Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество «Трезвение» » Беседы на православном радио »

17.07.2017 | Подводим итоги, намечаем перспективы

14.07.2017 | Царские Дни (16 июля 2017)

29.06.2017 | Руководитель отдела по утверждению трезвости протоиерей Игорь Бачинин побывал в палаточном лагере следопытов «Княжества»

31.05.2017 | Мы — вместе: общественные организации Сибири объединяются.

14.05.2017 | В Екатеринбурге, в храме свт. Николая Чудотворца (при Уральском Горном Государственном Университете) прошло очередное заседание помощников благочинных по утверждению трезвости Екатеринбургской Епархии.

- -

«Трезвое слово» №2 (№14)

План работы Общества «ТРЕЗВЕНИЕ» на 2009 год

- -
Беседы на православном радио

- -  

Священник Петр Поляков.

Радиошкола трезвение
Ведущая Алевтина Лежнина

Здравствуйте, дорогие братья и сестры!
Сегодня в цикле "Подвижники благочестия" мы предлагаем рассказ об отце Петре Полякове.

" О виртуозах музыки и пения часто приходится слышать отзывы: "Он с душой поёт или играет", К числу таковых хочется отнести и отца Петра Полякова..." - так отмечали "Известия по Санкт - Петербургской епархии" в 1904 году.

Пётр Иванович Поляков (1858-1922) - личность незаурядная. В начале ХХ века он был известен в Петербурге не только как горячий поборник утверждения трезвого образа жизни, но и как замечательный пастырь и духовный писатель, организатор и издатель первой всероссийской противоалкогольной газеты "Трезвение". За свою жизнь он создал более двадцати высокохудожественных литературных произведений. О широте и многогранности его интересов говорят названия его книг: " Православие как основа жизни", "Под сенью благодати", " Лучи света Христова", "Победа трезвости", "Вещания святых апостолов".

История жизненного пути протоиерея Петра Полякова интересна и поучительна. Он, будучи сельским учителем в Курской губернии, организовал в 1884 году одно из первых православных обществ трезвости в России - "Христианское общество трезвости и воздержания". В Курской губернии Поляков начал издавать первый в России трезвенный журнал "Трезвое слово", который выходил в виде сборников.

Можно сказать, что трезвенное движение 80-х годов Х1Х века начиналось в нашей стране двумя учителями - Сергеем Александровичем Рачинским в селе Татеве Смоленской губернии (в 1882 г.) и Петром Ивановичем Поляковым в селе Головчино Курской губернии.

В селе Головчино, как вспоминал батюшка, "было развито почти поголовное пьянство, чему сильно способствовал местный сахарный завод и феноменальные способности некоторых виноторговцев, царствовавших в уезде и не знавших пределов своей незаконной власти". Обстановка, тяжёлая для молодого человека, не пьющего никогда вина, определила его судьбу. Пётр Поляков становится борцом за трезвое счастье России.

Новое, необычное дело православной трезвости трудно приживалось в Головчино. К православной просветительской трезвенной работе многие поначалу относились, мягко говоря, прохладно. "Признаюсь, - вспоминал отец Пётр, - этот труд был нам столь несносно тяжёл, не под силу, что нами не раз овладевало отчаяние. Духовенство сначала отнеслось весьма недружелюбно к нашей по их выражению затее и объявило нас чуть ли не сумасбродными. Но мы призвали все запасы своего терпения, все молодые силы и, с Божией помощью и уверенностью, что мы стоим за правое и доброе дело, продолжали наш труд"

В этот период произошла судьбоносная заочная встреча со святым праведным Иоанном Кронштадтским: знаменитый пастырь отец Иоанн Сергиев прислал на имя совета общества благословение и солидное денежное пособие. Так дело трезвости с самого первого шага получило благословение и одобрение святого праведного Иоанна Кронштадского.

В 1887 году Пётр Поляков предпринял попытку организовать первое Всероссийское общество трезвости. Этой идеей заинтересовались в разных городах России. Усилиями Петра Ивановича Полякова Всероссийское общество трезвости возникло в 1891г. К 1892 году оно слилось с Попечительством о народной трезвости под покровительством принца А. П. Ольденбургского, а позднее объединило свои усилия с Санкт-Петербургским Александро-Невским обществом трезвости.

В 1897 году молодой учитель переезжает со своей большой семьёй в Санкт-Петербург. К тому времени в семье Поляковых было уже 8 детей (впоследствии станет 12). Протоиерей Пётр Поляков указывал на совершающийся промысел Божий над ним, "ничтожным червем, неучем-самоучкой, ставшим из сельского учителя сначала воспитателем, а затем и священником в Ольгинском приюте трудолюбия". Под Санкт-Петербургом, в Царской Славянке, открылся детский приют трудолюбия в честь родившейся Великой Княжны Ольги Николаевны. Приют на 200 детей имел целью дать им практические трудовые навыки и пристанище.

30 августа 1898 в Санкт-Петербурге при Воскресенском храме по инициативе священника Александра Рождественского было создано знаменитое впоследствии Александро-Невское общество трезвости. В день открытия общества в его члены было принято 150 человек, а через год численность общества достигла 3204 человек (к 1917 году было уже более 140 тысяч трезвенников). В Александро-Невском обществе трезвости изначально обращалось внимание не только на воздержание от употребления спиртного как добродетель, но и на целостное развитие личности посредством православного воспитания, приобщения к русской культуре и, конечно же, - на воцерковление. Для этого в обществе устраивались беседы, чтения, литературные вечера с пением, организовывались паломничества и крестные ходы, издавались православные книги, брошюры, журналы. Всё это было близко для Петра Ивановича. И он самозабвенно втягивается в трезвенную работу.

С 1901 года Пётр Иванович ведёт воскресные беседы на заводских окраинах столицы (от Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной церкви). "Сила слова значительно увеличивается, - говорил Пётр Поляков, - если оно произносится духовным наставником". Поэтому он принимает сан диакона, а в 1903 рукополагается во священство, по-видимому, с благословения отца Иоанна Кронштадтского. Проповеднический дар молодого пастыря был сразу же по достоинству оценён священноначалием. В 1904 году он награждается набедренником, а в 1905 - скуфьёй. Видя на окраинах столицы усиление пьянства в народной среде, молодой священник (в 1903году) обращается с пламенным воззванием в "Санкт-Петербургских ведомостях" к неравнодушным людям о спасении погибающих от пьянства. Он предложил обсудить проблему на общем организационном собрании в Народном Доме Императора Николая II.

В летописи Александро-Невского общества трезвости отмечено:

"что прежде всего заботились о том, чтобы возбудить, воспитать и культивировать в душе своих посетителей живое, действенное религиозное чувство, освящающее и облагораживающее нашу повседневную жизнь".

Когда отец Пётр Поляков стремился организовать первую в России противоалкогольную газету, он обратился к великому пастырю отцу Иоанну Кронштадтскому благословить это начинание и в ответ получил следующие слова: "Сие доброе дело Бог непременно благословит , так как пьянство подобно четырёхголовому кровожадному змию-людоеду, пожирающему души христиан. Если хоть одну голову отсечёте - это будет заслуга перед Богом, Царём и Отечеством". Св. праведный Иоанн Кронштадский советовал в течение 40 дней читать за пьющего человека Псалтырь. После каждой "Славы.." просить для вашего близкого просветления души ума и сердца, умиротворения и покоя. Просить своими словами или словами краткой молитвы: "Господи, призри милостиво на раба твоего (полное христианское имя), прельщённого лестью чрева и плотского веселья. Даруй (имя) познать сладость воздержания в посте и проистекающих от него плодов Духа. Аминь". Псалтырь читается понемногу, хотя бы по одной "Славе..." в день, пока не будет закончена. За молитвенный труд обычно берутся по благословению священника прихода.

Усилия отца Петра Полякова не пропали. Он отмечал:

"что все постоянные посетители религиозно-просветительских собраний и богомольцы были объединены одним порывом пламенной молитвы и горячей любви христианской Они образуют словно бы одну трезвенную благочестивую семью, в состав которой входят лица различных положений и состояний: господа и прислуги, князья и крестьяне, придворные чины и простые дворники, учащие и учащиеся. И у всех - один дух, одно сердце!".

"В своей жизни, - говорил о. Пётр Поляков, - я хотел гореть пред Богом как свеча".

Как стремился жить ревностный пастырь, так и жил: у него слово не расходилось с делом. Проповеди отца Петра имели внутреннюю мощь, покоряющую сердца людей Христу. Из книг батюшки мы можем получить представление о тех словах утешения, ободрения, и вразумления, которые он обращал к своим духовным чадам. Умер о. Пётр в 1922 году. Можно было бы сказать, что свеча его жизни догорела пред Богом и погасла. Но нет! Через книги, через заветы протоиерея Петра Полякова светит нам его любящее сердце. Слово деятельной любви и несокрушимой веры пастыря-подвижника действует по-прежнему зажигающей энергией святости. Душа батюшки Петра как свеча продолжает гореть пред Богом. И пред нами.

На этом мы закончим. Благодарим всех за внимание. Спаси вас Господи!

Каждую среду в 18-00 в Часовне Александра Невского (парк Дендрарий на ул.8 Марта) совершается Молебен перед иконой Божьей Матери "Неупиваемая чаша".

Желаем от всей души получить вам от Бога милость и прощение.

Беседа подготовлена по материалам газ. "Трезвение"




Старый стиль 7Июль четверг Новый стиль) 20Июль Седмица 7-я по Пятидесятнице. Глас 5. Поста нет. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Фомы, иже в Малеи (X). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Акакия, о котором повествуется в Лествице (VI). Прп. Евфросинии, в миру Евдокии, кн. Московской (1407). Мчч. Перегрина, Лукиана, Помпея, Исихия, Папия, Саторнина и Германа (II). Мч. Евангела (ок. 284-305). Мц. Кириакии (IV). Прмчч. Епиктета пресвитера и Астиона монаха (290). Обретение мощей прп. Герасима Болдинского (2001). Сщмч. Павла пресвитера (1918). Влахернской иконы Божией Матери. Евангельские ЧтенияУтр. - Мф., 16 зач., VI, 1-13 . Лит. - 1 Кор., 138 зач., VII, 24-35. Мф., 61 зач., XV, 12-21, и за пятницу: 1 Кор., 139 зач., VII, 35 - VIII, 7. Мф., 63 зач., XV, 29-31. Прп. Евфросинии: Гал., 208 зач., III, 23-29. Мф., 104 зач., XXV, 1-13 .* Чтения прп. Евфросинии Московской на утрене читаются, если ей совершается полиелейная служба. * * Чтения прп. Евфросинии Московской на литургии читаются, если ей совершается полиелейная или славословная служба. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (1 Кор. 7, 24-35; Мф. 15, 12-21). "Из сердца исходят злые помыслы". В сердце же откуда? Корень их в живущем в нас грехе, а разветвление их, размножение и определенный вид в каждом от его собственного произволения. Как же быть? Сначала отсеки все, что от произвола. Это будет похоже на то, как если бы кто в дереве оборвал листья, обсек ветви и сучья, и ствол отрубил почти до корня. Затем, не позволяй выходить новым отросткам, самый корень и засохнет: то есть не позволяй из сердца исходить злым мыслям, а исходящие отражай и отгоняй, и живущий в нас грех, не получая подкрепления, ослабнет и совсем обессилеет. В этом существо заповеди: "трезвитесь и бодрствуйте. Внимайте себе. Препояшьте чресла помышлений ваших". При внимании, надо держать рассуждение. Из сердца исходит не одно худое, но и доброе; не всякое, однако, доброе внушаемое сердцем исполнять должно. Что истинно должно исполнять, это определит рассуждение. Рассуждение - садовничий нож, одни ветви отсекает, а другие прививает.(1 Кор. 7, 35-8, 7; Мф. 15, 29-31). Без внимания и в житейском порядке ничего не сделаешь как следует; в порядке же духовном - оно первое. Оно замечает худое и предает его внутреннему суду; оно же составляет стражу внутренней палаты, в которой обсуждают что и как надлежит сделать, а потом оберегает и исполнителей решения. Не удивительно потому, что духовная жизнь во всем своем объеме именуется жизнью трезвенною, и в писаниях отеческих больше всего вы встретите речей о трезвении или внимании: это одно и то же. Как дорого, потому, навыкнуть вниманию! Первоначальный труд у начавших заботиться о душе на это обычно и направляется. И дело их начинает походить немного на дело с тех только пор, как начнет собираться внимание в себя; обыкновенно оно все вне, а не внутрь. С этого же момента и внутренняя жизнь зачинается и вместе с вниманием зреет и крепнет. Что это значит? Значит то, чтобы встать умом в сердце перед Господом и перед лицем Его сознательно все обсуждать и предпринимать. Дело это, очевидно, сложное. Оно спеется вместе с молитвою и сколько укрепляется ею, столько и ее укрепляет. Молитвы Тропарь преподобных Фомы и Акакияглас 1Светила богосиянная миру/ и иноков одушевленный зари,/ Фома чудесы, Акакий же послушанием,/ возсиясте светло;/ сих, яко имущих дерзновение к Богу,/ молитвами во бранех пособствовати молим,/ да просят от Христа Бога даровати прощение согрешений/ чтущим их святую память. Тропарь преподобных Фомы и Акакияглас 4Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш. Кондак преподобного Акакияглас 2Мир оставль, Христу последовал еси от младенства,/ премудре Акакие преподобне,/ Того подражая вольное смирение,/ низвергл еси гордостнаго мучителя,// моли непрестанно о всех нас. Кондак преподобного Фомыглас 4Велию победу мужески показал еси,/ отонудуже Божественною любовию разгоревся,/ царя тленнаго и вся красная преобидел еси,/ на горе Малейстей вселение совершив,/ от неяже в Небесная/ возшел еси к Царю царей, Фомо,// моли непрестанно о всех нас. Тропарь благоверной княгини Евдокии в инокинях Евфросинииглас 8По земнем вдовстве Небесному Жениху себе уневестивши/ и в княжестем чертозе подвижнически поживши,/ послежде и чертог, и чад твоих/ Бога ради оставила еси, преподобная Евфросиние,/ и вшедши во обитель, тобою созданную,/ и во иночестем образе многи подвиги показала еси,/ и святое твое житие по благодати Божией блаженною кончиною увенчала еси./ И ныне предстоящи Христу Богу,// моли спастися душам нашим. Ин тропарь преподобной Евдокии, в инокинях Евфросинии, великой княгини Московскойглас 5От юности предызбранная Богом угоднице,/ оставльши светлый чертог княжеский,/ уклонилася еси во обитель, тобою созданную,/ и, пучину житейскаго моря преплывши,/ ныне со Ангелы песнословиши Христа Бога./ Емуже непрестанно молися, преподобная,/ яко да сохраняет выну обитель, тобою созданную,/ и дарует нам мир и велию милость. Кондак благоверной княгини Евдокии в инокинях Евфросинииглас 2Вся красная мира сего, яко суетная, презревши/ и тело твое постом и бдением изнуривши,/ непрестанными молитвами Богу угодила еси,/ преподобная Евфросиние,/ и, дар исцелений от Него прияти сподобльшися,/ слепому прозрение и многим недужным иcцеление даровала еси./ Темже радостно взываем, глаголюще:// слава Богу, прославляющему святыя Своя. Тропарь мученицы Кириакииглас 3Одолением чудесным/ победила еси вражия силы до конца,/ Недело преславная,/ идоложрения бо тьму/ далече Креста честнаго светлостию прогнала еси./ Мученице всехвальная,/ Христу Богу молися/ даровати нам велию милость. Службы7 июля: Преподобных Фомы Малейского и Акакия , упоминаемого в Лествице. 29 ноября: Святого мученика Парамона. Святого мученика Филумена. Преподобного Акакия Синайского Сайты приходов: Вяземская епархия:Храм Влахернской иконы Божией Матери "Одигитрия" дер. Тёмкино Костромская епархия:
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.12093 c.