Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Методические материалы » Творческая мастерская » Радиобеседы по православной педагогике. »

19.06.2018 | Обучающий семинар для организаторов трезвенного движения

24.05.2018 | Утверждение трезвости в новообразованных епархиях Русской Православной Церкви. Круглый стол

23.05.2018 | Деятельность АНО «Просветительский центр» по утверждению трезвого и здорвого образа жизни в подростковой среде высоко оценена на областном уровне

19.05.2018 | Социально-педагогический проект «Будь здоров!»: новые горизонты развития

14.05.2018 | В Просветительском центре подвели итоги XV традиционной встречи православных трезвенников Уральского региона.

- -
- -
Методические материалы

- -  

Беседа 25. Манипуляция (Продолжение).

Здравствуйте,  уважаемые   радиослушатели.

Сегодня  мы  продолжаем  тему, начатую на  прошлом  уроке.     Говорили  мы  с вами  в  тот  раз  о   манипуляциях. О таком  взаимодействии между  людьми, которое   одной  стороной   строится   с целью  получения  собственной  выгоды  в ущерб  другой  стороне.         Кратко  напомню  главные  мысли.

Манипуляция - это  преднамеренное  и  скрытое  побуждение  другого человека  к  переживанию  определенных  состояний, принятию  решений  и выполнению  действий,  необходимых  для  достижения  инициатором манипуляции  собственных  корыстных  целей.

В  манипулятивном «послании»   всегда  присутствует элемент  лжи  или  искажение  информации.  Человек говорит одно, подразумевает  другое,  а  ожидает от партнера  третьего.   

Манипулятор  умело перебирает  струны  нашей  души,  прекрасно разбираясь  в  человеческой  природе   он знает,  что человек  с удовольствием   слушает о себе нечто приятное,  мечтает,  чтобы его скрытые  таланты  были  признаны,  стремится находиться в  безопасной  для  себя  ситуации,  когда  рядом  приятный  доброжелательный,  тонко  понимающий  душу собеседник.  Манипулятор  сладкими речами  может  усыпить  бдительность своего  визави.

«Классикой  жанра»  в  этом  случае  является  известная  басня   Крылова  «Ворона  и лисица».   Что делает  манипуляторша  лиса?  Льстит,  зубы  заговаривает,  создает  у вороны   ложное  чувство  безопасности.  В  результате ворона,  потеряв  бдительность,  выполняет просьбу  лисы  и,  начав   «петь»,  теряет  сыр.  «Уж  сколько  раз  твердили  миру,  что лесть  гнусна, вредна;  но только все не в прок,  и в сердце  льстец  всегда отыщет  уголок»  -  так начинает  Крылов эту басню  с морали о вреде лести.  Надо сказать,  что многие  люди,  глубоко приняв к сердцу  историю  вороны,  приобретают  настороженное  отношение к хорошим словам в свой  адрес,  рассуждая примерно  так:  «Если  он говорит  что-то доброе,  значит ему от меня  что-то надо!» (пауза)

-  Марья  Иванова, как вы прекрасно сегодня  выглядите!

- Ты мне зубы не заговаривай, говори  сразу,  чего от меня надо!

- Ничего, Марья Ивановна, просто вы, правда,  сегодня хорошо выглядите.

-  Что ты врешь, я же знаю, что тебе что-то нужно!

-  Ой,  я  лучше  пойду...

Беда Марьи Ивановны в том, что она  уже не доверяет  окружающим  и не допускает хороших слов в свой  адрес.  «Призрак  вороны» стоит  за  спиной  многих  женщин,  агрессивно и болезненно  реагирующих  на комплименты.  А дома они вздыхают о том, что им  так редко говорят  хорошие  слова.  «Призрак  вороны»  из  басни  приводит к тому,  что называют «с водой  выплеснули  и  младенца».   Да,  манипуляторы  используют  добрые  слова, но это не значит,  что каждый  комплимент это манипуляция. 

Это небольшое  отступление  от  темы,  но, на  мой  взгляд,  оно  важное,  так как  все  без  меры  используемое  доводит  до  абсурда  и лишает  ценности,  любые  благие  намерения.

Ну, а сейчас, я хочу поговорить и разобраться  с  различными  уровнями      манипуляции.  То есть с тем,  как  нами манипулируют  на  ценностном  уровне -  это  уровень  нашей  системы  ценностей;  на  ментальном  уровне -  наши мысли  и сознание;  на эмоциональном -  это  уровень  наших  эмоций  и  чувств   и  на  действенном -  уровень  прямых  действий.  
Грамотная  манипуляция  совмещает  несколько  уровней,  иногда  даже все четыре.  Но все же необходимо  научиться выделять ведущий  уровень   манипуляции.  Это позволит нам выбирать соответствующую  стратегию  противостояния.  А  потому  поговорим об уровнях  манипуляции  подробно.

Ценностный  уровень.

Это  самый  высокий  уровень  манипуляции,  его  можно  назвать  «искушением».  Каждый  из  нас  имеет  определенную  картину  мира,  представления о добре и зле,  истине и лжи;  о том,  что такое  хорошо  и что такое  плохо.   Манипулятор  подвергает  сомнениям  нашу  картину  мира  и систему  ценностей,  искажает  то,  во что мы верим,  насаждает  ложные  представления о действительности.  Фактически,  искушает  нас.

«Убийство  человека  оправдано,  если  убивают  злодея»;  «Тебя  окружают  недоразвитые  люди,  зачем  им  служить,  приносить  себя  в жертву,  отдавать свой  талант»;  «Ради  нашего  светлого будущего  нужно  разрушить  то,  что мы сейчас  видим вокруг  нас».  Таких  идей  множество.

Одни   люди  тянутся  к  просветлению,  их  система  ценностей   основана на добре.   Другие,  система  ценностей  которых  основана  на  идеях  подчинения,  тяготеют   к  насилию.

Философы,  мыслители,  писатели,  политики  и идеологи  управляют  системой  ценностей  массы  людей.  Ими формируются  социальные  мифы,  эксплуатирующие  систему  ценностей  человека,  его  веру  в добро.   Таким  мифом  была  коммунистическая доктрина.  Как  она повлияла  на систему ценностей  и  жизненную  ориентацию  многих  людей,  объяснять не нужно.

Фарисеи,  лжепророки,  основатели  сект  строят  манипуляцию  на   системе ценностей  человека,  подключая все  остальные  уровни.

Что же  можно  противопоставить  манипуляции на  уровне ценностей?   Собственную  веру, кодекс чести,  критическое  мышление,  свое  духовное развитие.  Сформированная  система ценностей   зрелого  человека  уже не поддается  манипулятивному воздействию.

Гораздо сложнее подросткам,  молодым  людям, которые  находятся  в  процессе  поиска  ответов  на вопросы о смысле жизни  и предназначении человека.  Состояние  поиска  сопровождается неопределенностью, которая оборачивается напряжением.    Период  поиска  и   неопределенности  не  минует  и  подростков  из  воцерковленных  семей.  В  этот период  они  должны  перевести  свою  детскую  веру, основанную  на  авторитете  и  примере  родителей  в  собственную,  осознанную  и  лично  ими  принятую  веру.  Кстати  давление   на  них    в этот  период  чревато  полностью  противоположным  результатом,  вплоть  до  резкого   отчуждения и от Церкви,  и от родителей.

Стремление  избавиться от напряжения  совершенно  естественно.  Избавление  заключается  в  обретении  Бога,  Смысла,  Предназначения.

Манипулятор  «цепляет»  человека  на  это «экзистенциальное  напряжение», предлагает  ему  свой  набор  ответов,  а взамен  берет  возможность  управлять  чужим  сознанием.  Так  черное  называют  белым,  красное - зеленым...  Повторяется  трагедия  Фауста.

Ментальный  уровень.

Фактически  это манипуляция  нашим сознанием.  На этом  уровне манипуляции  нам целенаправленно внедряются определенные  мысли,  и с  некоторого   момента  мы  теряем к ним  критическое  отношение.  И  вот  они поселившись  в  «подкорке»  начинают  управлять нашим  поведением.  Например,  нам хочется  сделать что-либо,  а  почему  мы  этого хотим -  объяснить не можем.  Средства   массовой  информации  в  этом  аспекте -  прекрасный  инструмент для   манипуляции массовым  сознанием.  Для  нас  формируют  определенную  точку  зрения,  взгляд на события, корректируют  меру  объективности  подачи  материала.  Рекламные  ролики  через  образы  и слоганы  внедряют  в  наше  сознание  определенные  мысли, формирующие  желания. 

«Раскрутка»  новых  имен  в  политике,  шоу  бизнесе,  литературе,  искусстве - не что иное, как манипулятивные  технологии,  адресованные нашему сознанию.

Жители  городов  ежедневно подвергаются  энергичным  манипулятивным  атакам на сознание,  и многие  уже  сформировали  настоящий иммунитет к воздействию  такого рода.  Злоупотребление  чтением  прессы  и  просмотром телевизора  ослабляет  нашу  способность  противостоять  манипулированию,  расшатывает  иммунную  систему.   Помните  как  в  «Собачьем  сердце»  профессор Преображенский  советовал  доктору  Борменталю  «никогда не читать  за  обедом  советскую  прессу,  не говорить о медицине  и большевизме?  Эти рекомендации  справедливы и для нас с вами.  

Необходимо  «проветривать»  наше  сознание  и мысли, делать  систематические уборки  огромных  куч  мусора.   Как  мы  занимаемся уборкой  собственного жилища, так нам следует  «прибираться»  в  собственной голове.  Иначе  ни одной  чистой,  красивой,  творческой  мысли  там  уже появиться не суждено.  Если  мы  не будем  «наводить чистоту  и порядок»,  проводить ревизию собственных  мыслей, то это обязательно  за нас  сделает кто-нибудь  другой.  И называться  это будет  уже по-другому:  «промывка мозгов». Помните  Владимир Высоцкий  пел:  «Не надо  думать,  с нами тот,  кто думает за нас...»?  Неужели  такая позиция нам подходит?!

Итак,  основной  стратегией  противостояния  манипулированию на уровне  мыслей  являются  критическое  мышление и самоанализ.   Но реализация  этой  стратегии  становится возможной  только при условии,  что  мы вовремя  распознаем  манипуляцию этого уровня.

Манипуляция на уровне мыслей  бывает, в основном,  двух  видов:

1.     Целенаправленное преобразование  информации.

2.     Использование стереотипов  мышления.

Целенаправленное преобразование  информации  -  это такой  способ  манипуляции информацией, при котором «жертва»  не получает полного и объективного  представления  о  ситуации,  явлении, предмете.  К  этому относятся  утаивание полной  информации,  искажение информации,  «подтасовка  фактов»,  фрагментарность - т.е порционная  подача информации, пространство  между  которыми заполняется домыслами, которые  дезориентируют  человека. 

Также  манипулятор  может  намеренно  выбрать  такой  момент подачи  информации,  когда  мы  имеем наименьшую  защищенность,  наибольшую  степень  открытости - информация  сваливается  как  «гром  среди  ясного неба»  и мы не можем ни  достойно ответить, ни   противостоять.  Очень непросто  просчитать все  форс-мажорные обстоятельства  и подготовиться ко всем неожиданностям.  Если  такое  случилось,  не бойтесь взять паузу,  ничего не обещайте и  не говорите в момент неожиданности.  Иногда  манипулятор,  стремясь  извлечь  максимум  выгоды  из  «эффекта  неожиданности»,  требует  от вас  немедленного ответа, причем по выгодному для себя  сценарию.  Не поддавайтесь, и тогда он вынужден   будет принять вашу паузу.

Общий  принцип  противостояния  манипулированию,  основанному на преобразовании информации, - это ничего не принимать на веру,  развивать собственное критическое  мышление.   У  Михаила  Жванецкого  есть замечательный  вопрос:  «А почему,  собственно?!»   Можно  взять его себе на вооружение.

Использование  стереотипов  мышления.

Стереотипы  есть у каждого  из  нас, они позволяют нам экономить  свою энергию.  Особенно в ситуациях  ограниченного времени,  сильного  эмоционального возбуждения,  недостатка информации.  Наиболее часто  манипуляторы  используют  шесть  наших  стереотипов  мышления:

·        Стереотип доверия  к  авторитетам.  «Уж если так считает компетентное, авторитетное  лицо, то это точно  должно быть правдой».  Неосознанно  человек перекладывает  ответственность за  принятие  важного решения на некое третье лицо. Если  человек обнаружит впоследствии обман, то  он имеет возможность переложить вину на этот авторитет. Часто доходит до абсурда.  В  рекламном  ролике  какого-либо лекарства, об его эффективности говорит даже не врач, а артист,  сыгравший  доктора  в популярном сериале.  И это срабатывает!  Иллюзорный   авторитет   врача, именно  роли  врача - увеличивает количество продаж  рекламируемого им препарата.  Противостояние  манипуляции этого вида заключается в том, чтобы трезво  оценить   степень  авторитетности или компетентности   этого  лица  в  конкретно  этом  вопросе.  Ну, а кто верит рекламе, тот просто сам хочет, чтобы его обманули.   На спрос всегда будет предложение.

·        Следующий  стереотип - доверие  высокой  цене.  На этом стереотипе  работают сетевые  продавцы  «элитной»  продукции.  Так дешевый по себестоимости товар можно продать  за  баснословную  цену,  снабдив соответствующей легендой.  И некоторые покупаются, потому что уверены, что «дорогое - значит хорошее».  Этот наш стереотип  основан  на наивной вере  в человеческую порядочность:  «Ну не будут же  дешевку продавать задорого!»  Будут,  еще   как    будут! «Пока    живут на свете дураки, обманом  жить     нам стало быть с руки!», - пели Лиса Алиса и Кот  Базилио. Друзья,  дорогое - не всегда хорошего качества;  недорогое - часто не менее  достойно вашего внимания. Постарайтесь  оценить товар сами  или приглашайте  своего эксперта.

 

Далее.
·          Стереотип   признательности.  Если для нас  делают  что-то хорошее, у нас, естественно,  формируется  чувство  благодарности, желание ответить чем-то приятным.  Если нам преподнесли подарок,  выгнать  за  дверь  дарителя уже не так просто.   Поговорка  «не подмажешь - не поедешь!» - описывает именно этот стереотип.  И этим пользуются манипуляторы.   Стереотип признательности  лишает нас возможности  критически оценить подарок  и следующую  за ним  просьбу.  Чтобы противостоять  манипулированию,  основанному на  этом  стереотипе,  необходимо   различать  собственное  чувство  благодарности  и  обязанность давать взамен  то, что нас просят.  Отблагодарить можно улыбкой,  комплиментом,  добрым  словом.  Не бойтесь обмануть ожиданий  манипулятора:  обмен состоялся!  Он вам - подарок, вы ему  -  благодарность.  Все  что  следует за этим,  -  деловые  отношения,  и к  подарку они не относятся.

Следующий  стереотип.
·       Стереотип  изгоя.  Страх  показаться  «слабаком»,  «не таким как все»  умело используют манипуляторы.  Особенно  уязвимы к  действию  этого стереотипа  подростки,  которые  часто  слышат: «А что, тебе родители  запрещают  курить,  что  ли?»  «Что,  у тебя  карманных  денег нет?» (пауза)   Каждый  из  нас  имеет  право  на  собственную индивидуальность.  И признание этого  - лучший  способ  противостояния  манипулированию  с  использованием  данного стереотипа.

·        Стереотип  иллюзии победы. Этот стереотип  лежит в  основе  манипулятивной  методики  «Требуй  больше - получишь  желаемое».   Сначала   манипулятор  требует от вас  того, что вы дать  ни при каких  условиях не можете или не хотите.   При этом он   может  использовать все средства, вплоть до шантажа.  Таким образом, он дестабилизирует ваше состояние.  Затем он неожиданно  отказывается от своих  притязаний,  как бы идет «у вас на поводу»  и предъявляет вам менее серьезное требование, которое вы в состоянии выполнить: «Ладно, ваша взяла!  Но сделайте для меня хотя бы ...» И здесь вы с радостью  соглашаетесь.   Вам кажется, вы выдержали натиск,  выиграли настоящее сражение.  Вы даже не подозреваете   о том,  что вся эта игра  была затеяна  лишь для того, чтобы  вы выполнили  именно последнее требование  манипулятора и еще были ему  благодарны  за сговорчивость  или имели ложное ощущение победителя. 

Также  данный стереотип лежит  в основе  печально известной  манипулятивной  методики,  прозванной в народе  «лохотроном».  Сначала вам сообщают,  что вы выиграли  крупную  сумму, поездку, подарок.  У вас возникает радость победителя.  Далее  оказывается, что  за выигрыш  нужно побороться с другим претендентом. Иллюзия победителя  и  желание получить свой  выигрыш не дает  вам возможности  развернуться и уйти. А дальше - подставные конкуренты  набавляют цену, вас охватывает азарт...  В результате  вы должны мошенникам  крупную  сумму денег.   Так «обводят  вокруг  пальца»  людей на улицах,  таким трюком пользуются некоторые туристические  компании.   Как противостоять  манипулированию,  основанному  на данном  стереотипе?  Теперь,  когда вам известен  алгоритм  манипуляции,  не поддавайтесь  иллюзорной радости победителя,  будьте бдительны!

Последний  стереотип, с которым я вас познакомлю, это
·          стереотип принятого  решения. Он  часто используется продавцами.  Сначала вам предлагают  выгодные  условия  сделки;  вы соглашаетесь  и  заполняете  бумаги.  Потом  оказывается, что, по якобы не зависящим от манипулятора  обстоятельствам,  условия  сделки  становятся менее выгодными для вас. Но вы уже приняли решение, потратили время, поэтому вы сохраняете решение о покупке  и соглашаетесь с новыми условиями.  Этот стереотип  основан  на нашем  стремлении  к  последовательности.  Мы  будем сами себя  убеждать,  что  выбрали  правильный  путь.   Причем  даже если убрать  первоначальный  стимул  выгоды,  мы сами  найдем  другую  выгоду, чтобы защитить свое решение.

Ценностный  и ментальный  уровни  манипулятивного воздействия,  а также  способы  противостояния  им    мы  рассмотрели  на  сегодняшнем  уроке. 

На   следующей   нашей  встрече  мы  поговорим об  эмоциональном  и действенном  уровнях  манипуляции. 

До  свидания. 



Старый стиль 27Июнь понедельник Новый стиль) 10Июль Седмица 6-я по Пятидесятнице. Глас 4. Петров пост. Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрав. Иоанны мироносицы (I). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Сампсона странноприимца (ок. 530). Обретение мощей прп. Амвросия Оптинского (1998). Прп. Севира пресвитера (VI). Прп. Георгия Иверского, Афонского (1065). Прп. Мартина Туровского (после. 1146). Прп. Серапиона Кожеезерского (1611). Сщмчч. Александра и Владимира пресвитеров (1918). Сщмч. Петра пресвитера (1939). Евангельские ЧтенияРим., 121 зач., XVI, 17-24. Мф., 51 зач., XIII, 10-23. Прп. Сампсона: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Лк., 67 зач., XII, 32-40 .* Если совершается служба прп. Амвросия, то на утрене читается Мф., 43 зач., XI, 27-30, а на литургии - дня и преподобного: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17-23. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Рим. 16, 17-24; Мф. 13, 10-23). Отчего многие не разумеют бесед о духовных вещах? По причине отолстения сердца. Когда сердце полно пристрастий к земным вещам, тогда оно грубеет, как сказано: "уты, утолсте, расшире". В этом виде оно, как тяжелая гиря, вниз тянет и приковывает к земле всю душу и с ее умом. Тогда вращаясь все в кругу низких предметов, и оно становится низкомыслящим и не может воспарять горе, как обремененная пищею птица. Вращаясь же не видит горнего, и весь склад его противен ему. . . То совсем безвестная для него страна. В сумме своих понятий и опытов не имеет он ничего, к чему мог применить тамошнее, чтобы увидеть его хоть зерцалом в гадании. Оттого ни сам рассуждать о том не берется, ни других рассуждающих слушать охоты не имеет, и книг, в которых пишется о том, в руки не возьмет. Не оттого ли у многих вы встретите иногда не один журнал светский, а духовного ни одного, ни одной духовной книги, даже Евангелия? Молитвы Тропарь преподобного Амвросия Оптинскогоглас 5Яко к целебному источнику,/ притекаем к тебе, Амвросие, отче наш,/ ты бо на путь спасения нас верно наставляеши,/ молитвами от бед и напастей охраняеши,/ в телесных и душевных скорбех утешаеши,/ паче же смирению, терпению и любви научаеши;/ моли человеколюбца Христа/ и Заступницу усердную// спастися душам нашим. Кондак преподобного Амвросия Оптинскогоглас 2Завет Пастыреначальника исполнив,/ старчества благодать наследовал еси,/ болезнуя сердцем о всех, с верою притекающих к тебе./ Темже и мы, чада твоя, с любовию вопием ти:/ отче святый Амвросие,// моли Христа Бога спастися душам нашим. Тропарь преподобного Мартина Туровскогоглас 1Тяжким недугом страждущий и людьми забытый,/ молил еси жажду утолити, преподобне Мартине,/ темже Христос посла с Небесе благоверных Бориса и Глеба/ тебе послужити и недуг исцелити. Тропарь преподобного Сампсонаглас 8В терпении твоем стяжал еси мзду твою, отче преподобне,/ в молитвах непрестанно терпевый,/ нищия возлюбивый и сия удовливый,/ но молися Христу Богу, Сампсоне милостиве блаженне,// спастися душам нашим. Кондак преподобного Сампсонаглас 8Яко врача всеизрядна и молитвенника благоприятна,/ к раце твоей Божественней притекающе, Сампсоне богомудре преподобне,/ сошедшеся любовию, псалмы и песньми, радующеся, Христа прославляем,// таковую тебе благодать подавающа исцелений. Тропарь и кондак преподобного Амвросия (см. 10/23 октября) Службы10 октября: Преподобного Амвросия, старца Оптинского 27 июня: Преподобного Сампсона странноприимца. Благодарственная служба Пресвятой Троице о победе в Полтавской битве. Сайты приходов:Собор прп. Сампсона Странноприимца (Сампсониевский) г. Санкт-Петербург (Санкт-Петербургская епархия) Храм Сампсона Странноприимца г. Вязьма (Вяземская епархия) Храм в честь Сошествия Святого Духа с. Перемышль (Калужская епархия) Казанская Свято-Амвросиевская пустынь пос. Шамордино (Ставропигиальные монастыри РПЦ) Храм во имя преподобного Амвросия Оптинского пгт. Стройкерамика (Самарская епархия) Храм во имя прп. Амвросия Оптинского г. Братск (Братская епархия) Женский скит прп. Амвросия Оптинского дер. Русаково (Новогрудская епархия) Храм в честь прп. Амвросия Оптинского с. Большая Липовица (Тамбовская епархия) Мужской монастырь прп. Амвросия Оптинского г. Токмак (Бердянская епархия) Храм во имя прп. Амвросия Оптинского г. Кировград (Нижнетагильская епархия) Храм Амвросия Оптинского на Затулинском жилмассиве г. Новосибирск (Новосибирская епархия) Храм в честь Преподобного Амвросия Оптинского пос. Отрадное (Запорожская епархия) Храм Амвросия Оптинского пос. Сорум (Югорская епархия) Храм Амвросия Оптинского. Казанская Свято-Амвросиевская пустынь пос. Шамордино (Ставропигиальные монастыри РПЦ) Храм прп. Амвросия Оптинского г. Кувшиново (Тверская епархия) Храм преподобного Амвросия Оптинского п. Первомайский (Нерчинская епархия) Храм прп. Амвросия Оптинского г. Волгоград (Волгоградская епархия) Храм Амвросия Оптинского с. Зараменье (Бежецкая епархия) Статьи на Православие.Ru Преподобный Сампсон СтранноприимецСампсон не мог равнодушно смотреть на страдания и нищету, поэто­му в своем доме принимал всех встречавшихся ему больных и бедных, милосердно предоставляя им необходимый уход, а также утешение в молитве и вере. Особенно он заботился о страждущих не­излечимыми недугами и о тех, кого отказывались лечить другие врачи: о прокаженных, парализованных, слепых, одержимых. Из писем преподобного Амвросия ОптинскогоБолезни и неприятные случаи посылаются нам к пользе нашей душевной, и прежде всего к смирению нашему, и к тому, что бы вели жизнь свою осмотрительнее и рассудительнее. В последнюю бытность твою в нашей обители была ты в каком-то странном настроении духа и в недовольном каком-то расположении, неизвестно на кого. Преподобный Амвросий ОптинскийВ истории нашей страны, как и в мировой истории, есть святые, являющиеся как бы «верстовыми столбами» на пути к Всевышнему. Одним из таких праведников был преподобный Амвросий Оптинский, память которого отмечается 23 октября. Письма преподобного АмвросияСлова и образы святоотеческих поучений не просто перелагались старцами на язык, понятный их современникам, но переживались вместе с ними, и потому действительно были для многих душеспасительными. Предлагаем вам отрывок из книги Сретенского монастыря "Письма великих оптинских старцев" Молитвенное правило преподобного Амвросия Оптинского, читаемое во время искушенийПреподобный старец Амвросий Оптинский предлагал обращающимся к нему в самых различных скорбях и напастях особые краткие молитвенные правила, посильные для каждого христианина. Старец по своему опыту знал, как действуют эти молитвы, как укрепляют ослабевший дух человека, как разоряются вражьи наветы, если эти молитвы читать с верой и упованием на всемогущую помощь Божию. Советы супругам и родителямСемейные тяготы должно переносить, как добровольно избранную нами долю. Задние мысли тут скорее вредны, нежели полезны. Спасительно лишь то, чтобы о себе и о семействе молиться Богу, да сотворит о нас полезное по воле Своей святой. Слово в день памяти преподобного Амвросия ОптинскогоИгумен Амвросий (Коньков)Имя Амвросий, такое странное и совсем непривычное для нашего слуха, стало родным для нас. Н
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Rambler's Top100 «Сестры» Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.10971 c.