Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество «Трезвение» » Иоанно-Предтеченское братство "Трезвение" »

21.01.2019 | Газета православных трезвенников ТРЕЗВЕНИЕ № 1 (194) Январь 2019 г.

15.12.2018 | Межконфессиональный диалог и единение российской нации

11.12.2018 | Газета православных трезвенников "ТРЕЗВЕНИЕ" № 8 (193) Ноябрь-декабрь 2018 г. АБСОЛЮТНАЯ ТРЕЗВОСТЬ БОГОУГОДНА

08.12.2018 | Общее дело. Фильм "Четыре ключа к твоим победам"

03.12.2018 | Семинар в Полевском

26.11.2018 | Сертификат модератора

- -

«Трезвое слово» №2 (№14)

План работы Общества «ТРЕЗВЕНИЕ» на 2009 год

- -
Иоанно-Предтеченское братство "Трезвение"

- -  

25-27 февраля в Екатеринбурге состоялась VI сессия научно-практического семинара по разработке теории трезвенного просвещения. Тема мероприятия: «Трезвенное просвещение молодежи: вызов времени»

 

В работе семинара принимали участие специалисты из разных областей деятельности (ученые, священнослужители, преподаватели, учителя, методисты, психологи и др.) и из разных городов России (Екатеринбург, Москва, Саранск, Асбест, Тавда, Новосибирск, Глазов и др.).

Фотоальбом

Значительная часть участников начала работу над вопросами трезвенного просвещения еще в 2010-2011 гг., на первой сессии семинара. Каждая встреча участников межрегиональной группы является тематической. Так, первая сессия была посвящена разработке понятийного аппарата трезвенного просвещения, другие сессии были направлены на поиск методологии, методов, духовных оснований трезвенного просвещения, способов работы с семьями, подростками и т.д.

Темой этой сессии было выбрано трезвенное просвещение молодежи, что все участники обоснованно рассматривают как действительно вызов нашего времени нашему профессиональному психолого-педагогическому гуманитарному сообществу.

Участники семинара еще на первых сессиях четко уяснили недопустимость отождествления трезвенного просвещения и антиалкоголизма (трезвости и не пьянства и т.п.). Трезвость в ее целостном понимании, к которому ближе всего подходят христианская антропология (святоотеческая литература), современная психологическая антропология и педагогическая антропология (концепция В.И.Слободчикова и коллег), означает такую ясность сознания, душевного и духовного состояния человека, которая позволяет ориентироваться в физическом, социальном, духовном мире и быть свободным. Очевидно, что такое состояние не достигается только воздержанием от опьяняющих веществ (алкоголь, наркотики, избыток еды и пр.) и опьяняющих занятий (карточные и компьютерные игры, поверхностное общение в социальных сетях, регулярный просмотр телесериалов и пр.). Трезвость связана с усилием, направленным на усмотрение и утверждение духовных смыслов деятельности и жизни.

Такой подход обязывает сторонников трезвенного просвещения не ограничиваться информационной деятельностью в рамках определенного ведомства (медицины, социальной работы, права, образования), а искать способы создания и поддержки детско-взрослых со-бытийных общностей (термин В.И.Слободчикова), основанных на ценности трезвости, трезвой жизни, свободы, христианской духовности.

Под этим углом зрения и прокомментируем работу 6-й сессии семинара.

Руководитель семинара протоиерей о. Игорь (Бачинин), и.п.н.,  отметил как результат предшествующей деятельности участников разработку целостных решений задач трезвенного просвещения молодежи. Это, во-первых, педагогическое образование в Уральском Государственном Педагогическом Университете по направлению бакалавриата и магистратуры «педагогика духовно-нравственного воспитания». Получение образования на бакалавриате и в магистратуре предусматривает проведение исследований, в том числе, в молодежной среде, обоснование выбора и освоение гуманитарных методов просвещения и воспитания молодежи, таких как духовный диалог, проектирование и организация образовательных событий, формирование воспитательной среды и уклада и пр. Второе целостное решение задач трезвенного просвещения молодежи связано с церковно-практической богословской деятельностью по реабилитации, реадаптации зависимых, а также подготовке к такой деятельности магистров в Санкт-Петербургской духовной академии.

Главным результатом предшествующей деятельности по разработке теории и практики трезвенного просвещения о. Игорь назвал объединение людей на основе ценности трезвости и организацию нового формата событий, таких, как международный трезвенный слет «Увильды».

В.К.Доронкин (Москва), приветствуя участников, обратил внимание на необходимость решения таких задач, как освоение СМИ, среды Интернет, стыковки кадров разных специальностей в области трезвенного просвещения, упорядочение информационных потоков, создание надежной инфосферы трезвенного просвещения.

С.Т.Погорелов, профессор УрГПУ, к.п.н., в пленарном докладе предложил к обсуждению духовные основы трезвенного просвещения, понятия: «просвещение - христианское обретение духа», «homoamoris, человек любящий - существо, пережившее духовное рождение, способное любить себя, других, Бога», «негативные зависимости как отсутствие способности любить себя, других, Бога, как аутоагрессия». С.Т.Погорелов изложил достаточно убедительную программу научных исследований и систематизации знаний в области трезвенного просвещения, которая была воспринята участниками как организующее начало совместной теоретической и практической деятельности.

Другое программное, методологическое сообщение сделал о. Игорь (Бачинин) на тему «Трезвость - базовая национальная ценность». Обратившись, с одной стороны, к анализу исторических эпох в прошлом России, с другой стороны, к анализу актуального документа - «Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России», как центральной части федеральных государственных образовательных стандартов, о. Игорь привел веские аргументы в пользу утверждения, что трезвость - одна из базовых ценностей России, вопреки стереотипным представлениям о склонности россиян к отказу от трезвости. Теоретической и практической задачей, следовательно, является анализ ценностных представлений россиян о трезвости и укрепление консолидации российского общества на основе ценности трезвости.

Вопросов консолидации, достижения согласия, взаимопонимания, единства субъектов трезвенного просвещения и т.п. коснулся практически каждый участник семинара, отмечая явный недостаток единства в настоящее время и необходимость специальных усилий по достижению согласия в дальнейшем.

Ряд выступлений участников семинара был посвящен описанию, анализу, обобщению практического опыта трезвенного просвещения в молодежной среде.

Т.И.Жгутова (Екатеринбург) рассказала о педагогических наблюдениях в ходе встреч с учащимися 5-11-х классов на выставке «Человеческий потенциал». Первичное обобщение наблюдений выводит в задачу исследовать воспитательные результаты выставки и разработать методические рекомендации по использованию жанра выставки и различного тематического содержания выставок в целях трезвенного просвещения.

 А.Р.Плетнева (Тавда) представила многообразие форм взаимодействия семьи и школы в трезвенном просвещении молодежи, а также наиболее актуальные проблемы взаимодействия (в первую очередь неосвоенность нормативной правовой базы взаимодействия). Сообщение подводит к задачам методического описания современных форм сотрудничества семьи и школы с опорой на действующие нормативные правовые основания.

Е.В.Тихонова (Глазов) рассказала об опыте создания, организации деятельности и результатах отряда волонтеров по привлечению к здоровому образу жизни. Е.В.Тихонова точно определила, что для трезвенного просвещения недостаточно сообщения информации о вреде определенных веществ, занятий и зависимостей от них. Важно еще внести нравственный смысл в ту деятельность, которой занимается трезвый человек, общность. В целом опыт, представленный Е.В.Тихоновой, было предложено проанализировать в антропологических категориях детско-взрослой со-бытийной общности.

М.А.Пальгунов (Асбест) раскрыл опыт трезвенного просвещения молодежи в учреждениях закрытого типа. Как оказалось, свидетельствование радости трезвости возможно и в таких учреждениях - через посещение храма, литургию, эстетические переживания.

А.Г.Цыплов (Новосибирск) представил обобщение опыта формирования устойчивости молодежи к негативным зависимостям. В своем сообщении А.Г.Цыплов практически сформулировал методические рекомендации и анализ рисков деятельности специалистов, а также родителей подростков при первичной, вторичной и третичной профилактике зависимостей. А.Г.Цыплов убедительно раскрыл опыт организации таких событий, в которых субъект профилактики создает условия для переживания всеми участниками радости пребывания в трезвости, что оказывает сильное и более стойкое воздействие по сравнению с традиционными «рассказами о вреде». А.Г.Цыплову было предложено оформить рекомендации для распространения опыта.

Г.В.Булычева сделала сообщение об использовании метода проектов как педагогического способа формирования активной трезвенной позиции у студентов железнодорожного техникума. С помощью выступления Г.В.Булычевой было еще раз показано, что именно опыт собственной созидательной деятельности в сообществе с равными (сверстниками) и нравственно направляющим взрослым, а не просто «рассказы о вреде», способен побудить молодого человека к выбору трезвости как собственной жизненной нормы.

Протоиерей Александр (Пелин) (Саранск) рассказал о системе антиалкогольной работы с молодежью. О. Александр веско аргументировал необходимость разработки и руководствования в деятельности трезвенного движения воспитательной программой, включающей все необходимые составляющие образовательной программы (цель, планируемые результаты, задачи, содержание деятельности, мониторинг, ресурсы, управление).

Н.Г.Куприна (Екатеринбург), д.п.н., рассмотрела воспитательный потенциал праздников народного календаря, смыслы которых исторически трансформировались под влиянием христианства. Источники радости, суррогат которой потребляет зависимый человек, могут быть найдены в календарных событиях российского народа, так как православный народ-труженик отмечал празднично результаты определенных периодов, связанных с трудовыми и духовными усилиями. В условиях примата светской культуры обращение к календарным праздникам русского народа может быть основанием взаимопонимания, принятия людей, живущих светской и церковной жизни, что немаловажно для консолидации здоровых, трезвых сил общества.

С.В.Сафонцева (Москва), к. психол.н., представила социально-культурный аспект трезвенного просвещения в молодежной среде. Описание современной молодежной среды, ее структурирования, предпочитаемых молодыми видов деятельности, распространенных взглядов и пр. были приняты участниками как хороший дискуссионный материал, способствующий инициированию разговора как с молодежью, так и с субъектами трезвенного просвещения, профилактики, реабилитации.

  А.П.Егорычев (Нижний Тагил) предложил обсудить подходы к системе хозяйствования трезвенной организации в условиях вновь образованной епархии.  А.П.Егорычеву было предложено методически описать найденные и проектируемые решения.

Выступления участников будут представлены в сборнике 6-й сессии семинара. Надеемся, что вскоре появятся и методические рекомендации.

  А пока приведем цитату, которая на этой сессии была особенно популярна. В.К.Доронкин привел ответ на вопрос «как же осуществлять трезвенное воспитание?» отца Григория (Григорьева), работающего с самыми трудными случаями зависимостей. «Снижение требований к другим. Повышение требований к себе. Донесение до людей радости о трезвости, вдохновление трезвостью».



По благословению Высокопреосвященнейшего Варсонофия, митрополита Саранского и Мордовского, управляющего делами Московской Патриархии в семинаре принял участие Ректор Саранского Духовного училища, председатель Отдела молодежного служения и Отдела по ВЦиО протоиерей Александр Пелин (Интервью).



Старый стиль 10Январь понедельник Новый стиль) 23Январь Седмица 32-я по Пятидесятнице. Глас 6. Поста нет. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСвт. Григория, еп. Нисского (395). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Дометиана, еп. Мелитинского (601). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Маркиана пресвитера (V). Совершается служба на шестьПрп. Павла Комельского (Обнорского) (1429). Совершается служба с полиелеемСвт. Феофана, Затворника Вышенского (1894). Прп. Антипы Валаамского (Афонского) (1882). Блж. Феозвы диаконисы, сестры свт. Григория Нисского (385). Прп. Макария Писемского (XIV). Сщмч. Зиновия пресвитера (1920). Сщмч. Петра пресвитера (1930). Сщмч. Анатолия, митр. Одесского (1938). Евангельские ЧтенияУтр. - Ин., 35 зач. (от полу́), X, 1-9 . Лит. - Иак., 53 зач., II, 14-26. Мк., 48 зач., X, 46-52. Свт. Феофана: Евр., 318 зач., VII, 26 - VIII, 2. Ин., 36 зач., X, 9-16. Свт. Григория: 1 Кор., 151 зач., XII, 7-11. Мф., 34 зач. (от полу́), X, 1-8 . * Чтения свт. Феофана (на утрене и литургии) читаются, если ему совершается служба. * * Чтения свт. Григория читаются, если ему совершается служба. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Иак. 2, 14-26; Мк. 10, 46-52). "Что пользы, братия мои, если кто говорит что он имеет веру, а дел не - имеет? Может ли эта вера спасти его?" Путь к вере - покаяние. В покаянии же что говорят? - Согрешил, не буду. Не буду грешить, следовательно буду жить по заповедям. Поскольку с принятием веры покаяние не отходит но с нею сочетавшись до конца пребывает, то и решение то - жить по заповедям пребывает в силе и при вере. Потому верующий, если пришел к вере прямым путем т. е. путем покаяния, бывает ревнителем исполнения заповедей или творителем добрых дел. Вера дает ему на то сильнейшие побуждения; вера дает ему на то и силы благодатные через Св. Таинства. Так вера споспешествует делам. А дела веру делают совершенною: ибо пока делом не сделано то, чему кто уверовал дотоле, вера будто не вера. Она видною становится только в делах. И не только видною, но и крепкою. Дела воздействуют обратно на веру и ее укрепляют. Молитвы Тропарь святителя Григория и преподобного Дометианаглас 4Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш. Кондак святителя Григорияглас 1Оком душевным бодрствуя, святителю,/ бодр пастырь явился еси миру,/ и жезлом мудрости твоея, и теплым предстательством твоим/ вся отгнал еси злославныя, яко волки,/ невредно соблюд стадо,// Григорие всемудре. Ин кондак святителя Григорияглас 2Церкве Божественный иерарх/ и премудрости честный тайноглагольник, / Ниссийский бодрый ум, Григорий,/ со Ангелы ликовствуя/ и наслаждался Божественным светом,/ молится непрестанно о всех нас. Тропарь преподобного Павла Комельского (Обнорского)глас 1Божественною любовию от юности распалаемь, Павле преподобне, / вся, яже в мире красная, возненавидев, / Христа единаго возлюбил еси / и сего ради во внутреннюю пустыню вселился еси, / со зверьми жити весь Христу. / Отонудуже и Всевидящее Око, твоя труды видев, / даром чудес и по преставлении обогати тя. / Темже вопием ти: / моли непрестанно о всех нас, / честную память твою присно в песнех почитающих. Кондак преподобного Павла Комельского (Обнорского)глас 8Все твое умное желание к Богу вперив,/ и Тому невозвратно от души последовал еси, в пустыню вселився,/ и, тамо ангельски пожив, многим путь был еси ко спасению. / Сего ради и Христос тя прослави и даром чудес обогати./ Темже вси вопием ти:/ радуйся, Павле преподобне, пустынный жителю. Тропарь святителя Феофанаглас 8Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ Вышинский подвижниче, святителю Феофане богомудре,/ писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси/ и всем верным путь ко спасению указал еси,// моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак святителя Феофанаглас 4Богоявлению тезоименитый,/ святителю Феофане,/ ученьми Твоими многи люди просветил еси,/ со Ангелы ныне предстоя Престолу Святыя Троицы,// моли непрестанно о всех нас. Службы10 января: Святителя Григория, епископа Нисского. Преподобного Дометиана, епископа Мелитинского. Преподобного Маркиана, пресвитера и эконома Великой церкви. Преподобного Павла Обнорского, вологодского чудотворца 10 января: Святителя Феофана, затворника Вышенского Сайты приходов:Кафедральный собор Николая Чудотворца г. Чистополь (Чистопольская епархия) Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырь с. Юношеское (Вологодская епархия) Спасо-Преображенский Макариево-Писемский женский монастырь с. Макарий-на-Письме (Костромская епархия) Храм Петра и Павла в Новинках г. Вологда (Вологодская епархия) Благовещенский епархиальный женский монастырь с. Ожога (Липецкая епархия) Храм Феофана Затворника г. Новоаннинский (Урюпинская и Новоаннинская епархия) Храм Феофана Затворника г. Красноармейск (Балашовская епархия) Николо-Сольбинский женский монастырь пос. Сольба (Переславская епархия) Статьи на Православие.Ru Церковь в конце IV векаПротоиерей Владислав ЦыпинВ ответ на требование императора передать храм арианам святитель Амвросий Медиоланский писал: «Пожалуйста, не воображай, государь, что ты имеешь какое-нибудь императорское право и над божественными предметами… Императору принадлежат дворцы, церкви – священнику… Что может быть почетнее для императора, как не то, что его называют сыном Церкви? Император в Церкви, а не выше Церкви». О «противоречиях Библии» и нехристианском образованииБыл ли законодатель Моисей законопреступником? Каков иносказательный смысл истории о невозвращенных ценностях? И противоречит ли он смыслу буквальному? Памяти в Бозе почившего епископа Феофана ЗатворникаВ наш буйный век духовного растленья / Воочию он миру показал, / Что в людях не погибли высшие стремленья, / И не померк в их сердце идеал. Два святителя – как три святителяДиакон Павел СержантовНаши предпочтения… Ну, как без них обойтись? Они относятся и к бытовой стороне жизни, и к самой возвышенной стороне – религиозной. За последние годы приходится все чаще слышать, что святитель Игнатий Брянчанинов для православных предпочтительнее святителя Феофана Затворника. В степени предпочтения есть варианты. Наиболее радикальный: святителя Феофана вообще игнорируют, а святителя Игнатия объявляют «необходимым и достаточным» выразителем для всей святоотеческой традиции. Более умеренные варианты святителю Игнатию дают статус учителя, а святителю Феофану – ученика.
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.05543 c.