Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Публикации »

16.07.2018 | 15 ИЮЛЯ СОСТОЯЛОСЬ ОФИЦИАЛЬНОЕ ЗАКРЫТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СЛЕТА ТРЕЗВОСТИ И ЗДОРОВЬЯ "УРАЛ-2018"

14.07.2018 | Основные мероприятия Царских дней-2018 в Екатеринбурге

19.06.2018 | Обучающий семинар для организаторов трезвенного движения

24.05.2018 | Утверждение трезвости в новообразованных епархиях Русской Православной Церкви. Круглый стол

- -

- -
Общество православных педагогов

- -  

Ценности отечественной культурно-педагогической традиции в контексте инновационных процессов в современном образовании.

Захарченко Марина Владимировна,
профессор кафедры истории
педагогики СПбАППО, д.ф.н.

Основная проблема в деятельности учителя-воспитателя сегодня состоит в том, что ценности общества противоречат ценностям школы. Эта мысль сегодня часто звучит в профессиональной педагогической среде.

Педагогическое сообщество исповедует традиционные ценности культуры - труд, честность, взаимопомощь, образованность, интеллигентность, - последняя категория получила большой резонанс в связи с недавно прошедшими торжествами по поводу юбилея академика Д.С.Лихачева, воплотившего в своей жизни и выразившего в общественно-просветительской деятельности кредо отечественной интеллектуальной элиты. Школа продолжает эти ценности проповедовать и стремится передавать их новым поколениям. Общество же ориентирует людей на реалии иного порядка: успех любой ценой, жесткость, конкурентность, беспощадность. Эти реалии трудно называть ценностями. Это, скорее, антиценности – средства, позволяющие достичь вожделенной ценности-цели: высокого уровня потребления. Общество, которое формируется сегодня у нас на глазах – это общество потребления, его ценностный масштаб строится в категориях обладания вещами, в категориях материальных возможностей человека. Успех измеряется и описывается мерой потребления: маркой автомобиля, качеством и месторасположением жилья, способом проведения отпуска (зимой - в горы, летом – к морю), доступом в дорогие и престижные отели и клубы и пр. Сегодня педагогическое сообщество должно считаться с обществом потребления как с неизбежной реальностью. Осмысление педагогическим сообществом социального заказа на образование обязательно предполагает учет реалий потребительского общества.

Вопрос, который сегодня более всего волнует педагогов –

    Не устарели ли исповедуемые школой нравственные идеалы?
    Есть ли в школе место размышлению о вечных ценностях?
    Или новое время диктует новые ценности?
    Может быть, школе необходима аксиологическая революция в результате которой место идеалов истины, добра и красоты как ориентиров воспитания должны занять прагматические задачи воспитания деловых качеств человека, позволяющих ему выжить в новых жестоких условиях рынка и конкуренции?

 


Ответы на эти вопросы не могут быть получены извне. Они образуют основу ценностного самоопределения педагога в современных условиях и являются предметом его личностной ответственности. В зависимости от ответа от них выстраивается профессиональная стратегия педагога.

Сегодня часто говорят о консерватизме школы, причем бытует полярная оценка этого консерватизма. Похвала консерватизму - говорят о «здоровом школьном консерватизме», благодаря которому школа сохраняет нравственные идеалы культуры и остается одним из немногих социальных институтов, в которых есть место представлениям о самоценности человеческой жизни, о свободном творческом развитии личности человека. Порицая консерватизм, школе пеняют за отставание от жизни, за неумение воспитать людей, способных жить и успешно действовать в новых условиях. Школа должна меняться, чтобы лучше и эффективнее выполнять социальный заказ на образование.

Две противоположные оценки отражают две стороны противоречия стабильности и изменения, характерного для любой живой системы. Размышляя об образовании, всегда необходимо иметь ввиду две его стороны — с одной стороны, систему учреждений, управления, образовательных программ, именно это все определяется в «Законе об образовании» как «система образования», — и совокупность идеалов, ценностей, нравственных доминант, укладных форм, составляющих «душу» образования и ядро культурно-педагогической традиции. Образование как элемент социально-культурной действительности с необходимостью сочетает в себе элемент устойчивости и элемент изменчивости, консервативное и динамическое начало. Залогом успешности образовательных инноваций и образовательных реформ является правильное сочетание этих начал, ни одно из которых не должно быть утрачено.

Уяснение социального заказа – одна из важнейших задач сегодняшних реалий образования, зона профессиональной ответственности педагога. Социальный заказ не сводится к исполнению формальных аттестационных требований, предъявляемых школе. Содержательное исполнение социального заказа предполагает понимание процессов, происходящих в обществе, осмысление природы человека, а также отчетливое осознание специфики образования как особой сферы культуры и ее автономных закономерностей.

В логике общественного-экономических процессов социальный заказ на образование сегодня связан с подготовкой профессионалов нового типа. Это заказ корпораций, которые все чаще сталкиваются с невозможностью подобрать кадры, обладающие достаточным уровнем технологической культуры и достаточной мобильностью. Сложность исполнения такого заказа обусловлена тем, что прежняя система образования была настроена на стабильную структуру профессий. Человек готовился к исполнению одного типа профессиональных действий на протяжении всей жизни. Сегодня заказ образованию - воспитание динамичной личности. Сегодня необходима мобильность, готовность к перемене места работы и качества труда, гибкость, умение ориентироваться в социальной реальности, работать с информацией, самостоятельно искать работу, строить программы самообразования, используя возможности, предоставляемые обществом.

Императив образования на протяжении всей жизни властно заявляет о себе. Новые профессии весьма наукоемки, все больше повышается престиж знаний, ценятся коммуникативные навыки, ориентация в правовой, экономической, информационной сферах. Это диктат времени. Это неизбежность. И образование должно быть готово к изменениям, нацеленным на решение этой задачи.


Труд такого профессионала, как правило, хорошо оплачивается. Человек, отвечающий современным профессиональным требованиям будет иметь высокий уровень потребления. Мотивация меры потребления, без сомнения, выступает важным фактором в стимулировании сверх - усилий, которые необходимо приложить человеку для того, чтобы выработать в себе требуемые качества и приобрести необходимые знания, умения и навыки. Однако важно понимать, что среди ориентиров воспитания доминирующим будет развитие культуры труда, а развитие культуры потребления – фактором подчиненным и обеспечивающим.

В начале 90-х годов в сознании школьников жажда потребления отчетливо выступает на первый план. Психологи и педагоги-исследователи говорят о специфической «мании обладания», особенно характерной для подростков 14-15 лет. Отвечая на тесты, предлагающие нарисовать образ будущего, школьники этого возраста рисуют «потребительский рай»; они мало говорят о будущей профессии, о содержании труда, об ответственности семейной жизни и гражданского служения, но размышляют в категориях обладания вещами и безграничных материальных возможностей.

Образы «сладкой» и «красивой» жизни в начале 90-х годов часто связывались с криминальными социальными стратегиями – школьники беззастенчиво выбирали сферу занятий в области криминального бизнеса.

Сегодня по результатам опросов молодежи мы можем фиксировать отрадный факт: криминальные пристрастия больше не доминируют, на первый план выступают ценности семьи, профессионализма и образования. Сфера труда и сфера потребления в сознании школьников обретают устойчивую взаимосвязь, основанную на иерархическом их соподчинении, отвечающем нравственному порядку мира. В этом заслуга механизмов, поддерживающих здоровье нашей культуры, в том числе и образования, сумевшего в какой-то мере ограничить агрессивное действие массовой культуры, в том числе рекламы, провоцирующей развитие «мании обладания».

Однако нравственные основы образования не ограничиваются задачами воспитания профессионалов нового типа. Гуманитарные тенденции в педагогике последних двух десятилетий выдвинули на первый план проблематику самоценности личности как основы всех образовательных стратегий. Вновь обретенный персонализм образования возвращает нас к осознанию незыблемости основ культурно-образовательной традиции нашей цивилизации. Классическая педагогическая традиция сконцентрирована на проблематике общего образования, воспитания «человеческого в человеке». Образование осмысляется как выявление и развитие сущностных сил человека по образу совершенства, выраженного в идеалах истины, добра и красоты. Образование есть условие, средство, результат и период развития личности человека.

Образование обеспечивает наследование культурного опыта поколений, вместе с воспроизведением способности человека к порождению этого опыта. Но образование не просто средство передачи культуры. Образование – одно из высших проявлений культуры, это явление духовного порядка. Педагогический труд – духовное творчество, педагогическая деятельность – осуществление духовного дара, духовного призвания. «С творческим процессом обычно связывают такие понятия как воодушевление, интуиция, озарение, создается впечатление, что помимо рабочего мастерства, техники есть в педагогическом искусстве нечто непостижимое. И я думаю, что в общении с детьми есть нечто, что не только повторить нельзя, но и назвать средством кощунственно» - пишет Ю.Азаров.

Как феномен духовной жизни общества в классической педагогической традиции (Коменский, Песталоцци Ушинский, Каптерев, Пирогов, Макаренко, и др.) образование осмысляется как пространство свободы, свободного творчества, самораскрытия сущностных человеческих сил, узнавания себя в другом, миром, в котором живет любовь и благодарность. Педагогика имеет дело с областью духовно-нравственного становления человека, с обретением им способа действия в сфере свободы.

Пространство образования – это аксиологически наполненное пространство. Ценностно-смысловое измерение – его неотъемлемое качество (аттрибут). Понятие ценности вводится в конце XIX века в философской школе неокантианцев. Оно связано с осмыслением особенного предмета мысли – уникального человеческого бытия, укорененного в свободе. Понятие ценности раскрывается исходя из идеи совершенной самостоятельности человека в отношении к объективному порядку вещей, из размышлений о способности человека устанавливать отношение к миру, различая в рефлексии бытие и себя, бытие и мысль о бытии, самостоятельно и независимо от объективных законов придавать значение тем или иным аспектам бытия. Ценностное измерение обретают все аспекты человеческого бытия в мире, все сферы культурной деятельности – его внутренняя жизнь, экзистенциальные аспекты бытия, вера, религия, политическая жизнь, материальные условия существования, экономика, социальный порядок, мораль, искусство, религия, наука. Эти сферы автономизируются в мышлении и человек ранжирует их, самостоятельно придает им значение, избирает направление своей преимущественной активности. Ценность определяет практический выбор человека, точнее - практический выбор определяется только ценностью. Ценности укоренены в человеческой свободе. Достоинство личности состоит в том, что для нее существуют ценности, пусть даже они заключены в глубинах индивидуального духа. Судить о значимости этих ценностей - дело не эмпирической науки, устанавливающей закономерные связи в объекте, - это дело веры, или философского толкования жизни и мира с точки зрения их смысла.

Ценность всегда позитивно нагружена. Различают ценности эпохи, ценности культурной традиции, ценности отдельных социальных групп, индивидуальные ценности. Особое место занимает проблематика «вечных ценностей», связанная с проблематикой устойчивости нравственных норм, с абсолютной природой нравственного закона. Историческое измерение в социальной науке утвердило «этический эволюционизм» и «исторический релятивизм».

Традиционно нравственный закон рассматривается как вневременный феномен. Историческое измерение требует лишить этические нормы их незыблемости. Всю совокупность культурных ценностей и достижений рассматривается как «духовное» и «нравственное». Что отсюда следует? Этическое становится исторически относительным, существующим в историческом хронотопе.

Общность этического начинает разыскиваться в той же идее «эволюции» - общее (общечеловеческое) достигается в процессе исторического развития постепенно, существует как «совокупность» культурных достижений человечества. Точка зрения этического релятивизма будет иметь следствием идею неизбежности аксиологчиеских революции в периоды существенных социальных перемен. Однако внимательный взгляд в многообразии культурных достижений человечества различает некое устойчивое начало, определяющее динамику локальных ценностных систем. Категория «вечных ценностей» отражает идею универсального нравственного закона, постижение которого связано с осмыслением феномена свободы и ответственности человека, с раскрытием смысловой сферы, в которой человек испытывает границы собственной природы (счастье и горе, наслаждение и страдание, рождение и смерть, любовь и самоутверждение).

Нравственный закон – «закон свободы» - определяет место человека в мироздании и выражается в идеалах истины, добра и красоты, которые в классической педагогической традиции выступают безусловными ориентирами воспитания. Вечные ценности – это устойчивые доминанты человеческой культуры. Их недаром называют «общечеловеческими» ценностями, хотя, может быть, правильнее использовать терминологию Н.Я. Данилевского и называть их ценностями «всечеловеческими», поскольку вечные идеалы каждый народ выражает по-своему.

Педагоги и школа ответственны за то, чтобы передача вечных ценностей не прерывалась в поколениях, особенно важна и трудна эта миссия в эпоху перемен, поскольку требует от педагога высокой методологчиеской культуры и рефлексии, позволяющей переосмыслить способ актуализации вечных истин в напряженной динамике времени.

Это общечеловеческие идеалы. Нет народа, цивилизации без образов различения добра и зла. Всякий народ, всякая цивилизация эти идеалы по-своему осваивает, что не означает их относительности, но означает их конкретность, практическую реальность, воплощенность в теле культуры, жизненную силу и значимость. Идеалы обладают качеством регулятивных принципов – они действительно регулируют человеческую жизнь и являют собой образ, по которому образуется человек, входящий в культуру и способный творить ее формы.

В реальности сегодняшнего дня настораживают определенные искажения в педагогическом лексиконе последних лет. Ценностное ориентиры образования смещаются в сферу социотехнической реальности. Приведем показательный пример. Сегодня в целях распространения идей какого-либо программного документа принято составлять глоссарии («словники»). Это очень эффективное средство в программно-целевом управлении. Приведем список понятий из одного такого «Глоссария программы модернизации образования», составленного в одном из серьезных научно-педагогических учреждений страны и размещенного в Интернет. Это качественный словник, он действительно отражает доминирующие в программных документах последних лет категории. Вот этот список, почти полный, за исключением некоторых специальных понятий.

Адаптация, Глобализация, Гражданское общество, Государственный образовательный стандарт, Интеграция, Коммуникация,.Концептуализация, Личностный подход, Модернизация, Нововведение (инновации), Новые информационные технологии, Нормы оценивания, Реформирование, Система, Самоорганизация, Сотрудничество, Социализация, Социальный статус, Социальная мобильность, Социальная роль, Социокультурная ситуация, Толерантность. Всего в списке 25 понятий. Среди них нет таких понятий как ценности образования, воспитание, творчество, труд, историческая преемственность поколений, национальная культура, историческое и культурное наследие народов России; высокая нравственность, национальная и религиозная терпимость, культура мира и межличностных отношений; культура межэтнических отношений, высокое качество жизни, духовное становление, духовное развитие России, целостное миропонимание, современное научное мировоззрение и пр.

В начале 90-х годов, актуализируя гуманитарные тенденции образования, педагоги с увлечением говорили о непреходящей значимости личностного начала в педагогической реальности и об опасности утраты его в социотехнической системе принудительного коллективизма. Сегодня важно не потерять обретенное в социократизме нового типа. Сохранить и обогатить новым пониманием человека не как индивидуума, атома, а как обращенного лицом к другому человеку, как человека любящего и благодарного. Человек живет не только в «социуме». Он живет в истории и культуре. Он живет в мироздании. Макс Вебер, описывая предмет социологии, определил ее как науку о рациональном обустройстве массовых общественных процессов.

Общество капиталистического производства инициирует многообразные массовые процессы: массовые миграции рабочей силы, массовое строительство и обеспечение жильем, массовая медицина, гигиена и профилактика, массовое образование. Социологический подход неизбежно доминирует там, где в центре нашего внимания оказываются сложные социальные технологии, включающие в себя учет массового сознания, которое по законам, подлежащим изучению, складывается из сознания отдельных людей и общественных групп. Однако есть и другая сторона общественной жизни – сторона традиции. Она никуда не исчезает в рационально обустроенном обществе. Именно она образует «ценностный континуум» всякого общества. Каждая культура имеет свой собственный неповторимый способ поддерживать духовно-нравственное становление человека на протяжении всей его жизни. Он составляет основу культурной традиции. Мировые культуры не замкнуты – они взаимопроникают и взаимообогащаются, но воспринимают внешние воздействия и влияния, оставаясь укорененными на собственных ценностных основаниях, что является залогом их устойчивости и развития.

Вебер предложил типологию обществ – целерациональные и ценностнорациональные. Целерациональное общество подчиняет индивидуальную жизнь задачам внешнего обустройства жизни на рациональных основаниях. Таковы общества западных стран. Общества, которые в другой терминологии принято называть «традиционными», также рационально обустраивают свою жизнь, однако приоритетом для них является ценностный континуум культуры, включающий внутреннюю жизнь человека, жизненный уклад и смысловые ориентиры человека. Таковы многие общества Востока. Так, многие замечают, что экономическое чудо стран азиатско-тихоокеанского региона (таких как Корея) обусловлено специфическим сочетанием модернизационных и традиционных тенденций. Осваивая современные технологии промышленного и информационного общества, они сохраняют традиционный уклад жизни и его устои. Так, нерушимость таких традиционных ценностей как длительные ограничения в потреблении для молодых людей, взаимная поддержка, многодетные семьи, ориентация женщины на семью и брак, внутриобщинная солидарность, высокое трудолюбие поддержали модернизационные усилия Кореи в сфере развития образования и технологий и обусловили ее успех в глобальной конкуренции.

В обществах ценностнорационального типа задачи модернизации видят не в том, чтобы изменить традиционные принципы организации жизни, но в том, чтобы освоить современные технические средства цивилизации и поставить их на службу сохранения традиционных принципов индивидуальной и общественной самоорганизации в новых условиях, причем «традиционные ценности только тогда имеют шанс на выживание в условиях модернизации, когда технология их трансляции также является объектом постоянной модернизации»(О.Гаман).

Механизмы традиций могут быть осмыслены и рационально трансформированы с учетом современных реалий и современных рациональных социальных технологий. Однако важно понимать, что традиция – органическое образование и механизм традиции – это механизм организма. Кроме механизма, в традиции существует «душа» и «дух», ценностно-смысловая сфера. Культура ценностнорациональной цивилизации впускает в себя социотехническую реальность, но ценностный континуум задает не социально-техническая реальность, а традиция культуры. В научной литературе бытует устойчивый стереотип трактовки традиции. Традицию сводят к набору норм и ограничений свободы самоопределения индивидуума, члена общества. Более современная трактовка традиции предлагает смотреть на нее как на способ самоорганизации общества, как на систему условий духовно-нравственного становления личности. В условиях современного мира задача поддержания традиций приобретает качество инновационной деятельности.

Задача сохранения и развития ценностей отечественной культуры в сфере образования поставлена в важнейших государственных документах. В Национальной Доктрине образования среди основных целей и задач образования первые семь приоритетов располагаются следующим образом:

Система образования призвана обеспечить:

  • историческую преемственность поколений,
  • сохранение, распространение и развитие национальной культуры,
  • воспитание бережного отношения к историческому и культурному
    наследию народов России;
  • воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;
  • формирование культуры мира и межличностных отношений;
  • разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности;
  • формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;
  • систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;
  • непрерывность образования в течение всей жизни человека”

(всего в Доктрине названо 15 основных целей и задач)

Преемственность поколений в сфере образования означает сохранение основных доминант отечественной культурно-педагогической традиции. Эти доминанты – первенствующее значение нравственного воспитания в образовании, ориентация на приобретение познаний, формирующих целостный систематический взгляд на мир и место человека в нем, центральное место личности учителя в педагогическом процессе.

Приоритеты развития, указанные в разделе «Основные цели и задачи образования» Национальной Доктрины, позволяют осмыслить диалектику целей образования, определяемую нашей сегодняшней историко-культурной реальностью. Сегодня среда возрастания новых поколений поликультурна, мы живем в обстановке интенсивного взаимодействия, осуществляемого как в непосредственном взаимодействии людей, принадлежащих разным культурам, так и опосредованно, в открытом мировом информационном пространстве. Очевидно, что такая среда настоятельно требует воспитания в человеке способности к диалогу, к пониманию иных, нежели его собственные, взглядов, систем ценностей и жизненных перспектив. Эта проблема получила свое выражение в программе воспитания толерантности, в идеях диалога, завоевывающих все большую симпатию в системе образования. Но возможен ли диалог культур между сторонами, которые не являются носителями никакой культуры?

Поэтому воспитание культурной идентичности – это не менее важное требование, определяющие цели образования. Становление культурной идентичности в современной ситуации поликультурной среды возрастания осуществляется не в замкнутой монокультурной среде, а в среде межкультурного взаимодействия. Культурная идентичность и межкультурный диалог – не две самостоятельные, исключающие одна другую воспитательные задачи, но две стороны единого диалектически организованного процесса образования современного человека. Осознание себя в качестве носителя определенной культуры, с одной стороны, и способность дружественно и заинтересованно взаимодействовать с носителями других культур – обе эти черты должны гармонично сочетаться в личности современного человека, образуя его культурное самосознание.

В ситуации перемен нравственный стержень педагогики не должен исчезать из сознания педагога. Он составляет нерушимую основу динамических процессов, точку опоры «пирамиды, балансирующей в хаосе». Педагогическая реальность - область становления человеческой души, сфера обнаружения человеческого в человеке. Педагог работает с человеком в сфере его природного развития и духовно-нравственного становления. Человек – субъект в педагогической реальности, ее действующее лицо – действующее в качестве ученика и в качестве учителя. В педагогической реальности высветляются и оформляются многообразные связи человека с миром:

    человек – профессия,
    человек – материально-бытовые условия его существования,
    человек – культура,
    человек-мироздание,
    человек – дух.


Основой духовно-нравственного становления человека являются вечные ценности, идеалы истины, добра, красоты, жизни, любви, выраженные в идеалах и формах родной культуры и цивилизации. Если использовать излюбленный в педагогической литературе образ: «ученик, это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь», то можно сказать, что вечные ценности истины, добра и красоты, не могут быть «водой, которой наполняют сосуды». Это огонь, который полыхает в душе. Чтобы эти идеалы привить, необходимо «зажечь факел», точнее, поддерживать в ученике духовное горение, устремленность человеческого духа ввысь.

Осмысляя природу педагогических средств, обусловливающих взаимодействия ученика и учителя, педагог-мастер размышляет: «В какую систему вписывается эта взволнованность учителя, затрагивающая лучшие стороны души учащегося? И можно ли вообще измучить, запрограммировать, алгоритмизировать горячее и доброе человеческое слово, в котором вдруг блеснет все богатство духа учителя? Есть ли рекомендации, как добиться общности, единства душ взрослого и детей – того, что является возможно, главнейшим побудителем нравственного становления последних? Тут огромную роль играет убежденность учителя, его идеалы, образованность, его культура общении, воспитанность чувств.<…>

Cамые неповторимые миги озарения обусловливаются, на мой взгляд, всей эволюцией педагога-человека, всей его жизнью А ситуация где он применяет отдельное средство лишь способствует обнажению той духовности, которую несет в себе педагог мастер. <…> Говоря о стиле творческого труда педагога-мастера, надо говорить о человеке в целом, о том, почему он такой, что сделало его таким, о том, каковы его убеждения, каковы его духовные ценности. В этом смысле «средство» и стиль – педагога несоизмеримы.

Средство всегда лишь крупинка в сравнении со сложнейшим миром человека, его опытом, культурой знаниями убеждениями волей – всем, что определяет стиль. Гармония профессионально отработанного и развитого духовного – вот мера мастерства» (Ю. Азаров)

Педагогический дар и педагогическое призвание – дар и призвание к пробуждению творческого начала в человеке, к сохранению живого начала мироздания.



Старый стиль 5Июль вторник Новый стиль) 18Июль Седмица 7-я по Пятидесятнице. Глас 5. Поста нет. Совершается служба с полиелеемПрп. Афанасия Афонского (1000). Совершается служба со славословиемОбретение честных мощей прп. Сергия, игумена Радонежского (1422). Мцц. Анны и Кириллы (304). Прп. Лампада Иринопольского (X). Сщмч. Геннадия пресвитера (1918). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрмцц. вел. кн. Елисаветы и инокини Варвары (1918). Прп. Агапита исп (1936). Иконы Божией Матери, именуемой "Экономисса". Евангельские ЧтенияУтр. - Мф., 43 зач., XI, 27-30. Лит. - 1 Кор., 136 зач., VI, 20 - VII, 12. Мф., 57 зач., XIV, 1-13. Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17-23. Прмц.: 2 Кор., 181 зач., VI, 1-10. Мф., 62 зач., XV, 21-28 .* Чтения прмц. вел. кн. Елисаветы читаются, если ей совершается служба. Cлужба прп. Афанасия Афонского может быть перенесена на 6/19 июля. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Мф. 14, 1-13). Дошел слух о делах Господа до Ирода; он при этом тотчас и заключил: это Иоанн воскрес. Мало ли что можно было при этом подумать! А между тем он ни о ком не подумал, как только об Иоанне. Кто же это дал такое направление его мыслям? Совесть. От нее не спрячешь бессовестных дел, суда ее ничем нельзя поправить. Обезглавливая Иоанна, Ирод присваивал себе право на то, и другие не отрицали такого права, а совесть заговорила свое, и речей ее не мог он заглушить ничем. Вот ему и видится Иоанн. Сколько знаем мы подобных сказаний, что совесть преследует грешника и живописует ему предмет и дело греха так, что он видит их даже вне! Стало быть, есть в нас голос, который мы должны признать не нашим голосом. Чьим же? Божиим. От кого естество наше, от того и голос. Если он Божий, то должно его слушать, ибо тварь не смеет поперечить Творцу. Голос этот говорит, что есть Бог, что мы от Него состоим в полной зависимости и потому не можем не питать в себе благоговейного страха Божия; имея же его, мы должны исполнять волю Божию, которую совесть и указывает. Все это составляет слово Божие, написанное в естестве нашем, читаемое и предлагаемое нам, и мы видим, что люди всех времен и всех стран слышат это слово и внимают ему. Повсюду веруют в Бога, повсюду слушают совесть и чают будущей жизни. Это только ныне как-то в моду вошло не признавать этих истин. Так поступают натуралисты, по-русски - естественники; значит, естественники проповедуют противоестественное учение. Молитвы Тропарь преподобного Афанасия Афонскогоглас 3Еже во плоти житию твоему/ удивишася ангельстии чини:/ како с телом к невидимым сплетением изшел еси, приснославне,/ и уязвил еси демонские полки./ Отонудуже, Афанасие,/ Христос тебе воздаде богатыми дарованьми,/ сего ради, отче, моли/ спастися душам нашим. Кондак преподобного Афанасия Афонскогоглас 8Яко невещественных существ зрителя изрядна/ и деятельна сказателя всеистинна,/ взывает тя стадо твое, Богоглагольниче:/ не оскудей, моля о рабех твоих,/ избавитися напастей и обхождений, вопиющим ти:/ радуйся, отче Афанасие. Тропарь общий преподобным Сергию и Никонуглас 8Яко трисветлаго солнца светозарный звезды,/ Троическим светом озаряете сердца верных,/ сосуда Света Пресвятыя Троицы явльшеся,/ и предивным вашим житием иноком бысте твердии законоположителие/ и церквам благолепие, и благоверным, и святителем, и всем людем,/ вся бо демонския скверны отгнавше отсюду/ вашими чистыми учении и делы,/ добре упасосте стадо, собранное вами,/ но и ныне молим вас:/ посещайте чад своих, яко имущий дерзновение ко Святей Троице,/ Богомудре Сергие с чудным учеником своим Никоном,/ и молите Христа Бога, да спасет души наша. Тропарь преподобнаго Сергияглас 8От юности восприял еси Христа в души твоей, преподобне,/ и паче всего вожделел еси мирскаго мятежа уклонитися,/ мужески в пустыню вселился еси/ и чада послушания в ней, плоды смирения, возрастил еси./ Тем быв Троице вселение,/ чудесы твоими всех просветил еси, приходящих к тебе верою,/ и исцеления всем подай обильно./ Отче наш Сергие, моли Христа Бога, да спасет души наша. Тропарь преподобного Сергияглас 8От юности восприял еси Христа в души твоей, преподобне,/ и паче всего вожделел еси мирскаго мятежа уклонитися:/ мужески в пустыню вселился еси/ и чада послушания в ней, плоды смирения, возрастил еси./ Тем, быв Троице вселение,/ чудесы твоими всех просветил еси, приходящих к тебе верою,/ и исцеления всем подая обильно.// Отче наш Сергие, моли Христа Бога, да спасет души наша. Ин тропарь преподобного Сергия, игумена Радонежскогоглас 4Днесь пресветло красуется царствующий град Москва,/ яко светолучными зарями, молниями чудес твоих осияемь,/ всю вселенную созывает/ похвалити тя, Богомудре Сергие;/ пречестная же и славная обитель твоя,/ юже во Имя Святыя Троицы многими труды твоими создал еси, отче,/ имущи в себе стада ученик твоих,/ веселия и радости исполняется./ Мы же, празднующе преславное обретение честных мощей твоих, в земли сокровенных,/ яко цвет благоуханен и кадило благовонно,/любезно я лобызающе, различная исцеления приемлем/ и твоими молитвами грехов прощения сподобляемся,/ отче преподобне Сергие,/ моли Святую Троицу/ спасти души наша. Кондак преподобного Сергияглас 8Днесь, яко солнце пресветло, возсиявше от земли,/ честныя мощи твоя нетленны обретошася,/ яко благоуханный цвет, множеством чудес сияюще,/ и всем верным источающе различная исцеления,/ и веселяще избранное твое стадо,/ еже мудре собрав, добре паствил еси./ О нихже и ныне Троице предстоиши, моляся,/ и воинству победительная на враги даровати,// да вси вопием ти: радуйся, Сергие богомудре. Ин кондак преподобного Сергия, игумена Радонежскогоглас 8Взирающе на предлежащий честный твой гроб,/ в немже скрыся, яко многоценное сокровище, святое трудолюбное твое тело чистоты,/ мы, чада твоя суще жалостная,/ в удивлении един со единем вещающе, вопием:/ отче наш Сергие, моли Святую Троицу/ и нам спастися, твоим чадом. Показать ещё молитвы Тропарь преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровныглас 1Смирением достоинство княжеское сокрывши, богомудрая Елисавето, сугубым служением Марфы и Марии Христа почтила еси. Милосердием, терпением и любовию себе предочистивши, яко жертва праведная Богу принеслася еси. Мы же, чтуще добродетельное житие и страдания твоя, яко истинную наставницу усердно просим тя: святая мученице великая княгине Елисавето, моли Христа Бога спасти и просветити души наша. Кондак преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровныглас 2Величие подвига веры кто повесть? Во глубине земли, яко в раи светлости, страстотерпица великая княгиня Елисавета со ангелы во псалмех и пениих радовашеся и, убиение претерпевающи, о безбожных мучителех взываше: Господи, прости им грех сей, не ведят бо, что творят. Тоя молитвами, Христе Боже, помилуй и спаси души наша. Ин кондак преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровныглас 5От славы царственныя, вземши Крест Христов, прешла еси к славе небесней, молящи врагов, и обрела еси радость вечную, святая мученице княгине Елисавето, с Варварою мученицею. Темже молим вас: молите о душах наших. Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Экономиссаглас 4Предстательство страшное и непостыдное,/ не презри, Благая, молитв наших,/ Всепетая Богородице, Милостивая верных Домостроительнице,/ утверди православных жительство,/ спаси страну нашу/ и всех православно живущих в ней защити,/ зане родила еси Бога, Едина Благословенная. Службы5 июля: Преподобного Афанасия Афонского. Обретение мощей преподобного Сергия Радонежского. 25 сентября: Преподобной Евфросинии Александрийской. Преставление преподобного Сергия, игумена Радонежского. Сайты приходов: Западно-Американская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Сан-Франциско Абаканская епархия:Домовый храм преподобного Сергия Радонежского при епархиальном управлении г. Абакан Алатырская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского с. Сурский Майдан Храм преподобного Сергия Радонежского с. Рындино Алтайская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Верх-Катунское Альметьевская епархия:Храм Сергия Радонежского пос. Актюбинский Анадырская и Чукотская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского с. Омолон Аргентинская и Южноамериканская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Порту Алегри Ардатовская епархия:Храм Сергия Радонежского пос. Тургенево Армавирская епархия:Храм Сергия Радонежского ст. Ярославская Храм прп. Сергия Радонежского г. Усть-Лабинск Арсеньевская епархия:Храм во имя прп. Сергия Радонежского с. Новосысоевка Архангельская епархия:Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь дер. Монастырь Храм в честь прп. Сергия Радонежского ст. Исакогорка Астанайская епархия:Храм во имя святого прп. Сергия Радонежского пос. Туймебаева (Ашыбулак) Астраханская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Астрахань Ахтубинская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Новоурусовка Балашовская епархия:Храм во имя прп. Сергия Радонежского с. Сплавнуха Храм Сергия Радонежского с. Бакуры Барнаульская епархия:Храм Серафима Саровского г. Горно-Алтайск Барышская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского с. Румянцево Бежецкая епархия:Храм Троицы Живоначальной пос. Рамешки Храм Александра Невского пос. Рамешки Белгородская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Малое Городище Храм прп. Сергия Радонежского г. Старый Оскол Храм Сергия Радонежского с. Мазикино Храм в честь иконы Божией Матери "Экономисса" с. Русская Березовка Белевская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Плавск Свято-Сергиевский храм с. Черкассы Берлинская и Германская епархия (РПЦЗ):Храм прп. Сергия Радонежского г. Бад Киссенген Берлинско-Германская епархия:Храм (домовой) прп. Сергия Радонежского г. Берлин Благовещенская и Тындинская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Тамбовка Храм прп. Сергия Радонежского с. Чигири Благочиние приходов Русской Православной Церкви в Швеции:Храм прп. Сергия Радонежского г. Стокгольм Боровичская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Пестово Храм Сергия Радонежского дер. Сутоки-Рядок Брянская епархия:Богородицкая Площанская мужская пустынь пос. Пчела Храм Сергия Радонежского при Епархиальном Архиерейском доме г. Брянск Храм в честь прп. Сергия Радонежского г. Дятьково Храм Сергия Радонежского пос. Радица-Крыловка Храм в честь прп. Сергия Радонежского с. Уты Будапештская и Венгерская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Будапешт Бузулукская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Сорочинск Храм прп. Сергия Радонежского пос. Володарский Храм прп. Сергия Радонежского пос. ВТК Храм прп. Сергия Радонежского с. Никифоровка Валуйская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского с. Малобыково Великолукская епархия:Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Столбушино Храм прп. Сергия Радонежского г. Пустошка Владивостокская епархия:Храм святого преподобного Сергия Радонежского г. Владивосток Владимирская епархия:Храм Иконы Божией Матери Казанская с. Усолье Храм Преподобного Сергия Радонежского с. Мало-Борисково Храм Иконы Божией Матери Казанская г. Лакинск Храм Серафима Саровского г. Курлово Храм Сергия Радонежского с. Жерехово Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Суздаль Волгоградская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Волгоград Храм Сергия Радонежского г. Волгоград Храм Сергия Радонежского г. Волгоград Волгодонская епархия:Храм Илии пророка г. Волгодонск Вологодская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Вологда Воронежская епархия:Храм во имя прп. Сергия Радонежского г. Воронеж Храм Успения Пресвятой Богородицы на Монастырщенке г. Воронеж Храм Богоявления Господня г. Воронеж Храм Сергия Радонежского с. Тресоруково Выборгская епархия:Храм Свт. Николая Мир Ликийских Чудотворца пос. им. Свердлова (Овцыно) Храм "Коневской" иконы Божией Матери пос. Саперное Храм прп. Сергия Радонежского г. Сертолово Храм-часовня прп. Сергия Радонежского г. Сертолово Храм св. вмч. Георгия Победоносца пос. Каменка Выксунская епархия:Храм в честь прп. Сергия Радонежского с. Левино Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Поздняково Храм во имя Святого Пророка Илии с. Филинское Храм в честь прп. Сергия Радонежского с. Верхняя Верея Вяземская епархия:Храм Богоявления Господня дер. Соколино Георгиевская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Нефтекумск Храм прп. Сергия Радонежского пос. Виноградный Гомельская епархия:Храм преподобного Сергия Радонежского г. Гомель Горловская епархия:Храм Сергия Радонежского пос. Ивановка Женский монастырь в честь прп. Сергия Радонежского с. Сергеевка Сергиевский храм г. Углегорск Губкинская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского с. Завидовка Храм прп. Сергия Радонежского с. Теребрено Днепропетровская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Днепропетровск Донецкая епархия:Женский скит в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" с. Богородичное Монастырь преподобного Сергия Радонежского г. Краматорск Храм Сергия Радонежского г. Харцызск Екатеринбургская епархия:Храм Сергия Радонежского и Елизаветы Фёдоровны г. Екатеринбург Храм Сергия Радонежского пос. Большой Исток Храм Сергия Радонежского пос. Сарга Екатеринодарская епархия:Храм преподобного Сергия Радонежского г. Туапсе Свято-Екатерининский кафедральный Собор г. Краснодар Храм Сергия Радонежского пос. Южный Елецкая епархия:Храм Казанской иконы Божией Матери с. Большие Извалы Запорожская епархия:Храм в честь Преподобного Сергия Радонежского с. Новотаврическое Иваново-Вознесенская епархия:Храм святых первоверховных Апостолов Петра и Павла дер. Стрелка Сергиева пустынь Введенского женского монастыря с. Стоянцево Храм в честь преподобного Сергия Радонежского с. Кунестино Иркутская епархия:Храм преподобного Сергия Радонежского г. Иркутск Искитимская епархия:Храм Сергия Радонежского ст. Безменово Йоханнесбургская и Преторийская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Йоханнесбург Казанская епархия:Храм Илии Пророка с. Ильинское Храм Троицы Живоначальной с. Усады Храм преподобного Сергия Радонежского с. Старое Дрожжаное Храм Сергия Радонежского с. Свияжск Свияжский Иоанно-Предтеченский монастырь с. Свияжск Храм Троицы Живоначальной с. Ямбухтино Храм Сергия Радонежского с. Малмыжка Храм Сергия Радонежского с. Нижний Услон Храм Сергия Радонежского с. Большая Акса Храм прп. Сергия Радонежского с. Большое Подберезье Храм Тихона, Патриарха Московского пос. Сидоровка Храм Александра Невского в Азино г. Казань Храм Сергия Радонежского г. Казань Храм Сергия Радонежского при Ложкинской богадельне г. Казань Каинская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Убинское Калининградская епархия:Храм Сергия Радонежского пос. Рыбачий Калужская епархия:Храм Николая Чудотворца с. Растворово Николо-Сергиевский храм с. Передоль Храм Николая Чудотворца с. Тарутино Храм Иоанна Предтечи г. Калуга Храм Сергия Радонежского пос. Мстихино Свято-Лаврентьев монастырь г. Калуга Богородицерождественская девичья пустынь с. Барятино Каменская епархия:Храм во имя св. прп. Сергия Радонежского Чудотворца пос. Асбестовский Храм свт. Николая Чудотворца с. Мезенское Карасукская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Довольное Храм во имя прп. Сергия Радонежского с. Табулга Касимовская епархия:Храм Благовещения Пресвятой Богородицы г. Касимов Храм Троицы Живоначальной г. Касимов Храм в честь прп. Сергия Радонежского с. Салтыково Храм Всех Святых пос. Елатьма Кемеровская епархия:Храм преподобного Сергия Радонежского с.Мохово Храм прп. Сергия Радонежского г. Ленинск-Кузнецкий Храм прп. Сергия Радонежского г. Киселевск Киевская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Киев Храм в честь преподобного Сергия Радонежского г. Киев Храм прп. Сергия Радонежского г. Киев Ставропигиальный женский монастырь в честь Анастасии Римляныни г. Житомир Храм прп. Сергия Радонежского в Дарницком р-не г. Киев Покровский женский монастырь г. Киев Кинельская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Чапаевск Кировоградская епархия:Храм преподобного Афанасия Афонского г. Кировоград Козельская епархия:Храм в честь прп. Сергия Радонежского г. Людиново Храм в честь прп. Сергия Радонежского с. Улемец Корсунская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского, прп. Серафима Саровского и мч. Викентия Сарагосского г. Милан Костомукшская епархия:Домовый храм в честь прп. Сергия Радонежского пос. Малиновая Варакка Костромская епархия:Храм в честь прп. Сергия Радонежского г. Кострома Храм Сергия Радонежского пос. Раслово Котласская епархия:Храм Спаса Нерукотворного Образа г. Сольвычегодск Красноярская епархия:Храм Сергия Радонежского в Бородино Храм Троицы Живоначальной г. Шарыпово Курганская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Лесниково Курская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Курск Храм Казанской иконы Божией Матери и Сергия Радонежского г. Курск Кызыльская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Шагонар Ливенская епархия:Свято-Сергиевский кафедральный собор г. Ливны Свято-Сергиевский Кафедральный собор г. Ливны Липецкая епархия:Храм Сергия Радонежского с. Волчье Храм Сергия Радонежского с. Липовка Луганская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Луганск Храм прп. Сергия Радонежского г. Луганск Лысковская и Лукояновская епархия:Храм в честь Пресвятой Живоначальной Троицы пос. Большое Мурашкино Магаданская и Синегорская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Магадан Мариинская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Топки Мелекесская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Артюшкино Митрополичий округ в республике Казахстан:Свято-Троицкий Усть-Каменогорский мужской монастырь г. Усть-Каменогорск Мичуринская епархия:Храм Сергия Радонежского пос. Первомайский Храм Иконы Божией Матери "Боголюбская" г. Мичуринск Храм Сергия Радонежского пос. Первомайский Могилевская и Мстиславская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского дер. Дашковка Московская епархия (городская):Подворье Патриарха Московского и всея Руси при храме преподобного Сергия Радонежского в Гольянове г. Москва Храм прп. Сергия Радонежского в Бусинове г. Москва Храм Явл. Божией Матери пр. Сергию Радонежскому при дет.дом слепоглухих г. Сергиев Посад Храм прп. Сергия Радонежского в Некрасовке Троицкий храм с. Новая Шурма Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах г. Москва Храм Сергия Радонежского с. Мергусово Преображенский храм пос. Лотошино Храм Преображения Господня в Тушине г. Москва Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Дмитров Храм иконы Божией Матери "Знамение" г. Москва Храм Николая Чудотворца с. Васютино Храм прп. Сергия Радонежского на Ходынском поле г. Москва Никольский храм пос. Серебряные Пруды Храм Сергия Радонежского с. Горы Храм Сергия Радонежского г. Луховицы Храм Сергия Радонежского г. Сергиев Посад Храм Успения Пресвятой Богородицы дер. Воинова Гора Храм Знамения иконы Божией Матери - на Шереметевом дворе г. Москва Храм Сергия Радонежского с. Дивноморское Сергиевский храм с. Могутово Никольский храм с. Дерюзино Храм Николая Чудотворца в Дербеневе г. Москва Храм свт. Николая Мирликийского в Кузнецах г. Москва Храм Троицы Живоначальной г. Озёры Храм прп. Сергия Радонежского пос. Зеленоградский Михаило-Архангельский храм с. Синьково Храм Петра и Павла в Лефортове г. Москва Храм свт. Николая Мирликийского с. Здехово Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры г. Москва Храм "Казанской" иконы Божией Матери с. Товарищево Храм "Влахернской" иконы Божией Матери в Кузьминках г. Москва Храм прп. Сергия Радонежского в Солнцево г. Москва Храм Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке г. Москва Храм Вознесения Господня за Серпуховскими воротами г. Москва Храм Сергия Радонежского пос. Плесково Храм Успения Пресвятой Богородицы в Путинках г. Москва Храм прп. Сергия Радонежского г. Зеленоград Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Мышкино Храм прп. Сергия Радонежского дер. Тарасово Храм прп. Сергия Радонежского в Бибиреве г. Москва Храм прп. Сергия Радонежского - при Специальной Средней Школе МВД г. Москва Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове г. Москва Храм Троицы Живоначальной пос. Филимонки Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове г. Москва Храм свт. Филиппа, митр. Московского г. Москва Собор Николая Чудотворца г. Москва Храм прп. Сергия Радонежского при Счетной Палате РФ г. Москва Храм прп. Сергия Радонежского в Крапивниках г. Москва Храм Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Ясеневе г. Москва Храм прп. Сергия Радонежского в Чертанове г. Москва Собор Московских Святых в Бибирево г. Москва Храм преподобного Сергия Радонежского в Тушине г. Москва Храм прп. Сергия Радонежского дер. Пронское Храмовый комплекс прп. Сергия Радонежского на Рязанке г. Москва Храм Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной) в Рогожской слободе г. Москва Храм свт. Николая Чудотворца в Отрадном г. Москва Храм свт. Николая Чудотворца в Подкопаях г. Москва Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Ерино Храм "Тихвинской" иконы Божией Матери в Алексеевском г. Москва Храм Троицы Живоначальной на Пятницком кладбище г. Москва Храм "Казанской" иконы Божией Матери в Теплом Стане г. Москва Московская епархия (областная):Троицкий храм с. Саввино Высоцкий мужской монастырь г. Серпухов Храм Иконы Божией Матери Знамение с. Холмы Сергиевский храм дер. Городково Владимирский храм дер. Маврино Храм преподобного Сергия Радонежского пос. Малаховка Димитрие-Солунский храм дер. Аксеново Храм Иконы Божией Матери Тихвинская г. Ногинск Ильинский храм дер. Лемешово Храм Иконы Божией Матери Знамение с. Старая Кашира Храм Владимирской иконы Божией Матери с. Никитское Храм Сергия Радонежского дер. Татищево Храм Троицы Живоначальной с. Троицкое Храм Покрова Пресвятой Богородицы г. Серпухов Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Ногинск Храм Преображения Господня в Саввино г. Железнодорожный Храм Сергия Радонежского пос. Кратово Храм Сретения Господня г. Дмитров Храм Преображения Господня пос. Нудоль Храм Иконы Божией Матери Смоленская дер. Воронино Сергиевский храм дер. Мисирево Храм Троицы Живоначальной с. Павлино (Троицком-Кайнарджи) Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Стромынь Храм Сергия Радонежского с. Новосергиево Храм Троицы Живоначальной с. Ивашево Троицкий храм с. Новлянское Тихвинский храм г. Ступино Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь г. Коломна Храм Успения Пресвятой Богородицы дер. Обухово Храм Троицы Живоначальной дер. Ольявидово Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Подчерково Вознесенский храм дер. Тархово Никольский храм с. Батюшково Храм преподобного Сергия Радонежского г. Долгопрудный Храм Сергия Радонежского с. Кишкино Храм преп. Сергия Радонежского дер. Зятьково Храм преподобного Сергия Радонежского с. Комягино Сергиевский храм пос. Нагорное Храм Сергия Радонежского дер. Веледниково Храм Сергия Радонежского дер. Воронино Храм преподобного Сергия Радонежского пос. Монолит Никольский храм с. Горки Крестильный храм прп. Сергия Радонежского г. Коломна Никольский храм г. Лосино-Петровский Успенский храм с. Большое Алексеевское Храм Иконы Божией Матери "Смоленская" дер. Бородино Храм Трех Святителей Великих дер. Драчево Храм Покрова Пресвятой Богородицы пос. Черкизово Храм Александра Невского г. Красноармейск Храм Иконы Божией Матери "Гребневская" г. Одинцово Храм преподобного Сергия и мученика Валентина на РКК "Энергия" г. Королев Храм Покрова Пресвятой Богородицы г. Руза Храм Сергия Радонежского с. Трубино Храм прп. Сергия Радонежского дер. Алмазово Храм Иконы Божией Матери "Гребневская" дер. Гребнево Храм Воскресения словущего дер. Волочаново Храм Преображения Господня г. Долгопрудный Храм иконы Божией Матери "Экономисса" пос. Северный Мукачевская епархия:Мужской монастырь в честь "Казанской" иконы Божией Матери с. Тишев Мурманская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Мурманск Архиерейское Свято-Феодоритовское Подворье г. Мурманск Храм Сергия Радонежского н/п. Белое Море Муромская епархия:Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Чаадаево Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Троицкое Татарово Находкинская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Сергеевка Кафедральный собор в честь Казанской иконы Божией Матери г. Находка Нижегородская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Волчиха Храм Святой Живоначальной Троицы в Копосове г. Нижний Новгород Благовещенский мужской монастырь г. Нижний Новгород Храм прп. Сергия Радонежского (Архиерейское подворье) г. Нижний Новгород Храм в честь Пресвятой Живоначальной Троицы с. Вторусское Храм в честь прп. Сергия Радонежского г. Дзержинск Храм во имя прп. Сергия Радонежского с. Тепелево Храм Сергия Радонежского пос. Выездное Храм Сергия Радонежского г. Бор Нижнетагильская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Нижний Тагил Николаевская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Николаев Новгородская епархия:Храм во имя прп. Сергия Радонежского дер. Большое Уклейно Новокузнецкая епархия:Храм прп.Сергия Радонежского при СибГИУ г. Новокузнецк Новосибирская епархия: Троице-Владимирский собор г. Новосибирск Храм Всех святых, в земле Российской просиявших г. Новосибирск Сергиево - Казанский храм пос. Краснообск Одесская епархия:Свято-Пантелеимоновский мужской монастырь г. Одесса Свято-Успенский мужской монастырь г. Одесса Омская епархия:Храм Рождества Христова и Сергия Радонежского пос. Крутая Горка Храм Сергия Радонежского и Никона Радонежского пос. Большие Поля Оренбургская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Оренбург Орловско-Болховская епархия:Храм преподобного Сергия Радонежского с. Кирово Городище Орская епархия:Храм святого преподобного Сергия Радонежского г. Новотроицк Отрадненская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Березовка Храм во имя преподобного Сергия Радонежского пос. Сергиевск Храм Сергия Радонежского с. Камышла Храм Сергия Радонежского с. Новоборский Пензенская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Владыкино Храм Сергия Радонежского с. Соловцовка Храм Сергия Радонежского с. Саловка Храм Сергия Радонежского с. Головинщино Храм Сергия Радонежского с. Шнаево Храм Сергия Радонежского пос. Саловка Храм прп. Сергия Радонежского г. Каменка Переславская епархия:Храм Преподобного Сергия Радонежского г. Переславль-Залесский Храм Георгия Победоносца с. Славитино Никольский женский монастырь г. Переславль-Залесский Николо-Сольбинский женский монастырь пос. Сольба Пермская епархия:Храм Сергия Радонежского д. Марково Песоченская епархия:Храм Сергия Радонежского дер. Чумазово Собор в честь святого благоверного князя Александра Невского г. Киров Петрозаводская епархия:Важеозерский Спасо-Преображенский мужской монастырь пос. Интерпоселок Петропавловская и Камчатская епархия:Храм в честь прп. Сергия Радонежского г. Петропавловск-Камчатский Петропавловско-Булаевская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского г. Сергеевка Полтавская епархия:Храм Серафима Саровского г. Полтава Представительства:храм преподобного Сергия Радонежского на о. Чанг Псковская епархия:Храм преподобного Сергия Радонежского г. Псков Пятигорская епархия:Собор Покрова Пресвятой Богородицы г. Минеральные Воды Храм Сергия Радонежского п. Комсомолец Ржевская епархия:Храм Сергия Радонежского пос. Пено Россошанская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского с. Русская Буйловка Ростовская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Новочеркасск Храм в честь преподобного Сергия Радонежского г. Ростов-на-Дону Храм Преподобного Сергия Радонежского г. Таганрог Храм преподобного Сергия Радонесжкого г. Ростов-на-Дону Рыбинская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского с. Сергиевское Храм Святителя Николая пос. Радищево Борисоглебский монастырь пос. Борисоглебский Храм Андрея Стратилата дер. Коротылево Храм Сергия Радонежского с. Зубарево Храм Святой Троицы с. Горинское Храм Андрея Стратилата с. Андреевское Храм в честь Преподобного Сергия Радонежского с. Тимонино Рязанская епархия:Казанский женский монастырь г. Рязань Храм во имя преподобного Сергия Радонежского с. Агро-Пустынь Иоанно-Богословский храм с. Жокино Храм Покрова Пресвятой Богородицы г. Рязань Храм Николая Чудотворца с. Киселево Скит преподобного Сергия Радонежского. Подворье Данилова монастыря с. Михеи Храм Троицы Живоначальной с. Троица Салехардская епархия:Храм Сергия Радонежского г. Ноябрьск Самарская епархия:Храм Троицы Живоначальной и Сергия Радонежского г. Самара Храм в честь святого преподобного Сергия Радонежского г. Самара Свято-Богородичный Казанский мужской монастырь с. Винновка Санкт-Петербургская епархия:Крестовоздвиженский Казачий собор г. Санкт-Петербург Храм Сергия Радонежского на Средней Рогатке г. Санкт-Петербург Храм Преображения Господня в Лесном г. Санкт-Петербург Храм св. прп. Сергия Радонежского г. Санкт-Петербург Храм прп. Сергия Радонежского в Царском Селе г. Пушкин Храм "Казанской" иконы Божией Матери г. Зеленогорск Храм прп. Сергия Радонежского пос. Песочный Храм иконы Божией Матери "Милующая" ('Достойно есть') в Галерной гавани г. Санкт-Петербург Храм в честь прп. Сергия Радонежского г. Санкт-Петербург Храм в честь св. прп. Сергия Радонежского г. Санкт-Петербург Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь г. Санкт-Петербург Храм прп. Сергия Радонежского г. Санкт-Петербург Спасо-Преображенский собор г. Санкт-Петербург Домовый храм прмц. Елисаветы Феодоровны г. Санкт-Петербург Домовая часовня-храм св. прмц. вел. кн. Елисаветы пос. Лахта Храм прпмч. вел. кн. Елизаветы на Светлановском пр-кте г. Санкт-Петербург Саратовская епархия:Свято-Сергиевский женский монастырь с. Алексеевка Храм Преподобного Сергия Радонежского с. Кошели Храм во имя прп. Сергия Радонежского пос. Юбилейный Храм прп. Сергия Радонежского пос. Сергиевский Северодонецкая епархия:Свято-Сергиевский мужской монастырь г. Кременная Североморская епархия:Храм преподобного Сергия Радонежского пос. Щукозеро Сердобская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Крутец Симбирская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского при гимназии г. Ульяновск Симферопольская епархия:Храм преп. Сергия Радонежского г. Севастополь Храм Сергия Радонежского с. Орлиное Скопинская епархия:Димитриевский мужской монастырь г. Скопин Николо-Бавыкинский мужской монастырь пос. Заря Свободы Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы с. Летники Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Липяги Храм Сергия Радонежского с. Новобокино Храм Сергия Радонежского с. Напольное Храм Сергия Радонежского с. Эммануиловка Храм Сергия Радонежского с. Новосергеевка Храм Николая Чудотворца р/пос. Сапожок Храм Николая Чудотворца с. Новое Еголдаево Смоленская епархия:Храм Сергия Радонежского пос. Стодолище Храм в честь преподобного Сергия Радонежского пос. Стодолище Храм Покрова Пресвятой Богородицы г. Демидов Соликамская епархия:Храм во имя прп. Сергия Радонежского г. Березники Средне-Американская епархия:Собор прп. Сергия Радонежского г. Парма Ставропигиальные монастыри РПЦ:Храм Сергия Радонежского пгт. Богородское Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь г. Kurem
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Rambler's Top100 «Сестры» Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.29709 c.