Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество «Трезвение» » Газета "Трезвение" »

01.12.2017 | В честь дня небесной покровительницы Екатеринбург посетят два Патриарха

20.10.2017 | На Покров в Екатеринбургской епархии стартует информационно-просветительская кампания о Царской семье

30.08.2017 | СЕМИНАР по работе со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости.

27.07.2017 | В Екатеринбургском духовно-просветительском «Царский» состоялось заседание Совета общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости».

- -

«Трезвое слово» №2 (№14)

План работы Общества «ТРЕЗВЕНИЕ» на 2009 год

- -
Газета "Трезвение"

- -  

В духе трезвости и благочестия

Социально-педагогическая деятельность С.А. Рачинского в контексте трезвенного движения Русской Православной Церкви.

Продолжение.

Начало в N 11-2005 г.
"Наполняя длинные деревенские досуги чтением и со страстью предаваясь цветоводству, он, однако, не находил в этом удовлетворения и подчас сильно хандрил. Может быть, это был самый тяжелый период его жизни. Но выход нашелся - неожиданный, но счастливый и неизмеримо важный, как для самого Рачинского, так и для целого русского народа. В Татеве была сельская школа самого обыкновенного типа. Сергей Александрович зашел раз туда случайно, попал на урок арифметики, показавшийся ему необыкновенно скучным, попробовал сам дать урок, стараясь сделать его более интересным и жизненным, - и этим определилась вся его дальнейшая судьба. В 1875 году им было построено прекрасное школьное здание.., и сам он переселился в него, сделавшись сельским учителем". (Н.М. Горбов "С.А. Рачинский". СПб. 1903).
Этой деятельности Рачинский посвятил всю оставшуюся жизнь и обессмертил свое имя, вписав его в историю русской педагогики.

"Убеждения Рачинского были очень близки к славянофильским, хотя его нельзя было назвать славянофилом в полном смысле слова... Горячо указывая на недостатки западной цивилизации, он искренно и откровенно, однако, не мог жить без того, что составляет его лучший плод. Европейская наука, литература, искусство, сама общественная жизнь были ему дороги и до последних дней составляли предмет его любовного интереса; он следил за ними, поскольку у него хватало сил и времени. ...

Но зато в двух отношениях самые строгие славянофилы должны были бы признать его своим единомышленником. Это - в признании мировой задачи России, как носительницы православия, - и в признании высоких нравственных качеств русского народа...

Личная религиозность в связи с этим взглядом на народ, с верой в него, и помогли Рачинскому очертить тот план народной школы, который он защищал". (Там же).
"Та высота, та безусловность нравственного идеала, которая делает русский народ народом христианским по преимуществу; которая в натурах спокойных и сильных выражается безграничной простотой и скромностью в совершении великого подвига, доступного силам человеческим; которая в натурах страстных и узких ведет к ненасытному исканию, часто к чудовищным заблуждениям; которая в натурах широких и слабых влечет за собой преувеличенное сознание своего бессилия и в связи с ним отступление перед самыми исполнимыми нравственными задачами и необъяснимые глубокие падения; которая во всяком русском человеке обусловливает возможность внезапных победоносных поворотов от грязи и зла к добру и правде, - вся эта нравственная суть русского человека уже заложена в русском ребенке. Велика и страшна задача русской школы ввиду этих могучих и опасных задатков, ввиду этих сил, этих слабостей, которые она призвана поддержать и направить. Школе, отрешенной от Церкви, эта задача не по силам. Лишь в качестве органа этой Церкви, в самом широком смысле этого слова, может она приступить к ее разрешению. Ей нужно содействие всех наличных сил этой церкви, и духовных, и светских..." . (С.А. Рачинский Сельская школа. М. 1991).
Настрой Рачинского был связан с убеждением, "что доброе влияние школы на жизненный строй пользующегося ею люда может обнаружиться лишь через несколько поколений, что бесспорные результаты в этой области могут быть достигнуты лишь веками непрерывного труда". (Там же).

Однако случилось нечто неожиданное. Обнаружился симптом воздействия Татевской школы на окрестное население, выходивший за рамки традиционной школьной деятельности. Речь идет о Татевском обществе трезвости.

Мысль о таком обществе была встречена большинством татевских взрослых учеников в высшей степени сочувственно, и 5(18) июля 1882 года, в день именин Сергея Александровича, после молебна преподобному Сергию Радонежскому им самим и его учениками был произнесен в церкви торжественный обет воздержания от спиртного. Общество первоначально состояло почти исключительно из бывших татевских учеников (постоянное ядро его составляли вышедшие из этой школы учителя - несколько десятков человек), но польза, приносимая ими, постоянные беседы Рачинского с крестьянами стали приносить добрые плоды. Ежегодно общество увеличивалось, а осенью 1888 года в него стали проситься крестьяне из разных, иногда очень удаленных от Татева, деревень. По инициативе молодых священников (нередко учеников Рачинского), общества, подобные татевскому, стали появляться в соседних селах.

В 1889 году С. А. Рачинский опубликовал второй отрывок "Из записок сельского учителя" с описанием опыта "Татевского общества трезвости" в "Русском Вестнике" (№8). В том же году статья была перепечатана в приложении к "Церковным ведомостям" (№ 34). На нее было много отзывов. Завязалась обширная переписка. "Пишут ко мне из всех краев России, люди всех возрастов и звания, люди всех степеней умственного развития, начиная от высокообразованных лиц, озабоченных подъемом нравственности в нашем простом народе, и кончая полуграмотными горемыками, одержимыми всеми степенями delirium tremens", - писал Рачинский в работе "Открытое письмо", опубликованной в приложении к "Церковным ведомостям" (№50, 1889). В ней Рачинский давал практические советы по организации общества, обязанностях его членов, приводил форму книги трезвости Татевского общества и касался множества других вопросов.

К 1890 году Татевское общество трезвости разрослось до 1018 человек. Рачинский продолжал публиковать свои статьи в "Церковных ведомостях": "Письма к воспитанникам Казанской учительской семинарии" в (1890, №3) ; "По поводу обществ трезвости" (1890,№22). Особо необходимо отметить издание в 1898 и 1899 годах его обращений к студентам Казанской Духовной академии под заглавием "Письма С. А. Рачинского к духовному юношеству о трезвости", в которых, в частности, содержится глубокое богословское осмысление проблемы:

Вот одно из писем: "Спаситель наш Иисус Христос несомненно пил вино (Прииде Сын человеческий, ядый и пияй ...Не имам пити от сего плода лознаго...).

Не грешим ли мы, проповедуя воздержание, коему не находим примера в земной жизни Спасителя?

Полагаю, что нет. И это по следующим причинам.

Никому из разумных проповедников трезвости никогда не приходило на ум считать за грех умеренное употребление легких виноградных вин, не производящего никакого опьянения.

Грех заключается именно в приведении себя в это состояние какими бы то ни было средствами: вином ли, водкою, опием или гашишем. Спаситель, принявший на себя естество человеческое, кроме греха, не мог пить вина иначе, как в мере абсолютно безгрешной.

Но как велика опасность для человека, причастного греху, - даже для величайшего праведника, преступить эту меру, - мы видим из примера Иоанна Крестителя. Он, коего болий не воста в рожденных женами, счел же нужным оградить себя назорейским обетом и не пить ни вина, ни сикера... И заметьте, что опасности, нас окружающия, несравненно сильнее, чем те, коим подвергался Предтеча. В его времена не существовали те сильно и быстро опьяняющие напитки, которые ныне одни нам постоянно доступны. Как же нам, грешным и слабым, считать себя в этом отношении более сильными и стойкими, чем тот, кто был больше Пророка? Не достойнее ли, не разумнее ли смиренно следовать его примеру?

Напомню вам по этому поводу другую черту из жизни Спасителя - насильственное изгнание торжников из храма. Пример этот доказывает, что не всякое насилие есть грех. Но разумно ли, осторожно ли мы поступим, приняв именно этот пример из жизни Христа за норму нашего поведения? Не сообразнее-ли со слабостью человеческой природы памятовать заповедь Спасителя: побеждайте зло добром?

Поэтому не говорю вам: всякое насилие есть грех. Но говорю: воспитайте душу вашу в совершенной кротости, чтобы праведный гнев против зла никогда не вовлекал вас в злобу против ближнего.

Не говорю вам: всякое винопитие есть грех. Но умоляю вас: воспитайте вашу волю совершенную трезвостию, чтобы никогда винопитие не вовлекло вас в грех опьянения.

Вот смысл тех срочных обетов, которые я предлагаю вам, изведав их пользу на бесчисленных опытах. Предлагаю их вам только потому, что положительно знаю, какое неисчислимое добро исполнение подобных обетов принесло бы и лично вам, и вашим близким.

Итак, да поможет вам Бог примкнуть к нашему союзу". (Письма С.А. Рачинского к духовному юношеству о трезвости. М. 1899).

Множество ценных мыслей, советов, указаний по вопросу о борьбе с народным пьянством содержится в обширнейшей переписке Рачинского с жителями разных уголков России. "Уже при жизни своей он отдал 60 переплетенных томов этих писем в Императорскую Публичную Библиотеку". (Н.М. Горбов. Указ. соч.).

Татевское общество трезвости послужило образцом для тысяч подобных обществ и положило начало большому движению за трезвость в Русской Православной Церкви.

10 августа 1889 года вышел циркулярный указ Синода, в котором, в частности, Епархиальным Преосвященным предлагалось "донести Святейшему Синоду, существуют ли в настоящее время, из какого числа лиц и в каких местностях Общества трезвости, и в чем обнаружилось влияние их на религиозно-нравственное состояние как принадлежащих к их составу лиц, так и на окрестное население". После выхода указа число приходских обществ трезвости в России стало быстро расти.

По статистическим сведениям, приведенным в Первом антиалкогольном адрес-календаре, к началу 1911 г. церковных обществ трезвости в Империи насчитывалось 1767. Из них 461 (25%) были открыты до 1900 г.; 309 - в 1900-05 гг. В последующее время открыто: 1906 г. - 64, 1907 г. - 84, 1908 г. - 140; 1909 г. - 251, в 1910 - 458 обществ. В общей сложности в 1906-10 гг. открылось 997 обществ (против 770 за предыдущее время); из них более 75 % (709) учреждено в 1909 и 1910 гг.

Чтобы отвлечь народ от кабака, общества предпринимают следующие действия:
1. Устраивают чайные и столовые, где предлагают дешевые чай и пищу хорошего качества.

2. Для при влечения в чайные и столовые посетителей приобретают газеты и журналы, а в иных организуют и библиотеки, из которых книги выдаются и на дом. В некоторых играют "оркестрионы". Есть чайные, в которых накануне праздников служится Всенощная, в день праздника проводят духовные беседы, которые начинаются и кончаются общим пением молитв.

3. Для распространения сведений о вреде пьянства устраивают беседы и чтения, раздают специальные издания, листки, брошюры и книги; создают библиотеки с книгами против пьянства.

4. Формируются библиотеки и укомплектовывают их книгами, допущенными Министерством Народного Просвещения к обращению в народе.

5. Открывают специализированные книжные лавки.

6. Создают воскресные школы для членов обществ трезвости и их детей.

7. Проводят беседы в храмах.

8. Организуют обучение церковному и светскому пению.

9. В летнее время предпринимают паломничества для поклонения особо чтимым святыням, устраивают крестные ходы, прогулки с образовательной целью.

10. Ставят спектакли, устраивают концерты, проводят вечера.

11. Пользуясь правом следить за нарушениями питейного устава, многие общества трезвости не раз возбуждали ходатайства о закрытии трактиров и питейных заведений и иногда, хотя с великим трудом, достигали желаемого результата.
Сверх этого следует отметить устроенные обществами трезвости:
а) вспомогательную кассу для членов - трезвенников Архангельска;

б) бюро трудоустройства для членов общества и бедняков-трезвенников в Казани (позднее и в Санкт-Петербурге);

в) ночлежный приют в Казани;

г) швейные мастерские в Казани и Сарапуле;

д) приют для бедных в Уральске;

д) лавку на паях в селе Сковородки Волынской губернии;

е) лечебницу для алкоголиков в Казани;

ж) передвижную выставку предметов ручного труда в Петербурге.
Наиболее широко были представлены все роды этой деятельности в Александро-Невском Обществе трезвости в Санкт-Петербурге, основанном в 1898 году великим подвижником в борьбе за народную трезвость, "апостолом трезвости", как его называли современники, священником Александром Васильевичем Рождественским (1872 -1905). Общество действовало при Воскресенском храме на Обводном канале, на базе Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, существовавшего с 1881 года.

Насколько широко было поставлено дело в этом обществе видно из того, что за годы существования оно зарегистрировало свыше 100 тысяч членов, построило несколько храмов, провело тысячи (по отчету 1910 г. - 12 тысяч) богослужебных и внебогослужебных бесед. "Можете представить, - писал в письме 1904 года о.Александр Рождественский, - на одной этой неделе я произнес 20 проповедей". В одном 1909 году таких бесед состоялось 1464, на них присутствовало 600 тысяч слушателей. Ежегодно на Пасху совершались крестные ходы в Александро-Невскую Лавру, летом - в Сергиеву Пустынь в окрестностях Санкт-Петербурга, в каждом из которых участвовало не менее 100 тысяч человек. Регулярно устраивались паломничества в Валаамскую обитель на специально зафрахтованных для этой цели пароходах - в таких паломничествах непременно бесплатно участвовало по тысяче самых бедных членов-трезвенников.

В Александро-Невском обществе было организовано бюро для "приискания занятий", выдавались пособия безработным, лишившимся источника доходов по болезни или другой уважительной причине, оказывалась бесплатная врачебная и юридическая помощь. Средства, помимо пожертвований и членских взносов, добывались с помощью широкой издательской деятельности. Общество имело свою типографию. Выходило два ежемесячных журнала и один еженедельный: "Трезвая жизнь", "Отдых христианина", "Воскресный благовест" (первая книжка, издание которой благословил святой праведный Иоанн Кронштадтский). К 1910 году было издано 265 названий книг и брошюр общим тиражом около 2 млн. экземпляров, причем, некоторые из книг о. Александра Рождественского выдержали несколько изданий: "Семья православного христианина", "Азбука трезвости", "Памятная книжка трезвенника" и другие.

В церковном доме при Воскресенском храме для трезвенников была заведена библиотека с вместительной читальней. В читальном зале устраивались чтения со "световыми картинами" (к 1910 г. их состоялось около 3 тысяч). Общество организовало хор трезвенников, а за Богослужением в Воскресенском храме отец настоятель ввел общенародное пение.

Георгий Витальевич Гусев, помощник настоятеля храма
 свт.Николая чудотворца (с.Ромашково Московской обл.) по социальной работе,
заместитель директора по научной работе Православного центра непрерывного образования во имя прп. Серафима Саровского,
старший преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.


Продолжение следует.



Старый стиль 2Декабрь пятница Новый стиль) 15Декабрь Седмица 28-я по Пятидесятнице. Глас 2. Рождественский пост. Монастырский устав: горячая пища без масла. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрор. Аввакума (VII-VI до Р.Х.). Мц. Миропии (ок. 251). Прпп. Иоанна, Ираклемона, Андрея и Феофила (IV). Прп. Исе (Иессея), еп. Цилканского (VI) (Груз.). Прп. Афанасия, затворника Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1176) и другого Афанасия, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Св. Стефана Уроша, царя Сербского (1367). Сщмч. Матфея пресвитера (1921). Сщмч. Димитрия пресвитера и прп. Веры исповедницы (1932). Сщмч. Алексия, архиеп. Великоустюжского (1937). Сщмчч. Иоанна, Константина, Николая, Сергия, Владимира, Иоанна, Феодора, Николая, Николая, Павла, Сергия пресвитеров, прмч. Данакта, Космы прмцц. Маргариты, Февронии, Тамары, Антонины и Марии, мц. Матроны (1937). Прмц. Марии (1938). Мч. Бориса (1942). Евангельские ЧтенияТит., 301 зач., I, 15 - II, 10. Лк., 101 зач., XX, 19-26. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Тит. 1, 15-2, 10; Лк. 20, 19-26). "Кесарево - кесарю, а Божие - Богу"; всякому, значит, свое. В наше время вместо "кесарево" поставить надо "житейское", и сказать: житейское своим чередом, а Божеское - своим. А то все бросились на одно житейское, Божеское же оставляют назади. Оттого оно стоит не только не на своем месте, то есть, не на первом плане, как следует, но совсем забывается. Следствием этого забвения, будто не намеренного, есть потемнение его в сознании; а затем становится неясным и его содержание, и его основания. Отсюда слабость убеждения и шаткость веры; и потом отчуждение от нее и влияние всяких ветров учения. Этот путь проходит всякий особо, когда начинает нерадеть о Божием; этот же путь проходит и общество, когда оно в своих порядках, начинает не обращать внимания на то, чего требует от него Бог. Когда Божие отставлено на задний план, тогда в обществе начинает водворяться эмансипация от Божеских требований, - в умственном, нравственном и эстетическом отношениях, и секуляризация (служение духу времени) политики, обычаев, увеселений, а затем воспитания и всех учреждений. В настоящее время о том что Божие - не думают, не говорят, не пишут и даже в мысли не имеют, ни при каких начинаниях. Дивно ли, что при таком настроении, учения противные вере находят доступ в общество и что общество склоняется к повальному безверию? Молитвы Тропарь пророка Аввакумаглас 2Пророка Твоего Аввакума память, Господи, празднующе,/ тем Тя молим:// спаси души наша. Кондак пророка Аввакумаглас 8Возгласивый вселенней от юга пришествие Божие от Девы, Аввакуме богоглаголиве,/ и на Божественней стражи предстоянием/ слышания от светоносна Ангела/ Христово Воскресение возвестил еси миру,/ сего ради весело зовем ти:// радуйся, пророков светлая доброто. Тропарь преподобного Афанасия, затворника Печерского, в Ближних пещерахглас 3Блаженство плачущих получити желая,/ день и нощь непрестанно плакал еси,/ имея во уме час Судный,/ тем по кончине твоей обрел еси утешение на Небеси,/ преподобне Афанасие./ Подаждь и нам плакатися зде грехов наших выну,/ яко да плача безконечнаго избывше,/ тамо приимем вечное утешение. Кондак преподобного Афанасия, затворника Печерского, в Ближних пещерахглас 5Яко безсмертия тезоименит, по умертвии своем востал еси жив;/ показуя же, яко зело люта есть смерть, плакался еси горько.
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.06574 c.