Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество «Трезвение» » Газета "Трезвение" »

01.03.2019 | Газета православных трезвенников ТРЕЗВЕНИЕ № 2 (195) Февраль 2019 г.

26.02.2019 | Обет трезвости 17 02 2019

29.01.2019 | Обучающий семинар. «Подготовка социальных работников по организации трезвенного просвещения и помощи страждущим на приходе» I ступень (26-28 февраля 2019 г.)

29.01.2019 | СЕМИНАР «Работа со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости».СЕМИНАР «Работа со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости».

21.01.2019 | Газета православных трезвенников ТРЕЗВЕНИЕ № 1 (194) Январь 2019 г.

15.12.2018 | Межконфессиональный диалог и единение российской нации

- -

«Трезвое слово» №2 (№14)

План работы Общества «ТРЕЗВЕНИЕ» на 2009 год

- -
Газета "Трезвение"

- -  

Для работы над собой.

Приготовление наркозависимых к жизни на церковном приходе

Тому, кто направляет наркозависимого на приход или в монастырь, необходимо должным образом подготовить молодого человека к жизни при храме.

Подготовку лучше проводить индивидуально с каждым из тех, кто выражает желание пожить на приходе после реабилитации. Сначала целесообразно выяснить его помыслы о приходской жизни, затем восполнить или исправить их, дав им правильное направление. В первую очередь требуется, чтобы бывший наркоман ясно понимал, с какой целью он едет на приход. Об этом следует его самого расспросить, и именно ответ на этот вопрос будет определять, есть ли вообще смысл отправлять его на приход.

Ответы на данный вопрос могут быть разными, однако они должны выявить либо желание активного воцерковления, что предпочтительно, либо просто желание изменить себя к лучшему, усвоив иной стиль поведения, иной образ жизни в окружении православных людей. Желание менять себя, работать над собой дают основание для выезда на приход.

Приходы, принимающие наркозависимых после их реабилитации в каком-либо реабилитационном центре (например, на "Мельничном Ручье"), могут значительно отличаться друг от друга. Не усложняя своей задачи, расскажу о том, что ожидает подающего надежды выпускника такого центра на приходе, где я являюсь настоятелем и духовником, понимания каких вещей нам, в идеале, хотелось бы видеть у него. Многое из сказанного будет справедливо и относительно иных приходов, но, наверное, не все. Прежде всего, несколько слов о нашем, Свято-Георгиевском приходе.

Приход расположен на северном берегу Горьковского водохранилища. С юга и с востока доступ к нему ограничивают речные воды, с севера - леса и болота. Подъездная дорога с запада, ужасно разбитая, заканчивается перед речушкой Валы, перейдя которую по деревянному мостику, реабилитант входит в небольшое село Георгиевское. В селе не живет никто, кроме служителей храма. В числе этих служителей уже несколько лет нет представительниц женского пола. Костяк малого мужского братства составляют четыре монаха: игумен, иеромонах и два иеродьякона. Число насельников (включая реабилитантов), колеблется от шести человек до двенадцати, обычно восемь-десять. По мнению насельников, это идеальное место для работы над собой в служении Богу. Понимание каких вещей хотелось бы видеть у каждого из желающих жить с нами (и не только у экс-наркоманов)? К чему их следует готовить? Для удобства разобьем дальнейшее на пункты.
1. Необходимо, чтобы всякий приходящий на приход стремился слышать, чувствовать, понимать тех, кто живет рядом с ним, был способен почувствовать общую атмосферу прихода и не разрушать ее. Само вхождение должно пройти, по возможности, тихо, спокойно, чтобы пришедший смог увидеть, как здесь жили до него, увидеть нечто доброе, объединяющее братию, с тем, чтобы при своем вхождении не деформировать и не исказить сложившиеся отношения, напротив, обогатить приходскую жизнь богатствами своей души. Но это в идеале. А по минимуму новый насельник не должен хотя бы грубо выпадать из общей жизни, хотя бы он мог воспринимать прозрачные намеки об ошибках своего поведения. Если начинать совместную жизнь с прямых замечаний и, не дай Бог, выговоров, то такая совместная жизнь не принесет никому ни радости, ни особой пользы.

2. По приезде новичка устроят в какой-либо келье, объяснят, куда можно ходить, а куда ходить не следует, объявят распорядок приходской жизни. В отношении остального он должен ориентироваться сам, в том числе - кому и в чем подражать, от кого и чему учиться. Все, что запрещено братии, запрещено и ему, но не все разрешенное давним насельникам, - тем самым и ему разрешено. Это понятно, но детали лучше уточнять.
Теперь главное. Если вновь прибывший будет спрашивать, то ему будут отвечать на его вопросы по силе разумения, а если не будет спрашивать, то едва ли кто станет набиваться ему в наставники, потому что состояние учителя трудно совместить со смиренным мнением о себе. С другой стороны, практически всегда люди пропускают мимо ушей поучения непрошенных наставников, так что, пытаясь их образумить, только бросаешь слова на ветер, зря тратишь силы. Такие "назидательные" невостребованные речи подвижники расценивали, как пустословие. Даже духовник не будет навязываться с советами. Еще менее настоятель, первая забота которого связана с тем, как совершаются Богослужения, вторая - как отладить внешнюю жизнь прихода. Затем святой обязанностью настоятеля является присматривать, чтобы отношения между братьями были мирными, и еще целая гора прочих забот. Основное беспокойство о своем спасении каждый должен проявлять сам. "Наше дело создать человеку условия для спасения, а спасается человек или нет - сам смотри", - говаривал преподобный Моисей (Путилов), настоятель Оптинский.

На этом пункте многие спотыкаются. Новичок может почувствовать себя заброшенным, хотя это не так. До сих пор все лезли его учить: школьные преподаватели, родители, друзья, подруга, сотрудники реабилитационного центра, - он к этому привык, а на приходе иначе. Например, совершает он какое-то дело, и кто-то, проходя, глянет и не сделает никакого замечания. Новый брат решит, что это означает одобрение того, как он исполняет послушание, или согласие с тем, что он предпринял по собственной инициативе. Но для подобного вывода нет достаточных оснований. Надо было бы ему спросить, так ли и то ли он делает, и тогда, неожиданно для него, мог бы услышать в ответ от брата, что не так и не то. Только в том случае, если его деятельность может закончиться бедой или значительным уроном для прихода, а также для него самого, его остановят, да и при этом, может быть, дадут еще время одуматься или спросить самому. Это пример относительно послушаний. Тем более надо научиться вопрошать о духовной жизни.

Итак, с самого начала надо внимательно смотреть, вдумчиво слушать и обо всем спрашивать у могущих наставить. Иначе можно полностью дезориентироваться и бесплодно потерять время.
3. Еще одна вещь смущает реабилитантов: отсутствие похвалы после хорошо сделанного дела. Многие на приходе только начинают трудиться, и каждое завершенное задание для них событие, а похвалы, кроме разве самого скромного одобрения, не слышно. От такого огорчения руки опускаются, пропадает желание заниматься чем-либо. Но такова традиция братства: не строить благополучие прихода посредством эксплуатации тщеславия насельников.

4. Подробнее о послушании. Пришедший спасаться на приходе должен настроить себя на исполнение каждой просьбы и настоятеля, и любого из братии. Ему дается возможность проявить свою любовь к живущим при храме насельникам самым убедительным образом: каждую их просьбу он да рассматривает, как обязательную к исполнению. Приказов и повелений никто на приходе не делает, просто все положили себе за правило облегчать жизнь друг другу взаимно исполняя благоразумные пожелания ближних. Общую же заботу обо всех несет на себе настоятель, и потому его просьбы братья стремятся исполнять в первую очередь. Все происходит без нажима, просто, по-семейному. Если же кто-то из раза в раз пренебрегает, не обращает внимания на просьбы собратий и, особенно, на просьбы настоятеля, то это свидетельствует о том, что он не хочет жить с ними общей жизнью, ну тогда пусть и телесно отдаляется, переходит в иное место на жительство. И это его желание отдалиться должно осуществится мирно, без ругани и без обиды с его стороны, как и на него никто не обижен, просто совместная жизнь не сложилась.
Какие недоумения возникают относительно послушания? Первое, это то, что многие простую, в двух-трех словах без акцентирования произнесенную просьбу как бы вовсе и не слышат. Если на них вытаращат глаза, повысят голос, притопнут ногой, и притом пригрозят санкциями, то вот тут они поймут, что именно это и означает идти исполнять послушание. Но в такой форме данное послушание означает насилие над послушником, тогда как в смиренной просьбе насилия нет. Если вспомнить пункт первый, то и относительно него заметим, что в деликатном намеке также нет насилия, есть лишь оповещение брата о его промахе, а в замечании и, тем более, выговоре уже присутствует насилие. Но никто из ищущих для себя настоящего блага не желает проявлять насилия над ближним. А если какой брат упорно не желает жить в атмосфере взаимного внимания и единения, то не разорять же из-за него сложившийся на приходе порядок жизни, пусть уж он сам поищет для себя место, где люди общаются между собой на очень понятном для него вызывающе жестком языке. В этом мы не можем пойти на уступки.

Вторая, столь же частая и не менее опасная ошибка относительно послушания состоит в том, что люди по большей части полагают, будто главной целью послушания является достижение во всех делах максимального успеха, наилучшего результата. Нет, целью является спасение, которое требует отсечения своей воли. Весь догматический смысл православной аскезы может быть выражен всего одной фразой: "Да будет воля Твоя, а не моя, Господи". С другой стороны, один из самых известных сатанистов прошлого столетия Алистер Кроули учит, что самый короткий путь к демонизации человека можно указать также всего одной фразой: "Делай, что хочешь". Поэтому главное правило относительно послушаний на приходе гласит следующее: "Делай дела не так, как тебе кажется лучшим, а как просят это дело исполнить". Это действительно очень трудное правило. Вся натура бунтует, если мы знаем, как сделать данное дело и лучше, и быстрее, а нас понуждают выполнить его иначе. Или мы уверены, что не этим делом следует сейчас заняться, а совсем другим. Когда преподобного Моисея Оптинского спросили, что всего труднее у вас в монастыре, то он ответил, что труднее всего послушаться.

Некоторым облегчением данного "жестокого" правила является следующее снисхождение. Относительно всякого предстоящего дела насельнику позволительно один раз высказать свое мнение, если ему кажется, что он знает, как данное дело лучше выполнить, или мнится, что дело до времени надо отложить, или вовсе его не делать. Но после того как брат выскажется, ему следует исполнить задание так, как попросят, независимо от того, прислушаются ли к его мнению или нет. Когда соглашаются с мнением брата, то это не является с его стороны непослушанием только в том случае, если, высказывая свое видение, он просто исповедал свой помысел, не споря и не настаивая на нем.
5. Теперь о покаянии. У нас духовник приглашает вновь прибывшего брата на первую исповедь обычно недели через две после приезда. За это время новый насельник осмотрится, немного привыкнет, успокоится, получит возможность направить внимание внутрь себя, что важно для прохождения данного Таинства. Со своей стороны и духовник присмотрится к брату, начнет его чувствовать. Тем, кто входит в братство, рекомендуется пройти генеральную исповедь, рассказать обо всех значительных и значимых грехах, которые человек помнит, начиная с самого детства. И не только о грехах, но и о родителях, немного о близких друзьях, о важных, переломных событиях жизни, о своих интересах, о своей системе ценностей. Но это должен быть очень собранный разговор перед лицом Бога, ни в коем случае не болтовня. И духовник, и исповедник - оба находятся на суде, и оба должны хранить тайну своего разговора, что, увы, не все понимают. От духовника требуют хранения тайны, а от человека исповедавшегося - нет. Но, принимая у человека исповедь, духовник тоже взаимно открывает ему свое сердце, старается быть предельно искренним. Духовников очень часто предают.
Человек, начинающий духовную жизнь, должен иметь некоторое понятие о покаянии. В покаянии надо выделить две его составляющие: примирение с Богом и несение епитимьи за грехи. Первое происходит быстро.

Если человек осуждает свое греховное прошлое и обещает вести добрую жизнь по заповедям, то через это сразу получает доступ к Богу и возможность полноценно участвовать в жизни Церкви (хотя многие духовники не считают излишним некоторых раскаявшихся грешников на более или менее длительное время удержать от причащения). Второе - болезненное несение назначенных Богом трудов покаяния - при всем старании и усердии раскаявшегося грешника, будет продолжаться долгие годы (относительно бывших наркоманов это неизбежно), потребует многого терпения. Причем духовное преуспеяние у людей, пресытившихся пороком, будет, как правило, незначительным (то есть, это значит, что после совершения многих и тяжких грехов следует оставить мечты об особых духовных озарениях, откровениях и дарованиях от Бога).

В центре приходской жизни находятся настоятель и духовник. На большинстве приходов духовник и настоятель - одно лицо (так и у нас). Очень трудно быть искренним и поверять все самое скверное о себе человеку, как духовнику, если во многом зависишь от него же, как от настоятеля. Причем текущие свои проступки, даже незначительные, открывать гораздо сложнее, чем бывшие в прежней жизни, в ином месте и среди иных людей. Надо эту ситуацию заранее осмыслить, и, как это ни трудно, надо понять и принять, что на доверии к духовнику строится духовная жизнь каждого из братии и всего прихода в целом. Кроме понимания, здесь потребуется немало мужества. Искренность и открытость необходимы. Но особенно сложно становится, когда поднимается внутренняя брань против самого духовника, а кого она временами не испытывает на прочность? Коренная братия знает, что после исповеди таковых помыслов расправа не наступит, хотя и они стараются выбирать выражения. А для новичка, да еще с печальным прошлым и неустойчивым настоящим, искренняя исповедь об этой брани почти немыслима, но уверяю - и большинство духовников со мной согласится - они не ошибутся, если решаться сказать духовнику, что по временам о нем думают.

И последний момент в разговоре об исповеди. Во многих случаях участниками серьезного проступка становятся сразу несколько братий. Кто-то сразу сожалеет о содеянном и желает идти каяться, а кто-то не спешит с покаянием. Но в маленьком братстве при исповеди одного из братии, даже если тот не желает специально выдавать остальных (желает покаяться, а не наябедничать), духовник (он же и настоятель), вовсе не обладая проницательностью сыщика, может легко догадаться, кто еще и в каком качестве был участником означенного события. Не всегда, но часто. И тот, кто хочет покаяться, это понимает. Идти ли каяться? Если духовник старается быть отцом для подопечных, то - вне всякого сомнения и без промедления - да. Если же он явным образом отцом не является, то сразу на данный вопрос не ответить: в разных случаях могут быть приняты разные решения.

Игумен Мефодий (Кондратьев),
настоятель храма св. вмч. Георгия Победоносца
 в селе Георгиевское Ивано-Вознесенской и Кинешемской епархии.


Продолжение следует.



Старый стиль 7Март понедельник Новый стиль) 20Март Седмица 4-я Великого поста. Глас 6. Великий пост. Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСвященномучеников, в Херсонесе епископствовавших: Василия, Ефрема, Капитона, Евгения, Еферия, Елпидия и Агафодора (IV). Прп. Павла Препростого (IV). Свт. Павла исп., еп. Прусиадского (IX). Прп. Емилиана Италийского (VI). Сщмч. Николая пресвитера (1930). Прмч. Нила, прмцц. Матроны, Марии, Евдокии, Екатерины, Антонины, Надежды, Ксении и Анны (1938). Иконы Божией Матери "Споручница грешных", в Корце (Ровенск. обл.) (1622) в Одрине (Орловск. обл.) (1843) и в Москве (1848). Евангельские ЧтенияНа 6-м часе: Ис. XIV, 24-32. На веч.: Быт. VIII, 21 - IX, 7. Притч. XI, 19 - XII, 6. Мчч.: Ис. XLIII, 9-14. Прем. III, 1-9. Прем. V, 15 - VI, 3. На 1-м часе совершается поклонение Кресту. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский "Души праведных в руке Божией" (Прем. 3, 1). А грешников души в чьей руке? Спаситель говорил апостолам, что сатана домогается сеять их, как пшеницу, то есть домогается сбить их с правого пути, взять в свои руки и делать с ними, что захочет. Потому все уклоняющиеся от Господа - в руках сатаны, и он сеет их и бросает, куда хочет. От того у грешников голова постоянно и кружится, что враг, мотая ими туда и сюда, не дает им опомниться; даже как скоро заметит, что кто-нибудь начинает одумываться, еще сильнее начинает трясти его, чтобы опять помутилась голова и мысли рассеялись.Апостол Павел говорит, что израильтяне, перешедше море, крестились в нем (1 Кор. 10, 2). Такое крещение служило для них разделением между Египтом и ими. Петр же апостол прибавляет: "Так и нас ныне подобное сему образу крещение. . . спасает. . . " (1 Пет. З, 21). И наше крещение нас спасает и служит разделительною стеною между темною сатанинскою областью греха и мира и светлостью жизни о Христе. Крещенный отрезывает себя от всех надежд и опор земных и живет в веке сем, как бы в пустыне, ни с чем не связанный. Сердца его нет на земле, оно все в оном веке. Все здешнее касается его мимоходом, так что имущей жену бывает, как не имущий, покупающий, как ничего не содержащий, вообще требующий мира, как не требующий (1 Кор. 7, 30). Молитвы Кондак священномучеников в Херсонесе епископствовавшихглас 2Светоносный день наста/ пастырей, епископствовавших светло в Херсоне,/ ихже воспеваем праздник,/ пострадавших за Христовы овцы./ Священномученицы, молите Пастыреначальника Христа/ и нас причести деснаго овец стояния,/ да вопием вам:/ радуйтеся, священнии отцы,/ за Христа кровь свою излиявшии. Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Споручница грешныхглас 4Умолкает ныне всякое уныние/ и страх отчаяния исчезает,/ грешницы в скорбех сердца обретают утешения/ и небесною любовию озаряются светло./ Днесь бо Мати Божия простирает к нам спасающую руку/ и от Пречистаго образа Своего вещает, глаголя:/ Аз Споручница грешных к Моему Сыну,/ Сей дал Мне за них руце слышати Мя выну./ Темже людие, обремененнии грехми и скорбьми многими,/ припадите к подножию Ея иконы со слезами, вопиюще:/ Заступнице мира, грешных Споручнице!/ Умоли Матерними Твоими молитвами Избавителя всех,/ да Божественным всепрощением покрыет грехи наша/ и светлыя двери райския отверзет нам,/ Ты бо еси предстательство и спасение рода христианскаго. Ин тропарь Божией Матери пред иконой Ее Споручница грешныхглас 3Тебе, милосердия источнику присно текущему/ и Споручнице грешных, недостойный раби Твой, Богородице,/ припадающе, скорбяще, вопием Ти:/ спасай нас от бед, Владычице,/ и матерним Твоим ходатайством испроси всем нам вечное спасение. Кондак Божией Матери пред иконой Ее Споручница грешныхглас 1Честное жилище бывшее/ неизреченнаго естества Божественнаго/ выше слова и паче ума/ и грешным еси Споручница,/ подававши благодать и исцеление,/ яко Мати всех Царствующаго:/ моли Сына Твоего/ получити нам милость в День судный. Службы7 марта: Священномучеников, в Херсоне епископствовавших: Василия, Ефрема, Капитона, Евгения, Еферия и прочих 7 марта: Празднование Пресвятой Богородице в честь иконы ее “Споручница грешных” Сайты приходов:Храм Иконы Божией Матери "Казанс
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.04850 c.