Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Журнал «Просветитель» » «Просветитель» №3. Духовная культура и образование. »

16.07.2018 | 15 ИЮЛЯ СОСТОЯЛОСЬ ОФИЦИАЛЬНОЕ ЗАКРЫТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СЛЕТА ТРЕЗВОСТИ И ЗДОРОВЬЯ "УРАЛ-2018"

14.07.2018 | Основные мероприятия Царских дней-2018 в Екатеринбурге

19.06.2018 | Обучающий семинар для организаторов трезвенного движения

24.05.2018 | Утверждение трезвости в новообразованных епархиях Русской Православной Церкви. Круглый стол

- -

- -
Общество православных педагогов

- -  

Антропологический кризис в современной европейской культуре. Кризис человеческого в человеке.

В.И.Слободчиков

1. Рассматривая кризис собственно человеческого в современном человеке, я имею в виду и кризис самого человека - как живой реальности, и кризис рациональ­ного знания о нем, - прежде всего, - в науке. Но внача­ле - несколько слов о духовной ситуации в мире вооб­ще и в России - в частности. Сегодня уже у всех на слуху две идеологемы, два мировых принципа, под гнетом которых организуется наша жизнь. Эти принципы - гло­бализация и постмодернизм.

Технология глобализации и идеология постмодер­низма - эти, можно сказать, две головные боли со­временного мира - в настоящее время очевидным об­разом привели к цивилизационному кризису уже не только европейского, но и планетарного масштаба. Что происходит?

-

Происходит унификация социально-политических структур, разрушение форм культурной, исторической и духовной идентификации человека, размывание любых мировоззренческих основ его са­моопределения и одновременно - призыв уповать только на свою собственную самость в качестве основы и смысла жизни.

«Постмодернизм» (в переводе на русский язык - са­мая «современная современность») настаивает, что все, абсолютно все в мире относительно. Можно верить в это, а можно в другое, можно отстаивать такие ценно­сти, а можно разделять иные. Все критерии и границы условны - как договоримся. Отсюда еще две идеологи­ческие приманки - толерантность и общечеловеческие ценности; заметьте - не любовь к ближнему, а лице­мерная терпимость; терпение, так сказать, сцепив зубы, во имя ценностей какой-либо очередной сверхдержавы в качестве общечеловеческих.

Идеология постмодернизма и глобализации на­правлена на то, чтобы сокрушить, смести, или, по край­ней мере - нивелировать исторически сложившиеся защитные, иммунные системы того или иного народа - в виде устойчивых форм государственности, ценностей национальной культуры, традиционного образа жизни, вообще - хоть какого-нибудь осмысленного уклада.

Целенаправленное разрушение таких защитных си­стем приводит к вырождению конкретного народа в эт­нографическую массу - в так называемое население. Афганистан, Югославия, Ирак, завтра - Россия, она также в этом списке не на последнем месте - все это лишь отдельные метки разворачивающегося кризиса европейской цивилизации.

Исторический опыт свидетельствует, что нация (на­род) вырождается и исчезает из истории не тогда, когда в нем появляется слишком много людей с патологиче­ским поведением, но когда в общественном сознании исчезает, падает до некоторого критического уровня понятие «нормы», «должного и ценного». И чтобы общество осознало грозящую ему опасность, необходи­ма сила, обладающая пророчески-обличительной спо­собностью и волей. В тысячелетней истории России эту роль всегда исполняла Православная Церковь.

2. Теперь несколько слов о духовной ситуации от­дельного человека. Сегодня в нашей стране мы жи­вем в ситуации, которую можно обозначить как «миро­воззренческая катастрофа». На наших глазах меняется духовно-психологический климат общества, кардиналь­но меняется само содержание внутренней жизни совре­менного человека. Как только ушло «всесильное и вер­ное учение Маркса», которое долгое время оккупировало наше сознание, являясь по сути псевдорелигиозной фор­мой идолопоклонства, так вот, когда это «верное учение» ушло, то появилась растерянность - как же быть, кому те­перь поклоняться, во что теперь верить?

Но - свято место пусто не бывает! И на место разру­шенного мировоззрения или так называемого менталите­та, пришло чужебесие. Кстати, не следует думать, что бесы всегда обязательно чужие, могут быть и свои, так сказать, домашние бесы. В случившейся мировоззренческой ката­строфе отчетливо выявляются две, достаточно очевидные тенденции.

Первая из этих тенденций связана с порабощением внутренней жизни, всего сознания человека материаль­ными, плотскими потребностями, потребностями соб­ственной самости. Современная цивилизация не только решительно отрицает созерцание, душу, вечность, но пы­тается открыто отвергнуть идеальную ипостась человека.

-

Складывается мощная индустрия по наращиванию эк­зотических, а чаще извращенных потребностей, по пре­вращению их в главный мотив поведения и ценностного устремления. Немалый вклад в развитие такой индустрии осуществляет и современная педагогика, и современная психология, и современная социология.

Наше время - это время многообразных психо­терапий, форм альтернативной медицины, психо­социальных техник безболезненного освобождения че­ловека от ответственности перед собой, перед людьми, перед Абсолютным смыслом собственной жизни.

Так, психотехнические средства реализуются в про­странстве индивидуального сознания и являются след­ствием несомненных достижений классической научной психологии. Строгое научное знание о глубинных пси­хических явлениях и состояниях человека оказалось за­мечательным средством внешнего программирования и духовного кодирования личности. На базе этих знаний уже разработаны способы оккупации сознания другого человека, сценирования чужой жизни в собственных це­лях (достаточно вспомнить рекламные ролики, 25-й кадр, гипноз, техники работы многочисленных колдунов и га­далок и др.).

К разряду психотехнических средств, несомненно, от­носятся разного рода суггестии и способы «промывания мозгов». Протезирование сознания бесчисленными сло­ганами (Не дай себе засохнуть! Ты этого достойна и т. п.), софистика и демагогия, целевые фрустрации и магиче­ское вменение веры, эзотерика и чародейство, психоло­гическая дрессура под видом психотренингов - также входят в этот арсенал. Этот список можно продолжить, но главное, что на этом поприще у классической психологии головокружительные перспективы.

В свою очередь, социотехнические средства, инстру­менты социальной механики реализуются в пространстве общественной жизни; в частности, в дни политических ак­ций - выборы, демонстрации, референдумы - они обыч­но именуются «грязными политтехнологиями». Главный ориентир подобных технологий - это манипуляция соци­альными пристрастиями и бессознательным, «полевым поведением» той или иной группы населения. Результатом оказывается своеобразная социальная невменяемость, анестезия нашей чувствительности к социальным про­тиворечиям, которая обеспечивается переводом ответ­ственного гражданского самоопределения личности в пространства приватной жизни - в клубные, семейные, бытовые, досуговые пространства.

К разряду социотехнических манипуляций можно от­нести пропаганду идеологем на злобу дня (Голосуй, а то - проиграешь!), блокаду рефлексии по отношению к целям и способам их достижения (Голосуй сердцем, а не умом!), сокрытие замысла и двойной стандарт, подмена ценно­стей, создание ситуаций ложного выбора, снятие личной ответственности и одновременно - шантаж функцио­нальными обязанностями и т. д.

Хочу специально подчеркнуть, что сами эти техники не виноваты; виноваты мы - растерявшие, а часто - размо­тавшие Богом данные нам защиты от духовного порабо­щения и духовного геноцида.

Отсутствие веры в Бога - как Источника абсолютного Добра, в Его заповеди - как единственной основы нрав­ственности и «собственно человеческого в человеке» при­вело к тому, что после снятия идеологического прессинга наше сознание оказалось практически беззащитным перед постмодернистскими идеологиями. Оказалось безза­щитным перед опасностью массового растления, развра­та, порнографии, наркотиков.

Святитель Николай Сербский писал, что существует четыре основных импульса, движущих людьми: личное благосостояние и собственные удовольствия; семейные и кровные узы; общественные законы; совесть и чувство присутствия Бога живого. Четвертый импульс - это пер­вая линия обороны, если человек не удерживает бастио­ны совести, теряет страх Божий, он отступает на вторую линию - пытается защититься общественными законами; не удержав вторую, отступает на третью, пытаясь скрыться в семье, и так - до последней. Именно в такой последова­тельности происходит деградация человека, деградация и гибель, ибо и последнюю линию обороны может поте­рять человек, приходя в состояние одиночества, уныния, потери смысла жизни и полного отчаяния.

3. Очевидно, что в современном российском обще­стве уже несколько «линий обороны» имеют глубокие разрушения. И именно с этим обстоятельством связана вторая тенденция - внешне противоположная первой. Это попытка построить защитное мировоззрение на но­вой духовной основе, обрести смысл жизни, преодоле­вая атеистические и материалистические стереотипы. Эта тенденция, которая сегодня в России набирает все боль­шую силу, связана с соблазном понимания духовной ипо­стаси человека с помощью восточного мистицизма, ок­культизма и магии.

Призыв к познанию «запредельного мира», к овладе­нию «скрытыми способностями» человека вне христи­анского аскетического опыта - через различные виды транса, «грез наяву», «автоматического письма», «актив­ного воображения» и др. - все чаще звучит от имени науки в лице ее крупных представителей. Разрыв с христианской традицией, разрушение духовного иммунитета, абсолют­ное доверие к науке, характерное для атеистического со­знания, как универсальному и достоверному способу по­знания реальности, поставили человека перед соблазном оккультизма, облекшегося в наукообразные формы.

Общественному сознанию настойчиво навязывается мысль, что человечество находится на особом этапе эво­люции - этапе открытия новых знаний о Вселенной и о самом человеке. Активным проводником этих идей явля­ется известное международное движение «Нью эйдж - Новая Эра». Сегодня уже более 5 миллионов россиян яв­ляется членами различных сект, в том числе неоязыческих и оккультных. Множество людей верят в «Космический Разум», в «Информационное Поле Вселенной», во влияние на жизнь человека знаков Зодиака. Попытка создать об­щество с единственно верным мировоззрением на осно­ве «Научного атеизма» рухнула. По мнению зарубежных сектоведов, Россия на сегодняшний день является одной из самых больших «духовных помоек» в мире, становится источником «духовного заражения» для других стран.

Таким образом, масштаб и характер двух рассмотрен­ных тенденций выхода из мировоззренческой катастро­фы позволяют обозначить нашу эпоху - как неоязычество новейшего времени, которое требует нового благовествования, новой проповеди, нового миссионерства. И оче­видно, что единственной силой, способной исцелить и реабилитировать как индивидуальное, так и обществен­ное сознание в современной России является только православная вера, только Православная Церковь!

Русская Православная Церковь берет на себя эту мис­сию, в частности, в общественной жизни - это Программа социальной деятельности, в образовании - это Проект введения в содержание общего образования «Основ пра­вославной культуры» и ряд других акций.

Но какой шум и гвалт был поднят в СМИ по этому по­воду! Почему? Откуда эта гневливость и раздражение? Только ли из неприятия активной духовной позиции Православной Церкви? - Да, от этого, но не только поэто­му. В основе этого шума, в самой сердцевине его лежит страх - причем, как минимум, троякого рода.

Первый - это политико-онтологический страх. Страх перед тем, что наши молодые и не только молодые люди действительно будут облекаться в ценности и внутренние смыслы православной культуры. А вдруг они проснутся при этом, вдруг протрезвеют, посмотрят вокруг и скажут: «Господи! - куда же я попал? На какую духовную свал­ку меня заманили?» Для целой категории властолюби­вых людей в нашем государстве, в нашем Отечестве - это страшно. Лучше, чтобы все находились в сноподобном, в нетрезвом состоянии. Такой массой легче манипулиро­вать, легче обмануть, легче организовать жизнь многих (а в идеале - всех) в свою пользу. И эти властолюбцы - пря­мые враги Православия, Православной Церкви, право­славного человека; они сознательно и энергично борются и будут бороться с любыми попытками духовного трез-вления наших людей - как всегда, стараясь разрушить основы такого трезвления - «до основания».

Второй страх - это житейско-бытовой страх. Этот страх во многом - генетический, который во многих из нас до сих пор еще живет. Это еще тот - застарелый, советский страх, когда было опасно ходить в храм, страш­но было крестить собственных детей, а уж тем более - исповедоваться и причащаться. Такой страх может не осознаваться, он может рационализироваться, рядить­ся во всякие атеистические и агностические одежды для оправдания своего не-воцерковления. На бытовом уров­не - это может выражаться достаточно банально и мно­гообразно: «Я в церковь не хожу; никто не ходит, а я пой­ду - неудобно как-то. А зачем мне церковь? - Я верю, что Бог есть, когда мне трудно - я к нему обращаюсь. А так...». Подобный слой людей - не шумный, но настороженный или равнодушный.

Третий - это духовно-психологический страх. Страх перед встречей с Божественной Реальностью, с Откровением. Ведь, как только я войду в церковную огра­ду, как только откроется для меня эта Реальность, то если говорить по совести - назад хода нет. Я уже не могу сде­лать вид, что ничего не произошло, я уже не могу вернуть­ся в то - предшествующее состояние, когда я про это не ведал, не входил, не приобщался. Если уже вошел, если глаза, ум, сердце чуть-чуть уже приоткрылись, то спокой­но вернуться в ту «невинную» духовную слепоту, когда вроде бы не ведал, что творил - уже невозможно, совесть не позволит.

Поэтому некоторые люди часто говорят, что им рано воцерковляться. К тому же - некогда: столько дел, столь­ко дел, что совершенно нет времени. Или другая причи­на - кажущаяся неготовность. Так с исповедью бывает, и с причастием: «Знаете, батюшка, я не могу исповедовать­ся, причащаться - я сегодня не готов». День, месяц, пол­года, год - не готов. Ну, может быть, на Пасху, когда мож­но причаститься, поучаствовав в общей исповеди. И это тоже страх, и он понятен, он и психологически и духовно понятен. Вот только психологический страх должен прео­долеваться и должен быть преодолен, а духовный страх - страх Божий, конечно же, всегда должен оставаться.

-

4. И последнее. При более пристальном рассмо­трении горизонта антропологического кризиса мож­но прийти к выводу, что глубинный, порождающий его план - это, в первую очередь, сам человек - как он представляется себе в своем собственном сознании, а вовсе не обстоятельства его жизни. Иными словами - в самом существе кризисной эпохи ведущей стороной оказывает­ся именно кризис европейской модели человека. Эта мо­дель сегодня расщепилась на множество самых разных, ноуже фантомальных моделей. Так, появился фрейдист­ский человек, скиннеровский - крысо-подобный чело­век, реперту-арно-ролевой человек, человек потребля­ющий и - несть числа таким человекам.

Все эти фантомальные модели являются в той или иной мере продуктом многообразных гуманитарных наук, которые в массе своей построены по образу и по­добию естественных наук. Но человек - существо сверх-естественное- и по происхождению своему, и по спосо­бу, и по смыслу своей жизни.

А потому - он по определению своему оказывается неуловим в понятийных сетях традиционного научного знания.

Такие сущностные свойства «собственно человеческо­го в человеке», самостоятельность, самобытность, само­сознание, самодействие человека, его индивидуальность и уникальность, его личностный способ жизни - являют­ся фундаментальными ценностями нашей христианско-европейской, а точнее - русско-православной культуры. Именно они определяют содержание и смысл нашей дея­тельности, наших взаимоотношений и наших встреч друг с другом. Очевидно, что подобная планка само-бытия че­ловека, а главное - само восхождение на этот уровень представляется участнику пост-советской истории либо недостижимой, либо просто невыносимой.

Одним из безусловных вызовов нашего времени явля­ется требование прямого и профессионально обеспечен­ного решения проблемы производства и воспроизводства человечности и человеческого. Я думаю, что не оши­бусь в своем утверждении, что из всех форм обществен­ной практики именно образование пытается решать эту проблему не утилитарно, а по существу. В подавляющем большинстве современных концепций и программ раз­вития образования появляется принципиально новое из­мерение-гуманитарно-антропологическое. Фактически, речь идет о постановке беспрецедентной задачи для об­разования: оно должно стать универсальной формой ста­новления и развития базовых, родовых способностей че­ловека, позволяющих ему быть и отстаивать собственную человечность; быть не только материалом и ресурсом со­циального производства, но, прежде всего - подлинным субъектом культуры и исторического действия.

Антропологический подход в сфере гуманитарного знания - это в первую очередь ориентация на человече­скую реальность во всей ее полноте, во всех ее духовно-душевно-телесных измерениях; это поиск средств и условий становления полного, всего человека; челове­ка - как субъекта собственной жизни, как личности во встрече с Другими, как индивидуальности перед лицом Абсолютного бытия.

Сегодня требуется подлинно системный пере­смотр философских, психологических, социально-педагогических, политико-экономических основ со­временных гуманитарных практик с точки зрения их подлинно антропологической модальности. Их способ­ности целенаправленно строить антропо-практики -практики действительного выращивания «собственно человеческого в человеке».


Антропо-практики реализуются в пространстве субъективной реальности человека - в пространстве совместно-распределенной деятельности, в простран­стве со-бытийной общности людей, в пространстве реф­лексивного сознания. Именно здесь может происходить осознанное и целенаправленное проектирование таких жизненных ситуаций, в которых становится возможным и подлинно личностное самоопределение, и обретение субъектности, и авторства собственных осмысленных действий. Здесь, в этом пространстве, возможно культи­вирование автономии и самодетерминации человека, его саморазвития и самообразования, а в пределе - его фак­тического самостояния в собственной жизни.

Сложность построения такой практики, практики ста­новления собственно человеческих способностей в том, что весь человек, во всей потенциальной полноте своего бытия открыт только своему Создателю, Которого раци­онализм традиционных гуманитарных наук как раз и не принимает в качестве главного источника знаний о под­линно человеческом в человеке.

Но именно здесь, в этой точке, нужен умный, терпели­вый и доброжелательный союз научной психологии, пе­дагогики и православного богословия. Принципиально необходима гармонизация систем знаний христианской антропологии - как учения о происхождении и назначе­нии человека, психологической антропологии - как уче­ния о закономерностях развития человека в пределах его индивидуальной жизни и педагогической антрополо­гии - как учения о становлении базовых способностей, сущностных сил человека в образовании.

Тезис о первичности духовного начала в человеке ставит вопрос о феноменологии индивидуального духа, о ступенях его раскрытия и воплощения в эмпириче­ской жизни каждого из нас. Именно этот вопрос, на мой взгляд, является центральным для христиански ориенти­рованной психологии и педагогики, которые, как теперь становится понятным, есть синтез, согласие разногласно-го, взаимовосполнение (а не взаимоисключение и бес­плодный параллелизм) исходных принципов и живого знания христианской, педагогической и психологической антропологии.

Православное вероучение о Боге и человеке, о Богочеловечестве уже есть - и не подлежит ревизии. Соответственно, при освоении психологией и педаго­гикой основ православного вероучения, основ право­славной культуры у них появляется сегодня шанс, воз­можность преобразиться, чтобы стать, говоря словами А.А.Ухтомского, действительным Собеседником, не двойником, не тенью христианской истины о человеке.



Старый стиль 5Июль вторник Новый стиль) 18Июль Седмица 7-я по Пятидесятнице. Глас 5. Поста нет. Совершается служба с полиелеемПрп. Афанасия Афонского (1000). Совершается служба со славословиемОбретение честных мощей прп. Сергия, игумена Радонежского (1422). Мцц. Анны и Кириллы (304). Прп. Лампада Иринопольского (X). Сщмч. Геннадия пресвитера (1918). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрмцц. вел. кн. Елисаветы и инокини Варвары (1918). Прп. Агапита исп (1936). Иконы Божией Матери, именуемой "Экономисса". Евангельские ЧтенияУтр. - Мф., 43 зач., XI, 27-30. Лит. - 1 Кор., 136 зач., VI, 20 - VII, 12. Мф., 57 зач., XIV, 1-13. Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17-23. Прмц.: 2 Кор., 181 зач., VI, 1-10. Мф., 62 зач., XV, 21-28 .* Чтения прмц. вел. кн. Елисаветы читаются, если ей совершается служба. Cлужба прп. Афанасия Афонского может быть перенесена на 6/19 июля. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Мф. 14, 1-13). Дошел слух о делах Господа до Ирода; он при этом тотчас и заключил: это Иоанн воскрес. Мало ли что можно было при этом подумать! А между тем он ни о ком не подумал, как только об Иоанне. Кто же это дал такое направление его мыслям? Совесть. От нее не спрячешь бессовестных дел, суда ее ничем нельзя поправить. Обезглавливая Иоанна, Ирод присваивал себе право на то, и другие не отрицали такого права, а совесть заговорила свое, и речей ее не мог он заглушить ничем. Вот ему и видится Иоанн. Сколько знаем мы подобных сказаний, что совесть преследует грешника и живописует ему предмет и дело греха так, что он видит их даже вне! Стало быть, есть в нас голос, который мы должны признать не нашим голосом. Чьим же? Божиим. От кого естество наше, от того и голос. Если он Божий, то должно его слушать, ибо тварь не смеет поперечить Творцу. Голос этот говорит, что есть Бог, что мы от Него состоим в полной зависимости и потому не можем не питать в себе благоговейного страха Божия; имея же его, мы должны исполнять волю Божию, которую совесть и указывает. Все это составляет слово Божие, написанное в естестве нашем, читаемое и предлагаемое нам, и мы видим, что люди всех времен и всех стран слышат это слово и внимают ему. Повсюду веруют в Бога, повсюду слушают совесть и чают будущей жизни. Это только ныне как-то в моду вошло не признавать этих истин. Так поступают натуралисты, по-русски - естественники; значит, естественники проповедуют противоестественное учение. Молитвы Тропарь преподобного Афанасия Афонскогоглас 3Еже во плоти житию твоему/ удивишася ангельстии чини:/ како с телом к невидимым сплетением изшел еси, приснославне,/ и уязвил еси демонские полки./ Отонудуже, Афанасие,/ Христос тебе воздаде богатыми дарованьми,/ сего ради, отче, моли/ спастися душам нашим. Кондак преподобного Афанасия Афонскогоглас 8Яко невещественных существ зрителя изрядна/ и деятельна сказателя всеистинна,/ взывает тя стадо твое, Богоглагольниче:/ не оскудей, моля о рабех твоих,/ избавитися напастей и обхождений, вопиющим ти:/ радуйся, отче Афанасие. Тропарь общий преподобным Сергию и Никонуглас 8Яко трисветлаго солнца светозарный звезды,/ Троическим светом озаряете сердца верных,/ сосуда Света Пресвятыя Троицы явльшеся,/ и предивным вашим житием иноком бысте твердии законоположителие/ и церквам благолепие, и благоверным, и святителем, и всем людем,/ вся бо демонския скверны отгнавше отсюду/ вашими чистыми учении и делы,/ добре упасосте стадо, собранное вами,/ но и ныне молим вас:/ посещайте чад своих, яко имущий дерзновение ко Святей Троице,/ Богомудре Сергие с чудным учеником своим Никоном,/ и молите Христа Бога, да спасет души наша. Тропарь преподобнаго Сергияглас 8От юности восприял еси Христа в души твоей, преподобне,/ и паче всего вожделел еси мирскаго мятежа уклонитися,/ мужески в пустыню вселился еси/ и чада послушания в ней, плоды смирения, возрастил еси./ Тем быв Троице вселение,/ чудесы твоими всех просветил еси, приходящих к тебе верою,/ и исцеления всем подай обильно./ Отче наш Сергие, моли Христа Бога, да спасет души наша. Тропарь преподобного Сергияглас 8От юности восприял еси Христа в души твоей, преподобне,/ и паче всего вожделел еси мирскаго мятежа уклонитися:/ мужески в пустыню вселился еси/ и чада послушания в ней, плоды смирения, возрастил еси./ Тем, быв Троице вселение,/ чудесы твоими всех просветил еси, приходящих к тебе верою,/ и исцеления всем подая обильно.// Отче наш Сергие, моли Христа Бога, да спасет души наша. Ин тропарь преподобного Сергия, игумена Радонежскогоглас 4Днесь пресветло красуется царствующий град Москва,/ яко светолучными зарями, молниями чудес твоих осияемь,/ всю вселенную созывает/ похвалити тя, Богомудре Сергие;/ пречестная же и славная обитель твоя,/ юже во Имя Святыя Троицы многими труды твоими создал еси, отче,/ имущи в себе стада ученик твоих,/ веселия и радости исполняется./ Мы же, празднующе преславное обретение честных мощей твоих, в земли сокровенных,/ яко цвет благоуханен и кадило благовонно,/любезно я лобызающе, различная исцеления приемлем/ и твоими молитвами грехов прощения сподобляемся,/ отче преподобне Сергие,/ моли Святую Троицу/ спасти души наша. Кондак преподобного Сергияглас 8Днесь, яко солнце пресветло, возсиявше от земли,/ честныя мощи твоя нетленны обретошася,/ яко благоуханный цвет, множеством чудес сияюще,/ и всем верным источающе различная исцеления,/ и веселяще избранное твое стадо,/ еже мудре собрав, добре паствил еси./ О нихже и ныне Троице предстоиши, моляся,/ и воинству победительная на враги даровати,// да вси вопием ти: радуйся, Сергие богомудре. Ин кондак преподобного Сергия, игумена Радонежскогоглас 8Взирающе на предлежащий честный твой гроб,/ в немже скрыся, яко многоценное сокровище, святое трудолюбное твое тело чистоты,/ мы, чада твоя суще жалостная,/ в удивлении един со единем вещающе, вопием:/ отче наш Сергие, моли Святую Троицу/ и нам спастися, твоим чадом. Показать ещё молитвы Тропарь преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровныглас 1Смирением достоинство княжеское сокрывши, богомудрая Елисавето, сугубым служением Марфы и Марии Христа почтила еси. Милосердием, терпением и любовию себе предочистивши, яко жертва праведная Богу принеслася еси. Мы же, чтуще добродетельное житие и страдания твоя, яко истинную наставницу усердно просим тя: святая мученице великая княгине Елисавето, моли Христа Бога спасти и просветити души наша. Кондак преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровныглас 2Величие подвига веры кто повесть? Во глубине земли, яко в раи светлости, страстотерпица великая княгиня Елисавета со ангелы во псалмех и пениих радовашеся и, убиение претерпевающи, о безбожных мучителех взываше: Господи, прости им грех сей, не ведят бо, что творят. Тоя молитвами, Христе Боже, помилуй и спаси души наша. Ин кондак преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровныглас 5От славы царственныя, вземши Крест Христов, прешла еси к славе небесней, молящи врагов, и обрела еси радость вечную, святая мученице княгине Елисавето, с Варварою мученицею. Темже молим вас: молите о душах наших. Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Экономиссаглас 4Предстательство страшное и непостыдное,/ не презри, Благая, молитв наших,/ Всепетая Богородице, Милостивая верных Домостроительнице,/ утверди православных жительство,/ спаси страну нашу/ и всех православно живущих в ней защити,/ зане родила еси Бога, Едина Благословенная. Службы5 июля: Преподобного Афанасия Афонского. Обретение мощей преподобного Сергия Радонежского. 25 сентября: Преподобной Евфросинии Александрийской. Преставление преподобного Сергия, игумена Радонежского. Сайты приходов: Западно-Американская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Сан-Франциско Абаканская епархия:Домовый храм преподобного Сергия Радонежского при епархиальном управлении г. Абакан Алатырская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского с. Сурский Майдан Храм преподобного Сергия Радонежского с. Рындино Алтайская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Верх-Катунское Альметьевская епархия:Храм Сергия Радонежского пос. Актюбинский Анадырская и Чукотская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского с. Омолон Аргентинская и Южноамериканская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Порту Алегри Ардатовская епархия:Храм Сергия Радонежского пос. Тургенево Армавирская епархия:Храм Сергия Радонежского ст. Ярославская Храм прп. Сергия Радонежского г. Усть-Лабинск Арсеньевская епархия:Храм во имя прп. Сергия Радонежского с. Новосысоевка Архангельская епархия:Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь дер. Монастырь Храм в честь прп. Сергия Радонежского ст. Исакогорка Астанайская епархия:Храм во имя святого прп. Сергия Радонежского пос. Туймебаева (Ашыбулак) Астраханская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Астрахань Ахтубинская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Новоурусовка Балашовская епархия:Храм во имя прп. Сергия Радонежского с. Сплавнуха Храм Сергия Радонежского с. Бакуры Барнаульская епархия:Храм Серафима Саровского г. Горно-Алтайск Барышская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского с. Румянцево Бежецкая епархия:Храм Троицы Живоначальной пос. Рамешки Храм Александра Невского пос. Рамешки Белгородская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Малое Городище Храм прп. Сергия Радонежского г. Старый Оскол Храм Сергия Радонежского с. Мазикино Храм в честь иконы Божией Матери "Экономисса" с. Русская Березовка Белевская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Плавск Свято-Сергиевский храм с. Черкассы Берлинская и Германская епархия (РПЦЗ):Храм прп. Сергия Радонежского г. Бад Киссенген Берлинско-Германская епархия:Храм (домовой) прп. Сергия Радонежского г. Берлин Благовещенская и Тындинская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Тамбовка Храм прп. Сергия Радонежского с. Чигири Благочиние приходов Русской Православной Церкви в Швеции:Храм прп. Сергия Радонежского г. Стокгольм Боровичская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Пестово Храм Сергия Радонежского дер. Сутоки-Рядок Брянская епархия:Богородицкая Площанская мужская пустынь пос. Пчела Храм Сергия Радонежского при Епархиальном Архиерейском доме г. Брянск Храм в честь прп. Сергия Радонежского г. Дятьково Храм Сергия Радонежского пос. Радица-Крыловка Храм в честь прп. Сергия Радонежского с. Уты Будапештская и Венгерская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Будапешт Бузулукская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Сорочинск Храм прп. Сергия Радонежского пос. Володарский Храм прп. Сергия Радонежского пос. ВТК Храм прп. Сергия Радонежского с. Никифоровка Валуйская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского с. Малобыково Великолукская епархия:Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Столбушино Храм прп. Сергия Радонежского г. Пустошка Владивостокская епархия:Храм святого преподобного Сергия Радонежского г. Владивосток Владимирская епархия:Храм Иконы Божией Матери Казанская с. Усолье Храм Преподобного Сергия Радонежского с. Мало-Борисково Храм Иконы Божией Матери Казанская г. Лакинск Храм Серафима Саровского г. Курлово Храм Сергия Радонежского с. Жерехово Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Суздаль Волгоградская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Волгоград Храм Сергия Радонежского г. Волгоград Храм Сергия Радонежского г. Волгоград Волгодонская епархия:Храм Илии пророка г. Волгодонск Вологодская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Вологда Воронежская епархия:Храм во имя прп. Сергия Радонежского г. Воронеж Храм Успения Пресвятой Богородицы на Монастырщенке г. Воронеж Храм Богоявления Господня г. Воронеж Храм Сергия Радонежского с. Тресоруково Выборгская епархия:Храм Свт. Николая Мир Ликийских Чудотворца пос. им. Свердлова (Овцыно) Храм "Коневской" иконы Божией Матери пос. Саперное Храм прп. Сергия Радонежского г. Сертолово Храм-часовня прп. Сергия Радонежского г. Сертолово Храм св. вмч. Георгия Победоносца пос. Каменка Выксунская епархия:Храм в честь прп. Сергия Радонежского с. Левино Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Поздняково Храм во имя Святого Пророка Илии с. Филинское Храм в честь прп. Сергия Радонежского с. Верхняя Верея Вяземская епархия:Храм Богоявления Господня дер. Соколино Георгиевская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Нефтекумск Храм прп. Сергия Радонежского пос. Виноградный Гомельская епархия:Храм преподобного Сергия Радонежского г. Гомель Горловская епархия:Храм Сергия Радонежского пос. Ивановка Женский монастырь в честь прп. Сергия Радонежского с. Сергеевка Сергиевский храм г. Углегорск Губкинская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского с. Завидовка Храм прп. Сергия Радонежского с. Теребрено Днепропетровская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Днепропетровск Донецкая епархия:Женский скит в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" с. Богородичное Монастырь преподобного Сергия Радонежского г. Краматорск Храм Сергия Радонежского г. Харцызск Екатеринбургская епархия:Храм Сергия Радонежского и Елизаветы Фёдоровны г. Екатеринбург Храм Сергия Радонежского пос. Большой Исток Храм Сергия Радонежского пос. Сарга Екатеринодарская епархия:Храм преподобного Сергия Радонежского г. Туапсе Свято-Екатерининский кафедральный Собор г. Краснодар Храм Сергия Радонежского пос. Южный Елецкая епархия:Храм Казанской иконы Божией Матери с. Большие Извалы Запорожская епархия:Храм в честь Преподобного Сергия Радонежского с. Новотаврическое Иваново-Вознесенская епархия:Храм святых первоверховных Апостолов Петра и Павла дер. Стрелка Сергиева пустынь Введенского женского монастыря с. Стоянцево Храм в честь преподобного Сергия Радонежского с. Кунестино Иркутская епархия:Храм преподобного Сергия Радонежского г. Иркутск Искитимская епархия:Храм Сергия Радонежского ст. Безменово Йоханнесбургская и Преторийская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Йоханнесбург Казанская епархия:Храм Илии Пророка с. Ильинское Храм Троицы Живоначальной с. Усады Храм преподобного Сергия Радонежского с. Старое Дрожжаное Храм Сергия Радонежского с. Свияжск Свияжский Иоанно-Предтеченский монастырь с. Свияжск Храм Троицы Живоначальной с. Ямбухтино Храм Сергия Радонежского с. Малмыжка Храм Сергия Радонежского с. Нижний Услон Храм Сергия Радонежского с. Большая Акса Храм прп. Сергия Радонежского с. Большое Подберезье Храм Тихона, Патриарха Московского пос. Сидоровка Храм Александра Невского в Азино г. Казань Храм Сергия Радонежского г. Казань Храм Сергия Радонежского при Ложкинской богадельне г. Казань Каинская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Убинское Калининградская епархия:Храм Сергия Радонежского пос. Рыбачий Калужская епархия:Храм Николая Чудотворца с. Растворово Николо-Сергиевский храм с. Передоль Храм Николая Чудотворца с. Тарутино Храм Иоанна Предтечи г. Калуга Храм Сергия Радонежского пос. Мстихино Свято-Лаврентьев монастырь г. Калуга Богородицерождественская девичья пустынь с. Барятино Каменская епархия:Храм во имя св. прп. Сергия Радонежского Чудотворца пос. Асбестовский Храм свт. Николая Чудотворца с. Мезенское Карасукская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Довольное Храм во имя прп. Сергия Радонежского с. Табулга Касимовская епархия:Храм Благовещения Пресвятой Богородицы г. Касимов Храм Троицы Живоначальной г. Касимов Храм в честь прп. Сергия Радонежского с. Салтыково Храм Всех Святых пос. Елатьма Кемеровская епархия:Храм преподобного Сергия Радонежского с.Мохово Храм прп. Сергия Радонежского г. Ленинск-Кузнецкий Храм прп. Сергия Радонежского г. Киселевск Киевская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Киев Храм в честь преподобного Сергия Радонежского г. Киев Храм прп. Сергия Радонежского г. Киев Ставропигиальный женский монастырь в честь Анастасии Римляныни г. Житомир Храм прп. Сергия Радонежского в Дарницком р-не г. Киев Покровский женский монастырь г. Киев Кинельская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Чапаевск Кировоградская епархия:Храм преподобного Афанасия Афонского г. Кировоград Козельская епархия:Храм в честь прп. Сергия Радонежского г. Людиново Храм в честь прп. Сергия Радонежского с. Улемец Корсунская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского, прп. Серафима Саровского и мч. Викентия Сарагосского г. Милан Костомукшская епархия:Домовый храм в честь прп. Сергия Радонежского пос. Малиновая Варакка Костромская епархия:Храм в честь прп. Сергия Радонежского г. Кострома Храм Сергия Радонежского пос. Раслово Котласская епархия:Храм Спаса Нерукотворного Образа г. Сольвычегодск Красноярская епархия:Храм Сергия Радонежского в Бородино Храм Троицы Живоначальной г. Шарыпово Курганская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Лесниково Курская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Курск Храм Казанской иконы Божией Матери и Сергия Радонежского г. Курск Кызыльская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Шагонар Ливенская епархия:Свято-Сергиевский кафедральный собор г. Ливны Свято-Сергиевский Кафедральный собор г. Ливны Липецкая епархия:Храм Сергия Радонежского с. Волчье Храм Сергия Радонежского с. Липовка Луганская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Луганск Храм прп. Сергия Радонежского г. Луганск Лысковская и Лукояновская епархия:Храм в честь Пресвятой Живоначальной Троицы пос. Большое Мурашкино Магаданская и Синегорская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Магадан Мариинская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Топки Мелекесская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Артюшкино Митрополичий округ в республике Казахстан:Свято-Троицкий Усть-Каменогорский мужской монастырь г. Усть-Каменогорск Мичуринская епархия:Храм Сергия Радонежского пос. Первомайский Храм Иконы Божией Матери "Боголюбская" г. Мичуринск Храм Сергия Радонежского пос. Первомайский Могилевская и Мстиславская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского дер. Дашковка Московская епархия (городская):Подворье Патриарха Московского и всея Руси при храме преподобного Сергия Радонежского в Гольянове г. Москва Храм прп. Сергия Радонежского в Бусинове г. Москва Храм Явл. Божией Матери пр. Сергию Радонежскому при дет.дом слепоглухих г. Сергиев Посад Храм прп. Сергия Радонежского в Некрасовке Троицкий храм с. Новая Шурма Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах г. Москва Храм Сергия Радонежского с. Мергусово Преображенский храм пос. Лотошино Храм Преображения Господня в Тушине г. Москва Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Дмитров Храм иконы Божией Матери "Знамение" г. Москва Храм Николая Чудотворца с. Васютино Храм прп. Сергия Радонежского на Ходынском поле г. Москва Никольский храм пос. Серебряные Пруды Храм Сергия Радонежского с. Горы Храм Сергия Радонежского г. Луховицы Храм Сергия Радонежского г. Сергиев Посад Храм Успения Пресвятой Богородицы дер. Воинова Гора Храм Знамения иконы Божией Матери - на Шереметевом дворе г. Москва Храм Сергия Радонежского с. Дивноморское Сергиевский храм с. Могутово Никольский храм с. Дерюзино Храм Николая Чудотворца в Дербеневе г. Москва Храм свт. Николая Мирликийского в Кузнецах г. Москва Храм Троицы Живоначальной г. Озёры Храм прп. Сергия Радонежского пос. Зеленоградский Михаило-Архангельский храм с. Синьково Храм Петра и Павла в Лефортове г. Москва Храм свт. Николая Мирликийского с. Здехово Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры г. Москва Храм "Казанской" иконы Божией Матери с. Товарищево Храм "Влахернской" иконы Божией Матери в Кузьминках г. Москва Храм прп. Сергия Радонежского в Солнцево г. Москва Храм Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке г. Москва Храм Вознесения Господня за Серпуховскими воротами г. Москва Храм Сергия Радонежского пос. Плесково Храм Успения Пресвятой Богородицы в Путинках г. Москва Храм прп. Сергия Радонежского г. Зеленоград Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Мышкино Храм прп. Сергия Радонежского дер. Тарасово Храм прп. Сергия Радонежского в Бибиреве г. Москва Храм прп. Сергия Радонежского - при Специальной Средней Школе МВД г. Москва Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове г. Москва Храм Троицы Живоначальной пос. Филимонки Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове г. Москва Храм свт. Филиппа, митр. Московского г. Москва Собор Николая Чудотворца г. Москва Храм прп. Сергия Радонежского при Счетной Палате РФ г. Москва Храм прп. Сергия Радонежского в Крапивниках г. Москва Храм Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Ясеневе г. Москва Храм прп. Сергия Радонежского в Чертанове г. Москва Собор Московских Святых в Бибирево г. Москва Храм преподобного Сергия Радонежского в Тушине г. Москва Храм прп. Сергия Радонежского дер. Пронское Храмовый комплекс прп. Сергия Радонежского на Рязанке г. Москва Храм Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной) в Рогожской слободе г. Москва Храм свт. Николая Чудотворца в Отрадном г. Москва Храм свт. Николая Чудотворца в Подкопаях г. Москва Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Ерино Храм "Тихвинской" иконы Божией Матери в Алексеевском г. Москва Храм Троицы Живоначальной на Пятницком кладбище г. Москва Храм "Казанской" иконы Божией Матери в Теплом Стане г. Москва Московская епархия (областная):Троицкий храм с. Саввино Высоцкий мужской монастырь г. Серпухов Храм Иконы Божией Матери Знамение с. Холмы Сергиевский храм дер. Городково Владимирский храм дер. Маврино Храм преподобного Сергия Радонежского пос. Малаховка Димитрие-Солунский храм дер. Аксеново Храм Иконы Божией Матери Тихвинская г. Ногинск Ильинский храм дер. Лемешово Храм Иконы Божией Матери Знамение с. Старая Кашира Храм Владимирской иконы Божией Матери с. Никитское Храм Сергия Радонежского дер. Татищево Храм Троицы Живоначальной с. Троицкое Храм Покрова Пресвятой Богородицы г. Серпухов Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Ногинск Храм Преображения Господня в Саввино г. Железнодорожный Храм Сергия Радонежского пос. Кратово Храм Сретения Господня г. Дмитров Храм Преображения Господня пос. Нудоль Храм Иконы Божией Матери Смоленская дер. Воронино Сергиевский храм дер. Мисирево Храм Троицы Живоначальной с. Павлино (Троицком-Кайнарджи) Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Стромынь Храм Сергия Радонежского с. Новосергиево Храм Троицы Живоначальной с. Ивашево Троицкий храм с. Новлянское Тихвинский храм г. Ступино Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь г. Коломна Храм Успения Пресвятой Богородицы дер. Обухово Храм Троицы Живоначальной дер. Ольявидово Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Подчерково Вознесенский храм дер. Тархово Никольский храм с. Батюшково Храм преподобного Сергия Радонежского г. Долгопрудный Храм Сергия Радонежского с. Кишкино Храм преп. Сергия Радонежского дер. Зятьково Храм преподобного Сергия Радонежского с. Комягино Сергиевский храм пос. Нагорное Храм Сергия Радонежского дер. Веледниково Храм Сергия Радонежского дер. Воронино Храм преподобного Сергия Радонежского пос. Монолит Никольский храм с. Горки Крестильный храм прп. Сергия Радонежского г. Коломна Никольский храм г. Лосино-Петровский Успенский храм с. Большое Алексеевское Храм Иконы Божией Матери "Смоленская" дер. Бородино Храм Трех Святителей Великих дер. Драчево Храм Покрова Пресвятой Богородицы пос. Черкизово Храм Александра Невского г. Красноармейск Храм Иконы Божией Матери "Гребневская" г. Одинцово Храм преподобного Сергия и мученика Валентина на РКК "Энергия" г. Королев Храм Покрова Пресвятой Богородицы г. Руза Храм Сергия Радонежского с. Трубино Храм прп. Сергия Радонежского дер. Алмазово Храм Иконы Божией Матери "Гребневская" дер. Гребнево Храм Воскресения словущего дер. Волочаново Храм Преображения Господня г. Долгопрудный Храм иконы Божией Матери "Экономисса" пос. Северный Мукачевская епархия:Мужской монастырь в честь "Казанской" иконы Божией Матери с. Тишев Мурманская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Мурманск Архиерейское Свято-Феодоритовское Подворье г. Мурманск Храм Сергия Радонежского н/п. Белое Море Муромская епархия:Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Чаадаево Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Троицкое Татарово Находкинская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Сергеевка Кафедральный собор в честь Казанской иконы Божией Матери г. Находка Нижегородская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Волчиха Храм Святой Живоначальной Троицы в Копосове г. Нижний Новгород Благовещенский мужской монастырь г. Нижний Новгород Храм прп. Сергия Радонежского (Архиерейское подворье) г. Нижний Новгород Храм в честь Пресвятой Живоначальной Троицы с. Вторусское Храм в честь прп. Сергия Радонежского г. Дзержинск Храм во имя прп. Сергия Радонежского с. Тепелево Храм Сергия Радонежского пос. Выездное Храм Сергия Радонежского г. Бор Нижнетагильская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Нижний Тагил Николаевская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Николаев Новгородская епархия:Храм во имя прп. Сергия Радонежского дер. Большое Уклейно Новокузнецкая епархия:Храм прп.Сергия Радонежского при СибГИУ г. Новокузнецк Новосибирская епархия: Троице-Владимирский собор г. Новосибирск Храм Всех святых, в земле Российской просиявших г. Новосибирск Сергиево - Казанский храм пос. Краснообск Одесская епархия:Свято-Пантелеимоновский мужской монастырь г. Одесса Свято-Успенский мужской монастырь г. Одесса Омская епархия:Храм Рождества Христова и Сергия Радонежского пос. Крутая Горка Храм Сергия Радонежского и Никона Радонежского пос. Большие Поля Оренбургская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Оренбург Орловско-Болховская епархия:Храм преподобного Сергия Радонежского с. Кирово Городище Орская епархия:Храм святого преподобного Сергия Радонежского г. Новотроицк Отрадненская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Березовка Храм во имя преподобного Сергия Радонежского пос. Сергиевск Храм Сергия Радонежского с. Камышла Храм Сергия Радонежского с. Новоборский Пензенская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Владыкино Храм Сергия Радонежского с. Соловцовка Храм Сергия Радонежского с. Саловка Храм Сергия Радонежского с. Головинщино Храм Сергия Радонежского с. Шнаево Храм Сергия Радонежского пос. Саловка Храм прп. Сергия Радонежского г. Каменка Переславская епархия:Храм Преподобного Сергия Радонежского г. Переславль-Залесский Храм Георгия Победоносца с. Славитино Никольский женский монастырь г. Переславль-Залесский Николо-Сольбинский женский монастырь пос. Сольба Пермская епархия:Храм Сергия Радонежского д. Марково Песоченская епархия:Храм Сергия Радонежского дер. Чумазово Собор в честь святого благоверного князя Александра Невского г. Киров Петрозаводская епархия:Важеозерский Спасо-Преображенский мужской монастырь пос. Интерпоселок Петропавловская и Камчатская епархия:Храм в честь прп. Сергия Радонежского г. Петропавловск-Камчатский Петропавловско-Булаевская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Сергеевка Полтавская епархия:Храм Серафима Саровского г. Полтава Представительства:храм преподобного Сергия Радонежского на о. Чанг Псковская епархия:Храм преподобного Сергия Радонежского г. Псков Пятигорская епархия:Собор Покрова Пресвятой Богородицы г. Минеральные Воды Храм Сергия Радонежского п. Комсомолец Ржевская епархия:Храм Сергия Радонежского пос. Пено Россошанская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского с. Русская Буйловка Ростовская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Новочеркасск Храм в честь преподобного Сергия Радонежского г. Ростов-на-Дону Храм Преподобного Сергия Радонежского г. Таганрог Храм преподобного Сергия Радонесжкого г. Ростов-на-Дону Рыбинская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского с. Сергиевское Храм Святителя Николая пос. Радищево Борисоглебский монастырь пос. Борисоглебский Храм Андрея Стратилата дер. Коротылево Храм Сергия Радонежского с. Зубарево Храм Святой Троицы с. Горинское Храм Андрея Стратилата с. Андреевское Храм в честь Преподобного Сергия Радонежского с. Тимонино Рязанская епархия:Казанский женский монастырь г. Рязань Храм во имя преподобного Сергия Радонежского с. Агро-Пустынь Иоанно-Богословский храм с. Жокино Храм Покрова Пресвятой Богородицы г. Рязань Храм Николая Чудотворца с. Киселево Скит преподобного Сергия Радонежского. Подворье Данилова монастыря с. Михеи Храм Троицы Живоначальной с. Троица Салехардская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Ноябрьск Самарская епархия:Храм Троицы Живоначальной и Сергия Радонежского г. Самара Храм в честь святого преподобного Сергия Радонежского г. Самара Свято-Богородичный Казанский мужской монастырь с. Винновка Санкт-Петербургская епархия:Крестовоздвиженский Казачий собор г. Санкт-Петербург Храм Сергия Радонежского на Средней Рогатке г. Санкт-Петербург Храм Преображения Господня в Лесном г. Санкт-Петербург Храм св. прп. Сергия Радонежского г. Санкт-Петербург Храм прп. Сергия Радонежского в Царском Селе г. Пушкин Храм "Казанской" иконы Божией Матери г. Зеленогорск Храм прп. Сергия Радонежского пос. Песочный Храм иконы Божией Матери "Милующая" ('Достойно есть') в Галерной гавани г. Санкт-Петербург Храм в честь прп. Сергия Радонежского г. Санкт-Петербург Храм в честь св. прп. Сергия Радонежского г. Санкт-Петербург Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь г. Санкт-Петербург Храм прп. Сергия Радонежского г. Санкт-Петербург Спасо-Преображенский собор г. Санкт-Петербург Домовый храм прмц. Елисаветы Феодоровны г. Санкт-Петербург Домовая часовня-храм св. прмц. вел. кн. Елисаветы пос. Лахта Храм прпмч. вел. кн. Елизаветы на Светлановском пр-кте г. Санкт-Петербург Саратовская епархия:Свято-Сергиевский женский монастырь с. Алексеевка Храм Преподобного Сергия Радонежского с. Кошели Храм во имя прп. Сергия Радонежского пос. Юбилейный Храм прп. Сергия Радонежского пос. Сергиевский Северодонецкая епархия:Свято-Сергиевский мужской монастырь г. Кременная Североморская епархия:Храм преподобного Сергия Радонежского пос. Щукозеро Сердобская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Крутец Симбирская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского при гимназии г. Ульяновск Симферопольская епархия:Храм преп. Сергия Радонежского г. Севастополь Храм Сергия Радонежского с. Орлиное Скопинская епархия:Димитриевский мужской монастырь г. Скопин Николо-Бавыкинский мужской монастырь пос. Заря Свободы Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы с. Летники Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Липяги Храм Сергия Радонежского с. Новобокино Храм Сергия Радонежского с. Напольное Храм Сергия Радонежского с. Эммануиловка Храм Сергия Радонежского с. Новосергеевка Храм Николая Чудотворца р/пос. Сапожок Храм Николая Чудотворца с. Новое Еголдаево Смоленская епархия:Храм Сергия Радонежского пос. Стодолище Храм в честь преподобного Сергия Радонежского пос. Стодолище Храм Покрова Пресвятой Богородицы г. Демидов Соликамская епархия:Храм во имя прп. Сергия Радонежского г. Березники Средне-Американская епархия:Собор прп. Сергия Радонежского г. Парма Ставропигиальные монастыри РПЦ:Храм Сергия Радонежского пгт. Богородское Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь г. Kurem
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Rambler's Top100 «Сестры» Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 1.03572 c.