Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество «Трезвение» » 10 лет Обществу "Трезвение" »

14.05.2017 | В Екатеринбурге, в храме свт. Николая Чудотворца (при Уральском Горном Государственном Университете) прошло очередное заседание помощников благочинных по утверждению трезвости Екатеринбургской Епархии.

28.04.2017 | Форум «УТРО-2017»

28.04.2017 | Научно-практическая конференция Христианская антропология и психология в развитии человека

27.03.2017 | Говорить на одном языке: социально ориентированные НКО учатся взаимодействовать с органами власти и СМИ

27.02.2017 | Научно-образовательный семинар-практикум «От экологии природы к экологии человека: опыт народной педагогики»

21.02.2017 | В Екатеринбурге, в Уральском Государственном Горном Университете прошел научно-практический семинар «Методология предупреждения нехимических зависимостей»

- -

«Трезвое слово» №2 (№14)

План работы Общества «ТРЕЗВЕНИЕ» на 2009 год

- -
10 лет Обществу "Трезвение"

- -  

Духовно - нравственные аспекты здорового образа жизни

Священник Сергий Рыбчак
 
С каждым днем убеждаешься, что мы живем в перевернутом мире. В мире, где шкала ценностей опрокинута, где добро названо злом, и зло добром, жизнь смертью, и смерть жизнью. Ценности, основанные на религиозном нравственном идеале по-прежнему еще остающиеся традиционными для большинства людей в нашей стране, продолжают подвергаться систематическому поруганию, а новые моральные нормы, не укорененные в традиции и противоречащие самому человеческому естеству, внедряются в массы. У миллионов нерожденных младенцев отнимают жизнь, идеалы семьи, брака, супружеской верности, чадородия осмеиваются и оплевываются, а сексуальные извращения и “свободная любовь” активно пропагандируются и поощряются. И если пьянство и наркомания вызывают осуждение в современном обществе, то только потому, что другим мешают наслаждаться “здоровым” образом жизни.

Когда мы говорим о здоровье, мы прекрасно понимаем, что это действительно та база на которой может быть построена вся жизнедеятельность человека. Но в современном мире обращают внимание больше на физическое здоровье, в меньшей степени на душевное и совсем нет понятия о здоровом духе.

Огромная вина в этом лежит на эпохе воинствующего безбожия в прошлом и гуманистическом либерализме сегодня, в этом причина такого разгула страстей и деградации общества. Под этим влиянием находится и вся система образования в нашей стране, которая видит выполнение своей задачи только в том, чтобы дать сумму знаний, а не в том чтобы помочь человеку приобрести истинное мировоззрение. А это самое главное, ведь мировоззрение, как система принципов, взглядов и убеждений, определяет жизненные ценности человека. Именнов нем формируется отношение к семье, работе, обществу, к здоровью, в том числе к любой проблеме - зависимости, болезни, страсти.

Важнейшим вопросом мировоззрения всегда будет вопрос о смысле жизни, для чего живет человек? Без ответа на этот вопрос нельзя вообще говорить ни о каком здоровье, ни о телесном, ни о душевном, ни о духовном.

Наиболее отчетливо несостоятельность материалистического и гуманистическо-либерального мировоззрения заметна в отношении к болезни и смерти. Отождествление своего “я” с физическим телом и отрицание жизни души после смерти приводит к отношению к болезни, как катастрофе, а любое страдание воспринимается, как зло и абсурд, неминуемо приводит к поиску любого средства избавления от них, вплоть до суицидов.

Следует отметить, что признавая приоритет духовной жизни, христианское мировоззрение отводит достаточно почетные места и душевным проявлениям и телу, в отличие от крайностей восточного язычества и оккультизма, где тело воспринимается как темница души. Тело в христианстве - часть единого целого, но оно должно быть служанкой, а не госпожой. “Природа умная и бессмертная сокрыта в тленном теле нашем для того, чтобы в нем и через него обнаруживать свои действия”, - утверждает прп. Антоний Великий.

Вот эта “природа умная и бессмертная” как уровень высокого самоосознания своего “Я”, которое не сводится ни к явлениям внешнего мира, ни к телесным действиям, ни к душевной жизни открывает подлинно духовную жизнь с приоритетами веления совести, с верой в Промысел Божий. Отсюда начинается истинное духовное здравие, как путь ко спасению.

В своей пастырской практике, анализируя духовно-психологическую сторону жизни семей, я заметил, что в подавляющем большинстве юноши и девушки, обращающиеся к нам за помощью происходили из безрелигиозных семей, не имеющих никакого понятия о Боге, религии, духовной жизни, заповедях Божьих. Практически никто из них не имел понятия, о том, что такое грех, добродетель, целомудрие. Основные пороки общества были присущи практически всем молодым людям. Пастырское попечение о них показало, что никто из них не имел никакого понятия о том, что такое блуд и прелюбодеяние, как грех. Все обратившиеся к нам по проблеме наркомании и алкоголизма вели блудный образ жизни, который подростки начинали с 14-16 лет, а девочки с 12-13, и были в этом отношении гораздо активнее ребят. Никто из молодых людей и подростков не считал такую жизнь греховной, и большинство удивлялись, узнавая, что блуд и прелюбодеяние - это грех. Почти все они заявляли, что это естественная нормальная жизнь человека и лишать себя этого греха не соглашались. Однако, в процессе воцерковления и знакомства с Законом Божьим многие из них соглашались с тем, что это грех и считали, что нельзя покончить с наркоманией и алкоголизмом, не покончив со всеми своими страстями, в том числе и табакокурением.

Если и были религиозные семьи, то религиозность эта носила вторичный характер, как реакция семьи на несчастье, вторгнувшееся в нее. Из 60-ти молодых людей, обратившихся к нам по поводу наркомании, из традиционно верующих семей было лишь единицы. Обращает, однако, на себя то, что в тех семьях, когда родители становились верующими, процесс реабилитации молодых людей значительно облегчался или молодые люди под влиянием молитвы родителей обращались за помощью в ДПЦ сами.

К нам приходят люди так называемые верующие в душе или в принципе признающие Бога, а также неверующие, но лояльно относящиеся к Церкви, или желающие поверить в Бога. Наша практика общения с ними показывает, что в процессе активной работы с ними, они становятся верующими и даже активно воцерковляются. Было несколько случаев, когда к нам приходили молодые люди из мусульманских семей, не нашедшие ни понимания своим проблемам, ни помощи со стороны своих единоверцев. Они пришли к нам с надеждой, что может быть, хоть у православных найдут поддержку и помощь. И надежды их оправдались. Следует отметить, однако, что те молодые люди, которые не принимают веру и скептически относятся как к вере, так и к возможности исцеления, не удерживаются у нас и со скепсисом покидают ДПЦ.

До 75% молодых людей вели криминальный образ жизни с целью добывания денег для наркотиков, а остальные либо брали деньги у родителей (в состоятельных семьях), либо занимались распространением наркотиков с целью иметь их для себя. Криминальный образ жизни проявлялся от мелких краж, угонов автомобилей, и краж автомобильных аксессуаров до работы в организованных преступных группировках. Можно смело утверждать, что процент молодых людей, связанных с криминальным миром был выше и вполне может достигать значения 85-90.

Таким образом, мы можем утверждать, что основная причина наркомании и алкоголизма является не медико-биологической и не социально-экономической, а духовно-социальной и, в первую очередь, духовной. Наркомания и акоголизм - это не болезнь, в первую очередь, а грех, и болезнь только во вторую очередь. Это результат греховного образа жизни, жизни без Бога и вопреки Богу. Грехи порождают определенный образ жизни. Как вере соответствует определенный образ жизни, так и жизни вне веры соответствует свой образ жизни, который создает психический стереотип, программируя соответствующее поведение и создавая психотип человека, как бы запрограммировавший его на вполне определенный - греховный образ жизни. Таким образом, в психику или в душу человека вложена грехом программа и эту программу создал сам человек, конечно при участии внешних воздействий семейного поведения, воздействия улицы, средств массовой информации, научения средой обитания, т. е. улицей, школой, друзьями. И эта программа работает, заставляя жить именно так, как она составлена. Наша задача - изменить программу, вложенную в душу, т.е. изменить образ жизни, изменить “начинку” души, изменить психотип наркомана, его мировоззрение. Этого нельзя достичь лечением, ибо грех не лечится. Можно ли вылечить грех, скажем, блуда или сребролюбия? Невозможно. С грехом можно бороться, его можно победить, умалять, его можно забивать. (Не забыть, а забывать). Поэтому в процессе реабилитации наркомании и алкоголизма мало добиться прекращения приема наркотика и алкоголя. Это не есть исцеление. Рано или поздно та программа сработает. Наша задача - изменить программу, вложенную в душу грехом, изменить образ жизни, заложенный программой греха, изменить психотип. Но это - сложная задача, непосильная медицине, но посильная благодати Божией, которую человек получает в Церкви по вере своей. Мы знаем, что ни один грех не совершается без нашей собственной воли, значит надо менять, укреплять волю человека. В состоянии страсти человек является ее рабом, и его воля здесь бессильна. По мнению святых отцов, в состоянии страсти человек бессилен что-либо сделать своей волей. Но, вот здесь-то как раз и приходит на помощь благодать Божия, когда человек обращается к Богу.

Конечно, благодать Божия действует на каждого человека и исправляет, казалось бы, неисправимого грешника. Но этот процесс исправления грешника не является односторонним: требуется и активная работа самого грешника по своему исправлению. Промысел Божий, безусловно, руководит этим процессом, но человеческий фактор, вне всякого сомнения, играет далеко не последнюю роль.

И заблуждаются те священники и верующие, которые думают, что только молитвой и чудом, т.е. непосредственным вмешательством Божиим, можно помочь этим несчастным. Промысел Божий лучше всего проявляется в том случае, когда человек открывает двери своей души идущему к нему Богу и сам идет к Нему. Один из бывших наркозависимых сказал: "Чтобы избавиться от зависимости, надо сделать к Богу 5 шагов. Но человеку важно сделать один шаг, остальные четыре сделает Бог к человеку". И это удивительно верно. Господь пришел не праведников спасти, но грешников и первый, кто оказался с Ним в раю - разбойник, то есть великий грешник. Но и он оказался с Богом в раю потому, что первый сделал шаг к Нему и признал себя грешником, то есть покаялся.

Реабилитация наркозависимых, основанная на православном понимании основной причины развития наркомании, дает удивительные результаты. Направлена реабилитация не на применение медицинских мероприятий, а как мы уже сказали, на изменение “греховной программы” души, на изменение мировоззрения, на активное воцерковление, на соединение души человека с Богом.Возможно ли это?

Наркоман и алкоголик - человек сугубо греховный, нарушающий все заповеди Божий. Но, по слову апостола Павла, там, где изобилует грех, преизобилует Благодать Божия. Когда наркоман приходит впервые в храм, у него нет еще веры. И в этом случае действует не вера, а Благодать Божия, а вера приходит уже потом. [Мы часто наблюдали, как после первой же исповеди и причастия молодой человек часто перестает употреблять наркотики, у него исчезает тяга к ним, нередко при этом он также перестает курить, пить и материться. И с этого времени в нем появляется и горячая вера в Бога.

Наш опыт реабилитации наркозависимых показал, что при активном воцерковлении, ведении духовного образа жизни, выхода из наркоманической социальной среды прекращают употреблять наркотики от 65до 85%. А навсегда ли они прекращают наркоманить? Если исходить из взгляда на наркоманию как на грех и греховный образ жизни, то следует и признать: с грехом надо бороться всю жизнь. Грех не лечится, с ним борются духовными методами, и в борьбе с грехом помогает Благодать Божия. Пока человек с Богом и в Церкви, он живет без наркотиков. Если он отходит от Церкви и Бога, то он, по слову апостола Петра, как пес возвращается на свою блевотину.

Сегодня каждый верующий человек должен задуматься о своем будущем и о будущем своего потомства, своей страны, цивилизации. Религиозным людям необходимо осознать особую ответственность, которая на них возложена, и вступить в диалог с секулярным мировоззрением, если же диалог с ним невозможен - то в открытое противостояние ему.

Верующие должны напомнить апологетам западной цивилизации о том мировоззренческом выборе, от которого напрямую зависит, как сама цивилизация, так и истинное здоровье нации. Суть этого выбора невозможно выразить точнее, чем это сделал Моисей, обращаясь к народу израильскому: "Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло. Если будешь слушать заповеди Господа Бога твоего... то будешь жить и размножишься, и благословит тебя Господь Бог твой... Если же отвратится сердце твое, и не будешь слушать, и заблудишь... то я возвещаю вам сегодня, что вы погибнете и не пробудете долго на земле... Во свидетели перед вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, чтобы жил ты и потомство твое..."



Старый стиль 12Май понедельник Новый стиль) 25Май Седмица 7-я по Пасхе. Глас 6. Поста нет. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСвт. Епифания, еп. Кипрского (403). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСвт. Германа, патриарха Константинопольского (740). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрославление сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (1913). Свтт. Савина, архиеп. Кипрского (V) и прочих свтт. Кипрских. Свт. Полувия, еп. Ринокирского (V). Прп. Дионисия Радонежского (1633). Мч. Иоанна Валаха (1662) (Рум.). Второе обретение мощей прав. Симеона Верхотурского (1992). Сщмч. Петра, пресвитера (1937). Мц. Евдокии (после 1937). Евангельские ЧтенияУтр. - Ин., 35 зач. (от полу́), X, 1-9. Лит. - Деян., 45 зач., XXI, 8-14. Ин., 49 зач., XIV, 27 - XV, 7. Сщмч.: Евр., 335 зач., XIII, 17-21. Ин., 36 зач., X, 9-16. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Дея. 21, 8-14; Ин. 14, 27-15, 7). Господь Иисус Христос - лоза, дерево виноградное; христиане - ветви и отростки. Мы прицепляемся к Нему верою, плод же приносим жизнью по вере. Отец Небесный - вертоградарь , который смотрит за этим деревом. Какая ветвь не приносит плода, то есть кто верует, а не живет по вере, - ту Он отсекает: а какая приносит плод, ту очищает, то есть кто не только верует, но усердствует и жить по вере, тому Бог всячески помогает богатиться добрыми делами, которые плоды веры. По этому закону Божия действия на нас, всякий и устраивай свою жизнь, твердо помня, что без Господа ничего сделать нельзя. К Нему прибегай со всякой нуждою. Имя же Его пресвятое и пресладкое да вращается неотступно в уме, сердце и на языке твоем. Молитвы Тропарь святителей Епифания и Германаглас 4Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их/ в мире управи живот наш. Кондак святителей Епифания и Германаглас 4Священноначальник чудную двоицу восхвалим, вернии, по долгу,/ с Германом Божественнаго Епифания:/ сии бо попалиша безбожных языки,/ догматы премудрейшия возложше всем,/ православно поющим присно благочестия великое таинство. Тропарь преподобного Дионисия, архимандрита Радонежскогоглас 3Земная, прельщающая очеса миролюбцев,/ возненавидел еси, отче Богоносне Дионисие,/ за уметы та вменив,/ шествуя путем скорбным,/ и в терпении добр воин Христов явился еси,/ победив страсти мира,/ был еси до кончины непоколебимый благочестия поборник./ Темже мы днесь, совершая священную память твою,/ духовными тя песньми ублажаем и смиренно молим,/ да, предстоя Престолу Господа Бога,/ ходатайствуеши о спасении душ наших. Ин тропарь преподобного Дионисия, архимандрита Радонежскогоглас 4Благости научився от Вышняго благодати,/ измлада подвизався благою совестию,/ Дионисие преподобне,/ терпения столп был еси/ и слова Божия проповедник,/ благочестия догматы утвердив и суеумных мудрование упразднив,/ темже и пострадал еси за истину, радуяся,/ образ страдальцем собою показав,/ но, яко имея дерзновение ко Христу Богу,/ не престай моляся о нас,/ любовию чтущих святую память твою. Кондак преподобного Дионисия, архимандрита Радонежскогоглас 6Свет Трисиянный, вселивыйся в душу твою,/ сосуд избран показа тя,/ вещающа Божественная людем,/ исповедник Божия Слова явился еси,/ и прилагающих Божеству вещественный огнь/ явственно обличил еси,/ и злославных смыслы, яко паучинное прядение, растерзал еси,/ благочестия столп и забрало твердое мирови показался еси/ и сего ради от Вселенскаго Патриарха дивне похвален был еси./ Мы же благодарными гласы, веселящеся, вопием ти:/ радуйся, отче наш, Дионисие преподобне. Ин кондак преподобного Дионисия, архимандрита Радонежскогоглас 4Правило веры, столп благочестия/ был еси, Богоносне Дионисие,/ явив в себе образ и пример/ преуспеяния добродетели и подвигов:/ сею Евангельскою мрежею/ многих уловил еси подражателей,/ подай блестящею на Небеси славою своею/ ревность к содействованию на пользу правоверных./ Темже мы, ныне воспевающе сия, молим тя,/ да ходатайствуеши о стране нашей/ и о всем Церкви исполнении. Тропарь священномученика Ермогенаглас 4Приспе день светлаго торжества,/ град Москва радуется,/ и с ним Русь Православная ликовствует/ песньми и пеньми духовными:/ днесь бо священное торжество/ в явлении честных и многоцелебных мощей/ святителя и чудотворца Ермогена,/ якоже солнце незаходимое, возсия светозарными лучами,/ разгоняя тьму искушений же и бед/ от вопиющих верно:// спасай нас, яко предстатель наш, великий Ермогене. Кондак священномученика Ермогенаглас 6Темницею и гладом изнуряем,/ даже до смерти верен пребыл еси, блаженне Ермогене,/ малодушие от сердец людей твоих отгоняя/ и на общий подвиг вся призывая./ Темже и нечестивых мятеж низложил еси и страну нашу утвердил еси,/ да вси зовем ти:// радуйся, заступниче Российския земли. Службы12 мая: Святителя Епифания, епископа Кипрского. Святителя Германа, патриарха Константинопольского 5 октября: Святой мученицы Харитины. Святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, митрополитов Московских, и всей России чудотворцев 17 февраля: Святого священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея Руси 12 сентября: Праведного Симеона Верхотурского, чудотворца Сайты приходов:Храм Святителей Московских г. Абакан (Абаканская епархия) Казанский кафедральный собор г. Санкт- Петербург (Санкт-Петербургская епархия)
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.10939 c.