Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Попечительство о народной трезвости » Встречи, конференции, документы... »

30.08.2017 | СЕМИНАР по работе со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости.

27.07.2017 | В Екатеринбургском духовно-просветительском «Царский» состоялось заседание Совета общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости».

17.07.2017 | Подводим итоги, намечаем перспективы

14.07.2017 | Царские Дни (16 июля 2017)

- -
- -
Попечительство о народной трезвости

- -  

Из истории проведения Праздника трезвости

 

  Опыт проведения 1-го Всероссийского праздника трезвости

28-29 апреля (11-12 мая по новому стилю) 1913 г.


1. Предыстория праздника

В 1911 г. в Петербурге группой трезвенников в количестве 34-х человек, в основном высокооплачиваемых работников умственного труда, имевших православно-охранительные взгляды, был создан Всероссийский трудовой союз христиан-трезвенников (ВТСХТ, Союз). Девиз ВТСХТ - "В трезвости - счастье народа". Союз сразу же сумел заручиться поддержкой некоторых наиболее дальновидных представителей правящего класса России, что во многом обеспечивало успех намечаемых мероприятий и изыскание необходимых денежных средств. Союз с участием других столичных обществ трезвости провёл в Петербурге первые в России городские антиалкогольные дни - "праздники трезвости" - 28-29 сентября 1911 г. и 23-24 сентября 1912 г.


2. Подготовка праздника

Полученный опыт был использован в подготовке Всероссийского праздника трезвости 28-29 апреля 1913 г. (11-12 мая по новому стилю).

Совет обратился ко всем правящим православным архиереям с просьбой благословить духовенство епархий на устройство в городах и селениях праздника по программе, выработанной им для Петербурга. На время праздника 28-29 апреля были закрыты казённые винные лавки и запрещена продажа алкогольных изделий.


3. Праздник в Петербурге

Во всех православных храмах столицы с благословения митрополита Владимира 27 апреля вечером за всенощным бдением читалось составленное Советом Союза воззвание о значении и цели Праздника трезвости. Оно было прочитано в храмах и утром 28 апреля за литургией. К 14 часам 26 крестных ходов трезвенников и сочувствующих прибыло от церквей из районов Петербурга к Казанскому собору на Невском проспекте. Покровитель и участник трезвенного движения митрополит Владимир осенил собравшуюся 70-тысячную толпу чудотворной иконой Казанской Божией Матери, а руководитель церковного Александро-Невского общества трезвости настоятель церкви Воскресения у Варшавского вокзала протоиерей Пётр Алексеевич Миртов обратился к собравшимся с прочувствованной речью. После молебствия, сопровождавшегося пеним грандиозного хора трезвенников и толпы, крестные ходы вышли на Невский проспект и отправились в свои церкви.

Среди зрителей были розданы десятки тысяч листков о необходимости бороться с употреблением алкоголя. Вечером в 14 залах столицы, в т.ч. на заводах и в помещениях обществ трезвости, были устроены чтения «с туманными картинами», а в зале Калашниковской хлебной биржи после лекции была показана кинематографическая лента "Пьянство и его последствия". 29 апреля в столице повсеместно, включая императорские театры во время представлений, допоздна работали около 3500 добровольных сборщиков и сборщиц. Они производили денежные сборы в опечатанные кружки на борьбу с пьянством и предлагали жертвователям в подарки цветы, значки и листки. Роздано 256 тыс. цветов, 309 тыс. 109 значков "Голубь потопа" с надписью на масличном листке "трезвись" (напоминание о голубе, принёсшем библейскому Ною весть о спасении на твёрдой земле), 223 тыс. значков с надписью "Трезвость - счастье народа" и 350 тыс. листков. Большинство пожертвований были небольшими, но от души. Об этом говорит записка, найденная в кружке №362: "Жертвую последние три копейки. Спасите только моего папу от пьянства. Дмитрий". После отчисления Советом Союза одной трети пожертвований другим трезвенным организациям, принявшим участие в сборе, и возмещения расходов на организацию праздника чистый сбор составил всего 456 руб. 69 коп., но велико было идейное значение проведённого мероприятия.

4. Празднование на местах

По общей программе, разосланной Советом Союза, праздник в других местах Российской империи был устроен 20-ю отделами ВТСХТ в 14 губерниях и ещё 213-ю обществами и братствами трезвости в 52 губерниях. Кроме того, в 25 православных епархиях повсеместно праздник носил церковный характер, т.е. на богослужениях возносилась усиленная молитва Церкви о помощи страдающим от пьянства.


5. Значение праздника

Разрешение на праздник дали не все губернаторы. Он проходил в 63% губерний и областей. И тем не менее общее успешное дело, по словам отчёта ВТСХТ за 1913 г., сплотило почти всех поборников трезвости, воодушевило и укрепило на дальнейшую борьбу. Проведение Всероссийских праздников трезвости стало традицией.

Как церковный праздник Первый Всероссийский праздник трезвости был проведен по благословению Святейшего Синода 29 августа 1913 г., в день усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября н.ст.).

2-й Всероссийский праздник проходил 7-8 апреля 1914 г., во второй и третий день Пасхи, и отмечался также широко. В нём приняли участие 21 отдел ВТСХТ в 12 губерниях и не менее 160 других обществ трезвости в 50 губерниях. Всего празднование проводилось в 55 губерниях и областях. 3-й Всероссийский праздник проходил уже после начала I мировой войны, в 1915 г. В следующем 1916 г. праздник не состоялся ввиду неблагоприятных условий военного времени.

6. Значение Праздника для наших дней

Из дореволюционного опыта можно взять подходящие для современности общие подходы и частные приёмы работы: 1) объединение сил всех трезвенных организаций и сочувствующих; 2) сотрудничество с органами государственной власти и местного самоуправления; 3) сотрудничество с традиционными конфессиями; 4) привлечение на свою сторону депутатов и кандидатов в депутаты Государственной думы, в главы администраций; политических и общественных организаций, представителей средств массовой информации; 5) использование разнообразных форм работы, рассчитанных на разные группы населения: письма, статьи, интервью, чтения, лекции, кинофильмы, концерты, митинги, сборы пожертвований, раздача и дарение значков, брошюр, листовок, крестные ходы, молебны... 

 

Праздник в Казани. 1914 г.

Пример участия в общероссийских акциях - праздниках трезвости жителей других городов. 28-го апреля в Казани устроен крестный ход. В нем участвовало более 200 человек, во время крестного хода всем проходящим раздавались книжки против пьянства, и было роздано более 3000 книжек, после крестного хода всем участвовавшим в крестном ходе, был предложен в доме общества обед и чай, в 8 часов вечера в театре имени Гоголя была прочитана лекция председателя о болезнях, нищенстве, преступности и борьбе с ними, на чтении было около 300 человек, на чтении участвовали хор слепых и хор общества трезвости. 29-го апреля чтение по этому же вопросу было устроено в доме общества трезвости с участием хора общества.

Праздник трезвости проводило казанское общество трезвости, которое было основано 30 июля 1892г. Казань того времени была крупным губернским городом, центром учебного округа, где было много интеллигенции, которая и откликнулась на обострение алкогольных проблем в конце XIX века. Профессора университета, врачи, преподаватели и студенты духовной академии составили ядро общества трезвости.
Раз в год, 29 августа, в Казани проводился праздник трезвости. Праздник был приурочен к годовщине усекновения головы Иоанна Крестителя. 

В 1914 г. казанский губернатор Петр Михайлович Боярский отнесся к организации праздника трезвости "с душой", однако он не ограничился только чувствами и пожелал, чтобы праздник "был устроен как следует". Собрав заседание Губернского Комитета попечительства о народной трезвости, губернатор предложил в дополнение к крестным ходам и чтениям следующее: обратиться к командующему войсками с просьбой о присутствии на Ивановской площади воинских частей и военного оркестра; городским властям обеспечить иллюминацию городских зданий и украсить флагами, а также откупить кинематограф в Пассаже для бесплатного показа картин о вреде пьянства; выделить из бюджета Попечительства на проведение праздника 500 рублей. Было также предложено посвятить номер одной из казанских газет вопросу о пьянстве (вместо этого издан листок "К празднику трезвости").

Итак, инициатива организации праздника трезвости в апреле 1914г. хотя и исходила из духовного ведомства, была подхвачена и развернута в конкретный план мероприятий органами городской власти при активном участии негосударственной и некоммерческой организации - Казанского общества трезвости. Праздник выходил за рамки церковного, предполагал охват населения всей Казанской губернии мероприятиями пропагандистского, просветительского и культурного характера и состоялся благодаря поддержке и конкретным действиям губернских властей всех уровней. 



Старый стиль 7Октябрь пятница Новый стиль) 20Октябрь Седмица 20-я по Пятидесятнице. Глас 2. День постный. Пища с растительным маслом. Совершается служба на шестьМчч. Сергия и Вакха (290-303). Свт. Ионы, еп. Ханькоуского (1925). Мчч. Иулиана пресвитера и Кесария диакона (I). Мц. Пелагии Тарсийской (290). Мч. Полихрония пресвитера (IV). Прп. Сергия Послушливого, Печерского (ок. XIII). Прп. Сергия Нуромского (Вологодского) (1412). Обретение мощей прп. Мартиниана Белоезерского (1514). Сщмч. Николая персвитера (1942). Иконы Божией Матери Псково-Печерской, именуемой "Умиление" (1524). Евангельские ЧтенияФлп., 245 зач., III, 8-19. Лк., 32 зач., VII, 31-35. Мчч.: Евр., 330 зач., XI, 33 - XII, 2. Лк., 106 зач., XXI, 12-19. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Лк. 7, 31-35). "С кем сравню людей рода сего?", т. е. неверов? Если Господь делает этот вопрос как-будто в недоумении, не тем ли более прилично нам недоумевать о явлениях неверия? Казалось бы, как идти против всесторонней очевидности? - и однако же идут. Что сатана противится - это не дивно; его имя такое: противник истины и добра; ясно видит, что Бог есть, что Он будет судить его и осудит, что казнь ему уже уготована, а все идет наперекор, и не для чего другого, как только на зло и, следовательно, на большую себе пагубу. Уж не этот ли дух богоборства владеет и неверами? По крайней мере, по тем понятиям какие имеем мы о душе и ее действиях, неверие, при очевидности оснований веры, необъяснимо, равно как необъяснимо и рабство грешника греху, когда он узнает ясно, что грех губит его. И какое еще противоречие! Только неверы и страстолюбцы отвергают бытие сатаны и нечистых духов. Те, которым бы больше всего надо было бы стоять за них, совсем отступаются от них. Не от них ли самих и наука-то эта? Темные тьму любят и научают говорить, что их нет и что в нравственном мире строится само собою. без их козней и коварства. Молитвы Тропарь мучеников Сергия и Вакхаглас 5Удобрение Христовых страстотерпец/ и очи Христовы Церкве,/ очи просветите душ наших,/ Сергие многострадальне и Вакше преславне:/ молитеся ко Господу,/ яко да убежим тьмы греховныя/ и Света явимся общницы невечерняго// молитвами вашими, святии. Кондак мучеников Сергия и Вакхаглас 2Разум на враги мужески вооруживше,/ всю тех лесть разрушисте,/ и победу свыше приимше, мученицы всехвальнии,/ единомысленно вопиюще:// добро и красно еже быти с Богом.
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 2.18659 c.