Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество «Трезвение» » Беседы на православном радио »

30.08.2017 | СЕМИНАР по работе со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости.

27.07.2017 | В Екатеринбургском духовно-просветительском «Царский» состоялось заседание Совета общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости».

17.07.2017 | Подводим итоги, намечаем перспективы

14.07.2017 | Царские Дни (16 июля 2017)

- -

«Трезвое слово» №2 (№14)

План работы Общества «ТРЕЗВЕНИЕ» на 2009 год

- -
Беседы на православном радио

- -  

Молитва и ее роль в современной жизни.

Радиобеседы в школе трезвение
Ведущая Алевтина Лежнина.

Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

Молитвенной теме посвящено множество высказываний, к ней обращались поэты, писатели, композиторы, подвижники святости, философы и даже политические деятели. За несколько дней перед знаменитой военной акцией "Буря в пустыне" против Ирака по телевидению были показаны кадры с молящимся Саддамом Хусейном. Также было сообщено, что и американский президент Джордж Буш посетил храм Божий. Каждый из них молил своего Бога. Даже сильные мира сего ощущают порой свою слабость и немощность перед присутствием высшей нетварной запредельной силы, гораздо более могущественной, чем весь военный арсенал, собранный воедино.

Великие неразгаданные тайны хранит в себе молитва. Она всегда как бы не от мира сего, хотя из него рождается.

Митрополит Антоний Сурожский отмечал: "Жизнь и молитва совершенно нераздельны. Жизнь без молитвы - это жизнь, в которой отсутствует важнейшее ее измерение, это "жизнь в плоскости", без глубины, это жизнь, довольствующаяся видимым...

Нам часто кажется, что трудно согласовать жизнь и молитву. Это заблуждение. Происходит оно оттого, что у нас ложное представление и о жизни, и о молитве. " Мы воображаем, будто жизнь состоит в том, чтобы суетиться, а молитва - в том, чтобы куда-то уединиться и забыть все. И это неверно", - замечает Антоний Сурожский.

"Молитва рождается из двух источников: либо это наше восторженное изумление перед Богом и делами Божиими. Либо это чувство трагичности - нашей и, особенно, чужой. Бердяев сказал: "Когда я голоден, это явление физическое, если голоден мой сосед, это явление нравственное". И вот трагичность, которая предстает перед нами в каждое мгновение: мой близкий всегда голоден. Это не всегда голод по хлебу. Иногда это голод по человеческому жесту, ласковому слову, взгляду. Здесь-то и начинается молитва - в этой отзывчивости на изумительное и на трагическое. Пока есть эта отзывчивость, все легко: в восторге нам легко молиться, и легко молиться, когда нас пронзает чувство трагизма.

Ну, а в другое время? И в другое молитва и жизнь должны быть одно. Встаньте утром, поставьте себя перед Богом и скажите: "Господи, благослови меня и благослови этот начинающий день", а потом относитесь ко всему этому дню, как к дару Божию и смотрите на себя, как на посланца Божия в этом неизвестном, что представляет собой начинающийся день. Это означает попросту нечто очень трудное, а именно: что бы ни случилось за этот день - ничто не чуждо воле Божией. Все без исключения - обстоятельства, в которые Господь вас пожелал поставить, чтобы вы были Его присутствием, Его любовью, Его состраданием, Его творческим разумом, Его мужеством...

И, кроме того, всякий раз, когда вы встречаетесь с той или иной ситуацией, вы - тот, кого Бог туда поставил, чтобы нести служение христианина, быть частицей Тела Христова и действием Божиим. Если вы будете так поступать, то легко увидите, что в каждое мгновение вам придется поворачиваться к Богу и говорить: "Господи, просвети мой ум, укрепи и направь мою волю, дай мне сердце пламенное, помоги мне!" В другие моменты вы сможете сказать: "Господи, спасибо!" И если вы разумны и умеете благодарить, вы избежите глупости, которая называется тщеславием или гордостью, состоящей в том, что мы воображаем, будто совершили что-то, чего могли бы и не делать. Это сделал Бог. Бог подарил нам замечательную возможность сделать это.

И когда вечером вы снова станете перед Богом и быстро переберете в памяти прошедший день, вы сможете восхвалять Бога, славить Его, благодарить Его, плакать о других и плакать о себе. Если вы начнете таким образом соединять жизнь с вашей молитвой, между ними никогда не будет разрыва, и жизнь станет горючим, питающим в каждое мгновение огонь, который будет разгораться все больше и становиться все ярче, и преобразит постепенно вас самих в ту горящую купину, о которой говорит Писание". Вот такие замечательные слова о молитве митрополита Антония Сурожского.

Мы постоянно жалуемся, что у нас не бывает возможности жить глубокой внутренней жизнью, этим мы оправдываем себя в том, что не умеем молиться, что чувства наши поверхностны, что нет углубленности в нашей душе. Почему же наша жизнь в Боге так легко нарушается случайными обстоятельствами? Потому что она на поверхности, она не глубока. Антоний Сурожский приводит интересный пример из языческой древности. Пришел к одному человеку странник, и в течение всей беседы домочадцы в глубоком молчании сидели вокруг шатра. В какой-то момент хозяин дома сказал своему гостю: "Мне пора молиться" - стал молиться, и весь дом вдруг ожил, все стали разговаривать между собой. Гость с удивлением сказал: "Что же вы делаете? Он теперь молиться, а вы его тревожите..". И один из домочадцев ответил: "Не бойся! Пока он говорил только с тобой, малейший шум мог бы его развлечь, но теперь, когда он говорит со своим Богом, ничто не может оторвать его от этой беседы". Разве это не пример, которому мы, христиане, могли бы последовать? Мы должны так углубить свою внутреннюю жизнь, чтобы она стала настоящей жизнью. Христос не напрасно сказал: где сокровище ваше, там и сердце ваше, а где сердце наше, там и все силы наши собраны...

Мы не умеем молиться сосредоточенно и глубоко, не умеем хранить в душе тот глубокий покой молитвы, который приобретаем в храме, или который иногда дается нам, как нежданный подарок от Бога. Мы не умеем уйти от суеты в те глубины, где можно неразвлеченно думать о Боге и где созревает жизнь как действие, достойное Бога. Все это говорит только о том, что сердце наше не глубоко и что сокровище нашей жизни - не Бог.

Ум при определенных упражнениях может привыкнуть быть внимательным, но в сердце могут вполне находиться иные "сокровища", и подобное фарисейство или нравственная шизофрения - явление, к сожалению, хорошо известное в христианском мире.

Подлинная нравственно окрашенная молитва, даже и келейная, никогда не бывает слишком индивидуалистична, потому что "расширившееся" сердце молящегося неизбежно включает многих, нуждающихся в молитве, тем более - молитва церковная.

Чем больше человек молиться, тем крепче он против всякого зла и своей одурманивающей страсти, тем больше получает духовной радости. Игумен Никон (Воробьев) советовал своим духовным детям положить себе за правило обязательно, хоть один раз в час, обратиться к Господу и Матери Божией с молитвой о прощении и помощи.

Но случается, что уныние и ожесточение сердца не допускают человека до молитвы. В этом случае все равно нужно стать пред иконой и пожаловаться Господу: "Господи, нет у меня ни сил, ни сокрушения, чтобы молиться Тебе, как нужно. Помоги мне". И Господь поможет. А потом и силы появятся,- говорили святые отцы. Они также свидетельствуют, что полчаса молитвы заменяют три часа освежающего сна. В книге "Откровенные рассказы странника духовному отцу своему" дается и такой совет: "Христианская душа! Если ты не находишь в себе силы поклоняться Богу духом и истиною, если сердце твое еще не ощущает теплоты и сладкого вкуса молитвы, то принеси в молитвенную жертву то, что можешь, что состоит в твоей воле, что соразмерно твоим силам. Пусть уста твои часто, беспрерывно призывают мощное имя Иисуса Христа: "Господи Иисусе Христе, помилуй меня грешного" Это не составляет большого труда и каждому посильно".

Страждущих от винопития и табакокурения часто охватывает беспричинный страх. При таком состоянии старец Нектарий Оптинский советовал: "А ты сложи руки крестом и три раза прочти: "Богородице Дево, радуйся...", и все пройдет". А если охватит сильное желание сорваться опять на выпивку или сигарету, или иную страсть, нужно читать:

Господи, помоги мне и избави имени Твоего ради.

Побори, Иисусе мой, борющих меня, встань в помощь мою.

Владычице Богородица, не допусти меня уступить врагам моим.

Ангел хранитель мой, укрой меня от вражеских стрел.

"Потерпи в таких воззваниях, и увидишь скорую помощь", - говорили Божии подвижники. И еще совет от старцев: если сильное желание внезапно захватит сердце, надо стараться, чтобы оно не вышло наружу.

Не обнаружилось ни словом, ни взглядом, ни движением. Спокойно встань и иди на молитву. Не нужно бояться, что не хватит сил победить свою греховную привычку. На самом деле сил всегда больше, чем кажется человеческому глазу. Господь, Пресвятая Богородица, небесные силы, все святые - вот наша сила. Они невидимо действуют через веру каждого нас.

Духовная дочь профессора Московской духовной академии протоиерея Александра Ветелева Л.С. Запарина написала в своей книге о редкой иконе. На ней изображена высокая стена, по одну сторону которой находиться рай, по другую, внизу,- ад. На стене - Господь Иисус Христос и апостол Петр с ключами от рая, в отдалении от них - Божия Матерь. Поскольку смысл иконы понять не просто, к ней приложен краткий пояснительный текст. Апостол Петр говорит Господу: "Боже мой... Ты поручил мне ключи от Своего светлого рая, день и ночь я стерегу его, но стал замечать, что грешники, все-таки попадают в рай без моего ведома. Помоги мне, Господи, - сейчас ночь, давай станем здесь и поглядим, где они находят путь, чтобы самовольно попасть сюда.

Стали они и видят: к краю стены подходит Пресвятая Богородица, опускает в ад Свой амофор. Грешник внизу ухватился за спущенный край, и Пречистая вытащила его наверх. Апостол Петр хотел сказать что-то Господу, но Спаситель шепнул: "Пойдем отсюда". Нам неведомо, что бывает за гробом. Но что в этой жизни Божия Матерь вытаскивает с самого дна обращающихся к Ней - известно доподлинно.

При тяжелых душевных недугах молятся также святым: преподобному Павлу Препростому, святителю Тихону Задонскому (при унынии), святителю Иоанну Златоусту, святому Афанасию Афонскому (при отчаянии). Зависимым от алкоголя большую помощь оказывали молитвы к святому праведному Иоанну Кронштадтскому, святому Вонифатию Милостивому, преподобному Моисею Мурину.

"Помните, что ни одно слово даром не пропадает в молитве, если от сердца говорится: каждое слово Господь слышит и каждое слово у Него на весах" (И.Кронштадтский) Нам кажется иногда, будто наши слова только воздух бьют напрасно, раздаются, как глас вопиющего в пустыне: нет. Нужно помнить, что Господь на молитве понимает нас, если можно так сказать, т.е. наши слова - точно так, как себя понимают совершенные молитвенники, ибо человек есть образ Божий. Господь отвечает на каждое желание сердца. Сердце наше ежедневно умирает духовною смертью. Теплая слезная молитва есть оживление его, начинающееся дыхание его.

Молитесь, молитесь и еще раз молитесь. Ищите Божью волю для жизни вашей и ваших близких. "Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, - и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе" (Фил. 4, 6-7).

Трезвитесь, бодрствуйте с Богом!

Передача подготовлена по книгам митрополита Антония Суролжского.




Старый стиль 7Сентябрь среда Новый стиль) 20Сентябрь Седмица 16-я по Пятидесятнице. Глас 6. День постный. Пища с растительным маслом. Совершается служба на шестьПредпразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМч. Созонта (ок. 304). Совершается служба со славословиемСвт. Иоанна, архиеп. Новгородского (1186). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрмч. Макария Каневского, архим. Овручского, Переяславского (1678). Прп. Макария Оптинского (1860). Апп. от 70-ти Евода (66). и Онисифора (после 67). Мч. Евпсихия (II). Прп. Луки (после 975). Прпп. Александра Пересвета и Андрея Осляби (1380). Прп. Серапиона Спасоелезаровского, Псковского (1480). Сщмчч. Петра и Михаила пресвитеров (1918). Сщмчч. Евгения, митр. Горьковского, и с ним Стефана пресвитера и прмчч. Евгения, Николая и Пахомия (1937). Сщмч. Григория, Василия пресвитеров, прмч. Льва (1937). Евангельские ЧтенияГал., 214 зач., VI, 2-10. Мк., 29 зач., VII, 14-24, и за четверг (под зачало): Еф., 216 зач., I, 1-9. Мк., 30 зач., VII, 24-30. Мч.: Еф., 233 зач., VI, 10-17. Ин., 52 зач., XV, 17 - XVI, 2. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Гал. 6, 2-10; Мк. 7, 14-24). "Извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство". Тут перечислены ходячие грехи, но и все другие, большие и малые, исходят из сердца, и вид в каком они исходят - помышление злое. Первое семя зла впадает на мысль сделать то и то. Отчего и как впадает? Часть этих впадений можно объяснить известными законами сочетаний и сцеплений идей и образов, но только часть. Другая значительнейшая часть происходит от самодвижного раздражения страстей. Когда страсть живет в сердце, то не может не потребовать удовлетворения. Это требование обнаруживается позывом на то и другое; с позывом же соединен предмет тот или другой. Отсюда мысль: "а вот что надо сделать". Тут то же происходит, что, например, при голоде: почувствовавший голод, чувствует позыв на пищу; с позывом вспадает на мысль и самая пища; отсюда - достать то или это и съесть. Третья, может быть, более объемистая часть исходит от нечистых сил. Ими переполнен воздух, и они стаями шныряют около людей, и всякий по роду своему рассевает вокруг себя воздействие на соприкосновенные лица. Злое летит от них, как искры от раскаленного железа. Где удобоприемлемость там внедряется искра, а с нею и мысль о злом деле. Этим, а не другим чем либо, можно объяснить неизвестно почему зарождающиеся помышления злые, среди занятий решительно не сродных с ними. Но эта разность причин не делает разности в том, как поступать с помышлениями злыми. Закон один: пришло злое помышление - отбрось и делу конец. Не отбросишь в первую минуту, во вторую труднее будет, в третью еще труднее, а тут и не заметишь, как родится сочувствие, желание и решение и средства явятся. . . вот грех и под руками. Первое противление злым помышлениям - трезвение и бодрствование с молитвою.(Еф. 1, 1-9; Мк. 7, 24-30). Что подвигло сирофиникиянку придти к Господу и быть столь неотступною в прошении? Сложившийся образ убеждений; убеждена была, что Спаситель силен исцелить дочь ее и пришла к Нему; убеждена была, что Он не оставит без удовлетворения прошения ее, и не переставала просить. Убеждения - итог всей жизни, воспитания, ходячих мыслей, впечатлений от окружающего, от встречаемых учений и разнообразных случаев и занятий в жизни. Под действием всего этого работает мысль и доходит до известных убеждений. При этом надо иметь во внимании, что всюду есть и отовсюду теснится в душу человека истина Божия. Истина лежит в сердце человека; истина Божия отпечатлена на всех тварях; есть истина Божия в обычаях и нравах человека; есть она и в учениях больше или меньше. Но всюду же есть и ложь. Кто от истины, тот собирает истину и полон убеждений истинных, спасительных. А кто не от истины, тот собирает ложь и полон убеждений ложных, заблуждений пагубных. От человека ли быть от истины и не от истины - всякий разбери сам, а между тем суд Божий всех ожидает. . . Молитвы Тропарь святителя Иоанна, архиепископа Новгородскогоглас 8Днесь светло красуется славнейший великий Новград,/ имея мощи твоя в себе, святителю Иоанне,/ яко солнечныя лучи испущающия,/ и подающия исцеления, притекающим с верою к тебе./ Молися Христу Богу, избавити град сей невредим от варварскаго пленения,/ и междоусобныя брани, и огненнаго запаления,/ святителю Богомудре и чудоносче,/ небесный человече, и земный ангеле:/ да сошедшеся любовию в память твою,/ светло празднуем, в песнех и пениих радующеся,/ и Христа славяще, тебе таковую благодать даровавшаго исцелений,/ и великому Новуграду заступление и утверждение. Ин тропарь святителя Иоанна, архиепископа Новгородскогоглас 4Господи Боже наш,/ творяй присно с нами по Твоему смотрению,/ не отстави милости Твоея от нас,/ но молитвами святителя Твоего Иоанна/ в мире устрой живот наш. Кондак святителя Иоанна, архиепископа Новгородскогоглас 4Возвеселися явленно Честная Церковь Христова,/ в память днесь приснословущаго святителя Иоанна,/ от великаго Новаграда возсиявшаго:/ и всю страну удивившаго преславными чудодеянии,/ и всеми добродетельми украсившагося./ И по преставлении бо честное тело его обретеся нетленно,/ источающее велия чудеса./ Темже зовем ему:/ о всеблаженне!/ Моли Христа Бога непрестанно о всех нас. Тропарь преподобномученика Макария, архимандрита Каневскогоглас 4Христу, нас ради с Небес сошедшему,/ последовал еси в подвизех твоих,/ Макарие, отче наш./ Егоже моли о нас, ублажающих тя,/ прощение прегрешений даровати нам,/ любовию же и смирением сердца наша озарити/ и спасти души наша. Ин тропарь преподобномученика Макария, архимандрита Каневскогоглас 4Божественным желанием весь сам себе от юнаго возраста Господеви возложив,/ явился еси светильник светлый граду твоему,/ поучая всех истинней вере и житию богоугодному,/ священно-мучениче Макарие, Овручская похвало./ Сего ради, яко агнец непорочный, гонимый от распрелюбивых врагов,/ возшел еси во обитель Каневскую,/ идеже, яко пастырь добрый, душу твою положил еси за овцы твоя./ И ныне ко всечестней раце многоцелебных мощей твоих/ мы, грешнии, со умилением притекающе,/ дар исцеления приемлем, многострадальне:/ ты бо присно источаеши болящим здравие, печальным утешение/ и всем, чтущим тя, всякое исполнявши требование,/ моляся Христу Богу спастися душам нашим. Ин тропарь преподобномученика Макария, архимандрита Каневскогоглас 8Ко всечестней раце многоцелебных мощей твоих,/ преподобномучениче Макарие,/ мы, грешнии, притекающе, дар исцеления приемлем:/ ты бо присно источаеши болящим здравие, печальным утешение/ и всех, чтущих тя, всякое исполнявши требование,/ молящеся Христу Богу спастися душам нашим. Кондак преподобномученика Макария, архимандрита Каневскогоглас 4Нетленною красотою смиреннаго жития твоего/ Бога на земли прославил еси/ и Божественный веры чистоту/ сохраняти люди научил еси,/ страдальческими же подвиги кончину прием,/ от Бога прославлен явился еси,/ преподобномучениче Мака
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.36693 c.