Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество «Трезвение» » Беседы на православном радио »

01.12.2017 | В честь дня небесной покровительницы Екатеринбург посетят два Патриарха

20.10.2017 | На Покров в Екатеринбургской епархии стартует информационно-просветительская кампания о Царской семье

30.08.2017 | СЕМИНАР по работе со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости.

27.07.2017 | В Екатеринбургском духовно-просветительском «Царский» состоялось заседание Совета общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости».

- -

«Трезвое слово» №2 (№14)

План работы Общества «ТРЕЗВЕНИЕ» на 2009 год

- -
Беседы на православном радио

- -  

О храме на Цветочном бульваре.

Радиопередача
Беседы в школе Трезвение
О Храме на Цветочном бульваре в Санкт-Петербурге и о важности покаяния.

Здравствуйте, дорогие, братья и сестры! С вами в студии Алевтина Лежнина.

В октябре этого года от екатеринбургского общества "Трезвение" я участвовала в юбилейных торжествах петербуржца, академика Ф.Г. Углова, противника алкоголя и табака. Известнейшему российскому хирургу, академику трех академий, самому пожилому практикующему хирургу мира, Ф.Г. Углову исполнилось 100 лет. Он уже давно представлен в Книге рекордов Гиннеса как самый долгодействующий оперирующий хирург.

Тысячи операций сделал Федор Григорьевич своими золотыми руками и убедился сам, что многих операций можно было избежать, если бы люди не курили и не пили спиртные напитки.

После участия в юбилейных торжествах я на другое утро поехала помолиться на Божественной Литургии в храм на Цветочном бульваре, где престол освящен в честь чудотворного образа иконы Божией Матери Неупиваемая Чаша. В России только в Санкт-Петербурге, да в Нижнем Новгороде есть храмы в честь иконы Божией Матери Неупиваемая Чаша. Молитвенное обращение к этой иконе помогает многим избавиться от страстей винопития и табакокурения. Настоятель храма на Цветном бульваре митрофорный протоиерей Иоанн Миронов был духовным чадом святого Серафима Вырицкого, кроме того, он был связан многолетней дружбой со старцем отцом Николаем Гурьяновым с острова Залит, не раз встречался с отцом Кукшей и другими известными подвижниками. Отец Иоанн среди прихожан пользуется особой любовью и почитанием, по его горячим молитвам исцелились и дали обет трезвости немало людей. Необычно, что храм находится на территории завода автотормозных изделий (АТИ). Известно, что этот завод с 1913 года находится на земле Новодевичьего монастыря. В сентябре 1997 года храм был освящен.

Несмотря на то, что храм небольшой, на воскресной Литургии бывает до 200-х человек. В храме чувствуется особый прилив любви друг ко другу, радость единения, воодушевления. Как сказал протоиерей Иоанн Миронов, "Благодать приходит в ответ на молитву и освящает нас". И напомнил пример: "Шли два путника и увидели труп, старец помолился и почувствовал благоухание, потому что это было тело мученика. А навстречу ехал богатый человек на коне, умащенный духами, но старец отвернулся, потому что он почувствовал смрад греха, исходящий от этого человека. Так благодать дает благоухание, а грех дает смрад. Нужно постоянно каяться, чтобы Господь нас облагоухал. И помнить всегда, что "Бог гордым противиться, а смиренным дает благодать" (Иак. 4, 6).

А ведь призыв к покаянию был первым призывом первой проповедью Христа: "Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие" (Мф. 4, 17). Но может быть, усиленное покаяние нужно лишь для больших грешников, а не для нас? В Евангелии есть, на первый взгляд, загадочная фраза. Господь сказал: " Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию" (Мф. 9, 13). И Его часто обвиняли в том, что Он более имел дело с грешниками - блудницами и мытарями. Почему же Господь не хотел иметь дело с "праведниками"? Потому, что те, кто почитали себя "праведниками", не имеющими нужды в покаянии, на самом деле в самообольщении, были гордецами, т.е. грешили грехом, наиболее ненавистным Богу и были душевно неизлечимы, благодаря полному отсутствию сознания своей греховности. Вполне "праведников" вообще нет на земле. Пророк Давид говорил: "Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного" (Пс. 13, 3).

Настоящее покаяние так удивительно изменяет человека, что вся душа его непрерывно тянется к Богу "как олень на источники водные" - сказал в одном из псалмов царь Давид. Это тяготение, или "печаль о Боге", по слову апостола Павла, делает и закон Бога дорогим и сладким.

И все же еще оставшиеся прежние склонности ("закон плоти") тянут в свою сторону, и стремления к прежнему, старому, греховному переживается как нечистота.

В Евангелии рассказывается притча: " Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит его. Тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И пришед, находит его незанятым, выметенным и убранным. Тогда идет и берет с собой семь других духов, злейших себя, и, вошедши, живут там, и бывает для человека того последнее хуже первого" (Мф. 12, 43-45).

Нечистые духи - это различного рода страсти. Таким образом, вышедший из человека нечистый дух может рассматриваться как некая побежденная страсть. Когда душа, изгнав страсть, не умеет наполнить себя святым нравственным содержанием, нечистые духи помогают внедрить в не гораздо более насыщенную страстность. Поэтому человек, суме6вший победить греховную привычку, должен, прежде всего, поставить свой ум на страже сердца, чтобы рассматривать, по крайней мере, грубые греховные помыслы и стараться не пропускать их. Когда такая задача не ставиться, может происходить один из наиболее вероятных вариантов развития событий.

Например, человек победил грех табакокурения и винопития, и эта победа была заслуженным результатом серьезной работы его самого, близких ему людей и всей церкви. Но Духу Святому пока не нашлось места в вычищенном сердце: Он по-настоящему не призван, и страж у сердечных ворот не поставлен. Потихоньку приближается, возвращается прежняя страсть, ведущая семерку товарищей. Первым подкрадывается нечистый дух гордости: либо в виде самодовольства (какой же я все-таки молодец, что сумел сам победить свой порок), либо самонадеянности (оказывается, это не так уж и трудно, и у меня достаточно сил, чтобы справиться с этим), либо самоуверенности (да и вообще эта мерзость не посмеет ко мне больше приблизиться, зная, что я опытный борец и победитель).

Проникнув в душу, дух гордости дает проход следующему духу: духу лености, который так естественно является в результате бездействия бывшей порочной привычки. Совесть спокойна, хочется отдохнуть от прежней напряженности, "заслуженный отдых" никогда еще не был так заслужен, как теперь.

Молитва, совершаемая исключительно по внешнему канону, перестает быть собственно молитвой, и таким образом вслед за леностью в душу вползает следующий угрюмый дух - безмолитвенности. Но внешнее делание, совершаемое без внутреннего молитвенного содержания, будучи вполне удовлетворено самим собой, тем самым привлекает следующий нечистый дух - нераскаянности, который обычно проникает в душу в сопровождении двух помощников: самооправдания и невнимательности к себе. Этот дух производит страшное действие и сам по себе, и потому, что многочисленные повседневные погрешности, не встречая сопротивления, свободно входят в душу и делают там, что хотят.

Среди множества других нечистых духов самые болезненные удары может нанести дух неблагодарности, что обычно и бывает. Коварная работа этого духа заключается в том, что при его действии человек перестает видеть что-либо доброе и в действиях Бога, и в действиях людей, любящих его. Возникающее в результате равнодушие к людям готовит почву для следующего нечистого духа - замкнутости на самом себе. В результате работы этого духа возрастают фантастическая обидчивость, озлобленность, недовольство. Сам же человек, ослепленный своей замкнутостью и равнодушием, может раздавать другим удары, даже не замечая этого. В результате резко сужается круг одиночества, вокруг оказываются одни обломки - и души, и прежних добрых отношений. И тогда-то в душу проникает самый страшный и разрушительный дух, от которого исчезает в ней все самое доброе, - дух уныния. И теперь самая пора снова запить.

Поэтому важна постоянная покаянная работа. Человек, постоянно кающийся, никогда не забывает о своих прежних пороках и отступлениях. И не потому, что Бог не простил ему грехов, - в такой мысли содержится богохульство и неверие в бесконечное милосердие Божие, но эти бывшие пороки всегда напоминают ему о порочных склонностях падшей природы.

Вообще память о бывшей тяжкой вине делает более живыми раскаянные чувства, сопровождающие покаяние. Люди, тонко чувствующие связь со своими близкими, переживают их грехопадения отчасти как свои, особенно это относится к родителям, понимающим, что они и в самом деле своим недостаточно разумным и чистым воспитанием ответственны за порочную жизнь своих детей, за их безобразия не только в нежном, но и в гораздо более зрелом возрасте. Дети также порой не могут не чувствовать, что кровь отцов донесла до них греховные склонности прежних поколений.

Чем ярче свет Христов озаряет сердца, тем яснее сознаются все недостатки, язвы и раны. И наоборот, люди, погруженные в мрак греховный, ничего не видят в своем сердце, если и видят, то не ужасаются, так как им не с чем сравнить. Поэтому пока покаянное чувство не является нашим обычным состоянием, надо, готовясь к исповеди, проверять свою совесть по заповедям, по некоторым молитвам (например, 3-я вечерняя, 4-я перед Св. Причащением).

Священник Александр Ельчанинов советовал, разбираясь в своей душе, надо постараться различать основные грехи от производных, симптомы - от более глубоко лежащих причин.

Например, очень важны - рассеянность на молитве, дремота и невнимание в церкви, отсутствие интереса к чтению Священного Писания. Но не происходят ли эти грехи от маловерия и слабой любви к Богу? Нужно отметить в себе своеволие, непослушание, самооправдание, нетерпение укоров, неуступчивость, упрямство, но еще важнее открыть их связь с самолюбием и гордостью. Если мы замечаем в себе стремление к обществу, словоохотливость, смехословие, усиленную заботу о своей наружности и не только своей, но своих близких, то надо исследовать, не является ли это формой "многообразного тщеславия".

 

"Нужно учиться смирению у Божией Матери, особенно женщинам, - наставляет отец Иоанн. А то приходят и говорят: "Жена хорошая, но истеричная. Жена хорошая, но ревнивая". Вот ведь беда какая, а ведь можно в таком состоянии и жизнь закончить. Сколько я знаю примеров, когда люди вечером молились, а утром их уже находили мертвыми. А Господь говорит: "В чем застану, в том и сужу".

 

Все мы много согрешаем, но мы знаем: "Несть человек, еже жив будет и не согрешит". Протоиерей Иоанн Миронов говорил: "Я люблю наблюдать икону благоразумного разбойника, иногда его изображают на дьяконских вратах. И я думаю: раз он в раю, значит, он удостоился святости. А Иуда ходил вместе с Господом, казначеем был, а стал предателем, не покаялся, удавился - и он в аду. Спасает только покаяние.

Мы видим, как мир тонет в грехах и пороках, страсти душат людей, они не могут остановиться. Самое основное, как считает священник Иоанн Миронов, - это молиться друг за друга. Главное в единении. Если мы в единении, значит мы со Христом. А там, где нет единения, где разделение, распри, - там нет Христа".

Итак, покайся, человек,

На небеса воззри глазами,

Для покаянья этот век,

Омой грехи свои слезами.

 

Трезвитесь, бодрствуйте с Богом!

 




Старый стиль 2Декабрь пятница Новый стиль) 15Декабрь Седмица 28-я по Пятидесятнице. Глас 2. Рождественский пост. Монастырский устав: горячая пища без масла. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрор. Аввакума (VII-VI до Р.Х.). Мц. Миропии (ок. 251). Прпп. Иоанна, Ираклемона, Андрея и Феофила (IV). Прп. Исе (Иессея), еп. Цилканского (VI) (Груз.). Прп. Афанасия, затворника Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1176) и другого Афанасия, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Св. Стефана Уроша, царя Сербского (1367). Сщмч. Матфея пресвитера (1921). Сщмч. Димитрия пресвитера и прп. Веры исповедницы (1932). Сщмч. Алексия, архиеп. Великоустюжского (1937). Сщмчч. Иоанна, Константина, Николая, Сергия, Владимира, Иоанна, Феодора, Николая, Николая, Павла, Сергия пресвитеров, прмч. Данакта, Космы прмцц. Маргариты, Февронии, Тамары, Антонины и Марии, мц. Матроны (1937). Прмц. Марии (1938). Мч. Бориса (1942). Евангельские ЧтенияТит., 301 зач., I, 15 - II, 10. Лк., 101 зач., XX, 19-26. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Тит. 1, 15-2, 10; Лк. 20, 19-26). "Кесарево - кесарю, а Божие - Богу"; всякому, значит, свое. В наше время вместо "кесарево" поставить надо "житейское", и сказать: житейское своим чередом, а Божеское - своим. А то все бросились на одно житейское, Божеское же оставляют назади. Оттого оно стоит не только не на своем месте, то есть, не на первом плане, как следует, но совсем забывается. Следствием этого забвения, будто не намеренного, есть потемнение его в сознании; а затем становится неясным и его содержание, и его основания. Отсюда слабость убеждения и шаткость веры; и потом отчуждение от нее и влияние всяких ветров учения. Этот путь проходит всякий особо, когда начинает нерадеть о Божием; этот же путь проходит и общество, когда оно в своих порядках, начинает не обращать внимания на то, чего требует от него Бог. Когда Божие отставлено на задний план, тогда в обществе начинает водворяться эмансипация от Божеских требований, - в умственном, нравственном и эстетическом отношениях, и секуляризация (служение духу времени) политики, обычаев, увеселений, а затем воспитания и всех учреждений. В настоящее время о том что Божие - не думают, не говорят, не пишут и даже в мысли не имеют, ни при каких начинаниях. Дивно ли, что при таком настроении, учения противные вере находят доступ в общество и что общество склоняется к повальному безверию? Молитвы Тропарь пророка Аввакумаглас 2Пророка Твоего Аввакума память, Господи, празднующе,/ тем Тя молим:// спаси души наша. Кондак пророка Аввакумаглас 8Возгласивый вселенней от юга пришествие Божие от Девы, Аввакуме богоглаголиве,/ и на Божественней стражи предстоянием/ слышания от светоносна Ангела/ Христово Воскресение возвестил еси миру,/ сего ради весело зовем ти:// радуйся, пророков светлая доброто. Тропарь преподобного Афанасия, затворника Печерского, в Ближних пещерахглас 3Блаженство плачущих получити желая,/ день и нощь непрестанно плакал еси,/ имея во уме час Судный,/ тем по кончине твоей обрел еси утешение на Небеси,/ преподобне Афанасие./ Подаждь и нам плакатися зде грехов наших выну,/ яко да плача безконечнаго избывше,/ тамо приимем вечное утешение. Кондак преподобного Афанасия, затворника Печерского, в Ближних пещерахглас 5Яко безсмертия тезоименит, по умертвии своем востал еси жив;/ показуя же, яко зело люта есть смерть, плакался еси горько.
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.05260 c.