Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество «Трезвение» » Листок Трезвения »

09.01.2018 | СЕМИНАР «Работа со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости».

02.01.2018 | Готовимся к Рождеству! Как провести Рождественские праздники жителям и гостям уральской столицы

01.12.2017 | В честь дня небесной покровительницы Екатеринбург посетят два Патриарха

20.10.2017 | На Покров в Екатеринбургской епархии стартует информационно-просветительская кампания о Царской семье

- -

«Трезвое слово» №2 (№14)

План работы Общества «ТРЕЗВЕНИЕ» на 2009 год

- -
Листок Трезвения

- -  

О добродетели воздержания.

"Воздержание есть первый шаг во всех добродетелях". Игумения Арсения

Воздержание. Это слово обычно вызывает неприязнь у людей мира. Девиз сегодняшнего дня - наслаждайся и не дай себе засохнуть. Людей изо дня в день пичкают информацией о разврате, жестокости и извращениях. Невоздержание считается достоинством. К сожалению, и для многих христиан воздержание чуждо и непонятно. А между тем воздержание - одна из первоначальных, всегда необходимых добродетелей христианина.

Но что надо понимать под словом "воздержание"? Это - удерживание себя от исполнения тех своих желаний, которые не согласуются с Божией волей, не дают пользе душе, не обогащают ее духовно, не служат к накоплению ею "сокровищ" в Царстве Небесном. Апостол Павел говорит: "Все мне позволительно, но не все полезно" (1Кор.6,12). А если не полезно, то зачем мы будем врагами себе, касаясь вредного?

Не надо думать, что воздержание есть только "монашеская наука". В той или иной мере каждый христианин должен быть подвижником, а "все подвижники воздерживаются от всего: те (мирские) для получения венца тленного, а мы (христиане) - нетленного" (1Кор.9,25), - говорит апостол Павел.

Земные блага, мирское счастье манят к себе и много обещают. Ведь это так просто: захотел - закурил и блаженствуй, отравляя себя никотиновым ядом, витая мыслями вместе с поднимающимся от сигареты дымом. Вот она плотская утеха, дешевая, доступная. А что за ней? Смерть... духовная и физическая. Но от этого пути можно отказаться, отучиться быть рабом своих страстей, угодником плоти. Можно воздержанием возвысить свой дух и подняться над страстьми.

Надо научиться справляться со своими плотскими желаниями, привычкам: с желанием покушать побольше, повкуснее, часто не имея на то нужды (чревоугодие); выпить "заморского дивного" вина или, подгоняемый жаждою, "накушаться до скотского состояния"; проболтать с подругами весь вечер (празднословие). "В ком нет воздержания, тот легко улавливается всяким неприличием", - писал преподобный Ефрем Сирин (30, 30).

Воздержание - это то, что помогает держать себя в узде, помогает духу возобладать над телом. Святитель Василий Великий писал, что "воздержание - начало духовной жизни, податель вечных благ, уничтожающий в себе жало сластолюбия" (святитель Василий Великий, 9, 117).

Все мы считаем себя свободными людьми, но если грех побеждает нас, превращая в своих рабов, разве мы тогда остаемся свободными? "Тот воздержан и тверд, кто, обеспокоиваемый какой-либо страстью, одерживает верх над нею" (святитель Иоанн Златоуст, 46, 832). Воздержание дает внутреннюю свободу и освобождает путь восхождения к Богу. Мы переживаем такие времена, когда безнравственность и вседозволенность, пьянство и наркомания, насилие и разврат захлестнули общество. Оно стоит сегодня перед выбором: либо возрождение трезвости и утраченных православных традиций, либо дальнейшее глубокое падение в пучину страстей и пороков. Если мы выбираем первый путь, то главной задачей становится взращивание в себе добродетели воздержания.

Об этой добродетели говорил еще Архангел Гавриил, благовествуя о рождении Иоанна Предтечи:

"И многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик перед Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их" (Лк.1, 14-16).

Из этого ангельского благовествования совершенно очевидно, что абсолютное воздержание от вина дело богоугодное, ибо и Сам Спаситель сказал об Иоанне Предтече: "Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя" (Мф.11.11).

О пользе абсолютного воздержания от вина, как упражнения в добродетели, говорится в 51 и 53 апостольских правилах. Итак, воздержание от винопития является вполне естественным для духовных традиций православной церкви.

Хочется привести в пример историю, которая произошла в двадцати милях от Александрии в лавре Каламон. Паломники прибыли туда и обратились к авве Феодору с вопросом: "Хорошо ли, отче, если мы придем к кому или к нам придет кто-нибудь, и мы выпили бы вино?" - "Нет", - отвечал старец. "А как же разрешали древние отцы?" - "Древние отцы были велики и сильны, они могли разрешать и опять запрещать. А наш род, чада, не может разрешать и запрещать. Если мы разрешили, то уже не выдержим строгого подвижничества".

Для чего призывают к воздержанию прославленные своими добродетелями святые? Для того, чтобы заложить основу для стяжания верующими последующих добродетелей. Воздержание в малом поможет укрепить волю и поведет к победе в великом

Святитель Феофан Вышенский (80, 204) пишет: "Опыты в воздержании дадут опытность в самообладании, и падения будут реже и реже". Замечательным подтверждением вышесказанного звучат следующие слова: "Благоразумным воздержанием доставляется неуклонное пребывание в трезвении. Неуклонное пребывание в трезвении дозволяет неуклонно последовать учению Евангелия" (святитель Игнатий Брянчанинов, 43, 270).

На пути взращивания в себе добродетели воздержания не стоит забывать о чувстве меры, о постепенном утверждении добродетели. Необходимо воздерживаться от излишеств в еде и питии (чревоугодие), в общении (многоглаголание и празднословие), от долгого сна, от многопопечительства (когда не остается времени и сил на духовные потребности), от зрелищ и от всего того, что неполезно православному человеку на пути развития его духовности. Старец Силуан пишет: "Для мира душевного нужно быть воздержанным, потому что и от нашего тела теряется мир. Не должно быть любопытным, не нужно читать газеты и книги, которые опустошают душу и приносят уныние и смущение. Не осуждай других...не старайся знать чужих дел, кроме своего. Кто послушлив и во всем воздержан, тому Сам Господь дает благодать и молитву, и она легко совершается в сердце".

Почему праведных так мало, а грешников много? Потому что грешить гораздо проще: тебя обидели - ты обидел, тебя обозвали - ты обозвал, у тебя украли - ты у другого еще больше украл... Гораздо трудней, когда тебя обокрали, а ты взял и простил. Это уже почти подвиг, и на него способен только тот, для кого заповеди Божии - драгоценность большая, нежели деньги, вещи, развлечения...

Истинно верующих людей очень немного, и так было всегда. Господь говорит: "Не бойся, малое стадо", пытаясь ободрить Своих чад на пути испытаний. Духовная жизнь во Христе действительно очень сложна, она требует полного самопожертвования, учит благородству, истинной любви и воздержанию.

До того момента, как началось мое воцерковление, я не имела никакого практического опыта воздержания. Это и естественно, ведь навык воздержания воспитывается через соблюдение заповедей Божиих. Поначалу было очень трудно. В миру никто не борется и не умеет бороться со своими страстями, и этому научиться очень непросто.

Во время посещения курсов священника Игоря Бачинина я поставила перед собой задачу - научиться воздержанию в еде. С Божией помощью мне удалось изменить стереотипы сознания и выработать правильное отношение к еде - человек ест для того, чтобы жить, а не живет для того, чтобы есть. Пришлось контролировать количество трапез в день, каяться, если случалось позволить "лукавому демону обладати мною", исповедовать перед Господом свою немощь, укрепляться Его благодатью в таинстве Причастия.

Как известно из трудов святых отцов, чревоугодие - это мать всех других страстей, в том числе гнева, блуда, гордости, празднословия. Я долго не могла справиться еще с одним своим пороком - раздражительностью. До начала воцерковления от моей невоздержанности в выражении эмоций страдали все окружающие, а моему маленькому сыну доставалось больше всех. Батюшка всегда ужасался: "Это что ж за боевик такой". Я не знала, куда мне бежать от самой себя. Однажды взмолилась: "Батюшка! Ну дайте мне какое-нибудь упражнение". Он ответил: "У вас есть пища, вот и упражняйтесь".

Действительно, после этого совета я стала внимательно относиться к посту, более точно выполнять рекомендации по воздержанию от скоромных продуктов, реже поддавалась на соблазн поесть печенье, пряники в постный день. Господь смилостивился надо мной, грешницей. Теперь Он все меньше попускает бесу гнева искушать меня. Мой сын, боясь поверить в такую перемену маминого нрава, частенько спрашивает меня: "Мама, ты добрый и не сердитый?". Конечно, и его поведение заметно изменилось, ушла агрессия, упрямство. Ребенок стал более кротким, ласковым. Слава Богу за все! Помоги всем Господь обрести добродетель воздержания, а меня, грешную, прости.

Раба Божия Марина, член общества "Трезвение".



Старый стиль 6Февраль воскресенье Новый стиль) 19Февраль Неделя мясопустная, о Страшнем суде. Глас 2. Заговенье на мясо. Поста нет. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Вукола, еп. Смирнского (ок. 100). Мцц. Дорофеи девы, жен Христины, Каллисты и мч. Феофила (288-300). Мц. Фавсты девы и мчч. Евиласия и Максима (305-311). Мч. Иулиана Емисского (312). Прпп. Варсонофия Великого и Иоанна Пророка (VI). Свт. Фотия, Патриарха Константинопольского (891). Мцц. дев Марфы, Марии и брата их, прмч. Ликариона отрока. Сщмч. Димитрия пресвитера и мч. Анатолия (1921). Сщмч. Василия пресвитера (1930). Сщмч. Александра пресвитера (1938). Евангельские ЧтенияУтр. - Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1-8. Лит. - 1 Кор., 140 зач., VIII, 8 - IX, 2. Мф., 106 зач., XXV, 31-46. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (1 Кор. 8, 8-9, 2; Мф. 25, 31-46). Страшный суд! Судия грядет на облаках, окруженный несметным множеством небесных сил безплотных. Трубы гласят по всем концам земли и восставляют умерших. Восставшие полки полками текут на определенное место, к престолу Судии, наперед уже предчувствуя, какой прозвучит в ушах их приговор. Ибо деяния каждого окажутся написанными на челе естества их, и самый вид их будет соответствовать делам и нравам. Разделение десных и шуиих совершится само собою. Наконец все уже определилось. Настало глубокое молчание. Еще мгновение - и слышится решительный приговор Судии - одним: "приидите", другим: "отыдите". - Помилуй нас, Господи, помилуй нас! Буди милость Твоя, Господи, на нас! - но тогда поздно уже будет взывать так. Теперь надо позаботиться смыть с естества своего написанные на нем знаки, неблагоприятные для нас. Тогда реки слез готовы бы были мы испустить, чтоб омыться; но это уж ни к чему не послужит. Восплачем теперь, если не реками слез, то хоть ручьями; если не ручьями, хоть дождевыми каплями; если и этого не найдем, сокрушимся в сердце и, исповедав грехи свои Господу, умолим Его простить нам их, давая обет не оскорблять Его более нарушением Его заповедей, - и ревнуя потом верно исполнить такой обет. Молитвы Тропарь преподобного Вукола, епископа Смирнскогоглас 4Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему,/ яже вещей истина,/ сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая./ Отче Вуколе,/ моли Христа Бога,/ спастися душам нашим. Службы6 февраля: Преподобного Вукола, епископа Смирнского Сайты приходов:Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Романово (Тульская епархия) Храм сщмч. Александра Телемакова Чумакинского с. Чумакино (Барышская епархия) Статьи на Православие.Ru «Будь миротворцем своего сердца…»Как поступать, когда сомневаешься, подавать ли милостыню? Что делать, если «сгоряча» взял на себя дело выше своих сил? Как относиться к человеку недобросовестному? 17-я гомилия патриарха ФотияДиакон Владимир Василик17-я гомилия была произнесена святым патриархом Фотием в Великую субботу 867 года в Святой Софии Константинопольской. Святые мученицы Марфа, Мария и преподобномученик Ликарион отрокОднажды, когда мимо проезжал языческий правитель того края, сестры выглянули в окно и громко объявили, что они христианки. Правитель вынужден был арестовать дев, сожалея об их цветущей юности. Они отвечали, что смерть за Христа – не конец, но путь к вечной жизни. Житие священномученика Василия Надеждина«Мне больно и жутко не за себя, не за тебя… но за многих русских людей, губящих свои души», — писал Василий Федорович в начале сентября 1918 года. Слово в неделю Мясопустную (О Страшном Суде)Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ ТверскойЕсли в толпе кто-либо крикнет: «Пожар!», не все ли тотчас потеряют спокойствие и равновесие духа, начнут искать выхода, а если выход не обеспечен, то не приходят ли в ужас, заставляющий забыть все остальное и искать только одного спасения жизни? Но вот святая Церковь вопиет: «Суд при дверях! Огонь геенны уже возгорелся во многих душах!» А люди слышат то почти равнодушно, и никто не трогается почти, чтобы предпринять хотя нечто для спасения погибающей души. Синаксарь в неделю мясопустную, о Страшном СудеВ сей день совершаем память Второго и Страшного Пришествия Христова, которую святые отцы поместили после двух притч, чтобы кто-нибудь, узнав из них о Божием человеколюбии, не жил в лености, рассуждая так: человеколюбив Бог, и когда я оставлю грех, то мне будет легко всё исправить. Есть ли адские муки?Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)Други наши, сегодня, в неделю о Страшном Суде Божием, грядущем, как тать, на всю вселенную, дне, когда решится окончательно и бесповоротно участь всякого земнородного, живущего и уже поглощенного смертью, когда каждый из нас услышит или: “...приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира”, или: “...идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его”. Слово перед исповедью в неделю о Страшном СудеПротоиерей Валериан КречетовВсякий грех, который ты видишь вокруг себя, должен напоминать тебе о твоей греховности. Через это чувство появляется, по милости Божией, и смирение, то есть действительное сознание своих немощей. И это чувство было присуще всем святым. Слово на Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Часть IПреподобный Ефрем СиринХристолюбивые братья мои, послушайте о Втором и страшном пришествии Владыки нашего Иисуса Христа. Вспомнил я о том часе и вострепетал от великого страха, помышляя, что тогда откроется. Кто опишет это? Какой язык выразит? Какой слух вместит в себя слышимое? Тогда Царь царствующих, восстав с Престола славы Своей, сойдет посетить всех обитателей вселенной, сделать с ними расчет и, как следует Судии, достойным воздать добрую награду, а также подвергнуть казням заслуживших наказание.(MP3 файл. Продолжительность 21:28 мин. Размер 10.4 Mb ) Слово на Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Часть IIПреподобный Ефрем СиринКак есть различия наказаний здесь, так и в будущем веке. Живущие во вражде между собой, если случится им в таком состоянии переселиться из тела, в час Суда найдут себе неумолимое осуждение и как ненавистные будут посланы в кромешный огонь и нескончаемую тьму, потому что пренебрегли легкую заповедь Господню, которая гласит: любите друг друга – и отпущайте до семьдесят крат седмирицею.(MP3 файл. Продолжительность 17:38 мин. Размер 8.5 Mb ) Поучение в неделю мясопустную. О втором пришествии ХристовомВострепещут праведники от безмерной славы явившегося Судии, они воззрят на свои правды, и эти правды представятся им при свете Высшей Правды ветхими рубищами нищих: в правдах своих они не увидят залога к помилованию своему, – будут ожидать помилования от одной бесконечной Божией милости. Толкование Евангелия на каждый день года. Неделя мясопустная о Страшном СудеПротоиерей Александр ШаргуновЭти слова Евангелия — о тайне Первого и Второго При­шествия Христова. Первое Пришествие Его на землю было в уничижении, так что Его нельзя было отличить от других людей. Господь явился столь смиренно, что никто не заметил Его появления. Второе Пришествие будет совершенно иным: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на Престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы». Правда ли, что Страшный Суд будет проходить на Елеонской горе близ Иерусалима?Иеромонах Иов (Гумеров)Честный отче, я неоднократно слышал о том, что Страшный Суд будет проходить на Елеонской горе, близ Иерусалима. Скажите, это следует из Священного Писания или церковного Предания, либо это всего лишь фольклор? Почему Страшный Суд будет вершить именно Иисус Христос?Иеромонах Иов (Гумеров)Отче, объясните, пожалуйста, почему в Судный день суд вершит именно Иисус Христос? Спаси Вас Господи. После Страшного суда останется ли такое понятие как «время»?Иеромонах Иов (Гумеров)Меня интересует такой вопрос: после Страшного суда останется ли такое понятие как «время»? Всенощное бдение накануне Недели мясопустной в Сретенском монастыре24 января / 6 февраля. Суббота мясопустная. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 187:34 мин. Размер 90.1 Mb) Божественная литургия в Неделю мясопустную, о Страшном суде в Сретенском монастыре
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.05157 c.