Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество «Трезвение» » Газета "Трезвение" »

19.06.2018 | Обучающий семинар для организаторов трезвенного движения

24.05.2018 | Утверждение трезвости в новообразованных епархиях Русской Православной Церкви. Круглый стол

23.05.2018 | Деятельность АНО «Просветительский центр» по утверждению трезвого и здорвого образа жизни в подростковой среде высоко оценена на областном уровне

19.05.2018 | Социально-педагогический проект «Будь здоров!»: новые горизонты развития

14.05.2018 | В Просветительском центре подвели итоги XV традиционной встречи православных трезвенников Уральского региона.

- -

«Трезвое слово» №2 (№14)

План работы Общества «ТРЕЗВЕНИЕ» на 2009 год

- -
Газета "Трезвение"

- -  

В духе трезвости и благочестия

Социально-педагогическая деятельность С.А. Рачинского в контексте трезвенного движения Русской Православной Церкви.

Продолжение.

Начало в N 11, 12-2005 г.

Прием в члены общества совершался каждый раз после молебна святому благоверному князю Александру Невскому - небесному покровителю общества. Особой торжественностью отличался вечерний прием трезвенников, совершавшийся ежедневно.

Так как члены общества были рассеяны по всему Петербургу, то для облегчения общения было создано восемь просветительских пунктов, называвшихся отделениями Александро-Невского общества трезвости: Васильевское, Литейное, Путиловское, Ораниенбаумское, Царскосельское, Петербургское, Кронштадтское, Сестрорецкое. В них работало семь библиотек и пять школ. В Васильевском отделении проводились специальные чтения для школьников. При Литейном отделении был открыт детский сад для детей из бедных семей с бесплатным питанием и летним пребыванием на даче в Луге. В Сестрорецком отделении были введены специальные чековые книжки, охотно получаемые местными жителями, которые, подавая нищим вместо денег билеты от книжек, знали, что нищие получат в чайной отделения горячую пищу и, таким образом, потраченные деньги принесут действительную пользу.

В 1909 году общество трезвости своими экспонатами принимало участие в организации антиалкогольных выставок в Санкт-Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Омске и за рубежом везде ему были присуждены высшие награды за антиалкогольную и культурно-просветительскую деятельность.

Как свидетельствует отчет Святейшего Синода за 1908-09 гг., "первоначальные задачи Александро-Невского общества были скромны. Это были задачи обыкновенного общества трезвости. Трезвенники вместе молились, вместе поучались у своего руководителя, старались поддерживать друг друга в несении трезвенного подвига и привлекали к трезвости других, спасая от пьяной и разгульной жизни. Но с развитием деятельности Александро-Невского общества расширились и его задачи. Понимая под трезвостью не одну частичную добродетель воздержания от спиртных напитков, но целостное христиански-органическое начало жизни, приводящее в гармоничное сочетание все творческие силы человека и предохраняющее его от подавления темными силами, названное общество направило свою деятельность на устранение самих причин и условий зарождения нетрезвости. С этой целью, не ограничиваясь разъяснением спасительной силы трезвости и гибельности пьянства, оно обратило главное внимание на возможно лучшую и правильную постановку проповеди, уясняющей истины веры и нравственности, как руководящие начала для жизни каждого христианина". (Церковные ведомости. 27 августа 1912 г. № 34).

Представители духовенства участвовали в Первом Всероссийском съезде по борьбе с алкоголизмом (Санкт-Петербург, декабрь 1909-январь 1910 гг.). В июне 1912 г. в Москве с благословения Святейшего Синода по инициативе Александро-Невского общества трезвости и Московского Епархиального общества борьбы с народным пьянством был устроен Всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с алкоголизмом на религиозно-нравственной основе. Почетным покровителем съезда был митрополит Московский и Коломенский, потом Санкт-Петербургский, а впоследствии Киевский и Галицкий, священномученик Владимир (Богоявленский; 1848-1918), а председателем - архиепископ Новгородский, впоследствии митрополит Ташкентский, Арсений (Стадницкий; 1863-1936). При открытии съезда Владыка Арсений говорил: "В соответствующей обстановке, которую дает Церковь, и под ее благодатным воздействием дающий обещания воздерживаться от пьянства укрепляется мало помалу и, наконец, совершенно отстает от этого порока. Поступок ведет к привычке, привычка создает характер, а характер создает человека в полном христианском смысле этого слова". Он же отметил, что работа обществ трезвости, которую возглавляют деятельные и самоотверженные пастыри, дает изумительные результаты. Особо следует указать на вывод, к которому единодушно пришли делегаты съезда, сформулировав его в резолюции: "Приходские общества трезвости при современном состоянии приходской жизни суть необходимые учреждения в каждом приходе и являются нравственно-обязательным пастырским делом каждого священника".

При широкой постановке борьбы Церкви за народную трезвость требовались хорошо подготовленные кадры. В 1909 г. появляется Указ Синода о введении в духовных семинариях преподавания правил борьбы с алкоголизмом. "Имея в виду, что воспитанникам духовных семинарий по окончании образования предстоит трудиться в звании учителей и священно-церковнослужителей, Святейший Синод признал желательным и необходимым знакомить воспитанников, особенно старших классов, с гибельными последствиями алкоголизма, дабы по выходе из школы на дело свое они являлись крепкими и убежденными борцами с этим народным недугом. В этих видах Святейшим Синодом указано, что правлениям семинарий надлежит: а) образовать при ученических библиотеках особый отдел по борьбе с алкоголизмом, наполняя его книгами в установленном порядке; б) поручить врачу семинарии при преподавании гигиены и начал медицины в означенных классах подробно и обстоятельно выяснить ученикам все гибельные последствия для организма от неумеренного употребления алкоголя; в) озаботиться приобретением наглядных пособий для лучшего усвоения учениками гибельных пороков пьянства, в виде картин с изображением различных органов, поврежденных алкоголем; г) преподавателям пастырского руководства вменить в обязанность знакомить учеников со способами пастырской деятельности по распространению в народе трезвости посредством устройства общин трезвости и других мер борьбы с развращающим влиянием народного пьянства". (Всеподданейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1908-1909 гг.).

В отчете обер-прокурора Святейшего Синода за 1914г. сообщается о результатах проведения в жизнь Указа от 1909 г. Соответствующие темы были введены в программы дисциплин: "практическое руководство для пастырей", "гомилетика", "медицина" и "психология". На лекциях демонстрировались картины, картограммы и кинофильмы. Приобреталась соответствующая научно-популярная литература в семинарские библиотеки. Воспитанникам излагалась история и методы борьбы с алкоголизмом.

В 1910 году Синод издал подобный Указ для церковно-приходских школ. Учитывая, что в 1913 году церковных школ для детей в России было 37590 и в них обучалось более 2 миллионов мальчиков и девочек, можно представить результаты введения в программы этих школ уроков трезвости. Стали появляться учебные пособия для проведения таких занятий в церковно-приходских (и иных начальных) школах, часто написанные священниками.

Отдельным направлением социально-педагогической работы было издание специальных трезвеннических журналов или приложений к журналам. В указателе антиалкогольной литературы Н.П.Блудорова встречается 32 названия антиалкогольных журналов, приложений к журналам и периодических листков, издававшихся духовенством и обществами трезвости - церковными или в деятельности которых духовенство принимало активное участие.

Священномученик епископ Гомельский Митрофан (Краснопольский 1919) являлся Председателем Комиссии по борьбе с пьянством в Третьей Государственной Думе. Это обстоятельство указывает на еще одно направление церковной работы по отрезвлению народному - участие в законодательной деятельности.

Наконец, нельзя не сказать о съезде представителей иночества, собравшихся в июле 1909 года в Троице-Сергиевой Лавре. В числе обсуждавшихся вопросов говорилось о возможности внесения в "самый чин пострижения иноческого совершенного воздержания от всяких спиртных напитков, дабы монахи уже по самому званию были трезвенниками".

К марту 1914 года "относится определение Святейшего Синода об установлении на будущее время повсеместно в России ежегодного - 29 августа (ст. стиля), в день Усекновения главы Иоанна Крестителя, церковного праздника трезвости, с производством в этот день сбора пожертвований на дело борьбы с пьянством". (Всеподданейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1914 г.).

Широкий размах церковного трезвеннического движения позволил правительству в июле 1914 года (в связи с началом войны) принять меры к прекращению продажи крепких напитков и ликвидации казенных питейных заведений. Эти меры, получившие мощную церковную поддержку, вывели трезвенническую работу в России на новую - высшую ступень.

Подводя итоги этапа трезвенного движения в России, начавшегося вслед за появлением Татевского общества трезвости С. А. Рачинского, мы видим, что за короткий период Православная Церковь сумела создать комплексную систему воспитания народа в духе трезвости и благочестия на религиозно-нравственной основе. Тысячи людей получали помощь в освобождении от страсти пьянства в церковно-приходских обществах трезвости, идеи трезвого и благочестивого образа жизни обсуждались на страницах тридцати двух журналов и приложений к ним, издававшихся духовенством разных городов России, и на страницах сотен книг и брошюр, авторами которых по большей части были священники. В духовных семинариях будущие церковно-священнослужители, а в учительских семинариях - будущие учителя начали получать подготовку, позволявшую им квалифицированно вести трезвенную работу. Священниками создавались учебные пособия и вводились уроки трезвости в церковно-приходских школах. Предлагались программы проведения идей трезвости в курсах многих школьных предметов. Появилась даже первая специальная - Сергиевская в Сергиевской пустыни Петербургского уезда Петербургской губернии -школа трезвости. В крупных городах проводились антиалкогольные выставки. Из двух всероссийских антиалкогольных съездов один был целиком инициирован и организован Православной Церковью. В Государственной Думе Комиссией о мерах по борьбе с пьянством руководил епископ Православной Церкви.

Одним из зачинателей православной трезвенной работы, давшей столь богатые плоды, был скромный учитель С.А. Рачинский из села Татево.

Георгий Витальевич Гусев, помощник настоятеля храма свт.Николая чудотворца
(с.Ромашково Московской обл.) по социальной работе, заместитель директора по научной работе Православного центра непрерывного образования во имя прп. Серафима Саровского,
старший преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

 



Старый стиль 9Июнь четверг Новый стиль) 22Июнь Седмица 3-я по Пятидесятнице. Глас 1. Петров пост. Разрешается рыба. Совершается служба на шестьСвт. Кирилла, архиеп. Александрийского (444). Прав. Алексия Московского (1923). Совершается служба со славословиемПрп. Кирилла, игумена Белоезерского (1427). Мцц. Феклы, Марфы и Марии Персидских (346). Прп. Александра, игумена Куштского (1439). Обретение мощей прп. Рафаила исп (2005). Евангельские ЧтенияРим., 98 зач., VIII, 22-27. Мф., 37 зач., X, 23-31. Прп. (под зачало): Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17-23 . Свт.: Евр., 334 зач., XIII, 7-16. Мф., 11 зач., V, 14-19.* Чтения прп. Кирилла Белоезерского читаются, если ему совершается служба. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Рим. 8, 22-27; Мф. 10, 23-31). "Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано". Следовательно, как ни прячемся мы теперь с грехами своими, пользы от этого нам никакой нет. Придет срок, а далеко ли он? - и все выйдет наружу. Как же быть? Не надо прятаться. Согрешил - иди и открой грех свой духовному отцу твоему. Когда получишь разрешение, грех исчезнет, будто его не было. Нечему будет потом быть открываему и являему. Если же спрячешь грех и не покаешься, то сбережешь его в себе, чтоб было чему обнаружиться в свое время на обличение тебя. Все это нам наперед открыл Бог, чтоб мы еще теперь ухитрились обезоружить Его праведный и страшный суд на нас грешных. Молитвы Тропарь преподобного Александра, игумена Куштскогоглас 4Иже плотским дебельством Богови работати изволи,/ в пустыню вселився,/ в нейже многими поты и труды/ безтелеснаго равноангельнаго пребывания возможе достигнута,/ таже от Бога узрен быв,/ сподобися великих чудес в жизни и по преставлении,/ на нечистыя духи силу восприим,/ изгониши от приходящих к тебе с верою,/ темже, отче Александре,/ за вся ны моли,/ спастися душам нашим. Ин тропарь преподобного Александра, игумена Куштскогоглас 8Во плоти, яко Ангел, на земли подвизася,/ желанием духовным в пустыню вселися/ и, со зверьми живый, весь Христови быв,/ Тому невозвратно шествовал еси, ведом к Небеси,/ последуя Божественным стезям, отче блаженне Александре,/ яко чуден, чудеса источаеши/ и отгонявши недуги к тебе приходящих с верою,/ но яко имея дерзновение ко Господу,/ поминай нас, чтущих честную память твою. Кондак преподобного Александра, игумена Куштскогоглас 8Иже земная оставль,/ в пустыню вселився,/ Христовым стопам последовал еси, тепле,/ и Того, славне, на раму своею честньш крест взем,/ умертвил еси плоти взыграния/ труды постническими и желанием духовным, всеблаженне,/ темже зовем ти:/ радуйся, Александре, пустынный жителю. Ин кондак преподобного Александра, игумена Куштскогоглас 6Пустынный жителю,/ опустевшая ны от благотворных помышлений вражиими прилогми,/ презельным твоим к Богу молением сердца наша очисти,/ яко да благодарственно вопием ти:/ радуйся, яко земным пустынножительствием, Александре,/ дошед Небеснаго Царствия. Тропарь святителя Кирилла Александрийскогоглас 8Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ вселенныя светильниче,/ архиереов богодухновенное удобрение,/ Кирилле премудре,/ ученьми твоими вся просветил еси,/ цевнице духовная,// моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак святителя Кирилла Александрийскогоглас 6Бездну нам учений богословия источил еси/ яве от источник Спасовых,/ ереси погружающую,/ блаженне Кирилле,/ и стадо невредимо от треволнений спасающую,/ странам бо всем наставник, преподобне,// яко Божественная являя. Тропарь преподобного Кирилла Белоезерскогоглас 1Яко крин, в пустыни давидски процвел еси, отче Кирилле,/ злострастия терние искореняя,/ и собрал еси в ней ученик множество,/ страхом Божиим и учением твоим наставляемых,/ ихже и до конца, яко чадолюбивый отец,/ не оставил еси, посещая, да вси вопием:/ слава Давшему ти крепость,/ слава Венчавшему тя,// слава Действующему тобою всем исцеления. Кондак преподобного Кирилла Белоезерскогоглас 8Яко преобидев тленная и долу влекущая мудрования, отче,/ к Вышнему течению радостно устремился еси,/ и тамо со святыми Пресвятей Троице предстоя,/ моли от враг сохранитися стаду твоему,/ яко да святое твое успение празднующе, вопием:// радуйся, преблаженне Кирилле, отче наш. Службы18 января: Святителей Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских 9 июня: Святителя Кирилла, архиепископа Александрийского. Преподобного Кирилла, игумена Белоезерского Сайты приходов: Архангельская епархия:Храм Покрова Пресвятой Богородицы пос. Усть-Ваеньга Брянская епархия:Храм в честь "Тихвинской" иконы Божией Матери г. Брянск Храм во имя святителей Кирилла и Афанасия Александрийских с. Страшевичи Храм во имя святителей Кирилла и Афанасия Александрийских с. Алешковичи Вологодская епархия:Кирилло-Белозерский монастырь г. Кириллов Екатеринбургская епархия:Храм Афанасия и Кирилла Александрийских с. Афанасьевское Иркутская епархия:Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Оек Казанская епархия:Храм Кирилла Белозерского с. Каймары Калачевская епархия:Храм св. Алексия Московского г. Волжский Киевская епархия:Кирилловский мужской монастырь г. Киев Козельская епархия:Храм в честь Воскресения Христова с. Ульяново Костромская епархия:Никольский храм с. Сидоровское Котласская епархия:Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Вельск Кудымкарская епархия:Храм во имя святителя Тихона, еп. Амафунтского с. Карагай Курганская епархия:Храм Прокопия Устюжского с. Чернавское Московская епархия (городская):Сретенский храм с. Константиново Храм Афанасия и Кирилла Александрийских на Сивцевом Вражке г. Москва Храм свт. Николая Мирликийского в Кленниках г. Москва Храм Алексия Московского (Мечева) в Вешняках г. Москва Храм св. Алексия Московского в Лихоборах г. Москва Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове г. Москва Московская епархия (областная):Космо-Дамианский храм с. Виноградово Храм Троицы Живоначальной с. Троицкое Храм Алексия Московского дер. Стреглово Михаило-Архангельский храм дер. Вертлино Собор Николы Белого г. Серпухов Храм Николая Чудотворца с. Лямцино Храм Троицы Живоначальной с. Болтино Орловско-Болховская епархия:Храм Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских г. Болхов Пензенская епархия:Храм Кирилла Белозерского с. Сорокино Храм Архангела Михаила с. Стяжкино Рыбинская епархия:Храм Спаса Нерукотворного с. Кукобой Самарская епархия:Храм Алексия Московского пос. Красная Глинка Ставропигиальные монастыри РПЦ:Собор Троицы Живоначальной пос. Варницы Тверская епархия:
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.06335 c.