Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество «Трезвение» » 10 лет Обществу "Трезвение" »

17.07.2017 | Подводим итоги, намечаем перспективы

14.07.2017 | Царские Дни (16 июля 2017)

29.06.2017 | Руководитель отдела по утверждению трезвости протоиерей Игорь Бачинин побывал в палаточном лагере следопытов «Княжества»

31.05.2017 | Мы — вместе: общественные организации Сибири объединяются.

14.05.2017 | В Екатеринбурге, в храме свт. Николая Чудотворца (при Уральском Горном Государственном Университете) прошло очередное заседание помощников благочинных по утверждению трезвости Екатеринбургской Епархии.

- -

«Трезвое слово» №2 (№14)

План работы Общества «ТРЕЗВЕНИЕ» на 2009 год

- -
10 лет Обществу "Трезвение"

- -  

Утверждение трезвости в современном обществе

Слово Высокопреосвященнейшего Викентия Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского к участникам епархиальной научно-практической конференции "Утверждение трезвости в современном обществе" (к 10-летию общества "Трезвение" при соборе Александра НевскогоНово-Тихвинского женского монастыря).

 

Всечестные отцы!

Дорогие братья и сестры!

Настоящий 2005 год – год 120-летнего юбилея Екатеринбургской епархии совпал с десятилетним юбилеем общества “Трезвение” при соборе Александра Невского Ново-Тихвинского женского монастыря. Но это дата показывает нам лишь часть того большого пути, которое в целом проходили общества “Трезвения”, испокон веков имевшиеся в православных приходах нашей Епархии. Это дата возрождения славной традиции русского народа в стремлении к трезвому образу жизни.

Празднование юбилея – это всегда и подведение итогов, и взгляд в будущее. Осознание нами прошлого всегда важно для успеха нашей деятельности в будущем. Осознание прошлого – это осознание ценностных оснований нашей культуры, нашей жизни. Осознание того, кто мы такие, как мы должны строить свою жизнь. Осознание тех духовно-нравственных ориентиров, которые помогали найти нашим предкам правильный путь в жизни, и мы надеемся, - помогут и нам. Осознание нашего прошлого – это осознание наших ошибок и заблуждений, отступлений, которые не должны повториться.

Почитание христианских ценностей, трезвение, трудолюбие и высокая нравственность всегда были характерны для нашего народа и включались в значение и смысл таких понятий, как “русская душа” и “русский характер”. И все эти славные традиции держались на трезвости, которая отличала русский народ. К сожалению, в середине прошлого века алкоголь стал использоваться для физического и нравственного уничтожения русского народа. За последние десятилетия потребление алкоголя возросло настолько, что это грозит не только настоящему, но и будущему нашего народа.

Как сообщил в докладе “Алкогольная ситуация в России” главный научный консультант Центра алкогольной политики доктор медицинских наук А.В. Немцов, половина взрослых мужчин в России страдает от неумеренного потребления спиртного.

Приведу еще некоторые впечатляющие цифры. В Царской России 43 % мужчин в 1913 году были трезвенниками. В 1979 году таких мужчин оказалось 0,6 %. Женщин - трезвенниц в Царской России было 90%, в 1979 году таких женщин оказалось 2,4%.

В сложившейся ситуации нам необходимо вспомнить историю трезвенных традиций России, своего города. Вспомнить для того, чтобы понять, как же в настоящее время нам утвердить трезвость в себе, среди своих близких, в своем городе, в своем Отечестве.

На проходившем в 1911 г. Съезде практических деятелей по борьбе с пьянством в резолюции было отмечено, что основная причина пьянства – религиозно-нравственная. Поэтому и решать ее нам необходимо соответвтвующими средствами. Удаление нашего народа от традиций духовно-нравственной жизни только способствует расширению пьянства. Именно это является ответом на вопрос – почему, в настоящее время столько способов, которые предлагают человеку избавиться от пьянства, а количество пьющих не уменьшается.

Алкогольная страсть развращает и разрушает человеческую душу. В результате человек лишается той блаженной вечности, к которой он предназначен.

По словам апостола Павла, “...ни пьяницы, ни прелюбодеи, ни злоречивые... - Царства Божия не наследуют” (1 Кор. 6,10). Поэтому для Русской Православной Церкви одной из задач является утверждение трезвости. Первую в русской истории проповедь, “Слово о пьянстве”, составил ещё Феодосий Печерский в ХI веке. В ней говорилось, что через пьянство человек отгоняет от себя ангела хранителя и привлекает беса.

Основоположник русской православной трезвости, выдающийся ученый и педагог Сергей Александрович Рачинский впервые чётко сформулировал главное правило утверждения трезвой жизни: православная трезвенная работа может быть плодотворной только при церковном приходе. Только под благодатным воздействием Церкви возможно исцеление человеческих душ от пороков.

В 1858 году население России стало образовывать кружки и общества трезвости с обязательством для каждого члена в течение известного времени соблюдать воздержание. Этому движению в большой степени способствовало духовенство. Так было положено начало обществам трезвости.

В 1859 году Святейший Синод своим указом благословил священнослужителям “…живым примером собственной жизни и частым проповедованием в Церкви Божией о пользе воздержания содействовать возникшей в некоторых городских и сельских сословиях решимости воздерживаться от употребления вина…”. Определение Святейшего Синода, подготовленное в 1889 году обер-прокурором Константином Петровичем Победоносцевым, призвало духовенство учреждать общества трезвости, приходские попечительства, братства и другие подобные учреждения, словом и проповедью утверждать в народе трезвый образ жизни.

К 1913 году существовало более двух тысяч обществ трезвости, в которых состояло около полумиллиона человек. Сергей Александрович Рачинский определил главное средство обретения трезвой жизни – обет трезвости как церковную форму отречения от пьянства. Обет трезвости должен принимать тот, кто решает стать членом общества трезвости, кто осознал смысл этого духовного акта.

Эта воспитательная система включала в себя непосредственную работу с семьями в обществах трезвости, издание религиозно-нравственной, научной и художественной литературы антиалкогольной направленности, организацию внебогослужебных проповедей, а также лекций и бесед, открытие библиотек и специализированных книжных лавок, создание воскресных школ, обучение желающих церковному пению, устроение паломничеств, Крестных ходов, создание противоалкогольных выставок, организацию трезвенных чайных и столовых. До революции только духовенством на тему трезвого образа жизни издавалось 32 журнала.

Современное общество, к сожалению, отдалилось от тех нравственных ценностей, которыми жил наш народ. В традициях русского народа было принято трудиться над внутренним преображением личности в лоне Православной Церкви. Именно в Церкви содержится богатейший и многовековой практический опыт духовной жизни, опыт по благодатному преображению человека в избавлении от греховных пристрастий.

Но мы часто пренебрегаем советами Церкви: отравляем себя табаком, употребляем спиртное, сквернословим, то есть, совершаем поступки, противные нашему человеческому достоинству и гибельные для души. В наше время создана целая индустрия развлечений. Игры, алкоголь, табак, наркотики – вот с помощью чего люди часто пытаются уйти от проблем и сложностей жизни. Но вместо разрешения проблем и обретения радости люди становятся больными, страдают от порочных зависимостей. Различные виды пристрастий чрезвычайно трудно поддаются лечению. Это происходит потому, что человеку необходима не только медицинская помощь, но, прежде всего, духовная, так как курение и алкоголизм, наркомания и игромания – это страсти духовные, и врачуются они соответствующими же духовными средствами.

С проблемами алкоголизма и наркомании неразрывно связан нарастающий в последние годы демографический кризис. В 2004-2005 годах Русской Православной Церковью были организованы четыре церковно-общественных форума, посвященных этой тематике и прошедших в Москве, Нижнем Новгороде, у нас в Екатеринбурге и в Калуге.

В нашей епархии за время возрождения активной социальной работы Церкви, помимо общества “Трезвение” при храме Александра Невского работает центр социальной реабилитации для наркозависимых, в которой прошли реабилитацию около 500 человек, в школах Екатеринбурга осуществляется социальный проект “Соревнование классов, свободных от курения”. Есть интересный опыт подвижнической работы в Полевском.

Епархиальной научно-практической конференции “Утверждение трезвости в современном обществе”, приуроченной к 10-летию возрождения традиции деятельности обществ трезвости, я желаю Божией помощи, успехов в объединении усилий государственных, церковных и общественных организаций по утверждению трезвости. Нам необходимо возрождать духовные традиции наших предков и создавать общества трезвости при каждом церковном приходе, оказывать помощь страждущим в борьбе с греховными пристрастиями в духовном возрастании и преображении личности.

Благой и Всеблагой Бог да благословит это начинание и да поможет нам во все дни нашей жизни.

 

 

 

 

_____________________________________

Архиепскоп Екатеринбургский и Верхотурский



Старый стиль 7Июль четверг Новый стиль) 20Июль Седмица 7-я по Пятидесятнице. Глас 5. Поста нет. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Фомы, иже в Малеи (X). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Акакия, о котором повествуется в Лествице (VI). Прп. Евфросинии, в миру Евдокии, кн. Московской (1407). Мчч. Перегрина, Лукиана, Помпея, Исихия, Папия, Саторнина и Германа (II). Мч. Евангела (ок. 284-305). Мц. Кириакии (IV). Прмчч. Епиктета пресвитера и Астиона монаха (290). Обретение мощей прп. Герасима Болдинского (2001). Сщмч. Павла пресвитера (1918). Влахернской иконы Божией Матери. Евангельские ЧтенияУтр. - Мф., 16 зач., VI, 1-13 . Лит. - 1 Кор., 138 зач., VII, 24-35. Мф., 61 зач., XV, 12-21, и за пятницу: 1 Кор., 139 зач., VII, 35 - VIII, 7. Мф., 63 зач., XV, 29-31. Прп. Евфросинии: Гал., 208 зач., III, 23-29. Мф., 104 зач., XXV, 1-13 .* Чтения прп. Евфросинии Московской на утрене читаются, если ей совершается полиелейная служба. * * Чтения прп. Евфросинии Московской на литургии читаются, если ей совершается полиелейная или славословная служба. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (1 Кор. 7, 24-35; Мф. 15, 12-21). "Из сердца исходят злые помыслы". В сердце же откуда? Корень их в живущем в нас грехе, а разветвление их, размножение и определенный вид в каждом от его собственного произволения. Как же быть? Сначала отсеки все, что от произвола. Это будет похоже на то, как если бы кто в дереве оборвал листья, обсек ветви и сучья, и ствол отрубил почти до корня. Затем, не позволяй выходить новым отросткам, самый корень и засохнет: то есть не позволяй из сердца исходить злым мыслям, а исходящие отражай и отгоняй, и живущий в нас грех, не получая подкрепления, ослабнет и совсем обессилеет. В этом существо заповеди: "трезвитесь и бодрствуйте. Внимайте себе. Препояшьте чресла помышлений ваших". При внимании, надо держать рассуждение. Из сердца исходит не одно худое, но и доброе; не всякое, однако, доброе внушаемое сердцем исполнять должно. Что истинно должно исполнять, это определит рассуждение. Рассуждение - садовничий нож, одни ветви отсекает, а другие прививает.(1 Кор. 7, 35-8, 7; Мф. 15, 29-31). Без внимания и в житейском порядке ничего не сделаешь как следует; в порядке же духовном - оно первое. Оно замечает худое и предает его внутреннему суду; оно же составляет стражу внутренней палаты, в которой обсуждают что и как надлежит сделать, а потом оберегает и исполнителей решения. Не удивительно потому, что духовная жизнь во всем своем объеме именуется жизнью трезвенною, и в писаниях отеческих больше всего вы встретите речей о трезвении или внимании: это одно и то же. Как дорого, потому, навыкнуть вниманию! Первоначальный труд у начавших заботиться о душе на это обычно и направляется. И дело их начинает походить немного на дело с тех только пор, как начнет собираться внимание в себя; обыкновенно оно все вне, а не внутрь. С этого же момента и внутренняя жизнь зачинается и вместе с вниманием зреет и крепнет. Что это значит? Значит то, чтобы встать умом в сердце перед Господом и перед лицем Его сознательно все обсуждать и предпринимать. Дело это, очевидно, сложное. Оно спеется вместе с молитвою и сколько укрепляется ею, столько и ее укрепляет. Молитвы Тропарь преподобных Фомы и Акакияглас 1Светила богосиянная миру/ и иноков одушевленный зари,/ Фома чудесы, Акакий же послушанием,/ возсиясте светло;/ сих, яко имущих дерзновение к Богу,/ молитвами во бранех пособствовати молим,/ да просят от Христа Бога даровати прощение согрешений/ чтущим их святую память. Тропарь преподобных Фомы и Акакияглас 4Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш. Кондак преподобного Акакияглас 2Мир оставль, Христу последовал еси от младенства,/ премудре Акакие преподобне,/ Того подражая вольное смирение,/ низвергл еси гордостнаго мучителя,// моли непрестанно о всех нас. Кондак преподобного Фомыглас 4Велию победу мужески показал еси,/ отонудуже Божественною любовию разгоревся,/ царя тленнаго и вся красная преобидел еси,/ на горе Малейстей вселение совершив,/ от неяже в Небесная/ возшел еси к Царю царей, Фомо,// моли непрестанно о всех нас. Тропарь благоверной княгини Евдокии в инокинях Евфросинииглас 8По земнем вдовстве Небесному Жениху себе уневестивши/ и в княжестем чертозе подвижнически поживши,/ послежде и чертог, и чад твоих/ Бога ради оставила еси, преподобная Евфросиние,/ и вшедши во обитель, тобою созданную,/ и во иночестем образе многи подвиги показала еси,/ и святое твое житие по благодати Божией блаженною кончиною увенчала еси./ И ныне предстоящи Христу Богу,// моли спастися душам нашим. Ин тропарь преподобной Евдокии, в инокинях Евфросинии, великой княгини Московскойглас 5От юности предызбранная Богом угоднице,/ оставльши светлый чертог княжеский,/ уклонилася еси во обитель, тобою созданную,/ и, пучину житейскаго моря преплывши,/ ныне со Ангелы песнословиши Христа Бога./ Емуже непрестанно молися, преподобная,/ яко да сохраняет выну обитель, тобою созданную,/ и дарует нам мир и велию милость. Кондак благоверной княгини Евдокии в инокинях Евфросинииглас 2Вся красная мира сего, яко суетная, презревши/ и тело твое постом и бдением изнуривши,/ непрестанными молитвами Богу угодила еси,/ преподобная Евфросиние,/ и, дар исцелений от Него прияти сподобльшися,/ слепому прозрение и многим недужным иcцеление даровала еси./ Темже радостно взываем, глаголюще:// слава Богу, прославляющему святыя Своя. Тропарь мученицы Кириакииглас 3Одолением чудесным/ победила еси вражия силы до конца,/ Недело преславная,/ идоложрения бо тьму/ далече Креста честнаго светлостию прогнала еси./ Мученице всехвальная,/ Христу Богу молися/ даровати нам велию милость. Службы7 июля: Преподобных Фомы Малейского и Акакия , упоминаемого в Лествице. 29 ноября: Святого мученика Парамона. Святого мученика Филумена. Преподобного Акакия Синайского Сайты приходов: Вяземская епархия:Храм Влахернской иконы Божией Матери "Одигитрия" дер. Тёмкино Костромская епархия:
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.05773 c.