Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество «Трезвение» » Газета "Трезвение" »

27.07.2017 | В Екатеринбургском духовно-просветительском «Царский» состоялось заседание Совета общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости».

17.07.2017 | Подводим итоги, намечаем перспективы

14.07.2017 | Царские Дни (16 июля 2017)

29.06.2017 | Руководитель отдела по утверждению трезвости протоиерей Игорь Бачинин побывал в палаточном лагере следопытов «Княжества»

- -

«Трезвое слово» №2 (№14)

План работы Общества «ТРЕЗВЕНИЕ» на 2009 год

- -
Газета "Трезвение"

- -  

Вера и понимание смысла жизни, как основа борьбы с наркоманией

Выступление епископа Абаканского и Кызылского Ионафана на Всероссийской конференции "Национальная сфера ответственности: власть, Церковь, бизнес, общество - против наркомании"

"Попечение о человеческом здоровье - душевном и телесном - искони является заботой Церкви. Однако поддержание физического здоровья в отрыве от здоровья духовного с православной точки зрения не является безусловной ценностью. Господь Иисус Христос, проповедуя словом и делом, врачевал людей, заботясь не только об их теле, но наипаче о душе, а в итоге - о целостном составе личности. По слову Самого Спасителя, он врачевал "всего человека" (Ин. 7, 23).

Основная причина бегства многих наших современников в царство алкогольных или наркотических иллюзий - это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров. Наркомания и алкоголизм становятся проявлениями духовной болезни не только отдельного человека, но всего общества. Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов.

С пастырским состраданием относясь к жертвам пьянства и наркомании, Церковь предлагает им духовную поддержку в преодолении порока. Не отрицая необходимости медицинской помощи на острых стадиях наркомании, Церковь уделяет особое внимание профилактике и реабилитации, наиболее эффективных при сознательном вовлечении страждущих в евхаристическую и общинную жизнь".

(ИЗ ОСНОВ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ)

Наркомания прочно встала в ряд глобальных проблем человечества и является не просто бедой того или иного государства, а угрозой существованию человечества, как такового.

Наркомания по своему существу есть отказ от жизни. Подлинной причиной наркомании является утрата понимания смысла жизни подавляющим большинством современных людей.

Различные попытки ответить на вопрос о смысле жизни строятся все на одной и той же подмене: вместо размышления о том, для чего дана человеку жизнь, человек начинает перечислять, какие дела в жизни он считает главными, а какие не очень, какие цели в жизни он имеет. Но проблема смысла жизни предполагает поиск такой цели, средством для достижения которой являлась бы сама жизнь, взятая в целом. Смысл любого дела лежит за рамками этого дела, поэтому ответ на вопрос о смысле жизни может быть только религиозным.

Смысл жизни есть независимо от того, знает ли о нем человек, понимает ли человек смысл своей жизни. Полагать смысл жизни в самой жизни, "жить ради того, чтобы жить", - этого никому не запретишь, но надо ясно отдавать себе отчет в том, что в переводе на ясный язык это означает: "Смысла у жизни нет, есть просто жизнь, и надо просто жить, - ни зачем...". Постановка вопроса о смысле жизни ставит человека перед проблемой личного бессмертия. Вера в личное бессмертие есть условие и логической, и нравственной допустимости веры в смысл жизни.

По слову Ф. М. Достоевского: "Без Бога все позволено". Без Бога наступает царство греха, а, по словам Священного Писания, "Возмездие за грех - смерть" (Рим.6,23). Без Бога, без религии жизнь превращается в рабское служение греху, и общество обрекает себя на самоуничтожение, ибо мир, развивающийся по законам греха, не может себя сохранить.

Задачей русской культуры, основанной на православной вере, во все века было - наставить, научить, спасти: "Научись, верующий человек, поступать благочестиво, мысли чистоту блюсти, побуждая себя к добрым делам Господа ради" (из поучений Владимира Мономаха). Она была нравственно ориентирована. Эта культура была народной. Все ее черты были следствием благотворного влияния Православия.

В основу благочестия святые отцы древней Церкви кладут бдительность и трезвение духовное, как условие нравственного преуспеяния, что видно из тех молитв, которые избраны Церковью для нас из святоотеческой духовной сокровищницы. "Даруй нам бодренным сердцем и трезвенной мыслью всю настоящего жития нощь прейти...", - читаем в утренних молитвах; "Яко же быти причащающимся (Святых Даров) во трезвение души", - молится иерей на Божественной Литургии. Церковь просит в молитвах дарования верующим "трезвения души, оставления грехов, общения Духа Святого". Святой праведный Иоанн Кронштадтский озаглавил свой дневник: "Моя жизнь во Христе, или минуты духовного трезвения и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге".

Трезвение, таким образом, - это необходимое условие правильной духовной жизни. Трезвение - это очищение помыслов. Этим трудом мы должны являть и доказывать любовь к Нему и верность Ему. А для этого необходима, в первую очередь, как основание духовного делания, - вера в Бога.

Подлинная вера трезва, "трезвение души" ставится в основу духовного делания. Трезвение души есть сбережение себя от самообольщения. Это есть прямой и простой взгляд на жизнь, на себя и на всех окружающих, взгляд, освещенный светом веры.

Но мы должны быть православными христианами не по формальной только принадлежности к Церкви, а по истине, то есть - знать, во что мы веруем, почему мы так веруем, какие основы нашей веры, - и, зная все это, жить по вере, сознательно и ответственно.

Необходимость разумно и отчетливо содержать веру особенно актуальна сегодня. Прошли времена, когда человек, родившись, попадал в христианскую среду, воспитывался ею и соразмерял всю свою жизнь с укладом Церкви. Мир, который окружает нас, - не христианский, антихристианский, причем стремительно сатанеющий. В этих условиях жить бездумно, по инерции нельзя. Для того, чтобы сегодня нам быть христианами, просто - выжить, как христианам, нам приходится в той или иной степени противостоять окружающему нас и активно действующему на нас нехристианскому миру.

В наше время перед Церковью - то есть перед нами - встаёт множество самых разнообразных вопросов. Многие люди, измученные жизнью без Бога, с надеждой обращаются к Церкви, вопрошая ее, как найти смысл жизни, как обрести твердую опору в мире, как спастись. Перед церковным сознанием стоят серьезнейшие проблемы, такие как Церковь и общество, Церковь и наука, Церковь и культура, оценка современной жизни с церковной точки зрения, и т.д. Мы, христиане, не должны уходить от ответов на эти вопросы: коль скоро они есть, мы должны их решать, причем, именно в духе нашей веры. Мы должны не только сами быть утверждены в вере, но и "быть всегда готовы всякому, требующему у нас отчета в нашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением" (1 Петр. 3, 15). Следовательно, наша первая задача и есть - ясно уяснить и право содержать ту веру, которую мы исповедуем. На это есть и прямые указания Священного Писания. Апостол Павел пишет: "Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно, ибо, так поступая, себя спасешь и слушающих тебя" (1 Тим. 4, 16).

Для этого нужно затратить большой труд, и прежде всего - труд души. Между тем сейчас уже с малых лет человек подвергается агрессивному воздействию обезбоженной, антихристианской культуры. Средства массовой информации, индустрия развлечений с одной стороны, с другой - дух общества человеческого, господствующие понятия и обычаи, устроение общества, семей, те отношения, которые главенствуют в них - отношения плотские, безбожные, античеловеческие. Всё это так сильно воздействует души людей, так увлекает и порабощает, что вырваться из-под этой железной власти духа мира сего в область веры - есть самый настоящий подвиг. Кроме того, общий дух потребительства воспитывает потребительский, поверхностный подход к Церкви.

В этих условиях усвоение и хранение веры Христовой превращается в подвиг, ибо многому приходится противостоять, многие вещи пересматривать, от многих предрассудков отказываться. Но тем не менее, это наша христианская обязанность, без исполнения которой мы не можем быть христианами.

Для этого необходимо выполнить две задачи.

Во-первых, мы должны иметь теоретическое знание нашей веры. Не знать свою веру - значит вместо пути спасения идти по пути заблуждения. Вера объемлет всего человека, не только сердце, но и разум, который дал человеку Бог, - дал прежде всего для уяснения пути ко спасению, или, что то же - для познания веры. Вот что пишет святитель Феофан Затворник: "Знать свою веру - значит, довести себя до состояния ясно, точно и определенно созерцать и высказывать те истины, которые содержит святая православная вера... Слово "познавать" означает не мудрование, а смиренное и беспрекословное принятие... святой веры". И далее: "Всем должно чувствовать себя обязанными узнавать во всей полноте свою веру... Вера не есть что-нибудь маловажное, как бы избыток сверх нужды, а есть кровная и существенная нужда, как дыхание, пища, сон и прочее подобное. Знание ее, есть дело самонужнейшее; потому и ревность о нем должна быть самая первая". А много ли людей церковных дают себе труд уяснять, изучать и в точности познавать свою веру? У многих людей, которые сейчас приходят в наши храмы, очень смутные представления о сути нашей веры, смешанные с разного рода суевериями, нелепостями и прямым язычеством. И это ставит перед нами вторую задачу - уясняя подлинное церковное учение, противопоставлять его духу мира сего.

Говоря о знании веры, мы должны сразу же отметить одну принципиально важную вещь - наша вера христианская не есть нечто размытое. Она дает нам строгую иерархию ценностей, которую всегда нужно иметь в виду, применяя ее к конкретным жизненным ситуациям. Если нарушается иерархия христианских ценностей, то искривляется строй нашей веры, и мы оказываемся в опасности лишиться ее спасительных плодов.

В христианской жизни есть вещи главные, а есть второстепенные. Второстепенные - не значит ненужные, отменяемые, несущественные; а значит, что всё должно стоять на своем месте, в свое время и в правильном порядке. "Всё у вас должно быть благопристойно и чинно" (1 Кор. 14, 40), - говорит Апостол.

Самое главное в христианстве - это Сам Христос Спаситель, Его Божественная Личность. Он есть начало, путь, цель, смысл духовной жизни. Он есть "Альфа и Омега, начало и конец" (Откр. 1, 8). Следовательно, наша христианская жизнь выстраивается иерархически в той последовательности, в которой осуществляется это наше общение со Христом, в том порядке, в том чине, каким мы приближаемся к Богу, прикасаемся Ему.

Это, прежде всего, Таинства Церкви, через которые мы приобщаемся Богу и соединяемся с Церковью земной и небесной. Это Священное Писание, как ориентир для нашей жизни. Это - Священное Предание, как опыт христианской духовной жизни. Это, с другой стороны, наши усилия в духовной жизни - молитва, жизнь по заповедям Божиим, в согласии с учением Церкви. И всё это является средством, но цель одна - общение со Христом, Он Сам.

Наши труды должны направляться на то, чтобы быть с Богом и жить жизнью Святого Духа, а не только на то, чтобы получить что-то от Бога. А многие проявляют именно свои потребительские требования.

Сам Господь сказал: "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё (т.е. - бытовая, общественная жизнь) приложится вам" (Мф. 6, 33).

Вторая важнейшая сторона в духовной жизни - это правильная христианская жизнь, собственно жизнь по вере. Только жизнью уясняется вера, и содержится она жизнью. Наша вера - не только сумма взглядов, не просто интеллектуальное мировоззрение. Вера нужна нам, чтобы мы знали, как правильно жить. Мы познаем веру не для того, чтобы узнать что-то новое и интересное, в духе сегодняшнего потребления информации, а для того именно, чтобы знать, как жить так, чтобы быть всегда со Христом. Поэтому вера неотделима от благочестия. "Вера без дел мертва есть" (2, 26), говорит апостол Иаков, а апостол Павел пишет, что во Христе Иисусе силу имеет лишь вера, действующая любовью (Гал. 5, 6). Следовательно, для того, чтобы понять, познать, усвоить себе веру, нужно по ней жить и повседневно действовать в духе веры, по заповедям Господним. Будет ли духовная жизнь правильной, зависит, в том числе и от того, правильное ли о ней человек имеет представление. Ибо опыт свидетельствует, что наша духовная жизнь будет такова, каковы будут основные понятия и мнения человека о христианстве - о Боге, о себе, о мире, о взаимном их отношении.

Неправильное понимание христианских ценностей приводит человека к ошибкам, в частности, духовной нетрезвости.

Именно Православие есть правильное, истинное отношение человека к Богу, к миру, к ближним, к самому себе. И наша задача - быть именно православными христианами, право содержащими веру и право живущими по ней.

Дефицит нравственности, недостаток нравственных принципов остро ощущается во всех слоях общества. Эта трагедия стала возможна из-за отхода от Бога и религии. Религия как связь человека с Богом всегда сохраняла и общество, и человека от вымирания, делала его полноценной личностью и гражданином, способствовала развитию здорового образа жизни.

То, что называется сейчас борьбой с наркоманией, на самом деле является борьбой с ее последствиями. Две главные ставки этой "борьбы" и, соответственно, главных канала распределения средств, выделяемых на эту борьбу, - медицина и правоохранительные органы. Нельзя отрицать вообще значение этих направлений деятельности, но обвальные темпы наркотизации общества говорят о малоэффективности этих усилий. Медицина против наркомании бессильна, как она сама утверждает в лице серьезных представителей своей науки. Процент ремиссии в светских "центрах реабилитации" ничтожен. Правоохранительные органы формулируют свою роль как "борьбу с незаконным оборотом наркотиков". То есть не с наркоманией как таковой милиция борется, а с наркодельцами. Задача это очень важна, но приходится признать, что существенно повлиять на тенденции наркотизации в настоящий момент правоохранительные органы не могут. Тот урон, который наносят наркоторговцам операции по изъятию и уничтожению наркотиков, видимо, заранее уже учтен хозяевами как "производственный риск" и включен в цену товара. Свою прибыль они все равно получат, тем более, что изымается лишь малая часть, а процент прибыли колоссален. И самое главное - действия правоохранительных органов не затрагивают ни корней наркомании, ни той почвы, из которой наркомания вырастает.

Итак, если медицина и органы охраны правопорядка борются лишь с проявлениями и последствиями наркомании, то что же можно противопоставить ей по существу? Ответ очевиден: реальным противодействием наркомании может быть только духовно-нравственное воспитание, основой и стержнем которого является воспитание религиозное. Только приобщение детей к вере способно обеспечить им прочную мировоззренческую основу личности, дать ясные ориентиры в жизни и силы противостоять разлагающему влиянию среды. В профилактике наркомании слабо может помочь простое просвещение и уговоры: все подростки давно уже знают, что наркотики - это смерть, и увещевания они слышат постоянно, и, тем не менее, наркотизация страны и особенно молодежи нарастает лавинообразно. Без медиков и милиции в борьбе с наркоманией, конечно, тоже обойтись невозможно. Но для того, чтобы их действия были более эффективны, необходимо более тесное и всестороннее сотрудничество с Церковью в деле реабилитации наркоманов.

Сегодня же мир столкнулся с настоящей эпидемией. В этом "половодье" утонули все страны и слои населения. Согласно статистическим данным, на нашей планете свыше 200 миллионов наркоманов, в России - шесть миллионов, причем их число постоянно растет. За последние пять лет количество потребителей наркотиков в России возросло примерно в три с половиной раза. Если учесть, что большинство наркоманов - совсем юные граждане - от 13 до 25 лет, то под угрозой фактически все новое поколение страны. Первое знакомство со страшным зельем происходит у ребят в среднем в 11-14 лет, а бывает, что и совпадает с поступлением в школу... Смертность от наркотиков столь велика, что в России ежегодно от них умирает более 70 тысяч юных граждан, что в четыре раза больше, чем за всю десятилетнюю афганскую войну. В 2004 году число погибших увеличилось сразу вдвое, что связывают с принятием постановления о средних разовых дозах наркотических и психотропных веществ. Средняя продолжительность жизни наркозависимого составляет 5 лет. Это означает, что в течение 5 лет обновляется состав больных наркоманией. Если такая тенденция сохранится, то через 10-15 лет в стране некому будет рожать и работать.

Существуют попытки наладить некое "духовное воспитание" без религиозного содержания. Эстетическое, интеллектуальное воспитание, нравственное воспитание, ориентированное на "общечеловеческие ценности", трудовое воспитание, физкультура и спорт, туризм - все это очень хорошие вещи, но не будучи укоренены в религиозном отношении к жизни, они оказываются весьма хрупкими преградами на пути проникновения наркотиков в жизнь человека, они тогда слабо защищают от того, чтобы человек стал наркоманом.

У нас в Хакасии, например, проводится немало общественных мероприятий по борьбе с наркоманией, где задействуется немало средств, тратится немало времени. И все - без религиозного элемента, без церковного участия. А если бы эти усилия были направлены, хотя бы в меньшей степени, на духовно-нравственное воспитание и образование с детских лет в детских садах и школах - и результат был бы несравнимо выше и действеннее. Вложи в сознание детей с малых лет нравственное начало, боязнь совершить зло, обидеть ближнего, оскорбить родителей - и мы имели бы уже в большей степени здоровое и нравственное поколение.

Но с какими трудностями, а иногда и безрезультатно, продвигается внедрение в образовательный школьный процесс курса "Основ православной культуры", в то время как чиновники от образования готовы на любые новшества сомнительного, порой вредного, характера, далекого от духовно-нравственного.

Чем же конкурс "Маленькая красавица Хакасии" помогает формированию духовности и нравственности у маленьких девочек? Да ничем, более того, развращающе действует на сознание, поскольку цель у ребенка с поощрения его же родителей - стать первой, самой красивой, а для этого - соответствующая, порой вызывающая, одежда, макияж, манеры взрослого человека, а в итоге - ущерб для души. К чему потом будут эти "красавицы" стремиться - к красивой с их точки зрения, богатой и знаменитой жизни, но нельзя забывать - с ее грехами и пороками.

Родители должны раскрыть глаза. Не почивать мирно, когда дом в опасности, когда беда рядом. Мы не знаем, кому следующему это страшное зло нанесет удар.

Порой родители обращаются к врачам-психиатрам, наркологам: "Проконсультируйте меня, пожалуйста, как вовремя заметить, что сын прикоснулся к наркотику? Моему мальчику пятнадцать лет, и я подозреваю, что он пару раз приходил домой, накурившись травки, хотя он в этом не сознается". И что в основном советуют врачи: "Насторожить вас должны следующие признаки: узкие или, наоборот, очень широкие зрачки, повышенная и неоправданная смешливость, говорливость, дурашливость, состояние, напоминающее опьянение, при отсутствии запаха алкоголя". И редко кто скажет: "Прежде всего вам советую как можно лучше знать о личной жизни вашего ребенка, о том, с какими ребятами он общается, где проводит время, чем занимается".

Если единственная цель жизни в получении удовольствий (а именно в этом видит цель жизни безбожие), если за свою жизнь ни перед кем не надо отвечать, то это прямой путь к наркомании. Если до сих пор кто-то продолжает считать религию "опиумом для народа", отмахиваясь от нее или игнорируя ее, то им придется смириться с тем, что наше общество захлебнется в реальном опиуме - наркотиках. Основные силы и средства необходимо вкладывать, прежде всего, в духовное воспитание детей и молодежи, причем на государственном уровне.

(Выступление опубликовано в сокращении).





Старый стиль 3Август среда Новый стиль) 16Август Седмица 11-я по Пятидесятнице. Глас 1. Успенский пост. Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрпп. Исаакия, Далмата и Фавста (IV-V). Совершается служба со славословиемПрп. Антония Римлянина, Новгородского чудотворца (1147). Мч. Раждена перса (457) (Груз.). Прп. Космы отшельника (VI). Сщмч. Вячеслава диакона (1918). Сщмч. Николая пресвитера (1938). Евангельские Чтения2 Кор., 173 зач., III, 4-11. Мф., 96 зач., XXIII, 29-39. Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17-23 .* Чтения прп. Антония читаются, если ему совершается служба. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (2 Кор. З, 4-11; Мф. 23, 29-39). Сколько милостей явил Господь Иерусалиму (т. е. иудеям)! И, наконец-таки вынужден был сказать: "се оставляется дом ваш пуст". Известно всем, какие были от этого последствия: иудеи до сих пор бездомны. Не бывает ли подобного и с душою? Печется о ней Господь и всячески ее вразумляет; покорная идет указанным путем, а непокорная остается в своем противлении Божию званию. Но Господь не бросает и ее, а употребляет все средства, чтоб ее образумить. Возрастает упорство; возрастает и Божие воздействие. Но всему мера. Душа доходит до ожесточения и Господь, видя, что уже ничего более сделать с нею нельзя, оставляет ее в руках падения своего - и гибнет она, подобно фараону. Вот и возьми всякий, кого борют страсти, себе отсюда урок, что нельзя безнаказанно продолжать поблажку до конца. Не пора ли бросить, и не по временам только себе отказывать, а сделать уже решительный поворот? Ведь никто не может сказать, когда преступит границу. Может быть, вот-вот и конец Божию долготерпению. Молитвы Тропарь преподобного Антония Римлянина, Новгородскогоглас 4Ветхий Рим, отечество твое, оставив, / на камень, яко на легкий корабль, возшел еси / и на нем паче естества, аки безплотен, по водам шествовал еси, / промышлением Божественнаго разума направляемь, / Великаго Новаграда достигл еси / и, обитель в нем сотворив, / тело твое в ней предложил еси, яко дар освящен. / Тем молим тя, отче Антоние: / моли Христа Бога, да спасет души наша. Тропарь преподобного Антонияглас 4Ветхий Рим, отечество твое, оставив,/ на камень, яко на легкий корабль, возшел еси/ и на нем паче естества, аки безплотен, по водам шествовал еси,/ промышлением Божественнаго разума направляемь,/ Великаго Новаграда достигл еси/ и, обитель в нем сотворив,/ тело твое в ней предложил еси, яко дар освящен./ Тем молим тя, отче Антоние:// моли Христа Бога, да спасет души наша. Кондак преподобного Антонияглас 8Римское воспитание, Великому же Новуграду благодатное процветение,/ многими бо труды и подвиги в нем Богу угодил еси./ Сего ради чудес дарований от Него сподобился еси,/ и тело твое многими леты соблюде нетленно./ Мы же, сие лобызающе, радостно от души вопием ти:// радуйся, отче Антоние. Ин кондак преподобного Антония Римлянинаглас 2Яко звезда, возсиял еси от Рима,/ и, дошед Богоспасаемаго Великаго Новаграда,/ ту в нем обитель сотворил еси,/ и, церковь поставив,/ созва инок множество./ С нимиже моли о нас, чтущих память твою, да зовем ти:/ радуйся, преподобне отче Антоние. Тропарь преподобных Исаакия Далмата и Фавстаглас 4Боже отец наш
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.09064 c.