Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Журнал «Просветитель» » «Просветитель» №3. Духовная культура и образование. »

16.07.2018 | 15 ИЮЛЯ СОСТОЯЛОСЬ ОФИЦИАЛЬНОЕ ЗАКРЫТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СЛЕТА ТРЕЗВОСТИ И ЗДОРОВЬЯ "УРАЛ-2018"

14.07.2018 | Основные мероприятия Царских дней-2018 в Екатеринбурге

19.06.2018 | Обучающий семинар для организаторов трезвенного движения

24.05.2018 | Утверждение трезвости в новообразованных епархиях Русской Православной Церкви. Круглый стол

- -

- -
Общество православных педагогов

- -  

ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ЗНАНИИ

Погорелов С.Т.

Гуманитарная парадигма в педагогическом знании характеризуется множественностью подходов, моделей и смыслов. Необходимость расшире¬ния методологической базы современных педагогических исследований особенно остро ощущается при решении проблем духовно-нравственного воспитания, поскольку понятия «духовность», «нравственность», «религи¬озность», «духовная культура личности» становятся все более актуальны¬ми для теории образования и образовательной практики, а традиция их истолкования прервана.

-

Прошедший XX век в России продолжил и до­вел до логического конца процесс смены са­кральной и сакрализованной культуры куль­турой секулярной и секуляризирующейся. В итоге в отечественном образовании, в педагогической науке, как и в общественной жизни страны, на долгие годы восторжествовал государственный атеизм. Однако это не привело к ожидаемому благоденствию общества и человека, к расцвету педагогического знания. Более того, из советской педагогики исчез человек, вытеснен­ный рационализированными, идеологическими схема­ми. В новых исторических условиях педагогика вынуж­дена вновь обращаться к духовным истокам культуры, в которой в наше время происходит постепенное возрождение сакральных элементов, включение их в со­циокультурный обиход и в практику образования. «Обязательный атеизм» как атрибут идеологического государства медленно, но неуклонно уступает место действительной свободе совести, а государство на деле становится светским, то есть уважающим и поддержи­вающим свободный мировоззренческий выбор своих граждан.

-Соответственно меняется и социальный заказ системе образования. Проблема формирования духовной культуры личности становится одной из определяющих перспектив развития содержания образования. Подтверждением служат поправки к Закону РФ «Об образовании» от 1 декабря 2007 года, в которых законодатель фиксирует, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования... включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся» (п. 6. ст. 9); что «содержание образования должно обеспечить: ... формирование духовно-нравственной лично¬сти» (п. 2, ст. 14).

Возвращается понимание того, что личность как таковая не исчерпывается социальностью, что в основе ее сущности лежат духовные характеристики. Общество и государство, освобождаясь от идеологии, возвраща¬ются к традициям культуры, к ее ценностным духовным истокам. Отечественная система образования, рассматриваемая в этом русле, переживает пору переосмысления ценностных оснований воспитания. Но от тоталитарной идеологии как основы воспитания в советский период истории мы почти на два десятилетия перешли к отрицанию не только идеологии, но и роли воспита¬ния в системе образования вообще.

Однако и эта разрушительная для нашей школы позиция также уходит в прошлое, а в практику возвращаются здравый смысл, подлинно научные основания и воспитательная тради¬ция, основанная на ценностях отечественной культуры. Тот факт, что идеология должна уступить в воспитании место традициям культуры практически уже не оспаривается, но рассмотрение содержания самой традиции, интерпретация педагогических категорий становятся полем ожесточенных дискуссий. Рассмотрим некоторые точки зрения на понима¬ние проблемы воспитания духовной культуры личности, имеющие распространение в сегодняшнем научно-педагогическом обиходе. Широко известна позиция В.В. Зеньковского, который утверждал, что педагогиче¬ские приоритеты должны следовать за приоритетами развития души ребенка: «В школе должна иметь место иерархия задач, которая должна соответствовать иерар¬хии в строении души...» (7, 157).

- Культуросообразность и природосообразность в целостном процессе воспи­тания с этой точки зрения должны ориентироваться на логику духовного становления ребенка, забота о кото­ром для педагога приоритетна в его профессиональной деятельности.

В сегодняшних дискуссиях о содержании духовно-нравственного воспитания многими принимает­ся как отвечающая современным задачам позиция К.Д. Ушинского, который утверждал необходимость в процессе воспитания в первую очередь приобщать ре­бенка к традициям национальной культуры. В его пони­мании человек воспитанный способен жить в опреде­ленном культурном пространстве и вступать в диалог с носителями иной культурной традиции. Он знаком с народными традициями, знает смысл религиозных праздников, обычаев, уважает их. Воспитанный на та­ких духовных приоритетах человек не приемлет наци­онального нигилизма, который в XX столетии показал свою разрушительную силу в судьбах России.

Сравнивая традиции воспитания в разных стра­нах, К.Д. Ушинский писал: «Самое резкое, наиболее бросающееся в глаза отличие западного воспитания от нашего состоит в том, что человек западный, не только образованный, но даже полуобразованный, всегда всего более и всего ближе знаком со своим от­ечеством: с родным ему языком, литературой, исто­рией, географией, статистикой, политическими отно­шениями, финансовым положением и т. д., а русский человек всего менее знаком именно с тем, что всего к нему ближе, со своей родиной и со всем, что к ней от­носится» (11, 279).

Выдающиеся русские философы И.А. Ильин, Н.О. Лосский, П.А. Флоренский и др. рассматривали че­ловека как эпицентр культуры, как ее высшую духовную ценность. По мысли И.А. Ильина человек в процессе приобщения к подлинной культуре обретает свою ду­ховную сущность и становится творческим субъектом. Культурная сущность человека обеспечивает целост­ность его личности и выступает как ведущее ценност­ное основание воспитания. Принадлежность человека к культуре определяет ядро его личности, меру духовно­сти, жизнетворчества.

Для образовательной практики важно, что отече­ственная культурно-педагогическая традиция нераз­рывно связана с этическими нормами православного христианства как своим фундаментом. Многие русские философы (С.Л. Франк, B.C. Соловьев, В.В. Зеньковский, Н.О. Лосский, П.А. Флоренский и др.) утверждали, что воспитание должно быть религиозным в раскрытии божественного происхождения и предназначения че­ловека. В этом педагог находит опору для духовного просветления сознания ребенка и обучения его люб­ви. Знание учения православного христианства и дру­гих мировых религий для воспитанного человека счи­талось ими совершенно необходимым. В этой традиции личность рассматривается как духовное начало, пред­полагающее наличие другой личности и общение лич­ностей. Учение об интимной бытийственной (онтологи­ческой) связи «я» с «ты» и «мы» есть характерная черта русской философии и культурно-педагогической тра­диции на ней основанной.

К сожалению, за годы тотального атеизма в отече­ственном воспитании произошло забвение и утрата православных традиций духовности и свободомыслия, святости и подвижничества. Сегодня поданным соци­ологов в обществе доминирует тип человека массовой культуры, который утратил черты национальной само­бытности, отличается авторитаризмом при одновре­менном переживании комплекса собственной неполно­ценности, обладает неглубокой исторической памятью, агрессивен, настороженно относится к окружающим. Задача формирования духовной культуры личности, опирающейся на национальные истоки, восстановле­ния на этой основе личностной целостности стала как никогда актуальной.

С позиций современной антропологии, сущность человека рассматривается как включающая природное, социальное и культурное начала. Но эти сущности не рядоположены, а составляют иерархическое единство, так как человек целостен. В то же время они не тождествен­ны друг другу и могут вступать между собой в противо­речия, которые служат источником развития. Таково, например, явление акселерации, при котором физи­ческое развитие опережает достижение социальной зрелости. Основным противоречием, определяющим развитие личности, служит несовпадение биологиче­ского и культурного в природе человека. Воспитание есть «окультуривание», «одухотворение» биологиче­ского начала в человеке, его потребностей, инстинктов, не подавление, а сознательное подчинение их требова­ниям культуры через личностные структуры.

В советской педагогике воспитание основывалось на приоритете социального в человеке, игнорируя его культурное начало, что подавляло личность, разрушало ее целостность. Такое воспитание, отрицающее опреде­ляющую роль культуры, не могло разрешить противо­речия между социальным и природным в человеке, по­скольку именно культура объединяет оба эти начала, ибо человек как природное существо входит в социум посредством культуры. Не случайно обращение к куль­турной традиции, к ее духовным основаниям оказалось не совместимым с идеологией советского воспитания.

Рассмотрим соотношение важных для поставлен­ной проблемы понятий «личность», «целостность че­ловека», «духовность», «культура личности», «духовная культура личности».

«Личность» с социальной стороны раскрывается как целостность характерологических и нравственных ка­честв человека, его знаний и умений, ценностных ори­ентации и установок, доминирующих мотивов деятель­ности, способностей творческой деятельности, которые зависят от уровня овладения культурой, созданной предшествующими поколениями. Признаком сформированности личности служит уровень развития ее са­мосознания, то есть осознания своей самотождествен­ности в рамках социума, неповторимости как субъекта деятельности и носителя особого внутреннего духовно­го мира.

Рассматривая личность как сложное системное целое, исследователи отмечают, что эволюция любой системы связана с ее движением к максимальной устойчивости и стабильности по отношению к неблагоприятным внеш­ним и внутренним воздействиям. Эта стабильность обе­спечивается целостностью как фундаментальной характе­ристикой системы. Целостность есть согласованность всех элементов системы и ее единство с внешним миром. Для человека целостность выступает двояко: во-первых, как гармония с окружающим миром, к которой он стремится (если эта гармония нарушена, связь со средой нестабиль­на, человек воспринимает внешний мир как враждебный, неуправляемый); во-вторых, целостность означает гармонию человека с самим собой, когда его внутренние устремления, потребности совпадают с запросами окру­жающей среды. С позиций системного подхода, духов­ность человека можно рассматривать как системообразу­ющий элемент целостности личности.

- «Культура личности» есть система осознаваемых как ценности самим индивидом и ценимых в обществе качеств ума, характера, воображения, памяти, воли, развитых в процессе воспитания. В этом смысле мож­но говорить о нравственной, эстетической, политиче­ской, бытовой, гуманитарной, профессиональной и т.д. культуре личности. Культура личности характери­зует определенный уровень развития творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации его жизни и деятельности, во взаимоот­ношениях с другими людьми, в потребляемых и созда­ваемых материальных и духовных ценностях. Культура личности проявляется в особенностях сознания, пове­дения и деятельности в конкретных сферах жизни: тру­да, общения, художественного творчества, познания и др. Сердцевину культуры личности составляет духовная жизнь человека или духовная культура личности.

Понятие «духовная культура личности» охватывает комплекс качеств, характеризующих направленность личности, сердцевину ее мировоззрения, мировидения, миропонимания, мироощущения. К существенным качествам духовной культуры личности исследователи относят следующие:

- целостность личности как единство и согласован­ность внешнего и внутреннего планов бытия, единство культурного, социального и природного начал;

- устремленность к поиску смысла жизни как опре­деляющему свойству в выборе ценностных приорите­тов в жизни и деятельности;

- потребность в другом человеке как основу нрав­ственности, строящейся на самоценности личности каждого, неприятие отношения к другому человеку как к средству; способность любить, то есть отдавать себя другому;

- стремление к внутреннему самосовершенствова­нию на основе соотнесения своего реального «Я» с об­разом высокого человеческого идеала;

- творческую субъектность как способность и стремление к созиданию в различных видах деятельно­сти, творческому самовыражению и утверждению себя в мире созидательным трудом; осознание духовного смысла своей деятельности;

- развитость исторической памяти, включаю­щей патриотизм, гражданственность, национальное самосознание;

- направленность внутренних усилий на ограни­чение собственного «Эго» и расширение внутреннего пространства Совести;

- способность и готовность любить как возможность преодоления ограниченности собственной индивиду­альности, выход за пределы себя, преодоление одино­чества через отдавание себя, единение с другими.

Целостно духовная культура личности проявляет­ся как индивидуальная Модель Мира (картина мира), определяющая особенности восприятия, оценки и от­ношений человека к действительности.

В системе отношений, раскрывающих уровень ду­ховной культуры, наиболее значимыми являются: от­ношение к познанию как стремление к Истине; отно­шение к человеку как стремление к Добру; отношение к совершенству как стремление к Красоте; отношение к трансцендентному миру как стремление к единству с Духовным началом Бытия. Духовно культурная лич­ность, опираясь на сформированную Модель Мира, способна противостоять навязыванию социальных по­роков, относительных ценностей, защищает абсо­лютную ценность человека и его неотъемлемые пра­ва на свободу духовной жизни и достойные условия существования.

Опишем подробнее отдельные качества духовной культуры личности.

Как уже отмечалось для духовно культурной лично­сти характерна целостность, то есть единство культур­ного, социального и природного в человеке, единство внешнего и внутреннего, рационального и эмоциональ­ного. Человеку свойственно как стремление к познанию мира, так и стремление к эмоционально-чувственной связи с миром. Роль чувственного познания в вос­питании духовной культуры личности приоритетна. «Чувство, в особенности нравственное, вернее ве­дет к истине, чем выкладки разума», - утверждал Л.Н. Толстой. Это справедливо, поскольку истиной разума являются дискретные элементы, диктуемые отдельны­ми желаниями, потребностями, волей. При мышлении чувствами истина обобщается, как бы окрашивая в свой цвет обширную зону бытия, и таким образом умножая ее смысл.

Посредником между чувством и знанием, сердцем и умом выступает вера как личная заинтересованность в предмете, вероятностное предположение желатель­ное для личности. Б. Рассел считал, что вера обязатель­на для человека в интервале перехода от возможности к достоверности. Она и чувство, и знание, и волнение по поводу знания (8, 132). Вера преобразует умствен­ную энергию в душевную и обратно, поэтому относит­ся и к области чувств, и к области знания. «От того, что разум действует на чувства не прямо, а через веру, воз­никает парадокс: можно не знать, но верить, а можно знать, но не верить. Когда у человека нет способности верить, его знания не становятся убеждением» (3, 369). Неспособность верить означает, что человек утрачивает высшее чувство ориентирования в мире. Поэтому спо­собность верить и содержание верований раскрывают­ся как центральная характеристика духовной культуры человека. Как только механизм посредничества пере­стает действовать, как только человек теряет веру, он становится бессильным, и для совершения им поступ­ков становится необходимо принуждение - внутреннее или внешнее. Для духовной культуры личности суще­ственно, что вера, доверие создают предпосылки воз­никновения и развития важнейших личностных качеств милосердия и любви к другому человеку.

Проблема способности и готовности к любви во мно­гом является определяющей духовную культуру лично­сти и общества. Можно сказать, что проблема развития способности и готовности подрастающего поколения к любви оказывается сегодня водоразделом между уходящей и будущей эпохой в воспитании.

Достаточно напомнить, что ведущим качеством лич­ности в теории коммунистического воспитания счита­лась избирательная классовая преданность пролетари­ату и классовая ненависть в отношении других людей, тогда как в отечественной культурно-педагогической традиции, исходящей из православного христианства, таким качеством была способность любить, быть мило­сердным, совестливым. В духовном смысле идеал со­ветского человека - непримиримый классовый борец, идеал отечественной культурно-педагогической тради­ции - милосердный, ответственный, осознающий свою духовную миссию на земле труженик, созидатель, лю­бящий созерцатель совершенства тварного мира и че­ловека, способный к внутреннему усилию по преодоле­нию их несовершенства.

Такой человек способен быть и тружеником, и вои­ном, и творцом. В основе его служения лежит не нена­висть, а любовь к семье, дому, родному краю, Родине, к Богу. Даже в условиях войны, будучи справедливой, ненависть к врагу не заполняет сердце русского челове­ка. Как писал Михаил Шолохов в неоконченном романе «Они сражались за Родину», «... если ненависть к врагу мы несем на кончиках штыков, то любовь к Родине мы храним в своем сердце».

Писатель и философ А. Гулыга убежден в том, что со­временная трагедия русского народа в том, что им утра­чено национальное самосознание. «Большевики доби­лись своего: в стране возобладал групповой интерес, взаимная неприязнь классов и этнических групп, исчезло чувство взаимной общности. Последний раз оно проявилось в Отечественной войне против нацистской Германии. Гитлеровцев мы победили под национальны­ми лозунгами; но вскоре нас стали уверять, что победа классовая» (4, 48).

На чувстве любви, взаимной приязни строилась тра­диционная русская соборность, которая путем «дья­вольской подмены» выродилась в «социалистический коллективизм». Добровольный духовно-нравственный выбор был подменен агрессивным, официальным на­вязыванием материалистического миропонимания и образа жизни. Опираясь на мысль Вл. Соловьева (речь «Три силы»), можно сказать, что подмена христианской любви классовой ненавистью есть та «центростреми­тельная сила», которая направлена на подчинение чело­вечества одному верховному началу, которая стремится «уничтожить многообразие частных форм», подавить «свободу личной жизни» (10, 19).

Грань между прошлым и будущим нашего образова­ния лежит в плоскости выбора духовного основания вос­питания: идеология или культурная традиция; относи­тельные или абсолютные ценности; классовая ненависть или любовь в ее христианском традиционном понимании. Практическое значение этого выбора очевидно - если нравственные ценности относительны, если «нравствен­но то, что служит делу коммунизма» (В. И. Ленин), то, на­пример, убийство Царской Семьи может быть оправдано политической целесообразностью. Если же нравственные ценности абсолютны, и духовная заповедь «Не убий!» не знает исключений, то это убийство - ужасающее престу­пление, о котором как об исторической и человеческой трагедии должен знать каждый школьник. В православно-христианской традиции Любовь оказывается единствен­ной правдой и для мира земного и для мира божествен­ного. Но чтобы быть способным любить, человек должен стать внутренне свободным и разумным (не многознаю­щим или умным, а именно разумным), поскольку только свободное и разумное создание способно любить.

К сожалению, в современной образовательной практике проблема любви соотносится в лучшем слу­чае с проблемой воспитания будущего семьянина, что существенно ее обедняет и ограничивает возможно­сти духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Любовь, согласно воззрениям многих выдающих­ся отечественных и зарубежных мыслителей прошлого и современности, выступает как высшая, зрелая форма человеческого отношения, как духовная способность, которой не все люди наделены в равной степени и кото­рая может проявляться в различных видах отношений -между разными по возрасту, национальности, культур­ной традиции людьми; между родителями и детьми; между мужчиной и женщиной; между человеком и Богом. Способность любить выступает мерой того, на­сколько человек продвинулся в своем духовном разви­тии. Она есть достижение внутреннего единства с кем-то или с чем-то вне самого себя. Поэтому воспитание способности любить есть путь развития духовной куль­туры личности и единства общества. Р. М. Грановская отмечает: «Известна только одна страсть, удовлетво­ряющая потребность человека в единстве с миром и в сохранении при этом чувства целостности и индивиду­альности - это любовь» (3, 371).

Любовь - это всегда «встреча», со-бытие, единение, диалог. Воспитание способности любить - процесс, в течение которого необходимо привести в порядок свои мысли, развить до высокого уровня восприимчивость к ценностям и умение их различать, обрести волю прини­мать твердые решения. Добродетель, а любовь высшая христианская добродетель, - это не мягкая расслаблен­ность, но сила, вдохновляющая человека на осущест­вление творческой деятельности. Нормальное духов­ное развитие проходит разные этапы любви. В детстве человек любит себя (нарциссизм), затем он становится способен перенести любовь на другого человека и, на­конец, на сформированный вовне идеал - Бога.

Для полноценного воспитания духовной культуры личности, как уже отмечалось, необходимо раскрыть учащимся смыслы религии. При этом требуемая науч­ность образования не может пострадать, так как взаи­моотношения науки и религии не являются взаимои­сключающими друг друга. Непримиримость науки и религии - это идеологический миф. Практика совет­ского воспитания добилась одного - атеизм стал рас­пространенной бессознательной установкой многих на­ших соотечественников не по осознанному убеждению, а по элементарному невежеству. Анализ высказываний выдающихся верующих ученых-естествоиспытателей показывает, что они: осознают ограниченность своих знаний, своего понимания мира; способны удивляться; обладают независимостью мысли; привержены истине до готовности принять доказанную новую научную истину, даже если она противоречит их прошлому опыту и личным интересам. Приведем показательное выска­зывание основоположника квантовой физики Макса Планка, глубоко религиозного человека: «И религия и естествознание нуждаются в вере в Бога. При этом для религии Бог стоит в начале всякого размышления, а для естествознания - в конце. Для одних он означает фун­дамент, а для других - вершину построения мировоз­зренческих принципов... Религия и естествознание не исключают, а дополняют и обуславливают друг дру­га». Мировоззренческие высказывания неверующих ученых-естествоиспытателей показывают, что они, как правило: абсолютизируют существующий уровень на­учного знания, дают ему ультра высокую оценку; прояв­ляют гордость, эйфорию, упрямство, отсутствие удивле­ния (изумления) в научном творчестве; доминирующим образом обращены к практической пользе, нежели к истине. Апостол Павел говорит об этом: «Знание надмевает... Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так как должно знать» (1 Кор. 8,1-2).

-

Роль религии в современной культуре и образова­нии переосмысливается заново. Но очевидно, что если на вершине осознанного развития людей находится на­учное знание, то на вершине подсознательного - ре­лигия. Философская и педагогическая мысль нашего времени видит необходимость для успешного личност­ного и общественного развития сочетания инновацион­ное с глубинными традициями духовной культуры. Известный английский экономист XX века Д.М. Кейнс писал: «Я предвижу, что мы будем иметь возможность вернуться к некоторым наиболее бесспорным и непре­ложным принципам религии и традиционной доброде­тели, утверждающим, что скупость - это порок, что ро­стовщичество недостойно человека... Мы вновь будем ценить цели выше средств и предпочитать добро поль­зе» (5, 6).

Рост уровня жизни, который уже начал отмечать­ся в современной России, несомненно, будет сопро­вождаться развитием духовных потребностей обще­ства. Свою роль в этом призвано сыграть религиозное возрождение, возрастание интереса к традиционным для России конфессиям исламу, иудаизму, к различ­ным протестантским верованиям, но, прежде всего, к Православию. Прерванный в советский период процесс развития православной культуры во всем ее многооб­разии, в сердцевине которого лежат представления о человеке, выраженные в самобытной этике, эстетике, философии, искусстве, правосознании, педагогике се­годня ширится, творчески переосмысливается, начи­нает играть существенную роль в общественном созна­нии, в образовательной практике.

Православная культура оказывается востребован­ной не только со своей обрядовой стороны, но и как близкая многим система духовно-нравственных ценно­стей, как обладающее тысячелетней мудростью и кра­сотой мировоззрение, как теплое, согревающее в хо­лодном, прагматичном мире душу отношение к миру и человеку на основе добра и любви, духовной свободы.

О судьбах христианства в современности Альберт Швейцер писал: «Что касается ее духовной и этической сущности, христианская религиозная истина остается одной и той же на протяжении столетий. Различия от­носятся только к внешней форме, на которую наклады­вают отпечаток представления, свойственные разным мировоззрениям. ... Духовность, заложенная в этой ре­лигии любви, как очистительный огонь, не может мало-помалу не распространиться на любые представления, которые с нею соединяются. Такова судьба христиан­ства - развиваться по пути все большего одухотворе­ния» (12, 34).

Кратко рассмотрим еще одно важное для воспита­ния духовной культуры личности качество - устремлен­ность к смыслу жизни. Ныне широко распространен­ный принцип полезности, утилитаризма выводит смысл жизни как благо человека вне самого человека, которое оказывается в материальных продуктах человеческой деятельности, в социальных условиях жизни. Принцип нравственности, духовности, совести напротив указы­вает на то, что благо жизни человека находится в нем самом, в осознании человеком собственной природы, собственной ценности, в развитии этой ценности путем бесконечного усовершенствования.

В дохристианских мировоззрениях человек оставал­ся сыном земли, неведомо, зачем землею созданным, неведомо, зачем на веки в землю отходящим. «Смерть непрерывно смеялась над этими великими мечтами, -смеялась над ними и в том случае, когда она прерывала собою веселый жизненный пир какого-нибудь балов­ня судьбы, и еще более грубо смеялась над ними в том случае, когда она обрывала тяжелую цепь страданий какого-нибудь горького неудачника; потому что в этом последнем случае смерть-то именно и оказывалась единственным благом человека, как будто в самом деле он затем только жил на земле, чтобы страдать, и затем только и страдал в своей жизни, чтобы умереть» (6, 71).

Христианская традиция говорит человеку, что он су­ществует не для смерти, и не для посмертного прозяба­ния в виде тени в мифологических обиталищах Аида по представлениям древних греков, а для вечной раз­умной жизни в царстве света и истины. Отстоять свою человеческую личность в вечности можно лишь зем­ной деятельностью, имеющей духовное содержание. Вопрос о смысле жизни - это вопрос о том, стоит ли жить, обладает ли жизнь положительной ценностью, притом ценностью всеобщей и безусловной, ценностью обязательной для каждого. Побудить человека к осо­знанию смысла своего существования - важнейшая за­дача воспитания духовной культуры личности.

Важным показателем духовного развития человека и общества служат художественные приоритеты и, прежде всего, читаемые книги. По читательским предпо­чтениям можно судить о духовной культуре личности, поскольку каждая книга предполагает определенного читателя как человека способного с тех или иных пози­ций различать добро и зло, обладать свободной волей, быть индивидуально ответственным за свои поступки. Так, например, житийная литература в советский пери­од полностью ушедшая из детского чтения, служит од­ним из традиционных оснований отечественной духов­ной культуры. М.М. Бахтин показал потенциальную силу этой традиции, которая, развиваясь, дошла до романов Ф.М.Достоевского, «Отца Сергия» Л.Н.Толстого.

Поучительно в этом смысле угасание русского бы­линного эпоса в XVI-XVII вв., которое связано с событи­ями религиозной жизни народа. В самих былинах пред­лагается несколько вариантов ответа на вопрос, почему перевелись на Руси богатыри. Потому, что, «одолев та­тар, богатыри хвастают, что победили бы и силу небес­ную: после этого убитые враги воскресают, увеличива­ясь в числе» (1, 136). В иных вариантах богоборческая похвальба богатырей завершается тем, что они окаме­нели или скончались в Киевских пещерах (1, 146). То, что богатыри «окаменели» в результате конфликта с «небесными силами», полно духовного значения, яв­ляется фактом духовного сознания народа. На смену былинным богатырям приходят богатыри иного рода, иной духовно-культурной формации - богатыри духа: праведники, святые, пустынножители. Святой в рели­гиозных представлениях остается источником добро-деяний, действенной силой, к помощи которой можно прибегнуть и во времена народных бедствий, и в горестях личной судьбы как к ценностному миру, открытому для личного опыта каждого человека.

В отличие от мира агиографического мир эпоса вне-религиозен, хотя порой былинные богатыри сшиба­ют маковки с церквей, закладывают нательный крест, чтобы пображничать, как это делал Илья Муромец, не веруют «ни в сон, ни в чох, ни в вороний грай», как Василий Буслаев. Эпический мир представляет нижеле­жащую ступень по отношению к христианскому миру в духовной культуре нашего народа.

Путь становления духовной культуры общества, как и отдельной личности тернист и извилист. Поэтому приобщение к духовной традиции культуры имеет ре­шающее значение для становления личности, для цен­ностного самоопределения человека. Житийная лите­ратура еще ждет своей современной педагогической интерпретации в условиях разрушения идеалов и от­крыто навязываемых подрастающему поколению идо­лов потребления.

То личностное начало, которое характерно для хри­стианства, в житийной литературе выступает в живых олицетворениях, и сложные, отвлеченные начала хри­стианства раскрываются для понимания. Так, например, в житии пустынножителя Никандра рассказывается история о крестьянине Симеоне, у которого украли ло­шадь. Крестьянин со своим горем пришел к Никандру. Вопреки ожиданию Никандр сказал, что скорбит не о его лошади, а об укравшем. Крестьянин разочарован: «Ты, господин-отче, почто по воре скорбиши?» Никандр возразил: «О воре прю имеет тот, кто и сам в поспешении греховнем пребывает». А, прощаясь, сказал кре­стьянину: «Пойди, чадо, в дом свой и обрящеся погиб­шее». Конь в ту же ночь прибежал к хозяину, а «тать, еже еха чрез реку, и утопе» (9, 544). Воспитательное значе­ние подобной истории в адекватных педагогических условиях может быть огромно.

Фактом сегодняшней действительности стала без­защитность потребительского духовно дезориентиро­ванного общества перед оккультно-сектанской про­пагандой, как только в обществе оказались снятыми идеологические запреты. Парадоксальным образом общество, казалось бы, победившего атеизма ста­ло легкой добычей оккультистов, астрологов и цели­телей и т. п. Бескультурье мстит за себя, в том числе и за отсутствие культуры мысли в рамках религиозной парадигмы.

Современное образование обязано подготовить личность к осознанному мировоззренческому выбору, дать для него содержательное основание. Для этого не­обходимо с ранних лет приобщать ребенка к духовным ценностям своей родной культурной традиции. Семья, общество, социальные институты образования, госу­дарство начинают осознавать важность воспитания ду­ховной культуры личности подрастающего поколения. Педагогам предстоит период кропотливой методологи­ческой и теоретической разработки адекватного данной задаче содержания образования, его форм и методов. Попытки повторить в современности опыт духовного просвещения XIX столетия, на наш взгляд, малопро­дуктивны и могут привести к размежеванию педагогов по конфессиональным и этническим признакам, что не имеет ничего общего с подлинной духовной традицией отечественной культуры.


Список литературы:

[1] Азбелев С. Н. Историзм былин и специфика фолькло­ра-Л., 1982.

[2] Вентцель К. Н. Свободное воспитание: Сб. избранных трудов. - М., 1993.

[3] Грановская Р. М. Психология веры. - СПб., 2004.

[4] Гулыга А. Русская идея и ее творцы. - М., 1995.

[5] Козловский П. Принципы этической экономии. - СПб., 1999.

[6] Несмелов В. Вопрос о смысле жизни в учении новоза­ветного откровения. В кн. Смысл жизни: Антология/ сост. Гаврюшина Н. К.. -М., 1994.

[7] Педагогическое наследие русского зарубежья. - М., 1993.

[8] Рассел Б. Почему я не христианин. - М., 1987.

[9] Серебрянский Н. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле. - Псков. 1908.

[10] Соловьев В. С. Соч.: в 2 т. - М., 1989. Т. 1.

[11]  Ушинский К. Д. Избр. пед. соч. -М., 1954. Т. 11. [12] Швейцер А. Жизнь и мысли. -М. 1996.

-



Старый стиль 5Июль вторник Новый стиль) 18Июль Седмица 7-я по Пятидесятнице. Глас 5. Поста нет. Совершается служба с полиелеемПрп. Афанасия Афонского (1000). Совершается служба со славословиемОбретение честных мощей прп. Сергия, игумена Радонежского (1422). Мцц. Анны и Кириллы (304). Прп. Лампада Иринопольского (X). Сщмч. Геннадия пресвитера (1918). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрмцц. вел. кн. Елисаветы и инокини Варвары (1918). Прп. Агапита исп (1936). Иконы Божией Матери, именуемой "Экономисса". Евангельские ЧтенияУтр. - Мф., 43 зач., XI, 27-30. Лит. - 1 Кор., 136 зач., VI, 20 - VII, 12. Мф., 57 зач., XIV, 1-13. Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17-23. Прмц.: 2 Кор., 181 зач., VI, 1-10. Мф., 62 зач., XV, 21-28 .* Чтения прмц. вел. кн. Елисаветы читаются, если ей совершается служба. Cлужба прп. Афанасия Афонского может быть перенесена на 6/19 июля. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Мф. 14, 1-13). Дошел слух о делах Господа до Ирода; он при этом тотчас и заключил: это Иоанн воскрес. Мало ли что можно было при этом подумать! А между тем он ни о ком не подумал, как только об Иоанне. Кто же это дал такое направление его мыслям? Совесть. От нее не спрячешь бессовестных дел, суда ее ничем нельзя поправить. Обезглавливая Иоанна, Ирод присваивал себе право на то, и другие не отрицали такого права, а совесть заговорила свое, и речей ее не мог он заглушить ничем. Вот ему и видится Иоанн. Сколько знаем мы подобных сказаний, что совесть преследует грешника и живописует ему предмет и дело греха так, что он видит их даже вне! Стало быть, есть в нас голос, который мы должны признать не нашим голосом. Чьим же? Божиим. От кого естество наше, от того и голос. Если он Божий, то должно его слушать, ибо тварь не смеет поперечить Творцу. Голос этот говорит, что есть Бог, что мы от Него состоим в полной зависимости и потому не можем не питать в себе благоговейного страха Божия; имея же его, мы должны исполнять волю Божию, которую совесть и указывает. Все это составляет слово Божие, написанное в естестве нашем, читаемое и предлагаемое нам, и мы видим, что люди всех времен и всех стран слышат это слово и внимают ему. Повсюду веруют в Бога, повсюду слушают совесть и чают будущей жизни. Это только ныне как-то в моду вошло не признавать этих истин. Так поступают натуралисты, по-русски - естественники; значит, естественники проповедуют противоестественное учение. Молитвы Тропарь преподобного Афанасия Афонскогоглас 3Еже во плоти житию твоему/ удивишася ангельстии чини:/ како с телом к невидимым сплетением изшел еси, приснославне,/ и уязвил еси демонские полки./ Отонудуже, Афанасие,/ Христос тебе воздаде богатыми дарованьми,/ сего ради, отче, моли/ спастися душам нашим. Кондак преподобного Афанасия Афонскогоглас 8Яко невещественных существ зрителя изрядна/ и деятельна сказателя всеистинна,/ взывает тя стадо твое, Богоглагольниче:/ не оскудей, моля о рабех твоих,/ избавитися напастей и обхождений, вопиющим ти:/ радуйся, отче Афанасие. Тропарь общий преподобным Сергию и Никонуглас 8Яко трисветлаго солнца светозарный звезды,/ Троическим светом озаряете сердца верных,/ сосуда Света Пресвятыя Троицы явльшеся,/ и предивным вашим житием иноком бысте твердии законоположителие/ и церквам благолепие, и благоверным, и святителем, и всем людем,/ вся бо демонския скверны отгнавше отсюду/ вашими чистыми учении и делы,/ добре упасосте стадо, собранное вами,/ но и ныне молим вас:/ посещайте чад своих, яко имущий дерзновение ко Святей Троице,/ Богомудре Сергие с чудным учеником своим Никоном,/ и молите Христа Бога, да спасет души наша. Тропарь преподобнаго Сергияглас 8От юности восприял еси Христа в души твоей, преподобне,/ и паче всего вожделел еси мирскаго мятежа уклонитися,/ мужески в пустыню вселился еси/ и чада послушания в ней, плоды смирения, возрастил еси./ Тем быв Троице вселение,/ чудесы твоими всех просветил еси, приходящих к тебе верою,/ и исцеления всем подай обильно./ Отче наш Сергие, моли Христа Бога, да спасет души наша. Тропарь преподобного Сергияглас 8От юности восприял еси Христа в души твоей, преподобне,/ и паче всего вожделел еси мирскаго мятежа уклонитися:/ мужески в пустыню вселился еси/ и чада послушания в ней, плоды смирения, возрастил еси./ Тем, быв Троице вселение,/ чудесы твоими всех просветил еси, приходящих к тебе верою,/ и исцеления всем подая обильно.// Отче наш Сергие, моли Христа Бога, да спасет души наша. Ин тропарь преподобного Сергия, игумена Радонежскогоглас 4Днесь пресветло красуется царствующий град Москва,/ яко светолучными зарями, молниями чудес твоих осияемь,/ всю вселенную созывает/ похвалити тя, Богомудре Сергие;/ пречестная же и славная обитель твоя,/ юже во Имя Святыя Троицы многими труды твоими создал еси, отче,/ имущи в себе стада ученик твоих,/ веселия и радости исполняется./ Мы же, празднующе преславное обретение честных мощей твоих, в земли сокровенных,/ яко цвет благоуханен и кадило благовонно,/любезно я лобызающе, различная исцеления приемлем/ и твоими молитвами грехов прощения сподобляемся,/ отче преподобне Сергие,/ моли Святую Троицу/ спасти души наша. Кондак преподобного Сергияглас 8Днесь, яко солнце пресветло, возсиявше от земли,/ честныя мощи твоя нетленны обретошася,/ яко благоуханный цвет, множеством чудес сияюще,/ и всем верным источающе различная исцеления,/ и веселяще избранное твое стадо,/ еже мудре собрав, добре паствил еси./ О нихже и ныне Троице предстоиши, моляся,/ и воинству победительная на враги даровати,// да вси вопием ти: радуйся, Сергие богомудре. Ин кондак преподобного Сергия, игумена Радонежскогоглас 8Взирающе на предлежащий честный твой гроб,/ в немже скрыся, яко многоценное сокровище, святое трудолюбное твое тело чистоты,/ мы, чада твоя суще жалостная,/ в удивлении един со единем вещающе, вопием:/ отче наш Сергие, моли Святую Троицу/ и нам спастися, твоим чадом. Показать ещё молитвы Тропарь преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровныглас 1Смирением достоинство княжеское сокрывши, богомудрая Елисавето, сугубым служением Марфы и Марии Христа почтила еси. Милосердием, терпением и любовию себе предочистивши, яко жертва праведная Богу принеслася еси. Мы же, чтуще добродетельное житие и страдания твоя, яко истинную наставницу усердно просим тя: святая мученице великая княгине Елисавето, моли Христа Бога спасти и просветити души наша. Кондак преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровныглас 2Величие подвига веры кто повесть? Во глубине земли, яко в раи светлости, страстотерпица великая княгиня Елисавета со ангелы во псалмех и пениих радовашеся и, убиение претерпевающи, о безбожных мучителех взываше: Господи, прости им грех сей, не ведят бо, что творят. Тоя молитвами, Христе Боже, помилуй и спаси души наша. Ин кондак преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровныглас 5От славы царственныя, вземши Крест Христов, прешла еси к славе небесней, молящи врагов, и обрела еси радость вечную, святая мученице княгине Елисавето, с Варварою мученицею. Темже молим вас: молите о душах наших. Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Экономиссаглас 4Предстательство страшное и непостыдное,/ не презри, Благая, молитв наших,/ Всепетая Богородице, Милостивая верных Домостроительнице,/ утверди православных жительство,/ спаси страну нашу/ и всех православно живущих в ней защити,/ зане родила еси Бога, Едина Благословенная. Службы5 июля: Преподобного Афанасия Афонского. Обретение мощей преподобного Сергия Радонежского. 25 сентября: Преподобной Евфросинии Александрийской. Преставление преподобного Сергия, игумена Радонежского. Сайты приходов: Западно-Американская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Сан-Франциско Абаканская епархия:Домовый храм преподобного Сергия Радонежского при епархиальном управлении г. Абакан Алатырская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского с. Сурский Майдан Храм преподобного Сергия Радонежского с. Рындино Алтайская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Верх-Катунское Альметьевская епархия:Храм Сергия Радонежского пос. Актюбинский Анадырская и Чукотская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского с. Омолон Аргентинская и Южноамериканская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Порту Алегри Ардатовская епархия:Храм Сергия Радонежского пос. Тургенево Армавирская епархия:Храм Сергия Радонежского ст. Ярославская Храм прп. Сергия Радонежского г. Усть-Лабинск Арсеньевская епархия:Храм во имя прп. Сергия Радонежского с. Новосысоевка Архангельская епархия:Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь дер. Монастырь Храм в честь прп. Сергия Радонежского ст. Исакогорка Астанайская епархия:Храм во имя святого прп. Сергия Радонежского пос. Туймебаева (Ашыбулак) Астраханская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Астрахань Ахтубинская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Новоурусовка Балашовская епархия:Храм во имя прп. Сергия Радонежского с. Сплавнуха Храм Сергия Радонежского с. Бакуры Барнаульская епархия:Храм Серафима Саровского г. Горно-Алтайск Барышская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского с. Румянцево Бежецкая епархия:Храм Троицы Живоначальной пос. Рамешки Храм Александра Невского пос. Рамешки Белгородская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Малое Городище Храм прп. Сергия Радонежского г. Старый Оскол Храм Сергия Радонежского с. Мазикино Храм в честь иконы Божией Матери "Экономисса" с. Русская Березовка Белевская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Плавск Свято-Сергиевский храм с. Черкассы Берлинская и Германская епархия (РПЦЗ):Храм прп. Сергия Радонежского г. Бад Киссенген Берлинско-Германская епархия:Храм (домовой) прп. Сергия Радонежского г. Берлин Благовещенская и Тындинская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Тамбовка Храм прп. Сергия Радонежского с. Чигири Благочиние приходов Русской Православной Церкви в Швеции:Храм прп. Сергия Радонежского г. Стокгольм Боровичская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Пестово Храм Сергия Радонежского дер. Сутоки-Рядок Брянская епархия:Богородицкая Площанская мужская пустынь пос. Пчела Храм Сергия Радонежского при Епархиальном Архиерейском доме г. Брянск Храм в честь прп. Сергия Радонежского г. Дятьково Храм Сергия Радонежского пос. Радица-Крыловка Храм в честь прп. Сергия Радонежского с. Уты Будапештская и Венгерская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Будапешт Бузулукская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Сорочинск Храм прп. Сергия Радонежского пос. Володарский Храм прп. Сергия Радонежского пос. ВТК Храм прп. Сергия Радонежского с. Никифоровка Валуйская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского с. Малобыково Великолукская епархия:Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Столбушино Храм прп. Сергия Радонежского г. Пустошка Владивостокская епархия:Храм святого преподобного Сергия Радонежского г. Владивосток Владимирская епархия:Храм Иконы Божией Матери Казанская с. Усолье Храм Преподобного Сергия Радонежского с. Мало-Борисково Храм Иконы Божией Матери Казанская г. Лакинск Храм Серафима Саровского г. Курлово Храм Сергия Радонежского с. Жерехово Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Суздаль Волгоградская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Волгоград Храм Сергия Радонежского г. Волгоград Храм Сергия Радонежского г. Волгоград Волгодонская епархия:Храм Илии пророка г. Волгодонск Вологодская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Вологда Воронежская епархия:Храм во имя прп. Сергия Радонежского г. Воронеж Храм Успения Пресвятой Богородицы на Монастырщенке г. Воронеж Храм Богоявления Господня г. Воронеж Храм Сергия Радонежского с. Тресоруково Выборгская епархия:Храм Свт. Николая Мир Ликийских Чудотворца пос. им. Свердлова (Овцыно) Храм "Коневской" иконы Божией Матери пос. Саперное Храм прп. Сергия Радонежского г. Сертолово Храм-часовня прп. Сергия Радонежского г. Сертолово Храм св. вмч. Георгия Победоносца пос. Каменка Выксунская епархия:Храм в честь прп. Сергия Радонежского с. Левино Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Поздняково Храм во имя Святого Пророка Илии с. Филинское Храм в честь прп. Сергия Радонежского с. Верхняя Верея Вяземская епархия:Храм Богоявления Господня дер. Соколино Георгиевская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Нефтекумск Храм прп. Сергия Радонежского пос. Виноградный Гомельская епархия:Храм преподобного Сергия Радонежского г. Гомель Горловская епархия:Храм Сергия Радонежского пос. Ивановка Женский монастырь в честь прп. Сергия Радонежского с. Сергеевка Сергиевский храм г. Углегорск Губкинская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского с. Завидовка Храм прп. Сергия Радонежского с. Теребрено Днепропетровская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Днепропетровск Донецкая епархия:Женский скит в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" с. Богородичное Монастырь преподобного Сергия Радонежского г. Краматорск Храм Сергия Радонежского г. Харцызск Екатеринбургская епархия:Храм Сергия Радонежского и Елизаветы Фёдоровны г. Екатеринбург Храм Сергия Радонежского пос. Большой Исток Храм Сергия Радонежского пос. Сарга Екатеринодарская епархия:Храм преподобного Сергия Радонежского г. Туапсе Свято-Екатерининский кафедральный Собор г. Краснодар Храм Сергия Радонежского пос. Южный Елецкая епархия:Храм Казанской иконы Божией Матери с. Большие Извалы Запорожская епархия:Храм в честь Преподобного Сергия Радонежского с. Новотаврическое Иваново-Вознесенская епархия:Храм святых первоверховных Апостолов Петра и Павла дер. Стрелка Сергиева пустынь Введенского женского монастыря с. Стоянцево Храм в честь преподобного Сергия Радонежского с. Кунестино Иркутская епархия:Храм преподобного Сергия Радонежского г. Иркутск Искитимская епархия:Храм Сергия Радонежского ст. Безменово Йоханнесбургская и Преторийская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Йоханнесбург Казанская епархия:Храм Илии Пророка с. Ильинское Храм Троицы Живоначальной с. Усады Храм преподобного Сергия Радонежского с. Старое Дрожжаное Храм Сергия Радонежского с. Свияжск Свияжский Иоанно-Предтеченский монастырь с. Свияжск Храм Троицы Живоначальной с. Ямбухтино Храм Сергия Радонежского с. Малмыжка Храм Сергия Радонежского с. Нижний Услон Храм Сергия Радонежского с. Большая Акса Храм прп. Сергия Радонежского с. Большое Подберезье Храм Тихона, Патриарха Московского пос. Сидоровка Храм Александра Невского в Азино г. Казань Храм Сергия Радонежского г. Казань Храм Сергия Радонежского при Ложкинской богадельне г. Казань Каинская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Убинское Калининградская епархия:Храм Сергия Радонежского пос. Рыбачий Калужская епархия:Храм Николая Чудотворца с. Растворово Николо-Сергиевский храм с. Передоль Храм Николая Чудотворца с. Тарутино Храм Иоанна Предтечи г. Калуга Храм Сергия Радонежского пос. Мстихино Свято-Лаврентьев монастырь г. Калуга Богородицерождественская девичья пустынь с. Барятино Каменская епархия:Храм во имя св. прп. Сергия Радонежского Чудотворца пос. Асбестовский Храм свт. Николая Чудотворца с. Мезенское Карасукская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Довольное Храм во имя прп. Сергия Радонежского с. Табулга Касимовская епархия:Храм Благовещения Пресвятой Богородицы г. Касимов Храм Троицы Живоначальной г. Касимов Храм в честь прп. Сергия Радонежского с. Салтыково Храм Всех Святых пос. Елатьма Кемеровская епархия:Храм преподобного Сергия Радонежского с.Мохово Храм прп. Сергия Радонежского г. Ленинск-Кузнецкий Храм прп. Сергия Радонежского г. Киселевск Киевская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Киев Храм в честь преподобного Сергия Радонежского г. Киев Храм прп. Сергия Радонежского г. Киев Ставропигиальный женский монастырь в честь Анастасии Римляныни г. Житомир Храм прп. Сергия Радонежского в Дарницком р-не г. Киев Покровский женский монастырь г. Киев Кинельская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Чапаевск Кировоградская епархия:Храм преподобного Афанасия Афонского г. Кировоград Козельская епархия:Храм в честь прп. Сергия Радонежского г. Людиново Храм в честь прп. Сергия Радонежского с. Улемец Корсунская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского, прп. Серафима Саровского и мч. Викентия Сарагосского г. Милан Костомукшская епархия:Домовый храм в честь прп. Сергия Радонежского пос. Малиновая Варакка Костромская епархия:Храм в честь прп. Сергия Радонежского г. Кострома Храм Сергия Радонежского пос. Раслово Котласская епархия:Храм Спаса Нерукотворного Образа г. Сольвычегодск Красноярская епархия:Храм Сергия Радонежского в Бородино Храм Троицы Живоначальной г. Шарыпово Курганская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Лесниково Курская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Курск Храм Казанской иконы Божией Матери и Сергия Радонежского г. Курск Кызыльская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Шагонар Ливенская епархия:Свято-Сергиевский кафедральный собор г. Ливны Свято-Сергиевский Кафедральный собор г. Ливны Липецкая епархия:Храм Сергия Радонежского с. Волчье Храм Сергия Радонежского с. Липовка Луганская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Луганск Храм прп. Сергия Радонежского г. Луганск Лысковская и Лукояновская епархия:Храм в честь Пресвятой Живоначальной Троицы пос. Большое Мурашкино Магаданская и Синегорская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Магадан Мариинская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Топки Мелекесская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Артюшкино Митрополичий округ в республике Казахстан:Свято-Троицкий Усть-Каменогорский мужской монастырь г. Усть-Каменогорск Мичуринская епархия:Храм Сергия Радонежского пос. Первомайский Храм Иконы Божией Матери "Боголюбская" г. Мичуринск Храм Сергия Радонежского пос. Первомайский Могилевская и Мстиславская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского дер. Дашковка Московская епархия (городская):Подворье Патриарха Московского и всея Руси при храме преподобного Сергия Радонежского в Гольянове г. Москва Храм прп. Сергия Радонежского в Бусинове г. Москва Храм Явл. Божией Матери пр. Сергию Радонежскому при дет.дом слепоглухих г. Сергиев Посад Храм прп. Сергия Радонежского в Некрасовке Троицкий храм с. Новая Шурма Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах г. Москва Храм Сергия Радонежского с. Мергусово Преображенский храм пос. Лотошино Храм Преображения Господня в Тушине г. Москва Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Дмитров Храм иконы Божией Матери "Знамение" г. Москва Храм Николая Чудотворца с. Васютино Храм прп. Сергия Радонежского на Ходынском поле г. Москва Никольский храм пос. Серебряные Пруды Храм Сергия Радонежского с. Горы Храм Сергия Радонежского г. Луховицы Храм Сергия Радонежского г. Сергиев Посад Храм Успения Пресвятой Богородицы дер. Воинова Гора Храм Знамения иконы Божией Матери - на Шереметевом дворе г. Москва Храм Сергия Радонежского с. Дивноморское Сергиевский храм с. Могутово Никольский храм с. Дерюзино Храм Николая Чудотворца в Дербеневе г. Москва Храм свт. Николая Мирликийского в Кузнецах г. Москва Храм Троицы Живоначальной г. Озёры Храм прп. Сергия Радонежского пос. Зеленоградский Михаило-Архангельский храм с. Синьково Храм Петра и Павла в Лефортове г. Москва Храм свт. Николая Мирликийского с. Здехово Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры г. Москва Храм "Казанской" иконы Божией Матери с. Товарищево Храм "Влахернской" иконы Божией Матери в Кузьминках г. Москва Храм прп. Сергия Радонежского в Солнцево г. Москва Храм Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке г. Москва Храм Вознесения Господня за Серпуховскими воротами г. Москва Храм Сергия Радонежского пос. Плесково Храм Успения Пресвятой Богородицы в Путинках г. Москва Храм прп. Сергия Радонежского г. Зеленоград Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Мышкино Храм прп. Сергия Радонежского дер. Тарасово Храм прп. Сергия Радонежского в Бибиреве г. Москва Храм прп. Сергия Радонежского - при Специальной Средней Школе МВД г. Москва Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове г. Москва Храм Троицы Живоначальной пос. Филимонки Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове г. Москва Храм свт. Филиппа, митр. Московского г. Москва Собор Николая Чудотворца г. Москва Храм прп. Сергия Радонежского при Счетной Палате РФ г. Москва Храм прп. Сергия Радонежского в Крапивниках г. Москва Храм Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Ясеневе г. Москва Храм прп. Сергия Радонежского в Чертанове г. Москва Собор Московских Святых в Бибирево г. Москва Храм преподобного Сергия Радонежского в Тушине г. Москва Храм прп. Сергия Радонежского дер. Пронское Храмовый комплекс прп. Сергия Радонежского на Рязанке г. Москва Храм Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной) в Рогожской слободе г. Москва Храм свт. Николая Чудотворца в Отрадном г. Москва Храм свт. Николая Чудотворца в Подкопаях г. Москва Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Ерино Храм "Тихвинской" иконы Божией Матери в Алексеевском г. Москва Храм Троицы Живоначальной на Пятницком кладбище г. Москва Храм "Казанской" иконы Божией Матери в Теплом Стане г. Москва Московская епархия (областная):Троицкий храм с. Саввино Высоцкий мужской монастырь г. Серпухов Храм Иконы Божией Матери Знамение с. Холмы Сергиевский храм дер. Городково Владимирский храм дер. Маврино Храм преподобного Сергия Радонежского пос. Малаховка Димитрие-Солунский храм дер. Аксеново Храм Иконы Божией Матери Тихвинская г. Ногинск Ильинский храм дер. Лемешово Храм Иконы Божией Матери Знамение с. Старая Кашира Храм Владимирской иконы Божией Матери с. Никитское Храм Сергия Радонежского дер. Татищево Храм Троицы Живоначальной с. Троицкое Храм Покрова Пресвятой Богородицы г. Серпухов Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Ногинск Храм Преображения Господня в Саввино г. Железнодорожный Храм Сергия Радонежского пос. Кратово Храм Сретения Господня г. Дмитров Храм Преображения Господня пос. Нудоль Храм Иконы Божией Матери Смоленская дер. Воронино Сергиевский храм дер. Мисирево Храм Троицы Живоначальной с. Павлино (Троицком-Кайнарджи) Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Стромынь Храм Сергия Радонежского с. Новосергиево Храм Троицы Живоначальной с. Ивашево Троицкий храм с. Новлянское Тихвинский храм г. Ступино Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь г. Коломна Храм Успения Пресвятой Богородицы дер. Обухово Храм Троицы Живоначальной дер. Ольявидово Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Подчерково Вознесенский храм дер. Тархово Никольский храм с. Батюшково Храм преподобного Сергия Радонежского г. Долгопрудный Храм Сергия Радонежского с. Кишкино Храм преп. Сергия Радонежского дер. Зятьково Храм преподобного Сергия Радонежского с. Комягино Сергиевский храм пос. Нагорное Храм Сергия Радонежского дер. Веледниково Храм Сергия Радонежского дер. Воронино Храм преподобного Сергия Радонежского пос. Монолит Никольский храм с. Горки Крестильный храм прп. Сергия Радонежского г. Коломна Никольский храм г. Лосино-Петровский Успенский храм с. Большое Алексеевское Храм Иконы Божией Матери "Смоленская" дер. Бородино Храм Трех Святителей Великих дер. Драчево Храм Покрова Пресвятой Богородицы пос. Черкизово Храм Александра Невского г. Красноармейск Храм Иконы Божией Матери "Гребневская" г. Одинцово Храм преподобного Сергия и мученика Валентина на РКК "Энергия" г. Королев Храм Покрова Пресвятой Богородицы г. Руза Храм Сергия Радонежского с. Трубино Храм прп. Сергия Радонежского дер. Алмазово Храм Иконы Божией Матери "Гребневская" дер. Гребнево Храм Воскресения словущего дер. Волочаново Храм Преображения Господня г. Долгопрудный Храм иконы Божией Матери "Экономисса" пос. Северный Мукачевская епархия:Мужской монастырь в честь "Казанской" иконы Божией Матери с. Тишев Мурманская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Мурманск Архиерейское Свято-Феодоритовское Подворье г. Мурманск Храм Сергия Радонежского н/п. Белое Море Муромская епархия:Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Чаадаево Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Троицкое Татарово Находкинская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Сергеевка Кафедральный собор в честь Казанской иконы Божией Матери г. Находка Нижегородская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Волчиха Храм Святой Живоначальной Троицы в Копосове г. Нижний Новгород Благовещенский мужской монастырь г. Нижний Новгород Храм прп. Сергия Радонежского (Архиерейское подворье) г. Нижний Новгород Храм в честь Пресвятой Живоначальной Троицы с. Вторусское Храм в честь прп. Сергия Радонежского г. Дзержинск Храм во имя прп. Сергия Радонежского с. Тепелево Храм Сергия Радонежского пос. Выездное Храм Сергия Радонежского г. Бор Нижнетагильская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Нижний Тагил Николаевская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Николаев Новгородская епархия:Храм во имя прп. Сергия Радонежского дер. Большое Уклейно Новокузнецкая епархия:Храм прп.Сергия Радонежского при СибГИУ г. Новокузнецк Новосибирская епархия: Троице-Владимирский собор г. Новосибирск Храм Всех святых, в земле Российской просиявших г. Новосибирск Сергиево - Казанский храм пос. Краснообск Одесская епархия:Свято-Пантелеимоновский мужской монастырь г. Одесса Свято-Успенский мужской монастырь г. Одесса Омская епархия:Храм Рождества Христова и Сергия Радонежского пос. Крутая Горка Храм Сергия Радонежского и Никона Радонежского пос. Большие Поля Оренбургская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Оренбург Орловско-Болховская епархия:Храм преподобного Сергия Радонежского с. Кирово Городище Орская епархия:Храм святого преподобного Сергия Радонежского г. Новотроицк Отрадненская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Березовка Храм во имя преподобного Сергия Радонежского пос. Сергиевск Храм Сергия Радонежского с. Камышла Храм Сергия Радонежского с. Новоборский Пензенская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Владыкино Храм Сергия Радонежского с. Соловцовка Храм Сергия Радонежского с. Саловка Храм Сергия Радонежского с. Головинщино Храм Сергия Радонежского с. Шнаево Храм Сергия Радонежского пос. Саловка Храм прп. Сергия Радонежского г. Каменка Переславская епархия:Храм Преподобного Сергия Радонежского г. Переславль-Залесский Храм Георгия Победоносца с. Славитино Никольский женский монастырь г. Переславль-Залесский Николо-Сольбинский женский монастырь пос. Сольба Пермская епархия:Храм Сергия Радонежского д. Марково Песоченская епархия:Храм Сергия Радонежского дер. Чумазово Собор в честь святого благоверного князя Александра Невского г. Киров Петрозаводская епархия:Важеозерский Спасо-Преображенский мужской монастырь пос. Интерпоселок Петропавловская и Камчатская епархия:Храм в честь прп. Сергия Радонежского г. Петропавловск-Камчатский Петропавловско-Булаевская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Сергеевка Полтавская епархия:Храм Серафима Саровского г. Полтава Представительства:храм преподобного Сергия Радонежского на о. Чанг Псковская епархия:Храм преподобного Сергия Радонежского г. Псков Пятигорская епархия:Собор Покрова Пресвятой Богородицы г. Минеральные Воды Храм Сергия Радонежского п. Комсомолец Ржевская епархия:Храм Сергия Радонежского пос. Пено Россошанская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского с. Русская Буйловка Ростовская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Новочеркасск Храм в честь преподобного Сергия Радонежского г. Ростов-на-Дону Храм Преподобного Сергия Радонежского г. Таганрог Храм преподобного Сергия Радонесжкого г. Ростов-на-Дону Рыбинская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского с. Сергиевское Храм Святителя Николая пос. Радищево Борисоглебский монастырь пос. Борисоглебский Храм Андрея Стратилата дер. Коротылево Храм Сергия Радонежского с. Зубарево Храм Святой Троицы с. Горинское Храм Андрея Стратилата с. Андреевское Храм в честь Преподобного Сергия Радонежского с. Тимонино Рязанская епархия:Казанский женский монастырь г. Рязань Храм во имя преподобного Сергия Радонежского с. Агро-Пустынь Иоанно-Богословский храм с. Жокино Храм Покрова Пресвятой Богородицы г. Рязань Храм Николая Чудотворца с. Киселево Скит преподобного Сергия Радонежского. Подворье Данилова монастыря с. Михеи Храм Троицы Живоначальной с. Троица Салехардская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Ноябрьск Самарская епархия:Храм Троицы Живоначальной и Сергия Радонежского г. Самара Храм в честь святого преподобного Сергия Радонежского г. Самара Свято-Богородичный Казанский мужской монастырь с. Винновка Санкт-Петербургская епархия:Крестовоздвиженский Казачий собор г. Санкт-Петербург Храм Сергия Радонежского на Средней Рогатке г. Санкт-Петербург Храм Преображения Господня в Лесном г. Санкт-Петербург Храм св. прп. Сергия Радонежского г. Санкт-Петербург Храм прп. Сергия Радонежского в Царском Селе г. Пушкин Храм "Казанской" иконы Божией Матери г. Зеленогорск Храм прп. Сергия Радонежского пос. Песочный Храм иконы Божией Матери "Милующая" ('Достойно есть') в Галерной гавани г. Санкт-Петербург Храм в честь прп. Сергия Радонежского г. Санкт-Петербург Храм в честь св. прп. Сергия Радонежского г. Санкт-Петербург Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь г. Санкт-Петербург Храм прп. Сергия Радонежского г. Санкт-Петербург Спасо-Преображенский собор г. Санкт-Петербург Домовый храм прмц. Елисаветы Феодоровны г. Санкт-Петербург Домовая часовня-храм св. прмц. вел. кн. Елисаветы пос. Лахта Храм прпмч. вел. кн. Елизаветы на Светлановском пр-кте г. Санкт-Петербург Саратовская епархия:Свято-Сергиевский женский монастырь с. Алексеевка Храм Преподобного Сергия Радонежского с. Кошели Храм во имя прп. Сергия Радонежского пос. Юбилейный Храм прп. Сергия Радонежского пос. Сергиевский Северодонецкая епархия:Свято-Сергиевский мужской монастырь г. Кременная Североморская епархия:Храм преподобного Сергия Радонежского пос. Щукозеро Сердобская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Крутец Симбирская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского при гимназии г. Ульяновск Симферопольская епархия:Храм преп. Сергия Радонежского г. Севастополь Храм Сергия Радонежского с. Орлиное Скопинская епархия:Димитриевский мужской монастырь г. Скопин Николо-Бавыкинский мужской монастырь пос. Заря Свободы Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы с. Летники Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Липяги Храм Сергия Радонежского с. Новобокино Храм Сергия Радонежского с. Напольное Храм Сергия Радонежского с. Эммануиловка Храм Сергия Радонежского с. Новосергеевка Храм Николая Чудотворца р/пос. Сапожок Храм Николая Чудотворца с. Новое Еголдаево Смоленская епархия:Храм Сергия Радонежского пос. Стодолище Храм в честь преподобного Сергия Радонежского пос. Стодолище Храм Покрова Пресвятой Богородицы г. Демидов Соликамская епархия:Храм во имя прп. Сергия Радонежского г. Березники Средне-Американская епархия:Собор прп. Сергия Радонежского г. Парма Ставропигиальные монастыри РПЦ:Храм Сергия Радонежского пгт. Богородское Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь г. Kurem
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Rambler's Top100 «Сестры» Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.34296 c.