Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество «Трезвение» » Газета "Трезвение" »

27.07.2017 | В Екатеринбургском духовно-просветительском «Царский» состоялось заседание Совета общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости».

17.07.2017 | Подводим итоги, намечаем перспективы

14.07.2017 | Царские Дни (16 июля 2017)

29.06.2017 | Руководитель отдела по утверждению трезвости протоиерей Игорь Бачинин побывал в палаточном лагере следопытов «Княжества»

- -

«Трезвое слово» №2 (№14)

План работы Общества «ТРЕЗВЕНИЕ» на 2009 год

- -
Газета "Трезвение"

- -  

В духе трезвости и благочестия

Социально-педагогическая деятельность С.А. Рачинского в контексте трезвенного движения Русской Православной Церкви.

Продолжение.

Начало в N 11, 12-2005 г.

Прием в члены общества совершался каждый раз после молебна святому благоверному князю Александру Невскому - небесному покровителю общества. Особой торжественностью отличался вечерний прием трезвенников, совершавшийся ежедневно.

Так как члены общества были рассеяны по всему Петербургу, то для облегчения общения было создано восемь просветительских пунктов, называвшихся отделениями Александро-Невского общества трезвости: Васильевское, Литейное, Путиловское, Ораниенбаумское, Царскосельское, Петербургское, Кронштадтское, Сестрорецкое. В них работало семь библиотек и пять школ. В Васильевском отделении проводились специальные чтения для школьников. При Литейном отделении был открыт детский сад для детей из бедных семей с бесплатным питанием и летним пребыванием на даче в Луге. В Сестрорецком отделении были введены специальные чековые книжки, охотно получаемые местными жителями, которые, подавая нищим вместо денег билеты от книжек, знали, что нищие получат в чайной отделения горячую пищу и, таким образом, потраченные деньги принесут действительную пользу.

В 1909 году общество трезвости своими экспонатами принимало участие в организации антиалкогольных выставок в Санкт-Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Омске и за рубежом везде ему были присуждены высшие награды за антиалкогольную и культурно-просветительскую деятельность.

Как свидетельствует отчет Святейшего Синода за 1908-09 гг., "первоначальные задачи Александро-Невского общества были скромны. Это были задачи обыкновенного общества трезвости. Трезвенники вместе молились, вместе поучались у своего руководителя, старались поддерживать друг друга в несении трезвенного подвига и привлекали к трезвости других, спасая от пьяной и разгульной жизни. Но с развитием деятельности Александро-Невского общества расширились и его задачи. Понимая под трезвостью не одну частичную добродетель воздержания от спиртных напитков, но целостное христиански-органическое начало жизни, приводящее в гармоничное сочетание все творческие силы человека и предохраняющее его от подавления темными силами, названное общество направило свою деятельность на устранение самих причин и условий зарождения нетрезвости. С этой целью, не ограничиваясь разъяснением спасительной силы трезвости и гибельности пьянства, оно обратило главное внимание на возможно лучшую и правильную постановку проповеди, уясняющей истины веры и нравственности, как руководящие начала для жизни каждого христианина". (Церковные ведомости. 27 августа 1912 г. № 34).

Представители духовенства участвовали в Первом Всероссийском съезде по борьбе с алкоголизмом (Санкт-Петербург, декабрь 1909-январь 1910 гг.). В июне 1912 г. в Москве с благословения Святейшего Синода по инициативе Александро-Невского общества трезвости и Московского Епархиального общества борьбы с народным пьянством был устроен Всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с алкоголизмом на религиозно-нравственной основе. Почетным покровителем съезда был митрополит Московский и Коломенский, потом Санкт-Петербургский, а впоследствии Киевский и Галицкий, священномученик Владимир (Богоявленский; 1848-1918), а председателем - архиепископ Новгородский, впоследствии митрополит Ташкентский, Арсений (Стадницкий; 1863-1936). При открытии съезда Владыка Арсений говорил: "В соответствующей обстановке, которую дает Церковь, и под ее благодатным воздействием дающий обещания воздерживаться от пьянства укрепляется мало помалу и, наконец, совершенно отстает от этого порока. Поступок ведет к привычке, привычка создает характер, а характер создает человека в полном христианском смысле этого слова". Он же отметил, что работа обществ трезвости, которую возглавляют деятельные и самоотверженные пастыри, дает изумительные результаты. Особо следует указать на вывод, к которому единодушно пришли делегаты съезда, сформулировав его в резолюции: "Приходские общества трезвости при современном состоянии приходской жизни суть необходимые учреждения в каждом приходе и являются нравственно-обязательным пастырским делом каждого священника".

При широкой постановке борьбы Церкви за народную трезвость требовались хорошо подготовленные кадры. В 1909 г. появляется Указ Синода о введении в духовных семинариях преподавания правил борьбы с алкоголизмом. "Имея в виду, что воспитанникам духовных семинарий по окончании образования предстоит трудиться в звании учителей и священно-церковнослужителей, Святейший Синод признал желательным и необходимым знакомить воспитанников, особенно старших классов, с гибельными последствиями алкоголизма, дабы по выходе из школы на дело свое они являлись крепкими и убежденными борцами с этим народным недугом. В этих видах Святейшим Синодом указано, что правлениям семинарий надлежит: а) образовать при ученических библиотеках особый отдел по борьбе с алкоголизмом, наполняя его книгами в установленном порядке; б) поручить врачу семинарии при преподавании гигиены и начал медицины в означенных классах подробно и обстоятельно выяснить ученикам все гибельные последствия для организма от неумеренного употребления алкоголя; в) озаботиться приобретением наглядных пособий для лучшего усвоения учениками гибельных пороков пьянства, в виде картин с изображением различных органов, поврежденных алкоголем; г) преподавателям пастырского руководства вменить в обязанность знакомить учеников со способами пастырской деятельности по распространению в народе трезвости посредством устройства общин трезвости и других мер борьбы с развращающим влиянием народного пьянства". (Всеподданейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1908-1909 гг.).

В отчете обер-прокурора Святейшего Синода за 1914г. сообщается о результатах проведения в жизнь Указа от 1909 г. Соответствующие темы были введены в программы дисциплин: "практическое руководство для пастырей", "гомилетика", "медицина" и "психология". На лекциях демонстрировались картины, картограммы и кинофильмы. Приобреталась соответствующая научно-популярная литература в семинарские библиотеки. Воспитанникам излагалась история и методы борьбы с алкоголизмом.

В 1910 году Синод издал подобный Указ для церковно-приходских школ. Учитывая, что в 1913 году церковных школ для детей в России было 37590 и в них обучалось более 2 миллионов мальчиков и девочек, можно представить результаты введения в программы этих школ уроков трезвости. Стали появляться учебные пособия для проведения таких занятий в церковно-приходских (и иных начальных) школах, часто написанные священниками.

Отдельным направлением социально-педагогической работы было издание специальных трезвеннических журналов или приложений к журналам. В указателе антиалкогольной литературы Н.П.Блудорова встречается 32 названия антиалкогольных журналов, приложений к журналам и периодических листков, издававшихся духовенством и обществами трезвости - церковными или в деятельности которых духовенство принимало активное участие.

Священномученик епископ Гомельский Митрофан (Краснопольский 1919) являлся Председателем Комиссии по борьбе с пьянством в Третьей Государственной Думе. Это обстоятельство указывает на еще одно направление церковной работы по отрезвлению народному - участие в законодательной деятельности.

Наконец, нельзя не сказать о съезде представителей иночества, собравшихся в июле 1909 года в Троице-Сергиевой Лавре. В числе обсуждавшихся вопросов говорилось о возможности внесения в "самый чин пострижения иноческого совершенного воздержания от всяких спиртных напитков, дабы монахи уже по самому званию были трезвенниками".

К марту 1914 года "относится определение Святейшего Синода об установлении на будущее время повсеместно в России ежегодного - 29 августа (ст. стиля), в день Усекновения главы Иоанна Крестителя, церковного праздника трезвости, с производством в этот день сбора пожертвований на дело борьбы с пьянством". (Всеподданейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1914 г.).

Широкий размах церковного трезвеннического движения позволил правительству в июле 1914 года (в связи с началом войны) принять меры к прекращению продажи крепких напитков и ликвидации казенных питейных заведений. Эти меры, получившие мощную церковную поддержку, вывели трезвенническую работу в России на новую - высшую ступень.

Подводя итоги этапа трезвенного движения в России, начавшегося вслед за появлением Татевского общества трезвости С. А. Рачинского, мы видим, что за короткий период Православная Церковь сумела создать комплексную систему воспитания народа в духе трезвости и благочестия на религиозно-нравственной основе. Тысячи людей получали помощь в освобождении от страсти пьянства в церковно-приходских обществах трезвости, идеи трезвого и благочестивого образа жизни обсуждались на страницах тридцати двух журналов и приложений к ним, издававшихся духовенством разных городов России, и на страницах сотен книг и брошюр, авторами которых по большей части были священники. В духовных семинариях будущие церковно-священнослужители, а в учительских семинариях - будущие учителя начали получать подготовку, позволявшую им квалифицированно вести трезвенную работу. Священниками создавались учебные пособия и вводились уроки трезвости в церковно-приходских школах. Предлагались программы проведения идей трезвости в курсах многих школьных предметов. Появилась даже первая специальная - Сергиевская в Сергиевской пустыни Петербургского уезда Петербургской губернии -школа трезвости. В крупных городах проводились антиалкогольные выставки. Из двух всероссийских антиалкогольных съездов один был целиком инициирован и организован Православной Церковью. В Государственной Думе Комиссией о мерах по борьбе с пьянством руководил епископ Православной Церкви.

Одним из зачинателей православной трезвенной работы, давшей столь богатые плоды, был скромный учитель С.А. Рачинский из села Татево.

Георгий Витальевич Гусев, помощник настоятеля храма свт.Николая чудотворца
(с.Ромашково Московской обл.) по социальной работе, заместитель директора по научной работе Православного центра непрерывного образования во имя прп. Серафима Саровского,
старший преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

 



Старый стиль 5Август пятница Новый стиль) 18Август Седмица 11-я по Пятидесятнице. Глас 1. Успенский пост. Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты). Совершается служба на шестьПредпразднство Преображения Господня. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМч. Евсигния (362). Сщмчч. Анфира (236) и Фавия (250), пап Римских. Мч. Понтия Римлянина (ок. 257). Прав. Нонны, матери св. Григория Богослова (374). Прп. Иова Ущельского (1628). Мчч. Кантидия, Кантидиана и Сивела, в Египте (IV). Сщмч. Стефана пресвитера (1918). Мцц. Евдокии, Дарии, Дарии и Марии (1919). Сщмч. Симона, еп. Уфимского (1921). Сщмч. Иоанна диакона (1939). Евангельские Чтения2 Кор., 177 зач., IV, 13-18. Мф., 100 зач., XXIV, 27-33, 42-51, и за субботу (под зачало): 1 Кор., 123 зач., I, 3-9. Мф., 78 зач., XIX, 3-12. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (2 Кор. 4, 13-13; Мф. 24, 27-33. 42-51). "Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет". Если б это помнилось, не было бы и грешников, а между тем не помнится, хоть и всякий знает, что это несомненно верно. Даже подвижники, самые строгие, и те не сильны были свободно держать память об этом, а ухитрялись прикреплять ее к сознанию так, чтобы она не отходила: кто гроб держал в келлии, кто упрашивал сотоварищей своих по подвигу спрашивать о гробе и могиле, кто держал картинки смерти и суда, кто еще как. Не касается души смерть, она и не помнит ее. Но всячески, не может же не касаться души то, что тотчас следует за смертью; уж об этом то она не может не иметь заботы, так как тут решение ее участи на веки вечные. Отчего же этого-то она не помнит? Сама себя обманывает, что не скоро и что, авось, как-нибудь дело пройдет не худо для нас. Горькая! То уж несомненно, что которая душа держит такие мысли, та нерадива и поблажает себе, так как же думать, чтоб дело суда прошло для нее благоприятно? Нет, надо так себя держать, как держит ученик, которому предстоит экзамен: что ни делает он, а экзамен нейдет из головы; такое памятование не дозволяет ему и минуты понапрасну тратить, а все время употребляет он на приготовление к экзамену. Когда бы и нам так настроиться!(1 Кор. 1, 3-9; Мф. 19, 3-12). Господь говорит, что брачный союз первоначально Сам Бог благословил, и вложил закон этот в естество наше; о тех же, кои хотят не жениться сказал: "Кто может вместить, да вместит". Ясно, что хоть и признал Он брак законом естественным, но не настолько необходимым и неизбежным, чтоб не было места безбрачию. И последнее Он разрешает, но ограждает условием, которое сближает его с законом естества. Скопец от рождения - безбрачен по закону естественному; но и тот, кто своим произволением поставляет себя в такое состояние, в каком естественный скопец находится по рождению без участия воли - становится на одной с ним линии в отношении к естественным потребностям. Следовательно, в этом отношении как первый, так и второй - естественные безбрачники. Отчего же духовное скопчество или безбрачие произвольное считают неестественным? Оттого, что не понимают естества. У них только то и естественно, что естественно телу, а что естественно духу и что вследствие воздействия его на тело становится естественным, того они не хотят считать естественным. И добро бы это были люди все из числа материалистов, а то нет: поговори с ними о чем-нибудь другом, резонно рассуждают. Молитвы Тропарь предпразднстваглас 4Христово преображение предусрящем,/ светло торжествующе предпразднственная, вернии, и возопиим:/ приспе день Божественнаго веселия,/ восходит на гору Фаворскую Владыка,// Божества Своего облистати красоту. Кондак предпразднстваглас 4Божественным днесь преображением/ человеческое все естество/ просиявает божественно,/ в веселии зовущее:// преобразуется Христос, спасаяй вся. Службы25 января: Святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского 30 января: Священномученика Ипполита, папы Римского. Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста 5 августа: Предпразднество Преображения Господа нашего Иисуса Христа. Святого мученика Евсигния Сайты приходов:Храм в честь иконы Божией Матери Одигитрия Смоленская с. Выездное (Нижегородская епархия) Храм Николая Чудотворца с. Николо-Крутины (Московская епархия (областная))
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.06639 c.