Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество «Трезвение» » Лекции, статьи, публикации. »

20.10.2017 | На Покров в Екатеринбургской епархии стартует информационно-просветительская кампания о Царской семье

30.08.2017 | СЕМИНАР по работе со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости.

27.07.2017 | В Екатеринбургском духовно-просветительском «Царский» состоялось заседание Совета общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости».

17.07.2017 | Подводим итоги, намечаем перспективы

- -

«Трезвое слово» №2 (№14)

План работы Общества «ТРЕЗВЕНИЕ» на 2009 год

- -
Лекции, статьи, публикации.

- -  

Беседа с отцом Игорем: "Роль семьи в противостоянии пагубным пристрастиям".

«Сила Божия в немощи совершается...»

Сегодня вряд ли нужно пояснять, сколь злободневна и болезненна проблема пьянства, табакокурения, наркомании, игромании, компьютерной зависимости для многострадальной России. Разрушенные семьи и брошенные дети, страшные преступления, неутолимая нравственная деградация и, главное, множество загубленных душ - таковы плоды преобразований, происшедших в Отечестве.

О роли семьи в противостоянии пагубным пристрастиям наш корреспондент сегодня беседует со священником Игорем Бачининым, духовным наставником православного общества «Трезвение» при храме Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского.

Священное Писание говорит о пьянстве как о страшном пороке и грехе. По словам апостола Павла, пьянство лишает человека Царства Небесного: «Не обманывайтесь: ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют».


Отец Игорь, у многих бытует такое мнение, что не все пагубные пристрастия столь опасны для человека. А Ваше мнение на сей счет?

Нельзя делить пагубные пристрастия на более и менее опасные: все в жизни взаимосвязано, и кто делает себя рабом одной лишь похоти, независимо какой, в конце будет порабощен всеми пороками, это закон духовной жизни. Сначала человек приобщается к табаку или алкоголю, к пиву или тонику, на втором этапе он теряет свое целомудрие, а третий этап наступает, когда в человеке внутренняя целостность уже разрушена, и в эту разверзшуюся бездну врывается зло, превращая душу в вертеп разбойников.

Мы знаем, что в нашем обществе есть много пьющих людей, которые не употребляют наркотиков...

Но нет ни одного наркомана, который не употреблял бы алкоголь. Чаще всего, если наркоман перестает колоться, он начинает пьянствовать, вернее, продолжает.

Слово «наркотик» в переводе с греческого означает «наносящий удар», «поражающий». Что же это за удар, которым добровольно поражают себя искатели острых ощущений?

Наркотик разрушает защитную сферу души, развращает разум, парализует волю, душа оказывается в плену и уже не в состоянии самостоятельно разрушить эту стену иллюзий, которая пригвождает человека к земному и влечет к погибели.

За прошедшее десятилетие перед обществом остро встала проблема игровой и компьютерной зависимости. Как некая неосознанная защита от одиночества, в наше время быстро развивается средства массовой коммуникации: сотовая связь, Интернет и другие. Как развитие новых технологий влияет на жизнь наших людей?

Скорее всего, эффект от них получился обратный. Как показывает опыт, электронные средства, если человек не получил правильного духовного воспитания (а такое у большинства людей отсутствует) еще больше усиливают отчуждение человека от добра и истины. Чаще всего дети, живя в семье, под воздействием компьютера перестают замечать своих родителей. Они живут каким-то иллюзорным миром, где нет места для сочувствия, ласки, любви, послушания, сопереживания, простого непринужденного разговора. В будущем, сформировавшись как личность в такой среде, они, вероятнее всего, не захотят заводить семью, служить в армии, добросовестно исполнять свои обязанности на службе и на работе.

Не следует ли из этого, что нам надо объявить войну компьютерам?

Стоит сразу заметить, что это не выход, когда родители ломают или продают компьютер. Не стоит таким образом ломать и сам нрав детей. Лучше направить его в доброе русло. Тем более, что жесткий запрет даст только видимый сиюминутный эффект. Дети будут делать вид, что они избавились от своей страсти, но на самом деле они будут платить ей еще большую дань в другом месте, у кого-то из друзей. Как правило, эти друзья бывают еще более порочны.

Таким образом,  стена отчуждения между родителями и детьми, не умеющими или не хотящими понять  друг друга, еще больше увеличивается. Как поступить в данной ситуации?

Лучше будет, если увлечение детей компьютером родители сумеют направить в правильное русло - на служению Богу и людям. Это случается, когда родители найдут достойное применение естественным интересам. Сейчас есть много православных компьютерных программ и сайтов в Интернете. Они сделаны на довольно высоком профессиональном уровне. Их можно распространять среди своих знакомых и друзей. Это будет своего рода проповедь Слова Божия на современном языке.

Но, согласитесь, человеку, порабощенному пагубными пристрастиями, трудно, а зачастую и невозможно самостоятельно победить порочную зависимость. Помощь и поддержка родных, семьи здесь крайне необходима.

Действительно, на первый план выступает уклад семьи, всей ее жизни. В русской православной культуре достоинство и значение человека были связаны с соборным бытием, то есть с общностью духовной и нравственной жизни человека. Первейшее место в традиции русской православной культуры занимала семья. В «Поучении» Владимира Мономаха читаем: «Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибнет и тело».

В обществе, где традицией было самоограничение, понуждение себя и другого человека, живущего рядом, к определенным правилам, веками сохранялись понятия чести, верности, истинного человеческого достоинства. Страждущий крайне нуждается в помощи духовной, молитвенной. Ведь зависимость человека от алкоголя, табака, наркотиков - это, в первую очередь, действие в человеке страсти.

Трезвость - это естественное состояние человека. И задача семьи  -  помочь человеку вернуть себе это Богом данное качество личности.

Как это можно сделать?

Для того, чтобы в своей жизни что-то изменить к лучшему, надо потрудиться. Без усилий, без понуждения, без работы над собой ничего доброго в жизни человеческой произойти не может. Без труда не будет плода. Семья выступает опорой в этой борьбе человека с его порочной зависимостью.

Как бы не были действительно тяжелы условия жизни, которые для семьи особенно тягостны в случае наличия в ней страждущих греховными зависимостями, как бы не сгибались люди под тяжестью этого креста, но крепкая семья переносит эти испытания как единое целое. Муж, жена, дети - в нормальных условиях - становятся при этом не дальше друг от друга, а наоборот, становятся ближе друг к другу. Семья как маленькая церковь должна быть напитана благодатью Божией, без которой выстраивать добрые отношения в ней невозможно. Именно благодать дает семье силы в трудностях, в борьбе за спасение ее членов, страждущих от пороков.

Только пламенная молитва родного человека, всех членов семьи может снискать заступление и благодать Божию, которая крепче любой, самой сильной воли, являет собой непобедимую силу в борьбе с грехом пьянства, табакокурения, наркомании и иных пристрастий, разрушающих душу человека. Обрести необходимую помощь может только глубоко верующий человек, имеющий в душе ту надежду на эту помощь и страх Божий.

Мы знаем, что личные усилия страждущего и членов его семьи Русская Православная Церковь всегда поддерживала силой Божией благодати. Традиционно в России при храмах создавались общества и братства трезвости, которые ставили своей целью помочь человеку в лоне Церкви Христовой и  в ее Таинствах обрести спасение от этого зла. Вы являетесь духовником общества «Трезвение», расскажите, пожалуйста, о его деятельности.

Наше общество ставит перед собой задачу помочь страждущим в избавлении от алкоголя и табака. Работа строится на методе убеждения, на нравственной и духовной помощи человеку. В первую очередь помочь может, конечно же, молитва. В часовне Александра Невского каждую среду и воскресенье в 18 часов собираются люди для совместной молитвы об избавлении от алкоголизма и табакокурения себя и своих родственников. Служится молебен с акафистом. Каждый вторник и четверг проводятся консультации для всех желающих избавиться церковными средствами от вредных пристрастий. Проводятся трехдневные беседы (ежедневно по 2-3 часа) для родственников тех, кто страдает от этих недугов.

А еще у нас разработан семидневный цикл бесед, на которые приходят уже сами страждущие. И эта форма организации помощи построена таким образом, что после проведенных занятий мы с человеком не расстаемся. Встречи происходят еженедельно. Страждущие постоянно ходят в храм, участвуют в церковной жизни. Связь с ними поддерживается через индивидуальные консультации и групповые встречи.

Так же, как семья поддерживает своих членов в борьбе с недугом, члены нашего общества всегда готовы прийти на помощь своим братьям и сестрам. Ведь церковь - это не просто храм. Это сообщество людей, объединенных единым предметом веры. В этом обществе и действуют те силы, которые помогают человеку не только противостоять злу, но и преодолевать его. Весьма действенная мера в борьбе со страстями - обет трезвости. Чтобы избавиться от греха, нужна помощь Божия. И для тех, кто принимает обет, врачующая сила благодати Божией. Как говорил святитель Иоанн Златоуст, «когда мы делаем все, что зависит от нас, тогда в обилии получаем и помощь Божию».

Исходя из вышесказанного Вами и учитывая главенствующую роль семьи не только в преодолении, но и в профилактике пагубных пристрастий, уже с младенческого возраста необходимо приобщать детей к благочестию, к жизни трезвой и добродетельной.

Без сомнения. И это будет самой лучшей прививкой от порочных зависимостей. Главный путь - воспитание духовности как иммунитета к любым греховным воздействиям. Приобщение к вере, к храму, к церковным таинствам - это защита от манипулирования, от пагубных склонностей, навязываемым современным обществом. Именно семья своим укладом жизни, целями и стремления каждого из ее членов формирует в душе ребенка образ поведения, восприятия себя в окружающем мире.

Сейчас многие говорят о возрождении духовности и нравственности. Насколько идентичны эти понятия?

Слова «духовность» и «нравственность» не идентичны по сути своей. Нравственность принято понимать как совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу в обществе. Нравственность регулирует чувства, желания и поведение человека в соответствии с моральными принципами определенного мировоззрения. Человек, возлагая на себя обязанность жить по нравственным законам, принятым  в обществе на основе согласия общественного и личного миропонимания, совершает этот свободный акт не как религиозный, а как социальный. Нравственные законы регламентируют поведение человека только в рамках земной жизни, ставят человека перед лицом общества, в котором он живет.

Духовность есть наполнение Духом Святым как одной из ипостасей Святой Троицы - Бога. Духовность  есть предстояние человека перед Богом, переживание своей признанности, особого задания и связанного с этим чувства ответственности за свою жизнь.

Следует ли из этого, что человек, который «ничему не поклоняется», обманывает сам себя, ибо на самом деле он поклоняется самому себе и служит своей бездуховной и противодуховной похоти?

Предстоящий всегда призван к высшему, к горнему, а призванный всегда ответственен. Вера открывает человеку знание о своем высшем предназначении. Духовный человек не только верует и знает, но переживает свое предстояние Богу в опыте личной жизни. Он воспринимает мир как творение Божие, а значит, относится к нему с особой любовью и кроткостью. В самом, даже падшем человеке, ему открыт Образ Божий, по которому человек сотворен, это наполняет его любовью и состраданием. И живет он просто, чисто и освященно.

Сегодня мы как никогда остро видим, что отход человека от традиций нравственной жизни, навязывание рекламой греховных стремлений сыграли немалую роль в разрушении семьи как основы общества.

Сейчас пришло время бить в набат, спасать саму государственность российскую, поставленную под угрозу вымиранием страны. Часто можно услышать, что в первую очередь надо улучшать экономические показатели жизни. Когда мы все будем иметь добротное жилье, будем хорошо одеты и не голодны, тогда демографический кризис будет преодолен. Сразу можно заметить: конечно, материальное благосостояние важно, но, как показывает опыт, оно не всегда делает человека счастливым. Для процветания семьи гораздо в большей степени нужны духовные факторы.

Государство пытается решать проблемы демографии, но в первую очередь необходимо духовно-нравственное оздоровление общества. Семья должна стать оплотом трезвения, единения во благо каждого. Преодолеть кризис современной семьи означает помочь членам всех семей в борьбе с пагубными пристрастиями и греховными зависимостями. Это, конечно, очень трудно, но не нужно забывать, что «сила Божия в немощи совершается».

 

Материал подготовила Лидия Ежкова.

 

 

 



Старый стиль 9Ноябрь среда Новый стиль) 22Ноябрь Седмица 25-я по Пятидесятнице. Глас 7. День постный. Пища с растительным маслом. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМчч. Онисифора и Порфирия (ок. 284-305). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Матроны (ок. 492). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Феоктисты (881). Мч. Александра Солунского (IV). Мч. Антония (V). Прп. Иоанна Колова (V). Прпп. Евстолии (610) и Сосипатры (ок. 625). Прп. Онисифора Печерского (1148). Свт. Нектария, митр. Пентапольского, Эгинского чудотворца (1920). Сщмчч. Парфения, еп. Ананьевского, Константина, Димитрия, Нестора, Феодора, Константина, Виктора, Илии, Павла пресвитеров, Иосифа диакона и прмч. Алексия (1937). Совершается служба с полиелеемИконы Божией Матери, именуемой "Скоропослушница" (X). Евангельские ЧтенияУтр. - Лк., 4 зач., I, 39-49, 56. Лит. - 2 Сол., 275 зач., II, 1-12. Лк., 69 зач., XII, 48-59. Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5-11. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (2 Фес. 2, 1-12; Лк. 12, 48-59). "Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей". Что за причина? Верующие в Господа исполняются совсем другим духом, противоположным тому, который властвовал в людях до пришествия Его, потому они и не уживаются вместе. Языческий мир преследовал исключительно житейские и земные интересы. Иудеи хоть имели указания на высшие блага, но к концу склонились на путь язычников. Господь, пришедши в мир, указал людям другие сокровища, вне семьи, вне общества, и возбудил другие стремления. Принимавшие Его учение естественно устанавливали образ жизни не по прежнему, оттого и подвергались неприязни, притеснениям, гонениям. Вот и разделение. Апостол Павел потом сказал, что и все "желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы" (2 Тим. З, 12). Так и было и так есть. Когда в обществе начнут преобладать житейские и земные интересы, тогда оно неблаговолительно смотрит на тех, которые обнаруживают другие неземные искания; оно даже понять не может, как можно интересоваться такими вещами, и людей, которые служат представителями образа жизни непохожего на их жизнь, они терпеть не могут. Это совершается ныне воочию всех. Не знамение ли это времени?. . . Молитвы Тропарь мучеников Онисифора и Порфирияглас 4Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего,/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами// спаси души наша. Кондак мучеников Онисифора и Порфирияглас 2Мученик двоица, пострадавше крепко,/ вражию гордыню на землю низложисте,/ озарившеся благодатию несозданныя Троицы,/ славнии Онисифоре и Порфирие,// молитеся непрестанно о всех нас. Тропарь преподобной Матроны Царьградскойглас 8Мужескомудрено утаившися вражиих лукавых путей, Матроно,/ к жизни воистину шествовавши несумненною волею/ и неуклонное течение Богомудро скончавши,/ от Христа прияла еси благодать духовную,/ тем и воду цельбам источаеши/ любовию притекающим в память твою славную,/ мнихом похвала,/ моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак преподобной Матроны Царьградскойглас 2За любовь Господню, преподобная Матроно,/ покоя желание возненавидела еси,/ лощением дух твой просветивши,/ но твоими молитвами и противных шатания разори,/ крепко бо звери победила еси. Тропарь Божией Матери пред иконой Ее 'Скоропослушница'глас 4К Богородице притецем, сущии в бедах,/ и святей иконе Ея ныне припадем,/ с верою зовуще из глубины души:/ скоро наше услыши моление, Дево,/ яко Скоропослушница нарекшаяся./ Тебе бо раби Твои в нуждах// готовую Помощницу имамы. Кондак Божией Матери пред иконой Ее 'Скоропослушница'глас 8В мори житейстем обуреваемии,/ треволнению подпадаем страстей и искушений./ Подаждь убо нам, Госпоже, руку помощи, якоже Петрови Сын Твой,/ и ускори от бед избавити ны, да зовем Ти:// радуйся, Всеблагая Скоропослушнице. Тропарь святителя Нектария Эгинского, митрополита Пентапольскогоглас 4Преподобнически пожив, яко мудрый иерарх,/ прославил еси Господа/ добродетельным житием, Нектарие преподобне./ Темже, Утешителя прославлен силою,/ Божественными мощми твоими,/ демоны отгониши и болящия исцеляеши,/ верою приходящия ти. Службы9 ноября: Святых мучеников Онисифора и Порфирия, и преподобной матери нашей Матроны. Преподобной Феоктисты Лезвийской 9 ноября: Иконы Божией Матери, нарицаемой Скоропослушница Сайты приходов: Абаканская епархия:Приход в честь иконы Божией Матери "Скоропослушница" с. Бельтирское Армавирская епархия:Храм свт. Нектария, мтр. Пентапольского, Эгинского чудотворца с. Трехсельское Белевская епархия:Храм Иконы Божией Матери "Скоропослушница" г. Суворов Благовещенская и Тындинская епархия:Храм иконы Божией Матери "Скоропослушница" г. Белогорск Борисоглебская епархия:Храм Воскресения Христова г. Новохоперск Брестская епархия:Во имя Всемилостивого Спаса женский монастырь г. Кобрин Винницкая епархия:Храм иконы Божией Матери "Скоропослушница" г. Винница Владивостокская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Скоропослушница" пос. Лучегорск Восточно-Американская и Нью-Йоркская епархия :Храм свт. Нектария Эгинского г. Ленуар Сити Выборгская епархия:Храм иконы Божией Матери "Скоропослушница" пос. Кузьмоловский Выксунская епархия:Храм во имя святого великомученика Георгия Победоносца с. Дьяково Вятская епархия:Храм Сошествия Святого Духа г. Слободской Храм иконы Божией Матери "Скоропослушница" г. Киров Гаагская и Нидерландская епархия:Храм иконы Пресвятой Богородицы "Скоропослушница" г. Роттердам Гомельская епархия:Храм иконы Божией Матери «Скоропослушница» г. Гомель Губкинская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери 'Скоропослушница' с. Владимировка Екатеринодарская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Скоропослушница" п. Октябрьский Калининградская епархия:Храм иконы Божией Матери «Скоропослушница» пос. Славинск Каменская епархия:Покровский Архангело-Михайловский женский монастырь г. Каменское Кемеровская епархия:Храм Иконы Божией Матери "Скоропослушница" г. Киселевск Киевская епархия:Ставропигиальный мужской монастырь во имя прп. Паисия Величковского с. Морозовка Архангело-Михайловский Зверинецкий монастырь г. Киев Корсунская епархия:Храм иконы Пресвятой Богородицы «Скоропослушница» г. Таррагона Храм иконы Пресвятой Богородицы "Скоропослушница" г. Маррубиу Ливенская епархия:Храм Иконы Божией Матери Скоропослушница при Архиерейском доме г.Орел Липецкая епархия:Храм Иоанна Предтечи с. Махоново Магнитогорская епархия:Храм иконы Божией Матери "Скоропослушница" пос. Остроленский Московская епархия (городская):Храм иконы Божией Матери "Скоропослушница" на Ходынском поле г. Москва Храм иконы Божией Матери "Скоропослушница" пос. Марьино Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе г. Москва Московская епархия (областная):Храм Богоявления Господня г. Химки Храм в честь иконы Божией Матери "Скоропослушница" пос. Чурилково Высоцкий мужской монастырь г. Серпухов Муромская епархия:Спасо-преображенский мужской монастырь г. Муром Нижегородская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Скоропослушница" г. Нижний Новгород Новгородская епархия:Храм иконы Божией Матери "Скоропослушница" при онкологическом дисп. г. Великий Новгород Новосибирская епархия:Храм Иконы Божией Матери Скоропослушница ст. Мочище Омская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Скоропослушница" г. Омск Пензенская епархия:Воскресенская церковь г. Пенза Ржевская епархия:Храм иконы Божией Матери "Скоропослушница" г. Нелидово Рязанская епархия:Иоанно-Богословский монастырь с. Пощупово Самарская епархия:Храм иконы Божией Матери "Скоропослушница" г. Тольяти Храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» г. Самара Храм иконы Божией Матери "Скоропослушница" г. Самара Санкт-Петербургская епархия:Храм иконы Божией Матери "Скоропослушница" в Славянке пос. Шушары Саратовская епархия:Храм во имя святого великомученика Георгия Победоносца пос. Солнечный Храм в честь иконы Божией Матери "Скоропослушница" г. Шиханы-1 Смоленская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Скоропослушница" дер. Городище Ставропигиальные монастыри РПЦ:Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь с. Акатово Таллинская епархия:Храм иконы Божией Матери "Скоропослушница" г. Таллин Тихвинская епархия:Храм во имя иконы Божией Матери "Невская Скоропослушница" пос. Заборье Тобольская епархия:Знаменский кафедральный собор г. Тюмень Тульская епархия:Храм Иверской иконы Божией Матери с. Борщевое Уфимская епархия:Свято-Пантелеймоновский храм г. Уфа Феодосийская епархия:Храм иконы Божией Матери "Скоропослушница" с. Мысовое Хабаровская епархия:Храм иконы Божией Матери "Скоропослушница" г. Хабаровск Храм в честь иконы Божией Матери "Скоропослушница" Чебоксарская епархия:
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.06492 c.