Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Методические материалы » Профилактика зависимостей » Для подготовки бесед, уроков и мероприятий » По профилактике алкогольной зависимости »

18.08.2018 | ИДЕИ ТРЕЗВОСТИ ЖИВУТ И ВДОХНОВЛЯЮТ. Газета православных трезвенников. № 6 (191) Август 2018 г.

20.07.2018 | ТРЕЗВОСТЬ — ОСНОВА ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ. Газета православных трезвенников № 5 (190) Июнь-июль 2018 г.

16.07.2018 | 15 ИЮЛЯ СОСТОЯЛОСЬ ОФИЦИАЛЬНОЕ ЗАКРЫТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СЛЕТА ТРЕЗВОСТИ И ЗДОРОВЬЯ "УРАЛ-2018"

14.07.2018 | Основные мероприятия Царских дней-2018 в Екатеринбурге

- -
- -
Методические материалы

- -  

Убойная сила российского пьянства


Александр Викентьевич Немцов, доктор медицинских наук,
руководитель отдела Московского научно-исследовательского института психиатрии Минздрава РФ.
Автор книг "Алкогольная ситуация в России" (1995) и "Алкогольная смертность в России, 1980-1990-е годы" (2001).


Почти экспериментальные условия, сложившиеся в результате российской антиалкогольной кампании 1985 г., высветили многие зловещие связи спиртных напитков и общества, сделав эти связи доступными для изучения. Кампания еще раз показала многообразие и сложность действия такого простого химического агента, как этиловый спирт, обнаружила его социальную роль и продемонстрировала, что пьянство стало существенной частью российской культуры.

Приступая к теме алкогольных потерь, прежде всего следует отметить, что в такой сильно пьющей стране, как Россия, никто не знает точно, сколько спиртного потребляет ее население.

По официальным данным ЦСУ РСФСР, Госкомстата РСФСР и Госкомстата России (с середины 1960-х и до 1988 г. секретным), в 1984 г. среднедушевое потребление (100% спирта на человека в год) составляло без учета самогона 10.5 л. Однако американский экономист Владимир Тремл подсчитал, что в 1970 г. на человека в среднем приходилось 12 л, а через 10 лет уже 14 л [1, 2]. На основе этих и собственных оценок (с 1981 г.), близких по значению, можно заключить, что средний уровень потребления в России накануне кампании составлял 14.2 л, из которых 3.8 л (26%) приходилось на самогон.

Много это или мало? Для наглядности преобразуем это количество спиртного в привычные напитки и объемы, т.е. в 35.5 л водки или 71 бутылку (0.5 л). С учетом разного отношения к спиртным напиткам мужчин и женщин и их популяционного соотношения на одного мужчину проходилось 123 бутылки. Если считать, что главные потребители - мужчины в возрасте от 15 до 65 лет, то в среднем один взрослый за год выпивал 180 бутылок водки, или одну бутылку за два дня. Пусть читатель сам решит, можно ли усредненного российского мужчину считать пьяницей.

Антиалкогольная кампания началась 1 июня 1985 г. За первые полтора года регистрируемая продажа спиртного упала на 51%, а реальное потребление - только на 27% за счет резкого увеличения производства самогона. В 1991 г. подпольные винно-водочные изделия составляли более половины от общего потребления, уровень которого приблизился к 1984 г.

Начало рыночных реформ (с 2 января 1992 г.) сопровождалось не только либерализацией цен и продажи спиртных напитков, но и отменой государственной монополии на производство и торговлю спиртным. На винно-водочный рынок хлынули не облагаемые акцизами, а значит очень дешевые фальсификаты, более токсичные по сравнению с самогоном.
 
Потребление спиртного увеличивалось до 1994 г., затем сокращалось до 1998 г., а с 1999 г. снова начало расти (в 2001 г. 15.0 л). Такова эволюция потребления алкоголя с ее резкими перепадами. А как умирали россияне в это время?
С 1965 по 1984 г. общая смертность довольно равномерно увеличивалась. За 20 лет сократилась ожидаемая продолжительность жизни, особенно у мужчин (на 2.5 года: с 64.5 до 62 лет), что отчасти связано с ростом потребления спиртного. Ведь с 1960 по 1980 г. его продажа увеличилась более чем в два раза (с 4.6 до 10.5 л), а реальный рост с 9.8 до 14.0 л. При этом в два раза повысилась смертность от отравления алкоголем. Однако из этих данных трудно вычленить алкогольный фактор среди других неблагоприятных явлений и оценить его роль в сокращении продолжительности жизни населения. Сделать это помогла кампания.

Не затрудняя читателей многочисленными расчетами и цифрами, можно сказать, что антиалкогольная кампания сохранила жизнь более чем 1 млн человек. Это ее главный позитивный итог, подтверждающий, что спиртные напитки - существенный фактор высокой смертности в России. В результате кампании к 1986 г. смертность снизилась на 203.5 тыс. (12.3% от общего числа в 1984 г.), а потребление уменьшилось на 3.7 л (зависимость была строго линейной). Согласно расчетам, в пределах 10-15 л среднедушевого алкоголя на каждый литр приходилось 3.3% общего количества смертей, а для мужчин от 35 до 59 лет - 6.9%. По данным Т.Норстрема [3], во Франции и Германии для мужчин этого возраста алкогольные потери составляли приблизительно 1%. Расхождение с российскими показателями в какой-то мере могут объяснить три обстоятельства.

Во-первых, в России спиртные напитки были более токсичными. Второе обстоятельство скорее всего связано с насильственным характером антиалкогольной кампании. Медленные и небольшие колебания потребления спиртного в европейских странах приводили к его разнонаправленному изменению среди отдельных категорий населения и таким образом уменьшали общий результат. И наконец - генетические особенности российской популяции в отношении алькогольдегидрогеназы - фермента, участвующего в метаболизме поступающего в организм алкоголя.

Долгое время считалось, что русские относятся к европеоидам, для которых характерна умеренная активность алкогольдегидрогеназы. Именно этот фермент превращает этанол в токсичный ацетальдегид, который и вызывает тяжелые соматические и психические последствия злоупотребления спиртными напитками. Теперь показано, что в популяции московского мегаполиса широко распространен ген (41%), кодирующий синтез высокоактивной алкогольдегидрогеназы, которая при поступлении этанола в организм продуцирует ацетальдегид в больших количествах [4]. Вот почему одно и то же вещество - винный спирт - вызывает острые и хронические токсические последствия. По частоте данного гена московская популяция занимает промежуточное положение между европеоидной (0-5%) и континентально-монголоидной (20-80%).

* * *

Неоспоримые факты резкого сокращения продажи спиртных напитков и всех жестко зависимых от них болезней (психозов, отравлений и циррозов печени), а также насильственных смертей и преступности [5] говорят о том, что в 1985-1986 гг. даже закоренелые пьяницы стали пить существенно меньше. Известно, что население страны по отношению к выпивке представляет собой более или менее жестко взаимосвязанный конгломерат [6, 7], который подчиняется одному из законов алкологии: сокращение среднедушевого потребления спиртного отражает общую тенденцию, как для мало, так и для много пьющих. Россия никак не могла быть исключением из этого правила, поскольку антиалкогольные мероприятия касались всего общества, включая самых активных пьяниц. Тотальный характер прессинга проявился в том, что во время кампании снизились зависимые от алкоголя показатели смертности и заболеваемости (причем линейно по отношению к потреблению).

Однако даже в 1986-1991 гг. потребление спиртного оставалось очень высоким (10.5-12.6 л). Как оценить полные алкогольные потери? Вот тут нам может помочь линейная зависимость смертности от потребления. На основе регрессионных уравнений рассчитано, что в 1984 г. из общего числа умерших (1650.9 тыс. человек) 525.0 тыс., или 31.8% всех смертей связаны с потреблением спиртного, что в 10 раз больше официальных данных (3.1%). Это и есть наши прямые и непрямые потери, в которых алкоголь был главным или дополнительным фактором смерти. Но и в том и другом случае спиртное "помогло" этим людям сойти в могилу раньше отведенного им срока.

В США прямой и непрямой алкогольный урон в начале 80-х годов по разным оценкам составил 105-200 тыс. человек (5-9% всех смертей) при потреблении 8.2-8.3 л, а в 90-х годах - еще ниже (4.4%).

* * *

За какими диагнозами и в каких соотношениях скрывалась алкогольная смертность? В начале кампании кроме смертности при опухолевых, инфекционных и паразитарных заболеваниях все другие большие классы смертей снизились (рис.3) и далее изменялись сходным образом.

Кампания показала, что главный вклад в алкогольную смертность мужчин (44.9%) вносили травмы, отравления и несчастные случаи. В 1981-1984 гг. у 53.1% (Москва) и 58.4% (Россия) умерших по этим причинам в крови был выявлен алкоголь. Однако в государственной статистике доля смертей "в состоянии опьянения" лишь в отдельные годы превышала 10%. Среди этой большой группы особое место занимают такие социально значимые явления, как самоубийства и убийства. Россия занимает одно из первых мест в мире по количеству самоубийств: от 37.9 в 1984 г. до 42.1 в 1994 г. (на 100 тыс. жителей), уступая в Европе только Литве (47.3 в 1994 г.). В 1984 г. 43 тыс. мужчин и 11 тыс. женщин покончили с собой. В 1994 г. количество самоубийств было максимальным (как и потребление), а затем началось снижение, продолжавшееся до 1998 г. 

Тему "алкоголь и самоубийства" наглядно иллюстрируют данные Бюро судебно-медицинской экспертизы: за 1981-1990 гг. в шести областях России (Амурской, Кемеровской, Новгородской, Орловской, Саратовской и Сахалинской), а также Башкортостане и Санкт-Петербурге с общим населением 17.5-18.2 млн человек, - всего 52.5 тыс. самоубийств. До начала кампании (1981-1984) у 60.2% покончивших с собой в крови был обнаружен алкоголь. С 1985 г. количество таких случаев уменьшилось почти синхронно с динамикой потребления, а уровень трезвых самоубийц почти не изменился. Важно, что насильственная смертность росла быстрее чем от других причин. Это говорит о том, что снижение смертности в 1985-1987 гг., в частности при самоубийствах, не было обусловлено новыми надеждами и оптимизмом в связи с "перестройкой", о чем много писалось у нас и за рубежом.

Похожая картина складывается и при анализе убийств. В 1984 г. было убито 16 тыс. человек, в 1985 г. жертв стало меньше (с 12.1 до 7.4 на 100 тыс. населения в 1987 г.). Соотношение мужчин и женщин, убитых в состоянии опьянения, может быть выражено как 5:1. В 1987 г. начался рост потребления алкоголя, вместе с ним и количество убийств. Скорее всего это свидетельствует о включении новых, помимо алкогольных, факторов: коренного передела собственности, перераспределения сфер криминального влияния и смены преступных элит. В конце 80-х годов так называемых "законников" (воров в законе) вытеснили "беспредельщики", действовавшие вне воровских законов. Эта "первая криминальная война" плавно перешла во "вторую", базой которой стала приватизация и новый передел собственности на ее основе.

По аналогии с самоубийствами соотношение убитых трезвых и с алкоголем в крови можно исследовать в тех же регионах России: последние в 1981-1984 гг. составляли 64%; в 1988 г. - 59%, а в 1990 г. - 64%. Эти данные показывают, что помимо социально-экономических причин во время "первой криминальной войны" роль спиртного оставалась очень высокой: рост числа убитых в пьяном состоянии происходил в два раза быстрее, чем в трезвом.

* * *

Во время кампании смертность сократилась в основном за счет двух сердечно-сосудистых заболеваний, почти одинаково часто встречающихся у мужчин и женщин: атеросклеротического кардиосклероза и нарушения мозгового кровообращения [8].

Сегодня хорошо известно, что хроническая алкогольная интоксикация осложняет течение этих заболеваний и служит дополнительным фактором риска. Она сокращает продолжительность жизни мужчин с такой патологией в среднем на 17 лет (данные Центра профилактической медицины АМН РФ). С другой стороны, злоупотребление спиртным часто приводит к развитию болезни. В последние годы появились данные о том, что в случае массивных выпивок в результате изменения в крови соотношения липопротеинов высокой и низкой плотности повышается риск сердечных аритмий и гипертонических кризов, а также тромбозов сердечных сосудов. Вот почему смертность при болезнях системы кровообращения существенно увеличивается с субботы по понедельник, в отличие от таковой при новообразованиях, равномерно распределенной по дням недели.

По официальных источникам, 97.7% алкогольных потерь - это случаи отравления спиртным, да и то, вероятно, учтенные не полностью. Почему? Причин много: тривиальная халатность медицинского персонала при постановке посмертного заключения, низкая квалификация врачей в диагностике причин заболевания и смерти, слабость технической базы и квалификации патолого-анатомической службы в стране, а также прямая фальсификация алкогольных диагнозов смерти и подмена их наиболее частыми сердечно-сосудистыми диагнозами.

С этих позиций интересен анализ, проведенный в Курске в 1991 г.: у 29% мужчин и 8% женщин, умерших с диагнозом сердечно-сосудистая патология, в биологических жидкостях присутствовал алкоголь [9]. При этом у 11.6% мужчин и 4.3% женщин его содержание было смертельным и составляло 4‰ и более. Остается гадать, в силу каких причин в Курске отравление алкоголем было скрыто у этих людей, в результате чего их смерти попали в государственную статистику с диагнозом болезней системы кровообращения.

* * *

Итак, во время кампании и позже, вплоть до 1992 г., смертность сравнительно хорошо коррелирует с оценкой реального потребления алкоголя. Но в 1992 г. возникли новые социально-экономические условия, и в 1993 г. эта зависимость довольно резко изменилась. В обыденном сознании сверхвысокая смертность в 1992-1996 гг.  часто связывается с социально-экономическим кризисом и войной в Чечне.

Однако некоторые зарубежные исследователи считают, что такие факторы, как бедность населения и слабость здравоохранения, действительно снизивших качество жизни в России, а также изменение экологических условий не могут объяснить столь значительное повышение смертности. Связан ли ее рост с алкоголем, а если да, то насколько и каким образом?

Для того, чтобы решить этот вопрос, сопоставим общую смертность с явлениями, жестко зависимыми от потребления спиртного, например с алкогольными отравлениями и психозами. Прежде всего обращает внимание почти полная синхронность изменений этих видов смертности и потребления. Но с 1993 г. смертность "обгоняла" потребление, что скорее всего означает включение новых факторов. Один из них - передел собственности. Другой - увеличение категории людей с повышенным риском смертности за счет сохранивших во время кампании жизнь, а с ней и свой риск умереть, который реализовался во время рыночных реформ. Можно считать, что резкий подъем смертности в 1993-1994 гг. отчасти обусловлен "удвоением" числа людей с повышенным риском.
 
Еще один фактор повышения смертности - возросшая токсичность фальсификатов ликеро-водочной продукции. В 1992 г. в связи с рыночными реформами и отменой государственной монополии на спиртное ситуация на рынке радикально изменилась. В частности, появилась водка из технического спирта, который покрывал около 20% потребления. По данным Роскомторга, при выборочных проверках брак ликерно-водочных изделий к объему проверенной продукции вырос с 6% в 1991 г. до 30% в 1994 г. Еще хуже было качество импортной продукции. Все это не могло не отразиться на здоровье потребителей.

Применив метод, описанный выше для 1984 г., и дополнив его поправкой на возросшую токсичность спиртных напитков, получим: в 1994 г. полные алкогольные потери составили 750 960 человек или 32.6% всех смертей (по официальным данным - 3.0%). Согласно нашим оценкам, в 1992-1996 гг. из 10.5 млн умерших около 3.8 млн человек (36.2%) ушли из жизни, злоупотребляя спиртным. Для сравнения: в первой Чеченской войне за неполных два года погибло 35.7 тыс. человек (военных и мирных жителей). Очевидно, что общее число убитых и в Чечне и за ее пределами значительно уступает алкогольному урону страны.

Переломным для общей  и алкогольной смертности был 1994 г., после чего началось снижение показателей. Можно предположить, что с 1995 г. пить стали меньше (в 1998 г. - 12.2 л). Тогда же увеличилась ожидаемая продолжительность жизни, причем на фоне снижения ее качества (падения калорийности пищи, сокращения доходов, почти двукратного увеличения безработных, а также задолженности по зарплате).

Снижению потребления спиртных напитков (1995-1998) способствовали: некоторое сокращение импорта и внутреннего производства фальсификатов (благодаря активности работников МВД); некоторое упорядочивание рынка на основе новых законодательных актов, рост цен на алкогольную продукцию в 1995-1997 гг. по сравнению с ценами на продукты питания. Фактором "отрезвления" можно считать и обеднение населения: даже очень дешевая водка стала недоступной для значительной части потребителей. Еще одна причина - вымирание большинства пьяниц в начале рыночных реформ (1992-1994).

Период, когда цены на спиртные напитки "догоняли" цены на другие продукты и товары, был недолгим (1994-1997). Уже в 1998 г. рост цен на спиртное стал вновь отставать от цен на другие продукты и товары, а в 1999 г. увеличилось потребление алкоголя и связанные с ним последствия, что продолжается до настоящего времени.

* * *
Очевидная сложность алкогольной ситуации в России, трудность учета всех ее переменных и ущербность государственной статистики позволяют усомниться в большой точности наших расчетов. Мы попытались приблизительно оценить грандиозные потери страны, особенно ее мужского населения в трудоспособном возрасте. Но и такие результаты показывают масштаб алкогольного урона, его место в тяжелой демографической ситуации России, которую часто обозначают как кризис. В последние полтора десятилетия все перемены смертности происходят вокруг тенденции, сложившейся еще в середине 60-х годов. Но из-за давности лет эту, уже привычную тенденцию никак нельзя считать благоприятной, в значительной части - из-за российской водки, которая во второй половине XX в. знала толк в людской смертности.

Но это только диагноз. А каков прогноз? И есть ли надежды на скорое избавление от убойной силы пьянства? К сожалению, россияне не осознают масштабы алкогольной гибели людей или, что еще хуже, воспринимают ее как естественный процесс. И это главное, что гасит надежду. Нетрезвая страна уже давно разучилась считать своих покойников. Социальный заказ на трезвость в России почти отсутствует, а цена человеческой жизни все еще очень низка. Нам предстоит научиться понимать, что каждая отдельная судьба и жизнь - высшая ценность и наше общее достояние, а значит, и забота. Скоро ли такое понимание станет уделом большинства?

Терпимость населения к пьянству и смертности от него питает равнодушие руководства страны к этой проблеме. Главная забота правительства - сбор налогов на спиртное. Но и это оно делает плохо (полагая, что собирает половину, получает только треть от выпитого). Сейчас нельзя сказать, что государство спаивает свой народ: две трети дохода от спиртного присваивает криминальный бизнес, который прочно прилип к российской почве сверхприбылью, используя коррумпированность госаппарата.

Вот мы и подошли к главным препятствиям на пути отрезвления населения, вышли к общим социальным проблемам страны, от решения которых зависят насущные частные, в том числе алкогольные. Скоро ли удастся их решить?

Литературная традиция последних 70-80 лет требует оптимистического финала. Однако обоснованных надежд на скорое избавление от алкогольного мора нет. Нормальная ситуация в такой сильно пьющей стране, как Россия, может сложиться лет через 20-30 только в том случае, если уже сейчас изменится ценовая политика государства в отношении спиртных напитков, начнется серьезная борьба с криминальным винно-водочным рынком; если сейчас появятся признаки нормализации экономической ситуации и существенного роста уровня жизни. Но 4% роста ВВП в 2001 г. - это еще не уверенность, а только надежда, что через 20-30 лет число нищего населения нашей страны существенно сократится.

Не располагая оптимистическим прогнозом на ближайшие годы, оставим за собой право на призыв. С середины 60-х годов и до начала XXI в. в России гибель людей, связанная с пьянством, сравнима с потерями в Отечественной войне. Очевидно, что пора остановить этот губительный процесс. Нужно наконец начать медленное, но непрерывное снижение потребления алкоголя, а вместе с ним - снижение смертности.

Литература

1. Treml V.G. Alcohol in the USSR. A statistical study. N.Y., 1982.

2. Treml V.G. Soviet and Russian statistics on alcohol consumption and abuse. Premature death in the new independent States / Eds. J.L.Bobadilla, Ch.A.Costello and F.Mitchell. 1997. P.220-238.

3. Norstrоm T. // Addiction. 2001. V.96. P.113-128.

4. Ogurtsov P.P., Garmash I.V., Miandina G.I. et al. // Addiction Biology. 2001. P.377-383.

5. Смирнов А.И. Преступность и правонарушения в СССР. М., 1990.

6. Ledermann S. Alcool, alcoolisme, alcoolisation. Paris, 1956.

7. Skog O.-J. // British Journal of Addiction. 1985. V.80. P.83-99.

8. Вишневский А., Школьников В. Смертность в России: главные группы риска и приоритеты действия. М., 1997. Вып.19.

9. Тишук Е.А. // Здравоохранение Рос. Федерации. 1997. №2. С.34-36.
 



Старый стиль 4Сентябрь воскресенье Новый стиль) 17Сентябрь Неделя 15-я по Пятидесятнице. Глас 6. Поста нет. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрор. Боговидца Моисея (1531 до Р.Х.). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСщмч. Вавилы, еп. Великой Антиохии, и с ним трех отроков: Урвана, Прилидиана, Епполония и матери их Христодулы (251). Прмч. Парфения, игумена Кизилташского (1867). Совершается служба с полиелеемОбретение мощей свт. Иоасафа, еп. Белгородского (1911). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомВторое обретение (1964) и перенесение мощей (1989) святителя Митрофана, епископа Воронежского. Собор Воронежских святых. Перенесение мощей блгвв. кн. Петра, в иночестве Давида, и кн. Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев (1992). Мц. Ермионии, дщери ап. Филиппа диакона (ок. 117). Мчч. Феодора, Миана, Иулиана и Киона (305-311). Мч. Вавилы Никомидийского и с ним 84-х отроков (IV). Сщмч. Петра, митр. Дабро-Боснийского (1941) (Серб.). Собор новомучеников и исповедников Казахстанских. Сщмчч. Григория, еп. Шлиссельбургского. Павла, Иоанна, Николая, Николая, Иоанна, Николая, Александра, Петра, Илии, Михаила пресвитеров, прмч. Стефана, мчч. Василия, Петра, Стефана и Александра (1937). Мц. Елены (1943). Иконы Божией Матери, именуемой "Неопалимая Купина" (1680). Евангельские ЧтенияУтр. - Ев. 4-е, Лк., 112 зач., XXIV, 1-12. Лит. - 2 Кор., 176 зач., IV, 6-15. Мф., 92 зач., XXII, 35-46. Сщмч. и прор.: Евр., 330 зач., XI, 33 - XII, 2. Лк., 67 зач., XII, 32-40 .* Если совершается служба блгвв. кн. Петра и кн. Февронии, то на литургии чтения дня и блгвв. кн. Петра и кн. Февронии: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Мф., 10 зач., IV, 25 - V, 12. Если совершается служба свт. Иоасафа, то на литургии чтения дня и святителя: Евр., 318 зач., VII, 26 - VIII, 2. Ин., 36 зач., X, 9-16. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Мф. 22, 35-46). Предложил Господь заповедь о любви к Богу и ближним, и тотчас дополнил ее учением Своем сыновстве Богу и Божестве. Для чего же это? Для того, что истинная любовь к Богу и людям не иначе возможна, как под действием веры в Божество Христа Спасителя, в то, что Он воплотившийся Сын Божий. Такая вера возбуждает любовь к Богу, ибо как не любить столь возлюбившего нас Бога, Который и Сына Своего Единородного не пощадил, но предал Его за нас? Она же доводит эту любовь до полноты совершения или до того, чего она ищет, а любовь ищет живого союза. Чтобы достигнуть этого союза, надо победить чувство правды Божией, карающей грех; без этого страшно приступать к Богу. Чувство же это побеждается убеждением, что правда Божия удовлетворена крестною смертью Сына Божия; убеждение такое от веры; следовательно, вера открывает путь любви к Богу. Это первое. Второе, вера в Божество Сына Божия, нас ради воплотившегося, страдавшего и погребенного, дает образец любви к ближним; ибо то и любовь, когда любящий полагает душу свою за любимых. Она же дает и силы к проявлению такой любви. Чтоб иметь такую любовь, надо стать новым человеком, вместо эгоистического - самоотверженным. Только во Христе человек становится нова тварь; во Христе же бывает тот, кто верою и благодатным возрождением через св. таинства, с верою принимаемые, соединяется со Христом. Отсюда выходит, что чающие без веры сохранить у себя, по крайней мере, нравственный порядок напрасно ожидают этого. Все вместе; человека разделить нельзя. Надо всего его удовлетворять. Молитвы Тропарь священномученика Вавилыглас 4И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, богодухновенне,/ в видения восход:/ сего ради, слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Вавило,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим. Кондак священномученика Вавилыглас 8Яко благочестия проповедника и страдальцев утверждение,/ Церковь славит тя, Вавило славне, освещаема днесь;/ но, яко имея дерзновение ко Господу,/ в мире совершеннем величающия и восхваляющия тя сохранити// Христу молися, о многострадальне. Тропарь святителя Иоасафаглас 3Святителю, Христу Богу возлюбленне,/ правило веры и образ милосердия людем был еси,/ бдением же, постом и молитвою,/ яко светильник пресветлый, просиял еси/ и прославлен от Бога явился еси:/ телом убо в нетлении почивая,/ духом же Престолу Божию предстоя,/ чудеса преславная источаеши./ Моли Христа Бога,/ да утвердит нас в Православии и благочестии// и спасет души наша. Ин тропарь святителя Иоасафа Белгородскогоглас 2Молитвенниче издетства преизрядный,/ Богоизбранный святителю Христов Иоасафе,/ правило веры и образ милосердия благочестным житием всем являвши/ и с верою к тебе притекающим обильно исцеления источаеши./ Моли Христа Бога, да утвердит правоверие, мир и благочестие и спасет души наша. Кондак святителя Иоасафаглас 8Многоразличныя подвиги жития твоего кто исповесть?/ Многообразныя милости Божия, тобою явленныя, кто исчислит?/ Дерзновение же твое у Пречистыя Богородицы и Всещедраго Бога добре ведуще,/ во умилении сердечнем зовем ти:/ не лиши и нас твоея помощи и заступления,// святителю Христов и чудотворче Иоасафе. Тропарь святителя Митрофана, епископа Воронежского. Тропарьглас 4Правило веры и образ кротости / словом и житием пастве твоей, отче смиренномудре Митрофане, был еси. / Темже и во светлостех святых / солнца светлейше возсиял еси, / венцем нетления и славы украшаемь, / моли Христа Бога / стране нашей и граду твоему в мире спастися. Показать ещё молитвы Кондак святителя Митрофана, епископа Воронежского. Кондакглас 8Воздержанием тело духу поработив,/ душу же равноангельну сотворив,/ святительскою одеялся еси одеждею, яко венец священства,/ и ныне, всех Владыце предстоя,/ моли, всеблаженне Митрофане, умирити и спасти души наша. Тропарь пророка Моисеяглас 2Пророка Твоего Моисея память, Господи, празднующе,/ тем Тя молим:// спаси души наша. Ин тропарь пророка Боговидца Моисеяглас 2На высоту добродетелей возшел еси пророче Моисее:/ и сего ради сподобился еси видети славу Божию,/ скрижали благодатныя закона прият/ и начертаний благодать в себе нося,/ и пророков был еси честная похвала,/ и благочестия великое таинство. Кондак пророка Моисеяглас 2Лик пророческий с Моисеем и Аароном/ веселием днесь веселится,/ яко конец пророчествия их на нас исполнися:/ днесь сияет Крест, имже нас спасл еси;// тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас. Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Неопалимая Купинаглас 4Иже во огни купины неопалимый, древле Моисеем виденныя,/ тайну воплощения Своего от Неискусобрачныя Девы Марии Прообразовавый,/ Той и ныне яко чудес Творец и всея твари Создатель/ икону Ея святую чудесы многими прослави,/ даровав ю верным во исцеление недугом и в защищение от огненнаго запаления./ Сего ради вопием Преблагословенней:/ Надеждо христиан, от лютых бед, огня и грома избави на Тя уповающия, и спаси души наша яко Милосерда. Ин тропарь Божией Матери пред иконой Ее Неопалимая Купинаглас 4Иже в Купине, огнем горящей и несгораемей,/ показавый Моисеови Пречистую Твою Матерь, Христе Боже,/ огнь Божества неопальне во чреве Приимшую/ и нетленну по Рождестве Пребывшую,/ Тоя молитвами от пламене страстей избави нас/ и от огненных запалений град Твой сохрани,/ яко Многомилостив. Кондак Божией Матери пред иконой Ее Неопалимая Купинаглас 8Предочистим чувствия душ и телес наших, да видим таинство Божественное,/ образно явленное древле великому во пророцех Моисею купиною, горевшею огнем и не сгаравшею,/ в нейже Твоего безсеменнаго Рождества, Богородице, предвозвещение исповедуем и, благоговейно покланяющеся Тебе и Рождшемуся от Тебе Спасу нашему,/ со страхом вопием: радуйся, Владычице, Покрове, и Прибежище, и Спасение душ наших. Службы4 сентября: Священномученика Вавилы, епископа великой Антиохии. Святого пророка и боговидца Моисея 4 сентября: Иконы Пресвятой Богородицы Неопалимой купины. Святителя Иоасафа, епископа Белоградского 23 ноября: Святителя Митрофана, епископа Воронежского 25 июня: Преподобномученицы Февронии. Благоверных князя Петра и княгини Февронии, муромских чудотворцев 11 октября: Святого апостола Филиппа, одного из семи диаконов. Преподобного Феофана исповедника, епископа Никийского. Святых отцов седьмого Вселенского Собора Сайты приходов: Альметьевская епархия:Храм "Казанской" иконы Божией Матери с. Федотово Армавирская епархия:Храм святителя Митрофана Воронежского ст. Прочноокопская Ахтубинская епархия:Храм в честь Святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских с. Пологое Займище Барнаульская епархия:Храм Петра и Февронии с. Язово Белгородская епархия:Николо-Иоасафовский Собор г. Белгород Храм Покрова Пресвятой Богородицы г. Белгород Крестовоздвиженский храм г. Старый Оскол Борисоглебская епархия:Xрам во имя св. Архистратига Михаила с. Чигорак Воскресенский храм с. Елань-Колено Храм во имя свт. Митрофания с. Хреновое Боровичская епархия:Храм иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" пос. Котово Брянская епархия:Храм в честь благоверных князей Петра и Февронии Муромских г. Брянск Храм в честь иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" г. Дятьково Валуйская епархия:Храм Свято-Троицкий пос. Ровеньки Храм свт. Митрофана Воронежского с. Хлевище Храм свт. Митрофана еп. Воронежского г. Бирюч Храм свт. Митрофана, еп. Воронежского с. Малакеево Владивостокская епархия:Храм Божией Матери в честь иконы "Неопалимая Купина" с. Рощино Вологодская епархия:Храм Покрова Пресвятой Богородицы, что в Козлене г. Вологда Воронежская епархия:Храм еп. Митрофана Воронежского с. Рогачевка Храм-часовня еп. Митрофана Воронежского г. Воронеж Храм во имя свт. Митрофана епископа Воронежского пос. им. Дзержинского Храм еп. Митрофана Воронежского с. Меловатка Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Новая Ольшанка Храм еп. Митрофана Воронежского г. Воронеж Храм Митрофана, епископа Воронежского пгт. Шилово Храм в честь "Казанской" иконы Божией Мате­ри г. Воронеж Храм свт. Митрофана Воронежского г. Семилуки Храм Новомучеников Воронежских г. Лиски Храм Петра и Февронии Муромских у сити-парка Град г. Воронеж Храм иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» пос. Шуберское Вяземская епархия:Храм Преображения Господня г. Вязьма Храм в честь иконы Божией матери "Неопалимая Купина" ст. Никитинка Гатчинская епархия:Храм благоверных князей Петра и Февронии г. Тосно Храм во имя иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" г. Сосновый Бор Георгиевская епархия:Храм еп. Митрофана Воронежского с. Бурлацкое Глазовская епархия:Храм еп. Митрофана Воронежского с. Зура Гомельская епархия:Храм преподобных Петра и Февронии Муромских г. Гомель Губкинская епархия:Кафедральный собор Николая Чудотворца г. Грайворон Храм-часовня Митрофана Воронежского с. Графовка Екатеринбургская епархия:Храм Иоасафа Белгородского г. Екатеринбург Екатеринодарская епархия:Храм иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» пос. Тюменский Елецкая епархия:Собор Вознесения Господня г. Елец Храм Георгия Победоносца г. Данков Иваново-Вознесенская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери 'Неопалимая Купина' г. Иваново Храм Иконы Божией Матери Неопалимая Купина г. Иваново Изюмская епархия:Мужской монастырь в честь "Песчанской" иконы Божьей Матери г. Изюм Казанская епархия:Храм Германа Казанского и Митрофана Воронежского с. Свияжск Благовещенский собор Казанского кремля г. Казань Петропавловский собор г. Казань Калавритская епархия:Женский монастырь Преображения Господня на горе Фаворе Калининградская епархия:Храм святых Петра и Февронии г. Калининград Карасукская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Неопалимая купина" пос. Ордынское Касимовская епархия:Милостиво-Богородицкий женский монастырь пгт. Кадом Кемеровская епархия:Храм свв. блг. Петра и Февронии г. Полысаево Киевская епархия:Архангело-Михайловский Зверинецкий монастырь г. Киев Костромская епархия:Свято-Троицкий Макариево-Унженский мужской монастырь г. Макарьев Котласская епархия:Свято-Введенский собор г. Сольвычегодск Курская епархия:Храм еп. Митрофана Воронежского с. Букреевка Храм Собора архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных г. Курск Липецкая епархия:Храм иконы Божией Матери «Боголюбская» с. Замартынье Храм Митрофана и Тихона Воронежских г. Липецк Храм Иоанна Богослова с. Грязное Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Дмитряшевка Храм Богоявления с. Донское Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы г. Задонск Храм Митрофана, епископа Воронежского с. Кашары Мелекесская епархия:Приход храма в честь свв. блгвв. князей Петра и Февронии п. Колхозный Московская епархия (городская):Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Дмитров Храм еп. Митрофана Воронежского на Хуторской г. Москва Храм Иоанна Богослова под вязом г. Москва Храм св. благоверных князей Петра и Февронии г. Зеленоград Храм Петра и Февронии Муромских г. Орехово-Зуево Храм свв. блгвв. кнн. Петра и Февронии Муромских в Марьино г. Москва Храм Петра и Февроньи Муромских при ТЦСО №27 "Ясенево" г. Москва Храм Кирилла и Мефодия в Ростокино г. Москва Неопалимовский храм г. Кубинки Храм иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" в Отрадном г. Москва Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках г. Москва Храм иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" г. Москва Храм иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" г. Москва Храм Ризоположения в Леонове г. Москва Московская епархия (областная):Храм Троицы Живоначальной с. Лелечи Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Богослово Храм Покрова Пресвятой Богородицы г. Руза Храм благоверных Петра и Февронии Муромских в Подрезково г. Химки Храм Петра и Февронии г. Домодедово Храм Иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" в Востряково г. Домодедово Храм иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" г. Балашиха Храм Преображения Господня пос. Запрудня Муромская епархия:Свято-Троицкий женский монастырь г. Муром Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Гришино Нижегородская епархия:Храм в честь Вознесения Господня г. Нижний Новгород Храм во имя Василия Великого с. Арманиха Храм Спаса Преображения в Старом Канавине г. Нижний Новгород Нижнетагильская епархия:Храм Иоасафа Белгородского р.п. Гари Новгородская епархия:Свято-Юрьев мужской монастырь г. Великий Новгород Новокузнецкая епархия:Храм свт. Митрофана Воронежского пос. Ортон Новороссийская епархия:Храм благоверных князей Петра и Февронии г. Новороссийск Новосибирская епархия:Храм еп. Митрофана Воронежского г. Новосибирск Омская епархия:Храм иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" пос. Иртышский Орловско-Болховская епархия:Храм Троицы Живоначальной пос. Шахово Отрадненская епархия:Храм в честь святых благоверных князей Петра и Февронии с. Старосемейкино Храм Петра и Февронии с. Надеждино Пензенская епархия:Храм Воздвижения Креста Господня с. Козлятское Храм Митрофана, епископа Воронежского г. Пенза Храм Петра и Февронии Муромских в Арбеково г. Пенза Пермская епархия:Храм во имя святителя Митрофана Воронежского г. Пермь Храм Петра и Февронии Муромских в Железнодорожном г. Пермь Пинская епархия:Храм Петра и Февронии Муромских г. Пинск Псковская епархия:Храм святых Косьмы и Дамиана с Примостья г. Псков Храм святителя Митрофана Воронежского дер. Лосицы Россошанская епархия:Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Калач Храм Митрофана, епископа Воронежского с. Верхний Мамон Храм во имя равноапостольных Константина и Елены с. Лесково Собор Преображения Господня г. Павловск Ростовская епархия:Храм блг. князей Петра и Февронии, Муромских чудотворцев г. Ростов-на-Дону Рубцовская епархия:Храм Иоасафа Белгородского с. Топчиха Рязанская епархия:Храм в честь святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских пос. Листвянка Храм Петра и Февронии с. Ласково Храм во имя свв. благоверных князя Петра и княгини Февронии с. Кузьминское Самарская епархия:Храм в честь Святителя Митрофана, епископа Воронежского г. Самара Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы г. Самара Храм в честь иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" г. Сызрань Санкт-Петербургская епархия:Храм свт. Иоасафа Белгородского в Парголово г. Санкт-Петербург Храм свт. Митрофана Воронежского на Митрофаньевском кладбище г. Санкт-Петербург Храм святых благоверных Петра и Февронии пос. Солнечное Храм во имя святых благоверных князей Петра и Февронии пос. Стрельна Храм святых благоверных князей Петра и Февронии в Шувалово г. Санкт-Петербург Храм святых благоверных князя Петра и княгини Февронии г. Петергоф Храм иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" г. Санкт-Петербург Саратовская епархия:Храм святителя Митрофана, еп. Воронежского г. Саратов Северодонецкая епархия:Свято-Митрофановский храм г. Лисичанск Симбирская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" г. Ульяновск Скопинская епархия:Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радосте" с. 1-е Марчуки Смоленская епархия:Храм Покрова Пресвятой Богородицы г. Демидов Приход храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы г. Рославль Ставропигиальные монастыри РПЦ:Свято-Троицкая Сергиева Лавра г. Сергиев Посад Покровский Хотьков женский монастырь г. Хотьково Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь г. Москва Сыктывкарская епархия:Храм иконы Божией Матери "Неопалимая купина" с. Подъельск Тихорецкая епархия:Храм Святых Петра и Февронии Муромских пос. Парковый Храм свв. Петра и Февронии хут. Бураковский Тульская епархия:Храм Св. Апостола Иоанна Богослова пос. Куркино Храм Троицы Живоначальной с. Никитское Урюпинская и Новоаннинская епархия:Храм Рождества Христова г. Урюпинск Храм свт. Митрофана Воронежского с. Себрово Уфимская епархия:Храм святителя Митрофана Воронежского г. Уфа Храм иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" пос. Тирлян Челябинская епархия:Храм в честь святых благоверных Петра и Февронии г. Копейск Черняховская епархия:Храм Петра и Февронии пос. Свобода Шепетовская епархия:Собор иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" г. Нетешин Шуйская епархия:Храм святителя Митрофана Воронежского пос. погост Дмитрия Солунского Храм в честь Свт. Митрофана Воронежского с. Золотниковская Пустынь Щигровская епархия:Храм иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" с. Олым Ярославская епархия:Казанский храм с. Скнятиново Статьи на Православие.Ru Библия, изложенная для семейного чтения Моисей законодательМоисей был и пророком (в значении праведника, который посвятил себя на служение Богу и Его домостроительству), и учителем, и вождем войска, и законодателем, и судьею над исполнением уставов Божиих. Гора Нево – место кончины пророка Боговидца МоисеяАнатолий ХолодюкГора Нево расположена к востоку от северной оконечности Мертвого моря, в библейской стране Моав. С нее открывается вид на бывшие моавитские равнины – местность к востоку от Иордана, напротив Иерихона. Отсюда Господь даровал Моисею бросить перед смертью последний взгляд в сторону Земли Обетованной. Пророк и Боговидец Моисей: любовь и ответственностьГосподь является в грозном блеске Своей славы, но является для того, чтобы услышать голос человека, чтобы ответить ему. Кротчайший из людейКто же был Моисей, этот великий ходатай за народ, могущий изменить решение Божие? Избранник ВсевышнегоЧто за свет сопровождал рождение Моисея? Почему Господь попустил воспитываться ему при дворе фараона? Что значит «убить “египтянина” в себе»? Зачем избраннику Божию знать «науку пастухов»? Призвание пророка Моисея. Часть 1. Купина НеопалимаяПочему Моисей пас свои стада в… пустыне? Как святые отцы объясняли явление Неопалимой Купины? Каков смысл «шага в сторону», сделанного Моисеем? И какую «обувь» должен снять каждый христианин? Призвание пророка Моисея. Часть 3. «И сказал Бог: Я буду с тобою»Каким именем открывает Себя Бог, и что оно значит? Состоятельны ли возражения Моисея, попытавшегося уклониться от своей миссии? В чем можно сомневаться проповеднику, а в чем – недопустимо? Пророк МоисейПосле смерти патриарха Иосифа положение евреев резко изменилось. Новый царь, который не знал Иосифа, стал опасаться, что евреи, став многочисленным и сильным народом, в случае войны перейдут на сторону неприятеля. Житие Святителя Иоасафа, епископа БелгородскогоОднажды вечером отец будущего святителя сидел на крыльце своего дома и вдруг, при заходе солнца, увидел стоявшую за горизонтом на воздухе Божию Матерь с Ангелом и у ног Их сына своего Иоакима, стоящего на коленях и приносящего Божией Матери молитвы. Потом он услышал слова Пресвятой Богородицы: «Довлеет Мне молитва твоя», и в этот момент слетел Ангел Господень и облачил Иоакима в архиерейскую мантию. Возрождение забытого храмаМонахиня Корнилия (Рис)В день памяти святого Иоасафа Белгородского впервые за 40 последних лет была отслужена Божественная литургия в православном храме, ему посвященном, в маленькой деревушке Мадди в штате Иллинойс(США). Святой Архипастырь (Иоасаф Белгородский)Крестьянин Павел Павлюченко был слеп с шестилетнего возраста. У мощей святого он прозрел. Сердобольные богомольцы вздумали, было, подавать милостыню прозревшему. Но он говорил: «Не надо, не надо… я свет увидел…». Святой Иоасаф Белгородский. ПесняЛ. Н. ПогожеваВспомнил старик, как тому сорок лет Видел он ясно виденье: В небе Царицу Небес и пред Ней Отрока-сына в моленьи. День памяти святителя Иоасафа БелгородскогоЖитие — Торжества в Белгороде — Храмы в честь святителя Иоасафа. «На празднование 100-летия канонизации святителя Иоасафа мы ожидаем тысячи паломников со всей России»17 сентября 2011 года в Белгороде пройдут торжества в связи со 100-летием церковного прославления святителя Иоасафа, епископа Белгородского, молитвенника пред престолом Божиим за землю Русскую. Во время торжеств Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятит храм-часовню, возведенную на месте пещерки святителя Иоасафа. О том, как пройдут предстоящие торжества и как проходило прославление святителя 100 лет, архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн рассказал порталу «Православие.ру». Всенощное бдение в Сретенском монастыре накануне 29-й Недели по Пятидесятнице 9 / 22 декабря 2012 г. Суббота 29-й седмицы по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:30:53 мин. Размер 108.7 Mb) Божественная литургия в Сретенском монастыре в Неделю 29-ю по Пятидесятнице10 / 23 декабря 2012 г. Неделя 29-я по Пятидесятнице. День памяти святителя Иоасафа Белгородского. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:08:10 мин. Размер 49.1 Mb) Святитель Митрофан ВоронежскийПетр I очень почитал святителя. Но когда тот понял, насколько опасно влияние на царя западной культуры и античного язычества, он отказался ехать к Петру. Придя в ярость, царь под угрозой смерти приказал святому явиться во дворец. «Для меня жизнь
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Rambler's Top100 «Сестры» Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.04741 c.