Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество «Трезвение» » 10 лет Обществу "Трезвение" »

17.07.2017 | Подводим итоги, намечаем перспективы

14.07.2017 | Царские Дни (16 июля 2017)

29.06.2017 | Руководитель отдела по утверждению трезвости протоиерей Игорь Бачинин побывал в палаточном лагере следопытов «Княжества»

31.05.2017 | Мы — вместе: общественные организации Сибири объединяются.

- -

«Трезвое слово» №2 (№14)

План работы Общества «ТРЕЗВЕНИЕ» на 2009 год

- -
10 лет Обществу "Трезвение"

- -  

Духовно - нравственные аспекты здорового образа жизни

Священник Сергий Рыбчак
 
С каждым днем убеждаешься, что мы живем в перевернутом мире. В мире, где шкала ценностей опрокинута, где добро названо злом, и зло добром, жизнь смертью, и смерть жизнью. Ценности, основанные на религиозном нравственном идеале по-прежнему еще остающиеся традиционными для большинства людей в нашей стране, продолжают подвергаться систематическому поруганию, а новые моральные нормы, не укорененные в традиции и противоречащие самому человеческому естеству, внедряются в массы. У миллионов нерожденных младенцев отнимают жизнь, идеалы семьи, брака, супружеской верности, чадородия осмеиваются и оплевываются, а сексуальные извращения и “свободная любовь” активно пропагандируются и поощряются. И если пьянство и наркомания вызывают осуждение в современном обществе, то только потому, что другим мешают наслаждаться “здоровым” образом жизни.

Когда мы говорим о здоровье, мы прекрасно понимаем, что это действительно та база на которой может быть построена вся жизнедеятельность человека. Но в современном мире обращают внимание больше на физическое здоровье, в меньшей степени на душевное и совсем нет понятия о здоровом духе.

Огромная вина в этом лежит на эпохе воинствующего безбожия в прошлом и гуманистическом либерализме сегодня, в этом причина такого разгула страстей и деградации общества. Под этим влиянием находится и вся система образования в нашей стране, которая видит выполнение своей задачи только в том, чтобы дать сумму знаний, а не в том чтобы помочь человеку приобрести истинное мировоззрение. А это самое главное, ведь мировоззрение, как система принципов, взглядов и убеждений, определяет жизненные ценности человека. Именнов нем формируется отношение к семье, работе, обществу, к здоровью, в том числе к любой проблеме - зависимости, болезни, страсти.

Важнейшим вопросом мировоззрения всегда будет вопрос о смысле жизни, для чего живет человек? Без ответа на этот вопрос нельзя вообще говорить ни о каком здоровье, ни о телесном, ни о душевном, ни о духовном.

Наиболее отчетливо несостоятельность материалистического и гуманистическо-либерального мировоззрения заметна в отношении к болезни и смерти. Отождествление своего “я” с физическим телом и отрицание жизни души после смерти приводит к отношению к болезни, как катастрофе, а любое страдание воспринимается, как зло и абсурд, неминуемо приводит к поиску любого средства избавления от них, вплоть до суицидов.

Следует отметить, что признавая приоритет духовной жизни, христианское мировоззрение отводит достаточно почетные места и душевным проявлениям и телу, в отличие от крайностей восточного язычества и оккультизма, где тело воспринимается как темница души. Тело в христианстве - часть единого целого, но оно должно быть служанкой, а не госпожой. “Природа умная и бессмертная сокрыта в тленном теле нашем для того, чтобы в нем и через него обнаруживать свои действия”, - утверждает прп. Антоний Великий.

Вот эта “природа умная и бессмертная” как уровень высокого самоосознания своего “Я”, которое не сводится ни к явлениям внешнего мира, ни к телесным действиям, ни к душевной жизни открывает подлинно духовную жизнь с приоритетами веления совести, с верой в Промысел Божий. Отсюда начинается истинное духовное здравие, как путь ко спасению.

В своей пастырской практике, анализируя духовно-психологическую сторону жизни семей, я заметил, что в подавляющем большинстве юноши и девушки, обращающиеся к нам за помощью происходили из безрелигиозных семей, не имеющих никакого понятия о Боге, религии, духовной жизни, заповедях Божьих. Практически никто из них не имел понятия, о том, что такое грех, добродетель, целомудрие. Основные пороки общества были присущи практически всем молодым людям. Пастырское попечение о них показало, что никто из них не имел никакого понятия о том, что такое блуд и прелюбодеяние, как грех. Все обратившиеся к нам по проблеме наркомании и алкоголизма вели блудный образ жизни, который подростки начинали с 14-16 лет, а девочки с 12-13, и были в этом отношении гораздо активнее ребят. Никто из молодых людей и подростков не считал такую жизнь греховной, и большинство удивлялись, узнавая, что блуд и прелюбодеяние - это грех. Почти все они заявляли, что это естественная нормальная жизнь человека и лишать себя этого греха не соглашались. Однако, в процессе воцерковления и знакомства с Законом Божьим многие из них соглашались с тем, что это грех и считали, что нельзя покончить с наркоманией и алкоголизмом, не покончив со всеми своими страстями, в том числе и табакокурением.

Если и были религиозные семьи, то религиозность эта носила вторичный характер, как реакция семьи на несчастье, вторгнувшееся в нее. Из 60-ти молодых людей, обратившихся к нам по поводу наркомании, из традиционно верующих семей было лишь единицы. Обращает, однако, на себя то, что в тех семьях, когда родители становились верующими, процесс реабилитации молодых людей значительно облегчался или молодые люди под влиянием молитвы родителей обращались за помощью в ДПЦ сами.

К нам приходят люди так называемые верующие в душе или в принципе признающие Бога, а также неверующие, но лояльно относящиеся к Церкви, или желающие поверить в Бога. Наша практика общения с ними показывает, что в процессе активной работы с ними, они становятся верующими и даже активно воцерковляются. Было несколько случаев, когда к нам приходили молодые люди из мусульманских семей, не нашедшие ни понимания своим проблемам, ни помощи со стороны своих единоверцев. Они пришли к нам с надеждой, что может быть, хоть у православных найдут поддержку и помощь. И надежды их оправдались. Следует отметить, однако, что те молодые люди, которые не принимают веру и скептически относятся как к вере, так и к возможности исцеления, не удерживаются у нас и со скепсисом покидают ДПЦ.

До 75% молодых людей вели криминальный образ жизни с целью добывания денег для наркотиков, а остальные либо брали деньги у родителей (в состоятельных семьях), либо занимались распространением наркотиков с целью иметь их для себя. Криминальный образ жизни проявлялся от мелких краж, угонов автомобилей, и краж автомобильных аксессуаров до работы в организованных преступных группировках. Можно смело утверждать, что процент молодых людей, связанных с криминальным миром был выше и вполне может достигать значения 85-90.

Таким образом, мы можем утверждать, что основная причина наркомании и алкоголизма является не медико-биологической и не социально-экономической, а духовно-социальной и, в первую очередь, духовной. Наркомания и акоголизм - это не болезнь, в первую очередь, а грех, и болезнь только во вторую очередь. Это результат греховного образа жизни, жизни без Бога и вопреки Богу. Грехи порождают определенный образ жизни. Как вере соответствует определенный образ жизни, так и жизни вне веры соответствует свой образ жизни, который создает психический стереотип, программируя соответствующее поведение и создавая психотип человека, как бы запрограммировавший его на вполне определенный - греховный образ жизни. Таким образом, в психику или в душу человека вложена грехом программа и эту программу создал сам человек, конечно при участии внешних воздействий семейного поведения, воздействия улицы, средств массовой информации, научения средой обитания, т. е. улицей, школой, друзьями. И эта программа работает, заставляя жить именно так, как она составлена. Наша задача - изменить программу, вложенную в душу, т.е. изменить образ жизни, изменить “начинку” души, изменить психотип наркомана, его мировоззрение. Этого нельзя достичь лечением, ибо грех не лечится. Можно ли вылечить грех, скажем, блуда или сребролюбия? Невозможно. С грехом можно бороться, его можно победить, умалять, его можно забивать. (Не забыть, а забывать). Поэтому в процессе реабилитации наркомании и алкоголизма мало добиться прекращения приема наркотика и алкоголя. Это не есть исцеление. Рано или поздно та программа сработает. Наша задача - изменить программу, вложенную в душу грехом, изменить образ жизни, заложенный программой греха, изменить психотип. Но это - сложная задача, непосильная медицине, но посильная благодати Божией, которую человек получает в Церкви по вере своей. Мы знаем, что ни один грех не совершается без нашей собственной воли, значит надо менять, укреплять волю человека. В состоянии страсти человек является ее рабом, и его воля здесь бессильна. По мнению святых отцов, в состоянии страсти человек бессилен что-либо сделать своей волей. Но, вот здесь-то как раз и приходит на помощь благодать Божия, когда человек обращается к Богу.

Конечно, благодать Божия действует на каждого человека и исправляет, казалось бы, неисправимого грешника. Но этот процесс исправления грешника не является односторонним: требуется и активная работа самого грешника по своему исправлению. Промысел Божий, безусловно, руководит этим процессом, но человеческий фактор, вне всякого сомнения, играет далеко не последнюю роль.

И заблуждаются те священники и верующие, которые думают, что только молитвой и чудом, т.е. непосредственным вмешательством Божиим, можно помочь этим несчастным. Промысел Божий лучше всего проявляется в том случае, когда человек открывает двери своей души идущему к нему Богу и сам идет к Нему. Один из бывших наркозависимых сказал: "Чтобы избавиться от зависимости, надо сделать к Богу 5 шагов. Но человеку важно сделать один шаг, остальные четыре сделает Бог к человеку". И это удивительно верно. Господь пришел не праведников спасти, но грешников и первый, кто оказался с Ним в раю - разбойник, то есть великий грешник. Но и он оказался с Богом в раю потому, что первый сделал шаг к Нему и признал себя грешником, то есть покаялся.

Реабилитация наркозависимых, основанная на православном понимании основной причины развития наркомании, дает удивительные результаты. Направлена реабилитация не на применение медицинских мероприятий, а как мы уже сказали, на изменение “греховной программы” души, на изменение мировоззрения, на активное воцерковление, на соединение души человека с Богом.Возможно ли это?

Наркоман и алкоголик - человек сугубо греховный, нарушающий все заповеди Божий. Но, по слову апостола Павла, там, где изобилует грех, преизобилует Благодать Божия. Когда наркоман приходит впервые в храм, у него нет еще веры. И в этом случае действует не вера, а Благодать Божия, а вера приходит уже потом. [Мы часто наблюдали, как после первой же исповеди и причастия молодой человек часто перестает употреблять наркотики, у него исчезает тяга к ним, нередко при этом он также перестает курить, пить и материться. И с этого времени в нем появляется и горячая вера в Бога.

Наш опыт реабилитации наркозависимых показал, что при активном воцерковлении, ведении духовного образа жизни, выхода из наркоманической социальной среды прекращают употреблять наркотики от 65до 85%. А навсегда ли они прекращают наркоманить? Если исходить из взгляда на наркоманию как на грех и греховный образ жизни, то следует и признать: с грехом надо бороться всю жизнь. Грех не лечится, с ним борются духовными методами, и в борьбе с грехом помогает Благодать Божия. Пока человек с Богом и в Церкви, он живет без наркотиков. Если он отходит от Церкви и Бога, то он, по слову апостола Петра, как пес возвращается на свою блевотину.

Сегодня каждый верующий человек должен задуматься о своем будущем и о будущем своего потомства, своей страны, цивилизации. Религиозным людям необходимо осознать особую ответственность, которая на них возложена, и вступить в диалог с секулярным мировоззрением, если же диалог с ним невозможен - то в открытое противостояние ему.

Верующие должны напомнить апологетам западной цивилизации о том мировоззренческом выборе, от которого напрямую зависит, как сама цивилизация, так и истинное здоровье нации. Суть этого выбора невозможно выразить точнее, чем это сделал Моисей, обращаясь к народу израильскому: "Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло. Если будешь слушать заповеди Господа Бога твоего... то будешь жить и размножишься, и благословит тебя Господь Бог твой... Если же отвратится сердце твое, и не будешь слушать, и заблудишь... то я возвещаю вам сегодня, что вы погибнете и не пробудете долго на земле... Во свидетели перед вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, чтобы жил ты и потомство твое..."



Старый стиль 12Июль вторник Новый стиль) 25Июль Седмица 8-я по Пятидесятнице. Глас 6. Поста нет. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМчч. Прокла и Илария (II). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Михаила Малеина (962). Мц. Голиндухи, во св. Крещении Марии (591). Прпп. Иоанна (998) (Груз.) и Гавриила (X) (Груз.) Святогорцев. Мчч. Феодора варяга и сына его Иоанна, в Киеве (983). Прп. Арсения Новгородского (1570). Прп. Симона Воломского (1641). Совершается служба с полиелеемИконы Божией Матери, именуемой "Троеручица" (VII). Евангельские ЧтенияУтр. - Лк., 4 зач., I, 39-49, 56 . Лит. - 1 Кор., 144 зач., X, 5-12. Мф., 66 зач., XVI, 6-12. Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5-11. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28.* Чтения Пресвятой Богородицы (на утрене и литургии) читаются, если совершается служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица». Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (1 Кор. 10, 5-12; Мф. 16, 6-12). "Берегитесь закваски фарисейской и саддукейской", сказал Господь. Саддукеи - образец беспечности; фарисеи - представители людей, носящих лицо ревнителей. Те ничего не делают, а эти будто и хлопочут, но на деле у них ничего не выходит. У нас на них походят увлекающиеся идеями гуманности. Послушать, так только и речей что о благе народа, а народу никакого блага от этого не прибывает, ибо только говорят, а не делают. У них гуманность напускная, показывают только вид, что имеют ее, а в сущности это эгоисты. Речи не требуют жертв - ну, они и расточают их, а коснись дело до жертв, они и назад. Нынче почти все лицедеи; одни перед другими рисуются, как ревнители блага и особенно просвещения, и все остаются очень довольны когда успеют засвидетельствовать словом, что они действительно таковы. Оттого у нас коль скоро появится какое либо благотворительное начинание - толки подымутся повсюду, а дело все-таки не спеется. Жертв от них не жди; им нужды нет до других, лишь бы их дела шли хорошо. Но бывает и так, что не ломая головы над планами облагодетельствования ближних, они жертвуют лишь бы отделаться. То и другое осудил Господь, а велел нам преисполняться искреннею любовью друг к другу, которая не любит рисоваться. Молитвы Ин тропарь преподобного Арсения Новгородскогоглас 4Отечество свое и род оставил еси,/ Христу прилепися,/ и Великаго Новаграда достигл еси,/ и в нем во юродстве трудолюбное твое тело изнурил еси/ многим постом и воздержанием,/ и пророчествия дар прияти сподобися,/ и многошвенныя ризы изволил еси на себе носити,/ и, тело в нем предложив,/ обитель себе в премирнем Царствии у Христа, всех Бога, сотворил еси./ Егоже моли, святе Арсение преподобне,/ Церкви и стране нашей в мире пребывати от всех навет вражиих,/ ущедрити нас, почитающих твое торжество,/ и спасти души наша. Кондак мучеников Прокла и Иларияглас 4Яко денница звезда, возсия/ мучеников Прокла и Илария/ честное страдание,/ предозаряющи нас чудес светлостьми./ Темже празднуем память вашу:/ Христа Бога молите,// да спасет души наша. Тропарь мучеников Феодора варяга и сына его Иоаннаглас 2Страстотерпцы Господни,/ Феодоре со Иоанном отроком, славнии!/ Блаженна земля Русская, напившаяся кровьми вашими,/ и радуется отечество наше,/ в немже вы первии, идолы посрамивше,/ Христа со дерзновением исповедаете/ и за Него пострадаете./ Того, яко Блага, молите,/ до скончания века в стране нашей Церковь Православную непоколебиму утвердити/ и всех русских людей во истинней вере и благочестии сохранити. Тропарь преподобнаго Михаила Малеинаглас 8Крилами мысленными к Боговедению возлетев разумно,/ мятеж мира оставил еси, блаженне,/ презрев плоти мудрования,/ мудрость Вышнюю взыскал еси, еже жити с Богом,/ и всем образ дав собою, глаголя:/ добро есть с Богом жити, Михаиле преподобне. Ин тропарь преподобнаго Михаила Малеинаглас 8В тебе, отче, известно спасеся, еже по образу:/ приим бо крест, последовал еси Христу/ и, дея, учил еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней./ Темже и со Ангелы срадуется, преподобне Михаиле, дух твой. Кондак преподобного Михаила Малеинаглас 2Плотскую тяготу утончил еси делы,/ душевную же быстрость вперил еси просвещением, Михаиле,/ и явился еси Троице жилище,/ Юже зря, блаженне, ясно,// моли непрестанно о всех нас. Показать ещё молитвы Тропарь преподобного Симона Воломскогоглас 4От юности твоея вперив ум твой к Богу, блаженне Симоне,/ мира же отвергся, вселился еси в пустыню непроходимую,/ и тамо, от Господа укрепляемь,/ в молитвах и пощениих доблественне пожил еси,/ и жизнь твою страдальчески/ убиением от сынов противления скончал еси./ Сего ради со преподобными и мученики венчался еси,/ с ними же и ныне предстоиши Престолу Пресвятыя Троицы./ Сию моли, молим тя,/ оставление подати согрешений наших/ и даровати нам велию милость. Кондак преподобного Симона Воломскогоглас 8Возложив себе Богу, паче всех возлюбленному,/ от юности, преподобномучениче, Тому от всея души любовию последовал еси,/ мира же тленная ни во что же вменив,/ и в непроходимую пустыню вселился еси,/ и в ней добре противу невидимаго врага подвизався,/ и, яко светозарное солнце, во вся концы возсиял еси,/ и от человеков ненавистных нуждную смерть, и мечное посечение,/ и ножи разбодение, и огненное опаление приял еси,/ и, радуяся, пришел еси к Небесным чертогом./ И ныне со Безплотными лики Владычнему Престолу предстоя,/ поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти:/ радуйся, Симоне преподобне, пустынный жителю. Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Троеручицаглас 4Днесь светло красуется царствующий град Москва,/ имеющи в себе, о Всемилостивейшая, всея твари Честнейшая,/ Заступнице наша Дево Богородице,/ честный образ Твой,/ имже подсолнечныя концы земли удивляеши/ и мир мирови даруеши,/ во образ бо Святыя Троицы являеши трие руце:/ двема убо Сына Своего, Христа Бога нашего, носиши,/ третиею от напастей и бед/ верно к Тебе прибегающих избавляеши,/ и от потопления изымаеши,/ и всем полезная даруеши,/ и преподобному Михаилу Малеонскую гору показа,/ и всех всегда милуеши,/ честною ризою Своею покрываеши жительство сие/ и вся грады и страны наша, да зовем Ти:/ радуйся, Обрадованная. Тропарь Божией Матери пред иконой Ее 'Троеручица'глас 4Днесь всемирная радость возсия нам велия:/ даровася святей Горе Афонстей/ цельбоносная Твоя, Владычице Богородице, икона,/ со изображением тричисленно и нераздельно пречистых рук Твоих/ в прославление Святыя Троицы,/ созываеши бо верных и молящихся Тебе о сем познати,/ яко двема Сына и Господа держиши,/ третию же яви на прибежище и покров чтущим Тя,/ от всяких напастей и бед избавляти,/ да вси, притекающии к Тебе, верою приемлют неоскудно от всех зол свобождение,/ от врагов защищение,/ сего ради и мы вкупе со Афоном вопием:// радуйся, Благодатная, Господь с Тобою. Ин тропарь Божией Матери пред иконой Ее Троеручицаглас 4Яко звезда светозаряющая,/ из Сербии на Афон чудесно прииде/ всечестная икона Твоя Троеручица,/ юже обитель Хиландарская благоговейно восприемши,/ яко Божественный дар свыше,/ прославляет Тя, Владычицу,/ и умильно вопиет:/ не остави милость Твою от нас,/ но пребуди с нами во веки. Кондак Божией Матери пред иконой Ее 'Троеручица'глас 3Дева днесь благоволение к нам являет,/ Гора же Афон благодарение Ей приносит,/ Ангели и иноцы славословят,/ Троеручица из Сербии чудесно путешествует:/ нас бо ради прииде// и вселися во святую обитель Хиландарскую. Кондак Божией Матери пред иконой Ее 'Троеручица'глас 8Днесь веселое наста ныне Твое торжество, Богомати Пречистая,/ вси вернии исполнишася радости и веселия,/ яко сподобльшеся изрядно воспети/ предивное явление честнаго образа Твоего/ и рождшагося из Тебе Младенца, истинна же Бога,/ Егоже двема рукама объемлеши,/ и третиею от напастей и бед нас изымаеши// и избавляеши от всех зол и обстояний. Службы12 июля: Мучеников Прокла и Илария. Преподобного Михаила Малеина. 12 июля: Иконы Пресвятой Богородицы Троеручица Сайты приходов:Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь с. Макарьево (Лысковская и Лукояновская епархия) Храм Иконы Божией Матери Казанская в Хмелёвке пос. Васильсурск (Лысковская и Лукояновская епархия) Свято-Троицкий Анзерский скит Соловецкого монастыря (Ставропигиальные монастыри РПЦ) Свято-Троицкий Макариево-Унженский мужской монастырь г. Макарьев (Костромская епархия) Собор Покрова Пресвятой Бог
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.04265 c.