Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество «Трезвение» » 10 лет Обществу "Трезвение" »

27.11.2018 | Общее дело. Фильм "Четыре ключа к твоим победам"

26.11.2018 | Сертификат модератора

20.11.2018 | Обучающий семинар проводит АНО «Просветительский центр»

08.11.2018 | Традиционный праздник «Встреча друзей»

20.10.2018 | Встреча друзей

12.10.2018 | Проблемы и задачи духовно-нравственного воспитания обсуждаются на международном уровне

- -

«Трезвое слово» №2 (№14)

План работы Общества «ТРЕЗВЕНИЕ» на 2009 год

- -
10 лет Обществу "Трезвение"

- -  

Концептуальные подходы профилактики злоупотребления ПАВ

и других форм зависимостей детей, подростков и молодежи, разработанные Центром повышения квалификации работников образовательных учреждений по вопросам профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде УрФО Министерства образования РФ ( далее Центр УРФО).
Елена Германовна Попова,
доцент кафедры УГТУ-УПИ

В основу региональных программ центра была положена концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, утвержденная приказом Минобразования России №619 от 28.02.2000г., и которая была одобрена решением правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотиками и их не законному обороту от 22.05.2000 г.

Модели региональных программ центра, разработанные на основе Концепции Минобразования и реализуемых в рамках образовательных курсов в УрФО, были созданы профессорского-преподавательским составом центра, защищены и утверждены министерством образования РФ 01.09.2002 г.

Команда специалистов центра в УрФО в своей профессиональной деятельности исходит из того, что профилактика наркомании как одна из форм зависимости может быть решена только в контексте профилактики факторов, способствующих формированию зависимого типа личности .

В отличие от целостного здорового и свободного человека, зависимый восполняет свою ущербность, создавая иллюзию удовлетворения своих потребностей путем потребления каких-либо химических веществ, либо используя другого человека (феномен созависимости), либо каких-то разрушающих действий. Зависимость как проявление болезненного развития есть инфантильная попытка ущербного человека разрешить свои внутренние (чаше не осознаваемые) противоречия и конфликты деструктивным способом.

Схема.

Два возможных сценария жизненного пути человека:

  • Целостность Ущербность
  • Свобода Зависимость
  • Здоровье Болезнь
  • Жизнь Смерть

Как проблема целостности человека связана с профилактической работой и какова смысловая нагрузка данного понятия?

Идея целостного развития человека наиболее полно представлена в традициях педагогической антропологии. "Культура здоровья с позиции педагогической антропологии раскрывается через понимание культуры здоровья состоящей из трех взаимосвязанных аспектов: духовного, душевного и физического здоровья. Эти аспекты являются системой, то есть действует в единстве".

Целостность человека определяется:

Во-первых, соблюдением им духовных, нравственных и физических законов бытия;
Во-вторых, единством и гармонией его мыслей, чувств и поступков;

В-третьих, единством и гармонией с природой и социумом;

В-четвертых, полнотой развития и реализацией заложенных в нем возможностей и талантом;

В-пятых, личностным осмыслением, освоением и приумножением культурно-исторических и духовных традиций своего народа.
 

В большинстве реализуемых в настоящее время профилактических программ среди мотивов первичного употребления наркотиков и других ПАВ обычно выделяют:

  • атарактические (достижения психологического комфорта);
  • субмиссивные (стремления к принадлежности и одобрению группы);
  • гедонистичекие (получение специфического физиологического и эмоционального удовольствия);
  • гиперактивации (повышение тонуса и самооценки);
  • псевдокультурные (демонстрация какого-то качества);
  • познавательно-исследовательские (любопытство, стремления к новым впечатлениям).

Однако это лишь видимая часть айсберга.

По убеждению авторов данной программы профилактики зависимостей, в основе деструктивного зависимого поведения лежат проблемы неудовлетворенных витальных потребностей человека: потребности в любви и трансцендентальной потребности (наряду с потребностями в телесном комфорте и в общении).

Удовлетворение потребности любви и трансцендентальной является для человека жизненно важным условием его формирования, развития, также как для жизни его тела нужен воздух, вода и пища, а для его социализации- другой человек.

Под трансцендентальной потребностью мы понимаем потребность разрешения противоречия между "Я - реальным" и "Я - духовным" в человеке, осознанием того, что его жизнь не заканчивается со смертью его физического тела, с его стремлением выйти за пределы своего земного "Я", соотнести себя с Абсолютом, постичь высшие смыслы своего бытия.

Когда человек удовлетворяет свою трансцендентальную потребность, заполняя свое "святое место", которое, как гласит народная мудрость "пусто не бывает", он достигает мира в душе, полноты, покоя и радости, такой человек обретает жизненный стержень, защиту от агрессии и манипуляции. Но ответы на эти экзистенциальные вопросы он должен найти сам.

Одним из самых важных вопросов бытия является вопрос жизни и смерти. Нельзя заниматься профилактикой зависимостей, если человек не ответил на этот вопрос. Психологи знают, что в основе фундаментального чувства страха лежит страх смерти. Он помогает человеку в минуты опасности сохранить свою жизнь, это чувство "питает" инстинкт самосохранения и наличие этого защитного механизма говорит о психическом здоровье человека. 

Но есть страх и тревога экзистенциальные, в основе, которых лежат не разрешенные противоречия между "Я"- реальным и "Я"- духовным. Если человек живет в логике парадигмы "вечная смерть", а не "вечная жизнь", он обречен на тоску и страх, пусть даже он храбрится и не признает этого. В эту логику как нельзя лучше вписывается лозунг: " Попробуй все, не дай себе засохнуть!"

Если же человек знает, что со смертью тела, его личность не умирает, что его земная жизнь озарена светом любви и вечности, он обретает высший смысл жизни каждого земного дня, а в его душе поселяются мир и покой. 

Вот как об этом говорят великие писатели и поэты. Федор Михайлович Достоевский: "Вся жизнь человека, личная и общественная, стоит на вере в бессмертие души. Это наивысшая идея, без которой ни человек, ни народ не могут существовать".

Иоганн Вольфганг Гете: "При мысли о смерти я совершенно спокоен, потому что твердо убежден, что наш дух есть существо, природа которого остается неразрушимой и который будет действовать вечно".

Факт бессмертия человеческой личности является в настоящее время не только предметом веры, но и науки ( См : П. Калиновский "Переход. Последняя болезнь, смерть и после." М., 2005г.).

Наша задача состоит в организации диалога, целью которого является духовное пробуждение личности. Учитель здесь не доминирует, не меняет душу по своему разумению, а помогает активизироваться живительным силам, скрытым в глубине человеческой души. Трансцендентальная или духовная потребность предполагает промысливание и таких важных вопросов, как: чистота Слова, Красота, Творчество, Свобода- Рабство, Удовольствие - Радость, Одиночество- Уединение, Познание себя и мира, Труд земной и духовный, Патриотизм.

Для команды преподавателей Центра УРФО приоритетным является не форма проведения профилактического занятия, не технология, а смыслы, цели участников диалога.

Мы широко используем в своей работе известные и эффективные интерактивные методики, что- то придумываем сами с нашими соавторами: учителями, преподавателями вузов и сузов, нашими юными коллегами-добровольцами превентологами, работающие по программе "равный - равному", школьниками и студентами.

Так простое и всем "тренерам" известное разминочное упражнение "Бездомный заяц", может послужить началом к серьезному разговору о любви к России и гордости к подвигам святости наших предков ( после шуточных или формальных вопросов, можно предложить поменяться местами тем, кто гордится своей родиной). Так после горячих споров и признаний, один молодой человек, называющий в след за нашими горе- политиками Россию "эта, в этой стране", пораженный произошедшими в своих взглядах переменами сказал фразу, которая стала для нас афоризмом: "Все страны граничат друг с другом, а Россия - с Богом".

Потребность в любви лежит в плоскости нравственных (а значит духовных вопросов бытия человека), поэтому разграничение этих двух потребностей носит чисто условный характер.

Если в процессе своей жизнедеятельности человек не удовлетворяет эти четыре жизненно важные потребности, он не может реализовать себя во всей полноте, состояться как личность, и поэтому обречен на ущербность, деструктивную зависимость, болезнь и смерть.
Данный подход к проблеме глубинных причин зависимого поведения личности был представлен в региональном компоненте программы профилактики зависимостей федерального центра УрФО и получил Диплом Министерства образования Российской Федерации "Российский образовательный форум и школа-2003".

Реализация программы "Духовные основы профилактики зависимостей" получила высокую оценку в ходе супервизии образовательной деятельности центра консультантам Министерства Образования Российской Федерации доктором медицинских наук заместитель главного врача института им. В.П. Сербского Н.В. Вострокнутовым в 2003 году.

Профилактические программы призваны сформировать у человека многоуровневые степени защиты от экспансии психически дестабилизирующих субкультур, в том числе и наркокультуры.

Многоуровневая система защиты включает в себя:


  1. Позитивные жизненные смыслы.
  2. Особую духовную организацию.
  3. Культурную и социальную укорененность.
  4. Позитивную систему взаимоотношений.
  5. Определенную личную позицию.
  6. И на базе этих личностных качеств - выработка определенных паттернов поведения.

Поэтому авторы комплекса программ профилактики зависимостей главный превентивный удар направляют в ценностно-смысловую сферу личности, определяющую поведение и в целом жизнь человека.

Здесь мы не будем останавливаться на механизме формирования ценностно-смыслового самоопределения личности, скажем только, что представленные программа, с одной стороны, дают возможность осознать и выстроить иерархию ценностей человека в соответствии с его природой и предназначением, с другой стороны - гармонизировать все сущностные силы человека, делая его целостным здоровым и свободным.

Мы считаем, что превентивная позитивная профилактика должна быть встроена в государственную систему духовно-нравственного воспитания гражданина России, начиная с воспитания будущих родителей.

Она должна включать:

1. Научно-обоснованную, духовно и нравственно ориентированную программу полового воспитания.

2. Культуру семьи и семейных отношений, включая проблемы профилактики деструктивных семейных отношений, в том числе - созависимости.

3. Возрастную психологию и педагогику (начиная с психологической и педогогической подготовки к созданию семьи, выполнению супружеских обязанностей, родительству, а так же психологию и педагогику от пренатальной до вопросов автономии и самостоятельности взрослеющих детей, т.е. юношества).

Однако прежде чем приступить к анализу профилактических программ, необходимо еще уточнить понятийный аппарат.

Прежде всего, определим, что мы вкладываем в понятие духовно- нравственное воспитание Вос- питание, т. е. питание верхних структур человека-души и духа.

Тело - определяет биофизический уровень жизни человека, предназначено для выживания в земных условиях, в биосфере. Все психофизические и вегетативные процессы, инстинктивные потребности и влечения, деятельностная активность и волевая импульсивность как таковая относятся к телесной стороне жизнедеятельности человека. Этот уровень жизни человека во многом имеет сходство с жизнью животных, почему и возникла ошибочная гипотеза происхождения человека от обезьяны. 

Душа - это социально-психологический уровень устроения человека. Он включает индивидуально-личностные свойства и особенности индивидуума. Уникальность каждого человека определяется неповторимостью его личностных качеств; характером взаимодействия со значимыми старшими в раннем детстве, отрочестве и юности; а также теми конкретными условиями среды, которые складываются у каждого из нас в тот или иной исторический период. Вариативность формирования своеобразия личности бесконечно велика, поэтому все мы неповторимы.

Душевный уровень - это прежде всего уровень межличностных отношений, на основе которых и формируется нрав личности, его собственная нравственность, т.е. те привычки и навыки взаимодействия с другими людьми, которые лично ему нравятся, и которые определяют его характер. Законы душевного устроения жизни человека как результата межличностных отношений непреложны, они объективны, имеют свою этапность, механизмы и содержание.

Дух - это экзистенциальный, смысловой, ценностный уровень жизни личности. Духовность относится к родовым определениям собственно человеческого способа жизни.

Святитель Игнатий Брянчанинов называет дух "словесной частью души". Дух есть то, что связывает отдельную личность со всем человеческим родом во всей развертке его культурного и исторического бытия

Духовность придает смысл жизни отдельному человеку; в ней он ищет и находит ответы на вопросы: зачем он живет, каково его назначение, что есть добро и зло, истина и заблуждение, красивое и безобразное. Нравственность также есть одно из измерений духовности человека, осуществляющаяся на грани бытийных и трансцендентных возможностей человека. Духовный уровень - уровень постижения себя, мира, Бога.

Телесная, душевная и духовная стороны жизни личности имеют иерархическую соподчиненность.

Тело человеческое мы видим сразу, его возможности в основном определяются психофизическими, материальными параметрами. Душу человека можно увидеть, но только отчасти - в тех проявлениях характера другого, которые открываются в его эмоциях, способностях, общении и деятельности. Дух же невидим вообще, но именно Дух играет главенствующую роль, так как ценностные ориентации человека и определяют весь строй его жизни.

Каждый из трёх уровней имеет полярность векторной направленности. Эта векторная направленность исходит из двух позиционных структур личности: ядра-Совести и ядра-Эго-влечений.

Личностная позиция - это устойчивая система отношений человека к действительности, проявляемая в соответственном поведении и поступках.

Каждой личности от рождения приданы и ядро- Совести, и ядро-Эго-влечений. В процессе воспитания та или иная позиционная структура развивается и становится доминирующей в личности.

Позиционная структура Совести как основание личности направлена на позитивное созидание, носит характер служения, реализует нравственный самоконтроль.

Совесть - это глас Божий в человеке, т.е. иррационально закрепленные в личности Божественные смыслы, заключенные в лексических понятиях, это то что начертал на скрижалях нашего сердца Бог.

Совесть - это соединенность, согласованность с Божественным откровением, с Божественной вестью. Благодаря Совести человек может превосходить собственную материальную ограниченность, потому что духовно-нравственные поступки предназначены для бесконечного исторического ряда, устремлены в Вечность бытия. Это тот критерий по которому человек определяет добро и зло в своих мыслях, словах, поступках и отношениях.

Позиционная структура Эго-влечений как основание личности определяет склонность человека к злу, к греху; направлена на самоудовлетворение своекорыстных мотивов; носит деструктивный характер удовлетворения собственных потребностей безотносительно интересов других людей.

Эго-влечения часто принимают форму самоублажения телесной плоти человека, его низшего, животного уровня, поиска материального комфорта и выгоды. Такая позиция формируется у человека при "низ- питании", а не при воспитании и современная массовая культура насилует и извращает истинную природу человека по сути не давая ему возможности стать личностью. Возможность трансцендентирования недоступна позиционному образованию Эго-влечений. Эго-влечения - это иррациональная устремленность к самоутверждению себя в земном отрезке бытия.

Ключевым содержанием развития какой-либо позиционной структуры в человеке является его отношение к другому.

Исходя из позиционной структуры ядра-Совести, другой - является самоценностью.

Как Бог есть человеколюбец, так и личность, живущая погруженностью в образы Совести, обращена к другому( не случайно слово "друг" и "другой" однокоренные слова). "Я" - есть средство жертвенного служения, исполнения своего предназначения, своего долга.

Исходя из позиционной структуры ядра-Эго-влечений, "Я" - есть самоценность; другой - средство достижений своекорыстных целей. Себялюбие и полная концентрация на собственном "Я" погружает личность в образы Эго-влечений.

Различают восемь основных образов Совести и восемь основных образов Эго-влечений.

Эго-влечения Совесть

Гордыня Любовь

Тщеславие Смирение

Чревоугодие Воздержание

Блуд Целомудрие

Гнев Кротость

Сребролюбие Милосердие

Печаль Трезвение

Уныние Трудолюбие

Состояние нравственного выбора есть нулевая точка личностной позиции. Человеческая воля как деятельностная активность не имеет содержательного образа действий, и в момент свободного выбора обращается либо к позиционной структуре Совести, либо к позиционной структуре Эго-влечений, к страстям.

Эта позиционная направленность и образует позитивную (по Совести) и негативную (по Эго-влечениям) векторную направленность каждого уровня личности.

Позитивная направленность воли к Совести на уровне тела ведет к Жизни, а негативная - к Смерти.

Если рассматривать душевный уровень жизни - человеческие отношения, - то отношения, направленные к Совести, достигают Любви, а страстные, эгоцентричные отношения приводят к одиночеству, пустоте.

Одиночество может проявляться в разной степени: я никому не нужен → мне никто не нужен → я сам себе не нужен.

На духовном уровне движение человеческой воли к Совести приводит человека к Истине, а противоположная уклоненность - к Эго-влечениям - ведет его ко Лжи.

Таким образом, жизнь человека по страстям, ведет его к смерти, одиночеству и лжи, а наркотики, зависимость от деструктивных культов, деструктивного сексуального поведения, созависимость, лудомания, суицид - "орудия" смерти.

Жизнь же человека по совести ведет его к жизни, любви и истине. Педагог, видя поступки ребенка, должен понимать, где, на какой духовно-нравственной территории, он обитает своим телом, душой и духом: в демоническом пространстве или в Божественном?

Педагогическая деятельность есть обучение ребенка навыку обращения Свободной Волей к образам действия по Совести в конкретных жизненных ситуациях. Если такого обучения нет, то ребенок, по своей телесно-животной организации, непременно будет склонен к греху, к поступкам по Эго-влечениям. Максимально раздвигать границы пространства Совести, направлять поступки в сторону созидания, а не страстей - вот главная цель собственно педагогического действия.

Размышляя над проблемами духовно - нравственного воспитания детей, Ш. А, Амонашвилли пишет: "В душе и сердце ребенка должны быть посеяны: светлые мысли, образы и мечтания - чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию, ответственность за свои мысли, слова и поступки, устремленность к благу, мужество и бесстрашие, чувство заботы и сострадания, радости и восхищения, сознания жизни, смерти и бессмертия..." В этих словах известного педагога названы основные цели духовно - нравственного воспитания, которые отражают всю сложность и трудность данной деятельности.

Они обусловлены, во-первых, отсутствием единства во взглядах педагогов на понятие "духовно-нравственное воспитание", во-вторых, недостаточной изученностью духовно-нравственного развития подростков и молодежи, в-третьих, особой зависимостью результативности используемых методов воспитания от личного осмысления ценностей педагогом, от его умения строить диалог, сопереживать своему воспитаннику.

Понятие "духовно-нравственное воспитание" в современной педагогической и психолгической литературе не имеет точного толкования, т.к. существуют различные подходы к определению природы самой духовности.

Духовность рассматривают и как результат приобщения личности к общечеловеческим ценностям, духовной культуре, и как психическое состояние человека в моменты интеллектуальных озарений, разрешения нравственно трудных конфликтов, опасных для жизни ситуаций, и как способность к саморазвитию, созданию собственного внутреннего мира, как божественное откровение, и как попытку найти высший смысл своего существования, соотнести свою ограниченную во времени жизнь с непреходящими ценностями, с вечностью, Богом.

Все эти подходы верны и неверны одновременно. Верны, потому что духовность действительно имеет своё отражение и в творческом вдохновении непреходящих шедевров, и в высоком устремлении идейных порывов личности, и в принципах социального благоденствия, опирающихся на общечеловеческие нравственные нормы и ценности.

Неверность же широко распространенной в настоящее время трактовки этого термина заключается в том, что понятие "духовность" рассматривается в рамках секуляризованной культуры, которая, обособившись от христианства и духовного наследмя других традиционных конфессий, утверждает миросозерцание без Богосозерцания.

Духовность как понятие все более и более закреплялось вне религиозных представлений, т.е. лишалось своей феноменологической сущности, ибо только Бог есть Дух, и всё от Него исходящее есть духовность.

Научно-технический прогресс до такой степени изменил строение, интересы, вкусы и потребности человеческой души, что христианская Церковь (хранительница христианского учения) стала восприниматься как утратившая авторитет человековедческая структура общества, а христианство - как непрактическая идеология.

Вследствие этого "человек нового европейского уклада души все более отчуждается от вечных истин христианства, разучается созерцать их, привыкает обходиться без них, религиозно мертвеет, умственно и нравственно вырождается и идет навстречу невиданному еще в истории человечества культурному кризису" (Ильин И.А.. Основы христианской культуры. __ 1937. Т.1. С. 287).

Современное время философы называют "глобальным кризисом", "эпохой дегуманизации", т.е. расчеловечиванием в человеке человеческого.

В. Франкл называл это коллективным неврозом XX века, который характеризуется ощущением бессмысленности жизни, фаталистическими установками, стремлением человека жить сегодняшним днём, что и влечет за собой глубокое разочарование, депрессии, рост психических и духовных заболеваний, преступности.

Выражаясь философским языком, человек оказывается отчужденным от мира и от своей собственной человеческой сущности.

На языке христианства это называется отпадением от Бога. Атеистический анархизм, отрицающий издревле существующее покровительство Бога над человеком, выдвинул тезис: верить в Бога глупо и вредно! (Вот уж воистину - дерзость и безумие!).

За последние века человечество оскудело внутренним, духовным опытом и прилепилось к внешнему, чувственному опыту.

Утрата веры, может быть, и не глупость, но большое несчастье.
Обращенность к чувственному, внешнему, материальному опыту и отвращенность от нечувственного, внутреннего, духовного опыта определили душевный и умственный уклад современного человечества, устремленного к самодовольному утилитаризму, почитающего корыстолюбие и пошлость, восхищающегося жестокостью и вседозволенностью. ,Трагедия отчуждения, отпадания человека от самого себя остро ощущалась во все времена.

Памятен эпизод из истории древней Эллады, когда философ Диоген пришел днем на рыночную площадь с зажженным фонарем. Удивленным жителям он объяснил: "ищу человека".

Известный психолог А.Н. Леонтьев однажды заметил, что самое опасное сейчас - "обнищание души при увеличении информации". В результате мы рискуем получить человека с большой головой и маленьким сердцем.

По мнению Э. Фромма, увеличение материальных благ и комфорта, постоянная погоня за навязываемыми модой и рекламой вещами, делает из человека потребителя, постепенно теряющего собственное "Я".

Человек чувствует, что жизнь его бессмысленна, часто не осознавая это. Современный мир уничтожает известную дилемму Э. Фромма; "БЫТЬ или. ИМЕТЬ?!", и практически лишает человека выбора и свободы, навязывая ему лишь одну "ипостась" - иметь.

Митрополит Антоний Сурожский приводит поразительный пример духовно мертвой жиэни потерявшего себя человека: "Ученый, творчески одаренный человек умер; его схоронили. У него был сын в сумасшедшем доме, юноша, не достигший еще двадцати лет. Его мать сообщила ему о смерти отца. Он рассмеялся и ответил: неправда! Он не мог умереть!"

Истощивши все свои объяснения, мать привела его ко мне, что бы я ему растолковал, что его отец на самом деле умер.

Прежде, чем сказать ему что- либо, я спросил юношу: "Почему ты думаешь, что твой отец не умер, когда свидетели его смерти тебе говорят, что он умер; люди, видевшие его мертвое тело, принявшие участие в его похоронах, видевшие, как гроб опустили в землю и закапали землей? Почему же ты отрицаешь его смерть?" "Потому что, - ответил он, -что он никогда не жил и, значит, не мог умереть..."

И он мне растолковал, что его отец существовал только привязанностью к автомобилю, к телевизору, к своей коллекции драгоценных камней к своим книгам. "Пока эти вещи существуют, говорит этот мальчик,- мой отец живой или такой же мертвый, каким он был раньше..."

Дальше Владыка Антоний добавляет: "Так выразиться мог только юноша, потерявший привычку мыслить, как бы мы сказали, "разумно", т.е. по - земному; но он видел вещи такими, какие они на самом деле есть.
Этот человек, его отец, не жил: он отражал окружающую действительность, зажигался каким-то интересом, но переживание не жизнь; это мгновенное событие, которое уходит, как свеча гаснет...Как мы похожи на него! Он укоренился в земле; его единственные интересы были земные...в нем человека не осталось, потому что он весь ушел в предметы. И вот перед каждым из нас стоит тот же вопрос: я существую? Есть во мне кто-то или во мне пустота?...Есть ли во мне что- либо, что может войти в вечность?"

Наркомания- это медленное самоубийство, уход человека из жизни земной, попытка удовлетворения трансцендентальной потребности человека путем его демонизации .

Известная врач И. В.Мельникова, исповедующая целостный подход к лечению больных, успешно помогающая и наркозависимым, как-то сказала автору этих строк: "Если перевести на язык медицины, то наркомания это онкология духа. Нарушение обменных процессов на уровне клетки "врачуется" словом, отсюда необъяснимые с точки зрения светской медицины "чудеса" в исцелении наркозависимых".

В соответствии с действующим законодательством и сложившейся практикой, концепция правомерно выделяет три направления и уровня духовно-нравственного воспитания: светское (культурологическое) в государственных муниципальных образовательных учреждениях, церковное (религиозное) в конфессиональных образовательных учреждениях и семейное с присущими ему специфическими задачами.

Наши программы предназначены для государственных муниципальных образовательных учреждений и, следовательно, по своему направлению является светским, хотя будет лукавством, если не скажем, что мы понимаем под духовностью, объясняя концептуальные подходы к профилактике.

Но в рамках светского образования мы говорим с нашими учениками и студентами прежде всего о духовности как о нравственности, организуем экзистенциальный диалог, пробуждая их духовное "Я" , но заставить их любить и верить не возможно, т.к.это интимное пространство их души.

"НЕ НАВРЕДИ!",- во главный принцип профилактики зависимостей среди детей и молодежи.

В соответствии со ст.14 Закона РФ "Об образовании", которая включает в себя требование интеграции личности в систему мировой и национальной культуры, наши программы включают духовный и нравственный опыт православия, тысячелетний опыт российской культуры и в них не делается упор на религиозную направленность.

Мы понимаем под духовно-нравственным воспитанием приобщение человека к духовно-нравственным ценностям, воспитание готовности к их усвоению и способности создавать свой духовный мир.

Противники духовно-нравственного воспитания часто приводят один и тот же аргумент в защиту своей точки зрения: дескать, у нас в России существуют различные конфессии и поэтому духовно ориентированные программы ущемляют религиозные чувства людей исповедующих другие религии".

Но, во-первых, наши программы, как мы сказали выше, - светские, культурологические, а православие и русский язык являются культурообразующими в России.

Во-вторых, нравственные законы, по которым живут все народы России, не противоречат друг другу и поэтому все традиционные конфессии поддерживают работу по нравственному оздоровлению общества, по противодействию и защите наших детей и молодежи от деструктивного воздействия безнравственных бездуховных субкультур.

В-третьих, мы считаем, что духовная культура и традиции всех российских народов, их взаимообогащение и объединение против крупномасштабной информационной агрессии по отношению к России, ее будущему - залог победы здоровых сил российского общества над силами зла. Против духовного роста россиян выступают только бес-духовные силы, а не верующие, пусть они и принадлежат к разным религиозным конфессиям. Понимают важность такой воспитательной работы, и люди не религиозные, но нравственные, верящие в идеалы добра, свободы, справедливости, т. е. в человеческое в человеке.

Поэтому, на наш взгляд, необходимо учить детей, подростков, и молодежь уважению, терпимости, братской любви к людям другой национальности, расы и религии. А иначе - какие же мы христиане, где наше духовное и нравственное здоровье, если в сердце у нас живет не любовь и милосердие, а гордыня и ненависть?!

Ценностно-смысловой подход в профилактике зависимостей позволяет человеку полностью реализовать свою природу и предназначение, обрести истинный смысл жизни и эффективно разрешить внутриличностные конфликты (духовные, психологические и социальные), не прибегая к каким-либо психоактивным веществам или их заменителей.

В православной традиции под духовно-нравственным пространством понимают позиционно-уровневую структуру личности, включающую все аспекты жизнедеятельности человека. Эта жизнедеятельность имеет духовно-душевно-телесную организацию, устроение которой зависит от приоритета позиционного выбора личности.

Поэтому цель воспитания с точки зрения православной традиции двуедина:

  1. Воспитание гражданина Отечества.
  2. Воспитание "гражданина Царствия Небесного.

Человек стремится не только к развитию, но и к духовному становлению. Он предчувствует, что истинное человеческое бытие - именно на пересечении горизонтальной и вертикальной составляющих его жизни.

Точка соединения - крест - есть место реальной жизни человека. В момент пересечения линий развития и духовного становления человек совершает поступки. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, плотское и духовное - и есть крестная ноша каждого человека, призванного в этот мир. Только человек, живущий в соответствии с высшими духовными и нравственными ценностями, может жить полноценной земной жизнью и быть достойным сыном своего Отечества, гражданином и патриотом.

Бывает так, что лучше поэта о сложном никто сказать не может.

Вот так точно об этом говорит Тютчев: "О, вещая душа моя! О, сердце, полное тревоги, о, как ты бьешься на пороге! Как бы двойного бытия!"

Ведущие отечественные психологи считают, что человек (чело - разум, век - вечность) в своем развитии проходит ряд этапов. В основе этого движения, его стержнем является ценностно-смысловая направленность личности.

Теория смысловых уровней.

Автор: Б.С. Братусь

Теория интегральной периодизации.

Автор: В.И. Слободчиков

1. Предличностный

1. Стадия оживления

2. Эгоцентрический

2. Одушевление

3. Группоцентрический

3. Персонализация

4. Гуманистический

4. Индивидуализация

5. Духовный

5. Универсализация

 

Все эти уровни существуют у человека в потенции, в возможности, а в процессе жизни они должны присваиваться. Процесс генезиса смысловых уровней есть процесс присвоения личностью своей души. Стремление человека к развитию по вертикали, к духовному - норма для человека, а нарушение подобного хода развития ведет к серьезным личностным аномалиям, утрате ее полноты. Об этом писали Л.С. Выготский., С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, А.А. Ухтомский, В. Франкл и др.

Диакон А. Кураев пишет, развивая теорию В. Франкла, что если личность не сможет исполнить своей миссии, то миру явится не полнота, ущербность. И прежде чем обжиться, необходимо очеловечиться.

"Так что давайте изучать не калек, - писал А. Маслоу, а наибольшее, какое сможем найти, приближение к целостному, здоровому человеку. Мы найдем у таких людей качественные отличия - другую систему мотивации, другие эмоции и ценности, другое мышление и восприятие. В некотором смысле только святые представляют собой человечество". Именно такой путь является для человека нормой, целью, идеалом.

Святость - вот идеал, данный человеку в этой жизни, одновременно достижимый и недостижимый.

Недостижимый в своей полноте, так как святость не ограничена объективным уровнем, и достижимый для конкретного человека в соответствии с его мерой и возможностями. Святость задает особую норму жизни человека. Нормой становится его постоянный рост, постоянное развитие или, по словам Зинченко "развитие нормы". Показателем развития является сам человек - то, как он меняется по сравнению с самим собой. Это уже не только развитие как "организма", а личная история человека, которая вплетается в историю человечества.

Духовно-нравственное воспитание есть, во-первых, развитие человека по горизонтали, т.е. в соответствии с нравственными ценностями или вопреки им. Здесь возможны два пути, два типа взаимоотношений: любовь или манипуляция.

Первый путь исходит из следующих посылов:
- Мера любви к себе в православной традиции определяется мерой любви к ближнему, т.е. к другому человеку, в том числе иноверцу, обижающему нас.
- Кем или чем является другой человек: ценностью, целью или средством.
- Что я взращиваю в себе: добродетели или пороки?
-Сила моей личности определяется способностью устоять в добре и истине, милосердии, целомудрии, мире. Именно такой человек называется кротким, т.к. сила его любви - есть короткий путь к другому человеку, ко всему миру. Когда человек соблюдает духовные и нравственные законы, обретает мир покой и радость в душе, он достигает и физического, телесного здоровья. Этот неоспоримый факт признает сейчас и наука и медицина в том числе, хотя для наших предков эта истина была законом жизни.

Второй путь - манипулятивный, где другой человек для меня не личность, а объект особого рода, вещь, средство для достижения денег или власти.Манипуляция - это скрытое воздействие, факт, который не должен быть замечен объектом манипуляции, равно как и истинная цель манипулятора. Манипуляция не только побуждает человека находиться под таким воздействием, делать то, чего желают другие, но и заставляет его хотеть сделать это.

Однако, лицемеря и обманывая других, человек разрушает себя, свою жизнь, обрекает себя на пустоту и одиночество, теряет Лик. Как сказано в одном из стихотворений Евгения Евтушенко: "актерствуя лихо, неужто ты стал подлецом, надетые лица, неужто вы стали лицом?!" Когда человек живет вопреки голосу своей совести, а зависть, тщеславие, блуд, гнев, жадность становятся его личинами, он превращается в жалкого раба, пусть даже и обладая всей властью и сокровищами мира сего.
Нравственное здоровье человека определяется мерой любви к другому.

Схематично наши рассуждения можно представить следующим образом.

БОГ

Духовность как святость возрастание в добродетелях, восстановление целостности, свойственной нашим праотцам, здоровья, свободы, любви. Духовным центром "Я" личности вновь становится божественная благодать. Победа духа над плотью. Свобода от страстей. БОГОПОДОБИЕ. ЖИЗНЬ. Нравственность

Диавол

С точки зрения православной традиции застревание человека и его жизненная устремленность на предличностном и эгоистическом уровне, делает его "свято место" пустым и заполняется плотским или демоническим содержанием. Наркомания - подчинение человека демоническим духовным силам, трагический эрзац духовности. Этот взгляд на закономерности нормального развития человека, как мы указывали выше, разделяют ведущие психологи.

Попрание духовных и нравственных заповедей своего народа, разрушает человеческую личность, приводит к неврозу, депрессии, вторичному иммунодефициту и служит предпосылкой его девиаций, в том числе и аддитивного поведения.

Известные детские психологи И. Я. Медведева и Т. Л. Шишова, успешно применяющие свой авторский метод "психоэлевации" в лечении детских неврозов, утверждают, что одной из основных неврозообразующих причин является конфликт между генетически передаваемой родовой памятью или "архитипом", как бы сказал К. Юнг, и агрессивно навязываемые нам массовой культурой, чуждые российскому мироустроению, западные ценности (см: Медведева И. Шишова Т. "Дети нашего времени" Москва, 2003).

Истоки детских неврозов коренятся в утрате возвышенных идеалов, патетике героизма, свойственных российской культуре. Само происхождение слова "культура" означает культ- ура, что в переводе с церковно- славянского означает свет, правда, истина. Наши воины, защищая свою Отчизну, кричат в бою: "УРА!", призывая на помощь силы света, правды и истины.

Дело в том, что в подростковом возрасте дети отчаянно нуждаются в возможности проявить свой героизм, социальную значимость для обретения смысла жизни и своей роли в мире. Прагматизм, индивидуализм, приземленность западных ценностей, несоответствие природе души российского человека, провоцирует бессознательный протест и желание некоторой части подростков удовлетворения героических стремлений деструктивными способами: приемом наркотиков, участием в криминальных сообществах и т.п..

Большинство западных технологий профилактики ПАВ и ВИЧ/СПИДа противоречат российскому мировосприятию, кроме того, они " раскачивают" и культивируют эгоистические, гедонистические, сугубо плотские ценности у наших детей, обесценивают традиционные российские ценности, необходимые для здоровья человека: стыдливость, целомудрие, доброту, щедрость, милосердие, кротость, жертвенность, патриотизм, все то, что собственно и делает его Человеком и приближает к святости.

Зачастую западные технологии формируют и запускают механизм зависимостей, а не профилактируют, поощряют грех, а не возвышают его на уровень добродетели (в соответствии со святоотеческим учением, грех есть извращенная добродетель), на чем основан метод "психоэлевации".

Вместо воспитания, происходит "низ-питание", отчуждение истинного в человеке, способствуя наркотизации, алкоголизации и росту суицидов.

Анализируя причины наркотизации и алкоголизации детей и молодежи иеромонах Анатолий Берестов, руководитель Душепопечительского Центра святого Иоанна Кронштадтского, доктор медицинских наук, говорит, что "непризнание государством и обществом роли религиозной духовности в психологическом, морально-этическом, культурном и интеллектуально-образовательном отношении в воспитании приводит общество к вырождению и вымиранию".

На сколько это важно, свидетельствует статистика Центра: с августа 1998 г. по настоящее время через Центр прошло 3500 человек, среди них детей из традиционно-верующих семей было всего 5 человек. Это всего лишь 0,013%!

Наш собственный десятилетний консультативный и реабилитационный опыт психологической помощи наркозависимым и созависимым также свидетельствует: из 500 семей, обратившихся с 1986 по 2006гг к специалистам Областной общественной организации "Родители за будущее без наркотиков", не было ни одной традиционно верующей семьи, зато были профессорские, учительские, адвокатские и другие семьи, а наркоманами становились и золотые медалисты, и чемпионы Европы, и общественные деятели.

Все это мы написали лишь для того, что бы каждый родитель и педагог знал, где и в чем главная защита от деструктивной зависимости наших детей. И уж если из такой беды и пропасти как наркомания вызволяет вера, то, может быть, не стоит сопротивляться духовному пробуждению и росту наших детей.

Всегда помните: "СВЯТО МЕСТО ПУСТО НЕ БЫВАЕТ", так пусть в нем живет любящий БОГ, а не какая-нибудь нечисть.



Старый стиль 27Ноябрь воскресенье Новый стиль) 10Декабрь Неделя 27-я по Пятидесятнице. Глас 2. Рождественский пост. Разрешается рыба. Совершается служба с полиелеемИконы Божией Матери, именуемой "Знамение". Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомЗнамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом (1170). Совершается служба на шестьВмч. Иакова Персянина (421). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Палладия Александрийского (VI-VII). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомОбретение мощей блгв. кн. Новгородского Всеволода, во св. Крещении Гавриила, Псковского чудотворца (1192). Совершается служба на шестьСвт. Иакова, еп. Ростовского (1392). Блж. Андрея Симбирского (1841). Собор новомучеников и исповедников Радонежских. Прмчч. 17-ти монахов в Индии (IV). Прп. Романа чудотворца (V). Сщмчч. Николая, архиеп. Владимирского, Василия, Бориса, Феодора, Николая, Алексия, Иоанна, Сергия, Иоанна, Сергия, Николая, Димитрия, Владимира, Иоанна пресвитеров, прмчч. Иоасафа, Кронида, Николая, Ксенофонта, Алексия, Аполлоса, Серафима, Никона и мч. Иоанна (1937). Икон Божией Матери "Знамение": Курской-Коренной (1295), Абалацкой (1637), Царскосельской, Верхнетагильской (1753), именуемой "Корчемная" (XVIII), Серафимо-Понетаевской (1879). Евангельские ЧтенияУтр. - Ев. 5-е, Лк., 113 зач., XXIV, 12-35. Лит. - Еф., 233 зач., VI, 10-17. Лк., 71 зач., XIII, 10-17. Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1-7. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28. Молитвы Тропарь благоверного князя Всеволода-Гавриила, Псковского чудотворцаглас 4Наста днесь всечестный новый праздник,/ пренесение честных мощей/ блаженнаго князя Гавриила,/ веселящи изрядно всех благочестивых множества,/ темже, вси вернии,/ сошедшеся во святый храм Живоначальныя Троицы, возопием:/ блаженне княже Гаврииле,/ имея дерзновение ко Христу Богу,/ моли спастися празднующим любовию память твою. Кондак благоверного князя Всеволода-Гавриила, Псковского чудотворцаглас 8Возвеселися, Христова церковь,/ имущи в себе источника чудесем обильна./ Днесь, любовию сошедшеся в тя, людие твой,/ в пренесение честных мощей блаженнаго князя Гавриила,/ воспоем песнь единому Богу в Троице, радующеся,/ сподобльшаго нас видети пречестное сокровище, мощи его,/ от мног лет сокровенны, напоследок же нам явлены./ Яко да молитвами его к Богу от всех находящих зол избавимся/ и радостною душею и веселием сердца/ благодарная воспоем, глаголюще:/ радуйся, утверждение граду нашему. Тропарь великомученика Иакова Персянинаглас 4Мучении странноужасными и доблестию терпения/ всех преудивил еси, многострадальне,/ над коимждо составом удеси резания,/ благодарны мольбы предивне изрекл еси Господу./ Тем, во страдании твоем венец прием,/ к Престолу возшел еси Небеснаго Царя Христа Бога, Иакове,// Того моли спасти души наша. Кондак великомученика Иакова Персянинаглас 2Уверився доброю сопружницею, терпеливодушне,/ и Страшнаго Судища убоявся,/ персское повеление и страх, Иакове, поплевал еси/ и явился еси мученик честный,// телом, яко розга, режем. Тропарь святителям Ростовскимглас 4Святителие премудрии,/ паствы вашея учителие богопросвещеннии,/ веру евангельскую в людех преумножившия,/ любве Небесныя на земли достоподражательнии образи,/ люди страны Ростовския и Ярославския приобщавшии спасению,/ служителие воистинну Божий/ и сопричастницы апостолов достойнии явилися есте,/ Леонтие священномучениче, Исаие, Игнатие, Иакове, Феодоре/ и златословесниче Российский Димитрие,/ Христа Бога молите/ о архиереех, на престоле вашем преемницех,/ о людех, благочестно вас почитающих,/ о стране нашей православной/ и о всей Христовой Церкви. Тропарь святителя Иакова, епископа Ростовскогоглас 4Избран от юности Богови быв,/ святителю Иакове,/ сего ради архиерейства саном почтен,/ упасл еси люди, яже тебе Богом врученныя./ Темже и по преставлении / чудес дарования от Бога приял еси/ исцеляти различныя недуги./ Моли о нас, совершающих честную память твою,/ да тебе непрестанно величаем. Кондак святителям Ростовскимглас 4Новаго Завета Бога с человеки хранителие,/ евангельских заповедей исполнителие,/ в добрых делех совершеннии,/ святителие мудрии, преподобнии и праведнии Богоноснии,/ землю Ростовскую и Ярославскую/ облагоухавшии молитвами,/ именуемии вси и неименуемии,/ явленнии и сокровеннии,/ предстояще Живоначальней Троице,/ не отступайте от нас духом/ и Божественное милосердие преклоните к нам,/ да с дерзновением славу в Вышних Богу вси приносим,/ да пребудет на земли мир нерушимый,/ любовь же и благоволение/ посреде всех человек. Кондак святителя Иакова, епископа Ростовскогоглас 8Яко архиереев сопрестольник/ и святителем изрядный поборник был еси, святителю Иакове,/ непрестанно сохраняй отечество твое, град же и люди,/ тебе верою почитающия и честным мощем твоим покланяющияся,/ да велегласно тебе вопием:/ радуйся, Иакове Богомудре. Показать ещё молитвы Тропарь преподобного Палладияглас 1Монашествовав Богоугодно, Богоносне отче наш,/ молитвою и постом Бога взыскал еси/ и был еси приятелище чисто Духа,/ блистая верным добродетельныя зари,/ имиже просвещавши вся чтущия тя./ Слава прославлъшему тя Христу,/ слава Укреплыыему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеление. Тропарь Божией Матери пред иконой Ее 'Знамение'глас 4Яко необоримую стену и источник чудес/ стяжавше Тя, раби Твои,/ Богородице Пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем./ Темже молим Тя:/ мир граду Твоему даруй// и душам нашим велию милость. Кондак Божией Матери пред иконой Ее 'Знамение'глас 4Честнаго образа Твоего знамение/ празднующе людие Твои, Богородительнице,/ имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси,/ темже Тебе верою взываем:// радуйся, Дево, христиан похвало. Кондак Божией Матери пред иконой Ее Абалацкой (Знамение)глас 4Честнаго образа Твоего знамение празднующе людие Твои, Богородительнице, имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси. Темже Тебе верою взываем: радуйся, Дево, христиан похвало. Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Знамениеглас 4Яко необоримую стену и источник чудес/ стяжавше Тя раби Твои,/ Богородице пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем./ Темже молим Тя:/ мир граду Твоему даруй/ и душам нашим велию милость. Кондак Божией Матери пред иконой Ее Знамениеглас 4Честнаго образа Твоего знамение празднующе людие Твои, Богородительнице, имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси. Темже Тебе верою взываем: радуйся, Дево, христиан похвало. Службы11 февраля: Святого священномученика Власия. Преподобного Димитрия, Прилуцкого чудотворца. Святого благоверного великого князя Всеволода, во святом крещении Гавриила 22 апреля: Преподобного Феодора Сикеота. И пренесение мощей благоверного великого князя Всеволода, во святом крещении Гавриила 27 ноября: Святого великомученика Иакова Персянина. Преподобного Палладия. Служба знамения Пресвятой Богородицы, бывшего в Великом Новгороде. Святителя Иакова, епископа Ростовского Сайты приходов: Абаканская епархия:Знаменский храм-часовня г. Абакан Приход в честь иконы Божией Матери "Знамение" с. Знаменка Альметьевская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Новая Михайловка Архангельская епархия:Храм во имя иконы Божией Матери "Знамение" пос. Сосновка Астанайская епархия:Храм в честь Абалацкой иконы Божией Матери "Знамение" пос. Карабулак Барнаульская епархия:Знаменский женский монастырь г. Барнаул Храм Абалацкой иконы Божией Матери с. Кулунда Бежецкая епархия:Храм Спаса Всемилостивого с. Сутоки Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Ильинское Храм иконы Божией Матери "Знамение" дер. Вырец Белевская епархия:Храм Иконы Божией Матери "Знамение" с. Страхово Берлинско-Германская епархия:Храм Курской Коренной иконы Пресвятой Богородицы "Знамение" г. Ульм Борисоглебская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери именуемой "Знамение" с. Губари Собор в честь иконы Божией Матери "Знамение" г. Борисоглебск Брянская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Добрик Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Скуратово Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Игрицкое Бузулукская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Аксаково Молитвенный дом иконы Божией Матери "Знамение" с. Соболево Валуйская епархия:Храм иконы Божьей Матери "Знамение" пос. Уразово Великолукская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Камено Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Аксёново Виленская и Литовская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" г. Вильнюс Владимирская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" г. Суздаль Храм Троицы Живоначальной дер. Погребищи Волгоградская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" на Зеленом кольце г. Волгоград Воронежская епархия:Храм Иконы Божией Матери "Знамение" при Архиерейском доме г. Воронеж Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Лебяжье Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Александpовка Храм в честь Вознесения Господня с. Вознесенка Выксунская епархия:Храм Николая Чудотворца пос. Виля Храм в честь "Знамение" иконы Божией Матери пос. Сарма Храм иконы Божией Матери "Знамение" пос. Ардатов Храм Троицы Живоначальной с. Аламасово Вяземская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Знаменка Вятская епархия:Царево-Константиновский (Знаменский) храм г. Киров Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Пасегово Гатчинская епархия:Храм Иконы Божией Матери "Знамение" с. Красные Горы Городецкая епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" дер. Асташиха Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" пос. Керженец Губкинская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Красный Куток Храм иконы Божией Матери "Знамение" г. Губкин Днепропетровская епархия:Знаменский женский монастырь с. Вербовское Елецкая епархия:Знаменский епархиальный женский монастырь г. Елец Храм Иконы Божией Матери Знамение с. Докторово Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Спешнево-Ивановское Енисейская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Чалбышево Храм иконы Божией Матери "Знамение" (Абалацкая) пос. Абалаково Запорожская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" с. Великая Знаменка Златоустовская епархия:Знаменский храм с. Верх-Катавка Иркутская епархия:Знаменский женский монастырь г. Иркутск Кафедральный собор иконы Божией Матери "Знамение" г. Иркутск Казанская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Емельяново Калужская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" с. Трубино Храм Рождества Христова дер. Нижние Вялицы Кемеровская епархия:Кафедральный собор иконы Божией Матери «Знамение» г. Кемерово Киевская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" г. Киев Кинешемская епархия:Храм Преображения Господня г. Кинешма Козельская епархия:Храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы г. Козельск Костромская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение". Знаменский женский монастырь г. Кострома Храм Смоленской иконы Божией Матери "Одигитрия" с. Арменки Ильинский храм на Русиной г. Кострома Красноярская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» (Абалацкая) г. Дивногорск Криворожская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" г. Никополь Кудымкарская епархия:Храм иконы Божьей Матери "Знамение" с. Сива Курская епархия:Знаменский Собор г. Курск Храм Иконы Божией Матери Знамение с. Тазово Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь с. Пригородняя Слободка Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Колодное Липецкая епархия: Приход Знаменского храма с. Вешаловка Махачкалинская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" г. Хасавюрт Московская епархия (городская):Храм Троицы Живоначальной в Карачарове г. Москва Храм иконы Божией Матери «Знамение» Преображенский храм с. Крымское Серафимо-Знаменский скит с. Битягово Храм иконы Пресвятой Богородицы "Знамение" в Аксиньино г. Москва Храм иконы Божией Матери "Знамение" г. Москва Храм иконы Божией Матери "Знамение" г. Москва Храм в честь иконы Божией Матери, именуемой «Знамение» в Перово г. Москва Мужской Монастырь Вознесенская Давидова Пустынь пос. Новый быт Храм Петра и Павла у Яузских ворот г. Москва Храм Знамения иконы Божией Матери - на Шереметевом дворе г. Москва Храм Рождества Христова с. Иудино Храм иконы Божией Матери "Знамение" в Переяславской слободе г. Москва Храм Иконы Божией Матери "Знамение" в Ховрине г. Москва Храм Иконы Божией Матери Знамение с. Знаменское Храм иконы Божией Матери "Знамение" г. Москва Храм иконы Божией Матери "Знамение" г. Москва Храм Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Ясеневе г. Москва Храм "Знамения" иконы Божией Матери в Кунцево г. Москва Храм иконы Божией Матери "Знамение" в Захарьино г. Москва Храм Курской-Коренной иконы Божией Матери г. Москва Знаменский храм с. Аннино Московская епархия (областная):Знаменский храм дер. Лисинцево Храм Иконы Божией Матери "Знамение" в Знаменском-Губайлове г. Красногорск Знаменский храм с. Кузьминское Знаменский храм дер. Марьино Знаменский храм дер. Матвейково Знаменский храм пос. Росхмель Храм Иконы Божией Матери Знамение с. Старая Кашира Знаменский храм дер. Знаменская Храм Иконы Божией Матери Знамение с. Ивановское Храм Иконы Божией Матери Знамение дер. Трусово Храм Иконы Божией Матери Знамение дер. Долматово Храм иконы Божией Матери "Знамение" дер. Голубое Храм Иконы Божией Матери "Знамение" дер. Новое Храм Рождества Богородицы на Возмище г. Волоколамск Храм в честь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа г. Серпухов Храм Иконы Божией Матери "Знамение" с. Лобаново Храм иконы Божией Матери "Знамение" дер. Алешино Храм Александра Невского г. Егорьевск Храм Иконы Божией Матери Знамение с. Холмы Знаменский храм с. Непецино Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Амерево Нижегородская епархия:Храм Иконы Божией Матери "Знамение" г. Бор Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" г. Балахна Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" г. Арзамас Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Ломовка Новгородская епархия:Храм иконы Божией Матери “Знамения” с. Любыни Новосибирская епархия:Храм в честь иконы Божией-Матери "Знамение-Абалацкая" г. Новосибирск Одесская епархия:Храм иконы Божией Матери "Курская-Коренная" г. Одесса Омская епархия:Храм иконы Божьей Матери Знамение г. Омск Храм иконы Пресвятой Богородицы "Знамение" г. Омск Орловско-Болховская епархия:Храм Иконы Божией Матери "Знамение" (Курская-Коренная) г. Орел Знаменский храм пос. Знаменское Знаменский храм г. Мценск Отрадненская епархия:Храм в честь иконы Пресвятой Богородицы 'Знамение' с. Челно-Вершины Пензенская епархия:Храм иконы Божией Матери «Знамение» с. Знаменское Переславская епархия:Храм Николая Чудотворца с. Лыченцы Храм иконы Божией Матери "Знамение" г. Переславль-Залесского Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы. Феодоровский монастырь г. Переславль-Залесский Песоченская епархия:Храм в честь иконы Пресвятой Богородицы "Знамение" дер. Ольхи Петрозаводская епархия:Храм во имя иконы Пресвятой Богородицы "Знамение" г. Петрозаводск Псковская епархия:Храм Николая Чудотворца в Любятово г. Псков Храм святителя Николая дер. Верхний Мост Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Дубровно Рыбинская епархия:Храм Иконы Божией Матери "Знамение" с. Покров Храм Спаса Нерукотворного образа с. Михаил-Архангел Кафедральный собор Спаса Преображения г. Рыбинск Самарская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" с. Черноречье Санкт-Петербургская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" в Царском Селе г. Пушкин Саранская епархия:Иоанно-Богословкий Макаровский мужской монастырь с. Макаровка Саратовская епархия:Храм Сошествия Святого Духа г. Саратов Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Черкасское Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" с. Озерки Сердобская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Знаменское Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Долгоруково Симбирская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" пос. Ляховка Славгородская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Знаменка Смоленская епархия:Храм Иконы Божией Матери Знамение с. Знаменка Ставропигиальные монастыри РПЦ:Свято-Троицкий Анзерский скит Соловецкого монастыря Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь г. Москва Храм иконы Божией Матери "Знамение". Новоспасский монастырь г. Москва Ставропольская и Невинномысская епархия:Храм иконы Божией Матери «Знамение» с. Надежда Тамбовская епархия:Сухотинский Богородице-Знаменский женский монастырь пос. Сухотинка Тарская епархия:Храм иконы Божией Матери «Знамение» (Абалакская) с. Знаменское Храм Рождества Христова пос. Большие Уки Тверская епархия:Храм Троицы Живоначальной г. Торжок Храм Вознесения Господня г. Осташков Храм Воскресения Словущего с. Красная Гора Храм Иконы Божией Матери "Знамение" дер. Савватьево Храм иконы Божией Матери "Знамение" дер. Броды Храм иконы Божией Матери "Знамение" пос. Раёк Тираспольско-Дубоссарская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери Знамение (Новгородская) г. Бендеры Тихвинская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" пос. Турыгино Храм иконы Божией Матери "Знамение" г. Тихвин Тобольская епархия:Абалакский Знаменский монастырь с. Абалак Молельный дом в честь иконы Божией Матери «Знамение» с. Новая Заимка Знаменский кафедральный собор г. Тюмень Томская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери Знамение (Абалакская) г. Томск Тульская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" пос. Волово Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Знаменское Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" г. Тула Урюпинская и Новоаннинская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" ст. Зотовская Ханты-Мансийская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" г. Ханты-Мансийск Храм Покрова Пресвятой Богородицы г. Ханты-Мансийск Херсонская епархия:Храм Иконы Божией матери "Знамение" г. Херсон Чебоксарская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Ядрино Челябинская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" с. Воскресенское Черняховская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" пос. Знаменск Шуйская епархия:Троицко-Знаменский храм пос. Лежнево Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" с. Дорожаево Храм пресвятой Троицы с. Писцово Южно-Американская епархия:Храм Курской Коренной иконы Пресвятой Богородицы "Знамение" г. Валенсия Южно-Сахалинская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Чехов Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Рыбацкое Якутская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" пос. Чокурдах Яранская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" мест. Знаменка Ярославская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" г. Ярославль Собор Зачатия Анны. Спасо-Яковлевский Дмитриев мужской монастырь г. Ростов Великий Храм Иакова Ростовского. Спасо-Яковлевский Дмитриев мужской монастырь г. Ростов Великий
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.07140 c.