Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество «Трезвение» » 10 лет Обществу "Трезвение" »

30.08.2017 | СЕМИНАР по работе со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости.

27.07.2017 | В Екатеринбургском духовно-просветительском «Царский» состоялось заседание Совета общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости».

17.07.2017 | Подводим итоги, намечаем перспективы

14.07.2017 | Царские Дни (16 июля 2017)

- -

«Трезвое слово» №2 (№14)

План работы Общества «ТРЕЗВЕНИЕ» на 2009 год

- -
10 лет Обществу "Трезвение"

- -  

Концептуальные подходы профилактики злоупотребления ПАВ

и других форм зависимостей детей, подростков и молодежи, разработанные Центром повышения квалификации работников образовательных учреждений по вопросам профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде УрФО Министерства образования РФ ( далее Центр УРФО).
Елена Германовна Попова,
доцент кафедры УГТУ-УПИ

В основу региональных программ центра была положена концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, утвержденная приказом Минобразования России №619 от 28.02.2000г., и которая была одобрена решением правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотиками и их не законному обороту от 22.05.2000 г.

Модели региональных программ центра, разработанные на основе Концепции Минобразования и реализуемых в рамках образовательных курсов в УрФО, были созданы профессорского-преподавательским составом центра, защищены и утверждены министерством образования РФ 01.09.2002 г.

Команда специалистов центра в УрФО в своей профессиональной деятельности исходит из того, что профилактика наркомании как одна из форм зависимости может быть решена только в контексте профилактики факторов, способствующих формированию зависимого типа личности .

В отличие от целостного здорового и свободного человека, зависимый восполняет свою ущербность, создавая иллюзию удовлетворения своих потребностей путем потребления каких-либо химических веществ, либо используя другого человека (феномен созависимости), либо каких-то разрушающих действий. Зависимость как проявление болезненного развития есть инфантильная попытка ущербного человека разрешить свои внутренние (чаше не осознаваемые) противоречия и конфликты деструктивным способом.

Схема.

Два возможных сценария жизненного пути человека:

  • Целостность Ущербность
  • Свобода Зависимость
  • Здоровье Болезнь
  • Жизнь Смерть

Как проблема целостности человека связана с профилактической работой и какова смысловая нагрузка данного понятия?

Идея целостного развития человека наиболее полно представлена в традициях педагогической антропологии. "Культура здоровья с позиции педагогической антропологии раскрывается через понимание культуры здоровья состоящей из трех взаимосвязанных аспектов: духовного, душевного и физического здоровья. Эти аспекты являются системой, то есть действует в единстве".

Целостность человека определяется:

Во-первых, соблюдением им духовных, нравственных и физических законов бытия;
Во-вторых, единством и гармонией его мыслей, чувств и поступков;

В-третьих, единством и гармонией с природой и социумом;

В-четвертых, полнотой развития и реализацией заложенных в нем возможностей и талантом;

В-пятых, личностным осмыслением, освоением и приумножением культурно-исторических и духовных традиций своего народа.
 

В большинстве реализуемых в настоящее время профилактических программ среди мотивов первичного употребления наркотиков и других ПАВ обычно выделяют:

  • атарактические (достижения психологического комфорта);
  • субмиссивные (стремления к принадлежности и одобрению группы);
  • гедонистичекие (получение специфического физиологического и эмоционального удовольствия);
  • гиперактивации (повышение тонуса и самооценки);
  • псевдокультурные (демонстрация какого-то качества);
  • познавательно-исследовательские (любопытство, стремления к новым впечатлениям).

Однако это лишь видимая часть айсберга.

По убеждению авторов данной программы профилактики зависимостей, в основе деструктивного зависимого поведения лежат проблемы неудовлетворенных витальных потребностей человека: потребности в любви и трансцендентальной потребности (наряду с потребностями в телесном комфорте и в общении).

Удовлетворение потребности любви и трансцендентальной является для человека жизненно важным условием его формирования, развития, также как для жизни его тела нужен воздух, вода и пища, а для его социализации- другой человек.

Под трансцендентальной потребностью мы понимаем потребность разрешения противоречия между "Я - реальным" и "Я - духовным" в человеке, осознанием того, что его жизнь не заканчивается со смертью его физического тела, с его стремлением выйти за пределы своего земного "Я", соотнести себя с Абсолютом, постичь высшие смыслы своего бытия.

Когда человек удовлетворяет свою трансцендентальную потребность, заполняя свое "святое место", которое, как гласит народная мудрость "пусто не бывает", он достигает мира в душе, полноты, покоя и радости, такой человек обретает жизненный стержень, защиту от агрессии и манипуляции. Но ответы на эти экзистенциальные вопросы он должен найти сам.

Одним из самых важных вопросов бытия является вопрос жизни и смерти. Нельзя заниматься профилактикой зависимостей, если человек не ответил на этот вопрос. Психологи знают, что в основе фундаментального чувства страха лежит страх смерти. Он помогает человеку в минуты опасности сохранить свою жизнь, это чувство "питает" инстинкт самосохранения и наличие этого защитного механизма говорит о психическом здоровье человека. 

Но есть страх и тревога экзистенциальные, в основе, которых лежат не разрешенные противоречия между "Я"- реальным и "Я"- духовным. Если человек живет в логике парадигмы "вечная смерть", а не "вечная жизнь", он обречен на тоску и страх, пусть даже он храбрится и не признает этого. В эту логику как нельзя лучше вписывается лозунг: " Попробуй все, не дай себе засохнуть!"

Если же человек знает, что со смертью тела, его личность не умирает, что его земная жизнь озарена светом любви и вечности, он обретает высший смысл жизни каждого земного дня, а в его душе поселяются мир и покой. 

Вот как об этом говорят великие писатели и поэты. Федор Михайлович Достоевский: "Вся жизнь человека, личная и общественная, стоит на вере в бессмертие души. Это наивысшая идея, без которой ни человек, ни народ не могут существовать".

Иоганн Вольфганг Гете: "При мысли о смерти я совершенно спокоен, потому что твердо убежден, что наш дух есть существо, природа которого остается неразрушимой и который будет действовать вечно".

Факт бессмертия человеческой личности является в настоящее время не только предметом веры, но и науки ( См : П. Калиновский "Переход. Последняя болезнь, смерть и после." М., 2005г.).

Наша задача состоит в организации диалога, целью которого является духовное пробуждение личности. Учитель здесь не доминирует, не меняет душу по своему разумению, а помогает активизироваться живительным силам, скрытым в глубине человеческой души. Трансцендентальная или духовная потребность предполагает промысливание и таких важных вопросов, как: чистота Слова, Красота, Творчество, Свобода- Рабство, Удовольствие - Радость, Одиночество- Уединение, Познание себя и мира, Труд земной и духовный, Патриотизм.

Для команды преподавателей Центра УРФО приоритетным является не форма проведения профилактического занятия, не технология, а смыслы, цели участников диалога.

Мы широко используем в своей работе известные и эффективные интерактивные методики, что- то придумываем сами с нашими соавторами: учителями, преподавателями вузов и сузов, нашими юными коллегами-добровольцами превентологами, работающие по программе "равный - равному", школьниками и студентами.

Так простое и всем "тренерам" известное разминочное упражнение "Бездомный заяц", может послужить началом к серьезному разговору о любви к России и гордости к подвигам святости наших предков ( после шуточных или формальных вопросов, можно предложить поменяться местами тем, кто гордится своей родиной). Так после горячих споров и признаний, один молодой человек, называющий в след за нашими горе- политиками Россию "эта, в этой стране", пораженный произошедшими в своих взглядах переменами сказал фразу, которая стала для нас афоризмом: "Все страны граничат друг с другом, а Россия - с Богом".

Потребность в любви лежит в плоскости нравственных (а значит духовных вопросов бытия человека), поэтому разграничение этих двух потребностей носит чисто условный характер.

Если в процессе своей жизнедеятельности человек не удовлетворяет эти четыре жизненно важные потребности, он не может реализовать себя во всей полноте, состояться как личность, и поэтому обречен на ущербность, деструктивную зависимость, болезнь и смерть.
Данный подход к проблеме глубинных причин зависимого поведения личности был представлен в региональном компоненте программы профилактики зависимостей федерального центра УрФО и получил Диплом Министерства образования Российской Федерации "Российский образовательный форум и школа-2003".

Реализация программы "Духовные основы профилактики зависимостей" получила высокую оценку в ходе супервизии образовательной деятельности центра консультантам Министерства Образования Российской Федерации доктором медицинских наук заместитель главного врача института им. В.П. Сербского Н.В. Вострокнутовым в 2003 году.

Профилактические программы призваны сформировать у человека многоуровневые степени защиты от экспансии психически дестабилизирующих субкультур, в том числе и наркокультуры.

Многоуровневая система защиты включает в себя:


  1. Позитивные жизненные смыслы.
  2. Особую духовную организацию.
  3. Культурную и социальную укорененность.
  4. Позитивную систему взаимоотношений.
  5. Определенную личную позицию.
  6. И на базе этих личностных качеств - выработка определенных паттернов поведения.

Поэтому авторы комплекса программ профилактики зависимостей главный превентивный удар направляют в ценностно-смысловую сферу личности, определяющую поведение и в целом жизнь человека.

Здесь мы не будем останавливаться на механизме формирования ценностно-смыслового самоопределения личности, скажем только, что представленные программа, с одной стороны, дают возможность осознать и выстроить иерархию ценностей человека в соответствии с его природой и предназначением, с другой стороны - гармонизировать все сущностные силы человека, делая его целостным здоровым и свободным.

Мы считаем, что превентивная позитивная профилактика должна быть встроена в государственную систему духовно-нравственного воспитания гражданина России, начиная с воспитания будущих родителей.

Она должна включать:

1. Научно-обоснованную, духовно и нравственно ориентированную программу полового воспитания.

2. Культуру семьи и семейных отношений, включая проблемы профилактики деструктивных семейных отношений, в том числе - созависимости.

3. Возрастную психологию и педагогику (начиная с психологической и педогогической подготовки к созданию семьи, выполнению супружеских обязанностей, родительству, а так же психологию и педагогику от пренатальной до вопросов автономии и самостоятельности взрослеющих детей, т.е. юношества).

Однако прежде чем приступить к анализу профилактических программ, необходимо еще уточнить понятийный аппарат.

Прежде всего, определим, что мы вкладываем в понятие духовно- нравственное воспитание Вос- питание, т. е. питание верхних структур человека-души и духа.

Тело - определяет биофизический уровень жизни человека, предназначено для выживания в земных условиях, в биосфере. Все психофизические и вегетативные процессы, инстинктивные потребности и влечения, деятельностная активность и волевая импульсивность как таковая относятся к телесной стороне жизнедеятельности человека. Этот уровень жизни человека во многом имеет сходство с жизнью животных, почему и возникла ошибочная гипотеза происхождения человека от обезьяны. 

Душа - это социально-психологический уровень устроения человека. Он включает индивидуально-личностные свойства и особенности индивидуума. Уникальность каждого человека определяется неповторимостью его личностных качеств; характером взаимодействия со значимыми старшими в раннем детстве, отрочестве и юности; а также теми конкретными условиями среды, которые складываются у каждого из нас в тот или иной исторический период. Вариативность формирования своеобразия личности бесконечно велика, поэтому все мы неповторимы.

Душевный уровень - это прежде всего уровень межличностных отношений, на основе которых и формируется нрав личности, его собственная нравственность, т.е. те привычки и навыки взаимодействия с другими людьми, которые лично ему нравятся, и которые определяют его характер. Законы душевного устроения жизни человека как результата межличностных отношений непреложны, они объективны, имеют свою этапность, механизмы и содержание.

Дух - это экзистенциальный, смысловой, ценностный уровень жизни личности. Духовность относится к родовым определениям собственно человеческого способа жизни.

Святитель Игнатий Брянчанинов называет дух "словесной частью души". Дух есть то, что связывает отдельную личность со всем человеческим родом во всей развертке его культурного и исторического бытия

Духовность придает смысл жизни отдельному человеку; в ней он ищет и находит ответы на вопросы: зачем он живет, каково его назначение, что есть добро и зло, истина и заблуждение, красивое и безобразное. Нравственность также есть одно из измерений духовности человека, осуществляющаяся на грани бытийных и трансцендентных возможностей человека. Духовный уровень - уровень постижения себя, мира, Бога.

Телесная, душевная и духовная стороны жизни личности имеют иерархическую соподчиненность.

Тело человеческое мы видим сразу, его возможности в основном определяются психофизическими, материальными параметрами. Душу человека можно увидеть, но только отчасти - в тех проявлениях характера другого, которые открываются в его эмоциях, способностях, общении и деятельности. Дух же невидим вообще, но именно Дух играет главенствующую роль, так как ценностные ориентации человека и определяют весь строй его жизни.

Каждый из трёх уровней имеет полярность векторной направленности. Эта векторная направленность исходит из двух позиционных структур личности: ядра-Совести и ядра-Эго-влечений.

Личностная позиция - это устойчивая система отношений человека к действительности, проявляемая в соответственном поведении и поступках.

Каждой личности от рождения приданы и ядро- Совести, и ядро-Эго-влечений. В процессе воспитания та или иная позиционная структура развивается и становится доминирующей в личности.

Позиционная структура Совести как основание личности направлена на позитивное созидание, носит характер служения, реализует нравственный самоконтроль.

Совесть - это глас Божий в человеке, т.е. иррационально закрепленные в личности Божественные смыслы, заключенные в лексических понятиях, это то что начертал на скрижалях нашего сердца Бог.

Совесть - это соединенность, согласованность с Божественным откровением, с Божественной вестью. Благодаря Совести человек может превосходить собственную материальную ограниченность, потому что духовно-нравственные поступки предназначены для бесконечного исторического ряда, устремлены в Вечность бытия. Это тот критерий по которому человек определяет добро и зло в своих мыслях, словах, поступках и отношениях.

Позиционная структура Эго-влечений как основание личности определяет склонность человека к злу, к греху; направлена на самоудовлетворение своекорыстных мотивов; носит деструктивный характер удовлетворения собственных потребностей безотносительно интересов других людей.

Эго-влечения часто принимают форму самоублажения телесной плоти человека, его низшего, животного уровня, поиска материального комфорта и выгоды. Такая позиция формируется у человека при "низ- питании", а не при воспитании и современная массовая культура насилует и извращает истинную природу человека по сути не давая ему возможности стать личностью. Возможность трансцендентирования недоступна позиционному образованию Эго-влечений. Эго-влечения - это иррациональная устремленность к самоутверждению себя в земном отрезке бытия.

Ключевым содержанием развития какой-либо позиционной структуры в человеке является его отношение к другому.

Исходя из позиционной структуры ядра-Совести, другой - является самоценностью.

Как Бог есть человеколюбец, так и личность, живущая погруженностью в образы Совести, обращена к другому( не случайно слово "друг" и "другой" однокоренные слова). "Я" - есть средство жертвенного служения, исполнения своего предназначения, своего долга.

Исходя из позиционной структуры ядра-Эго-влечений, "Я" - есть самоценность; другой - средство достижений своекорыстных целей. Себялюбие и полная концентрация на собственном "Я" погружает личность в образы Эго-влечений.

Различают восемь основных образов Совести и восемь основных образов Эго-влечений.

Эго-влечения Совесть

Гордыня Любовь

Тщеславие Смирение

Чревоугодие Воздержание

Блуд Целомудрие

Гнев Кротость

Сребролюбие Милосердие

Печаль Трезвение

Уныние Трудолюбие

Состояние нравственного выбора есть нулевая точка личностной позиции. Человеческая воля как деятельностная активность не имеет содержательного образа действий, и в момент свободного выбора обращается либо к позиционной структуре Совести, либо к позиционной структуре Эго-влечений, к страстям.

Эта позиционная направленность и образует позитивную (по Совести) и негативную (по Эго-влечениям) векторную направленность каждого уровня личности.

Позитивная направленность воли к Совести на уровне тела ведет к Жизни, а негативная - к Смерти.

Если рассматривать душевный уровень жизни - человеческие отношения, - то отношения, направленные к Совести, достигают Любви, а страстные, эгоцентричные отношения приводят к одиночеству, пустоте.

Одиночество может проявляться в разной степени: я никому не нужен → мне никто не нужен → я сам себе не нужен.

На духовном уровне движение человеческой воли к Совести приводит человека к Истине, а противоположная уклоненность - к Эго-влечениям - ведет его ко Лжи.

Таким образом, жизнь человека по страстям, ведет его к смерти, одиночеству и лжи, а наркотики, зависимость от деструктивных культов, деструктивного сексуального поведения, созависимость, лудомания, суицид - "орудия" смерти.

Жизнь же человека по совести ведет его к жизни, любви и истине. Педагог, видя поступки ребенка, должен понимать, где, на какой духовно-нравственной территории, он обитает своим телом, душой и духом: в демоническом пространстве или в Божественном?

Педагогическая деятельность есть обучение ребенка навыку обращения Свободной Волей к образам действия по Совести в конкретных жизненных ситуациях. Если такого обучения нет, то ребенок, по своей телесно-животной организации, непременно будет склонен к греху, к поступкам по Эго-влечениям. Максимально раздвигать границы пространства Совести, направлять поступки в сторону созидания, а не страстей - вот главная цель собственно педагогического действия.

Размышляя над проблемами духовно - нравственного воспитания детей, Ш. А, Амонашвилли пишет: "В душе и сердце ребенка должны быть посеяны: светлые мысли, образы и мечтания - чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию, ответственность за свои мысли, слова и поступки, устремленность к благу, мужество и бесстрашие, чувство заботы и сострадания, радости и восхищения, сознания жизни, смерти и бессмертия..." В этих словах известного педагога названы основные цели духовно - нравственного воспитания, которые отражают всю сложность и трудность данной деятельности.

Они обусловлены, во-первых, отсутствием единства во взглядах педагогов на понятие "духовно-нравственное воспитание", во-вторых, недостаточной изученностью духовно-нравственного развития подростков и молодежи, в-третьих, особой зависимостью результативности используемых методов воспитания от личного осмысления ценностей педагогом, от его умения строить диалог, сопереживать своему воспитаннику.

Понятие "духовно-нравственное воспитание" в современной педагогической и психолгической литературе не имеет точного толкования, т.к. существуют различные подходы к определению природы самой духовности.

Духовность рассматривают и как результат приобщения личности к общечеловеческим ценностям, духовной культуре, и как психическое состояние человека в моменты интеллектуальных озарений, разрешения нравственно трудных конфликтов, опасных для жизни ситуаций, и как способность к саморазвитию, созданию собственного внутреннего мира, как божественное откровение, и как попытку найти высший смысл своего существования, соотнести свою ограниченную во времени жизнь с непреходящими ценностями, с вечностью, Богом.

Все эти подходы верны и неверны одновременно. Верны, потому что духовность действительно имеет своё отражение и в творческом вдохновении непреходящих шедевров, и в высоком устремлении идейных порывов личности, и в принципах социального благоденствия, опирающихся на общечеловеческие нравственные нормы и ценности.

Неверность же широко распространенной в настоящее время трактовки этого термина заключается в том, что понятие "духовность" рассматривается в рамках секуляризованной культуры, которая, обособившись от христианства и духовного наследмя других традиционных конфессий, утверждает миросозерцание без Богосозерцания.

Духовность как понятие все более и более закреплялось вне религиозных представлений, т.е. лишалось своей феноменологической сущности, ибо только Бог есть Дух, и всё от Него исходящее есть духовность.

Научно-технический прогресс до такой степени изменил строение, интересы, вкусы и потребности человеческой души, что христианская Церковь (хранительница христианского учения) стала восприниматься как утратившая авторитет человековедческая структура общества, а христианство - как непрактическая идеология.

Вследствие этого "человек нового европейского уклада души все более отчуждается от вечных истин христианства, разучается созерцать их, привыкает обходиться без них, религиозно мертвеет, умственно и нравственно вырождается и идет навстречу невиданному еще в истории человечества культурному кризису" (Ильин И.А.. Основы христианской культуры. __ 1937. Т.1. С. 287).

Современное время философы называют "глобальным кризисом", "эпохой дегуманизации", т.е. расчеловечиванием в человеке человеческого.

В. Франкл называл это коллективным неврозом XX века, который характеризуется ощущением бессмысленности жизни, фаталистическими установками, стремлением человека жить сегодняшним днём, что и влечет за собой глубокое разочарование, депрессии, рост психических и духовных заболеваний, преступности.

Выражаясь философским языком, человек оказывается отчужденным от мира и от своей собственной человеческой сущности.

На языке христианства это называется отпадением от Бога. Атеистический анархизм, отрицающий издревле существующее покровительство Бога над человеком, выдвинул тезис: верить в Бога глупо и вредно! (Вот уж воистину - дерзость и безумие!).

За последние века человечество оскудело внутренним, духовным опытом и прилепилось к внешнему, чувственному опыту.

Утрата веры, может быть, и не глупость, но большое несчастье.
Обращенность к чувственному, внешнему, материальному опыту и отвращенность от нечувственного, внутреннего, духовного опыта определили душевный и умственный уклад современного человечества, устремленного к самодовольному утилитаризму, почитающего корыстолюбие и пошлость, восхищающегося жестокостью и вседозволенностью. ,Трагедия отчуждения, отпадания человека от самого себя остро ощущалась во все времена.

Памятен эпизод из истории древней Эллады, когда философ Диоген пришел днем на рыночную площадь с зажженным фонарем. Удивленным жителям он объяснил: "ищу человека".

Известный психолог А.Н. Леонтьев однажды заметил, что самое опасное сейчас - "обнищание души при увеличении информации". В результате мы рискуем получить человека с большой головой и маленьким сердцем.

По мнению Э. Фромма, увеличение материальных благ и комфорта, постоянная погоня за навязываемыми модой и рекламой вещами, делает из человека потребителя, постепенно теряющего собственное "Я".

Человек чувствует, что жизнь его бессмысленна, часто не осознавая это. Современный мир уничтожает известную дилемму Э. Фромма; "БЫТЬ или. ИМЕТЬ?!", и практически лишает человека выбора и свободы, навязывая ему лишь одну "ипостась" - иметь.

Митрополит Антоний Сурожский приводит поразительный пример духовно мертвой жиэни потерявшего себя человека: "Ученый, творчески одаренный человек умер; его схоронили. У него был сын в сумасшедшем доме, юноша, не достигший еще двадцати лет. Его мать сообщила ему о смерти отца. Он рассмеялся и ответил: неправда! Он не мог умереть!"

Истощивши все свои объяснения, мать привела его ко мне, что бы я ему растолковал, что его отец на самом деле умер.

Прежде, чем сказать ему что- либо, я спросил юношу: "Почему ты думаешь, что твой отец не умер, когда свидетели его смерти тебе говорят, что он умер; люди, видевшие его мертвое тело, принявшие участие в его похоронах, видевшие, как гроб опустили в землю и закапали землей? Почему же ты отрицаешь его смерть?" "Потому что, - ответил он, -что он никогда не жил и, значит, не мог умереть..."

И он мне растолковал, что его отец существовал только привязанностью к автомобилю, к телевизору, к своей коллекции драгоценных камней к своим книгам. "Пока эти вещи существуют, говорит этот мальчик,- мой отец живой или такой же мертвый, каким он был раньше..."

Дальше Владыка Антоний добавляет: "Так выразиться мог только юноша, потерявший привычку мыслить, как бы мы сказали, "разумно", т.е. по - земному; но он видел вещи такими, какие они на самом деле есть.
Этот человек, его отец, не жил: он отражал окружающую действительность, зажигался каким-то интересом, но переживание не жизнь; это мгновенное событие, которое уходит, как свеча гаснет...Как мы похожи на него! Он укоренился в земле; его единственные интересы были земные...в нем человека не осталось, потому что он весь ушел в предметы. И вот перед каждым из нас стоит тот же вопрос: я существую? Есть во мне кто-то или во мне пустота?...Есть ли во мне что- либо, что может войти в вечность?"

Наркомания- это медленное самоубийство, уход человека из жизни земной, попытка удовлетворения трансцендентальной потребности человека путем его демонизации .

Известная врач И. В.Мельникова, исповедующая целостный подход к лечению больных, успешно помогающая и наркозависимым, как-то сказала автору этих строк: "Если перевести на язык медицины, то наркомания это онкология духа. Нарушение обменных процессов на уровне клетки "врачуется" словом, отсюда необъяснимые с точки зрения светской медицины "чудеса" в исцелении наркозависимых".

В соответствии с действующим законодательством и сложившейся практикой, концепция правомерно выделяет три направления и уровня духовно-нравственного воспитания: светское (культурологическое) в государственных муниципальных образовательных учреждениях, церковное (религиозное) в конфессиональных образовательных учреждениях и семейное с присущими ему специфическими задачами.

Наши программы предназначены для государственных муниципальных образовательных учреждений и, следовательно, по своему направлению является светским, хотя будет лукавством, если не скажем, что мы понимаем под духовностью, объясняя концептуальные подходы к профилактике.

Но в рамках светского образования мы говорим с нашими учениками и студентами прежде всего о духовности как о нравственности, организуем экзистенциальный диалог, пробуждая их духовное "Я" , но заставить их любить и верить не возможно, т.к.это интимное пространство их души.

"НЕ НАВРЕДИ!",- во главный принцип профилактики зависимостей среди детей и молодежи.

В соответствии со ст.14 Закона РФ "Об образовании", которая включает в себя требование интеграции личности в систему мировой и национальной культуры, наши программы включают духовный и нравственный опыт православия, тысячелетний опыт российской культуры и в них не делается упор на религиозную направленность.

Мы понимаем под духовно-нравственным воспитанием приобщение человека к духовно-нравственным ценностям, воспитание готовности к их усвоению и способности создавать свой духовный мир.

Противники духовно-нравственного воспитания часто приводят один и тот же аргумент в защиту своей точки зрения: дескать, у нас в России существуют различные конфессии и поэтому духовно ориентированные программы ущемляют религиозные чувства людей исповедующих другие религии".

Но, во-первых, наши программы, как мы сказали выше, - светские, культурологические, а православие и русский язык являются культурообразующими в России.

Во-вторых, нравственные законы, по которым живут все народы России, не противоречат друг другу и поэтому все традиционные конфессии поддерживают работу по нравственному оздоровлению общества, по противодействию и защите наших детей и молодежи от деструктивного воздействия безнравственных бездуховных субкультур.

В-третьих, мы считаем, что духовная культура и традиции всех российских народов, их взаимообогащение и объединение против крупномасштабной информационной агрессии по отношению к России, ее будущему - залог победы здоровых сил российского общества над силами зла. Против духовного роста россиян выступают только бес-духовные силы, а не верующие, пусть они и принадлежат к разным религиозным конфессиям. Понимают важность такой воспитательной работы, и люди не религиозные, но нравственные, верящие в идеалы добра, свободы, справедливости, т. е. в человеческое в человеке.

Поэтому, на наш взгляд, необходимо учить детей, подростков, и молодежь уважению, терпимости, братской любви к людям другой национальности, расы и религии. А иначе - какие же мы христиане, где наше духовное и нравственное здоровье, если в сердце у нас живет не любовь и милосердие, а гордыня и ненависть?!

Ценностно-смысловой подход в профилактике зависимостей позволяет человеку полностью реализовать свою природу и предназначение, обрести истинный смысл жизни и эффективно разрешить внутриличностные конфликты (духовные, психологические и социальные), не прибегая к каким-либо психоактивным веществам или их заменителей.

В православной традиции под духовно-нравственным пространством понимают позиционно-уровневую структуру личности, включающую все аспекты жизнедеятельности человека. Эта жизнедеятельность имеет духовно-душевно-телесную организацию, устроение которой зависит от приоритета позиционного выбора личности.

Поэтому цель воспитания с точки зрения православной традиции двуедина:

  1. Воспитание гражданина Отечества.
  2. Воспитание "гражданина Царствия Небесного.

Человек стремится не только к развитию, но и к духовному становлению. Он предчувствует, что истинное человеческое бытие - именно на пересечении горизонтальной и вертикальной составляющих его жизни.

Точка соединения - крест - есть место реальной жизни человека. В момент пересечения линий развития и духовного становления человек совершает поступки. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, плотское и духовное - и есть крестная ноша каждого человека, призванного в этот мир. Только человек, живущий в соответствии с высшими духовными и нравственными ценностями, может жить полноценной земной жизнью и быть достойным сыном своего Отечества, гражданином и патриотом.

Бывает так, что лучше поэта о сложном никто сказать не может.

Вот так точно об этом говорит Тютчев: "О, вещая душа моя! О, сердце, полное тревоги, о, как ты бьешься на пороге! Как бы двойного бытия!"

Ведущие отечественные психологи считают, что человек (чело - разум, век - вечность) в своем развитии проходит ряд этапов. В основе этого движения, его стержнем является ценностно-смысловая направленность личности.

Теория смысловых уровней.

Автор: Б.С. Братусь

Теория интегральной периодизации.

Автор: В.И. Слободчиков

1. Предличностный

1. Стадия оживления

2. Эгоцентрический

2. Одушевление

3. Группоцентрический

3. Персонализация

4. Гуманистический

4. Индивидуализация

5. Духовный

5. Универсализация

 

Все эти уровни существуют у человека в потенции, в возможности, а в процессе жизни они должны присваиваться. Процесс генезиса смысловых уровней есть процесс присвоения личностью своей души. Стремление человека к развитию по вертикали, к духовному - норма для человека, а нарушение подобного хода развития ведет к серьезным личностным аномалиям, утрате ее полноты. Об этом писали Л.С. Выготский., С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, А.А. Ухтомский, В. Франкл и др.

Диакон А. Кураев пишет, развивая теорию В. Франкла, что если личность не сможет исполнить своей миссии, то миру явится не полнота, ущербность. И прежде чем обжиться, необходимо очеловечиться.

"Так что давайте изучать не калек, - писал А. Маслоу, а наибольшее, какое сможем найти, приближение к целостному, здоровому человеку. Мы найдем у таких людей качественные отличия - другую систему мотивации, другие эмоции и ценности, другое мышление и восприятие. В некотором смысле только святые представляют собой человечество". Именно такой путь является для человека нормой, целью, идеалом.

Святость - вот идеал, данный человеку в этой жизни, одновременно достижимый и недостижимый.

Недостижимый в своей полноте, так как святость не ограничена объективным уровнем, и достижимый для конкретного человека в соответствии с его мерой и возможностями. Святость задает особую норму жизни человека. Нормой становится его постоянный рост, постоянное развитие или, по словам Зинченко "развитие нормы". Показателем развития является сам человек - то, как он меняется по сравнению с самим собой. Это уже не только развитие как "организма", а личная история человека, которая вплетается в историю человечества.

Духовно-нравственное воспитание есть, во-первых, развитие человека по горизонтали, т.е. в соответствии с нравственными ценностями или вопреки им. Здесь возможны два пути, два типа взаимоотношений: любовь или манипуляция.

Первый путь исходит из следующих посылов:
- Мера любви к себе в православной традиции определяется мерой любви к ближнему, т.е. к другому человеку, в том числе иноверцу, обижающему нас.
- Кем или чем является другой человек: ценностью, целью или средством.
- Что я взращиваю в себе: добродетели или пороки?
-Сила моей личности определяется способностью устоять в добре и истине, милосердии, целомудрии, мире. Именно такой человек называется кротким, т.к. сила его любви - есть короткий путь к другому человеку, ко всему миру. Когда человек соблюдает духовные и нравственные законы, обретает мир покой и радость в душе, он достигает и физического, телесного здоровья. Этот неоспоримый факт признает сейчас и наука и медицина в том числе, хотя для наших предков эта истина была законом жизни.

Второй путь - манипулятивный, где другой человек для меня не личность, а объект особого рода, вещь, средство для достижения денег или власти.Манипуляция - это скрытое воздействие, факт, который не должен быть замечен объектом манипуляции, равно как и истинная цель манипулятора. Манипуляция не только побуждает человека находиться под таким воздействием, делать то, чего желают другие, но и заставляет его хотеть сделать это.

Однако, лицемеря и обманывая других, человек разрушает себя, свою жизнь, обрекает себя на пустоту и одиночество, теряет Лик. Как сказано в одном из стихотворений Евгения Евтушенко: "актерствуя лихо, неужто ты стал подлецом, надетые лица, неужто вы стали лицом?!" Когда человек живет вопреки голосу своей совести, а зависть, тщеславие, блуд, гнев, жадность становятся его личинами, он превращается в жалкого раба, пусть даже и обладая всей властью и сокровищами мира сего.
Нравственное здоровье человека определяется мерой любви к другому.

Схематично наши рассуждения можно представить следующим образом.

БОГ

Духовность как святость возрастание в добродетелях, восстановление целостности, свойственной нашим праотцам, здоровья, свободы, любви. Духовным центром "Я" личности вновь становится божественная благодать. Победа духа над плотью. Свобода от страстей. БОГОПОДОБИЕ. ЖИЗНЬ. Нравственность

Диавол

С точки зрения православной традиции застревание человека и его жизненная устремленность на предличностном и эгоистическом уровне, делает его "свято место" пустым и заполняется плотским или демоническим содержанием. Наркомания - подчинение человека демоническим духовным силам, трагический эрзац духовности. Этот взгляд на закономерности нормального развития человека, как мы указывали выше, разделяют ведущие психологи.

Попрание духовных и нравственных заповедей своего народа, разрушает человеческую личность, приводит к неврозу, депрессии, вторичному иммунодефициту и служит предпосылкой его девиаций, в том числе и аддитивного поведения.

Известные детские психологи И. Я. Медведева и Т. Л. Шишова, успешно применяющие свой авторский метод "психоэлевации" в лечении детских неврозов, утверждают, что одной из основных неврозообразующих причин является конфликт между генетически передаваемой родовой памятью или "архитипом", как бы сказал К. Юнг, и агрессивно навязываемые нам массовой культурой, чуждые российскому мироустроению, западные ценности (см: Медведева И. Шишова Т. "Дети нашего времени" Москва, 2003).

Истоки детских неврозов коренятся в утрате возвышенных идеалов, патетике героизма, свойственных российской культуре. Само происхождение слова "культура" означает культ- ура, что в переводе с церковно- славянского означает свет, правда, истина. Наши воины, защищая свою Отчизну, кричат в бою: "УРА!", призывая на помощь силы света, правды и истины.

Дело в том, что в подростковом возрасте дети отчаянно нуждаются в возможности проявить свой героизм, социальную значимость для обретения смысла жизни и своей роли в мире. Прагматизм, индивидуализм, приземленность западных ценностей, несоответствие природе души российского человека, провоцирует бессознательный протест и желание некоторой части подростков удовлетворения героических стремлений деструктивными способами: приемом наркотиков, участием в криминальных сообществах и т.п..

Большинство западных технологий профилактики ПАВ и ВИЧ/СПИДа противоречат российскому мировосприятию, кроме того, они " раскачивают" и культивируют эгоистические, гедонистические, сугубо плотские ценности у наших детей, обесценивают традиционные российские ценности, необходимые для здоровья человека: стыдливость, целомудрие, доброту, щедрость, милосердие, кротость, жертвенность, патриотизм, все то, что собственно и делает его Человеком и приближает к святости.

Зачастую западные технологии формируют и запускают механизм зависимостей, а не профилактируют, поощряют грех, а не возвышают его на уровень добродетели (в соответствии со святоотеческим учением, грех есть извращенная добродетель), на чем основан метод "психоэлевации".

Вместо воспитания, происходит "низ-питание", отчуждение истинного в человеке, способствуя наркотизации, алкоголизации и росту суицидов.

Анализируя причины наркотизации и алкоголизации детей и молодежи иеромонах Анатолий Берестов, руководитель Душепопечительского Центра святого Иоанна Кронштадтского, доктор медицинских наук, говорит, что "непризнание государством и обществом роли религиозной духовности в психологическом, морально-этическом, культурном и интеллектуально-образовательном отношении в воспитании приводит общество к вырождению и вымиранию".

На сколько это важно, свидетельствует статистика Центра: с августа 1998 г. по настоящее время через Центр прошло 3500 человек, среди них детей из традиционно-верующих семей было всего 5 человек. Это всего лишь 0,013%!

Наш собственный десятилетний консультативный и реабилитационный опыт психологической помощи наркозависимым и созависимым также свидетельствует: из 500 семей, обратившихся с 1986 по 2006гг к специалистам Областной общественной организации "Родители за будущее без наркотиков", не было ни одной традиционно верующей семьи, зато были профессорские, учительские, адвокатские и другие семьи, а наркоманами становились и золотые медалисты, и чемпионы Европы, и общественные деятели.

Все это мы написали лишь для того, что бы каждый родитель и педагог знал, где и в чем главная защита от деструктивной зависимости наших детей. И уж если из такой беды и пропасти как наркомания вызволяет вера, то, может быть, не стоит сопротивляться духовному пробуждению и росту наших детей.

Всегда помните: "СВЯТО МЕСТО ПУСТО НЕ БЫВАЕТ", так пусть в нем живет любящий БОГ, а не какая-нибудь нечисть.



Старый стиль 7Сентябрь среда Новый стиль) 20Сентябрь Седмица 16-я по Пятидесятнице. Глас 6. День постный. Пища с растительным маслом. Совершается служба на шестьПредпразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМч. Созонта (ок. 304). Совершается служба со славословиемСвт. Иоанна, архиеп. Новгородского (1186). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрмч. Макария Каневского, архим. Овручского, Переяславского (1678). Прп. Макария Оптинского (1860). Апп. от 70-ти Евода (66). и Онисифора (после 67). Мч. Евпсихия (II). Прп. Луки (после 975). Прпп. Александра Пересвета и Андрея Осляби (1380). Прп. Серапиона Спасоелезаровского, Псковского (1480). Сщмчч. Петра и Михаила пресвитеров (1918). Сщмчч. Евгения, митр. Горьковского, и с ним Стефана пресвитера и прмчч. Евгения, Николая и Пахомия (1937). Сщмч. Григория, Василия пресвитеров, прмч. Льва (1937). Евангельские ЧтенияГал., 214 зач., VI, 2-10. Мк., 29 зач., VII, 14-24, и за четверг (под зачало): Еф., 216 зач., I, 1-9. Мк., 30 зач., VII, 24-30. Мч.: Еф., 233 зач., VI, 10-17. Ин., 52 зач., XV, 17 - XVI, 2. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Гал. 6, 2-10; Мк. 7, 14-24). "Извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство". Тут перечислены ходячие грехи, но и все другие, большие и малые, исходят из сердца, и вид в каком они исходят - помышление злое. Первое семя зла впадает на мысль сделать то и то. Отчего и как впадает? Часть этих впадений можно объяснить известными законами сочетаний и сцеплений идей и образов, но только часть. Другая значительнейшая часть происходит от самодвижного раздражения страстей. Когда страсть живет в сердце, то не может не потребовать удовлетворения. Это требование обнаруживается позывом на то и другое; с позывом же соединен предмет тот или другой. Отсюда мысль: "а вот что надо сделать". Тут то же происходит, что, например, при голоде: почувствовавший голод, чувствует позыв на пищу; с позывом вспадает на мысль и самая пища; отсюда - достать то или это и съесть. Третья, может быть, более объемистая часть исходит от нечистых сил. Ими переполнен воздух, и они стаями шныряют около людей, и всякий по роду своему рассевает вокруг себя воздействие на соприкосновенные лица. Злое летит от них, как искры от раскаленного железа. Где удобоприемлемость там внедряется искра, а с нею и мысль о злом деле. Этим, а не другим чем либо, можно объяснить неизвестно почему зарождающиеся помышления злые, среди занятий решительно не сродных с ними. Но эта разность причин не делает разности в том, как поступать с помышлениями злыми. Закон один: пришло злое помышление - отбрось и делу конец. Не отбросишь в первую минуту, во вторую труднее будет, в третью еще труднее, а тут и не заметишь, как родится сочувствие, желание и решение и средства явятся. . . вот грех и под руками. Первое противление злым помышлениям - трезвение и бодрствование с молитвою.(Еф. 1, 1-9; Мк. 7, 24-30). Что подвигло сирофиникиянку придти к Господу и быть столь неотступною в прошении? Сложившийся образ убеждений; убеждена была, что Спаситель силен исцелить дочь ее и пришла к Нему; убеждена была, что Он не оставит без удовлетворения прошения ее, и не переставала просить. Убеждения - итог всей жизни, воспитания, ходячих мыслей, впечатлений от окружающего, от встречаемых учений и разнообразных случаев и занятий в жизни. Под действием всего этого работает мысль и доходит до известных убеждений. При этом надо иметь во внимании, что всюду есть и отовсюду теснится в душу человека истина Божия. Истина лежит в сердце человека; истина Божия отпечатлена на всех тварях; есть истина Божия в обычаях и нравах человека; есть она и в учениях больше или меньше. Но всюду же есть и ложь. Кто от истины, тот собирает истину и полон убеждений истинных, спасительных. А кто не от истины, тот собирает ложь и полон убеждений ложных, заблуждений пагубных. От человека ли быть от истины и не от истины - всякий разбери сам, а между тем суд Божий всех ожидает. . . Молитвы Тропарь святителя Иоанна, архиепископа Новгородскогоглас 8Днесь светло красуется славнейший великий Новград,/ имея мощи твоя в себе, святителю Иоанне,/ яко солнечныя лучи испущающия,/ и подающия исцеления, притекающим с верою к тебе./ Молися Христу Богу, избавити град сей невредим от варварскаго пленения,/ и междоусобныя брани, и огненнаго запаления,/ святителю Богомудре и чудоносче,/ небесный человече, и земный ангеле:/ да сошедшеся любовию в память твою,/ светло празднуем, в песнех и пениих радующеся,/ и Христа славяще, тебе таковую благодать даровавшаго исцелений,/ и великому Новуграду заступление и утверждение. Ин тропарь святителя Иоанна, архиепископа Новгородскогоглас 4Господи Боже наш,/ творяй присно с нами по Твоему смотрению,/ не отстави милости Твоея от нас,/ но молитвами святителя Твоего Иоанна/ в мире устрой живот наш. Кондак святителя Иоанна, архиепископа Новгородскогоглас 4Возвеселися явленно Честная Церковь Христова,/ в память днесь приснословущаго святителя Иоанна,/ от великаго Новаграда возсиявшаго:/ и всю страну удивившаго преславными чудодеянии,/ и всеми добродетельми украсившагося./ И по преставлении бо честное тело его обретеся нетленно,/ источающее велия чудеса./ Темже зовем ему:/ о всеблаженне!/ Моли Христа Бога непрестанно о всех нас. Тропарь преподобномученика Макария, архимандрита Каневскогоглас 4Христу, нас ради с Небес сошедшему,/ последовал еси в подвизех твоих,/ Макарие, отче наш./ Егоже моли о нас, ублажающих тя,/ прощение прегрешений даровати нам,/ любовию же и смирением сердца наша озарити/ и спасти души наша. Ин тропарь преподобномученика Макария, архимандрита Каневскогоглас 4Божественным желанием весь сам себе от юнаго возраста Господеви возложив,/ явился еси светильник светлый граду твоему,/ поучая всех истинней вере и житию богоугодному,/ священно-мучениче Макарие, Овручская похвало./ Сего ради, яко агнец непорочный, гонимый от распрелюбивых врагов,/ возшел еси во обитель Каневскую,/ идеже, яко пастырь добрый, душу твою положил еси за овцы твоя./ И ныне ко всечестней раце многоцелебных мощей твоих/ мы, грешнии, со умилением притекающе,/ дар исцеления приемлем, многострадальне:/ ты бо присно источаеши болящим здравие, печальным утешение/ и всем, чтущим тя, всякое исполнявши требование,/ моляся Христу Богу спастися душам нашим. Ин тропарь преподобномученика Макария, архимандрита Каневскогоглас 8Ко всечестней раце многоцелебных мощей твоих,/ преподобномучениче Макарие,/ мы, грешнии, притекающе, дар исцеления приемлем:/ ты бо присно источаеши болящим здравие, печальным утешение/ и всех, чтущих тя, всякое исполнявши требование,/ молящеся Христу Богу спастися душам нашим. Кондак преподобномученика Макария, архимандрита Каневскогоглас 4Нетленною красотою смиреннаго жития твоего/ Бога на земли прославил еси/ и Божественный веры чистоту/ сохраняти люди научил еси,/ страдальческими же подвиги кончину прием,/ от Бога прославлен явился еси,/ преподобномучениче Мака
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.11222 c.