Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество «Трезвение» » Газета "Трезвение" »

12.10.2018 | Проблемы и задачи духовно-нравственного воспитания обсуждаются на международном уровне

01.10.2018 | Газета православных трезвенников ТРЕЗВЕНИЕ № 7 (192) Сентябрь-октябрь 2018 г.

30.09.2018 | СЕМИНАР «Работа со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости».

25.09.2018 | Организаторы трезвенного движения новообразованнных епархий встретились в Москве

18.08.2018 | ИДЕИ ТРЕЗВОСТИ ЖИВУТ И ВДОХНОВЛЯЮТ. Газета православных трезвенников. № 6 (191) Август 2018 г.

- -

«Трезвое слово» №2 (№14)

План работы Общества «ТРЕЗВЕНИЕ» на 2009 год

- -
Газета "Трезвение"

- -  

Материалы газеты “Трезвение” за июль 2006 года

КАК ХЛЕБ И ВОДА

12 ИЮНЯ, во второй день празднования Пятидесятницы, в День Святого Духа, по сложившейся традиции состоялся крестный ход вокруг города Абакана с иконой Божией Матери, именуемой "Неупиваемая Чаша".

После совершения Божественной Литургии в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Преосвященный Ионафан, епископ Абаканский и Кызылский, напутствует крестоходцев на духовное делание. "Мы должны ясно представлять, для чего совершается крестный ход, для чего предпринимается этот немалый труд, - разъясняет Владыка. - Для того, чтобы укрепить свою веру. Для того, чтобы помочь укреплению веры в других людях. Для того, чтобы помочь найти дорогу в храмы тем, кто еще не знает этого спасительного пути. Для того, чтобы помочь страждущим нашим братьям и сестрам, одолеваемым греховными страстями, преимущественно недугом винопития и наркомании, ибо икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша" отличается особой благодатной силой именно для исцеления этих недугов. Будем молиться Пресвятой Богородице о тех, кто нуждается в Небесной помощи. Предпримем этот крестный ход с любовью к страждущим".

Благословляя крестный ход, Владыка Ионафан просит особо потрудиться в молитве. И молитва звучит непрестанно. Нынешнее крестное шествие как никогда многолюдно. Возглавляют его семь священников: иерей Андрей Габченко, иерей Александр Горбатов, иерей Олег Попов, иерей Василий Аргудаев, иерей Алексий Демченко, иерей Георгий Жаткин, иерей Сергий Бабайцев.

"На Всероссийских встречах православных трезвенников всегда отмечается особая благодатная помощь крестных ходов. Наш крестный ход - это продолжение Литургии. Это Богослужение, где храмом становится вся природа, куполом - небо, а каждый крестоходец - пламенеющая к Богу свеча, - рассуждает духовник Епархиального братства "Трезвение" иерей Андрей Габченко. - Наши благочестивые предки ясно ощущали, что крестный ход - это духовное ополчение. Шествие с иконами Спасителя, Богородицы, святых угодников Божиих, молитвенное пение единым сердцем - освящает все вокруг".

Шестой раз идут православные по обводной дороге тридцать километров. Было всякое: дождь, зной, ветер, - но люди идут. Нынче - палящее солнце, небе ни облачка, но крестоходцы не ропщут и молитвенное пение не умолкает.

Сначала топают ножками вслед за всеми даже малыши трех-четырех лет, трогательно взявшись за руки. Отстают, конечно, но машина сопровождения ГИБДД послушно идет следом. У молоденькой мамы на руках самый маленький участник - Артемию 10 месяцев. Удобнее всех Анастасии (ей скоро 2 года) - на плечах у папы все видно.

Много молодежи. Отрадно видеть, как взрослеют постоянные участники шествий. Марине было 17, а теперь уже 22 года. "Думала, не успею нынче, догнала крестный ход уже в пути, - улыбается Марина. - Мы идем и молимся за всех. И окружающие меняются. Ведь мы еще и миссионеры. Люди выходят из машин и задают вопросы. Мне больно за моих сверстников, которые гибнут от наркомании. Сами они молиться уже не могут. Значит, мы должны взывать за них ко Господу и Пречистой Деве".

Третий раз Григорий (ему тоже 22) приезжает из села Подсиньего, чтобы идти крестным ходом: "Здесь становишься ближе к Богу. Можно сказать то, что волнует, тяготит. И Господь обязательно поможет".

"В доме престарелых мы помогаем отцу Георгию, настоятелю Владимирского храма, - делится Константин. - Там есть отделение малютки. Это тяжко больные дети. Эти дети терпят страдания из-за пороков родителей - пьянства, блуда, наркомании. Если бы все это понимали..."

"Воспринимаю крестный ход, как покаяние, - рассуждает Павел из поселка Усть-Абакан. - Ведь пьянство взрослых и наркомания моих ровесников - это расплата за тяжкие грехи безбожия".

Как всегда, на посту ветераны. Лидии Михайловне 78 лет. Несет икону Божией Матери "Владимирская": "Парень нашел на свалке. Вымыла, освятила, молюсь", - бережно прижимает к себе старушка старинную, в ризе икону.

"На Литургии причастилась Святых Таин. Иду в соединении со Христом и с радостью духовной. Господь силы дает", - спешит за всеми Анна Прокопьевна, ей 72 года.

"Здесь мы можем проявить любовь к Богу и ближнему. Мы молимся друг за друга, чтобы воскресла Святая Русь", - делится Георгий Васильевич.

Глубоко трогают слова пожилой женщины, которая назвалась просто Пелагеей: "Шестой раз иду крестным ходом, жду его, душа просит. Как голодный человек жаждет хлеба и воды, так душа рвется сюда, чтобы получить пищу духовную".

Наталья в крестном ходе первый раз. Сколько открытий сделала для себя! Идти легко и радостно. Молитвенное пение создает особое одухотворенное состояние. "Нужно отвлечься от суеты и почувствовать благодать Божию", - поддерживает ее Анатолий.

Как всегда, в пути встречает крестный ход Владыка Ионафан, чтобы укрепить свою паству в духовном делании. Он благословляет каждого иконой - иконы греческие, привезенные Преосвященным со Святой Горы Афон.

Надо заметить, что крестные шествия с иконой Божией Матери "Неупиваемая Чаша" становятся традиционными не только в Абаканской епархии. Четыре года назад в крестном ходе вокруг Абакана участвовал прихожанин храма села Курагино Красноярского края. Вернулся полный впечатлений и предложил организовать такой же крестный ход вокруг своего села. Теперь в Курагино их состоялось уже четыре. Специально написали большую икону, чтобы, как у нас в Абакане, нести ее на плечах.

Завершился Большой Волжский крестный ход по городам и селам Тверской области. Девизом крестного хода стали слова: "Церковь вместе с властью, предпринимателями и всем обществом - за трезвость", а главной святыней - чудотворная икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша" из Высоцкого монастыря г. Серпухова. (Подробно читайте на 3-й стр.)

Целодневный крестный ход вокруг Абакана завершается поздно вечером. К Преображенскому собору крестоходцы подходят с Пасхальными песнопениями. Собор встречает торжественным трезвоном. В храме перед обнесенной вокруг города иконой Божией Матери "Неупиваемая Чаша" вслед за епископом Ионафаном и священниками весь народ торжественно поет "Царице моя преблагая..." Всем участникам крестного хода возглашается многолетие. Владыка Ионафан сердечно благодарит всех за понесенные труды, благословляет каждого святым крестом и кропит святой водой, в которую добавлено миро от мощей святителя Николая Мирликийского, привезенное из итальянского города Бари.

Зоя Александровна ПАВИНА.





ВОЗЗОВЕМ С ВЕРОЮ К БОГОРОДИЦЕ

В прошлом номере газеты мы сообщали, что начался Волжский крестный ход за трезвость с иконой Божией Матери "Неупиваемая Чаша" из Высоцкого мужского монастыря г. Серпухова. Эта икона является точной копией исчезнувшего чудотворного образа, явившегося в 1878 году.

Крестный ход завершен. Святыня посетила города и села Тверской епархии - от истока Волги до города Калязина. Тверские трезвенники прислали нам эти путевые заметки.

28 мая. Божественную Литургию вместе с архиепископом Тверским и Кашинским Виктором совершал архиепископ Великоновгородский и Старорусский Лев. Владыка Лев опустил крест в волжские воды во время чина малого водоосвящения. В Богослужении принимали участие благочинные всех округов Тверской епархии, монашествующие Тверских монастырей.

Гостей на празднике было много. На волговерховье собрались представители областной и районных администраций, бизнес-структуры, тверские казаки, воспитанники военного училища им. В. Суворова, прихожане храмов Тверской епархии, паломники из других регионов, представители братств трезвенников из разных областей России. Девиз этого Волжского крестного хода - "Церковь вместе с властью, предпринимателями и всем обществом - за трезвость", - вывел крестный ход из церковных стен и сделал его социально значимым событием. Это подчеркнул архиепископ Тверской и Кашинский Виктор, обратившись к духовенству и гостям праздника. "Проблема алкогольной и наркотической зависимости - общая для всей России, - сказал Владыка Виктор. - Мы понимаем, что крестный ход с иконой Божией Матери "Неупиваемая Чаша" сразу не решит ее, но его главная задача - заявить о необходимости здорового образа жизни для россиян, показать, что мы едины в стремлении избавить нашу страну от этого недуга".

Присутствующих приветствовал архиепископ Великоновгородский и Старорусский Лев: "На фоне экономических, политических неурядиц не все люди смогли справиться с теми испытаниями, которые выпали на долю наших соотечественников в последнее время. Многие пристрастились к алкоголю и наркотикам... Чем мы можем им помочь? В сегодняшнем чтении Евангелия мы слышали о том, как вера спасла слепого, обратившегося к Богу. В Евангелии множество таких примеров. Но православная вера спасала и наш народ на протяжении всей его истории... И сегодня, когда многие испытания посетили нас, мы вновь обращаемся с верой перед этим чудотворным образом "Неупиваемая Чаша" с тем, чтобы Матерь Божия покрыла Землю Русскую своим святым омофором и оградила бы нас от многих бед и, самое главное, от страшной напасти - алкоголизма и наркомании. Примечательно, что здесь, на истоке Волги, собрались представителя государственной власти, Церкви, бизнеса, собрались все те, кому небезразлична судьба нашего народа, для того, чтобы верой и своими делами сделать все необходимое для предотвращения гибели России от алкоголизма. Я верю, что по нашим молитвам и по нашей вере Господь спасет нашу Родину, спасет наш народ".

Колокольный звон на передвижной звоннице возвестил о начале Волжского крестного хода. Участники шествия во главе с архиепископом Виктором прошли до деревни Новинки первые восемь километров пути. "Воскресение Христово видевши, поклонимся Господу Иисусу..." - пели дружные голоса в перерывах между чтением акафиста иконе Божией Матери "Неупиваемая Чаша". В Новинках после молебна о благополучном водном путешествии Владыка Виктор, постоянные участники крестного хода вместе со святыней взошли на катер и переправились к величественному из красного кирпича храму в честь Иоанна Предтечи в д. Ширков Погост.

Примечательно, что первая остановка крестного хода в храме Иоанна Предтечи - покровителя православных трезвенников России.

30 мая. Волжский крестный ход в этом году имеет свою особенность: даже при самом ясном закате следующее утро выдается пасмурным, иногда дождливым. А немного спустя появляется солнце - и греет до самого вечера. Вот и сегодня: когда икону несли крестным ходом из церкви иконы Божией Матери "Знамение" в Богородицкий Житенный монастырь, небо было пасмурным. А после того, как Владыка отслужил Божественную Литургию и икону "Неупиваемая Чаша" вынесли из храма Смоленской иконы Божией Матери, уже вовсю светило солнце.

Крестным ходом обошли монастырь. Стены монастыря уцелели в годы лихолетья, да и само внутреннее устройство обители постепенно налаживается стараниями матушки Елизаветы, монахинь и послушниц. На катере переправились в Нилову Пустынь.
В обители преподобного Нила Волжский крестный ход встречала вся братия монастыря на архиерейской пристани. Икону Божией Матери "Неупиваемая Чаша" с благоговением перенесли в Богоявленский собор, где архиепископ Тверской и Кашинский Виктор совершил пасхальным чином вечернее Богослужение на Отдание Пасхи.

1 июня. Волжский крестный ход встречали в Селижарове, в церкви святых апостолов Петра и Павла. Благочинный протоиерей Анатолий Волгин совершил Божественную Литургию и произнес проповедь о Вознесении Господнем, пропитанную глубокой христианской мудростью и любовью. Затем к прихожанам обратился диакон Александр Горячев. Он рассказал о социальной значимости крестного хода под девизом "За трезвость", о деятельности тверского товарищества трезвенников, бессменным председателем которого на протяжении 15 лет является он сам.

2 июня. Вот и Ржев. Здесь мы побывали во всех трех действующих православных храмах. С утра Владыка служил в храме Новомучеников Российских. До трех часов дня чудотворная икона оставалась в храме, и к ней все шли и шли ржевитяне. А затем "Неупиваемую Чашу" крестным ходом перенесли в Вознесенский собор, располагающийся в живописном уголке города на берегу Волги. На следующий день утром крестный ход тек по сонным улицам Ржева, как большая река, неспешно несущая свои воды, то и дело вбирающая в себя все новые и новые ручейки. Горожане, жмурящиеся от яркого солнца, окутанные ароматом сирени, заслышав пение и колокольный звон, с минуту стояли в задумчивости, затем радостно крестились и вливались в шествие...

И вот уже виден Оковецкий храм, с его колокольни разливается по всему городу густой звон. Путь Пресвятой Богородицы усыпан цветами сирени...

После Божественной Литургии за обедом разговор то и дело возвращался к теме трезвения. Диакон Александр Горячев напомнил спутникам сюжет повести "Батый": татаро-монголы разгромили Рязань, не оставив камня на камне, и, казалось, в живых не осталось никого. Но вот поднялся один человек. В горести и беспамятстве метался он по дымящимся развалинам, пока не увидел лежащий на земле колокол. С трудом куда-то его подвесил и стал звонить, звонить, что было сил. И постепенно из под обломков стали подниматься люди...
- И ведь стоит Рязань! - закончил рассказ отец Александр. - Я очень рад, что именно Церковь взялась за столь сложное и важное дело: она как будто звонит сейчас в тот самый колокол...
В том же ключе высказалась и заместитель главы Ржева Галина Мешкова:
- Я надеюсь и верю, что эта инициатива, этот крестный ход поможет избавиться от страшного недуга, оскверняющего нашу Тверскую землю!..
5 июня. Волжский крестный ход прибыл в Тверь. В 20.00. на пристани в поселке Мигалово, несмотря на грозу и начинающийся дождь, чудотворный образ Божией Матери "Неупиваемая Чаша" был торжественно встречен священнослужителями и многочисленными православными тверичанами. После этого икону перенесли к Христорождественской церкви, где настоятель храма священник Димитрий Куликов отслужил молебен перед чудотворным образом.

Те верующие, которые в этот день не смогли приложиться к святыне, имели возможность встретить икону ранним утром следующего дня. Торжественная встреча состоялась 6 июня в 7.30 у храма святого Михаила Тверского. Городское духовенство и православные жители Твери, затаив дыхание, стояли на берегу Волги, недалеко от острова Памяти и ждали приближения катера с находящейся на нем святыней. Оттуда пешим ходом, с торжественными песнопениями в честь Божией Матери, шествие проследовало в Вознесенский собор, где совершена Божественная Литургия. К чудотворной святыне, поставленной в центре храма, вереницей тянулись люди, чтобы приложиться к образу Божией Матери "Неупиваемая Чаша", моля Пресвятую Деву о даровании здравия родным и близким людям. Многие из пришедших прикладывали к чудотворному образу принесенные с собой маленькие иконки, чтобы и домой унести частичку благословения Богородицы.

В 15.00. чудотворную икону Божией Матери торжественным крестным ходом перенесли из Вознесенского собора в Иоанно-Предтеченскую церковь, где в 17.00. началось Всенощное бдение, а утром 7 июня в этом же храме, архиепископ Тверской и Кашинский Виктор, в сослужении тверского духовенства, возглавил Божественную Литургию.

В воскресенье, 11 июня, православные тверичане провожали икону Божией Матери "Неупиваемая Чаша". Около двух часов дня корабль со святыней на борту отчалил от берега и отправился дальше по Волге. Утром, в тверском соборе "Белая Троица", архиепископ Тверской и Кашинский Виктор возглавил Божественную Литургию и отслужил молебен перед чудотворной иконой. Все, пришедшие в этот день на Богослужение, могли приложиться к святыне, попросить у Божией Матери помощи и заступничества. Затем икону пронесли крестным ходом вокруг храма и направились к речному вокзалу. Огромное количество людей шли вместе через центр города, вслед за иконой, выражая тем самым свое почтение святыне. Многие прохожие останавливались и не могли насмотреться на ее красоту и великолепие.

12 июня. В Конакове от плавучей пристани крестный ход прошел по центральной части города - к домовой церкви святого князя Михаила Тверского и святой княгини Анны Кашинской, располагающейся при детско-юношеском культурно-образовательном центре "Новая Корчева". В небольшом храме не разместилось и одной пятой части собравшихся. Здесь святыню встречали особенно горячо. Молясь, многие плакали, а когда икону перед отплытием стали переносить на корабль, перегибались через борта и тянули деньги на требы, выкрикивая имена своих мужей, братьев, матерей, сыновей, одержимых тяжким недугом пьянства... Помоги им, Господи!..

14 июня. Там, где река Хотча впадает в Волгу, на самом мысу, как будто паря над водой, стоит храм Иерусалимской иконы Божией Матери. На берегу с хлебом-солью встречали участников крестного хода жители Белого Городка...

Здесь нас ждал сюрприз: местная администрация и духовенство Кимрского благочиния подготовили тематический "круглый стол". Дети из 14-ти школ района, а также воскресных школ и православных кружков, собравшись в зале дома культуры, смогли задать все интересующие их вопросы представителям духовенства, администрации, правоохранительных органов, местного наркологического диспансера. Вопросы были самые разные: "Можно ли в пост смотреть телевизор?", "Как действует пиво на организм подростка?", "Почему, если табак вредит здоровью, государство не издает закона о запрете продажи сигарет?".

17 июня. Утро последнего дня выдалось ярким и солнечным. По устланной травой и цветами дорожке образ "Неупиваемая Чаша" внесли в реставрируемый собор Вознесения Господня г. Калязина, где Владыка Виктор совершил Божественную Литургию, в которой принял участие и настоятель Высоцкого мужского монастыря города Серпухова игумен Кирилл (Костиков), приехавший по окончании пути забирать чудотворную икону. После Богослужения на прихрамовой территории с приветственным словом к калязинцам обратились Владыка Виктор, попечители крестного хода, а также представители местной администрации и образовательных учреждений. Крестным ходом прошли по улицам города, возле пристани сели на катер и направились к "монастырскому" острову (ранее там располагалась Троицкая обитель, основанная преподобным Макарием Калязинским). На острове у восстановленной монастырской башни был отслужен молебен.

Финальные мероприятия Волжского крестного хода были поистине грандиозными: для выступления на праздничном концерте прибыли 180 исполнителей! Музыка - плавная и торжественная, духовная и народная - лилась со сцены и разносилась ветром по улицам города, по Волжским просторам, радуя сердца.

ДЕСНИЦА ИОАННА

КРЕСТИТЕЛЯ В РОССИИ

7 июня ковчег с десницей честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна был доставлен из Черногории в Москву. Акция по принесению десницы пророка в Россию проводится по благословению предстоятелей Сербской и Русской Православных Церквей - патриархов Павла и Алексия II. Организатором акции выступил Фонд Андрея Первозванного.

Пребывание в России великой христианской святыни - десницы Иоанна Предтечи, которую Пророк возложил на голову Спасителя, когда крестил Его в Иордане - великое событие для всех православных нашего Отечества. Для православных трезвенников оно по-особому значимо, ведь Иоанн Предтеча - небесный покровитель Всероссийского братства "Трезвение".

Судьба великой святыни - десницы святого пророка Иоанна, тесно связана с историческими событиями в России и других странах, где она пребывала. Обходя с проповедью Христовой разные города и селения, Евангелист Лука взял из Севастии в Антиохию частицу мощей великого пророка - его правую руку (десницу). Девять веков рука пророка находилась там, и только когда в 959 году мусульмане овладели Антиохией (при императоре Константине Порфирородном), дьякон перенес руку Предтечи в Xалкедон. Оттуда она была перевезена в Константинополь, где и хранилась до времени завоевания этого города турками.

Позже десница хранилась в Иерусалиме, на острове Родос, на Мальте, в Австрии.

В 1799 году десница Иоанна Крестителя и частица Животворящего Креста Господня были переданы российскому императору Павлу Первому Мальтийским рыцарским орденом и хранились в Гатчине под Санкт-Петербургом. В 1919 году святыни были увезены в Эстонию, а затем тайно перевезены в Данию, где пребывала в изгнании вдовствующая императрица Мария Федоровна. После кончины царицы ее дочери передали реликвии главе Русской Зарубежной Церкви митрополиту Антонию (Храповицкому). Они хранились в Берлине. Затем мощи Пророка были переданы королю Югославии Александру Карагеоргиевичу. После оккупации страны гитлеровцами святыни вывезли в отдаленный черногорский монастырь.

В 1951 году отряд югославского спецназа изъял реликвии и передал в хранилище музея города Цетинье. Через 17 лет один из полицейских тайно сообщил об их местонахождении сербскому духовенству. Только в 1993 году, во время посещения Черногории Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, святыня была вновь явлена миру и хранится в Цетинском мужском монастыре.

В аэропорту "Внуково-3" святыню встречали многочисленные представители православного духовенства Москвы. После краткого молебна украшенный драгоценностями ковчег с мощами для поклонения верующих привезли к началу вечернего Богослужения в храм Христа Спасителя, которое возглавил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В главном храме столицы десница находилась до 16 июня. За эти дни приложиться к святым мощам успели более 400 тысяч верующих. Затем святыня начала свой путь по России.

В дни пребывания Святыни на Нижегородской земле желающих поклониться деснице Иоанна Крестителя было так много, что люди стояли в полукилометровой очереди перед собором по 13 часов и более.

В течение 40 дней пребывания вне Черногории Святыне смогли поклониться христиане Чебоксар, Екатеринбурга, Саратова, Челябинска, Владикавказа, Ростова-на-Дону и Санкт-Петербурга. Дальше Святыню доставят в Минск и Киев.

16 июня ковчег с десницей Иоанна Крестителя вернется в Цетинский монастырь в Черногории.

ВНЕСТИ
ЧЕТКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Считаем, что Всероссийское Иоанно-Предтеченское братство "Трезвение" за три года своего существования вполне созрело для того, чтобы просить благодатного Патриаршего благословения.

Для этого необходимо доработать устав братства, учитывая накопленный опыт. В частности, мы предлагаем внести четкое определение православного трезвенника, как это было до революции. Верующий человек любую аскезу всегда посвящает Христу. Поэтому православные трезвенники, в отличие от трезвенников-атеистов, посвящают свою трезвость Господу нашему Иисусу Христу, давая обет трезвости. Это относится как к мирянам, так и к священнослужителям.
1.Предлагаем внести в устав Всероссийского Иоанно-Предтеченского братства "Трезвение" понятие действительного члена и соискателя в действительные члены братства. Членом братства будет любой православный трезвенник, давший обет трезвости на всю жизнь или на какой-то срок (временем срока будет определяться действительное членство в братстве). Соискателем в действительные члены может считаться любой православный, не употребляющий одурманивающих веществ: спиртное, табак, другие наркотизирующие вещества, - но не принявший обета трезвости. В принятии решений и голосовании могут участвовать только действительные члены братства. Соискатели и гости участия в голосовании не принимают.

2. В связи с ежегодным расширением состава братства доработать технический учет его действительных членов (ксерокопии обетных грамот к поименным спискам в электронном виде и на бумажных носителях). Включать трезвеннические братства и общества в состав Всероссийского только при условии согласованности их уставов с уставом Всероссийского Иоанно-Предтеченского братства "Трезвение".
Члены Всероссийского братства "ТРЕЗВЕНИЕ":

Протоиерей Алексий Тимофеев, духовник и председатель братства трезвости в честь иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша", село Озерецкое Дмитровского района Московской области.

Диакон Александр Горячев, руководитель братства трезвости г. Твери.

Сергей Борисович Шилков, зам. председателя Всероссийского братства "Трезвение", г.Москва.

Марина Эдуардовна Шилкова, член совета, г.Москва.

Евгений Игоревич Волков, член совета, г.Ярославль.

Галина Васильевна Нагорная, секретарь клуба "Бодрствование" во имя св. мученика Вонифатия, г. Санкт-Петербург.

Татьяна Алексеевна Метельская, клуб "Бодрствование", г. С-Петербург.

Вера Александровна Михайлова, клуб "Бодрствование", г. С-Петербург.

Юрий Никифорович Кладиков, клуб "Бодрствование", г. С-Петербург.

Игорь Леонидович Утробин, клуб "Бодрствование", г. С-Петербург.

Ирина Евгеньевна Дмитриева, выпускница Свято-Иоанновских епархиальных педагогических курсов, педагог, г. С-Петербург.

Ирина Николаевна Хомякова, выпускница Свято-Иоанновских епархиальных педагогических курсов, работник культуры, г. С-Петербург.


ПО ОБРАЗУ БОЛЬШОЙ СЕМЬИ

Когда мы говорим о проблеме противодействия наркомании и алкоголизму, то должны четко понимать, что алкоголизация и наркотизация распространяется в том обществе, в котором утрачиваются духовно-нравственные ориентиры и высший смысл человеческого существования, когда исчезает понятие греха и насаждается культ примитивных "наслаждений". В "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви" говорится: "Основная причина бегства многих наших современников в область алкогольных или наркотических иллюзий - это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров... Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов". И верно: чем бы человека ни развлекала цивилизация, отсутствие духовно-нравственного миропонимания непременно приведет к духовному кризису, к целому комплексу психических и физических расстройств личности. Именно на устранение этих причин и направлена деятельность нашего отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии.

Опыт показал, что следование традициям Русской Православной Церкви в профилактике и реабилитации наркомании и алкоголизма в нашей стране методологически наиболее обосновано, чем западные методики, которые нам настойчиво внедряют, так как Православие ближе нашему менталитету и более успешно проявляет себя на уровне генетической памяти. Потому-то именно православный опыт противодействия наркомании и алкоголизму наиболее плодотворен в нашей стране. Церковный опыт был изучен окружной антинаркотической комиссией при Полномочном представителе Президента Северо-Западного федерального округа. Было принято решение: "Признать высокую эффективность работы, проводимой Санкт-Петербургской и другими епархиями, находящимися в пределах Северо-Западного федерального округа, по реабилитации и постреабилитации нарко- и алкоголезависимых и рекомендовать накопленный опыт к распространению". Кроме того, от Полномочного представителя Президента было обращение к Правящему Архиерею с просьбой о создании отдела по противодействию наркомании и алкоголизму в Санкт-Петербургской епархии. Такой отдел был создан 1 октября 2003 года.

Создание отдела в нашей епархии имело, как мы и ожидали, положительное значение в активизации церковной антинаркотической и антиалкогольной работе не только в епархиях, соседствующих с нами, но и в других епархиях Русской Православной Церкви. К нам приезжают из Украины, Белоруссии, Эстонии, Казахстана и других регионов. Мы оказываем консультативную, методологическую, информационную и иную помощь, которая лежит в пределах нашей компетенции и возможностей.

При отделе по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии действует несколько структурных подразделений. Важную задачу по реабилитации наркозависимых выполняет Епархиальный реабилитационный центр "Саперное", который начал свою работу в 1996 году в приходе храма Коневской иконы Божией Матери на Карельском перешейке. В основном здесь проходит реабилитацию молодежь в возрасте от 18 до 32 лет.

Основа комплексной духовной, психологической и педагогической реабилитации лежит в восстановлении духовных ценностей, изменении мировоззрения, переосмыслении прошедшего жизненного этапа, в воспитании реабилитантов на основе традиционных для России культурных ценностей, нормализации психологического состояния зависимых от наркотиков людей. Принципы, применяемые при душепопечении наркозависимых в нашем центре, строятся с учетом психологии, физиологии, аскетики и других важных дисциплин. Одновременно с духовной, психологической и педагогической проводится и социально-трудовая реабилитация, которая заключается в обязательном несении трудового послушания, развитии у подопечных трудолюбия и приобретении навыков дальнейшей трудовой деятельности в обществе.

Организация реабилитационной среды в Епархиальном реабилитационном центре "Саперное" строится по образу правильной большой многодетной семьи, братства или общины монастырского типа. Во главе семьи находится священник, являющийся "строгим и любящим отцом", который определяет план работы, контроль за выполнением и качеством работы, понимающий чувства реабилитантов, помогающий разбираться в духовных и житейских вопросах. Образ женщины-матери несет матушка (жена священника). Она также общается с реабилитантами, показывает пример в работе (на поле, огороде, в домашнем хозяйстве), помогает им советом в семейных делах и общении с родителями, оделяет теплой материнской заботой. Помощь священнику оказывают несколько волонтеров (ребят, которые прошли реабилитацию в центре и имеют стойкую ремиссию от 3 до 5 лет). Их задача - быть примером для реабилитантов, научить их жить по принципу "делай, как я". Следующим звеном идет костяк группы - "старшие дети" - это ребята, которые живут на приходе 3-4 и более месяцев, знающие порядки, дисциплину, которым доверяют. Они помогают адаптироваться вновь поступившим и служат им примером. Среди них выбираются старшие по работам, по быту и т.п. Новые ребята - "младшие братья" - входят в общину по одному. Жизнь строится вокруг Богослужения и Церковных Таинств.

Дважды в неделю в центре "Саперное" проводятся занятия в воскресной школе. Кроме того, каждую неделю проходит показ видеофильмов с последующим их обсуждением, так называемый кинолекторий. Во время обсуждения специально подобранных фильмов происходит осмысление и эмоциональное прочувствование важнейших человеческих жизненных задач и путей их решения. Для наркозависимых просмотр фильмов и их обсуждение в группе является весьма эффективным терапевтическим приемом.

Очень важным инструментом в помощи вторичной профилактики наркозависимых является институт обетов трезвости. Однако пользоваться им нужно очень осторожно. Основываясь как на дореволюционном, так и собственном опыте, нами установлено, что обет должен принимать священник с учетом личностных особенностей и степени воцерковления желающего дать его. Очень важно объяснить, что обет трезвости дается Богу, а не священнику, что нарушение его является сугубым грехом. Сроки обетов первоначально давать небольшие -3-6 месяцев. Выдержавшие этот срок могут давать обет трезвости на более длительное время. Обет в основном дается на отказ алкоголя, так как его употребление, как правило, провоцирует наркозависимых на возврат к употреблению наркотиков. Желающему дать обет на неупотребление наркотиков срок может быть только один - на всю жизнь.

Во главу всего проекта реабилитации в "Саперном" изначально заложена любовь, доверие, желание помочь реабилитанту встать на правильный путь. Создание структуры реабилитации, основанной на образе правильной семьи, ведет к дальнейшему формированию у реабилитанта должного отношения к родителям, осмыслению цели семейной жизни, учит, каким должно быть воспитание детей. Устроение жизни на приходе с одной стороны просто, а с другой требует, если хотите, подвига. Человеку нелегко очиститься от страстей, но ведь очищение человека - это не только отрицание старого, но и приобретение нового, что требует также немало усилий.

В отличие от большинства светских центров реабилитации, мы убеждаем воспитанников, что не только наркотики, но все, что негативно влияет на сознание и мешает человеку критически оценивать ситуацию, вредно для их физического, психического и духовного здоровья, поэтому категорически неприемлемо для них. Мы имеем ввиду не только наркотики, но и некоторые виды лекарственных препаратов, алкоголь, табакокурение, а также рок-музыку и религиозные учения деструктивных сект. Кроме этого мы стараемся показать, что сущность различных страстей, их природа совершенно одинакова, - будь то наркомания, игромания или компьютерная зависимость - и поэтому одинаково опасна.

Очень важно, чтобы попавшие в зависимость (одержимые страстью) поняли, что за понятием "зависимость" стоит не просто дурная привычка, вызвавшая болезнь, а в реальности существующий инфернальный (адский, демонический) мир, которому противостоять только лишь человеческими усилиями (будь то медицинская или психологическая помощь и даже их совокупность) без веры в Бога малоуспешно.

Нужно отметить, что реабилитационный центр "Саперное" в нашей епархии не единственный. Имея те или иные особенности, но осуществляя реабилитацию на основе православного вероучения, работает братство преподобного Серафима Вырицкого, скит при храме "Неупиваемая Чаша" в Покрово-Тервеническом монастыре и другие монастыри.

Подготовку наркозависимых ребят к реабилитации в "Саперном" и других центрах осуществляет Епархиальный реабилитационный центр "Воскресение", расположенный на территории Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Там же проводится школа родителей и оказывается постреабилитационная поддержка нашим подопечным. Центр "Воскресение" действует с 2002 года.

В нашей работе мы исходим из представления о том, что одним из важнейших составляющих вторичной профилактики наркомании является работа с родителями. Практика убедительно свидетельствует о том, что у наркозависимых людей, чьи семьи были вовлечены в реабилитационный процесс, срывы происходят значительно реже, чем у реабилитантов, чьи родители уклонялись от программ поддержки. Иными словами, от того, насколько успешно строится работа с родителями, зависит, какой станет семья для выздоравливающего наркомана - провоцирующей наркотическое поведение или предохраняющей от наркотизации.

С октября 2004 года в Митрополичьем корпусе Свято-Троицкой Александро-Невской лавры при Епархиальном отделе по противодействию наркомании и алкоголизму открылась школа трезвения. В ней на специальных курсах оказывается помощь людям, желающим преодолеть алкогольную или табачную зависимость. Также здесь осуществляется психологическая поддержка родным и близким зависимых людей. Большинство преподавателей нашей школы трезвения имеют многолетний опыт трезвенной работы в приходах Санкт-Петербургской епархии.

С нашей точки зрения опыт работы с семьями наркоманов и самими наркоманами не должен автоматически переноситься на работу с семьями алкоголиков и ими самими, несмотря на то, что в проявлениях этих двух духовно-нравственных болезней существуют общие черты. Именно потому система реабилитации алкоголезависимых людей в школе трезвения значительно отличается от системы реабилитации в центре "Воскресение".

В школе трезвения курс по преодолению алкогольной и табачной зависимостей проводится в два этапа. Первый этап курса - подготовительный. Он состоит из нескольких занятий или индивидуальных консультаций. На этом первом, весьма важном этапе преодоления алкогольно-табачной зависимости, наши слушатели получают знания о природе зависимостей, об эффективных способах исцеления, приобретают необходимые сведения для начала трезвой жизни. Человеку предлагается разобраться в том, насколько сильно его стремление измениться, стать лучше. На подготовительный курс принимаются только зависимые люди, а их близкие приглашаются в школу трезвения на второй, основной этап курса.

На основном курсе слушатели смогут познакомиться с теми, кто уже долгий период ведет трезвый образ жизни. Здесь проходят интересные встречи со священниками, врачами, писателями, общественными деятелями. Цель основного курса - закрепить установку на трезвый образ жизни. Нашим слушателям и их близким мы рекомендуем посещать встречи основного курса хотя бы в течение полугода. Встречи проходят вечером один раз в неделю.

Подавляющее большинство слушателей школы после завершения цикла занятий ведут трезвую жизнь, сознательно отказавшись от саморазрушения организма алкоголем и табачным дымом. Залог успеха слушателей школы трезвения состоит в том, что они избрали высокие духовно-нравственные жизненные цели. А эти цели, в свою очередь, вытащили их из привычной обыденности, поскольку наши трезвомыслящие подопечные прилагали усилия и упорство к изменению себя.

Еще одно направление деятельности отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии - профилактика наркомании, алкоголизма и никотинизма. Основная цель профилактики - насколько возможно снизить спрос на наркотики, алкоголь и сигареты. В плане профилактической деятельности наш отдел издает книги, буклеты, плакаты, видеофильмы, аудиокассеты. Нами выпускается альманах "Теория и практика противодействия наркомании и алкоголизму". Сотрудниками отдела постоянно проводятся обучающие семинары и круглые столы. Мы являемся обязательными участниками всех форумов, в т. ч. международных, касающихся проблем наркомании и алкоголизма.

Отдельная задача нашей профилактической деятельности - это совместная работа с миссионерским отделом по разъяснению опасности обращения за помощью в сектантские организации, которые, используя западную финансовую и политическую поддержку, расплодились как поганки по всей России. Особенно вызывает тревогу наступательность такого вредного и духовно опасного сообщества, как АА/АН, которые сумели внедриться не только в светские реабилитационные учреждения, но даже в некоторые православные монастыри.

Стоит затронуть, прежде всего, вопрос о том, что в программной литературе АА/АН особо подчеркивается духовный, но не религиозный характер "12 шагов". При этом понятие "духовность" не расшифровывается, оставляя полную свободу для каких угодно истолкований самими членами АА/АН. На практике это приводит к подверженности членов АА/АН влиянию со стороны любых религиозных, философских, квазирелигиозных и оккультных систем, которые в том или ином контексте употребляют слово "духовность".

Наркозависимые и алкоголезависимые люди конечно же нуждается в духовной поддержке и ищут ее, но "духовность" программы "12 шагов" настолько неопределенна и расходится с традициями Русской Православной Церкви, что люди, попавшие в лукавые программы АА/АН, рискуют навсегда потерять связь с духовными и культурными традициями своего народа.

Принципиальным различием в православном представлении и положениях программы АА/АН является, например, что алкоголизм по пониманию АА/АН - такая же болезнь как диабет, и ответственности за эту болезнь алкоголезависимый почти не несет. Православное же вероучение утверждает, что любая зависимость - изначально грех, а уже потом болезнь. Апостол Иаков пишет: "Похоть (то есть, пожелание, страсть - авт.) же, зачавши, рождает грех, сделанный же грех порождает смерть" (Иак. 1, 15).

В последнем номере альманаха "Теория и практика противодействия наркомании и алкоголизму" мы предложили некоторые выводы о личностных особенностях "анонимных" алкоголиков и наркоманов. Позвольте процитировать:

"1. В результате отождествления с программой у участников движения происходит не возвращение в сообщество независимых людей, а формируется принадлежность к особой группе "анонимных" алкоголиков или наркоманов, что приводит к укреплению чувства собственной особенности и исключительности, вплоть до ощущения превосходства над людьми, не имеющими отношения к программе "12 шагов".

2. Уверенность в том, что без программы невозможно выздоравливать и сохранять трезвость стимулирует страх потери 12-шаговой группы, способствует выработке психологической зависимости от программы.

3. С течением времени у членов движения АА/АН снижается способность к критическому осмыслению всего, что так или иначе связано с программой, мышление становится стереотипным и категоричным.

4. Возникает несоответствие декларируемого и реального поведения, которое зачастую становится манипулятивным, и при этом оправдывается с помощью словесной эквилибристики программными положениями.

5. Усугубляется беззащитность "анонимных" алкоголиков и наркоманов перед влиянием любых, в том числе явно деструктивных "духовных" учений и систем. Не осознается внутренняя противоречивость собственного мировоззрения.

К сожалению, в специальной литературе, посвященной проблемам зависимости, до сих пор уделяется недостаточное внимание критическому анализу программы "12 шагов" и ее влиянию на "анонимных наркоманов" и "анонимных алкоголиков". Очевидно, что кроме трезвости, которая является основной целью программы, участники приобретают такие психологические качества, которые не могут оцениваться как положительные".

В заключение мне хотелось бы подчеркнуть, что в Русской Православной Церкви имеется богатейший опыт в деле противодействия наркомании и алкоголизму. Во многих епархиях успешно действуют православные общества трезвости и реабилитационные центры. Нам нужно больше обмениваться православным опытом помощи наркозависимым и алкоголезависимым людям, перенимать наиболее удачное в работе своих коллег.

Протоиерей Сергий Бельков,
руководитель отдела по противодействию наркомании
и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии
.




Старый стиль 5Октябрь среда Новый стиль) 18Октябрь Седмица 20-я по Пятидесятнице. Глас 2. День постный. Пища с растительным маслом. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМц. Харитины (304). Совершается служба с полиелеемСвтт. Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария, Московских и всея России чудотворцев. Сщмч. Дионисия, еп. Александрийского (264-265). Мц. Мамелхвы Персидской (ок. 344). Прп. Григория Хандзойского (861) (Груз.). Прпп. Дамиана, пресвитера, целебника (1071), Иеремии (ок. 1070) и Матфея (ок. 1085) прозорливых, Печерских. Прп. Харитины, кн. Литовской, в Новгороде подвизавшейся (1281). Прп. Гавриила исп (1959). Евангельские ЧтенияУтр. - Ин., 36 зач., X, 9-16. Лит. - Флп., 243 зач., II, 24-30. Лк., 28 зач., VI, 46 - VII, 1. Свтт.: Евр., 335 зач., XIII, 17-21. Мф., 11 зач., V, 14-19. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Лк. 6, 46-7, 1). "Что вы зовете Меня: Господи! Господи! и не делаете того, что Я говорю?" Отчего зовут Господом, а не творят воли Господней, отчего, то есть делами, не признают господства Его? Оттого, что только языком так зовут, а не сердцем. Когда бы сердце произносило: "Господи, Ты мой Господь", тогда в нем пребывала бы и полная готовность повиноваться тому, кого исповедуют своим Господом. А так как этого нет, то дела идут врозь с языком, а дела всегда таковы, каково сердце. Что же, стало быть нечего и взывать: "Господи, Господи"? Нет, не то. А надобно к внешнему слову приложить слово внутреннее, - чувство и расположение сердца. Сядь и размысли о Господе и о себе самом: что Господь и что ты такое; что Господь для тебя сделал и делает, зачем живешь и до чего доживешь. . . Тотчас дойдешь до убеждения, что иначе нельзя, как исполнять волю Господа всю неуклонно; другого нет нам пути. Убеждение это родит готовность делом исполнить то, что говорится словом: Господь. При такой готовности возбудится потребность помощи свыше, а от ней молитва: "Господи, Господи! помоги и даруй силы ходить в воле Твоей". И будет взывание ко Господу приятное для Господа. Молитвы Тропарь святителей Московскихглас 4Первопрестольницы Российстии,/ истиннии хранителие апостольских преданий,/ столпи непоколебимии, православия наставницы,/ Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати// и душам нашим велию милость. Кондак святителей Московскихглас 3Во святителех благочестно пожисте/ и люди к богоразумию настависте,/ и добре Богу угодисте,/ сего ради от Него нетлением/ и чудесы прославистеся,// яко ученицы Божия благодати. Величание Величаем вас,/ святителие Христовы,/ Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене,/ и чтим святую память вашу,/ вы бо молите за нас// Христа Бога нашего. Тропарь преподобных Дамиана пресвитера, целебника, Иеремии и Матфея прозорливых, Печерских, в Ближних пещерахХристовых повелений светом сердца своя просветивше,/ страстный мрак прогнасте,/ те Троицы селение бысте тричисленнии отцы,/ Дамиане, Иеремие с Матфеем,/ от Неяже благодать приемше,/ недужныя исцеляете, будущая возвещаете/ и, Ангелом сопричастницы суще,/ молитеся Христу Богу даровати нам причастие святых. Кондак преподобных Дамиана пресвитера, Иеремии и Матфея прозорливых, Печерскихглас 2Якоже древнии пророцы благодать пророчествия приемше/ и неложне духом предзревше, прорекоша найти хотящая,/ тако и вы в жизни нашей злая, грехов ради наших на ны грядущая, предвозвестисте;/ и ныне да не постигнут ны злая,/ испросите от Христа Бога исправление делом нашим и велию милость. Тропарь святителя Филиппа Первагоглас 3Чудо явися, извещением и делы возсияв,/ Духа Святаго произбранием святительства паству приим,/ откровением Божиим церковь разобра/ и величайшую воздвиже,/ всечестне Филиппе, святителю великий,/ мир граду даруй нашему Москве/ и велию милость. Показать ещё молитвы Кондак святителя Филиппа Первагоглас 8Во успении твоем обретоша на телеси твоем сокровище некрадомое:/ два креста и тяжчайшая железа, еже есть вериги,/ постом и молитвами Богу угодил еси, святителю Филиппе,/ моли Христа Бога о всех нас. Тропарь мученицы Харитиныглас 4Агница Твоя, Иисусе, Харитина/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю/ и, Тебе ищущи, страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе,/ и умираю за Тя, да и живу с Тобою;/ но, яко жертву непорочную, приими мя с любовию, пожершуюся Тебе./ Тоя молитвами,/ яко Милостив, спаси души наша. Кондак мученицы Харитиныглас 2Крепким разумом, Харитино,/ душу утверждали верою,/ борителя врага яве посрамила еси,/ у Христа предста, всеблаженная,/ червленицу от кровей твоих носящи,/ и присно со Ангелы радуешися,/ моли за ны, страстотерпице. Службы12 февраля: Святителя Мелетия, архиепископа Антиохии Великой. Святителя Алексия митрополита, всей России чудотворца. 20 мая: Мученика Фалалея. Святителя Алексия Московского 5 октября: Святой мученицы Харитины. Святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, митрополитов Московских, и всей России чудотворцев 17 февраля: Святого священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея Руси 23 сентября: Святителя Иннокентия, митрополита Московского, апостола Сибири и Америки 15 июня: Пророка Амоса. Святителя Ионы, митрополита Московского и всея России 30 декабря: Святителя Макария, Митрополита Московского и всея Руси 24 августа: Святого священномученика Евтиха. Святителя Петра, митрополита всея России, чудотворца 21 декабря: Святой мученицы Иулиании Никомидийской. Святителя Петра, митрополита Киевского и всей России 9 января: Святого мученика Полиевкта. Cвятителя Филиппа, митрополита Московского и всея России 3 июля: Мученика Иакинфа. Святителя Филиппа, митрополита Московского. Сайты приходов: Патриаршее благочиние приходов РПЦ в Туркменистане:Храм святителя Алексия, Митрополита Московского г. Байрамали Абаканская епархия:Храм в честь Святителей Московских г. Абакан Спасо-Преображенский кафедральный собор г. Абакан Приход Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси с. Ефремкино Анадырская и Чукотская епархия:Храм свт. Иннокентия, митроп. Московского пос. Провидения Аргентинская и Южноамериканская епархия:Храм свт. Тихона, Патриарха Московского г. Обэра Архангельская епархия:Храм святителя Тихона Патриарха Всероссийского г. Архангельск Астанайская епархия:Храм во имя святителя Алексия, митрополита Московского, чудотворца с. Байтерек Храм во имя святителя Тихона, Патриарха Всероссийского пос. Каргалы Храм во имя свт. Филарета Московского г. Алматы Ахтубинская епархия:Храм митр. Алексия Московского с. Селитренное Барнаульская епархия:Собор Александра Невского г. Бийск Храм Святителя Макария Митрополита Алтайского с. Лесное Белгородская епархия:Храм Алексия, митрополита Московского пос. Майский Храм Иннокентия, митрополита Московского, при Духовной семинарии г. Белгород Белевская епархия:Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Большое Скуратово Храм Николая Чудотворца с. Крапивна Бердянская епархия:Храм свт. Гермогена Московского с. Азовское Берлинско-Германская епархия:Храм-памятник свт. Алексия, митрополита Московского г. Лейпциг Биробиджанская епархия:Раздольненский Иннокентиевский монастырь с. Раздольное Благовещенская и Тындинская епархия:Храм святителя Тихона, Патриарха Московского пос. Ушумун Храм святителя Иннокентия Московского пос. Серышево Приход святителя Иннокентия Московского пос. Верхнезейск Братская епархия:Храм во имя святителя Иннокентия, Митрополита Московского г. Братск Великолукская епархия:Свято-Тихоновский собор г. Великие Луки Храм Тихона, Патриарха Московского пос. Кунья Виленская и Литовская епархия:Успенский Кафедральный собор (Пречистенский) г. Вильнюс Молитвенный дом во имя святителя Тихона г. Шальчининкай Владивостокская епархия:Храм Святителя Иннокентия Московского с. Приозёрное Волгоградская епархия:Храм во имя святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси г. Волгогорад Храм святителя Тихона Патриарха Московского с. Верхняя Добринка Храм свт. Иннокентия Московского пос. Вторчермет Вологодская епархия:Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Белозерск Храм прор. Иоанна Предтечи в Рощенье г. Вологда Воркутинская епархия:Храм Тихона, Патриарха Московского пгт. Чикшино Воронежская епархия:Алексиево-Акатов женский монастырь г. Воронеж Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Горожанка Храм во имя свт. Алексия, митрополита Московского и всей Руси с. Нижнее Турово Храм Тихона, Патриарха Московского с. Колодезный Храм в честь свт. Тихона еп. Амафунтского с. Подгорное Восточно-Американская и Нью-Йоркская епархия :Храм свт. Тихона, Патриарха Московского г. Бристоль Гаагская и Нидерландская епархия:Храм свт. Тихона, Патриарха Московского г. Наймеген Гатчинская епархия:Храм свт. Алексия митроп. Московского пос. Тайцы Горловская епархия:Александро-Невский кафедральный собор г. Славянск Горноалтайская епархия:Храм свт. Макария Невского с. Чемал Городецкая епархия:Храм в честь Алексия митрополита Московского пос. Зиняки Екатеринбургская епархия:Храм Петра, митрополита Крутицкого г. Екатеринбург Храм свт. Иннокентия Московского г. Екатеринбург Екатеринодарская епархия:Храм свят. Алексия Митрополита Московского г. Туапсе Храм в честь собора Новомучеников и исповедников Российских с. Верхневеселое Храм святителя Тихона еп. Воронежского с. Кирпичное Храм святителя Тихона Московского г. Апшеронск Елецкая епархия:Храм Казанской иконы Божией Матери с. Воронец Енисейская епархия:Храм Тихона, Патриарха Московского с. Байкит Запорожская епархия:Храм в честь Священномученика Петра Крутицкого г. Запорожье Иваново-Вознесенская епархия:Храм свт. Алексия, митр. Московского при Иваново-Вознесенской Православной духовной семинарии г. Иваново Ижевская епархия:Храм митр. Алексия Московского г. Ижевск Иркутская епархия:Молитвенный дом во имя Святителя Иннокентия, митрополита Московского пос. Качуг Искитимская епархия:Храм митр. Алексия Московского г. Черепаново Йошкар-Олинская и Марийская епархия:Храм Иконы Божией Матери Державная пос. Медведево Казанская епархия:Храм Петра, Алексия, Филиппа и Ермогена, Московских чудотворцев г. Казань Храм Ермогена, патриарха Всероссийского г. Набережные Челны Храм Тихона, Патриарха Московского пос. Сидоровка Калачевская епархия:Храм Тихона, Патриарха Московского г. Волжский Калужская епархия:Храм Воскресения Христова с. Трубино Храм Троицы Живоначальной с. Троицкое Храм Тихона, Патриарха Московского г. Обнинск Каменская епархия:Храм митр. Ионы Московского пос. Верхнее Дуброво Карагандинская епархия:Тихоновский храм г. Сарань Кемеровская епархия:Храм Филарета, митрополита Московского г. Кемерово Кинешемская епархия:Храм Успения Пресвятой Богородицы пос. Пестяки Троицко- Успенский кафедральный собор г. Кинешма Козельская епархия:Храм в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских с. Бояновичи Корсунская епархия:Храм прп. Симеона Нового Богослова и свт. Иннокентия Московского г. Аликанте Костромская епархия:Храм в честь святителя Тихона, Патриарха Всероссийского и всех Новомучеников и Исповедников Российских г. Кострома Липецкая епархия:Храм Николая Чудотворца с. Ксизово Храм Алексия, митрополита Московского, в Липецком епархиальном управлении г. Липецк Свято-Тихоновский Преображенский женский епархиальный монастырь г. Задонск Магаданская и Синегорская епархия:Храм Тихона Патриарха Московского пос. Верхний Сеймчан Храм свт. Иннокентия Московского пос. Дебин Монреальская и Канадская епархия:Приход свт. Тихона Патриарха Московского и Новомучеников Российских г. Кембридж Московская епархия (городская):Храм Димитрия Солунского на Благуше г. Москва Храм Рождества Христова в Митино с. Рождествено Храм Троицы Живоначальной дер. Горетово Храм митр. Алексия Московского в Рогожской слободе г. Москва Храм свт. Алексия, митрополита Московского г. Москва Покровский храм с. Кучки Покровский храм д. Алексино Храм Живоначальной Троицы в Листах г. Москва Храм святителя Николая Мирликийского в Троекурово г. Москва Храм Преображения Господня в Богородском г. Москва Храм в честь Святителя Алексия митрополита Московского в Северном Бутове г. Москва Храмовый комплекс Алексия, митрополита Московского и Храм Иконы Божией Матери "Неувядаемый Цвет" дер. Исаково Храм свт. Алексия Московского дер. Исаково Храм "Тихвинской" иконы Божией Матери и святителя Алексия митрополита Московского при ЦКБ г. Москва Храм митр. Алексия Московского г. Москва Собор Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря г. Москва Храм свт. Филарета Московского г. Зеленоград Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве г. Москва Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах г. Москва Храм Преображения Господня в Переделкино г. Москва Храм Живоначальной Троицы в Конькове г. Москва Храм свт. Филиппа, митр. Московского г. Москва Храм Иова, Патриарха Московского на Можайском шоссе г. Москва Храм сщмч. Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси в Крылатском г. Москва Храм сщмч. Ермогена, Патриарха Московского, в Гольянове г. Москва Храм сщмч. Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси в Зюзино г. Москва Храм священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси в Южном Тушино г. Москва Храм Михаила Архангела при Кутузовской избе г. Москва Храм Тихона, Патриарха Московского г. Московский Храм Живоначальной Троицы в Вишняках г. Москва Храм Тихона, патриарха Всероссийского в Косино г. Москва Храмовый комплекс свт. Тихона, Патриарха Московского и св. ап. Андрея Первозванного в Люблино г. Москва Домовая церковь Петра, митрополита Крутицкого и Коломенского, при Традиционной гимназии г. Москва Домовый храм мц. Татианы при МГУ им. М.В.Ломоносова г. Москва Храм Иннокентия, митроп. Московского в Бескудникове г. Москва Храм святителя Иннокентия, митрополита Московского в Ракитках г. Москва Храм Макария Невского г. Москва Московская епархия (областная):Никитский храм с. Северское Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Поречье Знаменский храм дер. Лисинцево Алексиевский храм г. Егорьевск Храм Алексия, митрополита Московского дер. Алферово Храм Алексия, митрополита Московского дер. Середниково Храм Иконы Божией Матери Казанская с. Долгомостьево Храм св. Алексия Московского в Стреглово дер. Горки Храм Успения Пресвятой Богородицы дер. Обухово Храм Троицы Живоначальной дер. Чашниково Собор Николы Белого г. Серпухов Алексиевский храм дер. Алферово Алексиевский храм дер. Малые Петрищи Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Липитино Тихвинский храм с. Авдотьино Собор Троицы Живоначальной г. Щелково Храм "Державной" иконы Божией Матери г. Фрязино Тихоновский храм г. Клин Храм Филарета, митрополита Московского г. Лобня Филаретовский храм дер. Малеевка Храм Иннокентия, митрополита Московского пос. Михнево Храм свт. Иннокентия Московского г. Люберцы Храм Преображения Господня г. Люберцы Храм Макария (Невского), митрополита Алтайского г. Дзержинский Нефтекамская епархия:Храм в честь святителя Тихона, патриарха Московского и Всея Руси д. Нижний Качмаш Нижегородская епархия:Храм трех Святителей московских Петра, Алексия и Ионы г. Нижний Новгород Храм святителя Алексия, митрополита Московского г. Нижний Новгород Храм Сергия Радонежского пос. Выездное Храм Тихона патриарха Всероссийского г. Дзержинск Новгородская епархия:Свято-Юрьев мужской монастырь г. Великий Новгород Новороссийская епархия:Храм Новомучеников и Исповедников Российских г. Новороссийск Омская епархия:Храм митр. Алексия Московского г. Омск Храм митр. Алексия Московского пос. Пушкино Ачаирский женский монастырь во имя Честнаго и Животворящего Креста Господня пос. Набережный Отрадненская епархия:Храм в честь Святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси с. Новое Ганькино Патриаршие приходы в Канаде:Храм-подворье свт. Тихона, Патриарха Московского г. Торонто Пермская епархия:Храм Алексия, митрополита Московского г. Кунгур Храм Алексия, митрополита Московского дер. Кособаново Храм Филиппа, митрополита Московского с. Филипповка Храм Иннокентия, митроп. Московского пгт. Звёздный Пинская епархия:Храм Святителя Тихона Патриарха Московского и всея Руси г. Ганцевичи Храм Святителя Филарета дер. Речки Покровская епархия:Храм во имя святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси пос. Анисовский Пятигорская епархия:Храм Тихона, патриарха Всероссийского г. Пятигорск Ржевская епархия:Храм Иова и Тихона, Патриархов Московских г. Андреаполь Свято-Тихоновский женский монастырь г. Торопец Рижская епархия:Храм Святителя Алексия Митрополита Московского г. Лиепая Россошанская епархия:Храм Тихона Задонского г. Острогожск Рыбинская епархия:Храм Благовещения Пресвятой Богородицы г. Тутаев Храм во имя свт. Алексия, митрополита Московского г. Углич Храм в честь Святителя Филиппа дер. Загайново Храм Тихона, Патриарха Московского г. Рыбинск Рязанская епархия:Никольский храм с. Печерниковские Выселки Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы с. Маково Салехардская епархия:Храм свт. Филарета Московского с. Толька Самарская епархия:Храм Вознесения Господня г. Самара Храм Тихона, Патриарха Московского г. Тольятти Санкт-Петербургская епархия:Храм свт. Петра, митрополита Московского г. Санкт-Петербург Храм свт. Петра, митрополита Московского г. Санкт-Петербург Храм свт. Алексия, Митрополита Московского, что на Семеновском плацу г. Санкт-Петербург Храм святителя Алексия, митрополита Московского пос. Лахта Казанский кафедральный собор г. Санкт- Петербург Храм свт. Тихона, патриарха Московского г. Санкт-Петербург Саратовская епархия:Свято-Алексиевский женский монастырь г. Саратов Северодонецкая епархия:Храм Святого Духа г. Теплогорск Симферопольская епархия:Храм во имя святителя Филиппа, митрополита Московского пос. Казачья бухта Скопинская епархия:Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы с. Троица-Лесуново Ставропигиальные монастыри РПЦ:Высоко-Петровский мужской монастырь г. Москва Храм Алексия, митрополита Московского с. Топорково Собор Вознесения Господня, Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь с. Лукино Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь пос. Соловецкий Донской ставропигиальный мужской монастырь г. Москва Алексеевский ставропигиальный женский монастырь г. Москва Свято-Троицкая Сергиева Лавра г. Сергиев Посад Тарская епархия:Вознесенско-Иннокентьевский храм г. Тара Ташкентская епархия:Храм сщмч. Ермогена Патриарха Московского г. Ташкент Тверская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" дер. Броды Храм Филиппа, митрополита Московского дер. Селищи Тобольская епархия:Храм Святителя Алексия Московского г. Нягань Тульская епархия:Храм Святителя Николая с. Медвенка Храм Рождества Пресвятой Богородицы пос. Горелки Храм святителя Алексия г. Тула Уфимская епархия:Храм свт. Алексия Московского с. Буруновка Приход в честь Святителя Филарета Митрополита Московского с. Тукан Хабаровская епархия:Храм Тихона Патриарха Московского пгт. Хор Храм Иннокентия, митроп. Московского г. Хабаровск Ханты-Мансийская епархия:Храм в честь святителя Тихона патриарха Московского и всея Руси пос. Нижнесортымский Черняховская епархия:Храм свт. Тихона, Патриарха Московского г. Полесск Чистопольская епархия:Храм Воскресения Христова пос. Алексеевское Читинская епархия:Свято-Иннокентиевский храм г. Чита Шуйская епархия:Троицко-Знаменский храм пос. Лежнево Южно-Американская епархия:Храм свт. Гермогена, Патриарха Московского г. Буэнос Айрес Южно-Сахалинская епархия:Храм митр. Алексия Московского с. Первомайск Храм Тихона, Патриарха Московского г. Поронайск Храм свт. Филарета Московского с. Буюклы Храм Иннокентия, митрополита Московского г. Южно-Сахалинск Храм свт. Иннокентия Московского г. Северо-Курильск Ярославская епархия:Храм Петра митрополита Московского с. Львы Воскресенский храм с. Черная Заводь Храм Кирилла и Афанасия. Кирилло-Афанасьевский монастырь г. Ярославль Храм Положения Ризы Божией Матери в Крестах (Крестобогородская) г. Ярославль Храм Тихона Патриарха Московского г. Ярославль Храм Иннокентия, митрополита Московского г. Ярославль
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.07738 c.