Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество «Трезвение» » Беседы на православном радио »

20.07.2018 | ТРЕЗВОСТЬ — ОСНОВА ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ. Газета православных трезвенников № 5 (190) Июнь-июль 2018 г.

16.07.2018 | 15 ИЮЛЯ СОСТОЯЛОСЬ ОФИЦИАЛЬНОЕ ЗАКРЫТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СЛЕТА ТРЕЗВОСТИ И ЗДОРОВЬЯ "УРАЛ-2018"

14.07.2018 | Основные мероприятия Царских дней-2018 в Екатеринбурге

19.06.2018 | Обучающий семинар для организаторов трезвенного движения

- -

«Трезвое слово» №2 (№14)

План работы Общества «ТРЕЗВЕНИЕ» на 2009 год

- -
Беседы на православном радио

- -  

Болезнь винопития. И как можно помочь страждущим.

Здравствуйте, дорогие братья и сестры!
С вами в студии Алевтина Лежнина.

В нашем народе нет прямого представления о винопитии как о болезни. Пьянство может считаться мерзостью и позорищем, может считаться бедой, проявлением злого умысла и следствием дурной натуры, плохой привычкой, но не заболеванием. Однако это духовная болезнь, которая переноситься не инфекционным путем, не микробом и вирусом, но греховной бациллой страсти. Ее отличие от других духовных недугов, других пристрастий и безумий лишь в том, что, начавшись с расслабления воли, с попущения желаниям плоти, она поддерживается в организме искривлением физиологии, поскольку ее агент - алкоголь - встраивается (как, впрочем, и никотин у курильщиков, как морфий и героин у наркоманов) в активный обмен веществ.

Отношение к страждущим от винопития очень разное и порою странное. Оно бывает презрительным и брезгливым. Оно бывает сочувственным, редко сострадательным и оно бывает насмешливым. Над пьющим, пошатывающимся, тем более над лежащим в грязи - смеются. Отчего же не смеются над другим грешником, тоже ведь нравственно больными людьми? Попробуй посмеяться над убийцей, над человеком, в глазах которого тлеет ненависть, который распространяет вокруг себя дух смерти и ужаса. А лежащий не опасен. Но ведь мы и сами падаем - не в том, так в другом.

Конечно, винопитие является нравственным преступлением, и за него люди платят и в земной жизни - саморазрушением и вредом для близких и родных - и будут платить в жизни будущей, когда за каждое греховное пристрастие придется дать ответ.

"Не пейте вина, - говорит св. Феодор Студит, - предлагаю как добрый совет здоровым. Довольно с нас внутренних волн, довольно естественного огня, если же подложить совне огня винного, то возжешь бедственный пожар: плоть не выдержит, вскипит и потребует своего. Се, предупреждаю вас, предуказывая пагубные последствия. Бог уставил день испытания, осудит и предаст невообразимым мукам с демонами --делающих такие дела".

Болезнь пьянства у нас настоящий бич, подлинная Божья кара, она всегда валила с ног, подобно моровой язве, мужское население страны, а теперь перекинулось и на женщин, и на детей. Отчаянье среди непьющих по поводу пьющих выражается в виде обманывающей себя надежды на то, что положение лучше, чем на самом деле: "Он мужик - золотые руки, все умеет, все может, когда не пьет". Но развитие недуга идет всегда по нарастающей, и золотые качества прекрасного в прошлом мастера в конце концов остаются втуне, как и тщетными бывают тайные надежды знавших его лучшие времена на то, что он "исправиться"

Ужас пьянства не перестает быть ужасом пьянства от того, что этот интеллигентен и музыкален, другой умен и щедр, третий силен и крепок, четвертый ласков, пятый в трезвом состоянии белку в глаз бьет.

У нас пьют до абсурда, до парадокса. Как говорил в своих беседах с прихожанами и монашествующими игумен Ново-Тихвинского женского монастыря отец Авраам, "Пьянство, наклонность к спиртному, есть один из общеизвестных пороков нашего народа. Учитывая это, к употреблению спиртного надо относиться с особенной осторожностью. Потому что если человек немного выпьет, тем более если он борим плотскими страстями, то это может произвести в нем такую бурю, что никакой молитвой не удержишь. Не знаю, сколько надо съесть мяса, чтобы получить такое же количество энергии, какое можно получить за полчаса, хорошо выпив. Помимо получения излишней энергии бывает еще и то, что человек, собственно, теряет контроль над своим сознанием перестает собой владеть. То, чего он в трезвом состоянии не допустил бы даже в мыслях, под действием винных паров он способен свободно совершить на деле... Если мы возьмем даже Священное Писание, то увидим, какие страшные грехи совершались под действием алкоголя. Например, Лот, упившись вином, совершил грех кровосмешения, и он сам не знал, как это произошло. Ной и не был виноват, однако же подвергся осмеянию, позору, именно тогда, когда по неведению, по незнанию, что такое вино (он первый раз это делал), упился им. Во время празднования дня рождения Ирода был убит Иоанн Креститель, также естественно предположить, что на пиршестве Ирод потерял контроль над собой и поэтому сделал то, что он боялся сделать, будучи трезвым, - то есть казнил Иоанна Крестителя. Да и апостол Павел говорит: "Не упивайтесь вином, в нем же есть блуд". (Еф.5,18).

В Ветхом Завете сказано: Олоферн (военачальник ассирийского войска) любовался на нее (Иудифь), и пил вина много, сколько не пил никогда, ни в один день от рождения, - так говорится в книге Иудифи. На пиру, да еще в присутствии красавицы-еврейки, грозный и всегда осторожный Олоферн потерял голову, выражаясь фигурально, чтобы вскоре потерять ее буквально. Когда отягощенный вином воевода пал без сил на ложе в своем шатре, Иудифь сняла ему голову с плеч его же собственным мечом (Иф. 13, 1-9).

Самому человеку от страсти винопития исцелиться очень сложно. Но невозможное человеку возможно Богу. И дело родных, любящих, друзей, христианское дело - стучаться в двери милосердия Божия, милостию, творением добрых дел и собственным покаянием. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив (См. Мф. 7-7, Пс. 102, 8).  

Слово к ближним
"Не судите, да не судимы будете"

Наше общение с ближними осуществляется более всего в словах и беседах с ними. Понимаем ли мы всю меру нашей ответственности перед Богом за произносимые слова?

Сам Господь Иисус Христос, Сын Божий, назван Его ближним учеником - евангелистом Иоанном, как воплотившееся Слово - Логос, которое в начале было... у Бога" (Ин.1, 1-2). По существу употребление слова не отличается от дела - действия. Как пишет еп. Феофан Затворник: "Говоря, ты рождаешь слово. Ты произнес слово и оно никогда уже не умрет, но будет жить до Страшного Суда. Оно станет с тобой на Страшном Суде и будет за тебя или против тебя".

Нам очень хочется, чтобы близкий нам человек внутренне изменился, преобразился. Но он должен сам захотеть это сделать.

При этом очень важным является то, как мы будем с ним разговаривать. В Евангелии сказано: " Не судите да не судимы будете". Что значит "не судите"? Есть слово "осуждение" и есть слово "рассуждение". Чем отличается "осуждение" от рассуждения"? Поскольку человек создан по образу и подобию Божию, постольку благодать и добро есть в каждом человеке. Но в каждой человеческой душе, начиная с грехопадения, угнездилось еще и зло. Например. Страсть пьянства...И когда вы говорите, что ваш муж замечательный человек, но он страдает и мучается от этой страсти, и я молю Господа, чтобы Он помог ему от этой страсти избавиться - это рассуждение.

Но когда вы говорите, что ваш муж пьяница - то Образ Божий и зло вы соединяете вместе и даете этому наименование в этой конкретной личности.

Поэтому, если вы будете называть своего ближнего пьяницей - толку от этого никакого не будет. Поскольку при осуждении у человека в душе возникает внутреннее противление. Срабатывает психический механизм социальной защиты, и человек вас уже не слышит. Смотрит на вас, улыбается, но думает о чем-то своем...

Ближним надо говорить не то, что вы хотите им сказать. А необходимо им говорить то, что они могут услышать!

Чтобы побеждать зло, необходимо утверждать добро. Необходимо стяжание Духа Святого. Что, по слову преподобного Серафима Саровского чудотворца, и есть "истинная цель жизни нашей христианской". И когда наше слово с Богом, когда оно имеет Божественную благодать и Божественную силу, тогда оно и доходит до сердца человеческого. И поэтому постижение Божественных глаголов, Божественных Истин, Божественной Силы, которая находиться в Благовестии, должно быть целью точкой непосредственного приложения наших усилий. Посредством Слова мы сами можем меняться. И своеобразным упражнением в Слове для обретения внутренней благодатной Силы является чтение Священного Писания, чтение святых отцов и молитвы. В молитве мы научаемся мыслить категориями Божественного Слова, поскольку все молитвы являются авторскими. А авторами молитв являются жившие до нас Святые. В молитве мы узнаем, какими словами тот или иной святой общался с Богом, постигаем, какими средствами он обустраивал свой ум. Есть утреннее и вечернее молитвенное правило. Это означает, что молящийся выправляет свой ум и направляет его к Богу. И, конечно, чтение Священного Писания, обретение личного молитвенного опыта, обращение к молитвослову - все это требует непрестанного приложения наших усилий для того, чтобы изменить себя с целью помочь нашим близким, чтобы слово ваше обрело душеспасительную благодать, обрело душеспасительную силу.

Очень важно помочь человеку раскрыть в себе образ Божий. И помочь ему благие устремления воплотить в дела, которые действительно принесут пользу.

Хорошо, когда человек верующий. Но, как правило, для большинства верующих церковных людей такой проблемы не существует, потому что они видят главное, что нужно видеть в своей жизни - они видят свой собственный грех...

Видеть свой собственный грех - в этом и заключается для нас с вами проблема. А мы в большинстве случаев поступаем как лицемеры. "В чужом глазу соринку видите. А в своем бревна не замечаете", - говорил Спаситель в Нагорной проповеди. Только "вынув" свое бревно, мы сможем помочь ближнему избавиться от его "соринки"

Ведь одни и те же слова, сказанные разными людьми и с разной внутренней силой могут иметь в разное время разное значение. "Словом можно спасти, словом можно полки за собой повести", - гласит народная мудрость. И Господь наш Иисус Христос - это есть воплощенное Бог-Слово. И от нас с вами зависит, каково будет наше слово, которое мы обращаем к нашим близким. И каковы будут наши чувства, потому что чувства идут от сердца к сердцу. А сердце, как вы знаете, не обманешь.

Если вы видите, как гибнет человек, если Господь дает вам понимание этого, если вы имеете силы осознать эту гибельность, то помогите гибнущему. Но помощь наша должна заключаться не в том, чтобы втаптывать человека в грязь, а в том, чтобы помочь ему оттуда подняться. Наши усилия должны быть сосредоточены на том, чтобы помочь близкому восстановить человеческое достоинство. Помочь воссозданию в нем образа Божия.

Молитва святого праведного Иоанна Кронштадтского:

Господи! Имя тебе - Любовь:

Не отвергни меня,

Заблуждающегося человека.

Имя тебе - Сила:

Подкрепи меня,

Изнемогающего и падающего.

Имя тебе - Свет:

Просвети мою душу,

Омраченную житейскими страстями.

Имя тебе - Мир:

Умири мятущуюся душу мою.

Имя тебе - Милость:

Не переставай миловать меня.

А если человек не понимает вас и не чувствует внутренней потребности меняться, не надо отчаиваться, а надо дать ему время и подождать. А вообще-то помощь близкому вам человеку нужно начинать себя, потому что иначе просто ничего не получится. И ваше терпение, благодушие, кротость, приветливость будет самым действенным средством, чтобы подвигнуть человека к вере и духовной жизни Нам постоянно надо помнить, что мы боремся не с человеком, а боремся за человека, за его душу. И может быть ваши старания и ваши усилия не сразу принесут желаемый результат. Но в этом нет ничего страшного. Самое главное, чтобы вы не отчаивались. Как говорит Игнатий Брянчанинов, "любое усилие ослабляет страсть, от любого действия страсть теряет свою силу". Вы должны помнить, что вы являетесь соработниками Богу, что ваше дело богоугодное. Но при этом вы должны помнить, что результат принадлежит не вам, а принадлежит он Богу.

Трезвитесь, бодрствуйте с Богом!



Старый стиль 2Август вторник Новый стиль) 15Август Седмица 11-я по Пятидесятнице. Глас 1. Успенский пост. Монастырский устав: горячая пища без масла. Совершается служба на шестьПеренесение из Иерусалима в Константинополь мощей первомч. архидиакона Стефана (ок. 428) и обретение мощей правв. Никодима, Гамалиила и сына его Авива. Совершается служба со славословиемБлж. Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (1552-1557). Сщмч. Стефана, папы Римского (257), и иже с ним. Блж. Василия Спасо-Кубенского (XV). Прмч. Платона (1937). Ачаирской иконы Божией Матери (XXI). Евангельские Чтения2 Кор., 172 зач., II, 14 - III, 3. Мф., 95 зач., XXIII, 23-28. Блж. (под зачало): Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Мф., 43 зач., XI, 27-30 . Первомч.: Деян., 17 зач., VI, 8 - VII, 5, 47-60. Мф., 87 зач., XXI, 33-42.* Чтения блж. Василия читаются, если ему совершается служба. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (2 Кор. 2, 14-3, З; Мф. 23, 23-28). Очисти внутреннее, чтоб и внешнее чисто было. Внешнее поведение у нас в общежитии всегда почти исправно: боимся суда людского и сдерживаемся. Если же и внешне предаются порокам, то это уж последнее дело; значит стыд всякий потерян. Но при исправности поведения видимого, не всегда бывает исправен внутренний строй мыслей и чувств. Там дается полная свобода самоугодию, которое наружно и удовлетворяется, насколько это сносит людской глаз и насколько можно прикрыть от него дела свои. Это точь в точь гроб раскрашенный. Вместе с тем внутренняя нечистота делает нечистым и внешнее. Очисти же это внутреннее, тогда и внешнее станет чисто и весь будешь чист, сделаешься сосудом, годным на всякое доброе употребление домовладыке. Дивиться надо, отчего это внутреннее остается в пренебрежении: ведь погибели себе никто не хочет. Верно, враг держит такую душу в ослеплении: что это ничего, - лишь бы явных грехов не было, или научает ее отлагать на завтра главное дело - завтра займемся серьезно собою, как следует, а ныне пусть душа поусладится страстными мыслями и мечтами, если не делами. Постережемся, как бы не устареть в этом настроении и как бы исправление для нас также не стало невозможным, как переучивание старика. Молитвы Тропарь блаженного Василия, Христа ради юродивогоглас 8Житие твое, Василие, неложное, и чистота нескверна,/ Христа ради тело твое изнурил еси постом и бдением,/ и мразом и теплотою солнечною,/ и слотою и дождевным облаком,/ и просветися лице твое, яко солнце,/ и ныне приходят к тебе Российстии народи и вси людие,/ прославляюще святое твое успение./ Тем Христа Бога моли,/ да избавит ны от варварскаго пленения и междоусобныя брани/ и мир мирови подаст и душам нашим велию милость. Ина служба блаженного Василия. Тропарьглас 1Плоть удручившу ти злостраданием,/ душу же просветившу чистотою сердца,/ обогатился еси благодатию Пресвятаго Духа, Василие,/ даровати требующим полезная./ Сего ради недужнии, притекающе к цельбоподательному твоему гробу, премудроюроде,/ независтно приемлют болезней отложение/ и благодарственно воспевают прославльшаго тя,/ Единаго Человеколюбца. Ин тропарь блаженного Василия, Христа ради юродивогоглас 8Якоже бо солнце и луна наготою своею не срамляются,/ тако и ты, угодниче Христов Василие, наг сый, не срамляшеся,/ восприят бо ризу Адама первозданнаго,/ юже он ношаше прежде в рай,/ ты же сию на земли поносил еси;/ и был еси добрый купец:/ елико имеяше, вся остави/ и купи мздою терпения своего село,/ на немже сокровен безценный Бисер, Христос./ Сего ради явися всем грешным образ покаяния/ и вселися в райскую широту,/ и, предстоя Христови,/ не забуди град, в немже обита, и люди, преблаженне,/ и моли спасти души наша. Кондак блаженного Василия, Христа ради юродивогоглас 4Духом Божиим водим, преблаженне Василие,/ оттрясл еси мирский мятеж,/ и жития треволнения возгнушался еси,/ и, совлекся одеяний тленных и облекся в ризу безстрастия,/ убежал еси ловления льстиваго миродержца,/ и был еси странен во твоем языце,/ и, паче земнаго богатства избрав богатство Небесное,/ увязлся еси венцем терпения./ И ныне, преблаженне Василие, моли Христа Бога/ о творящих святую память твою, да зовем ти:/ радуйся, преблаженне Василие. Ина служба блаженного Василия. Кондакглас 4Явил тя есть Господь нынешнему роду/ исцелителя болезнем и прогонителя недугом/ любовию, Василие, притекающим к тебе/ и призывающим верою молитвы твоя. Тропарь первомученика и архидиакона Стефанаглас 4Царским венцем венчася/ твой верх от страданий,/ яже претерпел еси по Христе Бозе,/ мучеников первострадальче Стефане,/ ты бо, иудейское обличивый неистовство,/ видел еси твоего Спаса одесную Отца:/ Того убо моли о душах наших. Ин тропарь первомученика и архидиакона Стефанаглас 3Апостолом совсельник/ и страстотерпцем первострадалец,/ Христов служитель, прехвальне Стефане,/ первее бо совершив мучения течение,/ безчисленныя роды человек равно Подвигоположнику Христу приведе./ Темже яко апостола и страдальца верховнаго/ чтуще тя, молим:/ моли Христа Бога/ даровати нам велию милость. Кондак первомученика и архидиакона Стефанаглас 6Первый сеялся еси на земли Небесным делателем,/ всехвальне Стефане,/ первый на земли за Христа кровь излиял еси, блаженне,/ первый от Него победы венцем увязлся еси на Небесех,/ страдальцев начало,/ венечниче, мучеников первострадальне. Службы2 августа: Пренесение мощей святого первомученика и архидиакона Стефана. Святого блаженного Василия, Московского чудотворца 27 декабря: Святого апостола первомученика и архидиакона Стефана. Преподобного Феодора начертанного, исповедника Сайты приходов: Владимирская епархия:Храм Стефана Архидиакона с. Кидекша Волгодонская епархия:Храм святого Василия Блаженного г. Волгодонск Вологодская епархия:Храм Николая Чудотворца во Владычной слободе г. Вологда Воркутинская епархия:Храм Архидиакона Стефана с. Кипиево Вяземская епархия:Храм Преображения Господня с. Липецы Горловская епархия:Стефановский женский монастырь с. Степановка Иркутская епархия:Храм Спаса Преображения г. Иркутск Казанская епархия:Богоявленский собор г. Казань Калужская епархия:Храм Василия Блаженного г. Калуга Костомукшская епархия:Храм в честь апостола, первомученика и архидиакона Стефана п. Кестенга Костромская епархия:Храм святого Архидиакона Стефана с. Махрово Храм Николая Чудотворца и Василия Блаженного с. Болотово Луганская епархия:Храм Архидьякона Стефана пгт. Славяносербск Московская епархия (городская):Храм Рождества Пресвятой Богородицы пос. Колюбакино Храм сщмч. Василия, протоиерея Московского г. Москва Московская епархия (областная):Троиц
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.06573 c.