Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Журнал «Просветитель» » «Просветитель» №3. Духовная культура и образование. »

20.07.2018 | ТРЕЗВОСТЬ — ОСНОВА ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ. Газета православных трезвенников № 5 (190) Июнь-июль 2018 г.

16.07.2018 | 15 ИЮЛЯ СОСТОЯЛОСЬ ОФИЦИАЛЬНОЕ ЗАКРЫТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СЛЕТА ТРЕЗВОСТИ И ЗДОРОВЬЯ "УРАЛ-2018"

14.07.2018 | Основные мероприятия Царских дней-2018 в Екатеринбурге

19.06.2018 | Обучающий семинар для организаторов трезвенного движения

- -

- -
Общество православных педагогов

- -  

Антон Семенович Макаренко православный педагог?

Ю.С.Бродский

«По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые» (Мф. 7,16-17)

Судьба Антона Семеновича при жизни и после смерти поистине парадоксальна: то его имя и педагогическую систему государство и общество поднимают на высоты гениальности, то сбрасывают со всех пьедесталов в пропасть небытия.

-

На рубеже 80-90-х годов XX века устами док­тора педагогических наук Ю.П. Азарова Макаренко был объявлен тираном, страш­нее Сталина1. После такого приговора уже несколько поколений выпускников педагогических учебных заведений России фактически не знают педа­гогической системы, педагогического наследия Антона Семеновича. Зато в ФРГ и Японии студент педагогиче­ского учебного заведения не сможет успешно завер­шить обучение, если не усвоит педагогическую систему Макаренко. В России 13 марта нынешнего года лишь не­большие группы поклонников Макаренко отметили его 120-летний юбилей. Государственные СМИ этого собы­тия не заметили.

Так нужен ли, полезен ли Макаренко российским педагогам в нынешней действительности? В сущность этого вопроса я вкладываю степень полезности или вредности педагогической системы Макаренко как для педагогов-атеистов (их большинство), так и педагогов, интуитивно приходящих к мысли о бытии Бога и педа­гогов православных, воцерковленных.

Вопрос не кажется праздным, ведь А.С. Макаренко спас в свое время от тюрьмы сотни, десятки сотен молодых людей уже вставших на путь уголовной преступ­ности. Его воспитанники прожили затем честную тру­довую жизнь, создали семьи, воспитали своих детей. Сегодня, согласно даже государственной статистике, безнадзорных и беспризорных детей в России больше, чем их было после гражданской войны. Преступность, алкоголизм, проституция опасно «помолодели»; поя­вилась детская наркомания. Казалось бы, педагогиче­ская система Антона Семеновича сегодня, как никогда, должна быть востребована. Однако либералы, стоящие у власти, по-прежнему считают Макаренко «тираном, страшнее Сталина». Его система не вписывается в па­радигму навязываемой федеральным министерством образования и науки западной модели образования. К моему сожалению, и от православных педагогов я уже не раз слышал нелестные отзывы о педагогиче­ской системе Макаренко.

С Антоном Семеновичем я дружу давно, почти полвека. Через его труды Господь мне, атеисту, помог состояться в каче­стве педагога. Как блудный сын, я, крещенный в детстве, ушел от Отца, поверив красивым сказ­кам дедушек Лапласа, Опарина, Дарвина о стихийном и случай­ном возникновении Вселенной и человека. Я-то покинул Отца, но Он меня не покинул. По Его Промыслу «праздник жизни - молодости годы» я посвятил пе­ревоспитанию отроков и отро­ковиц трудной судьбы. После службы в армии с удовольстви­ем учительствовал, вовлекая старшеклассников двадцатой Каменск-Уральской школы в пре­красный мир русской литерату­ры, но вскоре был переведен на комсомольскую работу. Сейчас о комсомоле принято говорить только плохо. А я думаю, что комсомол спас сотни тысяч молодых людей от алкоголизма и наркомании, половой распущенности и уголовщины.

Как любая атеистическая организация, комсомол требовал от своих членов не верить «суевериям», вклю­чая в это понятие и веру в Бога. Но все остальные тре­бования Устава к комсомольцам словно списаны были частично с скрижалей Моисея, частично - с Нагорной проповеди Иисуса Христа. По крайней мере, в годы моей юности комсомол утверждал, что «человек человеку - друг, брат и това­рищ»; требовал от своих членов честности, трудолюбия, служения народа и Родине, жестко наказывал за обман, воровство, блуд. Дай Бог, чтобы нынешние неправослав­ные молодежные организации ориентировали своих чле­нов на честность, трудолюбие, благодеяния и патриотизм!

В далеком теперь 1963 году в горячих спорах комсо­мольский актив г. Каменска-Уральского пришел к выво­ду: на производстве комсомольцы a priori должны быть передовиками труда, рационализаторами и образцом для остальной молодежи. А вот главная задача комсо­мольских организаций ведущих заводов города за пре­делами цехов - спасать от криминальных ложных цен­ностей подрастающее поколение.

Летом мы создали первые «лесные республики» - палаточные городки лагерей труда и отдыха2. Вот тог­да я по-настоящему стал штудировать работы А.С. Макаренко и понял, что чтение работ мудрого педагога в студенческие годы было поверхностным.

Четыре года спустя мне доверили 400 отроков и от­роковиц, собранных в областной школе-интернате на южной окраине Свердловска - в Елизавете. По моло­дости я расписался в акте, что принял детей. На самом деле мой предшественник пе­редал мне чуть более полови­ны - остальные находились в длительных «путешествиях» по области и за ее пределами. По мере совершения ими правона­рушений и преступлений, ра­ботники милиции привозили их в школу и передавали мне под расписку.

И снова я взялся за труды Макаренко.

-

За годы директор­ства я на несколько раз пере­читал все собрание сочинений, а отдельные работы перечи­тывал ежегодно. В настоящей статье приведу мои размыш­ления о педагогическом на­следии Антона Семеновича в новых исторических реалиях. Это не столько теоретическое исследование, сколько выводы педагога-практика, апробиро­вавшего воспитательную си­стему Макаренко. Убедившись на собственном опыте в высо­кой эффективности его воспи­тательной системы, многие по­следующие годы я по мере сил пропагандировал сущность гениального открытия на различных курсах повышения квалификации руководителей школ, школ-интернатов и детских домов нашей области. Сознаюсь: ранее я ни­когда не задумывался о мировоззрении великого со­отечественника. И только в феврале-марте нынеш­него года, когда я готовился к выступлению на пятых Макаренковских педагогических чтениях, организован­ных Социальным институтом Российского государствен­ного профессионального педагогического университе­та, совершенно неожиданно возникло предположение: А.С. Макаренко по своим воспитательным установкам всю жизнь оставался православным христианином!

Для себя за многие годы я извлек десятки уроков из педагогического наследия Антона Семеновича. Но, сейчас хочу вычленить наиболее важные из них. С да­леких 60-х годов лично для меня очевиден первый урок и главное условие успешного воспитания детей и перевоспитания отроков - искренняя любовь вос­питателя к каждому воспитуемому и вера в него, в его сущностный потенциал и добрую волю. Лично мне этот урок давался трудно. Любить детей вообще - легко. И верить в их огромные духовные и душевные силы детства вообще - легко. Трудно любить Ромку, кото­рого вчера привел мне милиционер, задержав его во время вскрытия тайников с вареньем в коллективном саду. Голубыми глазами, глядя в мои глаза, Ромка вче­ра клялся, что больше воровать не будет. А сегодня женщина из соседнего дома задержала его в магази­не, когда он похищал бутылку кефира. И сегодня при посторонней женщине он, как и вчера, клянется, что больше не будет воровать. Но я знаю, что и завтра он опозорит нашу школу-интернат, что-то у кого-то украв. Я тогда не владел понятием «страсть», но понимал, что воровство стало привычкой. Ромка не жадный, не эго­ист. Если бы вчера и сегодня его не поймали, он и ва­реньем и кефиром поделился бы с одноклассниками или малышами. Я ценил его доброту, но как мне было его любить, если я знаю, что наша школа-интернат из-за Ромки и других таких же отроков стала бельмом в глазу жителей Елизавета? Любить Ромку и верить ему трудно. Вот детей абстрактных: чистеньких, вежливых любить легко и верить им легко...

А.С. Макаренко помог мне и большинству наших пе­дагогов преодолеть себя, свое себялюбие, вдохновил нас умением полюбить наших конкретных детей и отроков и поверить в их силы и волю. Но это и есть одна из основных христианских заповедей, без которой никакие педаго­гические и психологические методы не помогли бы пре­вратить порученную нам бурсу в дружный, сплоченный, трудолюбивый коллектив, стремящийся к самосовершен­ствованию, к нравственному восхождению. Это главный урок для каждого чело­века, взявшегося за сложнейшее в мире дело - воспитание. Знаю, что этот вы­вод вызывает протест у многих педаго­гов. Одни говорят: мы готовим детей к суровой жизни, поэтому воспитание не­возможно без строгости, дисциплины и даже наказаний. Другие соглашаются, что любить воспитуемых нужно, но не у Макаренко же этому учиться! Какой люб­ви к отрокам может научить неулыбчи­вый, строгий Макаренко, требовавший от своих воспитанников безоговороч­ного подчинения коллективу и даже де­журному командиру! ЮЛ. Азаров во­обще пишет следующее: «Тем и страшен Макаренко..., что стал певцом не внешней диктатуры, а глубоко внутренней, ког­да насилие с радостью воспринимается теми, на кого оно направлено»3. Мои оп­поненты вопрошают: «Как же вы пытае­тесь вывести урок о любви к детям из пе­дагогического наследия этого тирана?»... Даже поклонники великого педагога доброжелательно говорят: «Не нужно приписывать Макаренко то, чего у него не было. Он и без этого ве­лик и гениален». И вот неожиданно в момент поиска новых аргументов меня вдруг озарила догадка: Антон Семенович по мировоззрению, нравственным установ­кам всю жизнь оставался православным христиани­ном. А для православного человека любовь - это выс­шее чувство, которое порождает у человека желание и готовность всего себя отдать служению объекту своей любви, это готовность добровольно и с внутренней ра­достью принести всего себя, всю свою жизнь жертвен­ному подвигу ради того, кого любишь. Стало ясно, что дискутировать нужно не с тем или иным мнением пусть известного педагога, а с их либеральным пониманием высочайшего дара человеку - любви. Любовь для ате­иста или протестанта - это приятное прежде всего для меня переживание эмоционального состояния комфор­та от совместного нахождения, пребывания, взгляда, жеста и т.д. Эта любовь не требует жертвенного подви­га - нам ведь хорошо уже от того, что мы есть. Эта лю­бовь проявляет себя в улыбке, одобрении, ласках. Это вкусный десерт.

-

Такой любви к отрокам мы действительно не на­ходим у Макаренко. Его любовь - не вкусный десерт, а горькое, но спасительное лекарство. Его любовь к воспитанникам - жертвенный подвиг. Разве Антон Семенович не отдал всю свою жизнь, ум, силы, энергию, талант, волю спасению отроков и отроковиц от сатанин­ских «ценностей» обогащения и приобретения «легкой, красивой» жизни любой ценой - ценой обмана, воров­ства, разбоя и даже убийств?

Вспомним, что писал А.С. Макаренко. «В первые дни они нас даже не оскорбляли, просто не замечали нас. К вечеру они свободно уходили из колонии и возвра­щались утром, сдержанно улыбаясь навстречу моему проникновенному соцвосовскому выговору. Через неделю Бендюк был арестован приехавшим агентом губрозыска за совершенное ночью убийство и ограбле­ние»,- вспоминал Антон Семенович4. - «Пустынный лес, окружавший нашу колонию, пустые коробки наших домов... и полдесятка воспитанников, категорически от­рицавших не только нашу педагогику, но и всю челове­ческую культуру, - все это, правду говоря, нисколько не соответствовало нашему прежнему школьному опыту. Длинными зимними вечерами в колонии было жутко»5. Пусть каждый педагог и каждый родитель мысленно вообразит себя начальником этой колонии и предложит «гуманные» методы преобразования этого бандитского гнезда в дружный, трудолюбивый, нравственно состо­явшийся коллектив колонии имени М. Горького!

«Первые месяцы нашей колонии для меня и моих то­варищей были не только месяцами отчаяния и бессиль­ного напряжения, они были еще и месяцами поисков истины. Я во всю жизнь не прочитал столько педагоги­ческой литературы, сколько зимою 1920 года», - писал Антон Семенович6.

Ради чего Макаренко преодолевает бессилие и от­чаяние, ночами читает литературу, ищет совершенно новые, неведомые педагогической науке стратегии и методы? Ради этих молодых людей, ради их спасения. Да, его любовь к отрокам зачастую носила суровое об­личье. Его требования на первых порах безоговороч­ны: «В спальне должно быть чисто! У вас должны быть дежурные по спальне. В город можно уходить только с моего разрешения... «Малины» не будет... В школу обяза­тельно. Хочешь ты или не хочешь, все равно»7.

На фоне бесконечной либеральной болтовни «о пра­вах ребенка» жесткие требования Макаренко внешне вы­глядят не гуманными по отношению к личности. Но ведь любой феномен, тем более такой сложный как «любовь» нельзя рассматривать вне мировоззрения. Идеологи ли­берального «гуманизма» рассматривают «права чело­века», «права ребенка» в отрыве от их обязанностей и долга перед родителями, друзьями, Родиной. Думаю, нынешние студенты еще помнят прозвучавшее в девя­носто втором или в девяносто третьем году заявление по телевидению тогдашнего главы правительства России, доктора экономических наук Е.Т. Гайдара: патриотизм - последнее прибежище негодяев. Да, А.С. Макаренко ставил цель: воспитать каждого вчерашнего уголовного преступника честным человеком, тружеником, семьяни­ном, патриотом своей страны8. Идеологи либеральной педагогики лукаво утверждают, что нельзя ограничивать право детей и подростков смотреть любые передачи те­левидения, любые сайты в Интернете. Разве любовь к де­тям порождает такие педагогические убеждения? Нелю­бовь ли к денежному мешку, даримому им заправилами откровенно развращающих душу человека телепере­дач и материалов в Интернете? Либеральная идеология, ставшая неофициально господствующей в России, без войн породила такое количество безнадзорных и бес­призорных подростков, которое сопоставимо только с периодом гражданской войны, а преступность, детский алкоголизм, детская наркомания и детская проститу­ция в последние два десятилетия превратилась в реаль­ную угрозу дальнейшему существованию России. Таковы плоды либерального «просвещения». А вот плоды «негу­манной» педагогики Антона Семеновича: два-три случая рецидива; остальные его воспитанники стали честными людьми, создали семьи, трудились на благо Родины.

Так любил ли Макаренко своих воспитанников? Святой Апостол Павел в первом послании к коринфя­нам вот так характеризует любовь в православном ми­ропонимании: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гор­дится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражает­ся, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1-Кор. 13, 4-7).

Не навязывая никому своих убеждений, лишь при­глашаю читателей самостоятельно поразмыслить: не так ли проявляется любовь Антона Семеновича к своим воспитанникам?

- 

Пока я не решаюсь проанализировать всю педаго­гическую систему Антона Семеновича сквозь призму православного вероучения. Но появилось огромное желание. Однако возникли и сомнения: неужели никто из православных педагогов не откликнется на юбилей Макаренко? Пока мне удалось на православном сайте Интернета найти только одну, но замечательную статью Соколова Ричарда Валентиновича, кандидата социо­логических наук, и Соколовой Натальи Валентиновны, хранительницы фондов Педагогического музея А.С. Макаренко «Православные истоки педагогического опыта А.С. Макаренко: к 120-летию со дня рождения»9.


1 Азаров   Ю.   Не   подняться   тебе,   старик:   Роман-исследование. М.: Молодая гвардия, 1989. С. 20.

2 Анализ успехов и неудач организации перевос­питания отроков трудной судьбы в этих лагерях см.: Бродский Ю.С. Одно из направлений содружества // Проблемы коллективного воспитания: Материалы пер­вых Всесоюзных педагогических чтений / Под ред.. Петровой Л.К и Новиковой Л.И. - М.: ЦС Пед.об-ва РСФСР, 1968. С. 175-188.

3 Азаров   Ю.   Не   подняться   тебе,   старик:   Роман-исследование. М.: Молодая гвардия, 1989. С. 20.

4 Макаренко А.С.. Педагогическая поэма // Макаренко А.С. Сочинения в 7 т. М.: АПН РСФСР, 1950. П. С 20-21.

5 Там же. С. 21.

6 Там же. С. 22-23 - курсив мой (автор статьи).

7 Там же. С. 25-27.

8   Макаренко А.С. Педагоги пожимают плечами // Макаренко А.С. Сочинения в 7 т. М.: АПН РСФСР, 1950. Т. 2. С. 399 и другие.

9 Православие и Мир:

http: // www. Pravmir.ru/articlG_2754/html



Старый стиль 7Август воскресенье Новый стиль) 20Август Неделя 11-я по Пятидесятнице. Глас 2. Успенский пост. Пища с растительным маслом. Попразднство Преображения Господня. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрмч. Дометия Персиянина и двух учеников его (363). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомОбретение мощей свт. Митрофана, еп. Воронежского (1832). Прп. Антония Оптинского (1865). Мчч. Марина и Астерия (260). Прп. Ора Фиваидского (ок. 390). Прмц. Потамии чудотворицы (IV). Прп. Феодосия Нового, врача (IX-X). Свт. Иерофея Венгерского (X) и св. Стефана I, короля Венгрии (1038). Прп. Пимена Многоболезненного, Печерского (1110). Прп. Меркурия Печерского, еп. Смоленского (1239). Прп. Пимена, постника Печерского (XIII-XIV). Собор Валаамских святых. Сщмчч. Александра, Петра, Михаила, Иоанна, Димитрия и Алексия пресвитеров, Елисея диакона и прмч. Афанасия (1937). Сщмч. Василия пресвитера (1938). Евангельские ЧтенияУтр. - Ев. 11-е, Ин., 67 зач., XXI, 15-25. Лит. - 1 Кор., 141 зач., IX, 2-12. Мф., 77 зач., XVIII, 23-35. Свт.: Евр., 318 зач., VII, 26 - VIII, 2. Ин., 36 зач., X, 9-16 , или прмч.: Еф., 233 зач., VI, 10-17. Ин., 52 зач., XV, 17 - XVI, 2 .* Чтения свт. Митрофана читаются, если ему совершается служба. * * Чтения прмч. Дометия читаются, если ему совершается служба. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (1 Кор. 9, 2-12; Мф. 18, 23-35). Притчу о двух должниках Господь заключил такими словами: "Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его". Кажется, такая малость требуется: прости и будешь прощен; а когда прощен, то и в милость принят; а когда в милость принят, то стал участником во всех сокровищах милости. Стало быть, тут и спасение, и рай, и вечное блаженство. И такое великое приобретение за такую малость, что простим!. . Да, малость, но для самолюбия нашего нет ничего тяжелее, как прощать. Ненамеренную какую-нибудь неприятность, тайно причиненную нам, так чтоб никто не видал, мы еще, пожалуй, простим; но чуть что почувствительней да при людях, хоть не проси: нет прощения. Бывают обстоятельства, что хочешь - не хочешь, а высказать неудовольствия нельзя, - и молчишь: но язык-то молчит, а сердце говорит и строит злые планы. Повыссься неприятность еще на одну линию, - и удержа нет: ни стыд, ни страх, ни потери, ничто не удержит. Вскипевшая самость делает человека словно помешанным и поддавшийся ей начинает городить глупости. Такому несчастью больше всего бывает подвержены люди не какие-нибудь, а чем кто цивилизованней, тем чувствительней к оскорблениям, тем меньше прощает. Снаружи отношения иногда все еще остаются гладкими, но внутри решительный разлад. А между тем, Господь требует, чтобы прощали от всего сердца. Молитвы Тропарь священномученика протопресвитера Александра (Хотовицкого)глас 4Кротость и смирение стяжавый, любовь Христову пастве своей показал еси в годину огненных искушений Церкве Российския и, яко пастырь добрый, душу свою за Него положил еси. Молися о нас, священномучениче Александре, просветити души наша. Кондак священномученика протопресвитера Александра (Хотовицкого)глас 2Труды и болезни на рамо свое взял еси и, радуяся, путем тесным шествовал еси, страданьми за Христа Небеснаго Царства достигл еси. Моли о нас Бога Спаса, священномучениче Александре, обрести нам милость в День Судный. Тропарь преподобномученика Дометияглас 4Постнически предподвизався на горе,/ умная врагов ополчения/ всеоружием Креста погубил еси, всеблаженне./ Паки же ко страдальчеству мужески облеклся еси,/ убив Копронима мечем веры,/ и обоих ради венчался еси от Бога,/ преподобномучениче Дометие приснопамятно. Кондак преподобномученика Дометияглас 6Яко преобидев тленная и долу влекущая мудрования,/ преподобномучениче Дометие,/ велик наставник монахом показался еси,/ не устрашився ярости царя, не хотяща чтити Христа, истиннаго Бога./ Сего ради и скончался еси, воспевая песнь:/ Бог есть со мною, и никтоже на мя. Тропарь преподобного Меркурия Печерского, епископа Смоленского, в Ближних пещерахглас 8Постом душу твою просветил еси, / молитвами непрестанными сердце твое сосуд Духа Святаго соделал еси, / преподобне отче наш Меркурие; / темже вся вражия ополчения крепко посрамил еси / и, яко победоносец истинный, / воздаяние получил еси от Христа Бога. / Тому помолися о душах наших. Кондакглас 8Любовию ко Христу уязвив твою душу,/ преподобне отче наш Меркурие,/ в пещернем мраце свет спасения обрел еси/ и, яко чадо избранное великих отцев Печерских Антония и Феодосия,/ вкупе с ними обитель райскую наследовал еси,/ отонудуже призирай ныне на обитель земную,/ в нейже подвизался еси,/ и молися о чтущих память твою. Тропарь святителя Митрофана, епископа Воронежского. Тропарьглас 4Правило веры и образ кротости / словом и житием пастве твоей, отче смиренномудре Митрофане, был еси. / Темже и во светлостех святых / солнца светлейше возсиял еси, / венцем нетления и славы украшаемь, / моли Христа Бога / стране нашей и граду твоему в мире спастися. Кондак святителя Митрофана, епископа Воронежского. Кондакглас 8Воздержанием тело духу поработив,/ душу же равноангельну сотворив,/ святительскою одеялся еси одеждею, яко венец священства,/ и ныне, всех Владыце предстоя,/ моли, всеблаженне Митрофане, умирити и спасти души наша. Показать ещё молитвы Тропарь преподобного Пимена Многоболезненного, Печерского, в Ближних пещерахглас 5Богоноснаго Антония смиренномудрием подражая, / терпением Иову подобяся, / не исцеления от болезни, но паче протяжения тоя / желал еси себе, терпеливодушне Пимене, / да не како, здрав быв / и от места сего родительми исторжен, / сожития преподобных и чина их лишишися, / тем паче надежды от самих Ангел пострижен был еси, / с нимиже моли Христа Бога / спастися душам нашим. Кондак преподобного Пимена Многоболезненного, Печерского, в Ближних пещерахглас 6Долговременную болезнь благодарив претерпевшаго,/ приидите, сошедшеся, восхвалим Пимена многотерпеливаго,/ иже бо иногда за смрад в болезни бе гнушаемь,/ сей ныне благоухание испущает/ с верою к раце мощей его приходящим/ и прогонит злосмрадие страстей от вопиющих:/ прииди, Пимене, к нам, и ничтоже успеет враг на ны. Тропарь преподобного Пимена, постника Печерского, в Дальних пещерахглас 8Постом душу твою просветил еси, / молитвами непрестанными сердце твое сосуд Духа Святаго соделал еси, / преподобне отче наш Пимене; / темже вся вражия ополчения крепко посрамил еси / и, яко победоносец истинный, / воздаяние получил еси от Христа Бога. / Тому помолися о душах наших. Кондак преподобного Пимена, постника Печерского, в Дальних пещерахглас 8Пимене преподобне,/ постником единонравне,/ послушания образе и трудолюбия правило,/ во бдении и молитвах неусыпне,/ не престай моляся о нас ко Господу. Службы7 августа: Святого преподобномученика Дометия 23 ноября: Святителя Митрофана, епископа Воронежского Сайты приходов: Альметьевская епархия:Храм "Казанской" иконы Божией Матери с. Федотово Армавирская епархия:Храм святителя Митрофана Воронежского ст. Прочноокопская Белгородская епархия:Храм Покрова Пресвятой Богородицы г. Белгород Крестовоздвиженский храм г. Старый Оскол Борисоглебская епархия:Xрам во имя св. Архистратига Михаила с. Чигорак Воскресенский храм с. Елань-Колено Храм во имя свт. Митрофания с. Хреновое Валуйская епархия:Храм Свято-Троицкий пос. Ровеньки Храм свт. Митрофана Воронежского с. Хлевище Храм свт. Митрофана еп. Воронежского г. Бирюч Храм свт. Митрофана, еп. Воронежского с. Малакеево Воронежская епархия:Храм еп. Митрофана Воронежского с. Рогачевка Храм-часовня еп. Митрофана Воронежского г. Воронеж Храм во имя свт. Митрофана епископа Воронежского пос. им. Дзержинского Храм еп. Митрофана Воронежского с. Меловатка Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Новая Ольшанка Храм еп. Митрофана Воронежского г. Воронеж Храм Митрофана, епископа Воронежского пгт. Шилово Храм в честь "Казанской" иконы Божией Мате­ри г. Воронеж Храм свт. Митрофана Воронежского г. Семилуки Георгиевская епархия:Храм еп. Митрофана Воронежского с. Бурлацкое Глазовская епархия:Храм еп. Митрофана Воронежского с. Зура Губкинская епархия:Храм-часовня Митрофана Воронежского с. Графовка Елецкая епархия:Собор Вознесения Господня г. Елец Храм Георгия Победоносца г. Данков Казанская епархия:Храм Германа Казанского и Митрофана Воронежского с. Свияжск Костромская епархия:Свято-Троицкий Макариево-Унженский мужской монастырь г. Макарьев Котласская епархия:Свято-Введенский собор г. Сольвычегодск Курская епархия:Храм еп. Митрофана Воронежского с. Букреевка Храм Собора архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных г. Курск Липецкая епархия:Храм иконы Божией Матери «Боголюбская» с. Замартынье Храм Митрофана и Тихона Воронежских г. Липецк Храм Иоанна Богослова с. Грязное Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Дмитряшевка Храм Богоявления с. Донское Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы г. Задонск Храм Митрофана, епископа Воронежского с. Кашары Московская епархия (городская):Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Дмитров Храм еп. Митрофана Воронежского на Хуторской г. Москва Храм Иоанна Богослова под вязом г. Москва Московская епархия (областная):Храм Троицы Живоначальной с. Лелечи Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Богослово Храм Покрова Пресвятой Богородицы г. Руза Новокузнецкая епархия:Храм свт. Митрофана Воронежского пос. Ортон Новосибирская епархия:Храм еп. Митрофана Воронежского г. Новосибирск Орловско-Болховская епархия:Храм Троицы Живоначальной пос. Шахово Пензенская епархия:Храм Воздвижения Креста Господня с. Козлятское Храм Митрофана, епископа Воронежского г. Пенза Пермская епархия:Храм во имя святителя Митрофана Воронежского г. Пермь Псковская епархия:Храм святых Косьмы и Дамиана с Примостья г. Псков Храм святителя Митрофана Воронежского дер. Лосицы Россошанская епархия:Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Калач Храм Митрофана, епископа Воронежского с. Верхний Мамон Храм во имя равноапостольных Константина и Елены с. Лесково Собор Преображения Господня г. Павловск Самарская епархия:Храм в честь Святителя Митрофана, епископа Воронежского г. Самара Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы г. Самара
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Rambler's Top100 «Сестры» Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.07844 c.