Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество «Трезвение» » 10 лет Обществу "Трезвение" »

12.10.2018 | Проблемы и задачи духовно-нравственного воспитания обсуждаются на международном уровне

01.10.2018 | Газета православных трезвенников ТРЕЗВЕНИЕ № 7 (192) Сентябрь-октябрь 2018 г.

30.09.2018 | СЕМИНАР «Работа со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости».

25.09.2018 | Организаторы трезвенного движения новообразованнных епархий встретились в Москве

18.08.2018 | ИДЕИ ТРЕЗВОСТИ ЖИВУТ И ВДОХНОВЛЯЮТ. Газета православных трезвенников. № 6 (191) Август 2018 г.

- -

«Трезвое слово» №2 (№14)

План работы Общества «ТРЕЗВЕНИЕ» на 2009 год

- -
10 лет Обществу "Трезвение"

- -  

Утверждение трезвости в современном обществе

Слово Высокопреосвященнейшего Викентия Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского к участникам епархиальной научно-практической конференции "Утверждение трезвости в современном обществе" (к 10-летию общества "Трезвение" при соборе Александра НевскогоНово-Тихвинского женского монастыря).

 

Всечестные отцы!

Дорогие братья и сестры!

Настоящий 2005 год – год 120-летнего юбилея Екатеринбургской епархии совпал с десятилетним юбилеем общества “Трезвение” при соборе Александра Невского Ново-Тихвинского женского монастыря. Но это дата показывает нам лишь часть того большого пути, которое в целом проходили общества “Трезвения”, испокон веков имевшиеся в православных приходах нашей Епархии. Это дата возрождения славной традиции русского народа в стремлении к трезвому образу жизни.

Празднование юбилея – это всегда и подведение итогов, и взгляд в будущее. Осознание нами прошлого всегда важно для успеха нашей деятельности в будущем. Осознание прошлого – это осознание ценностных оснований нашей культуры, нашей жизни. Осознание того, кто мы такие, как мы должны строить свою жизнь. Осознание тех духовно-нравственных ориентиров, которые помогали найти нашим предкам правильный путь в жизни, и мы надеемся, - помогут и нам. Осознание нашего прошлого – это осознание наших ошибок и заблуждений, отступлений, которые не должны повториться.

Почитание христианских ценностей, трезвение, трудолюбие и высокая нравственность всегда были характерны для нашего народа и включались в значение и смысл таких понятий, как “русская душа” и “русский характер”. И все эти славные традиции держались на трезвости, которая отличала русский народ. К сожалению, в середине прошлого века алкоголь стал использоваться для физического и нравственного уничтожения русского народа. За последние десятилетия потребление алкоголя возросло настолько, что это грозит не только настоящему, но и будущему нашего народа.

Как сообщил в докладе “Алкогольная ситуация в России” главный научный консультант Центра алкогольной политики доктор медицинских наук А.В. Немцов, половина взрослых мужчин в России страдает от неумеренного потребления спиртного.

Приведу еще некоторые впечатляющие цифры. В Царской России 43 % мужчин в 1913 году были трезвенниками. В 1979 году таких мужчин оказалось 0,6 %. Женщин - трезвенниц в Царской России было 90%, в 1979 году таких женщин оказалось 2,4%.

В сложившейся ситуации нам необходимо вспомнить историю трезвенных традиций России, своего города. Вспомнить для того, чтобы понять, как же в настоящее время нам утвердить трезвость в себе, среди своих близких, в своем городе, в своем Отечестве.

На проходившем в 1911 г. Съезде практических деятелей по борьбе с пьянством в резолюции было отмечено, что основная причина пьянства – религиозно-нравственная. Поэтому и решать ее нам необходимо соответвтвующими средствами. Удаление нашего народа от традиций духовно-нравственной жизни только способствует расширению пьянства. Именно это является ответом на вопрос – почему, в настоящее время столько способов, которые предлагают человеку избавиться от пьянства, а количество пьющих не уменьшается.

Алкогольная страсть развращает и разрушает человеческую душу. В результате человек лишается той блаженной вечности, к которой он предназначен.

По словам апостола Павла, “...ни пьяницы, ни прелюбодеи, ни злоречивые... - Царства Божия не наследуют” (1 Кор. 6,10). Поэтому для Русской Православной Церкви одной из задач является утверждение трезвости. Первую в русской истории проповедь, “Слово о пьянстве”, составил ещё Феодосий Печерский в ХI веке. В ней говорилось, что через пьянство человек отгоняет от себя ангела хранителя и привлекает беса.

Основоположник русской православной трезвости, выдающийся ученый и педагог Сергей Александрович Рачинский впервые чётко сформулировал главное правило утверждения трезвой жизни: православная трезвенная работа может быть плодотворной только при церковном приходе. Только под благодатным воздействием Церкви возможно исцеление человеческих душ от пороков.

В 1858 году население России стало образовывать кружки и общества трезвости с обязательством для каждого члена в течение известного времени соблюдать воздержание. Этому движению в большой степени способствовало духовенство. Так было положено начало обществам трезвости.

В 1859 году Святейший Синод своим указом благословил священнослужителям “…живым примером собственной жизни и частым проповедованием в Церкви Божией о пользе воздержания содействовать возникшей в некоторых городских и сельских сословиях решимости воздерживаться от употребления вина…”. Определение Святейшего Синода, подготовленное в 1889 году обер-прокурором Константином Петровичем Победоносцевым, призвало духовенство учреждать общества трезвости, приходские попечительства, братства и другие подобные учреждения, словом и проповедью утверждать в народе трезвый образ жизни.

К 1913 году существовало более двух тысяч обществ трезвости, в которых состояло около полумиллиона человек. Сергей Александрович Рачинский определил главное средство обретения трезвой жизни – обет трезвости как церковную форму отречения от пьянства. Обет трезвости должен принимать тот, кто решает стать членом общества трезвости, кто осознал смысл этого духовного акта.

Эта воспитательная система включала в себя непосредственную работу с семьями в обществах трезвости, издание религиозно-нравственной, научной и художественной литературы антиалкогольной направленности, организацию внебогослужебных проповедей, а также лекций и бесед, открытие библиотек и специализированных книжных лавок, создание воскресных школ, обучение желающих церковному пению, устроение паломничеств, Крестных ходов, создание противоалкогольных выставок, организацию трезвенных чайных и столовых. До революции только духовенством на тему трезвого образа жизни издавалось 32 журнала.

Современное общество, к сожалению, отдалилось от тех нравственных ценностей, которыми жил наш народ. В традициях русского народа было принято трудиться над внутренним преображением личности в лоне Православной Церкви. Именно в Церкви содержится богатейший и многовековой практический опыт духовной жизни, опыт по благодатному преображению человека в избавлении от греховных пристрастий.

Но мы часто пренебрегаем советами Церкви: отравляем себя табаком, употребляем спиртное, сквернословим, то есть, совершаем поступки, противные нашему человеческому достоинству и гибельные для души. В наше время создана целая индустрия развлечений. Игры, алкоголь, табак, наркотики – вот с помощью чего люди часто пытаются уйти от проблем и сложностей жизни. Но вместо разрешения проблем и обретения радости люди становятся больными, страдают от порочных зависимостей. Различные виды пристрастий чрезвычайно трудно поддаются лечению. Это происходит потому, что человеку необходима не только медицинская помощь, но, прежде всего, духовная, так как курение и алкоголизм, наркомания и игромания – это страсти духовные, и врачуются они соответствующими же духовными средствами.

С проблемами алкоголизма и наркомании неразрывно связан нарастающий в последние годы демографический кризис. В 2004-2005 годах Русской Православной Церковью были организованы четыре церковно-общественных форума, посвященных этой тематике и прошедших в Москве, Нижнем Новгороде, у нас в Екатеринбурге и в Калуге.

В нашей епархии за время возрождения активной социальной работы Церкви, помимо общества “Трезвение” при храме Александра Невского работает центр социальной реабилитации для наркозависимых, в которой прошли реабилитацию около 500 человек, в школах Екатеринбурга осуществляется социальный проект “Соревнование классов, свободных от курения”. Есть интересный опыт подвижнической работы в Полевском.

Епархиальной научно-практической конференции “Утверждение трезвости в современном обществе”, приуроченной к 10-летию возрождения традиции деятельности обществ трезвости, я желаю Божией помощи, успехов в объединении усилий государственных, церковных и общественных организаций по утверждению трезвости. Нам необходимо возрождать духовные традиции наших предков и создавать общества трезвости при каждом церковном приходе, оказывать помощь страждущим в борьбе с греховными пристрастиями в духовном возрастании и преображении личности.

Благой и Всеблагой Бог да благословит это начинание и да поможет нам во все дни нашей жизни.

 

 

 

 

_____________________________________

Архиепскоп Екатеринбургский и Верхотурский



Старый стиль 4Октябрь вторник Новый стиль) 17Октябрь Седмица 20-я по Пятидесятнице. Глас 2. Поста нет. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСщмч. Иерофея, еп. Афинского (I). Совершается служба со славословиемОбретение мощей свтт. Гурия, архиеп. Казанского, и Варсонофия, еп. Тверского (1595). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСобор Казанских Святых. Мчч. Гаия, Фавста, Евсевия и Херимона (III). Сщмч. Петра Капетолийского (III-IV). Мцц. Домнины и дщерей ее Виринеи (Вероники) и Проскудии (Просдоки) (305-306). Мчч. Давикта (Адавкта) (ок. 305-313). и дщери его Каллисфении (ок. 318). Прп. Павла Препростого (IV). Прп. Аммона (ок. 350). Блгв. кн. Владимира Ярославича Новгородского, чудотворца (1052). Прпп. Елладия и Онисима Печерских (XII-XIII). Прп. Аммона, затворника Печерского (XIII). Св. прав. Стефана Щиляновича (1515) (Серб.). Сщмч. Димитрия пресвитера (1918). Сщмчч. Николая, Михаила, Иакова и Тихона пресвитеров, прмч. Василия (1937). Св. Хионии исп. (1945). Евангельские ЧтенияФлп., 242 зач., II, 16-23. Лк., 27 зач., VI, 37-45 .* Если совершается служба свтт. Гурия и Варсонофия, то на литургии чтения дня и святителей: Евр., 335 зач., XIII, 17-21. Мф., 11 зач., V, 14-19. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Лк. 6, 37-45). Не суди, отпускай, давай. . . по-видимому, все трата одна, а прибыли никакой. А между тем вот что обещается: не будешь осуждать, и тебя не осудят; будешь отпускать, и тебе отпустят; будешь давать, и тебе дано будет. Теперь эта прибыль не видна; но она прибудет несомненно тому, кто от сердца сделает указанные затраты, - прибудет именно в ту пору, когда больше всего будет чувствоваться нужда в неосуждении и прощении. Как обрадуется тот, кто вдруг сподобится получить такие блага, как будто ни за что! И наоборот, как будет скорбеть и горевать тот, кто в свое время не умел прибыльно распорядиться своим достоянием! Все бы отпустил и все бы роздал, да поздно: всему время. Не все гоняться за такою прибылью, которая прямо идет в руки, почти вслед за тратою. Брось, по русскому присловью, хлеб-соль назади, - он очутится впереди. Образ действий в показанных случаях действительно похож на бросание; но только тут бросается не на попрание, а в руки Божии. В этих руках и хранение верно, и получение из них несомненно. Приложи только веру и упование. Молитвы Тропарь преподобного Аммона, затворника Печерского. в Дальних пещерахглас 2Егда изшел еси от мира, / тогда мирская вся яко тщетна отвергл, / егда же образ иноческий на ся прият, / тогда вражия коварства подвиги своими и труды, Аммоне блаженне, попрал еси, вопия: / Христе Боже, слава Тебе. Кондак преподобного Аммона, затворника Печерского. в Дальних пещерахглас 4Да своему Воеводе и Господу, преподобне Аммоне, благоугодиши,/ всех отшаявся мирских пристрастий,/ странствовал еси Его ради вся дни экивота своего многотрудне,/ тем обрет вечный покой,/ моли и нам в той вселитися. Тропарь святителей Гурия и Варсонофияглас 3Первии учителие прежде темному,/ ныне же светлому и новопросвещенному граду Казани,/ первии возвестителие пути спасительнаго,/ истиннии хранителие апостольских преданий,/ столпи непоколебимии, благочестия учителие/ и Православия наставницы, Гурие и Варсонофие,/ Владыку всех молите// мир вселенней даровати и душам нашим велию милость. Кондак святителя Варсонофияглас 6Воздержанием тело духу поработив,/ душу же равноангельну сотворил еси,/ сего ради святительства саном почется,/ чисте Чистейшему предстоиши./ Моли Христа Бога, святителю,/ спасти люди твоя, святе,/ да вси вопием ти:/ радуйся, отче преподобне Варсонофие,// граду нашему Казани похвала и утверждение. Тропарь благоверного князя Владимира Ярославичаглас 4Измлада явился еси, Богомудре княже Владимире,/ Божественный сосуд избран Богови,/ благочестием воспитан, веру непорочну соблюл/ и, храм пречуден Премудрости Божия/ в Великом Новеграде сем устроив,/ тело Твое в Нем предложил еси,/ и ныне, на Небесех предстоя Престолу Святыя Троицы,/ молися низпослати и нам велию и богатую милость. Кондак благоверного князя Владимира ЯрославичаКондак, Многомудренно пожив в княжении твоем в Великом Новеграде,/ благоверный княже Владимире,/ плод благий в жизни сей был еси, присноцветущ добродетельми./ Того ради получил еси жизнь вечную на Небесех,/ тело же твое нетлением прославлено бысть на земли,/ и ныне праздник твой светло совершающе,/ с любовию вопием тебе:/ радуйся, великому Новуграду и всей Российстей земли утверждение. Кондак святителя Гурияглас 4Чувственныя страсти победив,/ чистотою, яко солнце, возсиял еси,/ чисто житие до конца сохранив,/ и от неверия в веру многих ко Христу привел еси,/ и Того ради от Бога нетлением почтен был еси/ и чудесы удивляем./ Молим тя, святителю Гурие,/ молитвами твоими от бед избави нас, да зовем ти:// радуйся, отче предивный, граду Казани похвала и утверждение. Тропарь священномученика Иерофеяглас 4Благости научився и трезвяся во всех,/ благою совестию священнолепно оболкся,/ почерпл еси от сосуда избраннаго неизреченная/ и, веру соблюд, равное течение совершил еси,/ священномучениче Иерофее,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим. Показать ещё молитвы Кондак священномученика Иерофеяглас 8Священноначальника Афинскаго восхваляем тя,/ яко таиноучившеся тобою странным и неизреченным:/ явился бо еси Богоприятный песнословец./ Но моли, всеблаженне Иерофее,/ от всяких нам грехопадений избавитися, да зовем:/ радуйся, отче Богомудре. Кондак священномученика Иерофеяглас 4Якоже столп непоколебим, Иерофее,/ прещения врагов не устрашися,/ но прелести разрушил еси твердыню,/ яко камень честен валяяся, отче./ Тем Владыка тя, храбрствовавша, венчает/ живоначальною и Божественною десницею,// Егоже о всех нас умоли. Тропарь святого праведного князя Стефана Щиляновича, Сербскогоглас 4На земли премудрости славу стяжал еси,/ богатство Господеви своему вручил еси,/ и Той тя с Небесными водворяет,/ тело твое на земли, святе, сохрани невредимо,/ ты бо в целомудрии и чистоте/ житие праведно пожил еси,/ тем с дерзновением моли спастися нам. Кондак святого праведного князя Стефана Щиляновича, Сербскогоглас 2Вышняго желанием прославляя,/ и Той тя в памяти прославляет, праведне,/ восхождением добродетелей совершил еси душу,/ премудре святе Стефане,/ на земли непорочно житие соверши,/ Зиждителю всех благоугодил еси,/ моли непрестанно о всех нас. Службы4 октября: Святого сщмч. Иерофея, епископа Афинского. Обретение честных мощей святителей Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского Сайты приходов: Йошкар-Олинская и Марийская епархия:Храм Святителя Гурия Казанского с. Азъял-Петъял Казанская епархия:Храм Гурия Казанского с. Ципья
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.26772 c.