Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Попечительство о народной трезвости » День трезвости (2009г.) »

27.07.2017 | В Екатеринбургском духовно-просветительском «Царский» состоялось заседание Совета общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости».

17.07.2017 | Подводим итоги, намечаем перспективы

14.07.2017 | Царские Дни (16 июля 2017)

29.06.2017 | Руководитель отдела по утверждению трезвости протоиерей Игорь Бачинин побывал в палаточном лагере следопытов «Княжества»

- -
- -
Попечительство о народной трезвости

- -  

Уральские общества трезвости на рубеже XIX–XX вв.

Nikituk_V.P._muzej_1.jpgЦарствование Александра II ознаменовалось серией реформ, оказавших огромное влияние на все стороны российской действительности. В начале 1860-х гг. большие изменения произошли в области питейной торговли. Существовавшая ранее и вызывавшая почти всеобщее недовольство откупная система, одна из разновидностей государственной монополии, была заменена акцизной. Новая система разрешала свободную торговлю, а также снимала большинство ограничений на пути свободного винокурения.

Одним из результатов реформы стал быстрый рост численности водочных и винокуренных заводов, а также стремительное увеличение количества торговых заведений, торгующих крепкими напитками. Прямым следствием этих изменений стал постепенный рост потребления водки населением всей Российской империи, в том числе и Урала. В уральских губерниях наиболее быстрыми темпами потребление водки росло в городах, а также в заводских поселках. Реальным фактом уральской действительности стало развитие алкогольной зависимости, свойственной многим горожанам и представителям рабочего класса. 

Уже в 70-80-е гг. некоторые представители общественности пытались противодействовать алкоголизации населения, используя различные методы. В некоторых населенных пунктах по инициативе населения вводился «сухой закон», в других в противовес частной виноторговле организовывалась общественная. Оба метода большого эффекта не дали.

В этот же период времени общественность стала создавать общества трезвости. В деревнях и заводских поселках инициаторами создания подобных организаций, как правило, являлись священники. 1 октября 1890 г. было открыто Нижнетагильское общество трезвости. Инициатором его создания и многолетним председателем был священник отец Александр Сахаров. Едва возникнув, общество трезвости предприняло ряд шагов для противодействия алкоголизации населения. Активисты общества были убеждены, что многие тагильчане пьют потому, что не знают чем заполнить свое свободное время. Именно по этой причине активисты общества трезвости сделали ставку на организацию «разумных развлечений», способных отвлечь население от пьянства. 

Первым делом в Нижнем Тагиле на средства общества трезвости была открыта чайная, одна из комнат которой была приспособлена для бесплатной библиотеки-читальни. К 1900 г. в библиотеке имелось уже «658 названий в 1122 томах»1. Активисты общества трезвости надеялись, что чайная и библиотека привлекут скучающих тагильчан, и тем самым, отвадят их от посещения питейных заведений. 

В декабре 1895 г. Нижнетагильское общество трезвости открыло дешевую столовую, в которой можно было за копейку приобрести стакан чая с куском сахара, а на две копейки купить порцию щей, каши или вареной рыбы. Открывая столовую, активисты надеялись, что нижнетагильская беднота предпочтет посетить ее, а не кабак. Для привлечения посетителей трезвенники организовали бесплатные чтения, которые сопровождались показом «туманных картин» с помощью «волшебного фонаря».  

Подобные организации возникали и в других населенных пунктах Урала. В частности, в 1890 г. в Вятской губернии насчитывалось 19 обществ трезвости, созданных по инициативе общественности. Два из них действовали в городах (Сарапульское и Уржумское), три в заводских поселках (Воткинское, Ижевское и Кирсинское), а остальные были созданы в деревнях.

С 1 января 1895 г. начался новый этап в деле борьбы с пьянством: на территории четырех губерний (Оренбургской, Пермской, Самарской и Уфимской) была установлена государственная винная монополия, которая позднее была распространена на всю России. Идеологи госмонополии  закрепили ведущие позиции государства в области торговли крепкими напитками, создав сеть казенных винных складов и винных лавок. Одновременно они объявили, о начале борьбы с пьянством, для чего была создана сеть попечительств о народной трезвости.

Государством был издан соответствующий устав, определивший  источники финансирования попечительств о народной трезвости, а также задачи, стоящие перед этими организациями, и методы борьбы с пьянством.  В полном соответствии с этим уставом в середине 1890-х гг. в Оренбургской,  Пермской и Уфимской губерниях были созданы губернские и уездные комитеты попечительств о народной трезвости. В комитеты в обязательном порядке входили чиновники губернского и уездного уровня, а также представители общественности. После создания губернских и уездных комитетов началась работа по созданию филиалов во многих населенных пунктах. 

Не имея значительных средств, губернские и уездные комитеты попечительств о народной трезвости, а также заводские и сельские организации подобного профиля, сосредоточились на пропаганде вреда пьянства и на организации «разумных развлечений», способных отвлечь простой народ от тяги к «зеленому змию». Пропаганда велась с помощью издания различных брошюр, плакатов, показывавших вредные последствия пьянства, а также с помощью лекционной работы и народных чтений, в которой особую роль играли врачи и педагоги.   

Пытаясь отвлечь народ от пьянства, активисты обществ трезвости делали ставку на открытие чайных, библиотек-читален, организацию всевозможных чтений. Подобные учреждения открывались и в деревнях, и в заводских поселках, и в городах. Сеть учреждений для «разумных развлечений» росла довольно быстро. В печати постоянно появлялись заметки об открытии очередной чайной или библиотеки: «Ирбитский комитет трезвости, по инициативе одного из своих членов, открывает в селе Покровском здешнего уезда народную чайную с бесплатной при ней читальней»2.

Вышеприведенной газетной заметке вторит другая: ««Комитету Мотовилихинского общества борьбы с пьянством разрешено открыть при бесплатной народной читальне и чайных общества склад синодальных изданий книг духовно-нравственного содержания и учебников для продажи населению. Ответственным лицом по продаже  книг назначен инженер П.П. Савин»3.

В городах спектр учреждений был более пестрым: наряду с чайными, библиотеками-читальнями здесь открывались Народные дома и театры. Так, Екатеринбургский комитет уездного попечительства о народной трезвости, создавший немалую сеть чайных и библиотек, построил между Екатеринбургом и поселком Верх-Исетского завода собственный театр, в котором стали проводиться спектакли для широких слоев населения.

В Пермской губернии был найден еще один способ отвлечения населения от спиртных напитков - организация народных хоров. Член губернского комитета попечительства о народной трезвости Александр Дмитриевич Городцов на рубеже XIX-XX вв. создал десятки реально существующих коллективов хорового пения, объединивших сотни энтузиастов. Развитие хорового пения одна из главных заслуг Пермского губернского комитета попечительств о народной трезвости. 

 Существенную помощь комитетам попечительств о народной трезвости оказывала церковь, которая вела активную пропаганду здорового образа жизни и решительно осуждала пьянство.  Синодальное издательство выпускало большое количество разнообразной литературы, направленной против пьянства. Активно в данном направлении действовали и местные епархии. Некоторые священники написали статьи, направленные против пьянства. Часть из них была опубликована на страницах «Епархиальных ведомостей», другие вышли отдельными брошюрами. Одну из таких брошюр под названием «Пьянство, его вредные последствия, и средства к ограничению его» написал священник Василий Гагинский, один из самых уважаемых священнослужителей Екатеринбурга.

В начале XX в. активисты обществ трезвости стали активно добиваться сокращения численности казенных и частных питейных заведений. В некоторых случаях им удавалось добиться своего, но нередко подобные инициативы с раздражением встречались чиновниками, так как закрытие каждого питейного заведения приводило к падению государственных доходов. В подобных случаях чиновники оказывали давление на общества трезвости, которым приходилось дезавуировать свои ходатайства о закрытии винных лавок и складов. Результатом таких поражений было падение авторитета губернских и уездных попечительств о народной трезвости, и создание альтернативных обществ трезвости.

В начале XX вв. на Урале была создана крупная сеть обществ трезвости, учредивших большое количество чайных, библиотек-читален, театров, народных хоров. Многие из этих учреждений оставили заметный след в истории Урала. В то же время приходится констатировать, что  попечительства о народной трезвости, созданные государством, церковью и общественностью, не смогли переломить отношения народа к потреблению алкоголя. Причины неуспеха нужно искать в непоследовательной деятельности государства, а также в нелегкой общественно-политической обстановке. На начало XX в. пришлось несколько войн, экономический кризис и затяжная депрессия (1900-1909), а также три революции. В этих условиях вести борьбу с пьянством было чрезвычайно сложно.

Практически все общества трезвости, особенно губернские и уездные комитеты, были ликвидированы большевиками весной-летом 1918 г.

Микитюк Владимир Петрович,
Научный сотрудник ИИиА УрО РАН,
старший научный сотрудник СОКМ.



Старый стиль 8Август понедельник Новый стиль) 21Август Седмица 12-я по Пятидесятнице. Глас 2. Успенский пост. Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСвт. Емилиана исповедника, еп. Кизического (815-820). Совершается служба с полиелеемПеренесение мощей прпп. Зосимы и Савватия Соловецких (1566), второе перенесение мощей прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1992). Свт. Мирона Чудотворца, еп. Критского (ок. 350). Прп. Григория, иконописца Печерского (XII). Прп. Григория Синаита (XIV). Мчч. Елевферия и Леонида (IV). Прмч. Иосифа (1918). Сщмч. Николая пресвитера (1937). Сщмч. Никодима, архиеп. Костромского (1938). Толгской иконы Божией Матери (1314). Евангельские Чтения2 Кор., 179 зач., V, 10-15. Мк., 2 зач., I, 9-15 .* Если совершается служба прпп. Зосимы и Савватия, то на утрене читается Мф., 43 зач., XI, 27-30, а на литургии - дня и преподобных: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17-23. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (2 Кор. 5, 10-15; Мк. 1, 9-15). Господь начал проповедь Свою так: "исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие". В конце веков тоже будет сказано: исполнилось время, приблизилось Царствие; но будет прибавлено не "покайтесь и веруйте", а "исходите на суд". Время покаяния и трудов самоисправления кончилось; давай каждый отчет в том, что телом сделал благого или злого. Итак, пока время, поспешите воспользоваться им к своему спасению. Объятия Отчие отверсты к принятию всех приходящих с искренним чувством сокрушения о прошедшем, и с желанием поработать Богу впредь усердным исполнением заповедей Его святых. Для каждого из нас конец века - смерть: она дверь в другую жизнь. Почаще посматривай в нее и повернее для себя определяй: что же потом? - и определивши без жаления себя, примись за труды, чтоб заготовить неготовое ко вступлению туда, где радость нескончаемая, и к отстранению всего, что может подать право слугам тьмы кромешной возобладать нами и увлечь в свою область, откуда не будет уже выхода. Молитвы Кондак святителя Емилианаглас 3Добляго тя поборника по Троице явльшася/ Церковь славит, поющи, Емилиане,/ за нюже пострадал еси./ Сего ради почитаем память твою,// языческаго нашествия избави рабы твоя. Тропарь преподобных Зосимы и Савватия Соловецкихглас 4Постническое и равноангельское житие ваше, / преподобнии отцы Зосимо и Савватие, / вселенней познаны сотвори вас чудодеянии различными богоноснии, / просвещайте верою призывающия вы / и чтущия честную память вашу. Тропарь на перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецкихглас 8Яко светильницы явистеся всесветлии / во отоце окияна моря, / преподобнии отцы Зосимо и Савватие, / вы бо, крест Христов на рамо вземше, / усердно Тому последовасте / и, чистотою Богови приближившеся, / отонуду силами чудес обогатистеся. / Темже и мы любезно притекаем к ракам честных мощей ваших и умильно глаголем: / о, преподобнии, молите Христа Бога спастися душам нашим. Кондак преподобных Зосимы и Савватия Соловецкихглас 2Христовою любовию уязвившеся, преподобнии,/ и Того крест, на рамо вземше, понесли есте,/ божественне вооружившеся на невидимыя враги/ и непрестанный молитвы, яко копие в руках, имуще,/ крепко победили есте бесовская ополчения;/ благодать Господню приемше целити недуги душ и телес/ притекающих к ракам честных мощей ваших,/ чудес лучи испущаете всюду./ Тем зовем вам:/ радуйтеся, преподобнии отцы Зосимо и Савватие,/ монахов удобрение. Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Толгскаяглас 4Днесь светло сияет на Толге/ образ Твой, Пречистая Дево Богородице,/ и, яко солнце незаходимое,/ всегда верным подадеся,/ Егоже видев на воздусе,/ невидимо Ангелы, яко никим, держима,/ преосвященный епископ града Ростова Трифон/ тече ко явленному светящемуся столпу огненну,/ и по водам, яко по суху, прейде, и моляшеся Ти верно о пастве и о людех./ И мы, к Тебе притекающе, зовем:/ Пресвятая Дево Богородице,/ верно Тя славящих спасай,/ страну нашу, архиереев/ и вся Российския народы от всех бед избавляй/ по велицей Твоей милости. Кондак Божией Матери пред иконой Ее Толгскаяглас 8Чудное и богоприятное светоноснаго зрака Твоего явление, Пречистая Дево,/ с верою взирающим бывает известное чаяние спасения,/ столпом бо огненным являющи предстательство,/ неусыпное и теплое за ны к Богу возсылаеши моление,/ имже страну Российскую от всяких бед избави, молимся,/ да радостными усты вопием Ти вси:/ радуйся, Предводительнице вечнаго блаженства. Ин кондак Божией Матери пред иконой Ее Толгскаяглас 8Странное и богоприятное светоноснаго зрака Твоего явление,/ Пречистая Дево,/ с верою взирающим бывает известное чаяние спасения,/ столпом бо огненным являющи предстательство,/ неусыпное и теплое за ны к Богу возсылаеши моление,/ имже от всяких бед избави, молимся,/ да радостными усты вопием Ти вси:/ радуйся, Ходатаице вечнаго блаженства. Службы8 января: Преподобного отца нашего Георгия Хозевита. Преподобной Домники. Емилиана исповедника 8 августа: Святого Емилиана исповедника, епископа Кизического 17 апреля: Преподобного Симеона Персидского. И преподобного Акакия, епископа Мелитинского. Преподобного Зосимы, игумена Соловецкого 8 августа: Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких 27 сентября: Святого мученика Каллистрата, и дружины его. Преподобного Савватия Соловецкого Сайты приходов: Архангельская епархия:Храм прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких чудотворцев г. Архангельск Храм Зосимы и Савватия Соловецких дер. Ворзогоры Боровичская епархия:Храм иконы Божией Матери "Толгской" дер. Опочно Волгоградская епархия:Храм прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких пос. Котлубань Калужская епархия:Храм Рождества Христова на Кожевниках г. Калуга Касимовская епархия:Храм Богоявления Господня г. Касимов Костомукшская епархия:Храм Преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких чудотворцев г. Беломорск Костромская епархия:Храм Словенской иконы Божией Матери с. Словинка Котласская епархия:Храм Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев г. Шенкурск Храм Зосимы, Савватия и Германа Соловецких чудотворцев г. Няндома Кудымкарская епархия:Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Оханск Курганская епархия:Храм Зосимы и Савватия Соловецких с. Темляково Московская епархия (городская): Храм Казанской иконы Божией Матери дер. Пучково Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь - женский монастырь пос. Зосимова Храм прпп. Зосимы и Савватия Соловецких - в Гольяново г. Москва Храм святителя Николая в Котельниках г. Москва Храм Живоначальной Троицы в Чертаново г. Москва Николо-Перервинский монастырь г. Москва Московская епархия (областная):Вознесенский собор г. Звенигород Сретенский храм г. Серпухов Нарьян-Марская епархия:Кафедральный собор Богоявления Господня г. Нарьян-Мар Нижегородская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского (Архиерейское подворье) г. Нижний Новгород Храм в честь Спаса Нерукотворного Образа с. Чистое поле Орловско-Болховская епархия:Храм Иконы Божией Матери Толгская дер. Башкатово Пермская епархия:Храм Николая Чудотворца в Кыласово Песоченская епархия:Храм Троицы Живоначальной дер. Анисово Городище Петрозаводская епархия:Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Кемь Рыбинская епархия:Храм Спаса Нерукотворного Образа пос. Николо-Заболотье Храм Владимирской иконы Божией Матери с. Харинское Рязанская епархия:Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Дмитриево Николо-Ямской храм г. Рязань Санкт-Петербургская епархия:Храм Зосимы и Савватия Соловецких в скиту Андрея Первозванного пос. Агафонов луг Скит св.ап. Андрея Первозванного с храмом свв. Прпп. Зосимы и Савватия Соловецких пос. Агафонов луг Ставропигиальные монастыри РПЦ:Храм Зосимы и Савватия Соловецких с. Фаустово Свято-Троицкая Сергиева Лавра г. Сергиев Посад Сыктывкарская и Воркутинская епархия:Крестовоздвиженский Кылтовский женский монастырь пос. Кылтово Тверская епархия:Храм Вознесения Господня г. Торжок Храм Входа Господня в Иерусалим
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.13691 c.