Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество «Трезвение» » Листок Трезвения »

31.05.2017 | Мы — вместе: общественные организации Сибири объединяются.

14.05.2017 | В Екатеринбурге, в храме свт. Николая Чудотворца (при Уральском Горном Государственном Университете) прошло очередное заседание помощников благочинных по утверждению трезвости Екатеринбургской Епархии.

28.04.2017 | Форум «УТРО-2017»

28.04.2017 | Научно-практическая конференция Христианская антропология и психология в развитии человека

27.03.2017 | Говорить на одном языке: социально ориентированные НКО учатся взаимодействовать с органами власти и СМИ

- -

«Трезвое слово» №2 (№14)

План работы Общества «ТРЕЗВЕНИЕ» на 2009 год

- -
Листок Трезвения

- -  

О добродетели воздержания.

"Воздержание есть первый шаг во всех добродетелях". Игумения Арсения

Воздержание. Это слово обычно вызывает неприязнь у людей мира. Девиз сегодняшнего дня - наслаждайся и не дай себе засохнуть. Людей изо дня в день пичкают информацией о разврате, жестокости и извращениях. Невоздержание считается достоинством. К сожалению, и для многих христиан воздержание чуждо и непонятно. А между тем воздержание - одна из первоначальных, всегда необходимых добродетелей христианина.

Но что надо понимать под словом "воздержание"? Это - удерживание себя от исполнения тех своих желаний, которые не согласуются с Божией волей, не дают пользе душе, не обогащают ее духовно, не служат к накоплению ею "сокровищ" в Царстве Небесном. Апостол Павел говорит: "Все мне позволительно, но не все полезно" (1Кор.6,12). А если не полезно, то зачем мы будем врагами себе, касаясь вредного?

Не надо думать, что воздержание есть только "монашеская наука". В той или иной мере каждый христианин должен быть подвижником, а "все подвижники воздерживаются от всего: те (мирские) для получения венца тленного, а мы (христиане) - нетленного" (1Кор.9,25), - говорит апостол Павел.

Земные блага, мирское счастье манят к себе и много обещают. Ведь это так просто: захотел - закурил и блаженствуй, отравляя себя никотиновым ядом, витая мыслями вместе с поднимающимся от сигареты дымом. Вот она плотская утеха, дешевая, доступная. А что за ней? Смерть... духовная и физическая. Но от этого пути можно отказаться, отучиться быть рабом своих страстей, угодником плоти. Можно воздержанием возвысить свой дух и подняться над страстьми.

Надо научиться справляться со своими плотскими желаниями, привычкам: с желанием покушать побольше, повкуснее, часто не имея на то нужды (чревоугодие); выпить "заморского дивного" вина или, подгоняемый жаждою, "накушаться до скотского состояния"; проболтать с подругами весь вечер (празднословие). "В ком нет воздержания, тот легко улавливается всяким неприличием", - писал преподобный Ефрем Сирин (30, 30).

Воздержание - это то, что помогает держать себя в узде, помогает духу возобладать над телом. Святитель Василий Великий писал, что "воздержание - начало духовной жизни, податель вечных благ, уничтожающий в себе жало сластолюбия" (святитель Василий Великий, 9, 117).

Все мы считаем себя свободными людьми, но если грех побеждает нас, превращая в своих рабов, разве мы тогда остаемся свободными? "Тот воздержан и тверд, кто, обеспокоиваемый какой-либо страстью, одерживает верх над нею" (святитель Иоанн Златоуст, 46, 832). Воздержание дает внутреннюю свободу и освобождает путь восхождения к Богу. Мы переживаем такие времена, когда безнравственность и вседозволенность, пьянство и наркомания, насилие и разврат захлестнули общество. Оно стоит сегодня перед выбором: либо возрождение трезвости и утраченных православных традиций, либо дальнейшее глубокое падение в пучину страстей и пороков. Если мы выбираем первый путь, то главной задачей становится взращивание в себе добродетели воздержания.

Об этой добродетели говорил еще Архангел Гавриил, благовествуя о рождении Иоанна Предтечи:

"И многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик перед Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их" (Лк.1, 14-16).

Из этого ангельского благовествования совершенно очевидно, что абсолютное воздержание от вина дело богоугодное, ибо и Сам Спаситель сказал об Иоанне Предтече: "Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя" (Мф.11.11).

О пользе абсолютного воздержания от вина, как упражнения в добродетели, говорится в 51 и 53 апостольских правилах. Итак, воздержание от винопития является вполне естественным для духовных традиций православной церкви.

Хочется привести в пример историю, которая произошла в двадцати милях от Александрии в лавре Каламон. Паломники прибыли туда и обратились к авве Феодору с вопросом: "Хорошо ли, отче, если мы придем к кому или к нам придет кто-нибудь, и мы выпили бы вино?" - "Нет", - отвечал старец. "А как же разрешали древние отцы?" - "Древние отцы были велики и сильны, они могли разрешать и опять запрещать. А наш род, чада, не может разрешать и запрещать. Если мы разрешили, то уже не выдержим строгого подвижничества".

Для чего призывают к воздержанию прославленные своими добродетелями святые? Для того, чтобы заложить основу для стяжания верующими последующих добродетелей. Воздержание в малом поможет укрепить волю и поведет к победе в великом

Святитель Феофан Вышенский (80, 204) пишет: "Опыты в воздержании дадут опытность в самообладании, и падения будут реже и реже". Замечательным подтверждением вышесказанного звучат следующие слова: "Благоразумным воздержанием доставляется неуклонное пребывание в трезвении. Неуклонное пребывание в трезвении дозволяет неуклонно последовать учению Евангелия" (святитель Игнатий Брянчанинов, 43, 270).

На пути взращивания в себе добродетели воздержания не стоит забывать о чувстве меры, о постепенном утверждении добродетели. Необходимо воздерживаться от излишеств в еде и питии (чревоугодие), в общении (многоглаголание и празднословие), от долгого сна, от многопопечительства (когда не остается времени и сил на духовные потребности), от зрелищ и от всего того, что неполезно православному человеку на пути развития его духовности. Старец Силуан пишет: "Для мира душевного нужно быть воздержанным, потому что и от нашего тела теряется мир. Не должно быть любопытным, не нужно читать газеты и книги, которые опустошают душу и приносят уныние и смущение. Не осуждай других...не старайся знать чужих дел, кроме своего. Кто послушлив и во всем воздержан, тому Сам Господь дает благодать и молитву, и она легко совершается в сердце".

Почему праведных так мало, а грешников много? Потому что грешить гораздо проще: тебя обидели - ты обидел, тебя обозвали - ты обозвал, у тебя украли - ты у другого еще больше украл... Гораздо трудней, когда тебя обокрали, а ты взял и простил. Это уже почти подвиг, и на него способен только тот, для кого заповеди Божии - драгоценность большая, нежели деньги, вещи, развлечения...

Истинно верующих людей очень немного, и так было всегда. Господь говорит: "Не бойся, малое стадо", пытаясь ободрить Своих чад на пути испытаний. Духовная жизнь во Христе действительно очень сложна, она требует полного самопожертвования, учит благородству, истинной любви и воздержанию.

До того момента, как началось мое воцерковление, я не имела никакого практического опыта воздержания. Это и естественно, ведь навык воздержания воспитывается через соблюдение заповедей Божиих. Поначалу было очень трудно. В миру никто не борется и не умеет бороться со своими страстями, и этому научиться очень непросто.

Во время посещения курсов священника Игоря Бачинина я поставила перед собой задачу - научиться воздержанию в еде. С Божией помощью мне удалось изменить стереотипы сознания и выработать правильное отношение к еде - человек ест для того, чтобы жить, а не живет для того, чтобы есть. Пришлось контролировать количество трапез в день, каяться, если случалось позволить "лукавому демону обладати мною", исповедовать перед Господом свою немощь, укрепляться Его благодатью в таинстве Причастия.

Как известно из трудов святых отцов, чревоугодие - это мать всех других страстей, в том числе гнева, блуда, гордости, празднословия. Я долго не могла справиться еще с одним своим пороком - раздражительностью. До начала воцерковления от моей невоздержанности в выражении эмоций страдали все окружающие, а моему маленькому сыну доставалось больше всех. Батюшка всегда ужасался: "Это что ж за боевик такой". Я не знала, куда мне бежать от самой себя. Однажды взмолилась: "Батюшка! Ну дайте мне какое-нибудь упражнение". Он ответил: "У вас есть пища, вот и упражняйтесь".

Действительно, после этого совета я стала внимательно относиться к посту, более точно выполнять рекомендации по воздержанию от скоромных продуктов, реже поддавалась на соблазн поесть печенье, пряники в постный день. Господь смилостивился надо мной, грешницей. Теперь Он все меньше попускает бесу гнева искушать меня. Мой сын, боясь поверить в такую перемену маминого нрава, частенько спрашивает меня: "Мама, ты добрый и не сердитый?". Конечно, и его поведение заметно изменилось, ушла агрессия, упрямство. Ребенок стал более кротким, ласковым. Слава Богу за все! Помоги всем Господь обрести добродетель воздержания, а меня, грешную, прости.

Раба Божия Марина, член общества "Трезвение".



Старый стиль 11Июнь среда Новый стиль) 24Июнь Седмица 4-я по Пятидесятнице. Глас 2. Петров пост. Пища с растительным маслом. Совершается служба с полиелеемАпостолов Варфоломея и Варнавы (I). Прп. Варнавы Ветлужского (1445). Перенесение мощей прп. Ефрема Новоторжского (1572). Иконы Божией Матери, именуемой "Достойно есть" ("Милующая") (X) Евангельские ЧтенияУтр. - Ин., 67 зач., XXI, 15-25 . Лит. - Рим., 105 зач., XI, 2-12. Мф., 42 зач., XI, 20-26. Апп.: Деян., 28 зач., XI, 19-26, 29-30. Лк., 51 зач., X, 16-21.* Если совершается полиелейная служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть», то на утрене читается Лк., 4 зач., I, 39-49, 56, а на литургии - дня и Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5-11. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Рим. 11, 2-12; Мф. 11, 20-26). Господь много энамений показал в Капернауме, Вифсаиде и Хоразине; между тем, число уверовавших не соответствовало силе знамений. Потому-то Он строго и обличил эти города и присудил, что в день суда отраднее будет Тиру и Сидону, Содому и Гоморре, нежели городам тем. По этому образцу надо нам судить и о себе. Сколько знамений показал Господь над Россией, избавляя ее от врагов сильнейших, и покоряя ей народы! Сколько даровал ей постоянных сокровищниц, источающих непрестанные знамения, - в св. мощах и чудотворных иконах, рассеянных по всей России! И, однако, во дни наши россияне начинают уклоняться от веры: одна часть совсем и всесторонне падает в неверие, другая отпадает в протестантство, третья тайком сплетает свои верования, в которых думает совместить и спиритизм и теологические бредни с Божественным Откровением. Зло растет, зловерие и неверие поднимают голову, вера и Православие слабеют. Неужели же мы не об
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.10191 c.