Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Симеоновские образовательные чтения »

16.07.2018 | 15 ИЮЛЯ СОСТОЯЛОСЬ ОФИЦИАЛЬНОЕ ЗАКРЫТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СЛЕТА ТРЕЗВОСТИ И ЗДОРОВЬЯ "УРАЛ-2018"

14.07.2018 | Основные мероприятия Царских дней-2018 в Екатеринбурге

19.06.2018 | Обучающий семинар для организаторов трезвенного движения

24.05.2018 | Утверждение трезвости в новообразованных епархиях Русской Православной Церкви. Круглый стол

- -

- -
Общество православных педагогов



- -  

Трагедия древнерусской святости.*

Федотов Г. П.

(...) Многие думают, что духовная жизнь есть нечто неподвижно пребывающее в глубине изменчивого потока истории. Историк, даже историк Церкви, редко заглядывает в эту глубину. Сложная композиция его картины сплетается из взаимодействия духовных начал с мирскими, Церкви с государством, обществом, культурой. За вопросами права, организации, культуры едва брезжит духовная жизнь, не требующая объяснений, но ничего и не объясняющая, - неизменная предпосылка христианской общественности. Живая святость находит себе место в популярной агиологической легенде, но не в научной истории. Почему? Неужели невозможно освоить легенду и научному исследованию усмотреть за литературной схемой живое и, следовательно, развивающееся явление, разглядеть под нимбом конкретные личные и национальные черты. Эта работа для русской Церкви - еще в зачатке, но сделанного достаточно, чтобы поставить главные вехи: чтобы в соборе русских угодников различить поколения учеников, несущих и обогащающих греческую традицию духовной жизни.

Развернутый во времени ряд этот показывает не одно преемство традиции, но и вновь загорающиеся очаги, моменты подъема, стояния и упадка, наконец, роковое раздвоение - бифуркацию XVI века. Схематически это развитие духовной жизни в Древней Руси отмечают следующие имена: Феодосии Печерский - Сергий Радонежский - Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. В эту линию, разумеется, включаются лишь носители духовной жизни в узком смысле слова: подвижники-аскеты, иноки и пустынножители, чин преподобных. Вне его остаются не только святители, но и многочисленные святые миряне, столь характерные для древнерусской святости. Но как ни существенна мирянская святость для русского типа православия, она все же никогда не являлась центральной, сама питаясь духовной энергией, истекающей из монастыря или пустыни.

С другой стороны, она обнаруживает гораздо большую статичность. Трудно усмотреть следы развития в облике святого князя Древней Руси, а русский юродивый, «блаженный» сохранился в своих основных национальных чертах до наших дней. Динамичным, развивающимся в истории и определяющим историю - как ни странно это может показаться на первый взгляд - остается наиболее отрешенный от мира и истории, наиболее обращенный к вечности тип святости: лик преподобных.

С Феодосием и Антонием Печерским греческий идеал монашества впервые вступает на русскую землю. У святого Антония не было и не могло быть русских учителей. Он учился в Греции, на Афоне, как и Феодосий заимствовал из Константинополя Студийский устав. Влияние греческих житий в биографии св. Феодосия, составленной Нестором (житие св. Антония не дошло до нас), несомненно. Шахматов и Абрамович вскрыли всю мозаику его литературных заимствований, не нарушающую жизненной правдивости его иконописного портрета. Греческое и русское здесь легко наслаивается друг на друга, и притом так, что выделение национальных черт не является невозможным.

Несомненно, что для преп. Феодосия, в изображении Нестора (таким он остался навсегда в памяти поколений), идеальным прототипом было палестинское монашество, как оно отразилось в житиях св. Евфимия Велтского, св. Саввы Освященного и других подвижников V-VI веков. Не египетское, не сирийское, а именно палестинское. Это означает, прежде всего, что православная Русь избрала не радикальный, а средний путь подвига. Сурова жизнь великих палестинцев, как и жизнь самого Феодосия, но по сравнению с бытом отшельников Египта и Сирии она должна показаться умеренной, человечной, культурной. Св. Феодосии не увлекался ни крайностями аскезы, ни сладостью уединенного созерцания. Из подземной пещеры, излюбленной Антонием, монастырь при нем выходит на свет Божий, расширяется в многократных перестройках, закладываются каменные стены великолепной обители, уже наделенной Делами и крестьянами. Пещеры остаются для великопостного затвора, но мир предъявляет свои права. В монастыре создается больница, в монастырь стекается народ, идут князья и бояре, сам Феодосии - частый гость в княжеском тереме.

Характерно, что первые подвижники Руси не искали себе иных мест, как окраины стольных городов. В воздействии на мир они нашли для себя возмещение пустынного безмолвия. Учительство Феодосия, его кроткое, но властное вмешательство в дела княжеские, в отстаивании правды, в блюдении гражданского мира, чрезвычайно ярко изображаются Нестором, который подчеркивает национальное служение святого. Характерно, что не Антоний, а именно Феодосий делается создателем Киево-Печерской лавры, учителем аскезы, учителем всей православной Руси.

Образ Антония рядом с ним очерчивается чрезвычайно бледно. Древность даже не сохранила нам жития его, если оно когда-нибудь существовало. Самая канонизация его совершилась во времена позднейшие сравнительно с Феодосием, который был канонизирован уже в 1108 году, через 34 года после кончины. Антоний тяготился человеческим общением, «не терпя всякого мятежа», не пожелал взять на себя игуменского бремени и, когда число братьев достигло 15-ти, оставил их и затворился в новой (Антониевой пещере). По-видимому, он не руководил духовной жизнью своих учеников и подражателей (кроме первого небольшого ядра), и в следующем поколении образ его потускнел в памяти печерских агиографов. Здесь Киевская Русь совершила сознательный выбор между двумя путями монашеского служения.

Можно попытаться проникнуть и дальше в этот «царский» идеал мерности - в основе, греческий (...) - в поисках более личных черт святости Феодосия. Мы увидим образ обаятельной простоты, смирения, кротости. В его смирении есть момент некоторого юродства - во всяком случае, момент социального уничтожения. Таков его отроческий подвиг опрощения, сельский труд со своими рабами, таково его многолетнее просвирничество, таковы его «худые ризы», все время останавливающие внимание биографа и современников: в теремах и курского посадника, и киевского князя, - «худые ризы», которые для него делаются иногда желанным источником унижения. Это личное в нем и в то же время самое русское: таков господствующий идеал во все века русской жизни.

Наряду с этим едва ли можно признать у преп. Феодосия выдающийся административный талант. Он тщательно стремился пересадить на русскую почву Студийский устав. Но в Киевском патерике, отражающем предания XII века, мы уже не видим строгого общежития. Не видим и в самом Феодосии игуменской строгости. Известен рассказ о беглом, который убегал, всякий раз встречая прощение святого игумена. Строгость проявляет Феодосий лишь к своеволию келаря в тех случаях, где хозяйственный расчет убивает послушание и веру.

О качестве духовной жизни Феодосия мы знаем очень мало. Не слышим ни о каких видениях (кроме бесовских) - ни о каких внешних выражениях, которые позволяли бы заключить о мистической или же просто о созерцательной его настроенности. Много говорится о его молитве (и великопостном пребывании в затворе), но аскеза преобладает в нем над созерцательными формами духовной жизни. Это вполне соответствует и тому церковно-социальному служению, которое взял на себя преподобный. Таковой и осталась религиозность Древней (Киевской) Руси, даже в самых высоких выражениях. Все русские иноки хранят на себе печать св. Феодосия, несут фамильные его черты, сквозь которые проступает далекий палестинский облик Саввы Освященного. Здесь, в этой точке, происходит смыкание русского подвижничества с восточной традицией, здесь ответвляется русская ветвь от вселенской Лозы Христовой.

Татарский погром Руси, как известно, тяжко отразился на духовной жизни. Видимым свидетельством этого является полувековой, если не более, разрыв в преемстве иноческой святости. На время лик святых князей как бы вытесняет в русской Церкви лик преподобных. Лишь в XIV веке, со второй его четверти, русская земля приходит в себя от погрома. Начинается новое монашеское движение. Почти одновременно и независимо друг от друга зажигаются новые очаги духовной жизни: на Валааме и в Нижнем Новгороде, на Кубенском озере и, наконец, в ближайшем соседстве с Москвой, в обители преп. Сергия. Для нас все это новое аскетическое движение покрывается именем св. Сергия. Большинство из его современников были его «собеседниками», испытали на себе его духовное влияние. Его прямые ученики являлись игуменами и строителями многочисленных монастырей: подмосковных, белозерских, вологодских. Духовная генеалогия русских подвижников XV века почти неизбежно приводит к преп. Сергию как к общему отцу и наставнику. После Феодосия Печерского Сергий Радонежский является вторым родоначальником русского монашества.

Сам св. Сергий не отрекается от своего духовного предка. Образ Феодосия явно выступает в нем, лишь еще более утончившийся и одухотворенный. Феодосия напоминают и телесные труды преп. Сергия, и сама его телесная сила и крепость, и худые ризы, которые, как у киевского игумена, вводят в искушение неразумных и дают святому показать свою кротость. Роднит обоих русских святых и совершенная мерность, гармония деятельной и созерцательной жизни. Преп. Сергий покоил нищих и странных в своей еще убогой обители и на смертном одре завещал своим ученикам не забывать страннолюбия. Как и Феодосии, он был близок к княжескому дворцу, принимал участие в политической жизни Руси и благословил Донского на освободительный подвиг. Однако при ближайшем рассмотрении мы видим и новые, чисто Сергиевские черты. Свою кротость и смирение Сергий простер так далеко, что является перед нами как бы совершенно безвластным и всегда готовым на унижение. Игумен нанимается плотником к монаху Даниле за решето гнилых хлебов. Мы никогда не видим его наказывающим ослушников, как это случалось делать и кроткому Феодосию. На ропот недовольных Сергий отвечает лишь увещаниями и даже, избегая борьбы, на время удаляется из монастыря. Смирение - его главная человеческая добродетель.

До сих пор преп. Сергий - ученик Феодосия, хотя, быть может, превзошедший своего далекого учителя. Но мы видим в нем и нечто новое, таинственное, еще не виданное на Руси. Я имею в виду известные видения преп. Сергия: со-служащего ему ангела, огонь, сходящий со сводов храма в потир перед его причащением, явление Пречистой с апостолами Петром и Иоанном. Русская агиография до св. Сергия не знает подобных таинственных видений. Они говорят о таинственной духовной жизни, протекающей скрытно от нас. Св. Сергий ничего не поведал ученикам о своем духовном опыте, да, может быть, ученики эти (Епифаний, хотя и премудрый) были бессильны выразить в слове содержание этого внутреннего тайнозрения.

Древняя Русь, в убожестве своих образовательных средств, отличается немотой выражения самого глубокого и святого в своем религиозном опыте. Лишь в знаках и видениях да еще в начертаниях и красках иконы она сумела отчасти приоткрыть для нас покров тайны. По этим знакам мы имеем право видеть в преп. Сергии первого русского мистика, то есть носителя особой, таинственной духовной жизни, не исчерпывающейся аскезой, подвигом любви и неотступностью молитвы.(...)

С середины, особенно с конца XIV века начинается (или возобновляется) сильное греческое и южнославянское влияние на Северную Русь. В эпоху преп. Сергия в одном из ростовских монастырей изучаются греческие рукописи. Митрополит Алексий переводил или исправлял евангелие с греческого подлинника. Сам преп. Сергий1 принимал у себя в обители греческого епископа и получил грамоту от константинополького патриарха, повинуясь которой устроил у себя общежитие. Одним из «собеседников» преп. Сергия был тезоименитый ему Сергий Нуромский, пришелец с Афонской горы, и есть основание отождествлять ученика Сергия Радонежского Афанасия, серпуховского игумена, с тем Афанасием Русином, который списал на Афоне в 1431 году «под крилием св. Григория Паламы» сборник житий для Троицы-Сергия2.

Библиотека Троицкой Лавры хранит древнейшие славянские списки Григория Синаита XIV и XV веков. В XV же веке там были списаны и творения Симеона Нового Богослова3. Все это еще не устанавливает прямых влияний Греции на религиозность преп. Сергия. Его духовная школа для нас загадочна. Мы не знаем других учителей его, кроме таинственного старца, благословившего отрока Варфоломея и старшего брата Стефана, под началом которого Сергий начал подвизаться, но который оказался не в силах вынести лесного пустынножительства. Но пути духовных влияний таинственны и не исчерпываются прямым учительством и подражанием. Поразительны не раз встречающиеся в истории соответствия, единовременно и, по-видимому, независимо возникающие в разных частях земного шара духовные и культурные течения, созвучные друг другу. В свете мистической традиции, которая утверждается среди учеников преп. Сергия, его собственный мистический опыт, озаряемый для нас лишь видениями (можно сопоставить светоносные видения Сергия с Фаворским светом исихастов), приобретает для нас большую определенность.

Первый русский мистик, преп. Сергий был и первым русским пустынножителем. Для него, как и для древних мистиков Востока, пустыня была учительницей богомыслия. Медведь был первым его другом в безлюдной глуши. С грустью описывает его ученик постройку будущей лавры: «исказили пустыню». С грустью принял преподобный первых своих учеников: «Аз бо, господие и братия, хотел есмь один жить в пустыне сей и тако скончатися на месте сем». Но он не противится воле Божией, ради любви урезывая созерцание.

Таково было и все новое русское Сергиевское монашество. Оно уходило в пустыню, в лесные дебри, бежало от нагонявшего мира, но уступало ему, оседало в хозяйственных обителях, строилось, создавало иногда крупные культурные очаги, опорные пункты русской колонизации. XV век - золотой век русской святости, давший более всего преподобных русской Церкви, покрывший монастырями всю Северную - тогда воистину святую Русь.

Однако в послесергиевском монашестве можно различить два течения, прежде всего географически: северное и московское. Уже сам преподобный Сергий, уступая князьям и митрополиту, отдавал своих учеников - Феодора, Афанасия, Андроника - в строители и игумены московских и подмосковных монастырей. Другие ученики его - Кирилл Белозерский, Павел Обнорский - шли на север, за Волгу, не в города, а в лесную пустыню. Здесь намечается основная бифуркация русского подвижничества, чрезвычайно существенная, ибо за географическим излучением скрывается излучение духовное: разные направления аскезы. Вполне понятно, что созерцательная духовная жизнь была главной целью северных отшельников. Белозерский край, Кубенское озеро, южная окраина Вологодских лесов: Комельская, Обнорская, Нуромская пустыни, а за ними далекое поморье - вот главные очаги «заволжских старцев».

Кириллов монастырь, после Сергиева, был для них вторым духовным средоточием, питавшим их и тогда, когда (в конце XV века) Троицкая обитель утратила былую высоту духовной жизни. После Кирилловой и в тесной связи с нею в качестве таких иноческих метрополий, рассылающих в пустыню все новые колонии, следует назвать Спасо-Каменный монастырь на Кубенском озере, выделившуюся из него Глушицу св. Дионисия и уже в XVI веке обитель св. Корнилия Комельского.(...)

Северные, «заволжские», группы подвижников хранят в наибольшей чистоте заветы преп. Сергия: смиренную кротость, нестяжание, любовь и уединение, богомыслие. Таков, прежде всего, величайший среди них - Кирилл, который именуется «противящихся тихим увещанием, безымения учителем», «иже нань всуе гневающемуся благоуветливым». Эти святые легко прощают и оскорбителей своих, и разбойников, покушающихся на монастырское имущество. Преп. Дионисий даже улыбается, узнав о похищении монастырских коней. Нестяжание в самом строгом смысле не личного, а монастырского отказа от собственности - их общий идеал жизни. Преп. Кирилл отказывается от дарственных сел с принципиальной мотивировкой: «Аще села восхотим держати, болми будет в нас попечение, могущее братиям безмолвие пресецати». Св. Кирилл предпочитает принимать милостыню. Но вот Димитрий Прилуцкий (как и Дионисий Глушицкий) отказывается даже от милостыни христолюбца, внушая ему отдать ее на питание рабов и сирот. Также отвергает дар князя преп. Иоасаф: «Злату и сребру несть нам треба». Разумеется, полная нестяжательность есть идеал, от которого отступают даже самые строгие подвижники. По смерти святых основателей их монастыри богатеют; но, и изменяя заветам святого, хранят память о них.

Полная независимость от мира дает святому дерзание судить мир. Его обычная кротость и смирение не мешают ему выступать обличителем сильных мира сего. Св. Кирилл, оставивший отеческие поучения князьям, отказывается посетить князя Георгия Дмитриевича: «Не могу чин монастырский разорити». Преп. Мартиниан, напротив, появляется в Москве в хоромах великого князя (Василия II), заключившего в оковы боярина вопреки данному слову: «Не убоялся казни ниже заточения... но помяну Иоанна Златоустого глаголюща, яко прощение царево ярости львове уподобися». Григорий Пельшемский обличает князя Юрия Дмитриевича и его сына Шемяку, неправедно захвативших великое княжение.

Впрочем, эти столкновения с миром, как и всякий выход в мир, редки и исключительны. Северный подвижник жаждет безмолвия. Павел Обнорский отправился у преп. Сергия в уединение, не терпя и монастырского общежития: «Яже в пустыне молва ничем же градских мятеж разнствует». Он же именует безмолвие матерью всех добродетелей. В обнорских лесах преп. Павел поселился в дупле дуба, и Сергий Нуромский, другой великий пустыннолюбец, нашел его здесь в обществе медведя и диких зверей, кормящим птиц, которые сидели на голове его и плечах: этот один образ оправдывает имя Фиваиды, данное русским агиографом нашему северному подвижничеству.

Жития наши весьма скупо говорят о внутренней, духовной жизни святых. Все же Кадлубовскому удалось сделать очень ценные наблюдения. Из отдельных формул, не совсем обычных в русской агиографии, но навеянных аскетикой Древнего Востока, мы можем сделать некоторые заключения:

1) внешняя аскеза, при всей суровости жизни, подчинена внутреннему деланию: на ней сосредоточивается внимание;
2) это духовное делание изображается как очищение ума и духовное соединение с Богом. «Сотвори ум твой единого Бога искати и прилежать к молитве», - учит св. Дионисий. А ученик его Григорий (Пельшемский) «в вышних ум свой вперях и сердце свое очищах всех страстных мятеж». И Павел Обнорский трудится, «зрительное ума очищая»;
3) наконец, в редких случаях это духовное делание изображается в терминах, которые являются техническими для умной молитвы в практике исихастов. Их значение становится понятным лишь в свете доктрины, в полноте раскрытой на Руси Нилом Сорским. Так, о Павле Обнорском его биограф говорит: «Зрительное очищая и свет божественного разума собирая в сердце своем... и созерцая славу Господню. Тем сосуд избран бысть Святому Духу». Те же слова повторяются дословно в более позднем житии св. Иоасафа Каменского.

Справедливость требует отметить, что оба последних жития с точной формулировкой умного делания составлены в XVI столетии, после трудов Нила Сорского. Тем не менее, мы решаемся утверждать, с высокой долей вероятности, непрерывность духовной, мистической традиции, идущей от преп. Сергия к Нилу и его самого объясняющей. Момент видений, характеризующих северное подвижничество, может только укрепить нас в этом убеждении: таково видение св. Кирилла Белозерского (голос Богоматери) и явление Спасителя преп. Иоасафу. Еще одно, последнее наблюдение. Мистическое самоуглубление, бегство в пустыню не мешает северным подвижникам прославлять любовь как «главизну добродетелей» и излучать ее при всяком соприкосновении с людьми. О ней внушает Дионисий Глушицкий и его биограф. О ней говорит Иоасафу явившийся ему Христос. И контекст, и разъяснения не оставляют сомнений в том, что эта любовь направлена не только к Богу, но и к человеку.

Л
ичность и учение Нила Сорского слишком хорошо известны; это дает нам возможность, говоря о нем, лишь прочертить линии, связующие его с русской традицией святости. Преп. Нил с учеником своим Иннокентием побывал на Святой горе и «в странах Цареграда», но до того он был постриженником Кириллова монастыря, сохранившего всю строгость первоначальной жизни. В близком соседстве с Кирилловым (в 15 верстах) он и основал свой скит в дикой болотистой чаще. Сочинения его, особенно Устав, представляют художественную мозаику цитат из греческих отцов мистического направления. Но многие из них, как мы видели, были известны на Руси с конца XIV века. Житие его не сохранилось, но многочисленные послания его как бы изнутри освещают ту светлую и любовную святость, которая течет из Сергиева источника. Его любовь находит слова поистине огненные. «О любимый мой, о Христе брат, вожделенный Богу паче всех...», «Не терплю, любимче мой, сохранити таинство в молчании, но бываю безумен и юрод за братнюю пользу». И, однако, для умной молитвы, которой он посвятил себя, общение с людьми становится уже тяжким бременем: приходящие к нему «не перестают стужати ми, и сего ради смущение бывает нам». Его смирение так велико, что он не желает быть ничьим учителем: «Написах писание сие... братиям моим присны, яже суть моего нрава: тако бо именую вас, а не ученики. Един бо нам есть Учитель».

Известно завещание Нила: «Повергните тело мое в пустыне - да изъедят е зверие и птицы; понеже согрешило есть к Богу много и не достойно погребения. Мне потщания, елико по силе моей, чтобы быть не сподоблен чести и славы века сего никоторыя, яко же в житии сем, тако и по смерти». О нестяжании его слышали и те, кто ничего, кроме этого, не слышал о преп. Ниле.

Горячий противник монастырского землевладения, он выступил против него на соборе 1503 года: «И нача старец Нил глаголати, чтобы у монастырей сел не было, а жили бы черньцы по пустыням, а кормились бы с рукоделием». Его любовь к бедности так велика, что он хочет распространить ее и на Церковь: «Сосуды златы и сребряны и самые священные не подобает имети, такожде и прочие украшения излишние, но точию потребные церкви приносити». Отступая здесь от господствующей русской традиции, он ссылается на авторитет Златоуста и Пахомия Великого. Но и в этой черте мы узнаем деревянные сосуды и холщовые ризы преп. Сергия.

В согласии с духовной традицией подвижничества, св. Нил не делает ударения на телесной аскезе. (...) Внутренняя аскеза, очищение страстей и помыслов на первом плане. Его скитский или монастырский устав представляет краткую, но полную энциклопедию аскетики, составленную с большим искусством, большим писательским даром и всецело по древним источникам. Венцом аскезы является «делание сердечное», «умное хранение». (...)

Замечательна - при такой высоте и пламенности духовной жизни - та рассудительность и то понимание многообразия личных путей, которые отличают св. Нила. (...) Св. Нил не очень доверяет человеческому руководству. Трудно найти «наставника, непрелестного». Поэтому он и предлагает вместо учителя «божественные писания» и «словеса божественных отцов». Но свою духовную свободу св. Нил простирает и в эту священную для древнего русского человека область писаний. «Писания бо многа, но не вся божественна».

В этом круге писаний Нил устанавливает градацию авторитетов и, не презирая разума, пользуется им в трудном изыскании истины: «Наипаче испытую божественного писания, прежде заповеди Господни и толкования их, и апостольские предания, тоже и учения св. отец; и яже согласны моему разуму к благоугождению Божию и к пользе души преписую (списываю) себе и тем научаюся». Эти начала разумной критики преп. Нил применял в области агиологии, чем нажил себе немало врагов. О своих критических приемах он сам говорит так: «Писах же с разных списков, тщася обрести правы и обретох в списках онех многа неисправленна и елика возможно моему худому разуму исправлях...» Этой же критической работы он просит от своих более ученых читателей. Сочетание мистической традиции исихастов с широтой разума и духовной свободой делает творения св. Нила совершенно исключительными в духовной литературе Древней Руси.

Противоположность идей и духовных направлений Нила Сорского и Иосифа Волоцкого привели в брожение все русское духовное общество начала XVI столетия.

Но задолго до Иосифа его направление уже ощутимо в учителе его Пафнутии Боровском. Духовный внук преп. Сергия по своему учителю Никите, Пафнутии был одним из ярких представителей московского, то есть южного излучения великой Троицкой обители. В его облике соединились многие черты национального великорусского типа, которые делают его столь обаятельным для В. О. Ключевского: дисциплина, хозяйственность, трудолюбие, чувство меры: «безмерия во всем убегая... все во время творя». Он много заботится о строгости уставной жизни в монастыре, но его житие мало может сказать о внутренней духовной жизни. Мы видим его строгость. Прозорливец, Пафнутии узнает по лицу, «аще который брат правило заложит в кой день», и обличает виновного. Он не допускает, чтобы иночество могло искупить грех кающегося убийцы и изгоняет его из монастыря. «Яро воззрев» «ярым оком» - иногда выражается о нем житие. Чудеса его имеют большею частью карающий смысл. Зато, прекрасный хозяин, он кормит у себя во время голода более ста человек. В сущности, портрет св. Иосифа Волоцкого уже дан здесь в черновом наброске. Иосифа Волоцкого, благодаря трем обширным житиям его, мы знаем лучше всех северорусских святых. Мы как бы воочию видим его крепкую внушительную фигуру, его цветущую русскую красоту. Чувство меры, приличия, своеобразной церковной эстетики отличают его в такой же степени, как и твердость уставного быта. Вот идеал православного воспитания, как он дается в «Просветителе»: «Ступание имей кротко, глас умерен, слово благочинно, пищу и питие не мятежно, потребно зри, потребно глаголи, буди в ответах сладок, не излишествуй беседой, да будет беседование твое в светле лице, да дает веселие беседующему тебе». Он прекрасно читает в церкви, «как никто в те времена». У него «в языке чистота, и в гласе сладость, и в чтении умиление». Любитель церковного благолепия, он приглашает расписывать свою церковь знаменитого иконописца Дионисия.

Но эстетика св. Иосифа имеет не созерцательный, а действенный характер. Он через внешнее идет к внутреннему, через тело и его дисциплину - к дисциплине духа. Потому он так настаивает на положении тела за молитвой: «Стисни свои руки, и соедини ноги, и очи смежи, и ум собери». Это молитва не окрыленная, а толкующая, побеждающая волей и упорством. Место умной молитвы у Иосифа занимает келейное правило и противоположность церковных служб. Его не влечет к одинокому созерцанию, к отшельничеству. Идеал его - совершенное общежитие. По смерти учителя Пафнутия он обходит русские монастыри, ища, где сохранился в чистоте сергиевский устав. Только Кириллов удовлетворяет его - не духовностью, а уставностью: «не словом общий, а делы». Он отметил там «пение», ему нравилось, что «кийждо из братии стояше на своем месте... всем брашно и питие равно». Этот идеал общежития он и стремится воплотить в своем монастыре. Для него он пишет свой знаменитый Устав - не руководство к духовной жизни, а строгий распорядок монастырского быта.

Но за этим бытовым укладом и эстетикой благолепия нельзя забывать основной корень Иосифова благочестия. Корень этот горек и даже страшен. Он объясняет нам его суровость перед лицом мира. В глубине его души живет религиозный ужас эсхатологии: «Век мой скончевается, и страшный престол готовится, суд меня ждет, претя мя огненною мукой и пламенем негасимым». Иосиф не допускает, чтобы даже «великие светильники и духовные отцы», даже святые мученики «страшный час смертный без истязания проидеша бесовского мытарства». Отсюда напряженное покаяние («сам себе мучаше»), отсюда слезы и вериги у лучших учеников его, духовной аристократии волоколамской. «У одних пансырь под свиткою, у других железа тежкие». «Вси в лычных общах и в плачевных рясках». Бьют поклоны по 1000, 2000, 3000 в день. Здесь, в этом религиозном страхе, - источник противоречия между обаятельностью, даже веселостью природного нрава Иосифа и суровостью его отношения к грешникам.

Ясно, что защита Иосифом монастырских сел вытекала не из любви его к покойной жизни. В ее основе лежал идеал социального служения монастыря. К Иосифу идут окрестные крестьяне, потеряв лошадь, корову, козу, и он дает каждому «цену их». Он убеждает бояр заботиться о своих «тяжарях», не угнетать их, хотя бы ради собственных хозяйственных интересов. Один из биографов уверяет, что под его благим влиянием «вся тогда волоцкая страна к доброй жизни прелагашеся... и поселяне много послабление имуще от господней сел». Во время голода Иосиф кормит у себя до 700 бедняков, занимает деньги на покупку хлеба, а детей (до 50) собирает в своем странноприимном доме.

Но социальное служение св. Иосифа вырастает в национальное. Горячий патриот, он собирает сведения о русских святых и монастырях, он восторженно славит святость русской земли: «Русская земля ныне благочестием всех одоле». Средоточие этой земли - в московском великом князе, и Иосиф служит ему, развивая теорию божественной царской власти и приравнивая к ней власть великого князя задолго до венчания на царство Иоанна. «Царь убо естеством подобен есть всем человеком, властию же подобен есть высшему Богу». Еще Пафнутий поставил свой монастырь в тесную зависимость от московского государя (Ивана III). И он, и Иосиф представляют великому князю выбор игумена и общее попечение о своей обители. Иосиф любит власть, хочет видеть ее бдительной и строгой. Он вполне удовлетворен тем развитием, какое приняло самодержавие при Василии III.

Суровый к себе, Иосиф суров и к другим. Почти все его волоколамское игуменство проходит в борьбе: со своим князем (Волоцким), со своим епископом (св. Серапионом), с ересью жидовствующих, с учениками Нила Сорского. Для еретиков он требовал смерти, для кающихся - пожизненного заключения. Он убеждал великого князя в опасности прощения, и его письма имели успех. В «Просветителе» он дает православное обоснование смертной казни еретиков, которую практически применял Геннадий Новгородский по католическому образцу. Здесь, как и в спорах о монастырском землевладении, он столкнулся с «заволжскими» учениками Нила. Северные старцы красноречиво напоминали великому князю о христианском милосердии, о прощении кающихся грешников. В обеих тяжбах Иосиф вышел победителем.

Противоположность между «нестяжателями» и «осифлянами» поистине огромна как в самом направлении духовной жизни, так и в социальных выводах. Одни исходят из любви, другие - из страха (страха Божия), одни являют кротость и всепрощение, другие - строгость к грешнику, на одной стороне почти безвластие, на другой - строгая дисциплина. Духовная жизнь «заволжцев» протекает в отрешенном созерцании и умной молитве - осифляне любят обрядовое благочестие и уставную молитву. Заволжцы защищают духовную свободу и во имя сострадания дают в своих скитах убежище гонимым еретикам; осифляне предают их на казнь. Нестяжатели предпочитают собственную бедность милостыне, осифляне ищут богатства ради социальной организации благотворительности. Заволжцы, при всей их бесспорной русской генеалогии - от преп. Сергия и Кирилла, - питаются духовными токами православного Востока; осифляне проявляют яркий национализм.

Наконец, первые дорожат независимостью от светской власти, последние работают над укреплением самодержавия и добровольно отдают под его попечение и свои монастыри, и всю русскую Церковь. Начало духовной свободы и мистической жизни противостоит социальной организации и уставному благочестию. Победа Иосифа определилась сродностью, созвучием его дела национально-государственному идеалу Москвы с ее суровой дисциплиной, напряжением всех социальных сил и закрепощением их в тягле и службе. Последнее объяснение легкой победы осифлян - в торжестве национально-государственных задач над внутренне-религиозными.

Самое раздвоение древнего феодосиевского благочестия по двум направлениям еще не было церковным бедствием. Не была непоправимым бедствием и борьба между ними, при всей ее ожесточенности. Настоящее несчастье заключалось в полноте победы одного из них, в полном подавлении другого. Победившие осифляне сумели соединить дело своих противников с жидовствующей и рационалистической ересью и в течение десятилетий на московских соборах судили и осуждали их. За это время много заволжцев было сослано, много скитов закрыто, много отшельников бежало на север. Монастырь св. Иосифа возглавил русскую Церковь, посылая митрополитов и епископов из своих стен, как некогда Печерский монастырь в Киеве. Через этих питомцев и учеников св. Иосифа его направление к середине XVII века окончательно утвердилось на Руси. Благочестие и труды митрополита Макария, Силвестра, Стоглавый Собор - лучшие плоды осифлянства, хотя в них (особенно в Стоглаве) заметны теневые стороны. Они станут еще нагляднее, если мы вспомним, что в жертву победителям был принесен Максим Грек вместе с возможностями возрождения на Руси заглохшей в Греции православной культуры. Недаром расцвет нашей литературы в начале XVII столетия замирает к середине его, и XVII век в области оригинальной русской письменности является, быть может, одним из беднейших. Он живет переводами, преимущественно с латинского и польского, уже задолго до Петра ощущая свое бессилие.

В религиозной жизни устанавливается надолго тот тип уставного благочестия, обрядового исповедничества, который поражал всех иностранцев и казался тяжким даже православным грекам, при всем их восхищении. Наряду с этим жизнь как семейная, так и общественная, все более тяжелеет. Если для Грозного самое ревностное обрядовое благочестие совместимо с утонченной жестокостью (опричнина задумана как монашеский орден), то и вообще на Руси разврат и жестокость легко уживаются с обрядовой строгостью, на удивление иноземцев. Те отрицательные стороны московского быта, в которых видели влияние татарщины, развиваются особенно с XVII века. XV век рядом с ним - век свободы, духовной легкости, окрыленности, которая красноречивее всего говорит нам в новгородской и ранней московской иконе по сравнению с позднейшей.

Многие утешаются в суровости и культурной бедности московской Руси - святостью. Внимательное изучение русских святых приводит к выводу, что золотым ее веком было XV столетие. Начало XVI века еще живет наследством прошлого. Ученики Иосифа и Нила долго еще продолжают подвиг учителей. Но во второй половине столетия уже явно убывание, утечка святости, особенно если ограничиться святостью иноческой, отвлекаясь от юродивых и святителей, которые в большом числе в это именно время прославляют русскую Церковь. В XVII веке закат святости нагляднее. В календарь русских святых это столетие внесло немногим больше десятка имен. И имена эти принадлежат местночтимым угодникам, ныне почти забытым. Замечательно, что большинство из них принадлежат северным поморским (даже сибирским) отшельникам, уже ничем не связанным с той Москвой, которая в это время горделиво мнит себя твердыней вселенского православия.

Ныне уже ясно, что основной национальный путь московского благочестия XVII века вел прямым путем к старообрядчеству. Стоглав недаром был дорог расколу, св. Иосиф Волоцкий недаром стал главным его святым. «Просветитель» - его настольной книгой. Вместе с расколом большая, хотя и узкая и слепая, религиозная сила ушла из русской Церкви, обескровливая ее. Но не нужно забывать, что первое великое обескровливание совершилось на 150 лет раньше. Тогда была порвана великая нить, идущая от св. Сергия и Кирилла; с Аввакумом покинула русскую Церковь школа св. Иосифа. Отсюда видимый паралич XVII века, вытеснившего великорусскую традицию малорусской ученой школой.

Однако русская Церковь не засохла, духовная жизнь ее не иссякла. Под почвой текли благодатные реки. И как раз век Империи, столь, казалось бы, неблагоприятный для оживления древнерусской религиозности, принес возрождение мистической святости. На самом пороге новой эпохи Паисий Величковский, учение православного Востока, находит творения Нила Сорского и завещает их Оптиной пустыни. Еще святитель Тихон Задонский, ученик латинской школы, хранит в своем кротком облике фамильные черты Сергиева дома. С XIX века в России зажигаются два духовных костра, пламя которых отогревает замерзшую русскую жизнь: Оптина пустынь и Саров. И ангельский образ Серафима, и оптинские старцы воскрешают классический век русской святости. Вместе с ними приходит время реабилитации св. Нила, которого Москва забыла даже канонизировать, но который в XIX веке, уже церковно чтимый, для всех нас является выразителем самого глубокого и прекрасного направления древнерусского подвижничества.


  • 1. См.: Путь. №5. Благодатные заветы преп. Сергия русскому богословствованию.
  • 2. Орлов А. С. Иисусова молитва на Руси в XVI веке. СПб., 1914. П. Д. П. СХХХV.
  • 3. Архангельский Л. С. К изучению древнерусской литературы. Творения отцов Церкви в древнерусской письменности. СПб., 1888. С. 141, 142. Примеч. СПб., 1888.
  • 4. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. Варшава, 1902.

________

*Печатается с сокращениями по: Федотов Г.П. Судьба и грехи России /избранные статьи по философии русской истории и культуры/: В 2-х тт/ Составл., вступ. статья, прим. Бойкова В.Ф. СПб.: София, 1991. Т.1. С.302-319.



Старый стиль 5Июль вторник Новый стиль) 18Июль Седмица 7-я по Пятидесятнице. Глас 5. Поста нет. Совершается служба с полиелеемПрп. Афанасия Афонского (1000). Совершается служба со славословиемОбретение честных мощей прп. Сергия, игумена Радонежского (1422). Мцц. Анны и Кириллы (304). Прп. Лампада Иринопольского (X). Сщмч. Геннадия пресвитера (1918). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрмцц. вел. кн. Елисаветы и инокини Варвары (1918). Прп. Агапита исп (1936). Иконы Божией Матери, именуемой "Экономисса". Евангельские ЧтенияУтр. - Мф., 43 зач., XI, 27-30. Лит. - 1 Кор., 136 зач., VI, 20 - VII, 12. Мф., 57 зач., XIV, 1-13. Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17-23. Прмц.: 2 Кор., 181 зач., VI, 1-10. Мф., 62 зач., XV, 21-28 .* Чтения прмц. вел. кн. Елисаветы читаются, если ей совершается служба. Cлужба прп. Афанасия Афонского может быть перенесена на 6/19 июля. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Мф. 14, 1-13). Дошел слух о делах Господа до Ирода; он при этом тотчас и заключил: это Иоанн воскрес. Мало ли что можно было при этом подумать! А между тем он ни о ком не подумал, как только об Иоанне. Кто же это дал такое направление его мыслям? Совесть. От нее не спрячешь бессовестных дел, суда ее ничем нельзя поправить. Обезглавливая Иоанна, Ирод присваивал себе право на то, и другие не отрицали такого права, а совесть заговорила свое, и речей ее не мог он заглушить ничем. Вот ему и видится Иоанн. Сколько знаем мы подобных сказаний, что совесть преследует грешника и живописует ему предмет и дело греха так, что он видит их даже вне! Стало быть, есть в нас голос, который мы должны признать не нашим голосом. Чьим же? Божиим. От кого естество наше, от того и голос. Если он Божий, то должно его слушать, ибо тварь не смеет поперечить Творцу. Голос этот говорит, что есть Бог, что мы от Него состоим в полной зависимости и потому не можем не питать в себе благоговейного страха Божия; имея же его, мы должны исполнять волю Божию, которую совесть и указывает. Все это составляет слово Божие, написанное в естестве нашем, читаемое и предлагаемое нам, и мы видим, что люди всех времен и всех стран слышат это слово и внимают ему. Повсюду веруют в Бога, повсюду слушают совесть и чают будущей жизни. Это только ныне как-то в моду вошло не признавать этих истин. Так поступают натуралисты, по-русски - естественники; значит, естественники проповедуют противоестественное учение. Молитвы Тропарь преподобного Афанасия Афонскогоглас 3Еже во плоти житию твоему/ удивишася ангельстии чини:/ како с телом к невидимым сплетением изшел еси, приснославне,/ и уязвил еси демонские полки./ Отонудуже, Афанасие,/ Христос тебе воздаде богатыми дарованьми,/ сего ради, отче, моли/ спастися душам нашим. Кондак преподобного Афанасия Афонскогоглас 8Яко невещественных существ зрителя изрядна/ и деятельна сказателя всеистинна,/ взывает тя стадо твое, Богоглагольниче:/ не оскудей, моля о рабех твоих,/ избавитися напастей и обхождений, вопиющим ти:/ радуйся, отче Афанасие. Тропарь общий преподобным Сергию и Никонуглас 8Яко трисветлаго солнца светозарный звезды,/ Троическим светом озаряете сердца верных,/ сосуда Света Пресвятыя Троицы явльшеся,/ и предивным вашим житием иноком бысте твердии законоположителие/ и церквам благолепие, и благоверным, и святителем, и всем людем,/ вся бо демонския скверны отгнавше отсюду/ вашими чистыми учении и делы,/ добре упасосте стадо, собранное вами,/ но и ныне молим вас:/ посещайте чад своих, яко имущий дерзновение ко Святей Троице,/ Богомудре Сергие с чудным учеником своим Никоном,/ и молите Христа Бога, да спасет души наша. Тропарь преподобнаго Сергияглас 8От юности восприял еси Христа в души твоей, преподобне,/ и паче всего вожделел еси мирскаго мятежа уклонитися,/ мужески в пустыню вселился еси/ и чада послушания в ней, плоды смирения, возрастил еси./ Тем быв Троице вселение,/ чудесы твоими всех просветил еси, приходящих к тебе верою,/ и исцеления всем подай обильно./ Отче наш Сергие, моли Христа Бога, да спасет души наша. Тропарь преподобного Сергияглас 8От юности восприял еси Христа в души твоей, преподобне,/ и паче всего вожделел еси мирскаго мятежа уклонитися:/ мужески в пустыню вселился еси/ и чада послушания в ней, плоды смирения, возрастил еси./ Тем, быв Троице вселение,/ чудесы твоими всех просветил еси, приходящих к тебе верою,/ и исцеления всем подая обильно.// Отче наш Сергие, моли Христа Бога, да спасет души наша. Ин тропарь преподобного Сергия, игумена Радонежскогоглас 4Днесь пресветло красуется царствующий град Москва,/ яко светолучными зарями, молниями чудес твоих осияемь,/ всю вселенную созывает/ похвалити тя, Богомудре Сергие;/ пречестная же и славная обитель твоя,/ юже во Имя Святыя Троицы многими труды твоими создал еси, отче,/ имущи в себе стада ученик твоих,/ веселия и радости исполняется./ Мы же, празднующе преславное обретение честных мощей твоих, в земли сокровенных,/ яко цвет благоуханен и кадило благовонно,/любезно я лобызающе, различная исцеления приемлем/ и твоими молитвами грехов прощения сподобляемся,/ отче преподобне Сергие,/ моли Святую Троицу/ спасти души наша. Кондак преподобного Сергияглас 8Днесь, яко солнце пресветло, возсиявше от земли,/ честныя мощи твоя нетленны обретошася,/ яко благоуханный цвет, множеством чудес сияюще,/ и всем верным источающе различная исцеления,/ и веселяще избранное твое стадо,/ еже мудре собрав, добре паствил еси./ О нихже и ныне Троице предстоиши, моляся,/ и воинству победительная на враги даровати,// да вси вопием ти: радуйся, Сергие богомудре. Ин кондак преподобного Сергия, игумена Радонежскогоглас 8Взирающе на предлежащий честный твой гроб,/ в немже скрыся, яко многоценное сокровище, святое трудолюбное твое тело чистоты,/ мы, чада твоя суще жалостная,/ в удивлении един со единем вещающе, вопием:/ отче наш Сергие, моли Святую Троицу/ и нам спастися, твоим чадом. Показать ещё молитвы Тропарь преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровныглас 1Смирением достоинство княжеское сокрывши, богомудрая Елисавето, сугубым служением Марфы и Марии Христа почтила еси. Милосердием, терпением и любовию себе предочистивши, яко жертва праведная Богу принеслася еси. Мы же, чтуще добродетельное житие и страдания твоя, яко истинную наставницу усердно просим тя: святая мученице великая княгине Елисавето, моли Христа Бога спасти и просветити души наша. Кондак преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровныглас 2Величие подвига веры кто повесть? Во глубине земли, яко в раи светлости, страстотерпица великая княгиня Елисавета со ангелы во псалмех и пениих радовашеся и, убиение претерпевающи, о безбожных мучителех взываше: Господи, прости им грех сей, не ведят бо, что творят. Тоя молитвами, Христе Боже, помилуй и спаси души наша. Ин кондак преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровныглас 5От славы царственныя, вземши Крест Христов, прешла еси к славе небесней, молящи врагов, и обрела еси радость вечную, святая мученице княгине Елисавето, с Варварою мученицею. Темже молим вас: молите о душах наших. Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Экономиссаглас 4Предстательство страшное и непостыдное,/ не презри, Благая, молитв наших,/ Всепетая Богородице, Милостивая верных Домостроительнице,/ утверди православных жительство,/ спаси страну нашу/ и всех православно живущих в ней защити,/ зане родила еси Бога, Едина Благословенная. Службы5 июля: Преподобного Афанасия Афонского. Обретение мощей преподобного Сергия Радонежского. 25 сентября: Преподобной Евфросинии Александрийской. Преставление преподобного Сергия, игумена Радонежского. Сайты приходов: Западно-Американская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Сан-Франциско Абаканская епархия:Домовый храм преподобного Сергия Радонежского при епархиальном управлении г. Абакан Алатырская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского с. Сурский Майдан Храм преподобного Сергия Радонежского с. Рындино Алтайская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Верх-Катунское Альметьевская епархия:Храм Сергия Радонежского пос. Актюбинский Анадырская и Чукотская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского с. Омолон Аргентинская и Южноамериканская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Порту Алегри Ардатовская епархия:Храм Сергия Радонежского пос. Тургенево Армавирская епархия:Храм Сергия Радонежского ст. Ярославская Храм прп. Сергия Радонежского г. Усть-Лабинск Арсеньевская епархия:Храм во имя прп. Сергия Радонежского с. Новосысоевка Архангельская епархия:Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь дер. Монастырь Храм в честь прп. Сергия Радонежского ст. Исакогорка Астанайская епархия:Храм во имя святого прп. Сергия Радонежского пос. Туймебаева (Ашыбулак) Астраханская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Астрахань Ахтубинская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Новоурусовка Балашовская епархия:Храм во имя прп. Сергия Радонежского с. Сплавнуха Храм Сергия Радонежского с. Бакуры Барнаульская епархия:Храм Серафима Саровского г. Горно-Алтайск Барышская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского с. Румянцево Бежецкая епархия:Храм Троицы Живоначальной пос. Рамешки Храм Александра Невского пос. Рамешки Белгородская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Малое Городище Храм прп. Сергия Радонежского г. Старый Оскол Храм Сергия Радонежского с. Мазикино Храм в честь иконы Божией Матери "Экономисса" с. Русская Березовка Белевская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Плавск Свято-Сергиевский храм с. Черкассы Берлинская и Германская епархия (РПЦЗ):Храм прп. Сергия Радонежского г. Бад Киссенген Берлинско-Германская епархия:Храм (домовой) прп. Сергия Радонежского г. Берлин Благовещенская и Тындинская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Тамбовка Храм прп. Сергия Радонежского с. Чигири Благочиние приходов Русской Православной Церкви в Швеции:Храм прп. Сергия Радонежского г. Стокгольм Боровичская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Пестово Храм Сергия Радонежского дер. Сутоки-Рядок Брянская епархия:Богородицкая Площанская мужская пустынь пос. Пчела Храм Сергия Радонежского при Епархиальном Архиерейском доме г. Брянск Храм в честь прп. Сергия Радонежского г. Дятьково Храм Сергия Радонежского пос. Радица-Крыловка Храм в честь прп. Сергия Радонежского с. Уты Будапештская и Венгерская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Будапешт Бузулукская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Сорочинск Храм прп. Сергия Радонежского пос. Володарский Храм прп. Сергия Радонежского пос. ВТК Храм прп. Сергия Радонежского с. Никифоровка Валуйская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского с. Малобыково Великолукская епархия:Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Столбушино Храм прп. Сергия Радонежского г. Пустошка Владивостокская епархия:Храм святого преподобного Сергия Радонежского г. Владивосток Владимирская епархия:Храм Иконы Божией Матери Казанская с. Усолье Храм Преподобного Сергия Радонежского с. Мало-Борисково Храм Иконы Божией Матери Казанская г. Лакинск Храм Серафима Саровского г. Курлово Храм Сергия Радонежского с. Жерехово Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Суздаль Волгоградская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Волгоград Храм Сергия Радонежского г. Волгоград Храм Сергия Радонежского г. Волгоград Волгодонская епархия:Храм Илии пророка г. Волгодонск Вологодская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Вологда Воронежская епархия:Храм во имя прп. Сергия Радонежского г. Воронеж Храм Успения Пресвятой Богородицы на Монастырщенке г. Воронеж Храм Богоявления Господня г. Воронеж Храм Сергия Радонежского с. Тресоруково Выборгская епархия:Храм Свт. Николая Мир Ликийских Чудотворца пос. им. Свердлова (Овцыно) Храм "Коневской" иконы Божией Матери пос. Саперное Храм прп. Сергия Радонежского г. Сертолово Храм-часовня прп. Сергия Радонежского г. Сертолово Храм св. вмч. Георгия Победоносца пос. Каменка Выксунская епархия:Храм в честь прп. Сергия Радонежского с. Левино Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Поздняково Храм во имя Святого Пророка Илии с. Филинское Храм в честь прп. Сергия Радонежского с. Верхняя Верея Вяземская епархия:Храм Богоявления Господня дер. Соколино Георгиевская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Нефтекумск Храм прп. Сергия Радонежского пос. Виноградный Гомельская епархия:Храм преподобного Сергия Радонежского г. Гомель Горловская епархия:Храм Сергия Радонежского пос. Ивановка Женский монастырь в честь прп. Сергия Радонежского с. Сергеевка Сергиевский храм г. Углегорск Губкинская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского с. Завидовка Храм прп. Сергия Радонежского с. Теребрено Днепропетровская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Днепропетровск Донецкая епархия:Женский скит в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" с. Богородичное Монастырь преподобного Сергия Радонежского г. Краматорск Храм Сергия Радонежского г. Харцызск Екатеринбургская епархия:Храм Сергия Радонежского и Елизаветы Фёдоровны г. Екатеринбург Храм Сергия Радонежского пос. Большой Исток Храм Сергия Радонежского пос. Сарга Екатеринодарская епархия:Храм преподобного Сергия Радонежского г. Туапсе Свято-Екатерининский кафедральный Собор г. Краснодар Храм Сергия Радонежского пос. Южный Елецкая епархия:Храм Казанской иконы Божией Матери с. Большие Извалы Запорожская епархия:Храм в честь Преподобного Сергия Радонежского с. Новотаврическое Иваново-Вознесенская епархия:Храм святых первоверховных Апостолов Петра и Павла дер. Стрелка Сергиева пустынь Введенского женского монастыря с. Стоянцево Храм в честь преподобного Сергия Радонежского с. Кунестино Иркутская епархия:Храм преподобного Сергия Радонежского г. Иркутск Искитимская епархия:Храм Сергия Радонежского ст. Безменово Йоханнесбургская и Преторийская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Йоханнесбург Казанская епархия:Храм Илии Пророка с. Ильинское Храм Троицы Живоначальной с. Усады Храм преподобного Сергия Радонежского с. Старое Дрожжаное Храм Сергия Радонежского с. Свияжск Свияжский Иоанно-Предтеченский монастырь с. Свияжск Храм Троицы Живоначальной с. Ямбухтино Храм Сергия Радонежского с. Малмыжка Храм Сергия Радонежского с. Нижний Услон Храм Сергия Радонежского с. Большая Акса Храм прп. Сергия Радонежского с. Большое Подберезье Храм Тихона, Патриарха Московского пос. Сидоровка Храм Александра Невского в Азино г. Казань Храм Сергия Радонежского г. Казань Храм Сергия Радонежского при Ложкинской богадельне г. Казань Каинская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Убинское Калининградская епархия:Храм Сергия Радонежского пос. Рыбачий Калужская епархия:Храм Николая Чудотворца с. Растворово Николо-Сергиевский храм с. Передоль Храм Николая Чудотворца с. Тарутино Храм Иоанна Предтечи г. Калуга Храм Сергия Радонежского пос. Мстихино Свято-Лаврентьев монастырь г. Калуга Богородицерождественская девичья пустынь с. Барятино Каменская епархия:Храм во имя св. прп. Сергия Радонежского Чудотворца пос. Асбестовский Храм свт. Николая Чудотворца с. Мезенское Карасукская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Довольное Храм во имя прп. Сергия Радонежского с. Табулга Касимовская епархия:Храм Благовещения Пресвятой Богородицы г. Касимов Храм Троицы Живоначальной г. Касимов Храм в честь прп. Сергия Радонежского с. Салтыково Храм Всех Святых пос. Елатьма Кемеровская епархия:Храм преподобного Сергия Радонежского с.Мохово Храм прп. Сергия Радонежского г. Ленинск-Кузнецкий Храм прп. Сергия Радонежского г. Киселевск Киевская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Киев Храм в честь преподобного Сергия Радонежского г. Киев Храм прп. Сергия Радонежского г. Киев Ставропигиальный женский монастырь в честь Анастасии Римляныни г. Житомир Храм прп. Сергия Радонежского в Дарницком р-не г. Киев Покровский женский монастырь г. Киев Кинельская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Чапаевск Кировоградская епархия:Храм преподобного Афанасия Афонского г. Кировоград Козельская епархия:Храм в честь прп. Сергия Радонежского г. Людиново Храм в честь прп. Сергия Радонежского с. Улемец Корсунская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского, прп. Серафима Саровского и мч. Викентия Сарагосского г. Милан Костомукшская епархия:Домовый храм в честь прп. Сергия Радонежского пос. Малиновая Варакка Костромская епархия:Храм в честь прп. Сергия Радонежского г. Кострома Храм Сергия Радонежского пос. Раслово Котласская епархия:Храм Спаса Нерукотворного Образа г. Сольвычегодск Красноярская епархия:Храм Сергия Радонежского в Бородино Храм Троицы Живоначальной г. Шарыпово Курганская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Лесниково Курская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Курск Храм Казанской иконы Божией Матери и Сергия Радонежского г. Курск Кызыльская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Шагонар Ливенская епархия:Свято-Сергиевский кафедральный собор г. Ливны Свято-Сергиевский Кафедральный собор г. Ливны Липецкая епархия:Храм Сергия Радонежского с. Волчье Храм Сергия Радонежского с. Липовка Луганская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Луганск Храм прп. Сергия Радонежского г. Луганск Лысковская и Лукояновская епархия:Храм в честь Пресвятой Живоначальной Троицы пос. Большое Мурашкино Магаданская и Синегорская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Магадан Мариинская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Топки Мелекесская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Артюшкино Митрополичий округ в республике Казахстан:Свято-Троицкий Усть-Каменогорский мужской монастырь г. Усть-Каменогорск Мичуринская епархия:Храм Сергия Радонежского пос. Первомайский Храм Иконы Божией Матери "Боголюбская" г. Мичуринск Храм Сергия Радонежского пос. Первомайский Могилевская и Мстиславская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского дер. Дашковка Московская епархия (городская):Подворье Патриарха Московского и всея Руси при храме преподобного Сергия Радонежского в Гольянове г. Москва Храм прп. Сергия Радонежского в Бусинове г. Москва Храм Явл. Божией Матери пр. Сергию Радонежскому при дет.дом слепоглухих г. Сергиев Посад Храм прп. Сергия Радонежского в Некрасовке Троицкий храм с. Новая Шурма Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах г. Москва Храм Сергия Радонежского с. Мергусово Преображенский храм пос. Лотошино Храм Преображения Господня в Тушине г. Москва Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Дмитров Храм иконы Божией Матери "Знамение" г. Москва Храм Николая Чудотворца с. Васютино Храм прп. Сергия Радонежского на Ходынском поле г. Москва Никольский храм пос. Серебряные Пруды Храм Сергия Радонежского с. Горы Храм Сергия Радонежского г. Луховицы Храм Сергия Радонежского г. Сергиев Посад Храм Успения Пресвятой Богородицы дер. Воинова Гора Храм Знамения иконы Божией Матери - на Шереметевом дворе г. Москва Храм Сергия Радонежского с. Дивноморское Сергиевский храм с. Могутово Никольский храм с. Дерюзино Храм Николая Чудотворца в Дербеневе г. Москва Храм свт. Николая Мирликийского в Кузнецах г. Москва Храм Троицы Живоначальной г. Озёры Храм прп. Сергия Радонежского пос. Зеленоградский Михаило-Архангельский храм с. Синьково Храм Петра и Павла в Лефортове г. Москва Храм свт. Николая Мирликийского с. Здехово Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры г. Москва Храм "Казанской" иконы Божией Матери с. Товарищево Храм "Влахернской" иконы Божией Матери в Кузьминках г. Москва Храм прп. Сергия Радонежского в Солнцево г. Москва Храм Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке г. Москва Храм Вознесения Господня за Серпуховскими воротами г. Москва Храм Сергия Радонежского пос. Плесково Храм Успения Пресвятой Богородицы в Путинках г. Москва Храм прп. Сергия Радонежского г. Зеленоград Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Мышкино Храм прп. Сергия Радонежского дер. Тарасово Храм прп. Сергия Радонежского в Бибиреве г. Москва Храм прп. Сергия Радонежского - при Специальной Средней Школе МВД г. Москва Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове г. Москва Храм Троицы Живоначальной пос. Филимонки Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове г. Москва Храм свт. Филиппа, митр. Московского г. Москва Собор Николая Чудотворца г. Москва Храм прп. Сергия Радонежского при Счетной Палате РФ г. Москва Храм прп. Сергия Радонежского в Крапивниках г. Москва Храм Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Ясеневе г. Москва Храм прп. Сергия Радонежского в Чертанове г. Москва Собор Московских Святых в Бибирево г. Москва Храм преподобного Сергия Радонежского в Тушине г. Москва Храм прп. Сергия Радонежского дер. Пронское Храмовый комплекс прп. Сергия Радонежского на Рязанке г. Москва Храм Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной) в Рогожской слободе г. Москва Храм свт. Николая Чудотворца в Отрадном г. Москва Храм свт. Николая Чудотворца в Подкопаях г. Москва Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Ерино Храм "Тихвинской" иконы Божией Матери в Алексеевском г. Москва Храм Троицы Живоначальной на Пятницком кладбище г. Москва Храм "Казанской" иконы Божией Матери в Теплом Стане г. Москва Московская епархия (областная):Троицкий храм с. Саввино Высоцкий мужской монастырь г. Серпухов Храм Иконы Божией Матери Знамение с. Холмы Сергиевский храм дер. Городково Владимирский храм дер. Маврино Храм преподобного Сергия Радонежского пос. Малаховка Димитрие-Солунский храм дер. Аксеново Храм Иконы Божией Матери Тихвинская г. Ногинск Ильинский храм дер. Лемешово Храм Иконы Божией Матери Знамение с. Старая Кашира Храм Владимирской иконы Божией Матери с. Никитское Храм Сергия Радонежского дер. Татищево Храм Троицы Живоначальной с. Троицкое Храм Покрова Пресвятой Богородицы г. Серпухов Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Ногинск Храм Преображения Господня в Саввино г. Железнодорожный Храм Сергия Радонежского пос. Кратово Храм Сретения Господня г. Дмитров Храм Преображения Господня пос. Нудоль Храм Иконы Божией Матери Смоленская дер. Воронино Сергиевский храм дер. Мисирево Храм Троицы Живоначальной с. Павлино (Троицком-Кайнарджи) Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Стромынь Храм Сергия Радонежского с. Новосергиево Храм Троицы Живоначальной с. Ивашево Троицкий храм с. Новлянское Тихвинский храм г. Ступино Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь г. Коломна Храм Успения Пресвятой Богородицы дер. Обухово Храм Троицы Живоначальной дер. Ольявидово Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Подчерково Вознесенский храм дер. Тархово Никольский храм с. Батюшково Храм преподобного Сергия Радонежского г. Долгопрудный Храм Сергия Радонежского с. Кишкино Храм преп. Сергия Радонежского дер. Зятьково Храм преподобного Сергия Радонежского с. Комягино Сергиевский храм пос. Нагорное Храм Сергия Радонежского дер. Веледниково Храм Сергия Радонежского дер. Воронино Храм преподобного Сергия Радонежского пос. Монолит Никольский храм с. Горки Крестильный храм прп. Сергия Радонежского г. Коломна Никольский храм г. Лосино-Петровский Успенский храм с. Большое Алексеевское Храм Иконы Божией Матери "Смоленская" дер. Бородино Храм Трех Святителей Великих дер. Драчево Храм Покрова Пресвятой Богородицы пос. Черкизово Храм Александра Невского г. Красноармейск Храм Иконы Божией Матери "Гребневская" г. Одинцово Храм преподобного Сергия и мученика Валентина на РКК "Энергия" г. Королев Храм Покрова Пресвятой Богородицы г. Руза Храм Сергия Радонежского с. Трубино Храм прп. Сергия Радонежского дер. Алмазово Храм Иконы Божией Матери "Гребневская" дер. Гребнево Храм Воскресения словущего дер. Волочаново Храм Преображения Господня г. Долгопрудный Храм иконы Божией Матери "Экономисса" пос. Северный Мукачевская епархия:Мужской монастырь в честь "Казанской" иконы Божией Матери с. Тишев Мурманская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Мурманск Архиерейское Свято-Феодоритовское Подворье г. Мурманск Храм Сергия Радонежского н/п. Белое Море Муромская епархия:Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Чаадаево Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Троицкое Татарово Находкинская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Сергеевка Кафедральный собор в честь Казанской иконы Божией Матери г. Находка Нижегородская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Волчиха Храм Святой Живоначальной Троицы в Копосове г. Нижний Новгород Благовещенский мужской монастырь г. Нижний Новгород Храм прп. Сергия Радонежского (Архиерейское подворье) г. Нижний Новгород Храм в честь Пресвятой Живоначальной Троицы с. Вторусское Храм в честь прп. Сергия Радонежского г. Дзержинск Храм во имя прп. Сергия Радонежского с. Тепелево Храм Сергия Радонежского пос. Выездное Храм Сергия Радонежского г. Бор Нижнетагильская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Нижний Тагил Николаевская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Николаев Новгородская епархия:Храм во имя прп. Сергия Радонежского дер. Большое Уклейно Новокузнецкая епархия:Храм прп.Сергия Радонежского при СибГИУ г. Новокузнецк Новосибирская епархия: Троице-Владимирский собор г. Новосибирск Храм Всех святых, в земле Российской просиявших г. Новосибирск Сергиево - Казанский храм пос. Краснообск Одесская епархия:Свято-Пантелеимоновский мужской монастырь г. Одесса Свято-Успенский мужской монастырь г. Одесса Омская епархия:Храм Рождества Христова и Сергия Радонежского пос. Крутая Горка Храм Сергия Радонежского и Никона Радонежского пос. Большие Поля Оренбургская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Оренбург Орловско-Болховская епархия:Храм преподобного Сергия Радонежского с. Кирово Городище Орская епархия:Храм святого преподобного Сергия Радонежского г. Новотроицк Отрадненская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Березовка Храм во имя преподобного Сергия Радонежского пос. Сергиевск Храм Сергия Радонежского с. Камышла Храм Сергия Радонежского с. Новоборский Пензенская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Владыкино Храм Сергия Радонежского с. Соловцовка Храм Сергия Радонежского с. Саловка Храм Сергия Радонежского с. Головинщино Храм Сергия Радонежского с. Шнаево Храм Сергия Радонежского пос. Саловка Храм прп. Сергия Радонежского г. Каменка Переславская епархия:Храм Преподобного Сергия Радонежского г. Переславль-Залесский Храм Георгия Победоносца с. Славитино Никольский женский монастырь г. Переславль-Залесский Николо-Сольбинский женский монастырь пос. Сольба Пермская епархия:Храм Сергия Радонежского д. Марково Песоченская епархия:Храм Сергия Радонежского дер. Чумазово Собор в честь святого благоверного князя Александра Невского г. Киров Петрозаводская епархия:Важеозерский Спасо-Преображенский мужской монастырь пос. Интерпоселок Петропавловская и Камчатская епархия:Храм в честь прп. Сергия Радонежского г. Петропавловск-Камчатский Петропавловско-Булаевская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Сергеевка Полтавская епархия:Храм Серафима Саровского г. Полтава Представительства:храм преподобного Сергия Радонежского на о. Чанг Псковская епархия:Храм преподобного Сергия Радонежского г. Псков Пятигорская епархия:Собор Покрова Пресвятой Богородицы г. Минеральные Воды Храм Сергия Радонежского п. Комсомолец Ржевская епархия:Храм Сергия Радонежского пос. Пено Россошанская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского с. Русская Буйловка Ростовская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Новочеркасск Храм в честь преподобного Сергия Радонежского г. Ростов-на-Дону Храм Преподобного Сергия Радонежского г. Таганрог Храм преподобного Сергия Радонесжкого г. Ростов-на-Дону Рыбинская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского с. Сергиевское Храм Святителя Николая пос. Радищево Борисоглебский монастырь пос. Борисоглебский Храм Андрея Стратилата дер. Коротылево Храм Сергия Радонежского с. Зубарево Храм Святой Троицы с. Горинское Храм Андрея Стратилата с. Андреевское Храм в честь Преподобного Сергия Радонежского с. Тимонино Рязанская епархия:Казанский женский монастырь г. Рязань Храм во имя преподобного Сергия Радонежского с. Агро-Пустынь Иоанно-Богословский храм с. Жокино Храм Покрова Пресвятой Богородицы г. Рязань Храм Николая Чудотворца с. Киселево Скит преподобного Сергия Радонежского. Подворье Данилова монастыря с. Михеи Храм Троицы Живоначальной с. Троица Салехардская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Ноябрьск Самарская епархия:Храм Троицы Живоначальной и Сергия Радонежского г. Самара Храм в честь святого преподобного Сергия Радонежского г. Самара Свято-Богородичный Казанский мужской монастырь с. Винновка Санкт-Петербургская епархия:Крестовоздвиженский Казачий собор г. Санкт-Петербург Храм Сергия Радонежского на Средней Рогатке г. Санкт-Петербург Храм Преображения Господня в Лесном г. Санкт-Петербург Храм св. прп. Сергия Радонежского г. Санкт-Петербург Храм прп. Сергия Радонежского в Царском Селе г. Пушкин Храм "Казанской" иконы Божией Матери г. Зеленогорск Храм прп. Сергия Радонежского пос. Песочный Храм иконы Божией Матери "Милующая" ('Достойно есть') в Галерной гавани г. Санкт-Петербург Храм в честь прп. Сергия Радонежского г. Санкт-Петербург Храм в честь св. прп. Сергия Радонежского г. Санкт-Петербург Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь г. Санкт-Петербург Храм прп. Сергия Радонежского г. Санкт-Петербург Спасо-Преображенский собор г. Санкт-Петербург Домовый храм прмц. Елисаветы Феодоровны г. Санкт-Петербург Домовая часовня-храм св. прмц. вел. кн. Елисаветы пос. Лахта Храм прпмч. вел. кн. Елизаветы на Светлановском пр-кте г. Санкт-Петербург Саратовская епархия:Свято-Сергиевский женский монастырь с. Алексеевка Храм Преподобного Сергия Радонежского с. Кошели Храм во имя прп. Сергия Радонежского пос. Юбилейный Храм прп. Сергия Радонежского пос. Сергиевский Северодонецкая епархия:Свято-Сергиевский мужской монастырь г. Кременная Североморская епархия:Храм преподобного Сергия Радонежского пос. Щукозеро Сердобская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Крутец Симбирская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского при гимназии г. Ульяновск Симферопольская епархия:Храм преп. Сергия Радонежского г. Севастополь Храм Сергия Радонежского с. Орлиное Скопинская епархия:Димитриевский мужской монастырь г. Скопин Николо-Бавыкинский мужской монастырь пос. Заря Свободы Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы с. Летники Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Липяги Храм Сергия Радонежского с. Новобокино Храм Сергия Радонежского с. Напольное Храм Сергия Радонежского с. Эммануиловка Храм Сергия Радонежского с. Новосергеевка Храм Николая Чудотворца р/пос. Сапожок Храм Николая Чудотворца с. Новое Еголдаево Смоленская епархия:Храм Сергия Радонежского пос. Стодолище Храм в честь преподобного Сергия Радонежского пос. Стодолище Храм Покрова Пресвятой Богородицы г. Демидов Соликамская епархия:Храм во имя прп. Сергия Радонежского г. Березники Средне-Американская епархия:Собор прп. Сергия Радонежского г. Парма Ставропигиальные монастыри РПЦ:Храм Сергия Радонежского пгт. Богородское Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь г. Kurem
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Rambler's Top100 «Сестры» Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.11187 c.