Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество «Трезвение» » Беседы на православном радио »

20.07.2018 | ТРЕЗВОСТЬ — ОСНОВА ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ. Газета православных трезвенников № 5 (190) Июнь-июль 2018 г.

16.07.2018 | 15 ИЮЛЯ СОСТОЯЛОСЬ ОФИЦИАЛЬНОЕ ЗАКРЫТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СЛЕТА ТРЕЗВОСТИ И ЗДОРОВЬЯ "УРАЛ-2018"

14.07.2018 | Основные мероприятия Царских дней-2018 в Екатеринбурге

19.06.2018 | Обучающий семинар для организаторов трезвенного движения

- -

«Трезвое слово» №2 (№14)

План работы Общества «ТРЕЗВЕНИЕ» на 2009 год

- -
Беседы на православном радио

- -  

Через ближних - спасение.

Беседы в радиошколе трезвения.
Ведущая Алевтина Лежнина.

Наша жизнь необычайно тесно связана с жизнью наших близких. Как писал преп. Антоний Великий, "От ближнего зависит наша жизнь и смерть". Поэтому тема сегодняшней нашей беседы "Через ближних - спасение наше"

Как пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский:

"Наши душевные расположения, даже не выражаемые внешними знаками, сильно действуют на душевное расположение других. Я сержусь или имею неблагоприятные мысли о другом, и он чувствует это и равным образом начинает иметь неблагоприятные мысли обо мне. Есть какое-то средство общения наших душ между собою, кроме телесных чувств".

Отсюда всякая наша духовная болезнь неизбежно вызывает страдание и у близких к нам. И если мы мрачно настроены, раздражены, унылы, то этим настроением мы заражаем и других. Как пишет игуменья Арсения:

"Греховность наша отзывается и на других, на всем мире. Мы не даем нашим близким того, чего они вправе требовать или ожидать от нас. Ни любви, все носящей, все терпящей, всем жертвующей, ни силы опытного слова, ни примера терпения и благой деятельности, ничего мы не даем им".

Итак, наши грехи и упадок духа ведут к тому же и у наших близких. И наоборот, - наша бодрость, жизнерадостность, крепость духа и радость ободряет, укрепляет и радует близких. Отсюда наше духовное здоровье нужно не только ради нас самих, но и ради всех нас окружающих. Как пишет московский митрополит Филарет: "Поистине благо человеку, когда Господь Иисус Христос есть его сердце и его жизнь, - и не только ему, но, через него и приближающимся к нему". Так подвиги благочестия, спасая самого христианина, влияют и на судьбу его ближних в вечности.

Преподобный Серафим говорил сестре праведницы Марии Мелюковой (схимонахини Марфы, скончавшейся 19 лет от роду): "Душа ее в Царствии Небесном близ Святой Троицы у престола Божия и весь род ваш по ней спасен будет". И те, кто все силы прилагают к своему духовному выздоровлению (т. е. стяжанию Духа Святого Божия) и об этом заботятся более всего на свете, не суть "эгоисты", как часто их называют, может быть, они как раз берут на себя подвиг по очищению всего рода.

В обществе "Трезвения" при Храме Александра Невского часто родители залают вопрос: что делать с детьми, которые так много пьют, особенно пиво, курят, как помочь им? А помощь детям начинается с преображения родителей, так как причина страданий детей очень часто кроется в грехах родителей.

Семью уподобляют сообщающимся сосудам. Как известно, уровень в сообщающихся сосудах заполняющей их жидкости одинаков. Так и в семье: духовный уровень покрова Божественной благодатью оказывается одинаковым у обоих супругов. Более того, любое изменение этого уровня в одном из супругов-сосудов неизменно оказывает соответствующее влияние на другого. Когда один из супругов, согрешая, в какой-то момент лишается за свой грех Божией благодати, это мгновенно сказывается и на другом, поскольку падает общий уровень благодатной энергии семьи. А если есть дети, то это отражается и на них.

Опытный духовник нашего времени, известный нам под псевдонимом игумена №, писал: "Грех даже одного из родителей (особенно смертный) обязательно понижает единый для всей семьи, общий потенциал нетварной Божественной энергии (благодати), что в наибольшей степени сказывается на детях, как на слабейших членах единого тела семьи, лишая их и всех других членов семьи благодатной Божественной защиты от негативного воздействия демонических сил" (Уроки "вологодского дела". Сборник статей. М.: Христианская литература, 2000. с. 51-52.)

Особенно негативно сказываются на детях следующие неблагополучные факторы в семье:

1. Блуд одного или обоих супругов.

2. Неполная семья (как правило, "безотцовщина").

3. Аборты матери.

4. Участие отца или деда в разрушении храмов, расстрелах людей, клятвопреступление предков

5. Курение или алкоголизм членов семьи.

6. Недостаток родительской любви к детям.

7. Второй (или даже третий) брак у отца или матери.

8. Эгоизм и корыстолюбие родителей.

9. Увлечение супругов оккультизмом.

10. Постоянные конфликты в семье.

Наши благочестивые предки твердо знали, что именно через детей Господь наказывает за грехи родителей до третьего и четвертого поколения и что дети, появившиеся на свет в результате добрачных или внебрачных связей, могут вырасти умственно и физически неполноценными и просто несчастными в своей семейной жизни людьми. О законе родительского греха говорят многие библейские истории.

Наиболее известный пример - царь Давид. В молодости он зажегся преступной страстью к жене своего подчиненного, военачальника Урии: "Однажды под вечер Давид, встав с постели, прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину, а та женщина была очень красива. И послал Давид разведать, кто эта женщина? И сказали ему: это Вирсавия, дочь Елиама, жена Урии Хеттеянина. Давид послал слуг взять ее, и она пришла к нему, и он спал с нею" ( 2 Цар. 11, 2-4). Царь Давид отправил Урию на самый опасный военный участок, где тот погиб, а сам царь женился на Вирсавии. Наказание Божие не замедлило: умер его сын- первенец. Другой его сын, Аммон, в юности изнасиловал свою сестру Фамарь. Аммона вскоре убил его брат Аввесалом, а своего отца, царя Давида, тот настолько возненавидел, что изгнал с царского престола, а затем стремился убить его.

Надо нам всегда помнить, что в каждом из ближних мы должны видеть брата Самого Господа, Который сказал: "Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне" (Мф. 25, 40). Поясняя эти слова, схиархимандрит Софроний пишет: "Каждый человек есть непреходящая вечная ценность, большая, чем весь прочий мир, и дорог перед Богом каждый, единый из малых сих".

Мы склонны не придавать особенного значения при взаимоотношениях с ближними обидным для них словам, уколам их самолюбия, упрекам, осуждению их, раздражению на них, невниманию к ним. Так ли все это незначительно? Прп. Серафим как-то заставил двух монахинь внести на колокольню: одну - тяжелый камень, а другую грудку мелких, но по одному камешку. Первая хотя и с трудом, но выполнила свое послушание. Вторая призналась, что ее послушание ей не под силу. "Так вот и грехи наши, - пояснил им преподобный, - при одном, хотя бы и тяжелом грехе, мы еще имеем силу, чтобы покаяться, но если грешим непрерывно, хотя бы и малыми грехами - у нас нет уже возможности к покаянию". Наше отношение к ближним, если оно не основано на любви и снисхождению к ним, смирении перед ними, не основано на мире и кротости, - составляет ту груду мелких камней, которая отягчает грехом нашу душу, лишает нас пребывания с нами Духа Святого Божия и затворяет двери к "Царству Божию внутри нас" (Лк. 17, 21).

Из поучений Иоанна Кронштадтского:

"Ничем не озлобляйся, побеждай все любовью: всякие обиды, капризы, всякие неприятности семейные. Не знай ничего, кроме любви. Вини всегда искренно себя, признавая себя виновником неприятностей. Говори: я виноват, я грешен. Помни, что как ты немощен, так и ближний, а немощь за немощь уничтожается, и винить нечего немощных и грешных, если они признаются в своей немощи. Диавола, сильного во зле, надо винить".

Апостол Павел говорит нам о том, как может быть далеки мы от истинной любви, перечисляя такие признаки любви во Христе:

"Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордиться, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит".(1 Кор. 13, 4-7).

Этот анализ признаков истинной любви указывает нам, что мы чаще всего такой любви не имеем, если раздражаемся на ближних, подозрительны к ним, если не способны смиряться перед ними и перенести от них укора или обличения, не способны снисходить к их слабостям и погрешностям.

Следствием отсутствия Христовой любви в человеке является его эгоизм - "обращенность на себя", как называет этот глубокий порок души о. Александр Ельчанинов.

Итак, прощать надо всем и всегда, не оставляя в сердце ни малейшего оттенка неприязни и осуждения. Только тогда наше сердце будет чисто перед Богом и мы с дерзновением можем произнести прошение молитвы Господней: " И остави нам долги наши, как и мы оставляем должникам нашим".

У всепрощения, как и всякой добродетели, есть несколько ступеней

Прп. Иоанн Лествичник приводит рассказ про трех воинов, которые вместе претерпевали бесчестие:

"Один из них был угрызаем скорбию, но смолчал, другой порадовался за себя, но опечалился за оскорбившего его, третий же, думая единственно о вреде для ближнего, пролил теплые слезы. Тут видны делатели страха, мздовоздаяния и любви".

Будем же подражать тому третьему иноку в его подвиге всепрощения, забывая здесь о себе, а думая лишь о пользе для ближнего. Как пишет архиепископ Иоанн: "Во всяком обижаемом, если он не обижается, есть неотмирное величие, отсвет Христовых страданий".

Нетерпимость начинается там, где мы за грехами или за ложным мировоззрением перестаем видеть самого человека. Если для нас сливаются воедино грех и грешник, ложный взгляд на мир и сам человек, который его придерживается, то это дурной знак нетерпимости в нашей душе.

В Священном Писании сказано, что гнев человека не творит правды Божией (Иак. 1, 20), то есть он по себе относится к состояниям страстным и греховным. Святые отцы говорят, что можно гневаться только на врага рода человеческого и на самих себя, когда мы тяжко согрешаем. Евангелие говорит ясно, что именно за нелюбовь к ближнему осудятся на Страшном суде грешные, а праведные за исполнение оной заповеди о любви (то есть заповеди о любви) будут оправданы". Такого же мнения придерживался и старец Алексий Мечев. Однажды одна из его духовных дочерей созналась ему, что ей не нравятся те из христиан, которые "спасают - ся", т. е. строят свою внутреннюю жизнь лишь на спасении своего "я". Батюшка задумался и сказал: "Признаться, и я этого не люблю. Что такое есть "спасать - ся?" Христианин не должен думать ни о наградах, ни о том, что его ожидает после смерти за его служение Богу. Он должен забыть о себе и лишь всеми силами стараться делать на земле то, чтобы угодить Богу. Исполнять заповеди и служить ближнему. И тогда спасение души забывшего себя придет как бы само собой. Что может быть радостнее Господу, чем видеть то, что мы лишаем себя в чем-нибудь, чтобы отдать то ближнему, что мы сдерживаемся и стараемся направить душу свою, характер свой так, чтобы ближнему легко было с нами жить.

Как быть, если твои близкие и родные оказываются от тебя все дальше и дальше

Практически для каждого человека, приходящего к серьезной воцерковленности, неизбежен период временного отдаления от своих близких, которые либо идут несколько другими темпами, либо пока остаются неверующими.

Еще во времена раннего христианства преп. Варсонофий Великий так объяснял отношения верующих с близкими. Он нарисовал окружность, где точка в центре - это Бог, а точки на окружности - все мы, люди. И когда мы идем к Богу, то становимся ближе к каждому, кто уже находится внутри окружности, хотя при этом отдаляемся (быть может, только на время) от тех, с кем были рядом до того, как начали - в отличие от них свое продвижение к середине. В любом случае оно открывает для нас новый, более значительный и более глубокий уровень общения с близкими людьми. Хотя над нами могут смеяться, наше стремление ходить в храм, соблюдать пост, молиться будет вызывать раздражение и даже ревность - и все оттого, что мы куда-то уходим, что есть что-то, чем не можем поделиться. Но тут надо помнить, что дело не в том, что наши родные не хотят нас понять, а просто пока, какое-то время, и неспособны. Нужно быть твердым в исповедании веры, не идти ни на какие компромиссы, но оставаться предельно мягким в обращении с близкими. Здесь нельзя отступать, потому что каждое отступление приносит вред для тебя и соблазн для другого. Протоирей Максим Козлов советует: "Нужно не бояться быть последовательным. Хочешь пойти в воскресный день в храм - иди, даже если близкие смотрят на тебя с неудовольствием. Только до этого встань пораньше, приготовь для всех завтрак, вымой посуду. Читаешь утренние и вечерние молитвенные правила, что не нравиться твоим домашним, - все равно молись. Но после этого приди к ним с добрым и открытым сердцем. Найди время не торопясь, не на ходу поговорить, пообщаться. Утешь их, чем сможешь, благодаря тому опыту, который приобрел на молитве. Конечно, это легко лишь на словах, тяжело на деле. Но если пытаться, то со временем все образуется.

Любовь и доверие

Из поучений архиепископа Иоанна (Шаховского)

Можно ли человека любить и ему не доверять? Можно. Истинная любовь к человеку совсем не означает обоготворения всех его качеств и преклонения перед его действиями. Истинная любовь может замечать и недостатки человека, столь же остро, как и злоба. Даже еще острее. Но любовь не как злоба, а по-своему, по любовному относится к недостаткам человека. Любовь бережет и спасает человеческую душу для вечности, злоба же топит, убивает. Любовь любит самого человека, не его грехи, не его безумие, не его слепоту...И более остро, чем злоба, видит все несовершенство этого мира. Страсти действуют на разум и на волю человека и извращают его душу. Если человек, которого мы любим и кому до сих пор доверяли, вдруг явится перед нами нетрезвым и начнет нам давать советы... исчезнет ли наша любовь к этому человеку? Если мы глубоко его любим, любовь наша не исчезнет, и даже не ослабиться. Но доверие исчезнет, не только к словам, но и к чувствам этого человека, пока он в таком состоянии. Опьянение вином, опьянение какой-либо страстью: гневом, злопамятством, похотью, славолюбием... Страсти как вино действуют на разум и на волю человека и извращают его душу. Опьяненный какой-либо страстью не владеет собой, перестает быть самим собой, делается "игралищем бесов"".

Как победить раздражение? Об этом св. Паисий Великий спросил Господа. Господь сказал ему: "Если хочешь не раздражаться, то ничего не пожелай, никого не осуди и не возненавидь и не будешь раздражаться". Для мира душевного нужно душу свою приучить, чтобы она любила оскорбившего и сразу молилась за него. Не может душа иметь мира, если не будем всеми силами просить у Господа дара - любить всех людей. По словам о. Александра Ельчанинова: "Чем больше человек будет, забывая о себе, отдавать свое сердце Богу, делу и людям, тем легче будет ему становиться, пока он не достигнет мира, тишины и радости удела простых и смиренных душ". А подвижник благочестия И.И. Троицкий так говорил о возможностях у христианина сохранить мир в любой обстановке: "Истинные христиане и с бесами могут ужиться".

В некоторых случаях мир души христианина нарушается из-за беспокойства о близких. И хотя такое беспокойство и свидетельствует о любви христианина к близким, но и здесь нужна "рассудительность" в добродетели. Надобно иметь такую веру, чтобы предавать благому Промыслу Божию не только себя, но и судьбу своих близких. По этому поводу прп. Никодим Святогорец дает такой совет: "Надлежит тебе осмотрительно умерять горячность ревности о других, да сохранит тебя Господь в мире и покое душевном. Смотри, не потерпела бы душа твоя ущерба в своем главном - в мире сердца, от неразумных забот о пользе других".

Трезвитесь, бодрствуйте с Богом!

Беседа подготовлена по материалам книги Н.П. Пестов
Современная практика православного благочестия.-
Сатис Держава Санкт-Петербург, 2003 г. т. 2.стр. 142-157.



Старый стиль 3Август среда Новый стиль) 16Август Седмица 11-я по Пятидесятнице. Глас 1. Успенский пост. Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрпп. Исаакия, Далмата и Фавста (IV-V). Совершается служба со славословиемПрп. Антония Римлянина, Новгородского чудотворца (1147). Мч. Раждена перса (457) (Груз.). Прп. Космы отшельника (VI). Сщмч. Вячеслава диакона (1918). Сщмч. Николая пресвитера (1938). Евангельские Чтения2 Кор., 173 зач., III, 4-11. Мф., 96 зач., XXIII, 29-39. Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17-23 .* Чтения прп. Антония читаются, если ему совершается служба. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (2 Кор. З, 4-11; Мф. 23, 29-39). Сколько милостей явил Господь Иерусалиму (т. е. иудеям)! И, наконец-таки вынужден был сказать: "се оставляется дом ваш пуст". Известно всем, какие были от этого последствия: иудеи до сих пор бездомны. Не бывает ли подобного и с душою? Печется о ней Господь и всячески ее вразумляет; покорная идет указанным путем, а непокорная остается в своем противлении Божию званию. Но Господь не бросает и ее, а употребляет все средства, чтоб ее образумить. Возрастает упорство; возрастает и Божие воздействие. Но всему мера. Душа доходит до ожесточения и Господь, видя, что уже ничего более сделать с нею нельзя, оставляет ее в руках падения своего - и гибнет она, подобно фараону. Вот и возьми всякий, кого борют страсти, себе отсюда урок, что нельзя безнаказанно продолжать поблажку до конца. Не пора ли бросить, и не по временам только себе отказывать, а сделать уже решительный поворот? Ведь никто не может сказать, когда преступит границу. Может быть, вот-вот и конец Божию долготерпению. Молитвы Тропарь преподобного Антония Римлянина, Новгородскогоглас 4Ветхий Рим, отечество твое, оставив, / на камень, яко на легкий корабль, возшел еси / и на нем паче естества, аки безплотен, по водам шествовал еси, / промышлением Божественнаго разума направляемь, / Великаго Новаграда достигл еси / и, обитель в нем сотворив, / тело твое в ней предложил еси, яко дар освящен. / Тем молим тя, отче Антоние: / моли Христа Бога, да спасет души наша. Тропарь преподобного Антонияглас 4Ветхий Рим, отечество твое, оставив,/ на камень, яко на легкий корабль, возшел еси/ и на нем паче естества, аки безплотен, по водам шествовал еси,/ промышлением Божественнаго разума направляемь,/ Великаго Новаграда достигл еси/ и, обитель в нем сотворив,/ тело твое в ней предложил еси, яко дар освящен./ Тем молим тя, отче Антоние:// моли Христа Бога, да спасет души наша. Кондак преподобного Антонияглас 8Римское воспитание, Великому же Новуграду благодатное процветение,/ многими бо труды и подвиги в нем Богу угодил еси./ Сего ради чудес дарований от Него сподобился еси,/ и тело твое многими леты соблюде нетленно./ Мы же, сие лобызающе, радостно от души вопием ти:// радуйся, отче Антоние. Ин кондак преподобного Антония Римлянинаглас 2Яко звезда, возсиял еси от Рима,/ и, дошед Богоспасаемаго Великаго Новаграда,/ ту в нем обитель сотворил еси,/ и, церковь поставив,/ созва инок множество./ С нимиже моли о нас, чтущих память твою, да зовем ти:/ радуйся, преподобне отче Антоние. Тропарь преподобных Исаакия Далмата и Фавстаглас 4Боже отец наших,/ твор
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.07753 c.