Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество «Трезвение» » Беседы на православном радио »

20.07.2018 | ТРЕЗВОСТЬ — ОСНОВА ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ. Газета православных трезвенников № 5 (190) Июнь-июль 2018 г.

16.07.2018 | 15 ИЮЛЯ СОСТОЯЛОСЬ ОФИЦИАЛЬНОЕ ЗАКРЫТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СЛЕТА ТРЕЗВОСТИ И ЗДОРОВЬЯ "УРАЛ-2018"

14.07.2018 | Основные мероприятия Царских дней-2018 в Екатеринбурге

19.06.2018 | Обучающий семинар для организаторов трезвенного движения

- -

«Трезвое слово» №2 (№14)

План работы Общества «ТРЕЗВЕНИЕ» на 2009 год

- -
Беседы на православном радио

- -  

Священник Петр Поляков.

Радиошкола трезвение
Ведущая Алевтина Лежнина

Здравствуйте, дорогие братья и сестры!
Сегодня в цикле "Подвижники благочестия" мы предлагаем рассказ об отце Петре Полякове.

" О виртуозах музыки и пения часто приходится слышать отзывы: "Он с душой поёт или играет", К числу таковых хочется отнести и отца Петра Полякова..." - так отмечали "Известия по Санкт - Петербургской епархии" в 1904 году.

Пётр Иванович Поляков (1858-1922) - личность незаурядная. В начале ХХ века он был известен в Петербурге не только как горячий поборник утверждения трезвого образа жизни, но и как замечательный пастырь и духовный писатель, организатор и издатель первой всероссийской противоалкогольной газеты "Трезвение". За свою жизнь он создал более двадцати высокохудожественных литературных произведений. О широте и многогранности его интересов говорят названия его книг: " Православие как основа жизни", "Под сенью благодати", " Лучи света Христова", "Победа трезвости", "Вещания святых апостолов".

История жизненного пути протоиерея Петра Полякова интересна и поучительна. Он, будучи сельским учителем в Курской губернии, организовал в 1884 году одно из первых православных обществ трезвости в России - "Христианское общество трезвости и воздержания". В Курской губернии Поляков начал издавать первый в России трезвенный журнал "Трезвое слово", который выходил в виде сборников.

Можно сказать, что трезвенное движение 80-х годов Х1Х века начиналось в нашей стране двумя учителями - Сергеем Александровичем Рачинским в селе Татеве Смоленской губернии (в 1882 г.) и Петром Ивановичем Поляковым в селе Головчино Курской губернии.

В селе Головчино, как вспоминал батюшка, "было развито почти поголовное пьянство, чему сильно способствовал местный сахарный завод и феноменальные способности некоторых виноторговцев, царствовавших в уезде и не знавших пределов своей незаконной власти". Обстановка, тяжёлая для молодого человека, не пьющего никогда вина, определила его судьбу. Пётр Поляков становится борцом за трезвое счастье России.

Новое, необычное дело православной трезвости трудно приживалось в Головчино. К православной просветительской трезвенной работе многие поначалу относились, мягко говоря, прохладно. "Признаюсь, - вспоминал отец Пётр, - этот труд был нам столь несносно тяжёл, не под силу, что нами не раз овладевало отчаяние. Духовенство сначала отнеслось весьма недружелюбно к нашей по их выражению затее и объявило нас чуть ли не сумасбродными. Но мы призвали все запасы своего терпения, все молодые силы и, с Божией помощью и уверенностью, что мы стоим за правое и доброе дело, продолжали наш труд"

В этот период произошла судьбоносная заочная встреча со святым праведным Иоанном Кронштадтским: знаменитый пастырь отец Иоанн Сергиев прислал на имя совета общества благословение и солидное денежное пособие. Так дело трезвости с самого первого шага получило благословение и одобрение святого праведного Иоанна Кронштадского.

В 1887 году Пётр Поляков предпринял попытку организовать первое Всероссийское общество трезвости. Этой идеей заинтересовались в разных городах России. Усилиями Петра Ивановича Полякова Всероссийское общество трезвости возникло в 1891г. К 1892 году оно слилось с Попечительством о народной трезвости под покровительством принца А. П. Ольденбургского, а позднее объединило свои усилия с Санкт-Петербургским Александро-Невским обществом трезвости.

В 1897 году молодой учитель переезжает со своей большой семьёй в Санкт-Петербург. К тому времени в семье Поляковых было уже 8 детей (впоследствии станет 12). Протоиерей Пётр Поляков указывал на совершающийся промысел Божий над ним, "ничтожным червем, неучем-самоучкой, ставшим из сельского учителя сначала воспитателем, а затем и священником в Ольгинском приюте трудолюбия". Под Санкт-Петербургом, в Царской Славянке, открылся детский приют трудолюбия в честь родившейся Великой Княжны Ольги Николаевны. Приют на 200 детей имел целью дать им практические трудовые навыки и пристанище.

30 августа 1898 в Санкт-Петербурге при Воскресенском храме по инициативе священника Александра Рождественского было создано знаменитое впоследствии Александро-Невское общество трезвости. В день открытия общества в его члены было принято 150 человек, а через год численность общества достигла 3204 человек (к 1917 году было уже более 140 тысяч трезвенников). В Александро-Невском обществе трезвости изначально обращалось внимание не только на воздержание от употребления спиртного как добродетель, но и на целостное развитие личности посредством православного воспитания, приобщения к русской культуре и, конечно же, - на воцерковление. Для этого в обществе устраивались беседы, чтения, литературные вечера с пением, организовывались паломничества и крестные ходы, издавались православные книги, брошюры, журналы. Всё это было близко для Петра Ивановича. И он самозабвенно втягивается в трезвенную работу.

С 1901 года Пётр Иванович ведёт воскресные беседы на заводских окраинах столицы (от Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной церкви). "Сила слова значительно увеличивается, - говорил Пётр Поляков, - если оно произносится духовным наставником". Поэтому он принимает сан диакона, а в 1903 рукополагается во священство, по-видимому, с благословения отца Иоанна Кронштадтского. Проповеднический дар молодого пастыря был сразу же по достоинству оценён священноначалием. В 1904 году он награждается набедренником, а в 1905 - скуфьёй. Видя на окраинах столицы усиление пьянства в народной среде, молодой священник (в 1903году) обращается с пламенным воззванием в "Санкт-Петербургских ведомостях" к неравнодушным людям о спасении погибающих от пьянства. Он предложил обсудить проблему на общем организационном собрании в Народном Доме Императора Николая II.

В летописи Александро-Невского общества трезвости отмечено:

"что прежде всего заботились о том, чтобы возбудить, воспитать и культивировать в душе своих посетителей живое, действенное религиозное чувство, освящающее и облагораживающее нашу повседневную жизнь".

Когда отец Пётр Поляков стремился организовать первую в России противоалкогольную газету, он обратился к великому пастырю отцу Иоанну Кронштадтскому благословить это начинание и в ответ получил следующие слова: "Сие доброе дело Бог непременно благословит , так как пьянство подобно четырёхголовому кровожадному змию-людоеду, пожирающему души христиан. Если хоть одну голову отсечёте - это будет заслуга перед Богом, Царём и Отечеством". Св. праведный Иоанн Кронштадский советовал в течение 40 дней читать за пьющего человека Псалтырь. После каждой "Славы.." просить для вашего близкого просветления души ума и сердца, умиротворения и покоя. Просить своими словами или словами краткой молитвы: "Господи, призри милостиво на раба твоего (полное христианское имя), прельщённого лестью чрева и плотского веселья. Даруй (имя) познать сладость воздержания в посте и проистекающих от него плодов Духа. Аминь". Псалтырь читается понемногу, хотя бы по одной "Славе..." в день, пока не будет закончена. За молитвенный труд обычно берутся по благословению священника прихода.

Усилия отца Петра Полякова не пропали. Он отмечал:

"что все постоянные посетители религиозно-просветительских собраний и богомольцы были объединены одним порывом пламенной молитвы и горячей любви христианской Они образуют словно бы одну трезвенную благочестивую семью, в состав которой входят лица различных положений и состояний: господа и прислуги, князья и крестьяне, придворные чины и простые дворники, учащие и учащиеся. И у всех - один дух, одно сердце!".

"В своей жизни, - говорил о. Пётр Поляков, - я хотел гореть пред Богом как свеча".

Как стремился жить ревностный пастырь, так и жил: у него слово не расходилось с делом. Проповеди отца Петра имели внутреннюю мощь, покоряющую сердца людей Христу. Из книг батюшки мы можем получить представление о тех словах утешения, ободрения, и вразумления, которые он обращал к своим духовным чадам. Умер о. Пётр в 1922 году. Можно было бы сказать, что свеча его жизни догорела пред Богом и погасла. Но нет! Через книги, через заветы протоиерея Петра Полякова светит нам его любящее сердце. Слово деятельной любви и несокрушимой веры пастыря-подвижника действует по-прежнему зажигающей энергией святости. Душа батюшки Петра как свеча продолжает гореть пред Богом. И пред нами.

На этом мы закончим. Благодарим всех за внимание. Спаси вас Господи!

Каждую среду в 18-00 в Часовне Александра Невского (парк Дендрарий на ул.8 Марта) совершается Молебен перед иконой Божьей Матери "Неупиваемая чаша".

Желаем от всей души получить вам от Бога милость и прощение.

Беседа подготовлена по материалам газ. "Трезвение"




Старый стиль 2Август вторник Новый стиль) 15Август Седмица 11-я по Пятидесятнице. Глас 1. Успенский пост. Монастырский устав: горячая пища без масла. Совершается служба на шестьПеренесение из Иерусалима в Константинополь мощей первомч. архидиакона Стефана (ок. 428) и обретение мощей правв. Никодима, Гамалиила и сына его Авива. Совершается служба со славословиемБлж. Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (1552-1557). Сщмч. Стефана, папы Римского (257), и иже с ним. Блж. Василия Спасо-Кубенского (XV). Прмч. Платона (1937). Ачаирской иконы Божией Матери (XXI). Евангельские Чтения2 Кор., 172 зач., II, 14 - III, 3. Мф., 95 зач., XXIII, 23-28. Блж. (под зачало): Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Мф., 43 зач., XI, 27-30 . Первомч.: Деян., 17 зач., VI, 8 - VII, 5, 47-60. Мф., 87 зач., XXI, 33-42.* Чтения блж. Василия читаются, если ему совершается служба. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (2 Кор. 2, 14-3, З; Мф. 23, 23-28). Очисти внутреннее, чтоб и внешнее чисто было. Внешнее поведение у нас в общежитии всегда почти исправно: боимся суда людского и сдерживаемся. Если же и внешне предаются порокам, то это уж последнее дело; значит стыд всякий потерян. Но при исправности поведения видимого, не всегда бывает исправен внутренний строй мыслей и чувств. Там дается полная свобода самоугодию, которое наружно и удовлетворяется, насколько это сносит людской глаз и насколько можно прикрыть от него дела свои. Это точь в точь гроб раскрашенный. Вместе с тем внутренняя нечистота делает нечистым и внешнее. Очисти же это внутреннее, тогда и внешнее станет чисто и весь будешь чист, сделаешься сосудом, годным на всякое доброе употребление домовладыке. Дивиться надо, отчего это внутреннее остается в пренебрежении: ведь погибели себе никто не хочет. Верно, враг держит такую душу в ослеплении: что это ничего, - лишь бы явных грехов не было, или научает ее отлагать на завтра главное дело - завтра займемся серьезно собою, как следует, а ныне пусть душа поусладится страстными мыслями и мечтами, если не делами. Постережемся, как бы не устареть в этом настроении и как бы исправление для нас также не стало невозможным, как переучивание старика. Молитвы Тропарь блаженного Василия, Христа ради юродивогоглас 8Житие твое, Василие, неложное, и чистота нескверна,/ Христа ради тело твое изнурил еси постом и бдением,/ и мразом и теплотою солнечною,/ и слотою и дождевным облаком,/ и просветися лице твое, яко солнце,/ и ныне приходят к тебе Российстии народи и вси людие,/ прославляюще святое твое успение./ Тем Христа Бога моли,/ да избавит ны от варварскаго пленения и междоусобныя брани/ и мир мирови подаст и душам нашим велию милость. Ина служба блаженного Василия. Тропарьглас 1Плоть удручившу ти злостраданием,/ душу же просветившу чистотою сердца,/ обогатился еси благодатию Пресвятаго Духа, Василие,/ даровати требующим полезная./ Сего ради недужнии, притекающе к цельбоподательному твоему гробу, премудроюроде,/ независтно приемлют болезней отложение/ и благодарственно воспевают прославльшаго тя,/ Единаго Человеколюбца. Ин тропарь блаженного Василия, Христа ради юродивогоглас 8Якоже бо солнце и луна наготою своею не срамляются,/ тако и ты, угодниче Христов Василие, наг сый, не срамляшеся,/ восприят бо ризу Адама первозданнаго,/ юже он ношаше прежде в рай,/ ты же сию на земли поносил еси;/ и был еси добрый купец:/ елико имеяше, вся остави/ и купи мздою терпения своего село,/ на немже сокровен безценный Бисер, Христос./ Сего ради явися всем грешным образ покаяния/ и вселися в райскую широту,/ и, предстоя Христови,/ не забуди град, в немже обита, и люди, преблаженне,/ и моли спасти души наша. Кондак блаженного Василия, Христа ради юродивогоглас 4Духом Божиим водим, преблаженне Василие,/ оттрясл еси мирский мятеж,/ и жития треволнения возгнушался еси,/ и, совлекся одеяний тленных и облекся в ризу безстрастия,/ убежал еси ловления льстиваго миродержца,/ и был еси странен во твоем языце,/ и, паче земнаго богатства избрав богатство Небесное,/ увязлся еси венцем терпения./ И ныне, преблаженне Василие, моли Христа Бога/ о творящих святую память твою, да зовем ти:/ радуйся, преблаженне Василие. Ина служба блаженного Василия. Кондакглас 4Явил тя есть Господь нынешнему роду/ исцелителя болезнем и прогонителя недугом/ любовию, Василие, притекающим к тебе/ и призывающим верою молитвы твоя. Тропарь первомученика и архидиакона Стефанаглас 4Царским венцем венчася/ твой верх от страданий,/ яже претерпел еси по Христе Бозе,/ мучеников первострадальче Стефане,/ ты бо, иудейское обличивый неистовство,/ видел еси твоего Спаса одесную Отца:/ Того убо моли о душах наших. Ин тропарь первомученика и архидиакона Стефанаглас 3Апостолом совсельник/ и страстотерпцем первострадалец,/ Христов служитель, прехвальне Стефане,/ первее бо совершив мучения течение,/ безчисленныя роды человек равно Подвигоположнику Христу приведе./ Темже яко апостола и страдальца верховнаго/ чтуще тя, молим:/ моли Христа Бога/ даровати нам велию милость. Кондак первомученика и архидиакона Стефанаглас 6Первый сеялся еси на земли Небесным делателем,/ всехвальне Стефане,/ первый на земли за Христа кровь излиял еси, блаженне,/ первый от Него победы венцем увязлся еси на Небесех,/ страдальцев начало,/ венечниче, мучеников первострадальне. Службы2 августа: Пренесение мощей святого первомученика и архидиакона Стефана. Святого блаженного Василия, Московского чудотворца 27 декабря: Святого апостола первомученика и архидиакона Стефана. Преподобного Феодора начертанного, исповедника Сайты приходов: Владимирская епархия:Храм Стефана Архидиакона с. Кидекша Волгодонская епархия:Храм святого Василия Блаженного г. Волгодонск Вологодская епархия:Храм Николая Чудотворца во Владычной слободе г. Вологда Воркутинская епархия:Храм Архидиакона Стефана с. Кипиево Вяземская епархия:Храм Преображения Господня с. Липецы Горловская епархия:Стефановский женский монастырь с. Степановка Иркутская епархия:Храм Спаса Преображения г. Иркутск Казанская епархия:Богоявленский собор г. Казань Калужская епархия:Храм Василия Блаженного г. Калуга Костомукшская епархия:Храм в честь апостола, первомученика и архидиакона Стефана п. Кестенга Костромская епархия:Храм святого Архидиакона Стефана с. Махрово Храм Николая Чудотворца и Василия Блаженного с. Болотово Луганская епархия:Храм Архидьякона Стефана пгт. Славяносербск Московская епархия (городская):Храм Рождества Пресвятой Богородицы пос. Колюбакино Храм сщмч. Василия, протоиерея Московского г. Москва Московская епархия (областная):Троиц
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.05548 c.