Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество «Трезвение» » Газета "Трезвение" »

30.08.2017 | СЕМИНАР по работе со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости.

27.07.2017 | В Екатеринбургском духовно-просветительском «Царский» состоялось заседание Совета общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости».

17.07.2017 | Подводим итоги, намечаем перспективы

14.07.2017 | Царские Дни (16 июля 2017)

- -

«Трезвое слово» №2 (№14)

План работы Общества «ТРЕЗВЕНИЕ» на 2009 год

- -
Газета "Трезвение"

- -  

Материалы газеты "Трезвение" за май 2006 года.

18 мая - празднование Божией Матери

в честь Ее иконы "Неупиваемая Чаша"





Икона из Никольского храма села Озерецкое Дмитровского района Московской области, где действует братство в честь иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша".

Приходской образ Божией Матери "Неупиваемая Чаша" имеет изображения святителя Николая, священномученика Харлампия, мученика Вонифатия и праведного Иоанна Кронштадтского.


ПРЕДСТОЯТ ВЫБОРЫ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ

В день похорон Владимира Алексеевича Михайлова члены Всероссийского Иоанно-Предтеченского братства "Трезвение" собрались на короткую встречу. В числе ее участников - заместители председателя Всероссийского братства Сергей Борисович Шилков (Москва), Сергей Николаевич Еремин (Екатеринбург), диакон Александр Горячев (Тверь). До очередной встречи в Екатеринбурге, где будет избран новый председатель, трезвенники настоятельно просили возглавить братство Владимира Анатольевича Цыганкова, члена совета Всероссийского братства, ответственного секретаря отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии, руководителя Александро-Невского общества трезвости г. Луги.

Владимир Анатольевич в принципе согласился просьбу принять, но подчеркнул, что для этого необходимо решение всех членов совета братства.

В.А. Цыганков, безусловно, прав. Однако до встречи в Екатеринбурге осталось два месяца. Пока мы свяжемся со всеми, это время как раз пройдет. Потому предлагаем трезвенникам со всеми текущими вопросами обращаться к заместителям председателя С.Б. Шилкову и С.Н. Еремину и готовиться к выборам Всероссийского председателя.

Поскольку участники встречи оказали доверие В.А. Цыганкову, мы их поддерживаем и предлагаем рассмотреть кандидатуру Владимира Анатольевича Цыганкова на пост председателя Всероссийского Православного братства "Трезвение". Просим обсудить этот вопрос на местах, при необходимости выдвинуть свои кандидатуры. (Информация о встрече в Екатеринбурге - на 4-й стр.).

РЕДАКЦИЯ.


ЛЕСТВИЦА ТРЕЗВЕНИЯ

В 1998 году известный петербургский батюшка протоиерей Иоанн Миронов благословил меня вести приходскую православную трезвенную работу. С этого времени я начал проводить занятия в школе трезвения с алкоголезависимыми людьми, а также их родственниками. Школа трезвения - это народный университет здоровья. Здоровья, прежде всего, духовно-нравственного. В соответствии с русскими православными трезвенными традициями школа трезвения призвана научить жить трезво людей, зависимых от алкогольно-табачных ядов.

Изучение дореволюционного опыта утверждения трезвости, а также святоотеческого взгляда на природу страстей, к которым относится и наркомания, и алкоголизм, и никотинизм позволили мне понять, что истоками этих "химических" зависимостей являются не физиологические или биохимические нарушения, как считает отечественная наркология, но поврежденность души. В первую очередь на образование и развитие зависимости влияет искаженность сознания. Как человек мыслит, так, как правило, и живет. Неслучайно премудрый Соломон говорит о человеке: "...каковы мысли в душе его, таков и он..." (Притч. 23, 7).

Зависимости от одурманивающих веществ суть не соматические, но духовно-нравственные заболевания, проистекающие прежде всего от искажения сознания, помрачения ума, а потому требуют духовного лечения и духовно-нравственного воспитания с целью восстановления частично поврежденной личности зависимого человека. Объектом лечебно-реабилитационного, педагогического и духовного воздействия становится в первую очередь мышление. Конечной целью духовного лечения и духовно-нравственного воспитания является восстановление целостности, устранение поврежденности всех трех разобщенных составляющих человеческой личности: духа, души и тела. Такое оздоровление достигается посредством духовного трезвения, то есть постоянным хранением ума, чувств и воли от воздействия страстей. Преподобный Исихий Иерусалимский (V в.) дает трезвению следующее определение: "Трезвение есть духовное художество, которое <...> с Божией помощью совершенно избавляет человека от страстных помыслов, и слов, и худых дел... Трезвение, если оно постоянно пребывает в человеке, делается для него путеводителем к правой и богоугодной жизни". Необходимо отметить, что преодоление зависимости не может происходить вне сознательной, упорной и целеустремленной работы самого зависимого человека.

Принципы преодоления алкогольно-табачной зависимости нашли выражение в Лествице трезвения для зависимых людей, которая была разработана в нашей школе трезвения на основе святоотеческого опыта.

Первая ступень в Лествице трезвения позволяет посредством проводимых занятий и изучения специальной литературы очистить сознание от пагубных мнений (в том числе "питейных" и "табакокурительных" убеждений), разрушить так называемую алкогольную (табачную) запрограммированность сознания, которая состоит в убежденности в якобы имеющейся пользе от возлияний и сигарет, в необходимости их употребления для себя лично. Прежде, чем приступать к нелегкой работе, которая называется "избавление от зависимости", необходимо расстаться со старыми, негативными и вредными мнениями - иначе нелегко найти в себе смелость изменить свою жизнь.

Вполне естественно, что разрушающее действие на сознание людей вносит не только алкогольная (табачная) запрограммированность сознания. Болезнь души вызывается и иными пагубными мнениями, которые вынуждают человека совершать грех. Что понимается под грехами? В чем состоит их зловредное влияние? К каким последствиям они приводят? - Все эти вопросы являются предметами изучения на первой ступени Лествицы.

До занятий в школе трезвения наши слушатели, как правило, находились в неведении относительно пагубности тех ложных представлений, которые завели их в пропасть греха. По мере понимания опасности прежнего образа мыслей, слушатель школы приходит к убеждению о необходимости его изменения.

Начало изменения образа мыслей, усвоение трезвомыслия происходит на второй ступени. Подчеркнем, что на этой ступени закладываются лишь предпосылки для изменения, преображения ума, которые вполне возможны, если наш слушатель стремится познать основы вечных, неискаженных истин, содержащихся в учении Православной Церкви. А если такое стремление имеется, то благодать Божия призывает человека к необходимым изменениям души. Святитель Феофан Затворник поясняет: "Благодать только говорит грешнику: "Видишь, куда зашел; смотри же, возьми меры ко спасению". Она только изъемлет из всегдашних уз его, ставит и держит вне их, давая ему возможность избрать совсем иную жизнь и определить себя на нее. Воспользуется сим - благо ему; не воспользуется, опять будет брошен, опять погрузится в тот же сон и ту же бездну пагубы".

Общей чертой духовного пробуждения от греховного сна под действием благодати Божией становится недовольство человека собой, всем своим поведением, которое он уже не раз пытался изменить, но, как правило, безуспешно. Теперь человеку нужно помочь взойти на следующую ступень.

На третьей ступени слушателю школы трезвения предлагается положить начало самопознанию. Отрезвляющемуся человеку придется вести борьбу с теми негативными чертами характера, которые он приобрел за годы своей пьяной жизни. Эти специфические черты характера можно объединить в одно понятие - алкогольная личность. Речь идет о следующем. Если алкоголик прекратил пить, но не изжил основные черты алкогольной личности, то нормальным человеком он все равно не станет. Что же его ждет? - Возврат к пьяной жизни или глубокий невроз. Как в первом, так и во втором случае человек с алкогольным складом личности доставит себе и своим окружающим много неприятных минут.

Палитра проявлений различных черт алкогольной личности чрезвычайно ярка и разнообразна. Основными типичными чертами алкогольной личности по нашим наблюдениям являются: эгоцентризм, лживость, неблагодарность, тщеславие, самомнение и жажда признания своих несуществующих заслуг, неспособность объективно оценивать некоторые свои поступки, завистливость, неуживчивость, желание как можно меньше трудиться, жить легкой и "красивой" жизнью, как ее понимает сам алкоголик.

Слушателю школы трезвения придется осознать, что от зависимости (страсти) невозможно избавиться только лишь собственными силами. Признание собственной немощи открывает человеку путь к спасению. Неведение, нежелание признать свою болезнь делает человека неисцелимым никакими средствами. Именно потому апостол Иоанн указывает: "Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас" (1Ин. 1, 8). Признать свою немощь - признать истину. Над этим признанием следует немало потрудиться, поскольку, как указывает преподобный Никита Стифат, страсти узнаются с трудом. В процессе познания себя, своих немощей, человек открывает свою душу для духовного преображения.

По мере осознания невозможности спастись собственными силами, по мере понимания, что зависимость - смертельная болезнь души, по мере переживания за свое гибельное состояние человек начинает видеть нужду в Спасителе, обретает веру в Него. Такая вера действительно спасает. Подчеркнем, что уповать лишь на собственные силы в избавлении от зависимости крайне опасно, поскольку самонадеянность неизбежно приводит к фиаско - нередко уверенный в себе "трезвенник" неожиданно для самого себя превращается в запойного алкоголика. Этот духовный закон мы часто наблюдаем на судьбах разных самонадеянных людей.

Если человек понял свою немощь, отбросил пагубную самоуверенность, то ему необходимо помочь взойти на четвертую ступень - обрести основы смирения. Именно преодоление гордости ("я избавлюсь от зависимости сам"), обретение смирения ("я надеюсь на избавление по милости Божией") открывает нам возможность исцеления от страсти, "потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать" (1Пет. 5, 5). Благодать Божия дается человеку не за добродетель и не за труды ради достижения ее, а за рождающееся от них смирение. Нет смирения - напрасны все труды, все добродетели. Почему? Потому что добродетель (например, трезвость) и понесенные труды ради ее обретения при отсутствии смирения приводят к ужасному состоянию - гордости. Печальные тому примеры, к сожалению, встречаются довольно часто.
Пятая ступень - познание спасительных истин православной веры. Святитель Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский пишет так: "Иисус Христос учением Своим разогнал тьму неведения и заблуждений ума человеческого, и весь мир просветил светом Евангелия. И теперь всякий, кто только хочет, может познавать волю Божию и путь, и средства к своему блаженству". Подчеркнем, что в школе трезвения не навязывается православное мировоззрение. В ней всего-навсего не предлагается ничего, противоречащее проверенной тысячелетиями системе православного мировосприятия.

Возможно ли полностью избавиться от страсти, не прибегая к духовному просвещению? Наш опыт показывает: нет, невозможно. Невозможно прежде всего потому, что с момента совершения первородного греха, падения Адама, человечество духовно повредилось: "непослушанием одного человека сделались многие грешными" (Рим. 5, 19). Эта духовная поврежденность, говоря словами митрополита Иерофея (Влахоса), выразилась в ослеплении, помрачении ума: "Мы с достаточной точностью можем утверждать, что падение человека или состояние наследственного греха, заключается... в утрате умом способности функционировать правильно".

Неправильное функционирование ума человека невозможно исцелить, исправить только лишь человеческими усилиями. В качестве частного случая этого общечеловеческого закона будет уместно указать на следующее: те, кто помышляет преодолеть алкогольную или табачную запрограммированность сознания без духовного преображения ума, неизбежно оказываются в плену семи злейших, чем бес пьянства, нечистых духов.

Преподобный Максим Исповедник пишет, что помрачение ума вследствие грехопадения проявляется в четырех видах: "во-первых, в ложном знании, во-вторых, в неведении чего-либо всеобщего..., в-третьих в страстных помыслах, в-четвертых, в соизволении на грех".Следовательно, возникает потребность в лечении ума, которое святые отцы Православной Церкви называют оживлением, обновлением или очищением. О том, к примеру, говорил Господь Иисус Христос фарисеям, которые заботились только о своем внешнем виде, но пренебрегали внутренней чистотой ума (Мф. 23, 26).

Оживление, очищение, уврачевание ума совершается только при содействии благодати Божией, которая подается смиренному человеку, противоборствующему греху, сражающемуся против страстных помыслов, просвещающего свой ум светом евангельской истины. Так умственная часть души, по словам преподобного аввы Дорофея, "очищаясь мало-помалу скорбями подвигов, приходит в свое естественное" состояние.

Подчеркнем, что именно учение Господа нашего Иисуса Христа, хранящееся неискаженным в Православной Церкви, делает ум человека свободным от всякого рода лукавых заблуждений, дает возможность познания воли Божией, обновляя, очищая, просвещая человеческий дух и душу. Потому апостол Павел призывает: "... не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная" (Рим 12, 2). Именно православная система мировосприятия позволяет человеку ответить на сложнейшие духовно-нравственные вопросы, обрести верные жизненные ориентиры, духовно пробудиться. Первый признак такого пробуждения - беспокойство о здоровье своей души, стремление приложить усилия для своего исцеления от пагубных пристрастий.

Шестая ступень - центральная не только в силу своей расположенности в центре Лествицы трезвения, но и в силу его главенствующего значения для духовной жизни каждого человека. На этой ступени зависимому человеку предстоит самостоятельно принять решительные намерения: 1) прекратить саморазрушение личности одурманивающими веществами, 2) начать жить по заповедям Божиим. Безусловно, точно выражает сущность православного учения по данному вопросу святитель Феофан (Затворник), когда говорит, что твердое намерение бросить грех и начать добрую жизнь есть важнейший, коренной момент в деле духовного оздоровления.

Намерение - это твердый замысел сделать что-то конкретное. Сюда входит и чувственное желание, и осмысленное понимание, и волевое усилие. Таким образом, в твердом намерении действовать участвуют все составляющие личности человека, что во многом гарантирует успех начинания. Святые отцы Православной Церкви утверждают, что Бог не спасает нас без нас, а святитель Иоанн Златоуст поясняет: "Верен Бог и, дав обещание спасти нас, несомненно, спасет; но - как обещал. А как Он обещал? Если мы сами будем иметь намерение, если будем повиноваться Ему, а не просто, не тогда, когда будем пребывать в бездействии, подобно камням и деревьям".

Седьмая ступень - в надежде на избавление от зависимости слушателям школы трезвения предлагается смиренно соединить свою волю с волей Божией. В чем заключается воля Божия? В спасении человеческих душ. По слову апостола Павла Бог "хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1Тим, 2, 4).

Подчеркнем еще раз: человеку, подвизающемуся на поприще борьбы с бесом пьянства или табачным бесом, следует полностью оставить самомнение, научиться основам смирения. Наш опыт утверждения трезвости полностью согласуется со словами известного афонского старца Паисия Святогорца: "Но, что ни говори, я убедился в том, что если, подвизаясь, человек все равно продолжает спотыкаться и не меняется, то причина в его эгоизме, себялюбии и своекорыстии. Такому человеку не хватает смирения и любви, и это препятствует божественному вмешательству. Сам человек не дает Богу ему помочь. К примеру, если Бог поможет такому человеку преодолеть какую-то страсть, то он припишет это себе и возгордится, потому что решит, что справился со своей страстью сам - без Божией помощи".

Как человек не может видеть без глаз или говорить без языка, точно также он не в состоянии преодолеть свою зависимость без Божией благодати, которая имеет важнейшее значение в деле очищения человеческой души от страстей. Соединить свою волю с волей Божией фактически означает иметь упование на Бога, исполнять заповеди Божий.

Воля Божия в первую очередь состоит в том, чтобы человек искренне раскаялся. Именно потому на восьмой ступени нашим слушателям предлагается совершить покаяние и исповедь. В соответствии со Священным Писанием и святоотеческой традицией понятия покаяния и исповеди разделяются. Покаяние человек может совершать всегда, в молитве раскаиваясь пред Богом за совершенный грех. Примером истинного покаяния могут служить дневники святого праведного Иоанна Кронштадтского, в которых он тотчас после малейшего совершенного прегрешения (пусть даже мысленного) приносил покаяние Господу нашему Иисусу Христу. Исповедь осуществляется через священника при условии покаяния кающегося. Таким образом, исповедь и покаяние сочетаются друг с другом. Прохождение восьмой ступени предполагает воцерковление слушателей, крещеных в Православной Церкви и принятие Таинства Крещения для некрещеных, обретение православной веры.

Покаяние (по-гречески - метанойя) переводится как изменение, преображение ума. Благотворное изменение ума неизбежно укрепляет веру в Бога. Мы обращаем внимание слушателей школы трезвения еще и на то, что вера должна становиться деятельной, (по словам апостола Иакова: "Что польза, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? ...вера без дел мертва" (Иак. 2, 14; 2, 20).

Покаяние, выражаемое в делах веры, для зависимых людей предполагает, в частности, их личное участие в утверждении православной трезвости. Оно может выражаться в распространении православной трезвенной литературы, в материальной поддержке школы трезвения, а также иных формах, которые каждому нашему слушателю предлагается избрать самостоятельно.

Девятая ступень - пост, как сознательная форма самоограничения. Это самоограничение для зависимых людей в первую очередь предполагает полный отказ от всех видов одурманивающих веществ. Главное средство обретения трезвой жизни - обет трезвости как церковная форма отказа от алкоголя и табака.

Пост - не только ограничение для желудка. Пост вводит человека в духовное очищение ума. "Пост, будучи по наружности законом для чрева, в сущности есть закон для ума, - пишет святитель Игнатий (Брянчанинов). - Ум, этот царь в человеке, если желает вступить в права своего самодержавия и сохранить их, должен прежде всего подчиниться закону поста. Только тогда он будет постоянно бодр и светел; только тогда он может властвовать над пожеланиями сердца и тела; только при постоянной трезвенности он может изучать заповеди евангельские и следовать им. Основание добродетелей - пост... Очищенный постом <...> способен к приятию Божественной благодати".

Десятая ступень - молитва, основанная на посте. Святитель Игнатий (Брянчанинов) указывает: "Глава добродетелей - молитва; их основание - пост... Молитва бессильна, если не основана на посте, и пост бесплоден, если на нем не создана молитва... Пост отрешает человека от плотских страстей, а молитва борется с душевными страстями, и, победив их, проникает весь состав человека, очищает его; в очищенный словесный храм она вводит Бога".

На этой ступени человек, избавляющейся от зависимости, проходит курс научения домашней и церковной молитве, для чего в школе трезвения проводятся специальные пастырские беседы. Кроме того, уже много лет среди наших слушателей существует добрая традиция собираться на акафист иконе Божией Матери "Неупиваемая Чаша". На эту соборную молитву приходят как те, кто уже много лет ведет трезвый образ жизни, так и желающие с Божией помощью преодолеть свою пагубную страсть.

Одиннадцатая ступень - воцерковление. Как уже неоднократно отмечалось, духовные истоки страстей исцеляются в духовной Лечебнице - Православной Церкви. Именно здесь посредством священника, духовного лекаря, происходит исцеление человека от страстей через таинственное действие Божией благодати.

Особое внимание слушателей школы трезвения мы обращаем на благоговение, которое необходимо в себе воспитывать. Как говорил старец Паисий Святогорец, "благоговение есть величайшая добродетель, потому что человек благоговейный привлекает к себе благодать Божию, он становится приемником благодати, и она естественно пребывает с ним". Также важно понимать, что благодать Божия пребывает в том человеке, который всегда помнит, Кому он обязан исцелением от страсти и не забывает о благодарности, искренне исполняя святые евангельские заповеди.

Исполнение заповедей Божиих должно строиться на внутреннем к тому расположении сердца, на ревности о Богоугождении. Святитель Феофан Затворник поясняет: "Как, удерживаясь внешне от дел греховных, можно питать к ним привязанность или соуслаждение в сердце, так равно, делая правые дела внешне, можно не иметь к ним расположения сердечного. Только истинная ревность как добро хочет совершать во всей полноте и чистоте, так и грех преследует до малейших его оттенков. Первого ищет она как насущного хлеба, с последним поступает как с врагом смертельным".

Чем поддержать такую истинную ревность? Святитель Феофан отвечает: "Купец, воин, судья, ученый проходят службу многозаботливую и многотрудную. Чем поддерживают они себя в трудах своих? - Воодушевлением и любовью к своему делу. Не чем иным можно поддержать себя и на пути благочестия". Воспитывать любовь к своему делу, поддерживать воодушевление жить трезво, благочестиво наперекор своей лености, вполне возможно для каждого. Помощью в том нам служат православные сообщества и братства трезвости, которые в наше время возрождаются во многих городах России. Православная трезвенная работа дает нам возможность явить себя ревностным исполнителем добрых дел во славу Божию. Без таковой ревности, какие мы христиане? Разве естественно для православного христианина жить вяло, теплохладно, расслабленно? Подчеркнем, что мы ведем речь не об отдельных добрых поступках, совершаемых время от времени, а о перерождении всей жизни, о жизни новой, которая приводит человека ко спасению. Будем помнить, что все земные дела, как говорил преподобный Серафим Саровский, должны стать средством для основной христианской цели - стяжание Духа Святого Божьего, приготовление к Отечеству Небесному.

Двенадцатая ступень - трезвение, сущностью которого является отсечение поводов к возобновлению пагубной привычки. Трезвение основывается на истинной ревности о Богоугождении. "Истинная ревность о Богоугождении преследует грех в малейшем о нем напоминаниях или намеках, ибо ревнует о решительной чистоте. Не будь этого, сколько нечистоты может залечь в сердце", - поясняет святитель Феофан Затворник.

Что необходимо учесть, чтобы избежать возобновления пагубного пристрастия? Необходимо постоянное внимание к себе, своим помыслам, своему внутреннему состоянию, чтобы вовремя заметить и преодолеть различные искушения. Такая невидимая борьба за спасение души на святоотеческом языке называется трезвением. Эта борьба начинается с отсечения вредных помыслов и принятию помыслов добрых, поскольку действие страсти на душу человека происходит именно через помыслы.

Духовное трезвение - не только борьба с помыслами. По слову святителя Игнатия (Брянчанинова) в сущность трезвения входит: "Усердие ко всякому доброму делу. Неленостное исправление церковного и домашнего [молитвенного] правила. Внимание при молитве. Тщательное наблюдение за всеми делами, словами и помышлениями своими. Крайняя недоверчивость к себе (особенно не следует в процессе духовного лечения полагаться лишь на собственные силы - прим. авт.). Непрестанное пребывание в молитве и слове Божием. Благоговение. Постоянное бодрствование над собой. Хранение себя от многого сна, изнеженности, празднословия, шуток и острых слов... Воспоминание о вечных благах, желание и ожидание их". Надо ли пояснять, что двенадцатая ступень не оканчивается во времени до завершения жизни человека?

Итак, в процессе духовно-нравственной реабилитации зависимому человеку предлагается сделать двенадцать шагов по Лествице трезвения:
ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ. Очищение сознания от пагубных мнений.

ВТОРАЯ СТУПЕНЬ. Усвоение трезвомыслия.

ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ. Познание себя, понимание, что от зависимости (страсти) невозможно избавиться только лишь собственными силами.

ЧЕТВЕРТАЯ СТУПЕНЬ. Обретение основ смирения.

ПЯТАЯ СТУПЕНЬ. Познание спасительных истин православной веры.

ШЕСТАЯ СТУПЕНЬ. Принятие решительного намерения жить по заповедям Божиим, прекращение саморазрушения личности одурманивающими веществами.

СЕДЬМАЯ СТУПЕНЬ. Соединение личной воли с волей Божией.

ВОСЬМАЯ СТУПЕНЬ. Покаяние и исповедь.

ДЕВЯТАЯ СТУПЕНЬ. Пост, как форма сознательного самоограничения.

ДЕСЯТАЯ СТУПЕНЬ. Молитва.

ОДИННАДЦАТАЯ СТУПЕНЬ. Воцерковление.

ДВЕНАДЦАТАЯ СТУПЕНЬ. Духовное трезвение.
В заключение мне видится необходимым на основании личного опыта утверждения трезвости представить критерии успешного преодоления алкогольно-табачной зависимости. Именно по тем изменениям личности человека, которые указывают на духовное выздоровление, можно судить о результатах полноценного исцеления:
1. Отсутствует влечение к одурманивающим веществам. Страсть не терзает душу человека.

2. Имеется четкое понимание необходимости сохранения трезвости во всех жизненных ситуациях.

3. Исчезают демонстративные черты характера (бахвальство, игра на публику, стремление к показухе).

4. Лживость уступает место правдивости.

5. Высокомерие, тщеславие, самомнение, жажда признания несуществующих заслуг заменяются на смирение.

6. Неуживчивость, конфликтность перестают проявляться и служить пусковым механизмом невротических нарушений.

7. Исчезает безудержное осуждение.

8. Желание как можно меньше трудиться, жить легкой и "красивой" жизнью сменяется ответственным отношением к своим социальным обязанностям.

9. Исчезает толерантное отношение к происходящим в стране событиям, появляется патриотизм, стремление помогать высокому делу утверждения трезвости.

10. Идет процесс воцерковления, приобщения к исконным национальным культурным и духовным ценностям.
Следует отметить, что в настоящее время в Санкт-Петербургской епархии в соответствии с положениями Лествицы трезвения строится работа школ трезвения в Александро-Невской лавре при Епархиальном отделе по противодействию наркомании и алкоголизму, а также в соборе святой великомученицы. Екатерины в городе Луге при Александро-Невском обществе трезвости.

Владимир Анатольевич ЦЫГАНКОВ, ответственный секретарь отдела
по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии,
руководитель Александро-Невского общества трезвости г. Луги.



"ГОТОВО СЕРДЦЕ МОЕ"

Эту фотографию, где Владимир Алексеевич Михайлов у могилы апостола трезвости священника Александра Васильевича Рождественского, наш Всероссийский председатель послал мне за месяц до своей кончины. На память. Чувствовал?

А нам и в голову не приходило, что так скоро придется с ним расстаться. Знали, что болен. Но знали его великое жизнелюбие, жажду деятельности, неутомимую энергию, умение преодолевать все трудности. Верили - преодолеет. Но Господь судил иначе. Жатва была готова. "Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое". (Пс. 56, 8).

Пусть последняя фотография Владимира Алексеевича будет всем светлой памятью о нем. Вспомните встречи с ним, его наставления, советы, напутствия. Многим есть что вспомнить. Мне тоже.

Мы познакомились с Владимиром Алексеевичем в 1994 году в Санкт-Петербурге, на юбилее Федора Григорьевича Углова. Только рухнули оковы атеизма. У нас в Сибири еще даже Молитвослов купить было невозможно. Молитвы друг у друга переписывали от руки. Духовного опыта - никакого, как слепые котята. А Владимир Алексеевич уже несколько лет воцерковлялся, поэтому мы его слушали, слушали, слушали... Уже тогда он особо подчеркивал, что трезвость без Православия - не полезна.

О себе рассказывал, что в 1985 году работал начальником производства автобусного объединения. Горком партии собрал комиссию, которой дана была директива: раскритиковать отверженного официальной наукой ученого Геннадия Андреевича Шичко. Был в этой комиссии и В.А. Михайлов. Пришел он на занятия к Г.А. Шичко на два часа, да так и остался. Вместо критики стал последователем Г.А. Шичко, членом клуба, который основал ученый. Через год Г.А. Шичко умер, а в 1987 году В.А. Михайлова избрали председателем клуба. Запомнились слова Владимира Михайловича: "Переход к трезвости дал моему разуму возможность пересмотреть прежние полуатеистические взгляды на жизнь. Я понял, что вера отцов - и моя вера. Как блудный сын, я покаялся и крестился. В трудах и посильных молитвах преодолевая бесовские соблазны, особенно гордыню, я постепенно приближался к познанию Бога".
Члены клуба настойчиво искали сведения о трезвости и трезвении в святоотеческой литературе, в доступных архивах. Так узнали о мученике Вонифатии. Примером жизни стали для них подвижники благочестия, утверждавшие трезвость, - педагог Сергей Александрович Рачинский и священник Александр Васильевич Рождественский. Из Серпухова привезли фотографическое изображение иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша".

Возникла необходимость в духовном назидании Правящего архиерея. Митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Иоанну (Снычеву) было направлено письмо. 17 февраля 1993 года Владыка Иоанн принял председателя клуба Владимира Алексеевича Михайлова и благословил деятельность православных трезвенников.

Все это мы узнали от питерских трезвенников, побывали в клубе (у которого еще и помещения постоянного не было), в деревне Высокий остров Новгородской области, где трезвенники восстанавливали разрушенную церковь.

Провожая меня в Абакана, Владимир Алексеевич напутствовал: "Много глупостей у тебя в голове. Но это ничего. Причащайся почаще - все пройдет". Я и сама чувствовала, что четко выстроенных знаний о Православии мне не хватает. Но как поможет в этом Таинство Причастия, я не совсем поняла, хотя в то время уже знала слова молитвы ко святому Причащению: "...во освящение и просвещение". Однако желание слушаться возникло, потому что назидал он как старший брат, с любовью.

Как много раз за эти годы повторяла я братиям и сестрам во Христе это духовный совет Владимира Алексеевича, присовокупляя из своего опыта, что глубина его станет понятна лишь спустя время.

...До революции Санкт-Петербург был столицей трезвости. Помыслом Божиим здесь же и возрождалась православная трезвость, распространяясь трудами Владимира Алексеевича и его сподвижников в другие города России.

Когда мы, несколько человек, в том числе и В.А. Михайлов, встретились в Москве на конгрессе православной прессы в марте 2000 года, то решили, что настало время объединиться. Был создан оргкомитет Всероссийского Православного братства "Трезвение". На первую встречу в Екатеринбурге в июле 2000 г. приехали трезвенники из пяти городов. Владимир Алексеевич сказал тогда: "Нам, возможно, и не придется увидеть реальных результатов нашей деятельности. Мы - семя посеяли, со временем из него вырастет дерево, где будут гнездиться птицы".

И все-таки он успел увидеть результаты. Оргкомитет завершил работу. В июле 2003 года в с. Меркушино Екатеринбургской епархии решением конференции создано Всероссийское Православное братство "Трезвение", председателем которого избран Владимир Алексеевич Михайлов. Он возглавлял братство чуть менее трех лет. Но на Всероссийскую встречу в июле прошлого года уже приехали представители 20-ти городов и сел России. Из семени растет дерево.

Мы не ждали, что он уйдет от нас так скоро. Нам остались его книги. Многим - с дарственной надписью автора. Остались записи его бесед на радиошколе трезвения. Память будет хранить его слова: "Мы не боремся с пьянством. Мы - утверждаем трезвость".

С разных концов страны прилетели в редакцию нашей газеты строки соболезнования, ведь Владимира Алексеевича знали по всей России. От имени трезвенников Амурской области пишет Николай Трифонович Дегтярев: "Известие о кончине одного из столпов трезвости, поистине уникального Русского самородка, лидера Православных трезвенников Владимира Алексеевича Михайлова ошеломило и потрясло.

Пятнадцать лет не просто знакомства, а плодотворной совместной работы в разных концах России скрепили и укрепили нас на поприще борьбы за Человека Трезвого. Но это не была работа равных соратников. Я постоянно учился у Владимира Алексеевича. Православное радио Санкт-Петербурга набатом звучало и на Дальневосточной земле, поднимая не пропивших совесть и разум людей на борьбу с тьмой, которая окутала Россию. Менее месяца назад был наш последний телефонный разговор. Он, как всегда, обещал прислать новые материалы по Православному трезвению. Практические и теоретические наработки Владимира Алексеевича Михайлова, основанные на духовности и патриотизме, еще долго будут работать во имя Жизни", - заключает Н.Т. Дегтярев.

...Питерцы сообщили, что похоронили раба Божия Владимира на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры, где покоятся митрополит Иоанн (Снычев), священник Александр Рождественский. На похоронах были трезвенники из Москвы, Екатеринбурга, Ярославля, Твери...

Гроб с телом находился в храме во имя иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша". Люди шли и шли для прощания, неусыпно читали Псалтирь. Настоятель храма батюшка Иоанн Миронов произнес теплые слова любви и возглавил отпевание. С амвона выступили о. Валериан Жиряков, о. Александр Захаров, о. Алексий Мороз, ответственный секретарь епархиального отдела В.А. Цыганков, директор православного радио и ктитор храма С.Е. Васильев.

Сорок дней со дня кончины раба Божия Владимира выпадает на 17 мая, канун празднования иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша".

Владимира Алексеевича уже нет среди нас. Но выросшее из семени древо трезвости растет и зеленеет.
З.А. ПАВИНА.


ТРЕЗВОСТЬ КАК ПРОПОВЕДЬ ПРАВОСЛАВИЯ

С 18 по 21 марта общество "Трезвение" при соборе Александра Невского Ново-Тихвинского женского монастыря г. Екатеринбурга провело IV традиционную региональную встречу православных трезвенников в селе Меркушино.

На встречу приехало 50 человек из Талицы, Невьянска, Снежинска, Сухого Лога, Первоуральска, Каменск-Уральского, Омска. В работе приняли участие семь священнослужителей, а также руководитель учебного отдела и центра социальной реабилитации Екатеринбургской епархии Инга Владиленовна Королькова.

Перед началом работы участники встречи молились на Всенощном бдении и исповедались в Свято-Симеоновском храме. На Божественной Литургии причастились святых Христовых Таин. Село Меркушино - подворье Ново-Тихвинского женского монастыря, место особое, святое, отмеченное подвигами и обретением мощей святого праведного Симеона Верхотурского, чудотворца и священномученика Константина Меркушинского.

Программа региональной встречи включала в себя не только пленарное заседание, работу секций и круглого стола, но и обучающий семинар. Надежда Григорьевна Храмова, кандидат психологических наук, прочитала лекцию "Форма и содержание общения с теми, кто к нам приходит. Катехизаторское делание". Иерей Игорь Бачинин провел беседу об алкогольных мифах и ответил на многочисленные вопросы.

Проходила также творческая работа в группах. Такая коллективная соборная деятельность объединила людей и дала цельное и объемное видение проблемы. Обсуждались вопросы профилактики трезвости в школе, утверждения трезвости в семье, в трудовом коллективе, в армии. Участники региональной встречи в своем решении отметили, что в утверждении трезвости требуется принятие срочных безотлагательных мер. И, прежде всего, необходимо организовать при епархии Попечительство о народной трезвости, которое объединит усилия государственных учреждений, Церкви и общественных организаций.

По опыту дореволюционных обществ трезвости рекомендуется возрождать современные общества при каждом приходе. Известно, что почитание христианских добродетелей, трезвение, трудолюбие и высокая нравственность всегда были характерны для нашего народа и входят в смысл таких понятий, как "русская душа" и "русский характер". Понятий, которые мы с вами заслуженно ценим. В обществах трезвости всегда звучали проповеди священника о значении трезвости и трезвения в жизни прихожан, именно при храмах всегда осуществлялась помощь страждущим и их родственникам.

Современные светские газеты, журналы и книги, не говорят о пагубности порока винопития и табакокурения. Поэтому участниками встречи было предложено объединить усилия для создания позитивной социальной рекламы, способствующей добродетельной, трезвой жизни.

Особое внимание было обращено на роль слова в работе со страждущими и их родственниками. Когда наше слово имеет Божественную благодать и Божественную силу, тогда оно и доходит до сердца человеческого. Если человек сам не живет трезво и богоугодно, его слова не будут иметь внутренней силы для того, чтобы помочь страждущему человеку.

Не случайно замечательный педагог С.А. Рачинский отмечал: "Пока я держался умеренности (в употреблении вина), все мои речи о пагубности пьянства оставались гласом вопиющего в пустыне. Все со мною соглашались, никто не исправлялся. С тех пор, как я дал и исполняю обет трезвости, за мной пошли тысячи". Всякое слово о правде, не сходное с делом, - есть ложь для души, от которой оно исходит, а всякая ложь внутренняя растлевает и обессиливает душу.

Встреча в Меркушино закончилась чином принятия обета трезвости, в числе тех, кто принял обет, были и священнослужители, и миряне. Обет трезвости - это не нововведение, а живая традиция Церкви, которая имеет благословение от священноначалия.

И суть этой традиции выражена словами святого апостола Павла: "Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает" (Рим. 14, 21). Святитель Феофан Затворник обращает наше внимание: "...для всех нас и на все случаи закон: ничего не делать, чем можно соблазнить брата".

Общества трезвости - это не наркологические сообщества, дающие только телесное исцеление. Общества трезвости, созданные при храмах, призваны, прежде всего объяснить людям смысл церковной жизни. И чем ближе человек становится к храму, к церковным таинствам, тем он - дальше от порока. Пьянство - это есть проявление жизни без Бога, жизни бездуховной. Такая жизнь вне благодати, без Господа, без любви делает душу больной, а раненая, больная душа причиняет страдания другим людям.

Участники встречи были единодушны в том, что нужно возрождать духовные традиции наших предков, стараться создавать общества трезвости при каждом церковном приходе, всеми силами помогать страждущим в борьбе с греховными пристрастиями в духовном возрастании и преображении личности.

Алевтина Лежнина, редактор журнала "Трезвое слово".
г. Екатеринбург.



"УРОКИ ТРЕЗВОСТИ"

По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира вышла в свет книга "Уроки трезвости". Авторы - руководитель школы трезвения в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре Владимир Анатольевич Цыганков и преподаватель школы священник Алексий Мороз. Книга выпущена тиражом 15 000 экземпляров.

Книга "Уроки трезвости" составлена на основе тематических встреч, проведенных на специальных курсах о. Алексием Морозом и В.А. Цыганковым для слушателей, желающих преодолеть алкогольную и табачную зависимости. Название уроков трезвости, которые дали наименования главам книги, говорят сами за себя: "Секреты табачного дыма", "Алкогольный террор", "Об "умеренности" и "культурном питии"", "Начало трезвой жизни", "Для чего мы живем на земле", "Дневник трезвого человека", "Основы трезвения", "Закон родительского греха", "Телегония и дегенерация", "Традиции православной трезвости", "О мире духовном", "Пути преодоления демонических влияний", "Покаяние, исповедь, причастие", "Лествица трезвения". В качестве приложений в книгу вошли разделы "Чин отречения от занятий оккультизмом", "Последование молебного пения при изъявлении обета трезвости", "Как организовать школу трезвения".

В "Уроках трезвости" использован как дореволюционный, так и современный православный опыт помощи людям, зависимым от алкоголя и табачного дыма. Авторы книги раскрывают те личностные изменения, которые необходимы человеку для преодоления алкогольно-табачной зависимости.

Книгу "Уроки трезвости" можно заказать по адресу: 195269, г. Санкт-Петербург, ул. Учительская, 13, а/я 273.


Всероссийское Иоанно-Предтеченское братство "Трезвение"
проводит VIII традиционную
встречу православных трезвенников
с 16 по 23 июля

Место проведения: г. Екатеринбург и с. Меркушино (подворье Ново-Тихвинского женского монастыря, место подвигов и обретения мощей святого праведного Симеона Верхотурского, чудотворца и священномученика Константина Меркушинского).

Тема: "Трезвость и будущее России"

К участию приглашаются священнослужители и все, кто занимается практической трезвеннической деятельностью в традициях Православной Церкви.

Организационный взнос 1500 руб. (В эту сумму входит проезд на автобусе от г. Екатеринбурга до с. Меркушино с посещением г. Алапаевска, г. Верхотурья и других святых мест Уральской земли; проживание и питание в с. Меркушино).

Заявки на участие присылать до 5 июля 2006г. по адресу: 620144, г. Екатеринбург, Зеленая роща, 1. Собор Александра Невского. Общество "Трезвение".

Телефоны для справок: (343) 213-21-99, 251-41-81, E-mail: trezv1@yandex.ru

Интернет-сайт: http://prosvetcentr.ru




Старый стиль 7Октябрь пятница Новый стиль) 20Октябрь Седмица 20-я по Пятидесятнице. Глас 2. День постный. Пища с растительным маслом. Совершается служба на шестьМчч. Сергия и Вакха (290-303). Свт. Ионы, еп. Ханькоуского (1925). Мчч. Иулиана пресвитера и Кесария диакона (I). Мц. Пелагии Тарсийской (290). Мч. Полихрония пресвитера (IV). Прп. Сергия Послушливого, Печерского (ок. XIII). Прп. Сергия Нуромского (Вологодского) (1412). Обретение мощей прп. Мартиниана Белоезерского (1514). Сщмч. Николая персвитера (1942). Иконы Божией Матери Псково-Печерской, именуемой "Умиление" (1524). Евангельские ЧтенияФлп., 245 зач., III, 8-19. Лк., 32 зач., VII, 31-35. Мчч.: Евр., 330 зач., XI, 33 - XII, 2. Лк., 106 зач., XXI, 12-19. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Лк. 7, 31-35). "С кем сравню людей рода сего?", т. е. неверов? Если Господь делает этот вопрос как-будто в недоумении, не тем ли более прилично нам недоумевать о явлениях неверия? Казалось бы, как идти против всесторонней очевидности? - и однако же идут. Что сатана противится - это не дивно; его имя такое: противник истины и добра; ясно видит, что Бог есть, что Он будет судить его и осудит, что казнь ему уже уготована, а все идет наперекор, и не для чего другого, как только на зло и, следовательно, на большую себе пагубу. Уж не этот ли дух богоборства владеет и неверами? По крайней мере, по тем понятиям какие имеем мы о душе и ее действиях, неверие, при очевидности оснований веры, необъяснимо, равно как необъяснимо и рабство грешника греху, когда он узнает ясно, что грех губит его. И какое еще противоречие! Только неверы и страстолюбцы отвергают бытие сатаны и нечистых духов. Те, которым бы больше всего надо было бы стоять за них, совсем отступаются от них. Не от них ли самих и наука-то эта? Темные тьму любят и научают говорить, что их нет и что в нравственном мире строится само собою. без их козней и коварства. Молитвы Тропарь мучеников Сергия и Вакхаглас 5Удобрение Христовых страстотерпец/ и очи Христовы Церкве,/ очи просветите душ наших,/ Сергие многострадальне и Вакше преславне:/ молитеся ко Господу,/ яко да убежим тьмы греховныя/ и Света явимся общницы невечерняго// молитвами вашими, святии. Кондак мучеников Сергия и Вакхаглас 2Разум на враги мужески вооруживше,/ всю тех лесть разрушисте,/ и победу свыше приимше, мученицы всехвальнии,/ единомысленно вопиюще:// добро и красно еже быти с Богом.
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.09706 c.