Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество «Трезвение» » Лекции, статьи, публикации. »

12.10.2018 | Проблемы и задачи духовно-нравственного воспитания обсуждаются на международном уровне

01.10.2018 | Газета православных трезвенников ТРЕЗВЕНИЕ № 7 (192) Сентябрь-октябрь 2018 г.

30.09.2018 | СЕМИНАР «Работа со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости».

25.09.2018 | Организаторы трезвенного движения новообразованнных епархий встретились в Москве

18.08.2018 | ИДЕИ ТРЕЗВОСТИ ЖИВУТ И ВДОХНОВЛЯЮТ. Газета православных трезвенников. № 6 (191) Август 2018 г.

- -

«Трезвое слово» №2 (№14)

План работы Общества «ТРЕЗВЕНИЕ» на 2009 год

- -
Лекции, статьи, публикации.

- -  

Священник Илия Шугаев. О Владимире Георгиевиче Жданове

Священник Илия Шугаев

Священник Илия Шугаев - настоятель храма Архангела Михаила города Талдома (Московская область). Автор книг «Брак, семья, дети» и «Свобода и зависимость».

Когда я учился в Семинарии, один семинарист стал возражать преподавателю, оспаривая некоторые его высказывания. На это преподаватель ответил примерно так: «Не надо спорить по мелочам и придираться к второстепенным вещам. Изложите всю свою систему взглядов, и мы ее обсудим». Мне позиция преподавателя понравилась. Примерно, то же самое мне хочется сказать после прочтения нападок на лекции В.Г. Жданова. Нападки на его лекции я слышал неоднократно, но все они сводились к неприятию его далеко не самых главных высказываний: объяснений природы спирта, как мочи дрожжевых бактерий, о процессе изготовления шампанского и т.д.

Меня эти высказывания Жданова никогда не смущали, я видел реакцию детей на эти слова, а ведь такие выражения направлены прежде всего именно на подростков. Они смеялись, им было забавно, а в их голове незаметно откладывалась отрицательная ассоциация со словом «спирт». Это нормальный педагогический прием, и не надо риторические обороты обсуждать с точки зрения академической науки.

Если чуть возвыситься над мелкими придирками и посмотреть на общую систему взглядов Жданова, то она мне представляется очень верной. Я бы ее сформулировал ее так:

1.      Табак, алкоголь, наркотики (в узком смысле) - в равной степени являются наркотиками (в широком смысле), различия между которыми лишь количественные, но не качественные.

Например, табак не является слабым наркотиком, как многие считают. Просто табакокурение - это способ медленного введения наркотика в себя, поэтому человеку очень трудно получить большую дозу этого наркотика. Водку можно вводить сразу большими дозами. Но поскольку водка также поступает в кровь не так быстро, то у организма есть возможность избежать передозировки с помощью защитного рвотного рефлекса. А вот наркотик в узком смысле через укол попадает сразу в кровь, и защитного механизма от передозировки уже нет. В результате мы видим, что от передозировки табака никто не умирает, от передозировки водкой умирают не так часто, а от передозировки наркотиками умирают часто, но эта разница коренится только в методах введения наркотиков, а не из-за их качественного различия в механизмах действия.

2.      Наибольший вред приносит не водка и запрещенные наркотики, а пиво и табак, которые считаются наиболее безвредными.

3.      Наибольшее влияние на спаивание будущего поколения оказывают не пьяницы и алкоголики, а умеренно пьющие взрослые.

4.      Действие алкоголя, табака и других наркотиков обусловлено, прежде всего, психологическим состоянием человека, а не химическими свойствами наркотиков.

5.      Принудительное сокращение производства и продажи табака, алкоголя и других наркотиков, как одна из мер по отрезвлению народа, только положительно скажется на жизни общества.

Со всеми этими положения я согласен, и такую позицию считаю наиболее правильной в деле отрезвления народа. Эти основные положения с помощью более подробных рассуждений иллюстрируются Ждановым. Возможно, что по какому-то частному вопросу автор и может высказывать некоторое ошибочное утверждение или приводить не общепринятое научное мнение. Но общая система взглядов человека при этих ошибках может оставаться абсолютно верной. Одна частная ошибка (а тем более по второстепенному вопросу)  не может перечеркнуть всей системы взглядов.

Так, например, святитель Василий Великий в «Беседах на Шестоднев», приводит следующее толкование слова: «Да произведет земля душу живую»:

Повеление сие соблюлось в земле, и она не престает служить Создателю. Одно производится чрез преемство существовавшего прежде, другое даже и ныне является живородящимся из самой земли. Ибо не только она производит кузнечиков в дождливое время и тысячи других пород пернатых, носящихся по воздуху, из которых большая часть, по малости своей, не имеют имени, но из себя же дает мышей и жаб. Около Египетских Фив, когда в жары идет много дождя, вся страна наполняется вдруг полевыми мышами. Видим, что угри не иначе образуются как из тины. Они размножаются не из яйца и не другим каким-либо способом, но из земли получают свое происхождение.

Таким образом, мы видим мнение о том, земля и сейчас, как при творении Богом всего мира, может производить из себя жаб, мышей, угрей, насекомых. Это мнение ложно, но оно никак не умаляет достоинство Толкования на Шестоднев, ибо это мнение занимает второстепенное место в общей системе, которую выстраивает святитель Василий.

Поэтому призываю противников лекций В.Г. Жданова спорить только по существу вопроса, а не прищепляться к его высказываниям второстепенной важности.

Довольно странными показались обвинения в навязывании своего мнения какими-то хитрыми психологическими приемами. Вот, например, Жданову вменяется в вину «эмоциональное окрашивание фактов». Оказывается, говорить эмоционально, - это значит манипулировать сознанием. Но тогда все пламенные проповедники, которые хоть немного добавляют своего чувства в рассказ, должны быть обвинены в манипулировании сознанием слушателей. Неужели надо говорить только сухим официальным тоном? Конечно, авторы статьи имеют в виду не просто эмоциональность, а то, что В.Г. Жданов некоторые предметы связывает с ироничным отношением, другие - со страхом. В статье подробно описывается, как В.Г. Жданов «эмоциональное состояние брезгливости пытается связать с алкоголем», видя в этом какое-то преступление, насилие над человеком, манипулирование его сознанием. А я скажу, что Жданов поступает, как нормальный педагог. Задача педагога - не столько наполнить голову ребенка знаниями, сколько дать ребенку мировоззрение, иерархию ценностей, нравственную шкалу, по которой он сам сможет, подрастая, давать оценки фактам. А мировоззрение именно так и передается - дается оценка факту: над чем-то посмеяться, о чем-то сказать, что это страшно и ужасно, а в том числе, от чего-то надо с брезгливостью отвернуться!

Приведу пример использования иронии. В Интернете мною была найдена забавная карикатура на курильщика. Поделился находкой с одним из учителей. Он принес картинку в класс и оставил у себя на столе. Через два дня семиклассники (где этот учитель был классным руководителем), хихикая, показывали пальцем на двух курильщиков в своем классе и о чем-то перешептывались. Курильщикам стало несколько неуютно. Раньше они знали, что курение возвышает их в глазах одноклассников, как смелых, продвинутых и уже почти взрослых, а теперь курение стало причиной подшучивания над ними. Одноклассники смеялись и показывали на них пальцем: «Точно, как там нарисовано». Курить стало стыдно. Что это манипулирование сознанием? Нет! У детей была ложная установка - курение делает тебя авторитетным. Ирония позволила нам избавить маленьких курильщиков от нее. Теперь освобожденный от ложной установки молодой человек легче избавится от курения, ибо потребности курить как таковой (то есть химической зависимости) у него нет, и курить ему было на самом деле противно.

Любой лектор, который идет к подросткам говорить о вреде алкоголя, должен знать, что в голове современного молодого человека огромное количество положительных ассоциаций со словами «вино», «алкоголь», «пиво». Это то, что иногда называют «алкогольной запрограммированностью» сознания. Эта запрограммированность закладывается в раннем возрасте, когда ряд понятий «Новый год» - «елка» - «торт» - «мандарины» - «праздник» - «веселье» обязательно содержит в себе и такие понятия, как «шампанское», «вино», «алкоголь». А благодаря рекламе слово «пиво» вызывает такую бурю положительных ассоциаций у подростков, что надо удивляться не тому, сколько подростков сейчас пьет, а тому, что еще есть те, кто не пьет. Вот здесь настоящее манипулирование сознанием. А если кто-то в этот поток положительных ассоциаций добавит с помощью своих «манипуляций» хоть одну отрицательную, то такого человека я искренне поблагодарю. Действительно, противостоять информационному потоку, который вываливается на ребенка через СМИ, (который очень эмоционально окрашен), нелегко. Отсюда и эмоциональная окрашенность лекций В.Г. Жданова. Более того, лично я сам на беседах со школьниками по поводу курения и алкоголя постоянно использую и иронию, и страх, и не представляю, как можно иначе говорить со школьниками, особенно со старшеклассниками.

Еще одно обвинение В.Г. Жданову мне показалось совершенно незаслуженным - про выбор целевой аудитории. Якобы лектор выбирает в качестве слушателей - созависимых родственников, которым близок портрет алкоголика, который рисуется Ждановым. Но это не так. Лекции направлены не на созависимых родственников. Жданов обращается к тем, кто либо еще совсем не пьет (например, к школьникам), либо, кто пьет «умеренно», поскольку это профилактические беседы. Соответственно не надо обвинять Владимира Георгиевича в том, что алкоголик, послушав его лекции, не перестанет пить. Алкоголик часто не перестает пить и после общения с наркологом. А как профилактические беседы они эффективны, многих заставляют задуматься, сомневающимся, помогают склониться к трезвости. Еще раз повторю: целевая аудитория Жданова - это непьющие или сомневающиеся. И цель лекций - утвердить непьющих в их трезвости, а сомневающимся помочь сделать выбор в сторону трезвости. И в этой целевой аудитории он вполне достигает своей цели. Это я реально постоянно вижу по отзывам людей, смотревших видеозапись, и по реакции подростков, если показываю им отрывки из беседы. А с «практикующими» алкоголиками, и с их созависимыми родственниками он, действительно, не работает, и не надо обвинять Жданова, что на этих людей его беседы не подействуют, ибо предназначены не для них.

Я считаю, что в его беседах есть совсем небольшой перегиб, когда он категорически утверждает, что алкоголь - всегда яд, что не существует научно обоснованной безопасной дозы алкоголя. В принципе, его позиция педагогически верна, поскольку если оставить хоть маленькую лазейку для алкоголя, то этой лазейкой может воспользоваться слабый человек. Но для православного человека главным авторитетом является Священное Писание. В посланиях апостола Павла мы видим резкое осуждение пьянства: не упивайтесь вином, от которого бывает распутство (Еф. 5,18), а также говорится: Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ... ни пьяницы...- Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6, 9-10). Но тот же апостол Павел пишет Тимофею: Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов (1 Тим. 5, 23). И, конечно, самое главное свидетельство в пользу того, что о вине нельзя однозначно говорить, что оно - зло, это то, что Сам Спаситель избрал вино для таинства Причащения. Господь не мог избрать для этого просто ядовитую жидкость. Более взвешенная позиция по данному вопросу содержится в книге красноярских соратников Жданова (Сугоняко А.П., Пашов В.И, Рехлова Г.П. Методические рекомендации в помощь лектору, преподавателю народного университета по проведению антиалкогольной пропаганды среди учащихся общеобразовательных школ. Красноярск, 1985). Жданов, кстати, очень положительно отзывается об Анатолии Павловиче Сугоняко. Их мнение можно пересказать следующим образом.

В натуральных винах и пиве содержится немало полезных веществ. Но если на упаковках витаминов, лекарств всегда указывается доза их употребления, то на пивных, винных этикетках мы не видим этого, так как высококачественные сорта вин, пива и других алкогольных напитков продают не в аптеках, а в гастрономах. Хотя и здесь уместно старинное правило медицины: «Все есть яд и все есть лекарство, и только доза делает его тем или другим». Если вместо положенной одной витаминки употребить целый флакон и больше, то наступит передозировка, то есть отравление. Сходное отравление будет и при передозировке вина и пива. Отравление наступает не только от спирта (его действие в них сильно ослаблено), но и от питательных веществ, растворенных в винном спирте. Благодаря тому, что они растворены в спирте, они легко проникают организм. Установить различия между алкогольным опьянением и другими видами отравлений очень и очень трудно.

 От себя про допустимую дозу добавлю следующее. К вину надо относиться, как к некой приправе. Можно есть мясо просто так, а можно с горчицей. Можно есть мясо просто так, а можно немного запивая вином. Мы не едим горчицу саму по себе  и не пьем ее стаканами, мы не должны пить вина самого по себе и пить его стаканами. Немножко для вкуса - и все! Если же начинается употребление вина просто так, то за этим стоит некая греховная причина - желание «расслабиться», «оторваться». Отношение к вину как к приправе объясняет почему совершено недопустимо, например, употребление водки. У водки одна цель - чтобы ударило в голову. Правда некоторые говорят, что они водку пьют для поднятия аппетита, но тогда пусть они берут не больше 30 г водки, ибо это та доза, когда раздражение желудка наступает, а в кровь алкоголь еще не поступает, и потому не вызывает опьянения.

Конечно, с мнением В. Г. Жданова, что, мол, Спаситель для таинства Причащения использовал виноградный сок, а не вино, православный человек не сможет согласиться. Но это его частное мнение и к вопросу отрезвления народа никакого отношения практически не имеет. Поэтому его надо пропускать мимо ушей и сильно на нем не зацикливаться. Тем более, что он это мнение высказывает далеко не на всех своих беседах, а если и высказывает, то уже «под занавес», когда основные мысли уже  высказаны.

Нападки на второстепенные по важности высказывания автора являются придирками. А придирки бывают там, где нападающего что-то раздражает, что-то ему не нравится, и он ищет повод, чтобы придраться. Слыша нападки на лекции Жданова, я стал задумываться, что же не нравится нападающим? Я думаю, что этим людям не нравится сама идея жить трезво.

Вот, например, посмотрим на отношение к употреблению водки православных людей и особенно духовенства. Для меня очевидно, что эта дрянь не должна появляться на столе православного человека - ни на домашних застольях, ни тем более на церковных трапезах. Найдите хоть одно место в Священном Писании, которое хоть как-нибудь оправдывало употребление водки. Я часто говорю об этом среди духовенства, но, к сожалению, только 10-20% священников соглашаются со мной, остальные сразу начинают говорить о том, как плохо запрещать водку, а то все будут пить самогонку, а еще о том, что водка бывает разная, и плохую, мол, действительно, пить плохо, а «хорошая» водка - безвредна и даже полезна! Разговоры про «хорошую» и «плохую» водку можно сравнить только с тем, как два токсикомана будут обсуждать клей какого завода лучше. Один из епархиальных духовников Московской епархии (епархиальный духовник - это опытный священник, который принимает исповедь у священников) на исповеди всегда в конце задает вопрос священникам: «Водочку не употребляете?» И спрашивает он это оттого, что большинство выпивающих священников вообще не считают это грехом! Если даже священство еще не осознало греховности обычая «попивать водочку», то что говорить об обычных мирянах, которые пишут разгромные статьи против проповедников трезвости. Люди не хотят расстаться со своей привычкой употреблять водку, которая является очевидным злом. Это про вино еще можно спорить: нужно ли православному человеку отказываться от вина или нет? И если отказываться, то при каких условиях, а при каких, этого делать не надо. Но про водку спорить не надо - она очевидное зло.

Вспомним, как, например, произошло с курением. До революции обычай курить табак был распространен даже среди духовенства. Поэтому не удивительно, что курил даже наш святой Царь Николай II, что многими приводилось как препятствие к канонизации. Даже святитель Игнатий (Брянчанинов) в своем «Приношении современному монашеству» пишет об обычае монахов нюхать табак, что настолько вошло в употребление, что святитель призывает, хотя бы в храме воздерживаться от этого злого обычая, а не требует оставить его вовсе. После гонений на Церковь этого порока в ней не осталось, и сейчас среди духовенства и монашествующих практически нет курящих, по крайней мере, я таких не встречал, хотя и слышал, что такое где-то есть. Неужели нам, чтобы избавиться от обычая пить водку, нужны такие же страшные испытания?

Сейчас, на мой взгляд, в церковной среде сложилась странная ситуация. Среди духовенства и монашествующих нет курящих, а среди глубоко верующих их очень мало. Среди духовенства и монашествующих нет наркоманов, и среди верующих их тоже мало. Но среди духовенства, монашествующих и простых верующих огромное количество употребляющих (не пьяниц и не алкоголиков) водку, которая занимает среднее положение между табаком и наркотиками. Из-за этого дело отрезвления нашего народа сильно тормозится, поскольку очищение от алкоголя должно начаться, прежде всего, с общества верующих.

В заключение призываю всех православных: не надо придираться к Владимиру Георгиевичу Жданову, он трудится, и его труды приносят хорошие плоды. Лучше давайте поддержим трезвенное движение, которое как в XIX и в начале XX веков началось «снизу» - из самой гущи православного народа.



Старый стиль 5Октябрь среда Новый стиль) 18Октябрь Седмица 20-я по Пятидесятнице. Глас 2. День постный. Пища с растительным маслом. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМц. Харитины (304). Совершается служба с полиелеемСвтт. Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария, Московских и всея России чудотворцев. Сщмч. Дионисия, еп. Александрийского (264-265). Мц. Мамелхвы Персидской (ок. 344). Прп. Григория Хандзойского (861) (Груз.). Прпп. Дамиана, пресвитера, целебника (1071), Иеремии (ок. 1070) и Матфея (ок. 1085) прозорливых, Печерских. Прп. Харитины, кн. Литовской, в Новгороде подвизавшейся (1281). Прп. Гавриила исп (1959). Евангельские ЧтенияУтр. - Ин., 36 зач., X, 9-16. Лит. - Флп., 243 зач., II, 24-30. Лк., 28 зач., VI, 46 - VII, 1. Свтт.: Евр., 335 зач., XIII, 17-21. Мф., 11 зач., V, 14-19. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Лк. 6, 46-7, 1). "Что вы зовете Меня: Господи! Господи! и не делаете того, что Я говорю?" Отчего зовут Господом, а не творят воли Господней, отчего, то есть делами, не признают господства Его? Оттого, что только языком так зовут, а не сердцем. Когда бы сердце произносило: "Господи, Ты мой Господь", тогда в нем пребывала бы и полная готовность повиноваться тому, кого исповедуют своим Господом. А так как этого нет, то дела идут врозь с языком, а дела всегда таковы, каково сердце. Что же, стало быть нечего и взывать: "Господи, Господи"? Нет, не то. А надобно к внешнему слову приложить слово внутреннее, - чувство и расположение сердца. Сядь и размысли о Господе и о себе самом: что Господь и что ты такое; что Господь для тебя сделал и делает, зачем живешь и до чего доживешь. . . Тотчас дойдешь до убеждения, что иначе нельзя, как исполнять волю Господа всю неуклонно; другого нет нам пути. Убеждение это родит готовность делом исполнить то, что говорится словом: Господь. При такой готовности возбудится потребность помощи свыше, а от ней молитва: "Господи, Господи! помоги и даруй силы ходить в воле Твоей". И будет взывание ко Господу приятное для Господа. Молитвы Тропарь святителей Московскихглас 4Первопрестольницы Российстии,/ истиннии хранителие апостольских преданий,/ столпи непоколебимии, православия наставницы,/ Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати// и душам нашим велию милость. Кондак святителей Московскихглас 3Во святителех благочестно пожисте/ и люди к богоразумию настависте,/ и добре Богу угодисте,/ сего ради от Него нетлением/ и чудесы прославистеся,// яко ученицы Божия благодати. Величание Величаем вас,/ святителие Христовы,/ Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене,/ и чтим святую память вашу,/ вы бо молите за нас// Христа Бога нашего. Тропарь преподобных Дамиана пресвитера, целебника, Иеремии и Матфея прозорливых, Печерских, в Ближних пещерахХристовых повелений светом сердца своя просветивше,/ страстный мрак прогнасте,/ те Троицы селение бысте тричисленнии отцы,/ Дамиане, Иеремие с Матфеем,/ от Неяже благодать приемше,/ недужныя исцеляете, будущая возвещаете/ и, Ангелом сопричастницы суще,/ молитеся Христу Богу даровати нам причастие святых. Кондак преподобных Дамиана пресвитера, Иеремии и Матфея прозорливых, Печерскихглас 2Якоже древнии пророцы благодать пророчествия приемше/ и неложне духом предзревше, прорекоша найти хотящая,/ тако и вы в жизни нашей злая, грехов ради наших на ны грядущая, предвозвестисте;/ и ныне да не постигнут ны злая,/ испросите от Христа Бога исправление делом нашим и велию милость. Тропарь святителя Филиппа Первагоглас 3Чудо явися, извещением и делы возсияв,/ Духа Святаго произбранием святительства паству приим,/ откровением Божиим церковь разобра/ и величайшую воздвиже,/ всечестне Филиппе, святителю великий,/ мир граду даруй нашему Москве/ и велию милость. Показать ещё молитвы Кондак святителя Филиппа Первагоглас 8Во успении твоем обретоша на телеси твоем сокровище некрадомое:/ два креста и тяжчайшая железа, еже есть вериги,/ постом и молитвами Богу угодил еси, святителю Филиппе,/ моли Христа Бога о всех нас. Тропарь мученицы Харитиныглас 4Агница Твоя, Иисусе, Харитина/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю/ и, Тебе ищущи, страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе,/ и умираю за Тя, да и живу с Тобою;/ но, яко жертву непорочную, приими мя с любовию, пожершуюся Тебе./ Тоя молитвами,/ яко Милостив, спаси души наша. Кондак мученицы Харитиныглас 2Крепким разумом, Харитино,/ душу утверждали верою,/ борителя врага яве посрамила еси,/ у Христа предста, всеблаженная,/ червленицу от кровей твоих носящи,/ и присно со Ангелы радуешися,/ моли за ны, страстотерпице. Службы12 февраля: Святителя Мелетия, архиепископа Антиохии Великой. Святителя Алексия митрополита, всей России чудотворца. 20 мая: Мученика Фалалея. Святителя Алексия Московского 5 октября: Святой мученицы Харитины. Святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, митрополитов Московских, и всей России чудотворцев 17 февраля: Святого священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея Руси 23 сентября: Святителя Иннокентия, митрополита Московского, апостола Сибири и Америки 15 июня: Пророка Амоса. Святителя Ионы, митрополита Московского и всея России 30 декабря: Святителя Макария, Митрополита Московского и всея Руси 24 августа: Святого священномученика Евтиха. Святителя Петра, митрополита всея России, чудотворца 21 декабря: Святой мученицы Иулиании Никомидийской. Святителя Петра, митрополита Киевского и всей России 9 января: Святого мученика Полиевкта. Cвятителя Филиппа, митрополита Московского и всея России 3 июля: Мученика Иакинфа. Святителя Филиппа, митрополита Московского. Сайты приходов: Патриаршее благочиние приходов РПЦ в Туркменистане:Храм святителя Алексия, Митрополита Московского г. Байрамали Абаканская епархия:Храм в честь Святителей Московских г. Абакан Спасо-Преображенский кафедральный собор г. Абакан Приход Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси с. Ефремкино Анадырская и Чукотская епархия:Храм свт. Иннокентия, митроп. Московского пос. Провидения Аргентинская и Южноамериканская епархия:Храм свт. Тихона, Патриарха Московского г. Обэра Архангельская епархия:Храм святителя Тихона Патриарха Всероссийского г. Архангельск Астанайская епархия:Храм во имя святителя Алексия, митрополита Московского, чудотворца с. Байтерек Храм во имя святителя Тихона, Патриарха Всероссийского пос. Каргалы Храм во имя свт. Филарета Московского г. Алматы Ахтубинская епархия:Храм митр. Алексия Московского с. Селитренное Барнаульская епархия:Собор Александра Невского г. Бийск Храм Святителя Макария Митрополита Алтайского с. Лесное Белгородская епархия:Храм Алексия, митрополита Московского пос. Майский Храм Иннокентия, митрополита Московского, при Духовной семинарии г. Белгород Белевская епархия:Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Большое Скуратово Храм Николая Чудотворца с. Крапивна Бердянская епархия:Храм свт. Гермогена Московского с. Азовское Берлинско-Германская епархия:Храм-памятник свт. Алексия, митрополита Московского г. Лейпциг Биробиджанская епархия:Раздольненский Иннокентиевский монастырь с. Раздольное Благовещенская и Тындинская епархия:Храм святителя Тихона, Патриарха Московского пос. Ушумун Храм святителя Иннокентия Московского пос. Серышево Приход святителя Иннокентия Московского пос. Верхнезейск Братская епархия:Храм во имя святителя Иннокентия, Митрополита Московского г. Братск Великолукская епархия:Свято-Тихоновский собор г. Великие Луки Храм Тихона, Патриарха Московского пос. Кунья Виленская и Литовская епархия:Успенский Кафедральный собор (Пречистенский) г. Вильнюс Молитвенный дом во имя святителя Тихона г. Шальчининкай Владивостокская епархия:Храм Святителя Иннокентия Московского с. Приозёрное Волгоградская епархия:Храм во имя святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси г. Волгогорад Храм святителя Тихона Патриарха Московского с. Верхняя Добринка Храм свт. Иннокентия Московского пос. Вторчермет Вологодская епархия:Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Белозерск Храм прор. Иоанна Предтечи в Рощенье г. Вологда Воркутинская епархия:Храм Тихона, Патриарха Московского пгт. Чикшино Воронежская епархия:Алексиево-Акатов женский монастырь г. Воронеж Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Горожанка Храм во имя свт. Алексия, митрополита Московского и всей Руси с. Нижнее Турово Храм Тихона, Патриарха Московского с. Колодезный Храм в честь свт. Тихона еп. Амафунтского с. Подгорное Восточно-Американская и Нью-Йоркская епархия :Храм свт. Тихона, Патриарха Московского г. Бристоль Гаагская и Нидерландская епархия:Храм свт. Тихона, Патриарха Московского г. Наймеген Гатчинская епархия:Храм свт. Алексия митроп. Московского пос. Тайцы Горловская епархия:Александро-Невский кафедральный собор г. Славянск Горноалтайская епархия:Храм свт. Макария Невского с. Чемал Городецкая епархия:Храм в честь Алексия митрополита Московского пос. Зиняки Екатеринбургская епархия:Храм Петра, митрополита Крутицкого г. Екатеринбург Храм свт. Иннокентия Московского г. Екатеринбург Екатеринодарская епархия:Храм свят. Алексия Митрополита Московского г. Туапсе Храм в честь собора Новомучеников и исповедников Российских с. Верхневеселое Храм святителя Тихона еп. Воронежского с. Кирпичное Храм святителя Тихона Московского г. Апшеронск Елецкая епархия:Храм Казанской иконы Божией Матери с. Воронец Енисейская епархия:Храм Тихона, Патриарха Московского с. Байкит Запорожская епархия:Храм в честь Священномученика Петра Крутицкого г. Запорожье Иваново-Вознесенская епархия:Храм свт. Алексия, митр. Московского при Иваново-Вознесенской Православной духовной семинарии г. Иваново Ижевская епархия:Храм митр. Алексия Московского г. Ижевск Иркутская епархия:Молитвенный дом во имя Святителя Иннокентия, митрополита Московского пос. Качуг Искитимская епархия:Храм митр. Алексия Московского г. Черепаново Йошкар-Олинская и Марийская епархия:Храм Иконы Божией Матери Державная пос. Медведево Казанская епархия:Храм Петра, Алексия, Филиппа и Ермогена, Московских чудотворцев г. Казань Храм Ермогена, патриарха Всероссийского г. Набережные Челны Храм Тихона, Патриарха Московского пос. Сидоровка Калачевская епархия:Храм Тихона, Патриарха Московского г. Волжский Калужская епархия:Храм Воскресения Христова с. Трубино Храм Троицы Живоначальной с. Троицкое Храм Тихона, Патриарха Московского г. Обнинск Каменская епархия:Храм митр. Ионы Московского пос. Верхнее Дуброво Карагандинская епархия:Тихоновский храм г. Сарань Кемеровская епархия:Храм Филарета, митрополита Московского г. Кемерово Кинешемская епархия:Храм Успения Пресвятой Богородицы пос. Пестяки Троицко- Успенский кафедральный собор г. Кинешма Козельская епархия:Храм в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских с. Бояновичи Корсунская епархия:Храм прп. Симеона Нового Богослова и свт. Иннокентия Московского г. Аликанте Костромская епархия:Храм в честь святителя Тихона, Патриарха Всероссийского и всех Новомучеников и Исповедников Российских г. Кострома Липецкая епархия:Храм Николая Чудотворца с. Ксизово Храм Алексия, митрополита Московского, в Липецком епархиальном управлении г. Липецк Свято-Тихоновский Преображенский женский епархиальный монастырь г. Задонск Магаданская и Синегорская епархия:Храм Тихона Патриарха Московского пос. Верхний Сеймчан Храм свт. Иннокентия Московского пос. Дебин Монреальская и Канадская епархия:Приход свт. Тихона Патриарха Московского и Новомучеников Российских г. Кембридж Московская епархия (городская):Храм Димитрия Солунского на Благуше г. Москва Храм Рождества Христова в Митино с. Рождествено Храм Троицы Живоначальной дер. Горетово Храм митр. Алексия Московского в Рогожской слободе г. Москва Храм свт. Алексия, митрополита Московского г. Москва Покровский храм с. Кучки Покровский храм д. Алексино Храм Живоначальной Троицы в Листах г. Москва Храм святителя Николая Мирликийского в Троекурово г. Москва Храм Преображения Господня в Богородском г. Москва Храм в честь Святителя Алексия митрополита Московского в Северном Бутове г. Москва Храмовый комплекс Алексия, митрополита Московского и Храм Иконы Божией Матери "Неувядаемый Цвет" дер. Исаково Храм свт. Алексия Московского дер. Исаково Храм "Тихвинской" иконы Божией Матери и святителя Алексия митрополита Московского при ЦКБ г. Москва Храм митр. Алексия Московского г. Москва Собор Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря г. Москва Храм свт. Филарета Московского г. Зеленоград Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве г. Москва Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах г. Москва Храм Преображения Господня в Переделкино г. Москва Храм Живоначальной Троицы в Конькове г. Москва Храм свт. Филиппа, митр. Московского г. Москва Храм Иова, Патриарха Московского на Можайском шоссе г. Москва Храм сщмч. Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси в Крылатском г. Москва Храм сщмч. Ермогена, Патриарха Московского, в Гольянове г. Москва Храм сщмч. Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси в Зюзино г. Москва Храм священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси в Южном Тушино г. Москва Храм Михаила Архангела при Кутузовской избе г. Москва Храм Тихона, Патриарха Московского г. Московский Храм Живоначальной Троицы в Вишняках г. Москва Храм Тихона, патриарха Всероссийского в Косино г. Москва Храмовый комплекс свт. Тихона, Патриарха Московского и св. ап. Андрея Первозванного в Люблино г. Москва Домовая церковь Петра, митрополита Крутицкого и Коломенского, при Традиционной гимназии г. Москва Домовый храм мц. Татианы при МГУ им. М.В.Ломоносова г. Москва Храм Иннокентия, митроп. Московского в Бескудникове г. Москва Храм святителя Иннокентия, митрополита Московского в Ракитках г. Москва Храм Макария Невского г. Москва Московская епархия (областная):Никитский храм с. Северское Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Поречье Знаменский храм дер. Лисинцево Алексиевский храм г. Егорьевск Храм Алексия, митрополита Московского дер. Алферово Храм Алексия, митрополита Московского дер. Середниково Храм Иконы Божией Матери Казанская с. Долгомостьево Храм св. Алексия Московского в Стреглово дер. Горки Храм Успения Пресвятой Богородицы дер. Обухово Храм Троицы Живоначальной дер. Чашниково Собор Николы Белого г. Серпухов Алексиевский храм дер. Алферово Алексиевский храм дер. Малые Петрищи Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Липитино Тихвинский храм с. Авдотьино Собор Троицы Живоначальной г. Щелково Храм "Державной" иконы Божией Матери г. Фрязино Тихоновский храм г. Клин Храм Филарета, митрополита Московского г. Лобня Филаретовский храм дер. Малеевка Храм Иннокентия, митрополита Московского пос. Михнево Храм свт. Иннокентия Московского г. Люберцы Храм Преображения Господня г. Люберцы Храм Макария (Невского), митрополита Алтайского г. Дзержинский Нефтекамская епархия:Храм в честь святителя Тихона, патриарха Московского и Всея Руси д. Нижний Качмаш Нижегородская епархия:Храм трех Святителей московских Петра, Алексия и Ионы г. Нижний Новгород Храм святителя Алексия, митрополита Московского г. Нижний Новгород Храм Сергия Радонежского пос. Выездное Храм Тихона патриарха Всероссийского г. Дзержинск Новгородская епархия:Свято-Юрьев мужской монастырь г. Великий Новгород Новороссийская епархия:Храм Новомучеников и Исповедников Российских г. Новороссийск Омская епархия:Храм митр. Алексия Московского г. Омск Храм митр. Алексия Московского пос. Пушкино Ачаирский женский монастырь во имя Честнаго и Животворящего Креста Господня пос. Набережный Отрадненская епархия:Храм в честь Святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси с. Новое Ганькино Патриаршие приходы в Канаде:Храм-подворье свт. Тихона, Патриарха Московского г. Торонто Пермская епархия:Храм Алексия, митрополита Московского г. Кунгур Храм Алексия, митрополита Московского дер. Кособаново Храм Филиппа, митрополита Московского с. Филипповка Храм Иннокентия, митроп. Московского пгт. Звёздный Пинская епархия:Храм Святителя Тихона Патриарха Московского и всея Руси г. Ганцевичи Храм Святителя Филарета дер. Речки Покровская епархия:Храм во имя святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси пос. Анисовский Пятигорская епархия:Храм Тихона, патриарха Всероссийского г. Пятигорск Ржевская епархия:Храм Иова и Тихона, Патриархов Московских г. Андреаполь Свято-Тихоновский женский монастырь г. Торопец Рижская епархия:Храм Святителя Алексия Митрополита Московского г. Лиепая Россошанская епархия:Храм Тихона Задонского г. Острогожск Рыбинская епархия:Храм Благовещения Пресвятой Богородицы г. Тутаев Храм во имя свт. Алексия, митрополита Московского г. Углич Храм в честь Святителя Филиппа дер. Загайново Храм Тихона, Патриарха Московского г. Рыбинск Рязанская епархия:Никольский храм с. Печерниковские Выселки Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы с. Маково Салехардская епархия:Храм свт. Филарета Московского с. Толька Самарская епархия:Храм Вознесения Господня г. Самара Храм Тихона, Патриарха Московского г. Тольятти Санкт-Петербургская епархия:Храм свт. Петра, митрополита Московского г. Санкт-Петербург Храм свт. Петра, митрополита Московского г. Санкт-Петербург Храм свт. Алексия, Митрополита Московского, что на Семеновском плацу г. Санкт-Петербург Храм святителя Алексия, митрополита Московского пос. Лахта Казанский кафедральный собор г. Санкт- Петербург Храм свт. Тихона, патриарха Московского г. Санкт-Петербург Саратовская епархия:Свято-Алексиевский женский монастырь г. Саратов Северодонецкая епархия:Храм Святого Духа г. Теплогорск Симферопольская епархия:Храм во имя святителя Филиппа, митрополита Московского пос. Казачья бухта Скопинская епархия:Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы с. Троица-Лесуново Ставропигиальные монастыри РПЦ:Высоко-Петровский мужской монастырь г. Москва Храм Алексия, митрополита Московского с. Топорково Собор Вознесения Господня, Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь с. Лукино Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь пос. Соловецкий Донской ставропигиальный мужской монастырь г. Москва Алексеевский ставропигиальный женский монастырь г. Москва Свято-Троицкая Сергиева Лавра г. Сергиев Посад Тарская епархия:Вознесенско-Иннокентьевский храм г. Тара Ташкентская епархия:Храм сщмч. Ермогена Патриарха Московского г. Ташкент Тверская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" дер. Броды Храм Филиппа, митрополита Московского дер. Селищи Тобольская епархия:Храм Святителя Алексия Московского г. Нягань Тульская епархия:Храм Святителя Николая с. Медвенка Храм Рождества Пресвятой Богородицы пос. Горелки Храм святителя Алексия г. Тула Уфимская епархия:Храм свт. Алексия Московского с. Буруновка Приход в честь Святителя Филарета Митрополита Московского с. Тукан Хабаровская епархия:Храм Тихона Патриарха Московского пгт. Хор Храм Иннокентия, митроп. Московского г. Хабаровск Ханты-Мансийская епархия:Храм в честь святителя Тихона патриарха Московского и всея Руси пос. Нижнесортымский Черняховская епархия:Храм свт. Тихона, Патриарха Московского г. Полесск Чистопольская епархия:Храм Воскресения Христова пос. Алексеевское Читинская епархия:Свято-Иннокентиевский храм г. Чита Шуйская епархия:Троицко-Знаменский храм пос. Лежнево Южно-Американская епархия:Храм свт. Гермогена, Патриарха Московского г. Буэнос Айрес Южно-Сахалинская епархия:Храм митр. Алексия Московского с. Первомайск Храм Тихона, Патриарха Московского г. Поронайск Храм свт. Филарета Московского с. Буюклы Храм Иннокентия, митрополита Московского г. Южно-Сахалинск Храм свт. Иннокентия Московского г. Северо-Курильск Ярославская епархия:Храм Петра митрополита Московского с. Львы Воскресенский храм с. Черная Заводь Храм Кирилла и Афанасия. Кирилло-Афанасьевский монастырь г. Ярославль Храм Положения Ризы Божией Матери в Крестах (Крестобогородская) г. Ярославль Храм Тихона Патриарха Московского г. Ярославль Храм Иннокентия, митрополита Московского г. Ярославль
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.31174 c.