Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество «Трезвение» » Газета "Трезвение" »

17.07.2017 | Подводим итоги, намечаем перспективы

14.07.2017 | Царские Дни (16 июля 2017)

29.06.2017 | Руководитель отдела по утверждению трезвости протоиерей Игорь Бачинин побывал в палаточном лагере следопытов «Княжества»

31.05.2017 | Мы — вместе: общественные организации Сибири объединяются.

14.05.2017 | В Екатеринбурге, в храме свт. Николая Чудотворца (при Уральском Горном Государственном Университете) прошло очередное заседание помощников благочинных по утверждению трезвости Екатеринбургской Епархии.

- -

«Трезвое слово» №2 (№14)

План работы Общества «ТРЕЗВЕНИЕ» на 2009 год

- -
Газета "Трезвение"

- -  

Материалы газеты “Трезвение” за июль 2006 года

КАК ХЛЕБ И ВОДА

12 ИЮНЯ, во второй день празднования Пятидесятницы, в День Святого Духа, по сложившейся традиции состоялся крестный ход вокруг города Абакана с иконой Божией Матери, именуемой "Неупиваемая Чаша".

После совершения Божественной Литургии в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Преосвященный Ионафан, епископ Абаканский и Кызылский, напутствует крестоходцев на духовное делание. "Мы должны ясно представлять, для чего совершается крестный ход, для чего предпринимается этот немалый труд, - разъясняет Владыка. - Для того, чтобы укрепить свою веру. Для того, чтобы помочь укреплению веры в других людях. Для того, чтобы помочь найти дорогу в храмы тем, кто еще не знает этого спасительного пути. Для того, чтобы помочь страждущим нашим братьям и сестрам, одолеваемым греховными страстями, преимущественно недугом винопития и наркомании, ибо икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша" отличается особой благодатной силой именно для исцеления этих недугов. Будем молиться Пресвятой Богородице о тех, кто нуждается в Небесной помощи. Предпримем этот крестный ход с любовью к страждущим".

Благословляя крестный ход, Владыка Ионафан просит особо потрудиться в молитве. И молитва звучит непрестанно. Нынешнее крестное шествие как никогда многолюдно. Возглавляют его семь священников: иерей Андрей Габченко, иерей Александр Горбатов, иерей Олег Попов, иерей Василий Аргудаев, иерей Алексий Демченко, иерей Георгий Жаткин, иерей Сергий Бабайцев.

"На Всероссийских встречах православных трезвенников всегда отмечается особая благодатная помощь крестных ходов. Наш крестный ход - это продолжение Литургии. Это Богослужение, где храмом становится вся природа, куполом - небо, а каждый крестоходец - пламенеющая к Богу свеча, - рассуждает духовник Епархиального братства "Трезвение" иерей Андрей Габченко. - Наши благочестивые предки ясно ощущали, что крестный ход - это духовное ополчение. Шествие с иконами Спасителя, Богородицы, святых угодников Божиих, молитвенное пение единым сердцем - освящает все вокруг".

Шестой раз идут православные по обводной дороге тридцать километров. Было всякое: дождь, зной, ветер, - но люди идут. Нынче - палящее солнце, небе ни облачка, но крестоходцы не ропщут и молитвенное пение не умолкает.

Сначала топают ножками вслед за всеми даже малыши трех-четырех лет, трогательно взявшись за руки. Отстают, конечно, но машина сопровождения ГИБДД послушно идет следом. У молоденькой мамы на руках самый маленький участник - Артемию 10 месяцев. Удобнее всех Анастасии (ей скоро 2 года) - на плечах у папы все видно.

Много молодежи. Отрадно видеть, как взрослеют постоянные участники шествий. Марине было 17, а теперь уже 22 года. "Думала, не успею нынче, догнала крестный ход уже в пути, - улыбается Марина. - Мы идем и молимся за всех. И окружающие меняются. Ведь мы еще и миссионеры. Люди выходят из машин и задают вопросы. Мне больно за моих сверстников, которые гибнут от наркомании. Сами они молиться уже не могут. Значит, мы должны взывать за них ко Господу и Пречистой Деве".

Третий раз Григорий (ему тоже 22) приезжает из села Подсиньего, чтобы идти крестным ходом: "Здесь становишься ближе к Богу. Можно сказать то, что волнует, тяготит. И Господь обязательно поможет".

"В доме престарелых мы помогаем отцу Георгию, настоятелю Владимирского храма, - делится Константин. - Там есть отделение малютки. Это тяжко больные дети. Эти дети терпят страдания из-за пороков родителей - пьянства, блуда, наркомании. Если бы все это понимали..."

"Воспринимаю крестный ход, как покаяние, - рассуждает Павел из поселка Усть-Абакан. - Ведь пьянство взрослых и наркомания моих ровесников - это расплата за тяжкие грехи безбожия".

Как всегда, на посту ветераны. Лидии Михайловне 78 лет. Несет икону Божией Матери "Владимирская": "Парень нашел на свалке. Вымыла, освятила, молюсь", - бережно прижимает к себе старушка старинную, в ризе икону.

"На Литургии причастилась Святых Таин. Иду в соединении со Христом и с радостью духовной. Господь силы дает", - спешит за всеми Анна Прокопьевна, ей 72 года.

"Здесь мы можем проявить любовь к Богу и ближнему. Мы молимся друг за друга, чтобы воскресла Святая Русь", - делится Георгий Васильевич.

Глубоко трогают слова пожилой женщины, которая назвалась просто Пелагеей: "Шестой раз иду крестным ходом, жду его, душа просит. Как голодный человек жаждет хлеба и воды, так душа рвется сюда, чтобы получить пищу духовную".

Наталья в крестном ходе первый раз. Сколько открытий сделала для себя! Идти легко и радостно. Молитвенное пение создает особое одухотворенное состояние. "Нужно отвлечься от суеты и почувствовать благодать Божию", - поддерживает ее Анатолий.

Как всегда, в пути встречает крестный ход Владыка Ионафан, чтобы укрепить свою паству в духовном делании. Он благословляет каждого иконой - иконы греческие, привезенные Преосвященным со Святой Горы Афон.

Надо заметить, что крестные шествия с иконой Божией Матери "Неупиваемая Чаша" становятся традиционными не только в Абаканской епархии. Четыре года назад в крестном ходе вокруг Абакана участвовал прихожанин храма села Курагино Красноярского края. Вернулся полный впечатлений и предложил организовать такой же крестный ход вокруг своего села. Теперь в Курагино их состоялось уже четыре. Специально написали большую икону, чтобы, как у нас в Абакане, нести ее на плечах.

Завершился Большой Волжский крестный ход по городам и селам Тверской области. Девизом крестного хода стали слова: "Церковь вместе с властью, предпринимателями и всем обществом - за трезвость", а главной святыней - чудотворная икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша" из Высоцкого монастыря г. Серпухова. (Подробно читайте на 3-й стр.)

Целодневный крестный ход вокруг Абакана завершается поздно вечером. К Преображенскому собору крестоходцы подходят с Пасхальными песнопениями. Собор встречает торжественным трезвоном. В храме перед обнесенной вокруг города иконой Божией Матери "Неупиваемая Чаша" вслед за епископом Ионафаном и священниками весь народ торжественно поет "Царице моя преблагая..." Всем участникам крестного хода возглашается многолетие. Владыка Ионафан сердечно благодарит всех за понесенные труды, благословляет каждого святым крестом и кропит святой водой, в которую добавлено миро от мощей святителя Николая Мирликийского, привезенное из итальянского города Бари.

Зоя Александровна ПАВИНА.





ВОЗЗОВЕМ С ВЕРОЮ К БОГОРОДИЦЕ

В прошлом номере газеты мы сообщали, что начался Волжский крестный ход за трезвость с иконой Божией Матери "Неупиваемая Чаша" из Высоцкого мужского монастыря г. Серпухова. Эта икона является точной копией исчезнувшего чудотворного образа, явившегося в 1878 году.

Крестный ход завершен. Святыня посетила города и села Тверской епархии - от истока Волги до города Калязина. Тверские трезвенники прислали нам эти путевые заметки.

28 мая. Божественную Литургию вместе с архиепископом Тверским и Кашинским Виктором совершал архиепископ Великоновгородский и Старорусский Лев. Владыка Лев опустил крест в волжские воды во время чина малого водоосвящения. В Богослужении принимали участие благочинные всех округов Тверской епархии, монашествующие Тверских монастырей.

Гостей на празднике было много. На волговерховье собрались представители областной и районных администраций, бизнес-структуры, тверские казаки, воспитанники военного училища им. В. Суворова, прихожане храмов Тверской епархии, паломники из других регионов, представители братств трезвенников из разных областей России. Девиз этого Волжского крестного хода - "Церковь вместе с властью, предпринимателями и всем обществом - за трезвость", - вывел крестный ход из церковных стен и сделал его социально значимым событием. Это подчеркнул архиепископ Тверской и Кашинский Виктор, обратившись к духовенству и гостям праздника. "Проблема алкогольной и наркотической зависимости - общая для всей России, - сказал Владыка Виктор. - Мы понимаем, что крестный ход с иконой Божией Матери "Неупиваемая Чаша" сразу не решит ее, но его главная задача - заявить о необходимости здорового образа жизни для россиян, показать, что мы едины в стремлении избавить нашу страну от этого недуга".

Присутствующих приветствовал архиепископ Великоновгородский и Старорусский Лев: "На фоне экономических, политических неурядиц не все люди смогли справиться с теми испытаниями, которые выпали на долю наших соотечественников в последнее время. Многие пристрастились к алкоголю и наркотикам... Чем мы можем им помочь? В сегодняшнем чтении Евангелия мы слышали о том, как вера спасла слепого, обратившегося к Богу. В Евангелии множество таких примеров. Но православная вера спасала и наш народ на протяжении всей его истории... И сегодня, когда многие испытания посетили нас, мы вновь обращаемся с верой перед этим чудотворным образом "Неупиваемая Чаша" с тем, чтобы Матерь Божия покрыла Землю Русскую своим святым омофором и оградила бы нас от многих бед и, самое главное, от страшной напасти - алкоголизма и наркомании. Примечательно, что здесь, на истоке Волги, собрались представителя государственной власти, Церкви, бизнеса, собрались все те, кому небезразлична судьба нашего народа, для того, чтобы верой и своими делами сделать все необходимое для предотвращения гибели России от алкоголизма. Я верю, что по нашим молитвам и по нашей вере Господь спасет нашу Родину, спасет наш народ".

Колокольный звон на передвижной звоннице возвестил о начале Волжского крестного хода. Участники шествия во главе с архиепископом Виктором прошли до деревни Новинки первые восемь километров пути. "Воскресение Христово видевши, поклонимся Господу Иисусу..." - пели дружные голоса в перерывах между чтением акафиста иконе Божией Матери "Неупиваемая Чаша". В Новинках после молебна о благополучном водном путешествии Владыка Виктор, постоянные участники крестного хода вместе со святыней взошли на катер и переправились к величественному из красного кирпича храму в честь Иоанна Предтечи в д. Ширков Погост.

Примечательно, что первая остановка крестного хода в храме Иоанна Предтечи - покровителя православных трезвенников России.

30 мая. Волжский крестный ход в этом году имеет свою особенность: даже при самом ясном закате следующее утро выдается пасмурным, иногда дождливым. А немного спустя появляется солнце - и греет до самого вечера. Вот и сегодня: когда икону несли крестным ходом из церкви иконы Божией Матери "Знамение" в Богородицкий Житенный монастырь, небо было пасмурным. А после того, как Владыка отслужил Божественную Литургию и икону "Неупиваемая Чаша" вынесли из храма Смоленской иконы Божией Матери, уже вовсю светило солнце.

Крестным ходом обошли монастырь. Стены монастыря уцелели в годы лихолетья, да и само внутреннее устройство обители постепенно налаживается стараниями матушки Елизаветы, монахинь и послушниц. На катере переправились в Нилову Пустынь.
В обители преподобного Нила Волжский крестный ход встречала вся братия монастыря на архиерейской пристани. Икону Божией Матери "Неупиваемая Чаша" с благоговением перенесли в Богоявленский собор, где архиепископ Тверской и Кашинский Виктор совершил пасхальным чином вечернее Богослужение на Отдание Пасхи.

1 июня. Волжский крестный ход встречали в Селижарове, в церкви святых апостолов Петра и Павла. Благочинный протоиерей Анатолий Волгин совершил Божественную Литургию и произнес проповедь о Вознесении Господнем, пропитанную глубокой христианской мудростью и любовью. Затем к прихожанам обратился диакон Александр Горячев. Он рассказал о социальной значимости крестного хода под девизом "За трезвость", о деятельности тверского товарищества трезвенников, бессменным председателем которого на протяжении 15 лет является он сам.

2 июня. Вот и Ржев. Здесь мы побывали во всех трех действующих православных храмах. С утра Владыка служил в храме Новомучеников Российских. До трех часов дня чудотворная икона оставалась в храме, и к ней все шли и шли ржевитяне. А затем "Неупиваемую Чашу" крестным ходом перенесли в Вознесенский собор, располагающийся в живописном уголке города на берегу Волги. На следующий день утром крестный ход тек по сонным улицам Ржева, как большая река, неспешно несущая свои воды, то и дело вбирающая в себя все новые и новые ручейки. Горожане, жмурящиеся от яркого солнца, окутанные ароматом сирени, заслышав пение и колокольный звон, с минуту стояли в задумчивости, затем радостно крестились и вливались в шествие...

И вот уже виден Оковецкий храм, с его колокольни разливается по всему городу густой звон. Путь Пресвятой Богородицы усыпан цветами сирени...

После Божественной Литургии за обедом разговор то и дело возвращался к теме трезвения. Диакон Александр Горячев напомнил спутникам сюжет повести "Батый": татаро-монголы разгромили Рязань, не оставив камня на камне, и, казалось, в живых не осталось никого. Но вот поднялся один человек. В горести и беспамятстве метался он по дымящимся развалинам, пока не увидел лежащий на земле колокол. С трудом куда-то его подвесил и стал звонить, звонить, что было сил. И постепенно из под обломков стали подниматься люди...
- И ведь стоит Рязань! - закончил рассказ отец Александр. - Я очень рад, что именно Церковь взялась за столь сложное и важное дело: она как будто звонит сейчас в тот самый колокол...
В том же ключе высказалась и заместитель главы Ржева Галина Мешкова:
- Я надеюсь и верю, что эта инициатива, этот крестный ход поможет избавиться от страшного недуга, оскверняющего нашу Тверскую землю!..
5 июня. Волжский крестный ход прибыл в Тверь. В 20.00. на пристани в поселке Мигалово, несмотря на грозу и начинающийся дождь, чудотворный образ Божией Матери "Неупиваемая Чаша" был торжественно встречен священнослужителями и многочисленными православными тверичанами. После этого икону перенесли к Христорождественской церкви, где настоятель храма священник Димитрий Куликов отслужил молебен перед чудотворным образом.

Те верующие, которые в этот день не смогли приложиться к святыне, имели возможность встретить икону ранним утром следующего дня. Торжественная встреча состоялась 6 июня в 7.30 у храма святого Михаила Тверского. Городское духовенство и православные жители Твери, затаив дыхание, стояли на берегу Волги, недалеко от острова Памяти и ждали приближения катера с находящейся на нем святыней. Оттуда пешим ходом, с торжественными песнопениями в честь Божией Матери, шествие проследовало в Вознесенский собор, где совершена Божественная Литургия. К чудотворной святыне, поставленной в центре храма, вереницей тянулись люди, чтобы приложиться к образу Божией Матери "Неупиваемая Чаша", моля Пресвятую Деву о даровании здравия родным и близким людям. Многие из пришедших прикладывали к чудотворному образу принесенные с собой маленькие иконки, чтобы и домой унести частичку благословения Богородицы.

В 15.00. чудотворную икону Божией Матери торжественным крестным ходом перенесли из Вознесенского собора в Иоанно-Предтеченскую церковь, где в 17.00. началось Всенощное бдение, а утром 7 июня в этом же храме, архиепископ Тверской и Кашинский Виктор, в сослужении тверского духовенства, возглавил Божественную Литургию.

В воскресенье, 11 июня, православные тверичане провожали икону Божией Матери "Неупиваемая Чаша". Около двух часов дня корабль со святыней на борту отчалил от берега и отправился дальше по Волге. Утром, в тверском соборе "Белая Троица", архиепископ Тверской и Кашинский Виктор возглавил Божественную Литургию и отслужил молебен перед чудотворной иконой. Все, пришедшие в этот день на Богослужение, могли приложиться к святыне, попросить у Божией Матери помощи и заступничества. Затем икону пронесли крестным ходом вокруг храма и направились к речному вокзалу. Огромное количество людей шли вместе через центр города, вслед за иконой, выражая тем самым свое почтение святыне. Многие прохожие останавливались и не могли насмотреться на ее красоту и великолепие.

12 июня. В Конакове от плавучей пристани крестный ход прошел по центральной части города - к домовой церкви святого князя Михаила Тверского и святой княгини Анны Кашинской, располагающейся при детско-юношеском культурно-образовательном центре "Новая Корчева". В небольшом храме не разместилось и одной пятой части собравшихся. Здесь святыню встречали особенно горячо. Молясь, многие плакали, а когда икону перед отплытием стали переносить на корабль, перегибались через борта и тянули деньги на требы, выкрикивая имена своих мужей, братьев, матерей, сыновей, одержимых тяжким недугом пьянства... Помоги им, Господи!..

14 июня. Там, где река Хотча впадает в Волгу, на самом мысу, как будто паря над водой, стоит храм Иерусалимской иконы Божией Матери. На берегу с хлебом-солью встречали участников крестного хода жители Белого Городка...

Здесь нас ждал сюрприз: местная администрация и духовенство Кимрского благочиния подготовили тематический "круглый стол". Дети из 14-ти школ района, а также воскресных школ и православных кружков, собравшись в зале дома культуры, смогли задать все интересующие их вопросы представителям духовенства, администрации, правоохранительных органов, местного наркологического диспансера. Вопросы были самые разные: "Можно ли в пост смотреть телевизор?", "Как действует пиво на организм подростка?", "Почему, если табак вредит здоровью, государство не издает закона о запрете продажи сигарет?".

17 июня. Утро последнего дня выдалось ярким и солнечным. По устланной травой и цветами дорожке образ "Неупиваемая Чаша" внесли в реставрируемый собор Вознесения Господня г. Калязина, где Владыка Виктор совершил Божественную Литургию, в которой принял участие и настоятель Высоцкого мужского монастыря города Серпухова игумен Кирилл (Костиков), приехавший по окончании пути забирать чудотворную икону. После Богослужения на прихрамовой территории с приветственным словом к калязинцам обратились Владыка Виктор, попечители крестного хода, а также представители местной администрации и образовательных учреждений. Крестным ходом прошли по улицам города, возле пристани сели на катер и направились к "монастырскому" острову (ранее там располагалась Троицкая обитель, основанная преподобным Макарием Калязинским). На острове у восстановленной монастырской башни был отслужен молебен.

Финальные мероприятия Волжского крестного хода были поистине грандиозными: для выступления на праздничном концерте прибыли 180 исполнителей! Музыка - плавная и торжественная, духовная и народная - лилась со сцены и разносилась ветром по улицам города, по Волжским просторам, радуя сердца.

ДЕСНИЦА ИОАННА

КРЕСТИТЕЛЯ В РОССИИ

7 июня ковчег с десницей честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна был доставлен из Черногории в Москву. Акция по принесению десницы пророка в Россию проводится по благословению предстоятелей Сербской и Русской Православных Церквей - патриархов Павла и Алексия II. Организатором акции выступил Фонд Андрея Первозванного.

Пребывание в России великой христианской святыни - десницы Иоанна Предтечи, которую Пророк возложил на голову Спасителя, когда крестил Его в Иордане - великое событие для всех православных нашего Отечества. Для православных трезвенников оно по-особому значимо, ведь Иоанн Предтеча - небесный покровитель Всероссийского братства "Трезвение".

Судьба великой святыни - десницы святого пророка Иоанна, тесно связана с историческими событиями в России и других странах, где она пребывала. Обходя с проповедью Христовой разные города и селения, Евангелист Лука взял из Севастии в Антиохию частицу мощей великого пророка - его правую руку (десницу). Девять веков рука пророка находилась там, и только когда в 959 году мусульмане овладели Антиохией (при императоре Константине Порфирородном), дьякон перенес руку Предтечи в Xалкедон. Оттуда она была перевезена в Константинополь, где и хранилась до времени завоевания этого города турками.

Позже десница хранилась в Иерусалиме, на острове Родос, на Мальте, в Австрии.

В 1799 году десница Иоанна Крестителя и частица Животворящего Креста Господня были переданы российскому императору Павлу Первому Мальтийским рыцарским орденом и хранились в Гатчине под Санкт-Петербургом. В 1919 году святыни были увезены в Эстонию, а затем тайно перевезены в Данию, где пребывала в изгнании вдовствующая императрица Мария Федоровна. После кончины царицы ее дочери передали реликвии главе Русской Зарубежной Церкви митрополиту Антонию (Храповицкому). Они хранились в Берлине. Затем мощи Пророка были переданы королю Югославии Александру Карагеоргиевичу. После оккупации страны гитлеровцами святыни вывезли в отдаленный черногорский монастырь.

В 1951 году отряд югославского спецназа изъял реликвии и передал в хранилище музея города Цетинье. Через 17 лет один из полицейских тайно сообщил об их местонахождении сербскому духовенству. Только в 1993 году, во время посещения Черногории Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, святыня была вновь явлена миру и хранится в Цетинском мужском монастыре.

В аэропорту "Внуково-3" святыню встречали многочисленные представители православного духовенства Москвы. После краткого молебна украшенный драгоценностями ковчег с мощами для поклонения верующих привезли к началу вечернего Богослужения в храм Христа Спасителя, которое возглавил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В главном храме столицы десница находилась до 16 июня. За эти дни приложиться к святым мощам успели более 400 тысяч верующих. Затем святыня начала свой путь по России.

В дни пребывания Святыни на Нижегородской земле желающих поклониться деснице Иоанна Крестителя было так много, что люди стояли в полукилометровой очереди перед собором по 13 часов и более.

В течение 40 дней пребывания вне Черногории Святыне смогли поклониться христиане Чебоксар, Екатеринбурга, Саратова, Челябинска, Владикавказа, Ростова-на-Дону и Санкт-Петербурга. Дальше Святыню доставят в Минск и Киев.

16 июня ковчег с десницей Иоанна Крестителя вернется в Цетинский монастырь в Черногории.

ВНЕСТИ
ЧЕТКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Считаем, что Всероссийское Иоанно-Предтеченское братство "Трезвение" за три года своего существования вполне созрело для того, чтобы просить благодатного Патриаршего благословения.

Для этого необходимо доработать устав братства, учитывая накопленный опыт. В частности, мы предлагаем внести четкое определение православного трезвенника, как это было до революции. Верующий человек любую аскезу всегда посвящает Христу. Поэтому православные трезвенники, в отличие от трезвенников-атеистов, посвящают свою трезвость Господу нашему Иисусу Христу, давая обет трезвости. Это относится как к мирянам, так и к священнослужителям.
1.Предлагаем внести в устав Всероссийского Иоанно-Предтеченского братства "Трезвение" понятие действительного члена и соискателя в действительные члены братства. Членом братства будет любой православный трезвенник, давший обет трезвости на всю жизнь или на какой-то срок (временем срока будет определяться действительное членство в братстве). Соискателем в действительные члены может считаться любой православный, не употребляющий одурманивающих веществ: спиртное, табак, другие наркотизирующие вещества, - но не принявший обета трезвости. В принятии решений и голосовании могут участвовать только действительные члены братства. Соискатели и гости участия в голосовании не принимают.

2. В связи с ежегодным расширением состава братства доработать технический учет его действительных членов (ксерокопии обетных грамот к поименным спискам в электронном виде и на бумажных носителях). Включать трезвеннические братства и общества в состав Всероссийского только при условии согласованности их уставов с уставом Всероссийского Иоанно-Предтеченского братства "Трезвение".
Члены Всероссийского братства "ТРЕЗВЕНИЕ":

Протоиерей Алексий Тимофеев, духовник и председатель братства трезвости в честь иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша", село Озерецкое Дмитровского района Московской области.

Диакон Александр Горячев, руководитель братства трезвости г. Твери.

Сергей Борисович Шилков, зам. председателя Всероссийского братства "Трезвение", г.Москва.

Марина Эдуардовна Шилкова, член совета, г.Москва.

Евгений Игоревич Волков, член совета, г.Ярославль.

Галина Васильевна Нагорная, секретарь клуба "Бодрствование" во имя св. мученика Вонифатия, г. Санкт-Петербург.

Татьяна Алексеевна Метельская, клуб "Бодрствование", г. С-Петербург.

Вера Александровна Михайлова, клуб "Бодрствование", г. С-Петербург.

Юрий Никифорович Кладиков, клуб "Бодрствование", г. С-Петербург.

Игорь Леонидович Утробин, клуб "Бодрствование", г. С-Петербург.

Ирина Евгеньевна Дмитриева, выпускница Свято-Иоанновских епархиальных педагогических курсов, педагог, г. С-Петербург.

Ирина Николаевна Хомякова, выпускница Свято-Иоанновских епархиальных педагогических курсов, работник культуры, г. С-Петербург.


ПО ОБРАЗУ БОЛЬШОЙ СЕМЬИ

Когда мы говорим о проблеме противодействия наркомании и алкоголизму, то должны четко понимать, что алкоголизация и наркотизация распространяется в том обществе, в котором утрачиваются духовно-нравственные ориентиры и высший смысл человеческого существования, когда исчезает понятие греха и насаждается культ примитивных "наслаждений". В "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви" говорится: "Основная причина бегства многих наших современников в область алкогольных или наркотических иллюзий - это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров... Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов". И верно: чем бы человека ни развлекала цивилизация, отсутствие духовно-нравственного миропонимания непременно приведет к духовному кризису, к целому комплексу психических и физических расстройств личности. Именно на устранение этих причин и направлена деятельность нашего отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии.

Опыт показал, что следование традициям Русской Православной Церкви в профилактике и реабилитации наркомании и алкоголизма в нашей стране методологически наиболее обосновано, чем западные методики, которые нам настойчиво внедряют, так как Православие ближе нашему менталитету и более успешно проявляет себя на уровне генетической памяти. Потому-то именно православный опыт противодействия наркомании и алкоголизму наиболее плодотворен в нашей стране. Церковный опыт был изучен окружной антинаркотической комиссией при Полномочном представителе Президента Северо-Западного федерального округа. Было принято решение: "Признать высокую эффективность работы, проводимой Санкт-Петербургской и другими епархиями, находящимися в пределах Северо-Западного федерального округа, по реабилитации и постреабилитации нарко- и алкоголезависимых и рекомендовать накопленный опыт к распространению". Кроме того, от Полномочного представителя Президента было обращение к Правящему Архиерею с просьбой о создании отдела по противодействию наркомании и алкоголизму в Санкт-Петербургской епархии. Такой отдел был создан 1 октября 2003 года.

Создание отдела в нашей епархии имело, как мы и ожидали, положительное значение в активизации церковной антинаркотической и антиалкогольной работе не только в епархиях, соседствующих с нами, но и в других епархиях Русской Православной Церкви. К нам приезжают из Украины, Белоруссии, Эстонии, Казахстана и других регионов. Мы оказываем консультативную, методологическую, информационную и иную помощь, которая лежит в пределах нашей компетенции и возможностей.

При отделе по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии действует несколько структурных подразделений. Важную задачу по реабилитации наркозависимых выполняет Епархиальный реабилитационный центр "Саперное", который начал свою работу в 1996 году в приходе храма Коневской иконы Божией Матери на Карельском перешейке. В основном здесь проходит реабилитацию молодежь в возрасте от 18 до 32 лет.

Основа комплексной духовной, психологической и педагогической реабилитации лежит в восстановлении духовных ценностей, изменении мировоззрения, переосмыслении прошедшего жизненного этапа, в воспитании реабилитантов на основе традиционных для России культурных ценностей, нормализации психологического состояния зависимых от наркотиков людей. Принципы, применяемые при душепопечении наркозависимых в нашем центре, строятся с учетом психологии, физиологии, аскетики и других важных дисциплин. Одновременно с духовной, психологической и педагогической проводится и социально-трудовая реабилитация, которая заключается в обязательном несении трудового послушания, развитии у подопечных трудолюбия и приобретении навыков дальнейшей трудовой деятельности в обществе.

Организация реабилитационной среды в Епархиальном реабилитационном центре "Саперное" строится по образу правильной большой многодетной семьи, братства или общины монастырского типа. Во главе семьи находится священник, являющийся "строгим и любящим отцом", который определяет план работы, контроль за выполнением и качеством работы, понимающий чувства реабилитантов, помогающий разбираться в духовных и житейских вопросах. Образ женщины-матери несет матушка (жена священника). Она также общается с реабилитантами, показывает пример в работе (на поле, огороде, в домашнем хозяйстве), помогает им советом в семейных делах и общении с родителями, оделяет теплой материнской заботой. Помощь священнику оказывают несколько волонтеров (ребят, которые прошли реабилитацию в центре и имеют стойкую ремиссию от 3 до 5 лет). Их задача - быть примером для реабилитантов, научить их жить по принципу "делай, как я". Следующим звеном идет костяк группы - "старшие дети" - это ребята, которые живут на приходе 3-4 и более месяцев, знающие порядки, дисциплину, которым доверяют. Они помогают адаптироваться вновь поступившим и служат им примером. Среди них выбираются старшие по работам, по быту и т.п. Новые ребята - "младшие братья" - входят в общину по одному. Жизнь строится вокруг Богослужения и Церковных Таинств.

Дважды в неделю в центре "Саперное" проводятся занятия в воскресной школе. Кроме того, каждую неделю проходит показ видеофильмов с последующим их обсуждением, так называемый кинолекторий. Во время обсуждения специально подобранных фильмов происходит осмысление и эмоциональное прочувствование важнейших человеческих жизненных задач и путей их решения. Для наркозависимых просмотр фильмов и их обсуждение в группе является весьма эффективным терапевтическим приемом.

Очень важным инструментом в помощи вторичной профилактики наркозависимых является институт обетов трезвости. Однако пользоваться им нужно очень осторожно. Основываясь как на дореволюционном, так и собственном опыте, нами установлено, что обет должен принимать священник с учетом личностных особенностей и степени воцерковления желающего дать его. Очень важно объяснить, что обет трезвости дается Богу, а не священнику, что нарушение его является сугубым грехом. Сроки обетов первоначально давать небольшие -3-6 месяцев. Выдержавшие этот срок могут давать обет трезвости на более длительное время. Обет в основном дается на отказ алкоголя, так как его употребление, как правило, провоцирует наркозависимых на возврат к употреблению наркотиков. Желающему дать обет на неупотребление наркотиков срок может быть только один - на всю жизнь.

Во главу всего проекта реабилитации в "Саперном" изначально заложена любовь, доверие, желание помочь реабилитанту встать на правильный путь. Создание структуры реабилитации, основанной на образе правильной семьи, ведет к дальнейшему формированию у реабилитанта должного отношения к родителям, осмыслению цели семейной жизни, учит, каким должно быть воспитание детей. Устроение жизни на приходе с одной стороны просто, а с другой требует, если хотите, подвига. Человеку нелегко очиститься от страстей, но ведь очищение человека - это не только отрицание старого, но и приобретение нового, что требует также немало усилий.

В отличие от большинства светских центров реабилитации, мы убеждаем воспитанников, что не только наркотики, но все, что негативно влияет на сознание и мешает человеку критически оценивать ситуацию, вредно для их физического, психического и духовного здоровья, поэтому категорически неприемлемо для них. Мы имеем ввиду не только наркотики, но и некоторые виды лекарственных препаратов, алкоголь, табакокурение, а также рок-музыку и религиозные учения деструктивных сект. Кроме этого мы стараемся показать, что сущность различных страстей, их природа совершенно одинакова, - будь то наркомания, игромания или компьютерная зависимость - и поэтому одинаково опасна.

Очень важно, чтобы попавшие в зависимость (одержимые страстью) поняли, что за понятием "зависимость" стоит не просто дурная привычка, вызвавшая болезнь, а в реальности существующий инфернальный (адский, демонический) мир, которому противостоять только лишь человеческими усилиями (будь то медицинская или психологическая помощь и даже их совокупность) без веры в Бога малоуспешно.

Нужно отметить, что реабилитационный центр "Саперное" в нашей епархии не единственный. Имея те или иные особенности, но осуществляя реабилитацию на основе православного вероучения, работает братство преподобного Серафима Вырицкого, скит при храме "Неупиваемая Чаша" в Покрово-Тервеническом монастыре и другие монастыри.

Подготовку наркозависимых ребят к реабилитации в "Саперном" и других центрах осуществляет Епархиальный реабилитационный центр "Воскресение", расположенный на территории Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Там же проводится школа родителей и оказывается постреабилитационная поддержка нашим подопечным. Центр "Воскресение" действует с 2002 года.

В нашей работе мы исходим из представления о том, что одним из важнейших составляющих вторичной профилактики наркомании является работа с родителями. Практика убедительно свидетельствует о том, что у наркозависимых людей, чьи семьи были вовлечены в реабилитационный процесс, срывы происходят значительно реже, чем у реабилитантов, чьи родители уклонялись от программ поддержки. Иными словами, от того, насколько успешно строится работа с родителями, зависит, какой станет семья для выздоравливающего наркомана - провоцирующей наркотическое поведение или предохраняющей от наркотизации.

С октября 2004 года в Митрополичьем корпусе Свято-Троицкой Александро-Невской лавры при Епархиальном отделе по противодействию наркомании и алкоголизму открылась школа трезвения. В ней на специальных курсах оказывается помощь людям, желающим преодолеть алкогольную или табачную зависимость. Также здесь осуществляется психологическая поддержка родным и близким зависимых людей. Большинство преподавателей нашей школы трезвения имеют многолетний опыт трезвенной работы в приходах Санкт-Петербургской епархии.

С нашей точки зрения опыт работы с семьями наркоманов и самими наркоманами не должен автоматически переноситься на работу с семьями алкоголиков и ими самими, несмотря на то, что в проявлениях этих двух духовно-нравственных болезней существуют общие черты. Именно потому система реабилитации алкоголезависимых людей в школе трезвения значительно отличается от системы реабилитации в центре "Воскресение".

В школе трезвения курс по преодолению алкогольной и табачной зависимостей проводится в два этапа. Первый этап курса - подготовительный. Он состоит из нескольких занятий или индивидуальных консультаций. На этом первом, весьма важном этапе преодоления алкогольно-табачной зависимости, наши слушатели получают знания о природе зависимостей, об эффективных способах исцеления, приобретают необходимые сведения для начала трезвой жизни. Человеку предлагается разобраться в том, насколько сильно его стремление измениться, стать лучше. На подготовительный курс принимаются только зависимые люди, а их близкие приглашаются в школу трезвения на второй, основной этап курса.

На основном курсе слушатели смогут познакомиться с теми, кто уже долгий период ведет трезвый образ жизни. Здесь проходят интересные встречи со священниками, врачами, писателями, общественными деятелями. Цель основного курса - закрепить установку на трезвый образ жизни. Нашим слушателям и их близким мы рекомендуем посещать встречи основного курса хотя бы в течение полугода. Встречи проходят вечером один раз в неделю.

Подавляющее большинство слушателей школы после завершения цикла занятий ведут трезвую жизнь, сознательно отказавшись от саморазрушения организма алкоголем и табачным дымом. Залог успеха слушателей школы трезвения состоит в том, что они избрали высокие духовно-нравственные жизненные цели. А эти цели, в свою очередь, вытащили их из привычной обыденности, поскольку наши трезвомыслящие подопечные прилагали усилия и упорство к изменению себя.

Еще одно направление деятельности отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии - профилактика наркомании, алкоголизма и никотинизма. Основная цель профилактики - насколько возможно снизить спрос на наркотики, алкоголь и сигареты. В плане профилактической деятельности наш отдел издает книги, буклеты, плакаты, видеофильмы, аудиокассеты. Нами выпускается альманах "Теория и практика противодействия наркомании и алкоголизму". Сотрудниками отдела постоянно проводятся обучающие семинары и круглые столы. Мы являемся обязательными участниками всех форумов, в т. ч. международных, касающихся проблем наркомании и алкоголизма.

Отдельная задача нашей профилактической деятельности - это совместная работа с миссионерским отделом по разъяснению опасности обращения за помощью в сектантские организации, которые, используя западную финансовую и политическую поддержку, расплодились как поганки по всей России. Особенно вызывает тревогу наступательность такого вредного и духовно опасного сообщества, как АА/АН, которые сумели внедриться не только в светские реабилитационные учреждения, но даже в некоторые православные монастыри.

Стоит затронуть, прежде всего, вопрос о том, что в программной литературе АА/АН особо подчеркивается духовный, но не религиозный характер "12 шагов". При этом понятие "духовность" не расшифровывается, оставляя полную свободу для каких угодно истолкований самими членами АА/АН. На практике это приводит к подверженности членов АА/АН влиянию со стороны любых религиозных, философских, квазирелигиозных и оккультных систем, которые в том или ином контексте употребляют слово "духовность".

Наркозависимые и алкоголезависимые люди конечно же нуждается в духовной поддержке и ищут ее, но "духовность" программы "12 шагов" настолько неопределенна и расходится с традициями Русской Православной Церкви, что люди, попавшие в лукавые программы АА/АН, рискуют навсегда потерять связь с духовными и культурными традициями своего народа.

Принципиальным различием в православном представлении и положениях программы АА/АН является, например, что алкоголизм по пониманию АА/АН - такая же болезнь как диабет, и ответственности за эту болезнь алкоголезависимый почти не несет. Православное же вероучение утверждает, что любая зависимость - изначально грех, а уже потом болезнь. Апостол Иаков пишет: "Похоть (то есть, пожелание, страсть - авт.) же, зачавши, рождает грех, сделанный же грех порождает смерть" (Иак. 1, 15).

В последнем номере альманаха "Теория и практика противодействия наркомании и алкоголизму" мы предложили некоторые выводы о личностных особенностях "анонимных" алкоголиков и наркоманов. Позвольте процитировать:

"1. В результате отождествления с программой у участников движения происходит не возвращение в сообщество независимых людей, а формируется принадлежность к особой группе "анонимных" алкоголиков или наркоманов, что приводит к укреплению чувства собственной особенности и исключительности, вплоть до ощущения превосходства над людьми, не имеющими отношения к программе "12 шагов".

2. Уверенность в том, что без программы невозможно выздоравливать и сохранять трезвость стимулирует страх потери 12-шаговой группы, способствует выработке психологической зависимости от программы.

3. С течением времени у членов движения АА/АН снижается способность к критическому осмыслению всего, что так или иначе связано с программой, мышление становится стереотипным и категоричным.

4. Возникает несоответствие декларируемого и реального поведения, которое зачастую становится манипулятивным, и при этом оправдывается с помощью словесной эквилибристики программными положениями.

5. Усугубляется беззащитность "анонимных" алкоголиков и наркоманов перед влиянием любых, в том числе явно деструктивных "духовных" учений и систем. Не осознается внутренняя противоречивость собственного мировоззрения.

К сожалению, в специальной литературе, посвященной проблемам зависимости, до сих пор уделяется недостаточное внимание критическому анализу программы "12 шагов" и ее влиянию на "анонимных наркоманов" и "анонимных алкоголиков". Очевидно, что кроме трезвости, которая является основной целью программы, участники приобретают такие психологические качества, которые не могут оцениваться как положительные".

В заключение мне хотелось бы подчеркнуть, что в Русской Православной Церкви имеется богатейший опыт в деле противодействия наркомании и алкоголизму. Во многих епархиях успешно действуют православные общества трезвости и реабилитационные центры. Нам нужно больше обмениваться православным опытом помощи наркозависимым и алкоголезависимым людям, перенимать наиболее удачное в работе своих коллег.

Протоиерей Сергий Бельков,
руководитель отдела по противодействию наркомании
и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии
.




Старый стиль 7Июль четверг Новый стиль) 20Июль Седмица 7-я по Пятидесятнице. Глас 5. Поста нет. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Фомы, иже в Малеи (X). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Акакия, о котором повествуется в Лествице (VI). Прп. Евфросинии, в миру Евдокии, кн. Московской (1407). Мчч. Перегрина, Лукиана, Помпея, Исихия, Папия, Саторнина и Германа (II). Мч. Евангела (ок. 284-305). Мц. Кириакии (IV). Прмчч. Епиктета пресвитера и Астиона монаха (290). Обретение мощей прп. Герасима Болдинского (2001). Сщмч. Павла пресвитера (1918). Влахернской иконы Божией Матери. Евангельские ЧтенияУтр. - Мф., 16 зач., VI, 1-13 . Лит. - 1 Кор., 138 зач., VII, 24-35. Мф., 61 зач., XV, 12-21, и за пятницу: 1 Кор., 139 зач., VII, 35 - VIII, 7. Мф., 63 зач., XV, 29-31. Прп. Евфросинии: Гал., 208 зач., III, 23-29. Мф., 104 зач., XXV, 1-13 .* Чтения прп. Евфросинии Московской на утрене читаются, если ей совершается полиелейная служба. * * Чтения прп. Евфросинии Московской на литургии читаются, если ей совершается полиелейная или славословная служба. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (1 Кор. 7, 24-35; Мф. 15, 12-21). "Из сердца исходят злые помыслы". В сердце же откуда? Корень их в живущем в нас грехе, а разветвление их, размножение и определенный вид в каждом от его собственного произволения. Как же быть? Сначала отсеки все, что от произвола. Это будет похоже на то, как если бы кто в дереве оборвал листья, обсек ветви и сучья, и ствол отрубил почти до корня. Затем, не позволяй выходить новым отросткам, самый корень и засохнет: то есть не позволяй из сердца исходить злым мыслям, а исходящие отражай и отгоняй, и живущий в нас грех, не получая подкрепления, ослабнет и совсем обессилеет. В этом существо заповеди: "трезвитесь и бодрствуйте. Внимайте себе. Препояшьте чресла помышлений ваших". При внимании, надо держать рассуждение. Из сердца исходит не одно худое, но и доброе; не всякое, однако, доброе внушаемое сердцем исполнять должно. Что истинно должно исполнять, это определит рассуждение. Рассуждение - садовничий нож, одни ветви отсекает, а другие прививает.(1 Кор. 7, 35-8, 7; Мф. 15, 29-31). Без внимания и в житейском порядке ничего не сделаешь как следует; в порядке же духовном - оно первое. Оно замечает худое и предает его внутреннему суду; оно же составляет стражу внутренней палаты, в которой обсуждают что и как надлежит сделать, а потом оберегает и исполнителей решения. Не удивительно потому, что духовная жизнь во всем своем объеме именуется жизнью трезвенною, и в писаниях отеческих больше всего вы встретите речей о трезвении или внимании: это одно и то же. Как дорого, потому, навыкнуть вниманию! Первоначальный труд у начавших заботиться о душе на это обычно и направляется. И дело их начинает походить немного на дело с тех только пор, как начнет собираться внимание в себя; обыкновенно оно все вне, а не внутрь. С этого же момента и внутренняя жизнь зачинается и вместе с вниманием зреет и крепнет. Что это значит? Значит то, чтобы встать умом в сердце перед Господом и перед лицем Его сознательно все обсуждать и предпринимать. Дело это, очевидно, сложное. Оно спеется вместе с молитвою и сколько укрепляется ею, столько и ее укрепляет. Молитвы Тропарь преподобных Фомы и Акакияглас 1Светила богосиянная миру/ и иноков одушевленный зари,/ Фома чудесы, Акакий же послушанием,/ возсиясте светло;/ сих, яко имущих дерзновение к Богу,/ молитвами во бранех пособствовати молим,/ да просят от Христа Бога даровати прощение согрешений/ чтущим их святую память. Тропарь преподобных Фомы и Акакияглас 4Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш. Кондак преподобного Акакияглас 2Мир оставль, Христу последовал еси от младенства,/ премудре Акакие преподобне,/ Того подражая вольное смирение,/ низвергл еси гордостнаго мучителя,// моли непрестанно о всех нас. Кондак преподобного Фомыглас 4Велию победу мужески показал еси,/ отонудуже Божественною любовию разгоревся,/ царя тленнаго и вся красная преобидел еси,/ на горе Малейстей вселение совершив,/ от неяже в Небесная/ возшел еси к Царю царей, Фомо,// моли непрестанно о всех нас. Тропарь благоверной княгини Евдокии в инокинях Евфросинииглас 8По земнем вдовстве Небесному Жениху себе уневестивши/ и в княжестем чертозе подвижнически поживши,/ послежде и чертог, и чад твоих/ Бога ради оставила еси, преподобная Евфросиние,/ и вшедши во обитель, тобою созданную,/ и во иночестем образе многи подвиги показала еси,/ и святое твое житие по благодати Божией блаженною кончиною увенчала еси./ И ныне предстоящи Христу Богу,// моли спастися душам нашим. Ин тропарь преподобной Евдокии, в инокинях Евфросинии, великой княгини Московскойглас 5От юности предызбранная Богом угоднице,/ оставльши светлый чертог княжеский,/ уклонилася еси во обитель, тобою созданную,/ и, пучину житейскаго моря преплывши,/ ныне со Ангелы песнословиши Христа Бога./ Емуже непрестанно молися, преподобная,/ яко да сохраняет выну обитель, тобою созданную,/ и дарует нам мир и велию милость. Кондак благоверной княгини Евдокии в инокинях Евфросинииглас 2Вся красная мира сего, яко суетная, презревши/ и тело твое постом и бдением изнуривши,/ непрестанными молитвами Богу угодила еси,/ преподобная Евфросиние,/ и, дар исцелений от Него прияти сподобльшися,/ слепому прозрение и многим недужным иcцеление даровала еси./ Темже радостно взываем, глаголюще:// слава Богу, прославляющему святыя Своя. Тропарь мученицы Кириакииглас 3Одолением чудесным/ победила еси вражия силы до конца,/ Недело преславная,/ идоложрения бо тьму/ далече Креста честнаго светлостию прогнала еси./ Мученице всехвальная,/ Христу Богу молися/ даровати нам велию милость. Службы7 июля: Преподобных Фомы Малейского и Акакия , упоминаемого в Лествице. 29 ноября: Святого мученика Парамона. Святого мученика Филумена. Преподобного Акакия Синайского Сайты приходов: Вяземская епархия:Храм Влахернской иконы Божией Матери "Одигитрия" дер. Тёмкино Костромская епархия:
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.09906 c.