Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество «Трезвение» » Иоанно-Предтеченское братство "Трезвение" »

09.01.2018 | СЕМИНАР «Работа со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости».

02.01.2018 | Готовимся к Рождеству! Как провести Рождественские праздники жителям и гостям уральской столицы

01.12.2017 | В честь дня небесной покровительницы Екатеринбург посетят два Патриарха

20.10.2017 | На Покров в Екатеринбургской епархии стартует информационно-просветительская кампания о Царской семье

- -

«Трезвое слово» №2 (№14)

План работы Общества «ТРЕЗВЕНИЕ» на 2009 год

- -
Иоанно-Предтеченское братство "Трезвение"

- -  

Обращение Высокопреосвященнейшего Викентия, архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского, к участникам X встречи Всероссийского Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение»

Всечестные отцы, братья и сестры!

Владыка Викентий Сердечно приветствую всех Вас, собравшихся для обсуждения вопросов возрождения традиций трезвости Русской Православной Церкви. Ежегодно в «Царские дни» на Уральской земле Всероссийское Иоанно-Предтеченское братство «Трезвение» проводит встречи православных трезвенников. Эта встреча - десятая, юбилейная. Поздравляю участников встречи с 10-летним юбилеем и желаю плодотворной работы на благо Церкви и Отечества. Цель таких встреч, в первую очередь, в том, чтобы обменяться опытом, представить свою точку зрения, услышать мнение других людей и, в конце концов, выработать общую позицию по проблемам возрождения традиций трезвости, которые стоят перед обществом и Церковью. Такие встречи важны сами по себе, важны как возможность соборного обсуждения темы и принятия решений.

2008 год - год 90-летия со дня убиения Святых Царственных Страстотерпцев. Эта печальная дата много значит не только для жителей Екатеринбурга, но и для всей России и русского зарубежья. Осознание прошлого - это осознание ценностных оснований нашей культуры, нашей жизни, и это важно для настоящего и будущего.

Тема встречи - «Возрождение традиций трезвости Русской Православной Церкви» - чрезвычайно актуальна. Попечение о человеческом здоровье - душевном и телесном - издревле является заботой Церкви. Проблему пагубных пристрастий к винопитию и табакокурению Церковь рассматривает, прежде всего, как духовно-нравственную, а не только как медицинскую. Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Пьянство подобно четырехголовому кровожадному змию-людоеду, пожирающему души христиан. Если хоть одну голову отсечете, это будет заслуга перед Богом, Царем и Отечеством». Для помощи страждущим чадам у Церкви есть все необходимое и, прежде всего, двухтысячелетний опыт борьбы со страстями:

Основоположником русских православных трезвенных традиций по справедливости считается выдающийся ученый, педагог и подвижник благочестия Сергей Александрович Рачинский. Он впервые четко сформулировал главное правило утверждения трезвой жизни: православная трезвенная работа может быть плодотворной только при церковном приходе. Только под благодатным воздействием Церкви возможно исцеление человеческих душ от пороков. Рачинский обращал внимание на то, что проблема страждущего от винопития - это прежде всего проблема всей семьи и прихода. Именно члены семьи и прихожане должны были заметить начало развития алкоголизма у своего ближнего. Они вместе с педагогами обязаны были надежно оградить подрастающее поколение от этой духовно-нравственной болезни. Особое значение С.А. Рачинский придавал примеру самого учителя. Без собственного опыта трезвения все его слова о трезвости так и останутся словами. С.А. Рачинский писал: «Пока я держался умеренности, все мои речи оставались гласом вопиющего в пустыне. Все со мной соглашались, никто не исправлялся. С тех пор, как я дал и исполняю обет трезвости, за мною пошли тысячи».

После смерти Рачинского духовным центром православной трезвости становится Санкт-Петербург, в котором в 1889 году было основано Александро-Невское общество трезвости. Священник Александр Рождественский, возглавивший общество трезвости, ставил задачу гораздо шире, чем только борьба за трезвость его членов. Он устремлял их к духовному трезвению, к преображению всей жизни бодрствованием во Христе. Основанное им Александро-Невское общество трезвости уже в 1905 году насчитывало более 70 000 человек и было самым многочисленным в России. «Ведь это значит, - писал известный литератор Евгений Поселянин, - 70 000 семей, то есть целое население крупного города, которое можно считать застрахованным от когтей нужды, безработицы, беспросветного земного ада! Это громадная область, оторванная у сатаны, это - великий живой дар Царствию Божию».

Иеромонах (впоследствии игумен) Павел (Горшков) создал в 1905 году первую в России школу трезвости. Цель деятельности школы была сформулирована ее основателем так: «Чтобы будущие граждане были более способными к труду, необходимо наших детей развить прежде всего физически, затем влить в них струю трудолюбия, а потом, чтобы не сошли они с этих жизненных крепких рельс, предупредить их о гибельном последствии пьянства».

С 1909 года учение о трезвости преподавалось в духовных семинариях, а с 1910 года - в церковно-приходских школах. Педагогическая общественность России широко обсуждала проблему обучения трезвости в школе. Выпускались учебники трезвости, авторами которых были священники, издавались журналы и брошюры. Была создана цельная комплексная система образования и воспитания народа в духе трезвости и благочестия.

Представители духовенства участвовали в Первом Всероссийском съезде по борьбе с алкоголизмом в Санкт-Петербурге в декабре 1910г. С благословения Святейшего Синода, российское духовенство участвовало и в организации Всероссийского съезда практических деятелей по борьбе с алкоголизмом в Москве в 1912 году. С речью при открытии съезда выступил преосвященный епископ Гомельский Митрофан, являвшийся в то время Председателем Комиссии по борьбе с пьянством при Государственной Думе.

На Втором съезде практических деятелей по борьбе с алкоголизмом на религиозно-нравственной основе архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий) сказал: "В соответствующей обстановке, которую дает Церковь, и под ее благодатным воздействием дающий обещание воздерживаться от пьянства (обет трезвости) укрепляется мало-помалу и, наконец, совершенно отстает от этого порока. Поступок ведет к привычке, привычка создает характер, а характер создает человека в полном христианском смысле этого слова". Делегаты съезда в то время единодушно приняли следующую резолюцию: "Приходские общества трезвости при современном состоянии приходской жизни суть необходимые учреждения в каждом приходе и являются нравственно-обязательным пастырским делом каждого священника". В начале XX века государство совместно с Православной Церковью, понимая, что главная причина пьянства находится в духовно-нравственной жизни народа, объединив усилия в её решении, достигли впечатляющих результатов: потребление алкоголя было снижено с 4,7 до 0,2 литров на душу населения в год.

В 1914 году на период мобилизации на I Мировую войну было принято решение закрывать питейные заведения. Святой страстотерпец Царь Николай II поддерживал усилия общественности по утверждению трезвости, он писал: «Постоянно обдумывая и проверяя полученные мною впечатления, я пришел к твердому убеждению, что нельзя ставить благосостояние казны в зависимость от разорения духовных и хозяйственных сил множества моих верноподданных. Трезвость народа - надежная основа его мощи и благосостояния». Разделяя обеспокоенность Царя, Государственная Дума на январском заседании 1915 года одобрила запрещение продажи спиртных напитков. Выражая мнение большинства членов Думы по этому вопросу, ее председатель М.В. Родзянко сказал: «Прими, великий Государь, земной поклон народа своего! Народ твой верит, что отныне былому горю положен прочный конец!»

В наши дни, к сожалению, сложилась парадоксальная ситуация: человек, ведущий трезвый образ жизни, вызывает насмешки окружающих, его считают ненормальным. Хотя многие эксперты полагают, что в настоящее время Россия переживает алкогольную катастрофу, разрушающую все сферы человеческой жизнедеятельности. Несмотря на это, трезвость как нравственная ценность осмеивается и осуждается. Одна из главных причин пьянства - потеря современным человеком духовно-нравственных ориентиров. Сложившаяся ныне в России ситуация требует использования богатейшего опыта воспитания в трезвости, накопленного в традициях Русской Православной Церкви.

Работа по утверждению трезвости как нормы жизни проводится в Екатеринбургской епархии уже более десяти лет. Сегодня в нашей области трезвенническая деятельность переросла в крупное общественное движение. В марте этого года было создано общественно-государственное движение «Попечительство о народной трезвости» как форма объединения усилий государства, Церкви, общественных движений, направленных на решение проблемы пагубных пристрастий. 31 марта 2008 года подписано Соглашение о сотрудничестве Правительства Свердловской области и Екатеринбургской епархии в утверждении трезвости, профилактике пьянства и алкоголизма и пропаганде здорового образа жизни. Основная задача созданного движения «Попечительство о народной трезвости» - не борьба с пьянством как таковая, а утверждение трезвости, изменение морали нашего общества. Органам государственной власти необходимо разработать мероприятия по снижению употребления алкоголя, создать законопроекты, регулирующие производство, продажу и потребление алкогольных изделий.

В образовательных учреждениях надо вводить профилактических программы, направленные на недопущение потребления алкоголя и табака детьми и подростками. Нужно создавать зоны трезвости, особенно около учебных и воспитательных учреждений. Есть интересные примеры профилактических мероприятий в школьной среде. Вот уже третий год подряд Екатеринбургская епархия проводит «Соревнование классов, свободных от курения». В 2007-2008 учебном году в Соревновании приняли участие классы из школ Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Верхней Пышмы, Полевского, Сухого Лога, Каменска-Уральского, п. Шаля, п. Михайловский (Ревдинский р-н), с. Балтым. Программа соревнования насыщена различными мероприятиями в течение всего учебного года. Это и творческие конкурсы, и познавательные беседы, и спортивные состязания. Целью проекта является предупреждение подросткового курения, формирование устойчивой ориентации на здоровый образ жизни и духовно-нравственное совершенствование.

В целях утверждения трезвости в российском обществе необходимо организовать просветительскую работу по развенчанию алкогольных и табачных мифов, навязывающих определенные модели поведения, деформирующие сознание людей. Существует большая потребность в социальной рекламе трезвой направленности.

Долг человеколюбия, страшные результаты массовой алкоголизации страны побуждают христианина полностью отказаться от употребления алкоголя. Но при этом трезвость для православного человека не является самоцелью, хотя и представляет одну из важнейших ступеней на пути к добродетелям. Воистину, полная трезвость подрывает весь фундамент здания страстей человеческих и приводит к бодрствованию и трезвению ума. Православный человек, отказываясь совершенно от употребления спиртного, отсекает, по слову Господа, соблазн от самого себя и от своего ближнего, подавая этим благой пример воздержания окружающим.

Следует возродить Всероссийский Праздник трезвости в День усекновения главы святого пророка Иоанна Предтечи (11 сентября), который был утвержден указом св. Синода Русской Православной Церкви в марте 1914г. В этот день в городах и селах проходили лекции, сбор пожертвований, раздача антиалкогольной литературы и значков. В 25-ти православных епархиях, в том числе и Екатеринбургской, на богослужениях возносилась молитва Церкви о помощи страдающим от пьянства и совершались крестные ходы.

Настоятелям православных храмов необходимо организовывать в своих приходах церковные общества трезвости, а в воскресных школах при своих храмах учреждать изучение науки трезвости как взрослыми, так и детьми.

Усиление алкоголизации общества происходит потому, что утрачены духовно-нравственные ориентиры и высший смысл человеческого существования, исчезло понятие греха. Сегодня, когда пьянство приняло черты массовой эпидемии, угрожающей нашему народу вымиранием, Русская Православная Церковь стоит перед необходимостью возродить славный опыт дореволюционной России - утвердить в народе трезвость. Мы можем и обязаны сделать это. Ради спасения наших близких и всего народа, ради спасения Отечества, ради Господа нашего Иисуса Христа! Желаю вам Божией помощи в вашем богоугодном деле.


С Божиим благословением

Викентий
АРХИЕПИСКОП ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ И

ВЕРХОТУРСКИЙ



Старый стиль 6Февраль воскресенье Новый стиль) 19Февраль Неделя мясопустная, о Страшнем суде. Глас 2. Заговенье на мясо. Поста нет. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Вукола, еп. Смирнского (ок. 100). Мцц. Дорофеи девы, жен Христины, Каллисты и мч. Феофила (288-300). Мц. Фавсты девы и мчч. Евиласия и Максима (305-311). Мч. Иулиана Емисского (312). Прпп. Варсонофия Великого и Иоанна Пророка (VI). Свт. Фотия, Патриарха Константинопольского (891). Мцц. дев Марфы, Марии и брата их, прмч. Ликариона отрока. Сщмч. Димитрия пресвитера и мч. Анатолия (1921). Сщмч. Василия пресвитера (1930). Сщмч. Александра пресвитера (1938). Евангельские ЧтенияУтр. - Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1-8. Лит. - 1 Кор., 140 зач., VIII, 8 - IX, 2. Мф., 106 зач., XXV, 31-46. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (1 Кор. 8, 8-9, 2; Мф. 25, 31-46). Страшный суд! Судия грядет на облаках, окруженный несметным множеством небесных сил безплотных. Трубы гласят по всем концам земли и восставляют умерших. Восставшие полки полками текут на определенное место, к престолу Судии, наперед уже предчувствуя, какой прозвучит в ушах их приговор. Ибо деяния каждого окажутся написанными на челе естества их, и самый вид их будет соответствовать делам и нравам. Разделение десных и шуиих совершится само собою. Наконец все уже определилось. Настало глубокое молчание. Еще мгновение - и слышится решительный приговор Судии - одним: "приидите", другим: "отыдите". - Помилуй нас, Господи, помилуй нас! Буди милость Твоя, Господи, на нас! - но тогда поздно уже будет взывать так. Теперь надо позаботиться смыть с естества своего написанные на нем знаки, неблагоприятные для нас. Тогда реки слез готовы бы были мы испустить, чтоб омыться; но это уж ни к чему не послужит. Восплачем теперь, если не реками слез, то хоть ручьями; если не ручьями, хоть дождевыми каплями; если и этого не найдем, сокрушимся в сердце и, исповедав грехи свои Господу, умолим Его простить нам их, давая обет не оскорблять Его более нарушением Его заповедей, - и ревнуя потом верно исполнить такой обет. Молитвы Тропарь преподобного Вукола, епископа Смирнскогоглас 4Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему,/ яже вещей истина,/ сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая./ Отче Вуколе,/ моли Христа Бога,/ спастися душам нашим. Службы6 февраля: Преподобного Вукола, епископа Смирнского Сайты приходов:Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Романово (Тульская епархия) Храм сщмч. Александра Телемакова Чумакинского с. Чумакино (Барышская епархия) Статьи на Православие.Ru «Будь миротворцем своего сердца…»Как поступать, когда сомневаешься, подавать ли милостыню? Что делать, если «сгоряча» взял на себя дело выше своих сил? Как относиться к человеку недобросовестному? 17-я гомилия патриарха ФотияДиакон Владимир Василик17-я гомилия была произнесена святым патриархом Фотием в Великую субботу 867 года в Святой Софии Константинопольской. Святые мученицы Марфа, Мария и преподобномученик Ликарион отрокОднажды, когда мимо проезжал языческий правитель того края, сестры выглянули в окно и громко объявили, что они христианки. Правитель вынужден был арестовать дев, сожалея об их цветущей юности. Они отвечали, что смерть за Христа – не конец, но путь к вечной жизни. Житие священномученика Василия Надеждина«Мне больно и жутко не за себя, не за тебя… но за многих русских людей, губящих свои души», — писал Василий Федорович в начале сентября 1918 года. Слово в неделю Мясопустную (О Страшном Суде)Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ ТверскойЕсли в толпе кто-либо крикнет: «Пожар!», не все ли тотчас потеряют спокойствие и равновесие духа, начнут искать выхода, а если выход не обеспечен, то не приходят ли в ужас, заставляющий забыть все остальное и искать только одного спасения жизни? Но вот святая Церковь вопиет: «Суд при дверях! Огонь геенны уже возгорелся во многих душах!» А люди слышат то почти равнодушно, и никто не трогается почти, чтобы предпринять хотя нечто для спасения погибающей души. Синаксарь в неделю мясопустную, о Страшном СудеВ сей день совершаем память Второго и Страшного Пришествия Христова, которую святые отцы поместили после двух притч, чтобы кто-нибудь, узнав из них о Божием человеколюбии, не жил в лености, рассуждая так: человеколюбив Бог, и когда я оставлю грех, то мне будет легко всё исправить. Есть ли адские муки?Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)Други наши, сегодня, в неделю о Страшном Суде Божием, грядущем, как тать, на всю вселенную, дне, когда решится окончательно и бесповоротно участь всякого земнородного, живущего и уже поглощенного смертью, когда каждый из нас услышит или: “...приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира”, или: “...идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его”. Слово перед исповедью в неделю о Страшном СудеПротоиерей Валериан КречетовВсякий грех, который ты видишь вокруг себя, должен напоминать тебе о твоей греховности. Через это чувство появляется, по милости Божией, и смирение, то есть действительное сознание своих немощей. И это чувство было присуще всем святым. Слово на Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Часть IПреподобный Ефрем СиринХристолюбивые братья мои, послушайте о Втором и страшном пришествии Владыки нашего Иисуса Христа. Вспомнил я о том часе и вострепетал от великого страха, помышляя, что тогда откроется. Кто опишет это? Какой язык выразит? Какой слух вместит в себя слышимое? Тогда Царь царствующих, восстав с Престола славы Своей, сойдет посетить всех обитателей вселенной, сделать с ними расчет и, как следует Судии, достойным воздать добрую награду, а также подвергнуть казням заслуживших наказание.(MP3 файл. Продолжительность 21:28 мин. Размер 10.4 Mb ) Слово на Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Часть IIПреподобный Ефрем СиринКак есть различия наказаний здесь, так и в будущем веке. Живущие во вражде между собой, если случится им в таком состоянии переселиться из тела, в час Суда найдут себе неумолимое осуждение и как ненавистные будут посланы в кромешный огонь и нескончаемую тьму, потому что пренебрегли легкую заповедь Господню, которая гласит: любите друг друга – и отпущайте до семьдесят крат седмирицею.(MP3 файл. Продолжительность 17:38 мин. Размер 8.5 Mb ) Поучение в неделю мясопустную. О втором пришествии ХристовомВострепещут праведники от безмерной славы явившегося Судии, они воззрят на свои правды, и эти правды представятся им при свете Высшей Правды ветхими рубищами нищих: в правдах своих они не увидят залога к помилованию своему, – будут ожидать помилования от одной бесконечной Божией милости. Толкование Евангелия на каждый день года. Неделя мясопустная о Страшном СудеПротоиерей Александр ШаргуновЭти слова Евангелия — о тайне Первого и Второго При­шествия Христова. Первое Пришествие Его на землю было в уничижении, так что Его нельзя было отличить от других людей. Господь явился столь смиренно, что никто не заметил Его появления. Второе Пришествие будет совершенно иным: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на Престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы». Правда ли, что Страшный Суд будет проходить на Елеонской горе близ Иерусалима?Иеромонах Иов (Гумеров)Честный отче, я неоднократно слышал о том, что Страшный Суд будет проходить на Елеонской горе, близ Иерусалима. Скажите, это следует из Священного Писания или церковного Предания, либо это всего лишь фольклор? Почему Страшный Суд будет вершить именно Иисус Христос?Иеромонах Иов (Гумеров)Отче, объясните, пожалуйста, почему в Судный день суд вершит именно Иисус Христос? Спаси Вас Господи. После Страшного суда останется ли такое понятие как «время»?Иеромонах Иов (Гумеров)Меня интересует такой вопрос: после Страшного суда останется ли такое понятие как «время»? Всенощное бдение накануне Недели мясопустной в Сретенском монастыре24 января / 6 февраля. Суббота мясопустная. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 187:34 мин. Размер 90.1 Mb) Божественная литургия в Неделю мясопустную, о Страшном суде в Сретенском монастыре
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.05189 c.