Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Попечительство о народной трезвости » Встречи, конференции, документы... »

01.12.2017 | В честь дня небесной покровительницы Екатеринбург посетят два Патриарха

20.10.2017 | На Покров в Екатеринбургской епархии стартует информационно-просветительская кампания о Царской семье

30.08.2017 | СЕМИНАР по работе со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости.

27.07.2017 | В Екатеринбургском духовно-просветительском «Царский» состоялось заседание Совета общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости».

- -
- -
Попечительство о народной трезвости

- -  

Из истории проведения Праздника трезвости

 

  Опыт проведения 1-го Всероссийского праздника трезвости

28-29 апреля (11-12 мая по новому стилю) 1913 г.


1. Предыстория праздника

В 1911 г. в Петербурге группой трезвенников в количестве 34-х человек, в основном высокооплачиваемых работников умственного труда, имевших православно-охранительные взгляды, был создан Всероссийский трудовой союз христиан-трезвенников (ВТСХТ, Союз). Девиз ВТСХТ - "В трезвости - счастье народа". Союз сразу же сумел заручиться поддержкой некоторых наиболее дальновидных представителей правящего класса России, что во многом обеспечивало успех намечаемых мероприятий и изыскание необходимых денежных средств. Союз с участием других столичных обществ трезвости провёл в Петербурге первые в России городские антиалкогольные дни - "праздники трезвости" - 28-29 сентября 1911 г. и 23-24 сентября 1912 г.


2. Подготовка праздника

Полученный опыт был использован в подготовке Всероссийского праздника трезвости 28-29 апреля 1913 г. (11-12 мая по новому стилю).

Совет обратился ко всем правящим православным архиереям с просьбой благословить духовенство епархий на устройство в городах и селениях праздника по программе, выработанной им для Петербурга. На время праздника 28-29 апреля были закрыты казённые винные лавки и запрещена продажа алкогольных изделий.


3. Праздник в Петербурге

Во всех православных храмах столицы с благословения митрополита Владимира 27 апреля вечером за всенощным бдением читалось составленное Советом Союза воззвание о значении и цели Праздника трезвости. Оно было прочитано в храмах и утром 28 апреля за литургией. К 14 часам 26 крестных ходов трезвенников и сочувствующих прибыло от церквей из районов Петербурга к Казанскому собору на Невском проспекте. Покровитель и участник трезвенного движения митрополит Владимир осенил собравшуюся 70-тысячную толпу чудотворной иконой Казанской Божией Матери, а руководитель церковного Александро-Невского общества трезвости настоятель церкви Воскресения у Варшавского вокзала протоиерей Пётр Алексеевич Миртов обратился к собравшимся с прочувствованной речью. После молебствия, сопровождавшегося пеним грандиозного хора трезвенников и толпы, крестные ходы вышли на Невский проспект и отправились в свои церкви.

Среди зрителей были розданы десятки тысяч листков о необходимости бороться с употреблением алкоголя. Вечером в 14 залах столицы, в т.ч. на заводах и в помещениях обществ трезвости, были устроены чтения «с туманными картинами», а в зале Калашниковской хлебной биржи после лекции была показана кинематографическая лента "Пьянство и его последствия". 29 апреля в столице повсеместно, включая императорские театры во время представлений, допоздна работали около 3500 добровольных сборщиков и сборщиц. Они производили денежные сборы в опечатанные кружки на борьбу с пьянством и предлагали жертвователям в подарки цветы, значки и листки. Роздано 256 тыс. цветов, 309 тыс. 109 значков "Голубь потопа" с надписью на масличном листке "трезвись" (напоминание о голубе, принёсшем библейскому Ною весть о спасении на твёрдой земле), 223 тыс. значков с надписью "Трезвость - счастье народа" и 350 тыс. листков. Большинство пожертвований были небольшими, но от души. Об этом говорит записка, найденная в кружке №362: "Жертвую последние три копейки. Спасите только моего папу от пьянства. Дмитрий". После отчисления Советом Союза одной трети пожертвований другим трезвенным организациям, принявшим участие в сборе, и возмещения расходов на организацию праздника чистый сбор составил всего 456 руб. 69 коп., но велико было идейное значение проведённого мероприятия.

4. Празднование на местах

По общей программе, разосланной Советом Союза, праздник в других местах Российской империи был устроен 20-ю отделами ВТСХТ в 14 губерниях и ещё 213-ю обществами и братствами трезвости в 52 губерниях. Кроме того, в 25 православных епархиях повсеместно праздник носил церковный характер, т.е. на богослужениях возносилась усиленная молитва Церкви о помощи страдающим от пьянства.


5. Значение праздника

Разрешение на праздник дали не все губернаторы. Он проходил в 63% губерний и областей. И тем не менее общее успешное дело, по словам отчёта ВТСХТ за 1913 г., сплотило почти всех поборников трезвости, воодушевило и укрепило на дальнейшую борьбу. Проведение Всероссийских праздников трезвости стало традицией.

Как церковный праздник Первый Всероссийский праздник трезвости был проведен по благословению Святейшего Синода 29 августа 1913 г., в день усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября н.ст.).

2-й Всероссийский праздник проходил 7-8 апреля 1914 г., во второй и третий день Пасхи, и отмечался также широко. В нём приняли участие 21 отдел ВТСХТ в 12 губерниях и не менее 160 других обществ трезвости в 50 губерниях. Всего празднование проводилось в 55 губерниях и областях. 3-й Всероссийский праздник проходил уже после начала I мировой войны, в 1915 г. В следующем 1916 г. праздник не состоялся ввиду неблагоприятных условий военного времени.

6. Значение Праздника для наших дней

Из дореволюционного опыта можно взять подходящие для современности общие подходы и частные приёмы работы: 1) объединение сил всех трезвенных организаций и сочувствующих; 2) сотрудничество с органами государственной власти и местного самоуправления; 3) сотрудничество с традиционными конфессиями; 4) привлечение на свою сторону депутатов и кандидатов в депутаты Государственной думы, в главы администраций; политических и общественных организаций, представителей средств массовой информации; 5) использование разнообразных форм работы, рассчитанных на разные группы населения: письма, статьи, интервью, чтения, лекции, кинофильмы, концерты, митинги, сборы пожертвований, раздача и дарение значков, брошюр, листовок, крестные ходы, молебны... 

 

Праздник в Казани. 1914 г.

Пример участия в общероссийских акциях - праздниках трезвости жителей других городов. 28-го апреля в Казани устроен крестный ход. В нем участвовало более 200 человек, во время крестного хода всем проходящим раздавались книжки против пьянства, и было роздано более 3000 книжек, после крестного хода всем участвовавшим в крестном ходе, был предложен в доме общества обед и чай, в 8 часов вечера в театре имени Гоголя была прочитана лекция председателя о болезнях, нищенстве, преступности и борьбе с ними, на чтении было около 300 человек, на чтении участвовали хор слепых и хор общества трезвости. 29-го апреля чтение по этому же вопросу было устроено в доме общества трезвости с участием хора общества.

Праздник трезвости проводило казанское общество трезвости, которое было основано 30 июля 1892г. Казань того времени была крупным губернским городом, центром учебного округа, где было много интеллигенции, которая и откликнулась на обострение алкогольных проблем в конце XIX века. Профессора университета, врачи, преподаватели и студенты духовной академии составили ядро общества трезвости.
Раз в год, 29 августа, в Казани проводился праздник трезвости. Праздник был приурочен к годовщине усекновения головы Иоанна Крестителя. 

В 1914 г. казанский губернатор Петр Михайлович Боярский отнесся к организации праздника трезвости "с душой", однако он не ограничился только чувствами и пожелал, чтобы праздник "был устроен как следует". Собрав заседание Губернского Комитета попечительства о народной трезвости, губернатор предложил в дополнение к крестным ходам и чтениям следующее: обратиться к командующему войсками с просьбой о присутствии на Ивановской площади воинских частей и военного оркестра; городским властям обеспечить иллюминацию городских зданий и украсить флагами, а также откупить кинематограф в Пассаже для бесплатного показа картин о вреде пьянства; выделить из бюджета Попечительства на проведение праздника 500 рублей. Было также предложено посвятить номер одной из казанских газет вопросу о пьянстве (вместо этого издан листок "К празднику трезвости").

Итак, инициатива организации праздника трезвости в апреле 1914г. хотя и исходила из духовного ведомства, была подхвачена и развернута в конкретный план мероприятий органами городской власти при активном участии негосударственной и некоммерческой организации - Казанского общества трезвости. Праздник выходил за рамки церковного, предполагал охват населения всей Казанской губернии мероприятиями пропагандистского, просветительского и культурного характера и состоялся благодаря поддержке и конкретным действиям губернских властей всех уровней. 



Старый стиль 2Декабрь пятница Новый стиль) 15Декабрь Седмица 28-я по Пятидесятнице. Глас 2. Рождественский пост. Монастырский устав: горячая пища без масла. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрор. Аввакума (VII-VI до Р.Х.). Мц. Миропии (ок. 251). Прпп. Иоанна, Ираклемона, Андрея и Феофила (IV). Прп. Исе (Иессея), еп. Цилканского (VI) (Груз.). Прп. Афанасия, затворника Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1176) и другого Афанасия, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Св. Стефана Уроша, царя Сербского (1367). Сщмч. Матфея пресвитера (1921). Сщмч. Димитрия пресвитера и прп. Веры исповедницы (1932). Сщмч. Алексия, архиеп. Великоустюжского (1937). Сщмчч. Иоанна, Константина, Николая, Сергия, Владимира, Иоанна, Феодора, Николая, Николая, Павла, Сергия пресвитеров, прмч. Данакта, Космы прмцц. Маргариты, Февронии, Тамары, Антонины и Марии, мц. Матроны (1937). Прмц. Марии (1938). Мч. Бориса (1942). Евангельские ЧтенияТит., 301 зач., I, 15 - II, 10. Лк., 101 зач., XX, 19-26. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Тит. 1, 15-2, 10; Лк. 20, 19-26). "Кесарево - кесарю, а Божие - Богу"; всякому, значит, свое. В наше время вместо "кесарево" поставить надо "житейское", и сказать: житейское своим чередом, а Божеское - своим. А то все бросились на одно житейское, Божеское же оставляют назади. Оттого оно стоит не только не на своем месте, то есть, не на первом плане, как следует, но совсем забывается. Следствием этого забвения, будто не намеренного, есть потемнение его в сознании; а затем становится неясным и его содержание, и его основания. Отсюда слабость убеждения и шаткость веры; и потом отчуждение от нее и влияние всяких ветров учения. Этот путь проходит всякий особо, когда начинает нерадеть о Божием; этот же путь проходит и общество, когда оно в своих порядках, начинает не обращать внимания на то, чего требует от него Бог. Когда Божие отставлено на задний план, тогда в обществе начинает водворяться эмансипация от Божеских требований, - в умственном, нравственном и эстетическом отношениях, и секуляризация (служение духу времени) политики, обычаев, увеселений, а затем воспитания и всех учреждений. В настоящее время о том что Божие - не думают, не говорят, не пишут и даже в мысли не имеют, ни при каких начинаниях. Дивно ли, что при таком настроении, учения противные вере находят доступ в общество и что общество склоняется к повальному безверию? Молитвы Тропарь пророка Аввакумаглас 2Пророка Твоего Аввакума память, Господи, празднующе,/ тем Тя молим:// спаси души наша. Кондак пророка Аввакумаглас 8Возгласивый вселенней от юга пришествие Божие от Девы, Аввакуме богоглаголиве,/ и на Божественней стражи предстоянием/ слышания от светоносна Ангела/ Христово Воскресение возвестил еси миру,/ сего ради весело зовем ти:// радуйся, пророков светлая доброто. Тропарь преподобного Афанасия, затворника Печерского, в Ближних пещерахглас 3Блаженство плачущих получити желая,/ день и нощь непрестанно плакал еси,/ имея во уме час Судный,/ тем по кончине твоей обрел еси утешение на Небеси,/ преподобне Афанасие./ Подаждь и нам плакатися зде грехов наших выну,/ яко да плача безконечнаго избывше,/ тамо приимем вечное утешение. Кондак преподобного Афанасия, затворника Печерского, в Ближних пещерахглас 5Яко безсмертия тезоименит, по умертвии своем востал еси жив;/ показуя же, яко зело люта есть смерть, плакался еси горько.
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.04554 c.