Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество «Трезвение» » Беседы на православном радио »

20.07.2018 | ТРЕЗВОСТЬ — ОСНОВА ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ. Газета православных трезвенников № 5 (190) Июнь-июль 2018 г.

16.07.2018 | 15 ИЮЛЯ СОСТОЯЛОСЬ ОФИЦИАЛЬНОЕ ЗАКРЫТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СЛЕТА ТРЕЗВОСТИ И ЗДОРОВЬЯ "УРАЛ-2018"

14.07.2018 | Основные мероприятия Царских дней-2018 в Екатеринбурге

19.06.2018 | Обучающий семинар для организаторов трезвенного движения

- -

«Трезвое слово» №2 (№14)

План работы Общества «ТРЕЗВЕНИЕ» на 2009 год

- -
Беседы на православном радио

- -  

Молитва и ее роль в современной жизни.

Радиобеседы в школе трезвение
Ведущая Алевтина Лежнина.

Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

Молитвенной теме посвящено множество высказываний, к ней обращались поэты, писатели, композиторы, подвижники святости, философы и даже политические деятели. За несколько дней перед знаменитой военной акцией "Буря в пустыне" против Ирака по телевидению были показаны кадры с молящимся Саддамом Хусейном. Также было сообщено, что и американский президент Джордж Буш посетил храм Божий. Каждый из них молил своего Бога. Даже сильные мира сего ощущают порой свою слабость и немощность перед присутствием высшей нетварной запредельной силы, гораздо более могущественной, чем весь военный арсенал, собранный воедино.

Великие неразгаданные тайны хранит в себе молитва. Она всегда как бы не от мира сего, хотя из него рождается.

Митрополит Антоний Сурожский отмечал: "Жизнь и молитва совершенно нераздельны. Жизнь без молитвы - это жизнь, в которой отсутствует важнейшее ее измерение, это "жизнь в плоскости", без глубины, это жизнь, довольствующаяся видимым...

Нам часто кажется, что трудно согласовать жизнь и молитву. Это заблуждение. Происходит оно оттого, что у нас ложное представление и о жизни, и о молитве. " Мы воображаем, будто жизнь состоит в том, чтобы суетиться, а молитва - в том, чтобы куда-то уединиться и забыть все. И это неверно", - замечает Антоний Сурожский.

"Молитва рождается из двух источников: либо это наше восторженное изумление перед Богом и делами Божиими. Либо это чувство трагичности - нашей и, особенно, чужой. Бердяев сказал: "Когда я голоден, это явление физическое, если голоден мой сосед, это явление нравственное". И вот трагичность, которая предстает перед нами в каждое мгновение: мой близкий всегда голоден. Это не всегда голод по хлебу. Иногда это голод по человеческому жесту, ласковому слову, взгляду. Здесь-то и начинается молитва - в этой отзывчивости на изумительное и на трагическое. Пока есть эта отзывчивость, все легко: в восторге нам легко молиться, и легко молиться, когда нас пронзает чувство трагизма.

Ну, а в другое время? И в другое молитва и жизнь должны быть одно. Встаньте утром, поставьте себя перед Богом и скажите: "Господи, благослови меня и благослови этот начинающий день", а потом относитесь ко всему этому дню, как к дару Божию и смотрите на себя, как на посланца Божия в этом неизвестном, что представляет собой начинающийся день. Это означает попросту нечто очень трудное, а именно: что бы ни случилось за этот день - ничто не чуждо воле Божией. Все без исключения - обстоятельства, в которые Господь вас пожелал поставить, чтобы вы были Его присутствием, Его любовью, Его состраданием, Его творческим разумом, Его мужеством...

И, кроме того, всякий раз, когда вы встречаетесь с той или иной ситуацией, вы - тот, кого Бог туда поставил, чтобы нести служение христианина, быть частицей Тела Христова и действием Божиим. Если вы будете так поступать, то легко увидите, что в каждое мгновение вам придется поворачиваться к Богу и говорить: "Господи, просвети мой ум, укрепи и направь мою волю, дай мне сердце пламенное, помоги мне!" В другие моменты вы сможете сказать: "Господи, спасибо!" И если вы разумны и умеете благодарить, вы избежите глупости, которая называется тщеславием или гордостью, состоящей в том, что мы воображаем, будто совершили что-то, чего могли бы и не делать. Это сделал Бог. Бог подарил нам замечательную возможность сделать это.

И когда вечером вы снова станете перед Богом и быстро переберете в памяти прошедший день, вы сможете восхвалять Бога, славить Его, благодарить Его, плакать о других и плакать о себе. Если вы начнете таким образом соединять жизнь с вашей молитвой, между ними никогда не будет разрыва, и жизнь станет горючим, питающим в каждое мгновение огонь, который будет разгораться все больше и становиться все ярче, и преобразит постепенно вас самих в ту горящую купину, о которой говорит Писание". Вот такие замечательные слова о молитве митрополита Антония Сурожского.

Мы постоянно жалуемся, что у нас не бывает возможности жить глубокой внутренней жизнью, этим мы оправдываем себя в том, что не умеем молиться, что чувства наши поверхностны, что нет углубленности в нашей душе. Почему же наша жизнь в Боге так легко нарушается случайными обстоятельствами? Потому что она на поверхности, она не глубока. Антоний Сурожский приводит интересный пример из языческой древности. Пришел к одному человеку странник, и в течение всей беседы домочадцы в глубоком молчании сидели вокруг шатра. В какой-то момент хозяин дома сказал своему гостю: "Мне пора молиться" - стал молиться, и весь дом вдруг ожил, все стали разговаривать между собой. Гость с удивлением сказал: "Что же вы делаете? Он теперь молиться, а вы его тревожите..". И один из домочадцев ответил: "Не бойся! Пока он говорил только с тобой, малейший шум мог бы его развлечь, но теперь, когда он говорит со своим Богом, ничто не может оторвать его от этой беседы". Разве это не пример, которому мы, христиане, могли бы последовать? Мы должны так углубить свою внутреннюю жизнь, чтобы она стала настоящей жизнью. Христос не напрасно сказал: где сокровище ваше, там и сердце ваше, а где сердце наше, там и все силы наши собраны...

Мы не умеем молиться сосредоточенно и глубоко, не умеем хранить в душе тот глубокий покой молитвы, который приобретаем в храме, или который иногда дается нам, как нежданный подарок от Бога. Мы не умеем уйти от суеты в те глубины, где можно неразвлеченно думать о Боге и где созревает жизнь как действие, достойное Бога. Все это говорит только о том, что сердце наше не глубоко и что сокровище нашей жизни - не Бог.

Ум при определенных упражнениях может привыкнуть быть внимательным, но в сердце могут вполне находиться иные "сокровища", и подобное фарисейство или нравственная шизофрения - явление, к сожалению, хорошо известное в христианском мире.

Подлинная нравственно окрашенная молитва, даже и келейная, никогда не бывает слишком индивидуалистична, потому что "расширившееся" сердце молящегося неизбежно включает многих, нуждающихся в молитве, тем более - молитва церковная.

Чем больше человек молиться, тем крепче он против всякого зла и своей одурманивающей страсти, тем больше получает духовной радости. Игумен Никон (Воробьев) советовал своим духовным детям положить себе за правило обязательно, хоть один раз в час, обратиться к Господу и Матери Божией с молитвой о прощении и помощи.

Но случается, что уныние и ожесточение сердца не допускают человека до молитвы. В этом случае все равно нужно стать пред иконой и пожаловаться Господу: "Господи, нет у меня ни сил, ни сокрушения, чтобы молиться Тебе, как нужно. Помоги мне". И Господь поможет. А потом и силы появятся,- говорили святые отцы. Они также свидетельствуют, что полчаса молитвы заменяют три часа освежающего сна. В книге "Откровенные рассказы странника духовному отцу своему" дается и такой совет: "Христианская душа! Если ты не находишь в себе силы поклоняться Богу духом и истиною, если сердце твое еще не ощущает теплоты и сладкого вкуса молитвы, то принеси в молитвенную жертву то, что можешь, что состоит в твоей воле, что соразмерно твоим силам. Пусть уста твои часто, беспрерывно призывают мощное имя Иисуса Христа: "Господи Иисусе Христе, помилуй меня грешного" Это не составляет большого труда и каждому посильно".

Страждущих от винопития и табакокурения часто охватывает беспричинный страх. При таком состоянии старец Нектарий Оптинский советовал: "А ты сложи руки крестом и три раза прочти: "Богородице Дево, радуйся...", и все пройдет". А если охватит сильное желание сорваться опять на выпивку или сигарету, или иную страсть, нужно читать:

Господи, помоги мне и избави имени Твоего ради.

Побори, Иисусе мой, борющих меня, встань в помощь мою.

Владычице Богородица, не допусти меня уступить врагам моим.

Ангел хранитель мой, укрой меня от вражеских стрел.

"Потерпи в таких воззваниях, и увидишь скорую помощь", - говорили Божии подвижники. И еще совет от старцев: если сильное желание внезапно захватит сердце, надо стараться, чтобы оно не вышло наружу.

Не обнаружилось ни словом, ни взглядом, ни движением. Спокойно встань и иди на молитву. Не нужно бояться, что не хватит сил победить свою греховную привычку. На самом деле сил всегда больше, чем кажется человеческому глазу. Господь, Пресвятая Богородица, небесные силы, все святые - вот наша сила. Они невидимо действуют через веру каждого нас.

Духовная дочь профессора Московской духовной академии протоиерея Александра Ветелева Л.С. Запарина написала в своей книге о редкой иконе. На ней изображена высокая стена, по одну сторону которой находиться рай, по другую, внизу,- ад. На стене - Господь Иисус Христос и апостол Петр с ключами от рая, в отдалении от них - Божия Матерь. Поскольку смысл иконы понять не просто, к ней приложен краткий пояснительный текст. Апостол Петр говорит Господу: "Боже мой... Ты поручил мне ключи от Своего светлого рая, день и ночь я стерегу его, но стал замечать, что грешники, все-таки попадают в рай без моего ведома. Помоги мне, Господи, - сейчас ночь, давай станем здесь и поглядим, где они находят путь, чтобы самовольно попасть сюда.

Стали они и видят: к краю стены подходит Пресвятая Богородица, опускает в ад Свой амофор. Грешник внизу ухватился за спущенный край, и Пречистая вытащила его наверх. Апостол Петр хотел сказать что-то Господу, но Спаситель шепнул: "Пойдем отсюда". Нам неведомо, что бывает за гробом. Но что в этой жизни Божия Матерь вытаскивает с самого дна обращающихся к Ней - известно доподлинно.

При тяжелых душевных недугах молятся также святым: преподобному Павлу Препростому, святителю Тихону Задонскому (при унынии), святителю Иоанну Златоусту, святому Афанасию Афонскому (при отчаянии). Зависимым от алкоголя большую помощь оказывали молитвы к святому праведному Иоанну Кронштадтскому, святому Вонифатию Милостивому, преподобному Моисею Мурину.

"Помните, что ни одно слово даром не пропадает в молитве, если от сердца говорится: каждое слово Господь слышит и каждое слово у Него на весах" (И.Кронштадтский) Нам кажется иногда, будто наши слова только воздух бьют напрасно, раздаются, как глас вопиющего в пустыне: нет. Нужно помнить, что Господь на молитве понимает нас, если можно так сказать, т.е. наши слова - точно так, как себя понимают совершенные молитвенники, ибо человек есть образ Божий. Господь отвечает на каждое желание сердца. Сердце наше ежедневно умирает духовною смертью. Теплая слезная молитва есть оживление его, начинающееся дыхание его.

Молитесь, молитесь и еще раз молитесь. Ищите Божью волю для жизни вашей и ваших близких. "Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, - и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе" (Фил. 4, 6-7).

Трезвитесь, бодрствуйте с Богом!

Передача подготовлена по книгам митрополита Антония Суролжского.




Старый стиль 5Август пятница Новый стиль) 18Август Седмица 11-я по Пятидесятнице. Глас 1. Успенский пост. Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты). Совершается служба на шестьПредпразднство Преображения Господня. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМч. Евсигния (362). Сщмчч. Анфира (236) и Фавия (250), пап Римских. Мч. Понтия Римлянина (ок. 257). Прав. Нонны, матери св. Григория Богослова (374). Прп. Иова Ущельского (1628). Мчч. Кантидия, Кантидиана и Сивела, в Египте (IV). Сщмч. Стефана пресвитера (1918). Мцц. Евдокии, Дарии, Дарии и Марии (1919). Сщмч. Симона, еп. Уфимского (1921). Сщмч. Иоанна диакона (1939). Евангельские Чтения2 Кор., 177 зач., IV, 13-18. Мф., 100 зач., XXIV, 27-33, 42-51, и за субботу (под зачало): 1 Кор., 123 зач., I, 3-9. Мф., 78 зач., XIX, 3-12. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (2 Кор. 4, 13-13; Мф. 24, 27-33. 42-51). "Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет". Если б это помнилось, не было бы и грешников, а между тем не помнится, хоть и всякий знает, что это несомненно верно. Даже подвижники, самые строгие, и те не сильны были свободно держать память об этом, а ухитрялись прикреплять ее к сознанию так, чтобы она не отходила: кто гроб держал в келлии, кто упрашивал сотоварищей своих по подвигу спрашивать о гробе и могиле, кто держал картинки смерти и суда, кто еще как. Не касается души смерть, она и не помнит ее. Но всячески, не может же не касаться души то, что тотчас следует за смертью; уж об этом то она не может не иметь заботы, так как тут решение ее участи на веки вечные. Отчего же этого-то она не помнит? Сама себя обманывает, что не скоро и что, авось, как-нибудь дело пройдет не худо для нас. Горькая! То уж несомненно, что которая душа держит такие мысли, та нерадива и поблажает себе, так как же думать, чтоб дело суда прошло для нее благоприятно? Нет, надо так себя держать, как держит ученик, которому предстоит экзамен: что ни делает он, а экзамен нейдет из головы; такое памятование не дозволяет ему и минуты понапрасну тратить, а все время употребляет он на приготовление к экзамену. Когда бы и нам так настроиться!(1 Кор. 1, 3-9; Мф. 19, 3-12). Господь говорит, что брачный союз первоначально Сам Бог благословил, и вложил закон этот в естество наше; о тех же, кои хотят не жениться сказал: "Кто может вместить, да вместит". Ясно, что хоть и признал Он брак законом естественным, но не настолько необходимым и неизбежным, чтоб не было места безбрачию. И последнее Он разрешает, но ограждает условием, которое сближает его с законом естества. Скопец от рождения - безбрачен по закону естественному; но и тот, кто своим произволением поставляет себя в такое состояние, в каком естественный скопец находится по рождению без участия воли - становится на одной с ним линии в отношении к естественным потребностям. Следовательно, в этом отношении как первый, так и второй - естественные безбрачники. Отчего же духовное скопчество или безбрачие произвольное считают неестественным? Оттого, что не понимают естества. У них только то и естественно, что естественно телу, а что естественно духу и что вследствие воздействия его на тело становится естественным, того они не хотят считать естественным. И добро бы это были люди все из числа материалистов, а то нет: поговори с ними о чем-нибудь другом, резонно рассуждают. Молитвы Тропарь предпразднстваглас 4Христово преображение предусрящем,/ светло торжествующе предпразднственная, вернии, и возопиим:/ приспе день Божественнаго веселия,/ восходит на гору Фаворскую Владыка,// Божества Своего облистати красоту. Кондак предпразднстваглас 4Божественным днесь преображением/ человеческое все естество/ просиявает божественно,/ в веселии зовущее:// преобразуется Христос, спасаяй вся. Службы25 января: Святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского 30 января: Священномученика Ипполита, папы Римского. Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста 5 августа: Предпразднество Преображения Господа нашего Иисуса Христа. Святого мученика Евсигния Сайты приходов:Храм в честь иконы Божией Матери Одигитрия Смоленская с. Выездное (Нижегородская епархия) Храм Николая Чудотворца с. Николо-Крутины (Московская епархия (областная)) Храм Григория Неокесарийского в Дербицах г. Москва (Московская епархия (городская)) Храм свт. Григория Богослова г. Тамп
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.04485 c.