Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество «Трезвение» » Беседы на православном радио »

19.06.2018 | Обучающий семинар для организаторов трезвенного движения

24.05.2018 | Утверждение трезвости в новообразованных епархиях Русской Православной Церкви. Круглый стол

23.05.2018 | Деятельность АНО «Просветительский центр» по утверждению трезвого и здорвого образа жизни в подростковой среде высоко оценена на областном уровне

19.05.2018 | Социально-педагогический проект «Будь здоров!»: новые горизонты развития

14.05.2018 | В Просветительском центре подвели итоги XV традиционной встречи православных трезвенников Уральского региона.

- -

«Трезвое слово» №2 (№14)

План работы Общества «ТРЕЗВЕНИЕ» на 2009 год

- -
Беседы на православном радио

- -  

Священник Александр Рождественский.

Беседы в радиошколе трезвение
Ведущая Алевтина Лежнина

Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Самое крупное общество трезвости было основано в Санкт-Петербурге в 19 веке священником Александром Рождественским и называлось оно Александро-Невское общество трезвости.

С давних пор святой князь-инок Александр Невский считался небесным помощником всех русских людей, соблюдающих воздержание от спиртного. Покров над трезвенниками именно этого святого земли Русской не случаен.

Со стародавних времён православные воины, отправляясь на защиту Отечества, молились святому благоверному князю Александру Невскому о даровании победы над врагом. Они исповедовались, причащались и, по примеру ратников войска князя Александра Невского, соблюдали строгий пост, в том числе - полностью отказывались от спиртных напитков во время похода. Потому-то не раз русские воины побеждали противника не столько силой, сколько молитвой, постом и покаянием. "Не в силе Бог, а в правде",- этот завет святого князя Александра сослужил русским людям добрую службу.

Когда сохранённые небесным покровительством святого князя русские воины возвращались домой, то часто давали обет перед Богом не употреблять спиртного вовек. Как следствие этого мужчины на Руси до глубокой старости сохраняли богатырское здоровье и крепость духа.

30 августа по старому стилю (12 сентября по новому) 1898 выдающимся подвижником благочестия священником Александром Васильевичем Рождественским было создано знаменитое впоследствии Александро-Невское общество трезвости в Санкт-Петербурге.

Писатель Евгений Поселянин писал:

"Насколько плодотворна была деятельность отца Александра можно судить по тому, что основанное им Александро-Невское общество трезвости - самое многочисленное в России и имеет 70 тысяч трезвенников! Ведь это значит - 70 тысяч семей, то есть целое население крупного города, можно считать застрахованным от когтей нужды, безработицы, беспросветного земного ада!"

Это - громадная область, отвоёванная у сатаны, это великий живой дар Царствию Божию.

Но как надо было поработать, чтобы в короткое время совершить такое громадное дело! И какое великое чувство любви к народу и жалости к нему надо было носить в себе, как великий внутренний двигатель, чтобы ни разу не изнемочь в непрерывном и всё расширявшемся труде! И он, действительно, и любил, и жалел.

После окончания Духовной семинарии, а затем и Санкт-Петербургской Духовной Академии, он стал священствовать в Воскресенской церкви у Варшавского вокзала, там, где дымились фабричные трубы, и православный люд, забыв Образ Божий, окунался в омут пьянства со всей широтой русской души.

Его впечатлительная душа была глубоко уязвлена созерцанием всех тёмных сторон простонародной жизни, и душевные немощи народа заставляли его глубоко страдать.

Он мне рассказывал, - пишет Евгений Поселянин, что в тот день, когда ему, по случаю поста, пришлось первый раз в жизни исповедовать народ, он из церкви еле дошёл домой и почти без чувств повалился на кровать. Ему хотелось кричать криком от невыносимой внутренней боли. Перед ним разом обнаружилась вся бездна человеческого порока, всё то ухищрённое, часто могущее казаться невероятным зло, какое гнездиться в душе человеческой.

И вот на то, чтобы внести луч света в такие объятые мраком жизни души, чтобы побороть эту власть зла, он и отдал всю без остатка свою молодую ревность.

Он мог действовать, потому что в душе его жила вера в несколько великих духовных сил: в силу добра, в силу таинств Православной Церкви, в силу церковной проповеди, в силу печатного слова.

Не только убедить человека пьющего (или не пьющего) произнести обет трезвости было задачей о. Александра - он старался ввести трезвенников в церковную жизнь, прилепить их, так сказать, крепко-накрепко к церкви, чтобы за тою сладостью, какую дают душе впечатления религиозного характера, им окончательно опротивели те грубые наслаждения дурмана, которые они раньше искали в вине.

В беседе с народом он был весьма прост, понятен. Сухой человек назвал бы его сентиментальным. Он владел тайной потрясать порою до глубины души своих слушателей. Он был счастлив своей деятельностью.

Бледный, худощавый, с горящими глазами, он полон был энергии и горячо отзывался на всякий вопрос, на всякое предложение. В храме он говорил проповедь таким повышенным голосом, как будто хотел, чтобы его услышали и стоящие на паперти. Сплошной крик души...

Трезвенники его, число которых быстро росло, окружали его величайшею любовью...Епархиальная власть с величайшим сочувствием следила за его деятельностью. В 32 года он имел уже наперсный крест из Кабинета, говорили, что скоро его ждало протоиерейство. Он был священник того типа и времени, когда церковное дело велось не одним клиром, не без участия мирян. Он даже в руководстве журналом постоянно советовался с трезвенниками. (Он основал журналы "Отдых христианина", "Воскресный благовест", "Трезвая жизнь"). Всякое дело старался сделать общим.

Его отличала неутомимая жажда деятельности. Однажды он взял отпуск для поездки по Волге до Астрахани, но так соскучился по делу, что вернулся с середины Волги.

Он священствовал всего восемь лет, но сколько успел сделать за столь короткий срок. Смерть его последовала 5 июля 1905 года, и она потрясла современников.

Протоиерей Философ Орнатский (он был прославлен в лике святых в августе 2000) писал:

"Мы лишились в нём человека, горевшего умом и сердцем для великого, им и начатого, и созданного, для которого он жертвовал своим покоем, сном, пищею. Огнём любви к этому делу горел он за недолгие годы своей службы и в короткое время сгорел дотла."

Чтобы дать почувствовать трезвенникам силу воодушевления множества людей одною идеей, одним стремлением, он устраивает крестные ходы, далёкие паломничества...

Ещё не умолкли восторженные рассказы трезвенников о паломничестве на Валаам во главе с архипастырем, как о. Александр устраивает грандиозный крестный ход в Сергиеву пустынь и сам ведёт его от своего храма до обители.

Он истинно пал за плугом, на любимой ниве своей. И в предсмертные дни, при расставании с жизнью, он в полусознательном состоянии говорил о беседах с народом, о речах, о чтениях".

 

Памяти о. А. В. Рождественского

 

В юном сердце, любовью зажжённом,

Загорелась призванья заря...

С той минуты в труде напряжённом

Он прошёл и светя, и горя...

Пред бездонною скорбью народа

Он горел, и весь холод прихода

Тем любовным огнём сожигал...

Он светил... и из мрака печали

Все - не задано счастье кому,

Кто без факела в жизни блуждали, -

Все с надеждою льнули к нему...

Оттого-то и в день испытанья,

Когда миг расставанья настал,

Велики так их были страданья...

Так народ безутешно рыдал

Свящ. Иона Брихничев

13.Х. 1905

Надгробный памятник на могиле отца Александра Рождественского сооружен в виде колокола-великана с крестом. Это не случайно: батюшка мечтал поднять на колокольню Воскресенской церкви у Варшавского вокзала 1000-пудовый колокол с надписью "За трезвую жизнь", который бы будил совесть пьющих русских людей. Такой колокол был отлит после смерти пастыря, но пришедшие к власти большевики распилили его на огромные куски, из которых впоследствии отлили памятник вождю мирового пролетариата, до сих пор стоящий в нише перед Варшавским вокзалом.

"Ведите себя трезво, чисто, свято", - так взывал батюшка к своим чадам, так взывает его память к нам и сейчас.

Трезвитесь, бодрствуйте с Богом!

 

В передаче использована статья Апостол трезвости - из книги Лидии Соколовой "Когда горит свеча", - Санкт-Петербург, 2003г., стр 53-57.



Старый стиль 11Июнь суббота Новый стиль) 24Июнь Седмица 3-я по Пятидесятнице. Глас 1. Петров пост. Разрешается рыба. Совершается служба с полиелеемАпостолов Варфоломея и Варнавы (I). Сщмч. Митрофана пресвитера и иже с ним мучеников многих (1900). Прп. Варнавы Ветлужского (1445). Перенесение мощей прп. Ефрема Новоторжского (1572). Иконы Божией Матери, именуемой "Достойно есть" ("Милующая") (X) Евангельские ЧтенияУтр. - Ин., 67 зач., XXI, 15-25 . Лит. - Апп.: Деян., 28 зач., XI, 19-26, 29-30. Лк., 51 зач., X, 16-21. Ряд.: Рим., 85 зач., III, 28 - IV, 3. Мф., 24 зач., VII, 24 - VIII, 4.* Если совершается полиелейная служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть», то на утрене читается Лк., 4 зач., I, 39-49, 56, а на литургии - Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5-11. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28, и дня. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Рим. З, 28-4, З; Мф. 7, 24-8, 4). Нынешнее Евангелие говорит о том, что слушающий слова Господни и исполняющий их подобен строящему дом на камне, а слушающий и не исполняющий - подобен строящему дом на песке. Заучи это всякий и почаще повторяй; истина же в нем содержащаяся, всякому понятна и ясна наглядно. И собственных опытов всякий имеет под руками в этом роде множество. Мысли, например, пока еще думаешь о чем, бывают неустойчивы и мятутся; когда же изложишь их на бумаге, они получают окреплость и неподвижность; предприятие какое-нибудь все еще бывает неверно и меняется в частностях, пока не начато, а когда пустишь его в ход, всем пополнительным соображениям конец. Так и нравственные правила пока не исполнены, они как будто чужие, вне нас и непрочны, а когда исполняешь их, они входят внутрь, оседают в сердце и полагают там основу характеру - доброму или злому. "Итак блюдите, как опасно ходите"! Молитвы Тропарь апостоловглас 3Апостоли святии,/ молите Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим. Ин тропарь апостолов Варфоломея и Варнавыглас 3Язык огнедохновен в силе Духа приемше,/ во плоти пришедшее Слово проповедаете всюду,/ Егоже ради ов во главу усечен,/ ов же камением побиен,/ и есте апостольскому лику украшение,/ Варфоломее и Варнаво,/ темже память вашу почитаем и просим:/ молите Христа Бога подати нам грехов оставление. Кондак апостола Варнавыглас 3Господень был еси всеистинный служитель,/ апостолов же явился еси седмидесятих первый,/ озарил еси и с Павлом проповедь твою,/ всем возвещаяй Христа Спаса,/ сего ради песнопении// Божественную память твою, Варнаво, совершаем. Кондак апостола Варфоломеяглас 4Явился еси великое солнце вселенней/ учений сияньми и чудес страшных,/ световодя почитающия тя,/ Варфоломее,// Господень апостоле. Кондак апостола Варфоломеяглас 4Явился еси велие солнце Церкви,/ учений сиянием/ и чудесы страшными/ просвещая поющия тя, Варфоломее,// Господень апостоле. Тропарь преподобного Ефремаглас 1Божественною свыше просветися благодатию, преподобне,/ многим терпением во временной жизни подвиг совершил еси./ Темже источаеши чудес благодать/ всем, с верою приходящим к мощем твоим, Ефреме преблаженне./ Сего ради зовем:/ слава Давшему ти крепость,/ слава Венчавшему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеления. Тропарь преподобного Ефрема Новоторжскогоглас 1Божественною свыше благодатию просветився, Богомудре, / и по смерти яви тя светлость жития твоего, / темже источаеши мирови благоухание, / иже с верою притекающим к раце мощей твоих, Ефреме преподобне. / Тем вопием ти: / слава Давшему ти чудесем благодать, / слава Прославльшему тя в чудесех, / слава Действующему тобою всем исцеления. Кондак преподобного Ефрема Новоторжскогоглас 8Светозарную лучу похвалим, преподобне,/ твою честную раку,/ многосветлою свещею просвещает бо Господь церковь твою от цельбоноснаго гроба твоего/ и озаряет омраченная наша сердца./ Якоже солнце незаходимое, отче,/ подобие образа твоего возсия нам,/ и град Торжек тобою благодать приемлет,/ обогащающу ти всех нас добротою чудес,/ содеянием благодати поющих ти: аллилуйя. Показать ещё молитвы Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Достойно есть (Милующая)глас 4Oтцев все Афонское множество,/ соберитеся, верно празднующе,/ днесь радующеся и светло восклицающе вси в веселии,/ Божия бо Мати ныне от Ангела преславно воспевается./ Темже, яко Богородицу, присно Сию славим. Ин тропарь Божией Матери пред иконой Ее Достойно есть (Милующая)глас 4Притецем, вернии, со дерзновением/ к Милующей Царице Богородице/ и умиленно воззовем к Ней:/ низпосли на ны милости Твоя богатыя:/ град сей избави от всякаго обстояния,/ мир даруй мирови/ и спасение душам нашим. Кондак Божией Матери пред иконой Ее Достойно есть (Милующая)глас 4Празднует днесь весь Афон,/ яко песнь прият от Ангела чудно/ Тебе, Чистей Богоматери,/ Юже вся тварь чтит, славящи. Ин кондак Божией Матери пред иконой Ее Достойно есть (Милующая)глас 8Архангельский глас вопием Ти, Всецарице:/ достойно есть, яко воистинну,/ блажити Тя, Богородицу,/ Присноблаженную и Пренепорочную/ и Матерь Бога нашего. Тропарь преподобного Варнавы Ветлужскогоглас 1Желанием духовным распалився/ и мятежи мирския отринув,/ к Богу любовию прилежно присовокупися./ И Того вседушне взыскуя, во внутренн
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.05681 c.