Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Попечительство о народной трезвости » Встречи, конференции, документы... »

27.07.2017 | В Екатеринбургском духовно-просветительском «Царский» состоялось заседание Совета общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости».

17.07.2017 | Подводим итоги, намечаем перспективы

14.07.2017 | Царские Дни (16 июля 2017)

29.06.2017 | Руководитель отдела по утверждению трезвости протоиерей Игорь Бачинин побывал в палаточном лагере следопытов «Княжества»

- -
- -
Попечительство о народной трезвости

- -  

Участники семинара «Воспитание человека в трезвенных традициях отечественной культуры» о его задачах, проблемах и перспективах.

Чекедова Ольга Григорьевна (Просветительский центр, оргкомитет семинара).

Как один из организаторов семинара, в чем Вы видите задачи семинара и пути их решения?

Поскольку семинар научно-практический, то задача, во-первых, научно обобщить практический опыт специалистов по трезвенному воспитанию подростков и молодежи. У нас на семинаре не только практики, но и ученые очень высокого уровня, потому что нам нужны обобщения на очень высоком научном уровне, иначе научная общественность простой язык практиков не понимает.

Во-вторых, самое главное, мы должны в результате построить структурно-организационную модель профилактики зависимостей: что воспитывать для устойчивости к зависимостям, как воспитывать и кто должен воспитывать, какие структуры, кому нужно объединиться для трезвенного воспитания. Если мы построим эту модель, то это уже будет научный результат.

Погорелов С.Т. Погорелов Станислав Тимофеевич (эксперт семинара, кандидат педагогических наук)

На Ваш взгляд, ученого и педагога, в чем задачи этого семинара, как они решаются и решаются ли?

Емкая научная формулировка предполагает вопросы скорее даже методологии, чем теории или методики. Поэтому ожидать от семинара чисто практических результатов очень трудно, и мы действительно только в некоторых выступлениях решаем вопросы обобщения опыта.

Другие выступления, в частности, Алмазова Б.Н., мое, хотя они поневоле апеллируют к какому-либо практическому опыту, направленны на решение методологических задач выбора подхода к трезвенному просвещению. Потому что трезвенное воспитание - это особый процесс, в сердцевине которого лежит преодоление либо отсутствия смысла жизни у человека, либо смыслового противоречия своего существования и форм жизни в современном обществе. Наработанный пласт культуры, который человечество как богатство сохраняет, в то же время обрушивается на человека, он не в силах его постичь, не в силах с ним совладать. Он просто не адаптируется, не успевает, - так быстро меняются условия, так быстро меняется объем того, что надо освоить и чему надо соответствовать.

Поэтому начинаются как бы ролевые проявления человека. Мы видим это на примере молодежи, они начинают, входя в это общество проигрывать разные культурные и субкультурные конструкции. В частности, мы видели фильм «Школа», где девочка, одев на себя некую культурную оболочку, трагически заканчивает жизнь, но в самой этой культуре, вернее, субкультуре есть отрицание жизни, отрицание самого себя, есть просто ненависть к себе, тогда и к окружающим она оборачивается этой же стороной и логически приводит к такому финалу. Такие игры могут быть очень опасны, потому что при облечении в атрибуты этих ролей, этих игровых форм культуры не коренных, несвойственных нашей традиции, заемных, привлекательных в силу романтизации или поиска чего-то нового, можно получить результат, в том числе, и трагический. Много этих «игр» связано как раз с использованием психоактивных веществ, т. е. наркотиков во всех их формах, начиная от табака и алкоголя и заканчивая нелегальными формами.

Все это кажется затрагивающим небольшие группы молодежи, на самом деле, видимо, это фундаментальное свойство сегодняшнего противоречия, когда человек созревает физиологически раньше, чем он может созреть социально, когда он самостоятелен и самодостаточен в вызовах общества и может обеспечить себя, создать семью, профессионально осуществлять свою деятельность. Этот период очень длительный. Этот большой период приходится проходить, пробуя себя. Плюс к этому, накладывается трагичная ситуация быстрой смены ценностей в обществе. И наш семинар говорит как раз о такой ситуации, в которой мы должны вести трезвенную работу.

Но мое глубокое убеждение, что пока мы, пытаясь выстроить диалог с государством, настоящего диалога еще и не установили. Пока существуют некие договоренности, система согласованных действий касается пока локальных, конкретных мероприятий. А внутреннего единства понимания общности задач, того, например, что характер употребления психоактивных веществ принял такой масштаб, что под угрозу поставлено выживание страны и народа, пока нет. И в этом отношении государство пока не определило своих соратников и пользуется в основном директивными методами.

Я понимаю, что Церковь состоит из людей, которые выбор свой духовный сделали. Но у Церкви сегодня тоже проблема, как раскрыть свои смыслы тем людям, которые не придерживаются этой традиции, как снять все противоречия, решая общую беду. Ведь на пожаре не будешь говорить, что я буддист, я иудей, а я вообще атеист. Вот тут, в этой ситуации, в степени алкоголизации нашего общества - пожар и нужно объединяться. И ресурсы, и формы работы, и кадры, - все это нужно соединять, нужно активное сотрудничество, соработничество, сопартнерство. Это очень важная, предельно обостренная по своим последствиям проблема. Но пока этого единства, к сожалению, нет.

Но меня радует, что нас принимает Министерство социальной защиты, поддерживает епархию в этих начинаниях, поддерживается и идея Попечительства о народной трезвости. А вот с Министерством образования такая важная работа, как предупреждение никотиновой зависимости подростков, носит только разрешительный и информационный характер. Но этого мало для партнерства, нам нужны действительно профессиональные кадры для поддержки и нужна помощь в разработке содержания, выборе форм продолжения начатого. Церковь выдвигает эту идею, может объяснить, в чем духовный смысл, может сюда привнести небольшой организационный ресурс, но получается, что здесь мы больше полагаемся на инициативу самих образовательных учреждений. Тем не менее, эти формы работы дают свой результат, но мы не можем даже точно научно сказать какова их эффективность. Этот вопрос я поставил как задачу создания мониторинговой группы, но опять же нас отсылают делать это на общественный началах. На общественных началах это может, конечно, сделать студенческий коллектив, мы можем привлечь волонтерское движение. Но нужны-то глубинные исследования, нужны сторонники и партнеры для интеллектуальной и профессиональной работы. Мы нуждаемся в расширении круга участников исследования по поводу кризиса идентичности живущей сегодня молодежи. Сама по себе эта проблематика должна быть осознана на на всех уровнях, от уровня мировоззренческого выбора и до того, как это вписывается во всю политику государства.

Мы, наконец-то, пришли к тому положению, когда государство разрешает включать в содержание образования основы религиозной культуры, считая их частью общей культуры. Но это тоже требует подготовки кадров. Вот сегодня у нас на семинаре будущие магистры педагогики. Часть из них проведут исследования по проблематике трезвенного просвещения и воспитания. Это, конечно, капля в море, но хоть что-то мы сможем предъявить как достигнутый результат. В этом может быть и практическая, и теоретическая значимость семинара.

Это уже третья сессия семинара трезвенного просвещения. Вы присутствовали на двух из них, есть ли какая-то преемственность и внутреннее развитие семинара или это разрозненные мероприятия, которые можно только формально объединить?

Здесь есть некая последовательность. На первом семинаре много времени было посвящено выработке научного языка, на котором мы должны говорить, и часть понятий мы для себя определили. Оставив за каждым право своего теоретического выбора, тем не менее, мы дали границы того поля, на котором можно говорить о трезвенном просвещении. И сам термин родился как итог первого семинара.

На втором семинаре мы все-таки основное внимание уделили выработке позиции Церкви в трезвенном просвещении, т.е. что можно предложить как позицию православно-ориентированной части общественности и священства в трезвенном просвещении, воспитании и образовании. Итогом тогда стали предложения к Проекту концепции Церкви по трезвенному просвещению. Документ этот очень необходим, т. к. в самой Церкви сегодня социальное служение переживает этап становления.

В советское время этого ничего просто не могло быть. А в исторической России досоветского периода просто не было необходимости в таких концепциях. Церковь тогда была исторически сложившейся частью социума, была наделена частью функций, в том числе и юридических, правоприменительных, скажем, семейное право было частью церковной функции.

Сегодня Церковь никаких таких функций не выполняет и социальное служение ее приходится заново выстраивать, считаясь с тем, что общество иное. Оно совершило индустриальный прорыв за ХХ век. А сегодня задача перехода в постиндустриальное общество. И общество, и жизнь человека в нем, и его самореализация носят иной характер. Церковь должна с этим как-то работать, осваивать эти смыслы. И вот тут понадобилась как часть той социальной программы Церкви данная Концепция трезвенного просвещения.

Третий семинар сегодня прорабатывает, как можно реализовать трезвенное воспитание, опираясь на отечественные традиции. Единства достичь трудно, т. к. само понимание личности в православной традиции, в психологии, педагогике и юриспруденции совершенно различно. Мы все работаем с личностью и должны, направляя социальное проектирование в сторону социализации духовного ее развития, прийти к какому-то единому понимаю, чтобы эта работа была эффективна. Чтобы проекты, которые будут разрабатываться, всеми использовались и принимались, чтобы была ясна роль каждого социального института в этом совместном делании. И для меня остается проблемой, что воспитательный потенциал самой православной традиции выявляется сложно. Потому что нет еще того языка, который был бы общим и для современного научного знания, и для Церкви. С одной стороны, тысячелетний опыт Церкви необходимо изложить на языке современной науки и технологии. С другой, надо самой современной психологии и педагогике научиться этот потенциал видеть и использовать. И те предельные цели, которые ставит перед собой православная культура и традиция в воспитании, сделать частью сегодняшнего дня. Это необходимо еще и потому, что те цели, которые мы начинаем соотносить, они оказываются различно направлены. Очень много индивидуализма и эгоизма пришло с Запада при заимствовании образовательных программ, подходов и технологий. Православная традиция в этом смысле более открыта для человека в пространстве вневременном, надмирном и, я бы даже сказал, надличностном. Поэтому она более обращена к смыслам благополучия междупоколенного бытия, исторической преемственности, общественного служения. Что, скажем, в такой практике индивидуалистической самореализации, которую мы поставили как задачу, защищая права личности. требует долгого согласования. Да, верно, что личность свободна, личность автономна и является самоценностью, но понимание высшего достоинства человека как образа и подобия Божиего дало науке именно христианство. Сегодня же либеральная идеология прав человека тоже защищает его как свободного человека, но защищает как юридическую единицу и именно таким образом строит воспитательную практику. А это приводит, в частности, к такому индивидуализму и эгоизму, о котором мы говорим, потому что права, юридическое их толкование, оказываются как бы впереди нравственности, впереди духовного смысла. И вот тут-то мы попадаем в те опасности, о которых говорим, то ювенальная юстиция, то сексуальное просвещение, то поставление ребенка перед выбором. Ребенок экспериментирует с психоактивными веществами, видите ли, у него права такие есть, и мы до какой-то грани может ему препятствовать, а дальше не имеем права его ограничивать.

В той традиции, в которой мы жили это просто пресекалось. Сегодня считается, что такие методы не допустимы, и на этом основании может возникнуть правовой конфликт. А наша традиция к этим проявлениям ребенка относилась очень жестко. Потому что ответственность за ребенка нес родитель. Хотя, конечно, сегодня общество не назовешь традиционным. Наша семья утрачена, во многом разрушена и иерархическая структура семьи, полнота содержания ее жизни, и разрушено это предшествующим бытием. Поэтому воспитательные функции и возможности семьи ограничены. Тем не менее, даже оставшимися содержательными вещами в функциях родителей нужно дорожить, т.к. и это могут подвергнуть сомнению. Потому что, например, Форсайт-проект, который мы упоминали на семинаре, выстроен на том, чтобы государство имело право вмешиваться в семью в лице ювенальной юстиция. Не родители от духовых идеалов идут в воспитании, а государство идет от прав личности, прав ребенка, которые существуют как юридическая норма и будут родителям навязываться. Это реальное противоречие наших дней, хотя мы понимаем, что ребенок тоже самоценность, и он должен быть защищен, в том числе, и в семье.

На семинаре опять же, как и на предшествующих сессиях, выступали представители социальной защиты, наркозащиты. К работе данной сессии семинара, что очень ценно, был привлечен как эксперт Слободчиков В.И. Он раскрыл антропологическую составляющую, которая очень важна в понимании природы человека и того пути, который он проходит в жизни, как он попадает в зависимость.

Плотникова Е.В. Плотникова Елена Владимировна (доктор философских наук)

Семинар заявлен как научно-практический. В чем Вам видится научная значимость семинара?

Научная значимость семинара мне видится в том, что ученые разных специальностей имеют возможность высказать точку зрения, свою лично, опираясь на научный опыт своей специальности. Психиатр, социальный политик, педагог, психолог, богослов - все опираются на определенную научную традицию, называют эту традицию, доносят до сведения всех участников, на каких научных основах они строят свои заключения. И научная новизна заключается в том, по-видимому, что на стыке этих научных традиций появляется некоторое новое знание о таком явлении как трезвенность, трезвение, так и об отклонении от нормального трезвого мировоззрения и образа жизни.

А какова практическая значимость семинара?

Практическая значимость видится в том, что все участники сообщают о конкретном опыте. Я узнала, например, о семейных клубах трезвости, об исторически преемственном опыте в различных территориях Российской Федерации, о практической работе с разными категориями населения (страждущими, созависимыми и т. д.). Прозвучало очень много других практических примеров, иллюстраций из разного опыта. Более того, эти примеры наталкивают не на идею буквального повторения, а на идеи создания новых практик, таких, которых еще, возможно, в трезвенном движении и не было.

Что заинтересовало Вас лично как ученого и человека на этом семинаре, что, может быть, удивило?

Отрадно, что все участники говорили не о сопротивлении алкоголизму, наркомании или курению, а о глубинных причинах социальных болезней, симптомами которых являются не только зависимости, но и агрессия, тревожность, страхи личностные, социальные, враждебность человеческая. Именно эта широта взглядов меня привлекла, что это не пропагандистский кружок по «борьбе с», а действительно исследование причин социальных, духовных, психологических, педагогических, коренящихся в общественной ситуации, не имеющей прецедентов. Мы не можем опереться ни на какую иную традицию полностью, потому что так, как мы живем, никто никогда не жил. И сегодняшнее собрание участников уникально тем, что это люди способные экспертно оценить особенности именно нашего общества в настоящее время.

Бушуев Олег (председатель Молодежной общественной организации «Трезвение» г. Челябинска)

Обращаюсь к Вам с тем же вопросом, что и к другим участникам: как решает семинар поставленные перед ним задачи?

На самом деле, никаких конкретных задач перед семинаром поставлено не было, поэтому сложно сказать, выполняются, реализуются ли они или нет. Например, при знакомстве участникам было предложено высказаться, зачем они сюда приехали, и, собственно, все сформулировали разные цели.

Кто-то приехал обменяться опытом, кто-то приехал выступить, потому что пригласили, кто-то приехал ответить на свои вопросы. Но, конечно, так или иначе тема каждого доклада касалась воспитания человека в трезвости. В этом плане можно сказать, что далеко от тематики мы не ушли. Но, с другой стороны, это осмысляется совершенно с разных сторон. По крайней мере, если предположить, что у этого семинара должен быть результат, должна быть сформулирована некая модель воспитания человека, то, наверное, какая-то информация, какой-то аспект этой модели можно выделить в докладах людей. Но это, видимо, работа или экспертов, или какого-то методического совета, которая в общем-то нас не касается, мы не участвуем в разработке этой модели, мы участвуем как слушатели, и по сути для нас работа семинара ничем не отличается просто от конференции, на которой разные люди, съехавшиеся из разных регионов представляют свой, по своему уникальный опыт, совершенно из разнообразных областей.

Да, действительно, семинар больше напоминает конференцию. А как по Вашему более эффективно выстроить работу семинара?

Я представляю работу семинара таким образом: количество времени, затрачиваемого на восприятие информации, должно быть меньше затрачиваемого на продумывание и разработку. Гораздо интереснее использовать свой опыт и опыт коллег для решения стоящих перед нами задач. Бывают такие задачи, которые очень сложно решить специалисту в какой-то конкретной области. Проблема, которую мы затронули - комплексная, и необходимо ее решать именно сообща, тогда интеллектуальные возможности будут задействованы более эффективно. Вообще, для семинара полезнее было бы чередовать формы работы: лекционный материал и работу в группах, да и прогулки со свободным общением нам бы не помешали. Когда идут лекции друг за другом, причем их темы мало друг с другом связаны, то это очень сложно и в этом есть нарушение принципов организации семинарской работы, хотя, наверное, определенный смысл в этом есть, когда докладчиков больше, чем времени. Может, мы и выйдем на какую-то цель, которую ставил перед собой оргкомитет. По крайней мере, для тех, кто на подобных семинарах впервые или бывает не часто, я думаю, что бесспорная польза есть.

Можно ли говорить о преемственности, росте и развитии семинара от сессии к сессии?

Семинары друг с другом связаны, в первую очередь, составом участников. Как правило, наиболее активные участники и докладчики на семинаре одни и те же. В этом плане есть преемственность, и, исходя из опыта предыдущих семинаров, мы не тратим время на то, чтобы войти в понимание того, что нам надо.

Что касается внутреннего роста семинара, то мы, конечно, понимаем общую задачу разработки теории трезвенного просвещения, которая перед этими семинарами поставлена, но понимания как ее решать нет. Если бы мы поняли как ее решать, написали бы алгоритм, разбили бы достижение решения задачи на этапы. И могли бы сказать, что мы этап первый прошли, этап второй, этап третий прошли, блок первый, блок второй, блок третий разобрали. Но мы сейчас находимся в стадии осмысления той области, в которой нам предстоит разработать теорию. Потому что существует большое количество разнообразных концепций, которые разрабатывались различными специалистами. Есть преподаватели высших учебных заведений, которые преподают уже, собственно, теорию трезвого образа жизни. Есть люди, которые разрабатывают свои концепции, как, например, концепция социальной отчужденности, которая является оригинальной авторской концепцией, объясняющей многое совершенно по-своему.

И, конечно, прежде чем нам формулировать какие-то основные принципы этой теории, какие-то ее основные положения, сделать какие-то выводы и разработать рекомендации, нам нужно охватить тот опыт, те научные разработки, которые сейчас существуют. Скорее всего, это достаточно длительный период. Радует, что от семинара к семинару все более вырисовывается их тематика, т.е. та область в общем поле нашей деятельности, которая еще не рассмотрена. По крайней мере, тематика этого семинара в высшей степени актуальна, даже я бы сказал нова - воспитание человека трезвым. Не трезвенное просвещение в общем, и не какой-то набор мероприятий, которые еще не известно какой результат дадут. Раньше мы думали о том, что должны сделать, а то, усвоится это или не усвоится человеком, в какой форме лучше это усваивается, такая задача поставлена впервые.

Я думаю, что в контексте данной темы, мы представляем тоже очень важный опыт воспитания и социализации человека в молодежной организации, основанной на самостоятельной активности молодежи.

-

-

 -



Старый стиль 8Август понедельник Новый стиль) 21Август Седмица 12-я по Пятидесятнице. Глас 2. Успенский пост. Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСвт. Емилиана исповедника, еп. Кизического (815-820). Совершается служба с полиелеемПеренесение мощей прпп. Зосимы и Савватия Соловецких (1566), второе перенесение мощей прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1992). Свт. Мирона Чудотворца, еп. Критского (ок. 350). Прп. Григория, иконописца Печерского (XII). Прп. Григория Синаита (XIV). Мчч. Елевферия и Леонида (IV). Прмч. Иосифа (1918). Сщмч. Николая пресвитера (1937). Сщмч. Никодима, архиеп. Костромского (1938). Толгской иконы Божией Матери (1314). Евангельские Чтения2 Кор., 179 зач., V, 10-15. Мк., 2 зач., I, 9-15 .* Если совершается служба прпп. Зосимы и Савватия, то на утрене читается Мф., 43 зач., XI, 27-30, а на литургии - дня и преподобных: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17-23. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (2 Кор. 5, 10-15; Мк. 1, 9-15). Господь начал проповедь Свою так: "исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие". В конце веков тоже будет сказано: исполнилось время, приблизилось Царствие; но будет прибавлено не "покайтесь и веруйте", а "исходите на суд". Время покаяния и трудов самоисправления кончилось; давай каждый отчет в том, что телом сделал благого или злого. Итак, пока время, поспешите воспользоваться им к своему спасению. Объятия Отчие отверсты к принятию всех приходящих с искренним чувством сокрушения о прошедшем, и с желанием поработать Богу впредь усердным исполнением заповедей Его святых. Для каждого из нас конец века - смерть: она дверь в другую жизнь. Почаще посматривай в нее и повернее для себя определяй: что же потом? - и определивши без жаления себя, примись за труды, чтоб заготовить неготовое ко вступлению туда, где радость нескончаемая, и к отстранению всего, что может подать право слугам тьмы кромешной возобладать нами и увлечь в свою область, откуда не будет уже выхода. Молитвы Кондак святителя Емилианаглас 3Добляго тя поборника по Троице явльшася/ Церковь славит, поющи, Емилиане,/ за нюже пострадал еси./ Сего ради почитаем память твою,// языческаго нашествия избави рабы твоя. Тропарь преподобных Зосимы и Савватия Соловецкихглас 4Постническое и равноангельское житие ваше, / преподобнии отцы Зосимо и Савватие, / вселенней познаны сотвори вас чудодеянии различными богоноснии, / просвещайте верою призывающия вы / и чтущия честную память вашу. Тропарь на перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецкихглас 8Яко светильницы явистеся всесветлии / во отоце окияна моря, / преподобнии отцы Зосимо и Савватие, / вы бо, крест Христов на рамо вземше, / усердно Тому последовасте / и, чистотою Богови приближившеся, / отонуду силами чудес обогатистеся. / Темже и мы любезно притекаем к ракам честных мощей ваших и умильно глаголем: / о, преподобнии, молите Христа Бога спастися душам нашим. Кондак преподобных Зосимы и Савватия Соловецкихглас 2Христовою любовию уязвившеся, преподобнии,/ и Того крест, на рамо вземше, понесли есте,/ божественне вооружившеся на невидимыя враги/ и непрестанный молитвы, яко копие в руках, имуще,/ крепко победили есте бесовская ополчения;/ благодать Господню приемше целити недуги душ и телес/ притекающих к ракам честных мощей ваших,/ чудес лучи испущаете всюду./ Тем зовем вам:/ радуйтеся, преподобнии отцы Зосимо и Савватие,/ монахов удобрение. Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Толгскаяглас 4Днесь светло сияет на Толге/ образ Твой, Пречистая Дево Богородице,/ и, яко солнце незаходимое,/ всегда верным подадеся,/ Егоже видев на воздусе,/ невидимо Ангелы, яко никим, держима,/ преосвященный епископ града Ростова Трифон/ тече ко явленному светящемуся столпу огненну,/ и по водам, яко по суху, прейде, и моляшеся Ти верно о пастве и о людех./ И мы, к Тебе притекающе, зовем:/ Пресвятая Дево Богородице,/ верно Тя славящих спасай,/ страну нашу, архиереев/ и вся Российския народы от всех бед избавляй/ по велицей Твоей милости. Кондак Божией Матери пред иконой Ее Толгскаяглас 8Чудное и богоприятное светоноснаго зрака Твоего явление, Пречистая Дево,/ с верою взирающим бывает известное чаяние спасения,/ столпом бо огненным являющи предстательство,/ неусыпное и теплое за ны к Богу возсылаеши моление,/ имже страну Российскую от всяких бед избави, молимся,/ да радостными усты вопием Ти вси:/ радуйся, Предводительнице вечнаго блаженства. Ин кондак Божией Матери пред иконой Ее Толгскаяглас 8Странное и богоприятное светоноснаго зрака Твоего явление,/ Пречистая Дево,/ с верою взирающим бывает известное чаяние спасения,/ столпом бо огненным являющи предстательство,/ неусыпное и теплое за ны к Богу возсылаеши моление,/ имже от всяких бед избави, молимся,/ да радостными усты вопием Ти вси:/ радуйся, Ходатаице вечнаго блаженства. Службы8 января: Преподобного отца нашего Георгия Хозевита. Преподобной Домники. Емилиана исповедника 8 августа: Святого Емилиана исповедника, епископа Кизического 17 апреля: Преподобного Симеона Персидского. И преподобного Акакия, епископа Мелитинского. Преподобного Зосимы, игумена Соловецкого 8 августа: Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких 27 сентября: Святого мученика Каллистрата, и дружины его. Преподобного Савватия Соловецкого Сайты приходов: Архангельская епархия:Храм прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких чудотворцев г. Архангельск Храм Зосимы и Савватия Соловецких дер. Ворзогоры Боровичская епархия:Храм иконы Божией Матери "Толгской" дер. Опочно Волгоградская епархия:Храм прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких пос. Котлубань Калужская епархия:Храм Рождества Христова на Кожевниках г. Калуга Касимовская епархия:Храм Богоявления Господня г. Касимов Костомукшская епархия:Храм Преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких чудотворцев г. Беломорск Костромская епархия:Храм Словенской иконы Божией Матери с. Словинка Котласская епархия:Храм Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев г. Шенкурск Храм Зосимы, Савватия и Германа Соловецких чудотворцев г. Няндома Кудымкарская епархия:Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Оханск Курганская епархия:Храм Зосимы и Савватия Соловецких с. Темляково Московская епархия (городская): Храм Казанской иконы Божией Матери дер. Пучково Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь - женский монастырь пос. Зосимова Храм прпп. Зосимы и Савватия Соловецких - в Гольяново г. Москва Храм святителя Николая в Котельниках г. Москва Храм Живоначальной Троицы в Чертаново г. Москва Николо-Перервинский монастырь г. Москва Московская епархия (областная):Вознесенский собор г. Звенигород Сретенский храм г. Серпухов Нарьян-Марская епархия:Кафедральный собор Богоявления Господня г. Нарьян-Мар Нижегородская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского (Архиерейское подворье) г. Нижний Новгород Храм в честь Спаса Нерукотворного Образа с. Чистое поле Орловско-Болховская епархия:Храм Иконы Божией Матери Толгская дер. Башкатово Пермская епархия:Храм Николая Чудотворца в Кыласово Песоченская епархия:Храм Троицы Живоначальной дер. Анисово Городище Петрозаводская епархия:Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Кемь Рыбинская епархия:Храм Спаса Нерукотворного Образа пос. Николо-Заболотье Храм Владимирской иконы Божией Матери с. Харинское Рязанская епархия:Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Дмитриево Николо-Ямской храм г. Рязань Санкт-Петербургская епархия:Храм Зосимы и Савватия Соловецких в скиту Андрея Первозванного пос. Агафонов луг Скит св.ап. Андрея Первозванного с храмом свв. Прпп. Зосимы и Савватия Соловецких пос. Агафонов луг Ставропигиальные монастыри РПЦ:Храм Зосимы и Савватия Соловецких с. Фаустово Свято-Троицкая Сергиева Лавра г. Сергиев Посад Сыктывкарская и Воркутинская епархия:Крестовоздвиженский Кылтовский женский монастырь пос. Кылтово Тверская епархия:Храм Вознесения Господня г. Торжок Храм Входа Господня в Иерусалим
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.12106 c.