Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество «Трезвение» » 10 лет Обществу "Трезвение" »

12.10.2018 | Проблемы и задачи духовно-нравственного воспитания обсуждаются на международном уровне

01.10.2018 | Газета православных трезвенников ТРЕЗВЕНИЕ № 7 (192) Сентябрь-октябрь 2018 г.

30.09.2018 | СЕМИНАР «Работа со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости».

25.09.2018 | Организаторы трезвенного движения новообразованнных епархий встретились в Москве

18.08.2018 | ИДЕИ ТРЕЗВОСТИ ЖИВУТ И ВДОХНОВЛЯЮТ. Газета православных трезвенников. № 6 (191) Август 2018 г.

- -

«Трезвое слово» №2 (№14)

План работы Общества «ТРЕЗВЕНИЕ» на 2009 год

- -
10 лет Обществу "Трезвение"

- -  

Концептуальные подходы профилактики злоупотребления ПАВ

и других форм зависимостей детей, подростков и молодежи, разработанные Центром повышения квалификации работников образовательных учреждений по вопросам профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде УрФО Министерства образования РФ ( далее Центр УРФО).
Елена Германовна Попова,
доцент кафедры УГТУ-УПИ

В основу региональных программ центра была положена концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, утвержденная приказом Минобразования России №619 от 28.02.2000г., и которая была одобрена решением правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотиками и их не законному обороту от 22.05.2000 г.

Модели региональных программ центра, разработанные на основе Концепции Минобразования и реализуемых в рамках образовательных курсов в УрФО, были созданы профессорского-преподавательским составом центра, защищены и утверждены министерством образования РФ 01.09.2002 г.

Команда специалистов центра в УрФО в своей профессиональной деятельности исходит из того, что профилактика наркомании как одна из форм зависимости может быть решена только в контексте профилактики факторов, способствующих формированию зависимого типа личности .

В отличие от целостного здорового и свободного человека, зависимый восполняет свою ущербность, создавая иллюзию удовлетворения своих потребностей путем потребления каких-либо химических веществ, либо используя другого человека (феномен созависимости), либо каких-то разрушающих действий. Зависимость как проявление болезненного развития есть инфантильная попытка ущербного человека разрешить свои внутренние (чаше не осознаваемые) противоречия и конфликты деструктивным способом.

Схема.

Два возможных сценария жизненного пути человека:

  • Целостность Ущербность
  • Свобода Зависимость
  • Здоровье Болезнь
  • Жизнь Смерть

Как проблема целостности человека связана с профилактической работой и какова смысловая нагрузка данного понятия?

Идея целостного развития человека наиболее полно представлена в традициях педагогической антропологии. "Культура здоровья с позиции педагогической антропологии раскрывается через понимание культуры здоровья состоящей из трех взаимосвязанных аспектов: духовного, душевного и физического здоровья. Эти аспекты являются системой, то есть действует в единстве".

Целостность человека определяется:

Во-первых, соблюдением им духовных, нравственных и физических законов бытия;
Во-вторых, единством и гармонией его мыслей, чувств и поступков;

В-третьих, единством и гармонией с природой и социумом;

В-четвертых, полнотой развития и реализацией заложенных в нем возможностей и талантом;

В-пятых, личностным осмыслением, освоением и приумножением культурно-исторических и духовных традиций своего народа.
 

В большинстве реализуемых в настоящее время профилактических программ среди мотивов первичного употребления наркотиков и других ПАВ обычно выделяют:

  • атарактические (достижения психологического комфорта);
  • субмиссивные (стремления к принадлежности и одобрению группы);
  • гедонистичекие (получение специфического физиологического и эмоционального удовольствия);
  • гиперактивации (повышение тонуса и самооценки);
  • псевдокультурные (демонстрация какого-то качества);
  • познавательно-исследовательские (любопытство, стремления к новым впечатлениям).

Однако это лишь видимая часть айсберга.

По убеждению авторов данной программы профилактики зависимостей, в основе деструктивного зависимого поведения лежат проблемы неудовлетворенных витальных потребностей человека: потребности в любви и трансцендентальной потребности (наряду с потребностями в телесном комфорте и в общении).

Удовлетворение потребности любви и трансцендентальной является для человека жизненно важным условием его формирования, развития, также как для жизни его тела нужен воздух, вода и пища, а для его социализации- другой человек.

Под трансцендентальной потребностью мы понимаем потребность разрешения противоречия между "Я - реальным" и "Я - духовным" в человеке, осознанием того, что его жизнь не заканчивается со смертью его физического тела, с его стремлением выйти за пределы своего земного "Я", соотнести себя с Абсолютом, постичь высшие смыслы своего бытия.

Когда человек удовлетворяет свою трансцендентальную потребность, заполняя свое "святое место", которое, как гласит народная мудрость "пусто не бывает", он достигает мира в душе, полноты, покоя и радости, такой человек обретает жизненный стержень, защиту от агрессии и манипуляции. Но ответы на эти экзистенциальные вопросы он должен найти сам.

Одним из самых важных вопросов бытия является вопрос жизни и смерти. Нельзя заниматься профилактикой зависимостей, если человек не ответил на этот вопрос. Психологи знают, что в основе фундаментального чувства страха лежит страх смерти. Он помогает человеку в минуты опасности сохранить свою жизнь, это чувство "питает" инстинкт самосохранения и наличие этого защитного механизма говорит о психическом здоровье человека. 

Но есть страх и тревога экзистенциальные, в основе, которых лежат не разрешенные противоречия между "Я"- реальным и "Я"- духовным. Если человек живет в логике парадигмы "вечная смерть", а не "вечная жизнь", он обречен на тоску и страх, пусть даже он храбрится и не признает этого. В эту логику как нельзя лучше вписывается лозунг: " Попробуй все, не дай себе засохнуть!"

Если же человек знает, что со смертью тела, его личность не умирает, что его земная жизнь озарена светом любви и вечности, он обретает высший смысл жизни каждого земного дня, а в его душе поселяются мир и покой. 

Вот как об этом говорят великие писатели и поэты. Федор Михайлович Достоевский: "Вся жизнь человека, личная и общественная, стоит на вере в бессмертие души. Это наивысшая идея, без которой ни человек, ни народ не могут существовать".

Иоганн Вольфганг Гете: "При мысли о смерти я совершенно спокоен, потому что твердо убежден, что наш дух есть существо, природа которого остается неразрушимой и который будет действовать вечно".

Факт бессмертия человеческой личности является в настоящее время не только предметом веры, но и науки ( См : П. Калиновский "Переход. Последняя болезнь, смерть и после." М., 2005г.).

Наша задача состоит в организации диалога, целью которого является духовное пробуждение личности. Учитель здесь не доминирует, не меняет душу по своему разумению, а помогает активизироваться живительным силам, скрытым в глубине человеческой души. Трансцендентальная или духовная потребность предполагает промысливание и таких важных вопросов, как: чистота Слова, Красота, Творчество, Свобода- Рабство, Удовольствие - Радость, Одиночество- Уединение, Познание себя и мира, Труд земной и духовный, Патриотизм.

Для команды преподавателей Центра УРФО приоритетным является не форма проведения профилактического занятия, не технология, а смыслы, цели участников диалога.

Мы широко используем в своей работе известные и эффективные интерактивные методики, что- то придумываем сами с нашими соавторами: учителями, преподавателями вузов и сузов, нашими юными коллегами-добровольцами превентологами, работающие по программе "равный - равному", школьниками и студентами.

Так простое и всем "тренерам" известное разминочное упражнение "Бездомный заяц", может послужить началом к серьезному разговору о любви к России и гордости к подвигам святости наших предков ( после шуточных или формальных вопросов, можно предложить поменяться местами тем, кто гордится своей родиной). Так после горячих споров и признаний, один молодой человек, называющий в след за нашими горе- политиками Россию "эта, в этой стране", пораженный произошедшими в своих взглядах переменами сказал фразу, которая стала для нас афоризмом: "Все страны граничат друг с другом, а Россия - с Богом".

Потребность в любви лежит в плоскости нравственных (а значит духовных вопросов бытия человека), поэтому разграничение этих двух потребностей носит чисто условный характер.

Если в процессе своей жизнедеятельности человек не удовлетворяет эти четыре жизненно важные потребности, он не может реализовать себя во всей полноте, состояться как личность, и поэтому обречен на ущербность, деструктивную зависимость, болезнь и смерть.
Данный подход к проблеме глубинных причин зависимого поведения личности был представлен в региональном компоненте программы профилактики зависимостей федерального центра УрФО и получил Диплом Министерства образования Российской Федерации "Российский образовательный форум и школа-2003".

Реализация программы "Духовные основы профилактики зависимостей" получила высокую оценку в ходе супервизии образовательной деятельности центра консультантам Министерства Образования Российской Федерации доктором медицинских наук заместитель главного врача института им. В.П. Сербского Н.В. Вострокнутовым в 2003 году.

Профилактические программы призваны сформировать у человека многоуровневые степени защиты от экспансии психически дестабилизирующих субкультур, в том числе и наркокультуры.

Многоуровневая система защиты включает в себя:


  1. Позитивные жизненные смыслы.
  2. Особую духовную организацию.
  3. Культурную и социальную укорененность.
  4. Позитивную систему взаимоотношений.
  5. Определенную личную позицию.
  6. И на базе этих личностных качеств - выработка определенных паттернов поведения.

Поэтому авторы комплекса программ профилактики зависимостей главный превентивный удар направляют в ценностно-смысловую сферу личности, определяющую поведение и в целом жизнь человека.

Здесь мы не будем останавливаться на механизме формирования ценностно-смыслового самоопределения личности, скажем только, что представленные программа, с одной стороны, дают возможность осознать и выстроить иерархию ценностей человека в соответствии с его природой и предназначением, с другой стороны - гармонизировать все сущностные силы человека, делая его целостным здоровым и свободным.

Мы считаем, что превентивная позитивная профилактика должна быть встроена в государственную систему духовно-нравственного воспитания гражданина России, начиная с воспитания будущих родителей.

Она должна включать:

1. Научно-обоснованную, духовно и нравственно ориентированную программу полового воспитания.

2. Культуру семьи и семейных отношений, включая проблемы профилактики деструктивных семейных отношений, в том числе - созависимости.

3. Возрастную психологию и педагогику (начиная с психологической и педогогической подготовки к созданию семьи, выполнению супружеских обязанностей, родительству, а так же психологию и педагогику от пренатальной до вопросов автономии и самостоятельности взрослеющих детей, т.е. юношества).

Однако прежде чем приступить к анализу профилактических программ, необходимо еще уточнить понятийный аппарат.

Прежде всего, определим, что мы вкладываем в понятие духовно- нравственное воспитание Вос- питание, т. е. питание верхних структур человека-души и духа.

Тело - определяет биофизический уровень жизни человека, предназначено для выживания в земных условиях, в биосфере. Все психофизические и вегетативные процессы, инстинктивные потребности и влечения, деятельностная активность и волевая импульсивность как таковая относятся к телесной стороне жизнедеятельности человека. Этот уровень жизни человека во многом имеет сходство с жизнью животных, почему и возникла ошибочная гипотеза происхождения человека от обезьяны. 

Душа - это социально-психологический уровень устроения человека. Он включает индивидуально-личностные свойства и особенности индивидуума. Уникальность каждого человека определяется неповторимостью его личностных качеств; характером взаимодействия со значимыми старшими в раннем детстве, отрочестве и юности; а также теми конкретными условиями среды, которые складываются у каждого из нас в тот или иной исторический период. Вариативность формирования своеобразия личности бесконечно велика, поэтому все мы неповторимы.

Душевный уровень - это прежде всего уровень межличностных отношений, на основе которых и формируется нрав личности, его собственная нравственность, т.е. те привычки и навыки взаимодействия с другими людьми, которые лично ему нравятся, и которые определяют его характер. Законы душевного устроения жизни человека как результата межличностных отношений непреложны, они объективны, имеют свою этапность, механизмы и содержание.

Дух - это экзистенциальный, смысловой, ценностный уровень жизни личности. Духовность относится к родовым определениям собственно человеческого способа жизни.

Святитель Игнатий Брянчанинов называет дух "словесной частью души". Дух есть то, что связывает отдельную личность со всем человеческим родом во всей развертке его культурного и исторического бытия

Духовность придает смысл жизни отдельному человеку; в ней он ищет и находит ответы на вопросы: зачем он живет, каково его назначение, что есть добро и зло, истина и заблуждение, красивое и безобразное. Нравственность также есть одно из измерений духовности человека, осуществляющаяся на грани бытийных и трансцендентных возможностей человека. Духовный уровень - уровень постижения себя, мира, Бога.

Телесная, душевная и духовная стороны жизни личности имеют иерархическую соподчиненность.

Тело человеческое мы видим сразу, его возможности в основном определяются психофизическими, материальными параметрами. Душу человека можно увидеть, но только отчасти - в тех проявлениях характера другого, которые открываются в его эмоциях, способностях, общении и деятельности. Дух же невидим вообще, но именно Дух играет главенствующую роль, так как ценностные ориентации человека и определяют весь строй его жизни.

Каждый из трёх уровней имеет полярность векторной направленности. Эта векторная направленность исходит из двух позиционных структур личности: ядра-Совести и ядра-Эго-влечений.

Личностная позиция - это устойчивая система отношений человека к действительности, проявляемая в соответственном поведении и поступках.

Каждой личности от рождения приданы и ядро- Совести, и ядро-Эго-влечений. В процессе воспитания та или иная позиционная структура развивается и становится доминирующей в личности.

Позиционная структура Совести как основание личности направлена на позитивное созидание, носит характер служения, реализует нравственный самоконтроль.

Совесть - это глас Божий в человеке, т.е. иррационально закрепленные в личности Божественные смыслы, заключенные в лексических понятиях, это то что начертал на скрижалях нашего сердца Бог.

Совесть - это соединенность, согласованность с Божественным откровением, с Божественной вестью. Благодаря Совести человек может превосходить собственную материальную ограниченность, потому что духовно-нравственные поступки предназначены для бесконечного исторического ряда, устремлены в Вечность бытия. Это тот критерий по которому человек определяет добро и зло в своих мыслях, словах, поступках и отношениях.

Позиционная структура Эго-влечений как основание личности определяет склонность человека к злу, к греху; направлена на самоудовлетворение своекорыстных мотивов; носит деструктивный характер удовлетворения собственных потребностей безотносительно интересов других людей.

Эго-влечения часто принимают форму самоублажения телесной плоти человека, его низшего, животного уровня, поиска материального комфорта и выгоды. Такая позиция формируется у человека при "низ- питании", а не при воспитании и современная массовая культура насилует и извращает истинную природу человека по сути не давая ему возможности стать личностью. Возможность трансцендентирования недоступна позиционному образованию Эго-влечений. Эго-влечения - это иррациональная устремленность к самоутверждению себя в земном отрезке бытия.

Ключевым содержанием развития какой-либо позиционной структуры в человеке является его отношение к другому.

Исходя из позиционной структуры ядра-Совести, другой - является самоценностью.

Как Бог есть человеколюбец, так и личность, живущая погруженностью в образы Совести, обращена к другому( не случайно слово "друг" и "другой" однокоренные слова). "Я" - есть средство жертвенного служения, исполнения своего предназначения, своего долга.

Исходя из позиционной структуры ядра-Эго-влечений, "Я" - есть самоценность; другой - средство достижений своекорыстных целей. Себялюбие и полная концентрация на собственном "Я" погружает личность в образы Эго-влечений.

Различают восемь основных образов Совести и восемь основных образов Эго-влечений.

Эго-влечения Совесть

Гордыня Любовь

Тщеславие Смирение

Чревоугодие Воздержание

Блуд Целомудрие

Гнев Кротость

Сребролюбие Милосердие

Печаль Трезвение

Уныние Трудолюбие

Состояние нравственного выбора есть нулевая точка личностной позиции. Человеческая воля как деятельностная активность не имеет содержательного образа действий, и в момент свободного выбора обращается либо к позиционной структуре Совести, либо к позиционной структуре Эго-влечений, к страстям.

Эта позиционная направленность и образует позитивную (по Совести) и негативную (по Эго-влечениям) векторную направленность каждого уровня личности.

Позитивная направленность воли к Совести на уровне тела ведет к Жизни, а негативная - к Смерти.

Если рассматривать душевный уровень жизни - человеческие отношения, - то отношения, направленные к Совести, достигают Любви, а страстные, эгоцентричные отношения приводят к одиночеству, пустоте.

Одиночество может проявляться в разной степени: я никому не нужен → мне никто не нужен → я сам себе не нужен.

На духовном уровне движение человеческой воли к Совести приводит человека к Истине, а противоположная уклоненность - к Эго-влечениям - ведет его ко Лжи.

Таким образом, жизнь человека по страстям, ведет его к смерти, одиночеству и лжи, а наркотики, зависимость от деструктивных культов, деструктивного сексуального поведения, созависимость, лудомания, суицид - "орудия" смерти.

Жизнь же человека по совести ведет его к жизни, любви и истине. Педагог, видя поступки ребенка, должен понимать, где, на какой духовно-нравственной территории, он обитает своим телом, душой и духом: в демоническом пространстве или в Божественном?

Педагогическая деятельность есть обучение ребенка навыку обращения Свободной Волей к образам действия по Совести в конкретных жизненных ситуациях. Если такого обучения нет, то ребенок, по своей телесно-животной организации, непременно будет склонен к греху, к поступкам по Эго-влечениям. Максимально раздвигать границы пространства Совести, направлять поступки в сторону созидания, а не страстей - вот главная цель собственно педагогического действия.

Размышляя над проблемами духовно - нравственного воспитания детей, Ш. А, Амонашвилли пишет: "В душе и сердце ребенка должны быть посеяны: светлые мысли, образы и мечтания - чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию, ответственность за свои мысли, слова и поступки, устремленность к благу, мужество и бесстрашие, чувство заботы и сострадания, радости и восхищения, сознания жизни, смерти и бессмертия..." В этих словах известного педагога названы основные цели духовно - нравственного воспитания, которые отражают всю сложность и трудность данной деятельности.

Они обусловлены, во-первых, отсутствием единства во взглядах педагогов на понятие "духовно-нравственное воспитание", во-вторых, недостаточной изученностью духовно-нравственного развития подростков и молодежи, в-третьих, особой зависимостью результативности используемых методов воспитания от личного осмысления ценностей педагогом, от его умения строить диалог, сопереживать своему воспитаннику.

Понятие "духовно-нравственное воспитание" в современной педагогической и психолгической литературе не имеет точного толкования, т.к. существуют различные подходы к определению природы самой духовности.

Духовность рассматривают и как результат приобщения личности к общечеловеческим ценностям, духовной культуре, и как психическое состояние человека в моменты интеллектуальных озарений, разрешения нравственно трудных конфликтов, опасных для жизни ситуаций, и как способность к саморазвитию, созданию собственного внутреннего мира, как божественное откровение, и как попытку найти высший смысл своего существования, соотнести свою ограниченную во времени жизнь с непреходящими ценностями, с вечностью, Богом.

Все эти подходы верны и неверны одновременно. Верны, потому что духовность действительно имеет своё отражение и в творческом вдохновении непреходящих шедевров, и в высоком устремлении идейных порывов личности, и в принципах социального благоденствия, опирающихся на общечеловеческие нравственные нормы и ценности.

Неверность же широко распространенной в настоящее время трактовки этого термина заключается в том, что понятие "духовность" рассматривается в рамках секуляризованной культуры, которая, обособившись от христианства и духовного наследмя других традиционных конфессий, утверждает миросозерцание без Богосозерцания.

Духовность как понятие все более и более закреплялось вне религиозных представлений, т.е. лишалось своей феноменологической сущности, ибо только Бог есть Дух, и всё от Него исходящее есть духовность.

Научно-технический прогресс до такой степени изменил строение, интересы, вкусы и потребности человеческой души, что христианская Церковь (хранительница христианского учения) стала восприниматься как утратившая авторитет человековедческая структура общества, а христианство - как непрактическая идеология.

Вследствие этого "человек нового европейского уклада души все более отчуждается от вечных истин христианства, разучается созерцать их, привыкает обходиться без них, религиозно мертвеет, умственно и нравственно вырождается и идет навстречу невиданному еще в истории человечества культурному кризису" (Ильин И.А.. Основы христианской культуры. __ 1937. Т.1. С. 287).

Современное время философы называют "глобальным кризисом", "эпохой дегуманизации", т.е. расчеловечиванием в человеке человеческого.

В. Франкл называл это коллективным неврозом XX века, который характеризуется ощущением бессмысленности жизни, фаталистическими установками, стремлением человека жить сегодняшним днём, что и влечет за собой глубокое разочарование, депрессии, рост психических и духовных заболеваний, преступности.

Выражаясь философским языком, человек оказывается отчужденным от мира и от своей собственной человеческой сущности.

На языке христианства это называется отпадением от Бога. Атеистический анархизм, отрицающий издревле существующее покровительство Бога над человеком, выдвинул тезис: верить в Бога глупо и вредно! (Вот уж воистину - дерзость и безумие!).

За последние века человечество оскудело внутренним, духовным опытом и прилепилось к внешнему, чувственному опыту.

Утрата веры, может быть, и не глупость, но большое несчастье.
Обращенность к чувственному, внешнему, материальному опыту и отвращенность от нечувственного, внутреннего, духовного опыта определили душевный и умственный уклад современного человечества, устремленного к самодовольному утилитаризму, почитающего корыстолюбие и пошлость, восхищающегося жестокостью и вседозволенностью. ,Трагедия отчуждения, отпадания человека от самого себя остро ощущалась во все времена.

Памятен эпизод из истории древней Эллады, когда философ Диоген пришел днем на рыночную площадь с зажженным фонарем. Удивленным жителям он объяснил: "ищу человека".

Известный психолог А.Н. Леонтьев однажды заметил, что самое опасное сейчас - "обнищание души при увеличении информации". В результате мы рискуем получить человека с большой головой и маленьким сердцем.

По мнению Э. Фромма, увеличение материальных благ и комфорта, постоянная погоня за навязываемыми модой и рекламой вещами, делает из человека потребителя, постепенно теряющего собственное "Я".

Человек чувствует, что жизнь его бессмысленна, часто не осознавая это. Современный мир уничтожает известную дилемму Э. Фромма; "БЫТЬ или. ИМЕТЬ?!", и практически лишает человека выбора и свободы, навязывая ему лишь одну "ипостась" - иметь.

Митрополит Антоний Сурожский приводит поразительный пример духовно мертвой жиэни потерявшего себя человека: "Ученый, творчески одаренный человек умер; его схоронили. У него был сын в сумасшедшем доме, юноша, не достигший еще двадцати лет. Его мать сообщила ему о смерти отца. Он рассмеялся и ответил: неправда! Он не мог умереть!"

Истощивши все свои объяснения, мать привела его ко мне, что бы я ему растолковал, что его отец на самом деле умер.

Прежде, чем сказать ему что- либо, я спросил юношу: "Почему ты думаешь, что твой отец не умер, когда свидетели его смерти тебе говорят, что он умер; люди, видевшие его мертвое тело, принявшие участие в его похоронах, видевшие, как гроб опустили в землю и закапали землей? Почему же ты отрицаешь его смерть?" "Потому что, - ответил он, -что он никогда не жил и, значит, не мог умереть..."

И он мне растолковал, что его отец существовал только привязанностью к автомобилю, к телевизору, к своей коллекции драгоценных камней к своим книгам. "Пока эти вещи существуют, говорит этот мальчик,- мой отец живой или такой же мертвый, каким он был раньше..."

Дальше Владыка Антоний добавляет: "Так выразиться мог только юноша, потерявший привычку мыслить, как бы мы сказали, "разумно", т.е. по - земному; но он видел вещи такими, какие они на самом деле есть.
Этот человек, его отец, не жил: он отражал окружающую действительность, зажигался каким-то интересом, но переживание не жизнь; это мгновенное событие, которое уходит, как свеча гаснет...Как мы похожи на него! Он укоренился в земле; его единственные интересы были земные...в нем человека не осталось, потому что он весь ушел в предметы. И вот перед каждым из нас стоит тот же вопрос: я существую? Есть во мне кто-то или во мне пустота?...Есть ли во мне что- либо, что может войти в вечность?"

Наркомания- это медленное самоубийство, уход человека из жизни земной, попытка удовлетворения трансцендентальной потребности человека путем его демонизации .

Известная врач И. В.Мельникова, исповедующая целостный подход к лечению больных, успешно помогающая и наркозависимым, как-то сказала автору этих строк: "Если перевести на язык медицины, то наркомания это онкология духа. Нарушение обменных процессов на уровне клетки "врачуется" словом, отсюда необъяснимые с точки зрения светской медицины "чудеса" в исцелении наркозависимых".

В соответствии с действующим законодательством и сложившейся практикой, концепция правомерно выделяет три направления и уровня духовно-нравственного воспитания: светское (культурологическое) в государственных муниципальных образовательных учреждениях, церковное (религиозное) в конфессиональных образовательных учреждениях и семейное с присущими ему специфическими задачами.

Наши программы предназначены для государственных муниципальных образовательных учреждений и, следовательно, по своему направлению является светским, хотя будет лукавством, если не скажем, что мы понимаем под духовностью, объясняя концептуальные подходы к профилактике.

Но в рамках светского образования мы говорим с нашими учениками и студентами прежде всего о духовности как о нравственности, организуем экзистенциальный диалог, пробуждая их духовное "Я" , но заставить их любить и верить не возможно, т.к.это интимное пространство их души.

"НЕ НАВРЕДИ!",- во главный принцип профилактики зависимостей среди детей и молодежи.

В соответствии со ст.14 Закона РФ "Об образовании", которая включает в себя требование интеграции личности в систему мировой и национальной культуры, наши программы включают духовный и нравственный опыт православия, тысячелетний опыт российской культуры и в них не делается упор на религиозную направленность.

Мы понимаем под духовно-нравственным воспитанием приобщение человека к духовно-нравственным ценностям, воспитание готовности к их усвоению и способности создавать свой духовный мир.

Противники духовно-нравственного воспитания часто приводят один и тот же аргумент в защиту своей точки зрения: дескать, у нас в России существуют различные конфессии и поэтому духовно ориентированные программы ущемляют религиозные чувства людей исповедующих другие религии".

Но, во-первых, наши программы, как мы сказали выше, - светские, культурологические, а православие и русский язык являются культурообразующими в России.

Во-вторых, нравственные законы, по которым живут все народы России, не противоречат друг другу и поэтому все традиционные конфессии поддерживают работу по нравственному оздоровлению общества, по противодействию и защите наших детей и молодежи от деструктивного воздействия безнравственных бездуховных субкультур.

В-третьих, мы считаем, что духовная культура и традиции всех российских народов, их взаимообогащение и объединение против крупномасштабной информационной агрессии по отношению к России, ее будущему - залог победы здоровых сил российского общества над силами зла. Против духовного роста россиян выступают только бес-духовные силы, а не верующие, пусть они и принадлежат к разным религиозным конфессиям. Понимают важность такой воспитательной работы, и люди не религиозные, но нравственные, верящие в идеалы добра, свободы, справедливости, т. е. в человеческое в человеке.

Поэтому, на наш взгляд, необходимо учить детей, подростков, и молодежь уважению, терпимости, братской любви к людям другой национальности, расы и религии. А иначе - какие же мы христиане, где наше духовное и нравственное здоровье, если в сердце у нас живет не любовь и милосердие, а гордыня и ненависть?!

Ценностно-смысловой подход в профилактике зависимостей позволяет человеку полностью реализовать свою природу и предназначение, обрести истинный смысл жизни и эффективно разрешить внутриличностные конфликты (духовные, психологические и социальные), не прибегая к каким-либо психоактивным веществам или их заменителей.

В православной традиции под духовно-нравственным пространством понимают позиционно-уровневую структуру личности, включающую все аспекты жизнедеятельности человека. Эта жизнедеятельность имеет духовно-душевно-телесную организацию, устроение которой зависит от приоритета позиционного выбора личности.

Поэтому цель воспитания с точки зрения православной традиции двуедина:

  1. Воспитание гражданина Отечества.
  2. Воспитание "гражданина Царствия Небесного.

Человек стремится не только к развитию, но и к духовному становлению. Он предчувствует, что истинное человеческое бытие - именно на пересечении горизонтальной и вертикальной составляющих его жизни.

Точка соединения - крест - есть место реальной жизни человека. В момент пересечения линий развития и духовного становления человек совершает поступки. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, плотское и духовное - и есть крестная ноша каждого человека, призванного в этот мир. Только человек, живущий в соответствии с высшими духовными и нравственными ценностями, может жить полноценной земной жизнью и быть достойным сыном своего Отечества, гражданином и патриотом.

Бывает так, что лучше поэта о сложном никто сказать не может.

Вот так точно об этом говорит Тютчев: "О, вещая душа моя! О, сердце, полное тревоги, о, как ты бьешься на пороге! Как бы двойного бытия!"

Ведущие отечественные психологи считают, что человек (чело - разум, век - вечность) в своем развитии проходит ряд этапов. В основе этого движения, его стержнем является ценностно-смысловая направленность личности.

Теория смысловых уровней.

Автор: Б.С. Братусь

Теория интегральной периодизации.

Автор: В.И. Слободчиков

1. Предличностный

1. Стадия оживления

2. Эгоцентрический

2. Одушевление

3. Группоцентрический

3. Персонализация

4. Гуманистический

4. Индивидуализация

5. Духовный

5. Универсализация

 

Все эти уровни существуют у человека в потенции, в возможности, а в процессе жизни они должны присваиваться. Процесс генезиса смысловых уровней есть процесс присвоения личностью своей души. Стремление человека к развитию по вертикали, к духовному - норма для человека, а нарушение подобного хода развития ведет к серьезным личностным аномалиям, утрате ее полноты. Об этом писали Л.С. Выготский., С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, А.А. Ухтомский, В. Франкл и др.

Диакон А. Кураев пишет, развивая теорию В. Франкла, что если личность не сможет исполнить своей миссии, то миру явится не полнота, ущербность. И прежде чем обжиться, необходимо очеловечиться.

"Так что давайте изучать не калек, - писал А. Маслоу, а наибольшее, какое сможем найти, приближение к целостному, здоровому человеку. Мы найдем у таких людей качественные отличия - другую систему мотивации, другие эмоции и ценности, другое мышление и восприятие. В некотором смысле только святые представляют собой человечество". Именно такой путь является для человека нормой, целью, идеалом.

Святость - вот идеал, данный человеку в этой жизни, одновременно достижимый и недостижимый.

Недостижимый в своей полноте, так как святость не ограничена объективным уровнем, и достижимый для конкретного человека в соответствии с его мерой и возможностями. Святость задает особую норму жизни человека. Нормой становится его постоянный рост, постоянное развитие или, по словам Зинченко "развитие нормы". Показателем развития является сам человек - то, как он меняется по сравнению с самим собой. Это уже не только развитие как "организма", а личная история человека, которая вплетается в историю человечества.

Духовно-нравственное воспитание есть, во-первых, развитие человека по горизонтали, т.е. в соответствии с нравственными ценностями или вопреки им. Здесь возможны два пути, два типа взаимоотношений: любовь или манипуляция.

Первый путь исходит из следующих посылов:
- Мера любви к себе в православной традиции определяется мерой любви к ближнему, т.е. к другому человеку, в том числе иноверцу, обижающему нас.
- Кем или чем является другой человек: ценностью, целью или средством.
- Что я взращиваю в себе: добродетели или пороки?
-Сила моей личности определяется способностью устоять в добре и истине, милосердии, целомудрии, мире. Именно такой человек называется кротким, т.к. сила его любви - есть короткий путь к другому человеку, ко всему миру. Когда человек соблюдает духовные и нравственные законы, обретает мир покой и радость в душе, он достигает и физического, телесного здоровья. Этот неоспоримый факт признает сейчас и наука и медицина в том числе, хотя для наших предков эта истина была законом жизни.

Второй путь - манипулятивный, где другой человек для меня не личность, а объект особого рода, вещь, средство для достижения денег или власти.Манипуляция - это скрытое воздействие, факт, который не должен быть замечен объектом манипуляции, равно как и истинная цель манипулятора. Манипуляция не только побуждает человека находиться под таким воздействием, делать то, чего желают другие, но и заставляет его хотеть сделать это.

Однако, лицемеря и обманывая других, человек разрушает себя, свою жизнь, обрекает себя на пустоту и одиночество, теряет Лик. Как сказано в одном из стихотворений Евгения Евтушенко: "актерствуя лихо, неужто ты стал подлецом, надетые лица, неужто вы стали лицом?!" Когда человек живет вопреки голосу своей совести, а зависть, тщеславие, блуд, гнев, жадность становятся его личинами, он превращается в жалкого раба, пусть даже и обладая всей властью и сокровищами мира сего.
Нравственное здоровье человека определяется мерой любви к другому.

Схематично наши рассуждения можно представить следующим образом.

БОГ

Духовность как святость возрастание в добродетелях, восстановление целостности, свойственной нашим праотцам, здоровья, свободы, любви. Духовным центром "Я" личности вновь становится божественная благодать. Победа духа над плотью. Свобода от страстей. БОГОПОДОБИЕ. ЖИЗНЬ. Нравственность

Диавол

С точки зрения православной традиции застревание человека и его жизненная устремленность на предличностном и эгоистическом уровне, делает его "свято место" пустым и заполняется плотским или демоническим содержанием. Наркомания - подчинение человека демоническим духовным силам, трагический эрзац духовности. Этот взгляд на закономерности нормального развития человека, как мы указывали выше, разделяют ведущие психологи.

Попрание духовных и нравственных заповедей своего народа, разрушает человеческую личность, приводит к неврозу, депрессии, вторичному иммунодефициту и служит предпосылкой его девиаций, в том числе и аддитивного поведения.

Известные детские психологи И. Я. Медведева и Т. Л. Шишова, успешно применяющие свой авторский метод "психоэлевации" в лечении детских неврозов, утверждают, что одной из основных неврозообразующих причин является конфликт между генетически передаваемой родовой памятью или "архитипом", как бы сказал К. Юнг, и агрессивно навязываемые нам массовой культурой, чуждые российскому мироустроению, западные ценности (см: Медведева И. Шишова Т. "Дети нашего времени" Москва, 2003).

Истоки детских неврозов коренятся в утрате возвышенных идеалов, патетике героизма, свойственных российской культуре. Само происхождение слова "культура" означает культ- ура, что в переводе с церковно- славянского означает свет, правда, истина. Наши воины, защищая свою Отчизну, кричат в бою: "УРА!", призывая на помощь силы света, правды и истины.

Дело в том, что в подростковом возрасте дети отчаянно нуждаются в возможности проявить свой героизм, социальную значимость для обретения смысла жизни и своей роли в мире. Прагматизм, индивидуализм, приземленность западных ценностей, несоответствие природе души российского человека, провоцирует бессознательный протест и желание некоторой части подростков удовлетворения героических стремлений деструктивными способами: приемом наркотиков, участием в криминальных сообществах и т.п..

Большинство западных технологий профилактики ПАВ и ВИЧ/СПИДа противоречат российскому мировосприятию, кроме того, они " раскачивают" и культивируют эгоистические, гедонистические, сугубо плотские ценности у наших детей, обесценивают традиционные российские ценности, необходимые для здоровья человека: стыдливость, целомудрие, доброту, щедрость, милосердие, кротость, жертвенность, патриотизм, все то, что собственно и делает его Человеком и приближает к святости.

Зачастую западные технологии формируют и запускают механизм зависимостей, а не профилактируют, поощряют грех, а не возвышают его на уровень добродетели (в соответствии со святоотеческим учением, грех есть извращенная добродетель), на чем основан метод "психоэлевации".

Вместо воспитания, происходит "низ-питание", отчуждение истинного в человеке, способствуя наркотизации, алкоголизации и росту суицидов.

Анализируя причины наркотизации и алкоголизации детей и молодежи иеромонах Анатолий Берестов, руководитель Душепопечительского Центра святого Иоанна Кронштадтского, доктор медицинских наук, говорит, что "непризнание государством и обществом роли религиозной духовности в психологическом, морально-этическом, культурном и интеллектуально-образовательном отношении в воспитании приводит общество к вырождению и вымиранию".

На сколько это важно, свидетельствует статистика Центра: с августа 1998 г. по настоящее время через Центр прошло 3500 человек, среди них детей из традиционно-верующих семей было всего 5 человек. Это всего лишь 0,013%!

Наш собственный десятилетний консультативный и реабилитационный опыт психологической помощи наркозависимым и созависимым также свидетельствует: из 500 семей, обратившихся с 1986 по 2006гг к специалистам Областной общественной организации "Родители за будущее без наркотиков", не было ни одной традиционно верующей семьи, зато были профессорские, учительские, адвокатские и другие семьи, а наркоманами становились и золотые медалисты, и чемпионы Европы, и общественные деятели.

Все это мы написали лишь для того, что бы каждый родитель и педагог знал, где и в чем главная защита от деструктивной зависимости наших детей. И уж если из такой беды и пропасти как наркомания вызволяет вера, то, может быть, не стоит сопротивляться духовному пробуждению и росту наших детей.

Всегда помните: "СВЯТО МЕСТО ПУСТО НЕ БЫВАЕТ", так пусть в нем живет любящий БОГ, а не какая-нибудь нечисть.



Старый стиль 5Октябрь среда Новый стиль) 18Октябрь Седмица 20-я по Пятидесятнице. Глас 2. День постный. Пища с растительным маслом. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМц. Харитины (304). Совершается служба с полиелеемСвтт. Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария, Московских и всея России чудотворцев. Сщмч. Дионисия, еп. Александрийского (264-265). Мц. Мамелхвы Персидской (ок. 344). Прп. Григория Хандзойского (861) (Груз.). Прпп. Дамиана, пресвитера, целебника (1071), Иеремии (ок. 1070) и Матфея (ок. 1085) прозорливых, Печерских. Прп. Харитины, кн. Литовской, в Новгороде подвизавшейся (1281). Прп. Гавриила исп (1959). Евангельские ЧтенияУтр. - Ин., 36 зач., X, 9-16. Лит. - Флп., 243 зач., II, 24-30. Лк., 28 зач., VI, 46 - VII, 1. Свтт.: Евр., 335 зач., XIII, 17-21. Мф., 11 зач., V, 14-19. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Лк. 6, 46-7, 1). "Что вы зовете Меня: Господи! Господи! и не делаете того, что Я говорю?" Отчего зовут Господом, а не творят воли Господней, отчего, то есть делами, не признают господства Его? Оттого, что только языком так зовут, а не сердцем. Когда бы сердце произносило: "Господи, Ты мой Господь", тогда в нем пребывала бы и полная готовность повиноваться тому, кого исповедуют своим Господом. А так как этого нет, то дела идут врозь с языком, а дела всегда таковы, каково сердце. Что же, стало быть нечего и взывать: "Господи, Господи"? Нет, не то. А надобно к внешнему слову приложить слово внутреннее, - чувство и расположение сердца. Сядь и размысли о Господе и о себе самом: что Господь и что ты такое; что Господь для тебя сделал и делает, зачем живешь и до чего доживешь. . . Тотчас дойдешь до убеждения, что иначе нельзя, как исполнять волю Господа всю неуклонно; другого нет нам пути. Убеждение это родит готовность делом исполнить то, что говорится словом: Господь. При такой готовности возбудится потребность помощи свыше, а от ней молитва: "Господи, Господи! помоги и даруй силы ходить в воле Твоей". И будет взывание ко Господу приятное для Господа. Молитвы Тропарь святителей Московскихглас 4Первопрестольницы Российстии,/ истиннии хранителие апостольских преданий,/ столпи непоколебимии, православия наставницы,/ Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати// и душам нашим велию милость. Кондак святителей Московскихглас 3Во святителех благочестно пожисте/ и люди к богоразумию настависте,/ и добре Богу угодисте,/ сего ради от Него нетлением/ и чудесы прославистеся,// яко ученицы Божия благодати. Величание Величаем вас,/ святителие Христовы,/ Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене,/ и чтим святую память вашу,/ вы бо молите за нас// Христа Бога нашего. Тропарь преподобных Дамиана пресвитера, целебника, Иеремии и Матфея прозорливых, Печерских, в Ближних пещерахХристовых повелений светом сердца своя просветивше,/ страстный мрак прогнасте,/ те Троицы селение бысте тричисленнии отцы,/ Дамиане, Иеремие с Матфеем,/ от Неяже благодать приемше,/ недужныя исцеляете, будущая возвещаете/ и, Ангелом сопричастницы суще,/ молитеся Христу Богу даровати нам причастие святых. Кондак преподобных Дамиана пресвитера, Иеремии и Матфея прозорливых, Печерскихглас 2Якоже древнии пророцы благодать пророчествия приемше/ и неложне духом предзревше, прорекоша найти хотящая,/ тако и вы в жизни нашей злая, грехов ради наших на ны грядущая, предвозвестисте;/ и ныне да не постигнут ны злая,/ испросите от Христа Бога исправление делом нашим и велию милость. Тропарь святителя Филиппа Первагоглас 3Чудо явися, извещением и делы возсияв,/ Духа Святаго произбранием святительства паству приим,/ откровением Божиим церковь разобра/ и величайшую воздвиже,/ всечестне Филиппе, святителю великий,/ мир граду даруй нашему Москве/ и велию милость. Показать ещё молитвы Кондак святителя Филиппа Первагоглас 8Во успении твоем обретоша на телеси твоем сокровище некрадомое:/ два креста и тяжчайшая железа, еже есть вериги,/ постом и молитвами Богу угодил еси, святителю Филиппе,/ моли Христа Бога о всех нас. Тропарь мученицы Харитиныглас 4Агница Твоя, Иисусе, Харитина/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю/ и, Тебе ищущи, страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе,/ и умираю за Тя, да и живу с Тобою;/ но, яко жертву непорочную, приими мя с любовию, пожершуюся Тебе./ Тоя молитвами,/ яко Милостив, спаси души наша. Кондак мученицы Харитиныглас 2Крепким разумом, Харитино,/ душу утверждали верою,/ борителя врага яве посрамила еси,/ у Христа предста, всеблаженная,/ червленицу от кровей твоих носящи,/ и присно со Ангелы радуешися,/ моли за ны, страстотерпице. Службы12 февраля: Святителя Мелетия, архиепископа Антиохии Великой. Святителя Алексия митрополита, всей России чудотворца. 20 мая: Мученика Фалалея. Святителя Алексия Московского 5 октября: Святой мученицы Харитины. Святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, митрополитов Московских, и всей России чудотворцев 17 февраля: Святого священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея Руси 23 сентября: Святителя Иннокентия, митрополита Московского, апостола Сибири и Америки 15 июня: Пророка Амоса. Святителя Ионы, митрополита Московского и всея России 30 декабря: Святителя Макария, Митрополита Московского и всея Руси 24 августа: Святого священномученика Евтиха. Святителя Петра, митрополита всея России, чудотворца 21 декабря: Святой мученицы Иулиании Никомидийской. Святителя Петра, митрополита Киевского и всей России 9 января: Святого мученика Полиевкта. Cвятителя Филиппа, митрополита Московского и всея России 3 июля: Мученика Иакинфа. Святителя Филиппа, митрополита Московского. Сайты приходов: Патриаршее благочиние приходов РПЦ в Туркменистане:Храм святителя Алексия, Митрополита Московского г. Байрамали Абаканская епархия:Храм в честь Святителей Московских г. Абакан Спасо-Преображенский кафедральный собор г. Абакан Приход Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси с. Ефремкино Анадырская и Чукотская епархия:Храм свт. Иннокентия, митроп. Московского пос. Провидения Аргентинская и Южноамериканская епархия:Храм свт. Тихона, Патриарха Московского г. Обэра Архангельская епархия:Храм святителя Тихона Патриарха Всероссийского г. Архангельск Астанайская епархия:Храм во имя святителя Алексия, митрополита Московского, чудотворца с. Байтерек Храм во имя святителя Тихона, Патриарха Всероссийского пос. Каргалы Храм во имя свт. Филарета Московского г. Алматы Ахтубинская епархия:Храм митр. Алексия Московского с. Селитренное Барнаульская епархия:Собор Александра Невского г. Бийск Храм Святителя Макария Митрополита Алтайского с. Лесное Белгородская епархия:Храм Алексия, митрополита Московского пос. Майский Храм Иннокентия, митрополита Московского, при Духовной семинарии г. Белгород Белевская епархия:Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Большое Скуратово Храм Николая Чудотворца с. Крапивна Бердянская епархия:Храм свт. Гермогена Московского с. Азовское Берлинско-Германская епархия:Храм-памятник свт. Алексия, митрополита Московского г. Лейпциг Биробиджанская епархия:Раздольненский Иннокентиевский монастырь с. Раздольное Благовещенская и Тындинская епархия:Храм святителя Тихона, Патриарха Московского пос. Ушумун Храм святителя Иннокентия Московского пос. Серышево Приход святителя Иннокентия Московского пос. Верхнезейск Братская епархия:Храм во имя святителя Иннокентия, Митрополита Московского г. Братск Великолукская епархия:Свято-Тихоновский собор г. Великие Луки Храм Тихона, Патриарха Московского пос. Кунья Виленская и Литовская епархия:Успенский Кафедральный собор (Пречистенский) г. Вильнюс Молитвенный дом во имя святителя Тихона г. Шальчининкай Владивостокская епархия:Храм Святителя Иннокентия Московского с. Приозёрное Волгоградская епархия:Храм во имя святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси г. Волгогорад Храм святителя Тихона Патриарха Московского с. Верхняя Добринка Храм свт. Иннокентия Московского пос. Вторчермет Вологодская епархия:Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Белозерск Храм прор. Иоанна Предтечи в Рощенье г. Вологда Воркутинская епархия:Храм Тихона, Патриарха Московского пгт. Чикшино Воронежская епархия:Алексиево-Акатов женский монастырь г. Воронеж Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Горожанка Храм во имя свт. Алексия, митрополита Московского и всей Руси с. Нижнее Турово Храм Тихона, Патриарха Московского с. Колодезный Храм в честь свт. Тихона еп. Амафунтского с. Подгорное Восточно-Американская и Нью-Йоркская епархия :Храм свт. Тихона, Патриарха Московского г. Бристоль Гаагская и Нидерландская епархия:Храм свт. Тихона, Патриарха Московского г. Наймеген Гатчинская епархия:Храм свт. Алексия митроп. Московского пос. Тайцы Горловская епархия:Александро-Невский кафедральный собор г. Славянск Горноалтайская епархия:Храм свт. Макария Невского с. Чемал Городецкая епархия:Храм в честь Алексия митрополита Московского пос. Зиняки Екатеринбургская епархия:Храм Петра, митрополита Крутицкого г. Екатеринбург Храм свт. Иннокентия Московского г. Екатеринбург Екатеринодарская епархия:Храм свят. Алексия Митрополита Московского г. Туапсе Храм в честь собора Новомучеников и исповедников Российских с. Верхневеселое Храм святителя Тихона еп. Воронежского с. Кирпичное Храм святителя Тихона Московского г. Апшеронск Елецкая епархия:Храм Казанской иконы Божией Матери с. Воронец Енисейская епархия:Храм Тихона, Патриарха Московского с. Байкит Запорожская епархия:Храм в честь Священномученика Петра Крутицкого г. Запорожье Иваново-Вознесенская епархия:Храм свт. Алексия, митр. Московского при Иваново-Вознесенской Православной духовной семинарии г. Иваново Ижевская епархия:Храм митр. Алексия Московского г. Ижевск Иркутская епархия:Молитвенный дом во имя Святителя Иннокентия, митрополита Московского пос. Качуг Искитимская епархия:Храм митр. Алексия Московского г. Черепаново Йошкар-Олинская и Марийская епархия:Храм Иконы Божией Матери Державная пос. Медведево Казанская епархия:Храм Петра, Алексия, Филиппа и Ермогена, Московских чудотворцев г. Казань Храм Ермогена, патриарха Всероссийского г. Набережные Челны Храм Тихона, Патриарха Московского пос. Сидоровка Калачевская епархия:Храм Тихона, Патриарха Московского г. Волжский Калужская епархия:Храм Воскресения Христова с. Трубино Храм Троицы Живоначальной с. Троицкое Храм Тихона, Патриарха Московского г. Обнинск Каменская епархия:Храм митр. Ионы Московского пос. Верхнее Дуброво Карагандинская епархия:Тихоновский храм г. Сарань Кемеровская епархия:Храм Филарета, митрополита Московского г. Кемерово Кинешемская епархия:Храм Успения Пресвятой Богородицы пос. Пестяки Троицко- Успенский кафедральный собор г. Кинешма Козельская епархия:Храм в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских с. Бояновичи Корсунская епархия:Храм прп. Симеона Нового Богослова и свт. Иннокентия Московского г. Аликанте Костромская епархия:Храм в честь святителя Тихона, Патриарха Всероссийского и всех Новомучеников и Исповедников Российских г. Кострома Липецкая епархия:Храм Николая Чудотворца с. Ксизово Храм Алексия, митрополита Московского, в Липецком епархиальном управлении г. Липецк Свято-Тихоновский Преображенский женский епархиальный монастырь г. Задонск Магаданская и Синегорская епархия:Храм Тихона Патриарха Московского пос. Верхний Сеймчан Храм свт. Иннокентия Московского пос. Дебин Монреальская и Канадская епархия:Приход свт. Тихона Патриарха Московского и Новомучеников Российских г. Кембридж Московская епархия (городская):Храм Димитрия Солунского на Благуше г. Москва Храм Рождества Христова в Митино с. Рождествено Храм Троицы Живоначальной дер. Горетово Храм митр. Алексия Московского в Рогожской слободе г. Москва Храм свт. Алексия, митрополита Московского г. Москва Покровский храм с. Кучки Покровский храм д. Алексино Храм Живоначальной Троицы в Листах г. Москва Храм святителя Николая Мирликийского в Троекурово г. Москва Храм Преображения Господня в Богородском г. Москва Храм в честь Святителя Алексия митрополита Московского в Северном Бутове г. Москва Храмовый комплекс Алексия, митрополита Московского и Храм Иконы Божией Матери "Неувядаемый Цвет" дер. Исаково Храм свт. Алексия Московского дер. Исаково Храм "Тихвинской" иконы Божией Матери и святителя Алексия митрополита Московского при ЦКБ г. Москва Храм митр. Алексия Московского г. Москва Собор Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря г. Москва Храм свт. Филарета Московского г. Зеленоград Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве г. Москва Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах г. Москва Храм Преображения Господня в Переделкино г. Москва Храм Живоначальной Троицы в Конькове г. Москва Храм свт. Филиппа, митр. Московского г. Москва Храм Иова, Патриарха Московского на Можайском шоссе г. Москва Храм сщмч. Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси в Крылатском г. Москва Храм сщмч. Ермогена, Патриарха Московского, в Гольянове г. Москва Храм сщмч. Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси в Зюзино г. Москва Храм священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси в Южном Тушино г. Москва Храм Михаила Архангела при Кутузовской избе г. Москва Храм Тихона, Патриарха Московского г. Московский Храм Живоначальной Троицы в Вишняках г. Москва Храм Тихона, патриарха Всероссийского в Косино г. Москва Храмовый комплекс свт. Тихона, Патриарха Московского и св. ап. Андрея Первозванного в Люблино г. Москва Домовая церковь Петра, митрополита Крутицкого и Коломенского, при Традиционной гимназии г. Москва Домовый храм мц. Татианы при МГУ им. М.В.Ломоносова г. Москва Храм Иннокентия, митроп. Московского в Бескудникове г. Москва Храм святителя Иннокентия, митрополита Московского в Ракитках г. Москва Храм Макария Невского г. Москва Московская епархия (областная):Никитский храм с. Северское Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Поречье Знаменский храм дер. Лисинцево Алексиевский храм г. Егорьевск Храм Алексия, митрополита Московского дер. Алферово Храм Алексия, митрополита Московского дер. Середниково Храм Иконы Божией Матери Казанская с. Долгомостьево Храм св. Алексия Московского в Стреглово дер. Горки Храм Успения Пресвятой Богородицы дер. Обухово Храм Троицы Живоначальной дер. Чашниково Собор Николы Белого г. Серпухов Алексиевский храм дер. Алферово Алексиевский храм дер. Малые Петрищи Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Липитино Тихвинский храм с. Авдотьино Собор Троицы Живоначальной г. Щелково Храм "Державной" иконы Божией Матери г. Фрязино Тихоновский храм г. Клин Храм Филарета, митрополита Московского г. Лобня Филаретовский храм дер. Малеевка Храм Иннокентия, митрополита Московского пос. Михнево Храм свт. Иннокентия Московского г. Люберцы Храм Преображения Господня г. Люберцы Храм Макария (Невского), митрополита Алтайского г. Дзержинский Нефтекамская епархия:Храм в честь святителя Тихона, патриарха Московского и Всея Руси д. Нижний Качмаш Нижегородская епархия:Храм трех Святителей московских Петра, Алексия и Ионы г. Нижний Новгород Храм святителя Алексия, митрополита Московского г. Нижний Новгород Храм Сергия Радонежского пос. Выездное Храм Тихона патриарха Всероссийского г. Дзержинск Новгородская епархия:Свято-Юрьев мужской монастырь г. Великий Новгород Новороссийская епархия:Храм Новомучеников и Исповедников Российских г. Новороссийск Омская епархия:Храм митр. Алексия Московского г. Омск Храм митр. Алексия Московского пос. Пушкино Ачаирский женский монастырь во имя Честнаго и Животворящего Креста Господня пос. Набережный Отрадненская епархия:Храм в честь Святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси с. Новое Ганькино Патриаршие приходы в Канаде:Храм-подворье свт. Тихона, Патриарха Московского г. Торонто Пермская епархия:Храм Алексия, митрополита Московского г. Кунгур Храм Алексия, митрополита Московского дер. Кособаново Храм Филиппа, митрополита Московского с. Филипповка Храм Иннокентия, митроп. Московского пгт. Звёздный Пинская епархия:Храм Святителя Тихона Патриарха Московского и всея Руси г. Ганцевичи Храм Святителя Филарета дер. Речки Покровская епархия:Храм во имя святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси пос. Анисовский Пятигорская епархия:Храм Тихона, патриарха Всероссийского г. Пятигорск Ржевская епархия:Храм Иова и Тихона, Патриархов Московских г. Андреаполь Свято-Тихоновский женский монастырь г. Торопец Рижская епархия:Храм Святителя Алексия Митрополита Московского г. Лиепая Россошанская епархия:Храм Тихона Задонского г. Острогожск Рыбинская епархия:Храм Благовещения Пресвятой Богородицы г. Тутаев Храм во имя свт. Алексия, митрополита Московского г. Углич Храм в честь Святителя Филиппа дер. Загайново Храм Тихона, Патриарха Московского г. Рыбинск Рязанская епархия:Никольский храм с. Печерниковские Выселки Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы с. Маково Салехардская епархия:Храм свт. Филарета Московского с. Толька Самарская епархия:Храм Вознесения Господня г. Самара Храм Тихона, Патриарха Московского г. Тольятти Санкт-Петербургская епархия:Храм свт. Петра, митрополита Московского г. Санкт-Петербург Храм свт. Петра, митрополита Московского г. Санкт-Петербург Храм свт. Алексия, Митрополита Московского, что на Семеновском плацу г. Санкт-Петербург Храм святителя Алексия, митрополита Московского пос. Лахта Казанский кафедральный собор г. Санкт- Петербург Храм свт. Тихона, патриарха Московского г. Санкт-Петербург Саратовская епархия:Свято-Алексиевский женский монастырь г. Саратов Северодонецкая епархия:Храм Святого Духа г. Теплогорск Симферопольская епархия:Храм во имя святителя Филиппа, митрополита Московского пос. Казачья бухта Скопинская епархия:Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы с. Троица-Лесуново Ставропигиальные монастыри РПЦ:Высоко-Петровский мужской монастырь г. Москва Храм Алексия, митрополита Московского с. Топорково Собор Вознесения Господня, Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь с. Лукино Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь пос. Соловецкий Донской ставропигиальный мужской монастырь г. Москва Алексеевский ставропигиальный женский монастырь г. Москва Свято-Троицкая Сергиева Лавра г. Сергиев Посад Тарская епархия:Вознесенско-Иннокентьевский храм г. Тара Ташкентская епархия:Храм сщмч. Ермогена Патриарха Московского г. Ташкент Тверская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" дер. Броды Храм Филиппа, митрополита Московского дер. Селищи Тобольская епархия:Храм Святителя Алексия Московского г. Нягань Тульская епархия:Храм Святителя Николая с. Медвенка Храм Рождества Пресвятой Богородицы пос. Горелки Храм святителя Алексия г. Тула Уфимская епархия:Храм свт. Алексия Московского с. Буруновка Приход в честь Святителя Филарета Митрополита Московского с. Тукан Хабаровская епархия:Храм Тихона Патриарха Московского пгт. Хор Храм Иннокентия, митроп. Московского г. Хабаровск Ханты-Мансийская епархия:Храм в честь святителя Тихона патриарха Московского и всея Руси пос. Нижнесортымский Черняховская епархия:Храм свт. Тихона, Патриарха Московского г. Полесск Чистопольская епархия:Храм Воскресения Христова пос. Алексеевское Читинская епархия:Свято-Иннокентиевский храм г. Чита Шуйская епархия:Троицко-Знаменский храм пос. Лежнево Южно-Американская епархия:Храм свт. Гермогена, Патриарха Московского г. Буэнос Айрес Южно-Сахалинская епархия:Храм митр. Алексия Московского с. Первомайск Храм Тихона, Патриарха Московского г. Поронайск Храм свт. Филарета Московского с. Буюклы Храм Иннокентия, митрополита Московского г. Южно-Сахалинск Храм свт. Иннокентия Московского г. Северо-Курильск Ярославская епархия:Храм Петра митрополита Московского с. Львы Воскресенский храм с. Черная Заводь Храм Кирилла и Афанасия. Кирилло-Афанасьевский монастырь г. Ярославль Храм Положения Ризы Божией Матери в Крестах (Крестобогородская) г. Ярославль Храм Тихона Патриарха Московского г. Ярославль Храм Иннокентия, митрополита Московского г. Ярославль
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.05770 c.