Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество «Трезвение» » Газета "Трезвение" »

14.05.2017 | В Екатеринбурге, в храме свт. Николая Чудотворца (при Уральском Горном Государственном Университете) прошло очередное заседание помощников благочинных по утверждению трезвости Екатеринбургской Епархии.

28.04.2017 | Форум «УТРО-2017»

28.04.2017 | Научно-практическая конференция Христианская антропология и психология в развитии человека

27.03.2017 | Говорить на одном языке: социально ориентированные НКО учатся взаимодействовать с органами власти и СМИ

27.02.2017 | Научно-образовательный семинар-практикум «От экологии природы к экологии человека: опыт народной педагогики»

21.02.2017 | В Екатеринбурге, в Уральском Государственном Горном Университете прошел научно-практический семинар «Методология предупреждения нехимических зависимостей»

- -

«Трезвое слово» №2 (№14)

План работы Общества «ТРЕЗВЕНИЕ» на 2009 год

- -
Газета "Трезвение"

- -  

Тьму побеждают светом.

Кто они - вожди православных трезвенников? И как они работают?

Из доклада на конференции Всероссийского Иоанно-Предтеченского Православного братства "Трезвение" председателя братства Владимира Алексеевича Михайлова.

Сразу подчеркнем, что первоочередное значение в современном трезвенном движении приобрели Школы трезвения, где естественным образом взаимодействуют учащие и учащиеся. Заметим также, что в названии заявленной темы присутствуют три важнейшие категории трезвенного движения: вожди, православие и трезвость. Поэтому уместно будет, хотя бы кратко, рассмотреть каждую из этих категорий в отдельности.

Вожди. Само это слово чаще всего соотносится с осевыми действиями, с противоборством непримиримых сторон. И это в полной мере применимо к учителям трезвости, к проповедникам благочестия в народной среде сегодня. Ибо тьма пьянства, блуда и сребролюбия, а равно сопутствующих им пороков, едва ли не полностью лишила наш народ видения реалий жизни, и он, покорный, тащится за слепыми вождями современного либерально-демократического правления в бездну вырождения, издавая нечленораздельные звуки то ли плача, то ли возмущения, то ли растерянности.

В этой ситуации народу крайне важны зрячие вожди - учителя добрые, которым Господь завещал: " Ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает куда идет. Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света" (Ин. 12, 35-36)

В развитие этих евангельских слов приведем высказывание Иоанна Златоуста: "Если я хранить буду что-либо в душе, не сообщая другим, то у меня духовное богатство сократится, а если я сделаю многих участниками и общниками всего, что знаю сам, то духовное богатство у меня увеличится. Как хлеб, если он останется в житницах, портится, а если сеется на нивах, то умножается и снова обновляется".

Таким образом, резюмируем, что в условиях всеобщего духовного и нравственного ослепления в народе особенно важно иметь и готовить зрячих вождей для трезвенного движения.

Православие. Сегодня нами буквально выстрадан афоризм: "Богоугодна и спасительна только православная трезвость". Кто-то не соглашается и оспаривает этот тезис, но для нас гораздо важнее, что он действительно верен. Достаточно привести два убедительных аргумента: 1. Человеку необходима жизнь вечная. 2. Спасать можно только во Христе Иисусе.

Опять обратимся к Евангелию: "Я есмь путь и истина и жизнь: никто не приходит к Отцу, как только через Меня". (Ин. 14,6)

Представим этот стих графически: изобразим личность человеческую в виде круга (полнота образа). А над ним тоже в виде круга, но большего изобразим образ Бога (круг этот означает бесконечность, вечность). Между этими образами личности и Бога наличествует разрыв - пропасть, преодолеть которую личность самостоятельно не может, если не построить некий мост. И таким мостом для перехода в мир Божий для личности является Крест Христов, размеры которого должны быть достаточными, чтобы нижним и верхним концами он мог опереться на две сущности: человеческую и Божию. Вот почему в Православии так много говорится о крестоношении, ибо это спасительное орудие для перехода души человеческой из грешного мира в мир Божий. Вот в чем суть слов Господа, что к Отцу Небесному возможно перейти только через Него, через Крест Христов. А нераскаянные грешники, не потрудившиеся ради спасения, падают в бездну адову. Таково объяснение нашего убеждения, что спасительна только Вера Православная.

Трезвость. Враг в многовековой войне со святыми Божьими разработал множество ловушек для тех бедолаг, которые предавались пьянству, блуду и другим порокам, но в какой-то момент возжелали свободы от пороков, начали приобщаться благочестивой жизни. Главная дьявольская ловушка для таковых в том, что человек, жаждущий освободиться от пороков, вовлекается в борьбу с пороком. А это, в общем-то бесперспективное занятие, потому что побороть тьму невозможно. Тьму побеждают светом, то есть обращением к добродетели, способной не побороть, а изгнать порок из жизни. В этом принципиальная разница, отличающая православный подход от любого другого. Собственно, когда речь идет о пьянстве и родственных ему пороках (курение, наркомания, токсикомания, лекарствомания), обращающих человека в безумное состояние, то желающий свободы от порока избирает для себя лично безоговорочную трезвость. Тогда он вместо безумия страсти обретает трезвомыслие в Боге.

1. Познаем врага.

Чтобы победить, необходимо знать врага. Поэтому уясним себе, кто такие злослужители в их реальном виде, и какие технологические приемы они используют?

К удивлению многих, весьма значительная часть злослужителей - это производная от нашей греховной жизни. И иногда об этом говорят: "Бог покарал!" И действительно: допустим, некто в своей жизни допускал неправедные действия в отношении чужих детей, разрушал чужие семьи и т.п. По прошествии времени его настигает возмездие в лице его собственных детей, которые почему-то не могут создать приличные семьи и буквально глумятся над родителями, как самые отъявленные и жестокосердные злодеи. Заметим, что это лишь фрагмент проявления попущения Божия на страдания людей по их неотмоленным и нераскаянным грехам.

Другие злослужители - это сознательные слуги дьявола, почитающие его, как своего бога и учителя. Но есть злослужители, которые служат дьяволу невольно, но очень эффективно. Среди них самая многочисленная группа - теплохладные. Собственно, сегодня в России таковые составляют подавляющую часть народонаселения. Они не заботятся о добродетели, их больше интересует суета сует, лишь бы их не беспокоили, не огорчали. Другая значительная группа невольных злослужителей - самолюбы, для которых эгоизм подобен вероисповеданию. Для таковых главное - собственное благополучие, за него они готовы на жертвы, а в остальном "хоть трава не расти".

Говоря о технологических аспектах злослужения, отметим, что любое действие (и отрицательное, и положительное) оплодотворяется целью. Известны три вида целей:
1. спасительные (направленные на достижение святости и жизни вечной);

2. душевные, животные (ради поддержания телесной жизни, комфорта, уюта, желательно без прямого ущерба для других);

3. злые (исключающие спасение во Христе Иисусе, солидарные с дьяволом - человекоубийцей).
Уточним сущность злых целей и отличие их от злослужителей. Злослужители - это исполнители зла. А злые цели определяют целенаправленность действий во зло. Заметим, что злонаправленность действий эпизодами присутствует и у людей Боголюбивых, за что они позднее приносят покаяние.

Итак, злые цели можно подразделить на:
А) теплохладные, где, прежде всего, торжествует равнодушие к судьбам ближних и дальних людей, а в конечном итоге к состоянию всего внешнего мира;

Б) эгоистические цели, направленные на достижение личного благополучия за счет других людей и за счет всего живого на Земле;

В) злоумышленные цели есть продукт патологической ненависти ко всему сущему, и в этом варианте зло становится самоцелью.
Теперь этот краткий анализ приблизим к теме православной трезвости и, конечно же, заметим, что пьянство и другие пристрастия к одурманивающим веществам есть добровольное погружение человека в безумие. В этом виде человек не способен добиваться духовных, спасительных целей в жизни и очень ограничен в достижении душевных целей. Для человека в состоянии добровольного безумия становится единственно возможным достижение злых целей, причем невольное злослужение в этом случае легко переходит в сознательные действия злослужения. Отсюда вывод, что если удастся человека уберечь от соблазнов добровольного безумия, то его возможности в доброделании впредь резко возрастают. Собственно, в достижении перевода человека-личности в состояние стойкого трезвомыслия и состоит смысл всей православной трезвенной работы.

2. Учащие

Для нас термин "учащие" более уместен, чем "учителя". В современном понятии учитель - это дипломированный специалист, обычно узкой специальности. Мы же речь ведем о жизни вечной, для достижения которой требуются самые широкие познания, которые дает жизненный опыт в духе благочестия, прежде всего. Хотя вовсе не отвергаются узкие специалисты в этой или иной сфере знаний, которые тоже привлекаются к работе в православных трезвенных общинах. Но все же, какие качества должны иметь учащие в трезвенном движении?

Во-первых, необходим личный опыт жизни в трезвости. Подчеркнем, что вовсе нет нужды в каком-то экзотическом опыте "черного" пьянства с последующим триумфальным выходом из него в трезвость. Хотя и такие люди могут быть учащими, если достаточное время живут в трезвости и дорожат этим состоянием. Но в любом случае нужен личный пример добродетельной жизни. Ибо никогда не научит доброделанию человек, не ведающий, что такое добро.

Во-вторых, учащий должен обладать некоторым объемом знаний. При этом заметим, что учить можно только тому, что сам знаешь. Добавим к сказанному, что невозможно точно знать то, чего сам не познал делом. Теория - лишь иллюзия знаний, а господин знаний - опыт, факт. Естественно, что в данном случае речь идет о знаниях физического, природного рода.

В-третьих, учащий в православном трезвенном делании должен быть человеком воцерковленным и продолжать воцерковляться, ибо в духовном развитии нет предела. Здесь речь идет о православной мотивации слов и действий учащего. Кроме того, важнейшее значение воцерковленность учащего имеет для профилактики духовных поражений, чтобы при освобождении человека от одного порока, его не поразили семь злейших духов (Мф. 12,45)

Еще раз кратко скажем об учащих в Школах трезвения. Даже если занятия проводит один человек, в учебном курсе выдерживаются три принципиальных направления, то есть рассматриваются:
- Основы Православия и способы привития православного мировоззрения в среде обывателей;

- Основы физиологии, санитарии, психологии и бытовые медицинские познания;

- Трезвость, как мировоззрение и образ жизни нормального человека.
Естественно, что для изложения объективных знаний по первому и второму вопросам очень нужно привлекать клириков Русской Православной Церкви, медиков и других специалистов. Заметим при этом, что и священнослужители, и ученые специалисты не обязательно должны быть практикующими трезвенниками, но и не должны быть враждебны православной трезвости.

Однако, конечно же, решающую роль в православном трезвенном движении играют вожди - практикующие православные трезвенники, в том числе и в Школах трезвения. Ибо не может научить трезвости человек, знакомый с нею только теоретически. Учащий трезвости должен иметь опыт обретения трезвости, причем, усиленный со временем опытом жизни в трезвости.

3. Учащиеся.

Внешний мир притягивает, соблазняет, мы живем им, словно одурманенные, и порою еще усиливаем это состояние посредством дурных пристрастий. Чтобы прийти в себя и обратиться внутрь себя, по словам митрополита Антония Сурожского, требуется Божие вмешательство или продуманная дисциплина. Следует понимать, что Бог посылает нам страдания для вразумления и обновления нашего в жизненных целях и образе жизни. Так что страдания являются первым средством, побуждающим человека спасаться во Христе Иисусе. Второе, хорошо известное средство спасения - покаяние. И очень часто страдающий человек обращается к покаянию, практически воцерковляется. Но далеко не всегда у таких людей хорошо строится дело спасения, они как бы топчутся на месте и даже допускают "срывы" в своем духовном возрождении, например, в трезвости. Как правило, причиной подобной ситуации является недостаток понимания, почему именно этому человеку, именно таким образом, здесь и сейчас, Господь дает испытания страданиями. Обретя понимание происходящего внутри себя и во внешнем мире, человек смиряется, и труды его во спасение обретают должную значимость перед Богом. Таким образом, нам открываются три средства спасения: страдание, понимание и покаяние.

Теперь рассмотрим, что такое продуманная дисциплина в трезвенном делании. Прежде всего, подчеркнем, что духовная дисциплина - не муштра. Заметим, что дисциплина связана с ученичеством и в этом деле желательна цельность устремлений. Ученичество - это преодоление самости для того, чтобы вырасти в единстве с чем-то более значимым для жизни, чем "я". Каждый добрый ученик благочестия вначале должен как бы "умереть", чтобы потом возвратиться к добродетельной жизни. В этом делании требуются три характеристики доброго ученичества: решимость, мужество и вера.

В то же время, практика работы в Школе трезвения показывает, что успешное ученичество начинается с безмолвия и слушания. Когда мы молчим и слушаем, ум наш работает, наши чувства живо откликаются на информацию, наша воля соглашается или нет с тем, что мы слышим. Но в то же время, сколько мыслей и чувств роится в нашей голове? Будем откровенны: это не то безмолвие, которое нам желательно и необходимо в ученичестве. Настоящее безмолвие, к которому надо стремиться учащемуся, это полный покой ума, сердца и воли, полный покой всего естества человеческого, включая тело, чтобы человек мог в полноте воспринимать слышания, то есть сконцентрировать все внимание, одновременно находясь в полном покое. Чуткое внимание учащегося подобно вниманию часового в минуту опасности. Оно обязательно требует усилий, требует воспитания внимания, воспитания ума и чувств, тренировки тела, чтобы всеми этими категориями жизни входить в совершенство. Цель такого чуткого внимания - уловить то главное, что будет предложено учащими по существу вопроса, уловить то слово, которое прозвучит из уст учащих, какое бы это слово ни было. Ибо чаще мы слушаем кого-то, в надежде услышать то, чего нам хочется. Поэтому мы готовы отсеивать то, чего не хотим слышать, перетолковываем, даже перевираем в себе услышанное. В то же время, если мы будем лишь слушать, но не исполнять, что нам говорится, то очень скоро мы перестаем слышать. В порядке пояснения заметим, что в этом случае Ангел-хранитель до времени покидает человека, до тех пор, пока этот человек не возгорится вновь желанием познать истину о своей жизни и о путях ее оздоровления. Заметим при этом, что многие православные регулярно читают Евангелие и при этом обнаруживают в нем слова, от которых буквально загораются сердца чтущего. Это и есть слова, лично обращенные к этому человеку, их надо стараться воплощать в свою жизнь. Добавим, что делание - это дисциплина в высшем смысле этого слова и повторимся, что для обретения пути благочестия требуются Божие вмешательство (что от нас не зависит), или продуманная дисциплина (что точно зависит от нас), а лучше - и то, и другое вместе. Отметим в этой связи, что любое доброе дело прежде надлежит исполнять в сердце своем - таким образом, сердце наше обновляется, а потом уже создаются условия, чтобы это дело успешно свершалось и во внешнем виде.

Продолжение следует.



Старый стиль 12Май понедельник Новый стиль) 25Май Седмица 7-я по Пасхе. Глас 6. Поста нет. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСвт. Епифания, еп. Кипрского (403). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСвт. Германа, патриарха Константинопольского (740). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрославление сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (1913). Свтт. Савина, архиеп. Кипрского (V) и прочих свтт. Кипрских. Свт. Полувия, еп. Ринокирского (V). Прп. Дионисия Радонежского (1633). Мч. Иоанна Валаха (1662) (Рум.). Второе обретение мощей прав. Симеона Верхотурского (1992). Сщмч. Петра, пресвитера (1937). Мц. Евдокии (после 1937). Евангельские ЧтенияУтр. - Ин., 35 зач. (от полу́), X, 1-9. Лит. - Деян., 45 зач., XXI, 8-14. Ин., 49 зач., XIV, 27 - XV, 7. Сщмч.: Евр., 335 зач., XIII, 17-21. Ин., 36 зач., X, 9-16. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Дея. 21, 8-14; Ин. 14, 27-15, 7). Господь Иисус Христос - лоза, дерево виноградное; христиане - ветви и отростки. Мы прицепляемся к Нему верою, плод же приносим жизнью по вере. Отец Небесный - вертоградарь , который смотрит за этим деревом. Какая ветвь не приносит плода, то есть кто верует, а не живет по вере, - ту Он отсекает: а какая приносит плод, ту очищает, то есть кто не только верует, но усердствует и жить по вере, тому Бог всячески помогает богатиться добрыми делами, которые плоды веры. По этому закону Божия действия на нас, всякий и устраивай свою жизнь, твердо помня, что без Господа ничего сделать нельзя. К Нему прибегай со всякой нуждою. Имя же Его пресвятое и пресладкое да вращается неотступно в уме, сердце и на языке твоем. Молитвы Тропарь святителей Епифания и Германаглас 4Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их/ в мире управи живот наш. Кондак святителей Епифания и Германаглас 4Священноначальник чудную двоицу восхвалим, вернии, по долгу,/ с Германом Божественнаго Епифания:/ сии бо попалиша безбожных языки,/ догматы премудрейшия возложше всем,/ православно поющим присно благочестия великое таинство. Тропарь преподобного Дионисия, архимандрита Радонежскогоглас 3Земная, прельщающая очеса миролюбцев,/ возненавидел еси, отче Богоносне Дионисие,/ за уметы та вменив,/ шествуя путем скорбным,/ и в терпении добр воин Христов явился еси,/ победив страсти мира,/ был еси до кончины непоколебимый благочестия поборник./ Темже мы днесь, совершая священную память твою,/ духовными тя песньми ублажаем и смиренно молим,/ да, предстоя Престолу Господа Бога,/ ходатайствуеши о спасении душ наших. Ин тропарь преподобного Дионисия, архимандрита Радонежскогоглас 4Благости научився от Вышняго благодати,/ измлада подвизався благою совестию,/ Дионисие преподобне,/ терпения столп был еси/ и слова Божия проповедник,/ благочестия догматы утвердив и суеумных мудрование упразднив,/ темже и пострадал еси за истину, радуяся,/ образ страдальцем собою показав,/ но, яко имея дерзновение ко Христу Богу,/ не престай моляся о нас,/ любовию чтущих святую память твою. Кондак преподобного Дионисия, архимандрита Радонежскогоглас 6Свет Трисиянный, вселивыйся в душу твою,/ сосуд избран показа тя,/ вещающа Божественная людем,/ исповедник Божия Слова явился еси,/ и прилагающих Божеству вещественный огнь/ явственно обличил еси,/ и злославных смыслы, яко паучинное прядение, растерзал еси,/ благочестия столп и забрало твердое мирови показался еси/ и сего ради от Вселенскаго Патриарха дивне похвален был еси./ Мы же благодарными гласы, веселящеся, вопием ти:/ радуйся, отче наш, Дионисие преподобне. Ин кондак преподобного Дионисия, архимандрита Радонежскогоглас 4Правило веры, столп благочестия/ был еси, Богоносне Дионисие,/ явив в себе образ и пример/ преуспеяния добродетели и подвигов:/ сею Евангельскою мрежею/ многих уловил еси подражателей,/ подай блестящею на Небеси славою своею/ ревность к содействованию на пользу правоверных./ Темже мы, ныне воспевающе сия, молим тя,/ да ходатайствуеши о стране нашей/ и о всем Церкви исполнении. Тропарь священномученика Ермогенаглас 4Приспе день светлаго торжества,/ град Москва радуется,/ и с ним Русь Православная ликовствует/ песньми и пеньми духовными:/ днесь бо священное торжество/ в явлении честных и многоцелебных мощей/ святителя и чудотворца Ермогена,/ якоже солнце незаходимое, возсия светозарными лучами,/ разгоняя тьму искушений же и бед/ от вопиющих верно:// спасай нас, яко предстатель наш, великий Ермогене. Кондак священномученика Ермогенаглас 6Темницею и гладом изнуряем,/ даже до смерти верен пребыл еси, блаженне Ермогене,/ малодушие от сердец людей твоих отгоняя/ и на общий подвиг вся призывая./ Темже и нечестивых мятеж низложил еси и страну нашу утвердил еси,/ да вси зовем ти:// радуйся, заступниче Российския земли. Службы12 мая: Святителя Епифания, епископа Кипрского. Святителя Германа, патриарха Константинопольского 5 октября: Святой мученицы Харитины. Святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, митрополитов Московских, и всей России чудотворцев 17 февраля: Святого священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея Руси 12 сентября: Праведного Симеона Верхотурского, чудотворца Сайты приходов:Храм Святителей Московских г. Абакан (Абаканская епархия) Казанский кафедральный собор г. Санкт- Петербург (Санкт-Петербургская епархия)
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.20607 c.