Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество «Трезвение» » Листок Трезвения »

20.10.2017 | На Покров в Екатеринбургской епархии стартует информационно-просветительская кампания о Царской семье

30.08.2017 | СЕМИНАР по работе со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости.

27.07.2017 | В Екатеринбургском духовно-просветительском «Царский» состоялось заседание Совета общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости».

17.07.2017 | Подводим итоги, намечаем перспективы

- -

«Трезвое слово» №2 (№14)

План работы Общества «ТРЕЗВЕНИЕ» на 2009 год

- -
Листок Трезвения

- -  

О добродетели воздержания.

"Воздержание есть первый шаг во всех добродетелях". Игумения Арсения

Воздержание. Это слово обычно вызывает неприязнь у людей мира. Девиз сегодняшнего дня - наслаждайся и не дай себе засохнуть. Людей изо дня в день пичкают информацией о разврате, жестокости и извращениях. Невоздержание считается достоинством. К сожалению, и для многих христиан воздержание чуждо и непонятно. А между тем воздержание - одна из первоначальных, всегда необходимых добродетелей христианина.

Но что надо понимать под словом "воздержание"? Это - удерживание себя от исполнения тех своих желаний, которые не согласуются с Божией волей, не дают пользе душе, не обогащают ее духовно, не служат к накоплению ею "сокровищ" в Царстве Небесном. Апостол Павел говорит: "Все мне позволительно, но не все полезно" (1Кор.6,12). А если не полезно, то зачем мы будем врагами себе, касаясь вредного?

Не надо думать, что воздержание есть только "монашеская наука". В той или иной мере каждый христианин должен быть подвижником, а "все подвижники воздерживаются от всего: те (мирские) для получения венца тленного, а мы (христиане) - нетленного" (1Кор.9,25), - говорит апостол Павел.

Земные блага, мирское счастье манят к себе и много обещают. Ведь это так просто: захотел - закурил и блаженствуй, отравляя себя никотиновым ядом, витая мыслями вместе с поднимающимся от сигареты дымом. Вот она плотская утеха, дешевая, доступная. А что за ней? Смерть... духовная и физическая. Но от этого пути можно отказаться, отучиться быть рабом своих страстей, угодником плоти. Можно воздержанием возвысить свой дух и подняться над страстьми.

Надо научиться справляться со своими плотскими желаниями, привычкам: с желанием покушать побольше, повкуснее, часто не имея на то нужды (чревоугодие); выпить "заморского дивного" вина или, подгоняемый жаждою, "накушаться до скотского состояния"; проболтать с подругами весь вечер (празднословие). "В ком нет воздержания, тот легко улавливается всяким неприличием", - писал преподобный Ефрем Сирин (30, 30).

Воздержание - это то, что помогает держать себя в узде, помогает духу возобладать над телом. Святитель Василий Великий писал, что "воздержание - начало духовной жизни, податель вечных благ, уничтожающий в себе жало сластолюбия" (святитель Василий Великий, 9, 117).

Все мы считаем себя свободными людьми, но если грех побеждает нас, превращая в своих рабов, разве мы тогда остаемся свободными? "Тот воздержан и тверд, кто, обеспокоиваемый какой-либо страстью, одерживает верх над нею" (святитель Иоанн Златоуст, 46, 832). Воздержание дает внутреннюю свободу и освобождает путь восхождения к Богу. Мы переживаем такие времена, когда безнравственность и вседозволенность, пьянство и наркомания, насилие и разврат захлестнули общество. Оно стоит сегодня перед выбором: либо возрождение трезвости и утраченных православных традиций, либо дальнейшее глубокое падение в пучину страстей и пороков. Если мы выбираем первый путь, то главной задачей становится взращивание в себе добродетели воздержания.

Об этой добродетели говорил еще Архангел Гавриил, благовествуя о рождении Иоанна Предтечи:

"И многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик перед Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их" (Лк.1, 14-16).

Из этого ангельского благовествования совершенно очевидно, что абсолютное воздержание от вина дело богоугодное, ибо и Сам Спаситель сказал об Иоанне Предтече: "Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя" (Мф.11.11).

О пользе абсолютного воздержания от вина, как упражнения в добродетели, говорится в 51 и 53 апостольских правилах. Итак, воздержание от винопития является вполне естественным для духовных традиций православной церкви.

Хочется привести в пример историю, которая произошла в двадцати милях от Александрии в лавре Каламон. Паломники прибыли туда и обратились к авве Феодору с вопросом: "Хорошо ли, отче, если мы придем к кому или к нам придет кто-нибудь, и мы выпили бы вино?" - "Нет", - отвечал старец. "А как же разрешали древние отцы?" - "Древние отцы были велики и сильны, они могли разрешать и опять запрещать. А наш род, чада, не может разрешать и запрещать. Если мы разрешили, то уже не выдержим строгого подвижничества".

Для чего призывают к воздержанию прославленные своими добродетелями святые? Для того, чтобы заложить основу для стяжания верующими последующих добродетелей. Воздержание в малом поможет укрепить волю и поведет к победе в великом

Святитель Феофан Вышенский (80, 204) пишет: "Опыты в воздержании дадут опытность в самообладании, и падения будут реже и реже". Замечательным подтверждением вышесказанного звучат следующие слова: "Благоразумным воздержанием доставляется неуклонное пребывание в трезвении. Неуклонное пребывание в трезвении дозволяет неуклонно последовать учению Евангелия" (святитель Игнатий Брянчанинов, 43, 270).

На пути взращивания в себе добродетели воздержания не стоит забывать о чувстве меры, о постепенном утверждении добродетели. Необходимо воздерживаться от излишеств в еде и питии (чревоугодие), в общении (многоглаголание и празднословие), от долгого сна, от многопопечительства (когда не остается времени и сил на духовные потребности), от зрелищ и от всего того, что неполезно православному человеку на пути развития его духовности. Старец Силуан пишет: "Для мира душевного нужно быть воздержанным, потому что и от нашего тела теряется мир. Не должно быть любопытным, не нужно читать газеты и книги, которые опустошают душу и приносят уныние и смущение. Не осуждай других...не старайся знать чужих дел, кроме своего. Кто послушлив и во всем воздержан, тому Сам Господь дает благодать и молитву, и она легко совершается в сердце".

Почему праведных так мало, а грешников много? Потому что грешить гораздо проще: тебя обидели - ты обидел, тебя обозвали - ты обозвал, у тебя украли - ты у другого еще больше украл... Гораздо трудней, когда тебя обокрали, а ты взял и простил. Это уже почти подвиг, и на него способен только тот, для кого заповеди Божии - драгоценность большая, нежели деньги, вещи, развлечения...

Истинно верующих людей очень немного, и так было всегда. Господь говорит: "Не бойся, малое стадо", пытаясь ободрить Своих чад на пути испытаний. Духовная жизнь во Христе действительно очень сложна, она требует полного самопожертвования, учит благородству, истинной любви и воздержанию.

До того момента, как началось мое воцерковление, я не имела никакого практического опыта воздержания. Это и естественно, ведь навык воздержания воспитывается через соблюдение заповедей Божиих. Поначалу было очень трудно. В миру никто не борется и не умеет бороться со своими страстями, и этому научиться очень непросто.

Во время посещения курсов священника Игоря Бачинина я поставила перед собой задачу - научиться воздержанию в еде. С Божией помощью мне удалось изменить стереотипы сознания и выработать правильное отношение к еде - человек ест для того, чтобы жить, а не живет для того, чтобы есть. Пришлось контролировать количество трапез в день, каяться, если случалось позволить "лукавому демону обладати мною", исповедовать перед Господом свою немощь, укрепляться Его благодатью в таинстве Причастия.

Как известно из трудов святых отцов, чревоугодие - это мать всех других страстей, в том числе гнева, блуда, гордости, празднословия. Я долго не могла справиться еще с одним своим пороком - раздражительностью. До начала воцерковления от моей невоздержанности в выражении эмоций страдали все окружающие, а моему маленькому сыну доставалось больше всех. Батюшка всегда ужасался: "Это что ж за боевик такой". Я не знала, куда мне бежать от самой себя. Однажды взмолилась: "Батюшка! Ну дайте мне какое-нибудь упражнение". Он ответил: "У вас есть пища, вот и упражняйтесь".

Действительно, после этого совета я стала внимательно относиться к посту, более точно выполнять рекомендации по воздержанию от скоромных продуктов, реже поддавалась на соблазн поесть печенье, пряники в постный день. Господь смилостивился надо мной, грешницей. Теперь Он все меньше попускает бесу гнева искушать меня. Мой сын, боясь поверить в такую перемену маминого нрава, частенько спрашивает меня: "Мама, ты добрый и не сердитый?". Конечно, и его поведение заметно изменилось, ушла агрессия, упрямство. Ребенок стал более кротким, ласковым. Слава Богу за все! Помоги всем Господь обрести добродетель воздержания, а меня, грешную, прости.

Раба Божия Марина, член общества "Трезвение".



Старый стиль 11Ноябрь пятница Новый стиль) 24Ноябрь Седмица 25-я по Пятидесятнице. Глас 7. День постный. Пища с растительным маслом. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомВмч. Мины (304). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМч. Виктора и мц. Стефаниды (II). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМч. Викентия (304). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Феодора Студита, исп (826). Совершается служба на шестьБлж. Максима, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (1434). Мч. Стефана Дечанского (ок. 1336) (Серб.). Прп. Мартирия Зеленецкого (1603). Сщмч. Евгения пресвитера (1937). Евангельские Чтения2 Сол., 277 зач., III, 6-18. Лк., 73 зач., XIII, 31-35. Мчч.: Еф., 233 зач., VI, 10-17. Мф., 38 зач., X, 32-33, 37-38; XIX, 27-30. Прп.: Евр., 335 зач., XIII, 17-21. Мф., 10 зач., IV, 25 - V, 12 .* Если совершается служба блж. Максима, то на литургии чтения дня и блаженного: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Мф., 10 зач., IV, 25 - V, 12. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (2 Фес. 3, 6-18; Лк. 13, 31-35). "Се оставляется дом ваш пуст", сказал Господь об Иерусалиме. Значит, есть мера долготерпению Божию. Милосердие Божие вечно бы готово терпеть, ожидая добра; но что делать, когда мы доходим до такого расстройства, что не к чему и рук приложить? Потому и бросают нас. Так будет и в вечности. Все говорят: милосердие Божие не попустит вечного отвержения. Да оно и не хочет того; но что делать с теми, которые преисполнены зла, а исправиться не хотят? Они сами себя ставят за пределами милости Божией и оставляются там потому, что не хотят выйти оттуда. Спириты придумали множество рождений, как средство к перечищению грешников. Но осквернившийся грехами в одно рождение может таким же явиться и в десяти других, а затем и без конца. Как есть прогресс в добре, так есть прогресс и в зле. Мы видим на земле ожесточенных во зле; такими же могут они остаться и вне земли, а потом и навсегда. Когда придет всему конец, а ему придти неизбежно, куда девать этих ожесточившихся во зле? Уж, конечно, куда-нибудь вне области светлой, определенной для потрудившихся над собою в очищении своих нечистот. Вот и ад! Не исправившиеся при лучших обстоятельствах исправятся ли при худших? А если же нет, то вот и вечный ад! Не Бог виновник ада и вечных в нем мучений, а сами грешники. Не будь нераскаянных грешников, и ада не будет. Господь очень желает, чтоб не было грешников, затем и на землю приходил. Если Он желает безгрешности, то, значит, желает и того, чтоб никто не попал в вечные муки. Все дело за нами. Давайте же сговоримся и уничтожим ад безгрешностью. Господь будет рад тому; Он и открыл об аде для того, чтоб всякий поостерегся попасть туда. Молитвы Кондак мучеников Виктора, Стефаниды и Викентияглас 4Иже славе, Господи и всех Содетелю,/ Ты в мире явил еси украшенных добродетельми страстотерпцы и мученики,/ да омут непобедимую победу. Тропарь блаженного Максима, Христа ради юродивогоглас 5Наготою телесною и терпением/ обнажил еси вражия коварствия,/ обличая неподобное его деяние,/ зельне стражда солнечный вар/ и нуждныя великия студени,/ мраза и огня не чул еси,/ Божиею помощию покрываемь,/ Максиме премудре,/ о верою творящих память твою честно/ и усердно притекающих к мощем твоим/ моли избавитися от бед/ и падения избежати. Кондак блаженного Максима, Христа ради юродивогоглас 2Вышния красоты желая,/ нижния сладости и телесная одеяния в ничтоже вменил еси/ и нестяжание паче суетнаго мира возлюбил еси./ Ангельское житие проходя,/ скончался еси, блаженне Максиме:/ с нимиже Христа моли непрестанно о всех нас. Тропарь преподобного Мартирия Зеленецкогоглас 2От юности, Богоблаженне, Христа возлюбив,/ отечество оставил еси/ и, всех мирских мятежей уклонився,/ в тихое пристанище пречестныя обители Богоматерни достигл еси:/ отнюдуже уведев непроходную пустыню,/ крестовидною зарею показанную,/ желательне ю обрел еси,/ и, в ней вселився,/ иночествующих собрал еси,/ и сих ученьми своими, яко лествицею восходною на Небо,/ трудолюбно тщался еси возводити к Богу,/ Емуже молися, Богомудре Мартирие,/ даровати душам нашим велию милость. Кондак преподобного Мартирия Зеленецкогоглас 8Отечества, преподобне, и всего мирскаго мятежа уклонитися возжелел еси,/ и, в пустыню вселився,/ тамо во блаженнем безмолвии жестокое житие показал еси,/ и чада послушания и смирения в нем возрастил еси./ Сего ради, дерзновение стяжав ко Святей Троице,/ еже молитися, Богоблаженне, о нас, чадех своих, ихже собрал еси,/ и о всех правоверных, да зовем ти:/ радуйся, отче Мартирие, безмолвия пустыннаго любитель. Тропарь великомученика Миныглас 4Яко Безплотным собеседника/ и страстотерпцем единовсельника,/ сошедшеся верою, Мино, восхваляем тя,/ мира мирови испроси// и душам нашим велия милости. Показать ещё молитвы Кондак великомученика Миныглас 4Воинства исхити привременнаго/ и нетленнаго показа тя Небеснаго общника,/ страстотерпче Мино,/ Христос, Бог наш,// Иже мучеников нетленный венец. Тропарь мученика Стефана-Уроша III, Дечанского, Сербскогоглас 4В терпении добрострадальных подвиг твоих/ многообразныя раны претерпел еси,/ и по кончине своей/ венец от Бога с мученическими лики восприемлеши,/ и в земли кротких достойно водворяешися, блаженне,/ о нас Христа Бога моли/ даровати душам нашим велию милость. Ин тропарь мученика Стефана-Уроша III, Дечанского, Сербскогоглас 4Царство, еже на земли добре окормляя, страдальче,/ и, багряницу нося, смиренно стяжал еси мудрование,/ нищих посещая и сим хлеб раздробляя,/ тем Пребожественная Троица/ Царствия купно и мученичества венцем увязе тя. Кондак мученика Стефана-Уроша III, Дечанского, Сербскогоглас 3В царех благочестно пожив/ и страдания путь прошед, веледушне,/ и страдальцем равночестен венечник явился еси,/ и церковь твоя прославляет тя славно,/ святыми благоуханными мощми твоими освящаема,/ темже почитаем и тайно вопием ти:/ от бед избави нас молитвами твоими, святе. Ин кондак мученика Стефана-Уроша III, Дечанского, Сербскогоглас 4Другаго Константина стяжа тя Церковь благочестием, блаженне,/ и кротостию, правдою и милостынями,/ но и великомученика и страдальца истинна./ Темже и, тобою красящися, вопиет:/ Стефан мне похвала и утверждение. Тропарь преподобнаго Феодора Студитаглас 8Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ вселенныя светильниче,/ монашествующих богодухновенное удобрение,/ Феодоре премудре,/ ученьми твоими вся просветил еси,/ цевнице духовная,// моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак преподобнаго Феодора Студитаглас 2Постническое и равноангельное житие твое/ страдальческими уяснил еси подвиги/ и Ангелом совсельник, богоблаженне, явился еси, Феодоре./ С ними Христу Богу моляся// не престай о всех нас. Службы11 ноября: Святых мучеников Мины Виктора и Викентия. Святой мученицы Стефаниды. Преподобного Феодора Студита, исповедника. Блаженного Максима, Христа ради юродивого, Московского чудотворца Сайты приходов: Великолукская епархия:Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Успенское Казанская епархия:Храм в честь "Казанской" иконы Божией Матери с. Смолдеярово Калачевская епархия:Храм м
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.05860 c.