Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество «Трезвение» » Беседы на православном радио »

31.05.2017 | Мы — вместе: общественные организации Сибири объединяются.

14.05.2017 | В Екатеринбурге, в храме свт. Николая Чудотворца (при Уральском Горном Государственном Университете) прошло очередное заседание помощников благочинных по утверждению трезвости Екатеринбургской Епархии.

28.04.2017 | Форум «УТРО-2017»

28.04.2017 | Научно-практическая конференция Христианская антропология и психология в развитии человека

27.03.2017 | Говорить на одном языке: социально ориентированные НКО учатся взаимодействовать с органами власти и СМИ

- -

«Трезвое слово» №2 (№14)

План работы Общества «ТРЕЗВЕНИЕ» на 2009 год

- -
Беседы на православном радио

- -  

О храме на Цветочном бульваре.

Радиопередача
Беседы в школе Трезвение
О Храме на Цветочном бульваре в Санкт-Петербурге и о важности покаяния.

Здравствуйте, дорогие, братья и сестры! С вами в студии Алевтина Лежнина.

В октябре этого года от екатеринбургского общества "Трезвение" я участвовала в юбилейных торжествах петербуржца, академика Ф.Г. Углова, противника алкоголя и табака. Известнейшему российскому хирургу, академику трех академий, самому пожилому практикующему хирургу мира, Ф.Г. Углову исполнилось 100 лет. Он уже давно представлен в Книге рекордов Гиннеса как самый долгодействующий оперирующий хирург.

Тысячи операций сделал Федор Григорьевич своими золотыми руками и убедился сам, что многих операций можно было избежать, если бы люди не курили и не пили спиртные напитки.

После участия в юбилейных торжествах я на другое утро поехала помолиться на Божественной Литургии в храм на Цветочном бульваре, где престол освящен в честь чудотворного образа иконы Божией Матери Неупиваемая Чаша. В России только в Санкт-Петербурге, да в Нижнем Новгороде есть храмы в честь иконы Божией Матери Неупиваемая Чаша. Молитвенное обращение к этой иконе помогает многим избавиться от страстей винопития и табакокурения. Настоятель храма на Цветном бульваре митрофорный протоиерей Иоанн Миронов был духовным чадом святого Серафима Вырицкого, кроме того, он был связан многолетней дружбой со старцем отцом Николаем Гурьяновым с острова Залит, не раз встречался с отцом Кукшей и другими известными подвижниками. Отец Иоанн среди прихожан пользуется особой любовью и почитанием, по его горячим молитвам исцелились и дали обет трезвости немало людей. Необычно, что храм находится на территории завода автотормозных изделий (АТИ). Известно, что этот завод с 1913 года находится на земле Новодевичьего монастыря. В сентябре 1997 года храм был освящен.

Несмотря на то, что храм небольшой, на воскресной Литургии бывает до 200-х человек. В храме чувствуется особый прилив любви друг ко другу, радость единения, воодушевления. Как сказал протоиерей Иоанн Миронов, "Благодать приходит в ответ на молитву и освящает нас". И напомнил пример: "Шли два путника и увидели труп, старец помолился и почувствовал благоухание, потому что это было тело мученика. А навстречу ехал богатый человек на коне, умащенный духами, но старец отвернулся, потому что он почувствовал смрад греха, исходящий от этого человека. Так благодать дает благоухание, а грех дает смрад. Нужно постоянно каяться, чтобы Господь нас облагоухал. И помнить всегда, что "Бог гордым противиться, а смиренным дает благодать" (Иак. 4, 6).

А ведь призыв к покаянию был первым призывом первой проповедью Христа: "Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие" (Мф. 4, 17). Но может быть, усиленное покаяние нужно лишь для больших грешников, а не для нас? В Евангелии есть, на первый взгляд, загадочная фраза. Господь сказал: " Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию" (Мф. 9, 13). И Его часто обвиняли в том, что Он более имел дело с грешниками - блудницами и мытарями. Почему же Господь не хотел иметь дело с "праведниками"? Потому, что те, кто почитали себя "праведниками", не имеющими нужды в покаянии, на самом деле в самообольщении, были гордецами, т.е. грешили грехом, наиболее ненавистным Богу и были душевно неизлечимы, благодаря полному отсутствию сознания своей греховности. Вполне "праведников" вообще нет на земле. Пророк Давид говорил: "Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного" (Пс. 13, 3).

Настоящее покаяние так удивительно изменяет человека, что вся душа его непрерывно тянется к Богу "как олень на источники водные" - сказал в одном из псалмов царь Давид. Это тяготение, или "печаль о Боге", по слову апостола Павла, делает и закон Бога дорогим и сладким.

И все же еще оставшиеся прежние склонности ("закон плоти") тянут в свою сторону, и стремления к прежнему, старому, греховному переживается как нечистота.

В Евангелии рассказывается притча: " Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит его. Тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И пришед, находит его незанятым, выметенным и убранным. Тогда идет и берет с собой семь других духов, злейших себя, и, вошедши, живут там, и бывает для человека того последнее хуже первого" (Мф. 12, 43-45).

Нечистые духи - это различного рода страсти. Таким образом, вышедший из человека нечистый дух может рассматриваться как некая побежденная страсть. Когда душа, изгнав страсть, не умеет наполнить себя святым нравственным содержанием, нечистые духи помогают внедрить в не гораздо более насыщенную страстность. Поэтому человек, суме6вший победить греховную привычку, должен, прежде всего, поставить свой ум на страже сердца, чтобы рассматривать, по крайней мере, грубые греховные помыслы и стараться не пропускать их. Когда такая задача не ставиться, может происходить один из наиболее вероятных вариантов развития событий.

Например, человек победил грех табакокурения и винопития, и эта победа была заслуженным результатом серьезной работы его самого, близких ему людей и всей церкви. Но Духу Святому пока не нашлось места в вычищенном сердце: Он по-настоящему не призван, и страж у сердечных ворот не поставлен. Потихоньку приближается, возвращается прежняя страсть, ведущая семерку товарищей. Первым подкрадывается нечистый дух гордости: либо в виде самодовольства (какой же я все-таки молодец, что сумел сам победить свой порок), либо самонадеянности (оказывается, это не так уж и трудно, и у меня достаточно сил, чтобы справиться с этим), либо самоуверенности (да и вообще эта мерзость не посмеет ко мне больше приблизиться, зная, что я опытный борец и победитель).

Проникнув в душу, дух гордости дает проход следующему духу: духу лености, который так естественно является в результате бездействия бывшей порочной привычки. Совесть спокойна, хочется отдохнуть от прежней напряженности, "заслуженный отдых" никогда еще не был так заслужен, как теперь.

Молитва, совершаемая исключительно по внешнему канону, перестает быть собственно молитвой, и таким образом вслед за леностью в душу вползает следующий угрюмый дух - безмолитвенности. Но внешнее делание, совершаемое без внутреннего молитвенного содержания, будучи вполне удовлетворено самим собой, тем самым привлекает следующий нечистый дух - нераскаянности, который обычно проникает в душу в сопровождении двух помощников: самооправдания и невнимательности к себе. Этот дух производит страшное действие и сам по себе, и потому, что многочисленные повседневные погрешности, не встречая сопротивления, свободно входят в душу и делают там, что хотят.

Среди множества других нечистых духов самые болезненные удары может нанести дух неблагодарности, что обычно и бывает. Коварная работа этого духа заключается в том, что при его действии человек перестает видеть что-либо доброе и в действиях Бога, и в действиях людей, любящих его. Возникающее в результате равнодушие к людям готовит почву для следующего нечистого духа - замкнутости на самом себе. В результате работы этого духа возрастают фантастическая обидчивость, озлобленность, недовольство. Сам же человек, ослепленный своей замкнутостью и равнодушием, может раздавать другим удары, даже не замечая этого. В результате резко сужается круг одиночества, вокруг оказываются одни обломки - и души, и прежних добрых отношений. И тогда-то в душу проникает самый страшный и разрушительный дух, от которого исчезает в ней все самое доброе, - дух уныния. И теперь самая пора снова запить.

Поэтому важна постоянная покаянная работа. Человек, постоянно кающийся, никогда не забывает о своих прежних пороках и отступлениях. И не потому, что Бог не простил ему грехов, - в такой мысли содержится богохульство и неверие в бесконечное милосердие Божие, но эти бывшие пороки всегда напоминают ему о порочных склонностях падшей природы.

Вообще память о бывшей тяжкой вине делает более живыми раскаянные чувства, сопровождающие покаяние. Люди, тонко чувствующие связь со своими близкими, переживают их грехопадения отчасти как свои, особенно это относится к родителям, понимающим, что они и в самом деле своим недостаточно разумным и чистым воспитанием ответственны за порочную жизнь своих детей, за их безобразия не только в нежном, но и в гораздо более зрелом возрасте. Дети также порой не могут не чувствовать, что кровь отцов донесла до них греховные склонности прежних поколений.

Чем ярче свет Христов озаряет сердца, тем яснее сознаются все недостатки, язвы и раны. И наоборот, люди, погруженные в мрак греховный, ничего не видят в своем сердце, если и видят, то не ужасаются, так как им не с чем сравнить. Поэтому пока покаянное чувство не является нашим обычным состоянием, надо, готовясь к исповеди, проверять свою совесть по заповедям, по некоторым молитвам (например, 3-я вечерняя, 4-я перед Св. Причащением).

Священник Александр Ельчанинов советовал, разбираясь в своей душе, надо постараться различать основные грехи от производных, симптомы - от более глубоко лежащих причин.

Например, очень важны - рассеянность на молитве, дремота и невнимание в церкви, отсутствие интереса к чтению Священного Писания. Но не происходят ли эти грехи от маловерия и слабой любви к Богу? Нужно отметить в себе своеволие, непослушание, самооправдание, нетерпение укоров, неуступчивость, упрямство, но еще важнее открыть их связь с самолюбием и гордостью. Если мы замечаем в себе стремление к обществу, словоохотливость, смехословие, усиленную заботу о своей наружности и не только своей, но своих близких, то надо исследовать, не является ли это формой "многообразного тщеславия".

 

"Нужно учиться смирению у Божией Матери, особенно женщинам, - наставляет отец Иоанн. А то приходят и говорят: "Жена хорошая, но истеричная. Жена хорошая, но ревнивая". Вот ведь беда какая, а ведь можно в таком состоянии и жизнь закончить. Сколько я знаю примеров, когда люди вечером молились, а утром их уже находили мертвыми. А Господь говорит: "В чем застану, в том и сужу".

 

Все мы много согрешаем, но мы знаем: "Несть человек, еже жив будет и не согрешит". Протоиерей Иоанн Миронов говорил: "Я люблю наблюдать икону благоразумного разбойника, иногда его изображают на дьяконских вратах. И я думаю: раз он в раю, значит, он удостоился святости. А Иуда ходил вместе с Господом, казначеем был, а стал предателем, не покаялся, удавился - и он в аду. Спасает только покаяние.

Мы видим, как мир тонет в грехах и пороках, страсти душат людей, они не могут остановиться. Самое основное, как считает священник Иоанн Миронов, - это молиться друг за друга. Главное в единении. Если мы в единении, значит мы со Христом. А там, где нет единения, где разделение, распри, - там нет Христа".

Итак, покайся, человек,

На небеса воззри глазами,

Для покаянья этот век,

Омой грехи свои слезами.

 

Трезвитесь, бодрствуйте с Богом!

 




Старый стиль 15Июнь воскресенье Новый стиль) 28Июнь Неделя 4-я по Пятидесятнице. Глас 3. Петров пост. Разрешается рыба. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрор. Амоса (VIII до Р.Х.). Совершается служба с полиелеемСвт. Ионы, митр. Московского, всея России чудотворца (1461). Мчч. Вита, Модеста и Крискентии питательницы (ок. 303). Мч. Дулы Киликийского (ок. 305-313). Иеронима Блаженного,Стридонского (419-420). Августина Блаженного, еп. Иппонийского (430). Перенесение мощей прп. Феодора Сикеота, еп. Анастасиупольского (ок. IX). Мч. Лазаря, блгв. кн. Сербского (1389). Свт. Ефрема II, патриарха Сербского (после 1399). Обретение мощей прмчч. Григория и Кассиана Авнежских (1524). Прп. Дулы страстотерпца, Египетского (V). Собор преподобных отцев Псково-Печерских. Сщмч. Амоса пресвитера (1919). Евангельские Чтениятр. - Ев. 4-е, Лк., 112 зач., XXIV, 1-12. Лит. - Рим., 93 зач., VI, 18-23. Мф., 25 зач., VIII, 5-13. Свт.: Евр., 335 зач., XIII, 17-21. Ин., 36 зач., X, 9-16 . * Чтения свт. Ионы читаются, если ему совершается служба. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Рим. 6, 18-23; Мф. 8, 5-13). Какова вера сотника! Удивила Самого Господа. Сущность ее в том, что он исповедал Господа Богом всяческих, всемощным владыкою и повелителем всего сущего; потому-то и просил: только скажи слово и исцелеет отрок мой. Верую, что все Тебе подвластно и все слушается мановения Твоего. Такой же веры и от всех требовал Господь; такая же требуется и от нас. В ком есть такая вера, тот ни в чем не имеет недостатка и что ни попросит, все получает. Так обетовал Сам Господь. О, когда бы и нам попасть хоть на след такой веры! Но и она есть дар, и дара этого тоже надо просить и просить с верою. Будем же просить ее, по крайней мере с чувством нужды в ней, просить постоянно, притрудно, помогая в то же время раскрытию ее в нас соответственными размышлениями, а более всего покорностью заповедям Божиим. Молитвы Кондак пророка Амосаглас 4Очистив духом, пророче,/ твое светозарное сердце, славный Амосе,/ пророчествия дар свыше прием,/ возопил еси велегласно во странах:// се Бог наш, и не приложится ин к Нему. Тропарь преподобных Григория и Кассиана Авнежскихглас 4Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их/ в мире управи живот наш. Ин тропарь преподобных Григория и Кассиана Авнежскихглас 8Православия наставницы,/ благочестия и чистоты учителие,/ Церкви Вологодстей богодарованное украшение,/ преподобнии отцы наши Григорие и Кассиане,/ молите Милостиваго Бога,/ да вашим предстательством подаст благодать и мир стране нашей/ и душам нашим спасение. Кондак преподобных Григория и Кассиана Авнежскихглас 4Иже плотская мудрования Духови повинувше/ и вся, яже на земли, презревше,/ Христу, Единому Богу, прилепившеся, святии,/ и Того ради в пустыню вселишася,/ источаете ныне исцеления/ с верою притекающим к мощем вашим,/ полезная нам просите от Бога/ молитвами вашими богоприятными,/ Григорие и Кассиане преподобнии. Тропарь святителя Ефрема, патриарха Сербскогоглас 8Патриархов великое удобрение,/ святителем красото, монахом правило,/ пустынником славу, милости подателя, разсуждения светильника,/ сошедшеся, вернии, восхвалим,/ кротости учителя, Божественнаго рачителя,/ премудраго архипастыря, великаго святителя и отца,/ Ефрема, Патриарха Сербскаго,/ звезду, темныя люди просвещающую/ и вся верныя озаряющую./ Темже, притекающе к раце мощей его,/ любовию целуем я и вопием:/ святе святый, непрестай молити Христа Бога/ спастися душам нашим. Кондак святителя Ефрема, патриарха Сербскогоглас 8Яко благочестия учителя прекраснаго/ и архиереом первопрестольника премудраго,/ иночествующим наставника и привило,/ церковная чада, сошедшеся, почтим память его песньми, глаголюще:/ радуйся, отче, деяний и видений уме совершенный. Тропарь преподобного Иеронима Стридонскогоглас 3Велика имеет тя предстателя, Богомудре,/ православных собрание,/ якоже убо преподобных еси собеседник/ и Божественныя премудрости сопричастник,/ тако, пречудне Иерономе,/ Христу Богу молося/ даровати нам велию милость. Кондак преподобного Иеронима Стридонскогоглас 8В преподобных преподобнейшаго и в блаженных блаженнейшаго учителя,/ песнь
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.11569 c.