Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество «Трезвение» » 10 лет Обществу "Трезвение" »

30.08.2017 | СЕМИНАР по работе со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости.

27.07.2017 | В Екатеринбургском духовно-просветительском «Царский» состоялось заседание Совета общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости».

17.07.2017 | Подводим итоги, намечаем перспективы

14.07.2017 | Царские Дни (16 июля 2017)

- -

«Трезвое слово» №2 (№14)

План работы Общества «ТРЕЗВЕНИЕ» на 2009 год

- -
10 лет Обществу "Трезвение"

- -  

Как создавались общества трезвости.

Из истории обществ трезвости
в Екатеринбургской епархии

Кудряшова Ирина,
член общества "Трезвение",
член редакции журнала
"Трезвое слово".

Алкогольная страсть развращает и разрушает человеческую душу. В результате человек лишается той блаженной вечности, к которой он предназначен. По словам Апостола Павла, "...ни пьяницы, ни прелюбодеи, ни злоречивые... - Царства Божия не наследуют" (1 Кор. 6,10).

Поэтому для Русской Православной Церкви одной из задач является утверждение трезвости. Первую в русской истории проповедь "Слово о пьянстве" составил ещё Феодосий Печерский в ХI веке. В ней говорилось, что через пьянство человек отгоняет от себя ангела хранителя и привлекает беса. В 1551 году Стоглавый собор высказал осуждение пьянству, которое к тому времени проникло даже в монастыри. В ХVII в. Патриарх Никон для выработки мероприятий по борьбе с пьянством собрал особый собор (так и названный - "собор о кабаках") и издал некоторые распоряжения, ограничивающие пьянство. Затем писали проповеди против пьянства и вели открытую борьбу с ним святители Димитрий Ростовский и Тихон Задонский.

Во второй половине Х1Х века начал вызывать особую тревогу рост народного пьянства. Этот вопрос волновал и правительство, и высшую церковную власть, и различные общественные организации. Поначалу создавались небольшие братства и общества трезвости при некоторых приходских храмах. Местные общества трезвости, работавшие обычно под руководством епархиальных архиереев, занимались утверждением трезвого образа жизни, организацией досуга и духовного просвещения населения.

Первые общества трезвости появились в Литве, затем они возникли в губерниях: Саратовской, Рязанской, Екатеринославской, Курской; были известия об их существовании из Перми и Сибири. С замечательной быстротой почти вся Россия покрылась сетью обществ трезвости.

В 1859 году Святейший Синод своим указом благословил священнослужителям "...живым примером собственной жизни и частым проповедованием в Церкви Божией о пользе воздержания содействовать возникшей в некоторых городских и сельских сословиях решимости воздерживаться от употребления вина...". Определение Святейшего Синода, подготовленное в 1889 году обер-прокурором Константином Петровичем Победоносцевым, призвало духовенство учреждать общества трезвости, приходские попечительства, братства и другие подобные учреждения, словом и проповедью утверждать в народе трезвый образ жизни.

10 августа 1889 года вышел циркулярный указ Синода, в котором, в частности, Епархиальным Преосвященным предлагалось "донести Святейшему Синоду, существуют ли в настоящее время, из какого числа лиц и в каких местностях общества трезвости, и в чем обнаружилось влияние их на религиозно-нравственное состояние как принадлежащих к их составу лиц, так и на окрестное население". После выхода указа число приходских обществ трезвости в России стало быстро расти.

К 1911 году на Руси при церковных приходах существовало около 800 обществ трезвости, но это признавалось "каплей в море".

Представители духовенства участвовали в Первом Всероссийском съезде по борьбе с алкоголизмом (Санкт-Петербург, декабрь 1909 г.). В июне 1912 г. в Москве с благословения Святейшего Синода был устроен Всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с алкоголизмом на религиозно-нравственной основе. Почетным покровителем съезда был св. священномученик митрополит Московский и Коломенский, потом Санкт-Петербургский, а впоследствии Киевский и Галицкий, Владимир (Богоявленский 1848-1918), а председателем - архиепископ Новгородский, впоследствии митрополит Ташкентский, Арсений (Стадницкий 1863-1936).

При открытии съезда владыка Арсений говорил: "В соответствующей обстановке, которую дает Церковь, и под ее благодатным воздействием дающий обещания воздерживаться от винопития укрепляется мало-помалу и, наконец, совершенно отстает от этого порока. Поступок ведет к привычке, привычка создает характер, а характер создает человека в полном христианском смысле этого слова". Он же отметил, что работа обществ трезвости, которую возглавляют деятельные и самоотверженные пастыри, дает изумительные результаты. Особо следует указать на вывод, к которому единодушно пришли делегаты съезда, сформулировав его в резолюции: "Общества трезвости при современном состоянии приходской жизни суть необходимые учреждения в каждом приходе и являются нравственно-обязательным пастырским делом каждого священника".

К 1913 году существовало уже более двух тысяч обществ трезвости, в которых состояло около полумиллиона человек. Сергей Александрович Рачинский, замечательный педагог и подвижник трезвости, определил главное средство обретения трезвой жизни - обет трезвости как церковную форму отречения от винопития. Обет трезвости должен принимать тот, кто решает стать членом общества трезвости, кто осознал смысл этого духовного акта.

Благодатное воздействие Церкви при пастырском руководстве позволило десяткам тысяч людей избавиться от пагубного недуга. Об этом говорил на противоалкогольном сьезде в Москве в 1912 г. его председатель архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий).

О деятельности обществ трезвости в Екатеринбургской епархии в н. ХХ в.

По материалам "Екатеринбургских епархиальных ведомостей" (1911-1914г.)

В одной из проповедей священник Василий Топорков говорил: "Как обидно за пьющих спиртные напитки! Желая доставить себе вкусовое удовольствие, они не ведают, что алкоголь является ядом по силе своего действия превосходящий все яды? "Пьянство - альфа и омега человеческого заблуждения и гибели. Оно подрывает экономическую, умственную и нравственные стороны жизни, порождает бедность. Целые общества и народы, охваченные последствиями этого порока, бедствуют и преждевременно умирают. Ничто так не унижает человека, как пьянство, и ничто его так не возвышает, как трезвая жизнь".

Действительно, в тот период, как и в наши дни, пристрастие к алкоголю грозило самому существованию нации. Хотя в те годы на душу населения потреблялось 3,4 литра (для сравнения, в 1999 году - 14,5 литров), но даже такая доля выпитого спиртного приносила большие беды.

Духовенство стремилось не только показать людям, что они идут к гибели, предаваясь винопитию, но и указать им путь спасения, их истинный идеал. С христианской мудростью и кротостью священнослужители объясняли прихожанам, как вырваться из этой опасной пропасти и не впасть в отчаяние, а жить счастливой трезвой жизнью.

Особенно действенно помогали бывшим страждущим возвратиться к нормальной жизни созданные в епархии общества трезвости. Их деятельность была настолько успешной, что на собраниях Епархиального Комитета обсуждался вопрос о расширении деятельности обществ. Рекомендовалось, кроме молебнов, Крестных ходов и чтений организовывать народные хоры, открывать воскресные школы для взрослых, популяризировать пчеловодство, огородничество, садоводство, устраивать обучение различным ремеслам.

В Екатеринбургской епархии трезвенническая работа наиболее активно велась в период пребывания на кафедре епископа Екатеринбургского и Ирбитского Митрофана (Митрофана Васильевича Афонского) с 1910 по 1914 года. Преосвещеннейший Митрофан был человеком высокообразованным, он окончил Московскую Духовную академию, отличался активным и деятельным характером. По всей Екатеринбургской епархии при поддержке Его Преосвещенства открывались одно за другим общества трезвости. В "Екатеринбургских епархиальных ведомостях" в №28 от 22 июля 1910 года были опубликованы итоги особого заседания под председательством Его Преосвещенства Преосвещеннейшего Митрофана, епископа Екатеринбургского и Ирбитского, в составе депутатов Епархиального съезда, членов Екатеринбургской духовной консистории. И в числе других вопросов обсуждался вопрос "О мерах борьбы с пьянством". Владыко Митрофан обратил внимание на то, как в Орловской епархии перед наступлением Великого поста священники с церковного амвона начинали призывать к трезвости и убеждали давать обеты трезвости и сами принимали такие же обеты и исполняли их. Мера эта принесла плоды. В результате обмена мнениями, кроме обетов трезвости, были предложены для екатеринбургской епархии следующие меры:

  • Неустанная церковная проповедь о трезвости.
  • Распространение брошюр, листков трезвости, изданных Санкт-Петербургским Александро-Невским обществом трезвости.
  • Чтения и беседы "со световыми картинами" и общее пение.
  • Беседы-предупреждения о недопущении разгула в храмовые праздники и при свадебных торжествах.
  • Всенародные моления с Крестными ходами.
  • Организация обществ трезвости, от членов общества брать обещания, хотя бы на небольшой срок, абсолютной трезвости.
  • Утверждение трезвости в школах.
  • Увещевание содержателей тайных шинков.
После этого заседания общества трезвости были открыты во многих селах: Кунгурском, Арамильском, Басмановском, Щелкунском, на заводах: Нижне-Синячихинском, Сысертском, Полевском, Шуралинском, Нижнее-Тагильском, Богословском. Интересно, что некоторые общества уже существовали раньше, но потом они прекратили свою деятельность, а с 1910 года снова возродились. Например, Нижне-Тагильское общество было основано в 1890 году по образцу Санкт-Петербургского общества трезвости и даже много лет пользовалось субсидией Кронштадтского пастыря отца Иоанна Сергеева. Также общество трезвости в Шуралинском заводе было основано на пожертвование отца Иоанна Кронштадтского. Общество имело свое здание, библиотеку, чайную. Лучшим по деятельности на 17 ноября 1910 года было признано Арамильское общество, окормляемое священником Поповым, которое было создано им в 1906 году и к 1910 году насчитывало около 2000 человек.

О Верх-Исетском Александро-Невском обществе трезвости

17 октября 1910 года состоялось открытие комитета общества трезвости в Верх-Исетском заводе. В начале своей деятельности общество насчитывало 27 трезвенников. Председателем был Алексей Афанасьевич Машаев. Устав общества был утвержден определением Епархиального начальства от 22 апреля 1911 года. Главная мысль устава - соблюдать абсолютную трезвость самим членам, проповедовать трезвость другим, вступать в члены общества с благословения Церкви, утверждать в себе трезвость чтением Священного Писания, причащением Святых Тайн, молитвами, взаимно поддерживать друг друга духовною и материальною помощью. Общество так развило свою деятельность, что к октябрю 1913г. в списках трезвенников числились уже 4 274 члена, в том числе мужчин - 3 841, женщин - 433. По роду занятий они подразделялись следующим образом: духовных - 7, служащих - 93, приказчиков - 109, ремесленников - 1342, извозчиков - 94, фельдшеров - 2, чернорабочих - 1873, сельских хозяев -77, полицейских -5, почетных членов общества - 6 чел.

За два года деятельности народных чтений было проведено - 178, в них приняло участие примерно 26 430 человек, а за 10 месяцев 1913г. чтения посетили еще 27 220 человек. Добрая слава о деятельности общества разнеслась далеко за пределы губернии. Ото всюду шли и ехали, чтобы записаться в члены общества и дать обет трезвости (из окрестных сел и заводов, из Красноуфимского и Шадринского уездов, из Тюмени). Был случай, когда в члены общества вступил человек по телеграфу, из села Казакова, Забайкальской области, впоследствии он дал обет трезвости на 10 лет.

Трезвенники стремились к неуклонному выполнению данного обета трезвости. Члены Комитета рассылали письма всем трезвенникам, у которых наступал срок окончания обета, "с братской просьбой" повторить его "и не оставлять трезвой семьи...". Благодаря этому, нарушений обета в 1913 году было только 47.

Посещая собрания, беседы, проводя торжественные служения молебнов, трезвенники объединялись, поддерживали друг друга. Это привлекало и "посторонних лиц, нередко прежде глумившихся над трезвенниками".

Своим небесным покровителем общество избрало святого благоверного великого князя Александра Невского. На первых порах у общества не было средств на приобретение иконы святого Александра Невского. Архипастырь, Преосвященнейший митрополит Митрофан, благословил произвести сбор добровольных пожертвований среди жителей завода, и сам внес щедрую лепту. Как писалось в Ведомостях: "На пожертвования трезвенники приобрели икону святого благоверного князя Александра Невского больших размеров и хорошего письма, стоимостью в 140 рублей и встретили ее Крестным ходом".

Основной заботой учредителей Верх-Исетского общества трезвости было занять досуг новых членов полезными делами. Трезвенники собирались два раза в неделю в здании церковно-приходской школы. С ними проводились беседы на религиозно-нравственные темы, "через волшебный фонарь показывались туманные картины". Во время перерыва слушали духовные песнопения. Число собравшихся колебалось от 59 до 200. Окормлял общество трезвости священник Иоанн Антонинов. После чтений и песнопений служился молебен перед иконой небесного покровителя общества, произносилось пастырское наставление и желающие принимали обет трезвости. Средства общества составлялись из членских взносов, добровольных пожертвований, от продажи книг противоалкогольного содержания. А расходовались на выписку журналов, брошюр, на жалование делопроизводителю. Журналы выписывались из Санкт-Петербурга: "Трезвая жизнь", "Трезвые всходы", "Отдых христианина". Верх-Исетские трезвенники старались подражать работе Санкт-Петербургского общества трезвости. И даже для более правильной и одинаковой с ними деятельности пригласили в качестве руководителя господина Лебедева, который проживал в Екатеринбурге, но был членом Петербургского общества трезвости. Вступление в ряды трезвенников проходило торжественно и благостно: человек произносил обет трезвости, а все присутствующие молились об избавлении его "от пьянственной страсти". Пел хор, священник говорил "увещательную речь", затем вновь вступившие окроплялись святой водой и получали образок святого Александра Невского.

Для объединения членов общества и для укрепления в них религиозного чувства Верх-Исетское общество, с благословения Его Преосвященства, устроило 8 июля 1911 года торжественный Крестный ход. К этому времени общество насчитывало 350 членов трезвенников. Архипастырь одобрил и благословил это паломничество и проявил заботу о том, чтобы в Уктусе было подготовлено помещение для отдыха и пища для подкрепления сил паломников. С Крестным ходом решено было выйти в 6 часов утра из Верх-Исетского завода, а придти в Уктус в 9 часов, чтобы помолиться на литургии, а потом принять участие в Крестном ходе на гору в часовню. После богослужения паломникам назначался на 2 часа отдых, а затем они должны были отправиться в обратный путь. Как писали тогда "Епархиальные ведомости": "В настоящее время трезвенники усиленно готовятся к Крестному ходу. Событие Преображения Господня напоминает нам, христианам, о необходимости нашего духовного преображения, о нашем нравственном восхождении к Богу. Поэтому устройство паломничества с Крестным ходом трезвенников в день преображения Господня как раз подходит к душевному их настроению, обновленному стремлением вести жизнь трезвую, богоугодную". Участник этого Крестного хода священник Церкви Успения Божией Матери Верх-Исетского прихода Евгений Львов вспоминал: "В 5 часов утра раздается на Верх-Исетских Церквах звон, призывающий паломников собраться к Успенской Церкви, месту отправления в путь. Каждый пробуждается с мыслью: "Какова погода (потому что накануне целый день шел дождь) и к своему удивлению, видит, сияет солнце, дождя нет. Утро - благодатное. На душе легко, настроение приподнятое. С таким настроением, наверное, пришел каждый человек на площадь, к Успенской церкви. Священник обращается к собравшимся с напутственной речью: "Мы приготовились с вами совершить Крестный ход на дальнее расстояние с доброй целью. Мы пойдем со священными знаменами. Эти знамена - хоругви, свидетельствующие о победе христианства над язычеством, о победе добра над злом. Вы, братья-трезвенники, призвавшие на помощь Бога, объединились в целое братство для утверждения трезвости. Господь благословит ваше братство, ваш трудный подвиг. Нужна помощь Божия, чтобы победить врага рода человеческого. Против силы Божией враг не устоит. Ваше братство трезвости и служит показателем этой победы над страстью к винопитию. Изыдем в путь с миром и с мыслью навсегда отказаться от употребления спиртного". На Крестном ходе было не менее 15 тысячи человек.

Несколько представителей Арамильского общества трезвости участвовало в паломничестве Верх-Исетских трезвенников. И они выразили желание выйти с Крестным ходом 15 августа из села Арамильского и дойти до Уктуса. Владыка одобрил и утвердил и этот Крестный ход. Старожилы отмечали, что в 1911 году пьянства было меньше и ни одного случая ранения в драках. Приведем слова священника Евгения Львова, написанные под впечатлением участия в Крестных ходах: "Раз начавшись, они должны повторяться и после, чтобы не быть случайной вспышкой. Можно надеяться, что минуты чистой духовной радости будут дороги не только устроителям первых Крестных ходов, но и вызовут к подвигу новых ревнителей доброго дела. Только бы это дело создавалось потребностью духа". Вот какая нам дана заповедь от трезвенников 1911 года, от наших предшественников.

При обществе трезвости работала чайная, действовала небольшая библиотека. Верхисетские трезвенники поддерживали связи с единомышленниками из ближайших сел и деревень. Представители общества и хор трезвенников выезжали на богослужения и беседы в Палкино, Арамиль, Медный рудник.

У себя на ВИЗе Александро-Невское общество трезвости вело борьбу с виноторговлей и сумело добиться того, что 26 января 1914 года на сходе населения завода решено было закрыть все винные и пивные лавки.

Также плодотворно работало и Симеоновское общество трезвости. Оно было основано 11 февраля 1911 года при Симеоновской Церкви. Помещалось общество в доме Гаврилова по Луговой улице.

Руководителем и председателем общества стал священник Александр Лукин. Сначала в общество записалось только 40 человек. Но впоследствии члены общества начали проявлять более интенсивную деятельность. Собрания трезвенников устраивались каждое воскресение. Начиналось собрание с молитвы, затем очередной лектор проводил религиозно-нравственную беседу, после проходил торжественный молебен иконе Божией Матери, и новые члены общества давали обет воздержания от спиртного на избранный ими срок. На молебне пел хор трезвенников, который насчитывал более 40 человек. На собраниях присутствовало до 300 человек. К 1 марта в общество записалось 280 мужчин и 43 женщины.

За 2 года его работы было проведено 42 чтения, действительных членов числилось 1 138 человек, из них 103 женщины.

Многосторонняя жизнь общества делала необходимым избрание председателя и 20 членов Совета. Они посещали трезвенников своего участка и сообщали им о богослужениях, собраниях, Крестных ходах, а также следили за порядком во время народных чтений. В 1913 году перед Министерством финансов возбуждено ходатайство об оказании денежной помощи обществу в 20 тыс. рублей на постройку собственного народного дома с аудиторией на 600 человек, с помещением для чайной и библиотеки.

Народ с большим вниманием и интересом относился к чтениям и охотно посещал собрания, особенно в дни Великого поста, времени сугубого покаяния и нравственного обновления. 11 сентября 1913 г. в день усекновения главы Иоанна Предтечи был объявлен Всероссийский праздник трезвости. Члены обществ трезвости с Крестным ходом направлялись к Крестовой церкви архиерейского дома, где праздничную службу вел епископ Митрофан.

Священнослужители своим примером трезвой жизни и проповедями поддерживали трезвенников. В декабре 1911 года в "Екатеринбургских епархиальных ведомостях" был напечатан рапорт о.Благочинного 1 округа Екатеринбургского уезда о положении дела распространения трезвости в народе, где говорилось, что после поучений и бесед своих пастырей многие из слушателей открыто заявляли о своем желании оставить этот порок и, таким образом, почти во всех приходах округа появились общества трезвости. Также о.Благочинный подчеркнул, что главной мерой в деле борьбы с пьянством духовенство округа считает свой собственный пример трезвой жизни. "... в этом отношении я могу с полной уверенностью сказать, что все священники округа - люди совершенно трезвые; нет алкоголиков и среди низших членов причта во всех приходах".

Так утверждали трезвость в православных обществах, где условиями исцеления были прежде всего покаяние, молитва, чтение святого Евангелия, церковные таинства.

Не везде дела складывались успешно. Верхотурский уезд слыл одним из самых пьяных уездов России, в нем приходилось по 13 рублей расхода на водку каждым жителем.

В 1911 году Комитет Попечительства о народной трезвости Верхотурского уезда обратился к епископу Екатеринбургскому и Ирбитскому с просьбой благословить Комитет по борьбе с пьянственной страстью. В прошении в частности было указано:

  • Привлечь к этому делу пастырей Церкви, организовать общества трезвости при храмах, выписать книги противоалкогольного содержания в библиотеки церковные.
  • При всех школах Верхотурского уезда ввести преподавание трезвости и трезвенные школьные кружки..
  • Напечатать закон о закрытии питейных заведений.
В церковно-приходских школах вводились специальные уроки трезвости, создавались учебные пособия, написанные священниками.

С 6 по 11 августа 1911 года в Москве проходил 1 Всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с народным пьянством. От Екатеринбургской епархии на этот съезд был командирован священник градо-Екатеринбургской Вознесенской церкви Василий Топорков. По возвращении священник Топорков рассказал о работе съезда, о принятой на нем резолюции по объединению обществ трезвости.

Перед открытием съезда в храме Московской Духовной Семинарии был совершен молебен Митрополитом Московским Владимиром. По его завершении владыко напомнил слушателям "о малой Филадельфийской христианской общине, в свое время всеми презираемой и гонимой, но которая, будучи основана на Христовой истине, победила мир, перевоспитала людей. Подобно сему и трезвенники, в малом пока количестве трудящиеся в обществах трезвости, должны мужаться, дело свое совершать во славу Божию, помня, что при дружной и самоотверженной работе, делание это даст преизобильные плоды: Государь и Русь спасены будут от безбожников и изменников, а общество и духовенство от хулиганов и насмешников-пьяниц".

В принятой съездом резолюции говорилось, что общества трезвости необходимо создавать в каждом приходе, назначать особых проповедников трезвости, которые должны вести противоалкогольные беседы, объезжая города и села, дать возможность участвовать в работе обществ и женщинам, т.к. они имеют большое влияние на семью и oбщество. "Санкт-Петербургское Александро-Невское Братство Трезвости" было предложено преобразовать во "Всероссийское Братство Трезвости". Указывалось также на необходимость создания противоалкогольных библиотек, читален, музеев, распространение брошюр, создание литературных и художественных произведений, обличающих порок пьянства. Особое внимание было обращено на борьбу с пьянством через школу: предлагалось ввести самостоятельный школьный предмет "Наука трезвости", преподавать который должен был трезвенник. Также предлагалось запретить рекламирование спиртных напитков, запретить их продажу в станционных буфетах, пристанях, вагонах-ресторанах, принять самые решительные меры наказания за шинкарство. Было принято решение собирать Всероссийские съезды практических деятелей по борьбе с пьянством периодически.

В заключение своего отчета священник Василий Топорков добавил, что деятельность обществ трезвости Екатеринбургской епархии по сравнению с другими во всем одинакова, кроме книгоиздательства. Он привел цифры, что в Санкт-Петербургском обществе трезвости - 20 000, а в Екатеринбурге - 800 человек, но в Санкт-Петербурге проживает 2 млн. жителей, а в Екатеринбурге 75 тысяч и в % отношении в Екатеринбурге трезвенников даже больше, чем в столице. Он подчеркнул, что и общества у нас существуют только третий год, а в столицах десятки лет, и выразил надежду, что через десятки лет наши общества трезвости тоже разовьют свою деятельность "на благо Церкви и Отечеству".

После съезда священник Василий Топорков стал еще воодушевленнее произносить проповеди, устраивать беседы о вреде пьянства. Так 18 сентября 1911 года рабочие с фабрики Ятес пришли в Вознесенскую церковь и попросили отца Василия открыть общество трезвости и записать их в члены этого общества. "Вы, батюшка, говорили нам на молебне, в фабрике Ятес, воздерживаться от винопития и образовать из рабочих общество трезвости, вот мы и желаем не пить ни вина, ни пива и ни водки и вступить в общество трезвости".

Вместе со священником 14 человек составили устав, где говорилось, что цель общества - это деятельная борьба с пьянством и утверждение трезвой, богоугодной жизни. Члены общества должны дать обещание на срок, ими самими избранный, не употреблять ничего опьяняющего, обязаны как можно чаще посещать храм исповедоваться и причащаться, а также должны поддерживать друг друга. В этот же день все члены вновь созданного общества дали обет трезвости. 23 сентября акт об открытии общества трезвости во имя великого Иоанна, Предтечи и Крестителя Господня и выработанный устав были представлены священником Василием Топорковым Его Преосвященству Епископу Екатеринбургскому и Ирбитскому Митрофану и на прошении этом была наложена следующая резолюция: "Призываю Божие благословение на вновь открытое общество и желаю трезвенникам раз и навсегда оставить употребление всех спиртных напитков. Господь да будет им помощником".

10-го октября рабочих фабрики Ятес и членов общества постигло испытание Божие: ночью фабрика сгорела, и рабочие остались без заработка. Священник Василий Топорков обратился с просьбой к Архипастырю о разрешении утвердить подписной лист для сбора пожертвований в пользу рабочих-трезвенников. "Владыка благословил и сам первый подписал пять рублей, а за ним внесли пожертвования и другие добрые люди".

24 октября было проведено первое общее собрание членов общества трезвости при Вознесенской Церкви, на котором священник Василий объявил о собранных пожертвованиях, они были записаны в основной капитал общества, из которого решено было выдавать безпроцентные ссуды членам общества. Ссуды были тут же выданы нуждающимся, как было записано в журнале, "ввиду многосемейности, лишения заработка и материальной необезпеченности просителей". Было принято решение, чтобы ссуды эти возвращались малыми взносами и в дальнейшем снова выдавались нуждающимся. Затем все присутствующие отслужили благодарственный молебен Господу Богу и помолились за благодетелей, также было решено отправить депутатов к Преосвященнейшему епископу Митрофану выразить благодарность за его благоволение к обществу трезвости.

Уже с середины ноября фабрика частично приступила к работе. Трезвенники, как зарекомендовавшие себя трезвою жизнью, были в первую очередь приняты на работу. Воодушевленные этим, на одном из собраний, трезвенники приняли решение проводить на фабрике Ятес народные чтения с показом туманных картинок о вреде пьянства. С 29 января 1912 года эти чтения начали проводить регулярно. Как правило, они состояли из священно-исторического сюжета и рассказа, изображающего безобразие пьяной жизни или пользу трезвой. Первый раздел вел священник, а второй - разные лекторы: присяжные поверенные окружного суда - Шнейдер, Белоруссов, Гавриленко; учительницы - Ефимова, Троицкая-Сенюкович и трезвенник мастер Иванов. В среднем на чтениях присутствовало 250 человек, в основном это были рабочие с семьями с фабрики Ятес, из железнодорожных мастерских, с Императорской гранильной фабрики. С января по сентябрь таких чтений было устроено 15.

Через год в обществе насчитывалось 107 человек. Священник Василий Топорков на годичном собрании докладывал: "По общественному положению принадлежат они к разным званиям, по материальному обезпечению - все народ небогатый; но зато все члены нашего общества трезвости богаты жизненным опытом и твердо убеждены, что существующий у нас на Руси обычай пить для здоровья себе или за любимого человека есть алкогольный предрассудок. Ходить в гости или принимать у себя гостей для того, чтобы угощать вином есть ни что иное, как укоренившийся пьяный обычай". В конце своего выступления он выразил надежду на дальнейшую успешную работу, сказав: "Дай Бог, чтобы наше общество при помощи Божией и под мудрым руководством благостного нашего Архипастыря развивалось на благо Церкви и Отечеству".

Перед Великим постом при Вознесенской церкви Полевского завода Екатеринбургского уезда с благословения Епископа Екатеринбургского и Ирбитского Митрофана было открыто новое общество трезвости, которому присвоено наименование Иверского. Руководить обществом был назначен священник Григорий Лобанов. 2 февраля 1912 г заинтересованная новым делом публика заполнила Вознесенский храм. На торжественном открытии присутствовали и Верх-Исетские трезвенники во главе с духовным руководителем священником Иоанном Антониновым, а также члены Алексеевского общества трезвости, которые рассказали о работе своих обществ. К маю в приемной книге общества было записано 160 человек.

Местный житель Степан Иванович Вяткин пожертвовал обществу образ Иверской Божией Матери в киоте стоимостью в 200 рублей, который писали в Екатеринбургском Ново-Тихвинском женском монастыре. На второй день Пасхи икона была встречена с разъезда Сысерть в 8-ми верстах от завода Крестным ходом. Несмотря на непролазную грязь, икону встречали более 200 человек, впереди шли дети. После обнесения вокруг храма с чтением акафиста, икона была установлена в доме общества трезвости.

Надо сказать, что и среди обществ трезвости стало уже традицией подносить в дар друг другу святые иконы. Так, 22 июля 1912 по случаю храмового праздника Верх-Исетские трезвенники подарили Полевскому обществу икону святого благоверного великого князя Александра Невского.

В Екатеринбургских епархиальных ведомостях был напечатан рапорт об этом событии, где говорилась, что с поездом в 2 часа ночи икона прибыла на разъезд Сысерть в сопровождении 45 трезвенников из Екатеринбурга. Прибывшие ждали Крестный ход из Полевского завода. Как писал участник этого события: "Ночь была тихая... Из-за далеких гор на востоке начали появляться первые признаки утренней зари. Воздух был чист и свеж, пахло сеном. Птицы еще не проснулись. Верх-Исетские паломники, окружив кольцом икону на платформе, запели тропарь святому "Познай свою братию". Стройные звуки священной песни разносились далеко по окружности, нарушая ночную тишину".

Около 5-ти часов утра к разъезду подошли полевские паломники, издали, увидев образ святого Александра Невского, выделявшийся на золотом фоне, они запели хвалебную песнь святому благоверному великому князю "Величаем тя...". Руководитель Верх-Исетского общества священник Иоанн Антонинов передал икону полевским трезвенникам и пожелал по молитвам святого развития и укрепления дела трезвости в Полевском заводе.

Затем в Вознесенском храме состоялась литургия при участии двух певческих хоров - Полевского и Верх-Исетского. В этот день в члены общества вступили еще 18 человек. После молебна радушные хозяева-трезвенники угощали гостей хлебом-солью. Мирно беседуя между собой, гости и хозяева делились впечатлениями, полученными за день, рассказывали о жизни обществ.

Верх-Исетцев особенно заинтересовала трезвая свадьба, которая состоялась в Полевском. 26 июня женился член общества трезвости Петр Коростелев. Сначала трудно было поверить, чтобы свадьба без алкоголя могла состояться. Подобного еще не было в Полевском, где на самой бедной свадьбе, выпивалось самое меньшее полведра водки.

Венчание состоялось в 6 часов вечера. Чтобы придать свадьбе большую торжественность священник Григорий Лобанов, совершив венчание, воспользовался великорусским церковно-свадебным обычаем. Он проводил новобрачных в дом жениха с крестом в руках и пением. А в доме был отслужен краткий молебен.

Начались поздравления, сначала гости чувствовали себя непривычно, но через несколько минут начались веселые разговоры, стали водить хороводы, петь песни.. Священник Григорий Лобанов так описывал это: "Вечер прошел, к удивлению многих, оживленно и весело. Никто не испытывал нужду в искусственном подбадривании... Тут не было ни ссор, ни драки, ни скверной брани, ни прочего худа, с которым бывает пьяная свадьба".

Общества трезвости были открыты во многих заводах. В составе Нижне-Исетского общества было 400 членов, в Березовском - 35, в Пышминском - 18.

Сельские общества трезвости

С 1910 по 1913 гг. в Екатеринбургской епархии было создано много сельских обществ трезвости. Сельские священники сами старались подавать пример трезвости. При каждом удобном случае они говорили о вреде пьянства. Во время праздничных посещений домов прихожан они не позволяли себе принимать угощение спиртным.

В Шуралинском районе вся интеллигенция и все волостное начальство "оставили совершенно все спиртные напитки".

С 1910 года в селе Леневском существовало общество трезвости. Благодаря влиянию трезвенников в трех селениях прихода были составлены особые документы о трезвом проведении храмовых праздников. Общество насчитывало к середине 1912г. 300 членов. Оно имело собственную библиотеку, проводило религиозно-нравственные беседы среди прихожан, которых насчитывалось в селе более 4 тысяч человек. Среди прихожан была развита благотворительность. Более состоятельные делились своим достатком с бедняками. Накануне больших праздников к домам бедных приносили муку, масло, чай, сахар, крупу.

1911 году в селе были проведены две трезвые свадьбы. Было подсчитано, что вместо 5-ти ведер водки на 45 рублей, было выпито 5 ведер фруктовой воды на 10 рублей и не получилось никакого греха и безобразия".

"Трезвенники старались помочь своим односельчанам побороть грех пьянства. Крестьянская вдова Анастасия Малыгина жаловалась на своего сына, который после смерти отца не заботится о хозяйстве, распродает за безценок домашних животных, хлеб, вещи. Много трудов пришлось положить на исправление этого упорного пьяницы. И Петр одумался, дал обет воздержания от спиртного на 3 года. Из безпечного забулдыги Петр обратился в трудолюбивого и бережливого хозяина".

В одном из древнейших приходов, открытом в селе Глинском в 1727 году, прихожан насчитывается более 4000 человек. Общество трезвости было создано там в 1911 году. За год членами общества стали 100 человек. В числе этих членов было несколько человек, ранее отличавшихся буйным поведением в состоянии опьянения. С вступлением их в ряды трезвенников заметно уменьшились уличные безобразия в дни праздников.

Особо выдающейся можно назвать деятельность священника-трезвенника Николая Попова, который подавал личный пример трезвой жизни. В обществе трезвости села Арамильское числилось 3 000 членов. Как духовенство, так и прихожане, были полностью убеждены в благотворном влиянии трезвости на общественную, религиозную и семейную жизнь.

Члены общества трезвости села Клеоповского, под руководством священника Александра Топоркова, 4 декабря 1911г. собрали сельский сход, на котором присутствовало 152 чел, что составило 2/3 от 226 домохозяев. На сходе приняли следующее решение: "... в престольные праздники ни в каком доме, ни у какого домохозяина не должно быть вина, и всякий поступивший против этого подлежит штрафу в 5 рублей, а также находящийся в пьяном виде на улице подлежит этому же штрафу. Уступка делается на время свадеб и при проводе рекрутов, при условии не производить шуму на улице...". Подписано: 29 грамотных и 123 неграмотных.

После этого пьянство в приходе и шум на улицах сократились до минимума. Прихожанам такое положение до того понравилось, что они подтвердили это решение еще на три года. Денежный штраф был заменен общественными работами.

На имя Его Преосвященства от общества трезвости села Клеоповского было направлено прошение, где говорилось, что для устроения чтений о вреде пьянства у прихода нет денежных средств на книги, журналы и картины. Прихожане просили Архипастыря разрешить им "выписывать ежегодно в церковную библиотеку книг и журналов по трезвости рублей на шесть". На этом прошении резолюция была следующая: "Разрешается и благословляется. Епископ Митрофан".

Ученики церковной школы, движимые общественным подъемом в селе, направили Владыке от себя прошение. В прошения, в частности, говорилось: "Желая образовать между собою союз для борьбы с сельскими пороками, мы, ученики Клеоповской церковно-приходской школы, осмеливаемся просить Вашего Архипастырского благословения на это. Во время учения в школе, а также и по выходе из нее мы желаем: удерживать друг друга от брани, ссоры, воровства, пьянства; ходить в храм в воскресные дни; не прерывать общения со школой. Если кто не будет соблюдать данное им добровольное обещание - усовещивать его добрыми словами".

В маленькой деревеньке Владимирской, на озере Балтым, общество трезвости было создано в феврале 1911 года, в ознаменование 50-летия освобождения крестьян от крепостной зависимости. За два года существования общества, в селе половина взрослого населения стало трезвенниками. Да еще и повлияло на соседей - селение Медный Прииск, 60 человек жителей которого пожелали записаться в общество трезвости.

Трезвенники всегда были рады созданию новых обществ, и поэтому на открытие общества в Медном Прииске прибыл хор трезвенников из деревни Владимирской и хор трезвенников из Екатеринбургской Вознесенской Церкви, которые пели молебны, кантаты и гимны. К началу 1913 года хор общества трезвости при Вознесенской Церкви Екатеринбурга насчитывал 40 человек. Неоднократно хор пел литургии в Крестовой церкви при Архиерейском Доме.

К сожалению, не везде дела складывались успешно. Особенно печальная картина была в Нижне-Туринской волости и Надеждинском заводе, где в 1911 году было израсходовано на водку 315 тыс. рублей.

Священник А. Богомолов с мая 1911 г. горячо пропагандировал среди прихожан идею трезвости, но сначала встречал только недоброжелательство, насмешки и издевательство. При каждом удобном случае он раздавал прихожанам листовки и брошюры о вреде пьянства. В библиотеке появилось много литературы о трезвости. Наконец, появились сочувствующие и готовые работать по мере сил на отрезвление прихода люди. Благодаря этому в феврале 1912 года в Надеждинском заводе было открыто общество трезвости.

А через год священником Петром Никулиным в городах Верхотурье и Тагиле были организованы так называемые курсы "алкоголеведения" по следующей программе: состав спиртных напитков, действие алкоголя на организм человека, на умственную и физическую работоспособность, влияние алкоголя на потомство, упадок экономического благосостояния населения, меры борьбы с алкоголизмом.

Благоприятно складывались дела в Дерябинском приходе Верхотурского уезда. В ноябре 1911г. 20 человек записались в общество, а за год их число увеличилось до 75. Председателем был священник Василий Старцев. Каждое воскресенье в приходе читался акафист и рассказы из брошюр "Трезвые всходы" и "Воскресный день". Однажды, прослушав рассказ о трагедии, где пьяный отец, отмечая рождение ребенка, решается дать и ему водки, от которой ребенок умирает, один крестьянин сказал: "Окаянные мы!" - и тут же записался в члены общества.

Священник Василий Старцев писал, "что когда люди понимают, что по большей части все зло, гнездящееся в нас, происходит от этого одурманивающего рассудок алкогольного яда, они полностью отказываются от употребления спиртного". Многие молодые парни, привыкшие к шумной разгульной жизни, приходили на квартиру священника и просили записать их в члены общества трезвости, а один из прихожан не только сам записался, но записалась его жена и все его дети.

С мая 1912 года несло в народ идеи трезвости общество при Кушвинском заводе. Следует отметить, что по статистическим данным по винной монополии в Кушве уменьшились выручки винных лавок, а некоторые пивные лавки даже прикрыли за ненадобностью.

В селе Булзей Екатеринбургского уезда в день создания общества трезвости в храм пришли не только 23 человека, желающие стать его членами, но и много других прихожан. После прочтения акафиста Архистратигу Божию Михаилу был принят обет трезвости. Затем в церковно-приходской школе состоялись чтения, а местный хор пропел несколько гимнов.

В декабре 1913 года в деревне Пышминской Мостовской волости состоялся сход сельского общества с решением о закрытии казенной винной и пивных лавок. В решении было указано, что пьянство способствует упадку нравственности и развитию хулиганства. Также в селах Верхне-Исетском, Нижне-Исетском, Мостовском были вынесены постановления о закрытии казенных винных лавок. После увеличения церковно-приходских обществ трезвости на их решениях накладывались резолюции: "Закрыть винную лавку".

В селе Обуховском Камышловского уезда по ходатайству общества трезвости были закрыты 3 казенные винные лавки. Сельский сход, по примеру общества, постановил начать борьбу с шинкарством. Был составлено постановление, где говорилась, что указанным ниже 28 лицам, объявить, чтобы они добровольно подчинились воле всего сельского схода и прекратили торговлю водкой. Если они добровольно не подчинятся, то виновные будут подвергаться штрафу. И обо всех случаях обнаружения торговли водкой будет сообщаться полицейскому и акцизному надзору. На ведение дела по борьбе с шинками и утверждение настоящего постановления сельский сход уполномачивал священника В. Павлинова.

В селе Уктус общество трезвости приступило к постройке "трезвенного народного дома", где должны были устраиваться чтения и беседы.

В числе первых из уральского духовенства поборником трезвости выступил священник Сарапульской Покровской церкви

В "Екатеринбургских Епархиальных новостях" за 1914 год № 4 за 26 января в статье священника Василия Топоркова "Проповедь совершенной трезвости - священная обязанность пастыря Церкви" говорится: "Благодаря неусыпной деятельности приютившихся под сению святых храмов обществ трезвости, которые скромно на местах делают свое просветительское дело, подготовляются в членах тех обществ верные слуги Царя и послушные чада Православной Церкви. Дай Бог, чтобы огонь горячей любви и святой ревности о благе народном горел во всех деятелях на поприще утверждения трезвости".

Таким образом, традиционно важную роль в уральских городах и селах играли общества трезвости. Это были добровольные, самоорганизующиеся ассоциации верующих, которым было присуще начала самоуправления. Широкий размах церковного трезвеннического движения позволил правительству в июле 1914 года (в связи с началом войны) принять меры к прекращению продажи крепких спиртных напитков и ликвидации казенных питейных заведений. Эти меры, получившие мощную церковную поддержку, вывели трезвенническую работу на новую высшую ступень. 29-30 августа 1914 г. проводился Всероссийский праздник трезвости. Всероссийский праздник трезвости показал, что народ оценил деятельность обществ трезвости. Публикой охотно посещались чтения, устраиваемые трезвенниками. Большим спросом стала пользоваться литература о вреде, наносимом пьянством. Мысль о необходимости вести трезвую жизнь становилась все более и более популярной.

"Екатеринбургские епархиальные ведомости" отмечали: "30 августа 1914 года последовал Высочайший рескрипт Государя Императора на имя управляющего министерством финансов г. Барка. В этом рескрипте выражена твердая и непреклонная воля Государя Императора отрезвить русский народ: "Нельзя ставить в зависимость благосостояние казны от разорения духовных и хозяйственных сил моих верноподданных. С отрадой в душе я видел светлые проявления даровитого творчества и трудовой мощи моего народа, но рядом с этим с глубокою скорбью мне приходилось видеть печальные картины народной немощи, семейной нищеты заброшенных хозяйств - неизбежные последствия нетрезвой жизни". Царь высказал пожелание, чтобы вместо пьянства, "вносящего в жизнь народа разорение духовных и хозяйственных сил его, трезвенное движение всемерно распространялось по России". Николай II говорил: "Трезвость народа - надежная основа его мощи и благосостояния". Он был покровителем общества трезвости в Санкт-Петербурге.

"Это всенародное объявление Царской скорби за свой народ стало звучать для пастырей Церкви властным призывом к утверждению трезвости среди пасомых, так как духовенство ближе всех стоит к народу, оно видит и разделяет скорби и радости народа и болеет его печалями", - писали "Екатеринбургские епархиальные ведомости".

Так за короткий исторический период Русская Православная Церковь сумела создать всероссийскую комплексную систему воспитания народа в духе трезвости и благочестия на религиозно-нравственной основе. Эта система включала в себя непосредственную работу с семьями в обществах трезвости, издание религиозно-нравственной, научной и художественной литературы антиалкогольной направленности, организацию внебогослужебных проповедей, а также лекций и бесед, открытие библиотек и специализированных книжных лавок, создание воскресных школ, обучение желающих церковному пению, устроение паломничеств, Крестных ходов, создание противоалкогольных выставок, организацию трезвенных чайных и столовых. До революции только духовенством на тему трезвого образа жизни издавалось 32 журнала.

Процесс возрождения жизни по нравственным идеалам невозможен без восстановления порушенных традиций. В продолжение традиций, сложившихся в России еще до революции, в настоящее время при церковных приходах создаются общества трезвости. Возрождая традиции, сложившиеся в дореволюционной России, в 1995 году в Екатеринбурге было создано православное общество "Трезвение".

Екатеринбургского уезда Федор Шишкин. В заметке "Успехи трезвости" в "Екатеринбургских епархиальных новостях" за 1913 г. читаем:
 "Заметив развращающее действие алкоголя, особенно на молодое поколение, отец Федор стал убеждать своих прихожан отказаться от употребления спиртных напитков. Проповедь пастыря, подкрепляемая личным примером, возымела желанное действие. 23 февраля в селе состоялся сход, и общество вынесло постановление ходатайствовать о закрытии в селе винной и пивной лавок".



Старый стиль 7Сентябрь среда Новый стиль) 20Сентябрь Седмица 16-я по Пятидесятнице. Глас 6. День постный. Пища с растительным маслом. Совершается служба на шестьПредпразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМч. Созонта (ок. 304). Совершается служба со славословиемСвт. Иоанна, архиеп. Новгородского (1186). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрмч. Макария Каневского, архим. Овручского, Переяславского (1678). Прп. Макария Оптинского (1860). Апп. от 70-ти Евода (66). и Онисифора (после 67). Мч. Евпсихия (II). Прп. Луки (после 975). Прпп. Александра Пересвета и Андрея Осляби (1380). Прп. Серапиона Спасоелезаровского, Псковского (1480). Сщмчч. Петра и Михаила пресвитеров (1918). Сщмчч. Евгения, митр. Горьковского, и с ним Стефана пресвитера и прмчч. Евгения, Николая и Пахомия (1937). Сщмч. Григория, Василия пресвитеров, прмч. Льва (1937). Евангельские ЧтенияГал., 214 зач., VI, 2-10. Мк., 29 зач., VII, 14-24, и за четверг (под зачало): Еф., 216 зач., I, 1-9. Мк., 30 зач., VII, 24-30. Мч.: Еф., 233 зач., VI, 10-17. Ин., 52 зач., XV, 17 - XVI, 2. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Гал. 6, 2-10; Мк. 7, 14-24). "Извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство". Тут перечислены ходячие грехи, но и все другие, большие и малые, исходят из сердца, и вид в каком они исходят - помышление злое. Первое семя зла впадает на мысль сделать то и то. Отчего и как впадает? Часть этих впадений можно объяснить известными законами сочетаний и сцеплений идей и образов, но только часть. Другая значительнейшая часть происходит от самодвижного раздражения страстей. Когда страсть живет в сердце, то не может не потребовать удовлетворения. Это требование обнаруживается позывом на то и другое; с позывом же соединен предмет тот или другой. Отсюда мысль: "а вот что надо сделать". Тут то же происходит, что, например, при голоде: почувствовавший голод, чувствует позыв на пищу; с позывом вспадает на мысль и самая пища; отсюда - достать то или это и съесть. Третья, может быть, более объемистая часть исходит от нечистых сил. Ими переполнен воздух, и они стаями шныряют около людей, и всякий по роду своему рассевает вокруг себя воздействие на соприкосновенные лица. Злое летит от них, как искры от раскаленного железа. Где удобоприемлемость там внедряется искра, а с нею и мысль о злом деле. Этим, а не другим чем либо, можно объяснить неизвестно почему зарождающиеся помышления злые, среди занятий решительно не сродных с ними. Но эта разность причин не делает разности в том, как поступать с помышлениями злыми. Закон один: пришло злое помышление - отбрось и делу конец. Не отбросишь в первую минуту, во вторую труднее будет, в третью еще труднее, а тут и не заметишь, как родится сочувствие, желание и решение и средства явятся. . . вот грех и под руками. Первое противление злым помышлениям - трезвение и бодрствование с молитвою.(Еф. 1, 1-9; Мк. 7, 24-30). Что подвигло сирофиникиянку придти к Господу и быть столь неотступною в прошении? Сложившийся образ убеждений; убеждена была, что Спаситель силен исцелить дочь ее и пришла к Нему; убеждена была, что Он не оставит без удовлетворения прошения ее, и не переставала просить. Убеждения - итог всей жизни, воспитания, ходячих мыслей, впечатлений от окружающего, от встречаемых учений и разнообразных случаев и занятий в жизни. Под действием всего этого работает мысль и доходит до известных убеждений. При этом надо иметь во внимании, что всюду есть и отовсюду теснится в душу человека истина Божия. Истина лежит в сердце человека; истина Божия отпечатлена на всех тварях; есть истина Божия в обычаях и нравах человека; есть она и в учениях больше или меньше. Но всюду же есть и ложь. Кто от истины, тот собирает истину и полон убеждений истинных, спасительных. А кто не от истины, тот собирает ложь и полон убеждений ложных, заблуждений пагубных. От человека ли быть от истины и не от истины - всякий разбери сам, а между тем суд Божий всех ожидает. . . Молитвы Тропарь святителя Иоанна, архиепископа Новгородскогоглас 8Днесь светло красуется славнейший великий Новград,/ имея мощи твоя в себе, святителю Иоанне,/ яко солнечныя лучи испущающия,/ и подающия исцеления, притекающим с верою к тебе./ Молися Христу Богу, избавити град сей невредим от варварскаго пленения,/ и междоусобныя брани, и огненнаго запаления,/ святителю Богомудре и чудоносче,/ небесный человече, и земный ангеле:/ да сошедшеся любовию в память твою,/ светло празднуем, в песнех и пениих радующеся,/ и Христа славяще, тебе таковую благодать даровавшаго исцелений,/ и великому Новуграду заступление и утверждение. Ин тропарь святителя Иоанна, архиепископа Новгородскогоглас 4Господи Боже наш,/ творяй присно с нами по Твоему смотрению,/ не отстави милости Твоея от нас,/ но молитвами святителя Твоего Иоанна/ в мире устрой живот наш. Кондак святителя Иоанна, архиепископа Новгородскогоглас 4Возвеселися явленно Честная Церковь Христова,/ в память днесь приснословущаго святителя Иоанна,/ от великаго Новаграда возсиявшаго:/ и всю страну удивившаго преславными чудодеянии,/ и всеми добродетельми украсившагося./ И по преставлении бо честное тело его обретеся нетленно,/ источающее велия чудеса./ Темже зовем ему:/ о всеблаженне!/ Моли Христа Бога непрестанно о всех нас. Тропарь преподобномученика Макария, архимандрита Каневскогоглас 4Христу, нас ради с Небес сошедшему,/ последовал еси в подвизех твоих,/ Макарие, отче наш./ Егоже моли о нас, ублажающих тя,/ прощение прегрешений даровати нам,/ любовию же и смирением сердца наша озарити/ и спасти души наша. Ин тропарь преподобномученика Макария, архимандрита Каневскогоглас 4Божественным желанием весь сам себе от юнаго возраста Господеви возложив,/ явился еси светильник светлый граду твоему,/ поучая всех истинней вере и житию богоугодному,/ священно-мучениче Макарие, Овручская похвало./ Сего ради, яко агнец непорочный, гонимый от распрелюбивых врагов,/ возшел еси во обитель Каневскую,/ идеже, яко пастырь добрый, душу твою положил еси за овцы твоя./ И ныне ко всечестней раце многоцелебных мощей твоих/ мы, грешнии, со умилением притекающе,/ дар исцеления приемлем, многострадальне:/ ты бо присно источаеши болящим здравие, печальным утешение/ и всем, чтущим тя, всякое исполнявши требование,/ моляся Христу Богу спастися душам нашим. Ин тропарь преподобномученика Макария, архимандрита Каневскогоглас 8Ко всечестней раце многоцелебных мощей твоих,/ преподобномучениче Макарие,/ мы, грешнии, притекающе, дар исцеления приемлем:/ ты бо присно источаеши болящим здравие, печальным утешение/ и всех, чтущих тя, всякое исполнявши требование,/ молящеся Христу Богу спастися душам нашим. Кондак преподобномученика Макария, архимандрита Каневскогоглас 4Нетленною красотою смиреннаго жития твоего/ Бога на земли прославил еси/ и Божественный веры чистоту/ сохраняти люди научил еси,/ страдальческими же подвиги кончину прием,/ от Бога прославлен явился еси,/ преподобномучениче Мака
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.04171 c.