Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество «Трезвение» » Газета "Трезвение" »

20.07.2018 | ТРЕЗВОСТЬ — ОСНОВА ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ. Газета православных трезвенников № 5 (190) Июнь-июль 2018 г.

16.07.2018 | 15 ИЮЛЯ СОСТОЯЛОСЬ ОФИЦИАЛЬНОЕ ЗАКРЫТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СЛЕТА ТРЕЗВОСТИ И ЗДОРОВЬЯ "УРАЛ-2018"

14.07.2018 | Основные мероприятия Царских дней-2018 в Екатеринбурге

19.06.2018 | Обучающий семинар для организаторов трезвенного движения

- -

«Трезвое слово» №2 (№14)

План работы Общества «ТРЕЗВЕНИЕ» на 2009 год

- -
Газета "Трезвение"

- -  

В духе трезвости и благочестия

Социально-педагогическая деятельность С.А. Рачинского в контексте трезвенного движения Русской Православной Церкви.

Имя великого народного учителя С. А. Рачинского (племянника поэта Е.А.Баратынского) вновь становится известным педагогической общественности России, прежде всего, как воссоздателя Русской школы, какой она была до Петра I.

Русская школа педагогики, возникнув в Церкви сразу после Крещения Руси, в течение семи веков оставалась церковной школой, в которой сущность и цель воспитания состояли в приобретении истин православного христианства. Так понимал задачу школы и С. А. Рачинский: "...Наша школа должна быть не только школой арифметики и элементарной грамматики, но, первее всего, - школой христианского учения и добрых нравов, школой христианской жизни под руководством пастырей Церкви".
"Христианская жизнь предполагает добронравие во всем образе жизни человека, между тем, с самого начала моей работы, - писал С. А. Рачинский, - я не мог не обратить внимания на вопиющее зло, причиняемое моим ученикам постоянным усилением пьянства в крестьянской среде".
Возрождение Русской школы педагогики соединилось с воссозданием трезвеннической работы, которая так же издавна велась на Руси под руководством Церкви.

Первую в русской истории проповедь "Слово о пьянстве" составил ещё преподобный Феодосий Печерский в ХI веке. В ней говорилось, что через пьянство человек отгоняет от себя ангела хранителя и привлекает беса. В ХIII веке ученик преподобного Сергия Радонежского - Костромской чудотворец, игумен Сыпанова монастыря по имя Живоначальной Троицы преподобный Пахомий Нерехтский сотворил, по преданию, чудо - исцелил городского пьяницу, изгнав из него пьянственного беса.

В конце ХIII столетия митрополит Киевский Кирилл на Соборе, созванном им во Владимире, говорил "Наставления попом", в котором порицал христиан, предающихся пьянству в Божественные праздники. Те же мысли звучали в "Поучении игуменам, попам и диаконам" митрополита Петра в ХIV в.

В последующие столетия продолжали слышаться голоса высшего монашествующего духовенства против порока пьянства. Так, например, преподобный Корнилий Комельский воспретил уставом в своей обители употребление спиртных напитков (ХVI в.).

В 1551 году Стоглавый собор высказал осуждение пьянству, которое к тому времени проникло даже в монастыри. В ХVII в. Патриарх Никон для выработки мероприятий по борьбе с пьянством собрал особый собор (так и названный - "собор о кабаках") и издал некоторые распоряжения, ограничивающие пьянство. Затем писали проповеди против пьянства и вели открытую борьбу с ним святители Димитрий Ростовский и Тихон Задонский.

С 1795 г. в России окончательно сложилась откупная система, по которой откупщики, кроме выручки от продажи питей, брали в свою пользу и выручку от продажи в питейных домах съестных припасов. Откупщик того времени пользовался неограниченными правами, делал всё, что угодно. "Взяв откуп, - свидетельствует И.Г. Прыжов, - откупщик, прежде всего, старался задобрить чиновников, и одних угощал пирами, другим в виде жалования в известное время высылал деньги и водку. Кроме того, откупщики платили жалованье чуть ли не всей полиции".

В великороссийских губерниях, где до тех пор ещё по старинке пробавлялись пивом и брагой, а теперь была одна водка, вдруг началось страшное пьянство, и в мире народных поверий возник и сложился образ Ярилы, бога водки, российского Бахуса. Действительно, праздник Ярилы, почти неизвестный до половины ХVII в., теперь разом появляется в губерниях: Тверской, Костромской, Владимирской, Нижегородской, Рязанской, Тамбовской и Воронежской.

30 мая 1765 года в понедельник Петрова поста и в последний день празднования, посвященного Яриле, в Воронеже на площади стояли бочки с вином и было много пьяных горожан. В это время явился на площадь епископ Воронежский Тихон, и начал кротко поучать народ. Выслушав и проникнувшись существом поучения, горожане разбили бочки с вином, и с тех пор праздник Ярилы в Воронеже прекратился. Но Преосвященному Тихону подвиг этот даром не прошёл. Откупщики донесли, что он смущает народ, учит не пить водки и тем подрывает казённый интерес. Вследствие этого доноса в 1767 году святитель Тихон должен был отправиться на покой. Народ, благодарный ему за доброе слово, проводил своего епископа со слезами, и впоследствии святитель Тихон стал одним из угодников Божиих, наиболее близких народному сердцу.

В погоне за сверхприбылями откупщики шли на все большее злоупотребление. Вместо водки по дорогой цене они порой продавали мутную, грязную, разведённую разными одуряющими примесями жидкость, получившую названия: "сивуха", "французская 14-го класса", "чем тебя я огорчила", "пожиже воды", "пользительная дурь", "сиротские слёзы", "подвздошная", "крякун", "горемычная", "прильпе язык", "чистоты не спрашивай", "рот дерёт, а хмель не берет" и т.д.

Таким образом, повышенная до крайности цена водки, ее недоброкачественность и ряд других утеснений, которые приходилось испытывать народу от служащих и откупщиков, заставили сам народ вступить в борьбу. В 1858 году население начало отказываться пить водку и стало образовывать кружки и общества трезвости с обязательством для каждого члена в течение известного времени соблюдать воздержание. Этому движению сильно способствовало духовенство. Так было положено начало обществам трезвости.

Первые общества трезвости появились в Литве, затем они возникли в губерниях Саратовской, Рязанской, Екатеринославской, Курской; были известия об их существовании из Перми и Сибири. С замечательной быстротой почти вся Россия покрылась сетью обществ. В одних местах крестьяне решили не пить хлебного вина, принеся клятву словесно, в других - составляли письменные "приговоры" о воздержании или давали зарок с крестным целованием. Духовенство стало вести в церквах проповеди, одобряя обеты прихожан.

Доходы откупщиков резко сократились. Упали доходы чиновников и полиции, которые состояли у откупщиков на содержании, поэтому они начали вести борьбу против обществ трезвости и духовенства: грозили судом, местными властями, выставляли тех, кто решился вести трезвую жизнь, бунтовщиками, врагами государства.
"Начальство собирает крестьян, при управляющем питейными сборами, и спрашивает, почему это они не пьют вина. "Так, не желаем", - отвечают крестьяне. - "Отчего ж не желаете?" - "Очувствовались, - отвечают крестьяне. - Это вино один разор хозяйству. Шутка сказать: восемь рублей за ведро". "При том же, вино-то больно плохо, хуже нашей хоперской воды", - замечает другой. - "Как плохо?", - восклицает управляющий, подступив к крестьянину. - "Да так плохо, как бывает плохо: живот больно пучит". - "Как смеешь это говорить", - кричит управляющий и бац мужика. Мужик тем же, и произошло смятение. После уже управляющий предлагал деньги мужикам, чтобы все было шито и крыто, но денег у него не взяли. Убедили управляющего выставить даровую бочку вина, он выставил, но никто до нее не дотронулся, так назад и потащили". (Прыжов И.Т. "История кабаков в России". С. 248).
В апреле 1859 года откупщики жаловались министру Внутренних дел на православных священников. Результат обсуждения проблемы министрами были поразительны:
1. Предписано было не допускать совершенного запрещения водки, так как это противно не только общему понятию о пользе употребления ее, но и постановлениям, на основании которых правительство отдало питейные сборы в акцизное содержание.

2. Братства трезвости, как учрежденные без разрешения правительства, признаны были незаконными.

3. Брошюру "Братство трезвости" решено было изъять из типографии.

4. Отобраны были книги со списками членов братств трезвости.

5. Появилось предписание объявить публично в храмах, что данные прихожанами обеты относятся единственно к воздержанию от излишнего употребления напитков, а не к умеренному употреблению хлебного вина, которое не только не вредно, но даже необходимо.

6. Приговоры городских или сельских обществ о запрещении употребления вина велено было уничтожить, впредь городских собраний и сельских сходов для сей цели нигде не допускать, а также не преследовать тех, кто употребляет вино умеренно для поддержания силы и здоровья, не постановлять обязательных по сему предмету приговоров, как противных закону.
В июне 1859 года министр финансов сообщил обер-прокурору Святейшего Синода о жалобах откупщиков на священников, удерживающих народ от пьянства принудительными мерами, и просил для предупреждения подобных действий сделать общее распоряжение. Обер-прокурор ответил министру, что Синод, по обсуждении доведенных до его сведения случаев освящения городскими и сельскими обществами обетов трезвости, находит, что поддержание духовенством решимости прихожан воздерживаться от употребления вина, вполне приличествует долгу пастырского служения. Посему Синод благословляет священнослужителей живым примером собственной жизни и частым проповедованием в церкви Божией о пользе воздержания, ревностно содействовать возникшей в городских и сельских сословиях благой решимости. (Указ Святейшего Синода от 10 августа 1859 г.).

Борьба между откупом и народной трезвостью закончилась победой народа - откупная система была отменена. Однако 1 января 1863 года откупщики устроили распродажу своей водки плохого качества по низким ценам. Народ, празднуя поминки откупу, набросился на дешевку и запил по-прежнему. "Гумна, - свидетельствовали современники, - очистились от хлеба, карманы - от денег, мозги - от ума, мощь и сила русского народа были потрясены".

После 1863 г. общества трезвости быстро исчезли и о них не было слышно до конца 80-х годов. Впрочем, отдельные попытки организовать кружки поборников трезвости замечались несколько ранее. Так, в 1874 г. открылось общество трезвости в селе Дейкаловке Полтавской губернии, а в 1882 г. учредилось "согласие" трезвости в селе Татеве Смоленской губернии. Устав последнего объединения, устроенного С.А.Рачинским, впоследствии послужил образцом для организации ряда церковно-приходских обществ.

Рачинский соединил в своей деятельности задачи воцерковления школы и отрезвления народа. Показательно название одной из работ, посвященной его жизни: "С.А.Рачинский как борец за трезвость народную на церковно-школьной почве".

Сергей Александрович Рачинский родился 2(15) мая 1833 года в селе Татеве Бельского уезда Смоленской губернии (ныне район Тверской области). До 11 лет он жил в Татеве, затем его семья переехала в Юрьев (по тогдашнему Дерпт, а теперь Тарту), тихий университетский городок, живший умственными интересами, а через четыре года - в Москву. В 1849 году Рачинский поступил на медицинский факультет Московского университета, через год перевелся вольным слушателем на естественный факультет. В 1853 году, двадцати лет от роду, стал кандидатом естественных наук, а вскоре выдержал магистерский экзамен.

По окончании университета Сергей Александрович некоторое время служил в Архиве Министерства иностранных дел, а осенью 1856 года уехал за границу для подготовки к профессорской деятельности. Избрав специальностью ботанику, он работал у Шахта в Берлине и у Шлейдена в Вене. Известный ученый-ботаник М.Я.Шлейден (1804-1881) столь высоко ценил ученика, что поместил его частное письмо об отношении искусства к природе, написанное по поводу одного натюрморта голландского мастера, в качестве предисловия к своему классическому труду "Die Pflanze".

Рачинский был на редкость общительным человеком, обладавшим талантом привлекать к себе людей. Где бы он ни жил - в Веймаре, Йене, Берлине, - везде делался желанным членом лучшего интеллигентного общества. Его любили немецкие студенты, охотно распевавшие песни, им сочиняемые. В Веймаре он был принят при Дворе, хранившем лучшие традиции эпохи Шиллера и Гете, близко сошелся с композитором и пианистом Ф.Листом, писавшим музыку на его духовные стихи. Другой друг Рачинского - известный историк философии, профессор Йенского университета К.Фишер - уговаривал его посвятить себя философии, к которой видел в нем особые способности. Живя в Германии, Рачинский перевел на немецкий язык одно из наиболее любимых им произведений русской литературы - "Семейную хронику" С. Т. Аксакова. Перевод этот был напечатан в 1858 году в Лейпциге.

В 1858 году С.А.Рачинский вернулся в Москву, защитил магистерскую диссертацию "О движении высших растений" и возглавил кафедру физиологии растений в Московском университете. Так началось его 10-летнее пребывание в Москве в качестве профессора университета.

В 1866 году, 33-летний Рачинский защитил докторскую диссертацию "О некоторых химических превращениях растительных тканей" и сделался ординарным профессором Московского университета. Его деятельность не ограничивалась научными занятиями и преподаванием. Постоянные заботы о благосостоянии (материальном и нравственном) отдельных студентов и всего студенчества делало Рачинского популярным профессором.

Сергей Александрович умело распоряжался временем, мог быстро переходить от одного занятия к другому, овладевать новым делом, будучи в каждом из них весьма продуктивным. Он вставал в шесть часов, утро посвящал кабинетным и лабораторным занятиям, затем шли лекции, обед, отдых. Вечер он отдавал обществу. "К этому именно времени относится его сближение с большим московским светом... и сам он, говоря старым языком, держал салон. В его квартирах, сперва на Малой Дмитровке у Страстного монастыря, а потом в одном из переулков близ Остоженки, собиралось многочисленное общество ученых, литераторов, художников, и граф Л.Н.Толстой был частым и интимным его посетителем".

После конфликта в университете в 1868 г. Рачинский ушел в отставку и остался без определенных занятий. Несколько зим он прожил еще в Москве, ведя светскую жизнь, полную художественных и литературных интересов, но в 1872 году окончательно переселился в родовое имение - Татево.

Георгий Витальевич Гусев, помощник настоятеля храма
свт.Николая чудотворца (с.Ромашково Московской обл.) по социальной работе, заместитель директора по научной работе Православного центра непрерывного образования во имя прп. Серафима Саровского,
старший преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

 



Старый стиль 2Август вторник Новый стиль) 15Август Седмица 11-я по Пятидесятнице. Глас 1. Успенский пост. Монастырский устав: горячая пища без масла. Совершается служба на шестьПеренесение из Иерусалима в Константинополь мощей первомч. архидиакона Стефана (ок. 428) и обретение мощей правв. Никодима, Гамалиила и сына его Авива. Совершается служба со славословиемБлж. Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (1552-1557). Сщмч. Стефана, папы Римского (257), и иже с ним. Блж. Василия Спасо-Кубенского (XV). Прмч. Платона (1937). Ачаирской иконы Божией Матери (XXI). Евангельские Чтения2 Кор., 172 зач., II, 14 - III, 3. Мф., 95 зач., XXIII, 23-28. Блж. (под зачало): Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Мф., 43 зач., XI, 27-30 . Первомч.: Деян., 17 зач., VI, 8 - VII, 5, 47-60. Мф., 87 зач., XXI, 33-42.* Чтения блж. Василия читаются, если ему совершается служба. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (2 Кор. 2, 14-3, З; Мф. 23, 23-28). Очисти внутреннее, чтоб и внешнее чисто было. Внешнее поведение у нас в общежитии всегда почти исправно: боимся суда людского и сдерживаемся. Если же и внешне предаются порокам, то это уж последнее дело; значит стыд всякий потерян. Но при исправности поведения видимого, не всегда бывает исправен внутренний строй мыслей и чувств. Там дается полная свобода самоугодию, которое наружно и удовлетворяется, насколько это сносит людской глаз и насколько можно прикрыть от него дела свои. Это точь в точь гроб раскрашенный. Вместе с тем внутренняя нечистота делает нечистым и внешнее. Очисти же это внутреннее, тогда и внешнее станет чисто и весь будешь чист, сделаешься сосудом, годным на всякое доброе употребление домовладыке. Дивиться надо, отчего это внутреннее остается в пренебрежении: ведь погибели себе никто не хочет. Верно, враг держит такую душу в ослеплении: что это ничего, - лишь бы явных грехов не было, или научает ее отлагать на завтра главное дело - завтра займемся серьезно собою, как следует, а ныне пусть душа поусладится страстными мыслями и мечтами, если не делами. Постережемся, как бы не устареть в этом настроении и как бы исправление для нас также не стало невозможным, как переучивание старика. Молитвы Тропарь блаженного Василия, Христа ради юродивогоглас 8Житие твое, Василие, неложное, и чистота нескверна,/ Христа ради тело твое изнурил еси постом и бдением,/ и мразом и теплотою солнечною,/ и слотою и дождевным облаком,/ и просветися лице твое, яко солнце,/ и ныне приходят к тебе Российстии народи и вси людие,/ прославляюще святое твое успение./ Тем Христа Бога моли,/ да избавит ны от варварскаго пленения и междоусобныя брани/ и мир мирови подаст и душам нашим велию милость. Ина служба блаженного Василия. Тропарьглас 1Плоть удручившу ти злостраданием,/ душу же просветившу чистотою сердца,/ обогатился еси благодатию Пресвятаго Духа, Василие,/ даровати требующим полезная./ Сего ради недужнии, притекающе к цельбоподательному твоему гробу, премудроюроде,/ независтно приемлют болезней отложение/ и благодарственно воспевают прославльшаго тя,/ Единаго Человеколюбца. Ин тропарь блаженного Василия, Христа ради юродивогоглас 8Якоже бо солнце и луна наготою своею не срамляются,/ тако и ты, угодниче Христов Василие, наг сый, не срамляшеся,/ восприят бо ризу Адама первозданнаго,/ юже он ношаше прежде в рай,/ ты же сию на земли поносил еси;/ и был еси добрый купец:/ елико имеяше, вся остави/ и купи мздою терпения своего село,/ на немже сокровен безценный Бисер, Христос./ Сего ради явися всем грешным образ покаяния/ и вселися в райскую широту,/ и, предстоя Христови,/ не забуди град, в немже обита, и люди, преблаженне,/ и моли спасти души наша. Кондак блаженного Василия, Христа ради юродивогоглас 4Духом Божиим водим, преблаженне Василие,/ оттрясл еси мирский мятеж,/ и жития треволнения возгнушался еси,/ и, совлекся одеяний тленных и облекся в ризу безстрастия,/ убежал еси ловления льстиваго миродержца,/ и был еси странен во твоем языце,/ и, паче земнаго богатства избрав богатство Небесное,/ увязлся еси венцем терпения./ И ныне, преблаженне Василие, моли Христа Бога/ о творящих святую память твою, да зовем ти:/ радуйся, преблаженне Василие. Ина служба блаженного Василия. Кондакглас 4Явил тя есть Господь нынешнему роду/ исцелителя болезнем и прогонителя недугом/ любовию, Василие, притекающим к тебе/ и призывающим верою молитвы твоя. Тропарь первомученика и архидиакона Стефанаглас 4Царским венцем венчася/ твой верх от страданий,/ яже претерпел еси по Христе Бозе,/ мучеников первострадальче Стефане,/ ты бо, иудейское обличивый неистовство,/ видел еси твоего Спаса одесную Отца:/ Того убо моли о душах наших. Ин тропарь первомученика и архидиакона Стефанаглас 3Апостолом совсельник/ и страстотерпцем первострадалец,/ Христов служитель, прехвальне Стефане,/ первее бо совершив мучения течение,/ безчисленныя роды человек равно Подвигоположнику Христу приведе./ Темже яко апостола и страдальца верховнаго/ чтуще тя, молим:/ моли Христа Бога/ даровати нам велию милость. Кондак первомученика и архидиакона Стефанаглас 6Первый сеялся еси на земли Небесным делателем,/ всехвальне Стефане,/ первый на земли за Христа кровь излиял еси, блаженне,/ первый от Него победы венцем увязлся еси на Небесех,/ страдальцев начало,/ венечниче, мучеников первострадальне. Службы2 августа: Пренесение мощей святого первомученика и архидиакона Стефана. Святого блаженного Василия, Московского чудотворца 27 декабря: Святого апостола первомученика и архидиакона Стефана. Преподобного Феодора начертанного, исповедника Сайты приходов: Владимирская епархия:Храм Стефана Архидиакона с. Кидекша Волгодонская епархия:Храм святого Василия Блаженного г. Волгодонск Вологодская епархия:Храм Николая Чудотворца во Владычной слободе г. Вологда Воркутинская епархия:Храм Архидиакона Стефана с. Кипиево Вяземская епархия:Храм Преображения Господня с. Липецы Горловская епархия:Стефановский женский монастырь с. Степановка Иркутская епархия:Храм Спаса Преображения г. Иркутск Казанская епархия:Богоявленский собор г. Казань Калужская епархия:Храм Василия Блаженного г. Калуга Костомукшская епархия:Храм в честь апостола, первомученика и архидиакона Стефана п. Кестенга Костромская епархия:Храм святого Архидиакона Стефана с. Махрово Храм Николая Чудотворца и Василия Блаженного с. Болотово Луганская епархия:Храм Архидьякона Стефана пгт. Славяносербск Московская епархия (городская):Храм Рождества Пресвятой Богородицы пос. Колюбакино Храм сщмч. Василия, протоиерея Московского г. Москва Московская епархия (областная):Троиц
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.05667 c.