Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество «Трезвение» » Беседы на православном радио »

30.08.2017 | СЕМИНАР по работе со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости.

27.07.2017 | В Екатеринбургском духовно-просветительском «Царский» состоялось заседание Совета общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости».

17.07.2017 | Подводим итоги, намечаем перспективы

14.07.2017 | Царские Дни (16 июля 2017)

- -

«Трезвое слово» №2 (№14)

План работы Общества «ТРЕЗВЕНИЕ» на 2009 год

- -
Беседы на православном радио

- -  

О храме на Цветочном бульваре.

Радиопередача
Беседы в школе Трезвение
О Храме на Цветочном бульваре в Санкт-Петербурге и о важности покаяния.

Здравствуйте, дорогие, братья и сестры! С вами в студии Алевтина Лежнина.

В октябре этого года от екатеринбургского общества "Трезвение" я участвовала в юбилейных торжествах петербуржца, академика Ф.Г. Углова, противника алкоголя и табака. Известнейшему российскому хирургу, академику трех академий, самому пожилому практикующему хирургу мира, Ф.Г. Углову исполнилось 100 лет. Он уже давно представлен в Книге рекордов Гиннеса как самый долгодействующий оперирующий хирург.

Тысячи операций сделал Федор Григорьевич своими золотыми руками и убедился сам, что многих операций можно было избежать, если бы люди не курили и не пили спиртные напитки.

После участия в юбилейных торжествах я на другое утро поехала помолиться на Божественной Литургии в храм на Цветочном бульваре, где престол освящен в честь чудотворного образа иконы Божией Матери Неупиваемая Чаша. В России только в Санкт-Петербурге, да в Нижнем Новгороде есть храмы в честь иконы Божией Матери Неупиваемая Чаша. Молитвенное обращение к этой иконе помогает многим избавиться от страстей винопития и табакокурения. Настоятель храма на Цветном бульваре митрофорный протоиерей Иоанн Миронов был духовным чадом святого Серафима Вырицкого, кроме того, он был связан многолетней дружбой со старцем отцом Николаем Гурьяновым с острова Залит, не раз встречался с отцом Кукшей и другими известными подвижниками. Отец Иоанн среди прихожан пользуется особой любовью и почитанием, по его горячим молитвам исцелились и дали обет трезвости немало людей. Необычно, что храм находится на территории завода автотормозных изделий (АТИ). Известно, что этот завод с 1913 года находится на земле Новодевичьего монастыря. В сентябре 1997 года храм был освящен.

Несмотря на то, что храм небольшой, на воскресной Литургии бывает до 200-х человек. В храме чувствуется особый прилив любви друг ко другу, радость единения, воодушевления. Как сказал протоиерей Иоанн Миронов, "Благодать приходит в ответ на молитву и освящает нас". И напомнил пример: "Шли два путника и увидели труп, старец помолился и почувствовал благоухание, потому что это было тело мученика. А навстречу ехал богатый человек на коне, умащенный духами, но старец отвернулся, потому что он почувствовал смрад греха, исходящий от этого человека. Так благодать дает благоухание, а грех дает смрад. Нужно постоянно каяться, чтобы Господь нас облагоухал. И помнить всегда, что "Бог гордым противиться, а смиренным дает благодать" (Иак. 4, 6).

А ведь призыв к покаянию был первым призывом первой проповедью Христа: "Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие" (Мф. 4, 17). Но может быть, усиленное покаяние нужно лишь для больших грешников, а не для нас? В Евангелии есть, на первый взгляд, загадочная фраза. Господь сказал: " Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию" (Мф. 9, 13). И Его часто обвиняли в том, что Он более имел дело с грешниками - блудницами и мытарями. Почему же Господь не хотел иметь дело с "праведниками"? Потому, что те, кто почитали себя "праведниками", не имеющими нужды в покаянии, на самом деле в самообольщении, были гордецами, т.е. грешили грехом, наиболее ненавистным Богу и были душевно неизлечимы, благодаря полному отсутствию сознания своей греховности. Вполне "праведников" вообще нет на земле. Пророк Давид говорил: "Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного" (Пс. 13, 3).

Настоящее покаяние так удивительно изменяет человека, что вся душа его непрерывно тянется к Богу "как олень на источники водные" - сказал в одном из псалмов царь Давид. Это тяготение, или "печаль о Боге", по слову апостола Павла, делает и закон Бога дорогим и сладким.

И все же еще оставшиеся прежние склонности ("закон плоти") тянут в свою сторону, и стремления к прежнему, старому, греховному переживается как нечистота.

В Евангелии рассказывается притча: " Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит его. Тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И пришед, находит его незанятым, выметенным и убранным. Тогда идет и берет с собой семь других духов, злейших себя, и, вошедши, живут там, и бывает для человека того последнее хуже первого" (Мф. 12, 43-45).

Нечистые духи - это различного рода страсти. Таким образом, вышедший из человека нечистый дух может рассматриваться как некая побежденная страсть. Когда душа, изгнав страсть, не умеет наполнить себя святым нравственным содержанием, нечистые духи помогают внедрить в не гораздо более насыщенную страстность. Поэтому человек, суме6вший победить греховную привычку, должен, прежде всего, поставить свой ум на страже сердца, чтобы рассматривать, по крайней мере, грубые греховные помыслы и стараться не пропускать их. Когда такая задача не ставиться, может происходить один из наиболее вероятных вариантов развития событий.

Например, человек победил грех табакокурения и винопития, и эта победа была заслуженным результатом серьезной работы его самого, близких ему людей и всей церкви. Но Духу Святому пока не нашлось места в вычищенном сердце: Он по-настоящему не призван, и страж у сердечных ворот не поставлен. Потихоньку приближается, возвращается прежняя страсть, ведущая семерку товарищей. Первым подкрадывается нечистый дух гордости: либо в виде самодовольства (какой же я все-таки молодец, что сумел сам победить свой порок), либо самонадеянности (оказывается, это не так уж и трудно, и у меня достаточно сил, чтобы справиться с этим), либо самоуверенности (да и вообще эта мерзость не посмеет ко мне больше приблизиться, зная, что я опытный борец и победитель).

Проникнув в душу, дух гордости дает проход следующему духу: духу лености, который так естественно является в результате бездействия бывшей порочной привычки. Совесть спокойна, хочется отдохнуть от прежней напряженности, "заслуженный отдых" никогда еще не был так заслужен, как теперь.

Молитва, совершаемая исключительно по внешнему канону, перестает быть собственно молитвой, и таким образом вслед за леностью в душу вползает следующий угрюмый дух - безмолитвенности. Но внешнее делание, совершаемое без внутреннего молитвенного содержания, будучи вполне удовлетворено самим собой, тем самым привлекает следующий нечистый дух - нераскаянности, который обычно проникает в душу в сопровождении двух помощников: самооправдания и невнимательности к себе. Этот дух производит страшное действие и сам по себе, и потому, что многочисленные повседневные погрешности, не встречая сопротивления, свободно входят в душу и делают там, что хотят.

Среди множества других нечистых духов самые болезненные удары может нанести дух неблагодарности, что обычно и бывает. Коварная работа этого духа заключается в том, что при его действии человек перестает видеть что-либо доброе и в действиях Бога, и в действиях людей, любящих его. Возникающее в результате равнодушие к людям готовит почву для следующего нечистого духа - замкнутости на самом себе. В результате работы этого духа возрастают фантастическая обидчивость, озлобленность, недовольство. Сам же человек, ослепленный своей замкнутостью и равнодушием, может раздавать другим удары, даже не замечая этого. В результате резко сужается круг одиночества, вокруг оказываются одни обломки - и души, и прежних добрых отношений. И тогда-то в душу проникает самый страшный и разрушительный дух, от которого исчезает в ней все самое доброе, - дух уныния. И теперь самая пора снова запить.

Поэтому важна постоянная покаянная работа. Человек, постоянно кающийся, никогда не забывает о своих прежних пороках и отступлениях. И не потому, что Бог не простил ему грехов, - в такой мысли содержится богохульство и неверие в бесконечное милосердие Божие, но эти бывшие пороки всегда напоминают ему о порочных склонностях падшей природы.

Вообще память о бывшей тяжкой вине делает более живыми раскаянные чувства, сопровождающие покаяние. Люди, тонко чувствующие связь со своими близкими, переживают их грехопадения отчасти как свои, особенно это относится к родителям, понимающим, что они и в самом деле своим недостаточно разумным и чистым воспитанием ответственны за порочную жизнь своих детей, за их безобразия не только в нежном, но и в гораздо более зрелом возрасте. Дети также порой не могут не чувствовать, что кровь отцов донесла до них греховные склонности прежних поколений.

Чем ярче свет Христов озаряет сердца, тем яснее сознаются все недостатки, язвы и раны. И наоборот, люди, погруженные в мрак греховный, ничего не видят в своем сердце, если и видят, то не ужасаются, так как им не с чем сравнить. Поэтому пока покаянное чувство не является нашим обычным состоянием, надо, готовясь к исповеди, проверять свою совесть по заповедям, по некоторым молитвам (например, 3-я вечерняя, 4-я перед Св. Причащением).

Священник Александр Ельчанинов советовал, разбираясь в своей душе, надо постараться различать основные грехи от производных, симптомы - от более глубоко лежащих причин.

Например, очень важны - рассеянность на молитве, дремота и невнимание в церкви, отсутствие интереса к чтению Священного Писания. Но не происходят ли эти грехи от маловерия и слабой любви к Богу? Нужно отметить в себе своеволие, непослушание, самооправдание, нетерпение укоров, неуступчивость, упрямство, но еще важнее открыть их связь с самолюбием и гордостью. Если мы замечаем в себе стремление к обществу, словоохотливость, смехословие, усиленную заботу о своей наружности и не только своей, но своих близких, то надо исследовать, не является ли это формой "многообразного тщеславия".

 

"Нужно учиться смирению у Божией Матери, особенно женщинам, - наставляет отец Иоанн. А то приходят и говорят: "Жена хорошая, но истеричная. Жена хорошая, но ревнивая". Вот ведь беда какая, а ведь можно в таком состоянии и жизнь закончить. Сколько я знаю примеров, когда люди вечером молились, а утром их уже находили мертвыми. А Господь говорит: "В чем застану, в том и сужу".

 

Все мы много согрешаем, но мы знаем: "Несть человек, еже жив будет и не согрешит". Протоиерей Иоанн Миронов говорил: "Я люблю наблюдать икону благоразумного разбойника, иногда его изображают на дьяконских вратах. И я думаю: раз он в раю, значит, он удостоился святости. А Иуда ходил вместе с Господом, казначеем был, а стал предателем, не покаялся, удавился - и он в аду. Спасает только покаяние.

Мы видим, как мир тонет в грехах и пороках, страсти душат людей, они не могут остановиться. Самое основное, как считает священник Иоанн Миронов, - это молиться друг за друга. Главное в единении. Если мы в единении, значит мы со Христом. А там, где нет единения, где разделение, распри, - там нет Христа".

Итак, покайся, человек,

На небеса воззри глазами,

Для покаянья этот век,

Омой грехи свои слезами.

 

Трезвитесь, бодрствуйте с Богом!

 




Старый стиль 4Октябрь вторник Новый стиль) 17Октябрь Седмица 20-я по Пятидесятнице. Глас 2. Поста нет. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСщмч. Иерофея, еп. Афинского (I). Совершается служба со славословиемОбретение мощей свтт. Гурия, архиеп. Казанского, и Варсонофия, еп. Тверского (1595). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСобор Казанских Святых. Мчч. Гаия, Фавста, Евсевия и Херимона (III). Сщмч. Петра Капетолийского (III-IV). Мцц. Домнины и дщерей ее Виринеи (Вероники) и Проскудии (Просдоки) (305-306). Мчч. Давикта (Адавкта) (ок. 305-313). и дщери его Каллисфении (ок. 318). Прп. Павла Препростого (IV). Прп. Аммона (ок. 350). Блгв. кн. Владимира Ярославича Новгородского, чудотворца (1052). Прпп. Елладия и Онисима Печерских (XII-XIII). Прп. Аммона, затворника Печерского (XIII). Св. прав. Стефана Щиляновича (1515) (Серб.). Сщмч. Димитрия пресвитера (1918). Сщмчч. Николая, Михаила, Иакова и Тихона пресвитеров, прмч. Василия (1937). Св. Хионии исп. (1945). Евангельские ЧтенияФлп., 242 зач., II, 16-23. Лк., 27 зач., VI, 37-45 .* Если совершается служба свтт. Гурия и Варсонофия, то на литургии чтения дня и святителей: Евр., 335 зач., XIII, 17-21. Мф., 11 зач., V, 14-19. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Лк. 6, 37-45). Не суди, отпускай, давай. . . по-видимому, все трата одна, а прибыли никакой. А между тем вот что обещается: не будешь осуждать, и тебя не осудят; будешь отпускать, и тебе отпустят; будешь давать, и тебе дано будет. Теперь эта прибыль не видна; но она прибудет несомненно тому, кто от сердца сделает указанные затраты, - прибудет именно в ту пору, когда больше всего будет чувствоваться нужда в неосуждении и прощении. Как обрадуется тот, кто вдруг сподобится получить такие блага, как будто ни за что! И наоборот, как будет скорбеть и горевать тот, кто в свое время не умел прибыльно распорядиться своим достоянием! Все бы отпустил и все бы роздал, да поздно: всему время. Не все гоняться за такою прибылью, которая прямо идет в руки, почти вслед за тратою. Брось, по русскому присловью, хлеб-соль назади, - он очутится впереди. Образ действий в показанных случаях действительно похож на бросание; но только тут бросается не на попрание, а в руки Божии. В этих руках и хранение верно, и получение из них несомненно. Приложи только веру и упование. Молитвы Тропарь преподобного Аммона, затворника Печерского. в Дальних пещерахглас 2Егда изшел еси от мира, / тогда мирская вся яко тщетна отвергл, / егда же образ иноческий на ся прият, / тогда вражия коварства подвиги своими и труды, Аммоне блаженне, попрал еси, вопия: / Христе Боже, слава Тебе. Кондак преподобного Аммона, затворника Печерского. в Дальних пещерахглас 4Да своему Воеводе и Господу, преподобне Аммоне, благоугодиши,/ всех отшаявся мирских пристрастий,/ странствовал еси Его ради вся дни экивота своего многотрудне,/ тем обрет вечный покой,/ моли и нам в той вселитися. Тропарь святителей Гурия и Варсонофияглас 3Первии учителие прежде темному,/ ныне же светлому и новопросвещенному граду Казани,/ первии возвестителие пути спасительнаго,/ истиннии хранителие апостольских преданий,/ столпи непоколебимии, благочестия учителие/ и Православия наставницы, Гурие и Варсонофие,/ Владыку всех молите// мир вселенней даровати и душам нашим велию милость. Кондак святителя Варсонофияглас 6Воздержанием тело духу поработив,/ душу же равноангельну сотворил еси,/ сего ради святительства саном почется,/ чисте Чистейшему предстоиши./ Моли Христа Бога, святителю,/ спасти люди твоя, святе,/ да вси вопием ти:/ радуйся, отче преподобне Варсонофие,// граду нашему Казани похвала и утверждение. Тропарь благоверного князя Владимира Ярославичаглас 4Измлада явился еси, Богомудре княже Владимире,/ Божественный сосуд избран Богови,/ благочестием воспитан, веру непорочну соблюл/ и, храм пречуден Премудрости Божия/ в Великом Новеграде сем устроив,/ тело Твое в Нем предложил еси,/ и ныне, на Небесех предстоя Престолу Святыя Троицы,/ молися низпослати и нам велию и богатую милость. Кондак благоверного князя Владимира ЯрославичаКондак, Многомудренно пожив в княжении твоем в Великом Новеграде,/ благоверный княже Владимире,/ плод благий в жизни сей был еси, присноцветущ добродетельми./ Того ради получил еси жизнь вечную на Небесех,/ тело же твое нетлением прославлено бысть на земли,/ и ныне праздник твой светло совершающе,/ с любовию вопием тебе:/ радуйся, великому Новуграду и всей Российстей земли утверждение. Кондак святителя Гурияглас 4Чувственныя страсти победив,/ чистотою, яко солнце, возсиял еси,/ чисто житие до конца сохранив,/ и от неверия в веру многих ко Христу привел еси,/ и Того ради от Бога нетлением почтен был еси/ и чудесы удивляем./ Молим тя, святителю Гурие,/ молитвами твоими от бед избави нас, да зовем ти:// радуйся, отче предивный, граду Казани похвала и утверждение. Тропарь священномученика Иерофеяглас 4Благости научився и трезвяся во всех,/ благою совестию священнолепно оболкся,/ почерпл еси от сосуда избраннаго неизреченная/ и, веру соблюд, равное течение совершил еси,/ священномучениче Иерофее,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим. Показать ещё молитвы Кондак священномученика Иерофеяглас 8Священноначальника Афинскаго восхваляем тя,/ яко таиноучившеся тобою странным и неизреченным:/ явился бо еси Богоприятный песнословец./ Но моли, всеблаженне Иерофее,/ от всяких нам грехопадений избавитися, да зовем:/ радуйся, отче Богомудре. Кондак священномученика Иерофеяглас 4Якоже столп непоколебим, Иерофее,/ прещения врагов не устрашися,/ но прелести разрушил еси твердыню,/ яко камень честен валяяся, отче./ Тем Владыка тя, храбрствовавша, венчает/ живоначальною и Божественною десницею,// Егоже о всех нас умоли. Тропарь святого праведного князя Стефана Щиляновича, Сербскогоглас 4На земли премудрости славу стяжал еси,/ богатство Господеви своему вручил еси,/ и Той тя с Небесными водворяет,/ тело твое на земли, святе, сохрани невредимо,/ ты бо в целомудрии и чистоте/ житие праведно пожил еси,/ тем с дерзновением моли спастися нам. Кондак святого праведного князя Стефана Щиляновича, Сербскогоглас 2Вышняго желанием прославляя,/ и Той тя в памяти прославляет, праведне,/ восхождением добродетелей совершил еси душу,/ премудре святе Стефане,/ на земли непорочно житие соверши,/ Зиждителю всех благоугодил еси,/ моли непрестанно о всех нас. Службы4 октября: Святого сщмч. Иерофея, епископа Афинского. Обретение честных мощей святителей Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского Сайты приходов: Йошкар-Олинская и Марийская епархия:Храм Святителя Гурия Казанского с. Азъял-Петъял Казанская епархия:Храм Гурия Казанского с. Ципья
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.06155 c.