Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество «Трезвение» » Газета "Трезвение" »

21.01.2019 | Газета православных трезвенников ТРЕЗВЕНИЕ № 1 (194) Январь 2019 г.

15.12.2018 | Межконфессиональный диалог и единение российской нации

11.12.2018 | Газета православных трезвенников "ТРЕЗВЕНИЕ" № 8 (193) Ноябрь-декабрь 2018 г. АБСОЛЮТНАЯ ТРЕЗВОСТЬ БОГОУГОДНА

08.12.2018 | Общее дело. Фильм "Четыре ключа к твоим победам"

03.12.2018 | Семинар в Полевском

26.11.2018 | Сертификат модератора

- -

«Трезвое слово» №2 (№14)

План работы Общества «ТРЕЗВЕНИЕ» на 2009 год

- -
Газета "Трезвение"

- -  

В духе трезвости и благочестия

Социально-педагогическая деятельность С.А. Рачинского в контексте трезвенного движения Русской Православной Церкви.

Имя великого народного учителя С. А. Рачинского (племянника поэта Е.А.Баратынского) вновь становится известным педагогической общественности России, прежде всего, как воссоздателя Русской школы, какой она была до Петра I.

Русская школа педагогики, возникнув в Церкви сразу после Крещения Руси, в течение семи веков оставалась церковной школой, в которой сущность и цель воспитания состояли в приобретении истин православного христианства. Так понимал задачу школы и С. А. Рачинский: "...Наша школа должна быть не только школой арифметики и элементарной грамматики, но, первее всего, - школой христианского учения и добрых нравов, школой христианской жизни под руководством пастырей Церкви".
"Христианская жизнь предполагает добронравие во всем образе жизни человека, между тем, с самого начала моей работы, - писал С. А. Рачинский, - я не мог не обратить внимания на вопиющее зло, причиняемое моим ученикам постоянным усилением пьянства в крестьянской среде".
Возрождение Русской школы педагогики соединилось с воссозданием трезвеннической работы, которая так же издавна велась на Руси под руководством Церкви.

Первую в русской истории проповедь "Слово о пьянстве" составил ещё преподобный Феодосий Печерский в ХI веке. В ней говорилось, что через пьянство человек отгоняет от себя ангела хранителя и привлекает беса. В ХIII веке ученик преподобного Сергия Радонежского - Костромской чудотворец, игумен Сыпанова монастыря по имя Живоначальной Троицы преподобный Пахомий Нерехтский сотворил, по преданию, чудо - исцелил городского пьяницу, изгнав из него пьянственного беса.

В конце ХIII столетия митрополит Киевский Кирилл на Соборе, созванном им во Владимире, говорил "Наставления попом", в котором порицал христиан, предающихся пьянству в Божественные праздники. Те же мысли звучали в "Поучении игуменам, попам и диаконам" митрополита Петра в ХIV в.

В последующие столетия продолжали слышаться голоса высшего монашествующего духовенства против порока пьянства. Так, например, преподобный Корнилий Комельский воспретил уставом в своей обители употребление спиртных напитков (ХVI в.).

В 1551 году Стоглавый собор высказал осуждение пьянству, которое к тому времени проникло даже в монастыри. В ХVII в. Патриарх Никон для выработки мероприятий по борьбе с пьянством собрал особый собор (так и названный - "собор о кабаках") и издал некоторые распоряжения, ограничивающие пьянство. Затем писали проповеди против пьянства и вели открытую борьбу с ним святители Димитрий Ростовский и Тихон Задонский.

С 1795 г. в России окончательно сложилась откупная система, по которой откупщики, кроме выручки от продажи питей, брали в свою пользу и выручку от продажи в питейных домах съестных припасов. Откупщик того времени пользовался неограниченными правами, делал всё, что угодно. "Взяв откуп, - свидетельствует И.Г. Прыжов, - откупщик, прежде всего, старался задобрить чиновников, и одних угощал пирами, другим в виде жалования в известное время высылал деньги и водку. Кроме того, откупщики платили жалованье чуть ли не всей полиции".

В великороссийских губерниях, где до тех пор ещё по старинке пробавлялись пивом и брагой, а теперь была одна водка, вдруг началось страшное пьянство, и в мире народных поверий возник и сложился образ Ярилы, бога водки, российского Бахуса. Действительно, праздник Ярилы, почти неизвестный до половины ХVII в., теперь разом появляется в губерниях: Тверской, Костромской, Владимирской, Нижегородской, Рязанской, Тамбовской и Воронежской.

30 мая 1765 года в понедельник Петрова поста и в последний день празднования, посвященного Яриле, в Воронеже на площади стояли бочки с вином и было много пьяных горожан. В это время явился на площадь епископ Воронежский Тихон, и начал кротко поучать народ. Выслушав и проникнувшись существом поучения, горожане разбили бочки с вином, и с тех пор праздник Ярилы в Воронеже прекратился. Но Преосвященному Тихону подвиг этот даром не прошёл. Откупщики донесли, что он смущает народ, учит не пить водки и тем подрывает казённый интерес. Вследствие этого доноса в 1767 году святитель Тихон должен был отправиться на покой. Народ, благодарный ему за доброе слово, проводил своего епископа со слезами, и впоследствии святитель Тихон стал одним из угодников Божиих, наиболее близких народному сердцу.

В погоне за сверхприбылями откупщики шли на все большее злоупотребление. Вместо водки по дорогой цене они порой продавали мутную, грязную, разведённую разными одуряющими примесями жидкость, получившую названия: "сивуха", "французская 14-го класса", "чем тебя я огорчила", "пожиже воды", "пользительная дурь", "сиротские слёзы", "подвздошная", "крякун", "горемычная", "прильпе язык", "чистоты не спрашивай", "рот дерёт, а хмель не берет" и т.д.

Таким образом, повышенная до крайности цена водки, ее недоброкачественность и ряд других утеснений, которые приходилось испытывать народу от служащих и откупщиков, заставили сам народ вступить в борьбу. В 1858 году население начало отказываться пить водку и стало образовывать кружки и общества трезвости с обязательством для каждого члена в течение известного времени соблюдать воздержание. Этому движению сильно способствовало духовенство. Так было положено начало обществам трезвости.

Первые общества трезвости появились в Литве, затем они возникли в губерниях Саратовской, Рязанской, Екатеринославской, Курской; были известия об их существовании из Перми и Сибири. С замечательной быстротой почти вся Россия покрылась сетью обществ. В одних местах крестьяне решили не пить хлебного вина, принеся клятву словесно, в других - составляли письменные "приговоры" о воздержании или давали зарок с крестным целованием. Духовенство стало вести в церквах проповеди, одобряя обеты прихожан.

Доходы откупщиков резко сократились. Упали доходы чиновников и полиции, которые состояли у откупщиков на содержании, поэтому они начали вести борьбу против обществ трезвости и духовенства: грозили судом, местными властями, выставляли тех, кто решился вести трезвую жизнь, бунтовщиками, врагами государства.
"Начальство собирает крестьян, при управляющем питейными сборами, и спрашивает, почему это они не пьют вина. "Так, не желаем", - отвечают крестьяне. - "Отчего ж не желаете?" - "Очувствовались, - отвечают крестьяне. - Это вино один разор хозяйству. Шутка сказать: восемь рублей за ведро". "При том же, вино-то больно плохо, хуже нашей хоперской воды", - замечает другой. - "Как плохо?", - восклицает управляющий, подступив к крестьянину. - "Да так плохо, как бывает плохо: живот больно пучит". - "Как смеешь это говорить", - кричит управляющий и бац мужика. Мужик тем же, и произошло смятение. После уже управляющий предлагал деньги мужикам, чтобы все было шито и крыто, но денег у него не взяли. Убедили управляющего выставить даровую бочку вина, он выставил, но никто до нее не дотронулся, так назад и потащили". (Прыжов И.Т. "История кабаков в России". С. 248).
В апреле 1859 года откупщики жаловались министру Внутренних дел на православных священников. Результат обсуждения проблемы министрами были поразительны:
1. Предписано было не допускать совершенного запрещения водки, так как это противно не только общему понятию о пользе употребления ее, но и постановлениям, на основании которых правительство отдало питейные сборы в акцизное содержание.

2. Братства трезвости, как учрежденные без разрешения правительства, признаны были незаконными.

3. Брошюру "Братство трезвости" решено было изъять из типографии.

4. Отобраны были книги со списками членов братств трезвости.

5. Появилось предписание объявить публично в храмах, что данные прихожанами обеты относятся единственно к воздержанию от излишнего употребления напитков, а не к умеренному употреблению хлебного вина, которое не только не вредно, но даже необходимо.

6. Приговоры городских или сельских обществ о запрещении употребления вина велено было уничтожить, впредь городских собраний и сельских сходов для сей цели нигде не допускать, а также не преследовать тех, кто употребляет вино умеренно для поддержания силы и здоровья, не постановлять обязательных по сему предмету приговоров, как противных закону.
В июне 1859 года министр финансов сообщил обер-прокурору Святейшего Синода о жалобах откупщиков на священников, удерживающих народ от пьянства принудительными мерами, и просил для предупреждения подобных действий сделать общее распоряжение. Обер-прокурор ответил министру, что Синод, по обсуждении доведенных до его сведения случаев освящения городскими и сельскими обществами обетов трезвости, находит, что поддержание духовенством решимости прихожан воздерживаться от употребления вина, вполне приличествует долгу пастырского служения. Посему Синод благословляет священнослужителей живым примером собственной жизни и частым проповедованием в церкви Божией о пользе воздержания, ревностно содействовать возникшей в городских и сельских сословиях благой решимости. (Указ Святейшего Синода от 10 августа 1859 г.).

Борьба между откупом и народной трезвостью закончилась победой народа - откупная система была отменена. Однако 1 января 1863 года откупщики устроили распродажу своей водки плохого качества по низким ценам. Народ, празднуя поминки откупу, набросился на дешевку и запил по-прежнему. "Гумна, - свидетельствовали современники, - очистились от хлеба, карманы - от денег, мозги - от ума, мощь и сила русского народа были потрясены".

После 1863 г. общества трезвости быстро исчезли и о них не было слышно до конца 80-х годов. Впрочем, отдельные попытки организовать кружки поборников трезвости замечались несколько ранее. Так, в 1874 г. открылось общество трезвости в селе Дейкаловке Полтавской губернии, а в 1882 г. учредилось "согласие" трезвости в селе Татеве Смоленской губернии. Устав последнего объединения, устроенного С.А.Рачинским, впоследствии послужил образцом для организации ряда церковно-приходских обществ.

Рачинский соединил в своей деятельности задачи воцерковления школы и отрезвления народа. Показательно название одной из работ, посвященной его жизни: "С.А.Рачинский как борец за трезвость народную на церковно-школьной почве".

Сергей Александрович Рачинский родился 2(15) мая 1833 года в селе Татеве Бельского уезда Смоленской губернии (ныне район Тверской области). До 11 лет он жил в Татеве, затем его семья переехала в Юрьев (по тогдашнему Дерпт, а теперь Тарту), тихий университетский городок, живший умственными интересами, а через четыре года - в Москву. В 1849 году Рачинский поступил на медицинский факультет Московского университета, через год перевелся вольным слушателем на естественный факультет. В 1853 году, двадцати лет от роду, стал кандидатом естественных наук, а вскоре выдержал магистерский экзамен.

По окончании университета Сергей Александрович некоторое время служил в Архиве Министерства иностранных дел, а осенью 1856 года уехал за границу для подготовки к профессорской деятельности. Избрав специальностью ботанику, он работал у Шахта в Берлине и у Шлейдена в Вене. Известный ученый-ботаник М.Я.Шлейден (1804-1881) столь высоко ценил ученика, что поместил его частное письмо об отношении искусства к природе, написанное по поводу одного натюрморта голландского мастера, в качестве предисловия к своему классическому труду "Die Pflanze".

Рачинский был на редкость общительным человеком, обладавшим талантом привлекать к себе людей. Где бы он ни жил - в Веймаре, Йене, Берлине, - везде делался желанным членом лучшего интеллигентного общества. Его любили немецкие студенты, охотно распевавшие песни, им сочиняемые. В Веймаре он был принят при Дворе, хранившем лучшие традиции эпохи Шиллера и Гете, близко сошелся с композитором и пианистом Ф.Листом, писавшим музыку на его духовные стихи. Другой друг Рачинского - известный историк философии, профессор Йенского университета К.Фишер - уговаривал его посвятить себя философии, к которой видел в нем особые способности. Живя в Германии, Рачинский перевел на немецкий язык одно из наиболее любимых им произведений русской литературы - "Семейную хронику" С. Т. Аксакова. Перевод этот был напечатан в 1858 году в Лейпциге.

В 1858 году С.А.Рачинский вернулся в Москву, защитил магистерскую диссертацию "О движении высших растений" и возглавил кафедру физиологии растений в Московском университете. Так началось его 10-летнее пребывание в Москве в качестве профессора университета.

В 1866 году, 33-летний Рачинский защитил докторскую диссертацию "О некоторых химических превращениях растительных тканей" и сделался ординарным профессором Московского университета. Его деятельность не ограничивалась научными занятиями и преподаванием. Постоянные заботы о благосостоянии (материальном и нравственном) отдельных студентов и всего студенчества делало Рачинского популярным профессором.

Сергей Александрович умело распоряжался временем, мог быстро переходить от одного занятия к другому, овладевать новым делом, будучи в каждом из них весьма продуктивным. Он вставал в шесть часов, утро посвящал кабинетным и лабораторным занятиям, затем шли лекции, обед, отдых. Вечер он отдавал обществу. "К этому именно времени относится его сближение с большим московским светом... и сам он, говоря старым языком, держал салон. В его квартирах, сперва на Малой Дмитровке у Страстного монастыря, а потом в одном из переулков близ Остоженки, собиралось многочисленное общество ученых, литераторов, художников, и граф Л.Н.Толстой был частым и интимным его посетителем".

После конфликта в университете в 1868 г. Рачинский ушел в отставку и остался без определенных занятий. Несколько зим он прожил еще в Москве, ведя светскую жизнь, полную художественных и литературных интересов, но в 1872 году окончательно переселился в родовое имение - Татево.

Георгий Витальевич Гусев, помощник настоятеля храма
свт.Николая чудотворца (с.Ромашково Московской обл.) по социальной работе, заместитель директора по научной работе Православного центра непрерывного образования во имя прп. Серафима Саровского,
старший преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

 



Старый стиль 10Январь понедельник Новый стиль) 23Январь Седмица 32-я по Пятидесятнице. Глас 6. Поста нет. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСвт. Григория, еп. Нисского (395). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Дометиана, еп. Мелитинского (601). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Маркиана пресвитера (V). Совершается служба на шестьПрп. Павла Комельского (Обнорского) (1429). Совершается служба с полиелеемСвт. Феофана, Затворника Вышенского (1894). Прп. Антипы Валаамского (Афонского) (1882). Блж. Феозвы диаконисы, сестры свт. Григория Нисского (385). Прп. Макария Писемского (XIV). Сщмч. Зиновия пресвитера (1920). Сщмч. Петра пресвитера (1930). Сщмч. Анатолия, митр. Одесского (1938). Евангельские ЧтенияУтр. - Ин., 35 зач. (от полу́), X, 1-9 . Лит. - Иак., 53 зач., II, 14-26. Мк., 48 зач., X, 46-52. Свт. Феофана: Евр., 318 зач., VII, 26 - VIII, 2. Ин., 36 зач., X, 9-16. Свт. Григория: 1 Кор., 151 зач., XII, 7-11. Мф., 34 зач. (от полу́), X, 1-8 . * Чтения свт. Феофана (на утрене и литургии) читаются, если ему совершается служба. * * Чтения свт. Григория читаются, если ему совершается служба. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Иак. 2, 14-26; Мк. 10, 46-52). "Что пользы, братия мои, если кто говорит что он имеет веру, а дел не - имеет? Может ли эта вера спасти его?" Путь к вере - покаяние. В покаянии же что говорят? - Согрешил, не буду. Не буду грешить, следовательно буду жить по заповедям. Поскольку с принятием веры покаяние не отходит но с нею сочетавшись до конца пребывает, то и решение то - жить по заповедям пребывает в силе и при вере. Потому верующий, если пришел к вере прямым путем т. е. путем покаяния, бывает ревнителем исполнения заповедей или творителем добрых дел. Вера дает ему на то сильнейшие побуждения; вера дает ему на то и силы благодатные через Св. Таинства. Так вера споспешествует делам. А дела веру делают совершенною: ибо пока делом не сделано то, чему кто уверовал дотоле, вера будто не вера. Она видною становится только в делах. И не только видною, но и крепкою. Дела воздействуют обратно на веру и ее укрепляют. Молитвы Тропарь святителя Григория и преподобного Дометианаглас 4Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш. Кондак святителя Григорияглас 1Оком душевным бодрствуя, святителю,/ бодр пастырь явился еси миру,/ и жезлом мудрости твоея, и теплым предстательством твоим/ вся отгнал еси злославныя, яко волки,/ невредно соблюд стадо,// Григорие всемудре. Ин кондак святителя Григорияглас 2Церкве Божественный иерарх/ и премудрости честный тайноглагольник, / Ниссийский бодрый ум, Григорий,/ со Ангелы ликовствуя/ и наслаждался Божественным светом,/ молится непрестанно о всех нас. Тропарь преподобного Павла Комельского (Обнорского)глас 1Божественною любовию от юности распалаемь, Павле преподобне, / вся, яже в мире красная, возненавидев, / Христа единаго возлюбил еси / и сего ради во внутреннюю пустыню вселился еси, / со зверьми жити весь Христу. / Отонудуже и Всевидящее Око, твоя труды видев, / даром чудес и по преставлении обогати тя. / Темже вопием ти: / моли непрестанно о всех нас, / честную память твою присно в песнех почитающих. Кондак преподобного Павла Комельского (Обнорского)глас 8Все твое умное желание к Богу вперив,/ и Тому невозвратно от души последовал еси, в пустыню вселився,/ и, тамо ангельски пожив, многим путь был еси ко спасению. / Сего ради и Христос тя прослави и даром чудес обогати./ Темже вси вопием ти:/ радуйся, Павле преподобне, пустынный жителю. Тропарь святителя Феофанаглас 8Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ Вышинский подвижниче, святителю Феофане богомудре,/ писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси/ и всем верным путь ко спасению указал еси,// моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак святителя Феофанаглас 4Богоявлению тезоименитый,/ святителю Феофане,/ ученьми Твоими многи люди просветил еси,/ со Ангелы ныне предстоя Престолу Святыя Троицы,// моли непрестанно о всех нас. Службы10 января: Святителя Григория, епископа Нисского. Преподобного Дометиана, епископа Мелитинского. Преподобного Маркиана, пресвитера и эконома Великой церкви. Преподобного Павла Обнорского, вологодского чудотворца 10 января: Святителя Феофана, затворника Вышенского Сайты приходов:Кафедральный собор Николая Чудотворца г. Чистополь (Чистопольская епархия) Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырь с. Юношеское (Вологодская епархия) Спасо-Преображенский Макариево-Писемский женский монастырь с. Макарий-на-Письме (Костромская епархия) Храм Петра и Павла в Новинках г. Вологда (Вологодская епархия) Благовещенский епархиальный женский монастырь с. Ожога (Липецкая епархия) Храм Феофана Затворника г. Новоаннинский (Урюпинская и Новоаннинская епархия) Храм Феофана Затворника г. Красноармейск (Балашовская епархия) Николо-Сольбинский женский монастырь пос. Сольба (Переславская епархия) Статьи на Православие.Ru Церковь в конце IV векаПротоиерей Владислав ЦыпинВ ответ на требование императора передать храм арианам святитель Амвросий Медиоланский писал: «Пожалуйста, не воображай, государь, что ты имеешь какое-нибудь императорское право и над божественными предметами… Императору принадлежат дворцы, церкви – священнику… Что может быть почетнее для императора, как не то, что его называют сыном Церкви? Император в Церкви, а не выше Церкви». О «противоречиях Библии» и нехристианском образованииБыл ли законодатель Моисей законопреступником? Каков иносказательный смысл истории о невозвращенных ценностях? И противоречит ли он смыслу буквальному? Памяти в Бозе почившего епископа Феофана ЗатворникаВ наш буйный век духовного растленья / Воочию он миру показал, / Что в людях не погибли высшие стремленья, / И не померк в их сердце идеал. Два святителя – как три святителяДиакон Павел СержантовНаши предпочтения… Ну, как без них обойтись? Они относятся и к бытовой стороне жизни, и к самой возвышенной стороне – религиозной. За последние годы приходится все чаще слышать, что святитель Игнатий Брянчанинов для православных предпочтительнее святителя Феофана Затворника. В степени предпочтения есть варианты. Наиболее радикальный: святителя Феофана вообще игнорируют, а святителя Игнатия объявляют «необходимым и достаточным» выразителем для всей святоотеческой традиции. Более умеренные варианты святителю Игнатию дают статус учителя, а святителю Феофану – ученика.
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.07254 c.