Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество «Трезвение» » Лекции, статьи, публикации. »

20.10.2017 | На Покров в Екатеринбургской епархии стартует информационно-просветительская кампания о Царской семье

30.08.2017 | СЕМИНАР по работе со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости.

27.07.2017 | В Екатеринбургском духовно-просветительском «Царский» состоялось заседание Совета общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости».

17.07.2017 | Подводим итоги, намечаем перспективы

- -

«Трезвое слово» №2 (№14)

План работы Общества «ТРЕЗВЕНИЕ» на 2009 год

- -
Лекции, статьи, публикации.

- -  

Священник Илия Шугаев. О Владимире Георгиевиче Жданове

Священник Илия Шугаев

Священник Илия Шугаев - настоятель храма Архангела Михаила города Талдома (Московская область). Автор книг «Брак, семья, дети» и «Свобода и зависимость».

Когда я учился в Семинарии, один семинарист стал возражать преподавателю, оспаривая некоторые его высказывания. На это преподаватель ответил примерно так: «Не надо спорить по мелочам и придираться к второстепенным вещам. Изложите всю свою систему взглядов, и мы ее обсудим». Мне позиция преподавателя понравилась. Примерно, то же самое мне хочется сказать после прочтения нападок на лекции В.Г. Жданова. Нападки на его лекции я слышал неоднократно, но все они сводились к неприятию его далеко не самых главных высказываний: объяснений природы спирта, как мочи дрожжевых бактерий, о процессе изготовления шампанского и т.д.

Меня эти высказывания Жданова никогда не смущали, я видел реакцию детей на эти слова, а ведь такие выражения направлены прежде всего именно на подростков. Они смеялись, им было забавно, а в их голове незаметно откладывалась отрицательная ассоциация со словом «спирт». Это нормальный педагогический прием, и не надо риторические обороты обсуждать с точки зрения академической науки.

Если чуть возвыситься над мелкими придирками и посмотреть на общую систему взглядов Жданова, то она мне представляется очень верной. Я бы ее сформулировал ее так:

1.      Табак, алкоголь, наркотики (в узком смысле) - в равной степени являются наркотиками (в широком смысле), различия между которыми лишь количественные, но не качественные.

Например, табак не является слабым наркотиком, как многие считают. Просто табакокурение - это способ медленного введения наркотика в себя, поэтому человеку очень трудно получить большую дозу этого наркотика. Водку можно вводить сразу большими дозами. Но поскольку водка также поступает в кровь не так быстро, то у организма есть возможность избежать передозировки с помощью защитного рвотного рефлекса. А вот наркотик в узком смысле через укол попадает сразу в кровь, и защитного механизма от передозировки уже нет. В результате мы видим, что от передозировки табака никто не умирает, от передозировки водкой умирают не так часто, а от передозировки наркотиками умирают часто, но эта разница коренится только в методах введения наркотиков, а не из-за их качественного различия в механизмах действия.

2.      Наибольший вред приносит не водка и запрещенные наркотики, а пиво и табак, которые считаются наиболее безвредными.

3.      Наибольшее влияние на спаивание будущего поколения оказывают не пьяницы и алкоголики, а умеренно пьющие взрослые.

4.      Действие алкоголя, табака и других наркотиков обусловлено, прежде всего, психологическим состоянием человека, а не химическими свойствами наркотиков.

5.      Принудительное сокращение производства и продажи табака, алкоголя и других наркотиков, как одна из мер по отрезвлению народа, только положительно скажется на жизни общества.

Со всеми этими положения я согласен, и такую позицию считаю наиболее правильной в деле отрезвления народа. Эти основные положения с помощью более подробных рассуждений иллюстрируются Ждановым. Возможно, что по какому-то частному вопросу автор и может высказывать некоторое ошибочное утверждение или приводить не общепринятое научное мнение. Но общая система взглядов человека при этих ошибках может оставаться абсолютно верной. Одна частная ошибка (а тем более по второстепенному вопросу)  не может перечеркнуть всей системы взглядов.

Так, например, святитель Василий Великий в «Беседах на Шестоднев», приводит следующее толкование слова: «Да произведет земля душу живую»:

Повеление сие соблюлось в земле, и она не престает служить Создателю. Одно производится чрез преемство существовавшего прежде, другое даже и ныне является живородящимся из самой земли. Ибо не только она производит кузнечиков в дождливое время и тысячи других пород пернатых, носящихся по воздуху, из которых большая часть, по малости своей, не имеют имени, но из себя же дает мышей и жаб. Около Египетских Фив, когда в жары идет много дождя, вся страна наполняется вдруг полевыми мышами. Видим, что угри не иначе образуются как из тины. Они размножаются не из яйца и не другим каким-либо способом, но из земли получают свое происхождение.

Таким образом, мы видим мнение о том, земля и сейчас, как при творении Богом всего мира, может производить из себя жаб, мышей, угрей, насекомых. Это мнение ложно, но оно никак не умаляет достоинство Толкования на Шестоднев, ибо это мнение занимает второстепенное место в общей системе, которую выстраивает святитель Василий.

Поэтому призываю противников лекций В.Г. Жданова спорить только по существу вопроса, а не прищепляться к его высказываниям второстепенной важности.

Довольно странными показались обвинения в навязывании своего мнения какими-то хитрыми психологическими приемами. Вот, например, Жданову вменяется в вину «эмоциональное окрашивание фактов». Оказывается, говорить эмоционально, - это значит манипулировать сознанием. Но тогда все пламенные проповедники, которые хоть немного добавляют своего чувства в рассказ, должны быть обвинены в манипулировании сознанием слушателей. Неужели надо говорить только сухим официальным тоном? Конечно, авторы статьи имеют в виду не просто эмоциональность, а то, что В.Г. Жданов некоторые предметы связывает с ироничным отношением, другие - со страхом. В статье подробно описывается, как В.Г. Жданов «эмоциональное состояние брезгливости пытается связать с алкоголем», видя в этом какое-то преступление, насилие над человеком, манипулирование его сознанием. А я скажу, что Жданов поступает, как нормальный педагог. Задача педагога - не столько наполнить голову ребенка знаниями, сколько дать ребенку мировоззрение, иерархию ценностей, нравственную шкалу, по которой он сам сможет, подрастая, давать оценки фактам. А мировоззрение именно так и передается - дается оценка факту: над чем-то посмеяться, о чем-то сказать, что это страшно и ужасно, а в том числе, от чего-то надо с брезгливостью отвернуться!

Приведу пример использования иронии. В Интернете мною была найдена забавная карикатура на курильщика. Поделился находкой с одним из учителей. Он принес картинку в класс и оставил у себя на столе. Через два дня семиклассники (где этот учитель был классным руководителем), хихикая, показывали пальцем на двух курильщиков в своем классе и о чем-то перешептывались. Курильщикам стало несколько неуютно. Раньше они знали, что курение возвышает их в глазах одноклассников, как смелых, продвинутых и уже почти взрослых, а теперь курение стало причиной подшучивания над ними. Одноклассники смеялись и показывали на них пальцем: «Точно, как там нарисовано». Курить стало стыдно. Что это манипулирование сознанием? Нет! У детей была ложная установка - курение делает тебя авторитетным. Ирония позволила нам избавить маленьких курильщиков от нее. Теперь освобожденный от ложной установки молодой человек легче избавится от курения, ибо потребности курить как таковой (то есть химической зависимости) у него нет, и курить ему было на самом деле противно.

Любой лектор, который идет к подросткам говорить о вреде алкоголя, должен знать, что в голове современного молодого человека огромное количество положительных ассоциаций со словами «вино», «алкоголь», «пиво». Это то, что иногда называют «алкогольной запрограммированностью» сознания. Эта запрограммированность закладывается в раннем возрасте, когда ряд понятий «Новый год» - «елка» - «торт» - «мандарины» - «праздник» - «веселье» обязательно содержит в себе и такие понятия, как «шампанское», «вино», «алкоголь». А благодаря рекламе слово «пиво» вызывает такую бурю положительных ассоциаций у подростков, что надо удивляться не тому, сколько подростков сейчас пьет, а тому, что еще есть те, кто не пьет. Вот здесь настоящее манипулирование сознанием. А если кто-то в этот поток положительных ассоциаций добавит с помощью своих «манипуляций» хоть одну отрицательную, то такого человека я искренне поблагодарю. Действительно, противостоять информационному потоку, который вываливается на ребенка через СМИ, (который очень эмоционально окрашен), нелегко. Отсюда и эмоциональная окрашенность лекций В.Г. Жданова. Более того, лично я сам на беседах со школьниками по поводу курения и алкоголя постоянно использую и иронию, и страх, и не представляю, как можно иначе говорить со школьниками, особенно со старшеклассниками.

Еще одно обвинение В.Г. Жданову мне показалось совершенно незаслуженным - про выбор целевой аудитории. Якобы лектор выбирает в качестве слушателей - созависимых родственников, которым близок портрет алкоголика, который рисуется Ждановым. Но это не так. Лекции направлены не на созависимых родственников. Жданов обращается к тем, кто либо еще совсем не пьет (например, к школьникам), либо, кто пьет «умеренно», поскольку это профилактические беседы. Соответственно не надо обвинять Владимира Георгиевича в том, что алкоголик, послушав его лекции, не перестанет пить. Алкоголик часто не перестает пить и после общения с наркологом. А как профилактические беседы они эффективны, многих заставляют задуматься, сомневающимся, помогают склониться к трезвости. Еще раз повторю: целевая аудитория Жданова - это непьющие или сомневающиеся. И цель лекций - утвердить непьющих в их трезвости, а сомневающимся помочь сделать выбор в сторону трезвости. И в этой целевой аудитории он вполне достигает своей цели. Это я реально постоянно вижу по отзывам людей, смотревших видеозапись, и по реакции подростков, если показываю им отрывки из беседы. А с «практикующими» алкоголиками, и с их созависимыми родственниками он, действительно, не работает, и не надо обвинять Жданова, что на этих людей его беседы не подействуют, ибо предназначены не для них.

Я считаю, что в его беседах есть совсем небольшой перегиб, когда он категорически утверждает, что алкоголь - всегда яд, что не существует научно обоснованной безопасной дозы алкоголя. В принципе, его позиция педагогически верна, поскольку если оставить хоть маленькую лазейку для алкоголя, то этой лазейкой может воспользоваться слабый человек. Но для православного человека главным авторитетом является Священное Писание. В посланиях апостола Павла мы видим резкое осуждение пьянства: не упивайтесь вином, от которого бывает распутство (Еф. 5,18), а также говорится: Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ... ни пьяницы...- Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6, 9-10). Но тот же апостол Павел пишет Тимофею: Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов (1 Тим. 5, 23). И, конечно, самое главное свидетельство в пользу того, что о вине нельзя однозначно говорить, что оно - зло, это то, что Сам Спаситель избрал вино для таинства Причащения. Господь не мог избрать для этого просто ядовитую жидкость. Более взвешенная позиция по данному вопросу содержится в книге красноярских соратников Жданова (Сугоняко А.П., Пашов В.И, Рехлова Г.П. Методические рекомендации в помощь лектору, преподавателю народного университета по проведению антиалкогольной пропаганды среди учащихся общеобразовательных школ. Красноярск, 1985). Жданов, кстати, очень положительно отзывается об Анатолии Павловиче Сугоняко. Их мнение можно пересказать следующим образом.

В натуральных винах и пиве содержится немало полезных веществ. Но если на упаковках витаминов, лекарств всегда указывается доза их употребления, то на пивных, винных этикетках мы не видим этого, так как высококачественные сорта вин, пива и других алкогольных напитков продают не в аптеках, а в гастрономах. Хотя и здесь уместно старинное правило медицины: «Все есть яд и все есть лекарство, и только доза делает его тем или другим». Если вместо положенной одной витаминки употребить целый флакон и больше, то наступит передозировка, то есть отравление. Сходное отравление будет и при передозировке вина и пива. Отравление наступает не только от спирта (его действие в них сильно ослаблено), но и от питательных веществ, растворенных в винном спирте. Благодаря тому, что они растворены в спирте, они легко проникают организм. Установить различия между алкогольным опьянением и другими видами отравлений очень и очень трудно.

 От себя про допустимую дозу добавлю следующее. К вину надо относиться, как к некой приправе. Можно есть мясо просто так, а можно с горчицей. Можно есть мясо просто так, а можно немного запивая вином. Мы не едим горчицу саму по себе  и не пьем ее стаканами, мы не должны пить вина самого по себе и пить его стаканами. Немножко для вкуса - и все! Если же начинается употребление вина просто так, то за этим стоит некая греховная причина - желание «расслабиться», «оторваться». Отношение к вину как к приправе объясняет почему совершено недопустимо, например, употребление водки. У водки одна цель - чтобы ударило в голову. Правда некоторые говорят, что они водку пьют для поднятия аппетита, но тогда пусть они берут не больше 30 г водки, ибо это та доза, когда раздражение желудка наступает, а в кровь алкоголь еще не поступает, и потому не вызывает опьянения.

Конечно, с мнением В. Г. Жданова, что, мол, Спаситель для таинства Причащения использовал виноградный сок, а не вино, православный человек не сможет согласиться. Но это его частное мнение и к вопросу отрезвления народа никакого отношения практически не имеет. Поэтому его надо пропускать мимо ушей и сильно на нем не зацикливаться. Тем более, что он это мнение высказывает далеко не на всех своих беседах, а если и высказывает, то уже «под занавес», когда основные мысли уже  высказаны.

Нападки на второстепенные по важности высказывания автора являются придирками. А придирки бывают там, где нападающего что-то раздражает, что-то ему не нравится, и он ищет повод, чтобы придраться. Слыша нападки на лекции Жданова, я стал задумываться, что же не нравится нападающим? Я думаю, что этим людям не нравится сама идея жить трезво.

Вот, например, посмотрим на отношение к употреблению водки православных людей и особенно духовенства. Для меня очевидно, что эта дрянь не должна появляться на столе православного человека - ни на домашних застольях, ни тем более на церковных трапезах. Найдите хоть одно место в Священном Писании, которое хоть как-нибудь оправдывало употребление водки. Я часто говорю об этом среди духовенства, но, к сожалению, только 10-20% священников соглашаются со мной, остальные сразу начинают говорить о том, как плохо запрещать водку, а то все будут пить самогонку, а еще о том, что водка бывает разная, и плохую, мол, действительно, пить плохо, а «хорошая» водка - безвредна и даже полезна! Разговоры про «хорошую» и «плохую» водку можно сравнить только с тем, как два токсикомана будут обсуждать клей какого завода лучше. Один из епархиальных духовников Московской епархии (епархиальный духовник - это опытный священник, который принимает исповедь у священников) на исповеди всегда в конце задает вопрос священникам: «Водочку не употребляете?» И спрашивает он это оттого, что большинство выпивающих священников вообще не считают это грехом! Если даже священство еще не осознало греховности обычая «попивать водочку», то что говорить об обычных мирянах, которые пишут разгромные статьи против проповедников трезвости. Люди не хотят расстаться со своей привычкой употреблять водку, которая является очевидным злом. Это про вино еще можно спорить: нужно ли православному человеку отказываться от вина или нет? И если отказываться, то при каких условиях, а при каких, этого делать не надо. Но про водку спорить не надо - она очевидное зло.

Вспомним, как, например, произошло с курением. До революции обычай курить табак был распространен даже среди духовенства. Поэтому не удивительно, что курил даже наш святой Царь Николай II, что многими приводилось как препятствие к канонизации. Даже святитель Игнатий (Брянчанинов) в своем «Приношении современному монашеству» пишет об обычае монахов нюхать табак, что настолько вошло в употребление, что святитель призывает, хотя бы в храме воздерживаться от этого злого обычая, а не требует оставить его вовсе. После гонений на Церковь этого порока в ней не осталось, и сейчас среди духовенства и монашествующих практически нет курящих, по крайней мере, я таких не встречал, хотя и слышал, что такое где-то есть. Неужели нам, чтобы избавиться от обычая пить водку, нужны такие же страшные испытания?

Сейчас, на мой взгляд, в церковной среде сложилась странная ситуация. Среди духовенства и монашествующих нет курящих, а среди глубоко верующих их очень мало. Среди духовенства и монашествующих нет наркоманов, и среди верующих их тоже мало. Но среди духовенства, монашествующих и простых верующих огромное количество употребляющих (не пьяниц и не алкоголиков) водку, которая занимает среднее положение между табаком и наркотиками. Из-за этого дело отрезвления нашего народа сильно тормозится, поскольку очищение от алкоголя должно начаться, прежде всего, с общества верующих.

В заключение призываю всех православных: не надо придираться к Владимиру Георгиевичу Жданову, он трудится, и его труды приносят хорошие плоды. Лучше давайте поддержим трезвенное движение, которое как в XIX и в начале XX веков началось «снизу» - из самой гущи православного народа.



Старый стиль 9Ноябрь среда Новый стиль) 22Ноябрь Седмица 25-я по Пятидесятнице. Глас 7. День постный. Пища с растительным маслом. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМчч. Онисифора и Порфирия (ок. 284-305). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Матроны (ок. 492). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Феоктисты (881). Мч. Александра Солунского (IV). Мч. Антония (V). Прп. Иоанна Колова (V). Прпп. Евстолии (610) и Сосипатры (ок. 625). Прп. Онисифора Печерского (1148). Свт. Нектария, митр. Пентапольского, Эгинского чудотворца (1920). Сщмчч. Парфения, еп. Ананьевского, Константина, Димитрия, Нестора, Феодора, Константина, Виктора, Илии, Павла пресвитеров, Иосифа диакона и прмч. Алексия (1937). Совершается служба с полиелеемИконы Божией Матери, именуемой "Скоропослушница" (X). Евангельские ЧтенияУтр. - Лк., 4 зач., I, 39-49, 56. Лит. - 2 Сол., 275 зач., II, 1-12. Лк., 69 зач., XII, 48-59. Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5-11. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (2 Фес. 2, 1-12; Лк. 12, 48-59). "Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей". Что за причина? Верующие в Господа исполняются совсем другим духом, противоположным тому, который властвовал в людях до пришествия Его, потому они и не уживаются вместе. Языческий мир преследовал исключительно житейские и земные интересы. Иудеи хоть имели указания на высшие блага, но к концу склонились на путь язычников. Господь, пришедши в мир, указал людям другие сокровища, вне семьи, вне общества, и возбудил другие стремления. Принимавшие Его учение естественно устанавливали образ жизни не по прежнему, оттого и подвергались неприязни, притеснениям, гонениям. Вот и разделение. Апостол Павел потом сказал, что и все "желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы" (2 Тим. З, 12). Так и было и так есть. Когда в обществе начнут преобладать житейские и земные интересы, тогда оно неблаговолительно смотрит на тех, которые обнаруживают другие неземные искания; оно даже понять не может, как можно интересоваться такими вещами, и людей, которые служат представителями образа жизни непохожего на их жизнь, они терпеть не могут. Это совершается ныне воочию всех. Не знамение ли это времени?. . . Молитвы Тропарь мучеников Онисифора и Порфирияглас 4Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего,/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами// спаси души наша. Кондак мучеников Онисифора и Порфирияглас 2Мученик двоица, пострадавше крепко,/ вражию гордыню на землю низложисте,/ озарившеся благодатию несозданныя Троицы,/ славнии Онисифоре и Порфирие,// молитеся непрестанно о всех нас. Тропарь преподобной Матроны Царьградскойглас 8Мужескомудрено утаившися вражиих лукавых путей, Матроно,/ к жизни воистину шествовавши несумненною волею/ и неуклонное течение Богомудро скончавши,/ от Христа прияла еси благодать духовную,/ тем и воду цельбам источаеши/ любовию притекающим в память твою славную,/ мнихом похвала,/ моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак преподобной Матроны Царьградскойглас 2За любовь Господню, преподобная Матроно,/ покоя желание возненавидела еси,/ лощением дух твой просветивши,/ но твоими молитвами и противных шатания разори,/ крепко бо звери победила еси. Тропарь Божией Матери пред иконой Ее 'Скоропослушница'глас 4К Богородице притецем, сущии в бедах,/ и святей иконе Ея ныне припадем,/ с верою зовуще из глубины души:/ скоро наше услыши моление, Дево,/ яко Скоропослушница нарекшаяся./ Тебе бо раби Твои в нуждах// готовую Помощницу имамы. Кондак Божией Матери пред иконой Ее 'Скоропослушница'глас 8В мори житейстем обуреваемии,/ треволнению подпадаем страстей и искушений./ Подаждь убо нам, Госпоже, руку помощи, якоже Петрови Сын Твой,/ и ускори от бед избавити ны, да зовем Ти:// радуйся, Всеблагая Скоропослушнице. Тропарь святителя Нектария Эгинского, митрополита Пентапольскогоглас 4Преподобнически пожив, яко мудрый иерарх,/ прославил еси Господа/ добродетельным житием, Нектарие преподобне./ Темже, Утешителя прославлен силою,/ Божественными мощми твоими,/ демоны отгониши и болящия исцеляеши,/ верою приходящия ти. Службы9 ноября: Святых мучеников Онисифора и Порфирия, и преподобной матери нашей Матроны. Преподобной Феоктисты Лезвийской 9 ноября: Иконы Божией Матери, нарицаемой Скоропослушница Сайты приходов: Абаканская епархия:Приход в честь иконы Божией Матери "Скоропослушница" с. Бельтирское Армавирская епархия:Храм свт. Нектария, мтр. Пентапольского, Эгинского чудотворца с. Трехсельское Белевская епархия:Храм Иконы Божией Матери "Скоропослушница" г. Суворов Благовещенская и Тындинская епархия:Храм иконы Божией Матери "Скоропослушница" г. Белогорск Борисоглебская епархия:Храм Воскресения Христова г. Новохоперск Брестская епархия:Во имя Всемилостивого Спаса женский монастырь г. Кобрин Винницкая епархия:Храм иконы Божией Матери "Скоропослушница" г. Винница Владивостокская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Скоропослушница" пос. Лучегорск Восточно-Американская и Нью-Йоркская епархия :Храм свт. Нектария Эгинского г. Ленуар Сити Выборгская епархия:Храм иконы Божией Матери "Скоропослушница" пос. Кузьмоловский Выксунская епархия:Храм во имя святого великомученика Георгия Победоносца с. Дьяково Вятская епархия:Храм Сошествия Святого Духа г. Слободской Храм иконы Божией Матери "Скоропослушница" г. Киров Гаагская и Нидерландская епархия:Храм иконы Пресвятой Богородицы "Скоропослушница" г. Роттердам Гомельская епархия:Храм иконы Божией Матери «Скоропослушница» г. Гомель Губкинская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери 'Скоропослушница' с. Владимировка Екатеринодарская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Скоропослушница" п. Октябрьский Калининградская епархия:Храм иконы Божией Матери «Скоропослушница» пос. Славинск Каменская епархия:Покровский Архангело-Михайловский женский монастырь г. Каменское Кемеровская епархия:Храм Иконы Божией Матери "Скоропослушница" г. Киселевск Киевская епархия:Ставропигиальный мужской монастырь во имя прп. Паисия Величковского с. Морозовка Архангело-Михайловский Зверинецкий монастырь г. Киев Корсунская епархия:Храм иконы Пресвятой Богородицы «Скоропослушница» г. Таррагона Храм иконы Пресвятой Богородицы "Скоропослушница" г. Маррубиу Ливенская епархия:Храм Иконы Божией Матери Скоропослушница при Архиерейском доме г.Орел Липецкая епархия:Храм Иоанна Предтечи с. Махоново Магнитогорская епархия:Храм иконы Божией Матери "Скоропослушница" пос. Остроленский Московская епархия (городская):Храм иконы Божией Матери "Скоропослушница" на Ходынском поле г. Москва Храм иконы Божией Матери "Скоропослушница" пос. Марьино Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе г. Москва Московская епархия (областная):Храм Богоявления Господня г. Химки Храм в честь иконы Божией Матери "Скоропослушница" пос. Чурилково Высоцкий мужской монастырь г. Серпухов Муромская епархия:Спасо-преображенский мужской монастырь г. Муром Нижегородская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Скоропослушница" г. Нижний Новгород Новгородская епархия:Храм иконы Божией Матери "Скоропослушница" при онкологическом дисп. г. Великий Новгород Новосибирская епархия:Храм Иконы Божией Матери Скоропослушница ст. Мочище Омская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Скоропослушница" г. Омск Пензенская епархия:Воскресенская церковь г. Пенза Ржевская епархия:Храм иконы Божией Матери "Скоропослушница" г. Нелидово Рязанская епархия:Иоанно-Богословский монастырь с. Пощупово Самарская епархия:Храм иконы Божией Матери "Скоропослушница" г. Тольяти Храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» г. Самара Храм иконы Божией Матери "Скоропослушница" г. Самара Санкт-Петербургская епархия:Храм иконы Божией Матери "Скоропослушница" в Славянке пос. Шушары Саратовская епархия:Храм во имя святого великомученика Георгия Победоносца пос. Солнечный Храм в честь иконы Божией Матери "Скоропослушница" г. Шиханы-1 Смоленская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Скоропослушница" дер. Городище Ставропигиальные монастыри РПЦ:Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь с. Акатово Таллинская епархия:Храм иконы Божией Матери "Скоропослушница" г. Таллин Тихвинская епархия:Храм во имя иконы Божией Матери "Невская Скоропослушница" пос. Заборье Тобольская епархия:Знаменский кафедральный собор г. Тюмень Тульская епархия:Храм Иверской иконы Божией Матери с. Борщевое Уфимская епархия:Свято-Пантелеймоновский храм г. Уфа Феодосийская епархия:Храм иконы Божией Матери "Скоропослушница" с. Мысовое Хабаровская епархия:Храм иконы Божией Матери "Скоропослушница" г. Хабаровск Храм в честь иконы Божией Матери "Скоропослушница" Чебоксарская епархия:
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.05229 c.