Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество «Трезвение» » Лекции, статьи, публикации. »

17.07.2017 | Подводим итоги, намечаем перспективы

14.07.2017 | Царские Дни (16 июля 2017)

29.06.2017 | Руководитель отдела по утверждению трезвости протоиерей Игорь Бачинин побывал в палаточном лагере следопытов «Княжества»

31.05.2017 | Мы — вместе: общественные организации Сибири объединяются.

- -

«Трезвое слово» №2 (№14)

План работы Общества «ТРЕЗВЕНИЕ» на 2009 год

- -
Лекции, статьи, публикации.

- -  

Беседа с отцом Игорем: "Роль семьи в противостоянии пагубным пристрастиям".

«Сила Божия в немощи совершается...»

Сегодня вряд ли нужно пояснять, сколь злободневна и болезненна проблема пьянства, табакокурения, наркомании, игромании, компьютерной зависимости для многострадальной России. Разрушенные семьи и брошенные дети, страшные преступления, неутолимая нравственная деградация и, главное, множество загубленных душ - таковы плоды преобразований, происшедших в Отечестве.

О роли семьи в противостоянии пагубным пристрастиям наш корреспондент сегодня беседует со священником Игорем Бачининым, духовным наставником православного общества «Трезвение» при храме Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского.

Священное Писание говорит о пьянстве как о страшном пороке и грехе. По словам апостола Павла, пьянство лишает человека Царства Небесного: «Не обманывайтесь: ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют».


Отец Игорь, у многих бытует такое мнение, что не все пагубные пристрастия столь опасны для человека. А Ваше мнение на сей счет?

Нельзя делить пагубные пристрастия на более и менее опасные: все в жизни взаимосвязано, и кто делает себя рабом одной лишь похоти, независимо какой, в конце будет порабощен всеми пороками, это закон духовной жизни. Сначала человек приобщается к табаку или алкоголю, к пиву или тонику, на втором этапе он теряет свое целомудрие, а третий этап наступает, когда в человеке внутренняя целостность уже разрушена, и в эту разверзшуюся бездну врывается зло, превращая душу в вертеп разбойников.

Мы знаем, что в нашем обществе есть много пьющих людей, которые не употребляют наркотиков...

Но нет ни одного наркомана, который не употреблял бы алкоголь. Чаще всего, если наркоман перестает колоться, он начинает пьянствовать, вернее, продолжает.

Слово «наркотик» в переводе с греческого означает «наносящий удар», «поражающий». Что же это за удар, которым добровольно поражают себя искатели острых ощущений?

Наркотик разрушает защитную сферу души, развращает разум, парализует волю, душа оказывается в плену и уже не в состоянии самостоятельно разрушить эту стену иллюзий, которая пригвождает человека к земному и влечет к погибели.

За прошедшее десятилетие перед обществом остро встала проблема игровой и компьютерной зависимости. Как некая неосознанная защита от одиночества, в наше время быстро развивается средства массовой коммуникации: сотовая связь, Интернет и другие. Как развитие новых технологий влияет на жизнь наших людей?

Скорее всего, эффект от них получился обратный. Как показывает опыт, электронные средства, если человек не получил правильного духовного воспитания (а такое у большинства людей отсутствует) еще больше усиливают отчуждение человека от добра и истины. Чаще всего дети, живя в семье, под воздействием компьютера перестают замечать своих родителей. Они живут каким-то иллюзорным миром, где нет места для сочувствия, ласки, любви, послушания, сопереживания, простого непринужденного разговора. В будущем, сформировавшись как личность в такой среде, они, вероятнее всего, не захотят заводить семью, служить в армии, добросовестно исполнять свои обязанности на службе и на работе.

Не следует ли из этого, что нам надо объявить войну компьютерам?

Стоит сразу заметить, что это не выход, когда родители ломают или продают компьютер. Не стоит таким образом ломать и сам нрав детей. Лучше направить его в доброе русло. Тем более, что жесткий запрет даст только видимый сиюминутный эффект. Дети будут делать вид, что они избавились от своей страсти, но на самом деле они будут платить ей еще большую дань в другом месте, у кого-то из друзей. Как правило, эти друзья бывают еще более порочны.

Таким образом,  стена отчуждения между родителями и детьми, не умеющими или не хотящими понять  друг друга, еще больше увеличивается. Как поступить в данной ситуации?

Лучше будет, если увлечение детей компьютером родители сумеют направить в правильное русло - на служению Богу и людям. Это случается, когда родители найдут достойное применение естественным интересам. Сейчас есть много православных компьютерных программ и сайтов в Интернете. Они сделаны на довольно высоком профессиональном уровне. Их можно распространять среди своих знакомых и друзей. Это будет своего рода проповедь Слова Божия на современном языке.

Но, согласитесь, человеку, порабощенному пагубными пристрастиями, трудно, а зачастую и невозможно самостоятельно победить порочную зависимость. Помощь и поддержка родных, семьи здесь крайне необходима.

Действительно, на первый план выступает уклад семьи, всей ее жизни. В русской православной культуре достоинство и значение человека были связаны с соборным бытием, то есть с общностью духовной и нравственной жизни человека. Первейшее место в традиции русской православной культуры занимала семья. В «Поучении» Владимира Мономаха читаем: «Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибнет и тело».

В обществе, где традицией было самоограничение, понуждение себя и другого человека, живущего рядом, к определенным правилам, веками сохранялись понятия чести, верности, истинного человеческого достоинства. Страждущий крайне нуждается в помощи духовной, молитвенной. Ведь зависимость человека от алкоголя, табака, наркотиков - это, в первую очередь, действие в человеке страсти.

Трезвость - это естественное состояние человека. И задача семьи  -  помочь человеку вернуть себе это Богом данное качество личности.

Как это можно сделать?

Для того, чтобы в своей жизни что-то изменить к лучшему, надо потрудиться. Без усилий, без понуждения, без работы над собой ничего доброго в жизни человеческой произойти не может. Без труда не будет плода. Семья выступает опорой в этой борьбе человека с его порочной зависимостью.

Как бы не были действительно тяжелы условия жизни, которые для семьи особенно тягостны в случае наличия в ней страждущих греховными зависимостями, как бы не сгибались люди под тяжестью этого креста, но крепкая семья переносит эти испытания как единое целое. Муж, жена, дети - в нормальных условиях - становятся при этом не дальше друг от друга, а наоборот, становятся ближе друг к другу. Семья как маленькая церковь должна быть напитана благодатью Божией, без которой выстраивать добрые отношения в ней невозможно. Именно благодать дает семье силы в трудностях, в борьбе за спасение ее членов, страждущих от пороков.

Только пламенная молитва родного человека, всех членов семьи может снискать заступление и благодать Божию, которая крепче любой, самой сильной воли, являет собой непобедимую силу в борьбе с грехом пьянства, табакокурения, наркомании и иных пристрастий, разрушающих душу человека. Обрести необходимую помощь может только глубоко верующий человек, имеющий в душе ту надежду на эту помощь и страх Божий.

Мы знаем, что личные усилия страждущего и членов его семьи Русская Православная Церковь всегда поддерживала силой Божией благодати. Традиционно в России при храмах создавались общества и братства трезвости, которые ставили своей целью помочь человеку в лоне Церкви Христовой и  в ее Таинствах обрести спасение от этого зла. Вы являетесь духовником общества «Трезвение», расскажите, пожалуйста, о его деятельности.

Наше общество ставит перед собой задачу помочь страждущим в избавлении от алкоголя и табака. Работа строится на методе убеждения, на нравственной и духовной помощи человеку. В первую очередь помочь может, конечно же, молитва. В часовне Александра Невского каждую среду и воскресенье в 18 часов собираются люди для совместной молитвы об избавлении от алкоголизма и табакокурения себя и своих родственников. Служится молебен с акафистом. Каждый вторник и четверг проводятся консультации для всех желающих избавиться церковными средствами от вредных пристрастий. Проводятся трехдневные беседы (ежедневно по 2-3 часа) для родственников тех, кто страдает от этих недугов.

А еще у нас разработан семидневный цикл бесед, на которые приходят уже сами страждущие. И эта форма организации помощи построена таким образом, что после проведенных занятий мы с человеком не расстаемся. Встречи происходят еженедельно. Страждущие постоянно ходят в храм, участвуют в церковной жизни. Связь с ними поддерживается через индивидуальные консультации и групповые встречи.

Так же, как семья поддерживает своих членов в борьбе с недугом, члены нашего общества всегда готовы прийти на помощь своим братьям и сестрам. Ведь церковь - это не просто храм. Это сообщество людей, объединенных единым предметом веры. В этом обществе и действуют те силы, которые помогают человеку не только противостоять злу, но и преодолевать его. Весьма действенная мера в борьбе со страстями - обет трезвости. Чтобы избавиться от греха, нужна помощь Божия. И для тех, кто принимает обет, врачующая сила благодати Божией. Как говорил святитель Иоанн Златоуст, «когда мы делаем все, что зависит от нас, тогда в обилии получаем и помощь Божию».

Исходя из вышесказанного Вами и учитывая главенствующую роль семьи не только в преодолении, но и в профилактике пагубных пристрастий, уже с младенческого возраста необходимо приобщать детей к благочестию, к жизни трезвой и добродетельной.

Без сомнения. И это будет самой лучшей прививкой от порочных зависимостей. Главный путь - воспитание духовности как иммунитета к любым греховным воздействиям. Приобщение к вере, к храму, к церковным таинствам - это защита от манипулирования, от пагубных склонностей, навязываемым современным обществом. Именно семья своим укладом жизни, целями и стремления каждого из ее членов формирует в душе ребенка образ поведения, восприятия себя в окружающем мире.

Сейчас многие говорят о возрождении духовности и нравственности. Насколько идентичны эти понятия?

Слова «духовность» и «нравственность» не идентичны по сути своей. Нравственность принято понимать как совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу в обществе. Нравственность регулирует чувства, желания и поведение человека в соответствии с моральными принципами определенного мировоззрения. Человек, возлагая на себя обязанность жить по нравственным законам, принятым  в обществе на основе согласия общественного и личного миропонимания, совершает этот свободный акт не как религиозный, а как социальный. Нравственные законы регламентируют поведение человека только в рамках земной жизни, ставят человека перед лицом общества, в котором он живет.

Духовность есть наполнение Духом Святым как одной из ипостасей Святой Троицы - Бога. Духовность  есть предстояние человека перед Богом, переживание своей признанности, особого задания и связанного с этим чувства ответственности за свою жизнь.

Следует ли из этого, что человек, который «ничему не поклоняется», обманывает сам себя, ибо на самом деле он поклоняется самому себе и служит своей бездуховной и противодуховной похоти?

Предстоящий всегда призван к высшему, к горнему, а призванный всегда ответственен. Вера открывает человеку знание о своем высшем предназначении. Духовный человек не только верует и знает, но переживает свое предстояние Богу в опыте личной жизни. Он воспринимает мир как творение Божие, а значит, относится к нему с особой любовью и кроткостью. В самом, даже падшем человеке, ему открыт Образ Божий, по которому человек сотворен, это наполняет его любовью и состраданием. И живет он просто, чисто и освященно.

Сегодня мы как никогда остро видим, что отход человека от традиций нравственной жизни, навязывание рекламой греховных стремлений сыграли немалую роль в разрушении семьи как основы общества.

Сейчас пришло время бить в набат, спасать саму государственность российскую, поставленную под угрозу вымиранием страны. Часто можно услышать, что в первую очередь надо улучшать экономические показатели жизни. Когда мы все будем иметь добротное жилье, будем хорошо одеты и не голодны, тогда демографический кризис будет преодолен. Сразу можно заметить: конечно, материальное благосостояние важно, но, как показывает опыт, оно не всегда делает человека счастливым. Для процветания семьи гораздо в большей степени нужны духовные факторы.

Государство пытается решать проблемы демографии, но в первую очередь необходимо духовно-нравственное оздоровление общества. Семья должна стать оплотом трезвения, единения во благо каждого. Преодолеть кризис современной семьи означает помочь членам всех семей в борьбе с пагубными пристрастиями и греховными зависимостями. Это, конечно, очень трудно, но не нужно забывать, что «сила Божия в немощи совершается».

 

Материал подготовила Лидия Ежкова.

 

 

 



Старый стиль 12Июль вторник Новый стиль) 25Июль Седмица 8-я по Пятидесятнице. Глас 6. Поста нет. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМчч. Прокла и Илария (II). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Михаила Малеина (962). Мц. Голиндухи, во св. Крещении Марии (591). Прпп. Иоанна (998) (Груз.) и Гавриила (X) (Груз.) Святогорцев. Мчч. Феодора варяга и сына его Иоанна, в Киеве (983). Прп. Арсения Новгородского (1570). Прп. Симона Воломского (1641). Совершается служба с полиелеемИконы Божией Матери, именуемой "Троеручица" (VII). Евангельские ЧтенияУтр. - Лк., 4 зач., I, 39-49, 56 . Лит. - 1 Кор., 144 зач., X, 5-12. Мф., 66 зач., XVI, 6-12. Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5-11. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28.* Чтения Пресвятой Богородицы (на утрене и литургии) читаются, если совершается служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица». Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (1 Кор. 10, 5-12; Мф. 16, 6-12). "Берегитесь закваски фарисейской и саддукейской", сказал Господь. Саддукеи - образец беспечности; фарисеи - представители людей, носящих лицо ревнителей. Те ничего не делают, а эти будто и хлопочут, но на деле у них ничего не выходит. У нас на них походят увлекающиеся идеями гуманности. Послушать, так только и речей что о благе народа, а народу никакого блага от этого не прибывает, ибо только говорят, а не делают. У них гуманность напускная, показывают только вид, что имеют ее, а в сущности это эгоисты. Речи не требуют жертв - ну, они и расточают их, а коснись дело до жертв, они и назад. Нынче почти все лицедеи; одни перед другими рисуются, как ревнители блага и особенно просвещения, и все остаются очень довольны когда успеют засвидетельствовать словом, что они действительно таковы. Оттого у нас коль скоро появится какое либо благотворительное начинание - толки подымутся повсюду, а дело все-таки не спеется. Жертв от них не жди; им нужды нет до других, лишь бы их дела шли хорошо. Но бывает и так, что не ломая головы над планами облагодетельствования ближних, они жертвуют лишь бы отделаться. То и другое осудил Господь, а велел нам преисполняться искреннею любовью друг к другу, которая не любит рисоваться. Молитвы Ин тропарь преподобного Арсения Новгородскогоглас 4Отечество свое и род оставил еси,/ Христу прилепися,/ и Великаго Новаграда достигл еси,/ и в нем во юродстве трудолюбное твое тело изнурил еси/ многим постом и воздержанием,/ и пророчествия дар прияти сподобися,/ и многошвенныя ризы изволил еси на себе носити,/ и, тело в нем предложив,/ обитель себе в премирнем Царствии у Христа, всех Бога, сотворил еси./ Егоже моли, святе Арсение преподобне,/ Церкви и стране нашей в мире пребывати от всех навет вражиих,/ ущедрити нас, почитающих твое торжество,/ и спасти души наша. Кондак мучеников Прокла и Иларияглас 4Яко денница звезда, возсия/ мучеников Прокла и Илария/ честное страдание,/ предозаряющи нас чудес светлостьми./ Темже празднуем память вашу:/ Христа Бога молите,// да спасет души наша. Тропарь мучеников Феодора варяга и сына его Иоаннаглас 2Страстотерпцы Господни,/ Феодоре со Иоанном отроком, славнии!/ Блаженна земля Русская, напившаяся кровьми вашими,/ и радуется отечество наше,/ в немже вы первии, идолы посрамивше,/ Христа со дерзновением исповедаете/ и за Него пострадаете./ Того, яко Блага, молите,/ до скончания века в стране нашей Церковь Православную непоколебиму утвердити/ и всех русских людей во истинней вере и благочестии сохранити. Тропарь преподобнаго Михаила Малеинаглас 8Крилами мысленными к Боговедению возлетев разумно,/ мятеж мира оставил еси, блаженне,/ презрев плоти мудрования,/ мудрость Вышнюю взыскал еси, еже жити с Богом,/ и всем образ дав собою, глаголя:/ добро есть с Богом жити, Михаиле преподобне. Ин тропарь преподобнаго Михаила Малеинаглас 8В тебе, отче, известно спасеся, еже по образу:/ приим бо крест, последовал еси Христу/ и, дея, учил еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней./ Темже и со Ангелы срадуется, преподобне Михаиле, дух твой. Кондак преподобного Михаила Малеинаглас 2Плотскую тяготу утончил еси делы,/ душевную же быстрость вперил еси просвещением, Михаиле,/ и явился еси Троице жилище,/ Юже зря, блаженне, ясно,// моли непрестанно о всех нас. Показать ещё молитвы Тропарь преподобного Симона Воломскогоглас 4От юности твоея вперив ум твой к Богу, блаженне Симоне,/ мира же отвергся, вселился еси в пустыню непроходимую,/ и тамо, от Господа укрепляемь,/ в молитвах и пощениих доблественне пожил еси,/ и жизнь твою страдальчески/ убиением от сынов противления скончал еси./ Сего ради со преподобными и мученики венчался еси,/ с ними же и ныне предстоиши Престолу Пресвятыя Троицы./ Сию моли, молим тя,/ оставление подати согрешений наших/ и даровати нам велию милость. Кондак преподобного Симона Воломскогоглас 8Возложив себе Богу, паче всех возлюбленному,/ от юности, преподобномучениче, Тому от всея души любовию последовал еси,/ мира же тленная ни во что же вменив,/ и в непроходимую пустыню вселился еси,/ и в ней добре противу невидимаго врага подвизався,/ и, яко светозарное солнце, во вся концы возсиял еси,/ и от человеков ненавистных нуждную смерть, и мечное посечение,/ и ножи разбодение, и огненное опаление приял еси,/ и, радуяся, пришел еси к Небесным чертогом./ И ныне со Безплотными лики Владычнему Престолу предстоя,/ поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти:/ радуйся, Симоне преподобне, пустынный жителю. Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Троеручицаглас 4Днесь светло красуется царствующий град Москва,/ имеющи в себе, о Всемилостивейшая, всея твари Честнейшая,/ Заступнице наша Дево Богородице,/ честный образ Твой,/ имже подсолнечныя концы земли удивляеши/ и мир мирови даруеши,/ во образ бо Святыя Троицы являеши трие руце:/ двема убо Сына Своего, Христа Бога нашего, носиши,/ третиею от напастей и бед/ верно к Тебе прибегающих избавляеши,/ и от потопления изымаеши,/ и всем полезная даруеши,/ и преподобному Михаилу Малеонскую гору показа,/ и всех всегда милуеши,/ честною ризою Своею покрываеши жительство сие/ и вся грады и страны наша, да зовем Ти:/ радуйся, Обрадованная. Тропарь Божией Матери пред иконой Ее 'Троеручица'глас 4Днесь всемирная радость возсия нам велия:/ даровася святей Горе Афонстей/ цельбоносная Твоя, Владычице Богородице, икона,/ со изображением тричисленно и нераздельно пречистых рук Твоих/ в прославление Святыя Троицы,/ созываеши бо верных и молящихся Тебе о сем познати,/ яко двема Сына и Господа держиши,/ третию же яви на прибежище и покров чтущим Тя,/ от всяких напастей и бед избавляти,/ да вси, притекающии к Тебе, верою приемлют неоскудно от всех зол свобождение,/ от врагов защищение,/ сего ради и мы вкупе со Афоном вопием:// радуйся, Благодатная, Господь с Тобою. Ин тропарь Божией Матери пред иконой Ее Троеручицаглас 4Яко звезда светозаряющая,/ из Сербии на Афон чудесно прииде/ всечестная икона Твоя Троеручица,/ юже обитель Хиландарская благоговейно восприемши,/ яко Божественный дар свыше,/ прославляет Тя, Владычицу,/ и умильно вопиет:/ не остави милость Твою от нас,/ но пребуди с нами во веки. Кондак Божией Матери пред иконой Ее 'Троеручица'глас 3Дева днесь благоволение к нам являет,/ Гора же Афон благодарение Ей приносит,/ Ангели и иноцы славословят,/ Троеручица из Сербии чудесно путешествует:/ нас бо ради прииде// и вселися во святую обитель Хиландарскую. Кондак Божией Матери пред иконой Ее 'Троеручица'глас 8Днесь веселое наста ныне Твое торжество, Богомати Пречистая,/ вси вернии исполнишася радости и веселия,/ яко сподобльшеся изрядно воспети/ предивное явление честнаго образа Твоего/ и рождшагося из Тебе Младенца, истинна же Бога,/ Егоже двема рукама объемлеши,/ и третиею от напастей и бед нас изымаеши// и избавляеши от всех зол и обстояний. Службы12 июля: Мучеников Прокла и Илария. Преподобного Михаила Малеина. 12 июля: Иконы Пресвятой Богородицы Троеручица Сайты приходов:Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь с. Макарьево (Лысковская и Лукояновская епархия) Храм Иконы Божией Матери Казанская в Хмелёвке пос. Васильсурск (Лысковская и Лукояновская епархия) Свято-Троицкий Анзерский скит Соловецкого монастыря (Ставропигиальные монастыри РПЦ) Свято-Троицкий Макариево-Унженский мужской монастырь г. Макарьев (Костромская епархия) Собор Покрова Пресвятой Бог
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.05118 c.