Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество «Трезвение» » Газета "Трезвение" »

31.05.2017 | Мы — вместе: общественные организации Сибири объединяются.

14.05.2017 | В Екатеринбурге, в храме свт. Николая Чудотворца (при Уральском Горном Государственном Университете) прошло очередное заседание помощников благочинных по утверждению трезвости Екатеринбургской Епархии.

28.04.2017 | Форум «УТРО-2017»

28.04.2017 | Научно-практическая конференция Христианская антропология и психология в развитии человека

27.03.2017 | Говорить на одном языке: социально ориентированные НКО учатся взаимодействовать с органами власти и СМИ

- -

«Трезвое слово» №2 (№14)

План работы Общества «ТРЕЗВЕНИЕ» на 2009 год

- -
Газета "Трезвение"

- -  

В память об отце Александре

18 июля (5 июля по старому стилю) исполнилось 100 лет со дня смерти выдающегося деятеля на ниве народной трезвости священника Александра Васильевича Рождественского (11.10.1872-05.07.1905). В этот день на могилу к батюшке пришли помолиться православные трезвенники Санкт-Петербурга, Луги, Тихвина, Гатчины и Всеволожска. Восемь священников во главе с архимандритом Сергием (Стуровым), настоятелем храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала, совершили панихиду на месте упокоения незабвенного батюшки.

Почитание апостола трезвости о. Александра Рождественского существует не только в Санкт-Петербургской епархии. Помолиться об отрезвлении своих близких приезжают в Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру на могилу батюшки люди из разных городов России - от Архангельска до Одессы и от Калининграда до Магадана. Верим, что настанет время, и угодник Божий отец Александр будет прославлен в лике святых Русской Православной Церкви.

Священника Александра Васильевича Рождественского без всякого преувеличения можно назвать знаменем русского православного дореволюционного трезвенного движения. Именно он в помощь гибнущим от алкоголя людям основал в 1898 году знаменитое Александро-Невское общество трезвости, которое располагалось при Воскресенском храме у Варшавского вокзала в Санкт-Петербурге. В год смерти батюшки Александра число членов этого общества превышало 70 тысяч.

Горячий призыв о. Александра Рождественского "За Христа, за трезвость!", часто звучавший с церковного амвона, получил широкий отклик в Санкт-Петербурге и губернии. Александро-Невское общество трезвости за несколько лет разрослось до масштабов общегородского, и его отделения охватили не только всю столицу, но и пригороды, и уездные города. Уже через год численность членов Александро-Невского общества трезвости превысила три тысячи человек. К храму у Варшавки хлынул трудовой люд, жаждущий отрезвления.

Известный православный писатель Е. Поселянин с душевной теплотой вспоминал о церкви трезвенников у Варшавки: "Что-то особенное было в этом деревянном храме с чрезвычайно простой отделкой. Мне приходилось бывать там лишь к концу вечерних богослужений, и всякий раз я чувствовал биение религиозной жизни. Многие молитвы пелись всем народом. Стоя в глубине полуосвещенной церкви, я приглядывался к фигурам тружеников... и невольно возникал в мыслях вопрос: чем могло стать возвращение домой молящегося здесь отца семейства, если б он провел этот вечер в кабаке?".

За каждой службой звучал призыв отца Александра к трезвости. Ежедневно после Литургии десятки, а то и сотни людей давали обет трезвости. Чаще - на три месяца или полгода. Но на какой бы срок пьющие люди ни вступали в трезвую жизнь, батюшка Александр считал необходимым убедится, что у всех кандидатов в трезвенники есть твердое намерение измениться к лучшему.

- Ответьте пред Богом, - неизменно обращался к ним о. Александр, - твердо ли ваше желание исправиться, обновиться, начать новую, трезвую жизнь?

- Твердо... - хором отвечали те, кто готов был дать обет трезвости.

- Тогда повторяйте за мной, - и батюшка возглашал текст обета:
"Господи, я раб Твой, сознав всю скверну пьянства и множество грехов от него происходящих, даю обет пред честным Твоим Крестом, Евангелием и пред иконою святого благоверного князя Александра Невского не пить ни вина, ни водки, ни пива, никаких охмеляющих напитков. Господи, помоги мне выполнить это мое обещание для спасения моей души и для благого примера другим".
Каждому, кто давал обет трезвости и вступал в Александро-Невское общество трезвости, выдавалась обетная грамота (или иначе - священный лист трезвости), а о. Александр напоминал:

- Трезвитесь! Бодрствуйте! Не нарушайте данного вами обета! Смотрите: близко диавол, хитры его западни. Одна ваша оплошность и вы снова покатитесь в пропасть, снова погибнете для Царствия Божия. Вы добровольно дали обет трезвости, добровольно и держите его. Пусть он будет для вас игом благим... Боже, сохрани преступить обет - это страшный грех, тяжелое преступление.

Сподвижники о. Александра свидетельствовали: "Поднимался народный дух. Пробуждались народные силы, придавленные беспросыпным пьянством. Воскресали, обновлялись люди, исцелялись от слабости и безволия, спасались святые человеческие души".

Отец Александр ставил для своего общества задачу гораздо выше, чем только борьба за трезвость своих членов. Он устремлял их к духовному трезвению, к преображению всей жизни бодрствованием во Христе. Он учил этому с помощью внебогослужебных бесед, издаваемых им книг, журналов, газет; с помощью чтений, литературных вечеров, приобщения к церковному пению, умело организованных паломничеств, торжественных крестных ходов в Александро-Невскую лавру и Свято-Троицкую Сергиеву пустынь.

Более же всего батюшка Александр верил в отрезвляющую силу церковных Таинств, молитв, а также произнесенного и печатного слова. Во время простых и кратких бесед с народом о. Александр излагал свои мысли преимущественно в конкретных образах и примерах.

Священника Александра Рождественского называли народным печальником, светлым Божиим Ангелом. О нем говорили: "Душа отца Александра, что маячок. Светлая она. Не ему только светит одному, а и другим дорожку к небу показывает. Ведь у отца Александра нет собственного горя, личной радости. Он живет в народе и для народа, радуется одной с ним радостью, горюет одной печалью".

Не имея ни минуты покоя, времени для себя, он, тем не менее, находил силы для забот о погибающих, для утешения страждущих. Не только фабричные и заводские рабочие записались в трезвенники к батюшке Александру. Среди них встречались господа и прислуги, князья и крестьяне, придворные чины и простые дворники, ученые мужи и неграмотные простецы.

В нелегкий для России 1905 год отец Александр умер в возрасте тридцати двух лет. Внешние обстоятельства смерти хорошо известны. 12 июня батюшка провел громадный крестный ход православных трезвенников от Воскресенской церкви в Сергиеву пустынь. Изнемогая от усталости, весь в пыли, дошел он до пустыни и здесь имел неосторожность выпить два стакана холодного кваса. Открылся брюшной тиф, и 5 июля 1905 года батюшка умер.

Случайное стечение обстоятельств? Нет. Православный человек знает, что ничего случайного в мире не происходит.

Раскрыть тайну смерти может только Господь. Впрочем, надгробие на могиле о. Александра Рождественского в форме колокола с водруженным на нем крестом приоткрывает эту тайну внимательному и благочестивому человеку. Разглядывая потемневшие от времени позолоченные буквы в нижней части мраморного колокола, можно прочесть восьмой, девятый и тринадцатый стихи из четвертой главы книги "Премудрость Соломона": "Ибо не в долговечности честная старость, и не числом лет измеряется: мудрость есть седина для людей, и беспорочная жизнь - возраст старости. Достигнув совершенства в короткое время, он исполнил долгие лета".

Действительно, батюшка Александр достиг совершенства в короткое время и за восемь лет своего пастырства осуществил то, что многим не под силу и за многие десятилетия. Вместе с его духовным наставником священномучеником Философом Орнатским мы можем об отце Александре сказать: "Мало пожил он, но исполнил лета долга. Угодна Богови душа его".

Владимир Анатольевич ЦЫГАНКОВ,
руководитель Александро-Невского общества
трезвости
г. Луги.




Старый стиль 11Июнь среда Новый стиль) 24Июнь Седмица 4-я по Пятидесятнице. Глас 2. Петров пост. Пища с растительным маслом. Совершается служба с полиелеемАпостолов Варфоломея и Варнавы (I). Прп. Варнавы Ветлужского (1445). Перенесение мощей прп. Ефрема Новоторжского (1572). Иконы Божией Матери, именуемой "Достойно есть" ("Милующая") (X) Евангельские ЧтенияУтр. - Ин., 67 зач., XXI, 15-25 . Лит. - Рим., 105 зач., XI, 2-12. Мф., 42 зач., XI, 20-26. Апп.: Деян., 28 зач., XI, 19-26, 29-30. Лк., 51 зач., X, 16-21.* Если совершается полиелейная служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть», то на утрене читается Лк., 4 зач., I, 39-49, 56, а на литургии - дня и Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5-11. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Рим. 11, 2-12; Мф. 11, 20-26). Господь много энамений показал в Капернауме, Вифсаиде и Хоразине; между тем, число уверовавших не соответствовало силе знамений. Потому-то Он строго и обличил эти города и присудил, что в день суда отраднее будет Тиру и Сидону, Содому и Гоморре, нежели городам тем. По этому образцу надо нам судить и о себе. Сколько знамений показал Господь над Россией, избавляя ее от врагов сильнейших, и покоряя ей народы! Сколько даровал ей постоянных сокровищниц, источающих непрестанные знамения, - в св. мощах и чудотворных иконах, рассеянных по всей России! И, однако, во дни наши россияне начинают уклоняться от веры: одна часть совсем и всесторонне падает в неверие, другая отпадает в протестантство, третья тайком сплетает свои верования, в которых думает совместить и спиритизм и теологические бредни с Божественным Откровением. Зло растет, зловерие и неверие поднимают голову, вера и Православие слабеют. Неужели же мы не об
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.08110 c.