Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество «Трезвение» » Беседы на православном радио »

01.12.2017 | В честь дня небесной покровительницы Екатеринбург посетят два Патриарха

20.10.2017 | На Покров в Екатеринбургской епархии стартует информационно-просветительская кампания о Царской семье

30.08.2017 | СЕМИНАР по работе со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости.

27.07.2017 | В Екатеринбургском духовно-просветительском «Царский» состоялось заседание Совета общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости».

- -

«Трезвое слово» №2 (№14)

План работы Общества «ТРЕЗВЕНИЕ» на 2009 год

- -
Беседы на православном радио

- -  

Курение: в чем его физическое и мистическое зло?

Здравствуйте, дорогие братья и сестры!
С вами в студии Алевтина Лежнина

Почему курить - грех? Многие задают этот вопрос.
Поговорим об этом в нашей передаче.

Курение: в чем его физическое и мистическое зло

Преподобный Амвросий Оптинский говорил: "Табак расслабляет душу, умножает и усиливает страсти, омрачает разум и разрушает здоровье медленной смертью. Раздражительность и тоска - это следствие болезненности души от табакокурения"

Что же такое курение с духовной точки зрения?

Это грех, который коренится в наклонности к самонаслаждению. Кажущееся приятным омрачение чувств, которое вызывается сигаретой, вызывает желание повторить его. И так постепенно вырабатывается привычка, приводящая к изменению самой природы человека. Человек уже не может бросить курение, хотя у него по природе нет потребности вдыхать в себя зловонный табачный дым, но, наоборот, свойственно дышать чистым воздухом. Страсть к курению извращает человеческие чувства.

Неудивительно, что курильщики страдают различными болезнями. Это есть вполне закономерное следствие исполнения человеком демонической воли, разрушительной по своей сути. Табачный дым содержит много химических элементов, среди которых такие, как бензотрацен и бензоперен - это наиболее сильные канцорагены, встречающиеся в природе, вдыхать табачный дым в 5 раз вреднее, чем вдыхать из выхлопной трубы. Со временем у курильщика происходит процесс облитерации - заращивание сосудов. Первые симптомы облитерирующего эндартерита:
  1. Побледнение конечностей.
  2. Зябкость рук и ног, нарушается температурный баланс.
  3. Онемение конечностей.
  4. Перемежающаяся хромота.
Сосуды не получают достаточного питания и начинается гангрена, с последующей ампутацией конечностей. Человек испытывает страшные мучения. Так люди платят своим собственным телом за своё пристрастие. А духи злобы пожинают свою ниву.

Курильщики не только являются самоубийцами, но и других убивают. Особенно это вредит здоровью детей.

Наши благочестивые предки прекрасно знали, что курение - это грех против Бога. Поэтому небезосновательно табак называли "ладаном сатаны", а курящий - это кадящий дьяволу собственными устами.

Никто не может утешаться тем, что согрешающих даже в среде верующих много. "Многолюдство не освобождает грешников от виновности и наказания, но только является доказательством усиления болезни" (св. Иоанн Златоуст).

Мелкий грех, как табак, - писал архиепископ Иоанн (Шаховской, 1902 -1989), до того вошёл в привычку человеческого общества, что общество ему предоставляет всяческие удобства. Где только нельзя найти папирос! Везде можно найти пепельницу, повсюду существуют специальные комнаты "для курящих". Курят - мелко-спокойно грешат - все: старые и малые, больные и здоровые, учёные и простые... Преступнику перед казнью позволяют выкурить папироску. Словно воздуха мало в земной атмосфере или слишком пресный он - надо создать себе какой-то дымный, ядовитый воздух и дышать, дышать этим ядом, упиваться этим дымом. И вот все и упиваются. До того, что "некурящий" - явление почти такое же редкое, как и "никогда не лгущий". Табачный рынок - один из самых значительных в мировой торговле, и ежегодно миллионы людей трудятся для доставления возможности другим миллионам вдыхать едкий дым, овевать его наркозом свою голову и весь организм".

Краткая историческая справка

Замечательна история табакокурения. Его возникновение подтверждает, что только с помощью демонов эта страсть могла укрепиться в человечестве.

Курение имеет давние корни: известно, что курили египетские фараоны, древние египтяне, позднее курили скифы. Где сегодня эти народы? Они исчезли с лица земли, по-видимому, не без "помощи" порока курения. Новая волна курения пришла в Европу после путешествия Колумба в Америку.

Когда 12 октября 1492 года Христофор Колумб пристал к острову Сан-Сальвадору, он и его спутники были поражены невиданным зрелищем: аборигены выпускали клубы дыма изо рта и носа! А дело было в том, что индейцы справляли священный праздник, на котором курили особую траву, - до полного одурения. Надо добавить, что в этом состоянии они общались с демонами и после рассказывали, что им говорил "великий дух". По возвращении на родину испанские мореплаватели познакомили европейскую публику с описываемым "удовольствием". Таким образом, истоком курения табака было служение идолам.

Этот порок, подобно заразной болезни, перекинулся от вымирающих индейцев Америки на Европу. Поначалу правительства многих стран пытались бороться с этой страстью. Например, в Швейцарии этот грех наказывали как за убийство, что, впрочем, соответствовало тяжести преступления, т.к. действительно курением убивается живая душа .- она лишается надежды на жизнь вечную. И кроме того, в земной жизни из-за курения человек теряет здоровье, не может полноценно выполнять свое человеческое служение. Что правительство и духовенство ни делали, чтобы прекратить это зло, ничего не помогало. Так, в 1623 году папа Урбан VIII издал буллу, в которой грозил отлучением нюхающим табак в церкви. В Турции султан Амурат 4 в 1625 году велел виновных в курении водить по улицам с петлёй на шее, потом казнить, а головы с трубками во рту выставлять напоказ.

Надо сказать, что на Руси было известно об опасности курения еще с древних времен. По-видимому, так проявлялась память о курящих и вымерших некогда народах Причерноморья. Во всяком случае, на древнейшей новгородской иконе с изображением ада, иконописец отобразил курящих чертей. Поэтому понятно то единодушие с которым светские и церковные власти противостояли проникновению табакокурения из Европы на Русь. В 1634 году указом царя Михаила Федоровича за курение табака предавали смерти. В 1649 году царь Алексей Михайлович отменил смертную казнь. В 1697 году Петр1 из ненависти к русской старине снял запреты с курения и разрешил свободную торговлю табаком. Хотя русская церковь всемерно сопротивлялась этому нововведению: за курение табака отлучали от церкви вплоть до 18 века. Табак был запрещён в России Патриархом, как вещь нечистая и противорелигиозная. И до сих пор РПЦ в целом противостоит пороку курения.

Об ускоренном вырождении курильщиков

Вспомним о двух формах проявления жизни земной.
  1. Физическая жизнь, плотская, видимая улавливается органами чувств человека.
  2. Мистическая жизнь, бесплотная, невидимая, контроль за которой со стороны человека возможен лишь через чуткое сердце, через сферу чувств.
Естественно, что о вырождении людей от табакокурения легче судить на примерах физической жизни. Хотя доказано, что порок курения отрицательно влияя на здоровье физическое, еще более пагубен для здоровья духовного.

В Школе Трезвения священник Игорь Бачинин отмечает, что существует термин "масштаб прожигания жизни", т. е. масштаб, характеризующий ускорение износа жизненно важных органов и систем организма, каковыми является депо по выработке спецферментов, обезвреживающих в организме яды, и в том числе и никотин. В частности, для курения масштаб прожигания жизни 1:2, для пьянства 1:3, для наркомании 1:5. Это означает, что за 10 лет порочной жизни, ресурс жизни курильщика уменьшается на 20 лет, для пьяницы на 30 лет, а для наркомана на 50 лет. Здесь речь идет об ускоренной утрате собственного здоровья человеком, ведущим порочную жизнь. Страшнее то, что наряду с этим, безусловно, виновным в своих бедах человеком, страдают его потомки, которым он передает больную наследственность. Курильщики вырождаются в пяти поколениях, пьяницы в трех поколениях, наркоманы в двух. На практике из-за отягчающих сопутствующих наркоманам факторов, вырождение у них идет уже в первом поколении. Как проявляется вырождение рода? Вариантов вырождения бесчисленное множество, но некоторые примеры полезно привести. Так, в одной из деревень Нечерноземья до сих пор многочаден род Ильиных. Однако увлечение старших поколений спиртным, сквернословие и другие пороки тяжким бременем легли на юное поколение. Рослые, крепкие ребята страдают болезнями кожи, не имеют детей, несут другие явные признаки вырождения рода.

С духовной точки зрения курение - это грех, который корениться в наклонности к самоуслаждению. Для чего бы ни курил человек - для снятия нервного или умственного напряжения, для поддержания дружеского или делового общения, для дополнительного удовольствия от алкогольного опьянения, наконец, для мнимого самоутверждения (у подростков) или как часть языческого ритуала, - в любом случае подспудная цель одна - омрачение ума и чувств человека. Кажущееся приятным, оно вызывает тягу к повтору и так постепенно вырабатывается привычка - гибельная страсть затягивает бедного курильщика в свои сети.

Курение - страсть духовная: по природе курить человеку несвойственно. Можно сказать что, что курение - некий антипод молитвы. Молитва называется у святых отцов дыханием души. Сосредоточивая ум человека в себе и в Боге, она доставляет ему истинное успокоение, очищение ума и сердца, ощущение духовной силы и бодрости. Курение, связанное с дыханием тела, вызывает суррогаты этих чувств. И сам символ молитвы - курение благовонного фимиама - весьма наглядно выражает противоположность благоухания ладана - употреблению зловонного диавольского зелья. Не случайно великий всероссийский молитвенник святой праведный Иоанн Кронштадтский с такой силой обличает порок табакокурения: "Человек извратил самые наслаждения чувственные. Для обоняния и вкуса, и отчасти для самого дыхания, он изобрёл и воскуряет почти непрестанно острый и пахучий дым, принося это как бы постоянное кадило демону, живущему во плоти, заражает этим дымом воздух жилища своего и воздух внешний, а прежде всего пропитывается этим зловонием сам, - и вот вам постоянное огрубление своего чувства и своего сердца поглощаемым постоянно дымом не может не действовать и на тонкость сердечного чувства, оно сообщает ему плотность, грубость, чувственность".

Будучи духовной страстью, курение врачуется соответствующими же духовными средствами. Приведём совет великого оптинского старца преподобного Амвросия. Одному жителю Петербурга, Алексею Степановичу Майорову, обратившемуся к нему за советом, как отстать от курения, старец писал: "Подробно исповедуйтесь во всех грехах с семи лет и за всю жизнь, и причаститесь Святых Тайн, и читайте ежедневно стоя Евангелие по главе или более, а когда нападает тоска, тогда читайте опять, пока не пройдёт тоска, опять нападёт - и опять нападёт - и опять читайте Евангелие. Или вместо этого кладите наедине по 33 больших поклона, в память земной жизни Спасителя и в честь Святой Троицы". Получив письмо, Алексей Степанович прочитал его и закурил папироску, как объяснял о сем в особой своеручной записке, но вдруг почувствовал сильную боль в голове, а вместе и отвращение к табачному дыму, и ночью не курил. На другой день принимался, по привычке, но уже машинально, закурить папироску четыре раза, а дым глотать не мог от сильной боли в голове. И отстал от курения легко, между тем как в предшествовавшие два года, как ни принуждал себя отвыкнуть от курения, не мог, хотя сделался болен, но всё-таки курил по 75 раз в день. "Вот тогда-то, когда стал чувствовать свою болезнь и познал своё бессилие к искоренению этой страсти, обратился я, - пишет Майоров, - заочно, по совету добрых людей, к старцу Амвросию с искренним раскаянием и просьбой его молитв обо мне. Затем, когда я приехал его благодарить, он коснулся палочкой больной головы моей, и с тех пор боли в голове не чувствую никакой".

Не надо думать, что чудесные исцеления от курения - удел прошлого. Всемилостивый Господь в любую эпоху готов подать руку помощи желающему исцелиться.

Хочется обратиться ко всем тем, кто ещё не расстался с душевредной привычкой курения. Перестаньте кадить сатане! Пожалейте близких! Поберегите своё здоровье! Просите у Господа помощи, чтобы избавиться от курения, и Он, Всесильный, подаст вам её вскоре. В нашем молитвенном обращении с Господом заключается вся сила наша, весь успех наш. Яко же розга (ветвь), не может плода сотворити (сама собою), аще не будете на лозе, тако и вы, аще во Мне не пребудете.Иже пребудет во мне, той сотворит плод мног (Ин. 15, 4, 5) говорит нам Сам Господь. Слишком слабы силы наши духовные для преодоления какого-либо вкоренившегося в нас злого навыка: слишком непрочно и изменчиво в нас даже самое желание или стремление к добру. Это доказывается непрестанно опытами жизни нашей. Если и употребляется в нынешнем свете выражение "силы воли", то выражение это чуждо духа евангельского и учения св. Церкви. Нелепость и ложность этого светского выражения известны всякому знакомому с св. Евангелием и примерами евангельскими. Разве лгал св. Апостол Пётр Господу на тайной вечери, когда с такою горячностью, с такою решимостью свидетельствовал: с Тобою и в темницу, и на смерть готов идти.? Разве это не высказано было со всею искренностью, от глубины любящего и преданного сердца? Но однако же чрез несколько часов как горько пришлось оплакивать сему Апостолу трикратную измену такому горячему и глубокому своему чувству преданности к Возлюбленному Божественному Учителю!..

Поэтому пусть, кто хочет, надеется на свою "силу воли", - а мы её не признаём, для нас одна надежда на силу Божию - Христа (1 Кор. 1, 24). К Нему воззовём со св. Церковью: Ты моя крепость, Господи! Ты моя и сила! Ты мой Бог, Ты мое радование.(Ирмос 8 гласа).

Обратимся к наставлениям св. Тихона Задонского:
"Всякое наше тщание и подвиг, как о добре, так и противу греха, не силён есть без помощи Божией: понеже весьма растленны и немощны. Сего ради от Него просить и искать должно нам всего добра и крепости и силы противу греха"...Чтобы усиленно и искренно просить избавления себе от беды душевной, от пагубных навыков и пристрастий, необходимо их усмотреть в себе, рассудить и увидеть весь вред их и всю тяжесть греха от последования им. Тогда только будет искреннее желание и молитва."
И собственное стремление - есть необходимое условие Божией помощи. Господь помогает только тем, которые всеусильнно ищут Его помощи, но и сами не поддаются страстям своим. Худо самонадеяние, и безрассудно, и бесполезно, но и излишне надеяться на помощь Господа при своём добровольном умедлении в грехе и сознательной уступке греховным навыкам - это оскорбляет Господа. Поэтому, если ты считаешь себя православным, но не оставил сего греха, соединив свои усилия, призывая на помощь святых угодников и помощь от Господа, вооружись против греховной привычки курить и непременно победишь.

Наказание же - самое главное - то, что осквернённые уста курильщиков, кадящие сатане, не могут при этом славословить Богу, не могут принимать Его Святые Дары - Тело и Кровь Христа. Как и в Евангелии сказано: "Не может из одного источника течь горькая и сладкая вода". Поэтому курильщик лишает себя спасения! Он и в земной жизни - пленник сатаны душой и телом, и в Вечной Жизни не имеет участия.

Если не можете бросить курить, то хотя бы осознайте, что губите себя, оскорбляете Бога. Осознайте это и припадите ко Господу:"Господи, я погибаю, спаси меня, не допусти до окончательной гибели. Господи, будь милостив ко мне, грешному".

Первым вошёл в рай разбойник. Это устроил Господь для поощрения и утешения нас грешных. Всё прощает милосердный Господь искренне кающемуся. "Радость бывает на небе об одном грешнике кающемся", - говорит Господь

А близкие люди должны помогать. Но никакие наши молитвы, труды, милостыни не будут угодны Богу, если мы будем осуждать только, а не прилагать усилий.

Каковы же практические рекомендации для достижения Божией помощи? Перечислим некоторые из них:
  1. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит, что любое сопротивление страсти ослабляет ее, а постоянное сопротивление низлагает страсть из души.
  2. Писание гласит, что искоренить страсть (удалить беса из жизни, иначе говоря) можно только постом и молитвой. Где пост, прежде всего, разумное самоограничение, а молитва- ключ к обретению сокровищ Божиих.
  3. Однако перед названными действиями всегда необходимо совершить покаяние.
Этапы покаяния во Христе
  1. Понимание разумом нарушения заповедей Божиих. Способствуют этому занятия в школе трезвения.
  2. Прошение прощения у Бога и у людей, вначале сокровенное, а затем в покаянных молитвах
  3. Труды покаяния ради Христа и ради людей.
  4. Углубление покаяния в сердце человеческом, когда появляются: стыд за грех, ощущение грязи на собственном духовном облике, отвращение к собственному грехолюбию.
  5. Истинное покаяние, которое, словами старца Силуана, в призыве: "Сойдем во ад покаяния и, действительно, ощутим себя хуже всякой твари". Истинное покаяние всегда не во внешних проявлениях, через которые нередко является лицемерие. Истинное покаяние всегда в глубочайших духовных переживаниях, поэтому для него характерно молчание.
Конкретнее о курении.

Известно, что тело вроде внешней скорлупы защищает душу человеческую. Вот эту скорлупу и стремятся разрушить страсти, среди которых сегодня одна из первых страстей - курение. Но страсть курения со временем укрепляется в душе человеческой, берёт её в плен. Поэтому после смерти тела страсть остаётся в душе, но орудия удовлетворения страсти, тела - уже нет. Вот тогда и начинаются адские муки без конца и без края. Для курильщиков - это адские муки в виде смрада и огня неугасимого.

Духовный смысл курения - в распущенности тела и души, в бездумном самоволии. Якобы успокоение от курения всего лишь мираж, иллюзия. В миражном удовольствии курильщика нет жизненной необходимости, но есть реальные губительные последствия для тела и души.

Почему крещёные люди, желающие жить благочестиво, воцерковляющиеся, часто не могут бросить курить?

Опыт православных трезвенников показывает, что первопричиной такого положения является чаще всего "родовое проклятие", то есть пришедшие к нам неотмоленные, нераскаянные грехи предков. Ситуация в этом случае обычно усугубляется тем, что курящий человек с вольным или невольным презрением относиться к загробной судьбе предков. Поэтому таким людям рекомендуется: в максимальной степени уточнить свою родословную, составить поимённый помянник умерших сродников, посетить родовые могилы, отпеть усопших сродников, если это не было ранее сделано, и поминать все имена в церковных и келейных молитвах, постоянно творить милостыню (материально или трудами Богоугодными) ради усопших, стремиться к самоусовершенствованию ради своего спасения.

В заключение хочется привести слова Владимира Михайлова, возглавляющего Школу трезвения в Санкт-Петербурге:
"Даже обязанные обличать по своему служению люди сегодня молчат о сугубой опасности курения, превосходящей любую другую опасность, в том числе пьянство и наркоманию. Зря они поддаются мнению, что курение меньший грех. Нет, он в поражении мысли, т.е. в искажении человеческого разума, в лишении индивидуума его человеческого достоинства. И этим все сказано"
Приходите в Общество Трезвения, вам помогут советом, молитвой. Вы встретитесь с людьми, преодолевшими страсть к табакокурению и винопитию. Вы посетите занятия в Школе трезвения, научитесь жить по-новому. Не будете травить себя. На занятиях не ставят задачу бросить курить. Отец Игорь Бачинин цитировал М. Твена, который говорил, что делал это раз сто! Бросить не цель. Главное - справиться с желанием курить. Исключить это из своей жизни.

Каждую среду в18-00 в Часовне Александра Невского совершается Молебен перед иконой Божией Матери "Неупиваемая чаша". Ждём вас! Настоящая помощь в исцелении от недугов винопития и табакокурения без вреда для души возможна только от Господа и только в Православной церкви.

Трезвитесь, бодрствуйте с Богом.

В передаче использованы материалы газеты "Трезвение"



Старый стиль 2Декабрь пятница Новый стиль) 15Декабрь Седмица 28-я по Пятидесятнице. Глас 2. Рождественский пост. Монастырский устав: горячая пища без масла. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрор. Аввакума (VII-VI до Р.Х.). Мц. Миропии (ок. 251). Прпп. Иоанна, Ираклемона, Андрея и Феофила (IV). Прп. Исе (Иессея), еп. Цилканского (VI) (Груз.). Прп. Афанасия, затворника Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1176) и другого Афанасия, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Св. Стефана Уроша, царя Сербского (1367). Сщмч. Матфея пресвитера (1921). Сщмч. Димитрия пресвитера и прп. Веры исповедницы (1932). Сщмч. Алексия, архиеп. Великоустюжского (1937). Сщмчч. Иоанна, Константина, Николая, Сергия, Владимира, Иоанна, Феодора, Николая, Николая, Павла, Сергия пресвитеров, прмч. Данакта, Космы прмцц. Маргариты, Февронии, Тамары, Антонины и Марии, мц. Матроны (1937). Прмц. Марии (1938). Мч. Бориса (1942). Евангельские ЧтенияТит., 301 зач., I, 15 - II, 10. Лк., 101 зач., XX, 19-26. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Тит. 1, 15-2, 10; Лк. 20, 19-26). "Кесарево - кесарю, а Божие - Богу"; всякому, значит, свое. В наше время вместо "кесарево" поставить надо "житейское", и сказать: житейское своим чередом, а Божеское - своим. А то все бросились на одно житейское, Божеское же оставляют назади. Оттого оно стоит не только не на своем месте, то есть, не на первом плане, как следует, но совсем забывается. Следствием этого забвения, будто не намеренного, есть потемнение его в сознании; а затем становится неясным и его содержание, и его основания. Отсюда слабость убеждения и шаткость веры; и потом отчуждение от нее и влияние всяких ветров учения. Этот путь проходит всякий особо, когда начинает нерадеть о Божием; этот же путь проходит и общество, когда оно в своих порядках, начинает не обращать внимания на то, чего требует от него Бог. Когда Божие отставлено на задний план, тогда в обществе начинает водворяться эмансипация от Божеских требований, - в умственном, нравственном и эстетическом отношениях, и секуляризация (служение духу времени) политики, обычаев, увеселений, а затем воспитания и всех учреждений. В настоящее время о том что Божие - не думают, не говорят, не пишут и даже в мысли не имеют, ни при каких начинаниях. Дивно ли, что при таком настроении, учения противные вере находят доступ в общество и что общество склоняется к повальному безверию? Молитвы Тропарь пророка Аввакумаглас 2Пророка Твоего Аввакума память, Господи, празднующе,/ тем Тя молим:// спаси души наша. Кондак пророка Аввакумаглас 8Возгласивый вселенней от юга пришествие Божие от Девы, Аввакуме богоглаголиве,/ и на Божественней стражи предстоянием/ слышания от светоносна Ангела/ Христово Воскресение возвестил еси миру,/ сего ради весело зовем ти:// радуйся, пророков светлая доброто. Тропарь преподобного Афанасия, затворника Печерского, в Ближних пещерахглас 3Блаженство плачущих получити желая,/ день и нощь непрестанно плакал еси,/ имея во уме час Судный,/ тем по кончине твоей обрел еси утешение на Небеси,/ преподобне Афанасие./ Подаждь и нам плакатися зде грехов наших выну,/ яко да плача безконечнаго избывше,/ тамо приимем вечное утешение. Кондак преподобного Афанасия, затворника Печерского, в Ближних пещерахглас 5Яко безсмертия тезоименит, по умертвии своем востал еси жив;/ показуя же, яко зело люта есть смерть, плакался еси горько.
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.08619 c.