Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Попечительство о народной трезвости » День трезвости (2009г.) »

01.12.2017 | В честь дня небесной покровительницы Екатеринбург посетят два Патриарха

20.10.2017 | На Покров в Екатеринбургской епархии стартует информационно-просветительская кампания о Царской семье

30.08.2017 | СЕМИНАР по работе со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости.

27.07.2017 | В Екатеринбургском духовно-просветительском «Царский» состоялось заседание Совета общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости».

- -
- -
Попечительство о народной трезвости

- -  

Уральские общества трезвости на рубеже XIX–XX вв.

Nikituk_V.P._muzej_1.jpgЦарствование Александра II ознаменовалось серией реформ, оказавших огромное влияние на все стороны российской действительности. В начале 1860-х гг. большие изменения произошли в области питейной торговли. Существовавшая ранее и вызывавшая почти всеобщее недовольство откупная система, одна из разновидностей государственной монополии, была заменена акцизной. Новая система разрешала свободную торговлю, а также снимала большинство ограничений на пути свободного винокурения.

Одним из результатов реформы стал быстрый рост численности водочных и винокуренных заводов, а также стремительное увеличение количества торговых заведений, торгующих крепкими напитками. Прямым следствием этих изменений стал постепенный рост потребления водки населением всей Российской империи, в том числе и Урала. В уральских губерниях наиболее быстрыми темпами потребление водки росло в городах, а также в заводских поселках. Реальным фактом уральской действительности стало развитие алкогольной зависимости, свойственной многим горожанам и представителям рабочего класса. 

Уже в 70-80-е гг. некоторые представители общественности пытались противодействовать алкоголизации населения, используя различные методы. В некоторых населенных пунктах по инициативе населения вводился «сухой закон», в других в противовес частной виноторговле организовывалась общественная. Оба метода большого эффекта не дали.

В этот же период времени общественность стала создавать общества трезвости. В деревнях и заводских поселках инициаторами создания подобных организаций, как правило, являлись священники. 1 октября 1890 г. было открыто Нижнетагильское общество трезвости. Инициатором его создания и многолетним председателем был священник отец Александр Сахаров. Едва возникнув, общество трезвости предприняло ряд шагов для противодействия алкоголизации населения. Активисты общества были убеждены, что многие тагильчане пьют потому, что не знают чем заполнить свое свободное время. Именно по этой причине активисты общества трезвости сделали ставку на организацию «разумных развлечений», способных отвлечь население от пьянства. 

Первым делом в Нижнем Тагиле на средства общества трезвости была открыта чайная, одна из комнат которой была приспособлена для бесплатной библиотеки-читальни. К 1900 г. в библиотеке имелось уже «658 названий в 1122 томах»1. Активисты общества трезвости надеялись, что чайная и библиотека привлекут скучающих тагильчан, и тем самым, отвадят их от посещения питейных заведений. 

В декабре 1895 г. Нижнетагильское общество трезвости открыло дешевую столовую, в которой можно было за копейку приобрести стакан чая с куском сахара, а на две копейки купить порцию щей, каши или вареной рыбы. Открывая столовую, активисты надеялись, что нижнетагильская беднота предпочтет посетить ее, а не кабак. Для привлечения посетителей трезвенники организовали бесплатные чтения, которые сопровождались показом «туманных картин» с помощью «волшебного фонаря».  

Подобные организации возникали и в других населенных пунктах Урала. В частности, в 1890 г. в Вятской губернии насчитывалось 19 обществ трезвости, созданных по инициативе общественности. Два из них действовали в городах (Сарапульское и Уржумское), три в заводских поселках (Воткинское, Ижевское и Кирсинское), а остальные были созданы в деревнях.

С 1 января 1895 г. начался новый этап в деле борьбы с пьянством: на территории четырех губерний (Оренбургской, Пермской, Самарской и Уфимской) была установлена государственная винная монополия, которая позднее была распространена на всю России. Идеологи госмонополии  закрепили ведущие позиции государства в области торговли крепкими напитками, создав сеть казенных винных складов и винных лавок. Одновременно они объявили, о начале борьбы с пьянством, для чего была создана сеть попечительств о народной трезвости.

Государством был издан соответствующий устав, определивший  источники финансирования попечительств о народной трезвости, а также задачи, стоящие перед этими организациями, и методы борьбы с пьянством.  В полном соответствии с этим уставом в середине 1890-х гг. в Оренбургской,  Пермской и Уфимской губерниях были созданы губернские и уездные комитеты попечительств о народной трезвости. В комитеты в обязательном порядке входили чиновники губернского и уездного уровня, а также представители общественности. После создания губернских и уездных комитетов началась работа по созданию филиалов во многих населенных пунктах. 

Не имея значительных средств, губернские и уездные комитеты попечительств о народной трезвости, а также заводские и сельские организации подобного профиля, сосредоточились на пропаганде вреда пьянства и на организации «разумных развлечений», способных отвлечь простой народ от тяги к «зеленому змию». Пропаганда велась с помощью издания различных брошюр, плакатов, показывавших вредные последствия пьянства, а также с помощью лекционной работы и народных чтений, в которой особую роль играли врачи и педагоги.   

Пытаясь отвлечь народ от пьянства, активисты обществ трезвости делали ставку на открытие чайных, библиотек-читален, организацию всевозможных чтений. Подобные учреждения открывались и в деревнях, и в заводских поселках, и в городах. Сеть учреждений для «разумных развлечений» росла довольно быстро. В печати постоянно появлялись заметки об открытии очередной чайной или библиотеки: «Ирбитский комитет трезвости, по инициативе одного из своих членов, открывает в селе Покровском здешнего уезда народную чайную с бесплатной при ней читальней»2.

Вышеприведенной газетной заметке вторит другая: ««Комитету Мотовилихинского общества борьбы с пьянством разрешено открыть при бесплатной народной читальне и чайных общества склад синодальных изданий книг духовно-нравственного содержания и учебников для продажи населению. Ответственным лицом по продаже  книг назначен инженер П.П. Савин»3.

В городах спектр учреждений был более пестрым: наряду с чайными, библиотеками-читальнями здесь открывались Народные дома и театры. Так, Екатеринбургский комитет уездного попечительства о народной трезвости, создавший немалую сеть чайных и библиотек, построил между Екатеринбургом и поселком Верх-Исетского завода собственный театр, в котором стали проводиться спектакли для широких слоев населения.

В Пермской губернии был найден еще один способ отвлечения населения от спиртных напитков - организация народных хоров. Член губернского комитета попечительства о народной трезвости Александр Дмитриевич Городцов на рубеже XIX-XX вв. создал десятки реально существующих коллективов хорового пения, объединивших сотни энтузиастов. Развитие хорового пения одна из главных заслуг Пермского губернского комитета попечительств о народной трезвости. 

 Существенную помощь комитетам попечительств о народной трезвости оказывала церковь, которая вела активную пропаганду здорового образа жизни и решительно осуждала пьянство.  Синодальное издательство выпускало большое количество разнообразной литературы, направленной против пьянства. Активно в данном направлении действовали и местные епархии. Некоторые священники написали статьи, направленные против пьянства. Часть из них была опубликована на страницах «Епархиальных ведомостей», другие вышли отдельными брошюрами. Одну из таких брошюр под названием «Пьянство, его вредные последствия, и средства к ограничению его» написал священник Василий Гагинский, один из самых уважаемых священнослужителей Екатеринбурга.

В начале XX в. активисты обществ трезвости стали активно добиваться сокращения численности казенных и частных питейных заведений. В некоторых случаях им удавалось добиться своего, но нередко подобные инициативы с раздражением встречались чиновниками, так как закрытие каждого питейного заведения приводило к падению государственных доходов. В подобных случаях чиновники оказывали давление на общества трезвости, которым приходилось дезавуировать свои ходатайства о закрытии винных лавок и складов. Результатом таких поражений было падение авторитета губернских и уездных попечительств о народной трезвости, и создание альтернативных обществ трезвости.

В начале XX вв. на Урале была создана крупная сеть обществ трезвости, учредивших большое количество чайных, библиотек-читален, театров, народных хоров. Многие из этих учреждений оставили заметный след в истории Урала. В то же время приходится констатировать, что  попечительства о народной трезвости, созданные государством, церковью и общественностью, не смогли переломить отношения народа к потреблению алкоголя. Причины неуспеха нужно искать в непоследовательной деятельности государства, а также в нелегкой общественно-политической обстановке. На начало XX в. пришлось несколько войн, экономический кризис и затяжная депрессия (1900-1909), а также три революции. В этих условиях вести борьбу с пьянством было чрезвычайно сложно.

Практически все общества трезвости, особенно губернские и уездные комитеты, были ликвидированы большевиками весной-летом 1918 г.

Микитюк Владимир Петрович,
Научный сотрудник ИИиА УрО РАН,
старший научный сотрудник СОКМ.



Старый стиль 2Декабрь пятница Новый стиль) 15Декабрь Седмица 28-я по Пятидесятнице. Глас 2. Рождественский пост. Монастырский устав: горячая пища без масла. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрор. Аввакума (VII-VI до Р.Х.). Мц. Миропии (ок. 251). Прпп. Иоанна, Ираклемона, Андрея и Феофила (IV). Прп. Исе (Иессея), еп. Цилканского (VI) (Груз.). Прп. Афанасия, затворника Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1176) и другого Афанасия, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Св. Стефана Уроша, царя Сербского (1367). Сщмч. Матфея пресвитера (1921). Сщмч. Димитрия пресвитера и прп. Веры исповедницы (1932). Сщмч. Алексия, архиеп. Великоустюжского (1937). Сщмчч. Иоанна, Константина, Николая, Сергия, Владимира, Иоанна, Феодора, Николая, Николая, Павла, Сергия пресвитеров, прмч. Данакта, Космы прмцц. Маргариты, Февронии, Тамары, Антонины и Марии, мц. Матроны (1937). Прмц. Марии (1938). Мч. Бориса (1942). Евангельские ЧтенияТит., 301 зач., I, 15 - II, 10. Лк., 101 зач., XX, 19-26. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Тит. 1, 15-2, 10; Лк. 20, 19-26). "Кесарево - кесарю, а Божие - Богу"; всякому, значит, свое. В наше время вместо "кесарево" поставить надо "житейское", и сказать: житейское своим чередом, а Божеское - своим. А то все бросились на одно житейское, Божеское же оставляют назади. Оттого оно стоит не только не на своем месте, то есть, не на первом плане, как следует, но совсем забывается. Следствием этого забвения, будто не намеренного, есть потемнение его в сознании; а затем становится неясным и его содержание, и его основания. Отсюда слабость убеждения и шаткость веры; и потом отчуждение от нее и влияние всяких ветров учения. Этот путь проходит всякий особо, когда начинает нерадеть о Божием; этот же путь проходит и общество, когда оно в своих порядках, начинает не обращать внимания на то, чего требует от него Бог. Когда Божие отставлено на задний план, тогда в обществе начинает водворяться эмансипация от Божеских требований, - в умственном, нравственном и эстетическом отношениях, и секуляризация (служение духу времени) политики, обычаев, увеселений, а затем воспитания и всех учреждений. В настоящее время о том что Божие - не думают, не говорят, не пишут и даже в мысли не имеют, ни при каких начинаниях. Дивно ли, что при таком настроении, учения противные вере находят доступ в общество и что общество склоняется к повальному безверию? Молитвы Тропарь пророка Аввакумаглас 2Пророка Твоего Аввакума память, Господи, празднующе,/ тем Тя молим:// спаси души наша. Кондак пророка Аввакумаглас 8Возгласивый вселенней от юга пришествие Божие от Девы, Аввакуме богоглаголиве,/ и на Божественней стражи предстоянием/ слышания от светоносна Ангела/ Христово Воскресение возвестил еси миру,/ сего ради весело зовем ти:// радуйся, пророков светлая доброто. Тропарь преподобного Афанасия, затворника Печерского, в Ближних пещерахглас 3Блаженство плачущих получити желая,/ день и нощь непрестанно плакал еси,/ имея во уме час Судный,/ тем по кончине твоей обрел еси утешение на Небеси,/ преподобне Афанасие./ Подаждь и нам плакатися зде грехов наших выну,/ яко да плача безконечнаго избывше,/ тамо приимем вечное утешение. Кондак преподобного Афанасия, затворника Печерского, в Ближних пещерахглас 5Яко безсмертия тезоименит, по умертвии своем востал еси жив;/ показуя же, яко зело люта есть смерть, плакался еси горько.
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.05080 c.