Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество «Трезвение» » Газета "Трезвение" »

12.10.2018 | Проблемы и задачи духовно-нравственного воспитания обсуждаются на международном уровне

01.10.2018 | Газета православных трезвенников ТРЕЗВЕНИЕ № 7 (192) Сентябрь-октябрь 2018 г.

30.09.2018 | СЕМИНАР «Работа со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости».

25.09.2018 | Организаторы трезвенного движения новообразованнных епархий встретились в Москве

18.08.2018 | ИДЕИ ТРЕЗВОСТИ ЖИВУТ И ВДОХНОВЛЯЮТ. Газета православных трезвенников. № 6 (191) Август 2018 г.

- -

«Трезвое слово» №2 (№14)

План работы Общества «ТРЕЗВЕНИЕ» на 2009 год

- -
Газета "Трезвение"

- -  

Как будем обретать добродетели: через внедрение или взращиванием?

Сегодня стало обычным делом говорить о возможной в ближайшее время катастрофе, если не общемирового, то общероссийского масштаба точно. Аналитики и составители прогнозов из разных сфер знаний единодушны в признании, что мировое сообщество во многих жизненно важных вопросах зашло в тупик, выход из которого обещает быть смертельно опасным не только для отдельных наций и государств, но и для человечества в целом. Ещё более панические прогнозы предлагаются относительно будущего нашей России, как единого государства, и русского народа, как великой нации.

Сразу скажем, что все эти опасения в полной мере разделяют православные мыслители, как ныне живущие, так и ушедшие из жизни в недавнем прошлом, но оставившие свои предвидения на ближайшее будущее. Заметим при этом, что в Православии всегда было принято говорить, даже по поводу самых достоверных прогнозов, что всё будет так, как Бог даст, и ещё: Бог не без милости! Поэтому нам уместно целиком и полностью полагаться на волю Божию, но в то же время мы сами будем трезвиться, бодрствовать и принимать меры, чтобы даже худший вариант развития событий не застал нас не готовыми к Суду Господню, к смерти физической.

Итак, что же в первую очередь беспокоит думающих православных людей в состоянии нашего общества, государства и Русской Православной Церкви?

На уровне личности это, во-первых, очевидное падение нравственности, падение до критических пределов, когда и молодые, и старые в массе своей демонстративно являют своим поведением бесстыдство и бессовестность.

Во-вторых, это потеря смысла жизни, что особенно катастрофично для молодых людей, ещё не закалённых в преодолении житейских неурядиц. Буквально ножом по сердцу резанула меня свежая информация, что в городе Окуловка Новгородской области из четырёх братьев в возрасте 20 с небольшим лет, которых я знал лично, с месячным промежутком покончили с собой двое. Трудно смириться с подобными примерами ухода из жизни молодых русских мужчин, которым надо было бы быть цветом нации, а они обрекли себя на прямо противоположное состояние - праха земного. Но такова горькая действительность нашей настоящей жизни.


Я много размышлял на эту тему и мои выводы целиком и полностью совпадают с точкой зрения писателя Виктора Николаева, который пишет:

"Беда к ним пришла после того, как они "откупили" сына от армии. Мать этого заключенного, приговорённого к высшей мере наказания, произнесла слова: "Это у нас длится из рода в род". Со своей стороны я трактую такое явление "родовым проклятьем", то есть нераскаянным, не отмоленным грехом предков. Виктор Николаев же говорит: "Преступление, как грех, срока давности не имеет, если за ним не последовало наказания и духовного раскаяния. Подобно смертельно опасной инфекции, оно переходит из рода в род"
В-третьих, человек-личность в практике жизни всё чаще и чаще подменяется зверо-человеком или человеком-травой. Почему такие подмены стали возможны в массовом масштабе? Думаю, из-за маловерия. Время наше такое, как бурное море в евангельские времена, мы также в страхе наблюдаем разгул стихий: "И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами, а Он спал" (Мф. 8, 2). Читаем: лодка - наше Отечество, а Господь, отстранившись на время, даёт нам, плывущим в этой лодке, возможность самим себя проявить в условиях разгула стихий мира сего. Что же дальше говорит нам Евангелие? " Тогда ученики Его, подошедши к Нему, разбудили Его и сказали: Господи, спаси нас, погибаем. И говорит им: что вы так боязливы маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина". (Мф. 8,25-26). Замечательно, что Господь откликается на моление учеников своих и спасает их по Своей милости. Так что нам остаётся только последовать этому доброму примеру настойчивости учеников Христа, которые в то время ещё не были апостолами, потому что об избрании их для апостольского служения говорится только в 10-й главе, в то время как приведённая цитата относится к главе 8-й.

А что же особенно беспокоит нас, православных, на уровне семьи? Конечно же, неверность мужа и жены, которые в большинстве своём даже не пытаются обещать друг другу любовь до гроба, потому что у них нет этой самой любви, как категории жертвенности и крестоношения, а есть суррогат любви в виде похоти. В итоге семья, как таковая, исчезает и подменяется сожительством. Естественно, что дети, рожденные в сожительстве, как бы и не совсем родные дети, чужие по духу. Эти дети в лучшем случае или папины, или мамины, а чаще всего ничьи, ибо зачаты и рождены вне любви, в скотской похоти. Соответственно, они не могут наследовать любовь от родителей своих, и для них остаётся единственная возможность обрести эту любовь в Церкви Христовой в процессе длительного и многотрудного воцерковления и Богопознания, ибо Бог есть Любовь, и, познав Его, мы получаем дар любви, если таковой нам не дали в наследство родители.

На уровне общества и государства тоже имеется немало проблем, среди которых выделим обвальное разделение людей на бедных и богатых по материальному достатку. Всё бы это было ничего, терпимо, да богатые чаще всего становятся таковыми бесчестными способами, что, во-первых, лишает их права на продолжение рода, как нечестивцев. А, во-вторых, вызывает недоверие и даже ненависть к ним со стороны бедных людей. Что, в свою очередь, губительно для этих бедных, так как немирность в душе не позволяет быть человеком Боголюбивым. В итоге не могут спасаться во Христе Иисусе ни те, ни другие.

Другая тяжкая особенность нынешнего состояния общества и государства - навязываемая гражданам точка зрения, что все начальники - преступники, в крайнем случае, слуги преступников, исполняющие поручения своих хозяев за страх или за "чечевичную похлёбку". Есть и ещё один распространённый тезис в оценке наших власть предержащих, что все они предатели своего народа, порученцы западных властных структур. Но, как говорится, и то, и другое скверно. Зачем же и кто внедряет в сознание народных масс такие убеждения? Массовость охвата пандемией недоверия к вождям народным даёт основание утверждать, что это не дело рук человеческих. А чьё же тогда это дело? Безусловно, так действуют силы ада, действуют через своих медиумов -клевретов дьявола, которые находятся внутри народа, и защитится от которых можно только мобилизовав защитные силы народа. Безусловно, единственное средство в этом роде - Вера Отцов, катализатор народного духа.

Однако и в Русской Православной Церкви далеко не всё благополучно. Святейший Патриарх, как любящий отец, тщетно призывает всю Полноту Церкви улучшать внебогослужебную деятельность в приходах. А этого как не было, так и нет. Особенно плохо поставлена работа с молодёжью и детьми, а ведь за ними будущее нации и государства.

Вот, собственно, краткий перечень, далеко не полный, тех вопросов, которые волнуют думающих православных людей. Естественно, что в основе любого искажения нормальной, природной жизни лежит какая-то страсть. Преодоление страсти возможно только путём замещения её в душе человеческой добродетелью. Как наиболее эффективно и безболезненно обрести ту или иную добродетель? - вопрос непраздный и заслуживающий тщательного исследования.

Дерзнём же, в меру своих возможностей, обратиться к разрешению этой задачи.

Иллюзии - презрение правды

Будем честны перед собой, каждый из нас в глубине своей души понимает, что его жизнь в практических поступках далека от желаемой правды жизни. При этом мы постоянно в оправдание себе что-то придумываем, а это и есть наши иллюзии, ибо от того, что мы придумали себе оправдание, наш неблагочестивый поступок не стал добрым. Поэтому уместно сделать вывод, что наши иллюзии рождаются из страха потерять имеющееся у нас, большее или меньшее, благополучие жизни, а равно они проистекают из нежелания и неготовности мужественно, с достоинством и честью, встретить все жизненные испытания. Однако будем честны до конца перед собой: любой уход в иллюзии, другими словами - уход в неправды, означает, что таким образом мы уходим от дела практического спасения во Христе Иисусе в небытие.

Дела спасения - вот критерий подлинной правды жизни и надо постараться каждому применить к себе этот суровый, но целебный для души, критерий.

Естественно, что большинство прихожан Церкви надеются, что само обращение к церковной жизни есть гарантия спасения для вечной жизни. Однако не надо быть выдающимся мыслителем, чтобы понять и согласиться, что сегодня Церковь живёт потребностями Веры, что далеко не адекватно делам спасения.

Потребности Веры относительно несложно удовлетворить и многие это делают, посещая храм, исполняя нехитрые приходские послушания. Но это, как правило, не есть дела спасения. Потому что спасаться надо практически, в реальных делах спасения во исполнение Заповедей Христовых, в трудах по нужде и по долгу.

Заметим непредвзято, чтобы научить Полноту Церкви, включая священнослужителей, практическому деланию ради Христа, в Церкви должен наличествовать учительный элемент, учащий, как говорит Иоанн Златоуст, в равной степени и словом, и делом.

У нас же пока наличествуют, и то недостаточно, только начетники, менторы, в лучшем случае, способные просветители от книжных знаний. Но катастрофически недостаёт проповедующих от опыта, тем более мало среди этих опытных людей обладающих даром слова.

Протоиерей Анатолий Гармаев (Волгоград), размышляя над вопросами православного образования, рекомендует различать аудиторное образование, где много иллюзий, и образование укладное, которое подкрепляет предлагаемые знания практикой жизни.

Не сомневаюсь, что эта точка зрения заслуживает всяческой поддержки в Полноте Церкви.

Просвещение, образование, спасение

Три эти категории православного самоусовершенствования сегодня в центре внимания практикующих православных.

Просвещение даёт начальное знание практических методик для последующего развития личности в духе благочестия. В частности, уровень православного просвещения в трезвенном движении представляют школы трезвения. Заметим сразу же, что при подготовке тематики занятий в них обязательно должен быть заложен замысел, в ходе реализации которого обеспечивается просвещение человека. В частности, в школе трезвения в пределах курса из 10 занятий обязательно реализуются два замысла. Первый состоит в том, чтобы доказательно открыть человеку, что для него лично вполне возможна жизнь в трезвости, без употребления одурманивающих веществ. При этом предлагаются опробованные в практике трезвенной работы, вполне надёжные и несложные для применения технологические приёмы оздоровления образа жизни учащихся. Второй замысел 10-дневного курса школы трезвения заключен в приобщении учащегося к основам Православия и в подготовке его к практическому воцерковлению. Если замысла нет или почему-то не удаётся его реализовать, то занятия уподобляются практике светского просвещения, где учащихся просто натаскивают на знания по отвлечённым темам.

Образование - это более высокий уровень обучения человека, потому что здесь речь идёт об образовании души человеческой на пути к спасению во Христе Иисусе. Именно так, не принижая, а по самому высокому счёту, надо понимать образование.

В православном трезвенном движении задачу образования решают трезвенные общины, общества и клубы трезвения, бодрствования. В общину приходит человек, прошедший курс в школе трезвения, и здесь он продолжает своё самоусовершенствование довольно длительное время. Цель православного образования вообще, и образования в трезвенной общине в частности, состоит в раскрытии образа Божия в человеке. И получаемые в этом случае внешние знания являются как бы средством огранки имеющихся в каждом человеке Богоданных талантов и способностей. Кто-то заметит, может быть, что, скажем, в нашем клубе "Бодрствование" члены клуба не так много получают новых знаний, и вести разговор о серьезном образовании в этом случае является натяжкой. Однако в порядке возражения заметим, что все мы сегодня переполнены информацией и случайными предметными знаниями. Поэтому в больших объёмах новых знаний, как правило, нет нужды. Гораздо важнее искать и укреплять гармонию внешних (предметных) знаний, коими мы уже обладаем, с внутренними знаниями, которые мы приобретаем в практическом Православии. И эту задачу православные общества трезвости способны решать. При этом со временем весь запас внешних знаний человека пронизывают уточнённые, применительно к конкретной личной жизни, нравственные понятия, законы Христа в их практическом переложении. Вот в этом случае и является миру человек образованный.

Хочется заметить в разговоре о православном трезвенном образовании, что в нашем делании не должно первенствовать чувство успеха, хотя, конечно же, конкретный результат тоже важен, как, например, отказ от порока курения и т. п. Но гораздо важнее для нас представляется динамика возрождения личности, ранее пораженная дурными пристрастиями. И на этом пути следует укоренять в душе человеческой знания в духе Нового Завета. А эта задача никак не решается сразу, в её решении наблюдаются этапы. Перечислим эти этапы:
1) Человек осознаёт необходимость для себя в исполнении Заповедей Христовых.

2) Он сосредотачивается и постепенно погружается в следование Законам Христа.

3) Человек приобщается к практике православной жизни во Христе Иисусе.

4) В его душе накапливаются и упорядочиваются внешние знания, необходимые для последующего служения в миру, позволяющие достойно решать служебные и бытовые задачи. Подчеркнём ещё раз, что все эти прошлые и вновь приобретённые знания, без которых невозможна успешная жизнь мирянина в современных условиях, пронизываются православным христианским образованием. Образованный православный человек обладает духовной мудростью в зоне знаний от Веры Отцов.
А что же тогда представляет спасение во Христе Иисусе в реальной жизни мирянина? При этом мы умышленно абстрагируемся от жизни монашествующих, жизнь которых строится по особым канонам. Тема эта мало разработана применительно к современной жизни. И, тем не менее, можно достаточно точно сказать, что спасение сегодня заключено в освобождении личности от ложных оснований в жизни, от иллюзий во всех их видах. Задача, скажем прямо, архисложная, но решаемая подвижниками благочестия. Решается она путём приобщения личности к христианским добродетелям. В нашем случае, видимо, будет достаточно ограничиться таким определением спасения во Христе Иисусе. Хотя, повторимся, размышлять на эту тему можно бесконечно.

Внедрение и взращивание добродетели трезвости. В чём разница и предпочтение?

Трезвость имеет ввиду сознательный отказ от употребления спиртного и других одурманивающих веществ, это чисто внутренний позыв души человеческой. Воздержание же порождается внешними факторами или же запретительным движением души, например, из страха потерять жизнь и т.п.

Как видим из определений, между трезвостью и воздержанием имеется весьма существенная разница, причём трезвость неизмеримо более высокое душевное качество свободного человека, в то время как воздержание бывает и в принудительном или вынужденном порядке. Например, человек не пьёт потому, что у него на это нет денег или же его бьют за это, сажают в карцер.

И, тем не менее, воздержание со временем может стать привычкой, а затем и потребностью души. А это уже трезвость в чистом виде, когда душа человеческая не нуждается в дурмане, потому что действительно хочет жить трезвомысленно.

На сегодня в обществе превалирует ориентация на внедрение трезвого образа жизни путём каких-то ограничительных и запретительных мер по отношению к людям, страждущим от пьянства, наркомании и других подобных пороков. Применяются различные методы медикаментозного, психиатрического и психологического характера. Перечислим некоторые из этих методов: "подшивка", выработка отвращения к конкретному наркотизирующему веществу, "кодирование", "перепрограммирование", аутотренинг и т.п. Заметим, что все эти методы между собою объединяют два характерных признака. Первый признак заключен в том, что на личность идёт воздействие извне, в его душу со стороны других людей внедряются запретительные установки, первоосновой которых являются страхи: страх смерти, страх потери здоровья или житейского благополучия, страх человеческий и даже страх демонический. Второй признак состоит в том, что в процессе освобождения страждущего человека от порока врачующий его "специалист" не является носителем добродетели, это просто технический исполнитель или некое приложение к "методу". В данном случае речь идёт о том, что врач-нарколог, или психиатр-кодировщик, или психотерапевт, или иной "специалист", занятый в данном технологическом процессе, все эти люди сами не являются трезвенниками, а очень часто даже поражены тем же алкоголизмом, курением или другим сопутствующим порокам. То есть здесь существует четкое физическое и душевное разделение пациента, метода освобождения от порока и лица, применяющего этот метод к пациенту. Естественно, что все они чужды друг другу и физически, и нравственно, а пациент испытывает дискомфорт от осознания собственной несвободы и зависимости от внешних сил и, вольно-невольно, стремится освободиться от этой зависимости, а, не имея такой возможности, страждет от бессилия, впадает в уныние и другие пороки. Обратимся к Евангелию:
"Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого" (Мф. 12, 43-45).
Понятное дело, что православных трезвенников никак не устраивает подобная ситуация, поэтому они занимаются взращиванием добродетели трезвости в душе страждущего от порока человека. Процесс этот достаточно длительный и трудоёмкий, но единственно возможный в духе Православия, где обязательным условием является добровольность и взаимное желание: со стороны страждущего - получать помощь, а со стороны врачующего - оказывать эту помощь на безмездной основе. Подчеркнём, не ради корысти, а из любви к ближнему своему. Естественно, что трудящийся достоин пропитания, и благотворящий не будет забыт Богом и людьми, получит необходимую поддержку в делах своих. Но это уже следствие доброделания, а не предварительное условие, как у наёмников, о которых шёл разговор ранее. Вспомним, что именно наёмники за мзду занимаются внедрением программ отказа от спиртного и других наркотиков. У православных трезвенников, соответственно, фундаментом трезвенной работы является любовь - энергия Богоугодной, благочестивой жизни.

Как уже говорилось, азы православной трезвости даются в школах трезвения, а затем возрастание личности идёт в трезвенной общине при церковном приходе. Именно при такой схеме идёт взращивание добродетели трезвости в православных трезвенных общинах. В этом делании центральной задачей, коей следует учиться, становится уразуменье, разуменье. По словарю Даля: "Разуменье, уразуменье, знанье, пониманье, постиженье и понятие, умственное (но не нравственное) усвоенье". Всё это производные от слова "Разум - духовная сила, могущая помнить (постигать, познавать), судить (соображать, применять, сравнивать) и заключать (решать, выводить следствия); способность верного, последовательного сцепления мыслей, от причины, следствий и до цели, конца" (по Далю).

Напомним, что к умственному началу в человеке относится истина и ложь, а к нравственному - добро и зло. Вместе же умственное и нравственное начала составляют духовный мир человека. Вот почему мы сейчас говорим об этой категории православного образования в общине, потому что человек обязан разуметь себя, и это осознание самого себя идёт через самоукорение. Самоукорение, в православном смысле, - категория покаяния, то есть категория чисто христианская, и она позволяет обеспечить живую связь умственного и нравственного начал в жизни человека, в ходе духовного образования личности.

Здесь скажем о важности учиться православному миросозерцанию, то есть уразумению всего вокруг себя, а затем и осознанию самого себя в этом внешнем мире, со всеми его добрыми и дурными проявлениями. Для примера, применим данные размышления к церковной службе. Если человек просто присутствует на службе, то он удовлетворяет потребности Веры. Но если он вникает в саму содержательную суть службы, переживает Евангельские чтения, молитвенные обращения к подвигам святых Божиих, самоукоряется (почему он не так живёт, как святые Божии и т.п.) - то этот человек занимается образованием самого себя, взращивает в себе Христовы добродетели.

Аналогично и по отношению к добродетели трезвости: одно дело - жить трезво ради себя, а совсем другое - образовывать себя в духе Христова служения добродетели трезвости, подобно тому, как воин по совести и со страхом Божиим защищает Отечество и народ свой, а в мирное время оттачивает своё боевое мастерство во Христе Иисусе, т.е. в готовности к самопожертвованию и в стойком терпении всех тягот воинской службы.

Однако ещё раз вернемся к теме взращивания в человеке добродетели трезвости. Как можно представить методику этого процесса?

Прежде всего, отметим, что распорядок жизни взращивает добродетель трезвости. То есть человек исключает спиртное из своего обихода, ставит задачу жить трезво перед собою и живёт так. Для самоконтроля желательно вести дневник. Далее намеченный распорядок трезвой жизни соединяется с укладом жизни личности и близких людей, семьи. Уклад добродетельной жизни - это некое постоянство, живое присутствие, движение данной добродетели, в нашем случае - трезвости, в полноте жизни этого человека и его семьи. Затем, по мере движения времени, принятый уклад добродетельной жизни насыщается содержанием в духе православной трезвости.

Заметим, что вначале добродетельная правда жизни (в нашем случае - жизнь в трезвости) опирается на разумение, на умственное начало в человеке. А потом она становится обычаем, то есть становится частью уклада жизни, укореняется в нравственном начале души. В этом случае трезвость - добро, а отказ от неё, даже в малом, - зло, и этим всё сказано.

Методика подготовки руководителей для школ трезвения и обществ трезвости.

Сразу скажем, что обязательными условиями для общения руководителей православных трезвенных обществ с членами общины и приходящими за помощью людьми являются: правдивость, искренность и честность. Эти качества гораздо важнее, чем какие-то специальные знания и способности.

Существует два способа подбора кандидатов на послушания руководителей православных общин. Первый -это выделение их из числа уже подготовленных и внешне способных к этой работе людей, согласных вести эту работу. Сразу скажем, что это наиболее простой способ, но не всегда эффективный. Потому что обладание знаниями, навыками и способностями при недостатке любви к страждущим людям, обращающимся за помощью, часто губит добрые начинания уже в самом начале. Вот почему в практике внебогослужебной работы в приходах так много неудачных попыток организовать ту или иную приходскую структуру по социальному и просветительскому служению.

Поэтому следует признать предпочтительным метод взращивания непосредственно в приходе руководителей из числа желающих заниматься конкретным делом, обладающих добрыми нравственными качествами и неотступно продолжающих своё практическое воцерковление. Каковы задачи, которые решаются при взращивании православных руководителей для конкретного приходского послушания?
1. Необходимо насытить этого человека знаниями по содержанию намечаемой работы.

2. Следует научить его должным навыкам и действиям в практической работе. Заметим в этой связи, что действия бывают:
а) существенные, б) несущественные и в) дополнительные.
Руководителям надо учиться распознавать и разделять действия в общине по этим принципам. Потому что иначе не научишься правильности содержания трезвенной работы. Каковы признаки существенных действий в нашем деле? Конечно же, это всё то, что для человека спасительно, то есть подвигает слушателей и членов общины к жизни вечной. Другими словами, сюда относятся все действия во благо православной трезвости, то есть по достижению добродетели трезвости в строгом соответствии с духом Православия. В идеальном смысле руководитель, наученный распознавать действия, понимает, что совершается в Духе Святом, а что нет, что носит второстепенный характер, а может быть, и вредит делу православной трезвости.

3. Чтобы православного руководителя трезвенной общины насытить должными впечатлениями, необходимо знакомить его с опытом других трезвенных общин, посылать в командировки по обмену опытом и в паломнические поездки

4. Руководитель православных трезвенников должен неотступно насыщаться ценностями Православия и благочестивой жизни, чтобы потом делиться ими с другими членами общины и со страждущими, обращающимися за помощью.

5. Заметим, что на занятиях в школе трезвения говорится не только "из опыта" жизни в православной трезвости, но и "из знаний", которые даёт наука и светское образование.
Но внутри православных трезвенных общин безусловное предпочтение отдаётся знаниям "из опыта", имея в виду не только имеющиеся в данной общине наработки, но и опыт других современных трезвенных общин, и дореволюционный опыт, и жития святых, Священное Писание и Предания святых отцов, которые тоже проистекают "из опыта" спасения во Христе Иисусе.

В трезвенном движении сегодня среди желающих жить трезво можно чётко различать 3 категории людей: Во-первых, это трезвенники со стажем, их часто называют действительными членами православных обществ трезвости. Во-вторых, это новоначальные трезвенники, их часто называют трезвенниками-соискателями, согласные жить православно и трезво, и готовые призывать других граждан в эту добродетель. В-третьих, это как бы "гости" православных трезвенных общин, учащиеся школ трезвения, у которых появилась "проблема", не считаться с которой они не могут. Однако им ещё не очень хочется жить трезво, они занимают позицию наблюдателей, думают над проблемами трезвения, бодрствования. Это, безусловно, наши союзники и близкие нам люди: "Ибо, кто не против вас, тот за вас" (Мр. 9, 40).

Практическое соотношение методик "из опыта" и "из знания" в трезвенном движении.
Есть ли нужда их противопоставлять?

Сразу скажем, что современная медицинская методология помощи страждущим от наркотических пристрастий происходит "из знаний". Собственно в этом первопричина низкой эффективности работы наркологической службы, которая способна лишь откликаться на потребу дня, снимать острые приступы наркотического недуга.

Среди неправославных методов помощи страждущим людям, есть немало методологий "из опыта".

В частности, сюда относятся системы по опыту "Анонимных алкоголиков" и "Анонимных наркоманов", где первейшее средство помощи -работа в группе и медитации. Заметим, что эти методы ориентированы на западный менталитет, и члены общин "Анонимных алкоголиков" и "Анонимных наркоманов" дисциплинированно собираются в группах ежедневно, а иногда два раза в день, утром и вечером, на протяжении многих лет.

В стране, в последние 15 лет довольно широко практиковали специалисты "по методу Шичко", пытавшиеся помогать людям на основе разработок Геннадия Андреевича Шичко. К сожалению, абсолютное большинство из этих специалистов сбивались на работу "из знаний", хотя и предлагали самих себя на аудиторных занятиях в качестве примера трезвой жизни "по методу Шичко". В итоге, эффективность их работы тоже была не высока, как и у врачей - наркологов. Почему?

Да потому, что работу "из опыта" можно организовать только в постоянно действующей общине, а это очень трудоёмкое и неблагодарное дело, где средств не приобретёшь, а силы потратишь немалые. Кстати, сам Геннадий Андреевич Шичко до своей смерти (3.11.1986) скрупулезно работал в "клубе оптимализма", где действительно велась работа "из опыта", и она, естественно, давала результат даже тогда, когда пациенты Геннадия Андреевича сами не посещали клуб, но они ревниво следим за этим опытом и укреплялись на его основе.

Не секрет, что клуб, созданный Геннадием Андреевичем, живёт и здравствует, только теперь он называется "Православный клуб "Бодрствование" во имя святого мученика Вонифатия", но суть его работы "из опыта" остаётся прежней.

Дореволюционные православные трезвенники хорошо понимали равночестность в трезвенной работе знаний и опыта, поэтому, с одной стороны, они занимались просвещением в духе трезвости, а с другой, они накапливали и обменивались опытом трезвенной жизни в приходских обществах трезвости.

Современные православные трезвенники стараются использовать всё лучшее, что удалось найти в прошлом опыте, и наработки последнего времени. Именно так выработалась связанная система варианта воскресных школ при церковных приходах, которые в этом случае называются школы трезвения, и приходских же обществ трезвости, где нарабатывается опытным путём уклад личной и семейной жизни в трезвости.

Почему школы трезвения относятся к разряду воскресных школ, если они работают не только по воскресным дням? Да потому, что эти школы трезвения помогают заблудшим людям воскреснуть для дела спасения во Христе Иисусе, воскреснуть из праха греха к жизни вечной.

Вот собственно, что хотелось сказать по предложенной теме.

Владимир Алексеевич Михайлов,
председатель Всероссийского
братства "Трезвение".








Старый стиль 5Октябрь среда Новый стиль) 18Октябрь Седмица 20-я по Пятидесятнице. Глас 2. День постный. Пища с растительным маслом. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМц. Харитины (304). Совершается служба с полиелеемСвтт. Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария, Московских и всея России чудотворцев. Сщмч. Дионисия, еп. Александрийского (264-265). Мц. Мамелхвы Персидской (ок. 344). Прп. Григория Хандзойского (861) (Груз.). Прпп. Дамиана, пресвитера, целебника (1071), Иеремии (ок. 1070) и Матфея (ок. 1085) прозорливых, Печерских. Прп. Харитины, кн. Литовской, в Новгороде подвизавшейся (1281). Прп. Гавриила исп (1959). Евангельские ЧтенияУтр. - Ин., 36 зач., X, 9-16. Лит. - Флп., 243 зач., II, 24-30. Лк., 28 зач., VI, 46 - VII, 1. Свтт.: Евр., 335 зач., XIII, 17-21. Мф., 11 зач., V, 14-19. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Лк. 6, 46-7, 1). "Что вы зовете Меня: Господи! Господи! и не делаете того, что Я говорю?" Отчего зовут Господом, а не творят воли Господней, отчего, то есть делами, не признают господства Его? Оттого, что только языком так зовут, а не сердцем. Когда бы сердце произносило: "Господи, Ты мой Господь", тогда в нем пребывала бы и полная готовность повиноваться тому, кого исповедуют своим Господом. А так как этого нет, то дела идут врозь с языком, а дела всегда таковы, каково сердце. Что же, стало быть нечего и взывать: "Господи, Господи"? Нет, не то. А надобно к внешнему слову приложить слово внутреннее, - чувство и расположение сердца. Сядь и размысли о Господе и о себе самом: что Господь и что ты такое; что Господь для тебя сделал и делает, зачем живешь и до чего доживешь. . . Тотчас дойдешь до убеждения, что иначе нельзя, как исполнять волю Господа всю неуклонно; другого нет нам пути. Убеждение это родит готовность делом исполнить то, что говорится словом: Господь. При такой готовности возбудится потребность помощи свыше, а от ней молитва: "Господи, Господи! помоги и даруй силы ходить в воле Твоей". И будет взывание ко Господу приятное для Господа. Молитвы Тропарь святителей Московскихглас 4Первопрестольницы Российстии,/ истиннии хранителие апостольских преданий,/ столпи непоколебимии, православия наставницы,/ Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати// и душам нашим велию милость. Кондак святителей Московскихглас 3Во святителех благочестно пожисте/ и люди к богоразумию настависте,/ и добре Богу угодисте,/ сего ради от Него нетлением/ и чудесы прославистеся,// яко ученицы Божия благодати. Величание Величаем вас,/ святителие Христовы,/ Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене,/ и чтим святую память вашу,/ вы бо молите за нас// Христа Бога нашего. Тропарь преподобных Дамиана пресвитера, целебника, Иеремии и Матфея прозорливых, Печерских, в Ближних пещерахХристовых повелений светом сердца своя просветивше,/ страстный мрак прогнасте,/ те Троицы селение бысте тричисленнии отцы,/ Дамиане, Иеремие с Матфеем,/ от Неяже благодать приемше,/ недужныя исцеляете, будущая возвещаете/ и, Ангелом сопричастницы суще,/ молитеся Христу Богу даровати нам причастие святых. Кондак преподобных Дамиана пресвитера, Иеремии и Матфея прозорливых, Печерскихглас 2Якоже древнии пророцы благодать пророчествия приемше/ и неложне духом предзревше, прорекоша найти хотящая,/ тако и вы в жизни нашей злая, грехов ради наших на ны грядущая, предвозвестисте;/ и ныне да не постигнут ны злая,/ испросите от Христа Бога исправление делом нашим и велию милость. Тропарь святителя Филиппа Первагоглас 3Чудо явися, извещением и делы возсияв,/ Духа Святаго произбранием святительства паству приим,/ откровением Божиим церковь разобра/ и величайшую воздвиже,/ всечестне Филиппе, святителю великий,/ мир граду даруй нашему Москве/ и велию милость. Показать ещё молитвы Кондак святителя Филиппа Первагоглас 8Во успении твоем обретоша на телеси твоем сокровище некрадомое:/ два креста и тяжчайшая железа, еже есть вериги,/ постом и молитвами Богу угодил еси, святителю Филиппе,/ моли Христа Бога о всех нас. Тропарь мученицы Харитиныглас 4Агница Твоя, Иисусе, Харитина/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю/ и, Тебе ищущи, страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе,/ и умираю за Тя, да и живу с Тобою;/ но, яко жертву непорочную, приими мя с любовию, пожершуюся Тебе./ Тоя молитвами,/ яко Милостив, спаси души наша. Кондак мученицы Харитиныглас 2Крепким разумом, Харитино,/ душу утверждали верою,/ борителя врага яве посрамила еси,/ у Христа предста, всеблаженная,/ червленицу от кровей твоих носящи,/ и присно со Ангелы радуешися,/ моли за ны, страстотерпице. Службы12 февраля: Святителя Мелетия, архиепископа Антиохии Великой. Святителя Алексия митрополита, всей России чудотворца. 20 мая: Мученика Фалалея. Святителя Алексия Московского 5 октября: Святой мученицы Харитины. Святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, митрополитов Московских, и всей России чудотворцев 17 февраля: Святого священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея Руси 23 сентября: Святителя Иннокентия, митрополита Московского, апостола Сибири и Америки 15 июня: Пророка Амоса. Святителя Ионы, митрополита Московского и всея России 30 декабря: Святителя Макария, Митрополита Московского и всея Руси 24 августа: Святого священномученика Евтиха. Святителя Петра, митрополита всея России, чудотворца 21 декабря: Святой мученицы Иулиании Никомидийской. Святителя Петра, митрополита Киевского и всей России 9 января: Святого мученика Полиевкта. Cвятителя Филиппа, митрополита Московского и всея России 3 июля: Мученика Иакинфа. Святителя Филиппа, митрополита Московского. Сайты приходов: Патриаршее благочиние приходов РПЦ в Туркменистане:Храм святителя Алексия, Митрополита Московского г. Байрамали Абаканская епархия:Храм в честь Святителей Московских г. Абакан Спасо-Преображенский кафедральный собор г. Абакан Приход Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси с. Ефремкино Анадырская и Чукотская епархия:Храм свт. Иннокентия, митроп. Московского пос. Провидения Аргентинская и Южноамериканская епархия:Храм свт. Тихона, Патриарха Московского г. Обэра Архангельская епархия:Храм святителя Тихона Патриарха Всероссийского г. Архангельск Астанайская епархия:Храм во имя святителя Алексия, митрополита Московского, чудотворца с. Байтерек Храм во имя святителя Тихона, Патриарха Всероссийского пос. Каргалы Храм во имя свт. Филарета Московского г. Алматы Ахтубинская епархия:Храм митр. Алексия Московского с. Селитренное Барнаульская епархия:Собор Александра Невского г. Бийск Храм Святителя Макария Митрополита Алтайского с. Лесное Белгородская епархия:Храм Алексия, митрополита Московского пос. Майский Храм Иннокентия, митрополита Московского, при Духовной семинарии г. Белгород Белевская епархия:Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Большое Скуратово Храм Николая Чудотворца с. Крапивна Бердянская епархия:Храм свт. Гермогена Московского с. Азовское Берлинско-Германская епархия:Храм-памятник свт. Алексия, митрополита Московского г. Лейпциг Биробиджанская епархия:Раздольненский Иннокентиевский монастырь с. Раздольное Благовещенская и Тындинская епархия:Храм святителя Тихона, Патриарха Московского пос. Ушумун Храм святителя Иннокентия Московского пос. Серышево Приход святителя Иннокентия Московского пос. Верхнезейск Братская епархия:Храм во имя святителя Иннокентия, Митрополита Московского г. Братск Великолукская епархия:Свято-Тихоновский собор г. Великие Луки Храм Тихона, Патриарха Московского пос. Кунья Виленская и Литовская епархия:Успенский Кафедральный собор (Пречистенский) г. Вильнюс Молитвенный дом во имя святителя Тихона г. Шальчининкай Владивостокская епархия:Храм Святителя Иннокентия Московского с. Приозёрное Волгоградская епархия:Храм во имя святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси г. Волгогорад Храм святителя Тихона Патриарха Московского с. Верхняя Добринка Храм свт. Иннокентия Московского пос. Вторчермет Вологодская епархия:Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Белозерск Храм прор. Иоанна Предтечи в Рощенье г. Вологда Воркутинская епархия:Храм Тихона, Патриарха Московского пгт. Чикшино Воронежская епархия:Алексиево-Акатов женский монастырь г. Воронеж Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Горожанка Храм во имя свт. Алексия, митрополита Московского и всей Руси с. Нижнее Турово Храм Тихона, Патриарха Московского с. Колодезный Храм в честь свт. Тихона еп. Амафунтского с. Подгорное Восточно-Американская и Нью-Йоркская епархия :Храм свт. Тихона, Патриарха Московского г. Бристоль Гаагская и Нидерландская епархия:Храм свт. Тихона, Патриарха Московского г. Наймеген Гатчинская епархия:Храм свт. Алексия митроп. Московского пос. Тайцы Горловская епархия:Александро-Невский кафедральный собор г. Славянск Горноалтайская епархия:Храм свт. Макария Невского с. Чемал Городецкая епархия:Храм в честь Алексия митрополита Московского пос. Зиняки Екатеринбургская епархия:Храм Петра, митрополита Крутицкого г. Екатеринбург Храм свт. Иннокентия Московского г. Екатеринбург Екатеринодарская епархия:Храм свят. Алексия Митрополита Московского г. Туапсе Храм в честь собора Новомучеников и исповедников Российских с. Верхневеселое Храм святителя Тихона еп. Воронежского с. Кирпичное Храм святителя Тихона Московского г. Апшеронск Елецкая епархия:Храм Казанской иконы Божией Матери с. Воронец Енисейская епархия:Храм Тихона, Патриарха Московского с. Байкит Запорожская епархия:Храм в честь Священномученика Петра Крутицкого г. Запорожье Иваново-Вознесенская епархия:Храм свт. Алексия, митр. Московского при Иваново-Вознесенской Православной духовной семинарии г. Иваново Ижевская епархия:Храм митр. Алексия Московского г. Ижевск Иркутская епархия:Молитвенный дом во имя Святителя Иннокентия, митрополита Московского пос. Качуг Искитимская епархия:Храм митр. Алексия Московского г. Черепаново Йошкар-Олинская и Марийская епархия:Храм Иконы Божией Матери Державная пос. Медведево Казанская епархия:Храм Петра, Алексия, Филиппа и Ермогена, Московских чудотворцев г. Казань Храм Ермогена, патриарха Всероссийского г. Набережные Челны Храм Тихона, Патриарха Московского пос. Сидоровка Калачевская епархия:Храм Тихона, Патриарха Московского г. Волжский Калужская епархия:Храм Воскресения Христова с. Трубино Храм Троицы Живоначальной с. Троицкое Храм Тихона, Патриарха Московского г. Обнинск Каменская епархия:Храм митр. Ионы Московского пос. Верхнее Дуброво Карагандинская епархия:Тихоновский храм г. Сарань Кемеровская епархия:Храм Филарета, митрополита Московского г. Кемерово Кинешемская епархия:Храм Успения Пресвятой Богородицы пос. Пестяки Троицко- Успенский кафедральный собор г. Кинешма Козельская епархия:Храм в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских с. Бояновичи Корсунская епархия:Храм прп. Симеона Нового Богослова и свт. Иннокентия Московского г. Аликанте Костромская епархия:Храм в честь святителя Тихона, Патриарха Всероссийского и всех Новомучеников и Исповедников Российских г. Кострома Липецкая епархия:Храм Николая Чудотворца с. Ксизово Храм Алексия, митрополита Московского, в Липецком епархиальном управлении г. Липецк Свято-Тихоновский Преображенский женский епархиальный монастырь г. Задонск Магаданская и Синегорская епархия:Храм Тихона Патриарха Московского пос. Верхний Сеймчан Храм свт. Иннокентия Московского пос. Дебин Монреальская и Канадская епархия:Приход свт. Тихона Патриарха Московского и Новомучеников Российских г. Кембридж Московская епархия (городская):Храм Димитрия Солунского на Благуше г. Москва Храм Рождества Христова в Митино с. Рождествено Храм Троицы Живоначальной дер. Горетово Храм митр. Алексия Московского в Рогожской слободе г. Москва Храм свт. Алексия, митрополита Московского г. Москва Покровский храм с. Кучки Покровский храм д. Алексино Храм Живоначальной Троицы в Листах г. Москва Храм святителя Николая Мирликийского в Троекурово г. Москва Храм Преображения Господня в Богородском г. Москва Храм в честь Святителя Алексия митрополита Московского в Северном Бутове г. Москва Храмовый комплекс Алексия, митрополита Московского и Храм Иконы Божией Матери "Неувядаемый Цвет" дер. Исаково Храм свт. Алексия Московского дер. Исаково Храм "Тихвинской" иконы Божией Матери и святителя Алексия митрополита Московского при ЦКБ г. Москва Храм митр. Алексия Московского г. Москва Собор Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря г. Москва Храм свт. Филарета Московского г. Зеленоград Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве г. Москва Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах г. Москва Храм Преображения Господня в Переделкино г. Москва Храм Живоначальной Троицы в Конькове г. Москва Храм свт. Филиппа, митр. Московского г. Москва Храм Иова, Патриарха Московского на Можайском шоссе г. Москва Храм сщмч. Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси в Крылатском г. Москва Храм сщмч. Ермогена, Патриарха Московского, в Гольянове г. Москва Храм сщмч. Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси в Зюзино г. Москва Храм священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси в Южном Тушино г. Москва Храм Михаила Архангела при Кутузовской избе г. Москва Храм Тихона, Патриарха Московского г. Московский Храм Живоначальной Троицы в Вишняках г. Москва Храм Тихона, патриарха Всероссийского в Косино г. Москва Храмовый комплекс свт. Тихона, Патриарха Московского и св. ап. Андрея Первозванного в Люблино г. Москва Домовая церковь Петра, митрополита Крутицкого и Коломенского, при Традиционной гимназии г. Москва Домовый храм мц. Татианы при МГУ им. М.В.Ломоносова г. Москва Храм Иннокентия, митроп. Московского в Бескудникове г. Москва Храм святителя Иннокентия, митрополита Московского в Ракитках г. Москва Храм Макария Невского г. Москва Московская епархия (областная):Никитский храм с. Северское Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Поречье Знаменский храм дер. Лисинцево Алексиевский храм г. Егорьевск Храм Алексия, митрополита Московского дер. Алферово Храм Алексия, митрополита Московского дер. Середниково Храм Иконы Божией Матери Казанская с. Долгомостьево Храм св. Алексия Московского в Стреглово дер. Горки Храм Успения Пресвятой Богородицы дер. Обухово Храм Троицы Живоначальной дер. Чашниково Собор Николы Белого г. Серпухов Алексиевский храм дер. Алферово Алексиевский храм дер. Малые Петрищи Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Липитино Тихвинский храм с. Авдотьино Собор Троицы Живоначальной г. Щелково Храм "Державной" иконы Божией Матери г. Фрязино Тихоновский храм г. Клин Храм Филарета, митрополита Московского г. Лобня Филаретовский храм дер. Малеевка Храм Иннокентия, митрополита Московского пос. Михнево Храм свт. Иннокентия Московского г. Люберцы Храм Преображения Господня г. Люберцы Храм Макария (Невского), митрополита Алтайского г. Дзержинский Нефтекамская епархия:Храм в честь святителя Тихона, патриарха Московского и Всея Руси д. Нижний Качмаш Нижегородская епархия:Храм трех Святителей московских Петра, Алексия и Ионы г. Нижний Новгород Храм святителя Алексия, митрополита Московского г. Нижний Новгород Храм Сергия Радонежского пос. Выездное Храм Тихона патриарха Всероссийского г. Дзержинск Новгородская епархия:Свято-Юрьев мужской монастырь г. Великий Новгород Новороссийская епархия:Храм Новомучеников и Исповедников Российских г. Новороссийск Омская епархия:Храм митр. Алексия Московского г. Омск Храм митр. Алексия Московского пос. Пушкино Ачаирский женский монастырь во имя Честнаго и Животворящего Креста Господня пос. Набережный Отрадненская епархия:Храм в честь Святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси с. Новое Ганькино Патриаршие приходы в Канаде:Храм-подворье свт. Тихона, Патриарха Московского г. Торонто Пермская епархия:Храм Алексия, митрополита Московского г. Кунгур Храм Алексия, митрополита Московского дер. Кособаново Храм Филиппа, митрополита Московского с. Филипповка Храм Иннокентия, митроп. Московского пгт. Звёздный Пинская епархия:Храм Святителя Тихона Патриарха Московского и всея Руси г. Ганцевичи Храм Святителя Филарета дер. Речки Покровская епархия:Храм во имя святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси пос. Анисовский Пятигорская епархия:Храм Тихона, патриарха Всероссийского г. Пятигорск Ржевская епархия:Храм Иова и Тихона, Патриархов Московских г. Андреаполь Свято-Тихоновский женский монастырь г. Торопец Рижская епархия:Храм Святителя Алексия Митрополита Московского г. Лиепая Россошанская епархия:Храм Тихона Задонского г. Острогожск Рыбинская епархия:Храм Благовещения Пресвятой Богородицы г. Тутаев Храм во имя свт. Алексия, митрополита Московского г. Углич Храм в честь Святителя Филиппа дер. Загайново Храм Тихона, Патриарха Московского г. Рыбинск Рязанская епархия:Никольский храм с. Печерниковские Выселки Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы с. Маково Салехардская епархия:Храм свт. Филарета Московского с. Толька Самарская епархия:Храм Вознесения Господня г. Самара Храм Тихона, Патриарха Московского г. Тольятти Санкт-Петербургская епархия:Храм свт. Петра, митрополита Московского г. Санкт-Петербург Храм свт. Петра, митрополита Московского г. Санкт-Петербург Храм свт. Алексия, Митрополита Московского, что на Семеновском плацу г. Санкт-Петербург Храм святителя Алексия, митрополита Московского пос. Лахта Казанский кафедральный собор г. Санкт- Петербург Храм свт. Тихона, патриарха Московского г. Санкт-Петербург Саратовская епархия:Свято-Алексиевский женский монастырь г. Саратов Северодонецкая епархия:Храм Святого Духа г. Теплогорск Симферопольская епархия:Храм во имя святителя Филиппа, митрополита Московского пос. Казачья бухта Скопинская епархия:Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы с. Троица-Лесуново Ставропигиальные монастыри РПЦ:Высоко-Петровский мужской монастырь г. Москва Храм Алексия, митрополита Московского с. Топорково Собор Вознесения Господня, Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь с. Лукино Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь пос. Соловецкий Донской ставропигиальный мужской монастырь г. Москва Алексеевский ставропигиальный женский монастырь г. Москва Свято-Троицкая Сергиева Лавра г. Сергиев Посад Тарская епархия:Вознесенско-Иннокентьевский храм г. Тара Ташкентская епархия:Храм сщмч. Ермогена Патриарха Московского г. Ташкент Тверская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" дер. Броды Храм Филиппа, митрополита Московского дер. Селищи Тобольская епархия:Храм Святителя Алексия Московского г. Нягань Тульская епархия:Храм Святителя Николая с. Медвенка Храм Рождества Пресвятой Богородицы пос. Горелки Храм святителя Алексия г. Тула Уфимская епархия:Храм свт. Алексия Московского с. Буруновка Приход в честь Святителя Филарета Митрополита Московского с. Тукан Хабаровская епархия:Храм Тихона Патриарха Московского пгт. Хор Храм Иннокентия, митроп. Московского г. Хабаровск Ханты-Мансийская епархия:Храм в честь святителя Тихона патриарха Московского и всея Руси пос. Нижнесортымский Черняховская епархия:Храм свт. Тихона, Патриарха Московского г. Полесск Чистопольская епархия:Храм Воскресения Христова пос. Алексеевское Читинская епархия:Свято-Иннокентиевский храм г. Чита Шуйская епархия:Троицко-Знаменский храм пос. Лежнево Южно-Американская епархия:Храм свт. Гермогена, Патриарха Московского г. Буэнос Айрес Южно-Сахалинская епархия:Храм митр. Алексия Московского с. Первомайск Храм Тихона, Патриарха Московского г. Поронайск Храм свт. Филарета Московского с. Буюклы Храм Иннокентия, митрополита Московского г. Южно-Сахалинск Храм свт. Иннокентия Московского г. Северо-Курильск Ярославская епархия:Храм Петра митрополита Московского с. Львы Воскресенский храм с. Черная Заводь Храм Кирилла и Афанасия. Кирилло-Афанасьевский монастырь г. Ярославль Храм Положения Ризы Божией Матери в Крестах (Крестобогородская) г. Ярославль Храм Тихона Патриарха Московского г. Ярославль Храм Иннокентия, митрополита Московского г. Ярославль
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.06873 c.