Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество «Трезвение» » Газета "Трезвение" »

01.12.2017 | В честь дня небесной покровительницы Екатеринбург посетят два Патриарха

20.10.2017 | На Покров в Екатеринбургской епархии стартует информационно-просветительская кампания о Царской семье

30.08.2017 | СЕМИНАР по работе со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости.

27.07.2017 | В Екатеринбургском духовно-просветительском «Царский» состоялось заседание Совета общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости».

- -

«Трезвое слово» №2 (№14)

План работы Общества «ТРЕЗВЕНИЕ» на 2009 год

- -
Газета "Трезвение"

- -  

Материалы газеты "Трезвение" за март 2006 года.

ПОКАЯНИЯ ОТВЕРЗИ МИ ДВЕРИ

По милости Божией мы с вами стоим на поприще святого Великого поста. Вновь перед нами открыты двери милосердия, ибо Милосердный Господь не погубил нас "со беззаконными нашими", но вновь дарует нам время и средства к покаянию, время и средства к очищению и исправлению.

Нам для спасения нашего следует только воспользоваться этим драгоценным временем и этими спасительными средствами. Доброе и спасительное дело пост и покаяние, очищение и исправление. Но если оно доброе, то значит потребует от нас немалых усилий, немалого подвига. Христианин не должен забывать слова Спасителя, что "Царствие Божие нудится и (только) нуждницы восхищают е".

Каждый из нас на себе испытал, что сделать что-либо злое: обидеть, оскорбить, тем более осудить ближнего, - не требует от нас никаких усилий, оно как-то само получается помимо нашей воли, а нередко и против нашей воли.

Святой апостол Павел, изображая состояние воли греховного человека, говорит: "Не еже бо хощу доброе, творю, но еже не хощу злое, сие содеваю" (Рим. 7, 19).

Всякое же доброе дело дается человеку трудом, подвигом, самопринуждением и самоотречением. И Церковь Святая, прося Господа, чтобы Он отверз нам двери покаяния, все время внушает нам, чтобы мы, подняв на себя подвиг, облеклись смирением, дабы гордость не погубила наших трудов, чтобы мы вооружились терпением и благоразумием и познали, что пост состоит не только в воздержании от пищи, что воздержание от пищи - это не цель, а средство для поста духовного, ибо: "Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похоти отлучение... Сей есть истинный пост и благоприятный".

И мы постимся, но у нас получается далеко не так.

Как часто бывает, что воздерживаемся от пищи, а сердце ожесточается, хотим умертвить страсти, и встречаем ополчение мысленной брани, хотим сделать доброе дело, а вместо доброго получается злое, постимся, а сами раздражаемся.

Что же это? Неужели все напрасно? Нет, не напрасно. Труды даром не пропадают. Святые отцы говорят, что такое состояние свидетельствует лишь о том, что человек находится на низкой ступени совершенства. Нужно не ослаблять, а усилить бодрствование над собой и подняться выше с этой ступени на другую, как сделали это святые, как сделали это все подвижники веры и благочестия.

Трудно это нам, неискушенным в духовной жизни. Трудно потому, что грех в нас укоренился. Трудно потому, что не одна страсть, а рой страстей потопляет нашу душу. Нам тяжело, ибо давит душу скорбь от сознания грехов своих. Однако, "укрепитеся, руце ослабленыя и колена разслабленая: утешитися, малодушные умом, укрепитеся... Бог наш суд воздает, и воздаст, Той приидет и спасет нас". Не бойся, христианин, Судии, не отчаивайся в своем спасении: Он принимает и две лепты вдовицы, Он не стыдится принять и чашу студеной воды. Он ценит и простую готовность оказать милость, если помочь на деле нечем. Он оценит и малые труды наши.

В эти святые дни каждый христианин готовит себя постом, покаянием и молитвами к тому, чтобы достойно приступить к Таинству Святого Причастия. Готовит себя к тому, чтобы вкусить плодов древа жизни, а вкусив, получить залог вечного спасения.

К Святой Чаше зовет нас Сам Господь:

"Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов".

"Пиите от нея вси: сия есть кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов".

Как посреди рая стояло древо жизни, питаясь плодами которого человек не умер бы никогда, если бы не последовало грехопадение, так и в Церкви Христовой это величайшее Таинство является тем же древом жизни, ибо причащающийся Христовых Таин приобщается жизни вечной.

"Ядый Мою плоть и пияй Мою Кровь имать живой вечный", - говорит Господь.

Как нужно приступить к сей Священной Трапезе?

Церковь повелевает нам приступать к Святой Чаше со страхом Божиим и верой. Со страхом Божиим, то есть с величайшим благоговением к этой Святыне, и с верой, твердой верой в то, что под видом хлеба и вина мы причащаемся истинного Тела и истинной Крови Господа нашего Иисуса Христа. Ибо слово Божие возвещает нам, что "ядый и пияй недостойне суд себе яст и пиет, не рассуждая Тела Господня" (1Кор. 11, 28 - 30).

Значит, от приступающего к Святой Чаше требуется вера, твердая вера в нашего Господа Спасителя. Но кроме веры требуется еще и любовь.

В дни Великого поста мы часто слышим такой призыв Церкви: "С верою и любовию приступим да причастницы жизни вечныя будем". С любовию, сыновней любовию, с благодарной любовию к Богу за все благодеяния Его видимые и невидимые, наипаче же за то, что Он так возлюбил мир, что и "Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный".

С какой любовию, с каким рвением и каким благоговением стремились к этому величайшему Таинству все угодники Божий!

Святитель Димитрий Ростовский так говорит о своих чувствах, о своих переживаниях, которые он испытывал своей святой душой во время Причащения: "Когда я причащаюсь Христовых Таин, - говорит он, - я говорю про себя: "Ты, Господи, - мое сокровище, Ты - мое счастье, Ты - мой покой, Ты - моя радость, Ты - моя жизнь вечная. И я отдаю себя в волю Твою. Делай со мной, что угодно воле Твоей: угодно Тебе вознести меня в состояние здоровья и благополучия, угодно ли Тебе повергнуть меня в скорби и болезни, - делай что хочешь. Но дай мне только одно - жить с Тобой и умирать с Тобой, не отходи от меня грешного, не покидай меня в моих грехопадениях, не лиши меня светлой радости приступать к Святой Чаше".

Как нам приступать к Святой Чаше, как нам принять Дорогого Гостя в убогую хижину своего сердца, когда мы знаем, что мы грешные и недостойные этого величайшего Дара? "Како дерзну с достойными приступить, яко хитон мя обличает?"

"Да не смущается сердце ваше, - говорит нам Сам Господь, - веруйте в Бога и в Мя веруйте" (Ин. 14, 1).

Мы - грешные, но Тот, в Кого мы веруем, "Един Свят", могущий и нас освятить.

И Господь освящает нас в Таинстве Святого Покаяния.

Мы оскорбляли Господа своими грехами, а Он, по молитвам Святой Церкви, благодатью Святаго Духа прощает нам эти согрешения.

За свои грехи мы достойны геенского осуждения, мук ада, а Он, Милосердный, делает нас причастниками Своего Тела и Своей Крови и открывает перед нами двери Царства Небесного, - лишь бы нам принести чистосердечные раскаяния и показать Ему готовность исправить свою жизнь. Тогда Он сам придет в хижину нашего сердца и вечеряет с нами.

Вспомним, как принимал Господа в свой дом Закхей. Он был грешный, но вот к нему обращается Господь и говорит: Закхее, поспеши, "днесь бо в дому твоем подобает Ми быти" (Лк. 19,5).

Закхей воспрянул духом. Пусть другие продолжают презирать его как обидчика, грабителя и лиходея. Закхею стало ясно, что для него не все еще погибло пред Богом, что внутри его сохранилась какая-то искра Божия, которая дорога его Великому Гостю и которая теперь станет самым ценным достоянием всей дальнейшей жизни Закхея. И он воскликнул: "Се, пол имения моего, Господи, дам нищим: и аще кого чим обидех, возвращу четверицею" (Лк. 19, 8).

И за это Господь сказал ему: "яко днесь спасение дому сему бысть, зане и сей сын Авраамль есть: прииде бо Сын Человечь взыскати и спасти погибшаго" (Лк. 19, 9-10).

Приступим и мы, "чающие воскресения мертвых", к Источнику бессмертия, примем в свое сердце Дорогого Гостя, как принял Его Закхей, да и мы "причастницы жизни вечныя будем".

Митрополит СИМОН.

СЕМИНАР КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ 10 февраля в Санкт-Петербургском госуниверситете состоялся семинар, который стал началом разработки новой Концепции системы государственной антинаркотической политики Российской Федерации.

С докладами по заявленной теме выступили: руководитель международно-правового департамента ФСКН России Дмитрий Костенников, помощник Председателя Федерального Собрания РФ Наталья Малышева, советник регионального представительства УНП ООН Евгений Очковский и представитель ECAD в России Георгий Зазулин. Стремление 45 участников из 7 субъектов РФ к концептуальной идеологии понимания наркоугрозы и осмыслению обязанностей государства и граждан ее уменьшить, создало атмосферу творческой дискуссии о том, какой должна быть новая Концепция.

Есть ли в России механизм координации трех ветвей государственной власти или его еще предстоит создать? Удастся ли всех объединить, возродив работу антинаркотической комиссии Правительства РФ под эгидой ФСКН России, или следует задачу координацию ветвей государственной власти возложить на Администрацию Президента РФ? Эти и другие фундаментальные вопросы российской антинаркотической политики были в центе внимания участников семинара. Представительством ECAD в России был разработан и предложен к обсуждению проект Концепции системы государственной антинаркотической политики в Российской Федерации, с которой можно ознакомиться на сайте http://www.ecad.ru.



ВЕЧЕР-ВСТРЕЧА

"Лествица трезвения" В Санкт-Петербурге в кинотеатре "Восход" прошел вечер-встреча под названием "Лествица трезвения", приуроченный к выходу одноименного фильма. Этот фильм был создан "Православной студией Петербурга" на основе пастырских бесед о преодолении алкогольной зависимости, состоявшихся в школе трезвения при отделе по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии. Вечер-встречу проводили преподаватели школы трезвения протоиерей Валерий Швецов и иерей Алексий Мороз. Во встрече также принимали участие православные трезвенники братства во имя святого благоверного князя Александра Невского и святого праведного Иоанна Кронштадтского при храме преподобного Андрея Критского (пос. Володарский).

Как преодолеть алкогольную зависимость? Почему человек становится зависимым от алкоголя? Как можно помочь таким людям? Смогут ли они обрести здоровую, трезвую жизнь? Что нужно человеку в первую очередь для преодоления алкогольной зависимости? На эти и другие вопросы после просмотра фрагментов фильма отвечали зрителям о. Валерий Швецов и о. Алексий Мороз.

Особая тема, которая обсуждалась на встрече, - это так называемая 12-шаговая протестантская программа "Анонимных Алкоголиков". В результате обсуждения сложилось твердое понимание, что обращаться к практике программы "12-шагов" незачем, поскольку в Русской Православной Церкви имеется богатый духовный опыт преодоления алкогольной зависимости.

Приобрести фильм "Лествица трезвения" (80 мин.) на всех видеоформатах можно в "Православной студии Петербурга" (Санкт-Петербург, ул. Благодатная, д. 71). Тел.: (812) 387-11-87.

В нашей газете протоиерей Сергий Бельков, настоятель храма Коневской иконы Божией Матери в поселке Саперное, рассказывал о том, что при храме уже десять лет действует православный центр по реабилитации наркозависимых. Теперь вы можете посмотреть об этом в видеофильме "Богородичный, дом 1. Исцеление с Божией помощью". О приобретении фильма (28 мин.) обращаться по тел. (812) 110-20-42.

Владимир Анатольевич Цыганков,
руководитель школы трезвения при отделе по
противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии.



Выставка "МИР И КЛИР"

В Ярославле состоялась первая международная православная выставка-ярмарка "МИР и КЛИР". Проведение подобных выставок - это возвращение традиций забытого прошлого. За шесть дней успешной работы ее посетило несколько десятков тысяч жителей и гостей города Ярославля.


Особое значение для нас имело то, что на выставке были проведены круглые столы по темам: "Трезвость в современных условиях" и "Демография и нравственность". Ведущим круглого стола по проблемам трезвости был член совета Всероссийского братства "Трезвение" Евгений Игоревич Волков. Активное участие в проведении выставки принял председатель Всероссийского Иоанно-Предчетенского Православного братства "Трезвение" Владимир Алексеевич Михайлов. Им были проведены для участников выставки беседы в помощь зависимым от курения, алкоголя и наркомании, на которые собиралось много заинтересованных людей. На заключительной беседе было объявлено об официальной регистрации и начале деятельности Ярославской областной общественной организации "Клуб здорового образа жизни "Светоч", созданного по инициативе Е. Волкова, ставшего его председателем.

После Ярославля выставка перебазировалась в Нижний Новгород, и Евгению Волкову фирмой-организатором "Узорочье" (директор Сергей Алексеев) было поручено также провести круглый стол о трезвости и беседы по преодолению алкотабачной зависимости. Как сообщили организаторы, проведение подобных форумов будет продолжено, это начинание поддержали руководители регионов и правящие архиереи епархий.

На фото: В.А. Михайлов и соратники из Ярославля Е.Волков, В.Ершов и В. Щапов во время проведения выставки.


СУПРУГИ УТВЕРЖДАЮТ ТРЕЗВОСТЬ


Супруги Анатолий Иванович и Ирина Вячеславовна Романовы пришли в трезвенническое движение недавно, а вот здоровый образ жизни ведут уже много лет. В областном учебном центре УВД, что расположен в селе Вятское Некрасовского района, была освящена часовня. Кто-то из гостей, прибывших из Ростова Великого, подарил учебному центру видеокассету с записью лекции В.Г.Жданова, где он выступает перед школьниками. И вот теперь преподаватель по медицине и психологии А.И. Романов активно использует этот и другие трезвеннические материалы в своей работе в центре.

Ирина Романова, как и муж, занята не менее важной работой. Она активный участник сестричества Вознесенской церкви в 1-й городской больнице Ярославля, где сестры ведут занятия с отказными детьми, помогают в уходе за ними. Сотрудничая с женским клубом, Ирина Вячеславовна участвовала в мероприятиях, которые дали положительные результаты. Так, летом по их неоднократным предложениям и требованиям женщин во Фрунзенском районе города были передвинуты две палатки, торгующие пивом, за пределы 500 метров от школ. Обращения в мэрию и затем в агентство "Роспечать" заставили чиновников распорядиться, чтобы киоскеры не выставляли напоказ и убирали подальше журнальную и газетную продукцию с непристойно оформленными обложками или страницами. Очень многие друзья и знакомые Романовых просмотрели, переписали и передали другим кассету с видеозаписью выступления В.Г.Жданова "Алкогольный и наркотический террор против Святой Руси".

Владимир Ершов, председатель Ярославского
регионального отделения СБНТ.


ЗАЧЕМ ПРИНИМАТЬ ОБЕТ ТРЕЗВОСТИ

"Положите обеты и воздадите Господеви Богу вашему" (Пс. 75, 12).

Общество "Трезвение" при соборе святого благоверного великого князя Александра Невского г. Екатеринбурга выпустило второй номер журнала "Трезвое слово". Тема номера - обет трезвости. Предлагаем вашему вниманию статью из журнала.

Обет есть действие Богопочтения

Епископ Петр (Екатериновский) в сочинении "Правила и практика православной аскезы" писал: "Обет есть действие Богопочтения, в котором дается добровольное обещание пред Богом посвятить Ему лицо или вещь, или сделать какое-либо доброе дело, к которому человек не обязан законом, или воздержаться от чего-либо, не запре-щенного законом".

В частности, обет целомудрия, нестяжательности и послушания, который дают монашествующие, - это обещание всецелой преданности себя Богу. Человек всего себя предоставляет воле и Провидению Божию, так что сам остается только стражем своей души и тела как стяжания Божия. На языке Священного Писания это есть жизнь распятая, смерть для греха и жизнь для Бога. Как выражается апостол Павел: "Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос" (Гал. 2,19,20).

Крещение - обет жить по воле Христа

По традиции человек, желающий принять святое Крещение, отрекается от сатаны и всех дел его (в знак полного разрыва с сатаной крещаемый дует и плюет на него), после этого крещаемый обращается ко Христу и дает обещание жить по Его воле. Лишь после отречения от сатаны допускается человек ко Крещению. Получивший дар Крещения и принесший "обещание Богу доброй совести" (1 Пет. 3, 21) призван к новой жизни во Христе с тем, чтобы сделаться новым творением (Гал. 6,15).

Кроме того, каждый раз после Таинства Исповеди, очистив душу покаянием, христианин, целуя святой Крест и Евангелие, дает обещание и решимость исправить свою жизнь и впредь не грешить.

"Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный", - призывает Господь в Евангелии (Мф. 5, 48). И призыв этот обращен к каждому христианину.

Первое обетование

Первое обетование людям дал Бог о пришествии в мир Спасителя Господа Иисуса Христа, обещая спасение человеку. Все обетования Божии, описанные в Священном Писании, сбываются до сих пор. Таким образом, Бог Сам показывает людям, что обет есть одно из средств для скорейшего соединения с Ним, научая Своим примером обетовать и строго выполнять обещанное. "Положите обеты и воздадите Господеви Богу вашему" (Втор. 23,21,22. Пс. 75,12).

Обет - это средство спасения человека и ступень к самоусовершенствованию. В торжественном принятии обета христианин предает себя в руки Божии, успокаивается в надежде на Бога. Говоря словами преподобного Макария Великого: "Господи, делай со мной, что угодно Тебе, только помилуй и спаси меня, как знаешь". Страх погибели и желание спастись владеют человеком, глубоко прочувствовавшим свою греховность.

Ненарушимость обета

Сколько важны обеты, столько же свято и ненарушимо должны быть они хранимы. Это и по суду разума, и по правилам святых отцов, и по суду Божию.

Невыполнение даже простого обещания - это не пустяк. Христианин должен очень осторожно давать вообще обещания, и то в условной форме с оговоркой: "если Бог даст", то есть, если не помешает что-либо, от человека не зависящее. Но уж если дано обещание, то все должно быть сделано, чтобы выполнить обещание точно и в срок.

Одним из самых тяжких грехов является нарушение обещания, сделанного перед лицом святыни - Креста и Евангелия.

Страшно бывает наказание от Бога за этот грех, и иногда падает оно не только на самого клятвопреступника, но даже и на его потомков.

"Аще обещавши обет Господеви Богу твоему, - говорит Моисей, - да неумедлиши воздати его, яко взыская, взыщет Господь Бог твой от тебе, и будет на тебе грех" (Втор. 23,21). А в Апокалипсисе Господь повелевает быть верным в своем намерении и постоянным в подвигах самоотвержения даже до смерти, и не иначе, как только под этим условием Господь обещает дать венец жизни (Апокалипсис 2,10).

Важность трезвости, освященной обетом

Всякое доброе дело тем лучше и совершеннее бывает, чем с большею делается напряженностью душевных сил. Дело, совершаемое по обету, делается с большим усилием духа, с большею обдуманностью, с большею любовью, решимостью и постоянством, нежели делаемое без обета. Следовательно, дело, совершаемое по обету, лучше, совершеннее того дела, которое делается без обета. Кто делает без обета, тот, так сказать, посвящает Богу только дело, а кто делает по обету, тот посвящает Богу не только доброе дело, но и самую способность делать добрые дела в честь Бога. Потому исполняющий что-либо по обету подобен приносящему в дар не только плоды дерева, но и самое дерево, приносящее плоды. Очевидно же, что дар жертвующего самим деревом с плодами больше дара жертвующего только плодами.

Кроме того, кто дает обет, тот ограждает и, можно сказать, приводит себя в большую безопасность от искушений лукавого. Ибо люди и в самых важных делах, исполняемых без строгого обязательства, часто переменяют свое намерение или по искушению диавола, или по собственной слабости и лености.

Важность обета состоит и в том, что дающему обет испрашивается и сообщается особенная благодать, особенная помощь Божия. И для тех, кто принимает обет, открывается врачующая сила благодати Божией. "Воздам Тебе обеты мои, которые произнесли уста мои и изрек язык мой в скорби моей" (Пс. 65,13-14).

Алевтина Николаевна ЛЕЖНИНА.


МОЛЕБНЫ
НА МЕСТЕ "СВЕТЕЛКИ"

Члены Александро-Невского общества трезвости г. Луги часто бывают у почитаемого в городе места, где располагался дачный комплекс "Светёлка" последней русской Императрицы.

"Светёлка" - трогательное и светлое название. Оно возвращает нас в сказочную древне-русскую былинную давность. Под этим наименованием в Луге - уездном городе Санкт-Петербургской губернии - с 1914 года появляется дачный комплекс Императрицы Александры Феодоровны.

30 мая 1914 года Государыня устроила в "Светёлке" первое в губернии отделение столичной Школы народного искусства. Эта Школа находилась в Санкт-Петербурге на наб. Екатерининского канала (ныне канал Грибоедова), д. 2-а. Школа являлась принципиально новым учебным заведением. Пройдя курс обучения, выпускницы должны были отправляться в родные села и города, чтобы на местах возрождать традиции народного искусства и ремесел, в значительной степени к тому времени утраченных. Императрица Александра Феодоровна считала возрождение традиционного творчества в народе задачей государственной.

Можно вспомнить, что с 1908 года в России было введено обязательное бесплатное начальное обучение, для чего каждый год открывалось более 10 тысяч государственных школ, число которых к 1913 году достигло 130 тысяч. Подавляющая часть русского народа умела читать и писать. Широко возрождалось народное искусство - достаточно вспомнить Абрамцево, Талашкино, Поленово. Школа народного искусства Императрицы Александры Феодоровны была призвана посредством выпускниц внести новую струю в народное творчество, в развитие декоративно-прикладного искусства.

В конце июля 1914 года, сразу после объявления войны с Германией, Императрица устраивает в "Светёлке" лазарет для раненых воинов, а также склад вещей и других пожертвований, собираемых для армии и лазаретов. С 6 августа 1914 по 1 января 1915 года ученицы Школы народного искусства сшили до 6 000 предметов белья. Всего же Школой было роздано в работу и изготовлено до 10 000 предметов белья.

Вероятно, с 1915 года в "Светёлке" находился временный домовой храм. Кто-то из лужан-старожилов припомнил, что храм был устроен в честь святого благоверного князя Александра Невского (так в детстве ему говорили старшие). Службы совершал священник храма во имя святой равноапостольной великой княгини Ольги Константин Сергеевич Титов (13.05.1878-13.03.1964). Он вел с ранеными также беседы на духовные темы, принимал обеты трезвости.

Государыня Императрица Александра Феодоровна планировала перенести в Лугу деревянный храм в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали" с Царскосельского Братского кладбища и возвести рядом со "Светёлкой". Осуществиться этим планам помешала революция.

После революции в лужской "Светёлке" Школы народного искусства располагался детский дом. Во время немецкой оккупации существовал сиротский приют. Организовывал приют Владимир Георгиевич Малинин. За то, что по каким-то вопросам он обращался за помощью к немецким властям, после войны был отстранен от педагогической работы. С 1944 по 1953 год приют перепрофилировали в детский дом для сирот, чьи родители погибли в Великую Отечественную войну, а затем преобразовали в специальную коррекционную школу.

Удивительно, что само название "Светёлка" закрепилось прочно и сохранилось в памяти некоторых лужан до наших дней. Но не сохранилась сама Царская "Светёлка": она сгорела 1 сентября 1998 года. К тому времени дореволюционную историю "Светёлки" в Луге уже никто не знал.

19 мая 2002 года, в день рождения Государя Императора Николая Александровича, по благословению благочинного Лужского округа протоиерея Николая Денисенко состоялся первый крестный ход к Царской "Светёлке". Участие в крестном ходе принимали члены Александро-Невского общества трезвости, созданного при Екатерининском соборе города Луги. Именно они первыми начали исследовательскую работу по истории "Светёлки".

На том месте, где располагалась "Светёлка" - центр духовно-нравственного просвещения, трезвенного и социального служения - усилиями и на средства православных лужан установлен металлический поклонный крест. Теперь ежегодно 17 июля, в день злодейского убиения Царской Семьи, у поклонного креста протоиерей Николай Денисенко служит молебен святым Царственным страстотерпцам, на который собираются десятки прихожан Екатерининского и Казанского соборов города Луги. Уже стало давней традицией своершать у "Светёлки" торжественный молебен также и 1 января, в день празднования памяти святого мученика Вонифатия, покровителя трезвости, ведь, как известно, святые Царственные страстотерпцы Императрица Александра Феодоровна и Император Николай Александрович активно способствовали развитию русского православного дореволюционного трезвенного движения. К памятному кресту, где стояла "Светёлка" приходят помолиться члены Александро-Невского общества трезвости г. Луги и прихожане городского собора святой великомученицы Екатерины. Молебны также совершает благочинный Лужского округа протоиерей Николай Денисенко совместно с клириками собора.

Владимир Анатольев.
На фото: у поклонного креста на месте "Светёлки" 1 января 2006 года.



ТЯГОТЫ ДРУГ ДРУГА НОСИТЕ
Со слушателями школы трезвения, что действует при Косинских храмах, мы встречаемся еженедельно. Прежде всего, всем нам нужно укрепляться в вере святой православной, потому говорим о предстоящих церковных праздниках, рассуждаем, чему они нас научают. Вспоминаем жития почитаемых святых, чтобы они служили для нас примером в стяжании добродетелей. Пытаемся научить друг друга, какую жизнь мы должны вести, чтобы наши сродники победили свои пагубные страсти. Ведь если человек в дальнем походе подвернул ногу, его рюкзак делят на всех, а самый сильный берет самую большую ношу. Так и мы пытаемся нести тяготы ближних, пока они больны. Священное Писание учит нас: "Тяготы друг друга носите".


Всех наших слушателей объединяет совместная молитва. Уже больше года читаем по очереди акафист Божией Матери ради иконы Ее "Косинская", потому что в нашем храме пребывает первообраз этой чудотворной иконы. Молимся также по соглашению за наших недугующих сродников. Каждый день в 22 часа все мы встаем на молитву, поминая имена страждущих. Поскольку в решении Всероссийской встречи трезвенников в Екатеринбурге отмечено, что нужно больше внимания уделять молитвенному деланию во имя святого Иоанна Предтечи, покровителя православных трезвенников, мы сугубо молимся Крестителю Христову.

Большой интерес вызывают беседы "Семья - малая церковь". Когда люди приходят к вере, то и семейные отношения хотят строить по-христиански, потому готовы воспринимать любую информацию об отношениях в семье, воспитании детей.

Любим мы вместе отдыхать. Стало традицией отмечать дни ангела наших слушателей, на которые приглашаем православных поэтов, музыкантов, был нашим гостем даже православный гусляр Дмитрий Земской.

Сложилась добрая дружба трезвенников Москвы и Подмосковья. Мы часто бываем друг у друга, и эти встречи всегда несут радость духовного общения.

Запомнилась всем недавняя конференция-встреча, где собрались православные трезвенники Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Абакана, города Клина и села Озерецкого Московской области. Участником встречи был протоиерей Алексий Тимофеев, настоятель храма святителя Николая в с. Озерецком Дмитровского района Московской области. Батюшке-трезвеннику задавали много вопросов об обете трезвости. Например, такой: что, если человек нарушит обет трезвости? Отец Алексий сказал, что такого в принципе быть не может: искренняя молитва не посрамится. Конечно, при этом необходим постоянный контакт с духовником. Человек должен трезвиться - анализировать состояние своей души, и в любую минуту задавать вопрос священнику.

Еще вопрос: многие принимают обет трезвости ради своих ближних, страдающих недугами, какая от этого польза ближним? Батюшка пояснил, что все мы, хоть и живем отдельной жизнью, зависим друг от друга. Если человек очищается от грехов и утверждается в добродетелях, душа его становится источником благодати Духа Святого, и благодать изливается на других людей, на ближних. Только при этом обет трезвости нужно понимать правильно. Не просто сказать: я не пью! За этим должно последовать воцерковление, духовное трезвение. Близкие в семье страдают оттого, что не умеют общаться с пьющим мужем, отцом. Близкие должны понять: человек пьет оттого, что в душе его тоска неизбывная. Ему плохо. Плохо в семье. Надо думать, как к нему относиться, как помочь. При этом нужно видеть свои грехи и врачевать их Церковными Таинствами.

Москвичка Инесса Михайловна Гринякова поделилась своим наблюдением: "Обет трезвости на всю жизнь - это единственный путь, чтобы своим примером помочь людям. Не нужно бояться, нужно дерзнуть и принять обет. Когда я бываю в компании, прямо говорю, что у меня обет трезвости на всю жизнь. И люди относятся к этому с пониманием и уважением".

Такие полезные беседы укрепляют всех нас в трезвении и бодрствовании.

Сергей Борисович ШИЛКОВ,
руководитель школы трезвения при Косинских храмах.


На фото: молитва перед встречей-конференцией; о. Алексий отвечает на вопросы.



РАБОТАЕМ ДВАЖДЫ В НЕДЕЛЮ

Нашему клубу трезвости при храме Успения Пресвятой Богородицы усадьбы Демьяново в г. Клину Московской области всего пятый год. Срок небольшой, но некоторый опыт уже есть. Расскажу о наших делах за последние полгода.

Осенью принимали участие в крестном ходе "За трезвую Россию", который проходил от Никольского храма села Озерецкого до села Красного, протяженностью 16 км. Крестный ход возглавляли священники о. Николай и о. Алексий. Особенно запомнилось, как нас дважды встречали по старорусскому обычаю хлебом-солью. Во время крестного хода совершалось три молебна.

11 сентября, когда Святая Церковь отмечает Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, небесного покровителя нашего Всероссийского братства, 12 человек дали обет трезвости, в основном родственники страждущих. А в ноябре у нас было торжество, исполнилось 4 года со дня образования нашего клуба трезвости. К нам на праздник приезжали соратники из Твери, Москвы и села Озерецкого. Тут был и обмен опытом, и небольшой концерт.

После Богослужения 1 января, в день памяти мученика Вонифатия, вновь прозвучали слова обета трезвости.

И еще одно событие мы считаем важным в жизни нашего клуба трезвости. Впервые у нас в городе прошли два многодневных курса по избавлению от табачной и алкогольной зависимости. Они состоялись благодаря помощи председателя Тверского общества трезвости Александра Ивановича Горячева. После этих курсов у нас в клубе трезвости появились новые соратники, и теперь мы встречаемся и работаем в клубе кроме воскресенья еще и во вторник. Значит, сможем больше сделать для утверждения трезвости.

Игорь Васильевич СМИРНОВ,
председатель клуба трезвости во имя иконы Божией Матери
"Неупиваемая Чаша".


На фото: принятие обета трезвости 1 января, в день святого мученика Вонифатия.


Страшные цифры


Эта статья напечатана в книге священника Г. Петрова, изданной в 1903 г. Более века спустя поставленные в ней проблемы остаются актуальными.

Во время последней всероссийской выставки в Нижнем-Новгороде, в медицинском отделе выставлено было, между прочим, десятка два сделанных из воска человеческих голов и туловищ, на которых были воспроизведены страшные последствия для человека так называемой в народе дурной болезни. Все посетители выставки, зашедшие в этот отдел, подолгу останавливались перед ужасными, обезображенными слепками и отходили с серьезным, сосредоточенным выражением лица. Видно было, большинство впервые только воочию убедилось, какой страшный бич для человека дурная болезнь и что вид этих многочисленных страшных язв произвел на них глубокое, потрясающее впечатление.

Подле меня стоял какой-то почтенный генерал; он внимательно осмотрел все восковые фигуры и, наконец, не обращаясь лично ни к кому, сказал:
- Вот бы всю подрастающую молодежь сюда привести, или еще лучше - иметь такие шкапы по учебным заведениям, где воспитываются юноши и подростки. Наверное, это многих бы юношей удержало от грязи, заставило их беречь чистоту души и тела.
Приведенные слова глубоко справедливы: мы все слишком толстокожи, огрубели душой, привыкли к обычным безобразиям жизни и в отдельности не замечаем их или же не придаем им значения; нужно очень уж сильное впечатление, чтобы заставить нас задуматься. Нам надо представить зло во всем его омерзительном безобразии, во всем вопиющем ужасе; тогда только содрогнемся и, может быть, сделаем что-нибудь для устранения зла, представленного в такой яркой ужасающей очевидности. Таково точно наше отношение и к пьянству: мы все осуждаем пьянство, говорим о вреде его, но осязательно, наглядно всех страшных последствий его для человечества, в частности для нашей родины, не представляем; мы не сознаем ясно, какой это губительный бич для человека - пьянство, и потому не бьем тревогу, не спешим бороться с ним всеми нашими силами, довольствуемся немногими при случае хорошими словами. А слов тут недостаточно: зло застарелое, и пагубный вред его сказывается на всех сторонах человеческой жизни, - ни огонь, ни война, ни голод не сгубили столько людей, не внесли такого раззора, не убили в зародыше столько талантов, дарований и способностей, сколько сделало этого вино. Ученые люди в разных странах давно уже занимаются подсчетом тех бедствий, какие причиняет собою пьянство, и если собрать все их выводы, цифровые данные, то, получается мрачная, удручающая картина. Пьянство каждогодно уносит в могилу раньше времени десятки тысяч жизней, заполняет тюрьмы, больницы и сумасшедшие дома тысячами лишних преступников, больных и потерявших рассудок, в необъятном океане мирового пьянства гибнут тысячи миллионов рублей, несметное количество ржи, картофеля, ячменя и других хлебных запасов, топится бесплодно без возврата значительная доля народного труда.

По точным сведениям,- в Англии за 27 лет (1847- 1874 гг.) умерло от пьянства и его последствий 23 тысячи людей, в Америке в одном только главном городе Соединенных Штатов, в Нью-Йорке, за 38 лет умерло от пьянства около двухсот тысяч человек; в среднем - по пяти тысяч человек в год, и это в одном только Нью-Йорке; а пять тысяч человек - это ведь население целого уездного города у нас. В России пока еще таких точных сведений, как за границей, не имеется, и, однако, несмотря на неполноту необходимых цифр, с уверенностью можно сказать, что число людей, погибающих от пьянства, у нас очень велико. По сведениям, собранным г. Смедовичем за время с 1879 года по 1884 г., ежегодное число смертных случаев от опоя равняется пяти тысячам шестистам. Если сюда прибавить число людей, погибающих не прямо от опоя, а чрез пьянство, преждевременно, разрушивших здоровье, то цифра эта упятерится, если не удесятерится,- а это за сто лет даст больше миллиона пьянством загубленных жизней, т. е., говоря другими словами, Россия каждое столетие приносит в жертву пьянству число жизней, равное населению Петербурга или Москвы. Представьте, если бы от какой-нибудь причины: от заразы, от гнилой воды, или иного чего, нашим столицам суждено было раз в сотню лет вымирать поголовно в течение одного года. Ведь это ужас бы навевало на всю страну, заставляло бы принимать всяческие меры, чтоб бедствие более не повторялось, а к страшному злу, причиняемому зеленым змием, все относятся с преступным равнодушием.

В Петербурге Нева иногда выходит из берегов и затопляет низкие берега близ взморья; несколько улиц гавани на Васильевском Острове на время оказываются под водой. Тогда бедным затопленным гаванцам щедро оказывается всяческая помощь, а в печати и в обществе горячо обсуждаются меры, какими возможно было бы впредь предупредить затопление гавани. Это прекрасно; но вот тут не широкая Нева, а целое море, океан винный - затопляет не улицы, не города, а всю страну, всю нашу и без того многострадальную Русь - матушку, что мы делаем для борьбы с винным потоком?!

Маленькая, сравнительно с Россией, ничтожная страна, Голландия, на значительном пространстве расположена на таком низком берегу моря, что во время прилива всегда затопляло бы половину страны. В ограждение этих наводнений в Голландии уже с давних пор устроены вдоль всего низкого берега моря плотины. Плотины эти тянутся на две тысячи слишком верст: средняя высота от 10 до 12 аршин, а толщина от 20 до 40 саженей. Для наблюдения за прочностью и исправностью плотин содержится целая армия инженеров, техников и сторожей. На содержание и устроение плотин голландцы не щадят никаких средств: они сами говорят, что если сложить все, что затрачено страною за долгие века на борьбу с морем, то можно было бы соорудить такие же плотины не из земли, а из меди. Зато трудолюбивый голландец за своими плотинами не боится моря, а постепенно год за годом отвоевывает еще от него громадные участки плодородной почвы, где разводит богатейшие пастбища для скота.

Отчего у нас не сооружаются соответствующие плотины для защиты населения от наводнения сел, деревень и городов пьянством? Отчего мы не выдвигаем из своей среды сотни, тысячи людей, одаренных и силой слова и научным знанием, воодушевленных великою святою идеей отрезвления народа? За последние годы в летнее время по всей России, в самые глухие углы, для борьбы с народною слепотою, с болезнями глаз, посылаются из больших университетских городов летучие отряды врачей - специалистов, под наблюдением известных профессоров. Отчего не делать то же для борьбы не с телесною, а с еще более ужасною слепотою духовною: с возрастающим развращением народа через пьянство? В Норвегии всемирно известный писатель Бьернстьерне - Бьернсон часто разъезжает по всей стране и своим убеждением, красноречивым словом призывает слушателей к трезвости. Его слушают студенты высших учебных заведений, фабричные рабочие и сельские жители; слушают отцы и матери, слушают и подростки-школьники, и доброе семя обильно дает добрые плоды. В Дании поставили памятник человеку, который первым стал осушать болота и негодную почву превращать в плодородные поля. Неужели отрезвление народа и возвращение тысяч загубленных пьянством людей в ряды честных, здоровых, трезвых тружеников - дело менее почтенное, чем осушение болот? Отчего же у нас нет летучих отрядов для борьбы с пьянством? Отчего не являются апостолы трезвости, которые и по городам и по селам устраивали бы соответствующие чтения, отрезвляли охмелевшие в народе ум и совесть? Ведь это дело такое, что при серьезной постановке создало бы великую честь любому писателю, и ученому профессору, и пастырю-проповеднику.

В учительских и духовных семинариях, кроме главных предметов, необходимых для прямой будущей деятельности питомцев, обучают многим еще побочным предметам: рисованию, музыке, ремеслам, сельскому хозяйству и начальной медицине. Отчего бы не обратить серьезным образом внимание будущих народных пастырей и учителей на дело отрезвления народа, не подготовить их к этому надлежаще, не пытаться особенно привить им идеи трезвости? Когда лет шесть-семь тому назад Россию посетила незваная гостья - холера, тогда в народе старались широко распространить правильные понятия о ней: как она передается, отчего усиливается, чем с нею бороться. Ну, а пьянство? Оно ведь не изредка, а постоянно губит народ, и неужели только потому, что оно постоянное зло, так его и не надо беречься? О нем не надо кричать? Не надо всеми мерами предупреждать?

В Петербурге года два тому назад была устроена противопожарная выставка: на ней было все, что говорило об ужасах красного петуха, и все, чем возможно бороться с огнем. Выставленные предметы затем были помещены на большой барке и ее в течение лета и осени возили по Неве, Ладожскому озеру и далее для обозрения прибрежными жителями. Эту мысль следовало бы усвоить и друзьям трезвости: необходимо было бы иметь таблицы, на которых было бы указано, сколько где людей болеет, умирает, сходит с ума, попадает в тюрьмы от пьянства; как действует спирт на внутренности человека: все это показывать, сопровождая пояснениям искренним, одушевленным призывом к трезвости, - показывать в школах, на чтениях в аудиториях, развешивать на видных людных местах.

На все это нужны, скажут, преданные делу трезвости люди. Верно. Так ведь люди-то мы. Вот и возьмемся дружно за работу. И в храме, в школе, и в аудиториях, и в частных беседах, в книгах, в печатном слове, и в устных речах, а главное, собственным примером будем проповедовать, распространять кругом нас трезвость.

Нужны, кроме людей, скажут еще, и денежные средства. Да! И средства большие. Но ведь нашла же маленькая Голландия средства, чтобы оградить себя плотинами от моря. Неужели же громадная и богатая дарами природы Россия не найдет средств оградить себя плотинами от моря пьянства? Ведь находятся страшные деньги на то же пьянство. По государственной росписи, питейный доход в России даёт ежегодно более двухсот пятидесяти миллионов рублей. Это столько через пьянство уходит на уплату акциза, а сколько еще идет в широкие карманы водочных заводчиков, трактирщиков и кабатчиков? По последним имеющимся у нас под руками сведениям (за 1889 г.), в России выкуривается в год свыше 30 миллионов ведер чистого спирта; по торговой цене (без акциза) это составляет около 75 миллионов рублей; а виноградные вина? А пиво? Виноградного вина ежегодно добывается в России около 30 миллионов ведер; пива столько же. Чего это все стоит? Сколько на добывание уходит хлеба? Сколько сотен тысяч людей заняты приготовлением народной отравы? Какие громадные площади плодородных земель служат не житнице народной, а водочным заводам?

Если все эти затраты перевести на деньги, то получатся такие суммы, что, употребляй мы хотя бы сотую долю их на просвещение России, наша родина в 5-10 лет изменилась бы к лучшему до неузнаваемости. Нет, не в недостатке средств борьбы с пьянством дело, не в отсутствии ясности ужасов зла, а в нашем постыдном равнодушии ко всему, что не касается прямо нас самих и наших мелких, часто дрянненьких делишек. По Евангелию, сбываются над нами слова пророчества Исайи, которое говорит: "Слухом услышите, и не уразумеете; и глазами смотреть будете, и не увидите; ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят... и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их" (Мф. XIII. 14-15).

Пора пробудиться, пора раскрыть глаза! Страшные цифры, словно зловещий колокол набата, разносят роковую весть о тяжком недуге народном. Народ, как нищий Лазарь в евангельской притче, лежит в рубище, гноен, и ждет, кто окажет милость и сострадание к нему,- перевяжет и уврачует ему струпья? Неужели мы всю жизнь так и будем ходить мимо него, не уделим ему хоть крошек наших забот и попечений об отрезвлении его, об обращении наших меньших братии на пути разумной, трезвой, трудовой и доброй жизни?



Старый стиль 2Декабрь пятница Новый стиль) 15Декабрь Седмица 28-я по Пятидесятнице. Глас 2. Рождественский пост. Монастырский устав: горячая пища без масла. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрор. Аввакума (VII-VI до Р.Х.). Мц. Миропии (ок. 251). Прпп. Иоанна, Ираклемона, Андрея и Феофила (IV). Прп. Исе (Иессея), еп. Цилканского (VI) (Груз.). Прп. Афанасия, затворника Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1176) и другого Афанасия, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Св. Стефана Уроша, царя Сербского (1367). Сщмч. Матфея пресвитера (1921). Сщмч. Димитрия пресвитера и прп. Веры исповедницы (1932). Сщмч. Алексия, архиеп. Великоустюжского (1937). Сщмчч. Иоанна, Константина, Николая, Сергия, Владимира, Иоанна, Феодора, Николая, Николая, Павла, Сергия пресвитеров, прмч. Данакта, Космы прмцц. Маргариты, Февронии, Тамары, Антонины и Марии, мц. Матроны (1937). Прмц. Марии (1938). Мч. Бориса (1942). Евангельские ЧтенияТит., 301 зач., I, 15 - II, 10. Лк., 101 зач., XX, 19-26. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Тит. 1, 15-2, 10; Лк. 20, 19-26). "Кесарево - кесарю, а Божие - Богу"; всякому, значит, свое. В наше время вместо "кесарево" поставить надо "житейское", и сказать: житейское своим чередом, а Божеское - своим. А то все бросились на одно житейское, Божеское же оставляют назади. Оттого оно стоит не только не на своем месте, то есть, не на первом плане, как следует, но совсем забывается. Следствием этого забвения, будто не намеренного, есть потемнение его в сознании; а затем становится неясным и его содержание, и его основания. Отсюда слабость убеждения и шаткость веры; и потом отчуждение от нее и влияние всяких ветров учения. Этот путь проходит всякий особо, когда начинает нерадеть о Божием; этот же путь проходит и общество, когда оно в своих порядках, начинает не обращать внимания на то, чего требует от него Бог. Когда Божие отставлено на задний план, тогда в обществе начинает водворяться эмансипация от Божеских требований, - в умственном, нравственном и эстетическом отношениях, и секуляризация (служение духу времени) политики, обычаев, увеселений, а затем воспитания и всех учреждений. В настоящее время о том что Божие - не думают, не говорят, не пишут и даже в мысли не имеют, ни при каких начинаниях. Дивно ли, что при таком настроении, учения противные вере находят доступ в общество и что общество склоняется к повальному безверию? Молитвы Тропарь пророка Аввакумаглас 2Пророка Твоего Аввакума память, Господи, празднующе,/ тем Тя молим:// спаси души наша. Кондак пророка Аввакумаглас 8Возгласивый вселенней от юга пришествие Божие от Девы, Аввакуме богоглаголиве,/ и на Божественней стражи предстоянием/ слышания от светоносна Ангела/ Христово Воскресение возвестил еси миру,/ сего ради весело зовем ти:// радуйся, пророков светлая доброто. Тропарь преподобного Афанасия, затворника Печерского, в Ближних пещерахглас 3Блаженство плачущих получити желая,/ день и нощь непрестанно плакал еси,/ имея во уме час Судный,/ тем по кончине твоей обрел еси утешение на Небеси,/ преподобне Афанасие./ Подаждь и нам плакатися зде грехов наших выну,/ яко да плача безконечнаго избывше,/ тамо приимем вечное утешение. Кондак преподобного Афанасия, затворника Печерского, в Ближних пещерахглас 5Яко безсмертия тезоименит, по умертвии своем востал еси жив;/ показуя же, яко зело люта есть смерть, плакался еси горько.
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.05376 c.