Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество «Трезвение» » 10 лет Обществу "Трезвение" »

30.08.2017 | СЕМИНАР по работе со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости.

27.07.2017 | В Екатеринбургском духовно-просветительском «Царский» состоялось заседание Совета общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости».

17.07.2017 | Подводим итоги, намечаем перспективы

14.07.2017 | Царские Дни (16 июля 2017)

- -

«Трезвое слово» №2 (№14)

План работы Общества «ТРЕЗВЕНИЕ» на 2009 год

- -
10 лет Обществу "Трезвение"

- -  

Духовно - нравственные аспекты здорового образа жизни

Священник Сергий Рыбчак
 
С каждым днем убеждаешься, что мы живем в перевернутом мире. В мире, где шкала ценностей опрокинута, где добро названо злом, и зло добром, жизнь смертью, и смерть жизнью. Ценности, основанные на религиозном нравственном идеале по-прежнему еще остающиеся традиционными для большинства людей в нашей стране, продолжают подвергаться систематическому поруганию, а новые моральные нормы, не укорененные в традиции и противоречащие самому человеческому естеству, внедряются в массы. У миллионов нерожденных младенцев отнимают жизнь, идеалы семьи, брака, супружеской верности, чадородия осмеиваются и оплевываются, а сексуальные извращения и “свободная любовь” активно пропагандируются и поощряются. И если пьянство и наркомания вызывают осуждение в современном обществе, то только потому, что другим мешают наслаждаться “здоровым” образом жизни.

Когда мы говорим о здоровье, мы прекрасно понимаем, что это действительно та база на которой может быть построена вся жизнедеятельность человека. Но в современном мире обращают внимание больше на физическое здоровье, в меньшей степени на душевное и совсем нет понятия о здоровом духе.

Огромная вина в этом лежит на эпохе воинствующего безбожия в прошлом и гуманистическом либерализме сегодня, в этом причина такого разгула страстей и деградации общества. Под этим влиянием находится и вся система образования в нашей стране, которая видит выполнение своей задачи только в том, чтобы дать сумму знаний, а не в том чтобы помочь человеку приобрести истинное мировоззрение. А это самое главное, ведь мировоззрение, как система принципов, взглядов и убеждений, определяет жизненные ценности человека. Именнов нем формируется отношение к семье, работе, обществу, к здоровью, в том числе к любой проблеме - зависимости, болезни, страсти.

Важнейшим вопросом мировоззрения всегда будет вопрос о смысле жизни, для чего живет человек? Без ответа на этот вопрос нельзя вообще говорить ни о каком здоровье, ни о телесном, ни о душевном, ни о духовном.

Наиболее отчетливо несостоятельность материалистического и гуманистическо-либерального мировоззрения заметна в отношении к болезни и смерти. Отождествление своего “я” с физическим телом и отрицание жизни души после смерти приводит к отношению к болезни, как катастрофе, а любое страдание воспринимается, как зло и абсурд, неминуемо приводит к поиску любого средства избавления от них, вплоть до суицидов.

Следует отметить, что признавая приоритет духовной жизни, христианское мировоззрение отводит достаточно почетные места и душевным проявлениям и телу, в отличие от крайностей восточного язычества и оккультизма, где тело воспринимается как темница души. Тело в христианстве - часть единого целого, но оно должно быть служанкой, а не госпожой. “Природа умная и бессмертная сокрыта в тленном теле нашем для того, чтобы в нем и через него обнаруживать свои действия”, - утверждает прп. Антоний Великий.

Вот эта “природа умная и бессмертная” как уровень высокого самоосознания своего “Я”, которое не сводится ни к явлениям внешнего мира, ни к телесным действиям, ни к душевной жизни открывает подлинно духовную жизнь с приоритетами веления совести, с верой в Промысел Божий. Отсюда начинается истинное духовное здравие, как путь ко спасению.

В своей пастырской практике, анализируя духовно-психологическую сторону жизни семей, я заметил, что в подавляющем большинстве юноши и девушки, обращающиеся к нам за помощью происходили из безрелигиозных семей, не имеющих никакого понятия о Боге, религии, духовной жизни, заповедях Божьих. Практически никто из них не имел понятия, о том, что такое грех, добродетель, целомудрие. Основные пороки общества были присущи практически всем молодым людям. Пастырское попечение о них показало, что никто из них не имел никакого понятия о том, что такое блуд и прелюбодеяние, как грех. Все обратившиеся к нам по проблеме наркомании и алкоголизма вели блудный образ жизни, который подростки начинали с 14-16 лет, а девочки с 12-13, и были в этом отношении гораздо активнее ребят. Никто из молодых людей и подростков не считал такую жизнь греховной, и большинство удивлялись, узнавая, что блуд и прелюбодеяние - это грех. Почти все они заявляли, что это естественная нормальная жизнь человека и лишать себя этого греха не соглашались. Однако, в процессе воцерковления и знакомства с Законом Божьим многие из них соглашались с тем, что это грех и считали, что нельзя покончить с наркоманией и алкоголизмом, не покончив со всеми своими страстями, в том числе и табакокурением.

Если и были религиозные семьи, то религиозность эта носила вторичный характер, как реакция семьи на несчастье, вторгнувшееся в нее. Из 60-ти молодых людей, обратившихся к нам по поводу наркомании, из традиционно верующих семей было лишь единицы. Обращает, однако, на себя то, что в тех семьях, когда родители становились верующими, процесс реабилитации молодых людей значительно облегчался или молодые люди под влиянием молитвы родителей обращались за помощью в ДПЦ сами.

К нам приходят люди так называемые верующие в душе или в принципе признающие Бога, а также неверующие, но лояльно относящиеся к Церкви, или желающие поверить в Бога. Наша практика общения с ними показывает, что в процессе активной работы с ними, они становятся верующими и даже активно воцерковляются. Было несколько случаев, когда к нам приходили молодые люди из мусульманских семей, не нашедшие ни понимания своим проблемам, ни помощи со стороны своих единоверцев. Они пришли к нам с надеждой, что может быть, хоть у православных найдут поддержку и помощь. И надежды их оправдались. Следует отметить, однако, что те молодые люди, которые не принимают веру и скептически относятся как к вере, так и к возможности исцеления, не удерживаются у нас и со скепсисом покидают ДПЦ.

До 75% молодых людей вели криминальный образ жизни с целью добывания денег для наркотиков, а остальные либо брали деньги у родителей (в состоятельных семьях), либо занимались распространением наркотиков с целью иметь их для себя. Криминальный образ жизни проявлялся от мелких краж, угонов автомобилей, и краж автомобильных аксессуаров до работы в организованных преступных группировках. Можно смело утверждать, что процент молодых людей, связанных с криминальным миром был выше и вполне может достигать значения 85-90.

Таким образом, мы можем утверждать, что основная причина наркомании и алкоголизма является не медико-биологической и не социально-экономической, а духовно-социальной и, в первую очередь, духовной. Наркомания и акоголизм - это не болезнь, в первую очередь, а грех, и болезнь только во вторую очередь. Это результат греховного образа жизни, жизни без Бога и вопреки Богу. Грехи порождают определенный образ жизни. Как вере соответствует определенный образ жизни, так и жизни вне веры соответствует свой образ жизни, который создает психический стереотип, программируя соответствующее поведение и создавая психотип человека, как бы запрограммировавший его на вполне определенный - греховный образ жизни. Таким образом, в психику или в душу человека вложена грехом программа и эту программу создал сам человек, конечно при участии внешних воздействий семейного поведения, воздействия улицы, средств массовой информации, научения средой обитания, т. е. улицей, школой, друзьями. И эта программа работает, заставляя жить именно так, как она составлена. Наша задача - изменить программу, вложенную в душу, т.е. изменить образ жизни, изменить “начинку” души, изменить психотип наркомана, его мировоззрение. Этого нельзя достичь лечением, ибо грех не лечится. Можно ли вылечить грех, скажем, блуда или сребролюбия? Невозможно. С грехом можно бороться, его можно победить, умалять, его можно забивать. (Не забыть, а забывать). Поэтому в процессе реабилитации наркомании и алкоголизма мало добиться прекращения приема наркотика и алкоголя. Это не есть исцеление. Рано или поздно та программа сработает. Наша задача - изменить программу, вложенную в душу грехом, изменить образ жизни, заложенный программой греха, изменить психотип. Но это - сложная задача, непосильная медицине, но посильная благодати Божией, которую человек получает в Церкви по вере своей. Мы знаем, что ни один грех не совершается без нашей собственной воли, значит надо менять, укреплять волю человека. В состоянии страсти человек является ее рабом, и его воля здесь бессильна. По мнению святых отцов, в состоянии страсти человек бессилен что-либо сделать своей волей. Но, вот здесь-то как раз и приходит на помощь благодать Божия, когда человек обращается к Богу.

Конечно, благодать Божия действует на каждого человека и исправляет, казалось бы, неисправимого грешника. Но этот процесс исправления грешника не является односторонним: требуется и активная работа самого грешника по своему исправлению. Промысел Божий, безусловно, руководит этим процессом, но человеческий фактор, вне всякого сомнения, играет далеко не последнюю роль.

И заблуждаются те священники и верующие, которые думают, что только молитвой и чудом, т.е. непосредственным вмешательством Божиим, можно помочь этим несчастным. Промысел Божий лучше всего проявляется в том случае, когда человек открывает двери своей души идущему к нему Богу и сам идет к Нему. Один из бывших наркозависимых сказал: "Чтобы избавиться от зависимости, надо сделать к Богу 5 шагов. Но человеку важно сделать один шаг, остальные четыре сделает Бог к человеку". И это удивительно верно. Господь пришел не праведников спасти, но грешников и первый, кто оказался с Ним в раю - разбойник, то есть великий грешник. Но и он оказался с Богом в раю потому, что первый сделал шаг к Нему и признал себя грешником, то есть покаялся.

Реабилитация наркозависимых, основанная на православном понимании основной причины развития наркомании, дает удивительные результаты. Направлена реабилитация не на применение медицинских мероприятий, а как мы уже сказали, на изменение “греховной программы” души, на изменение мировоззрения, на активное воцерковление, на соединение души человека с Богом.Возможно ли это?

Наркоман и алкоголик - человек сугубо греховный, нарушающий все заповеди Божий. Но, по слову апостола Павла, там, где изобилует грех, преизобилует Благодать Божия. Когда наркоман приходит впервые в храм, у него нет еще веры. И в этом случае действует не вера, а Благодать Божия, а вера приходит уже потом. [Мы часто наблюдали, как после первой же исповеди и причастия молодой человек часто перестает употреблять наркотики, у него исчезает тяга к ним, нередко при этом он также перестает курить, пить и материться. И с этого времени в нем появляется и горячая вера в Бога.

Наш опыт реабилитации наркозависимых показал, что при активном воцерковлении, ведении духовного образа жизни, выхода из наркоманической социальной среды прекращают употреблять наркотики от 65до 85%. А навсегда ли они прекращают наркоманить? Если исходить из взгляда на наркоманию как на грех и греховный образ жизни, то следует и признать: с грехом надо бороться всю жизнь. Грех не лечится, с ним борются духовными методами, и в борьбе с грехом помогает Благодать Божия. Пока человек с Богом и в Церкви, он живет без наркотиков. Если он отходит от Церкви и Бога, то он, по слову апостола Петра, как пес возвращается на свою блевотину.

Сегодня каждый верующий человек должен задуматься о своем будущем и о будущем своего потомства, своей страны, цивилизации. Религиозным людям необходимо осознать особую ответственность, которая на них возложена, и вступить в диалог с секулярным мировоззрением, если же диалог с ним невозможен - то в открытое противостояние ему.

Верующие должны напомнить апологетам западной цивилизации о том мировоззренческом выборе, от которого напрямую зависит, как сама цивилизация, так и истинное здоровье нации. Суть этого выбора невозможно выразить точнее, чем это сделал Моисей, обращаясь к народу израильскому: "Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло. Если будешь слушать заповеди Господа Бога твоего... то будешь жить и размножишься, и благословит тебя Господь Бог твой... Если же отвратится сердце твое, и не будешь слушать, и заблудишь... то я возвещаю вам сегодня, что вы погибнете и не пробудете долго на земле... Во свидетели перед вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, чтобы жил ты и потомство твое..."



Старый стиль 7Сентябрь среда Новый стиль) 20Сентябрь Седмица 16-я по Пятидесятнице. Глас 6. День постный. Пища с растительным маслом. Совершается служба на шестьПредпразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМч. Созонта (ок. 304). Совершается служба со славословиемСвт. Иоанна, архиеп. Новгородского (1186). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрмч. Макария Каневского, архим. Овручского, Переяславского (1678). Прп. Макария Оптинского (1860). Апп. от 70-ти Евода (66). и Онисифора (после 67). Мч. Евпсихия (II). Прп. Луки (после 975). Прпп. Александра Пересвета и Андрея Осляби (1380). Прп. Серапиона Спасоелезаровского, Псковского (1480). Сщмчч. Петра и Михаила пресвитеров (1918). Сщмчч. Евгения, митр. Горьковского, и с ним Стефана пресвитера и прмчч. Евгения, Николая и Пахомия (1937). Сщмч. Григория, Василия пресвитеров, прмч. Льва (1937). Евангельские ЧтенияГал., 214 зач., VI, 2-10. Мк., 29 зач., VII, 14-24, и за четверг (под зачало): Еф., 216 зач., I, 1-9. Мк., 30 зач., VII, 24-30. Мч.: Еф., 233 зач., VI, 10-17. Ин., 52 зач., XV, 17 - XVI, 2. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Гал. 6, 2-10; Мк. 7, 14-24). "Извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство". Тут перечислены ходячие грехи, но и все другие, большие и малые, исходят из сердца, и вид в каком они исходят - помышление злое. Первое семя зла впадает на мысль сделать то и то. Отчего и как впадает? Часть этих впадений можно объяснить известными законами сочетаний и сцеплений идей и образов, но только часть. Другая значительнейшая часть происходит от самодвижного раздражения страстей. Когда страсть живет в сердце, то не может не потребовать удовлетворения. Это требование обнаруживается позывом на то и другое; с позывом же соединен предмет тот или другой. Отсюда мысль: "а вот что надо сделать". Тут то же происходит, что, например, при голоде: почувствовавший голод, чувствует позыв на пищу; с позывом вспадает на мысль и самая пища; отсюда - достать то или это и съесть. Третья, может быть, более объемистая часть исходит от нечистых сил. Ими переполнен воздух, и они стаями шныряют около людей, и всякий по роду своему рассевает вокруг себя воздействие на соприкосновенные лица. Злое летит от них, как искры от раскаленного железа. Где удобоприемлемость там внедряется искра, а с нею и мысль о злом деле. Этим, а не другим чем либо, можно объяснить неизвестно почему зарождающиеся помышления злые, среди занятий решительно не сродных с ними. Но эта разность причин не делает разности в том, как поступать с помышлениями злыми. Закон один: пришло злое помышление - отбрось и делу конец. Не отбросишь в первую минуту, во вторую труднее будет, в третью еще труднее, а тут и не заметишь, как родится сочувствие, желание и решение и средства явятся. . . вот грех и под руками. Первое противление злым помышлениям - трезвение и бодрствование с молитвою.(Еф. 1, 1-9; Мк. 7, 24-30). Что подвигло сирофиникиянку придти к Господу и быть столь неотступною в прошении? Сложившийся образ убеждений; убеждена была, что Спаситель силен исцелить дочь ее и пришла к Нему; убеждена была, что Он не оставит без удовлетворения прошения ее, и не переставала просить. Убеждения - итог всей жизни, воспитания, ходячих мыслей, впечатлений от окружающего, от встречаемых учений и разнообразных случаев и занятий в жизни. Под действием всего этого работает мысль и доходит до известных убеждений. При этом надо иметь во внимании, что всюду есть и отовсюду теснится в душу человека истина Божия. Истина лежит в сердце человека; истина Божия отпечатлена на всех тварях; есть истина Божия в обычаях и нравах человека; есть она и в учениях больше или меньше. Но всюду же есть и ложь. Кто от истины, тот собирает истину и полон убеждений истинных, спасительных. А кто не от истины, тот собирает ложь и полон убеждений ложных, заблуждений пагубных. От человека ли быть от истины и не от истины - всякий разбери сам, а между тем суд Божий всех ожидает. . . Молитвы Тропарь святителя Иоанна, архиепископа Новгородскогоглас 8Днесь светло красуется славнейший великий Новград,/ имея мощи твоя в себе, святителю Иоанне,/ яко солнечныя лучи испущающия,/ и подающия исцеления, притекающим с верою к тебе./ Молися Христу Богу, избавити град сей невредим от варварскаго пленения,/ и междоусобныя брани, и огненнаго запаления,/ святителю Богомудре и чудоносче,/ небесный человече, и земный ангеле:/ да сошедшеся любовию в память твою,/ светло празднуем, в песнех и пениих радующеся,/ и Христа славяще, тебе таковую благодать даровавшаго исцелений,/ и великому Новуграду заступление и утверждение. Ин тропарь святителя Иоанна, архиепископа Новгородскогоглас 4Господи Боже наш,/ творяй присно с нами по Твоему смотрению,/ не отстави милости Твоея от нас,/ но молитвами святителя Твоего Иоанна/ в мире устрой живот наш. Кондак святителя Иоанна, архиепископа Новгородскогоглас 4Возвеселися явленно Честная Церковь Христова,/ в память днесь приснословущаго святителя Иоанна,/ от великаго Новаграда возсиявшаго:/ и всю страну удивившаго преславными чудодеянии,/ и всеми добродетельми украсившагося./ И по преставлении бо честное тело его обретеся нетленно,/ источающее велия чудеса./ Темже зовем ему:/ о всеблаженне!/ Моли Христа Бога непрестанно о всех нас. Тропарь преподобномученика Макария, архимандрита Каневскогоглас 4Христу, нас ради с Небес сошедшему,/ последовал еси в подвизех твоих,/ Макарие, отче наш./ Егоже моли о нас, ублажающих тя,/ прощение прегрешений даровати нам,/ любовию же и смирением сердца наша озарити/ и спасти души наша. Ин тропарь преподобномученика Макария, архимандрита Каневскогоглас 4Божественным желанием весь сам себе от юнаго возраста Господеви возложив,/ явился еси светильник светлый граду твоему,/ поучая всех истинней вере и житию богоугодному,/ священно-мучениче Макарие, Овручская похвало./ Сего ради, яко агнец непорочный, гонимый от распрелюбивых врагов,/ возшел еси во обитель Каневскую,/ идеже, яко пастырь добрый, душу твою положил еси за овцы твоя./ И ныне ко всечестней раце многоцелебных мощей твоих/ мы, грешнии, со умилением притекающе,/ дар исцеления приемлем, многострадальне:/ ты бо присно источаеши болящим здравие, печальным утешение/ и всем, чтущим тя, всякое исполнявши требование,/ моляся Христу Богу спастися душам нашим. Ин тропарь преподобномученика Макария, архимандрита Каневскогоглас 8Ко всечестней раце многоцелебных мощей твоих,/ преподобномучениче Макарие,/ мы, грешнии, притекающе, дар исцеления приемлем:/ ты бо присно источаеши болящим здравие, печальным утешение/ и всех, чтущих тя, всякое исполнявши требование,/ молящеся Христу Богу спастися душам нашим. Кондак преподобномученика Макария, архимандрита Каневскогоглас 4Нетленною красотою смиреннаго жития твоего/ Бога на земли прославил еси/ и Божественный веры чистоту/ сохраняти люди научил еси,/ страдальческими же подвиги кончину прием,/ от Бога прославлен явился еси,/ преподобномучениче Мака
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.11054 c.