Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Попечительство о народной трезвости » Встречи, конференции, документы... »

14.05.2017 | В Екатеринбурге, в храме свт. Николая Чудотворца (при Уральском Горном Государственном Университете) прошло очередное заседание помощников благочинных по утверждению трезвости Екатеринбургской Епархии.

28.04.2017 | Форум «УТРО-2017»

28.04.2017 | Научно-практическая конференция Христианская антропология и психология в развитии человека

27.03.2017 | Говорить на одном языке: социально ориентированные НКО учатся взаимодействовать с органами власти и СМИ

27.02.2017 | Научно-образовательный семинар-практикум «От экологии природы к экологии человека: опыт народной педагогики»

21.02.2017 | В Екатеринбурге, в Уральском Государственном Горном Университете прошел научно-практический семинар «Методология предупреждения нехимических зависимостей»

- -
- -
Попечительство о народной трезвости

- -  

Участники семинара «Воспитание человека в трезвенных традициях отечественной культуры» о его задачах, проблемах и перспективах.

Чекедова Ольга Григорьевна (Просветительский центр, оргкомитет семинара).

Как один из организаторов семинара, в чем Вы видите задачи семинара и пути их решения?

Поскольку семинар научно-практический, то задача, во-первых, научно обобщить практический опыт специалистов по трезвенному воспитанию подростков и молодежи. У нас на семинаре не только практики, но и ученые очень высокого уровня, потому что нам нужны обобщения на очень высоком научном уровне, иначе научная общественность простой язык практиков не понимает.

Во-вторых, самое главное, мы должны в результате построить структурно-организационную модель профилактики зависимостей: что воспитывать для устойчивости к зависимостям, как воспитывать и кто должен воспитывать, какие структуры, кому нужно объединиться для трезвенного воспитания. Если мы построим эту модель, то это уже будет научный результат.

Погорелов С.Т. Погорелов Станислав Тимофеевич (эксперт семинара, кандидат педагогических наук)

На Ваш взгляд, ученого и педагога, в чем задачи этого семинара, как они решаются и решаются ли?

Емкая научная формулировка предполагает вопросы скорее даже методологии, чем теории или методики. Поэтому ожидать от семинара чисто практических результатов очень трудно, и мы действительно только в некоторых выступлениях решаем вопросы обобщения опыта.

Другие выступления, в частности, Алмазова Б.Н., мое, хотя они поневоле апеллируют к какому-либо практическому опыту, направленны на решение методологических задач выбора подхода к трезвенному просвещению. Потому что трезвенное воспитание - это особый процесс, в сердцевине которого лежит преодоление либо отсутствия смысла жизни у человека, либо смыслового противоречия своего существования и форм жизни в современном обществе. Наработанный пласт культуры, который человечество как богатство сохраняет, в то же время обрушивается на человека, он не в силах его постичь, не в силах с ним совладать. Он просто не адаптируется, не успевает, - так быстро меняются условия, так быстро меняется объем того, что надо освоить и чему надо соответствовать.

Поэтому начинаются как бы ролевые проявления человека. Мы видим это на примере молодежи, они начинают, входя в это общество проигрывать разные культурные и субкультурные конструкции. В частности, мы видели фильм «Школа», где девочка, одев на себя некую культурную оболочку, трагически заканчивает жизнь, но в самой этой культуре, вернее, субкультуре есть отрицание жизни, отрицание самого себя, есть просто ненависть к себе, тогда и к окружающим она оборачивается этой же стороной и логически приводит к такому финалу. Такие игры могут быть очень опасны, потому что при облечении в атрибуты этих ролей, этих игровых форм культуры не коренных, несвойственных нашей традиции, заемных, привлекательных в силу романтизации или поиска чего-то нового, можно получить результат, в том числе, и трагический. Много этих «игр» связано как раз с использованием психоактивных веществ, т. е. наркотиков во всех их формах, начиная от табака и алкоголя и заканчивая нелегальными формами.

Все это кажется затрагивающим небольшие группы молодежи, на самом деле, видимо, это фундаментальное свойство сегодняшнего противоречия, когда человек созревает физиологически раньше, чем он может созреть социально, когда он самостоятелен и самодостаточен в вызовах общества и может обеспечить себя, создать семью, профессионально осуществлять свою деятельность. Этот период очень длительный. Этот большой период приходится проходить, пробуя себя. Плюс к этому, накладывается трагичная ситуация быстрой смены ценностей в обществе. И наш семинар говорит как раз о такой ситуации, в которой мы должны вести трезвенную работу.

Но мое глубокое убеждение, что пока мы, пытаясь выстроить диалог с государством, настоящего диалога еще и не установили. Пока существуют некие договоренности, система согласованных действий касается пока локальных, конкретных мероприятий. А внутреннего единства понимания общности задач, того, например, что характер употребления психоактивных веществ принял такой масштаб, что под угрозу поставлено выживание страны и народа, пока нет. И в этом отношении государство пока не определило своих соратников и пользуется в основном директивными методами.

Я понимаю, что Церковь состоит из людей, которые выбор свой духовный сделали. Но у Церкви сегодня тоже проблема, как раскрыть свои смыслы тем людям, которые не придерживаются этой традиции, как снять все противоречия, решая общую беду. Ведь на пожаре не будешь говорить, что я буддист, я иудей, а я вообще атеист. Вот тут, в этой ситуации, в степени алкоголизации нашего общества - пожар и нужно объединяться. И ресурсы, и формы работы, и кадры, - все это нужно соединять, нужно активное сотрудничество, соработничество, сопартнерство. Это очень важная, предельно обостренная по своим последствиям проблема. Но пока этого единства, к сожалению, нет.

Но меня радует, что нас принимает Министерство социальной защиты, поддерживает епархию в этих начинаниях, поддерживается и идея Попечительства о народной трезвости. А вот с Министерством образования такая важная работа, как предупреждение никотиновой зависимости подростков, носит только разрешительный и информационный характер. Но этого мало для партнерства, нам нужны действительно профессиональные кадры для поддержки и нужна помощь в разработке содержания, выборе форм продолжения начатого. Церковь выдвигает эту идею, может объяснить, в чем духовный смысл, может сюда привнести небольшой организационный ресурс, но получается, что здесь мы больше полагаемся на инициативу самих образовательных учреждений. Тем не менее, эти формы работы дают свой результат, но мы не можем даже точно научно сказать какова их эффективность. Этот вопрос я поставил как задачу создания мониторинговой группы, но опять же нас отсылают делать это на общественный началах. На общественных началах это может, конечно, сделать студенческий коллектив, мы можем привлечь волонтерское движение. Но нужны-то глубинные исследования, нужны сторонники и партнеры для интеллектуальной и профессиональной работы. Мы нуждаемся в расширении круга участников исследования по поводу кризиса идентичности живущей сегодня молодежи. Сама по себе эта проблематика должна быть осознана на на всех уровнях, от уровня мировоззренческого выбора и до того, как это вписывается во всю политику государства.

Мы, наконец-то, пришли к тому положению, когда государство разрешает включать в содержание образования основы религиозной культуры, считая их частью общей культуры. Но это тоже требует подготовки кадров. Вот сегодня у нас на семинаре будущие магистры педагогики. Часть из них проведут исследования по проблематике трезвенного просвещения и воспитания. Это, конечно, капля в море, но хоть что-то мы сможем предъявить как достигнутый результат. В этом может быть и практическая, и теоретическая значимость семинара.

Это уже третья сессия семинара трезвенного просвещения. Вы присутствовали на двух из них, есть ли какая-то преемственность и внутреннее развитие семинара или это разрозненные мероприятия, которые можно только формально объединить?

Здесь есть некая последовательность. На первом семинаре много времени было посвящено выработке научного языка, на котором мы должны говорить, и часть понятий мы для себя определили. Оставив за каждым право своего теоретического выбора, тем не менее, мы дали границы того поля, на котором можно говорить о трезвенном просвещении. И сам термин родился как итог первого семинара.

На втором семинаре мы все-таки основное внимание уделили выработке позиции Церкви в трезвенном просвещении, т.е. что можно предложить как позицию православно-ориентированной части общественности и священства в трезвенном просвещении, воспитании и образовании. Итогом тогда стали предложения к Проекту концепции Церкви по трезвенному просвещению. Документ этот очень необходим, т. к. в самой Церкви сегодня социальное служение переживает этап становления.

В советское время этого ничего просто не могло быть. А в исторической России досоветского периода просто не было необходимости в таких концепциях. Церковь тогда была исторически сложившейся частью социума, была наделена частью функций, в том числе и юридических, правоприменительных, скажем, семейное право было частью церковной функции.

Сегодня Церковь никаких таких функций не выполняет и социальное служение ее приходится заново выстраивать, считаясь с тем, что общество иное. Оно совершило индустриальный прорыв за ХХ век. А сегодня задача перехода в постиндустриальное общество. И общество, и жизнь человека в нем, и его самореализация носят иной характер. Церковь должна с этим как-то работать, осваивать эти смыслы. И вот тут понадобилась как часть той социальной программы Церкви данная Концепция трезвенного просвещения.

Третий семинар сегодня прорабатывает, как можно реализовать трезвенное воспитание, опираясь на отечественные традиции. Единства достичь трудно, т. к. само понимание личности в православной традиции, в психологии, педагогике и юриспруденции совершенно различно. Мы все работаем с личностью и должны, направляя социальное проектирование в сторону социализации духовного ее развития, прийти к какому-то единому понимаю, чтобы эта работа была эффективна. Чтобы проекты, которые будут разрабатываться, всеми использовались и принимались, чтобы была ясна роль каждого социального института в этом совместном делании. И для меня остается проблемой, что воспитательный потенциал самой православной традиции выявляется сложно. Потому что нет еще того языка, который был бы общим и для современного научного знания, и для Церкви. С одной стороны, тысячелетний опыт Церкви необходимо изложить на языке современной науки и технологии. С другой, надо самой современной психологии и педагогике научиться этот потенциал видеть и использовать. И те предельные цели, которые ставит перед собой православная культура и традиция в воспитании, сделать частью сегодняшнего дня. Это необходимо еще и потому, что те цели, которые мы начинаем соотносить, они оказываются различно направлены. Очень много индивидуализма и эгоизма пришло с Запада при заимствовании образовательных программ, подходов и технологий. Православная традиция в этом смысле более открыта для человека в пространстве вневременном, надмирном и, я бы даже сказал, надличностном. Поэтому она более обращена к смыслам благополучия междупоколенного бытия, исторической преемственности, общественного служения. Что, скажем, в такой практике индивидуалистической самореализации, которую мы поставили как задачу, защищая права личности. требует долгого согласования. Да, верно, что личность свободна, личность автономна и является самоценностью, но понимание высшего достоинства человека как образа и подобия Божиего дало науке именно христианство. Сегодня же либеральная идеология прав человека тоже защищает его как свободного человека, но защищает как юридическую единицу и именно таким образом строит воспитательную практику. А это приводит, в частности, к такому индивидуализму и эгоизму, о котором мы говорим, потому что права, юридическое их толкование, оказываются как бы впереди нравственности, впереди духовного смысла. И вот тут-то мы попадаем в те опасности, о которых говорим, то ювенальная юстиция, то сексуальное просвещение, то поставление ребенка перед выбором. Ребенок экспериментирует с психоактивными веществами, видите ли, у него права такие есть, и мы до какой-то грани может ему препятствовать, а дальше не имеем права его ограничивать.

В той традиции, в которой мы жили это просто пресекалось. Сегодня считается, что такие методы не допустимы, и на этом основании может возникнуть правовой конфликт. А наша традиция к этим проявлениям ребенка относилась очень жестко. Потому что ответственность за ребенка нес родитель. Хотя, конечно, сегодня общество не назовешь традиционным. Наша семья утрачена, во многом разрушена и иерархическая структура семьи, полнота содержания ее жизни, и разрушено это предшествующим бытием. Поэтому воспитательные функции и возможности семьи ограничены. Тем не менее, даже оставшимися содержательными вещами в функциях родителей нужно дорожить, т.к. и это могут подвергнуть сомнению. Потому что, например, Форсайт-проект, который мы упоминали на семинаре, выстроен на том, чтобы государство имело право вмешиваться в семью в лице ювенальной юстиция. Не родители от духовых идеалов идут в воспитании, а государство идет от прав личности, прав ребенка, которые существуют как юридическая норма и будут родителям навязываться. Это реальное противоречие наших дней, хотя мы понимаем, что ребенок тоже самоценность, и он должен быть защищен, в том числе, и в семье.

На семинаре опять же, как и на предшествующих сессиях, выступали представители социальной защиты, наркозащиты. К работе данной сессии семинара, что очень ценно, был привлечен как эксперт Слободчиков В.И. Он раскрыл антропологическую составляющую, которая очень важна в понимании природы человека и того пути, который он проходит в жизни, как он попадает в зависимость.

Плотникова Е.В. Плотникова Елена Владимировна (доктор философских наук)

Семинар заявлен как научно-практический. В чем Вам видится научная значимость семинара?

Научная значимость семинара мне видится в том, что ученые разных специальностей имеют возможность высказать точку зрения, свою лично, опираясь на научный опыт своей специальности. Психиатр, социальный политик, педагог, психолог, богослов - все опираются на определенную научную традицию, называют эту традицию, доносят до сведения всех участников, на каких научных основах они строят свои заключения. И научная новизна заключается в том, по-видимому, что на стыке этих научных традиций появляется некоторое новое знание о таком явлении как трезвенность, трезвение, так и об отклонении от нормального трезвого мировоззрения и образа жизни.

А какова практическая значимость семинара?

Практическая значимость видится в том, что все участники сообщают о конкретном опыте. Я узнала, например, о семейных клубах трезвости, об исторически преемственном опыте в различных территориях Российской Федерации, о практической работе с разными категориями населения (страждущими, созависимыми и т. д.). Прозвучало очень много других практических примеров, иллюстраций из разного опыта. Более того, эти примеры наталкивают не на идею буквального повторения, а на идеи создания новых практик, таких, которых еще, возможно, в трезвенном движении и не было.

Что заинтересовало Вас лично как ученого и человека на этом семинаре, что, может быть, удивило?

Отрадно, что все участники говорили не о сопротивлении алкоголизму, наркомании или курению, а о глубинных причинах социальных болезней, симптомами которых являются не только зависимости, но и агрессия, тревожность, страхи личностные, социальные, враждебность человеческая. Именно эта широта взглядов меня привлекла, что это не пропагандистский кружок по «борьбе с», а действительно исследование причин социальных, духовных, психологических, педагогических, коренящихся в общественной ситуации, не имеющей прецедентов. Мы не можем опереться ни на какую иную традицию полностью, потому что так, как мы живем, никто никогда не жил. И сегодняшнее собрание участников уникально тем, что это люди способные экспертно оценить особенности именно нашего общества в настоящее время.

Бушуев Олег (председатель Молодежной общественной организации «Трезвение» г. Челябинска)

Обращаюсь к Вам с тем же вопросом, что и к другим участникам: как решает семинар поставленные перед ним задачи?

На самом деле, никаких конкретных задач перед семинаром поставлено не было, поэтому сложно сказать, выполняются, реализуются ли они или нет. Например, при знакомстве участникам было предложено высказаться, зачем они сюда приехали, и, собственно, все сформулировали разные цели.

Кто-то приехал обменяться опытом, кто-то приехал выступить, потому что пригласили, кто-то приехал ответить на свои вопросы. Но, конечно, так или иначе тема каждого доклада касалась воспитания человека в трезвости. В этом плане можно сказать, что далеко от тематики мы не ушли. Но, с другой стороны, это осмысляется совершенно с разных сторон. По крайней мере, если предположить, что у этого семинара должен быть результат, должна быть сформулирована некая модель воспитания человека, то, наверное, какая-то информация, какой-то аспект этой модели можно выделить в докладах людей. Но это, видимо, работа или экспертов, или какого-то методического совета, которая в общем-то нас не касается, мы не участвуем в разработке этой модели, мы участвуем как слушатели, и по сути для нас работа семинара ничем не отличается просто от конференции, на которой разные люди, съехавшиеся из разных регионов представляют свой, по своему уникальный опыт, совершенно из разнообразных областей.

Да, действительно, семинар больше напоминает конференцию. А как по Вашему более эффективно выстроить работу семинара?

Я представляю работу семинара таким образом: количество времени, затрачиваемого на восприятие информации, должно быть меньше затрачиваемого на продумывание и разработку. Гораздо интереснее использовать свой опыт и опыт коллег для решения стоящих перед нами задач. Бывают такие задачи, которые очень сложно решить специалисту в какой-то конкретной области. Проблема, которую мы затронули - комплексная, и необходимо ее решать именно сообща, тогда интеллектуальные возможности будут задействованы более эффективно. Вообще, для семинара полезнее было бы чередовать формы работы: лекционный материал и работу в группах, да и прогулки со свободным общением нам бы не помешали. Когда идут лекции друг за другом, причем их темы мало друг с другом связаны, то это очень сложно и в этом есть нарушение принципов организации семинарской работы, хотя, наверное, определенный смысл в этом есть, когда докладчиков больше, чем времени. Может, мы и выйдем на какую-то цель, которую ставил перед собой оргкомитет. По крайней мере, для тех, кто на подобных семинарах впервые или бывает не часто, я думаю, что бесспорная польза есть.

Можно ли говорить о преемственности, росте и развитии семинара от сессии к сессии?

Семинары друг с другом связаны, в первую очередь, составом участников. Как правило, наиболее активные участники и докладчики на семинаре одни и те же. В этом плане есть преемственность, и, исходя из опыта предыдущих семинаров, мы не тратим время на то, чтобы войти в понимание того, что нам надо.

Что касается внутреннего роста семинара, то мы, конечно, понимаем общую задачу разработки теории трезвенного просвещения, которая перед этими семинарами поставлена, но понимания как ее решать нет. Если бы мы поняли как ее решать, написали бы алгоритм, разбили бы достижение решения задачи на этапы. И могли бы сказать, что мы этап первый прошли, этап второй, этап третий прошли, блок первый, блок второй, блок третий разобрали. Но мы сейчас находимся в стадии осмысления той области, в которой нам предстоит разработать теорию. Потому что существует большое количество разнообразных концепций, которые разрабатывались различными специалистами. Есть преподаватели высших учебных заведений, которые преподают уже, собственно, теорию трезвого образа жизни. Есть люди, которые разрабатывают свои концепции, как, например, концепция социальной отчужденности, которая является оригинальной авторской концепцией, объясняющей многое совершенно по-своему.

И, конечно, прежде чем нам формулировать какие-то основные принципы этой теории, какие-то ее основные положения, сделать какие-то выводы и разработать рекомендации, нам нужно охватить тот опыт, те научные разработки, которые сейчас существуют. Скорее всего, это достаточно длительный период. Радует, что от семинара к семинару все более вырисовывается их тематика, т.е. та область в общем поле нашей деятельности, которая еще не рассмотрена. По крайней мере, тематика этого семинара в высшей степени актуальна, даже я бы сказал нова - воспитание человека трезвым. Не трезвенное просвещение в общем, и не какой-то набор мероприятий, которые еще не известно какой результат дадут. Раньше мы думали о том, что должны сделать, а то, усвоится это или не усвоится человеком, в какой форме лучше это усваивается, такая задача поставлена впервые.

Я думаю, что в контексте данной темы, мы представляем тоже очень важный опыт воспитания и социализации человека в молодежной организации, основанной на самостоятельной активности молодежи.

-

-

 -



Старый стиль 12Май понедельник Новый стиль) 25Май Седмица 7-я по Пасхе. Глас 6. Поста нет. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСвт. Епифания, еп. Кипрского (403). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСвт. Германа, патриарха Константинопольского (740). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрославление сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (1913). Свтт. Савина, архиеп. Кипрского (V) и прочих свтт. Кипрских. Свт. Полувия, еп. Ринокирского (V). Прп. Дионисия Радонежского (1633). Мч. Иоанна Валаха (1662) (Рум.). Второе обретение мощей прав. Симеона Верхотурского (1992). Сщмч. Петра, пресвитера (1937). Мц. Евдокии (после 1937). Евангельские ЧтенияУтр. - Ин., 35 зач. (от полу́), X, 1-9. Лит. - Деян., 45 зач., XXI, 8-14. Ин., 49 зач., XIV, 27 - XV, 7. Сщмч.: Евр., 335 зач., XIII, 17-21. Ин., 36 зач., X, 9-16. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Дея. 21, 8-14; Ин. 14, 27-15, 7). Господь Иисус Христос - лоза, дерево виноградное; христиане - ветви и отростки. Мы прицепляемся к Нему верою, плод же приносим жизнью по вере. Отец Небесный - вертоградарь , который смотрит за этим деревом. Какая ветвь не приносит плода, то есть кто верует, а не живет по вере, - ту Он отсекает: а какая приносит плод, ту очищает, то есть кто не только верует, но усердствует и жить по вере, тому Бог всячески помогает богатиться добрыми делами, которые плоды веры. По этому закону Божия действия на нас, всякий и устраивай свою жизнь, твердо помня, что без Господа ничего сделать нельзя. К Нему прибегай со всякой нуждою. Имя же Его пресвятое и пресладкое да вращается неотступно в уме, сердце и на языке твоем. Молитвы Тропарь святителей Епифания и Германаглас 4Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их/ в мире управи живот наш. Кондак святителей Епифания и Германаглас 4Священноначальник чудную двоицу восхвалим, вернии, по долгу,/ с Германом Божественнаго Епифания:/ сии бо попалиша безбожных языки,/ догматы премудрейшия возложше всем,/ православно поющим присно благочестия великое таинство. Тропарь преподобного Дионисия, архимандрита Радонежскогоглас 3Земная, прельщающая очеса миролюбцев,/ возненавидел еси, отче Богоносне Дионисие,/ за уметы та вменив,/ шествуя путем скорбным,/ и в терпении добр воин Христов явился еси,/ победив страсти мира,/ был еси до кончины непоколебимый благочестия поборник./ Темже мы днесь, совершая священную память твою,/ духовными тя песньми ублажаем и смиренно молим,/ да, предстоя Престолу Господа Бога,/ ходатайствуеши о спасении душ наших. Ин тропарь преподобного Дионисия, архимандрита Радонежскогоглас 4Благости научився от Вышняго благодати,/ измлада подвизався благою совестию,/ Дионисие преподобне,/ терпения столп был еси/ и слова Божия проповедник,/ благочестия догматы утвердив и суеумных мудрование упразднив,/ темже и пострадал еси за истину, радуяся,/ образ страдальцем собою показав,/ но, яко имея дерзновение ко Христу Богу,/ не престай моляся о нас,/ любовию чтущих святую память твою. Кондак преподобного Дионисия, архимандрита Радонежскогоглас 6Свет Трисиянный, вселивыйся в душу твою,/ сосуд избран показа тя,/ вещающа Божественная людем,/ исповедник Божия Слова явился еси,/ и прилагающих Божеству вещественный огнь/ явственно обличил еси,/ и злославных смыслы, яко паучинное прядение, растерзал еси,/ благочестия столп и забрало твердое мирови показался еси/ и сего ради от Вселенскаго Патриарха дивне похвален был еси./ Мы же благодарными гласы, веселящеся, вопием ти:/ радуйся, отче наш, Дионисие преподобне. Ин кондак преподобного Дионисия, архимандрита Радонежскогоглас 4Правило веры, столп благочестия/ был еси, Богоносне Дионисие,/ явив в себе образ и пример/ преуспеяния добродетели и подвигов:/ сею Евангельскою мрежею/ многих уловил еси подражателей,/ подай блестящею на Небеси славою своею/ ревность к содействованию на пользу правоверных./ Темже мы, ныне воспевающе сия, молим тя,/ да ходатайствуеши о стране нашей/ и о всем Церкви исполнении. Тропарь священномученика Ермогенаглас 4Приспе день светлаго торжества,/ град Москва радуется,/ и с ним Русь Православная ликовствует/ песньми и пеньми духовными:/ днесь бо священное торжество/ в явлении честных и многоцелебных мощей/ святителя и чудотворца Ермогена,/ якоже солнце незаходимое, возсия светозарными лучами,/ разгоняя тьму искушений же и бед/ от вопиющих верно:// спасай нас, яко предстатель наш, великий Ермогене. Кондак священномученика Ермогенаглас 6Темницею и гладом изнуряем,/ даже до смерти верен пребыл еси, блаженне Ермогене,/ малодушие от сердец людей твоих отгоняя/ и на общий подвиг вся призывая./ Темже и нечестивых мятеж низложил еси и страну нашу утвердил еси,/ да вси зовем ти:// радуйся, заступниче Российския земли. Службы12 мая: Святителя Епифания, епископа Кипрского. Святителя Германа, патриарха Константинопольского 5 октября: Святой мученицы Харитины. Святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, митрополитов Московских, и всей России чудотворцев 17 февраля: Святого священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея Руси 12 сентября: Праведного Симеона Верхотурского, чудотворца Сайты приходов:Храм Святителей Московских г. Абакан (Абаканская епархия) Казанский кафедральный собор г. Санкт- Петербург (Санкт-Петербургская епархия)
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.09166 c.