Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество «Трезвение» » Иоанно-Предтеченское братство "Трезвение" »

14.05.2017 | В Екатеринбурге, в храме свт. Николая Чудотворца (при Уральском Горном Государственном Университете) прошло очередное заседание помощников благочинных по утверждению трезвости Екатеринбургской Епархии.

28.04.2017 | Форум «УТРО-2017»

28.04.2017 | Научно-практическая конференция Христианская антропология и психология в развитии человека

27.03.2017 | Говорить на одном языке: социально ориентированные НКО учатся взаимодействовать с органами власти и СМИ

27.02.2017 | Научно-образовательный семинар-практикум «От экологии природы к экологии человека: опыт народной педагогики»

21.02.2017 | В Екатеринбурге, в Уральском Государственном Горном Университете прошел научно-практический семинар «Методология предупреждения нехимических зависимостей»

- -

«Трезвое слово» №2 (№14)

План работы Общества «ТРЕЗВЕНИЕ» на 2009 год

- -
Иоанно-Предтеченское братство "Трезвение"

- -  

25-27 февраля в Екатеринбурге состоялась VI сессия научно-практического семинара по разработке теории трезвенного просвещения. Тема мероприятия: «Трезвенное просвещение молодежи: вызов времени»

 

В работе семинара принимали участие специалисты из разных областей деятельности (ученые, священнослужители, преподаватели, учителя, методисты, психологи и др.) и из разных городов России (Екатеринбург, Москва, Саранск, Асбест, Тавда, Новосибирск, Глазов и др.).

Фотоальбом

Значительная часть участников начала работу над вопросами трезвенного просвещения еще в 2010-2011 гг., на первой сессии семинара. Каждая встреча участников межрегиональной группы является тематической. Так, первая сессия была посвящена разработке понятийного аппарата трезвенного просвещения, другие сессии были направлены на поиск методологии, методов, духовных оснований трезвенного просвещения, способов работы с семьями, подростками и т.д.

Темой этой сессии было выбрано трезвенное просвещение молодежи, что все участники обоснованно рассматривают как действительно вызов нашего времени нашему профессиональному психолого-педагогическому гуманитарному сообществу.

Участники семинара еще на первых сессиях четко уяснили недопустимость отождествления трезвенного просвещения и антиалкоголизма (трезвости и не пьянства и т.п.). Трезвость в ее целостном понимании, к которому ближе всего подходят христианская антропология (святоотеческая литература), современная психологическая антропология и педагогическая антропология (концепция В.И.Слободчикова и коллег), означает такую ясность сознания, душевного и духовного состояния человека, которая позволяет ориентироваться в физическом, социальном, духовном мире и быть свободным. Очевидно, что такое состояние не достигается только воздержанием от опьяняющих веществ (алкоголь, наркотики, избыток еды и пр.) и опьяняющих занятий (карточные и компьютерные игры, поверхностное общение в социальных сетях, регулярный просмотр телесериалов и пр.). Трезвость связана с усилием, направленным на усмотрение и утверждение духовных смыслов деятельности и жизни.

Такой подход обязывает сторонников трезвенного просвещения не ограничиваться информационной деятельностью в рамках определенного ведомства (медицины, социальной работы, права, образования), а искать способы создания и поддержки детско-взрослых со-бытийных общностей (термин В.И.Слободчикова), основанных на ценности трезвости, трезвой жизни, свободы, христианской духовности.

Под этим углом зрения и прокомментируем работу 6-й сессии семинара.

Руководитель семинара протоиерей о. Игорь (Бачинин), и.п.н.,  отметил как результат предшествующей деятельности участников разработку целостных решений задач трезвенного просвещения молодежи. Это, во-первых, педагогическое образование в Уральском Государственном Педагогическом Университете по направлению бакалавриата и магистратуры «педагогика духовно-нравственного воспитания». Получение образования на бакалавриате и в магистратуре предусматривает проведение исследований, в том числе, в молодежной среде, обоснование выбора и освоение гуманитарных методов просвещения и воспитания молодежи, таких как духовный диалог, проектирование и организация образовательных событий, формирование воспитательной среды и уклада и пр. Второе целостное решение задач трезвенного просвещения молодежи связано с церковно-практической богословской деятельностью по реабилитации, реадаптации зависимых, а также подготовке к такой деятельности магистров в Санкт-Петербургской духовной академии.

Главным результатом предшествующей деятельности по разработке теории и практики трезвенного просвещения о. Игорь назвал объединение людей на основе ценности трезвости и организацию нового формата событий, таких, как международный трезвенный слет «Увильды».

В.К.Доронкин (Москва), приветствуя участников, обратил внимание на необходимость решения таких задач, как освоение СМИ, среды Интернет, стыковки кадров разных специальностей в области трезвенного просвещения, упорядочение информационных потоков, создание надежной инфосферы трезвенного просвещения.

С.Т.Погорелов, профессор УрГПУ, к.п.н., в пленарном докладе предложил к обсуждению духовные основы трезвенного просвещения, понятия: «просвещение - христианское обретение духа», «homoamoris, человек любящий - существо, пережившее духовное рождение, способное любить себя, других, Бога», «негативные зависимости как отсутствие способности любить себя, других, Бога, как аутоагрессия». С.Т.Погорелов изложил достаточно убедительную программу научных исследований и систематизации знаний в области трезвенного просвещения, которая была воспринята участниками как организующее начало совместной теоретической и практической деятельности.

Другое программное, методологическое сообщение сделал о. Игорь (Бачинин) на тему «Трезвость - базовая национальная ценность». Обратившись, с одной стороны, к анализу исторических эпох в прошлом России, с другой стороны, к анализу актуального документа - «Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России», как центральной части федеральных государственных образовательных стандартов, о. Игорь привел веские аргументы в пользу утверждения, что трезвость - одна из базовых ценностей России, вопреки стереотипным представлениям о склонности россиян к отказу от трезвости. Теоретической и практической задачей, следовательно, является анализ ценностных представлений россиян о трезвости и укрепление консолидации российского общества на основе ценности трезвости.

Вопросов консолидации, достижения согласия, взаимопонимания, единства субъектов трезвенного просвещения и т.п. коснулся практически каждый участник семинара, отмечая явный недостаток единства в настоящее время и необходимость специальных усилий по достижению согласия в дальнейшем.

Ряд выступлений участников семинара был посвящен описанию, анализу, обобщению практического опыта трезвенного просвещения в молодежной среде.

Т.И.Жгутова (Екатеринбург) рассказала о педагогических наблюдениях в ходе встреч с учащимися 5-11-х классов на выставке «Человеческий потенциал». Первичное обобщение наблюдений выводит в задачу исследовать воспитательные результаты выставки и разработать методические рекомендации по использованию жанра выставки и различного тематического содержания выставок в целях трезвенного просвещения.

 А.Р.Плетнева (Тавда) представила многообразие форм взаимодействия семьи и школы в трезвенном просвещении молодежи, а также наиболее актуальные проблемы взаимодействия (в первую очередь неосвоенность нормативной правовой базы взаимодействия). Сообщение подводит к задачам методического описания современных форм сотрудничества семьи и школы с опорой на действующие нормативные правовые основания.

Е.В.Тихонова (Глазов) рассказала об опыте создания, организации деятельности и результатах отряда волонтеров по привлечению к здоровому образу жизни. Е.В.Тихонова точно определила, что для трезвенного просвещения недостаточно сообщения информации о вреде определенных веществ, занятий и зависимостей от них. Важно еще внести нравственный смысл в ту деятельность, которой занимается трезвый человек, общность. В целом опыт, представленный Е.В.Тихоновой, было предложено проанализировать в антропологических категориях детско-взрослой со-бытийной общности.

М.А.Пальгунов (Асбест) раскрыл опыт трезвенного просвещения молодежи в учреждениях закрытого типа. Как оказалось, свидетельствование радости трезвости возможно и в таких учреждениях - через посещение храма, литургию, эстетические переживания.

А.Г.Цыплов (Новосибирск) представил обобщение опыта формирования устойчивости молодежи к негативным зависимостям. В своем сообщении А.Г.Цыплов практически сформулировал методические рекомендации и анализ рисков деятельности специалистов, а также родителей подростков при первичной, вторичной и третичной профилактике зависимостей. А.Г.Цыплов убедительно раскрыл опыт организации таких событий, в которых субъект профилактики создает условия для переживания всеми участниками радости пребывания в трезвости, что оказывает сильное и более стойкое воздействие по сравнению с традиционными «рассказами о вреде». А.Г.Цыплову было предложено оформить рекомендации для распространения опыта.

Г.В.Булычева сделала сообщение об использовании метода проектов как педагогического способа формирования активной трезвенной позиции у студентов железнодорожного техникума. С помощью выступления Г.В.Булычевой было еще раз показано, что именно опыт собственной созидательной деятельности в сообществе с равными (сверстниками) и нравственно направляющим взрослым, а не просто «рассказы о вреде», способен побудить молодого человека к выбору трезвости как собственной жизненной нормы.

Протоиерей Александр (Пелин) (Саранск) рассказал о системе антиалкогольной работы с молодежью. О. Александр веско аргументировал необходимость разработки и руководствования в деятельности трезвенного движения воспитательной программой, включающей все необходимые составляющие образовательной программы (цель, планируемые результаты, задачи, содержание деятельности, мониторинг, ресурсы, управление).

Н.Г.Куприна (Екатеринбург), д.п.н., рассмотрела воспитательный потенциал праздников народного календаря, смыслы которых исторически трансформировались под влиянием христианства. Источники радости, суррогат которой потребляет зависимый человек, могут быть найдены в календарных событиях российского народа, так как православный народ-труженик отмечал празднично результаты определенных периодов, связанных с трудовыми и духовными усилиями. В условиях примата светской культуры обращение к календарным праздникам русского народа может быть основанием взаимопонимания, принятия людей, живущих светской и церковной жизни, что немаловажно для консолидации здоровых, трезвых сил общества.

С.В.Сафонцева (Москва), к. психол.н., представила социально-культурный аспект трезвенного просвещения в молодежной среде. Описание современной молодежной среды, ее структурирования, предпочитаемых молодыми видов деятельности, распространенных взглядов и пр. были приняты участниками как хороший дискуссионный материал, способствующий инициированию разговора как с молодежью, так и с субъектами трезвенного просвещения, профилактики, реабилитации.

  А.П.Егорычев (Нижний Тагил) предложил обсудить подходы к системе хозяйствования трезвенной организации в условиях вновь образованной епархии.  А.П.Егорычеву было предложено методически описать найденные и проектируемые решения.

Выступления участников будут представлены в сборнике 6-й сессии семинара. Надеемся, что вскоре появятся и методические рекомендации.

  А пока приведем цитату, которая на этой сессии была особенно популярна. В.К.Доронкин привел ответ на вопрос «как же осуществлять трезвенное воспитание?» отца Григория (Григорьева), работающего с самыми трудными случаями зависимостей. «Снижение требований к другим. Повышение требований к себе. Донесение до людей радости о трезвости, вдохновление трезвостью».



По благословению Высокопреосвященнейшего Варсонофия, митрополита Саранского и Мордовского, управляющего делами Московской Патриархии в семинаре принял участие Ректор Саранского Духовного училища, председатель Отдела молодежного служения и Отдела по ВЦиО протоиерей Александр Пелин (Интервью).



Старый стиль 14Май среда Новый стиль) 27Май Седмица 7-я по Пасхе. Глас 6. День постный. Разрешается рыба. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМч. Исидора (251). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Додо Давидо-Гареджийского, Грузинского (596). Совершается служба на шестьБлж. Исидора Твердислова, Христа ради юродивого, Ростовского чудотворца (1474). Мч. Максима (ок. 250). Прп. Серапиона Синдонита (V). Прп. Никиты
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.08024 c.