Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество «Трезвение» » 10 лет Обществу "Трезвение" »

01.12.2017 | В честь дня небесной покровительницы Екатеринбург посетят два Патриарха

20.10.2017 | На Покров в Екатеринбургской епархии стартует информационно-просветительская кампания о Царской семье

30.08.2017 | СЕМИНАР по работе со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости.

27.07.2017 | В Екатеринбургском духовно-просветительском «Царский» состоялось заседание Совета общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости».

- -

«Трезвое слово» №2 (№14)

План работы Общества «ТРЕЗВЕНИЕ» на 2009 год

- -
10 лет Обществу "Трезвение"

- -  

Духовно - нравственные аспекты здорового образа жизни

Священник Сергий Рыбчак
 
С каждым днем убеждаешься, что мы живем в перевернутом мире. В мире, где шкала ценностей опрокинута, где добро названо злом, и зло добром, жизнь смертью, и смерть жизнью. Ценности, основанные на религиозном нравственном идеале по-прежнему еще остающиеся традиционными для большинства людей в нашей стране, продолжают подвергаться систематическому поруганию, а новые моральные нормы, не укорененные в традиции и противоречащие самому человеческому естеству, внедряются в массы. У миллионов нерожденных младенцев отнимают жизнь, идеалы семьи, брака, супружеской верности, чадородия осмеиваются и оплевываются, а сексуальные извращения и “свободная любовь” активно пропагандируются и поощряются. И если пьянство и наркомания вызывают осуждение в современном обществе, то только потому, что другим мешают наслаждаться “здоровым” образом жизни.

Когда мы говорим о здоровье, мы прекрасно понимаем, что это действительно та база на которой может быть построена вся жизнедеятельность человека. Но в современном мире обращают внимание больше на физическое здоровье, в меньшей степени на душевное и совсем нет понятия о здоровом духе.

Огромная вина в этом лежит на эпохе воинствующего безбожия в прошлом и гуманистическом либерализме сегодня, в этом причина такого разгула страстей и деградации общества. Под этим влиянием находится и вся система образования в нашей стране, которая видит выполнение своей задачи только в том, чтобы дать сумму знаний, а не в том чтобы помочь человеку приобрести истинное мировоззрение. А это самое главное, ведь мировоззрение, как система принципов, взглядов и убеждений, определяет жизненные ценности человека. Именнов нем формируется отношение к семье, работе, обществу, к здоровью, в том числе к любой проблеме - зависимости, болезни, страсти.

Важнейшим вопросом мировоззрения всегда будет вопрос о смысле жизни, для чего живет человек? Без ответа на этот вопрос нельзя вообще говорить ни о каком здоровье, ни о телесном, ни о душевном, ни о духовном.

Наиболее отчетливо несостоятельность материалистического и гуманистическо-либерального мировоззрения заметна в отношении к болезни и смерти. Отождествление своего “я” с физическим телом и отрицание жизни души после смерти приводит к отношению к болезни, как катастрофе, а любое страдание воспринимается, как зло и абсурд, неминуемо приводит к поиску любого средства избавления от них, вплоть до суицидов.

Следует отметить, что признавая приоритет духовной жизни, христианское мировоззрение отводит достаточно почетные места и душевным проявлениям и телу, в отличие от крайностей восточного язычества и оккультизма, где тело воспринимается как темница души. Тело в христианстве - часть единого целого, но оно должно быть служанкой, а не госпожой. “Природа умная и бессмертная сокрыта в тленном теле нашем для того, чтобы в нем и через него обнаруживать свои действия”, - утверждает прп. Антоний Великий.

Вот эта “природа умная и бессмертная” как уровень высокого самоосознания своего “Я”, которое не сводится ни к явлениям внешнего мира, ни к телесным действиям, ни к душевной жизни открывает подлинно духовную жизнь с приоритетами веления совести, с верой в Промысел Божий. Отсюда начинается истинное духовное здравие, как путь ко спасению.

В своей пастырской практике, анализируя духовно-психологическую сторону жизни семей, я заметил, что в подавляющем большинстве юноши и девушки, обращающиеся к нам за помощью происходили из безрелигиозных семей, не имеющих никакого понятия о Боге, религии, духовной жизни, заповедях Божьих. Практически никто из них не имел понятия, о том, что такое грех, добродетель, целомудрие. Основные пороки общества были присущи практически всем молодым людям. Пастырское попечение о них показало, что никто из них не имел никакого понятия о том, что такое блуд и прелюбодеяние, как грех. Все обратившиеся к нам по проблеме наркомании и алкоголизма вели блудный образ жизни, который подростки начинали с 14-16 лет, а девочки с 12-13, и были в этом отношении гораздо активнее ребят. Никто из молодых людей и подростков не считал такую жизнь греховной, и большинство удивлялись, узнавая, что блуд и прелюбодеяние - это грех. Почти все они заявляли, что это естественная нормальная жизнь человека и лишать себя этого греха не соглашались. Однако, в процессе воцерковления и знакомства с Законом Божьим многие из них соглашались с тем, что это грех и считали, что нельзя покончить с наркоманией и алкоголизмом, не покончив со всеми своими страстями, в том числе и табакокурением.

Если и были религиозные семьи, то религиозность эта носила вторичный характер, как реакция семьи на несчастье, вторгнувшееся в нее. Из 60-ти молодых людей, обратившихся к нам по поводу наркомании, из традиционно верующих семей было лишь единицы. Обращает, однако, на себя то, что в тех семьях, когда родители становились верующими, процесс реабилитации молодых людей значительно облегчался или молодые люди под влиянием молитвы родителей обращались за помощью в ДПЦ сами.

К нам приходят люди так называемые верующие в душе или в принципе признающие Бога, а также неверующие, но лояльно относящиеся к Церкви, или желающие поверить в Бога. Наша практика общения с ними показывает, что в процессе активной работы с ними, они становятся верующими и даже активно воцерковляются. Было несколько случаев, когда к нам приходили молодые люди из мусульманских семей, не нашедшие ни понимания своим проблемам, ни помощи со стороны своих единоверцев. Они пришли к нам с надеждой, что может быть, хоть у православных найдут поддержку и помощь. И надежды их оправдались. Следует отметить, однако, что те молодые люди, которые не принимают веру и скептически относятся как к вере, так и к возможности исцеления, не удерживаются у нас и со скепсисом покидают ДПЦ.

До 75% молодых людей вели криминальный образ жизни с целью добывания денег для наркотиков, а остальные либо брали деньги у родителей (в состоятельных семьях), либо занимались распространением наркотиков с целью иметь их для себя. Криминальный образ жизни проявлялся от мелких краж, угонов автомобилей, и краж автомобильных аксессуаров до работы в организованных преступных группировках. Можно смело утверждать, что процент молодых людей, связанных с криминальным миром был выше и вполне может достигать значения 85-90.

Таким образом, мы можем утверждать, что основная причина наркомании и алкоголизма является не медико-биологической и не социально-экономической, а духовно-социальной и, в первую очередь, духовной. Наркомания и акоголизм - это не болезнь, в первую очередь, а грех, и болезнь только во вторую очередь. Это результат греховного образа жизни, жизни без Бога и вопреки Богу. Грехи порождают определенный образ жизни. Как вере соответствует определенный образ жизни, так и жизни вне веры соответствует свой образ жизни, который создает психический стереотип, программируя соответствующее поведение и создавая психотип человека, как бы запрограммировавший его на вполне определенный - греховный образ жизни. Таким образом, в психику или в душу человека вложена грехом программа и эту программу создал сам человек, конечно при участии внешних воздействий семейного поведения, воздействия улицы, средств массовой информации, научения средой обитания, т. е. улицей, школой, друзьями. И эта программа работает, заставляя жить именно так, как она составлена. Наша задача - изменить программу, вложенную в душу, т.е. изменить образ жизни, изменить “начинку” души, изменить психотип наркомана, его мировоззрение. Этого нельзя достичь лечением, ибо грех не лечится. Можно ли вылечить грех, скажем, блуда или сребролюбия? Невозможно. С грехом можно бороться, его можно победить, умалять, его можно забивать. (Не забыть, а забывать). Поэтому в процессе реабилитации наркомании и алкоголизма мало добиться прекращения приема наркотика и алкоголя. Это не есть исцеление. Рано или поздно та программа сработает. Наша задача - изменить программу, вложенную в душу грехом, изменить образ жизни, заложенный программой греха, изменить психотип. Но это - сложная задача, непосильная медицине, но посильная благодати Божией, которую человек получает в Церкви по вере своей. Мы знаем, что ни один грех не совершается без нашей собственной воли, значит надо менять, укреплять волю человека. В состоянии страсти человек является ее рабом, и его воля здесь бессильна. По мнению святых отцов, в состоянии страсти человек бессилен что-либо сделать своей волей. Но, вот здесь-то как раз и приходит на помощь благодать Божия, когда человек обращается к Богу.

Конечно, благодать Божия действует на каждого человека и исправляет, казалось бы, неисправимого грешника. Но этот процесс исправления грешника не является односторонним: требуется и активная работа самого грешника по своему исправлению. Промысел Божий, безусловно, руководит этим процессом, но человеческий фактор, вне всякого сомнения, играет далеко не последнюю роль.

И заблуждаются те священники и верующие, которые думают, что только молитвой и чудом, т.е. непосредственным вмешательством Божиим, можно помочь этим несчастным. Промысел Божий лучше всего проявляется в том случае, когда человек открывает двери своей души идущему к нему Богу и сам идет к Нему. Один из бывших наркозависимых сказал: "Чтобы избавиться от зависимости, надо сделать к Богу 5 шагов. Но человеку важно сделать один шаг, остальные четыре сделает Бог к человеку". И это удивительно верно. Господь пришел не праведников спасти, но грешников и первый, кто оказался с Ним в раю - разбойник, то есть великий грешник. Но и он оказался с Богом в раю потому, что первый сделал шаг к Нему и признал себя грешником, то есть покаялся.

Реабилитация наркозависимых, основанная на православном понимании основной причины развития наркомании, дает удивительные результаты. Направлена реабилитация не на применение медицинских мероприятий, а как мы уже сказали, на изменение “греховной программы” души, на изменение мировоззрения, на активное воцерковление, на соединение души человека с Богом.Возможно ли это?

Наркоман и алкоголик - человек сугубо греховный, нарушающий все заповеди Божий. Но, по слову апостола Павла, там, где изобилует грех, преизобилует Благодать Божия. Когда наркоман приходит впервые в храм, у него нет еще веры. И в этом случае действует не вера, а Благодать Божия, а вера приходит уже потом. [Мы часто наблюдали, как после первой же исповеди и причастия молодой человек часто перестает употреблять наркотики, у него исчезает тяга к ним, нередко при этом он также перестает курить, пить и материться. И с этого времени в нем появляется и горячая вера в Бога.

Наш опыт реабилитации наркозависимых показал, что при активном воцерковлении, ведении духовного образа жизни, выхода из наркоманической социальной среды прекращают употреблять наркотики от 65до 85%. А навсегда ли они прекращают наркоманить? Если исходить из взгляда на наркоманию как на грех и греховный образ жизни, то следует и признать: с грехом надо бороться всю жизнь. Грех не лечится, с ним борются духовными методами, и в борьбе с грехом помогает Благодать Божия. Пока человек с Богом и в Церкви, он живет без наркотиков. Если он отходит от Церкви и Бога, то он, по слову апостола Петра, как пес возвращается на свою блевотину.

Сегодня каждый верующий человек должен задуматься о своем будущем и о будущем своего потомства, своей страны, цивилизации. Религиозным людям необходимо осознать особую ответственность, которая на них возложена, и вступить в диалог с секулярным мировоззрением, если же диалог с ним невозможен - то в открытое противостояние ему.

Верующие должны напомнить апологетам западной цивилизации о том мировоззренческом выборе, от которого напрямую зависит, как сама цивилизация, так и истинное здоровье нации. Суть этого выбора невозможно выразить точнее, чем это сделал Моисей, обращаясь к народу израильскому: "Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло. Если будешь слушать заповеди Господа Бога твоего... то будешь жить и размножишься, и благословит тебя Господь Бог твой... Если же отвратится сердце твое, и не будешь слушать, и заблудишь... то я возвещаю вам сегодня, что вы погибнете и не пробудете долго на земле... Во свидетели перед вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, чтобы жил ты и потомство твое..."



Старый стиль 5Декабрь понедельник Новый стиль) 18Декабрь Седмица 29-я по Пятидесятнице. Глас 3. Рождественский пост. Пища с растительным маслом. Совершается всенощное бдениеПрп. Саввы Освященного (532). Прпп. Кариона монаха и сына его Захарии, египтян (IV). Свт. Гурия, архиеп. Казанского (1563). Мч. Анастасия. Сщмч. Илии пресвитера (1932). Прмч. Геннадия (1941). Св. Сергия исп., пресвитера (1950). Евангельские ЧтенияУтр. - Лк., 24 зач., VI, 17-23. Лит. - Евр., 308 зач., III, 5-11, 17-19. Лк., 102 зач., XX, 27-44. Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Мф., 43 зач., XI, 27-30. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Евр. 3, 5-11. 17-19; Лк. 20, 27-44). Саддукеи имели возражение против воскресения, которое казалось им неразрешимым; а Господь решил его несколькими словами, и притом так ясно, что все поняли и признали саддукеев побежденными истиною слова Его (Лк. 20, 27-40). Что тогда были саддукеи, то ныне неверы всех сортов. Нагородили они себе множество мечтательных предположений, возвели их в неопровержимые истины и величаются тем, полагая, что уж против них и сказать нечего. На деле же они так пусты, что и говорить против них не стоит. Все их мудрования - карточный дом: дунь и разлетится. По частям их и опровергать нет нужды, а достаточно отнестись к ним так, как относятся к снам. Говоря против снов, не доказывают несообразности в составе или в частях сна, а говорят только: это сон, - и тем все решают. Точно такова теория образования мира из туманных пятен, с подставками своими - теорией произвольного зарождения, дарвиновского происхождения родов и видов, и с его же последним мечтанием о происхождении человека. Все, как бред сонного. Читая их, ходишь среди теней. А ученые? Да что с ними поделаешь? Их девиз: не любо не слушай, а лгать не мешай. Молитвы Тропарь святителя Гурия, архиепископа Казанскогоглас 4Правило веры и образ целомудрия,/ учителя добрых дел/ и наставника спасения даде тя Господь/ новопросвещенному граду Казани,/ в немже приобрел еси новыя от язык люди/ и привел еси я Христови./ Сего ради в память твою радостно сошедшеся,/ честне празднуем святое твое успение,/ ты же, отче наш, святителю Христов Гурие,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим. Ин тропарь святителя Гурия, архиепископа Казанскогоглас 4От младости удалялся земнаго мудрования/ и последовав скорбным путем Законоположителю своему Христу Богу./ Темже и Он тя воздарова на земли нетлением,/ на Небесех же со угодившими Ему архиереи ликовствуеши,/ Гурие святителю,/ моли Христа Бога/ подати отечеству нашему на враги победу,/ и мир мирови,/ и душам нашим велию милость. Кондак святителя Гурияглас 4Чувственныя страсти победив,/ чистотою, яко солнце, возсиял еси,/ чисто житие до конца сохранив,/ и от неверия в веру многих ко Христу привел еси,/ и Того ради от Бога нетлением почтен был еси/ и чудесы удивляем./ Молим тя, святителю Гурие,/ молитвами твоими от бед избави нас, да зовем ти:// радуйся, отче предивный, граду Казани похвала и утверждение. Ин кондак святителя Гурия, архиепископа Казанскогоглас 6Истине основание, и веры утверждение,/ и в поучениих преизряднаго свемы тя, благочестию споспешника,/ апостолом сопрестольника, страстотерпцем сопричастника,/ постником купноревнителя похваляем тя, Гурие святителю,/ и велия таинника Божия благодати. Тропарь преподобного Саввыглас 8Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/ и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Савво, отче наш,// моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак преподобного Саввыглас 8Яко от младенства Богу жертва непорочная/ принеслся еси добродетелию, Савво блаженне,/ садоделатель быв благочестия,/ темже был еси преподобных удобрение,/ гражданин же пустынный достохвален./ Темже зовем ти:// радуйся, Савво пребогате. Службы4 октября: Святого сщмч. Иерофея, епископа Афинского. Обретение честных мощей святителей Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского 5 декабря: Преподобного Саввы Освященного Сайты приходов: Запорожская епархия:Монастырь святого Саввы Освященного г. Мелитополь Йошкар-Олинская и Марийская епархия:Храм Святителя Гурия Казанского с. Азъял-Петъял Казанская епархия:Храм Гурия Казанского с. Ципья Храм Казанской иконы Божией Матери с. Муратово Храм Троицы Живоначальной с. Ципья Храм святителя Гурия Казанского с. Ташкирмень Храм Гурия, Германа и Варсонофия Казанских с. Столбище Корсунская епархия:Приход Саввы Освященного г. Кан Храм прп. Саввы Освященного г. Кальяри Московская епархия (городская):Подворье Патриарха Московского и всея Руси при храме преподобного Саввы Освященного в Люблино г. Москва Казанский Собор на Красной площади г. Москва Нефтекамская епархия:Храм Гурия, Германа и Варсонофия, Казанских Чудотворцев г. Бирск Нижегородская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" г. Арзамас Пермская епархия:Храм Власия, епископа Севастийского с. Шляпники Псковская епархия:Храм святых Косьмы и Дамиана с Примостья г. Псков Симферопольская епархия:Мужской монастырь в честь прп. Саввы Освященного с. Терновка (Чильтер-Мармара) Ставропигиальные монастыри РПЦ:Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Новоспасский монастырь г. Москва Тверская епархия:Храм Петра и Павла пос. Селижарово Храм Петра и Павла пос. Селижарово Тихорецкая епархия:Храм Саввы Освященного г. Кореновск Чебоксарская епархия:Храм свт Гурия, архиепископа Казанского с. Первое Степаново
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.07415 c.