Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество «Трезвение» »

09.01.2018 | СЕМИНАР «Работа со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости».

02.01.2018 | Готовимся к Рождеству! Как провести Рождественские праздники жителям и гостям уральской столицы

01.12.2017 | В честь дня небесной покровительницы Екатеринбург посетят два Патриарха

20.10.2017 | На Покров в Екатеринбургской епархии стартует информационно-просветительская кампания о Царской семье

- -

«Трезвое слово» №2 (№14)

План работы Общества «ТРЕЗВЕНИЕ» на 2009 год

- -

- -  

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗАВИСИМОСТЕЙ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Протоиерей Алексий Мороз, В. Цыганков
(об "умеренности" и "культурном питии")

А.МорозОдной из причин возникновения и распространения алкогольной и наркотической зависимости является распространенный в народном сознании миф о возможности и даже полезности умеренного и культурного пития. Без сомнения, у некоторых наших читателей возникнет вопрос: "Если пьянство, алкоголизм - это зло, то, чтобы избежать его, возможно, просто стоит пить "культурно" да "умеренно"?

Выдающийся русский физиолог, член-корреспондент Петербургской академии наук Николай Евгеньевич Введенский (1852-1922) указывал: "Действие алкоголя на организм в общем сходно с действием наркотических веществ и типичных ядов, как хлороформ, эфир, опий и т. п."1. Можно ли яд или вообще наркотики2 употреблять во благо и отнюдь не в гомеопатических дозах? - Разумеется, нет". Н.Е. Введенский подчеркивал: "...говорить о норме или безвредности употребления спиртных напитков совершенно не приходится"3. Согласно объективным научным данным безвредная доза "умеренного употребления" алкоголя равна нулю.

Великий русский невролог Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927) утверждал: "С тех пор, как доказан безусловный вред алкоголя с научно-гигиенической точки зрения, не может быть даже речи о научном одобрении "малых" или "умеренных" доз алкоголя... Главное же - всем известно, что дело обычно начинается с малых доз алкоголя и что затем эти малые дозы переходят в большие" 4. Даже в форме "культурного" винопития пьянство оправдано быть не может. Это положение подтверждают и эксперты Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ): "Безопасных доз алкоголя для организма человека не существует" (Доклад комитета экспертов ВОЗ. Женева, 1982).

Академик Российской Академии медицинских наук Федор Григорьевич Углов, которому в октябре 2004 года исполнилось 100 лет, пишет: "Ложь, что сухие вина полезны, "умеренные дозы" безвредны, "культурное" винопитие - ключ к разрешению алкогольной проблемы..." Попробуем с научных позиций рассмотреть этот вопрос. Играет ли роль обстановка, в которой происходит поглощение вина? Красиво сервированный стол, прекрасная закуска, изысканно одетые дамы и господа, и пьют они высшие сорта коньяка, ликера, бургундское вино или кинзмараули? Это культура винопития?

Как показывают научные данные, опубликованные ВОЗ, подобное винопитие не только не предупреждает, а наоборот, создает более благоприятную обстановку для развития пьянства и алкоголизма во всем мире.

1 Классики русской медицины о действии алкоголя и алкоголизме: Избранные труды / Сост. B.C. Воробьев. М.: Медицина, 1988. С. 139.
"Этиловый спирт - легковоспламеняющаяся жидкость с характерным запахом, относится к сильнодействующим наркотикам" (ГОСТ 5964-82).
3 Классики русской медицины... С. 144.
4 Там же. С. 93.

И по данным всемирной организации, в последнее время так называемый "менеджерский" алкоголизм, то есть алкоголизм деловых людей, ответственных работников выходит на первое место в мире. И если в понятие "культура" винопития вкладывается обстановка, то, как мы видим, это не выдерживает критики и приводит нас к еще большему развитию пьянства и алкоголизма.

Может быть, ревнители "культурного" винопития имеют в виду, что после принятия какой-то дозы вина люди становятся культурнее, умнее, интереснее, их беседа более содержательна, наполняется глубоким смыслом?

Школой И.П. Павлова доказано, что после первой, самой малой дозы алкоголя в коре головного мозга парализуются те отделы, в которых заложены элементы воспитания, то есть культуры. Так о какой же культуре винопития можно говорить, если после первой рюмки исчезает в мозгу именно то, что приобретено воспитанием, то есть исчезает сама культура поведения человека, нарушаются высшие функции мозга, то есть ассоциации, которые заменяются низшими формами. Последние возникают в уме совершенно некстати и упорно держатся. В этом отношении такие упорные ассоциации напоминают собою явление чисто патологическое. Изменением качества ассоциаций объясняется пошлость мыслей подвыпившего, склонность к стереотипным и тривиальным выражениям, к пустой игре словами.

Таковы научные данные о состоянии нервно-психической сферы человека, принявшего "умеренную" дозу алкоголя. В чем же здесь проявляется культура? Из представленного анализа нет ничего, что хоть в какой-то степени напоминало бы культуру, ни в мышлении, ни в действиях человека, принявшего любую, в том числе малую дозу алкоголя.

Мне как врачу особенно тяжело и больно слушать об "умеренных дозах" и "культурном" винопитии потому, что очень уж часто я встречаюсь с , "трагедиями, в основе которых лежит культурное винопитие и умеренная доза. Об этих трагедиях, наверное, все знают, но не все соприкасаются с ними так близко, как врачи".

Академик Ф.Г. Углов не только лидер современного трезвенного движения в России, но и человек необычайной судьбы. Федор Григорьевич родился 5 октября (22 сентября по старому стилю) 1904 года в деревне Чугуево нынешней Иркутской области. В 1929 году окончил медицинский факультет Саратовского университета. Углов ученик выдающегося русского врача профессора Н.Н. Петрова - основоположника отечественной противоонкологической школы.

С 1950 года Федор Григорьевич Углов руководит кафедрой хирургии Первого медицинского института имени академика И.П. Павлова, профессором которого остается и по сей день. Ф.Г. Углов - действительный член

Российской академии медицинских наук и всех медицинских академий мира, Международной Славянской академии, Петровской академии наук и искусств, Почетный председатель Петербургского общества хирургов и председатель Союза борьбы за народную трезвость. Он также член Союза писателей России, автор книг "Сердце хирурга", "В плену иллюзий", "Человек среди людей",

5. Ф. Г. Углов. Можно ли пить культурно? // Соратник №2, 2000. С. 3.
2. "Ломехузы", "Самоубийцы".

Уже давно Ф.Г. Углов занесен в "Книгу рекордов Гиннеса" как старейший в мире практикующий хирург. И хотя ему уже исполнилось 100 лет, он по-прежнему успешно ведет сложнейшие операции. Академик Ф.Г. Углов, убедительно доказывает ложность мнения о том, что если "пить культурно", то в этом ничего плохого нет, что якобы имеется польза для здоровья. Прислушаемся к следующим словам великого православного ученого: "Чтобы пояснить всю абсурдность предложения "пить культурно", надо хотя бы вкратце познакомиться с тем, как алкоголь действует на мозг.

Нет такого заболевания, течение которого не ухудшилось бы от употребления алкоголя. Нет такого органа у человека, который бы не страдал от приема спиртного. Однако больше всех и тяжелее всех страдает мозг. Если концентрацию алкоголя в крови принять за единицу, то в печени она будет 1,4; в спинномозговой жидкости - 1,5; в головном мозге - 1,75.

При вскрытии наибольшие изменения от действия алкоголя имеют место в мозгу. Твердая мозговая оболочка напряжена, мягкие оболочки отечны. Головной мозг резко отечен, сосуды расширены, множество мелких кист диаметром 1-2 мм. Эти мелкие кисты образовались в местах кровоизлияний и некроза (омертвления) участков вещества мозга.

Более тонкое исследование мозга у погибшего от острого алкогольного опьянения показывает, что в нервных клетках наступили изменения в протоплазме и ядре, столь же резко выраженные, как и при отравлении другими сильными ядами. При этом клетки коры головного мозга поражены гораздо больше, чем подкорковых частей, то есть алкоголь действует сильнее на клетки высших центров, чем низших. В головном мозгу отмечено сильное переполнение кровью, нередко с разрывом сосудов в мозговых оболочках и на поверхности мозговых извилин. В случаях острого алкогольного отравления, но не смертельного, в головном мозгу и в нервных клетках коры бывают те же изменения, что описаны выше, приводящие к глубоким изменениям деятельности и психики человека.

Такие же изменения в головном мозгу имеют место у пьющих людей, смерть которых наступила от причин, не связанных с употреблением алкоголя.

Описанные изменения в веществе головного мозга необратимы. Они оставляют после себя неизгладимый след в виде выпадения мелких и мельчайших структур мозга, что неизбежно сказывается на его функции.

Но не в этом самое большое зло алкоголя. У лиц, "употребляющих спиртные напитки", выявляется раннее склеивание эритроцитов, красных кровяных шариков. Чем выше концентрация спирта, тем более выражен процесс склеивания. В мозгу, где склеивание сильнее, поскольку концентрация спирта выше, оно приводит к тяжелым последствиям: в мельчайших капиллярах, которые проводят кровь к отдельным мозговым клеткам, диаметр их приближается к диаметру эритроцита. И если произойдет их склеивание, они закроют просвет капилляра. Снабжение мозговой клетки кислородом прекратится. Такое кислородное голодание, если оно продолжается 5-10 минут, приводит к омертвлению, то есть к необратимой утрате мозговой клетки. И чем выше концентрация спирта в крови, тем сильнее процесс склеивания и тем больше мозговых клеток гибнет.
Вскрытия "умеренно пьющих" показали, что в их мозгу обнаруживаются целые "кладбища" из погибших корковых клеток".

Академик Федор Григорьевич Углов, единственный из современных ученых, подробно раскрыл ложность убеждений о безвредности алкоголя:

ЛОЖ: небольшие дозы алкоголя, если концентрация его в крови не превышает такой-то уровень, - не вредны и допустимы как на производстве, так и на транспорте.

ПРАВДА: исследования чехословацких ученых показали, что кружка пива, выпитая шофером перед выездом, увеличивает количество аварий в 7 раз. При приеме 50 граммов водки - в 30 раз, а прием 200 граммов водки - в 130 раз по сравнению с трезвыми шоферами. Эти данные говорят о том, что никакой "допустимой" концентрации спирта в крови, которая якобы не оказывает существенного влияния на частоту аварий на транспорте, не существует.

Виною автомобильных катастроф является не алкоголизм, не пьянство, как утверждает большинство авторов статей и брошюр. Виною этому является употребление алкоголя. Многие приписывают все беды злоупотреблению алкоголем и, прикрываясь этим, культивируют потребление. Но никто не подсчитал, что больше приносит бед человечеству: употребление или злоупотребление?

По данным ВОЗ, свыше 50% случаев травматизма на автомобильных дорогах, связаны с употреблением алкоголя. А что приносит алкоголь человечеству только в этом вопросе, можно судить по отчету данной организации: ежегодно на автомобильных дорогах мира гибнет 250 тысяч человек и, кроме того, 10 миллионов получают травму, от которой многие остаются инвалидами.

По данным ВОЗ средний срок госпитализации пострадавших составляет 180 дней. Помножьте это на 10 миллионов и вы получите астрономические цифры. А сколько из этих людей не вернется к труду, а то и вообще к жизни?! Среди автомобильных травм немало таких ранений, после которых многие хотя и выздоровели, но умерли через несколько лет от разных болезней, являющихся последствием несчастного случая.

Здесь мы кратко упомянули лишь о последствиях автомобильных катастроф по вине "умеренных" доз алкоголя. А сколько несчастных случаев на производстве и в быту в результате опьянения людей? Сюда же надо отнести драки и побои.

Если в любой день, а особенно в понедельник, прийти в клинику и посмотреть, кто лежит в ней, то на многих больничных койках мы увидим людей с синими обводами вокруг глаз. Это синяки. Тут и падение, и нападение, драка, и почти во всех случаях в основе именно алкоголь! А сколько переломанных костей и черепов!?

ЛОЖЬ: надо выпить с "устатку", для аппетита, при болях в желудке, язве и т.д.6 Ф. Г. Углов. Изменения мозга необратимы // Соратник №4, 2000. С. 3.

ПРАВДА: при приеме внутрь сильно страдает желудок. И чем крепче алкогольные изделия, тем тяжелее протекает поражение.

Под влиянием алкоголя происходят глубокие изменения во всем железистом аппарате пищеварительного канала. Железы, расположенные в стенке желудка и вырабатывающие желудочный сок, содержащий пепсин, соляную, кислоту и различные энзимы, необходимые для переваривания пищи, под влиянием раздражения сначала выделяют много слизи, а затем и атрофируются. Возникает гастрит, который, если не устранить причину и не лечить, может перейти в рак желудка.

Ни один глоток вина не проходит без того, чтобы не причинить вред человеку. Но чем оно крепче, чем чаще употребляется, тем слабее действуют защитные силы и тем больше разрушений несут за собой спиртные напитки.

При повторных приемах алкоголя защитные и компенсаторные механизмы выбывают из строя, и человек полностью попадает под алкогольную зависимость.

Проходя через печеночный барьер, этиловый спирт отрицательно влияет на печеночные клетки, которые под влиянием разрушительного действия этого ядовитого продукта погибают. На их месте образуется соединительная ткань, или попросту рубец, не выполняющий печеночной функции. Печень постепенно уменьшается в размерах, то есть сморщивается, сосуды печени сдавливаются, кровь в них застаивается, давление повышается в 3-4 раза. И если происходит разрыв сосудов, начинается обильное кровотечение, от которого больные часто погибают. По данным ВОЗ, около 80% больных умирает в течение года после первого кровотечения. Изменения, описанные выше, носят название цирроз печени. По количеству больных циррозом определяют уровень алкоголизации в той или иной стране.

Алкогольный цирроз печени - одно из наиболее тяжелых и безнадежных в смысле лечения заболеваний человека. Цирроз печени как последствие потребления алкоголя, по данным ВОЗ, опубликованных в 1982 году, стал одной из основных причин смерти.

Кроме печени, склеротические изменения имеют место в поджелудочной железе. Вскрытие лиц в возрасте 30-40 лет, употреблявших вино в больших дозах или длительное время, показало глубокие изменения в поджелудочной железе, что объясняет частые жалобы пьющих людей на плохое пищеварение, на резкие боли в животе и т.д.

У этих же больных часто наблюдается диабет из-за гибели особых клеток, расположенных в поджелудочной железе и вырабатывающих инсулин. Панкреатит и диабет на почве алкоголя - явления, как правило, необратимые, из-за чего люди обречены на постоянные боли и недомогания. Мало этого, панкреатит дает обострения при малейшем нарушении диеты.

При вскрытии умерших от причин, связанных с употреблением алкоголя, наблюдаются изменения, имеющиеся практически во всех жизненно важных органах, и иногда патологоанатому трудно сказать, поражение какого органа оказалось несовместимым с жизнью. Нередко возникает вопрос: как этот человек мог еще жить, если у него не осталось ни одного непораженного органа, способного выполнять положенную функцию.

ЛОЖЬ: коньяк и водка расширяют сосуды; при болях в сердце - это лучшее средство.

ПРАВДА: поражение сердечно-сосудистой системы при употреблении спиртных напитков наблюдается в виде алкогольной гипертонии или в поражении миокарда.

Гипертония у пьющих возникает в результате нарушения регуляции сосудистого тонуса, обусловленного токсическим действием этилового спирта на различные отделы нервной системы.

Наблюдается гипертония довольно часто. По мнению ученых, свыше чем у 40% пьющих имеет место гипертония и, кроме того, почти у 30% уровень артериального давления находится в "опасной зоне", то есть приближается к гипертонии при среднем возрасте в 36 лет.

В основе алкогольного поражения мышцы сердца лежит прямое токсическое влияние спирта на миокард в сочетании с изменениями нервной регуляции и микроциркуляции. Развивающиеся при этом грубые нарушения внутритканевого обмена ведут к развитию очаговой и диффузной дистрофии миокарда, проявляющейся нарушением ритма сердца и сердечной недостаточностью.

Исследования показали, что при алкогольной интоксикации наблюдаются глубокие нарушения минерального обмена в мышце сердца, что ведет к снижению сократительной способности сердца. И основной причиной этих изменений является токсическое действие этилового спирта.

Если пьющий человек не попал в автомобильную катастрофу, не слег в больницу с кровотечением или заболеванием желудка, не погиб от инфаркта или гипертонии, он часто становится инвалидом от какой-нибудь бытовой травмы или из-за драки, так как пьющий человек обязательно, как говорят, найдет причину, от чего стать инвалидом или умереть преждевременно. По данным ВОЗ, средняя продолжительность жизни пьющего на 15-17 лет меньше средней продолжительности жизни, которая, как известно, высчитывается с учетом пьющих, если же сравнить с трезвенниками, то разница будет еще больше.

ЛОЖЬ: Все зло, причиняемое спиртными изделиям, относится к алкоголикам. Это алкоголики страдают, у них все изменения, а те, кто пьет умеренно, у тех этих изменений нет.

ПРАВДА: попытки отнести вредное влияние алкоголя только к тем, кто признан алкоголиком, в корне не верны. Изменения, происходящие в мозгу под влиянием алкоголя, возникают при употреблении алкоголя в любых дозах. Степень этих изменений зависит от количества алкогольных напитков и от частоты их приемов, вне зависимости от того, относится ли этот человек просто к так называемым "пьющим" или к алкоголикам.

В опытах академика И.П.Павлова установлено, что после приема малых доз алкоголя рефлексы исчезают и восстанавливаются лишь на 8-12 день. Но рефлексы - это низшие формы мозговой функции. Алкоголь же действует преимущественно на ее высшие формы. Опытами, поставленными на образованных людях, доказано, что после приема так называемых "умеренных" доз, то есть 25-40 граммов алкоголя, высшие функции мозга восстанавливаются только на 12-20 день.

Как же действует алкоголь?

Прежде всего, он обладает наркотическими свойствами: к нему очень быстро привыкают, и возникает потребность в повторных приемах, тем больше, чем чаще и в больших дозах принимаются спиртные напитки; по мере потребления для получения того же эффекта с каждым разом требуется все большая доза.

Как же этот наркотик в различных дозах действует на мыслительную и психическую деятельность мозга?

Специально проведенными опытами и наблюдениями над человеком, выпившим "среднюю дозу", то есть одну или полторы рюмки водки, установлено, что во всех без исключения случаях алкоголь действует одинаково, а именно: замедляет и затрудняет умственные процессы, двигательные же акты на первых порах ускоряет, а затем замедляет. При этом ранее всего страдают более сложные психические процессы и дольше сохраняются простейшие мыслительные функции, особенно те, которые связаны с двигательными представлениями.

При повторном приеме алкоголя поражение высших центров мозговой деятельности продолжается от 8 до 20 дней. Если же алкоголь употреблять длительное время, то работа этих центров так и не восстанавливается.

На основании научных данных доказано, что прежде всего утрачиваются самые позднейшие, самые свежие достижения, добытые умственным напряжением, скажем, за последнюю неделю, месяц, и человек после приема алкоголя возвращается к тому уровню умственного развития, который у него был неделю или месяц назад.

Если алкогольное отравление происходит часто, то субъект остается неподвижным в умственном отношении, а мышление обычным и шаблонным. В дальнейшем наступает ослабление более старых, более прочных, окрепших ассоциаций и ослабление восприятий. В результате умственные процессы сужаются, лишаясь свежести и оригинальности.

Распространено мнение о возбуждающем, подкрепляющем и оживляющем действии алкоголя. Оно основано на том, что у пьяных замечается громкая речь, говорливость, жестикуляция, ускорение пульса, румянец и чувство теплоты в коже. Все эти явления при более тонком изучении оказываются не чем иным, как параличом известных частей мозга. К параличным явлениям в психической сфере относится также утрата тонкой внимательности, здравого суждения и размышления.

Паралич центров психического управления сказывается, прежде всего, на тех процессах, которые мы называем суждением и критикой. С ослаблением их начинают преобладать чувства, не умеряемые и не сдерживаемые критикой. Наблюдения показывают, что выпившие не становятся умнее, и если они думают иначе, то это зависит от начавшегося ослабления высшей деятельности их мозга: по мере того, как слабеет критика, нарастает самоуверенность. Живые телодвижения, жесты и беспокойное хвастовство своей силой - также следствие начавшегося паралича сознания и воли: сняты правильные, разумные преграды, которые удерживают трезвого человека от бесполезных движений и необдуманной, нелепой траты силы.

В многочисленных опытах, проводимых крупнейшими специалистами в этой области, выяснилось, что во всех без исключения случаях под влиянием алкоголя простейшие умственные отправления (восприятия) нарушаются и замедляются не столь сильно, как более сложные (ассоциации). Эти последние страдают в двойном направлении: во-первых, их образование замедлено и ослаблено, и, во-вторых, существенно изменяется их качество: самые низшие формы ассоциаций, а именно - ассоциации двигательные или механически заученные легче всего возникают в уме, часто без малейшего отношения к делу и, появившись однажды, упорно держатся, выплывают снова и снова, совершенно некстати. В этом отношении такие упорные ассоциации напоминают собою явление чисто патологическое, замечаемое при неврастении и тяжелых психозах.

При выполнении более сложных и более трудных заданий влияние "малых" и "средних" доз спиртных напитков сказывается сильнее, чем при выполнении легких. При этом они не только снижают работоспособность, но и уменьшают желание работать, то есть пропадает импульс к труду, и пьющие становятся неспособными к систематической работе, опускаются.

После приема даже небольших доз алкоголя возникает чувство довольства, эйфория. Опьяненный становится развязным, склонен шутить, заключать с кем попало дружбу. Позже он становится некритичным, бестактным, начинает громко кричать, петь, шуметь, не считаясь с окружающими. Поступки его импульсивны, необдуманны. Психологическая картина человека в таком состоянии напоминает маниакальное возбуждение. Алкогольная эйфория возникает вследствие растормаживания, ослабления критики, Одной из причин этой эйфории является возбуждение подкорки -старейшей в филогенетическом отношении части мозга, в то время как более молодые, и более чувствительные части мозга, области коры сильно нарушены или парализованы.

Алкоголь, принятый в больших дозах, вызывает более грубые нарушения. Восприятие внешних впечатлений затрудняется и замедляется, точность его понижается. Внимание и память нарушаются еще в большей степени, чем от малых и средних доз. Утрачивается способность внимательно выслушивать других, следить за своей речью, контролировать поведение; появляется болтливость, хвастовство. Человек становится беззаботным. Настроение делается то безудержно веселым, то плаксивым, то гневным. Он поет, бранится, совершает агрессивные действия. Непристойные замечания, упрощенные шутки. Нередко ведутся эротические разговоры. Наносятся оскорбления, совершаются поступки, нарушающие общественную безопасность. Иногда отмечается пробуждение низких наклонностей и страстей.

При приеме еще больших доз происходит тяжелое нарушение функций всей центральной нервной системы с вовлечением спинного и продолговатого мозга. Развивается глубокий наркоз и коматозное состояние. При приеме дозы, равной 7,8 граммов алкоголя на килограмм веса, что приблизительно равно 1-1,25л. водки, для взрослого человека наступает смерть. Для детей смертельная доза в 4-5 раз меньше, из расчета на килограмм веса.

При длительном приеме спиртных напитков развивается хронический алкоголизм, имеющий свою клиническую картину, которая варьируется по степени, но с характерной для всех пьющих особенностью - они стремятся найти повод для выпивки, а если повода нет - пьют без оного.

Характер человека начинает портиться, он становится эгоцентричным, грубым, часто появляется излишняя самоуверенность, склонность к плоскому однообразному юмору; снижается память, внимание, способность к систематическому мышлению, к творчеству. Личность меняется, появляются элементы деградации. Если в это время не прекратить пить, то в дальнейшем полного восстановления личности уже никогда не произойдет.

Наряду с поражением мыслительных функций коры головного мозга имеют место глубокие изменения нравственности. Как самые высшие и наиболее совершенные чувства, как венец в развитии функций мозга они страдают очень рано. И первое, что мы наблюдаем у пьющих людей, это равнодушие к нравственным интересам, которые появляются очень рано, в ту пору, когда еще умственные и мыслительные акты остаются почти неизменными. Оно проявляется в форме частичной нравственной анестезии, в виде полной невозможности испытывать известное эмоциональное состояние.

Чем больше и дольше пьет человек, тем сильнее страдает его нравственность. Алкоголики нередко принимают эту ненормальность, но понимают только рассудочно, логически, не испытывая при этом ни малейшей субъективной реакции. Такого рода состояние совершенно аналогично нравственному идиотизму и отличается от него только способом происхождения.

Падение нравственности сказывается в потере стыда. В целом ряде научных работ доказывается великая охранительная сила стыда и великая опасность такого яда, как спиртные напитки, которые обладают свойством понижать силу и тонкость этого чувства. К числу неминуемых последствий падения нравственности принадлежит увеличение лжи или, по крайней мере, уменьшение искренности и правды. Утрату стыда и утрату правдивости народ связал в неразрывное логическое понятие "бесстыдной лжи". Ложь поэтому и возрастает, что человек, потеряв стыд, утратил вместе с тем в своей совести и важнейший нравственный корректив правдивости.
Трезвому совестно украсть, совестно убить. Пьяному ничего этого не совестно, и потому, если человек хочет сделать поступок, который совесть воспрещает ему, он одурманивается.

Люди знают это свойство вина заглушать голос совести и сознательно употребляют его для этой цели. Мало того, что люди сами одурманиваются, чтобы заглушить свою совесть, зная, как действует вино, они, желая заставить других людей сделать поступок, противный их совести, нарочно одурманивают их. Все могут заметить, что безнравственно живущие люди более других склонны к одурманивающим веществам. Все чувства у пьющих людей изменяются таким образом, что из сложных душевных актов утрачиваются самые возвышенные и тонкие элементы, и человек во всех своих душевных проявлениях огрубевает. Высшие чувства, высшие формы их превращаются в низшие.

При длительном употреблении спиртных напитков развиваются не простые скоропреходящие неправильности характера, но и более глубокие изменения. Подобную перемену в характере и поведении людей производит только помешательство в периоде вторичного слабоумия. Рано ослабевает сила воли, что приводит в конце концов к полному безволию. Мысли теряют глубину. Человек обходит трудности, вместо того чтобы их разрешать. Круг интересов сужается и остается одно желание - напиться. В далеко зашедших случаях дело доходит до полного отупения и маразма. Чем больше людей пьет, тем резче меняется психическая жизнь самого общества.

Наряду с появлением, в результате пьяного зачатия и алкоголизма родителей, большого числа слабоумных и помешанных детей, потомство пьющих, хотя еще внешне здоровое в умственном отношении, может нести в себе патологические изменения характера и нравственных качеств. Это не простые, скоропреходящие неправильности характера, но глубинные изменения.

Алкоголь, оказывая влияние на мозг, не производит скачкообразных переходов от совершенно здорового к полному идиотизму. Между этими крайними формами мыслительного и психического состояния имеется много переходов, которые в одних случаях приближается к дебильности, в других - к плохому характеру. Таких людей, с различной степенью изменений умственного состояния и характера, среди пьющих становится все больше, что приводит к изменению характера самого народа. И если характер целого народа довольно устойчив и подвергается переменам только через столетия, то под влиянием алкоголя изменения характера в худшую сторону могут произойти значительно быстрее.

К числу грубых нарушений психики под влиянием алкоголя надо отнести рост самоубийств. По данным ВОЗ, самоубийства среди пьющих в 80 раз чаще, чем среди трезвых людей. Такое положение нетрудно объяснить теми глубинными изменениями, которые происходят в физическом, психическом и духовном планах под влиянием длительного приема спиртных напитков. При этом как убийства, так и самоубийства пьяниц иногда принимают страшную форму.

Все те изменения, которые имеют место в мозгу пьющего человека, наблюдаются не только и не столько у алкоголиков и пьяниц, но и у тех, кто, по их мнению, таковыми не являются, а пьют "в меру". Однако большинство таких людей на самом деле, с точки зрения медицины, уже давно стали алкоголиками. Первое, что говорит об этом, влечение к алкогольным напиткам.

Эти люди не считают себя алкоголиками и возмущаются, если их называют таковыми. При известном усилии воли они еще могут владеть собой и прекратить прием алкогольных напитков. Но их мозг, а отсюда и управление собой, находится на спуске. Еще немного, и они быстро покатятся вниз. Мозг придет в такое состояние, что он уже не сможет управлять поведением человека. Наступит полная алкогольная зависимость и откроется путь к деградации.

Ученые полагают, что алкоголь быстрее расстраивает здоровье населения и уносит больше жертв, чем самые тяжелые эпидемии. Последние появляются периодически, тогда как пьянство стало непрекращающейся эпидемической болезнью. Таковы физические последствия потребления алкоголя. Но гораздо важнее последствия нравственные, которые обнаруживаются в отношении нервно-психического здоровья населения, что влечет за собой увеличение числа преступлений, понижение нравственности, возрастание нервных и психических болезней, увеличение числа людей с дурным характером, расстройство привычек и способности к труду.

Взвешивая тяжелые последствия потребления алкоголя и сравнивая их с материальными потерями, специалисты справедливо считают, что следует сожалеть не о расходах и материальных тратах, нужно ужасаться при мысли о вреде, который наносится государству нравственным развращением населения.

Помимо разрушения отдельных сторон мыслительной и психической стороны деятельности мозга, алкоголь во все возрастающей степени приводит к полному выключению нормальной функции мозга, к появлению большого процента умалишенных и бесоодержимых.

Что же нам делать?

Прежде всего осознать, что алкоголь яд, разрушающий жизнь и здоровье не только одного человека, но и всего общества. И этот яд опасен в любых дозах. Поэтому каждого, кто в том или ином виде будет пропагандировать "умеренные" дозы, "культурное" винопитие и сухие вина, можно рассматривать как человека заблуждающегося, идущего в разрез с истиной и несущего народу гибель и деградацию.

Учитывая опасность алкоголя в любых дозах, лучше решительно и бесповоротно отказаться от него, помня, что трезвая жизнь - это именно то, к чему во все века стремились лучшие умы человечества и без которой не может быть разумного счастья"7.

У вас, уважаемый читатель, есть два варианта: либо продолжать травить себя алкоголем и дальше (со всеми вытекающими отсюда последствиями), либо благоразумно полностью отказаться от выпивок, в том числе "умеренных" и "культурных".

Если до сих пор вы были сторонниками "культурного пития", если вы даже, как считаете, "совсем не пили", - все равно проведите анализ материалов урока и подумайте, до чего вы дошли, "умеренно употребляя" алкоголь. Если вы и дальше собираетесь "пить как все", не смотря на все неприятности, которые доставил вам алкоголь, закройте эту статью. Она вам вряд ли поможет. По поводу того, как следует пить вы, видимо, знаете больше академика Ф.Г. Углова. Так всем и говорите.

Наш разговор мы хотим продолжить развенчанием мифа о том, что Православная Церковь якобы стоит на позициях "культуропитейства". Так могут считать только невежественные люди.

7 Углов Ф.Г. Самоубийцы. Интернет-ресурс.

В защиту "культурного пития" некоторые нам приводят совет апостола Павла Тимофею: "Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина..." (1Тим. 5, 23). Значит апостол Павел "узаконил" умеренное употребление вина? Так ли это? На самом деле совет был дан "ради желудка и "частых недугов" апостола Тимофея, то есть вино было рекомендовано как лечебное средство при заболевании. К тому же апостол Павел писал не для всех, кому вздумается "полечиться", а конкретно своему ученику8. Книга христианских правил "Номоканон" поясняет: "Буди первее ты, якоже Тимофей, и тако пий и ты вино, яко же и он изсушися от частых, постися прежде крепце и воду пий леты многими и прочая труды Тимофеевы покажи. Умертви си тело и тогда пий вино в меру". Иными словами, будь подобен в подвигах воздержания и трудах апостолу Тимофею, тогда и пей при сильных недугах "немного вина".

То же самое можно сказать и тому человеку, кто ссылается на то, что в церковном уставе в определенные дни разрешается употребление вина "по чаше". Добавим лишь: его употребление "разрешается", а не "рекомендуется". Особенно следует помнить вина, а не водки! И еще: "по чаше", а не "почаще". И вина сухого, разбавленного водой, по своим качествам приближающегося к виноградному соку.

Православная Церковь, разумеется, допускала для своих чад употребление вина с первых веков христианства. Заметим: не водки, не коньяка, не ликеров и прочей спиртосодержащей отравы - эти яды Церковь никогда никому пить не благословляла. Какое же вино издревле благословлялось Церковью для употребления? Оно было натуральным виноградным (а не спиртовым раствором), то есть являлось, по сути, слабоалкогольным напитком (или просто соком), и перед употреблением обязательно на две трети разбавлялось водой. Во времена апостолов Павла и Тимофея такое разбавленное натуральное виноградное вино при необходимости пили в малых количествах. Теперь же такое вино почти невозможно достать даже за большие деньги.

В византийской традиции, а затем и в русской, пьянство сурово осуждалось. Одним из самых тяжких оскорблений в Византии считалось следующее: "Ты пьешь неразбавленное вино". Вдумайтесь: даже слабоалкогольный виноградный напиток не принято было пить не разбавленным. Ныне же в России одним из тяжких оскорбления считается совсем иное: "Ты разбавил мою водку". За такие слова и драка может случиться. Но при чем же здесь Православие? В его традициях нет ни пьянства, ни "культуропитейства"! В православной литературе мы можем прочесть, что вино сделано из винограда сотворенного Богом на благо человеку. Будем помнить, что Богом создан виноград, а не само вино, причем церковью благословлялось только то

Известный православный русский ученый-физиолог Н.Е. Введенский указывал: "Врачи применяют спиртные напитки как лечебное средство в некоторых случаях. Но эти случаи должны быть рассматриваемы как исключительные и в виде временной меры. Целесообразность их оправдывается настолько же, как и прописывание многих других ядов, например морфия, мышьяка, стрихнина и т. п.". (Классики русской медицины о действии алкоголя и алкоголизме: Избранные труды /Сост. B.C. Воробьев. М.: Медицина, 1988. С.145). вино, о котором сказано выше. Но "агдамы", "мадеры", "портвейны" и прочие яды Бог не создавал. Их создали люди и, скорее всего, по наущению дьявола.

Так называемое "вино", которое продается сегодня в ларьках и магазинах - это алкогольный яд, безусловно, вредный для организма человека. Даже "умеренное" его употребление неуклонно приводит к разрушению здоровья и пьянству. С первого выпитого стакана или рюмки спиртосодержащей жидкости человек встает на край глубокой пропасти и рискует в любой момент в нее свалится. Вместе со спиртным человек принимает внутрь себя начатки лютой страсти, открывает душу для вселения беса пьянства. Потому-то святой праведный Иоанн Кронштадтский называл спиртные напитки "кровью сатаны".
Кстати, слово "спирт" происходит от латинского слова "спиритус" - дух. Какой в спирте содержится дух, наверно, понятно.

Жаль, что многие русские люди не знают своих традиций. Еще печальнее, когда те, кто не понимает, что Православная Церковь утверждает трезвость, а не "культуропитейство", говорят, что якобы "невинно вино, укоризненно же пьянство". Эти слова не имеют к Православию никакого отношения. Так когда-то звучал первых стих двадцатой главы Притч Соломоновых. Святейший Синод в конце XIX века исправил эту грубейшую неточность, и теперь этот стих гласит как раз противоположное: "Вино -глумливо, сикера - буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен" (Притч. 20, 1). Вот где истина: вино не невинно, а глумливо!9.

Пил ли вино Иисус Христос? Точно это не известно, но существует авторитетное мнение что - нет, поскольку сбылось "реченное через пророков, что Он Назореем10 наречется" (Мф. 2, 23). Слово Божие указывает нам на вино в руках Господа лишь однажды, на Тайной Вечере, когда совершилось претворение вина в Кровь Христову: "И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов" (Мф. 26, 27-28). Если же даже принять точку зрения, что вино Иисусом иногда употреблялось, то для нас это все равно ничего не меняет. Если совершенный Бог и совершенный Человек мог ради немощи окружающих Его учеников, употребить немного сухого разбавленного водой вина, то это не значит, что Он благословил винопитие. То что было безопасно Богочеловеку, может быть опасным нашему современнику, искореженному наследственным и личным грехом, постоянно обуреваемому страстями. Когда говорят, что в православном храме причащают вином, говорят кощунство. В храме причащают Телом и Кровью Христовой, а вином "причащают" в кабаке. Различие между первым и вторым поистине огромно.

Традиция Православной Церкви четко выражена словами апостола Павла: "Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает" (Рим. 14, 21). Святитель Феофан Затворник обращает наше внимание: "...для всех нас и на все случаи закон: ничего не делать, чем можно соблазнить брата..."

9 Цыганков В.А. Традиции русских пиров // Соратник, №8, 2002. С.З.

По закону Моисея (Числ. 6, 1-5) назореями могли стать мужчины или женщины, дающие, в частности, Господу обет воздержания от вина и крепких напитков, не употребляющие, ни сушеных виноградных ягод -"ничего, что делается из винограда, от зерен до кожи".Воздерживайся также от вина и от всего, что только служит соблазном, потому что спасение брата не идет ни с чем в сравнение". (Епископ Феофан Затворник. Послание св. апостола Павла к Римлянам. Толкование. Изд. 2-е.- М.: Афонский русский Пантелеимонов монастырь, 1890. С.888-889).



Старый стиль 13Февраль воскресенье Новый стиль) 26Февраль Седмица cырная (масленица) - сплошная. Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье. Глас 3. Заговенье на Великий пост. Из трапезы исключается мясо. Свт. Серафима (Соболева), архиеп. Богучарского (1950). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Мартиниана (V). Прпп. Зои и Фотинии (Светланы) (V). Прп. Евлогия, архиеп. Александрийского (607-608). Прп. Стефана, в иночестве Симеона, царя Сербского, Мироточивого (1200). Сщмч. Василия и Гавриила пресвитеров (1919). Сщмч. Сильвестра, архиеп. Омского (1920). Сщмч. Зосимы, Николая, Василия, Иоанна, Леонтия, Владимира, Парфения, Иоанна, Иоанна, Михаила пресвитеров и Евгения диакона, мч. Павла, прмцц. Анны, Веры и Ирины (1938). Евангельские ЧтенияУтр. - Ев. 3-е, Мк., 71 зач., XVI, 9-20. Лит. - Рим., 112 зач., XIII, 11 - XIV, 4. Мф., 17 зач., VI, 14-21. В это воскресенье после вечерни, по традиции, совершается чин прощения. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Мф. 6, 14-21). "Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших". Какой простой и подручный способ спасения! Прощаются тебе согрешения под условием прощения прегрешений против тебя ближнего твоего. Сам, значит, ты в своих руках. Переломи себя и от немирных чувств к брату перейди к искренно мирным, - и все тут. Прощеный день, какой это великий небесный день Божий! Когда бы все мы как должно пользовались им, то нынешний день из христианских обществ делал бы райские общества, и земля сливалась бы с небом. Молитвы Тропарь преподобного Мартиниана Палестинскогоглас 8Пламень искушений слез теченьми погасил еси, блаженне,/ и, морская волнения, и зверей стремления обуздавый, взывал еси:/ препрославлен еси, Всесильне, огня и бури спасый мя. Кондак преподобного Мартинианаглас 2Яко подвижника благочестия искусна,/ и страдальца произволением честнаго,/ и пустыни жителя и всельника,/ в песнех достойно восхвалим Мартиниана присночестнаго:// той бо змия попра. Тропарь преподобного Стефана, в иночестве Симеона, царя Сербского, мироточивогоглас 3Божественною благодатию просветився,/ и по смерти показуеши светлость жития твоего,/ источаеши бо миро благоухания/ притекающим к раце мощей твоих,/ и люди твоя наставил еси к свету Богоразумия,/ Симеоне отче наш,/ Христа Бога моли/ даровати нам велию милость. Тропарь общий преподобных Симеона Мироточиваго и сына его, святителя Саввы Перваго, архиепископа Сербскагоглас 1Обители Хиландарския священных строителей / и Афона светильники, Сербии похвалу, / Симеона величайшаго, преподобных лепоту, / и род его чудный, святителя, - глаголю,- Савву,/ приидите согласно почтим, глаголя: / молите Христа Бога / о пастве вашей, блаженнии,/ и о еже Церкви свободней быти от обстояний. Тропарь общий преподобных Симеона Мироточиваго и сына его, святителя Саввы Перваго, архиепископа Сербскагоглас 1Иже теплыя заступники в скорбех и напастех имуще, / Симеона Богоноснаго и Савву первосвятителя,/ припадем к нима с верою,/ яко да молитвами их от напастей избавляеми,/ по долгу благоверно Спаса и Бога прославим, глаголюще: / слава Давшему вам крепость,/ слава Прославльшему вы чудесы,/ слава Избавлыпему нас от скорбей молитвами вашими. Кондак преподобного Стефана, в иночестве Симеона, царя Сербского, мироточивогоглас 6Ангельское возлюбив на земли житие,/ миродержание и мир оставив,/ пощением Христу, Симеоне, последовал еси,/ к Немуже любящих тя апостольски наставил еси, вопия:/ возлюбите Бога, якоже Он возлюби нас. Кондак общий преподобных Симеона Мироточиваго и сына его, святителя Саввы Перваго, архиепископа СербскагоГорнюю жизнь возлюбивше, славнии,/ жизнь сущую на земли презресте./ Сего ради в вышних со Ангелы всегда ликующе,/ молите о всех нас. Ин кондак преподобного Стефана, в иночестве Симеона, царя Сербского, мироточивогоглас 2Иго Христово прием, Симеоне,/ и, Того Крест взем, последовал Ему, / насажден в дому Господнем, процвете, яко финике, / якоже кедр, иже в Ливане, умножил еси чада твоя,/ муж желаний духовных, чудотворец бо явися,/ Христа Бога моли непрестанно о всех нас. Показать ещё молитвы Ин кондак общий преподобных Симеона Мироточиваго и сына его, святителя Саввы Перваго, архиепископа СербскагоДнесь Симеон с Саввою, блаженнии, в дусе пришедше,/ спасают от обстояний паству их:/ сии бо Троицу проповедаша Единаго Бога,/ Церкве явишася утверждение,/ в преподобных Мироточивый и во святых чудотворец:/ сии бо и во бранех необоримии защитницы ноказашася,/ Афона похвала и народа Сербскаго крепость. Тропарьглас 4Божественною ревностию присно распалаемь,/ Православия столп явился еси/ в Софии граде возсияв,/ и благочестием твоим многия люди ко Христу привел еси,/ пастырю добрый, святителю Серафиме,/ моли Христа Бога, спастися душам нашим. Ин тропарьглас 5Сосуд Божественных даров/ и дом Святыя Троицы явился еси,/ чудотворче святителю отче Серафиме,/ темже, имея дерзновение ко Господу,/ не остави нас сирых/ и, якоже обещался еси,/ испроси нам молитвами твоими/ мир и велию милость. Кондакглас 4. Подобен: Вознесыйся на Крест:Вознесыйся на высоту смиренномудрия,/ благочестия учитель явился еси,/ Православия поборниче и странных предстателю,/ монашествующих похвало и пастырю изрядный./ Темже любовию зовем ти:/ радуйся, Серафиме, чудотворче. Службы13 февраля: Преподобного Мартиниана Сайты приходов: Омская епархия:Храм священномученика Сильвестра Омского г. Омск Кафедральный собор Успения Божией Матери г. Омск Храм св. Сильвестра Омского с. Калинино Статьи на Православие.Ru «Приходите ко мне на могилу, и я вам помогу»Болгары гораздо больше знают «дедушку Владыку Серафима» не как богослова, а как подвижника благочестия и святого, которому Господь даровал изобильную благодать чудотворений. Архиепископ Серафим (Соболев) – русский иерарх на болгарской земле «Владыка Серафим был редким примером святого, благодатного архиерея с чистой пастырской совестью… [Он] не оставил своих чад и после своего успения». Храните чистоту душиРусский Никольский храм в Софии — одна из самых посещаемых церквей столицы Болгарии. Люди здесь всегда: они заходят, чтобы помолиться у гроба архиепископа Серафима (Соболева). Почти каждый приносит с собой записку — «письмо» к владыке с просьбой помолиться о себе или близких. И люди знают, что их молитвы не останутся без ответа. Почему православные болгары почитают русского архипастыря как национального святого ― об этом наш рассказ. Святитель Серафим (Соболев), Богучарский чудотворецЖитие – Чудеса – Богословие – Воспоминания о святителе – Книги. «Господь близко: позовешь Его — сразу откликнется!»Православная вера — Календарный вопрос — Православная Церковь и еретики — Жития святых — Монашество — Духовная брань — Любовь, смирение, молитва. Святитель Серафим – «дядо» всея БолгарииМилость Божия вошла в жизнь многих людей через невидимое, но явное присутствие святителя Серафима. Его помощь – скорая. И невозможно не почувствовать в Софийском чудотворце родного человека – «дядо», дедушку. «Дружба с миром есть вражда против Бога»Однажды блудница, поспорив с развратными людьми, что соблазнит святого, пришла к нему ночью под видом странницы.. Преподобный Симеон Мироточивый, основатель Хиландарского монастыряСвятой Савва перевез тело святого Симеона, источающее миро, из Хиландара в Сербию. Когда князь Стефан по политическим соображениям решил отказаться от Православия, мироточение прекратилось. Тогда перед могилой зачитали письмо Саввы – и святой вновь проявил благоволение к своему народу. «У нас с супругом много лет не было детей»Долгое безчадие супругов, наконец беременность, но такая тяжелая, реанимация, экстренные роды, снова реанимация и интенсивная терапия… И постоянная молитва. Слово в Прощеное воскресеньеСвятейший патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков)Мы собираемся в прощеный день в святые храмы для того, чтобы испросить друг у друга прощения в наших согрешениях и нанесенных друг другу обидах. Нужно обратить внимание на ту молитву, которую дал нам Господь Иисус Христос и которая всем нам очень хорошо знакома. Это молитва «Отче наш». Ведь что там сказано? Какими словами молимся мы? «И остави нам долги наша,– просим мы,– как и мы оставляем должником нашим». Синаксарь в неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнанияВ этот день мы творим воспоминание изгнания первозданного Адама из рая сладости, которое наши божественные отцы установили прежде (начала) святой Четыредесятницы, показывая этим, насколько полезно человеческому естеству лекарство поста и насколько, напротив, отвратительны последствия сластолюбия и непослушания. Проповедь в прощеное воскресеньеАрхимандрит Иоанн (Крестьянкин)Слава Тебе, Боже, что сподобились мы дожить до святого поста! Еще дается нам время опомниться. Еще изъявляется Господом готовность принять нас в родительские объятия помилования. Три недели молитвенно взывали мы: «Покаяния отверзи нам двери, Жизнодавче!». И вот, приблизилось сие спасительное покаянное время. Мы стоим у входа во святый пост – поприще покаяния и милосердия к нам Божия. Приступим же с дерзновением и внидем с желанием! Проповедь на воспоминание Адамова изгнанияАрхимандрит Тихон (Шевкунов)Вот, если можно так сказать, такой же самой пошлой рекламе — «Вкусите и будете как боги!» — поддались и наши прародители. Нет ничего нового под солнцем. Вопросы священнику о Великом ПостеКак положено поститься в Великий пост? Какие действия нежелательно совершать в период Великого поста? Как установить меру поста при телесной немощи? В чем смысл брачного воздержания во время поста? Если ребенок зачат во время Великого поста, риск рождения больного ребенка очень велик? Толкование Евангелия на каждый день года.Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания«Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Почему накануне Великого поста Господь говорит об этом? Цель и смысл Поста заключается в том, чтобы мы стяжали сокровище. Что нужно делать в прощенное воскресенье?Иеромонах Иов (Гумеров)Что нужно делать в прощенное воскресенье? Великий постСвятая Четыредесятница и ее богослужения начинаются с вечерни Недели сыропустной. Сыропустное воскресенье называется еще в просторечии Прощеным воскресеньем, ибо за вечерним богослужением в этот день бывает чин или обряд, общего прощения в храме. Как нужно правильно поступать в прощеное воскресенье?Иеромонах Иов (Гумеров)В прощеное воскресенье принято у всех просить прощения. Как правильно это делать? Какие слова нужно произносить? Как вообще выглядит обряд или процедура прошения прощения? Слово в день воспоминания Адамова изгнанияАрхимандрит Тихон (Шевкунов)Эта история не только про Адама, эта история – про каждого из нас. Церковь постоянно подсказывает нам. Внимательнее отнеситесь к этому. Церковь говорит: «В Адаме каждый из нас умирает, а во Христе воскресает». Церковь говорит в молитвах Божественной литургии и Василия Великого, и Иоанна Златоустого: «Ты от небытия в бытие привел еси и отпадшия возставил еси паки», – каждого из нас. (MP3 файл. Продолжительность 26:24 мин. Размер 12.7 Mb) Слово в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнанияАрхимандрит Иоанн (Крестьянкин)Быстротечная река времени стремительным потоком несется в вечность. И только Святая Церковь и праздники Божии на какое-то мгновение приостанавливают это движение, как бы отсчитывая время. И вся наша жизнь, от рождения до исхода из нее, отражается в этом годичном круге, напоминает и зовет: «Познай себя, всмотрись в себя, человече. Кто ты, как живешь и что ждет тебя впереди? Ведь и ты вместе с этим потоком времени несешься к безвремению, к вечности». И так каждый день, каждый год. Слово в Прощеное воскресенье. Воспоминание Адамова изгнанияАрхимандрит Тихон (Шевкунов)В нынешней нашей жизни слово «изгнанники» стало немножко романтичным, возвышенным, даже героическим. А для того, чтобы нам понять, что же такое тогда в те, первые времена, на заре человечества было это событие, что же произошло с нашими предками и со всем человеческим родом, нам надо понять истинное значение этого события и этих слов. (MP3 файл. Продолжительность 15:20 мин. Размер 7.4 Mb) Колокольные звоны в период святой ЧетыредесятницыНиколай ЗавьяловС наступлением Великого поста в богослужебной практике происходят значительные изменения. Они касаются не только чтения и пения, но также и порядка колокольных звонов. О том, как правильно, согласно уставу, совершать колокольные звоны в период святой Четыредесятницы, рассказывает известный московский звонарь, преподаватель кампанологии Сретенской духовной семинарии Николай Завьялов. Прощеный день. Из воспоминаний детстваСвященник С. Соколов— Ну, ты, мать, прости меня… Мы с тобой много лишнего наболтали и нагрешили, а мне служить… — говорит он, утираясь полотенцем и тщательно протирая между пальцами. — Бог тебя простит, — кротко говорит бабушка, — ты меня прости. Дедушка зажигает свечу. Свеча плохо разгорается, и дедушка тихо поднимает ее и опускает, потом, защитивши огонь левой рукой, направляется в зал. Неделя сыропустная. Евангелие о постеСвятитель Николай (Велимирович)Пост делает человека крепким, решительным и дерзновенным – и пред людьми, и пред демонами. Слово в Прощеное воскресенье. О прощенииИеромонах Арсений (Писарев)В последнее воскресенье перед началом Великого поста, за пятьдесят дней до Пасхи, Святая Церковь вспоминает изгнание праотца нашего Адама из Рая. А еще этот день называется Неделей сыропустной и Прощеным воскресеньем. Прощеным называется потому и для того, чтобы напомнить всем нам о необходимости испросить прощения прегрешений у ближних своих и взаимно простить им, в чем они виноваты перед нами. (MP3 файл. Продолжительность 10:54 мин. Размер 5.3 Mb) Вечерня с чином прощения в Сретенском монастыре21 февраля / 6 марта. Прощеное воскресенье. Сретенский монастырь. Вечерня, чин прощения. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 57:46 мин. Размер 27.8 Mb) Слово Предстоятеля Русской Церкви на вечерне с чином прощения в Храме Христа СпасителяС чего же должно начаться наше покаянное поприще? Оно должно начаться с очень простого и одновременно очень трудного дела. Мы должны в первую очередь найти в себе силы и мужество принести покаяние перед нашими ближними, как бы трудно и больно это ни было. Перед лицом тех, кого мы обидели и даже перед лицом тех, кто нас обидел, принести покаяние, сказать простое слово «прости». Сказать его не машинально, не по обычаю только, но с полным осознанием того, что без этого примирения с ближним не может быть внутреннего очищения человека, не может начаться дорога в Царствие Божие. И Церковь призывает нас к этому деянию сегодня. Найдем в себе силы сказать нашим ближним «прости». Всенощное бдение в Сретенском монастыре накануне Недели сыропустной16 февраля / 1 марта 2014 г. Суббота сырной седмицы. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:53:13 мин. Размер 124.8 Mb) Божественная литу
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.05725 c.