числе смертей. При этом возрастная составляющая общей смертности нивелируется. Такая оценка алкогольной смертности оказалась более информативной для нашей задачи, т.к. отражает "вес" алкогольного фактора среди множества других факторов смертности.

При анализе этих результатов прежде всего обращают внимание - очень высокая доля алкогольной смертности в стране, от 30% до 46 % (средняя взвешенная 33,8±0,6 %; сумма прямых и непрямых алкогольных потерь).  К сожалению метод, который был использован в работе, не позволяет точно разделить эти два вида потерь. Но как один, так и другой вид алкогольной смертности говорят об одном и том же - о не дожитых годах жизни по причине злоупотребления спиртным. В этом смысле деление алкогольных потерь на прямые и непрямые не очень актуально.

Для оценки масштабов алкогольной смертности в России можно провести сравнение российских данных по доле алкогольной смертности (33,8 %) с аналогичными показателями в США:  5,0 % всех смертей в стране в 1989 (Stinson et al., 1993( и 4,4% в 1995 (McGinnis and Foege, 1999).

Данные Ramstedt (2002), который исследовал алкогольную смертность в Европейских странах, можно сопоставить с российскими (рис. 4). Поверить, что эти результаты сравнения близки к реальности, помогают данные об ожидаемой продолжительности жизни мужчин в России (59 лет), в Европейских странах (74-77 лет), а также в США (74 года).

По алкогольной смертности (рис. 5) самое тяжелое положение в Дальневосточном ФО, а в пределах этого округа - в Чукотском АО, где 46 % смертей связаны со злоупотреблением спиртным. Приблизительно на том же высоком уровне алкогольная смертность в пяти областях из 11 в Сибирском ФО (рис. 6).

Алкогольная смертность на уровне Дальневосточного ФО  наблюдалась только в четырех областях других ФО: Тюменская на Урале, Удмуртия в Поволжье и Мурманская область и Республика Коми на Северо-западе (рис. 6).

Специально выделять какие-либо области среди остальных нет особого смысла, т.к. различие алкогольной смертности у них колеблется в очень небольших пределах: от 36,7 % (Республика Калмыкия) до 30,3 % (Воронежская область).

Сравнительно небольшое, всего полуторакратное различие областей по доле алкогольной смертности (от 30% до 46 %) - важная демографическая особенность нашей страны. Эта близость крайних значений является отражением сравнительно небольших различий в потреблении алкоголя в разных регионах страны. Данные об этом, относящиеся к настоящему времени, отсутствуют, как официальные, так и оценочные. Однако перед началом антиалкогольной кампании (1984 г.) реальное потребление колебалось от 11 до 18 литров на человека в год (1:1,6). В конце кампании потребление было ниже, от 10 до 15 литров (Nemtsov, 2000), но отношение сохранялось (1:1,5). Это значит, что различие в потреблении было сопоставимо с различием в алкогольной смертности, т.е. было сравнительно набольшим для очень большой страны. Из этого следует, что существенное изменение алкогольной ситуации в пределах одной или нескольких областей потребует работы в пределах всей страны, как это было во время антиалкогольной кампании. Конечно, для этого необходимы другие, более разумные и долгосрочные политические методы и решения.

Расчеты, сделанные в работе кроме того показывают, что

·    изменение потребления алкоголя на 1 литр на человека в год изменяет общую смертность  на  3,9 % (p<0,00001),  

·    изменение потребления алкоголя на 1 % изменяет общую смертность  на  0,5 % (p<0,00001).

В 2001 г. 0,5 % общей смертности соответствовал 11 тысячам человек. Из этого следуют два важных вывода:

·    даже небольшое, на 5-10 %  снижение потребления алкоголя сохранит жизнь 100-200 тысячам человек в год,

·   снижение уровня потребления алкоголя в России является существенным фактором уменьшения демографического кризиса в стране.

В случае, если когда-либо руководство страны примется всерьез за демографические проблемы, то ему придется решать, что сделать легче и в первую очередь - существенно поднять благосостояние населения или немного поправить алкогольную ситуацию в стране.  

Список литературы

1.Немцов А.В. (2001) Алкогольная смертность в России, 1980-90-е годы. М. 60 стр.
 
2.McGinnis J., Foege W.H. (1999) Proceedings of the Association of American Phusicians. 111. 109-118.

3.Ramstedt (2002) European Journal of Population. 18. 307-323.

4.Stinson F.S., Dufour M.C., Steffens R.A., DeBakey S.F. (1993) Alcohol Health & Research World. 17. 251-260.

 

Москва, 2003



Старый стиль 4Сентябрь воскресенье Новый стиль) 17Сентябрь Неделя 15-я по Пятидесятнице. Глас 6. Поста нет. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрор. Боговидца Моисея (1531 до Р.Х.). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСщмч. Вавилы, еп. Великой Антиохии, и с ним трех отроков: Урвана, Прилидиана, Епполония и матери их Христодулы (251). Прмч. Парфения, игумена Кизилташского (1867). Совершается служба с полиелеемОбретение мощей свт. Иоасафа, еп. Белгородского (1911). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомВторое обретение (1964) и перенесение мощей (1989) святителя Митрофана, епископа Воронежского. Собор Воронежских святых. Перенесение мощей блгвв. кн. Петра, в иночестве Давида, и кн. Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев (1992). Мц. Ермионии, дщери ап. Филиппа диакона (ок. 117). Мчч. Феодора, Миана, Иулиана и Киона (305-311). Мч. Вавилы Никомидийского и с ним 84-х отроков (IV). Сщмч. Петра, митр. Дабро-Боснийского (1941) (Серб.). Собор новомучеников и исповедников Казахстанских. Сщмчч. Григория, еп. Шлиссельбургского. Павла, Иоанна, Николая, Николая, Иоанна, Николая, Александра, Петра, Илии, Михаила пресвитеров, прмч. Стефана, мчч. Василия, Петра, Стефана и Александра (1937). Мц. Елены (1943). Иконы Божией Матери, именуемой "Неопалимая Купина" (1680). Евангельские ЧтенияУтр. - Ев. 4-е, Лк., 112 зач., XXIV, 1-12. Лит. - 2 Кор., 176 зач., IV, 6-15. Мф., 92 зач., XXII, 35-46. Сщмч. и прор.: Евр., 330 зач., XI, 33 - XII, 2. Лк., 67 зач., XII, 32-40 .* Если совершается служба блгвв. кн. Петра и кн. Февронии, то на литургии чтения дня и блгвв. кн. Петра и кн. Февронии: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Мф., 10 зач., IV, 25 - V, 12. Если совершается служба свт. Иоасафа, то на литургии чтения дня и святителя: Евр., 318 зач., VII, 26 - VIII, 2. Ин., 36 зач., X, 9-16. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Мф. 22, 35-46). Предложил Господь заповедь о любви к Богу и ближним, и тотчас дополнил ее учением Своем сыновстве Богу и Божестве. Для чего же это? Для того, что истинная любовь к Богу и людям не иначе возможна, как под действием веры в Божество Христа Спасителя, в то, что Он воплотившийся Сын Божий. Такая вера возбуждает любовь к Богу, ибо как не любить столь возлюбившего нас Бога, Который и Сына Своего Единородного не пощадил, но предал Его за нас? Она же доводит эту любовь до полноты совершения или до того, чего она ищет, а любовь ищет живого союза. Чтобы достигнуть этого союза, надо победить чувство правды Божией, карающей грех; без этого страшно приступать к Богу. Чувство же это побеждается убеждением, что правда Божия удовлетворена крестною смертью Сына Божия; убеждение такое от веры; следовательно, вера открывает путь любви к Богу. Это первое. Второе, вера в Божество Сына Божия, нас ради воплотившегося, страдавшего и погребенного, дает образец любви к ближним; ибо то и любовь, когда любящий полагает душу свою за любимых. Она же дает и силы к проявлению такой любви. Чтоб иметь такую любовь, надо стать новым человеком, вместо эгоистического - самоотверженным. Только во Христе человек становится нова тварь; во Христе же бывает тот, кто верою и благодатным возрождением через св. таинства, с верою принимаемые, соединяется со Христом. Отсюда выходит, что чающие без веры сохранить у себя, по крайней мере, нравственный порядок напрасно ожидают этого. Все вместе; человека разделить нельзя. Надо всего его удовлетворять. Молитвы Тропарь священномученика Вавилыглас 4И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, богодухновенне,/ в видения восход:/ сего ради, слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Вавило,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим. Кондак священномученика Вавилыглас 8Яко благочестия проповедника и страдальцев утверждение,/ Церковь славит тя, Вавило славне, освещаема днесь;/ но, яко имея дерзновение ко Господу,/ в мире совершеннем величающия и восхваляющия тя сохранити// Христу молися, о многострадальне. Тропарь святителя Иоасафаглас 3Святителю, Христу Богу возлюбленне,/ правило веры и образ милосердия людем был еси,/ бдением же, постом и молитвою,/ яко светильник пресветлый, просиял еси/ и прославлен от Бога явился еси:/ телом убо в нетлении почивая,/ духом же Престолу Божию предстоя,/ чудеса преславная источаеши./ Моли Христа Бога,/ да утвердит нас в Православии и благочестии// и спасет души наша. Ин тропарь святителя Иоасафа Белгородскогоглас 2Молитвенниче издетства преизрядный,/ Богоизбранный святителю Христов Иоасафе,/ правило веры и образ милосердия благочестным житием всем являвши/ и с верою к тебе притекающим обильно исцеления источаеши./ Моли Христа Бога, да утвердит правоверие, мир и благочестие и спасет души наша. Кондак святителя Иоасафаглас 8Многоразличныя подвиги жития твоего кто исповесть?/ Многообразныя милости Божия, тобою явленныя, кто исчислит?/ Дерзновение же твое у Пречистыя Богородицы и Всещедраго Бога добре ведуще,/ во умилении сердечнем зовем ти:/ не лиши и нас твоея помощи и заступления,// святителю Христов и чудотворче Иоасафе. Тропарь святителя Митрофана, епископа Воронежского. Тропарьглас 4Правило веры и образ кротости / словом и житием пастве твоей, отче смиренномудре Митрофане, был еси. / Темже и во светлостех святых / солнца светлейше возсиял еси, / венцем нетления и славы украшаемь, / моли Христа Бога / стране нашей и граду твоему в мире спастися. Показать ещё молитвы Кондак святителя Митрофана, епископа Воронежского. Кондакглас 8Воздержанием тело духу поработив,/ душу же равноангельну сотворив,/ святительскою одеялся еси одеждею, яко венец священства,/ и ныне, всех Владыце предстоя,/ моли, всеблаженне Митрофане, умирити и спасти души наша. Тропарь пророка Моисеяглас 2Пророка Твоего Моисея память, Господи, празднующе,/ тем Тя молим:// спаси души наша. Ин тропарь пророка Боговидца Моисеяглас 2На высоту добродетелей возшел еси пророче Моисее:/ и сего ради сподобился еси видети славу Божию,/ скрижали благодатныя закона прият/ и начертаний благодать в себе нося,/ и пророков был еси честная похвала,/ и благочестия великое таинство. Кондак пророка Моисеяглас 2Лик пророческий с Моисеем и Аароном/ веселием днесь веселится,/ яко конец пророчествия их на нас исполнися:/ днесь сияет Крест, имже нас спасл еси;// тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас. Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Неопалимая Купинаглас 4Иже во огни купины неопалимый, древле Моисеем виденныя,/ тайну воплощения Своего от Неискусобрачныя Девы Марии Прообразовавый,/ Той и ныне яко чудес Творец и всея твари Создатель/ икону Ея святую чудесы многими прослави,/ даровав ю верным во исцеление недугом и в защищение от огненнаго запаления./ Сего ради вопием Преблагословенней:/ Надеждо христиан, от лютых бед, огня и грома избави на Тя уповающия, и спаси души наша яко Милосерда. Ин тропарь Божией Матери пред иконой Ее Неопалимая Купинаглас 4Иже в Купине, огнем горящей и несгораемей,/ показавый Моисеови Пречистую Твою Матерь, Христе Боже,/ огнь Божества неопальне во чреве Приимшую/ и нетленну по Рождестве Пребывшую,/ Тоя молитвами от пламене страстей избави нас/ и от огненных запалений град Твой сохрани,/ яко Многомилостив. Кондак Божией Матери пред иконой Ее Неопалимая Купинаглас 8Предочистим чувствия душ и телес наших, да видим таинство Божественное,/ образно явленное древле великому во пророцех Моисею купиною, горевшею огнем и не сгаравшею,/ в нейже Твоего безсеменнаго Рождества, Богородице, предвозвещение исповедуем и, благоговейно покланяющеся Тебе и Рождшемуся от Тебе Спасу нашему,/ со страхом вопием: радуйся, Владычице, Покрове, и Прибежище, и Спасение душ наших. Службы4 сентября: Священномученика Вавилы, епископа великой Антиохии. Святого пророка и боговидца Моисея 4 сентября: Иконы Пресвятой Богородицы Неопалимой купины. Святителя Иоасафа, епископа Белоградского 23 ноября: Святителя Митрофана, епископа Воронежского 25 июня: Преподобномученицы Февронии. Благоверных князя Петра и княгини Февронии, муромских чудотворцев 11 октября: Святого апостола Филиппа, одного из семи диаконов. Преподобного Феофана исповедника, епископа Никийского. Святых отцов седьмого Вселенского Собора Сайты приходов: Альметьевская епархия:Храм "Казанской" иконы Божией Матери с. Федотово Армавирская епархия:Храм святителя Митрофана Воронежского ст. Прочноокопская Ахтубинская епархия:Храм в честь Святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских с. Пологое Займище Барнаульская епархия:Храм Петра и Февронии с. Язово Белгородская епархия:Николо-Иоасафовский Собор г. Белгород Храм Покрова Пресвятой Богородицы г. Белгород Крестовоздвиженский храм г. Старый Оскол Борисоглебская епархия:Xрам во имя св. Архистратига Михаила с. Чигорак Воскресенский храм с. Елань-Колено Храм во имя свт. Митрофания с. Хреновое Боровичская епархия:Храм иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" пос. Котово Брянская епархия:Храм в честь благоверных князей Петра и Февронии Муромских г. Брянск Храм в честь иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" г. Дятьково Валуйская епархия:Храм Свято-Троицкий пос. Ровеньки Храм свт. Митрофана Воронежского с. Хлевище Храм свт. Митрофана еп. Воронежского г. Бирюч Храм свт. Митрофана, еп. Воронежского с. Малакеево Владивостокская епархия:Храм Божией Матери в честь иконы "Неопалимая Купина" с. Рощино Вологодская епархия:Храм Покрова Пресвятой Богородицы, что в Козлене г. Вологда Воронежская епархия:Храм еп. Митрофана Воронежского с. Рогачевка Храм-часовня еп. Митрофана Воронежского г. Воронеж Храм во имя свт. Митрофана епископа Воронежского пос. им. Дзержинского Храм еп. Митрофана Воронежского с. Меловатка Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Новая Ольшанка Храм еп. Митрофана Воронежского г. Воронеж Храм Митрофана, епископа Воронежского пгт. Шилово Храм в честь "Казанской" иконы Божией Мате­ри г. Воронеж Храм свт. Митрофана Воронежского г. Семилуки Храм Новомучеников Воронежских г. Лиски Храм Петра и Февронии Муромских у сити-парка Град г. Воронеж Храм иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» пос. Шуберское Вяземская епархия:Храм Преображения Господня г. Вязьма Храм в честь иконы Божией матери "Неопалимая Купина" ст. Никитинка Гатчинская епархия:Храм благоверных князей Петра и Февронии г. Тосно Храм во имя иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" г. Сосновый Бор Георгиевская епархия:Храм еп. Митрофана Воронежского с. Бурлацкое Глазовская епархия:Храм еп. Митрофана Воронежского с. Зура Гомельская епархия:Храм преподобных Петра и Февронии Муромских г. Гомель Губкинская епархия:Кафедральный собор Николая Чудотворца г. Грайворон Храм-часовня Митрофана Воронежского с. Графовка Екатеринбургская епархия:Храм Иоасафа Белгородского г. Екатеринбург Екатеринодарская епархия:Храм иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» пос. Тюменский Елецкая епархия:Собор Вознесения Господня г. Елец Храм Георгия Победоносца г. Данков Иваново-Вознесенская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери 'Неопалимая Купина' г. Иваново Храм Иконы Божией Матери Неопалимая Купина г. Иваново Изюмская епархия:Мужской монастырь в честь "Песчанской" иконы Божьей Матери г. Изюм Казанская епархия:Храм Германа Казанского и Митрофана Воронежского с. Свияжск Благовещенский собор Казанского кремля г. Казань Петропавловский собор г. Казань Калавритская епархия:Женский монастырь Преображения Господня на горе Фаворе Калининградская епархия:Храм святых Петра и Февронии г. Калининград Карасукская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Неопалимая купина" пос. Ордынское Касимовская епархия:Милостиво-Богородицкий женский монастырь пгт. Кадом Кемеровская епархия:Храм свв. блг. Петра и Февронии г. Полысаево Киевская епархия:Архангело-Михайловский Зверинецкий монастырь г. Киев Костромская епархия:Свято-Троицкий Макариево-Унженский мужской монастырь г. Макарьев Котласская епархия:Свято-Введенский собор г. Сольвычегодск Курская епархия:Храм еп. Митрофана Воронежского с. Букреевка Храм Собора архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных г. Курск Липецкая епархия:Храм иконы Божией Матери «Боголюбская» с. Замартынье Храм Митрофана и Тихона Воронежских г. Липецк Храм Иоанна Богослова с. Грязное Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Дмитряшевка Храм Богоявления с. Донское Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы г. Задонск Храм Митрофана, епископа Воронежского с. Кашары Мелекесская епархия:Приход храма в честь свв. блгвв. князей Петра и Февронии п. Колхозный Московская епархия (городская):Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Дмитров Храм еп. Митрофана Воронежского на Хуторской г. Москва Храм Иоанна Богослова под вязом г. Москва Храм св. благоверных князей Петра и Февронии г. Зеленоград Храм Петра и Февронии Муромских г. Орехово-Зуево Храм свв. блгвв. кнн. Петра и Февронии Муромских в Марьино г. Москва Храм Петра и Февроньи Муромских при ТЦСО №27 "Ясенево" г. Москва Храм Кирилла и Мефодия в Ростокино г. Москва Неопалимовский храм г. Кубинки Храм иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" в Отрадном г. Москва Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках г. Москва Храм иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" г. Москва Храм иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" г. Москва Храм Ризоположения в Леонове г. Москва Московская епархия (областная):Храм Троицы Живоначальной с. Лелечи Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Богослово Храм Покрова Пресвятой Богородицы г. Руза Храм благоверных Петра и Февронии Муромских в Подрезково г. Химки Храм Петра и Февронии г. Домодедово Храм Иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" в Востряково г. Домодедово Храм иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" г. Балашиха Храм Преображения Господня пос. Запрудня Муромская епархия:Свято-Троицкий женский монастырь г. Муром Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Гришино Нижегородская епархия:Храм в честь Вознесения Господня г. Нижний Новгород Храм во имя Василия Великого с. Арманиха Храм Спаса Преображения в Старом Канавине г. Нижний Новгород Нижнетагильская епархия:Храм Иоасафа Белгородского р.п. Гари Новгородская епархия:Свято-Юрьев мужской монастырь г. Великий Новгород Новокузнецкая епархия:Храм свт. Митрофана Воронежского пос. Ортон Новороссийская епархия:Храм благоверных князей Петра и Февронии г. Новороссийск Новосибирская епархия:Храм еп. Митрофана Воронежского г. Новосибирск Омская епархия:Храм иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" пос. Иртышский Орловско-Болховская епархия:Храм Троицы Живоначальной пос. Шахово Отрадненская епархия:Храм в честь святых благоверных князей Петра и Февронии с. Старосемейкино Храм Петра и Февронии с. Надеждино Пензенская епархия:Храм Воздвижения Креста Господня с. Козлятское Храм Митрофана, епископа Воронежского г. Пенза Храм Петра и Февронии Муромских в Арбеково г. Пенза Пермская епархия:Храм во имя святителя Митрофана Воронежского г. Пермь Храм Петра и Февронии Муромских в Железнодорожном г. Пермь Пинская епархия:Храм Петра и Февронии Муромских г. Пинск Псковская епархия:Храм святых Косьмы и Дамиана с Примостья г. Псков Храм святителя Митрофана Воронежского дер. Лосицы Россошанская епархия:Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Калач Храм Митрофана, епископа Воронежского с. Верхний Мамон Храм во имя равноапостольных Константина и Елены с. Лесково Собор Преображения Господня г. Павловск Ростовская епархия:Храм блг. князей Петра и Февронии, Муромских чудотворцев г. Ростов-на-Дону Рубцовская епархия:Храм Иоасафа Белгородского с. Топчиха Рязанская епархия:Храм в честь святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских пос. Листвянка Храм Петра и Февронии с. Ласково Храм во имя свв. благоверных князя Петра и княгини Февронии с. Кузьминское Самарская епархия:Храм в честь Святителя Митрофана, епископа Воронежского г. Самара Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы г. Самара Храм в честь иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" г. Сызрань Санкт-Петербургская епархия:Храм свт. Иоасафа Белгородского в Парголово г. Санкт-Петербург Храм свт. Митрофана Воронежского на Митрофаньевском кладбище г. Санкт-Петербург Храм святых благоверных Петра и Февронии пос. Солнечное Храм во имя святых благоверных князей Петра и Февронии пос. Стрельна Храм святых благоверных князей Петра и Февронии в Шувалово г. Санкт-Петербург Храм святых благоверных князя Петра и княгини Февронии г. Петергоф Храм иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" г. Санкт-Петербург Саратовская епархия:Храм святителя Митрофана, еп. Воронежского г. Саратов Северодонецкая епархия:Свято-Митрофановский храм г. Лисичанск Симбирская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" г. Ульяновск Скопинская епархия:Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радосте" с. 1-е Марчуки Смоленская епархия:Храм Покрова Пресвятой Богородицы г. Демидов Приход храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы г. Рославль Ставропигиальные монастыри РПЦ:Свято-Троицкая Сергиева Лавра г. Сергиев Посад Покровский Хотьков женский монастырь г. Хотьково Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь г. Москва Сыктывкарская епархия:Храм иконы Божией Матери "Неопалимая купина" с. Подъельск Тихорецкая епархия:Храм Святых Петра и Февронии Муромских пос. Парковый Храм свв. Петра и Февронии хут. Бураковский Тульская епархия:Храм Св. Апостола Иоанна Богослова пос. Куркино Храм Троицы Живоначальной с. Никитское Урюпинская и Новоаннинская епархия:Храм Рождества Христова г. Урюпинск Храм свт. Митрофана Воронежского с. Себрово Уфимская епархия:Храм святителя Митрофана Воронежского г. Уфа Храм иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" пос. Тирлян Челябинская епархия:Храм в честь святых благоверных Петра и Февронии г. Копейск Черняховская епархия:Храм Петра и Февронии пос. Свобода Шепетовская епархия:Собор иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" г. Нетешин Шуйская епархия:Храм святителя Митрофана Воронежского пос. погост Дмитрия Солунского Храм в честь Свт. Митрофана Воронежского с. Золотниковская Пустынь Щигровская епархия:Храм иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" с. Олым Ярославская епархия:Казанский храм с. Скнятиново Статьи на Православие.Ru Библия, изложенная для семейного чтения Моисей законодательМоисей был и пророком (в значении праведника, который посвятил себя на служение Богу и Его домостроительству), и учителем, и вождем войска, и законодателем, и судьею над исполнением уставов Божиих. Гора Нево – место кончины пророка Боговидца МоисеяАнатолий ХолодюкГора Нево расположена к востоку от северной оконечности Мертвого моря, в библейской стране Моав. С нее открывается вид на бывшие моавитские равнины – местность к востоку от Иордана, напротив Иерихона. Отсюда Господь даровал Моисею бросить перед смертью последний взгляд в сторону Земли Обетованной. Пророк и Боговидец Моисей: любовь и ответственностьГосподь является в грозном блеске Своей славы, но является для того, чтобы услышать голос человека, чтобы ответить ему. Кротчайший из людейКто же был Моисей, этот великий ходатай за народ, могущий изменить решение Божие? Избранник ВсевышнегоЧто за свет сопровождал рождение Моисея? Почему Господь попустил воспитываться ему при дворе фараона? Что значит «убить “египтянина” в себе»? Зачем избраннику Божию знать «науку пастухов»? Призвание пророка Моисея. Часть 1. Купина НеопалимаяПочему Моисей пас свои стада в… пустыне? Как святые отцы объясняли явление Неопалимой Купины? Каков смысл «шага в сторону», сделанного Моисеем? И какую «обувь» должен снять каждый христианин? Призвание пророка Моисея. Часть 3. «И сказал Бог: Я буду с тобою»Каким именем открывает Себя Бог, и что оно значит? Состоятельны ли возражения Моисея, попытавшегося уклониться от своей миссии? В чем можно сомневаться проповеднику, а в чем – недопустимо? Пророк МоисейПосле смерти патриарха Иосифа положение евреев резко изменилось. Новый царь, который не знал Иосифа, стал опасаться, что евреи, став многочисленным и сильным народом, в случае войны перейдут на сторону неприятеля. Житие Святителя Иоасафа, епископа БелгородскогоОднажды вечером отец будущего святителя сидел на крыльце своего дома и вдруг, при заходе солнца, увидел стоявшую за горизонтом на воздухе Божию Матерь с Ангелом и у ног Их сына своего Иоакима, стоящего на коленях и приносящего Божией Матери молитвы. Потом он услышал слова Пресвятой Богородицы: «Довлеет Мне молитва твоя», и в этот момент слетел Ангел Господень и облачил Иоакима в архиерейскую мантию. Возрождение забытого храмаМонахиня Корнилия (Рис)В день памяти святого Иоасафа Белгородского впервые за 40 последних лет была отслужена Божественная литургия в православном храме, ему посвященном, в маленькой деревушке Мадди в штате Иллинойс(США). Святой Архипастырь (Иоасаф Белгородский)Крестьянин Павел Павлюченко был слеп с шестилетнего возраста. У мощей святого он прозрел. Сердобольные богомольцы вздумали, было, подавать милостыню прозревшему. Но он говорил: «Не надо, не надо… я свет увидел…». Святой Иоасаф Белгородский. ПесняЛ. Н. ПогожеваВспомнил старик, как тому сорок лет Видел он ясно виденье: В небе Царицу Небес и пред Ней Отрока-сына в моленьи. День памяти святителя Иоасафа БелгородскогоЖитие — Торжества в Белгороде — Храмы в честь святителя Иоасафа. «На празднование 100-летия канонизации святителя Иоасафа мы ожидаем тысячи паломников со всей России»17 сентября 2011 года в Белгороде пройдут торжества в связи со 100-летием церковного прославления святителя Иоасафа, епископа Белгородского, молитвенника пред престолом Божиим за землю Русскую. Во время торжеств Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятит храм-часовню, возведенную на месте пещерки святителя Иоасафа. О том, как пройдут предстоящие торжества и как проходило прославление святителя 100 лет, архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн рассказал порталу «Православие.ру». Всенощное бдение в Сретенском монастыре накануне 29-й Недели по Пятидесятнице 9 / 22 декабря 2012 г. Суббота 29-й седмицы по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:30:53 мин. Размер 108.7 Mb) Божественная литургия в Сретенском монастыре в Неделю 29-ю по Пятидесятнице10 / 23 декабря 2012 г. Неделя 29-я по Пятидесятнице. День памяти святителя Иоасафа Белгородского. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:08:10 мин. Размер 49.1 Mb) Святитель Митрофан ВоронежскийПетр I очень почитал святителя. Но когда тот понял, насколько опасно влияние на царя западной культуры и античного язычества, он отказался ехать к Петру. Придя в ярость, царь под угрозой смерти приказал святому явиться во дворец. «Для меня жизнь
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Rambler's Top100 «Сестры» Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.04824 c.