Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество «Трезвение» » Беседы на православном радио »

01.12.2017 | В честь дня небесной покровительницы Екатеринбург посетят два Патриарха

20.10.2017 | На Покров в Екатеринбургской епархии стартует информационно-просветительская кампания о Царской семье

30.08.2017 | СЕМИНАР по работе со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости.

27.07.2017 | В Екатеринбургском духовно-просветительском «Царский» состоялось заседание Совета общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости».

- -

«Трезвое слово» №2 (№14)

План работы Общества «ТРЕЗВЕНИЕ» на 2009 год

- -
Беседы на православном радио

- -  

Священник Александр Рождественский.

Беседы в радиошколе трезвение
Ведущая Алевтина Лежнина

Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Самое крупное общество трезвости было основано в Санкт-Петербурге в 19 веке священником Александром Рождественским и называлось оно Александро-Невское общество трезвости.

С давних пор святой князь-инок Александр Невский считался небесным помощником всех русских людей, соблюдающих воздержание от спиртного. Покров над трезвенниками именно этого святого земли Русской не случаен.

Со стародавних времён православные воины, отправляясь на защиту Отечества, молились святому благоверному князю Александру Невскому о даровании победы над врагом. Они исповедовались, причащались и, по примеру ратников войска князя Александра Невского, соблюдали строгий пост, в том числе - полностью отказывались от спиртных напитков во время похода. Потому-то не раз русские воины побеждали противника не столько силой, сколько молитвой, постом и покаянием. "Не в силе Бог, а в правде",- этот завет святого князя Александра сослужил русским людям добрую службу.

Когда сохранённые небесным покровительством святого князя русские воины возвращались домой, то часто давали обет перед Богом не употреблять спиртного вовек. Как следствие этого мужчины на Руси до глубокой старости сохраняли богатырское здоровье и крепость духа.

30 августа по старому стилю (12 сентября по новому) 1898 выдающимся подвижником благочестия священником Александром Васильевичем Рождественским было создано знаменитое впоследствии Александро-Невское общество трезвости в Санкт-Петербурге.

Писатель Евгений Поселянин писал:

"Насколько плодотворна была деятельность отца Александра можно судить по тому, что основанное им Александро-Невское общество трезвости - самое многочисленное в России и имеет 70 тысяч трезвенников! Ведь это значит - 70 тысяч семей, то есть целое население крупного города, можно считать застрахованным от когтей нужды, безработицы, беспросветного земного ада!"

Это - громадная область, отвоёванная у сатаны, это великий живой дар Царствию Божию.

Но как надо было поработать, чтобы в короткое время совершить такое громадное дело! И какое великое чувство любви к народу и жалости к нему надо было носить в себе, как великий внутренний двигатель, чтобы ни разу не изнемочь в непрерывном и всё расширявшемся труде! И он, действительно, и любил, и жалел.

После окончания Духовной семинарии, а затем и Санкт-Петербургской Духовной Академии, он стал священствовать в Воскресенской церкви у Варшавского вокзала, там, где дымились фабричные трубы, и православный люд, забыв Образ Божий, окунался в омут пьянства со всей широтой русской души.

Его впечатлительная душа была глубоко уязвлена созерцанием всех тёмных сторон простонародной жизни, и душевные немощи народа заставляли его глубоко страдать.

Он мне рассказывал, - пишет Евгений Поселянин, что в тот день, когда ему, по случаю поста, пришлось первый раз в жизни исповедовать народ, он из церкви еле дошёл домой и почти без чувств повалился на кровать. Ему хотелось кричать криком от невыносимой внутренней боли. Перед ним разом обнаружилась вся бездна человеческого порока, всё то ухищрённое, часто могущее казаться невероятным зло, какое гнездиться в душе человеческой.

И вот на то, чтобы внести луч света в такие объятые мраком жизни души, чтобы побороть эту власть зла, он и отдал всю без остатка свою молодую ревность.

Он мог действовать, потому что в душе его жила вера в несколько великих духовных сил: в силу добра, в силу таинств Православной Церкви, в силу церковной проповеди, в силу печатного слова.

Не только убедить человека пьющего (или не пьющего) произнести обет трезвости было задачей о. Александра - он старался ввести трезвенников в церковную жизнь, прилепить их, так сказать, крепко-накрепко к церкви, чтобы за тою сладостью, какую дают душе впечатления религиозного характера, им окончательно опротивели те грубые наслаждения дурмана, которые они раньше искали в вине.

В беседе с народом он был весьма прост, понятен. Сухой человек назвал бы его сентиментальным. Он владел тайной потрясать порою до глубины души своих слушателей. Он был счастлив своей деятельностью.

Бледный, худощавый, с горящими глазами, он полон был энергии и горячо отзывался на всякий вопрос, на всякое предложение. В храме он говорил проповедь таким повышенным голосом, как будто хотел, чтобы его услышали и стоящие на паперти. Сплошной крик души...

Трезвенники его, число которых быстро росло, окружали его величайшею любовью...Епархиальная власть с величайшим сочувствием следила за его деятельностью. В 32 года он имел уже наперсный крест из Кабинета, говорили, что скоро его ждало протоиерейство. Он был священник того типа и времени, когда церковное дело велось не одним клиром, не без участия мирян. Он даже в руководстве журналом постоянно советовался с трезвенниками. (Он основал журналы "Отдых христианина", "Воскресный благовест", "Трезвая жизнь"). Всякое дело старался сделать общим.

Его отличала неутомимая жажда деятельности. Однажды он взял отпуск для поездки по Волге до Астрахани, но так соскучился по делу, что вернулся с середины Волги.

Он священствовал всего восемь лет, но сколько успел сделать за столь короткий срок. Смерть его последовала 5 июля 1905 года, и она потрясла современников.

Протоиерей Философ Орнатский (он был прославлен в лике святых в августе 2000) писал:

"Мы лишились в нём человека, горевшего умом и сердцем для великого, им и начатого, и созданного, для которого он жертвовал своим покоем, сном, пищею. Огнём любви к этому делу горел он за недолгие годы своей службы и в короткое время сгорел дотла."

Чтобы дать почувствовать трезвенникам силу воодушевления множества людей одною идеей, одним стремлением, он устраивает крестные ходы, далёкие паломничества...

Ещё не умолкли восторженные рассказы трезвенников о паломничестве на Валаам во главе с архипастырем, как о. Александр устраивает грандиозный крестный ход в Сергиеву пустынь и сам ведёт его от своего храма до обители.

Он истинно пал за плугом, на любимой ниве своей. И в предсмертные дни, при расставании с жизнью, он в полусознательном состоянии говорил о беседах с народом, о речах, о чтениях".

 

Памяти о. А. В. Рождественского

 

В юном сердце, любовью зажжённом,

Загорелась призванья заря...

С той минуты в труде напряжённом

Он прошёл и светя, и горя...

Пред бездонною скорбью народа

Он горел, и весь холод прихода

Тем любовным огнём сожигал...

Он светил... и из мрака печали

Все - не задано счастье кому,

Кто без факела в жизни блуждали, -

Все с надеждою льнули к нему...

Оттого-то и в день испытанья,

Когда миг расставанья настал,

Велики так их были страданья...

Так народ безутешно рыдал

Свящ. Иона Брихничев

13.Х. 1905

Надгробный памятник на могиле отца Александра Рождественского сооружен в виде колокола-великана с крестом. Это не случайно: батюшка мечтал поднять на колокольню Воскресенской церкви у Варшавского вокзала 1000-пудовый колокол с надписью "За трезвую жизнь", который бы будил совесть пьющих русских людей. Такой колокол был отлит после смерти пастыря, но пришедшие к власти большевики распилили его на огромные куски, из которых впоследствии отлили памятник вождю мирового пролетариата, до сих пор стоящий в нише перед Варшавским вокзалом.

"Ведите себя трезво, чисто, свято", - так взывал батюшка к своим чадам, так взывает его память к нам и сейчас.

Трезвитесь, бодрствуйте с Богом!

 

В передаче использована статья Апостол трезвости - из книги Лидии Соколовой "Когда горит свеча", - Санкт-Петербург, 2003г., стр 53-57.



Старый стиль 2Декабрь пятница Новый стиль) 15Декабрь Седмица 28-я по Пятидесятнице. Глас 2. Рождественский пост. Монастырский устав: горячая пища без масла. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрор. Аввакума (VII-VI до Р.Х.). Мц. Миропии (ок. 251). Прпп. Иоанна, Ираклемона, Андрея и Феофила (IV). Прп. Исе (Иессея), еп. Цилканского (VI) (Груз.). Прп. Афанасия, затворника Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1176) и другого Афанасия, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Св. Стефана Уроша, царя Сербского (1367). Сщмч. Матфея пресвитера (1921). Сщмч. Димитрия пресвитера и прп. Веры исповедницы (1932). Сщмч. Алексия, архиеп. Великоустюжского (1937). Сщмчч. Иоанна, Константина, Николая, Сергия, Владимира, Иоанна, Феодора, Николая, Николая, Павла, Сергия пресвитеров, прмч. Данакта, Космы прмцц. Маргариты, Февронии, Тамары, Антонины и Марии, мц. Матроны (1937). Прмц. Марии (1938). Мч. Бориса (1942). Евангельские ЧтенияТит., 301 зач., I, 15 - II, 10. Лк., 101 зач., XX, 19-26. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Тит. 1, 15-2, 10; Лк. 20, 19-26). "Кесарево - кесарю, а Божие - Богу"; всякому, значит, свое. В наше время вместо "кесарево" поставить надо "житейское", и сказать: житейское своим чередом, а Божеское - своим. А то все бросились на одно житейское, Божеское же оставляют назади. Оттого оно стоит не только не на своем месте, то есть, не на первом плане, как следует, но совсем забывается. Следствием этого забвения, будто не намеренного, есть потемнение его в сознании; а затем становится неясным и его содержание, и его основания. Отсюда слабость убеждения и шаткость веры; и потом отчуждение от нее и влияние всяких ветров учения. Этот путь проходит всякий особо, когда начинает нерадеть о Божием; этот же путь проходит и общество, когда оно в своих порядках, начинает не обращать внимания на то, чего требует от него Бог. Когда Божие отставлено на задний план, тогда в обществе начинает водворяться эмансипация от Божеских требований, - в умственном, нравственном и эстетическом отношениях, и секуляризация (служение духу времени) политики, обычаев, увеселений, а затем воспитания и всех учреждений. В настоящее время о том что Божие - не думают, не говорят, не пишут и даже в мысли не имеют, ни при каких начинаниях. Дивно ли, что при таком настроении, учения противные вере находят доступ в общество и что общество склоняется к повальному безверию? Молитвы Тропарь пророка Аввакумаглас 2Пророка Твоего Аввакума память, Господи, празднующе,/ тем Тя молим:// спаси души наша. Кондак пророка Аввакумаглас 8Возгласивый вселенней от юга пришествие Божие от Девы, Аввакуме богоглаголиве,/ и на Божественней стражи предстоянием/ слышания от светоносна Ангела/ Христово Воскресение возвестил еси миру,/ сего ради весело зовем ти:// радуйся, пророков светлая доброто. Тропарь преподобного Афанасия, затворника Печерского, в Ближних пещерахглас 3Блаженство плачущих получити желая,/ день и нощь непрестанно плакал еси,/ имея во уме час Судный,/ тем по кончине твоей обрел еси утешение на Небеси,/ преподобне Афанасие./ Подаждь и нам плакатися зде грехов наших выну,/ яко да плача безконечнаго избывше,/ тамо приимем вечное утешение. Кондак преподобного Афанасия, затворника Печерского, в Ближних пещерахглас 5Яко безсмертия тезоименит, по умертвии своем востал еси жив;/ показуя же, яко зело люта есть смерть, плакался еси горько.
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.06470 c.