Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество «Трезвение» » Иоанно-Предтеченское братство "Трезвение" »

17.07.2017 | Подводим итоги, намечаем перспективы

14.07.2017 | Царские Дни (16 июля 2017)

29.06.2017 | Руководитель отдела по утверждению трезвости протоиерей Игорь Бачинин побывал в палаточном лагере следопытов «Княжества»

31.05.2017 | Мы — вместе: общественные организации Сибири объединяются.

- -

«Трезвое слово» №2 (№14)

План работы Общества «ТРЕЗВЕНИЕ» на 2009 год

- -
Иоанно-Предтеченское братство "Трезвение"

- -  

25-27 февраля в Екатеринбурге состоялась VI сессия научно-практического семинара по разработке теории трезвенного просвещения. Тема мероприятия: «Трезвенное просвещение молодежи: вызов времени»

 

В работе семинара принимали участие специалисты из разных областей деятельности (ученые, священнослужители, преподаватели, учителя, методисты, психологи и др.) и из разных городов России (Екатеринбург, Москва, Саранск, Асбест, Тавда, Новосибирск, Глазов и др.).

Фотоальбом

Значительная часть участников начала работу над вопросами трезвенного просвещения еще в 2010-2011 гг., на первой сессии семинара. Каждая встреча участников межрегиональной группы является тематической. Так, первая сессия была посвящена разработке понятийного аппарата трезвенного просвещения, другие сессии были направлены на поиск методологии, методов, духовных оснований трезвенного просвещения, способов работы с семьями, подростками и т.д.

Темой этой сессии было выбрано трезвенное просвещение молодежи, что все участники обоснованно рассматривают как действительно вызов нашего времени нашему профессиональному психолого-педагогическому гуманитарному сообществу.

Участники семинара еще на первых сессиях четко уяснили недопустимость отождествления трезвенного просвещения и антиалкоголизма (трезвости и не пьянства и т.п.). Трезвость в ее целостном понимании, к которому ближе всего подходят христианская антропология (святоотеческая литература), современная психологическая антропология и педагогическая антропология (концепция В.И.Слободчикова и коллег), означает такую ясность сознания, душевного и духовного состояния человека, которая позволяет ориентироваться в физическом, социальном, духовном мире и быть свободным. Очевидно, что такое состояние не достигается только воздержанием от опьяняющих веществ (алкоголь, наркотики, избыток еды и пр.) и опьяняющих занятий (карточные и компьютерные игры, поверхностное общение в социальных сетях, регулярный просмотр телесериалов и пр.). Трезвость связана с усилием, направленным на усмотрение и утверждение духовных смыслов деятельности и жизни.

Такой подход обязывает сторонников трезвенного просвещения не ограничиваться информационной деятельностью в рамках определенного ведомства (медицины, социальной работы, права, образования), а искать способы создания и поддержки детско-взрослых со-бытийных общностей (термин В.И.Слободчикова), основанных на ценности трезвости, трезвой жизни, свободы, христианской духовности.

Под этим углом зрения и прокомментируем работу 6-й сессии семинара.

Руководитель семинара протоиерей о. Игорь (Бачинин), и.п.н.,  отметил как результат предшествующей деятельности участников разработку целостных решений задач трезвенного просвещения молодежи. Это, во-первых, педагогическое образование в Уральском Государственном Педагогическом Университете по направлению бакалавриата и магистратуры «педагогика духовно-нравственного воспитания». Получение образования на бакалавриате и в магистратуре предусматривает проведение исследований, в том числе, в молодежной среде, обоснование выбора и освоение гуманитарных методов просвещения и воспитания молодежи, таких как духовный диалог, проектирование и организация образовательных событий, формирование воспитательной среды и уклада и пр. Второе целостное решение задач трезвенного просвещения молодежи связано с церковно-практической богословской деятельностью по реабилитации, реадаптации зависимых, а также подготовке к такой деятельности магистров в Санкт-Петербургской духовной академии.

Главным результатом предшествующей деятельности по разработке теории и практики трезвенного просвещения о. Игорь назвал объединение людей на основе ценности трезвости и организацию нового формата событий, таких, как международный трезвенный слет «Увильды».

В.К.Доронкин (Москва), приветствуя участников, обратил внимание на необходимость решения таких задач, как освоение СМИ, среды Интернет, стыковки кадров разных специальностей в области трезвенного просвещения, упорядочение информационных потоков, создание надежной инфосферы трезвенного просвещения.

С.Т.Погорелов, профессор УрГПУ, к.п.н., в пленарном докладе предложил к обсуждению духовные основы трезвенного просвещения, понятия: «просвещение - христианское обретение духа», «homoamoris, человек любящий - существо, пережившее духовное рождение, способное любить себя, других, Бога», «негативные зависимости как отсутствие способности любить себя, других, Бога, как аутоагрессия». С.Т.Погорелов изложил достаточно убедительную программу научных исследований и систематизации знаний в области трезвенного просвещения, которая была воспринята участниками как организующее начало совместной теоретической и практической деятельности.

Другое программное, методологическое сообщение сделал о. Игорь (Бачинин) на тему «Трезвость - базовая национальная ценность». Обратившись, с одной стороны, к анализу исторических эпох в прошлом России, с другой стороны, к анализу актуального документа - «Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России», как центральной части федеральных государственных образовательных стандартов, о. Игорь привел веские аргументы в пользу утверждения, что трезвость - одна из базовых ценностей России, вопреки стереотипным представлениям о склонности россиян к отказу от трезвости. Теоретической и практической задачей, следовательно, является анализ ценностных представлений россиян о трезвости и укрепление консолидации российского общества на основе ценности трезвости.

Вопросов консолидации, достижения согласия, взаимопонимания, единства субъектов трезвенного просвещения и т.п. коснулся практически каждый участник семинара, отмечая явный недостаток единства в настоящее время и необходимость специальных усилий по достижению согласия в дальнейшем.

Ряд выступлений участников семинара был посвящен описанию, анализу, обобщению практического опыта трезвенного просвещения в молодежной среде.

Т.И.Жгутова (Екатеринбург) рассказала о педагогических наблюдениях в ходе встреч с учащимися 5-11-х классов на выставке «Человеческий потенциал». Первичное обобщение наблюдений выводит в задачу исследовать воспитательные результаты выставки и разработать методические рекомендации по использованию жанра выставки и различного тематического содержания выставок в целях трезвенного просвещения.

 А.Р.Плетнева (Тавда) представила многообразие форм взаимодействия семьи и школы в трезвенном просвещении молодежи, а также наиболее актуальные проблемы взаимодействия (в первую очередь неосвоенность нормативной правовой базы взаимодействия). Сообщение подводит к задачам методического описания современных форм сотрудничества семьи и школы с опорой на действующие нормативные правовые основания.

Е.В.Тихонова (Глазов) рассказала об опыте создания, организации деятельности и результатах отряда волонтеров по привлечению к здоровому образу жизни. Е.В.Тихонова точно определила, что для трезвенного просвещения недостаточно сообщения информации о вреде определенных веществ, занятий и зависимостей от них. Важно еще внести нравственный смысл в ту деятельность, которой занимается трезвый человек, общность. В целом опыт, представленный Е.В.Тихоновой, было предложено проанализировать в антропологических категориях детско-взрослой со-бытийной общности.

М.А.Пальгунов (Асбест) раскрыл опыт трезвенного просвещения молодежи в учреждениях закрытого типа. Как оказалось, свидетельствование радости трезвости возможно и в таких учреждениях - через посещение храма, литургию, эстетические переживания.

А.Г.Цыплов (Новосибирск) представил обобщение опыта формирования устойчивости молодежи к негативным зависимостям. В своем сообщении А.Г.Цыплов практически сформулировал методические рекомендации и анализ рисков деятельности специалистов, а также родителей подростков при первичной, вторичной и третичной профилактике зависимостей. А.Г.Цыплов убедительно раскрыл опыт организации таких событий, в которых субъект профилактики создает условия для переживания всеми участниками радости пребывания в трезвости, что оказывает сильное и более стойкое воздействие по сравнению с традиционными «рассказами о вреде». А.Г.Цыплову было предложено оформить рекомендации для распространения опыта.

Г.В.Булычева сделала сообщение об использовании метода проектов как педагогического способа формирования активной трезвенной позиции у студентов железнодорожного техникума. С помощью выступления Г.В.Булычевой было еще раз показано, что именно опыт собственной созидательной деятельности в сообществе с равными (сверстниками) и нравственно направляющим взрослым, а не просто «рассказы о вреде», способен побудить молодого человека к выбору трезвости как собственной жизненной нормы.

Протоиерей Александр (Пелин) (Саранск) рассказал о системе антиалкогольной работы с молодежью. О. Александр веско аргументировал необходимость разработки и руководствования в деятельности трезвенного движения воспитательной программой, включающей все необходимые составляющие образовательной программы (цель, планируемые результаты, задачи, содержание деятельности, мониторинг, ресурсы, управление).

Н.Г.Куприна (Екатеринбург), д.п.н., рассмотрела воспитательный потенциал праздников народного календаря, смыслы которых исторически трансформировались под влиянием христианства. Источники радости, суррогат которой потребляет зависимый человек, могут быть найдены в календарных событиях российского народа, так как православный народ-труженик отмечал празднично результаты определенных периодов, связанных с трудовыми и духовными усилиями. В условиях примата светской культуры обращение к календарным праздникам русского народа может быть основанием взаимопонимания, принятия людей, живущих светской и церковной жизни, что немаловажно для консолидации здоровых, трезвых сил общества.

С.В.Сафонцева (Москва), к. психол.н., представила социально-культурный аспект трезвенного просвещения в молодежной среде. Описание современной молодежной среды, ее структурирования, предпочитаемых молодыми видов деятельности, распространенных взглядов и пр. были приняты участниками как хороший дискуссионный материал, способствующий инициированию разговора как с молодежью, так и с субъектами трезвенного просвещения, профилактики, реабилитации.

  А.П.Егорычев (Нижний Тагил) предложил обсудить подходы к системе хозяйствования трезвенной организации в условиях вновь образованной епархии.  А.П.Егорычеву было предложено методически описать найденные и проектируемые решения.

Выступления участников будут представлены в сборнике 6-й сессии семинара. Надеемся, что вскоре появятся и методические рекомендации.

  А пока приведем цитату, которая на этой сессии была особенно популярна. В.К.Доронкин привел ответ на вопрос «как же осуществлять трезвенное воспитание?» отца Григория (Григорьева), работающего с самыми трудными случаями зависимостей. «Снижение требований к другим. Повышение требований к себе. Донесение до людей радости о трезвости, вдохновление трезвостью».



По благословению Высокопреосвященнейшего Варсонофия, митрополита Саранского и Мордовского, управляющего делами Московской Патриархии в семинаре принял участие Ректор Саранского Духовного училища, председатель Отдела молодежного служения и Отдела по ВЦиО протоиерей Александр Пелин (Интервью).



Старый стиль 12Июль вторник Новый стиль) 25Июль Седмица 8-я по Пятидесятнице. Глас 6. Поста нет. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМчч. Прокла и Илария (II). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Михаила Малеина (962). Мц. Голиндухи, во св. Крещении Марии (591). Прпп. Иоанна (998) (Груз.) и Гавриила (X) (Груз.) Святогорцев. Мчч. Феодора варяга и сына его Иоанна, в Киеве (983). Прп. Арсения Новгородского (1570). Прп. Симона Воломского (1641). Совершается служба с полиелеемИконы Божией Матери, именуемой "Троеручица" (VII). Евангельские ЧтенияУтр. - Лк., 4 зач., I, 39-49, 56 . Лит. - 1 Кор., 144 зач., X, 5-12. Мф., 66 зач., XVI, 6-12. Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5-11. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28.* Чтения Пресвятой Богородицы (на утрене и литургии) читаются, если совершается служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица». Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (1 Кор. 10, 5-12; Мф. 16, 6-12). "Берегитесь закваски фарисейской и саддукейской", сказал Господь. Саддукеи - образец беспечности; фарисеи - представители людей, носящих лицо ревнителей. Те ничего не делают, а эти будто и хлопочут, но на деле у них ничего не выходит. У нас на них походят увлекающиеся идеями гуманности. Послушать, так только и речей что о благе народа, а народу никакого блага от этого не прибывает, ибо только говорят, а не делают. У них гуманность напускная, показывают только вид, что имеют ее, а в сущности это эгоисты. Речи не требуют жертв - ну, они и расточают их, а коснись дело до жертв, они и назад. Нынче почти все лицедеи; одни перед другими рисуются, как ревнители блага и особенно просвещения, и все остаются очень довольны когда успеют засвидетельствовать словом, что они действительно таковы. Оттого у нас коль скоро появится какое либо благотворительное начинание - толки подымутся повсюду, а дело все-таки не спеется. Жертв от них не жди; им нужды нет до других, лишь бы их дела шли хорошо. Но бывает и так, что не ломая головы над планами облагодетельствования ближних, они жертвуют лишь бы отделаться. То и другое осудил Господь, а велел нам преисполняться искреннею любовью друг к другу, которая не любит рисоваться. Молитвы Ин тропарь преподобного Арсения Новгородскогоглас 4Отечество свое и род оставил еси,/ Христу прилепися,/ и Великаго Новаграда достигл еси,/ и в нем во юродстве трудолюбное твое тело изнурил еси/ многим постом и воздержанием,/ и пророчествия дар прияти сподобися,/ и многошвенныя ризы изволил еси на себе носити,/ и, тело в нем предложив,/ обитель себе в премирнем Царствии у Христа, всех Бога, сотворил еси./ Егоже моли, святе Арсение преподобне,/ Церкви и стране нашей в мире пребывати от всех навет вражиих,/ ущедрити нас, почитающих твое торжество,/ и спасти души наша. Кондак мучеников Прокла и Иларияглас 4Яко денница звезда, возсия/ мучеников Прокла и Илария/ честное страдание,/ предозаряющи нас чудес светлостьми./ Темже празднуем память вашу:/ Христа Бога молите,// да спасет души наша. Тропарь мучеников Феодора варяга и сына его Иоаннаглас 2Страстотерпцы Господни,/ Феодоре со Иоанном отроком, славнии!/ Блаженна земля Русская, напившаяся кровьми вашими,/ и радуется отечество наше,/ в немже вы первии, идолы посрамивше,/ Христа со дерзновением исповедаете/ и за Него пострадаете./ Того, яко Блага, молите,/ до скончания века в стране нашей Церковь Православную непоколебиму утвердити/ и всех русских людей во истинней вере и благочестии сохранити. Тропарь преподобнаго Михаила Малеинаглас 8Крилами мысленными к Боговедению возлетев разумно,/ мятеж мира оставил еси, блаженне,/ презрев плоти мудрования,/ мудрость Вышнюю взыскал еси, еже жити с Богом,/ и всем образ дав собою, глаголя:/ добро есть с Богом жити, Михаиле преподобне. Ин тропарь преподобнаго Михаила Малеинаглас 8В тебе, отче, известно спасеся, еже по образу:/ приим бо крест, последовал еси Христу/ и, дея, учил еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней./ Темже и со Ангелы срадуется, преподобне Михаиле, дух твой. Кондак преподобного Михаила Малеинаглас 2Плотскую тяготу утончил еси делы,/ душевную же быстрость вперил еси просвещением, Михаиле,/ и явился еси Троице жилище,/ Юже зря, блаженне, ясно,// моли непрестанно о всех нас. Показать ещё молитвы Тропарь преподобного Симона Воломскогоглас 4От юности твоея вперив ум твой к Богу, блаженне Симоне,/ мира же отвергся, вселился еси в пустыню непроходимую,/ и тамо, от Господа укрепляемь,/ в молитвах и пощениих доблественне пожил еси,/ и жизнь твою страдальчески/ убиением от сынов противления скончал еси./ Сего ради со преподобными и мученики венчался еси,/ с ними же и ныне предстоиши Престолу Пресвятыя Троицы./ Сию моли, молим тя,/ оставление подати согрешений наших/ и даровати нам велию милость. Кондак преподобного Симона Воломскогоглас 8Возложив себе Богу, паче всех возлюбленному,/ от юности, преподобномучениче, Тому от всея души любовию последовал еси,/ мира же тленная ни во что же вменив,/ и в непроходимую пустыню вселился еси,/ и в ней добре противу невидимаго врага подвизався,/ и, яко светозарное солнце, во вся концы возсиял еси,/ и от человеков ненавистных нуждную смерть, и мечное посечение,/ и ножи разбодение, и огненное опаление приял еси,/ и, радуяся, пришел еси к Небесным чертогом./ И ныне со Безплотными лики Владычнему Престолу предстоя,/ поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти:/ радуйся, Симоне преподобне, пустынный жителю. Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Троеручицаглас 4Днесь светло красуется царствующий град Москва,/ имеющи в себе, о Всемилостивейшая, всея твари Честнейшая,/ Заступнице наша Дево Богородице,/ честный образ Твой,/ имже подсолнечныя концы земли удивляеши/ и мир мирови даруеши,/ во образ бо Святыя Троицы являеши трие руце:/ двема убо Сына Своего, Христа Бога нашего, носиши,/ третиею от напастей и бед/ верно к Тебе прибегающих избавляеши,/ и от потопления изымаеши,/ и всем полезная даруеши,/ и преподобному Михаилу Малеонскую гору показа,/ и всех всегда милуеши,/ честною ризою Своею покрываеши жительство сие/ и вся грады и страны наша, да зовем Ти:/ радуйся, Обрадованная. Тропарь Божией Матери пред иконой Ее 'Троеручица'глас 4Днесь всемирная радость возсия нам велия:/ даровася святей Горе Афонстей/ цельбоносная Твоя, Владычице Богородице, икона,/ со изображением тричисленно и нераздельно пречистых рук Твоих/ в прославление Святыя Троицы,/ созываеши бо верных и молящихся Тебе о сем познати,/ яко двема Сына и Господа держиши,/ третию же яви на прибежище и покров чтущим Тя,/ от всяких напастей и бед избавляти,/ да вси, притекающии к Тебе, верою приемлют неоскудно от всех зол свобождение,/ от врагов защищение,/ сего ради и мы вкупе со Афоном вопием:// радуйся, Благодатная, Господь с Тобою. Ин тропарь Божией Матери пред иконой Ее Троеручицаглас 4Яко звезда светозаряющая,/ из Сербии на Афон чудесно прииде/ всечестная икона Твоя Троеручица,/ юже обитель Хиландарская благоговейно восприемши,/ яко Божественный дар свыше,/ прославляет Тя, Владычицу,/ и умильно вопиет:/ не остави милость Твою от нас,/ но пребуди с нами во веки. Кондак Божией Матери пред иконой Ее 'Троеручица'глас 3Дева днесь благоволение к нам являет,/ Гора же Афон благодарение Ей приносит,/ Ангели и иноцы славословят,/ Троеручица из Сербии чудесно путешествует:/ нас бо ради прииде// и вселися во святую обитель Хиландарскую. Кондак Божией Матери пред иконой Ее 'Троеручица'глас 8Днесь веселое наста ныне Твое торжество, Богомати Пречистая,/ вси вернии исполнишася радости и веселия,/ яко сподобльшеся изрядно воспети/ предивное явление честнаго образа Твоего/ и рождшагося из Тебе Младенца, истинна же Бога,/ Егоже двема рукама объемлеши,/ и третиею от напастей и бед нас изымаеши// и избавляеши от всех зол и обстояний. Службы12 июля: Мучеников Прокла и Илария. Преподобного Михаила Малеина. 12 июля: Иконы Пресвятой Богородицы Троеручица Сайты приходов:Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь с. Макарьево (Лысковская и Лукояновская епархия) Храм Иконы Божией Матери Казанская в Хмелёвке пос. Васильсурск (Лысковская и Лукояновская епархия) Свято-Троицкий Анзерский скит Соловецкого монастыря (Ставропигиальные монастыри РПЦ) Свято-Троицкий Макариево-Унженский мужской монастырь г. Макарьев (Костромская епархия) Собор Покрова Пресвятой Бог
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.05385 c.