Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество «Трезвение» » Иоанно-Предтеченское братство "Трезвение" »

20.10.2017 | На Покров в Екатеринбургской епархии стартует информационно-просветительская кампания о Царской семье

30.08.2017 | СЕМИНАР по работе со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости.

27.07.2017 | В Екатеринбургском духовно-просветительском «Царский» состоялось заседание Совета общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости».

17.07.2017 | Подводим итоги, намечаем перспективы

- -

«Трезвое слово» №2 (№14)

План работы Общества «ТРЕЗВЕНИЕ» на 2009 год

- -
Иоанно-Предтеченское братство "Трезвение"

- -  

25-27 февраля в Екатеринбурге состоялась VI сессия научно-практического семинара по разработке теории трезвенного просвещения. Тема мероприятия: «Трезвенное просвещение молодежи: вызов времени»

 

В работе семинара принимали участие специалисты из разных областей деятельности (ученые, священнослужители, преподаватели, учителя, методисты, психологи и др.) и из разных городов России (Екатеринбург, Москва, Саранск, Асбест, Тавда, Новосибирск, Глазов и др.).

Фотоальбом

Значительная часть участников начала работу над вопросами трезвенного просвещения еще в 2010-2011 гг., на первой сессии семинара. Каждая встреча участников межрегиональной группы является тематической. Так, первая сессия была посвящена разработке понятийного аппарата трезвенного просвещения, другие сессии были направлены на поиск методологии, методов, духовных оснований трезвенного просвещения, способов работы с семьями, подростками и т.д.

Темой этой сессии было выбрано трезвенное просвещение молодежи, что все участники обоснованно рассматривают как действительно вызов нашего времени нашему профессиональному психолого-педагогическому гуманитарному сообществу.

Участники семинара еще на первых сессиях четко уяснили недопустимость отождествления трезвенного просвещения и антиалкоголизма (трезвости и не пьянства и т.п.). Трезвость в ее целостном понимании, к которому ближе всего подходят христианская антропология (святоотеческая литература), современная психологическая антропология и педагогическая антропология (концепция В.И.Слободчикова и коллег), означает такую ясность сознания, душевного и духовного состояния человека, которая позволяет ориентироваться в физическом, социальном, духовном мире и быть свободным. Очевидно, что такое состояние не достигается только воздержанием от опьяняющих веществ (алкоголь, наркотики, избыток еды и пр.) и опьяняющих занятий (карточные и компьютерные игры, поверхностное общение в социальных сетях, регулярный просмотр телесериалов и пр.). Трезвость связана с усилием, направленным на усмотрение и утверждение духовных смыслов деятельности и жизни.

Такой подход обязывает сторонников трезвенного просвещения не ограничиваться информационной деятельностью в рамках определенного ведомства (медицины, социальной работы, права, образования), а искать способы создания и поддержки детско-взрослых со-бытийных общностей (термин В.И.Слободчикова), основанных на ценности трезвости, трезвой жизни, свободы, христианской духовности.

Под этим углом зрения и прокомментируем работу 6-й сессии семинара.

Руководитель семинара протоиерей о. Игорь (Бачинин), и.п.н.,  отметил как результат предшествующей деятельности участников разработку целостных решений задач трезвенного просвещения молодежи. Это, во-первых, педагогическое образование в Уральском Государственном Педагогическом Университете по направлению бакалавриата и магистратуры «педагогика духовно-нравственного воспитания». Получение образования на бакалавриате и в магистратуре предусматривает проведение исследований, в том числе, в молодежной среде, обоснование выбора и освоение гуманитарных методов просвещения и воспитания молодежи, таких как духовный диалог, проектирование и организация образовательных событий, формирование воспитательной среды и уклада и пр. Второе целостное решение задач трезвенного просвещения молодежи связано с церковно-практической богословской деятельностью по реабилитации, реадаптации зависимых, а также подготовке к такой деятельности магистров в Санкт-Петербургской духовной академии.

Главным результатом предшествующей деятельности по разработке теории и практики трезвенного просвещения о. Игорь назвал объединение людей на основе ценности трезвости и организацию нового формата событий, таких, как международный трезвенный слет «Увильды».

В.К.Доронкин (Москва), приветствуя участников, обратил внимание на необходимость решения таких задач, как освоение СМИ, среды Интернет, стыковки кадров разных специальностей в области трезвенного просвещения, упорядочение информационных потоков, создание надежной инфосферы трезвенного просвещения.

С.Т.Погорелов, профессор УрГПУ, к.п.н., в пленарном докладе предложил к обсуждению духовные основы трезвенного просвещения, понятия: «просвещение - христианское обретение духа», «homoamoris, человек любящий - существо, пережившее духовное рождение, способное любить себя, других, Бога», «негативные зависимости как отсутствие способности любить себя, других, Бога, как аутоагрессия». С.Т.Погорелов изложил достаточно убедительную программу научных исследований и систематизации знаний в области трезвенного просвещения, которая была воспринята участниками как организующее начало совместной теоретической и практической деятельности.

Другое программное, методологическое сообщение сделал о. Игорь (Бачинин) на тему «Трезвость - базовая национальная ценность». Обратившись, с одной стороны, к анализу исторических эпох в прошлом России, с другой стороны, к анализу актуального документа - «Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России», как центральной части федеральных государственных образовательных стандартов, о. Игорь привел веские аргументы в пользу утверждения, что трезвость - одна из базовых ценностей России, вопреки стереотипным представлениям о склонности россиян к отказу от трезвости. Теоретической и практической задачей, следовательно, является анализ ценностных представлений россиян о трезвости и укрепление консолидации российского общества на основе ценности трезвости.

Вопросов консолидации, достижения согласия, взаимопонимания, единства субъектов трезвенного просвещения и т.п. коснулся практически каждый участник семинара, отмечая явный недостаток единства в настоящее время и необходимость специальных усилий по достижению согласия в дальнейшем.

Ряд выступлений участников семинара был посвящен описанию, анализу, обобщению практического опыта трезвенного просвещения в молодежной среде.

Т.И.Жгутова (Екатеринбург) рассказала о педагогических наблюдениях в ходе встреч с учащимися 5-11-х классов на выставке «Человеческий потенциал». Первичное обобщение наблюдений выводит в задачу исследовать воспитательные результаты выставки и разработать методические рекомендации по использованию жанра выставки и различного тематического содержания выставок в целях трезвенного просвещения.

 А.Р.Плетнева (Тавда) представила многообразие форм взаимодействия семьи и школы в трезвенном просвещении молодежи, а также наиболее актуальные проблемы взаимодействия (в первую очередь неосвоенность нормативной правовой базы взаимодействия). Сообщение подводит к задачам методического описания современных форм сотрудничества семьи и школы с опорой на действующие нормативные правовые основания.

Е.В.Тихонова (Глазов) рассказала об опыте создания, организации деятельности и результатах отряда волонтеров по привлечению к здоровому образу жизни. Е.В.Тихонова точно определила, что для трезвенного просвещения недостаточно сообщения информации о вреде определенных веществ, занятий и зависимостей от них. Важно еще внести нравственный смысл в ту деятельность, которой занимается трезвый человек, общность. В целом опыт, представленный Е.В.Тихоновой, было предложено проанализировать в антропологических категориях детско-взрослой со-бытийной общности.

М.А.Пальгунов (Асбест) раскрыл опыт трезвенного просвещения молодежи в учреждениях закрытого типа. Как оказалось, свидетельствование радости трезвости возможно и в таких учреждениях - через посещение храма, литургию, эстетические переживания.

А.Г.Цыплов (Новосибирск) представил обобщение опыта формирования устойчивости молодежи к негативным зависимостям. В своем сообщении А.Г.Цыплов практически сформулировал методические рекомендации и анализ рисков деятельности специалистов, а также родителей подростков при первичной, вторичной и третичной профилактике зависимостей. А.Г.Цыплов убедительно раскрыл опыт организации таких событий, в которых субъект профилактики создает условия для переживания всеми участниками радости пребывания в трезвости, что оказывает сильное и более стойкое воздействие по сравнению с традиционными «рассказами о вреде». А.Г.Цыплову было предложено оформить рекомендации для распространения опыта.

Г.В.Булычева сделала сообщение об использовании метода проектов как педагогического способа формирования активной трезвенной позиции у студентов железнодорожного техникума. С помощью выступления Г.В.Булычевой было еще раз показано, что именно опыт собственной созидательной деятельности в сообществе с равными (сверстниками) и нравственно направляющим взрослым, а не просто «рассказы о вреде», способен побудить молодого человека к выбору трезвости как собственной жизненной нормы.

Протоиерей Александр (Пелин) (Саранск) рассказал о системе антиалкогольной работы с молодежью. О. Александр веско аргументировал необходимость разработки и руководствования в деятельности трезвенного движения воспитательной программой, включающей все необходимые составляющие образовательной программы (цель, планируемые результаты, задачи, содержание деятельности, мониторинг, ресурсы, управление).

Н.Г.Куприна (Екатеринбург), д.п.н., рассмотрела воспитательный потенциал праздников народного календаря, смыслы которых исторически трансформировались под влиянием христианства. Источники радости, суррогат которой потребляет зависимый человек, могут быть найдены в календарных событиях российского народа, так как православный народ-труженик отмечал празднично результаты определенных периодов, связанных с трудовыми и духовными усилиями. В условиях примата светской культуры обращение к календарным праздникам русского народа может быть основанием взаимопонимания, принятия людей, живущих светской и церковной жизни, что немаловажно для консолидации здоровых, трезвых сил общества.

С.В.Сафонцева (Москва), к. психол.н., представила социально-культурный аспект трезвенного просвещения в молодежной среде. Описание современной молодежной среды, ее структурирования, предпочитаемых молодыми видов деятельности, распространенных взглядов и пр. были приняты участниками как хороший дискуссионный материал, способствующий инициированию разговора как с молодежью, так и с субъектами трезвенного просвещения, профилактики, реабилитации.

  А.П.Егорычев (Нижний Тагил) предложил обсудить подходы к системе хозяйствования трезвенной организации в условиях вновь образованной епархии.  А.П.Егорычеву было предложено методически описать найденные и проектируемые решения.

Выступления участников будут представлены в сборнике 6-й сессии семинара. Надеемся, что вскоре появятся и методические рекомендации.

  А пока приведем цитату, которая на этой сессии была особенно популярна. В.К.Доронкин привел ответ на вопрос «как же осуществлять трезвенное воспитание?» отца Григория (Григорьева), работающего с самыми трудными случаями зависимостей. «Снижение требований к другим. Повышение требований к себе. Донесение до людей радости о трезвости, вдохновление трезвостью».



По благословению Высокопреосвященнейшего Варсонофия, митрополита Саранского и Мордовского, управляющего делами Московской Патриархии в семинаре принял участие Ректор Саранского Духовного училища, председатель Отдела молодежного служения и Отдела по ВЦиО протоиерей Александр Пелин (Интервью).



Старый стиль 9Ноябрь среда Новый стиль) 22Ноябрь Седмица 25-я по Пятидесятнице. Глас 7. День постный. Пища с растительным маслом. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМчч. Онисифора и Порфирия (ок. 284-305). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Матроны (ок. 492). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Феоктисты (881). Мч. Александра Солунского (IV). Мч. Антония (V). Прп. Иоанна Колова (V). Прпп. Евстолии (610) и Сосипатры (ок. 625). Прп. Онисифора Печерского (1148). Свт. Нектария, митр. Пентапольского, Эгинского чудотворца (1920). Сщмчч. Парфения, еп. Ананьевского, Константина, Димитрия, Нестора, Феодора, Константина, Виктора, Илии, Павла пресвитеров, Иосифа диакона и прмч. Алексия (1937). Совершается служба с полиелеемИконы Божией Матери, именуемой "Скоропослушница" (X). Евангельские ЧтенияУтр. - Лк., 4 зач., I, 39-49, 56. Лит. - 2 Сол., 275 зач., II, 1-12. Лк., 69 зач., XII, 48-59. Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5-11. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (2 Фес. 2, 1-12; Лк. 12, 48-59). "Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей". Что за причина? Верующие в Господа исполняются совсем другим духом, противоположным тому, который властвовал в людях до пришествия Его, потому они и не уживаются вместе. Языческий мир преследовал исключительно житейские и земные интересы. Иудеи хоть имели указания на высшие блага, но к концу склонились на путь язычников. Господь, пришедши в мир, указал людям другие сокровища, вне семьи, вне общества, и возбудил другие стремления. Принимавшие Его учение естественно устанавливали образ жизни не по прежнему, оттого и подвергались неприязни, притеснениям, гонениям. Вот и разделение. Апостол Павел потом сказал, что и все "желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы" (2 Тим. З, 12). Так и было и так есть. Когда в обществе начнут преобладать житейские и земные интересы, тогда оно неблаговолительно смотрит на тех, которые обнаруживают другие неземные искания; оно даже понять не может, как можно интересоваться такими вещами, и людей, которые служат представителями образа жизни непохожего на их жизнь, они терпеть не могут. Это совершается ныне воочию всех. Не знамение ли это времени?. . . Молитвы Тропарь мучеников Онисифора и Порфирияглас 4Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего,/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами// спаси души наша. Кондак мучеников Онисифора и Порфирияглас 2Мученик двоица, пострадавше крепко,/ вражию гордыню на землю низложисте,/ озарившеся благодатию несозданныя Троицы,/ славнии Онисифоре и Порфирие,// молитеся непрестанно о всех нас. Тропарь преподобной Матроны Царьградскойглас 8Мужескомудрено утаившися вражиих лукавых путей, Матроно,/ к жизни воистину шествовавши несумненною волею/ и неуклонное течение Богомудро скончавши,/ от Христа прияла еси благодать духовную,/ тем и воду цельбам источаеши/ любовию притекающим в память твою славную,/ мнихом похвала,/ моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак преподобной Матроны Царьградскойглас 2За любовь Господню, преподобная Матроно,/ покоя желание возненавидела еси,/ лощением дух твой просветивши,/ но твоими молитвами и противных шатания разори,/ крепко бо звери победила еси. Тропарь Божией Матери пред иконой Ее 'Скоропослушница'глас 4К Богородице притецем, сущии в бедах,/ и святей иконе Ея ныне припадем,/ с верою зовуще из глубины души:/ скоро наше услыши моление, Дево,/ яко Скоропослушница нарекшаяся./ Тебе бо раби Твои в нуждах// готовую Помощницу имамы. Кондак Божией Матери пред иконой Ее 'Скоропослушница'глас 8В мори житейстем обуреваемии,/ треволнению подпадаем страстей и искушений./ Подаждь убо нам, Госпоже, руку помощи, якоже Петрови Сын Твой,/ и ускори от бед избавити ны, да зовем Ти:// радуйся, Всеблагая Скоропослушнице. Тропарь святителя Нектария Эгинского, митрополита Пентапольскогоглас 4Преподобнически пожив, яко мудрый иерарх,/ прославил еси Господа/ добродетельным житием, Нектарие преподобне./ Темже, Утешителя прославлен силою,/ Божественными мощми твоими,/ демоны отгониши и болящия исцеляеши,/ верою приходящия ти. Службы9 ноября: Святых мучеников Онисифора и Порфирия, и преподобной матери нашей Матроны. Преподобной Феоктисты Лезвийской 9 ноября: Иконы Божией Матери, нарицаемой Скоропослушница Сайты приходов: Абаканская епархия:Приход в честь иконы Божией Матери "Скоропослушница" с. Бельтирское Армавирская епархия:Храм свт. Нектария, мтр. Пентапольского, Эгинского чудотворца с. Трехсельское Белевская епархия:Храм Иконы Божией Матери "Скоропослушница" г. Суворов Благовещенская и Тындинская епархия:Храм иконы Божией Матери "Скоропослушница" г. Белогорск Борисоглебская епархия:Храм Воскресения Христова г. Новохоперск Брестская епархия:Во имя Всемилостивого Спаса женский монастырь г. Кобрин Винницкая епархия:Храм иконы Божией Матери "Скоропослушница" г. Винница Владивостокская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Скоропослушница" пос. Лучегорск Восточно-Американская и Нью-Йоркская епархия :Храм свт. Нектария Эгинского г. Ленуар Сити Выборгская епархия:Храм иконы Божией Матери "Скоропослушница" пос. Кузьмоловский Выксунская епархия:Храм во имя святого великомученика Георгия Победоносца с. Дьяково Вятская епархия:Храм Сошествия Святого Духа г. Слободской Храм иконы Божией Матери "Скоропослушница" г. Киров Гаагская и Нидерландская епархия:Храм иконы Пресвятой Богородицы "Скоропослушница" г. Роттердам Гомельская епархия:Храм иконы Божией Матери «Скоропослушница» г. Гомель Губкинская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери 'Скоропослушница' с. Владимировка Екатеринодарская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Скоропослушница" п. Октябрьский Калининградская епархия:Храм иконы Божией Матери «Скоропослушница» пос. Славинск Каменская епархия:Покровский Архангело-Михайловский женский монастырь г. Каменское Кемеровская епархия:Храм Иконы Божией Матери "Скоропослушница" г. Киселевск Киевская епархия:Ставропигиальный мужской монастырь во имя прп. Паисия Величковского с. Морозовка Архангело-Михайловский Зверинецкий монастырь г. Киев Корсунская епархия:Храм иконы Пресвятой Богородицы «Скоропослушница» г. Таррагона Храм иконы Пресвятой Богородицы "Скоропослушница" г. Маррубиу Ливенская епархия:Храм Иконы Божией Матери Скоропослушница при Архиерейском доме г.Орел Липецкая епархия:Храм Иоанна Предтечи с. Махоново Магнитогорская епархия:Храм иконы Божией Матери "Скоропослушница" пос. Остроленский Московская епархия (городская):Храм иконы Божией Матери "Скоропослушница" на Ходынском поле г. Москва Храм иконы Божией Матери "Скоропослушница" пос. Марьино Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе г. Москва Московская епархия (областная):Храм Богоявления Господня г. Химки Храм в честь иконы Божией Матери "Скоропослушница" пос. Чурилково Высоцкий мужской монастырь г. Серпухов Муромская епархия:Спасо-преображенский мужской монастырь г. Муром Нижегородская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Скоропослушница" г. Нижний Новгород Новгородская епархия:Храм иконы Божией Матери "Скоропослушница" при онкологическом дисп. г. Великий Новгород Новосибирская епархия:Храм Иконы Божией Матери Скоропослушница ст. Мочище Омская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Скоропослушница" г. Омск Пензенская епархия:Воскресенская церковь г. Пенза Ржевская епархия:Храм иконы Божией Матери "Скоропослушница" г. Нелидово Рязанская епархия:Иоанно-Богословский монастырь с. Пощупово Самарская епархия:Храм иконы Божией Матери "Скоропослушница" г. Тольяти Храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» г. Самара Храм иконы Божией Матери "Скоропослушница" г. Самара Санкт-Петербургская епархия:Храм иконы Божией Матери "Скоропослушница" в Славянке пос. Шушары Саратовская епархия:Храм во имя святого великомученика Георгия Победоносца пос. Солнечный Храм в честь иконы Божией Матери "Скоропослушница" г. Шиханы-1 Смоленская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Скоропослушница" дер. Городище Ставропигиальные монастыри РПЦ:Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь с. Акатово Таллинская епархия:Храм иконы Божией Матери "Скоропослушница" г. Таллин Тихвинская епархия:Храм во имя иконы Божией Матери "Невская Скоропослушница" пос. Заборье Тобольская епархия:Знаменский кафедральный собор г. Тюмень Тульская епархия:Храм Иверской иконы Божией Матери с. Борщевое Уфимская епархия:Свято-Пантелеймоновский храм г. Уфа Феодосийская епархия:Храм иконы Божией Матери "Скоропослушница" с. Мысовое Хабаровская епархия:Храм иконы Божией Матери "Скоропослушница" г. Хабаровск Храм в честь иконы Божией Матери "Скоропослушница" Чебоксарская епархия:
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.05875 c.