Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество «Трезвение» » Газета "Трезвение" »

30.08.2017 | СЕМИНАР по работе со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости.

27.07.2017 | В Екатеринбургском духовно-просветительском «Царский» состоялось заседание Совета общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости».

17.07.2017 | Подводим итоги, намечаем перспективы

14.07.2017 | Царские Дни (16 июля 2017)

- -

«Трезвое слово» №2 (№14)

План работы Общества «ТРЕЗВЕНИЕ» на 2009 год

- -
Газета "Трезвение"

- -  

Дурацкие деньги

Больше ста лет назад, в 1903 году вышел сборник статей священника Г. Петрова "Долой пьянство". Книга написана доходчивым и образным языком для людей того времени, хотя сегодня рассказы могут показаться нам несколько наивными. Однако смысл поучений священника остался прежним. Тогда "дурацкие деньги" несли в кабак. Сегодня - в сверкающие огнями магазины и рестораны. Тогда стали терять люди веру Христову. Сегодня - многие пребывают во тьме, не осознавая, зачем Господь призвал их к жизни на Земле. Этот рассказ - вековая история утверждения трезвости. Стоит над ним задуматься.


Тройка маленьких сытых лошадей с бубенцом под дугой коренника бойко подкатила к крыльцу большого нового дома. Туркино - подгородное фабричное село - щеголяло домами богатеев, но этот новый дом особенно выделялся и размерами, и чистотой отделки. Узорная резьба, расписные ставни, гладка обшивка,- делали дом красивой игрушкой. Хозяин, Иван Миронов, главный в селе кабатчик и лавочник, вышел на крыльцо встретить своего кума, станового пристава, который приехал к нему на новоселье.


- Здорово, кум! Поздравляю,- говорил становой. - Ну, и домино же ты отгрохал. В город, на главную улицу, и то не стыдно.

Широкое, оплывшее жиром лицо кабатчика распустилось от самодовольной улыбки.

- Да, кум любезный, домик ничего себе, жить можно. А вы извольте внутрь пожаловать. Там, действительно, могу погордиться. Комнаты убраны не хуже городского, совсем по-господски: везде зеркала, картины, ковры, даже на полу в гостиной постелен ковер во всю комнатку. Дочке фортупьяно привез из города, пусть бренчит.

- Ну? - удивился становой.- Ковры и фортепьяно даже завел. Да ты, грехом, не ограбил ли кого? - смеялся гость,- или деньги не делаешь ли? Не приехать ли мне с обыском к тебе?

- Зачем грабить? - смеялся шутке гостя хозяин.- К нам сами несут. И делать деньги не для чего: успевай готовые собирать. Я тут, куманек, как помещик в крепостное время, живу. Вся округа тут на меня работает.

Был вечер субботы. Рабочие после получки в одиночку и кучками тянулись к питейному дому Ивана Миронова.

- Извольте поглядеть, сколько народу оброк мне несут. Тут сам не будь только дураком, умей мережу поставить, а мужик весь с головой влезет. Смотрю я на них ину пору и даже зло возьмет: совсем народ дурак дураком. Работают без передышки, а дома нищета непокрытая; все сюда тащат, а мне что ж? Дурацкие деньги - те же деньги... Да что же мы здесь, на улице, стоим? - спохватился хозяин.- Пожалуйте в хибарку, чайку с дороги откушать.

Во время их разговора проходил мимо крыльца Николай Жуков, ткач из соседней большой мануфактуры. Он был постоянный посетитель мироновского трактира, и сейчас, после получки, шел с намерением хорошенько выпить. Мимоходом он услыхал речь кабатчика о дурацких деньгах и с досадой остановился. Хотел выбранить Миронова, да не посмел, побоялся станового.

- Паук толстошеий! - негодовал про себя Жуков.- Сосет всю округу и еще потешается: крепостными своими нас обзывает; дурацкие деньги,- говорит,- хоромы ему соорудили. Ах, бык-тя забодай! Что ж, и я, по-твоему, стало-быть, выходит, тоже дурак? Не пойду, когда так, к тебе. Полверсты пройду дальше, а в другом питейном выпью... Впрочем, разве это не то же будет,- мелькнуло в голове Жукова! - Разве другой кабак не та же мережа на дураков, только в ином месте? Подумать, так впрямь мы все ровно крепостные у кабака. Целую жизнь мы корпим за фабричным станком да за сохою на пашне, а в доме хоть шаром покати. Миронов же не сеет, не жнет, а в житницу собирает. У нас у всех в лице ни кровинки, а его, гляди, как быка расперло. Да и хоромы какие построил? Совсем барские. Чем он не помещик? Тот же становой вот к нам только в волость драть нас приезжает да корову последнюю за недоимки продать, а к Миронову с почетом, за ручку здоровается: "как здоровьице, куманек дорогой?.." Фортупьяно, вишь, для дочки сиволапый завел, а мои дочки и жена для него же, Миронова, не разгибая спины, за полночь мешки шьют. Оно пожалуй, и впрямь, мы крепостные у кабака и неумные наши деньги, коли сюда их все несем. Баста! Спасибо, Иван Миронович! Научил дурака. Не хочу больше в крепостных состоять; довольно на кабак работать.

С этими словами Жуков повернул в улицу, зашел в лавку, купил чаю, сахару, баранок и пошел домой. Дома семья, жена и три дочери-подростка, сидели за работой; спешили дошить мешки. Они, по обыкновению, ждали хозяина поздно и сильно навеселе. Теперь, видя его с кульками на руках, дивились и не знали, что думать.

- Бросайте работу! Жена, ставь самовар, а вы, дочурки, принимайте чай, сахар. Батька ваш поумнел: не хочет больше у Миронова в крепостных состоять.

Жена ничего не сказала, словно боялась верить, а потом обернулась к иконам, упала на колени и разрыдалась:

- Господи! Милостивый Батюшка! Неужли же дошли до Тебя мои грешные молитвы?

Жуков теперь только понял, как много горя он причинял семье, и слеза затуманила и ему глаза.

Через час все веселые и довольные сидели за чаем. Семья первый раз за долгие годы встречала праздник в мире; как пристойно христианам.

- Олюнька, - сказал после чая младшей дочери отец, - тебе в школе дали Евангелие, возьми-ка почитай нам.

- А про что, тятя, прочитать?

- Читай, что откроется; в слове Божьем везде великая мудрость.

Дочь раскрыла Евангелие на середине и стала читать. Пришлась XIX глава от Луки, где говорилось, как Христос Спаситель вошел в дом грешника, мытаря Закхея, и как Закхей, тронутый милостью Иисуса, вдруг переменился душой. Иисус сказал ему: "Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее" (Лук. XIX, 9-10).

Эти слова глубоко запали в душу Жукова. Они как-то пронизали всего его; он встал и дрожащим от волнения голосом с каким-то измененным, просветлённым лицом сказал:

- Жена, дети! Много горя я причинил вам. Простите меня. Вот икона Спасителя - свидетель, ни капли водки не возьму больше никогда в рот.

Прошло два года. Николай Жуков забыл дорогу к Миронову. Семья оправилась. В доме завелся достаток. Каждый вечер все собирались вместе, и Олюнька читала Евангелие. Соседи чаще и чаще стали заходить послушать слово Божие. Иногда подолгу и засиживались за беседой. Больше все сокрушались насчет темноты своей.

- Вот она жисть-то какая! - вздыхали, бывало, после чтения слов Спасителя.- А мы-то? Словно зверье какое! Ни те Богу на небе служить, ни на земле как поступать не знаешь. И не в бедности нашей дело: апостолы, ведь не богаче нас были. Темнота заела. Хоть бы вот столько, с ноготок нам свету. Думается, если бы нам разъяснили про Христову веру по Евангелию, разве можно было так жить, как мы живем? Теперь вот много ли мы тут слушаем и понимаем, и то ину пору задумаешься про свою жизнь, все противно кажется; как от мертвечины какой воротит. Ну, а если бы нам явственно все Христово учение растолковали? Ведь супротив солнца никака тьма не устоит. А то крестьяне, крестьяне, а кто такие крестьяне, какая крестьянская жизнь,- ничего не разумеем. Одно только званье, что крестьяне, а на лицо - прямо крещеные нехристи. Свету бы нам побольше. Неужли ж Христос Спаситель только для Своего времени посылал апостолов учить темный народ, а мы, грешные, оставлены так, без призору?

Жуков, как не расставался с Евангелием, понимал больше, но он толковал все применительно к трезвой жизни.

- Вот,- говорил он,- у апостола Павла сказано: "Разве не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живет в вас?" (Коринф. III). А в храме что бывает? Служба Богу. Молитвы возносятся. Свечи, лампады горят перед иконами. Курится фимиам. А мы в нашем храме кому службу правим? Дьяволу, водке, кабаку. В нутро не елей, а водку вливаем. Из пьяной гортани не молитву, а хулу, брань изрыгаем. В душе не волны фимиама, а волны хмеля туманят образ Божий. Пойти к язычникам в капище и принести идолам в жертву барана мы не согласимся, а свое сердце постоянно обращаем в кабацкий престол. Спаситель вошел в каменный храм и оттуда выгнал скот, и сказал: "Дом Мой, домом молитвы наречётся, а вы сделали, его вертепом разбойников" (Мф. XXI, 13). Как же Он может войти и остаться у нас в сердце, если там у нас постоянный кабак.

Простые, нёмудренные, но искренние, от сердца речи Жукова многим западали в сердце. Стали поговаривать один, другой, третий, как бы совсем отстать от питья. Всем не удавалось: то насмех подымут, то угощать начнут, то гости без хозяина пить не хотят. Надумали артелью за дело взяться, составили общество трезвости. Пошли к батюшке, чтобы он молитвой освятил доброе дело. Священник был молодой, неопытный, стал говорить, что не знает, как быть "Надо-де благочиннаго спросить; устав составить; будет ли еще дано разрешение".

- Чего тут спрашивать, батюшка, благочиннаго? - говорил Жуков.- Разве на доброе дело, на трезвую жизнь надо разрешение от кого-нибудь? И разве благочинный, али кто другой может запретить нам блюсти себя в трезвости.

Отслужили молебен. Трезвенники просили батюшку приходить к ним и не в праздники большие с иконами для молебнов, а так, с Евангелием, для беседы о слове Божием.

Дело трезвости стало прочно. Каждый праздник записывалось 10-15-20 человек. Миронов стал задумываться: у него в питейном торговля шла тише и тише.

- Что вы, ребята, совсем никак с ума спятили? - высмеивал он трезвенников.- Монастырь хотите в Туркине завести? Жукова игуменом поставите? Двести человек под начало одного дурака отдаетесь.

- Не с ума спятили,- спокойно отвечал Жуков,- а за ум взялись. Под начало у нас никто ни к кому не идет, а все мы только из-под твоей власти выбиться хотели. И так немало на тебя поработали. Пора и о Боге подумать, для дела Божьего послужить. И тебе б, Иван Мироныч, не худо Бога вспомнить. Чай, и тебя мать ведь младенцем в храм приносила, а там батюшка, взяв на руки, подносил к иконе Спасителя, Ему тебя на службу, на попечение вверял, а далеко, все мы далеко от Спасителя потом в жизни уходим.

Промолчал Миронов. Через полгода совсем кабак закрыл. Торговля не шла. На место кабака открыл ткацкую мастерскую.

- И то слава Богу,- говорил Жуков.- Лучше тканьем одевать народ, чем кабаком раздевать.



Старый стиль 4Октябрь вторник Новый стиль) 17Октябрь Седмица 20-я по Пятидесятнице. Глас 2. Поста нет. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСщмч. Иерофея, еп. Афинского (I). Совершается служба со славословиемОбретение мощей свтт. Гурия, архиеп. Казанского, и Варсонофия, еп. Тверского (1595). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСобор Казанских Святых. Мчч. Гаия, Фавста, Евсевия и Херимона (III). Сщмч. Петра Капетолийского (III-IV). Мцц. Домнины и дщерей ее Виринеи (Вероники) и Проскудии (Просдоки) (305-306). Мчч. Давикта (Адавкта) (ок. 305-313). и дщери его Каллисфении (ок. 318). Прп. Павла Препростого (IV). Прп. Аммона (ок. 350). Блгв. кн. Владимира Ярославича Новгородского, чудотворца (1052). Прпп. Елладия и Онисима Печерских (XII-XIII). Прп. Аммона, затворника Печерского (XIII). Св. прав. Стефана Щиляновича (1515) (Серб.). Сщмч. Димитрия пресвитера (1918). Сщмчч. Николая, Михаила, Иакова и Тихона пресвитеров, прмч. Василия (1937). Св. Хионии исп. (1945). Евангельские ЧтенияФлп., 242 зач., II, 16-23. Лк., 27 зач., VI, 37-45 .* Если совершается служба свтт. Гурия и Варсонофия, то на литургии чтения дня и святителей: Евр., 335 зач., XIII, 17-21. Мф., 11 зач., V, 14-19. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Лк. 6, 37-45). Не суди, отпускай, давай. . . по-видимому, все трата одна, а прибыли никакой. А между тем вот что обещается: не будешь осуждать, и тебя не осудят; будешь отпускать, и тебе отпустят; будешь давать, и тебе дано будет. Теперь эта прибыль не видна; но она прибудет несомненно тому, кто от сердца сделает указанные затраты, - прибудет именно в ту пору, когда больше всего будет чувствоваться нужда в неосуждении и прощении. Как обрадуется тот, кто вдруг сподобится получить такие блага, как будто ни за что! И наоборот, как будет скорбеть и горевать тот, кто в свое время не умел прибыльно распорядиться своим достоянием! Все бы отпустил и все бы роздал, да поздно: всему время. Не все гоняться за такою прибылью, которая прямо идет в руки, почти вслед за тратою. Брось, по русскому присловью, хлеб-соль назади, - он очутится впереди. Образ действий в показанных случаях действительно похож на бросание; но только тут бросается не на попрание, а в руки Божии. В этих руках и хранение верно, и получение из них несомненно. Приложи только веру и упование. Молитвы Тропарь преподобного Аммона, затворника Печерского. в Дальних пещерахглас 2Егда изшел еси от мира, / тогда мирская вся яко тщетна отвергл, / егда же образ иноческий на ся прият, / тогда вражия коварства подвиги своими и труды, Аммоне блаженне, попрал еси, вопия: / Христе Боже, слава Тебе. Кондак преподобного Аммона, затворника Печерского. в Дальних пещерахглас 4Да своему Воеводе и Господу, преподобне Аммоне, благоугодиши,/ всех отшаявся мирских пристрастий,/ странствовал еси Его ради вся дни экивота своего многотрудне,/ тем обрет вечный покой,/ моли и нам в той вселитися. Тропарь святителей Гурия и Варсонофияглас 3Первии учителие прежде темному,/ ныне же светлому и новопросвещенному граду Казани,/ первии возвестителие пути спасительнаго,/ истиннии хранителие апостольских преданий,/ столпи непоколебимии, благочестия учителие/ и Православия наставницы, Гурие и Варсонофие,/ Владыку всех молите// мир вселенней даровати и душам нашим велию милость. Кондак святителя Варсонофияглас 6Воздержанием тело духу поработив,/ душу же равноангельну сотворил еси,/ сего ради святительства саном почется,/ чисте Чистейшему предстоиши./ Моли Христа Бога, святителю,/ спасти люди твоя, святе,/ да вси вопием ти:/ радуйся, отче преподобне Варсонофие,// граду нашему Казани похвала и утверждение. Тропарь благоверного князя Владимира Ярославичаглас 4Измлада явился еси, Богомудре княже Владимире,/ Божественный сосуд избран Богови,/ благочестием воспитан, веру непорочну соблюл/ и, храм пречуден Премудрости Божия/ в Великом Новеграде сем устроив,/ тело Твое в Нем предложил еси,/ и ныне, на Небесех предстоя Престолу Святыя Троицы,/ молися низпослати и нам велию и богатую милость. Кондак благоверного князя Владимира ЯрославичаКондак, Многомудренно пожив в княжении твоем в Великом Новеграде,/ благоверный княже Владимире,/ плод благий в жизни сей был еси, присноцветущ добродетельми./ Того ради получил еси жизнь вечную на Небесех,/ тело же твое нетлением прославлено бысть на земли,/ и ныне праздник твой светло совершающе,/ с любовию вопием тебе:/ радуйся, великому Новуграду и всей Российстей земли утверждение. Кондак святителя Гурияглас 4Чувственныя страсти победив,/ чистотою, яко солнце, возсиял еси,/ чисто житие до конца сохранив,/ и от неверия в веру многих ко Христу привел еси,/ и Того ради от Бога нетлением почтен был еси/ и чудесы удивляем./ Молим тя, святителю Гурие,/ молитвами твоими от бед избави нас, да зовем ти:// радуйся, отче предивный, граду Казани похвала и утверждение. Тропарь священномученика Иерофеяглас 4Благости научився и трезвяся во всех,/ благою совестию священнолепно оболкся,/ почерпл еси от сосуда избраннаго неизреченная/ и, веру соблюд, равное течение совершил еси,/ священномучениче Иерофее,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим. Показать ещё молитвы Кондак священномученика Иерофеяглас 8Священноначальника Афинскаго восхваляем тя,/ яко таиноучившеся тобою странным и неизреченным:/ явился бо еси Богоприятный песнословец./ Но моли, всеблаженне Иерофее,/ от всяких нам грехопадений избавитися, да зовем:/ радуйся, отче Богомудре. Кондак священномученика Иерофеяглас 4Якоже столп непоколебим, Иерофее,/ прещения врагов не устрашися,/ но прелести разрушил еси твердыню,/ яко камень честен валяяся, отче./ Тем Владыка тя, храбрствовавша, венчает/ живоначальною и Божественною десницею,// Егоже о всех нас умоли. Тропарь святого праведного князя Стефана Щиляновича, Сербскогоглас 4На земли премудрости славу стяжал еси,/ богатство Господеви своему вручил еси,/ и Той тя с Небесными водворяет,/ тело твое на земли, святе, сохрани невредимо,/ ты бо в целомудрии и чистоте/ житие праведно пожил еси,/ тем с дерзновением моли спастися нам. Кондак святого праведного князя Стефана Щиляновича, Сербскогоглас 2Вышняго желанием прославляя,/ и Той тя в памяти прославляет, праведне,/ восхождением добродетелей совершил еси душу,/ премудре святе Стефане,/ на земли непорочно житие соверши,/ Зиждителю всех благоугодил еси,/ моли непрестанно о всех нас. Службы4 октября: Святого сщмч. Иерофея, епископа Афинского. Обретение честных мощей святителей Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского Сайты приходов: Йошкар-Олинская и Марийская епархия:Храм Святителя Гурия Казанского с. Азъял-Петъял Казанская епархия:Храм Гурия Казанского с. Ципья
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.05175 c.