Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество «Трезвение» » Лекции, статьи, публикации. »

30.08.2017 | СЕМИНАР по работе со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости.

27.07.2017 | В Екатеринбургском духовно-просветительском «Царский» состоялось заседание Совета общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости».

17.07.2017 | Подводим итоги, намечаем перспективы

14.07.2017 | Царские Дни (16 июля 2017)

- -

«Трезвое слово» №2 (№14)

План работы Общества «ТРЕЗВЕНИЕ» на 2009 год

- -
Лекции, статьи, публикации.

- -  

Беседа с отцом Игорем: "Роль семьи в противостоянии пагубным пристрастиям".

«Сила Божия в немощи совершается...»

Сегодня вряд ли нужно пояснять, сколь злободневна и болезненна проблема пьянства, табакокурения, наркомании, игромании, компьютерной зависимости для многострадальной России. Разрушенные семьи и брошенные дети, страшные преступления, неутолимая нравственная деградация и, главное, множество загубленных душ - таковы плоды преобразований, происшедших в Отечестве.

О роли семьи в противостоянии пагубным пристрастиям наш корреспондент сегодня беседует со священником Игорем Бачининым, духовным наставником православного общества «Трезвение» при храме Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского.

Священное Писание говорит о пьянстве как о страшном пороке и грехе. По словам апостола Павла, пьянство лишает человека Царства Небесного: «Не обманывайтесь: ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют».


Отец Игорь, у многих бытует такое мнение, что не все пагубные пристрастия столь опасны для человека. А Ваше мнение на сей счет?

Нельзя делить пагубные пристрастия на более и менее опасные: все в жизни взаимосвязано, и кто делает себя рабом одной лишь похоти, независимо какой, в конце будет порабощен всеми пороками, это закон духовной жизни. Сначала человек приобщается к табаку или алкоголю, к пиву или тонику, на втором этапе он теряет свое целомудрие, а третий этап наступает, когда в человеке внутренняя целостность уже разрушена, и в эту разверзшуюся бездну врывается зло, превращая душу в вертеп разбойников.

Мы знаем, что в нашем обществе есть много пьющих людей, которые не употребляют наркотиков...

Но нет ни одного наркомана, который не употреблял бы алкоголь. Чаще всего, если наркоман перестает колоться, он начинает пьянствовать, вернее, продолжает.

Слово «наркотик» в переводе с греческого означает «наносящий удар», «поражающий». Что же это за удар, которым добровольно поражают себя искатели острых ощущений?

Наркотик разрушает защитную сферу души, развращает разум, парализует волю, душа оказывается в плену и уже не в состоянии самостоятельно разрушить эту стену иллюзий, которая пригвождает человека к земному и влечет к погибели.

За прошедшее десятилетие перед обществом остро встала проблема игровой и компьютерной зависимости. Как некая неосознанная защита от одиночества, в наше время быстро развивается средства массовой коммуникации: сотовая связь, Интернет и другие. Как развитие новых технологий влияет на жизнь наших людей?

Скорее всего, эффект от них получился обратный. Как показывает опыт, электронные средства, если человек не получил правильного духовного воспитания (а такое у большинства людей отсутствует) еще больше усиливают отчуждение человека от добра и истины. Чаще всего дети, живя в семье, под воздействием компьютера перестают замечать своих родителей. Они живут каким-то иллюзорным миром, где нет места для сочувствия, ласки, любви, послушания, сопереживания, простого непринужденного разговора. В будущем, сформировавшись как личность в такой среде, они, вероятнее всего, не захотят заводить семью, служить в армии, добросовестно исполнять свои обязанности на службе и на работе.

Не следует ли из этого, что нам надо объявить войну компьютерам?

Стоит сразу заметить, что это не выход, когда родители ломают или продают компьютер. Не стоит таким образом ломать и сам нрав детей. Лучше направить его в доброе русло. Тем более, что жесткий запрет даст только видимый сиюминутный эффект. Дети будут делать вид, что они избавились от своей страсти, но на самом деле они будут платить ей еще большую дань в другом месте, у кого-то из друзей. Как правило, эти друзья бывают еще более порочны.

Таким образом,  стена отчуждения между родителями и детьми, не умеющими или не хотящими понять  друг друга, еще больше увеличивается. Как поступить в данной ситуации?

Лучше будет, если увлечение детей компьютером родители сумеют направить в правильное русло - на служению Богу и людям. Это случается, когда родители найдут достойное применение естественным интересам. Сейчас есть много православных компьютерных программ и сайтов в Интернете. Они сделаны на довольно высоком профессиональном уровне. Их можно распространять среди своих знакомых и друзей. Это будет своего рода проповедь Слова Божия на современном языке.

Но, согласитесь, человеку, порабощенному пагубными пристрастиями, трудно, а зачастую и невозможно самостоятельно победить порочную зависимость. Помощь и поддержка родных, семьи здесь крайне необходима.

Действительно, на первый план выступает уклад семьи, всей ее жизни. В русской православной культуре достоинство и значение человека были связаны с соборным бытием, то есть с общностью духовной и нравственной жизни человека. Первейшее место в традиции русской православной культуры занимала семья. В «Поучении» Владимира Мономаха читаем: «Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибнет и тело».

В обществе, где традицией было самоограничение, понуждение себя и другого человека, живущего рядом, к определенным правилам, веками сохранялись понятия чести, верности, истинного человеческого достоинства. Страждущий крайне нуждается в помощи духовной, молитвенной. Ведь зависимость человека от алкоголя, табака, наркотиков - это, в первую очередь, действие в человеке страсти.

Трезвость - это естественное состояние человека. И задача семьи  -  помочь человеку вернуть себе это Богом данное качество личности.

Как это можно сделать?

Для того, чтобы в своей жизни что-то изменить к лучшему, надо потрудиться. Без усилий, без понуждения, без работы над собой ничего доброго в жизни человеческой произойти не может. Без труда не будет плода. Семья выступает опорой в этой борьбе человека с его порочной зависимостью.

Как бы не были действительно тяжелы условия жизни, которые для семьи особенно тягостны в случае наличия в ней страждущих греховными зависимостями, как бы не сгибались люди под тяжестью этого креста, но крепкая семья переносит эти испытания как единое целое. Муж, жена, дети - в нормальных условиях - становятся при этом не дальше друг от друга, а наоборот, становятся ближе друг к другу. Семья как маленькая церковь должна быть напитана благодатью Божией, без которой выстраивать добрые отношения в ней невозможно. Именно благодать дает семье силы в трудностях, в борьбе за спасение ее членов, страждущих от пороков.

Только пламенная молитва родного человека, всех членов семьи может снискать заступление и благодать Божию, которая крепче любой, самой сильной воли, являет собой непобедимую силу в борьбе с грехом пьянства, табакокурения, наркомании и иных пристрастий, разрушающих душу человека. Обрести необходимую помощь может только глубоко верующий человек, имеющий в душе ту надежду на эту помощь и страх Божий.

Мы знаем, что личные усилия страждущего и членов его семьи Русская Православная Церковь всегда поддерживала силой Божией благодати. Традиционно в России при храмах создавались общества и братства трезвости, которые ставили своей целью помочь человеку в лоне Церкви Христовой и  в ее Таинствах обрести спасение от этого зла. Вы являетесь духовником общества «Трезвение», расскажите, пожалуйста, о его деятельности.

Наше общество ставит перед собой задачу помочь страждущим в избавлении от алкоголя и табака. Работа строится на методе убеждения, на нравственной и духовной помощи человеку. В первую очередь помочь может, конечно же, молитва. В часовне Александра Невского каждую среду и воскресенье в 18 часов собираются люди для совместной молитвы об избавлении от алкоголизма и табакокурения себя и своих родственников. Служится молебен с акафистом. Каждый вторник и четверг проводятся консультации для всех желающих избавиться церковными средствами от вредных пристрастий. Проводятся трехдневные беседы (ежедневно по 2-3 часа) для родственников тех, кто страдает от этих недугов.

А еще у нас разработан семидневный цикл бесед, на которые приходят уже сами страждущие. И эта форма организации помощи построена таким образом, что после проведенных занятий мы с человеком не расстаемся. Встречи происходят еженедельно. Страждущие постоянно ходят в храм, участвуют в церковной жизни. Связь с ними поддерживается через индивидуальные консультации и групповые встречи.

Так же, как семья поддерживает своих членов в борьбе с недугом, члены нашего общества всегда готовы прийти на помощь своим братьям и сестрам. Ведь церковь - это не просто храм. Это сообщество людей, объединенных единым предметом веры. В этом обществе и действуют те силы, которые помогают человеку не только противостоять злу, но и преодолевать его. Весьма действенная мера в борьбе со страстями - обет трезвости. Чтобы избавиться от греха, нужна помощь Божия. И для тех, кто принимает обет, врачующая сила благодати Божией. Как говорил святитель Иоанн Златоуст, «когда мы делаем все, что зависит от нас, тогда в обилии получаем и помощь Божию».

Исходя из вышесказанного Вами и учитывая главенствующую роль семьи не только в преодолении, но и в профилактике пагубных пристрастий, уже с младенческого возраста необходимо приобщать детей к благочестию, к жизни трезвой и добродетельной.

Без сомнения. И это будет самой лучшей прививкой от порочных зависимостей. Главный путь - воспитание духовности как иммунитета к любым греховным воздействиям. Приобщение к вере, к храму, к церковным таинствам - это защита от манипулирования, от пагубных склонностей, навязываемым современным обществом. Именно семья своим укладом жизни, целями и стремления каждого из ее членов формирует в душе ребенка образ поведения, восприятия себя в окружающем мире.

Сейчас многие говорят о возрождении духовности и нравственности. Насколько идентичны эти понятия?

Слова «духовность» и «нравственность» не идентичны по сути своей. Нравственность принято понимать как совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу в обществе. Нравственность регулирует чувства, желания и поведение человека в соответствии с моральными принципами определенного мировоззрения. Человек, возлагая на себя обязанность жить по нравственным законам, принятым  в обществе на основе согласия общественного и личного миропонимания, совершает этот свободный акт не как религиозный, а как социальный. Нравственные законы регламентируют поведение человека только в рамках земной жизни, ставят человека перед лицом общества, в котором он живет.

Духовность есть наполнение Духом Святым как одной из ипостасей Святой Троицы - Бога. Духовность  есть предстояние человека перед Богом, переживание своей признанности, особого задания и связанного с этим чувства ответственности за свою жизнь.

Следует ли из этого, что человек, который «ничему не поклоняется», обманывает сам себя, ибо на самом деле он поклоняется самому себе и служит своей бездуховной и противодуховной похоти?

Предстоящий всегда призван к высшему, к горнему, а призванный всегда ответственен. Вера открывает человеку знание о своем высшем предназначении. Духовный человек не только верует и знает, но переживает свое предстояние Богу в опыте личной жизни. Он воспринимает мир как творение Божие, а значит, относится к нему с особой любовью и кроткостью. В самом, даже падшем человеке, ему открыт Образ Божий, по которому человек сотворен, это наполняет его любовью и состраданием. И живет он просто, чисто и освященно.

Сегодня мы как никогда остро видим, что отход человека от традиций нравственной жизни, навязывание рекламой греховных стремлений сыграли немалую роль в разрушении семьи как основы общества.

Сейчас пришло время бить в набат, спасать саму государственность российскую, поставленную под угрозу вымиранием страны. Часто можно услышать, что в первую очередь надо улучшать экономические показатели жизни. Когда мы все будем иметь добротное жилье, будем хорошо одеты и не голодны, тогда демографический кризис будет преодолен. Сразу можно заметить: конечно, материальное благосостояние важно, но, как показывает опыт, оно не всегда делает человека счастливым. Для процветания семьи гораздо в большей степени нужны духовные факторы.

Государство пытается решать проблемы демографии, но в первую очередь необходимо духовно-нравственное оздоровление общества. Семья должна стать оплотом трезвения, единения во благо каждого. Преодолеть кризис современной семьи означает помочь членам всех семей в борьбе с пагубными пристрастиями и греховными зависимостями. Это, конечно, очень трудно, но не нужно забывать, что «сила Божия в немощи совершается».

 

Материал подготовила Лидия Ежкова.

 

 

 



Старый стиль 7Сентябрь среда Новый стиль) 20Сентябрь Седмица 16-я по Пятидесятнице. Глас 6. День постный. Пища с растительным маслом. Совершается служба на шестьПредпразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМч. Созонта (ок. 304). Совершается служба со славословиемСвт. Иоанна, архиеп. Новгородского (1186). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрмч. Макария Каневского, архим. Овручского, Переяславского (1678). Прп. Макария Оптинского (1860). Апп. от 70-ти Евода (66). и Онисифора (после 67). Мч. Евпсихия (II). Прп. Луки (после 975). Прпп. Александра Пересвета и Андрея Осляби (1380). Прп. Серапиона Спасоелезаровского, Псковского (1480). Сщмчч. Петра и Михаила пресвитеров (1918). Сщмчч. Евгения, митр. Горьковского, и с ним Стефана пресвитера и прмчч. Евгения, Николая и Пахомия (1937). Сщмч. Григория, Василия пресвитеров, прмч. Льва (1937). Евангельские ЧтенияГал., 214 зач., VI, 2-10. Мк., 29 зач., VII, 14-24, и за четверг (под зачало): Еф., 216 зач., I, 1-9. Мк., 30 зач., VII, 24-30. Мч.: Еф., 233 зач., VI, 10-17. Ин., 52 зач., XV, 17 - XVI, 2. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Гал. 6, 2-10; Мк. 7, 14-24). "Извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство". Тут перечислены ходячие грехи, но и все другие, большие и малые, исходят из сердца, и вид в каком они исходят - помышление злое. Первое семя зла впадает на мысль сделать то и то. Отчего и как впадает? Часть этих впадений можно объяснить известными законами сочетаний и сцеплений идей и образов, но только часть. Другая значительнейшая часть происходит от самодвижного раздражения страстей. Когда страсть живет в сердце, то не может не потребовать удовлетворения. Это требование обнаруживается позывом на то и другое; с позывом же соединен предмет тот или другой. Отсюда мысль: "а вот что надо сделать". Тут то же происходит, что, например, при голоде: почувствовавший голод, чувствует позыв на пищу; с позывом вспадает на мысль и самая пища; отсюда - достать то или это и съесть. Третья, может быть, более объемистая часть исходит от нечистых сил. Ими переполнен воздух, и они стаями шныряют около людей, и всякий по роду своему рассевает вокруг себя воздействие на соприкосновенные лица. Злое летит от них, как искры от раскаленного железа. Где удобоприемлемость там внедряется искра, а с нею и мысль о злом деле. Этим, а не другим чем либо, можно объяснить неизвестно почему зарождающиеся помышления злые, среди занятий решительно не сродных с ними. Но эта разность причин не делает разности в том, как поступать с помышлениями злыми. Закон один: пришло злое помышление - отбрось и делу конец. Не отбросишь в первую минуту, во вторую труднее будет, в третью еще труднее, а тут и не заметишь, как родится сочувствие, желание и решение и средства явятся. . . вот грех и под руками. Первое противление злым помышлениям - трезвение и бодрствование с молитвою.(Еф. 1, 1-9; Мк. 7, 24-30). Что подвигло сирофиникиянку придти к Господу и быть столь неотступною в прошении? Сложившийся образ убеждений; убеждена была, что Спаситель силен исцелить дочь ее и пришла к Нему; убеждена была, что Он не оставит без удовлетворения прошения ее, и не переставала просить. Убеждения - итог всей жизни, воспитания, ходячих мыслей, впечатлений от окружающего, от встречаемых учений и разнообразных случаев и занятий в жизни. Под действием всего этого работает мысль и доходит до известных убеждений. При этом надо иметь во внимании, что всюду есть и отовсюду теснится в душу человека истина Божия. Истина лежит в сердце человека; истина Божия отпечатлена на всех тварях; есть истина Божия в обычаях и нравах человека; есть она и в учениях больше или меньше. Но всюду же есть и ложь. Кто от истины, тот собирает истину и полон убеждений истинных, спасительных. А кто не от истины, тот собирает ложь и полон убеждений ложных, заблуждений пагубных. От человека ли быть от истины и не от истины - всякий разбери сам, а между тем суд Божий всех ожидает. . . Молитвы Тропарь святителя Иоанна, архиепископа Новгородскогоглас 8Днесь светло красуется славнейший великий Новград,/ имея мощи твоя в себе, святителю Иоанне,/ яко солнечныя лучи испущающия,/ и подающия исцеления, притекающим с верою к тебе./ Молися Христу Богу, избавити град сей невредим от варварскаго пленения,/ и междоусобныя брани, и огненнаго запаления,/ святителю Богомудре и чудоносче,/ небесный человече, и земный ангеле:/ да сошедшеся любовию в память твою,/ светло празднуем, в песнех и пениих радующеся,/ и Христа славяще, тебе таковую благодать даровавшаго исцелений,/ и великому Новуграду заступление и утверждение. Ин тропарь святителя Иоанна, архиепископа Новгородскогоглас 4Господи Боже наш,/ творяй присно с нами по Твоему смотрению,/ не отстави милости Твоея от нас,/ но молитвами святителя Твоего Иоанна/ в мире устрой живот наш. Кондак святителя Иоанна, архиепископа Новгородскогоглас 4Возвеселися явленно Честная Церковь Христова,/ в память днесь приснословущаго святителя Иоанна,/ от великаго Новаграда возсиявшаго:/ и всю страну удивившаго преславными чудодеянии,/ и всеми добродетельми украсившагося./ И по преставлении бо честное тело его обретеся нетленно,/ источающее велия чудеса./ Темже зовем ему:/ о всеблаженне!/ Моли Христа Бога непрестанно о всех нас. Тропарь преподобномученика Макария, архимандрита Каневскогоглас 4Христу, нас ради с Небес сошедшему,/ последовал еси в подвизех твоих,/ Макарие, отче наш./ Егоже моли о нас, ублажающих тя,/ прощение прегрешений даровати нам,/ любовию же и смирением сердца наша озарити/ и спасти души наша. Ин тропарь преподобномученика Макария, архимандрита Каневскогоглас 4Божественным желанием весь сам себе от юнаго возраста Господеви возложив,/ явился еси светильник светлый граду твоему,/ поучая всех истинней вере и житию богоугодному,/ священно-мучениче Макарие, Овручская похвало./ Сего ради, яко агнец непорочный, гонимый от распрелюбивых врагов,/ возшел еси во обитель Каневскую,/ идеже, яко пастырь добрый, душу твою положил еси за овцы твоя./ И ныне ко всечестней раце многоцелебных мощей твоих/ мы, грешнии, со умилением притекающе,/ дар исцеления приемлем, многострадальне:/ ты бо присно источаеши болящим здравие, печальным утешение/ и всем, чтущим тя, всякое исполнявши требование,/ моляся Христу Богу спастися душам нашим. Ин тропарь преподобномученика Макария, архимандрита Каневскогоглас 8Ко всечестней раце многоцелебных мощей твоих,/ преподобномучениче Макарие,/ мы, грешнии, притекающе, дар исцеления приемлем:/ ты бо присно источаеши болящим здравие, печальным утешение/ и всех, чтущих тя, всякое исполнявши требование,/ молящеся Христу Богу спастися душам нашим. Кондак преподобномученика Макария, архимандрита Каневскогоглас 4Нетленною красотою смиреннаго жития твоего/ Бога на земли прославил еси/ и Божественный веры чистоту/ сохраняти люди научил еси,/ страдальческими же подвиги кончину прием,/ от Бога прославлен явился еси,/ преподобномучениче Мака
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.08160 c.