Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество «Трезвение» » 10 лет Обществу "Трезвение" »

15.12.2018 | Межконфессиональный диалог и единение российской нации

11.12.2018 | Газета православных трезвенников "ТРЕЗВЕНИЕ" № 8 (193) Ноябрь-декабрь 2018 г. АБСОЛЮТНАЯ ТРЕЗВОСТЬ БОГОУГОДНА

08.12.2018 | Общее дело. Фильм "Четыре ключа к твоим победам"

03.12.2018 | Семинар в Полевском

26.11.2018 | Сертификат модератора

20.11.2018 | Обучающий семинар проводит АНО «Просветительский центр»

- -

«Трезвое слово» №2 (№14)

План работы Общества «ТРЕЗВЕНИЕ» на 2009 год

- -
10 лет Обществу "Трезвение"

- -  

Концептуальные подходы профилактики злоупотребления ПАВ

и других форм зависимостей детей, подростков и молодежи, разработанные Центром повышения квалификации работников образовательных учреждений по вопросам профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде УрФО Министерства образования РФ ( далее Центр УРФО).
Елена Германовна Попова,
доцент кафедры УГТУ-УПИ

В основу региональных программ центра была положена концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, утвержденная приказом Минобразования России №619 от 28.02.2000г., и которая была одобрена решением правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотиками и их не законному обороту от 22.05.2000 г.

Модели региональных программ центра, разработанные на основе Концепции Минобразования и реализуемых в рамках образовательных курсов в УрФО, были созданы профессорского-преподавательским составом центра, защищены и утверждены министерством образования РФ 01.09.2002 г.

Команда специалистов центра в УрФО в своей профессиональной деятельности исходит из того, что профилактика наркомании как одна из форм зависимости может быть решена только в контексте профилактики факторов, способствующих формированию зависимого типа личности .

В отличие от целостного здорового и свободного человека, зависимый восполняет свою ущербность, создавая иллюзию удовлетворения своих потребностей путем потребления каких-либо химических веществ, либо используя другого человека (феномен созависимости), либо каких-то разрушающих действий. Зависимость как проявление болезненного развития есть инфантильная попытка ущербного человека разрешить свои внутренние (чаше не осознаваемые) противоречия и конфликты деструктивным способом.

Схема.

Два возможных сценария жизненного пути человека:

  • Целостность Ущербность
  • Свобода Зависимость
  • Здоровье Болезнь
  • Жизнь Смерть

Как проблема целостности человека связана с профилактической работой и какова смысловая нагрузка данного понятия?

Идея целостного развития человека наиболее полно представлена в традициях педагогической антропологии. "Культура здоровья с позиции педагогической антропологии раскрывается через понимание культуры здоровья состоящей из трех взаимосвязанных аспектов: духовного, душевного и физического здоровья. Эти аспекты являются системой, то есть действует в единстве".

Целостность человека определяется:

Во-первых, соблюдением им духовных, нравственных и физических законов бытия;
Во-вторых, единством и гармонией его мыслей, чувств и поступков;

В-третьих, единством и гармонией с природой и социумом;

В-четвертых, полнотой развития и реализацией заложенных в нем возможностей и талантом;

В-пятых, личностным осмыслением, освоением и приумножением культурно-исторических и духовных традиций своего народа.
 

В большинстве реализуемых в настоящее время профилактических программ среди мотивов первичного употребления наркотиков и других ПАВ обычно выделяют:

  • атарактические (достижения психологического комфорта);
  • субмиссивные (стремления к принадлежности и одобрению группы);
  • гедонистичекие (получение специфического физиологического и эмоционального удовольствия);
  • гиперактивации (повышение тонуса и самооценки);
  • псевдокультурные (демонстрация какого-то качества);
  • познавательно-исследовательские (любопытство, стремления к новым впечатлениям).

Однако это лишь видимая часть айсберга.

По убеждению авторов данной программы профилактики зависимостей, в основе деструктивного зависимого поведения лежат проблемы неудовлетворенных витальных потребностей человека: потребности в любви и трансцендентальной потребности (наряду с потребностями в телесном комфорте и в общении).

Удовлетворение потребности любви и трансцендентальной является для человека жизненно важным условием его формирования, развития, также как для жизни его тела нужен воздух, вода и пища, а для его социализации- другой человек.

Под трансцендентальной потребностью мы понимаем потребность разрешения противоречия между "Я - реальным" и "Я - духовным" в человеке, осознанием того, что его жизнь не заканчивается со смертью его физического тела, с его стремлением выйти за пределы своего земного "Я", соотнести себя с Абсолютом, постичь высшие смыслы своего бытия.

Когда человек удовлетворяет свою трансцендентальную потребность, заполняя свое "святое место", которое, как гласит народная мудрость "пусто не бывает", он достигает мира в душе, полноты, покоя и радости, такой человек обретает жизненный стержень, защиту от агрессии и манипуляции. Но ответы на эти экзистенциальные вопросы он должен найти сам.

Одним из самых важных вопросов бытия является вопрос жизни и смерти. Нельзя заниматься профилактикой зависимостей, если человек не ответил на этот вопрос. Психологи знают, что в основе фундаментального чувства страха лежит страх смерти. Он помогает человеку в минуты опасности сохранить свою жизнь, это чувство "питает" инстинкт самосохранения и наличие этого защитного механизма говорит о психическом здоровье человека. 

Но есть страх и тревога экзистенциальные, в основе, которых лежат не разрешенные противоречия между "Я"- реальным и "Я"- духовным. Если человек живет в логике парадигмы "вечная смерть", а не "вечная жизнь", он обречен на тоску и страх, пусть даже он храбрится и не признает этого. В эту логику как нельзя лучше вписывается лозунг: " Попробуй все, не дай себе засохнуть!"

Если же человек знает, что со смертью тела, его личность не умирает, что его земная жизнь озарена светом любви и вечности, он обретает высший смысл жизни каждого земного дня, а в его душе поселяются мир и покой. 

Вот как об этом говорят великие писатели и поэты. Федор Михайлович Достоевский: "Вся жизнь человека, личная и общественная, стоит на вере в бессмертие души. Это наивысшая идея, без которой ни человек, ни народ не могут существовать".

Иоганн Вольфганг Гете: "При мысли о смерти я совершенно спокоен, потому что твердо убежден, что наш дух есть существо, природа которого остается неразрушимой и который будет действовать вечно".

Факт бессмертия человеческой личности является в настоящее время не только предметом веры, но и науки ( См : П. Калиновский "Переход. Последняя болезнь, смерть и после." М., 2005г.).

Наша задача состоит в организации диалога, целью которого является духовное пробуждение личности. Учитель здесь не доминирует, не меняет душу по своему разумению, а помогает активизироваться живительным силам, скрытым в глубине человеческой души. Трансцендентальная или духовная потребность предполагает промысливание и таких важных вопросов, как: чистота Слова, Красота, Творчество, Свобода- Рабство, Удовольствие - Радость, Одиночество- Уединение, Познание себя и мира, Труд земной и духовный, Патриотизм.

Для команды преподавателей Центра УРФО приоритетным является не форма проведения профилактического занятия, не технология, а смыслы, цели участников диалога.

Мы широко используем в своей работе известные и эффективные интерактивные методики, что- то придумываем сами с нашими соавторами: учителями, преподавателями вузов и сузов, нашими юными коллегами-добровольцами превентологами, работающие по программе "равный - равному", школьниками и студентами.

Так простое и всем "тренерам" известное разминочное упражнение "Бездомный заяц", может послужить началом к серьезному разговору о любви к России и гордости к подвигам святости наших предков ( после шуточных или формальных вопросов, можно предложить поменяться местами тем, кто гордится своей родиной). Так после горячих споров и признаний, один молодой человек, называющий в след за нашими горе- политиками Россию "эта, в этой стране", пораженный произошедшими в своих взглядах переменами сказал фразу, которая стала для нас афоризмом: "Все страны граничат друг с другом, а Россия - с Богом".

Потребность в любви лежит в плоскости нравственных (а значит духовных вопросов бытия человека), поэтому разграничение этих двух потребностей носит чисто условный характер.

Если в процессе своей жизнедеятельности человек не удовлетворяет эти четыре жизненно важные потребности, он не может реализовать себя во всей полноте, состояться как личность, и поэтому обречен на ущербность, деструктивную зависимость, болезнь и смерть.
Данный подход к проблеме глубинных причин зависимого поведения личности был представлен в региональном компоненте программы профилактики зависимостей федерального центра УрФО и получил Диплом Министерства образования Российской Федерации "Российский образовательный форум и школа-2003".

Реализация программы "Духовные основы профилактики зависимостей" получила высокую оценку в ходе супервизии образовательной деятельности центра консультантам Министерства Образования Российской Федерации доктором медицинских наук заместитель главного врача института им. В.П. Сербского Н.В. Вострокнутовым в 2003 году.

Профилактические программы призваны сформировать у человека многоуровневые степени защиты от экспансии психически дестабилизирующих субкультур, в том числе и наркокультуры.

Многоуровневая система защиты включает в себя:


  1. Позитивные жизненные смыслы.
  2. Особую духовную организацию.
  3. Культурную и социальную укорененность.
  4. Позитивную систему взаимоотношений.
  5. Определенную личную позицию.
  6. И на базе этих личностных качеств - выработка определенных паттернов поведения.

Поэтому авторы комплекса программ профилактики зависимостей главный превентивный удар направляют в ценностно-смысловую сферу личности, определяющую поведение и в целом жизнь человека.

Здесь мы не будем останавливаться на механизме формирования ценностно-смыслового самоопределения личности, скажем только, что представленные программа, с одной стороны, дают возможность осознать и выстроить иерархию ценностей человека в соответствии с его природой и предназначением, с другой стороны - гармонизировать все сущностные силы человека, делая его целостным здоровым и свободным.

Мы считаем, что превентивная позитивная профилактика должна быть встроена в государственную систему духовно-нравственного воспитания гражданина России, начиная с воспитания будущих родителей.

Она должна включать:

1. Научно-обоснованную, духовно и нравственно ориентированную программу полового воспитания.

2. Культуру семьи и семейных отношений, включая проблемы профилактики деструктивных семейных отношений, в том числе - созависимости.

3. Возрастную психологию и педагогику (начиная с психологической и педогогической подготовки к созданию семьи, выполнению супружеских обязанностей, родительству, а так же психологию и педагогику от пренатальной до вопросов автономии и самостоятельности взрослеющих детей, т.е. юношества).

Однако прежде чем приступить к анализу профилактических программ, необходимо еще уточнить понятийный аппарат.

Прежде всего, определим, что мы вкладываем в понятие духовно- нравственное воспитание Вос- питание, т. е. питание верхних структур человека-души и духа.

Тело - определяет биофизический уровень жизни человека, предназначено для выживания в земных условиях, в биосфере. Все психофизические и вегетативные процессы, инстинктивные потребности и влечения, деятельностная активность и волевая импульсивность как таковая относятся к телесной стороне жизнедеятельности человека. Этот уровень жизни человека во многом имеет сходство с жизнью животных, почему и возникла ошибочная гипотеза происхождения человека от обезьяны. 

Душа - это социально-психологический уровень устроения человека. Он включает индивидуально-личностные свойства и особенности индивидуума. Уникальность каждого человека определяется неповторимостью его личностных качеств; характером взаимодействия со значимыми старшими в раннем детстве, отрочестве и юности; а также теми конкретными условиями среды, которые складываются у каждого из нас в тот или иной исторический период. Вариативность формирования своеобразия личности бесконечно велика, поэтому все мы неповторимы.

Душевный уровень - это прежде всего уровень межличностных отношений, на основе которых и формируется нрав личности, его собственная нравственность, т.е. те привычки и навыки взаимодействия с другими людьми, которые лично ему нравятся, и которые определяют его характер. Законы душевного устроения жизни человека как результата межличностных отношений непреложны, они объективны, имеют свою этапность, механизмы и содержание.

Дух - это экзистенциальный, смысловой, ценностный уровень жизни личности. Духовность относится к родовым определениям собственно человеческого способа жизни.

Святитель Игнатий Брянчанинов называет дух "словесной частью души". Дух есть то, что связывает отдельную личность со всем человеческим родом во всей развертке его культурного и исторического бытия

Духовность придает смысл жизни отдельному человеку; в ней он ищет и находит ответы на вопросы: зачем он живет, каково его назначение, что есть добро и зло, истина и заблуждение, красивое и безобразное. Нравственность также есть одно из измерений духовности человека, осуществляющаяся на грани бытийных и трансцендентных возможностей человека. Духовный уровень - уровень постижения себя, мира, Бога.

Телесная, душевная и духовная стороны жизни личности имеют иерархическую соподчиненность.

Тело человеческое мы видим сразу, его возможности в основном определяются психофизическими, материальными параметрами. Душу человека можно увидеть, но только отчасти - в тех проявлениях характера другого, которые открываются в его эмоциях, способностях, общении и деятельности. Дух же невидим вообще, но именно Дух играет главенствующую роль, так как ценностные ориентации человека и определяют весь строй его жизни.

Каждый из трёх уровней имеет полярность векторной направленности. Эта векторная направленность исходит из двух позиционных структур личности: ядра-Совести и ядра-Эго-влечений.

Личностная позиция - это устойчивая система отношений человека к действительности, проявляемая в соответственном поведении и поступках.

Каждой личности от рождения приданы и ядро- Совести, и ядро-Эго-влечений. В процессе воспитания та или иная позиционная структура развивается и становится доминирующей в личности.

Позиционная структура Совести как основание личности направлена на позитивное созидание, носит характер служения, реализует нравственный самоконтроль.

Совесть - это глас Божий в человеке, т.е. иррационально закрепленные в личности Божественные смыслы, заключенные в лексических понятиях, это то что начертал на скрижалях нашего сердца Бог.

Совесть - это соединенность, согласованность с Божественным откровением, с Божественной вестью. Благодаря Совести человек может превосходить собственную материальную ограниченность, потому что духовно-нравственные поступки предназначены для бесконечного исторического ряда, устремлены в Вечность бытия. Это тот критерий по которому человек определяет добро и зло в своих мыслях, словах, поступках и отношениях.

Позиционная структура Эго-влечений как основание личности определяет склонность человека к злу, к греху; направлена на самоудовлетворение своекорыстных мотивов; носит деструктивный характер удовлетворения собственных потребностей безотносительно интересов других людей.

Эго-влечения часто принимают форму самоублажения телесной плоти человека, его низшего, животного уровня, поиска материального комфорта и выгоды. Такая позиция формируется у человека при "низ- питании", а не при воспитании и современная массовая культура насилует и извращает истинную природу человека по сути не давая ему возможности стать личностью. Возможность трансцендентирования недоступна позиционному образованию Эго-влечений. Эго-влечения - это иррациональная устремленность к самоутверждению себя в земном отрезке бытия.

Ключевым содержанием развития какой-либо позиционной структуры в человеке является его отношение к другому.

Исходя из позиционной структуры ядра-Совести, другой - является самоценностью.

Как Бог есть человеколюбец, так и личность, живущая погруженностью в образы Совести, обращена к другому( не случайно слово "друг" и "другой" однокоренные слова). "Я" - есть средство жертвенного служения, исполнения своего предназначения, своего долга.

Исходя из позиционной структуры ядра-Эго-влечений, "Я" - есть самоценность; другой - средство достижений своекорыстных целей. Себялюбие и полная концентрация на собственном "Я" погружает личность в образы Эго-влечений.

Различают восемь основных образов Совести и восемь основных образов Эго-влечений.

Эго-влечения Совесть

Гордыня Любовь

Тщеславие Смирение

Чревоугодие Воздержание

Блуд Целомудрие

Гнев Кротость

Сребролюбие Милосердие

Печаль Трезвение

Уныние Трудолюбие

Состояние нравственного выбора есть нулевая точка личностной позиции. Человеческая воля как деятельностная активность не имеет содержательного образа действий, и в момент свободного выбора обращается либо к позиционной структуре Совести, либо к позиционной структуре Эго-влечений, к страстям.

Эта позиционная направленность и образует позитивную (по Совести) и негативную (по Эго-влечениям) векторную направленность каждого уровня личности.

Позитивная направленность воли к Совести на уровне тела ведет к Жизни, а негативная - к Смерти.

Если рассматривать душевный уровень жизни - человеческие отношения, - то отношения, направленные к Совести, достигают Любви, а страстные, эгоцентричные отношения приводят к одиночеству, пустоте.

Одиночество может проявляться в разной степени: я никому не нужен → мне никто не нужен → я сам себе не нужен.

На духовном уровне движение человеческой воли к Совести приводит человека к Истине, а противоположная уклоненность - к Эго-влечениям - ведет его ко Лжи.

Таким образом, жизнь человека по страстям, ведет его к смерти, одиночеству и лжи, а наркотики, зависимость от деструктивных культов, деструктивного сексуального поведения, созависимость, лудомания, суицид - "орудия" смерти.

Жизнь же человека по совести ведет его к жизни, любви и истине. Педагог, видя поступки ребенка, должен понимать, где, на какой духовно-нравственной территории, он обитает своим телом, душой и духом: в демоническом пространстве или в Божественном?

Педагогическая деятельность есть обучение ребенка навыку обращения Свободной Волей к образам действия по Совести в конкретных жизненных ситуациях. Если такого обучения нет, то ребенок, по своей телесно-животной организации, непременно будет склонен к греху, к поступкам по Эго-влечениям. Максимально раздвигать границы пространства Совести, направлять поступки в сторону созидания, а не страстей - вот главная цель собственно педагогического действия.

Размышляя над проблемами духовно - нравственного воспитания детей, Ш. А, Амонашвилли пишет: "В душе и сердце ребенка должны быть посеяны: светлые мысли, образы и мечтания - чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию, ответственность за свои мысли, слова и поступки, устремленность к благу, мужество и бесстрашие, чувство заботы и сострадания, радости и восхищения, сознания жизни, смерти и бессмертия..." В этих словах известного педагога названы основные цели духовно - нравственного воспитания, которые отражают всю сложность и трудность данной деятельности.

Они обусловлены, во-первых, отсутствием единства во взглядах педагогов на понятие "духовно-нравственное воспитание", во-вторых, недостаточной изученностью духовно-нравственного развития подростков и молодежи, в-третьих, особой зависимостью результативности используемых методов воспитания от личного осмысления ценностей педагогом, от его умения строить диалог, сопереживать своему воспитаннику.

Понятие "духовно-нравственное воспитание" в современной педагогической и психолгической литературе не имеет точного толкования, т.к. существуют различные подходы к определению природы самой духовности.

Духовность рассматривают и как результат приобщения личности к общечеловеческим ценностям, духовной культуре, и как психическое состояние человека в моменты интеллектуальных озарений, разрешения нравственно трудных конфликтов, опасных для жизни ситуаций, и как способность к саморазвитию, созданию собственного внутреннего мира, как божественное откровение, и как попытку найти высший смысл своего существования, соотнести свою ограниченную во времени жизнь с непреходящими ценностями, с вечностью, Богом.

Все эти подходы верны и неверны одновременно. Верны, потому что духовность действительно имеет своё отражение и в творческом вдохновении непреходящих шедевров, и в высоком устремлении идейных порывов личности, и в принципах социального благоденствия, опирающихся на общечеловеческие нравственные нормы и ценности.

Неверность же широко распространенной в настоящее время трактовки этого термина заключается в том, что понятие "духовность" рассматривается в рамках секуляризованной культуры, которая, обособившись от христианства и духовного наследмя других традиционных конфессий, утверждает миросозерцание без Богосозерцания.

Духовность как понятие все более и более закреплялось вне религиозных представлений, т.е. лишалось своей феноменологической сущности, ибо только Бог есть Дух, и всё от Него исходящее есть духовность.

Научно-технический прогресс до такой степени изменил строение, интересы, вкусы и потребности человеческой души, что христианская Церковь (хранительница христианского учения) стала восприниматься как утратившая авторитет человековедческая структура общества, а христианство - как непрактическая идеология.

Вследствие этого "человек нового европейского уклада души все более отчуждается от вечных истин христианства, разучается созерцать их, привыкает обходиться без них, религиозно мертвеет, умственно и нравственно вырождается и идет навстречу невиданному еще в истории человечества культурному кризису" (Ильин И.А.. Основы христианской культуры. __ 1937. Т.1. С. 287).

Современное время философы называют "глобальным кризисом", "эпохой дегуманизации", т.е. расчеловечиванием в человеке человеческого.

В. Франкл называл это коллективным неврозом XX века, который характеризуется ощущением бессмысленности жизни, фаталистическими установками, стремлением человека жить сегодняшним днём, что и влечет за собой глубокое разочарование, депрессии, рост психических и духовных заболеваний, преступности.

Выражаясь философским языком, человек оказывается отчужденным от мира и от своей собственной человеческой сущности.

На языке христианства это называется отпадением от Бога. Атеистический анархизм, отрицающий издревле существующее покровительство Бога над человеком, выдвинул тезис: верить в Бога глупо и вредно! (Вот уж воистину - дерзость и безумие!).

За последние века человечество оскудело внутренним, духовным опытом и прилепилось к внешнему, чувственному опыту.

Утрата веры, может быть, и не глупость, но большое несчастье.
Обращенность к чувственному, внешнему, материальному опыту и отвращенность от нечувственного, внутреннего, духовного опыта определили душевный и умственный уклад современного человечества, устремленного к самодовольному утилитаризму, почитающего корыстолюбие и пошлость, восхищающегося жестокостью и вседозволенностью. ,Трагедия отчуждения, отпадания человека от самого себя остро ощущалась во все времена.

Памятен эпизод из истории древней Эллады, когда философ Диоген пришел днем на рыночную площадь с зажженным фонарем. Удивленным жителям он объяснил: "ищу человека".

Известный психолог А.Н. Леонтьев однажды заметил, что самое опасное сейчас - "обнищание души при увеличении информации". В результате мы рискуем получить человека с большой головой и маленьким сердцем.

По мнению Э. Фромма, увеличение материальных благ и комфорта, постоянная погоня за навязываемыми модой и рекламой вещами, делает из человека потребителя, постепенно теряющего собственное "Я".

Человек чувствует, что жизнь его бессмысленна, часто не осознавая это. Современный мир уничтожает известную дилемму Э. Фромма; "БЫТЬ или. ИМЕТЬ?!", и практически лишает человека выбора и свободы, навязывая ему лишь одну "ипостась" - иметь.

Митрополит Антоний Сурожский приводит поразительный пример духовно мертвой жиэни потерявшего себя человека: "Ученый, творчески одаренный человек умер; его схоронили. У него был сын в сумасшедшем доме, юноша, не достигший еще двадцати лет. Его мать сообщила ему о смерти отца. Он рассмеялся и ответил: неправда! Он не мог умереть!"

Истощивши все свои объяснения, мать привела его ко мне, что бы я ему растолковал, что его отец на самом деле умер.

Прежде, чем сказать ему что- либо, я спросил юношу: "Почему ты думаешь, что твой отец не умер, когда свидетели его смерти тебе говорят, что он умер; люди, видевшие его мертвое тело, принявшие участие в его похоронах, видевшие, как гроб опустили в землю и закапали землей? Почему же ты отрицаешь его смерть?" "Потому что, - ответил он, -что он никогда не жил и, значит, не мог умереть..."

И он мне растолковал, что его отец существовал только привязанностью к автомобилю, к телевизору, к своей коллекции драгоценных камней к своим книгам. "Пока эти вещи существуют, говорит этот мальчик,- мой отец живой или такой же мертвый, каким он был раньше..."

Дальше Владыка Антоний добавляет: "Так выразиться мог только юноша, потерявший привычку мыслить, как бы мы сказали, "разумно", т.е. по - земному; но он видел вещи такими, какие они на самом деле есть.
Этот человек, его отец, не жил: он отражал окружающую действительность, зажигался каким-то интересом, но переживание не жизнь; это мгновенное событие, которое уходит, как свеча гаснет...Как мы похожи на него! Он укоренился в земле; его единственные интересы были земные...в нем человека не осталось, потому что он весь ушел в предметы. И вот перед каждым из нас стоит тот же вопрос: я существую? Есть во мне кто-то или во мне пустота?...Есть ли во мне что- либо, что может войти в вечность?"

Наркомания- это медленное самоубийство, уход человека из жизни земной, попытка удовлетворения трансцендентальной потребности человека путем его демонизации .

Известная врач И. В.Мельникова, исповедующая целостный подход к лечению больных, успешно помогающая и наркозависимым, как-то сказала автору этих строк: "Если перевести на язык медицины, то наркомания это онкология духа. Нарушение обменных процессов на уровне клетки "врачуется" словом, отсюда необъяснимые с точки зрения светской медицины "чудеса" в исцелении наркозависимых".

В соответствии с действующим законодательством и сложившейся практикой, концепция правомерно выделяет три направления и уровня духовно-нравственного воспитания: светское (культурологическое) в государственных муниципальных образовательных учреждениях, церковное (религиозное) в конфессиональных образовательных учреждениях и семейное с присущими ему специфическими задачами.

Наши программы предназначены для государственных муниципальных образовательных учреждений и, следовательно, по своему направлению является светским, хотя будет лукавством, если не скажем, что мы понимаем под духовностью, объясняя концептуальные подходы к профилактике.

Но в рамках светского образования мы говорим с нашими учениками и студентами прежде всего о духовности как о нравственности, организуем экзистенциальный диалог, пробуждая их духовное "Я" , но заставить их любить и верить не возможно, т.к.это интимное пространство их души.

"НЕ НАВРЕДИ!",- во главный принцип профилактики зависимостей среди детей и молодежи.

В соответствии со ст.14 Закона РФ "Об образовании", которая включает в себя требование интеграции личности в систему мировой и национальной культуры, наши программы включают духовный и нравственный опыт православия, тысячелетний опыт российской культуры и в них не делается упор на религиозную направленность.

Мы понимаем под духовно-нравственным воспитанием приобщение человека к духовно-нравственным ценностям, воспитание готовности к их усвоению и способности создавать свой духовный мир.

Противники духовно-нравственного воспитания часто приводят один и тот же аргумент в защиту своей точки зрения: дескать, у нас в России существуют различные конфессии и поэтому духовно ориентированные программы ущемляют религиозные чувства людей исповедующих другие религии".

Но, во-первых, наши программы, как мы сказали выше, - светские, культурологические, а православие и русский язык являются культурообразующими в России.

Во-вторых, нравственные законы, по которым живут все народы России, не противоречат друг другу и поэтому все традиционные конфессии поддерживают работу по нравственному оздоровлению общества, по противодействию и защите наших детей и молодежи от деструктивного воздействия безнравственных бездуховных субкультур.

В-третьих, мы считаем, что духовная культура и традиции всех российских народов, их взаимообогащение и объединение против крупномасштабной информационной агрессии по отношению к России, ее будущему - залог победы здоровых сил российского общества над силами зла. Против духовного роста россиян выступают только бес-духовные силы, а не верующие, пусть они и принадлежат к разным религиозным конфессиям. Понимают важность такой воспитательной работы, и люди не религиозные, но нравственные, верящие в идеалы добра, свободы, справедливости, т. е. в человеческое в человеке.

Поэтому, на наш взгляд, необходимо учить детей, подростков, и молодежь уважению, терпимости, братской любви к людям другой национальности, расы и религии. А иначе - какие же мы христиане, где наше духовное и нравственное здоровье, если в сердце у нас живет не любовь и милосердие, а гордыня и ненависть?!

Ценностно-смысловой подход в профилактике зависимостей позволяет человеку полностью реализовать свою природу и предназначение, обрести истинный смысл жизни и эффективно разрешить внутриличностные конфликты (духовные, психологические и социальные), не прибегая к каким-либо психоактивным веществам или их заменителей.

В православной традиции под духовно-нравственным пространством понимают позиционно-уровневую структуру личности, включающую все аспекты жизнедеятельности человека. Эта жизнедеятельность имеет духовно-душевно-телесную организацию, устроение которой зависит от приоритета позиционного выбора личности.

Поэтому цель воспитания с точки зрения православной традиции двуедина:

  1. Воспитание гражданина Отечества.
  2. Воспитание "гражданина Царствия Небесного.

Человек стремится не только к развитию, но и к духовному становлению. Он предчувствует, что истинное человеческое бытие - именно на пересечении горизонтальной и вертикальной составляющих его жизни.

Точка соединения - крест - есть место реальной жизни человека. В момент пересечения линий развития и духовного становления человек совершает поступки. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, плотское и духовное - и есть крестная ноша каждого человека, призванного в этот мир. Только человек, живущий в соответствии с высшими духовными и нравственными ценностями, может жить полноценной земной жизнью и быть достойным сыном своего Отечества, гражданином и патриотом.

Бывает так, что лучше поэта о сложном никто сказать не может.

Вот так точно об этом говорит Тютчев: "О, вещая душа моя! О, сердце, полное тревоги, о, как ты бьешься на пороге! Как бы двойного бытия!"

Ведущие отечественные психологи считают, что человек (чело - разум, век - вечность) в своем развитии проходит ряд этапов. В основе этого движения, его стержнем является ценностно-смысловая направленность личности.

Теория смысловых уровней.

Автор: Б.С. Братусь

Теория интегральной периодизации.

Автор: В.И. Слободчиков

1. Предличностный

1. Стадия оживления

2. Эгоцентрический

2. Одушевление

3. Группоцентрический

3. Персонализация

4. Гуманистический

4. Индивидуализация

5. Духовный

5. Универсализация

 

Все эти уровни существуют у человека в потенции, в возможности, а в процессе жизни они должны присваиваться. Процесс генезиса смысловых уровней есть процесс присвоения личностью своей души. Стремление человека к развитию по вертикали, к духовному - норма для человека, а нарушение подобного хода развития ведет к серьезным личностным аномалиям, утрате ее полноты. Об этом писали Л.С. Выготский., С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, А.А. Ухтомский, В. Франкл и др.

Диакон А. Кураев пишет, развивая теорию В. Франкла, что если личность не сможет исполнить своей миссии, то миру явится не полнота, ущербность. И прежде чем обжиться, необходимо очеловечиться.

"Так что давайте изучать не калек, - писал А. Маслоу, а наибольшее, какое сможем найти, приближение к целостному, здоровому человеку. Мы найдем у таких людей качественные отличия - другую систему мотивации, другие эмоции и ценности, другое мышление и восприятие. В некотором смысле только святые представляют собой человечество". Именно такой путь является для человека нормой, целью, идеалом.

Святость - вот идеал, данный человеку в этой жизни, одновременно достижимый и недостижимый.

Недостижимый в своей полноте, так как святость не ограничена объективным уровнем, и достижимый для конкретного человека в соответствии с его мерой и возможностями. Святость задает особую норму жизни человека. Нормой становится его постоянный рост, постоянное развитие или, по словам Зинченко "развитие нормы". Показателем развития является сам человек - то, как он меняется по сравнению с самим собой. Это уже не только развитие как "организма", а личная история человека, которая вплетается в историю человечества.

Духовно-нравственное воспитание есть, во-первых, развитие человека по горизонтали, т.е. в соответствии с нравственными ценностями или вопреки им. Здесь возможны два пути, два типа взаимоотношений: любовь или манипуляция.

Первый путь исходит из следующих посылов:
- Мера любви к себе в православной традиции определяется мерой любви к ближнему, т.е. к другому человеку, в том числе иноверцу, обижающему нас.
- Кем или чем является другой человек: ценностью, целью или средством.
- Что я взращиваю в себе: добродетели или пороки?
-Сила моей личности определяется способностью устоять в добре и истине, милосердии, целомудрии, мире. Именно такой человек называется кротким, т.к. сила его любви - есть короткий путь к другому человеку, ко всему миру. Когда человек соблюдает духовные и нравственные законы, обретает мир покой и радость в душе, он достигает и физического, телесного здоровья. Этот неоспоримый факт признает сейчас и наука и медицина в том числе, хотя для наших предков эта истина была законом жизни.

Второй путь - манипулятивный, где другой человек для меня не личность, а объект особого рода, вещь, средство для достижения денег или власти.Манипуляция - это скрытое воздействие, факт, который не должен быть замечен объектом манипуляции, равно как и истинная цель манипулятора. Манипуляция не только побуждает человека находиться под таким воздействием, делать то, чего желают другие, но и заставляет его хотеть сделать это.

Однако, лицемеря и обманывая других, человек разрушает себя, свою жизнь, обрекает себя на пустоту и одиночество, теряет Лик. Как сказано в одном из стихотворений Евгения Евтушенко: "актерствуя лихо, неужто ты стал подлецом, надетые лица, неужто вы стали лицом?!" Когда человек живет вопреки голосу своей совести, а зависть, тщеславие, блуд, гнев, жадность становятся его личинами, он превращается в жалкого раба, пусть даже и обладая всей властью и сокровищами мира сего.
Нравственное здоровье человека определяется мерой любви к другому.

Схематично наши рассуждения можно представить следующим образом.

БОГ

Духовность как святость возрастание в добродетелях, восстановление целостности, свойственной нашим праотцам, здоровья, свободы, любви. Духовным центром "Я" личности вновь становится божественная благодать. Победа духа над плотью. Свобода от страстей. БОГОПОДОБИЕ. ЖИЗНЬ. Нравственность

Диавол

С точки зрения православной традиции застревание человека и его жизненная устремленность на предличностном и эгоистическом уровне, делает его "свято место" пустым и заполняется плотским или демоническим содержанием. Наркомания - подчинение человека демоническим духовным силам, трагический эрзац духовности. Этот взгляд на закономерности нормального развития человека, как мы указывали выше, разделяют ведущие психологи.

Попрание духовных и нравственных заповедей своего народа, разрушает человеческую личность, приводит к неврозу, депрессии, вторичному иммунодефициту и служит предпосылкой его девиаций, в том числе и аддитивного поведения.

Известные детские психологи И. Я. Медведева и Т. Л. Шишова, успешно применяющие свой авторский метод "психоэлевации" в лечении детских неврозов, утверждают, что одной из основных неврозообразующих причин является конфликт между генетически передаваемой родовой памятью или "архитипом", как бы сказал К. Юнг, и агрессивно навязываемые нам массовой культурой, чуждые российскому мироустроению, западные ценности (см: Медведева И. Шишова Т. "Дети нашего времени" Москва, 2003).

Истоки детских неврозов коренятся в утрате возвышенных идеалов, патетике героизма, свойственных российской культуре. Само происхождение слова "культура" означает культ- ура, что в переводе с церковно- славянского означает свет, правда, истина. Наши воины, защищая свою Отчизну, кричат в бою: "УРА!", призывая на помощь силы света, правды и истины.

Дело в том, что в подростковом возрасте дети отчаянно нуждаются в возможности проявить свой героизм, социальную значимость для обретения смысла жизни и своей роли в мире. Прагматизм, индивидуализм, приземленность западных ценностей, несоответствие природе души российского человека, провоцирует бессознательный протест и желание некоторой части подростков удовлетворения героических стремлений деструктивными способами: приемом наркотиков, участием в криминальных сообществах и т.п..

Большинство западных технологий профилактики ПАВ и ВИЧ/СПИДа противоречат российскому мировосприятию, кроме того, они " раскачивают" и культивируют эгоистические, гедонистические, сугубо плотские ценности у наших детей, обесценивают традиционные российские ценности, необходимые для здоровья человека: стыдливость, целомудрие, доброту, щедрость, милосердие, кротость, жертвенность, патриотизм, все то, что собственно и делает его Человеком и приближает к святости.

Зачастую западные технологии формируют и запускают механизм зависимостей, а не профилактируют, поощряют грех, а не возвышают его на уровень добродетели (в соответствии со святоотеческим учением, грех есть извращенная добродетель), на чем основан метод "психоэлевации".

Вместо воспитания, происходит "низ-питание", отчуждение истинного в человеке, способствуя наркотизации, алкоголизации и росту суицидов.

Анализируя причины наркотизации и алкоголизации детей и молодежи иеромонах Анатолий Берестов, руководитель Душепопечительского Центра святого Иоанна Кронштадтского, доктор медицинских наук, говорит, что "непризнание государством и обществом роли религиозной духовности в психологическом, морально-этическом, культурном и интеллектуально-образовательном отношении в воспитании приводит общество к вырождению и вымиранию".

На сколько это важно, свидетельствует статистика Центра: с августа 1998 г. по настоящее время через Центр прошло 3500 человек, среди них детей из традиционно-верующих семей было всего 5 человек. Это всего лишь 0,013%!

Наш собственный десятилетний консультативный и реабилитационный опыт психологической помощи наркозависимым и созависимым также свидетельствует: из 500 семей, обратившихся с 1986 по 2006гг к специалистам Областной общественной организации "Родители за будущее без наркотиков", не было ни одной традиционно верующей семьи, зато были профессорские, учительские, адвокатские и другие семьи, а наркоманами становились и золотые медалисты, и чемпионы Европы, и общественные деятели.

Все это мы написали лишь для того, что бы каждый родитель и педагог знал, где и в чем главная защита от деструктивной зависимости наших детей. И уж если из такой беды и пропасти как наркомания вызволяет вера, то, может быть, не стоит сопротивляться духовному пробуждению и росту наших детей.

Всегда помните: "СВЯТО МЕСТО ПУСТО НЕ БЫВАЕТ", так пусть в нем живет любящий БОГ, а не какая-нибудь нечисть.



Старый стиль 7Январь пятница Новый стиль) 20Январь Седмица 31-я по Пятидесятнице. Глас 5. День постный. Разрешается рыба. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПопразднство Богоявления. Совершается служба со славословиемСобор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (ок.28). Евангельские ЧтенияИак., 52 зач., II, 1-13. Мк., 58 зач., XIII, 1-8. Предтечи: Деян., 42 зач., XIX, 1-8. Ин., 3 зач., I, 29-34. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Дея. 19, 1-8; Ин. 1, 29-34). Св. Иоанн свидетельствовал о Христе Иисусе, что Он есть воистину "Агнец Божий, Который берет на себя грех мира", - есть обетованный Избавитель, всеми чаемый. Слышали это бывшие при нем и уверовали. От них прошло это свидетельство в народ и все стали думать, что свидетельствованный Иоанном не простой человек. Спаситель указал на это, когда в последние дни в храме, предложил главам церковным вопрос откуда крещение Иоанново, с неба или от человек (Мк. 11, 29)? Те устранились от ответа; потому что им нельзя было не видеть, что Иоанн не сам от себя пришел, водою крестя. Но скажи они это; тотчас должны были признать и свидетельство его, что перед ними Обетованный, и вследствие того покориться Его учению. А этого они не хотели не по каким либо основательным причинам, а по одному предубеждению. Но их упорство нисколько не умаляет силы свидетельства Св. Иоанна. Оно и доселе столько же удостоверительно, как было когда изошло из уст его. И мы Иоанна слышим, указующего нам истинного Избавителя, и тем оживляем веру свою, как веру, имеющую за себя осязательные доказательства. Молитвы Тропарь Предтечиглас 2Память праведнаго с похвалами,/ тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече:/ показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший,/ яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго./ Темже, за истину пострадав, радуяся,/ благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию,/ вземлющаго грех мира// и подающаго нам велию милость. Кондак Предтечиглас 6Плотскаго Твоего пришествия убоявся,/ Иордан страхом возвращашеся;/ пророческое же служение исполняя,/ Иоанн трепетом спряташеся;/ Ангельския чини ужасахуся,/ зряще Тя, во струях плотию крещаема;/ и вси, сущии во тьме, озаряхуся,// воспевающе Тя, явльшагося и просветившаго вся. Службы24 февраля: Первое и второе обретение честной главы святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 25 мая: Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна 23 сентября: Зачатие честнаго славного пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна 7 января: Собор святого славного пророка Предтечи и Крестителя Иоанна Сайты приходов: Австралийско-Новозеландская епархия:Храм Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна г. Канберра Алатырская епархия:Храм Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с. Кувакино Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи г. Алатырь Альметьевская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи г. Бугульма Арсеньевская епархия:Иоанно-Предтеченский скит с. Нововарваровка Храм Иоанна Предтечи с. Самарка Архангельская епархия:Храм Николая Чудотворца с. Холмогоры Храм Рождества Иоанна Предтечи г. Каргополь Храм Иоанна Предтечи дер. Заручевская Храм во имя Рождества Иоанна Предтечи дер. Марилово Свято-Троицкий храм г. Архангельск Астанайская епархия:Храм в честь Рождества Иоанна Предтечи пос. Гульдала Храм во имя святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с. Родина Астраханская епархия:Покровский собор г. Астрахань Иоанно-Предтеченский мужской монастырь г. Астрахань Храм Иоанна Предтечи г. Астрахань Ахтубинская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи с. Ново-Николаевка Барнаульская епархия:Иоанно-Предтеченский храм с. Староглушинка Храм Иоанна Предтечи в Иоанно-Предтеченском скиту с. Сорочий Лог Храм Иоанна Предтечи пос. Черницк Бежецкая епархия:Спасский кафедральный собор г. Бежецк Храм Спаса Нерукотворного Образа с. Млево Храм Вознесения Господня с. Новокотово Храм Иоанна-Предтечи г. Весьегонск Белгородская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи пос. Северный Храм св. Иоанна Предтечи с. Мелихово Белевская епархия:Храм Димитрия, митрополита Ростовского с. Дмитриевское Храм Николая Чудотворца г. Алексин Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Песковатское Храм Иконы Божией Матери "Знамение" с. Страхово Свято-Троицкий кафедральный собор г. Белев Берлинская и Германская епархия (РПЦЗ):Храм Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна г. Штраубинг Берлинско-Германская епархия:Храм Рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна г. Швайнфурт Храм Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна г. Киль Благовещенская и Тындинская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи с. Возжаевка Борисоглебская епархия:Храм Покрова Пресвятой Богородицы г. Бутурлиновка Собор в честь иконы Божией Матери "Знамение" г. Борисоглебск Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Пузево Храм Рождества Христова с. Рождественское Храм во имя свт. Николая Чудотворца г. Борисоглебск Боровичская епархия:Храм Иоанна Предтечи г. Боровичи Брестская епархия:Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи с. Соколово Брянская епархия:Белобережская Иоанно-Предтеченская мужская пустынь пос. Белые Берега Богородицкая Площанская мужская пустынь пос. Пчела Валуйская епархия:Воскресенский монастырь Новый Иерусалим с. Сухарево Храм Рождества Иоанна Крестителя с. Сухарево Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи с. Уразово Великолукская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи дер. Иваново Виленская и Литовская епархия:Храм в честь Рождества Пророка и Предтечи и Крестителя Иоанна г. Висагинас Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" г. Вильнюс Владикавказская епархия:Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи ст. Терская Владимир-Волынская епархия:Петро-Павловский Свитязский мужской монастырь с. Свитязь Иоанно-Предтеченский мужской скит с. Вербка Владимирская епархия:Храм Илии Пророка с. Васильково Храм Воскресения Христова с. Воскресенское Храм Зачатия Иоанна Предтечи с. Гавриловское Храм Троицы Живоначальной и Димитрия Солунского дер. Бурлыгино Волгоградская епархия:Свято-Вознесенский женский монастырь г. Дубовка Храм святого Иоанна Предтечи г. Волгоград Волгодонская епархия:Храм Иоанна Предтечи г. Волгодонск Вологодская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи с. Миньково Храм Рождества Иоанна Предтечи дер. Никольская Храм Богоявления дер. Раменье Храм Андрея Первозванного во Фрязинове г. Вологда Храм прор. Иоанна Предтечи в Рощенье г. Вологда Воронежская епархия:Успенский Дивногорский мужской монастырь с. Дивногорье Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи с. Кривоборье Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи с. Староживотинное Храм в честь Рождества Иоанна Крестителя г. Нововоронеж Храм в честь Усекновения главы св. пр. Иоанна Предтечи г. Воронеж Восточно-Американская и Нью-Йоркская епархия :Свято-Иоанно-Предтеченский Собор г. Вашингтон Cобор Cвятого Иоанна Крестителя г. Бруклин Храм Собор Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна г. Мейфилд Выборгская епархия:Храм Рождества св. Иоанна Предтечи пос. Глебычево Храм Рождества св. Иоанна Предтечи дер. Юкки Выксунская епархия:Храм Преображения Господня с. Пурех Храм иконы Божией Матери "Знамение" пос. Ардатов Храм Преображения Господня с. Вершилово Храм Иоанна Предтечи г. Ворсма Храм Троицы Живоначальной пос. Досчатое Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Нарышкино Вяземская епархия:Храм "Казанской" иконы Божией Матери с. Хмелита Вяземский Иоанно-Предтеченский монастырь г. Вязьма Вятская епархия:Храм Иоанна Предтечи г. Киров Гатчинская епархия:Павловский кафедральный собор г. Гатчина Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи г. Гатчина Храм Рождества Иоанна Предтечи пос. Щупоголово Храм пророка Иоанна Крестителя дер. Озерешно Георгиевская епархия:Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи с. Томузловское Гомельская епархия:Свято-Петро-Павловский кафедральный собор г. Гомель Горноалтайская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи с. Усть-Муны Городецкая епархия:Храм в честь Рождества Иоанна Крестителя пос. Арья Собор в честь Воскресения Словущего пос. Воскресенское Гродненская и Волковысская епархия:Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи г. Гродно Губкинская епархия:Храм Иоанна Предтечи с. Ивановская Лисица Донецкая епархия:Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи г. Донецк Женский монастырь в честь "Касперовской" иконы Божией Матери пoc. Грузско-Ломовка Екатеринбургская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи г. Реж Храм Рождества Иоанна Предтечи г. Екатеринбург Храм Иоанна Предтечи с. Мраморское Храм Иоанна Предтечи г. Нижние Серги Храм Иоанна Предтечи пос. Тюльгаш Иоанно-Предтеченский кафедральный собор г. Екатеринбург Екатеринодарская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи на Донской г. Сочи Мужской монастырь "Крестовая Пустынь" п. Солох-Аул Елецкая епархия:Храм Богоявления Господня с. Бигильдино Енисейская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи г. Енисейск Иверский женский монастырь г. Енисейск Железногорская епархия:Храм св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с. Ольховка Златоустовская епархия:Казанско - Предтеченский храм г. Катав-Ивановск Храм в честь Иоанна Предтечи г. Златоуст Ивано-Франковская епархия:Храм святого пророка Иоанна Крестителя г. Долина Иваново-Вознесенская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи с. Ивановское Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радосте" г. Иваново Ижевская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи г. Ижевск Изюмская епархия:Храм Святого Пророка Иоанна Крестителя с. Базалиевка Мужской скит в честь рождества Иоанна Предтечи с. Ивановка Иркутская епархия:Храм Святого Иоанна Предтечи пос. Кутулик Йошкар-Олинская и Марийская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи пос. Оршанка Храм Рождества Иоанна Предтечи с. Коротни Кагульская и Комратская епархия:Кафедральный собор Иоанна Предтечи г. Комрат Казанская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Свияжск Свияжский Иоанно-Предтеченский монастырь с. Свияжск Храм Рождества Иоанна Предтечи с. Костенеево Храм "Владимирской" иконы Божией Матери с. Шумбут Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи с. Селенгуши Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи дер. Потаниха Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи с. Ключищи Храм Казанской иконы Божией Матери с. Муратово Храм Рождества Иоанна Предтечи с. Албай Храм Николая Чудотворца с. Коргуза Елабужский Казанско-Богородицкий женский монастырь г. Елабуга Храм Иоанна Предтечи с. Бишево Храм Пресвятой Троицы с. Турминское Иоанно-Предтеченский мужской монастырь г. Казань Каинская епархия:Храм в честь Рождества Иоанна Предтечи г. Куйбышев Калачевская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи р/пос. Чернышковский Калачинская епархия:Храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи пос. Кормиловка Калужская епархия:Храм Рождества Христова г. Обнинск Собор Иоанна Предтечи в Иоанно-Предтеченском скиту г. Козельск Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Перемышль Храм Иоанна Предтечи дер. Ивановское Храм Иоанна Предтечи г. Малоярославец Храм Иоанна Предтечи г. Калуга Каменская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи с. Кочневское Храм Иоанна Предтечи с. Кунарское Храм в честь Рождества Пророка Иоанна Предтечи с. Четкарино Канашская епархия:Храм Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с. Красноармейское Касимовская епархия:Храм Успения Пресвятой Богородицы д. Стружаны Храм свт. Димитрия Ростовского пос. Кадом Храм Всех Святых пос. Елатьма Успенский храм пос. Шилово Храм Зачатия Иоанна Предтечи с. Ибердус Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Ермолово Кафедральный собор Вознесения Господня г. Касимов Храм Иоанна Предтечи дер. Холопово Киевская епархия:Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра г. Киев Храм Зачатия Иоанна Крестителя г. Киев Спасо-Преображенский мужской монастырь с. Нещеров Кинешемская епархия:Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи с. Парское Кировоградская епархия:Храм Зачатия Иоанна Предтечи г. Гайворон Клинцовская и Трубчевская епархия:Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Понуровка Козельская епархия:Храм Зачатия Иоанна Предтечи с. Губино Храм Введения во Храм Пресвятой Богородицы с. Фроловское Храм Космы и Дамиана Ассийских пос. Думиничи Корсунская епархия:Храм Рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна г. Перпиньян Храм Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна г. Новеллара Костромская епархия:Храм Словенской иконы Божией Матери с. Словинка Предтеченский Иаково-Железноборовский монастырь с. Борок Женский монастырь во имя святых Царственных страстотерпцев с. Домнино Храм Иоанна Предтечи с. Иванковица Котласская епархия:Собор Благовещения Пресвятой Богородицы г. Сольвычегодск Красноярская епархия:Храм Иоанна Предтечи в архиерейском доме г. Красноярск Кудымкарская епархия:Иоанно-Предтеченский храм г. Нытва Кузнецкая епархия:Кафедральный собор Вознесения Господня г. Кузнецк Курганская епархия:Храм Иоанна Предтечи пос. Смолино Курская епархия:Храм Иоанна Предтечи г. Курчатов Кызыльская епархия:Храм Иоанна Предтечи с. Суш Ливенская епархия:Храм Николая Чудотворца г. Новосиль Липецкая епархия:Храм Иоанна Предтечи с. Ивановка Собор Троицы Живоначальной. Тихоновский Преображенский женский монастырь г. Задонск Храм Иоанна Предтечи с. Махоново Луганская епархия:Свято-Иоанно-Предтеченский пос. Видное Иоанно-Предтеченский мужской монастырь с. Чугинка Магаданская и Синегорская епархия:Храм Иоанна Предтечи г. Магадан Магнитогорская епархия:Храм Рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с. Степное Майкопская и Адыгейская епархия:Храм в честь св. Пророка и Предтечи Господня Иоанна Крестителя. Скит Свято-Михайло-Афонской Закубанской общежительной пустыни ст. Сахрай Мариинская епархия:Кафедральный собор Рождества Иоанна Предтечи г. Юрга Могилев-Подольская епархия:Скальный мужской монастырь в честь усекновения главы Иоанна Предтечи с. Лядовая Молодечненская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи дер. Олехновичи Московская епархия (городская):Крестильный храм Собора Иоанна Предтечи при церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском г. Москва Храм Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках г. Москва Храм Пророка и Предтечи и Крестителя Иоанна с. Иванова гора Храм прп. Сергия Радонежского в Бусинове г. Москва Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь - женский монастырь пос. Зосимова Храм Рождества Иоанна Предтечи (священномученика Климента, Папы Римского) г. Москва Преображенский храм с. Слепушкино Храм Преображения Господня во Введенском г. Звенигород Храм Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском г. Москва Крестильный храм Василия Великого при храме Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском г. Москва Храм Новомучеников и Исповедников Российских пос. Коммунарка Храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне г. Москва Храм преподобного Марона Пустынника Сирийского г. Москва Храм Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках г. Москва Храм святителя Николая в Новой Слободе г. Москва Храм Пророка Предтечи и Крестителя Иоанна с. Сумароково Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи с. Ям Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе г. Москва Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Белые Колодези Храм Иоанна Предтечи пос. Новая Ольховка Храм иконы Божией Матери "Знамение" в Переяславской слободе г. Москва Храм Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке г. Москва Храм свт. Николая Чудотворца в Звонарях г. Москва Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове г. Москва Храм св. муч. Михаила и Федора Черниговских и храм Иоанна Предтечи г. Москва Храм Иконы Божией Матери Казанская с. Каменки Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Братееве г. Москва Параклитова пустынь, Общежительная пустынь Святого Духа Утешителя д. Смена Храм Рождества Пресвятой Богородицы д. Нестерово Храм Иоанна Богослова под вязом г. Москва Храм Рождества Иоанна Предтечи п. Лесной Городок Храм Иоанна Предтечи на Востряковском кладбище г. Москва Московская епархия (областная):Иоанно-Предтеченский храм г. Мытищи Собор Рождества Христова г. Мытищи Свято-Троицкий храм г. Королев Храм Воскресения Христова с. Любичи Храм Иоанна Предтечи г. Московский Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Гавриловское Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Сергиев Посад Храм Иоанна Предтечи с. Шеметово Крестильный храм Предтечи Иоанна пос. Удельная Храм Иоанна Предтечи г. Сходня Крестильный храм Предтечи Иоанна с. Кудиново Храм Иконы Божией Матери Казанская с. Марково Знаменский храм дер. Знаменская Храм Николая Чудотворца пос. Правдинский Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Валищево Храм Рождества Иоанна Предтечи с. Ярополец Храм Иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость" с. Пересветово Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Константиново Храм Рождества Иоанна Предтечи г. Дубна Храм Рождества Христова с. Рождествено Храм Рождества Иоанна Предтечи с. Садки Храм Рождества Иоанна Предтечи с. Ивановское Храм Николая Чудотворца пос. Николо-Прозорово Храм Преображения Господня г. Люберцы Иоанно-Предтеченский храм с. Раменье Зачатьевский храм г. Чехов Храм Зачатия Иоанна Предтечи г. Коломна Храм Иконы Божией Матери Казанская г. Дмитров Храм Иоанна Предтечи пос. Нарынка Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Поречье Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи с. Афинеево Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи с. Новое Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи с. Ивановское Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи г. Чехов Храм Рождества Христова с. Рождествено-Телятьево Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Жестылево Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи с. Ново-Гуслево Спасо-Бородинский женский монастырь с. Семеновское Собор Распятия Господня г. Серпухов Покровский храм с. Ильино Иоанно-Предтеченский храм дер. Грибаново Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи г. Зарайск Храм Рождества Иоанна Предтечи ур. Глушица Иоанно-Предтеченский храм пос. Фряново Храм Усекновения главы Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна дер. Калиновка Мукачевская епархия:Иоанно-Предтеченский женский монастырь с. Дубровка Муромская епархия:Храм Рождества Иоанна Предчети с. Алешунино Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи с. Синжаны Храм Вознесения Господня с. Панфилово Нарьян-Марская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи дер. Погорелец Нижегородская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи с. Абрамово Храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы г. Арзамас Храм Вознесения Христова с. Ореховец Храм в честь Рождества Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна в Благовещенской слободе г. Нижний Новгород Храм Рождества Иоанна Предтечи на Торгу г. Нижний Новгород Храм Зачатия Иоанна Предтечи с. Ивановское Храм Иконы Божией Матери "Знамение" г. Бор Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи с. Ивановское Храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи г. Саров Храм Иоанна Предтечи г. Дзержинск Храм в честь Вознесения Господня с. Степаново Храм Иоанна Предтечи с. Ивановское Новгородская епархия:Кафедральный собор Воскресения Христова г. Старая Русса Софийский собор г. Великий Новгород Новокузнецкая епархия:Спасо-Преображенский собор г. Новокузнецк Храм Иоанна Предтечи пос. Листвяги Новороссийская епархия:Храм во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи с. Прасковеевка Новосибирская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи с. Криводановка Собор во имя св. бл. князя Александра Невского г. Новосибирск Епархиальный мужской монастырь во имя св. Иоанна Предтечи г. Новосибирск Норильская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи г. Норильск Одесская епархия:Рождества Богородицы женский монастырь с. Александровка Омская епархия:Свято-Николо-Иоанновский пос. Ачаир Храм Иоанна Предтечи г. Омск Оренбургская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи г. Оренбург Храм Рождества Иоанна Предтечи в "Святых Пещерах" с. Покровка Орловско-Болховская епархия:Михаило-Архангельский храм с. Сабурово Храм Свято-Иоанно-Крестительский г. Орел Патриаршие приходы в Канаде:Храм Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна г. Хорен Храм Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна г. Вегревилл Храм Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна г. Фарусы Храм Рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна г. Чипман Патриаршие приходы в США:Храм Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна г. Литтл Фолс Пензенская епархия:Храм Троицы Живоначальной с. Кевдо-Мельситово Храм Казанской иконы Божией Матери с. Богородское Спаса Преображения быв. Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Пенза Храм пророка Иоанна Предтечи г. Заречный Храм Иоанна Предтечи с. Блохино Переславская епархия:Никольский женский монастырь г. Переславль-Залесский Пермская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи с. Ленск Храм Рождества Иоанна Предтечи г. Соликамск Храм Иоанна Предтечи с. Таз Русский Храм Николая Чудотворца г. Кунгур Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи с. Култаево Храм Троицы Живоначальной пос. Полазна Домовый храм Иоанна Предтечи г. Пермь Песоченская епархия:Храм в честь свт. Николая с. Фоминичи Петрозаводская епархия:Важеозерский Спасо-Преображенский мужской монастырь пос. Интерпоселок Храм Иоанна Предтечи дер. Леликово Покровская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи с. Подлесное Полоцкая и Глубокская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи г. Новополоцк Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи д. Крулевщина Псковская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи г. Порхов Храм Архистратига Божия Михаила дер. Вышегород Храм Богоявления Господня с Запсковья г. Псков Храм Успения Божией Матери с. Славковичи Пятигорская епархия:Храм святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи пос. Иноземцево Ржевская епархия:Ржевский кафедральный собор иконы Божией Матери "Оковецкая" г. Ржев Храм Иоанна Предтечи с. Ширково Рижская епархия:Храм во имя св. пророка Иоанна Предтечи г. Рига Россошанская епархия:Молебный дом в честь св. Иоанна Крестителя с. Новопавловка Русская духовная миссия в Иерусалиме:Подворье св. Иоанна Предтечи г. Иерихон Рыбинская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи г. Углич Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Веретея Собор Воскресения Христова г. Тутаев Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Пошехонье Храм Иконы Божией Матери Тихвинская с. Павлово Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи дер. Бабурино Храм свт. Николая Чудотворца с. Николо-Молокша Храм Казанской иконы Божией Матери с. Ивановское Храм Иоанна Предтечи дер. Бутырки Рязанская епархия:Солотчинский Рождества Богородицы женский монастырь пос. Солотча Воскресенский храм с. Дегтяное Храм "Казанской" иконы Божией Матери с. Ижевское Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи при Архиерейском доме г. Рязань Храм в честь Святого Славного Пророка, Предтече и Крестителя Господня Иоанна с. Алеканово Храм Иоанна Предтечи дер. Хрущево Салаватская епархия:Иоанна-Предтеченский храм г. Кумерату Самарская епархия:Храм во имя Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна г. Самара Храм в честь Иоанна Предтечи с. Осиновка Санкт-Петербургская епархия:Храм Александра Невского пос. Усть-Ижора Храм Воскресения Христова г. Санкт-Петербург Храм Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове г. Санкт-Петербург Крестовоздвиженский Казачий собор г. Санкт-Петербург Храм Рождества святого Иоанна Предтечи ("Чесменский") г. Санкт-Петербург Николо-Богоявленский Морской собор г. Санкт-Петербург Храм Рождества Пророка Предтечи и Крестителя Иоанна г. Санкт-Петербург Саранская епархия:Храм Иконы Божией Матери "Казанская" пос. Ромоданово Свято-Предтеченский Храм г. Саранск Саратовская епархия:Храм Рождества Христова г. Вольск Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи пос. Увек Больничный храм Святого Иоанна Предтечи г. Саратова Храм святого Иоанна Предтечи пос. Пригородный Храм Святого Пророка Иоанна Предтечи р/пос. Хватовка Северобайкальская епархия:Храм в честь Рождества Иоанна Предтечи пос. Усть-Баргузин Симбирская епархия:Иоанно-Предтеченский храм г. Ульяновск Симферопольская епархия:Храм Иоанна Предтечи с. Уютное Славгородская епархия:Иоанно-Предтеченская Церковь с. Родино Соликамская епархия:Приход храма во имя Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна г. Березники Средне-Американская епархия:Храм Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна г. Блу-Ривер Ставропигиальные монастыри РПЦ:Покровский Хотьков женский монастырь г. Хотьково Данилов ставропигиальный мужской монастырь г. Москва Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери г. Москва Свято-Троицкая Сергиева Лавра г. Сергиев Посад Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь г. Kurem
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.05488 c.