Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество «Трезвение» » Газета "Трезвение" »

27.07.2017 | В Екатеринбургском духовно-просветительском «Царский» состоялось заседание Совета общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости».

17.07.2017 | Подводим итоги, намечаем перспективы

14.07.2017 | Царские Дни (16 июля 2017)

29.06.2017 | Руководитель отдела по утверждению трезвости протоиерей Игорь Бачинин побывал в палаточном лагере следопытов «Княжества»

- -

«Трезвое слово» №2 (№14)

План работы Общества «ТРЕЗВЕНИЕ» на 2009 год

- -
Газета "Трезвение"

- -  

Как будем обретать добродетели: через внедрение или взращиванием?

Сегодня стало обычным делом говорить о возможной в ближайшее время катастрофе, если не общемирового, то общероссийского масштаба точно. Аналитики и составители прогнозов из разных сфер знаний единодушны в признании, что мировое сообщество во многих жизненно важных вопросах зашло в тупик, выход из которого обещает быть смертельно опасным не только для отдельных наций и государств, но и для человечества в целом. Ещё более панические прогнозы предлагаются относительно будущего нашей России, как единого государства, и русского народа, как великой нации.

Сразу скажем, что все эти опасения в полной мере разделяют православные мыслители, как ныне живущие, так и ушедшие из жизни в недавнем прошлом, но оставившие свои предвидения на ближайшее будущее. Заметим при этом, что в Православии всегда было принято говорить, даже по поводу самых достоверных прогнозов, что всё будет так, как Бог даст, и ещё: Бог не без милости! Поэтому нам уместно целиком и полностью полагаться на волю Божию, но в то же время мы сами будем трезвиться, бодрствовать и принимать меры, чтобы даже худший вариант развития событий не застал нас не готовыми к Суду Господню, к смерти физической.

Итак, что же в первую очередь беспокоит думающих православных людей в состоянии нашего общества, государства и Русской Православной Церкви?

На уровне личности это, во-первых, очевидное падение нравственности, падение до критических пределов, когда и молодые, и старые в массе своей демонстративно являют своим поведением бесстыдство и бессовестность.

Во-вторых, это потеря смысла жизни, что особенно катастрофично для молодых людей, ещё не закалённых в преодолении житейских неурядиц. Буквально ножом по сердцу резанула меня свежая информация, что в городе Окуловка Новгородской области из четырёх братьев в возрасте 20 с небольшим лет, которых я знал лично, с месячным промежутком покончили с собой двое. Трудно смириться с подобными примерами ухода из жизни молодых русских мужчин, которым надо было бы быть цветом нации, а они обрекли себя на прямо противоположное состояние - праха земного. Но такова горькая действительность нашей настоящей жизни.


Я много размышлял на эту тему и мои выводы целиком и полностью совпадают с точкой зрения писателя Виктора Николаева, который пишет:

"Беда к ним пришла после того, как они "откупили" сына от армии. Мать этого заключенного, приговорённого к высшей мере наказания, произнесла слова: "Это у нас длится из рода в род". Со своей стороны я трактую такое явление "родовым проклятьем", то есть нераскаянным, не отмоленным грехом предков. Виктор Николаев же говорит: "Преступление, как грех, срока давности не имеет, если за ним не последовало наказания и духовного раскаяния. Подобно смертельно опасной инфекции, оно переходит из рода в род"
В-третьих, человек-личность в практике жизни всё чаще и чаще подменяется зверо-человеком или человеком-травой. Почему такие подмены стали возможны в массовом масштабе? Думаю, из-за маловерия. Время наше такое, как бурное море в евангельские времена, мы также в страхе наблюдаем разгул стихий: "И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами, а Он спал" (Мф. 8, 2). Читаем: лодка - наше Отечество, а Господь, отстранившись на время, даёт нам, плывущим в этой лодке, возможность самим себя проявить в условиях разгула стихий мира сего. Что же дальше говорит нам Евангелие? " Тогда ученики Его, подошедши к Нему, разбудили Его и сказали: Господи, спаси нас, погибаем. И говорит им: что вы так боязливы маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина". (Мф. 8,25-26). Замечательно, что Господь откликается на моление учеников своих и спасает их по Своей милости. Так что нам остаётся только последовать этому доброму примеру настойчивости учеников Христа, которые в то время ещё не были апостолами, потому что об избрании их для апостольского служения говорится только в 10-й главе, в то время как приведённая цитата относится к главе 8-й.

А что же особенно беспокоит нас, православных, на уровне семьи? Конечно же, неверность мужа и жены, которые в большинстве своём даже не пытаются обещать друг другу любовь до гроба, потому что у них нет этой самой любви, как категории жертвенности и крестоношения, а есть суррогат любви в виде похоти. В итоге семья, как таковая, исчезает и подменяется сожительством. Естественно, что дети, рожденные в сожительстве, как бы и не совсем родные дети, чужие по духу. Эти дети в лучшем случае или папины, или мамины, а чаще всего ничьи, ибо зачаты и рождены вне любви, в скотской похоти. Соответственно, они не могут наследовать любовь от родителей своих, и для них остаётся единственная возможность обрести эту любовь в Церкви Христовой в процессе длительного и многотрудного воцерковления и Богопознания, ибо Бог есть Любовь, и, познав Его, мы получаем дар любви, если таковой нам не дали в наследство родители.

На уровне общества и государства тоже имеется немало проблем, среди которых выделим обвальное разделение людей на бедных и богатых по материальному достатку. Всё бы это было ничего, терпимо, да богатые чаще всего становятся таковыми бесчестными способами, что, во-первых, лишает их права на продолжение рода, как нечестивцев. А, во-вторых, вызывает недоверие и даже ненависть к ним со стороны бедных людей. Что, в свою очередь, губительно для этих бедных, так как немирность в душе не позволяет быть человеком Боголюбивым. В итоге не могут спасаться во Христе Иисусе ни те, ни другие.

Другая тяжкая особенность нынешнего состояния общества и государства - навязываемая гражданам точка зрения, что все начальники - преступники, в крайнем случае, слуги преступников, исполняющие поручения своих хозяев за страх или за "чечевичную похлёбку". Есть и ещё один распространённый тезис в оценке наших власть предержащих, что все они предатели своего народа, порученцы западных властных структур. Но, как говорится, и то, и другое скверно. Зачем же и кто внедряет в сознание народных масс такие убеждения? Массовость охвата пандемией недоверия к вождям народным даёт основание утверждать, что это не дело рук человеческих. А чьё же тогда это дело? Безусловно, так действуют силы ада, действуют через своих медиумов -клевретов дьявола, которые находятся внутри народа, и защитится от которых можно только мобилизовав защитные силы народа. Безусловно, единственное средство в этом роде - Вера Отцов, катализатор народного духа.

Однако и в Русской Православной Церкви далеко не всё благополучно. Святейший Патриарх, как любящий отец, тщетно призывает всю Полноту Церкви улучшать внебогослужебную деятельность в приходах. А этого как не было, так и нет. Особенно плохо поставлена работа с молодёжью и детьми, а ведь за ними будущее нации и государства.

Вот, собственно, краткий перечень, далеко не полный, тех вопросов, которые волнуют думающих православных людей. Естественно, что в основе любого искажения нормальной, природной жизни лежит какая-то страсть. Преодоление страсти возможно только путём замещения её в душе человеческой добродетелью. Как наиболее эффективно и безболезненно обрести ту или иную добродетель? - вопрос непраздный и заслуживающий тщательного исследования.

Дерзнём же, в меру своих возможностей, обратиться к разрешению этой задачи.

Иллюзии - презрение правды

Будем честны перед собой, каждый из нас в глубине своей души понимает, что его жизнь в практических поступках далека от желаемой правды жизни. При этом мы постоянно в оправдание себе что-то придумываем, а это и есть наши иллюзии, ибо от того, что мы придумали себе оправдание, наш неблагочестивый поступок не стал добрым. Поэтому уместно сделать вывод, что наши иллюзии рождаются из страха потерять имеющееся у нас, большее или меньшее, благополучие жизни, а равно они проистекают из нежелания и неготовности мужественно, с достоинством и честью, встретить все жизненные испытания. Однако будем честны до конца перед собой: любой уход в иллюзии, другими словами - уход в неправды, означает, что таким образом мы уходим от дела практического спасения во Христе Иисусе в небытие.

Дела спасения - вот критерий подлинной правды жизни и надо постараться каждому применить к себе этот суровый, но целебный для души, критерий.

Естественно, что большинство прихожан Церкви надеются, что само обращение к церковной жизни есть гарантия спасения для вечной жизни. Однако не надо быть выдающимся мыслителем, чтобы понять и согласиться, что сегодня Церковь живёт потребностями Веры, что далеко не адекватно делам спасения.

Потребности Веры относительно несложно удовлетворить и многие это делают, посещая храм, исполняя нехитрые приходские послушания. Но это, как правило, не есть дела спасения. Потому что спасаться надо практически, в реальных делах спасения во исполнение Заповедей Христовых, в трудах по нужде и по долгу.

Заметим непредвзято, чтобы научить Полноту Церкви, включая священнослужителей, практическому деланию ради Христа, в Церкви должен наличествовать учительный элемент, учащий, как говорит Иоанн Златоуст, в равной степени и словом, и делом.

У нас же пока наличествуют, и то недостаточно, только начетники, менторы, в лучшем случае, способные просветители от книжных знаний. Но катастрофически недостаёт проповедующих от опыта, тем более мало среди этих опытных людей обладающих даром слова.

Протоиерей Анатолий Гармаев (Волгоград), размышляя над вопросами православного образования, рекомендует различать аудиторное образование, где много иллюзий, и образование укладное, которое подкрепляет предлагаемые знания практикой жизни.

Не сомневаюсь, что эта точка зрения заслуживает всяческой поддержки в Полноте Церкви.

Просвещение, образование, спасение

Три эти категории православного самоусовершенствования сегодня в центре внимания практикующих православных.

Просвещение даёт начальное знание практических методик для последующего развития личности в духе благочестия. В частности, уровень православного просвещения в трезвенном движении представляют школы трезвения. Заметим сразу же, что при подготовке тематики занятий в них обязательно должен быть заложен замысел, в ходе реализации которого обеспечивается просвещение человека. В частности, в школе трезвения в пределах курса из 10 занятий обязательно реализуются два замысла. Первый состоит в том, чтобы доказательно открыть человеку, что для него лично вполне возможна жизнь в трезвости, без употребления одурманивающих веществ. При этом предлагаются опробованные в практике трезвенной работы, вполне надёжные и несложные для применения технологические приёмы оздоровления образа жизни учащихся. Второй замысел 10-дневного курса школы трезвения заключен в приобщении учащегося к основам Православия и в подготовке его к практическому воцерковлению. Если замысла нет или почему-то не удаётся его реализовать, то занятия уподобляются практике светского просвещения, где учащихся просто натаскивают на знания по отвлечённым темам.

Образование - это более высокий уровень обучения человека, потому что здесь речь идёт об образовании души человеческой на пути к спасению во Христе Иисусе. Именно так, не принижая, а по самому высокому счёту, надо понимать образование.

В православном трезвенном движении задачу образования решают трезвенные общины, общества и клубы трезвения, бодрствования. В общину приходит человек, прошедший курс в школе трезвения, и здесь он продолжает своё самоусовершенствование довольно длительное время. Цель православного образования вообще, и образования в трезвенной общине в частности, состоит в раскрытии образа Божия в человеке. И получаемые в этом случае внешние знания являются как бы средством огранки имеющихся в каждом человеке Богоданных талантов и способностей. Кто-то заметит, может быть, что, скажем, в нашем клубе "Бодрствование" члены клуба не так много получают новых знаний, и вести разговор о серьезном образовании в этом случае является натяжкой. Однако в порядке возражения заметим, что все мы сегодня переполнены информацией и случайными предметными знаниями. Поэтому в больших объёмах новых знаний, как правило, нет нужды. Гораздо важнее искать и укреплять гармонию внешних (предметных) знаний, коими мы уже обладаем, с внутренними знаниями, которые мы приобретаем в практическом Православии. И эту задачу православные общества трезвости способны решать. При этом со временем весь запас внешних знаний человека пронизывают уточнённые, применительно к конкретной личной жизни, нравственные понятия, законы Христа в их практическом переложении. Вот в этом случае и является миру человек образованный.

Хочется заметить в разговоре о православном трезвенном образовании, что в нашем делании не должно первенствовать чувство успеха, хотя, конечно же, конкретный результат тоже важен, как, например, отказ от порока курения и т. п. Но гораздо важнее для нас представляется динамика возрождения личности, ранее пораженная дурными пристрастиями. И на этом пути следует укоренять в душе человеческой знания в духе Нового Завета. А эта задача никак не решается сразу, в её решении наблюдаются этапы. Перечислим эти этапы:
1) Человек осознаёт необходимость для себя в исполнении Заповедей Христовых.

2) Он сосредотачивается и постепенно погружается в следование Законам Христа.

3) Человек приобщается к практике православной жизни во Христе Иисусе.

4) В его душе накапливаются и упорядочиваются внешние знания, необходимые для последующего служения в миру, позволяющие достойно решать служебные и бытовые задачи. Подчеркнём ещё раз, что все эти прошлые и вновь приобретённые знания, без которых невозможна успешная жизнь мирянина в современных условиях, пронизываются православным христианским образованием. Образованный православный человек обладает духовной мудростью в зоне знаний от Веры Отцов.
А что же тогда представляет спасение во Христе Иисусе в реальной жизни мирянина? При этом мы умышленно абстрагируемся от жизни монашествующих, жизнь которых строится по особым канонам. Тема эта мало разработана применительно к современной жизни. И, тем не менее, можно достаточно точно сказать, что спасение сегодня заключено в освобождении личности от ложных оснований в жизни, от иллюзий во всех их видах. Задача, скажем прямо, архисложная, но решаемая подвижниками благочестия. Решается она путём приобщения личности к христианским добродетелям. В нашем случае, видимо, будет достаточно ограничиться таким определением спасения во Христе Иисусе. Хотя, повторимся, размышлять на эту тему можно бесконечно.

Внедрение и взращивание добродетели трезвости. В чём разница и предпочтение?

Трезвость имеет ввиду сознательный отказ от употребления спиртного и других одурманивающих веществ, это чисто внутренний позыв души человеческой. Воздержание же порождается внешними факторами или же запретительным движением души, например, из страха потерять жизнь и т.п.

Как видим из определений, между трезвостью и воздержанием имеется весьма существенная разница, причём трезвость неизмеримо более высокое душевное качество свободного человека, в то время как воздержание бывает и в принудительном или вынужденном порядке. Например, человек не пьёт потому, что у него на это нет денег или же его бьют за это, сажают в карцер.

И, тем не менее, воздержание со временем может стать привычкой, а затем и потребностью души. А это уже трезвость в чистом виде, когда душа человеческая не нуждается в дурмане, потому что действительно хочет жить трезвомысленно.

На сегодня в обществе превалирует ориентация на внедрение трезвого образа жизни путём каких-то ограничительных и запретительных мер по отношению к людям, страждущим от пьянства, наркомании и других подобных пороков. Применяются различные методы медикаментозного, психиатрического и психологического характера. Перечислим некоторые из этих методов: "подшивка", выработка отвращения к конкретному наркотизирующему веществу, "кодирование", "перепрограммирование", аутотренинг и т.п. Заметим, что все эти методы между собою объединяют два характерных признака. Первый признак заключен в том, что на личность идёт воздействие извне, в его душу со стороны других людей внедряются запретительные установки, первоосновой которых являются страхи: страх смерти, страх потери здоровья или житейского благополучия, страх человеческий и даже страх демонический. Второй признак состоит в том, что в процессе освобождения страждущего человека от порока врачующий его "специалист" не является носителем добродетели, это просто технический исполнитель или некое приложение к "методу". В данном случае речь идёт о том, что врач-нарколог, или психиатр-кодировщик, или психотерапевт, или иной "специалист", занятый в данном технологическом процессе, все эти люди сами не являются трезвенниками, а очень часто даже поражены тем же алкоголизмом, курением или другим сопутствующим порокам. То есть здесь существует четкое физическое и душевное разделение пациента, метода освобождения от порока и лица, применяющего этот метод к пациенту. Естественно, что все они чужды друг другу и физически, и нравственно, а пациент испытывает дискомфорт от осознания собственной несвободы и зависимости от внешних сил и, вольно-невольно, стремится освободиться от этой зависимости, а, не имея такой возможности, страждет от бессилия, впадает в уныние и другие пороки. Обратимся к Евангелию:
"Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого" (Мф. 12, 43-45).
Понятное дело, что православных трезвенников никак не устраивает подобная ситуация, поэтому они занимаются взращиванием добродетели трезвости в душе страждущего от порока человека. Процесс этот достаточно длительный и трудоёмкий, но единственно возможный в духе Православия, где обязательным условием является добровольность и взаимное желание: со стороны страждущего - получать помощь, а со стороны врачующего - оказывать эту помощь на безмездной основе. Подчеркнём, не ради корысти, а из любви к ближнему своему. Естественно, что трудящийся достоин пропитания, и благотворящий не будет забыт Богом и людьми, получит необходимую поддержку в делах своих. Но это уже следствие доброделания, а не предварительное условие, как у наёмников, о которых шёл разговор ранее. Вспомним, что именно наёмники за мзду занимаются внедрением программ отказа от спиртного и других наркотиков. У православных трезвенников, соответственно, фундаментом трезвенной работы является любовь - энергия Богоугодной, благочестивой жизни.

Как уже говорилось, азы православной трезвости даются в школах трезвения, а затем возрастание личности идёт в трезвенной общине при церковном приходе. Именно при такой схеме идёт взращивание добродетели трезвости в православных трезвенных общинах. В этом делании центральной задачей, коей следует учиться, становится уразуменье, разуменье. По словарю Даля: "Разуменье, уразуменье, знанье, пониманье, постиженье и понятие, умственное (но не нравственное) усвоенье". Всё это производные от слова "Разум - духовная сила, могущая помнить (постигать, познавать), судить (соображать, применять, сравнивать) и заключать (решать, выводить следствия); способность верного, последовательного сцепления мыслей, от причины, следствий и до цели, конца" (по Далю).

Напомним, что к умственному началу в человеке относится истина и ложь, а к нравственному - добро и зло. Вместе же умственное и нравственное начала составляют духовный мир человека. Вот почему мы сейчас говорим об этой категории православного образования в общине, потому что человек обязан разуметь себя, и это осознание самого себя идёт через самоукорение. Самоукорение, в православном смысле, - категория покаяния, то есть категория чисто христианская, и она позволяет обеспечить живую связь умственного и нравственного начал в жизни человека, в ходе духовного образования личности.

Здесь скажем о важности учиться православному миросозерцанию, то есть уразумению всего вокруг себя, а затем и осознанию самого себя в этом внешнем мире, со всеми его добрыми и дурными проявлениями. Для примера, применим данные размышления к церковной службе. Если человек просто присутствует на службе, то он удовлетворяет потребности Веры. Но если он вникает в саму содержательную суть службы, переживает Евангельские чтения, молитвенные обращения к подвигам святых Божиих, самоукоряется (почему он не так живёт, как святые Божии и т.п.) - то этот человек занимается образованием самого себя, взращивает в себе Христовы добродетели.

Аналогично и по отношению к добродетели трезвости: одно дело - жить трезво ради себя, а совсем другое - образовывать себя в духе Христова служения добродетели трезвости, подобно тому, как воин по совести и со страхом Божиим защищает Отечество и народ свой, а в мирное время оттачивает своё боевое мастерство во Христе Иисусе, т.е. в готовности к самопожертвованию и в стойком терпении всех тягот воинской службы.

Однако ещё раз вернемся к теме взращивания в человеке добродетели трезвости. Как можно представить методику этого процесса?

Прежде всего, отметим, что распорядок жизни взращивает добродетель трезвости. То есть человек исключает спиртное из своего обихода, ставит задачу жить трезво перед собою и живёт так. Для самоконтроля желательно вести дневник. Далее намеченный распорядок трезвой жизни соединяется с укладом жизни личности и близких людей, семьи. Уклад добродетельной жизни - это некое постоянство, живое присутствие, движение данной добродетели, в нашем случае - трезвости, в полноте жизни этого человека и его семьи. Затем, по мере движения времени, принятый уклад добродетельной жизни насыщается содержанием в духе православной трезвости.

Заметим, что вначале добродетельная правда жизни (в нашем случае - жизнь в трезвости) опирается на разумение, на умственное начало в человеке. А потом она становится обычаем, то есть становится частью уклада жизни, укореняется в нравственном начале души. В этом случае трезвость - добро, а отказ от неё, даже в малом, - зло, и этим всё сказано.

Методика подготовки руководителей для школ трезвения и обществ трезвости.

Сразу скажем, что обязательными условиями для общения руководителей православных трезвенных обществ с членами общины и приходящими за помощью людьми являются: правдивость, искренность и честность. Эти качества гораздо важнее, чем какие-то специальные знания и способности.

Существует два способа подбора кандидатов на послушания руководителей православных общин. Первый -это выделение их из числа уже подготовленных и внешне способных к этой работе людей, согласных вести эту работу. Сразу скажем, что это наиболее простой способ, но не всегда эффективный. Потому что обладание знаниями, навыками и способностями при недостатке любви к страждущим людям, обращающимся за помощью, часто губит добрые начинания уже в самом начале. Вот почему в практике внебогослужебной работы в приходах так много неудачных попыток организовать ту или иную приходскую структуру по социальному и просветительскому служению.

Поэтому следует признать предпочтительным метод взращивания непосредственно в приходе руководителей из числа желающих заниматься конкретным делом, обладающих добрыми нравственными качествами и неотступно продолжающих своё практическое воцерковление. Каковы задачи, которые решаются при взращивании православных руководителей для конкретного приходского послушания?
1. Необходимо насытить этого человека знаниями по содержанию намечаемой работы.

2. Следует научить его должным навыкам и действиям в практической работе. Заметим в этой связи, что действия бывают:
а) существенные, б) несущественные и в) дополнительные.
Руководителям надо учиться распознавать и разделять действия в общине по этим принципам. Потому что иначе не научишься правильности содержания трезвенной работы. Каковы признаки существенных действий в нашем деле? Конечно же, это всё то, что для человека спасительно, то есть подвигает слушателей и членов общины к жизни вечной. Другими словами, сюда относятся все действия во благо православной трезвости, то есть по достижению добродетели трезвости в строгом соответствии с духом Православия. В идеальном смысле руководитель, наученный распознавать действия, понимает, что совершается в Духе Святом, а что нет, что носит второстепенный характер, а может быть, и вредит делу православной трезвости.

3. Чтобы православного руководителя трезвенной общины насытить должными впечатлениями, необходимо знакомить его с опытом других трезвенных общин, посылать в командировки по обмену опытом и в паломнические поездки

4. Руководитель православных трезвенников должен неотступно насыщаться ценностями Православия и благочестивой жизни, чтобы потом делиться ими с другими членами общины и со страждущими, обращающимися за помощью.

5. Заметим, что на занятиях в школе трезвения говорится не только "из опыта" жизни в православной трезвости, но и "из знаний", которые даёт наука и светское образование.
Но внутри православных трезвенных общин безусловное предпочтение отдаётся знаниям "из опыта", имея в виду не только имеющиеся в данной общине наработки, но и опыт других современных трезвенных общин, и дореволюционный опыт, и жития святых, Священное Писание и Предания святых отцов, которые тоже проистекают "из опыта" спасения во Христе Иисусе.

В трезвенном движении сегодня среди желающих жить трезво можно чётко различать 3 категории людей: Во-первых, это трезвенники со стажем, их часто называют действительными членами православных обществ трезвости. Во-вторых, это новоначальные трезвенники, их часто называют трезвенниками-соискателями, согласные жить православно и трезво, и готовые призывать других граждан в эту добродетель. В-третьих, это как бы "гости" православных трезвенных общин, учащиеся школ трезвения, у которых появилась "проблема", не считаться с которой они не могут. Однако им ещё не очень хочется жить трезво, они занимают позицию наблюдателей, думают над проблемами трезвения, бодрствования. Это, безусловно, наши союзники и близкие нам люди: "Ибо, кто не против вас, тот за вас" (Мр. 9, 40).

Практическое соотношение методик "из опыта" и "из знания" в трезвенном движении.
Есть ли нужда их противопоставлять?

Сразу скажем, что современная медицинская методология помощи страждущим от наркотических пристрастий происходит "из знаний". Собственно в этом первопричина низкой эффективности работы наркологической службы, которая способна лишь откликаться на потребу дня, снимать острые приступы наркотического недуга.

Среди неправославных методов помощи страждущим людям, есть немало методологий "из опыта".

В частности, сюда относятся системы по опыту "Анонимных алкоголиков" и "Анонимных наркоманов", где первейшее средство помощи -работа в группе и медитации. Заметим, что эти методы ориентированы на западный менталитет, и члены общин "Анонимных алкоголиков" и "Анонимных наркоманов" дисциплинированно собираются в группах ежедневно, а иногда два раза в день, утром и вечером, на протяжении многих лет.

В стране, в последние 15 лет довольно широко практиковали специалисты "по методу Шичко", пытавшиеся помогать людям на основе разработок Геннадия Андреевича Шичко. К сожалению, абсолютное большинство из этих специалистов сбивались на работу "из знаний", хотя и предлагали самих себя на аудиторных занятиях в качестве примера трезвой жизни "по методу Шичко". В итоге, эффективность их работы тоже была не высока, как и у врачей - наркологов. Почему?

Да потому, что работу "из опыта" можно организовать только в постоянно действующей общине, а это очень трудоёмкое и неблагодарное дело, где средств не приобретёшь, а силы потратишь немалые. Кстати, сам Геннадий Андреевич Шичко до своей смерти (3.11.1986) скрупулезно работал в "клубе оптимализма", где действительно велась работа "из опыта", и она, естественно, давала результат даже тогда, когда пациенты Геннадия Андреевича сами не посещали клуб, но они ревниво следим за этим опытом и укреплялись на его основе.

Не секрет, что клуб, созданный Геннадием Андреевичем, живёт и здравствует, только теперь он называется "Православный клуб "Бодрствование" во имя святого мученика Вонифатия", но суть его работы "из опыта" остаётся прежней.

Дореволюционные православные трезвенники хорошо понимали равночестность в трезвенной работе знаний и опыта, поэтому, с одной стороны, они занимались просвещением в духе трезвости, а с другой, они накапливали и обменивались опытом трезвенной жизни в приходских обществах трезвости.

Современные православные трезвенники стараются использовать всё лучшее, что удалось найти в прошлом опыте, и наработки последнего времени. Именно так выработалась связанная система варианта воскресных школ при церковных приходах, которые в этом случае называются школы трезвения, и приходских же обществ трезвости, где нарабатывается опытным путём уклад личной и семейной жизни в трезвости.

Почему школы трезвения относятся к разряду воскресных школ, если они работают не только по воскресным дням? Да потому, что эти школы трезвения помогают заблудшим людям воскреснуть для дела спасения во Христе Иисусе, воскреснуть из праха греха к жизни вечной.

Вот собственно, что хотелось сказать по предложенной теме.

Владимир Алексеевич Михайлов,
председатель Всероссийского
братства "Трезвение".








Старый стиль 5Август пятница Новый стиль) 18Август Седмица 11-я по Пятидесятнице. Глас 1. Успенский пост. Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты). Совершается служба на шестьПредпразднство Преображения Господня. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМч. Евсигния (362). Сщмчч. Анфира (236) и Фавия (250), пап Римских. Мч. Понтия Римлянина (ок. 257). Прав. Нонны, матери св. Григория Богослова (374). Прп. Иова Ущельского (1628). Мчч. Кантидия, Кантидиана и Сивела, в Египте (IV). Сщмч. Стефана пресвитера (1918). Мцц. Евдокии, Дарии, Дарии и Марии (1919). Сщмч. Симона, еп. Уфимского (1921). Сщмч. Иоанна диакона (1939). Евангельские Чтения2 Кор., 177 зач., IV, 13-18. Мф., 100 зач., XXIV, 27-33, 42-51, и за субботу (под зачало): 1 Кор., 123 зач., I, 3-9. Мф., 78 зач., XIX, 3-12. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (2 Кор. 4, 13-13; Мф. 24, 27-33. 42-51). "Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет". Если б это помнилось, не было бы и грешников, а между тем не помнится, хоть и всякий знает, что это несомненно верно. Даже подвижники, самые строгие, и те не сильны были свободно держать память об этом, а ухитрялись прикреплять ее к сознанию так, чтобы она не отходила: кто гроб держал в келлии, кто упрашивал сотоварищей своих по подвигу спрашивать о гробе и могиле, кто держал картинки смерти и суда, кто еще как. Не касается души смерть, она и не помнит ее. Но всячески, не может же не касаться души то, что тотчас следует за смертью; уж об этом то она не может не иметь заботы, так как тут решение ее участи на веки вечные. Отчего же этого-то она не помнит? Сама себя обманывает, что не скоро и что, авось, как-нибудь дело пройдет не худо для нас. Горькая! То уж несомненно, что которая душа держит такие мысли, та нерадива и поблажает себе, так как же думать, чтоб дело суда прошло для нее благоприятно? Нет, надо так себя держать, как держит ученик, которому предстоит экзамен: что ни делает он, а экзамен нейдет из головы; такое памятование не дозволяет ему и минуты понапрасну тратить, а все время употребляет он на приготовление к экзамену. Когда бы и нам так настроиться!(1 Кор. 1, 3-9; Мф. 19, 3-12). Господь говорит, что брачный союз первоначально Сам Бог благословил, и вложил закон этот в естество наше; о тех же, кои хотят не жениться сказал: "Кто может вместить, да вместит". Ясно, что хоть и признал Он брак законом естественным, но не настолько необходимым и неизбежным, чтоб не было места безбрачию. И последнее Он разрешает, но ограждает условием, которое сближает его с законом естества. Скопец от рождения - безбрачен по закону естественному; но и тот, кто своим произволением поставляет себя в такое состояние, в каком естественный скопец находится по рождению без участия воли - становится на одной с ним линии в отношении к естественным потребностям. Следовательно, в этом отношении как первый, так и второй - естественные безбрачники. Отчего же духовное скопчество или безбрачие произвольное считают неестественным? Оттого, что не понимают естества. У них только то и естественно, что естественно телу, а что естественно духу и что вследствие воздействия его на тело становится естественным, того они не хотят считать естественным. И добро бы это были люди все из числа материалистов, а то нет: поговори с ними о чем-нибудь другом, резонно рассуждают. Молитвы Тропарь предпразднстваглас 4Христово преображение предусрящем,/ светло торжествующе предпразднственная, вернии, и возопиим:/ приспе день Божественнаго веселия,/ восходит на гору Фаворскую Владыка,// Божества Своего облистати красоту. Кондак предпразднстваглас 4Божественным днесь преображением/ человеческое все естество/ просиявает божественно,/ в веселии зовущее:// преобразуется Христос, спасаяй вся. Службы25 января: Святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского 30 января: Священномученика Ипполита, папы Римского. Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста 5 августа: Предпразднество Преображения Господа нашего Иисуса Христа. Святого мученика Евсигния Сайты приходов:Храм в честь иконы Божией Матери Одигитрия Смоленская с. Выездное (Нижегородская епархия) Храм Николая Чудотворца с. Николо-Крутины (Московская епархия (областная))
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.07955 c.